Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" (4 класс)
Оценка 4.8
Разработки курсов
docx
история
4 кл
05.02.2017
Курс «Основы религиозных культур и светской этики» направлен на формирование у младших школьников мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним и должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.
рп и ктп ОРКСЭ 4 класс.docx
ОРКСЭ
(Основы светской этики)
4 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по ОРКСЭ (Предметная область – основы духовнонравственной культуры
народов России) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования, Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности
гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Программа соответствует требованиям федерального государственного образовательного
стандарта общего начального образования и адресована обучающимся 1 – 4 классов
общеобразовательной школы.
Нормативная база (Статус документа)
инструктивнометодическими документами:
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативноправовыми
Требований Стандарта (п. 12.4).
Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России/[А.
Я.Данилюк, А. М.Кондаков, В. А. Тишков] – М.: Просвещение, 2010 г. (Стандарты второго
поколения).
Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная
школа/[сост. Е. С.Савинов].—2е изд., перераб. — М. Просвещение, 2010. — п.5.2.6 —
(Стандарты второго поколения).
Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных
учреждений. 45 классы/А.Я.Данилюк. М.: Просвещение, 2010.
Кураев А.В. Основы духовнонравственной культуры народов России. Основы религиозных
культур и светской этики. Основы православной культуры. 45 классы: учебник для
общеобразовательных учреждений/ А.В.Кураев. М.: Просвещение, 2010.
Рабочая программа по модулю «Основы православной культуры» представляет собой целостный
Структура документа
документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку; содержание тем учебного курса;
учебнотематический план; календарнотематический план; требования к результатам освоения
содержания; материальнотехническое обеспечение курса, перечень учебнометодического
обеспечения.
Концепция (идея) программы
Курс ОРКСЭ (модуль «Основы православной культуры и светской этики) призван вернуть
отечественной системе образования ее гуманистическое предназначение, высокие и светлые идеалы
добра, красоты и любви к людям и Отечеству.
Данный курс предусматривает обращение к культуре родного края. Он предназначен для детей. На
данном этапе главной задачей современной школы является формирование и развитие духовно
нравственного становления личности.
Обоснованность
Современное российское общество в условиях формирования новых идеологических ориентиров
пытается найти способы сохранения российской культуры и национальных традиций. Модуль «Основы
Православной Культуры» поможет понимать смысл многих литературных произведений, исторических
фактов, художественных полотен.
Невозможно быть культурным человеком и полноценно образованным, невозможно любить Россию,
не зная, что находится в генетической памяти народа.
Цель учебного предмета
подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и
Курс модуля «Основы православной культуры» направлен на формирование у младшего религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с
представителями других культур и мировоззрений.
Основными задачами модуля являются:
знакомство обучающихся с основами православной культуры;
развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для
достойной жизни личности, семьи и общества;
обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали и формирование у
них ценностносмысловых мировоззренческих основ
Сроки реализации программы.
Программа рассчитана на 1 год и адресована учащимся 4 класса.
Общая характеристика учебного предмета
Одна из актуальнейших в настоящее время проблем, которые решает общество, это проблема
духовно нравственного воспитания. И новый курс «Основы религиозных культур и светской этики»
призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности
ребенка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями и
должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в
воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.
«Основы православной культуры» это один из шести модулей учебного курса «Основы
религиозных культур и светской этики». Основной принцип, заложенный в содержание курса,
общность в многообразии, многоединство, поликультурность, отражает культурную, социальную,
этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.
основывается на ряде факторов:
общая историческая судьба народов России;
единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему
межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально
политического пространства.
Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и
В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на
основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В ходе
подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его
в творческой, деятельной форме.
Для повышения эффективности образовательного процесса при изучении курса используются
следующие образовательные технологии:
исследовательская работа
игровые технологии
здоровьесберегающие технологии
обучение в сотрудничестве (работа в группах, работа в парах)
Основным видом организации учебного процесса является урок.
Формы работы: индивидуальная работа, работа в парах и группах, использование элементов игры в
качестве обратной связи и оценки деятельности одноклассников, деятельность с элементами
соревнования
Режим занятий: продолжительность занятия для учеников 4го класса 45 минут.
Место предмета «Основы православной культуры» в учебном плане
Программа направлена на реализацию средствами предмета «ОРКСЭ» основных задач
образовательной области «Основы духовнонравственной культуры народов России»
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации
предусматривает на изучение курса в 4ом классе – 34 часа.
Место курса в образовательном процессе Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Освоение школьниками учебного модуля «Основы православной культуры» должно обеспечить:
понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и
общества;
формирование первоначальных представлений об основах православной культуры;
формирование уважительного отношения к различным духовным и светским традициям;
знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание
как основы традиционной культуры многонационального народа России;
укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развитие
культурных и духовных ценностей.
Результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном
единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и
формирование личностного смысла учения.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной
справедливости и свободе.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях,
умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска
средств ее осуществления.
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные
способы достижения результата.
Использование знаковосимволических средств представления информации для создания
моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном
информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и
интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и
технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры,
фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения,
звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио, видео и графическим сопровождением;
соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с
целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации
и составлять тексты в устной и письменной формах.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по
родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные
связи и отношения между объектами и процессами. Предметные результаты:
Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни
человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии.
Усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно
преобразующей деятельности человека.
Приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной
обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;
Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных
конструкторских, художественноконструкторских (дизайнерских), технологических и
организационных задач.
Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и
умений применять их для выполнения учебнопознавательных и проектных художественно
конструкторских задач.
Содержание учебного предмета
4 класс (34 часа)
Раздел I. Введение в православную духовную традицию (18 часов).
Россия – наша Родина. Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего
они существуют.
Культура и религия. Как человек создаёт культуру. О чем говорит религия.
Человек и Бог в православии. Какие дары Бог дал человеку. Как вера в Бога может влиять на
поступки людей.
Православная молитва, ее происхождение и значение. Молитвенная культура Православия: виды
молитв, о молитве «Отче Наш». Кто такие святые.
Библия и Евангелие. Кто такие христиане. Что такое Библия. Евангелие — добрая весть. Смысл
Евангелия.
Проповедь Христа. Чему учил Христос. Нагорная проповедь. Какое сокровище нельзя украсть.
Христос и Его крест. Как Бог стал человеком. Почему Христос не уклонился от казни. Какова
символика креста.
Пасха. Воскресение Христа. Русская Пасха. Как праздную Пасху.
Православное учение о человеке. Душа. Когда болит душа. Что такое образ Божий в человеке.
Совесть и раскаяние. О подсказках совести. Раскаяние. Как исправить ошибки.
Заповеди. Какие заповеди даны людям. Что общего у убийства и воровства. Как зависть гасит
радость.
Милосердие и сострадание. Чем милосердие отличается от дружбы. Кого называют ближним. Как
христианин должен относиться к людям.
Золотое правило этики. Главное правило человеческих отношений. Что такое неосуждение.
Храм. Что люди делаю в храмах. Как устроен православный храм.
Икона. Почему икона так необычна. Зачем изображают невидимое.
Творческие работы учащихся. Конкурс сочинений.
Подведение итогов. Выполнение праздничного проекта.
Раздел II. Православие в России (16 часов).
Как христианство пришло на Русь. Что такое Церковь. Что такое крещение.
Подвиг. О том, что такое подвиг. О человеческой жертвенности.
Заповеди блаженств. Когда христиане бывают счастливы. Как плач может обернуться радостью.
Когда сердце бывает чистым.
Зачем творить добро? Как подражают Христу. Чему радуются святые.
Чудо в жизни христианина. О Святой Троице. О христианских добродетелях.
Православие о Божием суде. Как видеть в людях Христа. Почему христиане верят в бессмертие.
Таинство Причастия. Как Христос передал Себя ученикам. Что такое Причастие. Что такое
церковное таинство. Монастырь. Почему люди идут в монахи. От чего отказываются монахи.
Отношение христианина к природе. Что делает человека выше природы. Какую ответственность
несет человек за сохранение природы.
Христианская семья. Что такое венчание. Что означает обручальное кольцо.
Защита Отечества. Когда война бывает справедливой. О святых защитниках Родины.
Христианин в труде. О первом грехе людей. Какой труд напрасен.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа
России.
Повторительно обобщающий урок по второму разделу.
Итоговая презентация творческих проектов учащихся.
Планируемые результаты изучения курса
Программа обеспечивает достижение учениками 4го класса следующих личностных, метапредметных
и предметных результатов.
Личностные результаты:
осознание себя ответственным членом семьи, школы, общества и Российского государства;
развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в
дальнейшем осознание ответственности за сохранение культурно исторического наследия России;
знание важнейших страниц священной истории Отечества, выдающихся имён в истории России,
святынь земли Русской и знаменитых памятников православной культуры России;
осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба,
ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие;
умение следить за своими словами и делами;
способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;
настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими;
как результат преданности и уважения к традициям своего народа уважительное отношение к людям
других верований, другой национальной культуры, умение взаимодействовать с людьми других
верований и убеждений.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
умение сравнивать и анализировать документальные и литературные источники
Познавательные УУД
развитие познавательной деятельности младшего школьника в гуманитарной сфере;
Коммуникативные УУД
любовь к родному языку, родной истории, литературе и культуре;
Предметные результаты:
развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с памятниками православной культуры;
знание достопамятных событий отечественной истории, имён и подвигов величайших просветителей,
государственных деятелей, героев и святых людей России;
умение соотносить имена выдающихся исторических личностей с основными вехами и важнейшими
событиями родной истории;
приобщение к духовно нравственным ценностям своего народа;
усвоение нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства с богатейшей православной
культурой России, имеющей особое значение в истории России, в становлении её духовности и
культуры; приобретение устойчивых представлений о нравственности и духовности в рамках понятий добро зло,
правда ложь, свобода и ответственность, совесть и долг;
формирование потребности в нравственном совершенствовании.
