Рабочая программа по изобразительному искусству

  • Образовательные программы
  • doc
  • 12.02.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программа по изобразительному искусству к учебнику Неменского для 4 класса по программе "Школа России". Подробная учебная программа, рассчитана на весь учебный год , с пояснительной запиской, целями, задачами, планируемыми результатами, календарно - тематическим планированием по разделам и четвертям. Для удобста вашей работы
Иконка файла материала изо 2016-2017.doc
Изобразительное искусство Пояснительная записка Устав МБОУ СОШ №4 Федеральный   Федеральный   закон   от   29.12.2012   №273­   ФЗ   «Об Программа разработана на основе:  1. образовании в Российской Федерации» 2. 3. государственный   образовательный стандарт   начального   общего   образования   (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г №373) 4. Примерная   основная   общеобразовательная   программа начального   общего   образования   (одобрена   решением федерального   учебно   –   методического   объединения   по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015года №1/15) Письмо министерства образования Иркутской области 5. №55 ­ 37­ 7456/16 от 22.07.2016«О формировании учебного плана,   плана   внеурочной   деятельности   образовательными организациями Иркутской области на 2016­2017 учебный год» 6. Основная   общеобразовательная   программа   начального общего образования МБОУ СОШ №4. (Утверждена приказом директора МБОУ СОШ №4 № 48 от 05.05.2011года) 7. Приказ   директора     МБОУ   СОШ   №4   №   39­од   от 19.05.2015г   «Об   утверждении   изменений   в   основной образовательной программе НОО» 8.   М. Изобразительное искусство: 1–4 классы: рабочие программы / Б. М. Неменский [и др.]. – М.:Просвещение, 2011.   авторской   программы   Неменский,   Б. 1. Общая характеристика учебного предмета Цель  учебного   предмета   «Изобразительное   искусство»   в общеобразовательной   школе   —   формирование   художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности   как   высшие   ценности   человеческой   цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования   нравственно­эстетической   отзывчивости   на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.  В   основу   программы   положены   идеи   и   положения Федерального   государственного   образовательного   стандарта 2начального   общего   образования   и   Концепции   духовно­ нравственного   развития   и   воспитания   личности   гражданина России. Курс   разработан   как  целостная   система   введения   в художественную   культуру  и   включает   в   себя   на   единой   основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств:   изобразительных   —   живопись,   графика,   скульптура; конструктивных   —   архитектура,   дизайн;   различных   видов декоративно­прикладного   искусства,   народного   искусства     — традиционного   крестьянского   и   народных   промыслов,   а   также постижение   роли       художника         в   синтетических   (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в   контексте   взаимодействия   с  другими   искусствами,   а  также   в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.  Систематизирующим   методом   является  выделение   трех основных   видов   художественной   деятельности  для   визуальных пространственных искусств:      —  изобразительная художественная деятельность; —  декоративная художественная деятельность; —  конструктивная художественная деятельность. Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе   выступают   для   детей   в   качестве   хорошо   им   понятных, интересных   и   доступных   видов   художественной   деятельности: изображение,   украшение,   постройка.   Постоянное   практическое участие   школьников   в   этих   трех   видах   деятельности   позволяет систематически приобщать их к миру искусства. Предмет   «Изобразительное   искусство»   предполагает сотворчество   учителя   и   ученика;   диалогичность;   четкость поставленных   задач   и   вариативность   их   решения;   освоение традиций   художественной   культуры   и   импровизационный   поиск личностно значимых смыслов. Основные   виды   учебной   деятельности   —   практическая художественно­творческая   деятельность   ученика   и   восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства. Практическая   художественно­творческая   деятельность (ребенок   выступает   в   роли   художника)   и   деятельность   по восприятию   искусства   (ребенок   выступает   в   роли   зрителя, осваивая   опыт   художественной   культуры)   имеют   творческий характер.   