Российская Федерация
Министерство образования и науки
Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная
школа № 13 с углубленным изучением отдельных предметов г.о.Жуковский
Московской области
|
|
«Утверждаю» |
|
|
Директор МОУ школа № 13 с УИОП г. о. Жуковский _____________/Е.Ф.Тебякина/ |
|
|
Приказ № 276 от 01.09.2015 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по Изобразительному искусству
(базовый уровень)
3 класс
Учитель: |
Киселёва Яна Владимировна |
||||
Классы: |
3А; 3Б; 3В |
||||
Количество часов: |
всего 34, |
в неделю _1_. |
|||
На основе «Примерной основной образовательной программы начального общего образования» (одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию – протокол от 8.04.2015 г. №1/15). |
|||||
УМК: |
Н.М.Сокольникова. Изобразительное искусство. 3 класс. Учебник. – М.: АСТ, Астрель, 2012 (УМК «Планета знаний») |
||||
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка.
1. Введение.
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253"Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования»; Приказа Министерства образования и науки РФ от 08 июня 2015 года № 576 " О внесение изменений в федеральный перечень учебников рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный от 31.03.2014 №253», Примерной основной образовательной программы начального общего образования (одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию – протокол от 8.04.2015 г. №1/15). Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие творческой одаренности ребенка. Входит в образовательную область «Искусство».
Учебная программа разработана в соответствии с новыми требованиями стандарта, где раскрываются цель и задачи курса; особенности структуры; общие подходы и принципы; представлено содержание курса и тематическое планирование с описанием ключевых понятий, полностью соответствующих фундаментальному ядру содержания образования, а также учебной деятельности учащихся в соответствии с Программой развития универсальных учебных действий и способов их реализации в рамках предмета; даны планируемые результаты освоения программы.
Цель программы — приобщение школьников к миру изобразительного искусства, развитие их творчества и духовной культуры; освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка; воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Задачи программы:
Ø формирование первоначального представления о роли изобразительного искусства в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
Ø формирование познавательного интереса и положительного отношения к изобразительному искусству, народному и декоративно-прикладному искусству, архитектуре и дизайну;
Ø знакомство детей с шедеврами русского и зарубежного изобразительного искусства;
Ø формирование эстетического восприятия произведений искусства; эстетического отношения к миру; понимания красоты как ценности; осознания потребности в художественном творчестве и общении с искусством;
Ø формирование представления о видах и жанрах изобразительного искусства, в том числе об архитектуре, дизайне как видах искусства, об основных видах народного и декоративно-прикладного искусства;
Ø формирование практических умений и навыков в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
Ø обучение пониманию языка графики, живописи, скульптуры, умению анализировать средства художественной выразительности произведений искусства;
Ø обучение теоретическим и практическим основам рисунка, живописи, композиции, лепки; основам народного и декоративно-прикладного искусства; основам дизайна (элементам конструирования, проектирования, чувству стиля);
Ø развитие способности выражать в творческих работах свое отношение к окружающему миру;
Ø развитие творческого воображения, художественного мышления, зрительной памяти, пространственных представлений, изобразительных способностей;
Ø развитие эмоционально-эстетической и нравственной сферы личности.
2. Общая характеристика учебного предмета.
Содержание художественного образования предусматривает два основных вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик-зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик в роли художника, народного мастера, декоратора, архитектора, дизайнера). Это дает возможность раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать только информационного изложения материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства.
В программе выделены следующие структурные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержания обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного возрастного этапа: «Мир изобразительного искусства», «Мир народного искусства», «Мир декоративного искусства», «Мир архитектуры и дизайна». Учащиеся получают представление обо всех видах пластических искусств. Изучаются их ценностные аспекты и закономерности, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации.
Внутри каждой из структурных линий изучаются основы художественного языка на доступном теоретическом и практическом уровне. При этом осуществляется связь художественного творчества с окружающей жизнью.
3. Место учебного предмета в учебном плане.
В федеральном базисном учебном плане на изучение предмета «Изобразительное искусство» в 3 классе отводится 34 часа, занятия (уроки) проводятся 1 раз в неделю. Всего на изучение предмета «Изобразительное искусство» в начальной школе отводится 136 часов.
