Рабочая программа по ИЗО (3 класс) Школа России
Оценка 4.8

Рабочая программа по ИЗО (3 класс) Школа России

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
изобразительное искусство
3 кл
11.02.2017
Рабочая программа по ИЗО (3 класс) Школа России
Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, в том числе и через приобщение детей к художественной культуре, обучение их умению видеть прекрасное в жизни и искусстве, эмоционально воспринимать произведения искусства и грамотно формулировать своё мнение о них, а так- же – умению пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни и в проектной деятельности (как индивидуальной, так и коллективной). Эти навыки и умения, безусловно, обогащают внутренний мир учащихся, существенно расширяют их кругозор и дают им возможность более осознанно и цельно постигать окружающий мир.
Рабочая программа по ИЗО 3 класс.docx
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса разработана на основе следующих нормативных документов:  Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (от 26. 11. 2010г. № 1241),    Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении   и   введении   в   действие   Федерального   государственного   образовательного стандарта начального общего образования»,  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования»,  Концепция   духовно­нравственного   развития   и   воспитания   личности   гражданина   России. Проект (А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков) // Вестник образования.­ № 17. ­ сентябрь 2009,  Порядок   организации   и   осуществления   образовательной   деятельности     по   основным общеобразовательным   программам   –   образовательным   программам   начального   общего, основного   общего   и   среднего   общего   образования,   утвержденным   приказом   Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015.  Постановление   Федеральной   службы   по   надзору   в   сфере   защиты   прав   потребителей   и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821­10 «Санитарно­эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».  Примерная   основная   образовательная   программа   образовательного   учреждения.   Начальная школа/ состав. Е.С.Савинов. – М.: Просвещение, 2010. – 204с. (Стандарты второго поколения). – ISBN 978­5­09­022564 – 9,   Основная   образовательная   программа   начального   общего   образования   МБОУ   «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением иностранных языков № 4» г. Курчатова  Положение о рабочей программе по учебному предмету (курсу) педагога, реализующего ФГОС второго поколения Данная программа составлена на основе авторской программы для общеобразовательных  учреждений под редакцией Б.М. Неменского, В. Г. Гурова, Л. А. Неменской, УМК. «Школа  России».Сборник рабочих программ «Школа России». 1–4 классы: пособие для учителей  общеобразовательных учреждений / С. В. Анащенкова [и др.]. М.: Просвещение, 2011. Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную гра­ мотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально­трудового выбора, личностного развития, ценно­ стных ориентации и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование   компетентной   личности,   способной   к   жизнедеятельности   и   самоопределению   в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. В процессе обучения детей   в начальной школе решаются важнейшие задачи образования (формирование предметных  и  универсальных способов  действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс   в   основных   сферах   личностного     развития   –   эмоциональной,   познавательной,  саморегуляции).   Безусловно,   каждый   предмет   имеет   свою   специфику.   Очень   важную   роль   в процессе развития и воспитания личности играет предмет  «Изобразительное искусство»,  так   как он  нацелен  на формирование  образного мышления  и  творческого  потенциала детей, на развитие у них  эмоционально­ценностного отношения к миру. Одной   из   важнейших   задач   образования   в   начальной   школе   является   формирование  функционально   грамотной     личности,   обладающей   не   только   предметными,   но   и  универсальными знаниями и умениями. Основы   функциональной грамотности закладываются   в начальных классах, в том  числе и через  приобщение детей  к художественной  культуре,  обучение их     умению видеть   прекрасное   в жизни и искусстве, эмоционально воспринимать произведения искусства  и   грамотно формулировать   своё   мнение о   них, а   так­ же – умению  пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни и в проектной деятельности (как индивидуальной, так и  коллективной). Эти  навыки и  умения, безусловно, обогащают внутренний мир  учащихся, существенно расширяют их кругозор и дают  им  возможность более  осознанно и цельно постигать  окружающий мир.     Целью  изучения предмета «Изобразительное искусство» в начальной школе является:   развитие личности учащихся средствами искусства, получение эмоционально­ценностного опыта   восприятия   произведений   искусства   и   опыта   художественно­творческой деятельности,  формирование представления о многообразии культур народов Земли и о единстве представлений народов о духовной красоте человека. Основными задачами реализации содержания курса являются:  воспитание   эстетических   чувств,   интереса   к   изобразительному   искусству;   обогащение нравственного   опыта,   представлений   о   добре   и   зле;   воспитание   нравственных   чувств, уважения   к   культуре   народов   многонациональной   России   и   других   стран;   готовность   и способность   выражать   и   отстаивать   свою   общественную   позицию   в   искусстве   и   через искусство;   развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности   к   восприятию   искусства   и   окружающего   мира,   умений   и   навыков сотрудничества в художественной деятельности;   освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно­ прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;   овладение   элементарной   художественной   грамотой;   формирование   художественного кругозора   и   приобретение   опыта   работы   в   различных   видах   художественно­творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.   совершенствование   эмоционально­образного   восприятия   произведений   искусства   и окружающего мира;   развитие   способности   видеть   проявление   художественной   культуры   в   реальной   жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);   формирование навыков работы с различными художественными материалами.  Общая характеристика учебного предмета   Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя   на   единой   основе   всех   основных   видов   искусств:   изобразительных   –   живопись,   графика, скульптура; конструктивных – архитектура, дизайн; различных видов ДПИ, народного искусства, а так же постижение роли художника в синтетических искусствах – искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются  в контексте взаимодействия  с другими искусствами, а так же в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека. Систематизирующим методом является выделение трех основных видов  художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: —  изобразительная художественная деятельность; —  декоративная художественная деятельность; —  конструктивная художественная деятельность. Три   способа   художественного   освоения   действительности   —   изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка.   Постоянное   практическое   участие   школьников   в   этих   трех   видах   деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства. Эти три вида художественной деятельности и являются основанием для деления визуально­ пространственных   искусств   на   виды:   изобразительные   искусства,   конструктивные   искусства, декоративно­прикладные   искусства.   Одновременно   каждый   из   трех   видов   деятельности присутствует   при   создании   любого   произведения   искусства   и   поэтому   является   основой   для интеграции   всего   многообразия   видов   искусства   в   единую   систему,   членимую   не   по  принципу перечисления   видов   искусства,   а   по   принципу   выделения   того   и   иного   вида   художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на   произведении   искусства,   но   и   на деятельности   человека,   на   выявлении   его   связей   с искусством в процессе ежедневной жизни. Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья­Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство. Тематическая   цельность   и   последовательность   развития   курса   помогают   обеспечить прозрачные   эмоциональные   контакты   с   искусством   на   каждом   этапе   обучения.   Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно­эмоциональной культуры. Предмет   «Изобразительное   искусство»   предполагает   сотворчество   учителя   и   ученика; диалогичность;   четкость   поставленных   задач   и   вариативность   их   решения;   освоение   традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов. Основные виды   учебной   деятельности —   практическая   художественно­творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства. Практическая  художественно­творческая   деятельность (ребенок   выступает   в   роли художника)  и  деятельность   по   восприятию   искусства (ребенок   выступает   в   роли   зрителя, осваивая   опыт   художественной   культуры)   имеют   творческий   характер.   Учащиеся   осваивают различные   художественные   материалы   (гуашь   и   акварель,   карандаши,   мелки,   уголь,   пастель, пластилин,   глина,   различные   виды   бумаги,   ткани,   природные   материалы),   инструменты   (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.). Одна   из   задач   — постоянная   смена   художественных   материалов, овладение   их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к   предмету,   изучению   искусства   и   является   необходимым   условием   формирования   личности каждого. Восприятие   произведений   искусства предполагает   развитие   специальных   навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений   искусства   и   собственной   творческой   практической   работы   происходит формирование образного художественного мышления детей. Особым   видом   деятельности   учащихся   является   выполнение   творческих   проектов   и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете. Развитие художественно­образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие   наблюдательности,   т.е.   умения   вглядываться   в   явления   жизни,   и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности. Наблюдение   и   переживание   окружающей   реальности,   а   также   способность   к   осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная  цель — духовное развитие личности, т. е. формирование у ребенка   способности   самостоятельного   видения   мира,   размышления   о   нем,   выражения   своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.              Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднима­ ется   год   за   годом,   урок   за   уроком   по   ступенькам   познания   личных   связей   со   всем   миром художественно­эмоциональной культуры. Принцип опоры на личный опыт ребенка и расширения, обогащения его освоением культуры выражен в самой структуре программы.           Тема   1   класса   —  «Ты   изображаешь,   украшаешь   и   строишь».  Дети   знакомятся   с   присутствием   разных   видов   художественной   деятельности   в   повседневной   жизни,   с   работой художника,  учатся  с  разных  художнических  позиций  наблюдать реальность,  а также,  открывая первичные основания изобразительного языка, — рисовать, украшать и конструировать, осваивая выразительные свойства различных художественных материалов.       Тема 2 класса — «Искусство и ты». Художественное развитие ребенка сосредотачивается на способах выражения в искусстве чувств человека, на художественных средствах эмоциональной оценки: доброе — злое, взаимоотношении реальности и фантазии в творчестве художника.        Тема 3 класса — «Искусство вокруг нас». Показано присутствие пространственно­визуальных искусств в окружающей нас действительности. Учащийся узнает, какую роль играют искусства и каким образом они воздействуют на нас дома, на улице, в городе и селе, в театре и цирке, на празднике — везде, где люди живут, трудятся и созидают окружающий мир.        Тема 4 класса — «Каждый народ — художник». Дети узнают, почему у разных народов по­ разному строятся традиционные жилища, почему такие разные представления о женской и мужской красоте, так отличаются праздники. Но, знакомясь с разнообразием народных культур, дети учатся видеть,   как   многое   их   объединяет.   Искусство   способствует   взаимопониманию   людей,   учит сопереживать   и   ценить   друг   друга,   а   непохожая,   иная,   красота   помогает   глубже   понять   свою родную куль­гуру и ее традиции. Восприятие   произведений   искусства   и   практические   творческие   задания,   подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ. Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков  индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой  деятельности. Коллективные формы работы  могут быть разными: работа по группам; индивидуально­ коллективная   работ,   когда   каждый   выполняет   свою   часть   для   общего   панно   или   постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать   друг   друга,   с   уважением   и   интересом   относиться   к   работе   товарища,   а   общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой­то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину. Художественная   деятельность   школьников   на   уроках   находит   разнообразные   формы выражения:   изображение   на   плоскости   и   в   объеме   (с   натуры,   по   памяти,   по   представлению); декоративная   и   конструктивная   работа;   восприятие   явлений   действительности   и   произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы   на   уроках;   изучение   художественного   наследия;   подбор   иллюстративного   материала   к изучаемым   темам;   прослушивание   музыкальных   и   литературных   произведений   (народных, классических, современных). Художественные  знания,  умения и  навыки  являются  основным  средством  приобщения к художественной   культуре.   Средства   художественной   выразительности   —   форма,   пропорции, пространство,   светотональность,   цвет,   линия,   объем,   фактура   материала,   ритм,   композиция   — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения. На   уроках   вводится   игровая   драматургия   по   изучаемой   теме,   прослеживаются   связи   с музыкой, литературой, историей, трудом. Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины.   На   протяжении   всего   курса   обучения   школьники   знакомятся   с   выдающимися произведениями   архитектуры,   скульптуры,   живописи,   графики,   декоративно­прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное   значение  имеет  познание  художественной  культуры  своего народа.         Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности  активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.              Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои   работы,   ощутить   радость   успеха.   Выполненные   на   уроках   работы   учащихся   могут   быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы. Характеристика организации учебного процесса При организации учебного процесса используются:      информационно ­ коммуникационные технологии; технология личностно­ориентированного обучения, организации учебного сотрудничества;  элементы здоровьесберегающих технологий. Формы организации учебного процесса  Программа   предусматривает   проведение   традиционных   и   нетрадиционных   (уроки­ путешествия, творческие лаборатории),  уроков, обобщающих уроков  Используется индивидуальная работа Методы организации учебного процесса  методы организации учебно­познавательной деятельности: – словесные, наглядные, практические;  –   проблемно­поисковый,   обеспечивающий   «открытие»   детьми   нового   знания   и   активное освоение различных способов  познания окружающего: наблюдения за явлениями природы и общественной   жизни;   выполнение   практических   работ   и   опытов,   в   том   числе исследовательского характера; – методы самостоятельной работы и работы под руководством;   методы стимулирования и мотивации:  –   методы   стимулирования   интереса   к   учению   (познавательные   игры,   учебные   дискуссии, создание эмоционально­нравственных ситуаций);  –   методы   стимулирования   долга   и   ответственности   (убеждения,   предъявление   требований, «упражнения» в выполнении требований, поощрения, порицания);   методы контроля и самоконтроля   интерактивные методы обучения   Контроль знаний, умений и навыков учащихся по предмету  «Изобразительное искусство»  проводится в форме беседы, викторин, кроссвордов, выставок творческих (индивидуальных и  коллективных) работ, тестирования. Описание места учебного предмета в учебном плане Учебный курс «Изобразительное искусство» в 3 классе соответствует образовательной области «Искусство» базисного учебного плана.  