Учащиеся   осваивают   различные   художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин,   глина,   различные   виды   бумаги,   ткани,   природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а  также   3художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.). Одна   из   задач   —  постоянная   смена   художественных материалов,  овладение   их   выразительными   возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к   предмету,   изучению   искусства   и   является   необходимым условием формирования личности каждого. Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных   навыков,   развитие   чувств,   а   также   овладение образным   языком   искусства.   Только   в   единстве   восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы   происходит   формирование   образного   художественного мышления детей.  Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете. Развитие   художественно­образного   мышления   учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е.   способности   на   основе   развитой   наблюдательности   строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности. Наблюдение   и   переживание   окружающей   реальности,   а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми   материала   курса.   Конечная   цель   —   духовное   развитие личности,   формирование   у   ребенка   способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего   отношения   на   основе   освоения   опыта   художественной культуры.   т.   е. Восприятие   произведений   искусства   и   практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для   глубокого   осознания   и   переживания   каждой   предложенной темы.   Этому   способствуют   также   соответствующая   музыка   и поэзия,   помогают   детям     на   уроке   воспринимать   и   создавать заданный образ. Программа   «Изобразительное   искусство»   предусматривает чередование   уроков   индивидуального   практического   творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности. Коллективные формы работы могут быть разными: работа по   группам;   индивидуально­коллективная   работ,   когда   каждый выполняет   свою   часть   для   общего   панно   или   постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться,   4ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и   интересом   относиться   к   работе   товарища,   а   общий положительный   результат   дает   стимул   для   дальнейшего творчества и уверенность в своих силах.     Художественные   знания,   умения   и   навыки   являются основным   средством   приобщения   к   художественной   культуре. Средства художественной выразительности — форма, пропорции, пространство,   светотональность,   цвет,   линия,   объем,   фактура материала, ритм, композиция — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения. На   уроках   вводится   игровая   драматургия   по   изучаемой теме,   прослеживаются   связи   с   музыкой,   литературой,   историей, трудом.  Систематическое   освоение   художественного   наследия помогает   осознавать   искусство   как   духовную   летопись человечества,   как   выражение   отношения   человека   к   природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники   знакомятся   с   выдающимися   произведениями архитектуры,   скульптуры,   живописи,   графики,   декоративно­ прикладного   искусства,   изучают   классическое   и   народное искусство   разных   стран   и   эпох.   Огромное     значение     имеет познание  художественной  культуры  своего народа. Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности,   оригинальности   активизирует   внимание   детей, формирует опыт творческого общения. Периодическая  организация   выставок  дает   детям возможность   заново   увидеть   и   оценить   свои   работы,   ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть   использованы   как   подарки   для   родных   и   друзей,   могут применяться в оформлении школы.  Место учебного предмета  в учебном плане Учебная программа «Изобразительное искусство» разработана для 1 — 4 класса начальной школы. На изучение предмета отводится 1 ч в  неделю, всего на курс — 135 ч. Предмет изучается: в 1 классе — 33 ч в год, во 2—4 классах — 34 ч в год (при 1 ч в неделю).   Ценностные ориентиры содержания учебного предмета Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно­нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.    5Культуросозидающая роль программы состоит также в вос­ питании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает   искусство   своей   Родины,   а   потом   знакомиться   с искусством других народов.  