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты освоения изобразительного искусства в 3 классе:
· внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учебной деятельности;
· осознание своей принадлежности народу, чувства уважения к традиционному народному художественному искусству России;
· понимание разнообразия и богатства художественных средств для выражения отношения к окружающему миру;
· внимательное отношение к красоте окружающего мира, к произведениям искусства;
· эмоционально-ценностное отношение к произведениям искусства и изображаемой действительности;
· интерес к посещению художественных музеев, выставок;
· осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства в 3 классе:
· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
· следовать при выполнении художественно-творческой работы инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия;
· различать многообразие форм предметного мира; анализировать, из каких деталей состоит объект;
· различать и соотносить замысел и результат работы; включаться в самостоятельную творческую деятельность;
· выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому при обсуждении в классе;
· уметь слышать, точно реагировать на реплики; учитывать мнения других в совместной работе; договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.
Предметные результаты освоения изобразительного искусства в 3 классе:
· подбирать цвет в соответствии в передаваемым в работе настроением, использовать в работе разнообразные художественные материалы;
· передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами, выстраивать последовательность событий, выделять композиционный центр;
· применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и лепке, а также иллюстрациях к произведениям литературы;
· понимать выразительные возможности цвета в дизайне, единство функции и формы объекта дизайна, художественные особенности создания формы объектов дизайна на основе призмы, цилиндра, конуса, пирамиды и др.;
· называть ведущие художественные музеи мира (Британский музей, Лувр, Музей Прадо, Дрезденская картинная галерея, Музей Гуггенхайма).
Используемые педагогические технологии.
В процессе обучения по данной программе используются следующие педагогические технологии:
ü Проблемное обучение (развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся; последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимися познавательных задач, разрешая которые обучаемые активно усваивают знания);
ü Концентрированное обучение (создание максимально близкой к естественным психологическим особенностям человеческого восприятия структуры учебного процесса; глубокое изучение предмета за счет объединения занятий в блоки);
ü Развивающее обучение (развитие личности и ее способностей; ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию; вовлечение обучаемых в различные виды деятельности);
ü Активное обучение (организация активности обучаемых; моделирование предметного и социального содержания учебной (профильной, профессиональной) деятельности);
ü Игровое обучение (обеспечение личностно-деятельного характера усвоения знаний, навыков, умений; самостоятельная познавательная деятельность, направленная на поиск, обработку, усвоение учебной информации);
ü Обучение развитию критического мышления (обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс; способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения);
ü Здоровьесберегающая компетенция (способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития; эмоциональная саморегуляция и самоподдержка; личная гигиена, забота о собственном здоровье, половая грамотность; внутренняя экологическая культура; способы безопасной жизнедеятельности).
Содержание программы.
3 класс (34 часа)
«Мир изобразительного искусства» (13ч).
«Путешествие в мир искусства» (1ч). Знакомство с ведущими художественными музеями мира (Британский музей (Лондон), Лувр (Париж), Музей Прадо (Мадрид), Дрезденская картинная галерея (Дрезден), Музей Гуггенхайма (Нью-Йорк))
«Жанры изобразительного искусства» (12ч). Натюрморт. Пейзаж. Портрет.
«Мир народного искусства» (6ч).
Резьба по дереву. Деревянная и глиняная посуда. Богородские игрушки. Жостовские подносы. Павловопосадские платки. Скопинская керамика.
«Мир декоративного искусства» (8ч).
Декоративная композиция. Замкнутый орнамент. Декоративный натюрморт. Декоративный пейзаж. Декоративный портрет.
«Мир дизайна и архитектуры» (7ч).
Форма яйца. Форма спирали. Форма волны.
Тематическое планирование.