На изучение курса «Изобразительное искусство» в каждом классе начальной школы отводится 1 ч в неделю.  Программа рассчитана на 135  ч за 4 года обучения.  В 3 классе — 34 ч за год (34 учебные недели). Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета Приоритетная   цель   художественного   образования   в   школе   —  духовно­нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной че­ ловечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.  Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.  В   основу   программы   положен   принцип   «от   родного   порога   в   мир   общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения. Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.       Программа   построена   так,   чтобы   дать   школьникам   ясные   представления   о   системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала.   Стремление   к   выражению   своего   отношения   к   действительности   должно   служить источником развития образного мышления. Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.    Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме,  в форме личного творческого опыта.  Только   тогда,   знания   и   умения   по   искусству   становятся   личностно   значимыми, связываются  с реальной жизнью и  эмоционально окрашиваются, происходит развитие  личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.       Особый   характер   художественной   информации   нельзя   адекватно   передать   словами. Эмоционально­ценностный,  чувственный  опыт, выраженный  в  искусстве,  можно постичь  только через   собственное   переживание   —  проживание   художественного   образа  в   форме художественных   действий.   Для   этого   необходимо   освоение   художественно­образного   языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие   чувств,   освоение   художественного   опыта   поколений   и   эмоционально­ценностных критериев жизни. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся,  которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе  «Изобразительное искусство»:  чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;  уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в  целом;  понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного  человека;  сформированность эстетических чувств, художественно­творческого мышления,  наблюдательности и фантазии;  сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством,  природой, потребностей в творческом ­  отношении к окружающему миру, потребностей в  самостоятельной практической творческой деятельности;  овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы  в команде одноклассников под руководством учителя;  умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою  часть работы с общим замыслом;  умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу  одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и  средств его выражения.  Метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является  формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).      Регулятивные УУД  проговаривать последовательность действий на уроке.  учиться работать по предложенному учителем плану.  учиться отличать верно выполненное задание от неверного.  учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку    деятельности класса на уроке.         Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.      Познавательные УУД  ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью  учителя.  делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на  развороте, в оглавлении, в словаре).  добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный  опыт и информацию, полученную на уроке.  перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы  всего класса.  сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным  средствам, жанрам и т.д.).  преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и  рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.        Коммуникативные УУД  уметь пользоваться языком изобразительного искусства: ­ донести свою позицию до собеседника; ­ оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или  небольшого текста).  уметь слушать и понимать высказывания собеседников.  уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.  совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках  изобразительного искусства и следовать им.  учиться согласованно работать в группе: а) учиться планировать работу в группе; б) учиться распределять работу между участниками проекта; в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно­творческой  деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:   знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика,  скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);  знание основных видов и жанров пространственно­визуальных искусств;  понимание образной природы искусства;   эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;  применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения  художественно­творческих работ;  способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько  великих произведений русского и мирового искусства;  умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о  содержании, сюжетах и выразительных средствах;   усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;  умение видеть проявления визуально­пространственных искусств в окружающей жизни: в  доме, на улице, в театре, на празднике;  способность использовать в художественно­творческой деятельности различные  художественные материалы и художественные техники;    способность передавать в художественно­творческой деятельности характер,  эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;  умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;  освоение умений применять в художественно—творческой  деятельности основ  цветоведения, основ графической грамоты;  овладение  навыками  моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками  изображения средствами аппликации и коллажа;   умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы  различных регионов нашей страны;   умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности  человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную  культуру;   изображение в творческих работах  особенностей художественной культуры разных  (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы,  человека, народных традиций;  умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые  (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;  способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших  исторический облик, — свидетелей нашей истории;  умение  объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для  современного общества;  выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и  историческим ансамблям древнерусских городов;   умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и  богатой духовной жизни, красоту внутреннего  мира человека.     В результате изучения искусства у обучающихся: Требования к уровню подготовки обучающихся  будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике  искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством;  начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие  способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства;  сформируются основы духовно­нравственных ценностей личности, будет проявляться  эмоционально­ценностное отношение к миру, художественный вкус;  появится способность к реализации творческого потенциала в духовной, художественно­ продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, открытость миру, диалогичность;  установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурно­исторической,  социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержание понятия  «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, зародится  социально ориентированный взгляд на мир;  будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою  Родину, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, от­ ветственности за общее благополучие. Обучающиеся:  овладеют умениями и навыками восприятия произведений искусства; смогут понимать  образную природу искусства; давать эстетическую оценку явлениям окружающего мира;  получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог,  участвовать в обсуждении значимых явлений жизни и искусства;  научатся различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные  музеи России (и своего региона);  будут использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно­ творческого замысла; смогут выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, ис­ пользуя язык компьютерной графики в программе Paint. К концу 3 класса учащиеся должны знать:  • • • • • основные виды и жанры изобразительных искусств; основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, композиция); имена выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные про  изведения; названия наиболее крупных художественных музеев России; названия известных центров народных художественных ремесел России. Учащиеся должны уметь:  • • • применять художественные материалы (гуашь, акварель) в творческой деятельности; различать основные и составные, теплые и холодные цвета; узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников; Содержание курса  (135ч) ТЫ ИЗОБРАЖАЕШЬ, УКРАШАЕШЬ И СТРОИШЬ  Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения  Изображения всюду вокруг нас.