В основу программы положен принцип «от родного порога в мир   общечеловеческой   культуры».   Россия   —   часть многообразного   и   целостного   мира.   Ребенок   шаг   за   шагом открывает   многообразие   культур   разных   народов   и   ценностные связи,   объединяющие   всех   людей   планеты.   Природа   и   жизнь являются базисом формируемого мироотношения. Связи   искусства   с   жизнью   человека,   роль   искусства   в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса. Программа   построена   так,   чтобы   дать   школьникам   ясные представления   о   системе   взаимодействия   искусства   с   жизнью. Предусматривается   широкое   привлечение   жизненного   опыта детей,   примеров   из   окружающей   действительности.   Работа   на основе   наблюдения   и   эстетического   переживания   окружающей реальности   является   важным   условием   освоения   детьми программного   материала.   Стремление   к   выражению   своего отношения   к   действительности   должно   служить   источником развития образного мышления. Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к   внутреннему   миру   человека,   способности   углубления   в   себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь   в   деятельностной   форме,   в   форме   личного   творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно   значимыми,   связываются   с   реальной   жизнью   и эмоционально   окрашиваются,   происходит   развитие   личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру. 2. Планируемые результаты   В   результате   изучения   изобразительного   искусства   на   уровне начального общего образования у учащихся будут сформированы основы   художественной   культуры:   представление   о   специфике изобразительного   искусства,   потребность   в   художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о   6выразительных   возможностях   языка   искусства.   Восприятие искусства и виды художественной деятельности   живопись, Выпускник научится:  различать   основные   виды   художественной   деятельности (рисунок,   художественное конструирование   и   дизайн,   декоративно­прикладное искусство)   и   участвовать   в   художественно­творческой деятельности,   используя   различные   художественные материалы   и   приёмы   работы   с   ними   для   передачи собственного замысла;   скульптура,  различать основные виды и жанры пластических  искусств, понимать их специфику;  эмоционально­ценностно   относиться   к   природе,   человеку, обществу;   различать   и   передавать   в   художественно­ творческой   деятельности   характер,   эмоциональные состояния   и   своё   отношение   к   ним   средствами художественного образного языка;  узнавать,   воспринимать,   описывать   и   эмоционально оценивать   шедевры   своего   национального,   российского   и мирового   искусства,   изображающие   природу,   человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;  приводить примеры ведущих художественных музеев России и   художественных   музеев   своего   региона,   показывать   на примерах их роль и назначение. Выпускник получит возможность научиться:  воспринимать   произведения   изобразительного   искусства; участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств;   различать   сюжет   и   содержание   в   знакомых произведениях;  видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины,  архитектура,  скульптура   и  т.  д.),  в  природе,  на улице, в быту;  высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях,   изображающих   природу   и   человека   в различных   эмоциональных   состояниях.   Азбука   искусства. Как говорит искусство? Выпускник научится:  создавать   простые   композиции   на   заданную   тему   на плоскости и в пространстве;  использовать   выразительные   средства   изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру;   различные   художественные   материалы   для   7воплощения   собственного   художественно­творческого замысла;  различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять   их   эмоциональную   напряжённость   с   помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи   художественного   замысла   в   собственной   учебно­ творческой деятельности;  создавать   средствами   живописи,   графики,   скульптуры, декоративно­прикладного   искусства   образ   человека: передавать   на   плоскости   и   в   объёме   пропорции   лица, фигуры;   передавать   характерные   черты   внешнего   облика, одежды, украшений человека;  наблюдать,   сравнивать,   сопоставлять   и   анализировать пространственную   форму   предмета;   