Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" (4 класс)
Оценка 4.8

Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" (4 класс)

Оценка 4.8
Разработки курсов
docx
история
4 кл
05.02.2017
Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" (4 класс)
Курс «Основы религиозных культур и светской этики» направлен на формирование у младших школьников мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним и должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.
рп и ктп ОРКСЭ 4 класс.docx
ОРКСЭ (Основы светской этики) 4 класс ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА              Рабочая программа по ОРКСЭ (Предметная область – основы духовно­нравственной культуры  народов России) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта  начального общего образования, Концепции духовно­нравственного развития и воспитания личности  гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.  Программа соответствует требованиям федерального государственного образовательного  стандарта общего начального образования и адресована обучающимся 1 – 4 классов  общеобразовательной школы.   Нормативная база (Статус документа)   инструктивно­методическими документами:   Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно­правовыми   Требований Стандарта (п. 12.4).  Концепции духовно­нравственного развития и воспитания личности гражданина России/[А.  Я.Данилюк, А. М.Кондаков, В. А. Тишков] – М.: Просвещение, 2010 г. (Стандарты второго  поколения).  Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная  школа/[сост. Е. С.Савинов].—2­е изд., перераб. — М. Просвещение, 2010. — п.5.2.6 —  (Стандарты второго поколения).  Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных  учреждений. 4­5 классы/А.Я.Данилюк.­ М.: Просвещение, 2010.  Кураев А.В. Основы духовно­нравственной культуры народов России. Основы религиозных  культур и светской этики. Основы православной культуры. 4­5 классы: учебник для  общеобразовательных  учреждений/ А.В.Кураев.­ М.: Просвещение, 2010. Рабочая программа по модулю «Основы православной культуры» представляет собой целостный      Структура документа     документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку; содержание тем учебного курса;  учебно­тематический план; календарно­тематический план; требования к результатам освоения  содержания; материально­техническое обеспечение курса, перечень учебно­методического  обеспечения.   Концепция (идея) программы  Курс ОРКСЭ (модуль «Основы православной культуры и светской этики) призван вернуть  отечественной системе образования ее гуманистическое  предназначение, высокие и светлые идеалы  добра, красоты и любви к людям и Отечеству.      Данный курс предусматривает обращение к культуре родного края. Он предназначен для детей.  На  данном этапе главной задачей современной школы является формирование и развитие духовно­ нравственного становления личности. Обоснованность  Современное российское общество в условиях формирования новых идеологических ориентиров пытается найти способы сохранения российской культуры и национальных традиций. Модуль «Основы  Православной Культуры» поможет понимать смысл многих литературных произведений, исторических  фактов, художественных полотен.      Невозможно быть культурным человеком и полноценно образованным, невозможно любить Россию,  не зная, что находится в генетической памяти народа.   Цель учебного предмета    подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и   Курс модуля  «Основы православной культуры» направлен на формирование у младшего религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с  представителями других культур и мировоззрений.     Основными задачами модуля являются:   знакомство обучающихся с основами православной культуры;  развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для  достойной жизни личности, семьи и общества;  обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали и формирование у  них ценностно­смысловых мировоззренческих основ Сроки реализации программы. Программа рассчитана на 1 год и адресована  учащимся  4 класса.  Общая характеристика учебного предмета     Одна из актуальнейших в настоящее время проблем, которые решает общество, ­ это проблема  духовно ­ нравственного воспитания. И новый курс «Основы религиозных культур и светской этики»  призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности  ребенка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями и  должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в  воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.   «Основы православной культуры» ­ это один из шести модулей учебного курса «Основы     религиозных культур и светской этики». Основной принцип, заложенный в содержание курса, ­  общность в многообразии, многоединство, поликультурность, ­ отражает культурную, социальную,  этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.    основывается на ряде факторов:  ­ общая историческая судьба народов России; ­ единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему  межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально ­  политического пространства.  Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и  В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на  основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В ходе  подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его  в творческой, деятельной форме.  