Мастер Изображения учит видеть. Изображать можно пятном. Изображать можно в объеме. Изображать можно линией. Разноцветные краски. Изображать можно и то, что невидимо. Художники и зрители (обобщение темы). Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения  Мир полон украшений.  Красоту надо уметь замечать. Узоры, которые создали люди.  Как украшает себя человек. Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы). Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки  Постройки в нашей жизни.  Дома бывают разными. Домики, которые построила природа.Дом снаружи и внутри. Строим город. Все имеет свое строение. Строим вещи.  Город, в котором мы живем (обобщение темы). Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу  Три Брата­Мастера всегда трудятся вместе.  Сказочная страна». Создание панно. «Праздник весны». Конструирование из бумаги. Урок любования. Умение видеть.  Здравствуй, лето! (обобщение темы). ИСКУССТВО И ТЫ   Чем и как работают художники  Три основные краски –красная, синяя, желтая. Пять красок — все богатство цвета и тона. Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности. Выразительные возможности аппликации. Выразительные возможности графических материалов.  Выразительность материалов для работы в объеме. Выразительные возможности бумаги.  Для художника любой материал может стать выразительным  (обобщение темы). Реальность и фантазия  Изображение и реальность  Изображение и фантазия. Украшение и реальность. Украшение и фантазия  Постройка и реальность. Постройка и фантазия. Братья­Мастера Изображения, украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы). О чём говорит искусство  Выражение характера изображаемых животных. Выражение характера человека в изображении:  мужской образ. Выражение характера человека в изображении: женский образ. Образ человека и его характер, выраженный в объеме. Изображение природы в различных  состояниях. Выражение характера человека через украшение. Выражение намерений через  украшение. В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли,  настроение, свое отношение к миру (обобщение темы).  Как говорит искусство  Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного. Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета. Линия как средство выражения:  ритм линий. Линия как средство выражения: характер линий. Ритм пятен как средство выражения. Пропорции выражают характер. Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности. Обобщающий урок года. ИСКУССТВО ВОКРУГ НАС  Искусство в твоем доме   Твои игрушки придумал художник. Посуда у тебя дома. Мамин платок. Обои и шторы в твоем доме. Твои книжки. Поздравительная открытка. Что сделал художник в нашем доме (обобщение темы). Искусство на улицах твоего города  Памятники архитектуры — наследие веков. Парки, скверы, бульвары. Ажурные ограды. Фонари на улицах и в парках. Витрины магазинов. Транспорт в городе. Что делал художник на улицах моего города (села) (обобщение темы). Художник и зрелище  Художник в цирке. Художник в театре. Маски. Театр кукол Афиша и плакат. Праздник в городе. Школьный праздник­карнавал (обобщение темы). Художник и музей   Музеи в жизни города. Изобразительное искусство. Картина­пейзаж. Картина­портрет. Картина­натюрморт. Картины исторические и бытовые. Скульптура в музее и на улице. Художественная выставка (обобщение темы). КАЖДЫЙ НАРОД — ХУДОЖНИК  (ИЗОБРАЖЕНИЕ, УКРАШЕНИЕ, ПОСТРОЙКА В ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДОВ ВСЕЙ  ЗЕМЛИ) Истоки родного искусства – Пейзаж родной земли Гармония жилья с природой. Деревня — деревянный мир. Образ красоты человека. Народные праздники (обобщение темы). Древние города нашей Земли  Древнерусский город­крепость. Древние соборы. Древний город и его жители. Древнерусские воины­защитники. Города Русской земли. Узорочье теремов. Праздничный пир в теремных палатах (обобщение темы).  Каждый народ — художник  Страна Восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Искусство народов гор и степей. Образ художественной культуры Средней Азии. Образ художественной культуры Древней Греции. Образ художественной культуры средневековой  Западной Европы. Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы). Искусство объединяет народы  Все народы воспевают материнство. Все народы воспевают мудрость старости. Сопереживание — великая тема искусства. Герои, борцы и защитники. Юность и надежды. Искусство народов мира (обобщение темы). Содержание  учебного предмета  3 класс (34 ч) Тема 1. Искусство в твоем доме (8 ч)     Здесь "Мастера" ведут ребенка в его квартиру и выясняют, что же каждый из них "сделал" в  ближайшем окружении ребенка, и в итоге выясняется, что без их участия не создавался ни один  предмет дома, не было бы и самого дома. Твои игрушки    Игрушки – какими им быть – придумал художник. Детские игрушки, народные игрушки,  самодельные игрушки. Лепка игрушки из пластилина или глины. Посуда у тебя дома    Повседневная и праздничная посуда. Конструкция, форма предметов и роспись и украшение  посуды. Работа "Мастеров Постройки, Украшения и Изображения" в изготовлении посуды.  Изображение на бумаге. Лепка посуды из пластилина с росписью по белой грунтовке. Мамин платок    Эскиз платка: для девочки, для бабушки, то есть разных по содержанию, ритмике рисунка,  колориту, как средство выражения. Обои и шторы в твоем доме    Эскизы обоев или штор для комнаты, имеющей четкое назначение: спальня, гостиная, детская.  Можно выполнить и в технике набойки. Твои книжки    Художник и книга. Иллюстрации. Форма книги. Шрифт. Буквица. Иллюстрирование выбранной  сказки или конструирование книжки­игрушки. Поздравительная открытка    Эскиз открытки или декоративной закладки (по растительным мотивам). Возможно исполнение в  технике граттажа, гравюры наклейками или графической монотипии. Что сделал художник в нашем доме (обобщение темы)    В создании всех предметов в доме принял участие художник. Ему помогали наши "Мастера  Изображения, Украшения и Постройки". Понимание роли каждого из них. Форма предмета и ее  украшение. На обобщающем уроке можно организовать игру в художников и зрителей или игру в  экскурсоводов на выставке работ выполненных в течение четверти. Ведут беседу три "Мастера". Они рассказывают и показывают, какие предметы окружают людей  дома в повседневной жизни. Есть ли вообще дома предметы, над которыми не работали  художники? Понимание, что все, что связано с нашей жизнью, не существовало бы без труда  художников, без изобразительного, декоративно­прикладного искусства, архитектуры, дизайна, это должно быть итогом и одновременно открытием. Тема 2. Искусство на улицах твоего города (7 ч) Памятники архитектуры – наследие веков    Изучение и изображение архитектурного памятника, своих родных мест. Парки, скверы, бульвары    Архитектура, постройка парков. Образ парка. Парки для отдыха, парки­музеи, детские парки.  