изображать   предметы различной   формы;   использовать   простые   формы   для создания   выразительных   образов   в   живописи,   скульптуре, графике, художественном конструировании;  использовать   декоративные   элементы,   геометрические, растительные   узоры   для   украшения   своих   изделий   и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для   передавать   в   собственной создания   орнамента; художественно­творческой   деятельности   специфику стилистики   произведений   народных   художественных промыслов в России (с учётом местных условий). Выпускник получит возможность научиться:  пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики,  скульптуры,  декоративно­прикладного   искусства, художественного   конструирования   в   собственной художественно­творческой   деятельности;   передавать разнообразные   эмоциональные   состояния,   используя различные   оттенки   цвета,   при   создании   живописных композиций на заданные темы;  моделировать   новые   формы,   различные   ситуации   путём трансформации   известного,   создавать   новые   образы природы,   человека,   фантастического   существа   и   построек средствами   изобразительного   искусства   и   компьютерной графики;  выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint. Значимые темы искусства. О чём говорит искусство? Выпускник научится:   8 осознавать   значимые   темы   искусства   и   отражать   их   в собственной художественно­творческой деятельности;  выбирать     материалы,   художественные средства художественной   выразительности   для   создания   образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета,   явления   и   т.   д.   —   в   живописи,   графике   и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта)  с  опорой   на  правила   перспективы,  цветоведения, усвоенные способы действия. Выпускник получит возможность научиться:  видеть,   чувствовать   и   изображать   красоту   и   разнообразие природы, человека, зданий, предметов;  понимать   и   передавать   в   художественной   работе   разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира; проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;  изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая своё отношение к ним;  изображать   многофигурные   композиции   на   значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы. Содержание курса ТЫ ИЗОБРАЖАЕШЬ, УКРАШАЕШЬ И СТРОИШЬ  Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения   Изображения всюду вокруг нас.  Мастер Изображения учит видеть.  Изображать можно пятном.  Изображать можно в объеме.  Изображать можно линией.  Разноцветные краски.  Изображать можно и то, что невидимо.  Художники и зрители (обобщение темы).  Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения  Мир полон украшений.  Красоту надо уметь замечать.  Узоры, которые создали люди.  Как украшает себя человек.   9 Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).  Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки   Постройки в нашей жизни.  Дома бывают разными.  Домики, которые построила природа.  Дом снаружи и внутри.  Строим город.   Все имеет свое строение.  Строим вещи.  Город, в котором мы живем (обобщение темы).  Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг  другу   Три Брата­Мастера всегда трудятся вместе.  «Сказочная страна». Создание панно.  «Праздник весны». Конструирование из бумаги.  Урок любования. Умение видеть.   Здравствуй, лето!  (обобщение темы). ИСКУССТВО И ТЫ  Чем и как работают художники  Три основные краски – красная, синяя, желтая.  Пять красок — все богатство цвета и тона.  Пастель   и   цветные   мелки,   акварель,   их   выразительные возможности.  Выразительные возможности аппликации.  Выразительные возможности графических материалов.  Выразительность материалов для работы в объеме.  Выразительные возможности бумаги.  Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы).   Реальность и фантазия    Изображение и реальность.  Изображение и фантазия.  Украшение и реальность.  Украшение и фантазия.  Постройка и реальность.  Постройка и фантазия.   10 Братья­Мастера   Изображения,   украшения   и   Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).  О чём говорит искусство   Выражение характера изображаемых животных.  Выражение   характера   человека   в   изображении:   мужской образ.  Выражение   характера   человека   в   изображении:   женский образ.  Образ человека и его характер, выраженный в объеме.  Изображение природы в различных состояниях.  Выражение характера человека через украшение.  Выражение намерений через украшение.  