№ урока |
Тема и тип урока |
Элементы содержания |
Планируемые результаты |
Дата проведения |
||||
Виды деятельности |
Предметные |
Метапредметные (УУД) |
Личностные |
План |
Факт |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Мир изобразительного искусства. (13 часов) |
||||||||
1 |
Художествен-ные музеи мира. Рамы для картин. Натюрморт как жанр. Урок формирования новых знаний. |
Ознакомление с коллекциями ведущих художественных музеев мира. Ознакомление с натюрмортом как жанром изобразительного искусства. Повторение основ цветоведения. |
Знакомство с жанрами изобразитель-ного искусства. |
Принимать участие в беседе о художественных музеях как хранилищах коллекций национальной культуры. |
К.: принимать участие в беседе о музеях. П.: соотносить новую информацию с имеющимися знаниями. Р.: выполнять задание по инструкции. |
Чувство уважения к мировому художественному искусству, чувство причастности к мировой художественной культуре. |
01. 09. 15 – 05. 09. 15 |
|
2 |
Натюрморт. Композиция в натюрморте. Комбинирован-ный урок. |
Знакомство с жанром натюрморта. Формирование восприятия и оценки натюрморта как жанра изобразитель-ного искусства. Изучение основ композиции в натюрморте. |
Рисование с натуры натюрморта из овощей и фруктов. |
Знать произведения художников, работающих в жанре натюрморта и их картинами. |
К.: задавать вопросы, строить понятные высказывания. П.: работать с текстами и иллюстрациями. Р.: организация рабочего места с применением установленных правил. |
Эмоционально-ценностное отношение к произведениям искусства и изображаемой действительности |
07. 09. 15 – 12. 09. 15 |
|
3 |
Светотень. Школа графики. Рисование шара (карандаш). Последователь-ность рисования куба. Комбинирован-ный урок. |
Продолжение ознакомления с жанром натюрморта. Продолжение освоения особен-ности материалов и инструментов для графики. Изучение передачи светотени на предмете. |
Графические зарисовки с натуры натюрморта из бытовых предметов и геометрических тел. |
Знать особенности материалов и инструментов для графики. Передавать светотень на предмете. |
К.: участвовать в коллективном диалоге. П.: распознавать объекты, выделять существенные признаки. Р.: удерживать учебную задачу, составлять план действий совместно с учителем |
Положительная мотивация и познавательный интерес к урокам ИЗО, эмоцио-нально-ценност-ное отношение к произведениям искусства и изображаемой действительности |
14. 09. 15 – 19. 09. 15 |
|
4 |
Натюрморт как жанр. Школа живописи. Натюрморт с кувшином (акварель). Комбинирован-ный урок. |
Развитие эмоцио-нально-ценностного отношения к миру, явлениям жизни и искусства. Продолжение изучения приемов работы с акварелью. Совершенствование умения рисовать натюрморт. |
Рисование с натуры натюрморта с кувшином; передача светотени живописными средствами. |
Уметь добиваться единства колористического решения. Применять технику акварельной живописи. |
К.: ставить вопросы, обращаться за помощью. П.: моделировать способ действий. Р.: устанавливать последовательность работы. |
Эмоционально-ценностное отношение к произведениям искусства и изображаемой действительности |
21. 09. 15 – 26. 09. 15 |
|
5 |
Пейзаж как жанр. Композиция в пейзаже Комбинирован-ный урок. |
Ознакомление с пейзажем как жанром изобрази-тельного искусства. Развитие художест-венного вкуса, эмоциональной и интеллектуальной сферы, творческого потенциала, способ-ности оценивать окружающий мир по законам красоты. |
Составление композиции пейзажа. |
Знать выдающиеся произведения отечественного и зарубежного искусства. |
К.: строить выска-зывания, основываясь на тексте учебника. П.: узнавать, называть и определять объекты окружающего мира, поиск и выделение информации из таблицы. Р.: сравнивать работу с эталоном, находить различия. |
Познавательный интерес к урокам ИЗО, эмоцио-нально-ценност-ное отношение к произведениям искусства и изображаемой действительности |
28. 09. 15 – 03. 10. 15 |
|
6 |
Перспектива. Перспективные построения. Воздушная перспектива. Урок формирования новых знаний. |
Продолжение ознакомления с жанром пейзажа. Продолжение изуче-ния основ перспек-тивных построений линейной и воздуш-ной перспективы. |
Рисование по памяти аллеи осенних деревьев в перспективе. |
Изображать глубину пространства на плоскости с помощью законов перспективы. |
