Рабочая программа по кубановедению 1-4 класс
Оценка 5

Рабочая программа по кубановедению 1-4 класс

Оценка 5
Образовательные программы
doc
естествознание
2 кл
02.04.2017
Рабочая программа по кубановедению 1-4 класс
Программа разработана на основе Программы для 1 – 4 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края, доработанная с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования / Краснодар: Перспективы образования, 2013г. Авторы-составители: Ерёменко Е.Н., Зыгина Н.М., Шевченко Г.В., Мирук М.В., Науменко Т.А.
новое кубановедение.doc
Краснодарский край Муниципальное образование Павловский район  станица Атаманская  (территориальный, административный округ (город, район, посёлок) Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа №4 (полное наименование образовательного учреждения)                                                                УТВЕРЖДЕНО                                                              решением педагогического совета                                                            от 30.08.2016 года протокол №1      Председатель ___________  /Л.В. Бойко/ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По предмету     кубановедению Уровень образования  (класс)    начальное общее образование, 1­4 класс  Количество часов   135 ч Учитель            Хабибуллина Людмила Михайловна  Программа разработана на основе  Программы   для  1 – 4  классов   общеобразовательных   учреждений   Краснодарского края,   доработанная   с   учетом   требований   Федерального   государственного образовательного   стандарта   начального   общего   образования   /   Краснодар: Перспективы образования, 2013г. Авторы­составители:   Ерёменко   Е.Н.,   Зыгина   Н.М.,   Шевченко   Г.В.,   Мирук   М.В., Науменко Т.А. 1.Планируемые результаты освоения учебного предмета В   ходе   реализации   программы   «Кубановедение»   на   ступени   начального   общего образования должно обеспечиваться достижение обучающимися:  ­воспитательных   результатов­   тех   духовно­нравственных   приобретений,   которые обучающийся получил в ходе изучения края, его традиций, значимых исторических событий; ­воспитательного   эффекта­того.   К   чему   привело   изучение   курса   в   ходе исследовательской, проектной деятельности: идентификация себя как гражданина, бережное отношение к памяти предков, потребность (положительная мотивация) в самостоятельном изучении своего края. Воспитательные результаты распределяются по трём уровням:  Первый   уровень   результатов  направлен   на   приобретение   обучающимися социальных знаний: ­о нормах поведения в обществе, их социально одобряемых и неодобряемых формах; ­об основных исторических событиях, памятных местах, персоналиях; ­о природных, климатических условиях Краснодарского края; ­об основных видах народного прикладного искусства, устном народном творчестве, о литературе Кубани. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося   со   взрослыми­учителями,   родителями­   как   значимыми   для   него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.   уровень   Второй результатов    предполагает получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям,   которые   лежат   в   основе   бережного   отношения     к   историческому   и культурному наследию.  Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, в своей семье, т.е.в защищённой, дружественной  просоциальной среде, в которой ребёнок получает   первое   практическое   применение   приобретённых   социальных   знаний, начинает их ценить.  Третий уровень результатов предусматривает:  ­ получение обучающимися начального опыта самостоятельного исследования своего края, изучение его особенностей в сопоставлении с другими регионами; ­ формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения в обществе. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося   с   представителями   различных   социальных   субъектов   за   пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде. Переход  от одного уровня воспитательных результатов к другому осуществляется последовательно,   постепенно   путём   наращивания   изучаемой   информации,   за   счёт концентрического   построения   программы,   когда   одна   и   та   же   тема   изучается несколько   раз   с   повышением   уровня   сложности,   с   сохранением   меры   трудности изучаемого материала. В   ходе   организации   проектной   исследовательской   деятельности   предполагается ориентация на достижение личностных и метапредметных результатов.     Личностные результаты освоения учебной дисциплины «Кубановедение» должны отражать: ­формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, за свою семью; ­осознание своей этнической и национальной принадлежности; ­формирование личностного, социально ориентированного взгляда на свой род в его историческом и культурном ракурсе; ­принятие   и   освоение   социальной   роли   обучающегося,   развитие   мотивов   учебной деятельности  и формирование личностного смысла изучения малой родины; ­развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах поведения в обществе; ­развитие   этнических   чувств,   доброжелательности   и   эмоционально­нравственной отзывчивости,   понимания   и   сопереживания   чувствам   других   людей,   навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в социальных ситуациях, связанных с исследовательской деятельностью; ­умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; ­наличие   мотивации   к   творческому   труду.   работе   на   результат,   бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметными  результатами изучения предмета «Кубановедения» являются: ­овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи исследовательской деятельности, поиска средств её осуществления; ­освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; ­формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в ходе   исследовательской     деятельности   в   соответствии   с   поставленной   задачей   и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы исследования для достижения результата; ­освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; ­использование   знаково­символических   средств   представления   информации   для создания родового дерева, герба семьи, плана своего  населённого пункта (улицы, района);  ­активное   использование   коммуникационных технологий для решения исследовательских задач;   речевых   средств   и   средств   информационных   и ­использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи   и   интерпретации   информации   в   соответствии   с   коммуникативными, познавательными, исследовательскими задачами; ­осознанное   построение   речевых   высказываний   в   соответствии   с   задачами коммуникации; ­овладение   логическими   действиями   сравнения,   анализа,   синтеза,   обобщения, классификации     по   родовым   признакам,   установления   аналогий   и   причинно­ следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; ­готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; ­аргументация свое точки зрения и оценка событий; ­формирование   уважительного   отношения   к   России,   родному   краю,   своей   семье, истории, культуре; ­освоение доступных способов изучения природы и истории Кубани. К концу 1 класса учащиеся должны: знать/понимать   месторасположение;   школу и обратно;  своего населённого пункта;    местности;  основные достопримечательности родного населённого пункта; профессии жителей своего города ( села, станицы и т.