Для повышения эффективности образовательного  процесса  при  изучении курса   используются  следующие образовательные технологии: ­ исследовательская работа ­ игровые технологии ­ здоровьесберегающие технологии ­ обучение в сотрудничестве (работа в группах, работа в парах) Основным видом организации учебного процесса является урок. Формы работы: индивидуальная работа, работа в парах и группах, использование элементов игры в  качестве обратной связи и оценки деятельности  одноклассников, деятельность с элементами  соревнования Режим занятий: продолжительность занятия для учеников 4­го класса ­ 45 минут. Место предмета «Основы православной культуры» в учебном плане    Программа направлена на реализацию средствами предмета «ОРКСЭ» основных задач  образовательной области «Основы духовно­нравственной культуры народов России»  Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации   предусматривает на изучение курса в 4­ом классе – 34 часа. Место курса в образовательном процессе Ценностные ориентиры содержания учебного предмета    Освоение школьниками учебного модуля «Основы православной культуры» должно обеспечить: ­ понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и  общества; ­ формирование первоначальных представлений об основах православной культуры; ­ формирование уважительного отношения к различным духовным и светским традициям; ­ знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание  как основы традиционной культуры многонационального народа России; ­ укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развитие  культурных и духовных ценностей.     Результаты освоения учебного предмета Личностные результаты: ­ Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России. ­ Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном  единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.  ­  Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. ­ Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и  формирование личностного смысла учения. ­ Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в  информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной  справедливости и свободе. ­  Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. ­  Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. ­ Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни. Метапредметные результаты: ­ Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска  средств ее осуществления. ­ Освоение  способов  решения  проблем  творческого  и  поискового  характера. ­ Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в  соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные  способы достижения результата. ­ Использование знаково­символических средств представления информации для создания  моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач. ­  Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном  информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и  интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и  технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры,  фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения,  звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио­, видео ­ и графическим сопровождением;  соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета. ­ Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с  целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации  и составлять тексты в устной и письменной формах.        ­ Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по  родовидовым признакам, установления аналогий и причинно­следственных связей, построения  рассуждений, отнесения к известным понятиям ­ Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность  существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и   аргументировать  свою  точку  зрения и оценку событий. ­ Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные  связи и отношения между объектами и процессами. Предметные результаты:       ­ Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии.       ­ Усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно­ преобразующей деятельности человека.      ­ Приобретение  навыков  самообслуживания;  овладение технологическими приемами ручной   обработки  материалов;  усвоение правил техники безопасности;      ­  Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных  конструкторских, художественно­конструкторских (дизайнерских), технологических и  организационных задач.      ­ Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и  умений применять их для выполнения учебно­познавательных и проектных художественно­ конструкторских задач. Содержание учебного предмета   4 класс (34 часа) Раздел I. Введение в православную духовную традицию (18 часов).    Россия – наша Родина. Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего  они существуют.    Культура и религия. Как человек создаёт культуру. О чем говорит религия.    Человек и Бог в православии. Какие дары Бог дал человеку. Как вера в Бога может влиять на  поступки людей.    Православная молитва, ее происхождение и значение. Молитвенная культура Православия: виды  молитв, о молитве «Отче Наш». Кто такие святые.    Библия и Евангелие. Кто такие христиане. Что такое Библия. Евангелие — добрая весть. Смысл  Евангелия.     Проповедь Христа. Чему учил Христос. Нагорная проповедь. Какое сокровище нельзя украсть.    Христос и Его крест. Как Бог стал человеком. Почему Христос не уклонился от казни. Какова  символика креста.    Пасха. Воскресение Христа. Русская Пасха. Как праздную Пасху.    Православное учение о человеке. Душа. Когда болит душа. Что такое образ Божий в человеке.    Совесть и раскаяние. О подсказках совести. Раскаяние. Как исправить ошибки.     Заповеди. Какие заповеди даны людям. Что общего у убийства и воровства. Как зависть гасит  радость.    Милосердие и сострадание. Чем милосердие отличается от дружбы. Кого называют ближним. Как  христианин должен относиться к людям.    Золотое правило этики. Главное правило человеческих отношений. Что такое неосуждение.     Храм. Что люди делаю в храмах. Как устроен православный храм.    Икона. Почему икона так необычна. Зачем изображают невидимое.    Творческие работы учащихся. Конкурс сочинений.     Подведение итогов. Выполнение праздничного проекта.  Раздел II. Православие в России (16 часов).    Как христианство пришло на Русь. Что такое Церковь. Что такое крещение.    Подвиг. О том, что такое подвиг. О человеческой жертвенности.    Заповеди блаженств. Когда христиане бывают счастливы. Как плач может обернуться радостью.  Когда сердце бывает чистым.    Зачем творить добро? Как подражают Христу. Чему радуются святые.    Чудо в жизни христианина. О Святой Троице. О христианских добродетелях.     Православие о Божием суде. Как видеть в людях Христа. Почему христиане верят в бессмертие.    Таинство Причастия. Как Христос передал Себя ученикам. Что такое Причастие. Что такое  церковное таинство. Монастырь. Почему люди идут в монахи. От чего отказываются монахи.    