К.: участвовать в обсуждении по теме урока. П.: произвольное построение высказываний. Р.: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. |
Внимательное отношение к красоте окружающего мира, к произведениям искусства |
12. 10. 15 – 17. 10. 15 |
|
7 |
Школа живописи. Рисование пейзажа (акварель). Комбинирован-ный урок. |
Обучение аква-рельной живописи. Передача простран-ства на листе с помощью линейной и воздушной перспективы. |
Рисование деревенского пейзажа по памяти, используя средства воздушной перспективы. |
Передавать пространство на листе, используя приемы линейной и воздушной перспективы |
К.: обращаться за помощью, адекватно оценивать собственное поведение. П.: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Р.: различать способ деятельности и результат. |
Эмоционально-ценностное отношение к произведениям искусства и изображаемой действительности |
19. 10. 15 – 24. 10. 15 |
|
8 |
Портрет как жанр. Автопортрет. Комбинирован-ный урок. |
Ознакомление с портретом как жанром изобразительного искусства. Освоение знаний о классическом и современном искусстве. |
Рисование по памяти автопортрета. Изучение последовательности рисования портрета. |
Знать, что такое портрет, основы композиции портрета. |
К.: формулировать собственное мнение и позицию. П.: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Р.: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. |
Положительная мотивация и познавательный интерес к урокам ИЗО. |
26. 10. 15 – 31. 10. 15 |
|
9 |
Школа графики. Рисование портрета девочки (карандаш). Комбинирован-ный урок. |
Обучение рисованию портрета. Продолже-ние освоения рисун-ка карандашом. Осознание изобрази-тельного искусства как способа познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека |
Рисование с натуры графического портрета девочки. |
Использовать разнообразную штриховку для более точной передачи формы изображаемого объекта. |
К.: контролировать действия партнера. П.: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Р.: последовательно выполнять работу. |
Внимательное отношение к красоте окружающего мира, к произведениям искусства |
02. 11. 15 – 07. 11. 15 |
|
10 |
Скульптурные портреты. Комбинирован-ный урок. |
Развитие художест-венного вкуса, эмоциональной и интеллектуальной сферы, творческого потенциала, способ-ности оценивать окружающий мир по законам красоты. Обучение лепке и рисованию портретов. |
Лепка из пластилина скульптурного портрета дедушки по памяти. |
Использовать разнообразные приемы лепки при создании скульптурного портрета. |
К.: участвовать в обсуждении по теме урока. П.: использовать модели для решения поставленной задачи. Р.: осуществлять пошаговый и итоговый контроль самостоятельной работы. |
Эмоционально-ценностное отношение к произведениям искусства и изображаемой действитель-ности, внима-тельное отно-шение к красоте окружающего мира, к произве-дениям искусства. |
09. 11. 15 – 14. 11. 15 |
|
11 |
Портреты сказочных героев. Силуэт. Комбинирован-ный урок. |
Знакомство с традициями изобра-жения сказочных персонажей. Осво-ение выразительных возможностей силуэта. |
Вырезание силуэтного портрета сказочного героя. |
Освоить технику силуэтной композиции. |
К.: задавать вопросы. П.: устанавливать аналогии. Р.: учитывать правило в планировании. |
Положительная мотивация и познавательный интерес к урокам ИЗО. |
23. 11. 15 – 28. 11. 15 |
|
12 |
Необычные портреты. Школа коллажа. Урок формирования новых знаний. |
Обучение технике коллажа. Осознание изобразительного искусства как способа познания и эмоционального отражения мира. |
Создание сказочного портрета в технике коллажа. |
Уметь выполнять работу в технике коллажа. |
К.: вести беседу. П.: выделять главную информацию из текста. Р.: принимать и сохранять учебную задачу. |
Внимательное отношение к красоте окружающего мира, к произведениям искусства |
30. 11. 15 – 05. 12. 15 |
|
13 |
Проверочный урок. Твои творческие достижения. Урок-обобщение. |
Формирование устойчивого инте-реса к искусству, эстетических чувств при восприятии произведений искус-ства и в процессе выполнения творчес-ких работ. Формиро-вание восприятия и оценки произведений изобразительного искусства. |
Проверка уровня освоенности пройденного материала. |
Знание жанров изобразительного искусства, основ цветоведения; представление о ведущих музеях мира. |