д.); основных   представителей   растительного   и   животного   мира   своей своё полное имя, имена и отчества своих родных, домашний адрес; адрес   школы,   основные   помещения   школы,   их   предназначение   и традиции своей школы; улицы, расположенные вблизи школы и дома, безопасный путь из дома в основные учреждения культуры, образования, бытового обслуживания духовные святыни малой Родины. выполнять правила поведения в общественных местах, а также в ситуациях, составлять рассказ­описание по картинке, по увиденному; находить географические объекты на карте­схеме;  приводить примеры Святых мест Кубани; реализовать коллективный исследовательский или творческий проект. учащиеся должны уметь   опасных для жизни;     К концу 2 класса учащиеся должны: знать/понимать   особенности времён года, характерные для своей местности; особенности рельефа своей местности; названия водоёмов, крупных населённых пунктов своей местности; названия и отличительные признаки некоторых растений и животных своей значение Красной книги Краснодарского края; особенности труда и быта земляков; родственные связи в семье, уклад семьи; герб, флаг, гимн Краснодарского края; кубанские песни, пословицы и поговорки; основные правила поведения в окружающей среде, в общественных местах, на имена выдающихся людей своего района;   местности, правила защитников природы;       дорогах, у водоёмов, в школе;  учащиеся должны уметь   объекты, свой населённый пункт;    флага, а также у водоёмов, в лесу, в горах. К концу 3 класса учащиеся должны: знать/понимать  Кубани;  культуры населения Краснодарского края;     Краснодарском крае растений и животных;  города (станицы), района;   учащиеся должны уметь   человека животных;    культурных и исторических достопримечательностей. показывать на физической карте Краснодарского края основные изучаемые рассказывать о достопримечательностях родного города, станицы; различать растения своей местности; выполнять   правила   поведения   во   время   прослушивания   гимна   и   поднятия связь   между   деятельностью   человека   и   условиями   его   жизни   и   быта   на природные   особенности,   особенности   хозяйственной   деятельности,   быта   и формы земной поверхности края;  разновидности водоёмов края; особенности почв края, их значение для жизни растений и животных; названия   и   отличительные   признаки   наиболее   распространенных   в герб,   гимн,   флаг   Краснодарского   края,   а   также   символы   своего   родного фамилии и имена выдающихся деятелей культуры, спорта и т.д.; внутреннее и внешнее устройство храма. определять в окружающей природе ядовитые растения, грибы и опасных для различать особо охраняемые растения и редких животных; ориентироваться по физической карте Краснодарского края; объяснять историю возникновения своего населённого пункта, его названия, различные виды карт Краснодарского края (физическая, административная, К концу 4 класса учащиеся должны: знать/понимать • природные зоны Краснодарского края; • историческая) и их отличительные особенности; • природные богатства родного края и их использование человеком; • символику Краснодарского края; • органы местного самоуправления; • даты важнейших событий в истории края, города, станицы, хутора и т.д.; • особенности культуры и быта народов, населяющих территорию Краснодарского края; • достопримечательности родного края, своего района; • спортивной и культурной жизни Краснодарского края; • особенности хозяйственной деятельности людей, живущих на территории края; • важнейшие зоологические проблемы Краснодарского края; • заповедник, находящийся на территории Краснодарского края; • фамилии и имена выдающихся деятелей Кубани; уметь • определять месторасположение Краснодарского края на физической карте России; • узнавать наиболее распространённые лекарственные растения своей местности; •   определять   хронологическую   последовательность   основных   событий (исторических, культурных, спортивных); • правильно называть  памятники культуры и истории  края; • исполнять гимн Краснодарского края. общественной, исторической, наиболее   важные     события     2. Содержание учебного  предмета «Кубановедение» В   соответствии   с   приложением   к   письму   министерства   образования,   науки   и молодежной   политики   Краснодарского   края   от   08.08.2016   г.   №   13­13834/16­1«О преподавании учебного предмета (курса) ОПК в 2016­2017 учебном году» в каждый год   обучения   (1­11   класс)   учебного   предмета   «Кубановедение»   вводится тематический раздел «Духовные истоки Кубани» (4 часа). 1 класс     (33      часа) Введение. Мой родной край (1 час).  Раздел 1. Я и моя семья (8 часов). Будем   знакомы!   Кто   я?   Какой   я?   Любимые   занятия.   Моя   семья.   Обязанности   в нашей семье. Увлечения членов семьи. Семейные традиции, Праздники, которые мы отмечаем вместе. Творческий проект «Будем жить одной семьей». Раздел 2. Я и моя школа (6 часов). Наша школа. Правила поведения в школе. Знакомство со школой. Традиции нашей школы. Школьные поручения и обязанности. Мой режим дня. Мои одноклассники, Правила школьной дружбы. Творческий проект «Мы такие разные, но так похожи». Раздел 3. Я и мои родные места (7 часов). Главный город Краснодарского края. Родные места. Мой адрес. Улица, на которой я живу.   Правила   поведения   в   общественных   местах,   на   улице,   в   транспорте.   Труд жителей моего населённого пункта. Труд моих родных. Исследовательский проект «Какой я житель». Раздел 4. Я и природа вокруг меня (7 часов). Растения   и   животные   вокруг   меня.   Что   где   растёт,   кто   где   живёт.   Забота   о комнатных   растениях   и   домашних   животных,   Красота   природы   моей   местности. Писатели,   художники   о   красоте   родного   края.   Творческая   мастерская   «Милый сердцу уголок». Раздел 5. Духовные истоки Кубани (4 часа) Семья. Родители. Родительская любовь и благословение. Традиции казачьей семьи.  Наша школа. Воскресная школа. Светские  и православные традиции  школы.  Достопримечательности. Духовные святыни моей малой Родины.  2 класс (34     часа) Введение. Символика района (города), в котором я живу (1 час).  Раздел 1. Природа моей местности (13 часов). Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 1: «Уж небо осенью дышало». Формы   земной   поверхности   моей   местности.   Физическая   карта,   условные обозначения.   Водоёмы   моей   местности   и   их   обитатели.   Правила   поведения   у водоёмов.   Разнообразие   растительного   мира   моей   местности.   Культурные   и дикорастущие растения. Лекарственные растения. Правила сбора и использование лекарственных   растений.   Ядовитые   растения.   Первая   помощь   при   отравлении ядовитыми   растениями.   Животный   мир   моей   местности.   Красная   книга Краснодарского края. Правила защитников природы. Исследовательский проект «Растения и животные в природе и жизни людей». Раздел 2. Населённые пункты (7 часов). Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 2: «Зимушка­зима, зима снежная была». Населённые   пункты   моего   района.   История   образования   города   (района).   Глава города   (района).   Улицы   моего   населённого   пункта.   Происхождение   их   названий. Имена   знаменитых   людей   в   названиях   улиц.   Исторические   и   культурные достопримечательности. Спортивная жизнь в моём городе (районе). Исследовательский проект «Где я могу проводить свободное время». Раздел 3. Труд и быт моих земляков (9 часов). Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 3: «Ласточка с весною в сени к нам летит». Земляки ­ жители моего района (города, станицы, села, хутора, аула). Труженики родной земли. Профессии и место работы членов семьи. Ремёсла, распространённые в районе. Знаменитые люди. Доска почёта в населённом пункте, районе. Жилище казака. Особенности казачьего быта. Уклад кубанской семьи. Религиозные традиции моих земляков. Творческий проект «Труд в моей семье». Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 4: «Здравствуй, лето!». Раздел 4. Духовные истоки Кубани (4 часа) Родная земля. Родина. Поклонные кресты. Духовные родники жизни. Религиозные  традиции моих земляков. Красный угол. Икона. «Нет больше той любви, чем  жизнь  отдать задруги своя». 3 класс (34     часа) Введение. Изучаем родной край (1 час).  Раздел 1. Нет в мире краше Родины нашей (11 часов). Рельеф   Краснодарского   края:   возвышенности,   низменности,   равнины,   горы. Природные   явления   (дождь,   ветер,   снег,   туман,   гололёд).   Календарь   народных примет.   Стихийные   бедствия   (землетрясение,   смерч,   наводнение,   сель,   бора). Правила безопасного поведения. Взаимопомощь земляков. Водоёмы Краснодарского края   (моря,   реки,   озёра,   плавни,   лиманы).   Солёные   и   пресные   водоёмы Краснодарского края. Типы почв, распространённые на территории Краснодарского края.   Чернозёмы   ­   природное   богатство   Кубани.   Растительный   и   животный   мир равнинной и горной части Краснодарского края. Хвойные и лиственные леса и их обитатели. Растительный и животный мир прибрежной зоны и водоёмов. Культурные растения.   Кубань   ­   территория   здоровья.   Курорты   Краснодарского   края,   Кубань спортивная, Кубань олимпийская. Красота окружающего мира: талантливые люди о нашем крае. Творческий проект «Нет в мире краше Родины нашей». Раздел 2. Без прошлого нет настоящего (10 часов). Прошлое и настоящее. «Лента времени». Древние города (Горгиппия и Гермонасса). Историческая карта, история на карте. Переселение казаков на Кубань. Основание первых   городов   и   станиц.   Первые   храмы   на   Кубани.   Добрые   соседи.   Майкоп   ­ столица Республики Адыгея. Исследовательский проект «Без прошлого нет настоящего». Раздел 3. Казачьему роду нет переводу (8 часов). Твоя   родословная.   История   твоей   семьи.   Ты   и   твоё   имя,   имена   в   моей   семье. Именины. Из истории кубанских фамилий. Семейные ценности. Честь семьи и рода. Народные   обычаи   и   традиции.   