Формы контроля
наблюдение за активностью детей на занятиях,
беседы с учащимися,
анализ творческих работ учащихся,
задания в различных формах.
Учебнотематический план
4 класс
№
п/п
1.
2.
Темы
Введение в православную духовную традицию.
Православие в России.
ИТОГО:
Колво
часов
18
16
34
Материальнотехническое обеспечение курса
Учебное и учебнометодическое обеспечение:
1. Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных
учреждений. 45 классы/А.Я.Данилюк. М.: Просвещение, 2010.
2. Кураев А.В. Основы духовнонравственной культуры народов России. Основы религиозных
культур и светской этики. Основы православной культуры. 45 классы: учеб. для
общеобразовательных учреждений/ А.В.Кураев. М.: Просвещение, 2010.
3. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 45 классы: справ. материалы
для общеобразовательных учреждений/ [Б.Х.Бгажноков, О.В. Воскресенский, А.В. Глоцер и др.];
под ред. В.А. Тишкова, т.д. Шапошниковой. М.: Просвещение, 2010.
4. Электронное приложение к учебному пособию. А.В. Кураев. Основы религиозных культур и
светской этики. Основы православной культуры. 45 классы. М.: Просвещение, 2010 г.
Оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для
хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр., настенные доски для вывешивания
иллюстративного материала;
Технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную,
управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебновоспитательном процессе):
классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых
объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет
или явление (компьютер, мульти проектор);
вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной
техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной
деятельности, в т. ч. принтер, фото и видеотехника (по возможности) и др.;
Экраннозвуковые пособия, передающие содержание образования через изображение, звук, анимацию;
∙ электронное пособие к модулю курса «Основы православной культуры»; дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, Интернетресурсы,
аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с
содержанием курса;
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция):
учебнометодические комплекты, обеспечивающие изучение/преподавание учебного курса «Основы
православной культуры» (комплексная программа, учебные пособия для учащихся, методическая
литература для учителя и др.);
нормативные документы, регламентирующие взаимоотношения государства и религиозных
организаций, а также отражающие правовые основы изучения в учреждениях системы общего
образования основ религиозных культур и светской этики;
научнопопулярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего
характера по различным темам курса;
хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически
связанные с содержанием курса;
энциклопедическая и справочная литература (философские и религиоведческие словари, справочники
по теории и истории религий, биографии религиозных деятелей и значимых персоналий и др.);
художественные альбомы, содержащие иллюстрации к основным разделам курса;
Печатные пособия, в т. ч. картографические издания, иллюстративные материалы, включая портреты
выдающихся людей России. Календарнотематическое планирование
по ОРКСЭ (основы светской этики)
4 класс (34 часа)
№
п/п
ТЕМА УРОКА
Колво
часов
Дата
Дата
планируем.
фактич.
1. Россия наша Родина.
2. Культура и религия.
3. Человек и Бог в православии.
4. Православная молитва.
5. Библия и Евангелие.
6. Проповедь Христа.
7. Христос и Его Крест.
8. Пасха.
9. Творческие работы учащихся.
10. Православное учение о человеке.
11. Совесть и раскаяние.
12. Заповеди.
13. Милосердие и сострадание.
14. Милосердие и сострадание.
15. Золотое правило этики.
16. Творческие работы учащихся.
17. Храм.
18. Икона.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Православие в России (16 часов)
19. Как христианство пришло на Русь.
20. Подвиг.
21. Заповеди блаженства.
22. Зачем творить добро?
23. Чудо в жизни христианина.
24. Православие в Божием суде.
25. Таинство Причастия.
1
1
1
1
1
1
1 26. Творческие работы учащихся.
27. Монастырь.
28. Отношение христианина к природе.
29. Христианская семья.
30. Защита Отечества.
31. Христианин в труде.
32. Любовь и уважение к Отечеству.
33. Творческие работы учащихся.
34. Творческие работы учащихся.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" (4 класс)
Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" (4 класс)
Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" (4 класс)
Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" (4 класс)
Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" (4 класс)
Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" (4 класс)
Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" (4 класс)
Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" (4 класс)
Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" (4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.