К.: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. П.: осуществлять синтез как составление целого из частей. Р.: принимать и сохранять учебную задачу. |
Эмоционально-ценностное отношение к произведениям искусства и изображаемой действительности, внимательное отношение к красоте окружающего мира, произведениям искусства. |
07. 12. 15 – 12. 12. 15 |
|
Народное искусство. (6 часов) |
||||||||
14 |
Резьба по дереву. В избе. Деревянная и глиняная посуда. Урок формирования новых знаний. |
Знакомство с резьбой по дереву и украшением изб. Воспитание любви к русскому народному искусству. |
Вырезанки из бумаги. Симметрич-ное вырезание орнамента. |
Уметь рисовать и лепить старинную посуду; вырезать из бумаги силуэты изб и узоры для их украшения. |
К.: вести беседу, используя текст учебника. П.: проводить сравнение по заданным критериям. Р.: следовать плану работы. |
Внимательное отношение к красоте окружающего мира, к произведениям искусства. |
14. 12. 15 – 19. 12. 15 |
|
15 |
Богородские игрушки. Школа народного искусства. Урок формирования новых знаний. |
Знакомство с изделиями богородских мастеров. Воспитание любви к традиционным художественным народным промыслам. |
Рисование Богородских игрушек по представле-нию. |
Умение использовать в работе разнообразные художественные материалы и техники. |
К.: участвовать в обсуждении по теме урока. П.: проводить сравнение по заданным критериям. Р.: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей. |
Положительная мотивация и познавательный интерес к урокам ИЗО, эмоцио-нально-ценност-ное отношение к произведениям искусства и изображаемой действительности |
21. 12. 15 – 26. 12. 15 |
|
16 |
Жостовские подносы. Школа народного искусства. Комбинирован-ный урок. |
Знакомство с изделиями жостовских мастеров. Воспитание любви к традиционным художественным народным промыслам. |
Поэтапное рисование жостовских цветов и ягод. Составление композиции «букет». |
Умение использовать в работе разнообразные художественные материалы и техники. |
К.: участвовать в обсуждении по теме урока. П.: учитывать причинно-следственные связи. Р.: учитывать выделенные учителем ориентиры действия. |
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками. |
28. 12. 15 – 31. 12. 15 |
|
17-18 |
Павлово-Посадские платки. Комбинирован-ный урок. |
Знакомство с изделиями павлопосадских мастеров. Воспитание любви к традиционным художественным народным промыслам. |
Составление цветочной композиции в квадрате для создания набивного рисунка на платках. |
Рисовать схемы размещения узоров на Павлово-Посадских платках. |
К.: контролировать действия партнера. П.: вести поиск информации. Р.: следовать установленной задаче. |
Знание культуры своего народа, основ культурного наследия народов России и человечества. |
11. 01. 16 – 23. 01. 16 |
|
19 |
Проверочный урок. Твои творческие достижения. Обобщающий урок. |
Проверка владения практическими умениями и навыками художественно-творческой деятельности. |
Самостоятельная творческая работа по созданию композиции, замкнутой в орнамент. |
Определять (узнавать) произведения традиционных народных художественных промыслов. |
К.: задавать вопросы. П.: ориентироваться на разнообразие способов решения поставленной задачи. Р.: учитывать правило в планировании и контроле способа решения. |
Эмоционально-ценностное отношение к произведениям искусства и изображаемой действительности |
25. 01. 16 – 30. 01. 16 |
|
Декоративное искусство. (8 часов) |
||||||||
20 |
Декоративная композиция. Стилизация. Урок формирования новых знаний. |
Изучение художественных приемов декоративной композиции. Развитие эмоционально-ценностного отношения к миру, явлениям жизни и искусства. |
Обучение приемам стилизации. Стилизация предметов простых форм. |
Уметь выполнять стилизацию цветов и пейзажа. |
К.: участвовать в беседе о декоративно-прикладном искусстве. П.: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Р.: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей. |
Положительная мотивация и познавательный интерес к урокам ИЗО, эмоционально-ценностное отношение к произведениям искусства. |
01. 02. 16 – 06. 02. 16 |
|
21 |
Замкнутый орнамент. Комбинирован-ный урок. |
Изучение схем размещения орнамента на круге, прямоугольнике, квадрате. Формирование представлений о роли декоративного искусства в жизни человека. |