Казачий   фольклор.   Культурные,   исторические, спортивные традиции нашего края. Проектная работа «Казачьему роду нет переводу». Раздел 4. Духовные истоки Кубани (4 часа) Святые   источники   Кубани.   Храмы.   Внутреннее   и   внешнее   устройство.   Именины. Подвиг материнства. 4 класс (34 часа) Введение. Мой край на карте России (1 час).  Раздел 1. Береги землю родимую, как мать любимую (10 часов). Природные зоны края. Кавказский биосферный заповедник. Заказники. Школьные лесничества.   Естественные   и   искусственные   водоёмы.   Использование   и   охрана водоёмов Краснодарского края. Защита и охрана почв. Ветровая и водная эрозия. Лесополоса. Полезные ископаемые Краснодарского края, их использование (нефть, газ,   песок,   глина,   мергель,   гипс,   известняк).   Целебные   минеральные   источники   и грязи. Значение природных богатств Краснодарского края для жителей России. Проектная работа «Береги землю родимую, как мать любимую». Раздел 2, Земля отцов ­ моя земля (11 часов). Вещественные   исторические   источники.   История   Кубани   в   архитектуре.   Древние жилища. Современный облик края: здания, сооружения (культовые, спортивные и др.).   Вещи   рассказывают   о   прошлом.   Предметы   быта   различных   эпох.   Народные ремёсла   и   промыслы.   Одежда   жителей   Кубани   в   прошлом   и   настоящем.   Первые письменные   исторические   источники.   История   Кубани   в   литературных,   научных источниках.   Современные   письменные   источники.   Устная   история   родного   края. Обычаи и традиции народов, живущих на Кубани. Екатеринодар ­ Краснодар. Крас­ нодар — административный центр Краснодарского края. Губернатор. Проектная работа «Земля отцов ­ моя земля». Раздел 3. Жизнь дана на добрые дела (8 часов). Просветители   земли   кубанской.   Защитники   Отечества.   Труженики   полей.   Наши земляки ­ гордость страны. Радетели земли кубанской. Ты ­ наследник земли отцов. Проектная работа «Жизнь дана на добрые дела». Раздел 4. Духовные истоки Кубани (4 часа) Библия. Библиотеки. Культурное наследие Кубани. Музеи – хранители материальной и духовной культуры. Я как хранитель духовного наследия Кубани. 10 заповедей. Проектирование содержания Разделы программы Авторская программа Рабочая программа 3 кл. 2 кл. 4 кл. 1 кл. 1 8 6 7 7 Введение. Мой родной край Я и моя семья Я и моя школа Я и мои родные места Я   и   природа   вокруг меня Введение.   Символика района   (города),   в котором я живу 2 кл. 3 кл. 4 кл. 1 кл. 1 8 6 7 7 1 1 моей   Изучаем Природа местности Населённые пункты Труд   и   быт   моих земляков  Введение. родной край Нет   в   мире   краше Родины нашей Без   прошлого   нет настоящего Казачьему   роду   нет переводу Введение. Мой край на карте России  землю Береги родимую,   как   мать любимую Земля   отцов   ­   моя земля Жизнь дана на добрые дела Духовные Кубани Итого:   истоки 13 7 9 1 11 10 8 1 10 11 8 4 34 4 33 4 34 4 34 13 7 9 1 11 10 8 1 10 11 8 4 34 4 33 4 34 4 34 Направления проектной деятельности обучающихся Направления проектной деятельности обучающихся 1 класс Творческий проект Творческий проект Исследовательский проект Творческий проект Срок реализации ноябрь декабрь февраль май 2 класс Название проекта «Будем жить одной семьёй» «Мы такие разные, но так похожи» «Какой я житель» Творческая мастерская «Милый  сердцу уголок» Годовой исследовательский  проект сезонных изменений. Часть 1 Исследовательский проект Годовой исследовательский  проект сезонных изменений. Часть 2 Исследовательский проект Годовой исследовательский  проект сезонных изменений. Часть 3 Творческий проект Годовой исследовательский  проект сезонных изменений. Часть 4 3 класс Творческий проект Исследовательский проект Исследовательский проект 4 класс Исследовательский проект Исследовательский проект Творческий проект февраль май сентябрь «Уж небо осенью дышало» ноябрь январь февраль март «Растения и животные в природе и  жизни людей» «Зимушка­зима, зима снежная была» «Где я могу проводить свободное  время» «Ласточка с весною в сени к нам  летит» апрель май «Труд в моей семье» «Здравствуй, лето!» ноябрь январь май ноябрь «Нет в мире краше Родины нашей» «Без прошлого нет настоящего» «Казачьему  роду нет  переводу» «Береги землю родимую, как мать  любимую» «Земля отцов­ моя земля» «Жизнь дана на добрые дела» 3.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся. Разделы программы Темы, входящие в данный раздел Основное содержание темам Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)   по       «Программа по кубановедению   для 1­4 классов общеобразовательны х учреждений Краснодарского края» Краснодар.  ОИПЦ «Перспективы образования». стр.10 Введение (1час) Раздел 1. Я и моя семья  (8 часов) Урок 1. Мой родной край. Урок 2. Будем   знакомы! Кто я? Какой я?     Моя Урок 3.  Рассказ о своём   любимом занятии Урок 4.  Любимые занятия Урок   5. семья Урок   6.  Обя­ занности и увлечения в нашей семье. Урок 7.  Семейные традиции.  Урок   8.  Празд­ ники, которые мы отмечаем вместе. Урок 9. Творческий   про­ ект   «Будем   жить одной семьёй».   1 класс (33 часа) Объяснять, что изучает кубановедение. Характеризовать понятие «малая родина». Называть край, район, в котором проживает Называть своё имя (полное, сокращённое, уменьшительно­ласкательное), называть имена родных, одноклассников. Описывать свой характер, рассказывать о своей мечте. Анализировать  способы  разгадывания  ребусов.  Составлять ребус своего имени одним из способов. Составлять рассказ о своём любимом занятии, иллюстрировать рассказ рисунком, фотографией,   видеозаписями.   Рассказывать   о   своём   участии   в   коллективных занятиях, анализировать правила взаимодействия во время этих занятий. Составлять рассказ о своей семье, называть её Членов, описывать их. Изображать свою семью. Рассказывать о любимых совместных занятиях, семейных играх. Характеризовать понятия «обязанность» и «увлечение». Перечислять домашние обязанности членов своей семьи. Рассказывать о домашней работе, которую умеет выполнять.   Демонстрировать   умение   пользоваться   различными   инструментами, предметами быта. Составлять рассказ об увлечениях в своей семье. Характеризовать   понятие   «традиция».   Сопоставлять   семейные   традиции   с временами года. Рассказывать о любимом семейном празднике. Иллюстрировать рассказ   рисунком,   фотографией.   Сопоставлять   и   сравнивать   традиции празднования одного и того же праздника в разных семьях. Участвовать в коллективном проекте. Рассказывать о своей работе, анализировать качество   выполнения   действий.   Описывать   коллективный   проект,   оценивать участие каждого. Раздел 2. Я и моя школа  (6 часов) Урок   10.  Наша   Правила школа. поведения в школе.     11. Урок Знакомство   со школой.  Традиции нашей школы   12. Урок   Школьные поручения   и   обя­ занности.   Мой режим дня. Урок   13.  Мои одноклассники.  Урок 14.  Правила школьной дружбы Урок 15. Творческий   про­ ект   «Мы   такие разные,   но   так похожи» Урок 16.  Главный город Краснодарского края. Урок 17.Достопримеча­ тельности.   Раздел   3.   Я   и мои родные места  (7 часов)       «Программа по кубановедению   для 1­4 классов общеобразовательны х учреждений Краснодарского края» Краснодар.  ОИПЦ «Перспективы образования». стр.10     «Программа по кубановедению   для 1­4 классов общеобразовательны х учреждений Краснодарского края»   Рассказывать   о   своей   школе.   Называть   отличия   различных   видов   школ (спортивной,   музыкальной,   воскресной   и   др.).   Рассказывать   о   школьных принадлежностях,   классифицировать   их,   анализировать   способы   бережного отношения   к   ним.   Анализировать   своё   поведение   и   других   детей   в   школе, сопоставлять с нормами. Составлять правила поведения во время экскурсии по школе. Ходить   на   экскурсию   вместе   с   одноклассниками.   По   результатам   экскурсии записывать адрес школы, отмечать различные кабинеты и помещения, объяснять их предназначение. Обсуждать с одноклассниками и изображать символическое обозначение своего кабинета. Анализировать своё поведение во время экскурсии. Слушать рассказ об истории своей школы, её традициях. Характеризовать   понятие   «поручение».   Анализировать   деятельность   в   ходе выполнения школьных поручений. Оценивать свои возможности и обосновывать своё   желание   выполнять   то   или   иное   поручение.   Анализировать   учебное   и свободное время. Составлять режим дня, сопоставлять свой режим с нормами здорового образа жизни. Называть   имена   своих   одноклассников.   