Изображение парка, сквера, возможен коллаж. Ажурные ограды    Чугунные ограды в Санкт­Петербурге и в Москве, в родном городе, деревянный ажур  наличников. Проект ажурной решетки или ворот, вырезание из сложенной цветной бумаги и  вклеивание их в композицию на тему "Парки, скверы, бульвары". Фонари на улицах и в парках    Какими бывают фонари? Форму фонарей тоже создает художник: праздничный, торжественный  фонарь, лирический фонарь. Фонари на улицах городов. Фонари – украшение города. Изображение  или конструирование формы фонаря из бумаги. Витрины магазинов    Роль художника в создании витрин. Реклама. Проект оформления витрины любого магазина (по  выбору детей). Транспорт в городе    В создании формы машин тоже участвует художник. Машины разных времен. Умение видеть  образ в форме машин. Придумать, нарисовать или построить из бумаги образы фантастических  машин (наземных, водных, воздушных). Что сделал художник на улицах моего города (обобщение темы)    Опять должен возникнуть вопрос: что было бы, если бы наши "Братья­Мастера" ни к чему не  прикасались на улицах нашего города? На этом уроке из отдельных работ создается одно или  несколько коллективных панно. Это может быть панорама улицы района из нескольких склеенных в полосу рисунков в виде диорамы. Здесь можно разместить ограды и фонари, транспорт.  Дополняется диорама фигурами людей, плоскими вырезками деревьев и кустов. Можно играть в  "экскурсоводов" и "журналистов". Экскурсоводы рассказывают о своем городе, о роли  художников, которые создают художественный облик города. Тема 3. Художник и зрелище (11 ч)    В зрелищных искусствах "Братья­Мастера" принимали участие с древних времен. Но и сегодня их роль незаменима. По усмотрению педагога, можно объединить большинство уроков темы идеей создания кукольного спектакля, к которому последовательно выполняются занавес, декорации,  костюмы, куклы, афиша. В конце на обобщающем уроке можно устроить театрализованное  представление. Театральные маски    Маски разных времен и народов. Маски в древних образах, в театре, на празднике.  Конструирование выразительных острохарактерных масок. Художник в театре    Вымысел и правда театра. Праздник театра. Декорации и костюмы персонажей. Театр на столе.  Создание макета декораций спектакля. Театр кукол    Театральные куклы. Театр Петрушки. Перчаточные куклы, тростевые, марионетки. Работа  художника над куклой. Персонажи. Образ куклы, ее конструкция и украшение. Создание куклы на  уроке. Театральный занавес    Роль занавеса в театре. Занавес и образ спектакля. Эскиз занавеса к спектаклю (коллективная  работа, 2–4 человека). Афиша, плакат    Значение афиши. Образ спектакля, его выражение в афише. Шрифт. Изображение. Художник и цирк    Роль художника в цирке. Образ радостного и таинственного зрелища. Изображение циркового  представления и его персонажей. Как художники помогают сделать праздник. Художник и зрелище (обобщающий урок)    Праздник в городе. "Мастера Изображения, Украшения и Постройки" помогают создать  Праздник. Эскиз украшения города к празднику. Организация в классе выставки всех работ по  теме. Замечательно, если удастся сделать спектакль и пригласить гостей и родителей. Тема 4. Художник и музей (8 ч) Музеи в жизни города    Разнообразные музеи. Роль художника в организации экспозиции. Крупнейшие художественные  музеи: Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Эрмитаж,  Русский музей, музеи родного города. Искусство, которое хранится в этих музеях    Что такое "картина". Картина­натюрморт. Жанр натюрморта. Натюрморт как рассказ о человеке.  Изображение натюрморта по представлению, выражение настроения. Картина­пейзаж    Смотрим знаменитые пейзажи: И.Левитана, А.Саврасова, Н.Рериха, А.Куинджи, В.Ван Гога,  К.Коро. Изображение пейзажа по представлению с ярко выраженным настроением: радостный и  праздничный пейзаж; мрачный и тоскливый пейзаж; нежный и певучий пейзаж.    Дети на этом уроке вспомнят, какое настроение можно выразить холодными и теплыми цветами,  глухими и звонкими и, что может получиться при их смешении. Картина­портрет    Знакомство с жанром портрета. Портрет по памяти или по представлению (портрет подруги,  друга). Скульптура в музее и на улице.     В музеях хранятся скульптуры известных мастеров    Учимся смотреть скульптуру. Скульптура в музее и на улице. Памятники. Парковая скульптура.  Лепка фигуры человека или животного (в движении) для парковой скульптуры. Исторические картины и картины бытового жанра    Знакомство с произведениями исторического и бытового жанра. Изображение по представлению  исторического события (на тему русской былинной истории или истории средневековья, или  изображение своей повседневной жизни: завтрак в семье, мы играем и т.д.). Музеи сохраняют историю художественной культуры, творения великих художников  (обобщение темы)    "Экскурсия" по выставке лучших работ за год, праздник искусств со своим собственным  сценарием. Подвести итог: какова роль художника в жизни каждого человека. Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета. Критерии оценивания              Система оценки достижения планируемых результатов изучения предмета предполагает комплексный  уровневый  подход к оценке результатов обучения. Объектом оценки предметных результатов   служит   способность   второклассниками   решать   учебно­познавательные   и   учебно­ практические   задачи.   Оценка   индивидуальных   образовательных   достижений   ведётся   «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.              В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стандартизированных работ по предмету. Остальные работы подобраны так, чтобы   их   совокупность   демонстрировала   нарастающие   успешность,   объём   и   глубину   знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.         Критериями оценивания являются:   соответствие   достигнутых   предметных,   метапредметных   и   личностных   результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС; динамика   результатов   предметной   обученности,   формирования   универсальных   учебных действий. Особенности организации контроля по изобразительному искусству Контроль   за   уровнем   достижений   обучающихся   по   изобразительному   искусству   проводится   в форме устной оценки за выполненную работу. Этапы оценивания детского рисунка решение композиции: как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выдержана общая идея и содержание; характер   формы   предметов:   степень   сходства   изображения   с   предметами   реальной действительности или умение подметить и передать в изображении наиболее характерное; качество конструктивного построения: как выражена конструктивная основа формы, как связаны детали предмета между собой и с общей формой; владение   техникой:   как   обучающийся   пользуется   карандашом,   кистью,   как   использует штрих, мазок в построении изображения, какова выразительность линии, штриха, мазка; общее впечатление от работы: рассматриваются возможности ребенка, его успехи в данном деле, его вкус. В 3 классе отметки выставляются по пятибалльной шкале. В конце  урока проводится  выставка и обсуждение творческих работ обучающихся. Раз в год обучающиеся по желанию  принимают участие в выставке декоративно­прикладного творчества на школьном и  муниципальном уровнях. Учёт ошибок и оценка работ «5» ­ поставленные задачи выполнены быстро и хорошо, без ошибок,  работа выразительна и  интересна. «4» ­ поставленные задачи выполнены быстро, но работа не выразительна, хотя и не имеет грубых  ошибок. «3» ­ поставленные задачи выполнены частично, работа не выразительна, в ней можно обнаружить  грубые ошибки. «2» ­ поставленные задачи не выполнены. Формы контроля текущая аттестация       индивидуальный и фронтальный опрос работа в паре, в группе проектная деятельность презентация своей работы отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ  итоговая (четверть, год) аттестация  конференция   достижений учащихся урочная деятельность    анализ динамики текущей успеваемости портфолио анализ психолого­педагогических исследований Тематическое планирование с определением основных видов  учебной деятельности обучающихся Наименование  раздела  программы, тема Искусство в твоем доме Твои игрушки придумал  художник.   Посуда у тебя  дома Обои и шторы в твоем  доме.     Мамин платок.  Твои книжки.    Поздравительная  открытка.    Что сделал  художник в нашем доме  (обобщение темы). Искусство на улицах  твоего города.      Памятники архитектуры —  наследие веков.    Парки,  скверы, бульвары.    Ажурные ограды.     Фонари на улицах  и в парках.    Витрины  магазинов.    Транспорт в  Характеристика деятельности учащихся (основные учебные умения и действия) Осуществлять поиск необходимой информации для  выполнения задания с использованием учебной  литературы. Овладевать основами языка живописи,  графики, скульптуры, ДПИ, художественного  конструирования. Понимать условность и субъективность  художественного образа. Выполнять учебные  действия. Выражать в беседах свое отношение к  произведению искусства. Кол­во часов 8 7 городе.  