В   изображении,   украшении,   постройке   человек   выражает свои   чувства,   мысли,   настроение,   свое   отношение   к   миру (обобщение темы).  Как говорит искусство   Цвет   как   средство   выражения.   Теплые   и   холодные   цвета. Борьба теплого и холодного.  Цвет   как   средство   выражения:   тихие   (глухие)   и   звонкие цвета.  Линия как средство выражения: ритм линий.  Линия как средство выражения: характер линий.  Ритм пятен как средство выражения.  Пропорции выражают характер.  Ритм   линий   и   пятен,   цвет,   пропорции   —   средства выразительности.  Обобщающий урок года. ИСКУССТВО  ВОКРУГ  НАС  Искусство в твоем доме   Твои игрушки придумал художник.  Посуда у тебя дома.  Мамин платок.  Обои и шторы в твоем доме.  Твои книжки.  Поздравительная открытка.  Что сделал художник в нашем доме (обобщение темы).  Искусство на улицах твоего города  Памятники архитектуры — наследие веков.   11 Парки, скверы, бульвары.  Ажурные ограды.  Фонари на улицах и в парках.  Витрины магазинов.  Транспорт в городе.  Что   делал   художник   на   улицах   моего   города   (села) (обобщение темы).  Художник и зрелище  Художник в цирке.  Художник в театре.  Маски.  Театр кукол.  Афиша и плакат.  Праздник в городе.  Школьный праздник­карнавал (обобщение темы).  Художник и музей  Музеи в жизни города.  Изобразительное искусство. Картина­пейзаж.  Картина­портрет.  Картина­натюрморт.  Картины исторические и бытовые.  Скульптура в музее и на улице.  Художественная выставка (обобщение темы). КАЖДЫЙ НАРОД — ХУДОЖНИК (ИЗОБРАЖЕНИЕ,  УКРАШЕНИЕ, ПОСТРОЙКА В ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДОВ  ВСЕЙ ЗЕМЛИ)   Истоки родного искусства   Пейзаж родной земли.  Гармония жилья с природой. Деревня — деревянный мир.  Образ красоты человека.  Народные праздники (обобщение темы).  Древние города нашей Земли   Древнерусский город­крепость.  Древние соборы.  Древний город и его жители.  Древнерусские воины­защитники.  Города Русской земли.   12 Узорочье теремов.  Праздничный пир в теремных палатах (обобщение темы).  Каждый народ — художник  Страна   Восходящего   солнца.   Образ   художественной культуры Японии.  Искусство народов гор и степей.  Образ художественной культуры Средней Азии.  Образ художественной культуры Древней Греции.  Образ   художественной   культуры   средневековой   Западной Европы.  Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы).  Искусство объединяет народы   Все народы воспевают материнство.  Все народы воспевают мудрость старости.  Сопереживание — великая тема искусства.  Герои, борцы и защитники.  Юность и надежды.  Искусство народов мира (обобщение темы). Учебно – методическое обеспечение Даная   программа   обеспечена   учебно­методическими комплектами для 1 ­4 классов общеобразовательных учреждений. В   комплекты   входят   следующие   издания   под   редакцией Б.М.Неменского. Учебники:  Л.А.Неменская.   изобразительное   искусство.   Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс;  Е.И.Коротеева. изобразительное искусство. Искусство и ты.   2   класс;   изобразительное   искусство.   Искусство вокруг нас. 3 класс;   Л.А.Неменская.   Изобразительное   искусство.   Каждый народ – художник. 4 класс. Пособия для учащихся  Изобразительное   искусство.   Твоя   мастерская.   Рабочая тетрадь.                2 класс;    Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь.                3 класс;    13 Л.А.Неменская.   Изобразительное   искусство.   Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 4 класс. Пособие для учителей Изобразительное   искусство.   Методическое   пособие.   1­4 классы.   14Календарно­тематическое планирование № п/п Дата Тема урока Тип урока Планируемые предметные результаты  Планируемые метапредметные результаты 1 2  3 4  5    6     7 Истоки родного искусства    (8 часов) Пейзаж   родной земли Урок введе­ ния в новую  тему Пейзаж  родной земли Комбиниро­ ванный урок  Деревня –  деревянный  мир Деревня ­  деревянный  мир  Красота  человека Красота  человека Народные  праздники Урок фор­ мирования  умений и   навыков Комбиниро­ ванный урок Урок­  дискуссия Комбиниро­ ванный урок Комбиниро­ ванный урок Воспринимать и эстетически оценивать  красоту природы родной земли. Давать  эстетические характеристики различных  пейзажей — среднерусского, горного,  степного, таежного и др. Учиться видеть  разнообразие природной среды и называть особенности среднерусской природы.  Называть характерные черты родного для  ребенка пейзажа. Овладевать живо­ писными навыками работы гуашью.  Учиться видеть красоту природы в  произведениях русской живописи (И.  