Характеризовать   общие   интересы, совместные занятия. Обсуждать с одноклассниками правила школьной дружбы. Анализировать своё поведение в соответствии с этими правилами. Объединяться   в   группы,   руководствуясь   общими   интересами.   Участвовать   в групповом проекте. Определять свою часть работы, анализировать  качество её выполнения. Слушать рассказ о Краснодаре. Рассказывать о своих впечатлениях с опорой на фотографии, картины, рисунки. Характеризовать понятие «достопримечательность». Рассказывать  об известных достопримечательностях Краснодарского края и своего района. Описывать места отдыха   своей   семьи.   Участвовать   в   составлении   плана   рассказа «Достопримечательности нашего населённого пункта». Краснодар.  ОИПЦ «Перспективы образования». стр.10 Урок   18.  Мой адрес.   Улица,   на которой я живу. Урок 19.  Правила поведения в обще­ ственных   местах, на   улице,   в транспорте. Раздел   4.   Я   и природа   вокруг меня  (7 часа)     22. Урок   20.  Труд жителей   моего населённого пункта.  Урок   21.  Труд моих родных Урок Исследователь­ ский   проект   «Ка­ кой я житель». Урок 23. Растения и животные вокруг меня.  Урок  24.  Что  где растёт,   кто   где живёт. Урок 25.  Забота о комнатных растениях. Урок 26.  Забота о домашних животных. Урок   27.  Красота природы   моей местности.        по «Программа кубановедению   для 1­4 классов общеобразовательны х учреждений Краснодарского края» Краснодар.  ОИПЦ «Перспективы образования». стр.10 Называть   свой   адрес.   Описывать   свою   улицу,   опираясь   на   наблюдения,   ил­ люстративный материал. Анализировать   опасности,   подстерегающие   на   улице.   Проговаривать   правила поведения пешехода. Описывать знаки дорожного движения. Классифицировать различные виды транспорта, описывать их. Анализировать правила поведения в общественном транспорте. Сопоставлять своё поведение с нормами. Обсуждать правила  перехода через дорогу в зависимости  от вида  транспорта. Составлять план безопасного движения из дома в школу и обратно. Описывать  труд  людей  разных  профессий.   Называть  профессии   своих  родных, рассказывать об особенности их деятельности. Слушать рассказы представителей различных   профессий.   Характеризовать   понятия   «индивидуальный»   и «коллективный» труд. Обсуждать с одноклассниками тему бережного отношения к чужому труду. Участвовать   в   групповом   проекте.   Отвечать   на   вопросы   о   своём   населённом пункте (достопримечательности, памятные места, парки и пр.). Рассказывать, как вести себя на улице, в общественных местах, в транспорте. Анализировать работу каждого участника группы в соответствии с поставленной целью. Наблюдать во  время экскурсии  за погодой, растительным  и животным  миром. Составлять рассказ об увиденном. Анализировать  правила  поведения во время экскурсии   на   природу.   Сопоставлять   своё   поведение   с   нормами.   Называть животных   своей   местности.   Составлять   сообщение   об   одном   из   них, иллюстрировать   повествование   рисунками,   фотографиями.   Рассказывать   об окружающих растениях, классифицировать их. Анализировать   способы   заботливого   отношения   к   комнатным   растениям   и домашним   животным.   Наблюдать   за   деятельностью   ветеринара   (или   слушать рассказ). Анализировать   различные   способы   описания   красоты   природы   родного   края. Сопоставлять   свои   впечатления,   мысли,   чувства   с   чужими.   Анализировать произведения художников, писателей, воспевающих красоту родного края. Раздел 5. Духовные истоки Кубани (4 часа) и   31. 29.  Семья. Урок   28.  Поэты, писатели,   худож­ ники   о   красоте родного края Урок   Творческая мастерская «Милый   сердцу утолок». Урок   30. Родители. Родительская любовь   благословение. Урок Традиции казачьей семьи. Урок   32. школа. Воскресная школа. Светские и православные традиции школы. Урок 33.Достопримечат ельности. Духовные святыни моей малой Родины.  Наша   Выбирать   для   описания   (рисования,   фотоизображения   и   др.)   объект   природы. Анализировать его достоинства. Использовать средства выразительности речи и пр. для передачи своего отношения к данному объекту. Выполнять заповеди о семейных ценностях "Почитай отца и матерь твою...".  Высказывать своё мнение о том, какой должна быть семья. Характеризовать значение слова "благословение". Понятие "традиция". Рассказывать о православных традициях в казачьих семьях. Казак ­ отец, глава  семьи. Казачка – мать, хранительница домашнего очага. Характеризовать традиции воскресной и светской школы. Собирать материал на основе бесед с родными о духовных святынях. Приводить примеры Святых мест Кубани. 2 класс (34 часа) Введение  (1 час)   Раздел 1. Природа   моей местности   (13 часов)   Урок 1. Символика района (города), в котором я живу.     Урок   2.  Годовой исследовательски й проект сезонных изменений.   Часть 1:   «Уж   небо осенью дышало».  Урок   3.  Формы земной по­ верхности   моей местности. Урок   4.  Водоемы моей   местности   и их обитатели.  Урок   5.  Правила поведения у водоемов Урок Разнообразный растительный   мир моей местности Урок   Культурные дикорастущие растения 7. и 6.             «Программа по кубановедению   для 1­4 классов общеобразовательны х учреждений Краснодарского края» Краснодар.  ОИПЦ «Перспективы образования». стр.11 Оценивать   духовно­нравственный   смысл   понятия   «малая   родина», Характеризовать   понятия   «гимн»,   «флаг»,   «герб».   Анализировать   символику своего района. Изображать или делать аппликацию флага и герба своего района. Демонстрировать знание правил поведения во время слушания гимна. Совместно с учителем и одноклассниками составлять план экскурсии. Анализировать задания экскурсионного листа. Фиксировать свои наблюдения, сопоставлять с наблюде­ ниями одноклассников. Анализировать   сезонные   изменения   в   природе   и   жизни   человека.   Перечислять дары   осени,   классифицировать   их   и   описывать.   Анализировать   картины художников,   составлять   натюрморт   из   фруктов   и   овощей,   рисовать   его. Совместно   с   учителем   и   одноклассниками   составлять   план   экскурсии. Анализировать   задания   экскурсионного   листа.   Фиксировать   свои   наблюдения, сопоставлять   с   наблюдениями   одноклассников.   Характеризовать   понятия: «горная»   и   «равнинная»   часть   Краснодарского   края,   физическая   карта Краснодарского края, условные обозначения. Перечислять названия известных водоемов, описывать занятия людей у водоемов. Описывать   Черное   и   Азовское   моря,   сравнивать   их   основные   характеристики. Показывать   моря   на   карте.   Узнавать   по   описанию   реку   Кубань,   находить   и называть   города,   расположенные   на   ее   берегах.   Называть   водоемы   своей местности, составлять о них рассказ по плану. Анализировать правила поведения у водоемов. Перечислять названия растений своей местности. Классифицировать растения на группы.   Характеризовать   культурные   и   дикорастущие   растения.   Описывать растения   различными   способами   (фактографическое   описание,   поэтическое). Иллюстрировать свой рассказ фотографиями или рисунками. 8. Урок Лекарственные растения. Правила сбора  и  использо­ вание лекарственных растений. Урок 9.  Ядовитые растения.   Первая помощь при   отравлении ядовитыми растениями. Урок 10.   Животный   мир моей местности. Урок 11.  Дикие и домашние животные. Урок 12.  Красная книга   Краснодар­ ского края Урок 13.  Правила защитников   при­ роды. Характеризовать понятие «лекарственные растения». Перечислять лекарственные растения, произрастающие на Кубани, анализировать правила их сбора. Описывать способы применения лекарственных растений. Характеризовать   понятие   «ядовитые   растения».   Определять   их   основные признаки.  Перечислять действия  при оказании  первой помощи при отравлении растениями. Перечислять   названия   животных   своей   местности.   Классифицировать   их. Составлять рассказы о диких и домашних животных, искать в энциклопедической литературе необходимые сведения о них. Анализировать внешний вид и повадки животных,   опираясь   на   художественные   произведения,   картины   художников, скульптурные   произведения.   Составлять   рассказ   о   своём   любимом   животном, иллюстрируя рисунком или фотографией. Анализировать, какую пользу приносят животные человеку. Знать   названия  некоторых   растений   и  животных,   занесенных   в  Красную  книгу Краснодарского   края.   Слушать   рассказ   учителя   об   исчезающих   животных   и растениях своего района. Составлять сообщение об одном из них, иллюстрируя рассказ фотографиями и рисунками. Анализировать с одноклассниками правила защитников природы. Рисовать (делать аппликации,   фотографии)   условные   обозначения   к   данным   правилам   в   виде запрещающих и разрешающих знаков. Размещать данные знаки в районе своего дома и шкалы. 