Обучение приемам декоративной росписи. Декоративное рисование. Замкнутый орнамент. |
Уметь рисовать схемы композиционного размещения орнамента на коврах. |
К.: участвовать в беседе о декоративно-прикладном искусстве. П.: строить логическое рассуждение, делать выводы. Р.: соотносить действия с планируемым результатом. |
Усвоение традиционных ценностей многонациональ-ного российского общества. |
08. 02. 16 – 13. 02. 16 |
|
22-23 |
Декоративный натюрморт. Урок формирования новых знаний. |
Продолжение ознакомления с жанром натюрморта. Развитие творческих способностей. |
Изучение художествен-ных приемов декоративной композиции. Обучение декоративной живописи. Декоративное рисование. Декоративный натюрморт. |
Знать отличие декоративного и реалистичного натюрморта. |
К.: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. П.: строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. Р.: анализировать средства, применяемые при создании образа. |
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию |
15. 02. 16 – 05. 03. 16 |
|
24 |
Декоративный пейзаж. Комбинирован-ный урок. |
Продолжение ознакомления с пейзажным жанром. Развитие художественного вкуса обучающихся, их эмоциональной и интеллектуальной сферы. |
Декоративный пейзаж в технике бумажной мозаики. |
Понимать отличие декоративного и реалистичного пейзажа. |
К.: участвовать в обсуждении по теме урока. П.: произвольное построение высказываний. Р.: анализировать средства вырази-тельности и материалы. |
Формирование уважительного отношения к труду. |
09. 03. 16 – 12. 03. 16 |
|
25-26 |
Декоративный портрет. Школа декора. Урок формирования новых знаний. |
Продолжение ознакомления с портретным жанром. Развитие эмоционально-ценностного отношения к человеку, его изображению в декоративном искусстве. |
Декоративный портрет. Способы декорирова-ния изображения. |
Знать художественные приемы декоративной композиции. |
К.: ставить вопросы, обращаться за помощью. П.: моделировать способ действий. Р.: удерживать учебную задачу, применять установленные правила в планировании деятельности. |
Положительная мотивация и познавательный интерес к урокам ИЗО. |
14. 03. 16 26. 03. 16 |
|
27 |
Проверочный урок. Твои творческие достижения. Урок закрепления полученных знаний. |
Проверка владения практическими умениями и навыками художественно-творческой деятель-ности владения навыками декора. |
Самостоятельная работа по созданию декоративной композиции в нетрадицион-ных техниках. |
Умение использовать в работе разнообразные художественные материалы и техники. |
К.: адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников. П.: произвольное построение высказываний. Р.: формулировать и удерживать учебную задачу. |
Развитие опыта участия в социально значимом труде. |
28. 03. 16 – 02. 04. 16 |
|
Мир дизайна и архитектуры. (7 часов) |
||||||||
28 |
Мир дизайна и архитектуры. Форма яйца. Комбинирован-ный урок. |
Сформировать представление о дизайне и архи-тектуре как видах искусства. Обучать умению различать форму яйца в объектах дизайна и архитектуры. Развитие конструкторских способностей. |
Формообразо-вание на основе яйца. Нетрадицион-ные архи-тектурные мотивы. Выполнение эскизов объектов дизайна. |
Умение использовать в работе разнообразные художественные материалы и техники. |
К.: участвовать в обсуждении по теме урока. П.: прослеживать взаимосвязь формы и функции объекта. Р.: формулировать и удерживать учебную задачу. |
Участие в общественной жизни в пределах возрастных компетенций. |
11. 04. 16 – 16. 04. 16 |
|
29 |
Школа дизайна. Форма яйца. Мобиль. Комбинирован-ный урок |
Развитие дизайнерского мышления, художественного вкуса, эмоциональной и интеллектуальной сферы, творческого потенциала. |
Объект дизайна. Изготовление мобиля и декоративной свечи. |
Умение использовать в работе разнообразные художественные материалы и техники. |
К.: работать индивидуально и в группе. П.: строить логическое рассуждение, умозаключение. Р.: определять способы действий в рамках предложенных условий. |
Участие в общественной жизни в пределах возрастных компетенций. |
18. 04. 16 – 23. 04. 16 |
|
30 |
Праздничный декор. Писанки. Комбинирован-ный урок. |
Обучение декоративной росписи. Формирование эстетических чувств при восприятии произведений искусства и в процессе выполнения творческих работ. |
Декоративная роспись на деревянных заготовках. Писанки. |