Что делал художник  на улицах моего города (села) (обобщение темы). Художник и зрелище Художник в цирке.    Художник в театре.    Маски.  Театр кукол.    Афиша и  плакат.   Праздник в городе.    Школьный праздник­ карнавал (обобщение темы). Художник и музей Музеи в жизни города.     Изобразительное искусство.  Картина­пейзаж.    Картина­ портрет.   Картина­ натюрморт.    Картины  исторические и бытовые.      Скульптура в музее и на  улице.    Художественная  выставка (обобщение темы). Эмоционально откликаться на образы персонажей  театрализованных представлений. Понимать и  объяснять важную роль художника в цирке, театре и  т.д. Овладевать навыками создания объемно­ пространственной композиции.  Иметь представление о самых разных музеях и роли художника в создании экспозиции. Рассуждать,  рассматривать и сравнивать картины. Создавать  композиции на заданную тему. 11 8 Описание        учебно­методического        и       материально­технического обеспечения        образовательного        процесса. Учебно­методическое обеспечение для учителя: Горяева Н.А. Неменская Л.А. Питерских А.С. Учебник. «Искусство вокруг нас» ­ М.:  Просвещение, 2012 г. Неменский Б.М. «ИЗО и художественный труд» М.: Просвещение, 2011г. Б. М. Неменский «Методическое пособие по изобразительному искусству». М.: Просвещение, 2012 г. Шампарова  Л.В. и др. «Изобразительное искусство» Поурочные разработки по учебнику Л.А.  Неменской: 1­4 классы. Учебно­методическое обеспечение для учащихся:  Горяева Н.А. Неменская Л.А. Питерских А.С. Учебник «Искусство вокруг нас» ­ М.: Просвещение, 2021 г.  Оборудование и приборы:   ученические столы двухместные с комплектом стульев;  стол учительский с тумбой;  классная доска.  персональный компьютер   мультимедийный проектор. Интернет. Медио­ресурсы: http://www.openclass.ru/ http://www.zavuch.info/ http://900igr.net/prezentacii­po­izo.html http://tapisarevskaya.rusedu.net/ www.planetaznaniy.astrel.ru www.nachalka.com www.school.edu.ru www.4stupeni.ru www.zavuch.info www.openclass.ru www.festival.1september.ru www.uroki.net КАЛЕНДАРНО­ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ (приложение к рабочей программе по изобразительному искусству 3 класс «Школа России») Тема урока № п/п Тип  урока Основные виды  учебной деятельности Планируемые предметные результаты освоения Вид контроля Универсальные учебные Дата действия по по плану факту 1 четверть  материала Вводный урок  (1 час) 1 Мастера  Изображения,  Постройки и  Украшения.  Художественные  материалы Урок  введения  в новую  тему. Игровая, образная форма  приобщения к искусству: три Брата­ Мастера­Мастер Изображения,  Мастер Украшения и Мастер­ Постройки. Использование  различных художественных  материалов. Понимать, что создание вещи­  это большая работа, в которой   участвуют рабочие, инженеры и  художники. Искусство в твоем доме (7 часов) 2 Твои игрушки. Урок­ фантази я. Характеризовать и эстетически  оценивать разные виды игрушек,  материалы, из которых они сделаны.  Выявлять в воспринимаемых образ­ цах игрушек работу Мастеров По­ стройки, Украшения и Изображения,  рассказывать о ней.  Создавать  выразительную пластическую форму  игрушки и украшать ее, добиваясь  целостности цветового решения. 3 Посуда у тебя  дома. Комбин ированн ый  урок. Характеризовать связь между фор­ мой, декором посуды (ее  художественным образом) и ее  назначением.  Уметь выделять  конструктивный образ  (образ формы, Понимать и объяснять  единство материала, формы и  внешнего оформления игрушек (украшения).  Учиться видеть и объяснять  образное содержание  конструкции и украшения  предмета. Называть народные  игрушки: дымковские,  филимоновские,  городецкие,  богородские. Создавать  игрушки из любых подручных  материалов. Понимать зависимость формы  и декора посуды от материала  (фарфор, фаянс, дерево,  металл, стекло).  Узнавать образцы посуды,  П 05.09 Текущий  Составление плана и по­ следовательности  действий. Строить  рассуждения в  форме связи простых  суждений об объекте, его строении. Учитывать  правила в планировании  и контроле способа  решения. Текущий 12.09 Составление плана и по­ следовательности  действий.  Осуществление само­ контроля и  корректировки хода  работы и конечного  результата. Текущий Проектировать изделие:  19.09 создавать образ в  соответствии сз амыслом и реализовывать его.  Осуществлять анализ постройки) и характер декора,  украшения (деятельность каждого из  Братьев­Мастеров в процессе   создания образа посуды).  Овладевать навыками создания выразительной  формы посуды и ее декодирования в  лепке, а также навыками  изображения посудных форм,  объединённых общим, образным  решением. Рассказывать о роли художника и  этапах его работы (постройка, изо­ бражение, украшение) при создании  обоев и штор. Обретать опыт  творчества и художественно­ практические навыки в создании  эскиза обоев или штор для комнаты в  соответствии с ее функциональным  назначением. Понимать зависимость характера  узора, цветового решения платка от  того, кому и для чего он  предназначен. Знать и объяснять  основные варианты композиционного решения  росписи платка (с  акцентировкой  изобразительного  мотива в центре,  по углам, в виде  свободной росписи), а также  характер узора (растительный,  геометрический). Обрести опыт  творчества и художественно­ практические навыки в создании  эскиза росписи платка (фрагмента). Понимать роль художника и  Братьев­Мастеров в создании книги  (многообразие форм книг, обложка,  иллюстрации, буквицы ит.д.).  Узнавать  и называть произведения  объектов с выделением  существенных и  несущественных  признаков;  строить  рассуждения в  форме связи простых  суждений об объекте,  его  строении. 26.09 03.10 Текущий Оценивать по заданным  критериям.  Проектировать изделие:  создавать образ в  соответствии с замыслом и реализовывать его. Текущий Строить рассуждения в  форме связи простых  суждений об объекте, его строении. Учитывать  правила в планировании  и контроле способа  решения. созданные мастерами  промыслов (Гжель, Хохлома).  Выполнять лепку посуды с  росписью по белой грунтовке. Понимать роль цвета и декора  всоздании образа комнаты.  Создавать эскизы обоев или  штор для комнаты, имеющей  чёткое назначение (спальня,  гостиная, детская).  Понимать значение слова  «ритм». Воспринимать и эстетически  оценивать разнообразие  вариантов росписи ткани на  примере платка.  Различать постройку  (композицию), украшение  (характер декора),  изображение (стилизацию) в  процессе создания образа  платка.  Создавать эскиз  платка для мамы, девочки или  бабушки (праздничного или  повседневного). Знать и называть отдельные  элементы оформления книги  (обложка, иллюстрации,  буквицы).  Разрабатывать детскую  Текущий Овладевать навыками  коллективной работы  при выполнении учебных практических работ и  реализации  10.10 4 Обои и шторы у  тебя дома. Урок фантази я. 5 Мамин платок. Урок­ сказка. 6 Твои книжки. Урок­ проект. 7 Открытки. Комбин ированн ый  урок. 8 9 Труд художника  для твоего дома  (обобщение  темы). Урок­ игра. Памятники  архитектуры. Урок вве­ дения в  новую  тему. 2 четверть 10 Парки, скверы,  бульвары. Урок­  проект. нескольких художников  ­иллюстраторов детской  книги. Создавать проект детской  книжки­игрушки. книжку­игрушку с  иллюстрациями. Понимать и уметь объяснять роль  художника и Братьев­Мастеров в  создании форм открыток,  изображений на них.  Приобретать навыки выполнения  лаконичного выразительного  изображения. Участвовать в творческой обучающей  игре, организованной на уроке, в роли  зрителей, художников, экскурсоводов, Братьев Мастеров. Осознавать  важную роль художника, его труда в  создании среды жизни человека,  предметного мира в каждом доме. Создавать эскиз открытки или  декоративной закладки  (возможно исполнение в  технике граттажа, гравюры  наклейками или  графической монотипии). Представлять любой предмет с  точки зрения участия в его соз­ дании волшебных Братьев­  Мастеров. Участвовать в  выставке и обсуждении детских  работ. Искусство на улицах твоего города (7 часов) Воспринимать и оценивать эстети­ ческие достоинства старинных и со­ временных построек родного города  (села). Раскрывать особенности  архитектурного образа города.  Понимать, что памятники  архитектуры ­ это достояние народа,  которое необходимо беречь. Различать в архитектурном образе работу  каждого из Братьев­Мастеров. Учиться видеть архитектурный образ, образ городской среды.  