2. Раздел   Населённые пункты (7 часов)           Урок 14. Исследовательски й проект и «Растения животные в природе   и   жизни людей» Урок 15.  Годовой исследовательски й проект сезонных изменений.   Часть «Зимушка­ 2:   зима, зима снежная была».  Урок   16.  Мой родной   город. Улицы   моего населённого пункта. Урок 17.  История образования   горо­ да (района) Урок   Населённые пункты   моего района Урок   19.  Типы населённых пунктов. Урок 20. Исследовательски й   проект   «Где   я могу   проводить свободное время». 18.         «Программа по кубановедению   для 1­4 классов общеобразовательны х учреждений Краснодарского края» Краснодар.  ОИПЦ «Перспективы образования». стр.11 Планировать   и   выполнять   индивидуальный   проект.   Анализировать   значение растений и животных в жизни человека. Создавать рекламу какому­либо изделию или продукту. Фиксировать наблюдения за погодными условиями. Перечислять признаки зимы, описывать   особенности   зимы   в   Краснодарском   крае.   Анализировать   зимние занятия земляков. Изучать произведения художников, писателей о зиме. Называть свой   населённый   пункт,   перечислять   названия   улиц.   Называть   главную   улицу. Классифицировать названия по различным признакам. Называть фамилии людей, в честь   которых   названы   улицы.   Рассказывать   об   одном   из   них.   Соотносить различные учреждения (образовательные, спортивные, культурные) с их местом расположения.   Выстраивать   вместе   с   учителем   маршрут   по   улицам   своего населённого пункта. Слушать   рассказ   об   истории   образования   своего   района,   фиксировать   дату образования, связанные с этим события. Называть главу района, описывать его деятельность. Характеризовать типы населённых пунктов: «район», «город», «станица», «село», «хутор», «аул». Классифицировать населённые пункты своего района. Находить различные типы населённых пунктов на карте своего района, называть их. Участвовать   в   групповом   проекте,   выбрав   группу   по   схожим   интересам. Описывать   место   свободного   времяпрепровождения,   режим   работы, направленность. Раздел 3.  Труд и моих быт   земляков   (9 часов)   Урок 21. Исследовательски й   проект   «Где   я могу   проводить свободное время». (защита проекта) Урок   22.  Казачья станица. Религиозные традиции   моих земляков Урок Особенности казачьего быта. Урок   24.  Уклад кубанской семьи 23.   26. Урок 25.  Ремесла, распространённые в моём районе Урок   Труженики родной земли Урок 27.  Годовой исследовательски й проект сезонных изменений.   Часть 3:   «Ласточка   с весною   в   сени   к летит». нам Профессии и место работы членов семьи.             «Программа по кубановедению   для 1­4 классов общеобразовательны х учреждений Краснодарского края» Краснодар.  ОИПЦ «Перспективы образования». стр.11­12. Характеризовать   понятия   «станица»,   «хата».   Перечислять   материалы   для строительства   хат   на   Кубани,   объяснять   их   выбор.   Составлять   рассказ   о строительстве турлучных и саманных хат. Называть храмы, культовые сооружения религиозных конфессий своей местности. Перечислять календарные православные праздники, составлять рассказ об одном из них. Перечислять   и   описывать   предметы   казачьего   быта.   Оценивать   духовно­ нравственный смысл понятия «кубанское гостеприимство». Исполнять народную песню. Составлять рецепт блюда кубанской кухни. Характеризовать   понятие   «кубанская   семья».   Рассказывать   о   её  традициях   и укладе. Составлять рассказ о своей семье по плану, иллюстрируя рисунком или фотографией. Перечислять ремёсла, распространённые в своей местности. Составлять рассказ об одном из предметов быта, выполненном кубанскими мастерами. Описывать   виды   деятельности   жителей   своего   района.   Перечислять   основные производства,   профессии   своих   земляков,   характеризовать   их   деятельность. Перечислять знаменитых земляков. Определять понятие «Доска почёта». Фиксировать наблюдения за погодными условиями. Перечислять признаки весны, описывать   особенности   весны   в   Краснодарском   крае.   Анализировать   задания экскурсионного   листа.   Фиксировать   свои   наблюдения,   сопоставлять   с наблюдениями одноклассников. Перечислять предприятия, на которых побывал во время экскурсии, профессии людей, работающих на этих предприятиях, описы­ вать   деятельность   одного   из   них.   Анализировать   занятия   земляков   весной. Изучать произведения художников, писателей о весне. Урок   28.  Мои земляки   в   годы Великой Отечественной войны Урок 29.  Семья и семейные традиции. Творческий проект   «Труд   в моей семье» Урок 30.  Годовой исследовательски й проект сезонных изменений.   Часть 4:   «Здравствуй, лето!». Урок   31.Родная земля.   Родина. Поклонные кресты. Урок 32.Духовные родники   жизни. Религиозные традиции   моих земляков.  Урок 33. Красный угол. Икона. Урок   34.  «Нет больше той любви, чем   жизнь   отдать за други своя» Раздел 4. Духовные истоки Кубани (4 часа) Слушать   рассказы   о   Великой   Отечественной   войне.   Планировать   беседу   с родными и близкими. Рассказывать о своей семье, используя план. Анализировать пословицы о семье. Выбирать стихотворения кубанских поэтов о семье. Выполнять индивидуальный  проект. Планировать  свои действия,  выполнять по плану, корректировать, анализировать и оценивать полученные результаты. Анализировать   изученные   темы,   перечислять   темы,   особо   заинтересовавшие,   а также те, которые вызвали затруднение. Ставить цели изучения кубановедения на следующий учебный год. Планировать самостоятельную экскурсию, анализируя экскурсионный лист Уметь объяснять понятие "Родина", "малая Родина", что такое поклонный крест. Находить информацию о традициях установления поклонных крестов на Кубани, источниках духовного становления человека: храм, семья, книги, традиции и др. Рассказывать о том, что такое «красный угол». Подготавливать   сообщения   о   почитаемых   иконах   в   православных   кубанских семьях и историях написания семейных икон. Высказываться на тему: «Защита Родины ­ священный долг. Подвиг во имя жизни других людей». Знакомиться в ходе общения о Святых заступниках Руси. 3 класс (34 часа) Введение  (1 час) Урок   1.Изучаем родной край   Раздел   1.  Нет   в мире краше Родины   нашей (11 часов) 4. 3. Урок   2.  Рельеф Краснодарского края: возвышенности, низменности, равнины, горы. Урок   Природные явления.    Урок Стихийные бедствия. Урок   5.  Типы водоёмов. Урок   6.  Водоёмы Краснодарского края Урок Растительность Кубани Урок   8.  Живот­ ный мир Кубани. Урок 9. Растительность   и животный   мир Кубани 7.           «Программа по кубановедению   для 1­4 классов общеобразовательны х учреждений Краснодарского края» Краснодар.  ОИПЦ «Перспективы образования». стр.12­13. Называть   свой   край.   Рассказывать   о   том,   что   было   изучено.   Знакомиться   с учебным   пособием,   с   условными   обозначениями.   Составлять   вопросы   для викторины. Характеризовать   рельеф   Краснодарского   края.   Показывать   на   карте   горную   и равнинную части Краснодарского края. Перечислять   и   характеризовать   природные   явления,   характерные   для Краснодарского края. Описывать одно их них. Составлять календарь народных примет.   Перечислять   и   характеризовать   стихийные   бедствия.   Обсуждать безопасное поведение во время стихийного бедствия. Приводить примеры борьбы земляков с последствиями стихийных бедствий. Перечислять типы водоёмов (моря, реки, озёра, плавни, лиманы), встречающиеся в Краснодарском   крае,   показывать   их   на   карте.   Классифицировать   водоёмы. Составлять рассказ об одном из них с опорой на план. Описывать растительный и животный мир с опорой на карты­ схемы. Сравнивать растительность и животный мир равнинной и горной частей Краснодарского края. Характеризовать понятие «культурное растение», классифицировать культурные растения. Составлять рассказ об одном из них. Называть трибы, распространённые на территории Краснодарского края. Рассказывать о правилах сбора. Урок 10. Кубань ­ территория здоровья. Курорты   Крас­ нодарского   края. Спорт, туризм. Урок   11.  Красота окружающего мира: талантливые люди   о   нашем крае Урок   12.  Нет   в мире   краше   Ро­ дины нашей (проектная работа). Урок 13. Прошлое и настоящее.  Урок   14.  Лента времени. Урок Историческая карта,   история   на карте.   Древние города. Урок Историческая карта,   история   на карте.  Урок   17.  Пересе­ ление   казаков   на Кубань 15. 16.     