Умение использовать в работе разнообразные художественные материалы и техники. |
К.: адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников. П.: произвольное построение высказываний. Р.: формулировать и удерживать учебную задачу. |
Развитие опыта участия в социально значимом труде. |
25. 04. 16 – 30. 04. 16 |
|
31 |
Форма спирали. Архитектура и дизайн. Комбинирован-ный урок. |
Обучать умению различать форму спирали в объектах дизайна и архитектуры. Развитие художественного вкуса. |
Конструи-рование из бумаги объектов дизайна на основе спирали. |
Понимать роль композиционного единства всех элементов. |
К.: работать индиви-дуально и в группе. П.: строить логическое рассуждение, умозаключение. Р.: формулировать и удерживать учебную задачу. |
Участие в общественной жизни в пределах возрастных компетенций. |
04. 05. 16 – 07. 05. 16 |
|
32 |
Школа дизайна. Форма спирали. Бумажная роза. Бусы. Барашек. Комбинирован-ный урок. |
Объекты дизайна, созданные на основе спирали. |
Конструиро-вание бус, розы или панно на основе спирали. |
Умение использовать в работе разнообразные художественные материалы и техники. |
К.: адекватно воспринимать предложения учителя. П.: строить логическое рассуждение, умозаключение. Р.: соблюдать последо-вательность работы. |
Участие в общественной жизни в пределах возрастных компетенций. |
10. 05. 16 – 14. 05. 16 |
|
33 |
Форма волны. Школа дизайна. Изготовление декоративного панно. Комбинирован-ный урок. |
Развитие зрительного восприятия и ощущения волнообразной формы. |
Лепка из пластилина декоративного панно с использованием мотива волны. |
Умение использовать в работе разнообразные художественные материалы и техники. |
К.: адекватно воспринимать предложения учителя. П.: развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Р.: планировать работу. |
Участие в общественной жизни в пределах возрастных компетенций. |
16. 05. 16 – 21. 05. 16 |
|
34 |
Твои творческие достижения. Урок закрепления знаний. |
Проверка уровня развития художественного вкуса, интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческой активности. |
Оформление выставки детских работ. |
Обобщить и закрепить знания по пройденным за год темам. |
К.: организовывать учебное сотрудничество. П.: развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Р.: владеть основами самооценки. |
Формирование ответственного отношения к учению. |
23. 05. 16 – 28. 05. 16 |
|
Итого: |
34 часа |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
№ |
Наименование объектов и средств учебно-методического и материально-технического обеспечения |
Количество |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) |
||
1 |
Рабочая программа по изобразительному искусству |
Д |
2 |
Учебно-методические комплекты по программе «Планета знаний» автор Н.М. Сокольникова |
К |
3 |
Учебники по изобразительному искусству |
К |
4 |
Методические пособия (рекомендации к проведению уроков изобразительного искусства) |
Д |
5 |
Методические журналы по искусству |
Д |
6 |
Учебно-наглядные пособия |
Ф Д |
7 |
Хрестоматии литературных произведений к урокам изобразительного искусства |
Д |
8 |
Энциклопедии по искусству, справочные пособия |
Д |
9 |
Альбомы по искусству |
Д |
10 |
Книги о художниках и художественных музеях |
Д |
11 |
Книги по стилям изобразительного искусства и архитектуры |
Ф |
12 |
Словарь искусствоведческих терминов |
П |
Печатные пособия |
||
13 |
Портреты русских и зарубежных художников |
Д |
14 |
Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента |
Д |
15 |
Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта |
Д |
16 |
Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека |
Д |
17 |
Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству |
Д |
18 |
Дидактический раздаточный материал: карточки по художественной графике |
К |
Информационно-коммуникационные средства |
||
19 |
Мультимедийные обучающие художественные программы. Электронные учебники |
Д |
20 |
Электронные библиотеки по искусству |
Д |
21 |
Игровые художественные компьютерные программы |
Д |
Технические средства обучения (ТСО) |
||
22 |
Музыкальный центр |
Д |
23 |
CD/DVD-проигрыватели |
Д |
24 |
Телевизор |
Д |
25 |
Видеомагнитофон |
Д |
26 |
Мультимедийный компьютер с художественным программным обеспечением |
Д |
27 |
Мультимедийный проектор |
Д |
28 |
