Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы по изобразительному искусству («Сборник рабочих программ», Москва, «Просвещение»,2011 год), и на основе авторской программы «Изобразительное искусство» Б.М. Неменского, В.Г. Горяева, Г.Е. Гуровой ( УМК «Школа России»)Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы по изобразительному искусству («Сборник рабочих программ», Москва, «Просвещение»,2011 год), и на основе авторской программы «Изобразительное искусство» Б.М. Неменского, В.Г. Горяева, Г.Е. Гуровой ( УМК «Школа России»)
рабочая программа ИЗО.docx
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Андринская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено:
Согласовано:
На методическом Совете
Зам. директора по УР
Утверждаю:
Директор Школы
Протокол №1
___________ Грогуленко М.А.
____________ О.М. Федоренко
От «28» «августа» 2017г.
«28» «августа» 2017 г.
Приказ №167 од
от«29» «августа»2017г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Изобразительное искусство»
для учащихся 4 класса
с 1 сентября 2017 года по 1 сентября 2018 года
Автор рабочей программы Емельянова О.Ю.
ФИО учителя
Квалификационная категория первая
Составлена на основе авторской программы Неменский Б.М.. Изобразительное искусство.14
классы.
Программа для ОУ, рекомендована МО РФ
(название авторской (примерной) программы, гриф, издательство и год издания)
Москва, издательство «Просвещение» 2011 г.
Учебник Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерских А.С. Под. Ред. Б. М. Неменского
Изобразительное искусство: Искусство вокруг нас: 4 класс , М: Просвещение, 2014,
рекомендовано МО РФ
(название учебника, автор, гриф, издательство и год издания)
Количество часов в неделю 1 Количество часов в году 34
г.п. Андра
1 20172018 учебный год
Содержание:
Номер страницы
3
34
4
5
5
69
910
1011
1114
Название раздела
Пояснительная записка
Цели и задачи дисциплины
Общая характеристика учебного предмета
Место учебного предмета в учебном плане
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Планируемые результаты освоения учебного предмета за курс
начальной школы
Система диагностики
Характеристика результатов формирования универсальных учебных
действий
Особенности организации художественной деятельности
в начальной школе
Содержание учебного материала в 4 классе 1415
Учебно – тематический план 15
Учебнометодическое обеспечение дисциплины 16
Материально – техническое обеспечение дисциплины 16
2 Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования,
Концепцией духовнонравственного развития и
воспитания личности гражданина России, примерной программы по изобразительному
искусству («Сборник рабочих программ», Москва, «Просвещение»,2011 год), и на основе
авторской программы «Изобразительное искусство» Б.М. Неменского, В.Г. Горяева, Г.Е.
Гуровой ( УМК «Школа России»), а также на основании:
Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов
для
общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы
общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ
от 09.03.04г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и
примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской
Федерации, реализующих программы общего образования»;
Приказа Минобразования и науки РФ от 30.08.2010года № 889 «О внесении изменений
в Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для
общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы
общего образования, утвержденные приказом Минобразования и науки РФ от
09.03.2004 года № 1312 « Об утверждении Федерального базисного учебного плана и
примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации,
реализующих программы общего образования»
Федерального государственного стандарта начального общего образования (Приказ
Минобразования РФ от 06.10.2009 года № 363);
Приказа МО РФ от 06.10.09г. № 373 «Об утверждении и введении в действие
федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования». Приказ Минобразования РФ от 22.12.2009 года № 15785 «Об утверждении и
введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования»;
Приказа Минобразования РФ «Об утверждении федерального перечня учебников,
рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях,
реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на
20122013 учебный год»;
Информационного письма «О применении в период введения федеральных
государственных образовательных стандартов общего образования приказа Департамента
образования и науки ХантыМансийского автономного округа – Югры от 30.01.2007 №99 «Об
утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для
образовательных учреждений ХантыМансийского автономного округаЮгры, реализующих
программы общего образования»» от 17.05.2011 № 3598/11
Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным
наполнением учебных предметов федерального компонента государственного
образовательного стандарта.
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» — формирование
художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е.
культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности
3 человеческой цивилизации,
должны быть средством
очеловечения, формирования нравственноэстетической отзывчивости на прекрасное и
накапливаемые искусством,
безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
Задачи изучения курса в контексте основных педагогических задач
образования:
воспитание интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного
опыта, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств,
уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;
развитие воображения, творческого потенциала ребенка, желания и умения
подходить к любой своей деятельности творчески, способностей к эмоционально
ценностному отношению к искусству и окружающему миру, навыков
сотрудничества в художественной деятельности;
освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных,
декоративноприкладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и
общества;
овладение
формирование
художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах
художественнотворческой деятельности, разными художественными материалами;
совершенствование эстетического вкуса.