Перечислять и характеризовать курорты Краснодарского края. Показывать их на карте. Составлять сообщение об одном из курортов, используя свои наблюдения, информацию в средствах массовой информации (в том числе Интернет). Анализировать творчество писателей, художников, которые старались передать красоту родного края. Характеризовать понятие «талант». Отвечать   на   вопросы,   выполнять   задания,   подтверждая   свои   ответы   текстом учебника, своими наблюдениями и исследованиями. Планировать и реализовать проект «Нет в мире краше Родины нашей». Анализировать картину художника, высказывать своё мнение и аргументировать его. Характеризовать   понятие   «лента   времени».   Определять   последовательность исторических событий, фиксировать их на «ленте времени». Показывать   на   карте   местонахождение   древнегреческих   городов   (Горгиппия   и Гермонасса). Фиксировать на «ленте времени» годы их основания. Описывать их, опираясь на иллюстрацию, энциклопедический материал. Показывать   на   карте   путь   переселения   казаков   с   опорой   на   текст   учебника. Описывать переселение казаков по представлению. Перечислять названия первых станиц   и   показывать   их   на   карте.   Рассказывать   историю   основания   своего населенного   пункта.   Чертить   план   (схему)   своего   населённого   пункта (микрорайона, квартала, улицы), используя условные обозначения.       «Программа по кубановедению   для 1­4 классов общеобразовательны х учреждений Краснодарского края» Краснодар.  ОИПЦ «Перспективы образования». стр.13. Раздел   2.  Без прошлого нет на­ стоящего (10 часов) Урок 18.  С верою в сердце   19. Урок   Символика Краснодарского края.   История   и современность. Урок   20.  Добрые соседи.   Майкоп   ­ столица Республики   Ады­ гея. Урок   21.  Без прошлого нет настоящего. Экскурсия музей  Урок   22.  Без прошлого нет настоящего (проектная работа) Урок   23.  Твоя родословная Урок   24.  Ты   и твоё имя, имена в моей семье Урок   25.  истории кубанских фамилий Из в     Анализировать   отличия   православного   храма   от   культовых   сооружений   иных религий   и   других   архитектурных   сооружений.   Рассказывать   о   святом   (или православном празднике), во имя которого освящён храм (празднуется праздник) в своём городе (районе). Проанализировать   исторические   факты,   предметы,   традиции,   отражённые   в символике края. Знать текст гимна Краснодарского края, правила поведения во время исполнения гимна, поднятия и спуска флага. Оценивать духовно­нравственный смысл понятия «дружба народов». Показывать на   карте   Республику   Адыгея   и   её   столицу.   Описывать   маршрут   из   своего населённого   пункта   в   Майкоп.   Фиксировать   на   «ленте   времени»   год   его основания, год присоединения Адыгеи к России. Называть государства и субъекты РФ, с которыми граничит Краснодарский край. Отвечать   на   вопросы,   выполнять   задания,   подтверждая   свои   ответы   текстом учебника, своими наблюдениями и исследованиями. Планировать и реализовывать проект «Лепта времени». Анализировать картину художника, высказывать своё мнение и аргументировать его. Составлять   рассказ   об   истории   своей   семьи   с   опорой   на   план.   Рисовать генеалогическое дерево. Оформлять альбом «Моя родословная». Рассказывать о своём имени, о его значении. Слушать рассказы одноклассников о происхождении их имён. Составлять календарь с именинами родных и друзей. Анализировать кубанские фамилии, фамилии одноклассников. Классифицировать фамилии по различным признакам. Рассказывать о значении своей фамилии по результатам опроса родных, изучения словарей. Делать записи в альбоме «Моя родословная».     «Программа по кубановедению   для 1­4 классов общеобразовательны х учреждений Краснодарского края»     Раздел 3. Казачьему   роду нет   переводу   (8 часов) Урок 26. Мама Краснодар.  ОИПЦ «Перспективы образования». стр.13. Урок   27.  Твои земляки   ­   труже­ ники.   Кубанские умельцы.   Урок 28. Народные   обычаи и традиции. Урок   29.  Казачий фольклор Раздел 4. Духовные истоки Кубани (4 часа)       Урок 30. Казачьему   роду нет переводу (проектная работа) Урок   31.  Святые источники Кубани. Урок   32.  Храмы. Внутреннее и внешнее устройство. Характеризовать понятия «семейные ценности», «честь семьи и рода» с этической точки зрения. Описывать ситуации, в которых выражаются семейные ценности. Приводить примеры, когда отстаивалась честь рода, семьи, Родины. Используя различные источники информации (рассказы взрослых, материалы СМИ и пр.), составлять   рассказ   о   подвиге   солдатских   матерей   своего   района,   о   матерях­ героинях. Составлять рассказ о своей маме на основе беседы с ней. Анализировать   и   устанавливать   связь   между   природно­климатическими условиями   Краснодарского   края   и   занятиями   его   жителей.   Рассказывать   об известных людях труда ­ земляках, опираясь на заметки в СМИ. Сочинять сказку о культурных растениях. Перечислять   ремесла,   распространённые   на   Кубани.   Составлять   рекламу изделиям   народно­прикладного   искусства.   Рассказывать,   какими   ремёслами владеют родные и близкие. Характеризовать   народные   обычаи   и   традиции.   Анализировать   взаимосвязь обычаев и традиций, пришедших из глубины веков и оставшихся в нашей жизни до сегодняшних дней. Делать записи в альбоме «Моя родословная». Перечислять основные виды фольклора, распространённые на Кубани. Подбирать примеры. Рассказывать правила народной игры. Делать записи в альбоме «Моя родословная». Отвечать   на   вопросы,   выполнять   задания,   подтверждая   свои   ответы   текстом учебника, своими наблюдениями и исследованиями. Планировать и реализовать проект «Моя семья в истории Кубани». Анализировать скульптуру художника, высказывать своё мнение и аргументировать его. Объяснять духовный смысл православных праздников. Участвовать в обсуждении значения крещения, крещенских традиций. Находить   информацию   об   истории   возникновения   святых   источников,   умение определять на карте святых источников края. Характеризовать   устройство   храма   и   его   значение,   особенности   архитектуры, иконостас, храмовые традиции (престольный праздник, храмовая икона, памятные даты). Урок 33.  Именины. Урок 34. Подвиг  материнства. Введение  (1 час) Урок   1.Мой   край на карте России Раздел 1.  Береги землю   родимую, как   мать   люби­ мую (10 часов)   Урок 2. Природные   зоны Краснодарского края   3. Урок   Кавказский биосферный заповедник. Заказники Урок 4. Естественные   и искусственные водоёмы Краснодарского края.  5. Урок Использование   и охрана водоёмов.         «Программа по кубановедению   для 1­4 классов общеобразовательны х учреждений Краснодарского края» Краснодар.  ОИПЦ «Перспективы образования». стр.14. Подготавливать устную информации о том, что такое именины, день небесного покровителя. Рассказать о традиции имя наречения в своей семье. Понимание важности материнского труда, уважительное отношение к нему. Анализировать жизнь и материнский подвиг Пресвятой Богородицы. 4 класс (34 часа) Определять   месторасположение   Краснодарского   края   по   отношению   к   другим регионам, странам. Определять регионы ­ соседей Краснодарского края. Знать о видах связи (железнодорожной и воздушной) с другими регионами нашей страны. Перечислять   природные   зоны   Краснодарского   края   (степи,   лесостепи,   леса, субтропики, субальпийские и альпийские луга, вечные снега). Описывать одну из них.   Выбирать   способ   исследования   и   определять   природную   зону   своей местности, составлять рассказ о природной зоне своей местности, иллюстрируя его рисунками, фотографиями. Определять   по   карте   территорию   Кавказского   биосферного   заповедника. Рассказывать  о заказниках и  их значении  для жизни  животных. Анализировать действия земляков по сохранению лесных богатств края. Называть и показывать на карте Краснодарского края водоёмы Анализировать их роль в жизни людей (перевозка людей и грузов, ловля рыбы, разведение птицы, отдых   людей).   Определять   пользу   водоёмов.   Находить   и   обсуждать   причины, которые приводят к загрязнению водоёмов. Анализировать и определять степень своего участия в очистке водоёмов. Урок   6.  Типы почв.   Защита   и охрана почв   их Урок 7.  Полезные ископаемые Краснодарского края. Урок 8.  Полезные ископаемые Краснодарского края, использование Урок   9.  Значение природных богатств Краснодарского края для жителей России Урок   10.  Береги землю   родимую,   как мать любимую. Экскурсия. Урок   11.  Береги землю   родимую, как мать любимую (проектная работа). Характеризовать основные типы почв, распространённые в Краснодарском крае. Показывать   территорию   их   распространения   на   карте­схеме.   