Шишкин, А. Саврасов, Ф. Васильев, И.  Левитан, И. Грабарь и др.). Называть роль  искусства в понимании красоты природы.  Представлять изменчивость природы в  разное время года и в течение дня.  Учиться видеть красоту разных времен  года. Воспринимать и эстетически оцени­ Строить рассуждения в форме связи  простых суждений об объекте, его строении.  Учитывать правила в планировании и  контроле способа решения. Участвовать в  обсуждении содержания и выразительных  средств. Понимать ценность искусства в  соответствии гармонии человека с ок­ ружающим миром. Давать оценку своей  работе и работе товарища по заданным  критериям Проектировать изделие: создавать образ в  соответствии с замыслом и реализовывать его. Овладевать навыками коллективной работы  при выполнении учебных практических работ  и реализации несложных проектов. Осуще­ ствлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.  Осуществлять анализ объектов с  выделением существенных и несущественных признаков; строить рассуждения в форме  связи простых суждений об объекте.  Осуществлять поиск информации,  158 Народные  праздники  (обобщение  темы) Урок обоб­ щения и  системати­ зации  знаний.  Урок­  выставка 16 используя материалы представленных ри­ сунков и учебника, выделять этапы работы вать красоту русского деревянного  зодчества. Учиться видеть традиционный  образ деревни и понимать  связь человека  с окружающим миром природы. Называть  природные материалы для постройки, роль дерева. Объяснять особенности  конструкции русской избы и назначение ее  отдельных элементов: венец, клеть, сруб,  двускатная крыша. Овладевать навыками  конструирования — конструировать макет  избы. Учиться изображать графическими  или живописными средствами образ  русской избы. Называть различные виды  изб. Объяснять разнообразие сельских  деревянных построек: избы, ворота, амба­ ры, колодцы, избы и других построек  традиционной деревни и т. д. Видеть  красоту русского деревянного зодчества.  Понимать значение слова «зодчество».  Учиться создавать коллективное панно  (объёмный макет) способом объединения  индивидуально сделанных изображений.  Приобретать представление об  особенностях национального образа  мужской и женской красоты. Понимать и  анализировать конструкцию русского  народного костюма. Овладевать навыками изображения фигуры человека. Учиться  изображать сцены труда из крестьянской  жизни. Эстетически оценивать красоту и  значение народных праздников. Создавать индивидуальные композиционные работы и коллективные панно на тему народного  праздника. Овладевать на практике  элементарными основами композиции.  Осваивать алгоритм выполнения  коллективного панно на тему народного  праздника. Знать и называть несколько  произведений русских художников на тему народных праздников. Создавать9  10  11 12 13 14 Древние города нашей земли   (7 часов) Родной угол Древние  соборы Урок введе­ ния в новую  тему Комбиниро­ ванный урок Города  Русской земли Комбиниро­ ванный урок Древнерус­ ские воины­  защитники Новгород.  Псков.  Владимир и  Суздаль.  Москва Узорочье  теремов Комбиниро­ ванный урок Урок­  путешестви е Урок­сказка Понимать и объяснять роль и значение  древнерусской архитектуры. Знать  конструкцию внутреннего пространства  древнерусского города (кремль, торг,  посад). Анализировать роль пропорций в  архитектуре, понимать образное значение  вертикалей и горизонталей в организации  городского пространства. Называть  картины художников, изображающих  древнерусские города. Создавать макет  древнерусского города. Эстетически оценивать красоту  древнерусской храмовой архитектуры.  Понимать значения слов «вертикаль» и  «горизонталь». Получать представление  о конструкции здания древнерусского  каменного храма. Понимать роль  пропорций и ритма в архитектуре древних  соборов. Моделировать или изображать  древнерусский храм (лепка или по  стройка макета здания; изобразитель­ ное решение). Называть основные  структурные части города, сравнивать и  Составлять план и последовательность  действий. Осуществлять самоконтроль и  корректировку хода работы и конечного  результата. Участвовать в обсуждении содержания и  выразительных средств. Понимать ценность  искусства в соответствии гармонии человека  с окружающим миром. Давать оценку своей работе и работе  товарища по заданным критериям.  Проектировать изделие: создавать образ в  соответствии с замыслом и реализовывать  его. Осуществлять анализ объектов с  выделением существенных и несущественных признаков; строить рассуждения в форме  связи простых суждений об объекте. Участвовать в творческой деятельности при  выполнении учебных практических работ и  реализации несложных проектов.  