Изучать и изображать один из  архитектурных памятников  своих родных мест. Понимать значение слов «па­ мятники архитектуры». несложных проектов.  Осуществлять  самоконтроль и  корректировку хода  работы и конечного  результата. Анализировать образец,  определять материалы,  контролировать и  корректировать свою  работу. Оценивать по  заданным критериям. Текущий Анализировать образец,  определять материалы,  контролировать и  корректировать свою  работу. Оценивать по  заданным критериям.  Формулировать собст­ венное мнение и позицию 17.10 24.10 . Текущий Участвовать в  31.10 обсуждении содержания  и выразительных  средств. Понимать  ценность искусства в  соответствии гармонии  человека с окружающим  миром. Давать оценку  своей работе и работе  товарища по заданным  критериям. Сравнивать и анализировать парки,  скверы, бульвары с точки зрения их  разного назначения и устроения  (парк для отдыха, детская площадка, Называть разновидности пар­ ков. Изображать парк, сквер  (возможен коллаж) или  строить игровой парк из  Текущий Овладевать приемами  14.11 коллективной  творческой работы при  выполнении учебных 11 Ажурные  ограды. Комбини­ рованный урок. парк­мемориал и др.). Создавать  образ парка в технике коллажа,  гуаши или выстраивая объемно­ пространственную композицию из  бумаги. Сравнивать между собой ажурные  ограды и дру1ие объекты (деревян­ ные наличники, ворота с резьбой,  дымники и т.д.), выявляя в них об­ щее и особенное. Различать дея­ тельность Братьев­Мастеров при  создании ажурных оград. 12 Волшебные  фонари. 13 Витрины. Комбини­ рованный урок. Урок­  проект. Различать фонари разного эмоцио­ нального звучания. Уметь объяснять  роль художника и Братьев­Мастеров  при создании нарядных обликов  фонарей. Фантазировать, создавать творческий  проект оформления витрины  магазина. Овладевать композицион­ ными и оформительскими навыками в  процессе создания образа витрины. бумаги. Понимать назначение и роль  ажурных оград в украшении  города. Создавать проект  ажурной решетки или ворот. Текущий Графически изображать или  конструировать формы фонаря из бумаги. Текущий практических работ и  реализации несложных  проектов. 21.11 28.11 Воспринимать,  сравнивать, давать  эстетическую оценку  объекту. Проектировать  изделие: создавать образ  в соответствии с  замыслом и  реализовывать его. Воспринимать,  сравнивать,  анализировать объекты,  отмечать особенности  формы и украшений. Объяснять связь  художественного оформления  витрины с профилем магазина.  Создавать проект  оформления витрины любого  магазина. Текущий Участвовать в    05.12 творческой деятельности  при выполнении учебных  практических работ и  реализации несложных  проектов. Осуществлять  самоконтроль и  корректировку хода  работы и конечного  результата. 14 Изготовление  проектной  машины. Урок­  фантази я Характеризовать, сравнивать, обсу­ ждать разные формы автомобилей и  их украшение. Видеть, сопоставлять и объяснять  связь природных форм с инженерными конструкциями и образным решением  различных видов транспорта.  Фантазировать, создавать образы  фантастических машин. Видеть образ в облике  машины. Придумать,  нарисовать или построить из  бумаги образы фантастических машин (наземных, водных,  воздушных). 12.12 Текущий Обретать новые навыки в конструировании из  бумаги. Анализировать  образцы, определять  материалы,  контролировать и  корректировать свою  работу. 15 Труд художника на улицах  твоего города  (села)  (обобщение  темы). 16 Художник в  цирке. Урок  обоб­ щения и систем а­ тизации  знаний.  Урок­  выставк а. Урок  вве­ дения в  новую  тему. Беседа о роли художника в создании  облика города. Игра в экскурсоводов, которые рас­ сказывают о своём городе, о роли  художников, которые создают худо­ жественный облик города (села).  Создавать из отдельных детских ра­ бот, выполненных в течение четверти,  коллективную композицию. Придумывать и создавать красочные  выразительные рисунки или аппли­ кации на тему циркового представ­ ления, передавая в них движение,  характеры, взаимоотношения между  персонажами. Учиться изображать  яркое, весёлое, подвижное. Создавать коллективное  панно «Наш город (село)» в  технике коллажа,  аппликации(панорама улицы из нескольких склеенных в  полосу рисунков, с  включением в них ажурных  оград, фонарей, транспорта,  дополненных фигурками  людей). Понимать и объяснять  важную роль художника в  цирке (создание красочных  декораций, костюмов,  циркового реквизита и т.д.).  Выполнять рисунок или  аппликацию на тему циркового представления. Текущий Овладевать приемами  коллективной  творческой дея­ тельности. Участвовать в занимательной образова­ тельной игре в качестве  экскурсоводов. Текущий Анализировать образец,  определять материалы,  контролировать и  корректировать свою  работу. Оценивать по  заданным критериям.  Формулировать  собственное мнение и  позицию. Текущий Осуществлять поиск ин­ формации, используя  материалы  представленных ри­ сунков и учебника, выде­ лять этапы работы. 19.12 26.12 16.01 .   23.01 3 четверть 17 Художник в  театре. Урок­  беседа. 18 Театр на столе. Урок­  проект. Художник и зрелище (11 часов) Сравнивать объекты, элементы те­ атрально­сценического мира, видеть  в них интересные выразительные  решения, превращение простых ма­ териалов в яркие образы. Понимать и уметь объяснять  роль театрального художника в создании спектакля.  Понимать значения слов  «декорация», «макет». Создавать «Театр на столе» ­ кар­ тинный макет с объёмными (лепными,  конструктивными) или плоскостными  (расписными) декорациями и  бумажными фигурками персонажей  сказки для игры в спектакль. Овла­ девать навыками создания объёмно­  пространственной композиции. Создавать театр на столе: кар­ тонный макет и персонажей  сказки для игры в спектакль.  Строить свою работу с разной  последовательностью, делать  выводы на основе личного опыта и наблюдений. Текущий Участвовать в совместной творческой деятельности  при выполнении учебных  практических работ и реа­ лизации несложных проек­ тов. Моделировать театр  на столе и давать оценку  итоговой работе. 19 Театр кукол. Урок­  беседа. 20 Мы ­ художники кукольного театра. Комбин и­ рованны й урок. 21 Конструирование сувенирной  куклы. Урок­ фантази я. Беседа об истоках развития куколь­ ного театра (Петрушка ­ герой ярма­ рочного веселья), о разновидностях  кукол: перчаточные, тростевые,  куклы ­ марионетки. Познакомиться  с куклами из коллекции С.  Образцова. Придумывать и создавать вырази­ тельную куклу (характерную головку куклы, характерные детали костюма, соответствующие сказочному персо­ нажу); применять для работы пла­ стилин, бумагу, нитки, ножницы,  куски ткани. Использовать куклу для игры в ку­ кольный спектакль. Придумывать и создавать сувенирную  куклу; применять для работы  различные материалы. Иметь представление о разных  видах кукол (перчаточные, тро­ стевые, марионетки) и их исто­ рии, о кукольном театре в наши  дни. Создавать куклу к кукольному  спектаклю. Пользоваться пластилином,  тканью и реализовывать с их  помощью свой замысел. Создавать сувенирную куклу.  Пользоваться различными ма­ териалами. 22 Театральные  маски. Урок­  беседа. Беседа о масках разных времён и  народов. Отмечать характер, на­ строение, выраженные в маске, а  также выразительность формы и  декора, созвучные образу. Объяснять роль маски в театре и на празднике. Понимать значение слова  «грим». Называть виды масок:  театральные, обрядовые, карна­ вальные. 23 Конструирование масок. Урок­ фантазия. Конструировать выразительные и  острохарактерные маски к театраль­ ному представлению или празднику. Конструировать выразительные  и острохарактерные маски.  Пользоваться различными ма­ териалами. 30.01 06.02 13.02  20.02   27.02 Текущий Осуществлять анализ объ­ ектов с выделением суще­ ственных и несуществен­ ных признаков; строить  рассуждения в форме  связи простых суждений  об объекте. Текущий Анализировать образец,  определять материалы,  контролировать и  корректировать свою  работу. Оценивать по  заданным критериям.  Давать оценку своей  работе и работе товарища  по заданным критериям Видеть и понимать  многообразие видов и  форм кукол;  конструировать раз­ личные формы; давать  эстетическую оценку  выполненных работ,  находить их недостатки  и корректировать их. Текущий Текущий Осуществлять анализ объ­ ектов с выделением суще­ ственных и несуществен­ ных признаков; строить  рассуждения в форме  связи простых суждений  об объекте. Видеть и понимать  многообразие видов и  форм масок;  конструировать различные формы; давать  эстетическую оценку  Текущий