Собирать   и анализировать образцы почв. Характеризовать чернозёмные почвы, их значение в жизни человека. Характеризовать значение почвы для человека, пользу, которую приносят   почвы   Краснодарского   края   стране.   Анализировать   различные   меры, принимаемые в борьбе с ветровой и водной эрозией (в том числе лесополоса). Составлять письменный  рассказ ­ заметку в газету об охране и защите почв с иллюстрациями. Перечислять полезные ископаемые и показывать их местонахождение  на карте (нефть,   газ,   песок,   глина,   мергель,   гипс,   известняк).   Описывать   области применения   полезных   ископаемых.   Показывать   на   карте   районы,   где   найдены целебные источники и грязи. Характеризовать понятие «природные богатства». Анализировать их значение для жителей   страны.   Объяснять   необходимость   бережного   отношения   человека   к природным богатствам. Отвечать   на   вопросы,   выполнять   задания,   подтверждая   свои   ответы   текстом учебника, своими наблюдениями и исследованиями. Планировать и реализовывать проект «Книга для гостей нашего края». Оформлять выставку плакатов «Защитим природу родного края». Анализировать скульптуру художника, высказывать своё мнение и аргументировать его. Раздел   2.  Земля отцов ­ моя земля  (11 часов)     12. Урок Вещественные исторические источники. История Кубани в архитектуре. Урок 13.  Древние жилища.   Со­ временный   облик края Урок   14.  Вещи рассказывают   о прошлом. Предметы   быта различных эпох Урок 15. Народные ремёсла и   промыслы   на Кубани. Урок   16.  Одежда жителей Кубани в прошлом и настоящем Урок   Письменные источники Урок   18.  Устная история   родного края Урок   19.  Обычаи и традиции народов, живущих на Кубани 17.           «Программа по кубановедению   для 1­4 классов общеобразовательны х учреждений Краснодарского края» Краснодар.  ОИПЦ «Перспективы образования». стр.14. Исследовать   и   характеризовать   исторические   вещественные   источники. Анализировать   архитектуру   с   точки   зрения   вещественного   исторического источника. Определять по карте Краснодарского края стоянку древнего человека. Описывать   старинные   архитектурные   здания   своего   района,   рассказывать   об одном из них. Описывать   жилища   древнего   человека   и   современника,   сравнивать   их. Изготавливать макеты жилищ, которые строили люди в разные времена. Делать записи в альбоме «Моя родословная». Сопоставлять   предметы   быта   различных   эпох,   находить   отличия   и   сходства   с предметами   кубанского   быта.   Лепить   образцы   посуды   различных   времён. Представлять   современные   вещи   в   качестве   данного   вида   источников   для будущих исследователей. Сопоставлять место проживания, географические особенности с видом народно­ прикладного   искусства,   распространённого   в   данной   местности.   Составлять вопросы   для   интервью   с   народными   умельцами.   Наблюдать   за   их   работой   и описывать её. Анализировать   одежду   наших   предков,   сопоставлять   отдельные   её   части   с современными   элементами.   Анализировать   различные   национальные   костюмы, определяя   черты   их   сходства   и   различия.   Делать   записи   в   альбоме   «Моя родословная». Исследовать   и   характеризовать   письменные   исторические   источники. Представлять   современные   записи   в   качестве   данного   вида   источников   в будущем. Определять,   каким   образом   отразились   культурно­исторические   традиции   в устном народном творчестве. Планировать и реализовывать проект «Мы ­ дети Кубани» на основе изучения обычаев   и   традиций   народностей,   представители   которых   живут   в   твоей местности и учатся в данной школе. 20. 21. ­ Урок Современная административная карта Крас­ нодарского   края. Районы Краснодарского края Урок Екатеринодар   Краснодар. Краснодар административны й центр Краснодарского края Урок   22.  Земля отцов ­ моя земля (проектная работа) Урок Просветители земли кубанской 23.   ­   24. Урок   Защитники Отечества Урок 25.   Труженики полей Урок 26. Радетели земли кубанской.  Перечислять  районы Краснодарского  края, выделять  среди них граничащие  со своим районом. Показывать их на административной карте Краснодарского края. Составлять рассказ об одном из районов Рассказывать   об   истории   главного   города   Краснодарского   края,   используя различные исторические источники. Характеризовать понятие «административный центр». Объяснять полномочия губернатора, значение его деятельности. Отвечать   на   вопросы,   выполнять   задания,   подтверждая   свои   ответы   текстом учебника, своими наблюдениями и исследованиями. Планировать и реализовывать проект   «Письменный   исторический   источник».   Анализировать   картину художника, высказывать своё мнение и аргументировать его. Фиксировать   на   «ленте   времени»   год   основания   первой   школы   на   Кубани. Сопоставлять   школьные   предметы,   принадлежности,   особенности   современной школы и той, в которой учились  предки.  Анализировать причины, изменившие школу. Перечислять   и   рассказывать   о   героях   Великой   Отечественной   войны,   тыла. Планировать   и   реализовывать   проект   «Книга   славы».   Фиксировать   на   «ленте времени» дату освобождения своего населённого пункта от захватчиков Составлять   рассказ   о   людях   труда.   Анализировать   качества   учёных   – селикционеров,   позволивших   им   добиться   мировой   известности.   Составлять статью «Герои кубанских полей» с опорой на СМИ, рассказы очевидцев, свои наблюдения. Характеризовать   нравственный   смысл   понятий   «гордость   страны»,   «радетели земли   кубанской».   Составлять   энциклопедическую   статью   об   одном   из       «Программа по кубановедению   для 1­4 классов общеобразовательны х учреждений Краснодарского края» Краснодар.  ОИПЦ «Перспективы образования». стр.15. Раздел 3.  Жизнь дана   на   добрые дела (8 часов) объединив   статьи   одноклассников, выдающихся   земляков,   создавать энциклопедию «Радетели земли кубанской» (по выбору: о выдающихся деятелях науки,   образования,   искусства,   культуры,   космонавтах,   врачах,   спортсменах, политиках). Определять и обосновывать цели на будущее. Сопоставлять свои цели с целями общества, в котором живёшь. Обозначать степень ответственности за сохранение культурно­исторического наследия. Отвечать   на   вопросы,   выполнять   задания,   подтверждая   свои   ответы   текстом учебника, своими наблюдениями и исследованиями. Планировать и реализовывать проект   «Письмо   моим   наследникам».   Анализировать   картину   художника, высказывать своё мнение и аргументировать его. Участвовать   в   обсуждении   истории   возникновения   библиотек   при   храмах   и монастырях. Характеризовать   православные   традиции   в   музыкальных,   художественных, литературных произведения известных, талантливых земляков. Уметь описывать духовные сокровища краеведческих, художественных музеев. Находить   информацию   о   литературном   музее   г.   Краснодара   –   сокровищнице старинных духовных и исторических книг. Урок   27.  Наши земляки ­ гордость страны   Урок   28.  Ты   ­ наследник   земли отцов. Урок   29.  Жизнь дана   на   добрые дела   (проектная работа). Урок   30.  Жизнь дана   на   добрые дела (обобщающий урок). Урок   31.  Библия. Библиотеки. Урок   Культурное наследие Кубани. Урок   33.  Музеи­ хранители материальной   и духовной культуры. Урок   34. хранитель духовного наследия   Кубани. 10 заповедей   Я   как 32. Раздел 4. Духовные истоки Кубани (4 часа) СОГЛАСОВАНО                                                                                                                                СОГЛАСОВАНО Протокол заседания                                                                                                                           Заместитель директора по УР методического объединения                                                                                                              _____________/Зоткина Л.Н./ учителей начальных классов СОШ №4                                                                                           30 августа 2016года от 25 августа 2016 года №1 ___________/Хабибуллина Л.М./ СОГЛАСОВАНО                                                                       СОГЛАСОВАНО Протокол заседания                                                               Заместитель директора по  УР методического объединения                                                  _____________/Зоткина  Л.Н./ учителей начальных классов СОШ №4                                28 августа 2015 года от 27 августа 2015 года №1 ___________/Хабибуллина Л.М./