элементарной художественной
грамотой,
Общая характеристика учебного предмета
Программа по изобразительному искусству создана на основе Требований к результатам
освоения основных образовательных программ начального общего образования (стандарты
второго поколения).
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом, его
уникальность и значимость определяется нацеленностью на развитие способностей и
творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативнообразного пространственного
мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных
объектов и явлений, их эмоционального оценивания. По сравнению с остальными учебными
предметами, развивающими рациональнологический тип мышления, изобразительное
искусство направлено в основном на формирование эмоциональнообразного,
художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной
деятельности растущей личности.
Доминирующее значение имеет направленность программы на развитие эмоционально
ценностного отношения ребенка к миру. Овладение основами художественного языка,
получение опыта эмоциональноценностного,
эстетического восприятия мира и
художественнотворческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении
смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, к
окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.
Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству
диктует необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными
материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа.
Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, будет
поддерживать интерес к художественному творчеству.
Программа содержит некоторые ознакомительные темы, связанные с компьютерной
грамотностью. Их задача – познакомить учащихся с компьютером как средством, не
заменяющим, а дополняющим другие средства.
Отличительная особенность данной рабочей программы заключается в том, что, в
4 отличие от ранее действовавшей программы Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и
художественный труд. 14 классы» рабочая программа содержит в себе четыре блока: «Виды
художественной деятельности», «Азбука искусств», «Значимые темы искусства», «Опыт
художественнотворческой деятельности». Специфика подобного деления на блоки состоит в
том, что первый блок раскрывает содержание учебного материала, второй дает
инструментарий для его практической реализации, третий намечает эмоционально
ценностную направленность тематики заданий, четвертый содержит виды и условия
деятельности, в которых ребенок может получить художественнотворческий опыт. Все блоки
об одном и том же, но раскрывают разные стороны искусства: типологическую, языковую,
ценностноориентационную и деятельностную. Они все в разной мере присутствуют
практически на каждом уроке.
графика,
Изобразительное искусство как учебный предмет опирается на такие учебные
предметы начальной школы как: литературное чтение, русский язык, музыка, труд,
природоведение, что позволяет почувствовать практическую направленность уроков
изобразительного искусства, их связь с жизнью.
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и
включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных
(пластических) искусств:
скульптура;
конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративноприкладного
искусства, народного искусства — традиционного крестьянского и народных промыслов, а
также постижение роли художника в синтетических (экранных) искусствах — искусстве
книги, театра, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими
искусствами, а также искусством народов Югры в контексте конкретных связей с
жизнью общества и человека. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по
ступенькам познания личных связей со всем миром художественно – эмоциональной
культуры.
изобразительных — живопись,
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство
как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе,
обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с
выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно
прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох.
Огромное значение имеет познание художественной культуры русского народа и
народов Севера.
Приоритетная цель художественного образования в школе — духовнонравственное
развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об
истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности
и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом
знакомиться с искусством других народов.
Место учебного предмета в учебном плане
Учебная программа «Изобразительное искусство» разработана для 1 — 4 класса начальной
школы. На изучение предмета отводится 1 ч в неделю, всего на курс — 135 ч. В 4 классе — 34 часа
в год (при 1 часе в неделю).
Рабочая программа сохраняет основное тематическое количество часов, предложенное
автором Неменским Б.М. ( 34 часа).
5 Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Приоритетная цель художественного образования в школе — духовнонравственное
развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об
истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
роль
Культуросозидающая
в
воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство
своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
программы
также
состоит
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой
культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом
открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех
людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в
жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой
стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе
взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного
опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и
эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения
детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к
действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру
человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это
является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена
через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме
личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся
личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются,
происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами.
Эмоциональноценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь
только через собственное переживание —проживание художественного образа в форме
художественных действий. Для этого необходимо освоение художественнообразного языка,
средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному
уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие
искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный
опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта
поколений и эмоциональноценностных критериев жизни.