Формулировать собственное мнение и  позицию. Воспринимать, сравнивать, давать  эстетическую оценку объекту. 1715    Урок­ фантазия Пир в терем­ ных палатах  (обобщение  темы) 18 Строить рассуждения в форме связи  простых суждений об объекте, его строении.  Учитывать правила в планировании и  контроле способа решения. определять их функции, назначение.  Изображать и моделировать напол­ ненное жизнью людей пространство  древнерусского города. Учиться понимать красоту исторического  образа города и его значение для  современной архитектуры.  Интересоваться историей своей страны.  Называть картины художников, изо­ бражающих древнерусских воинов —  защитников Родины (В. Васнецов, И.  Билибин, П. Корин и др.). Изображать  древнерусских воинов (князя и его  дружину). Овладевать навыками  изображения фигуры человека.  Анализировать ценность и неповторимость памятников древнерусской архитектуры.  Воспринимать и эстетически переживать  красоту городов, сохранивших  исторический облик, — свидетелей нашей  истории. Выражать свое отношение к архи­ тектурным и историческим ансамблям  древнерусских городов. Рассуждать об общем и особенном в  древнерусской архитектуре разных  городов России. Объяснять значение архитектурных  памятников древнего зодчества для  современного общества. Создавать образ древнерусского города.  Иметь представление о развитии декора  городских архитектурных построек и  декоративном украшении интерьеров  (теремных палат). Различать  деятельность каждого из Братьев­ Мастеров (Мастер Изображения,  Мастер Украшения и Мастер  Постройки) при создании теремов и  палат. Выражать в изображении праздничную  нарядность, узорочье интерьера терема  (подготовка фона для следующего  задания). Понимать значение слова «изразцы» Понимать роль постройки, изображения,Участвовать в обсуждении содержания и  выразительных средств. Понимать ценность  искусства в соответствии гармонии человека  с окружающим миром. Давать оценку своей  работе и работе товарища по заданным  критериям Осуществлять анализ объектов с  выделением существенных и несущественных  признаков; строить рассуждения в форме  связи простых суждений об объекте.  Овладевать навыками коллективной работы  при выполнении учебных практических работ  и реализации несложных проектов.  Осуществлять самоконтроль и  корректировку хода работы и конечного  результата. Создавать элементарные  композиции на заданную тему, давать  эстетическую оценку выполненных работ,  находить их недостатки и корректировать их. Строить рассуждения в форме связи  простых суждений об объекте, его строении.  Учитывать правила в планировании и  контроле способа решения. Проектировать  изделие: создавать образ в соответствии с  замыслом и реализовывать его.  Обретать  новые навыки в конструировании из бумаги.  Каждый народ ­ художник (11 часов) 16 17 18  Урок введе­ ния в новую  тему Комбиниро­ ванный         урок Урок­проект Страна восхо­ дящего солн­ ца. Образ ху­ дожественной  культуры  Японии Страна восхо­ дящего солн­ ца. Образ ху­ дожественной  культуры  Японии Страна восхо­ дящего солн­ ца. Образ ху­ дожественной  культуры  Японии 19, 20 Народы гор и  степей Комбиниро­ ванный урок 21 22 23 24 25 Урок­ фантазия Комбиниро­ ванный урок Урок­ фантазия Урок­беседа Урок­проект Города в  пустыне Древняя  Эллада Древняя  Эллада Европейские  города сред­ невековья Европейские  города сред­ невековья 19 Обрести знания о многообразии  представлений народов мира о красоте.  Иметь интерес к иной и необычной  художественной культуре. Иметь  представления о целостности и  внутренней обоснованности различных  художественных культур. Воспринимать  эстетический характер традиционного  для Японии понимания красоты природы.  Иметь представление об образе  традиционных японских построек и  конструкции здания храма (пагоды).  Понимать особенности изображения,  украшения и постройки в искусстве  Японии. Изображать природу через детали,  характерные для японского искусства  (ветки дерева с птичкой; цветок с ба­ бочкой; трава с кузнечиками, стрекозами;  ветка цветущей вишни на фоне тумана,  дальних гор), развивать живописные и  графические навыки. Приобретать новые  навыки в изображении природы, новые  конструктивные навыки, новые  композиционные навыки. Создавать  женский образ в национальной одежде в  традициях японского искусства. Сопоставлять традиционные пред­ ставления о красоте русской и японской  женщин. Приобретать новые навыки в изо­ бражении человека, новые конструктивные  навыки, новые композиционные навыки.  