Рабочая программа по кубановедению 1-4 класс

Рабочая программа по кубановедению 1-4 класс

Рабочая программа по кубановедению 1-4 класс

Рабочая программа по кубановедению 1-4 класс

Рабочая программа по кубановедению 1-4 класс

Рабочая программа по кубановедению 1-4 класс

Рабочая программа по кубановедению 1-4 класс

Рабочая программа по кубановедению 1-4 класс

Рабочая программа по кубановедению 1-4 класс

Рабочая программа по кубановедению 1-4 класс

Рабочая программа по кубановедению 1-4 класс

Рабочая программа по кубановедению 1-4 класс

Рабочая программа по кубановедению 1-4 класс

Рабочая программа по кубановедению 1-4 класс

Рабочая программа по кубановедению 1-4 класс

Рабочая программа по кубановедению 1-4 класс

Рабочая программа по кубановедению 1-4 класс

Рабочая программа по кубановедению 1-4 класс

Рабочая программа по кубановедению 1-4 класс

Рабочая программа по кубановедению 1-4 класс

Рабочая программа по кубановедению 1-4 класс

Рабочая программа по кубановедению 1-4 класс

Рабочая программа по кубановедению 1-4 класс

Рабочая программа по кубановедению 1-4 класс

Рабочая программа по кубановедению 1-4 класс

Рабочая программа по кубановедению 1-4 класс

Рабочая программа по кубановедению 1-4 класс

Рабочая программа по кубановедению 1-4 класс

Рабочая программа по кубановедению 1-4 класс

Рабочая программа по кубановедению 1-4 класс

Рабочая программа по кубановедению 1-4 класс

Рабочая программа по кубановедению 1-4 класс

Рабочая программа по кубановедению 1-4 класс

Рабочая программа по кубановедению 1-4 класс

Рабочая программа по кубановедению 1-4 класс

Рабочая программа по кубановедению 1-4 класс

Рабочая программа по кубановедению 1-4 класс

Рабочая программа по кубановедению 1-4 класс

Рабочая программа по кубановедению 1-4 класс

Рабочая программа по кубановедению 1-4 класс

Рабочая программа по кубановедению 1-4 класс

Рабочая программа по кубановедению 1-4 класс

Рабочая программа по кубановедению 1-4 класс

Рабочая программа по кубановедению 1-4 класс

Рабочая программа по кубановедению 1-4 класс

Рабочая программа по кубановедению 1-4 класс

Рабочая программа по кубановедению 1-4 класс

Рабочая программа по кубановедению 1-4 класс

Рабочая программа по кубановедению 1-4 класс

Рабочая программа по кубановедению 1-4 класс

Рабочая программа по кубановедению 1-4 класс

Рабочая программа по кубановедению 1-4 класс

Рабочая программа по кубановедению 1-4 класс

Рабочая программа по кубановедению 1-4 класс

Рабочая программа по кубановедению 1-4 класс

Рабочая программа по кубановедению 1-4 класс

Рабочая программа по кубановедению 1-4 класс

Рабочая программа по кубановедению 1-4 класс

Рабочая программа по кубановедению 1-4 класс

Рабочая программа по кубановедению 1-4 класс

Рабочая программа по кубановедению 1-4 класс

Рабочая программа по кубановедению 1-4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2017