Планируемые результаты освоения обучающимися учебного предмета
«Изобразительное искусство»
В результате изучения изобразительного искусства на ступени начального
общего образования у обучающихся:
• будут сформированы основы художественной культуры: представление о
специфике изобразительного искусства, потребность в художественном
творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных
возможностях языка искусства;
• начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и
6 воображение, учебнотворческие способности, эстетические чувства,
формироваться основы анализа произведения искусства; будут проявляться
эмоционально ценностное отношение к миру, явлениям действительности и
художественный вкус;
• сформируются основы духовно нравственных ценностей личности —
способности оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм
и нравственных идеалов, воплощённых в искусстве, отношение к себе, другим
людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом; устойчивое представление
о добре и зле, должном и недопустимом, которые станут базой самостоятельных
поступков и действий на основе морального выбора, понимания и поддержания
нравственных устоев, нашедших отражение и оценку в искусстве, — любви,
взаимопомощи, уважении к родителям, заботе о младших и старших,
ответственности за другого человека;
• появится готовность и способность к реализации своего творческого
потенциала в духовной и художественно продуктивной деятельности, разовьётся
трудолюбие, оптимизм, способность к преодолению трудностей, открытость
миру, диалогичность;
• установится осознанное уважение и принятие традиций, самобытных
культурных ценностей, форм культурно исторической, социальной и духовной
жизни родного края, наполнятся конкретным содержанием понятия «Отечество»,
«родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьётся принятие культуры и
духовных традиций многонационального народа Российской Федерации,
зародится целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органическом
единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
• будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства
сопричастности и гордости за свою Родину, российский народ и историю России,
появится осознание своей этнической и национальной принадлежности,
ответственности за общее благополучие.
Обучающиеся:
• овладеют практическими умениями и навыками в восприятии
произведений пластических искусств и в различных видах художественной
деятельности: графике (рисунке), живописи, скульптуре, архитектуре,
художественном конструировании, декоративно прикладном искусстве;
• смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку
и выражать своё отношение к событиям и
явлениям окружающего мира, к природе, человеку и обществу; воплощать
художественные образы в различных формах художественно творческой деятельности;
• научатся применять художественные умения, знания и представления о
пластических искусствах для выполнения учебных и художественно практических
задач, познакомятся с возможностями использования в творчестве различных ИКТ
средств;
• получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся
вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и
искусства, будут способны вставать на позицию другого человека;
• смогут реализовать собственный творческий потенциал, применяя
полученные знания и представления об изобразительном искусстве для
выполнения учебных и художественно практических задач, действовать
самостоятельно при разрешении проблемно творческих ситуаций в повседневной
жизни.
7 Восприятие искусства и виды художественной деятельности
Выпускник научится:
• различать основные виды художественной деятельности (рисунок,
живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно
прикладное искусство) и участвовать в художественно творческой деятельности,
используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для
передачи собственного замысла;
• различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их
специфику;
• эмоционально ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать
и передавать в художественно творческой деятельности характер, эмоциональные
состояния и своё отношение к ним средствами художественно образного языка;
• узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры
своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу,
человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего
мира и жизненных явлений;
• приводить примеры ведущих художественных музеев России и
художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и
назначение.
Выпускник получит возможность научиться:
• воспринимать произведения изобразительного искусства,
участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств,
различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
• видеть проявления художественной культуры вокруг (музеи
искусства, архитектура, скульптура, дизайн, декоративные искусства в
доме, на улице, в театре);
• высказывать аргументированное суждение о художественных
произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных
состояниях.
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Выпускник научится:
• создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в
пространстве;
• использовать
изобразительного искусства:
композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные
художественные материалы для воплощения собственного
художественно
творческого замысла;
выразительные
средства
• различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять
их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной
красками; использовать их для передачи художественного замысла в
собственной учебнотворческой деятельности;
• создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно
прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме
пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика,
одежды, украшений человека;
• наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную
форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые
8 формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике;
• использовать декоративные элементы, геометрические, растительные
узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и
стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной
художественно творческой деятельности специфику стилистики произведений
народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
Выпускник получит возможность научиться:
• пользоваться средствами выразительности языка живописи,
графики, скульптуры, декоративно прикладного искусства,
художественного конструирования в собственной художественно творческой
деятельности;
• передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя
различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на
заданные темы;
• моделировать
путём
трансформации известного, создавать новые образы природы, человека,
фантастического существа и построек средствами изобразительного
искусства и компьютерной графики;
различные
ситуации
формы,
новые
• выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции,
используя язык компьютерной графики в программе Paint.
Значимые темы искусства.
О чём говорит искусство?
Выпускник научится:
• осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной
художественно творческой деятельности;
• выбирать
художественные
художественной
выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи
своего отношения к ним; решать художественные задачи с опорой на правила
перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия;
материалы,
средства
• передавать характер и намерения объекта (природы, человека,
сказочного героя, предмета, явления и т. д.) в живописи, графике и
скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта.
Выпускник получит возможность научиться:
• видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие
природы, человека, зданий, предметов;
• понимать и передавать в художественной работе разницу
представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять
терпимость к другим вкусам и мнениям;
• изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним
своё отношение;
• изображать многофигурные композиции на значимые жизненные
темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.