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и репродукций |
Д |
29 |
Экран (на штативе или навесной) |
Д |
30 |
Фотоаппарат |
Д |
Экранно-звуковые пособия |
||
31 |
Аудиозаписи с музыкой, литературные произведения |
Д |
32 |
DVD-фильмы: - памятники архитектуры; - художественные музеи; - виды изобразительного искусства; - творчество отдельных художников; - народные промыслы; - декоративно-прикладное искусство; - художественные технологии. |
Д |
33 |
Презентации на CD или DVD: - по видам изобразительных (пластических) искусств; - по жанрам изобразительных искусств; - по памятникам архитектуры России и мира; - по стилям и направлениям в искусстве; - по народным промыслам; - по декоративно-прикладному искусству; - по творчеству художников. |
Д |
Учебно-практическое оборудование |
||
34 |
Краски акварельные |
К |
35 |
Краски гуашевые |
К |
36 |
Тушь |
К |
37 |
Ручки с перьями |
К |
38 |
Бумага А3, А4 |
К |
39 |
Бумага цветная |
К |
40 |
Фломастеры |
К |
41 |
Восковые мелки |
К |
42 |
Пастель |
Ф |
43 |
Сангина |
К |
44 |
Уголь |
К |
45 |
Кисти беличьи № 3, 5, 10 |
К |
46 |
Кисти щетина № 3, 10, 13 |
К |
47 |
Ёмкости для воды |
К |
48 |
Стеки (набор) |
К |
49 |
Пластилин/глина |
К |
50 |
Клей |
Ф |
51 |
Ножницы |
К |
Модели и натурный фонд |
||
52 |
Муляжи фруктов и овощей (комплект) |
Д |
53 |
Гербарии |
Ф |
54 |
Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов |
Д |
55 |
Модели геометрических тел |
Д |
56 |
Керамические изделия (вазы, кринки и др.) |
П |
57 |
Драпировки |
П |
58 |
Предметы быта (кофейники, бидоны, блюда, самовары, подносы и др.) |
П |
Специализированная учебная мебель |
||
59 |
Столы рисовальные |
К |
60 |
Стулья |
К |
61 |
Стеллажи для книг и оборудования |
Д |
62 |
Мебель для проекционного оборудования |
Д |
63 |
Мебель для хранения таблиц и плакатов |
Д |
Для отображения количественных показателей используется следующая система символических обозначений:
Д - демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговорённых случаев);
К - полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса);
Ф - комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся);
П - комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по несколько учащихся (6-7 экз.).
8. Планируемые результаты изучения предмета «Изобразительное искусство».
Выпускник научится:
· различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
· определять (узнавать) произведения традиционных народных художественных промыслов;
· передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами;
· применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи, лепке, а также иллюстрациях к произведениям литературы;
· осуществлять контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;
· выполнять действия, руководствуясь выбранным алгоритмом и инструкцией учителя;
· анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;
· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя материалы учебника;
· характеризовать персонажей произведения искусства; группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям; конструировать объекты дизайна;
· строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
Выпускник получит возможность научиться:
o положительной мотивации к изучению различных приемов и способов живописи, лепки, передачи пространства;
o называть ведущие художественные музеи мира;
o учитывать особенности формообразования и цветового решения при создании декоративных и дизайнерских работ;
o понимать выразительные возможности цвета в дизайне, единство функции и формы объекта дизайна, художественные особенности создания формы объектов дизайна на основе призмы, цилиндра, конуса, пирамиды и др.;
o различать и соотносить замысел и результат работы; включаться в самостоятельную творческую деятельность (декоративную, изобразительную и конструктивную);
o выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому при посещении декоративных, дизайнерских и архитектурных выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.; соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.
«Согласовано»
на заседании ШМО учителей художественно-эстетического цикла
Руководитель ШМО ________________Баланцова И.А.
Протокол №1 от «» августа 2015г.
«Согласовано»
Зам. директора по УВР ________________Трубенкова О.А.
«» августа 2015г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.