Осваивать новые эстетические пред­ ставления о поэтической красоте мира.  Создавать образ праздника в Японии в  коллективном панно. Понимать и  объяснять разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны,  способность человека, живя в самых26 Комбиниро­ ванный урок Многообразие  художествен­ ных культур в  мире (обоб­ щение темы) разных природных условиях, создавать  свою самобытную художественную  культуру. Изображать сцены жизни  людей в степи и в горах, передавать  красоту пустых пространств и величия  горного пейзажа. Характеризовать особенности худо­ жественной культуры Средней Азии.  Объяснять связь архитектурных построек  с особенностями природы и природных  материалов. Создавать образ древнего средне­ азиатского города. Овладевать навыками конструирования из бумаги и орнаментальной графики Эстетически воспринимать произведения  искусства Древней Греции, выражать свое  отношение к ним. Уметь отличать  древнегреческие скульптурные и  архитектурные произведения. Уметь характеризовать отличительные  черты и конструктивные элементы  древнегреческого храма, изменение образа  при изменении пропорций постройки. Осваивать основы конструкции, со­ отношение основных пропорций фигуры  человека. Создавать коллективные панно на тему  древнегреческих праздников Видеть и объяснять единство форм  костюма и архитектуры, общее в их  конструкции и украшениях.  Понимать значение выражения «го­ тический стиль» Осознавать цельность каждой культуры,  естественную взаимосвязь ее проявлений. Узнавать по предъявляемым произ­ ведениям художественные культуры, с  которыми знакомились на уроках.  Соотносить особенности традиционной  культуры народов мира в высказываниях,  эмоциональных оценках, собственной  художественно­творческой деятельности.                                                                                         Искусство объединяет народы    (8 часов) 2027 28 29 30 31 32 Материнство Урок введе­ ния в новую  тему Материнство Урок­проект Мудрость  старости Сопережива­ ние Герои­ защитники Юность и  надежды Комбиниро­ ванный урок Комбиниро­ ванный урок Комбиниро­ ванный урок Урок­проект Узнавать и приводить примеры про­ изведений искусств, выражающих красоту  материнства. Изображать образ материнства (мать и  дитя), опираясь на впечатления от  произведений искусства и жизни.  Развивать навыки восприятия про­ изведений искусства. Создавать в  процессе творческой работы эмоционально выразительный образ пожилого человека  (изображение по представлению на основе  наблюдений). Уметь объяснять,  рассуждать, как в произведениях  искусства выражается печальное и  Осуществлять поиск информации,  используя материалы представленных ри­ сунков и учебника, выделять этапы работы.  Участвовать в творческой деятельности при выполнении учебных практических работ Участвовать в обсуждении содержания и  выразительных средств. Понимать ценность  искусства в соответствии гармонии человека  с окружающим миром. Давать оценку своей работе и работе  товарища по заданным критериям.  Осуществлять анализ объектов с  выделением существенных и несущественных признаков; строить рассуждения в форме  связи простых суждений об объекте.  2133­34 Урок­ выставка Искусство на­ родов мира  (обобщение  темы) Участвовать в обсуждении содержания и  выразительных средств.  Строить  рассуждения в форме связи простых сужде­ ний об объекте, его строении. Учитывать  правила в планировании и контроле способа  решения. трагическое содержание. Эмоционально  откликаться на образы страдания в  произведениях искусства, пробуждающих  чувства печали и участия. Выражать  художественными средствами свое  отношение при изображении печального  события. Изображать в самостоятельной  творческой работе драматический сюжет'.  Приобретать творческий компози­ ционный опыт в создании героического  образа. Приводить примеры памятников  героям Отечества. Приобретать  творческий опыт создания проекта  памятника героям (в объеме). Овладевать  навыками изображения в объеме, навыками композиционного построения в  скульптуре. Приводить примеры  произведений изобразительного искусства,  посвященных теме детства, юности, наде­ жды, уметь выражать свое отношение к  ним. Выражать художественными сред­ ствами радость при изображении темы  детства, юности, светлой мечты.  Развивать композиционные навыки  изображения и поэтического видения  жизни. Объяснять и оценивать свои впе­ чатления от произведений искусства  разных народов. Узнавать и называть, к  каким художественным культурам  относятся предлагаемые (знакомые по  урокам) произведения искусства и  традиционной культуры. 22

Посмотрите также