Система диагностики.
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
9 1 Активность участия.
2 Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
3 Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
4 Самостоятельность.
5 Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
1 Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как
организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты
изображения, как выражена общая идея и содержание).
2 Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как
использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
3 Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного
работы.
образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления
Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Формы контроля уровня обученности
1 Викторины
2 Кроссворды
3 Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
4 Тестирование
Характеристика результатов формирования универсальных учебных
действий.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных
свойствах учащихся, которые они должны преобразовать в процессе освоения
учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
• чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего посёлка;
• уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и
• понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого
мира в целом;
отдельного человека;
• сформированность эстетических чувств, художественнотворческого мышления,
наблюдательности и фантазии;
• сформированность эстетических потребностей (потребностей на общении с
искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему
миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности),
ценностей и чувств;
• развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально—нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
• овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной
творческой работ в команде одноклассников од руководством учителя;
• умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности,
соотносить свою часть рабаты с общим замыслом;
10 • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и
работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения
содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформулированности
универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и
практической творческой деятельности:
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением
сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
• формирование умения понимать причины успеха неуспеха учебной деятельности
и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
• освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам;
• овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе
выполнения коллективной творческой работы;
• использование средств информационных технологий для решения различных
учебнотворческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного
материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по
живописи, графике, моделированию и т. д.;
• умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с
поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно
творческих задач;
• умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение
организовать место занятий;
• осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более
высоких и оригинальных творческих результатов.
Особенности организации художественной деятельности по направлениям и блокам
предмета изобразительное искусство в начальной школе
1 блок. «Виды художественной деятельности»
Основными направлениями в художественной деятельности являются:
1. Изобразительная деятельность (живопись, рисунок, скульптура)
2. Декоративно прикладное искусство (декоративная работа – орнаменты,
росписи, эскизы оформления изделий)
3. Художественное конструирование и дизайн
архитектура)
(бумагопластика, лепка,
Эти виды художественной деятельности тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга
в решении поставленных программой задач.
Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной
деятельности представлены в игровой форме как БратьяМастера Изображения,
11 Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и
понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать
искусство.
Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества:
художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность,
передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств
человеческих чувств и идей: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и
произведение изобразительного искусства сходство и различия. Человек, мир природы в
реальной жизни — образ человека, природы в искусстве. Представление о богатстве и
разнообразии художественной культуры. Ведущие и художественные музеи России: ГТГ
Русский музей, Эрмитаж и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка
шедевров русского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных
(пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального
окружения.
Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки
и т.д. Приемы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве:
основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов,
выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и
характерные черты.
Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека,
зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет — основа языка живописи.
Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в
соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.
Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа.
Элементарные приемы работы с пластическими скульптурными материалами для создания
выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объема, вытягивание
формы). Объем — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и
животных, выраженная средствами скульптуры.
Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для
художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.).
Элементарные приемы работы с различными материалами для создания выразительного
образа (пластилин — раскатывание, набор объема, вытягивание формы; бумага и картон —
сгибание,
Представление о возможностях использования навыков
художественного конструирования и моделирования в жизни человека.
вырезание).
Декоративноприкладное искусство. Истоки декоративноприкладного искусства и
его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение
жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины,
сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представление народа о мужской
и женской красоте, отраженные в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные
образы в народной культуре и декоративноприкладном искусстве. Разнообразие форм в
природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек,
переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т.д.). Ознакомление с
произведениями народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).
2 блок. «Азбука искусства (обучение основам художественной грамоты). Как
говорит искусство?
Композиция. Элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве.
Понятие: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и
12 перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе больше, дальше — меньше, загораживания.
Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое,
темное и светлое, спокойное и динамичное и т.д. Композиционный центр (зрительный центр
композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.
Цвет. Основные и составные цвета. Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль
белой и черной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные
возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью
цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.
Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые,
закругленные спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и
художественный образ. Передача с помощью линий эмоционального состояния природы,
человека, животного.
Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в
пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные
формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере.
Силуэт.
Объем. Объем в пространстве и объем на плоскости. Способы передачи объема.
Выразительность объемных композиций.
Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т.д.). Ритм
линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и в
рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в
декоративноприкладном искусстве.
3 блок. «Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?»
Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их
характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года,
суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт.
Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных
образов природы. Постройки в природе: птичьи гнезда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик
улитки и т.д.
Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства,
изображающих природу (например, А.К. Саврасов, И.И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих,
К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.)
Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими
разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или
Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира.
Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративноприкладного
искусства.
Родина моя — Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры
народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении
жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с
музыкой, песней, хороводом; былиной, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной
культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отраженные в
искусстве. Образ защитника Отечества.
Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах
мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве.
Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих
лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм,
бескорыстие и т.д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.
13 Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование
различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных
и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных
(пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального
окружения. Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений
и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.
4 блок. «Опыт художественнотворческой деятельности»
Участие в различных видах изобразительной,
художественноконструктивной деятельности.
декоративноприкладной и
Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративноприкладного искусства.
Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные,
растения).
Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией,
цветом, объемом, фактурой.
Создание моделей предметов бытового окружения человека.
Овладение
элементарными навыками лепки и бумагопластики.
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в
рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании.
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции,
пространства, линии, штриха, пятна, объема, фактуры материала.
Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных
художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, бумажной пластики,
гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина,
глины, подручных и природных материалов.
Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений
изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.
Содержание учебного материала в 4 классе.
КАЖДЫЙ НАРОД — ХУДОЖНИК (ИЗОБРАЖЕНИЕ, УКРАШЕНИЕ, ПОСТРОЙКА В
ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДОВ ВСЕЙ ЗЕМЛИ).
Истоки родного искусства – 8 час.
Пейзаж родной земли.
Красота природы в произведениях русской живописи.
Деревня — деревянный мир.
Украшения избы и их значение.
Красота человека.
Образ русского человека в произведениях художников.
Календарные праздники.
Народные праздники (обобщение темы).
14 Древние города нашей Земли – 7 час.
Родной угол.
Древние соборы.
Города Русской земли.
Древнерусские воинызащитники.
Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва.
Узорочье теремов.
Пир в теремных палатах (обобщение темы).
Каждый народ — художник 11 час.
Страна Восходящего солнца.
Образ художественной культуры Японии.
Образ женской красоты.
Народы гор и степей.
Юрта как произведение архитектуры.
Города в пустыне.
Древняя Эллада.
Мифологические представления Древней Греции.
Европейские города Средневековья
Образ готического храма.
Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы).
Искусство объединяет народы – 8 час.
Материнство.
Образ Богоматери в русском и западноевропейском искусстве.
Мудрость старости.
Сопереживание.
Герои защитники.
Героическая тема в искусстве разных народов.
15 Юность и надежды.
Искусство народов мира (обобщение темы).
Учебнотематический план
Название раздела
Истоки родного искусства.
Древние города нашей Земли.
Каждый народ — художник.
Искусство объединяет народы
Итого:
Количество
часов
8
7
11
8
34
Учебно методическое обеспечение дисциплины
Авторы
Название
Год
Издательство
А.А.Плешаков
Сборник рабочих программ
«Школа России»
14 классы
Г.С. Ковалёва,
О.Б. Логинова
Планируемые результаты
начального общего образования
Изобразительное искусство:
Искусство вокруг нас: 4 класс
Горяева Н.А.,
Неменская Л.А.,
Питерских А.С.
Под. Ред. Б. М.
Неменского
издания
2011
2010
2014
Москва
«Просвещение»
Москва
«Просвещение»
Москва
«Просвещение»
№
п\п
1.
2.
3.
4.
№
п/п
1
2
3
Материально – техническое обеспечение дисциплины
1. Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работ.
2. Классная магнитная доска.
3. Интерактивная доска
16 4. Компьютер.
5. Мультимедиапроектор
6. Аудиозаписи по музыке, литературные произведения.
7.Слайд презентации:
по видам изобразительных искусств;
по жанрам изобразительных искусств;
по творчеству художников.
8.Гербарии.
9.Муляжи фруктов и овощей.
10.Альбомы для рисования.
11.Наборы красок, карандашей, фломастеров, гуашь, пастель.
12.Наборы кисточек.
13. Коллекция ЦОР.
17
Рабочая программа по изо 1 класс Школа России
Рабочая программа по изо 1 класс Школа России
Рабочая программа по изо 1 класс Школа России
Рабочая программа по изо 1 класс Школа России
Рабочая программа по изо 1 класс Школа России
Рабочая программа по изо 1 класс Школа России
Рабочая программа по изо 1 класс Школа России
Рабочая программа по изо 1 класс Школа России
Рабочая программа по изо 1 класс Школа России
Рабочая программа по изо 1 класс Школа России
Рабочая программа по изо 1 класс Школа России
Рабочая программа по изо 1 класс Школа России
Рабочая программа по изо 1 класс Школа России
Рабочая программа по изо 1 класс Школа России
Рабочая программа по изо 1 класс Школа России
Рабочая программа по изо 1 класс Школа России
Рабочая программа по изо 1 класс Школа России
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.