Рабочая программа по ИЗО (3 класс) Школа России

Рабочая программа по ИЗО (3 класс) Школа России

Рабочая программа по ИЗО (3 класс) Школа России

Рабочая программа по ИЗО (3 класс) Школа России

Рабочая программа по ИЗО (3 класс) Школа России

Рабочая программа по ИЗО (3 класс) Школа России

Рабочая программа по ИЗО (3 класс) Школа России

Рабочая программа по ИЗО (3 класс) Школа России

Рабочая программа по ИЗО (3 класс) Школа России

Рабочая программа по ИЗО (3 класс) Школа России

Рабочая программа по ИЗО (3 класс) Школа России

Рабочая программа по ИЗО (3 класс) Школа России

Рабочая программа по ИЗО (3 класс) Школа России

Рабочая программа по ИЗО (3 класс) Школа России

Рабочая программа по ИЗО (3 класс) Школа России

Рабочая программа по ИЗО (3 класс) Школа России

Рабочая программа по ИЗО (3 класс) Школа России

Рабочая программа по ИЗО (3 класс) Школа России

Рабочая программа по ИЗО (3 класс) Школа России

Рабочая программа по ИЗО (3 класс) Школа России

Рабочая программа по ИЗО (3 класс) Школа России

Рабочая программа по ИЗО (3 класс) Школа России

Рабочая программа по ИЗО (3 класс) Школа России

Рабочая программа по ИЗО (3 класс) Школа России

Рабочая программа по ИЗО (3 класс) Школа России

Рабочая программа по ИЗО (3 класс) Школа России

Рабочая программа по ИЗО (3 класс) Школа России

Рабочая программа по ИЗО (3 класс) Школа России

Рабочая программа по ИЗО (3 класс) Школа России

Рабочая программа по ИЗО (3 класс) Школа России

Рабочая программа по ИЗО (3 класс) Школа России

Рабочая программа по ИЗО (3 класс) Школа России

Рабочая программа по ИЗО (3 класс) Школа России

Рабочая программа по ИЗО (3 класс) Школа России

Рабочая программа по ИЗО (3 класс) Школа России

Рабочая программа по ИЗО (3 класс) Школа России

Рабочая программа по ИЗО (3 класс) Школа России

Рабочая программа по ИЗО (3 класс) Школа России

Рабочая программа по ИЗО (3 класс) Школа России

Рабочая программа по ИЗО (3 класс) Школа России

Рабочая программа по ИЗО (3 класс) Школа России

Рабочая программа по ИЗО (3 класс) Школа России

Рабочая программа по ИЗО (3 класс) Школа России

Рабочая программа по ИЗО (3 класс) Школа России

Рабочая программа по ИЗО (3 класс) Школа России

Рабочая программа по ИЗО (3 класс) Школа России

Рабочая программа по ИЗО (3 класс) Школа России

Рабочая программа по ИЗО (3 класс) Школа России

Рабочая программа по ИЗО (3 класс) Школа России

Рабочая программа по ИЗО (3 класс) Школа России

Рабочая программа по ИЗО (3 класс) Школа России

Рабочая программа по ИЗО (3 класс) Школа России

Рабочая программа по ИЗО (3 класс) Школа России

Рабочая программа по ИЗО (3 класс) Школа России
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.02.2017