Отношение христианина к природе. Что делает человека выше природы.    Какую ответственность  несет человек за сохранение природы.    Христианская семья. Что такое венчание. Что означает обручальное кольцо.    Защита Отечества. Когда война бывает справедливой. О святых защитниках Родины.    Христианин в труде. О первом грехе людей. Какой труд напрасен.     Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа  России.    Повторительно ­ обобщающий урок по второму разделу.     Итоговая презентация творческих проектов учащихся.     Планируемые результаты изучения курса Программа обеспечивает достижение учениками 4­го класса следующих личностных, метапредметных  и предметных результатов. Личностные результаты: ­ осознание себя ответственным членом семьи, школы, общества и    Российского государства; ­ развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем ­ осознание ответственности за сохранение культурно ­ исторического наследия России; ­ знание важнейших страниц священной истории Отечества, выдающихся имён в истории России,  святынь земли Русской и знаменитых памятников православной культуры России; ­осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба,  ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие; ­ умение следить за своими словами и делами; ­способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы; ­ настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими; ­ как результат преданности и уважения к традициям своего народа ­ уважительное отношение к людям  других верований, другой национальной культуры, умение взаимодействовать с людьми других  верований и убеждений. Метапредметные результаты:  Регулятивные УУД ­ умение сравнивать и анализировать документальные и литературные источники  Познавательные УУД ­ развитие познавательной деятельности младшего школьника в гуманитарной сфере; Коммуникативные УУД ­ любовь к родному языку, родной истории, литературе и культуре; Предметные результаты: ­развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с памятниками православной культуры; ­знание достопамятных событий отечественной истории, имён и подвигов величайших просветителей,  государственных деятелей, героев и святых людей России; ­умение соотносить имена выдающихся исторических личностей с основными вехами и важнейшими  событиями родной истории; ­приобщение к духовно ­ нравственным ценностям своего народа; ­усвоение нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства с богатейшей православной  культурой России, имеющей особое значение в истории России, в становлении её духовности и  культуры; ­приобретение устойчивых представлений о нравственности и духовности в рамках понятий добро ­ зло, правда ­ ложь, свобода и ответственность, совесть и долг; ­формирование потребности в нравственном совершенствовании. Формы контроля  ­наблюдение за активностью детей на занятиях, ­беседы с учащимися, ­анализ творческих работ учащихся, ­задания в различных  формах. Учебно­тематический план 4 класс № п/п 1. 2. Темы Введение в православную духовную традицию. Православие в России. ИТОГО: Кол­во часов 18 16 34 Материально­техническое обеспечение курса Учебное и учебно­методическое обеспечение: 1. Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных  учреждений. 4­5 классы/А.Я.Данилюк.­ М.: Просвещение, 2010. 2. Кураев А.В. Основы духовно­нравственной культуры народов России. Основы религиозных  культур и светской этики. Основы православной культуры. 4­5 классы: учеб. для  общеобразовательных учреждений/ А.В.Кураев.­ М.: Просвещение, 2010. 3. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4­5 классы: справ. материалы для общеобразовательных  учреждений/ [Б.Х.Бгажноков, О.В. Воскресенский, А.В. Глоцер и др.]; под ред. В.А. Тишкова, т.д. Шапошниковой.­ М.: Просвещение, 2010. 4. Электронное приложение к учебному пособию. А.В. Кураев. Основы религиозных культур и  светской этики. Основы православной культуры. 4­5 классы.­ М.: Просвещение, 2010 г. Оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для  хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр., настенные доски для вывешивания  иллюстративного материала; Технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную,  управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно­воспитательном процессе): ­ классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок; ­ демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых  объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет  или явление (компьютер, мульти проектор); ­ вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной  деятельности, в т. ч. принтер,  фото ­ и видеотехника (по возможности) и др.; Экранно­звуковые пособия, передающие содержание образования через изображение, звук, анимацию; ∙ электронное пособие к модулю курса «Основы православной культуры»; ­ дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, Интернет­ресурсы,  аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с  содержанием курса; Библиотечный фонд (книгопечатная продукция): ­ учебно­методические комплекты, обеспечивающие изучение/преподавание учебного курса «Основы  православной культуры» (комплексная программа, учебные пособия для учащихся, методическая  литература для учителя и др.); ­ нормативные документы, регламентирующие взаимоотношения государства и религиозных  организаций, а также отражающие правовые основы изучения в учреждениях системы общего  образования основ религиозных культур и светской этики; ­ научно­популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего  характера по различным темам курса; ­ хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически  связанные с содержанием курса; ­ энциклопедическая и справочная литература (философские и религиоведческие словари, справочники  по теории и истории религий, биографии религиозных деятелей и значимых персоналий и др.); ­ художественные альбомы, содержащие иллюстрации к основным разделам курса;   Печатные пособия, в т. ч. картографические издания, иллюстративные материалы, включая портреты  выдающихся людей России. Календарно­тематическое планирование по ОРКСЭ (основы светской этики) 4 класс (34 часа) № п/п ТЕМА  УРОКА Кол­во часов Дата Дата планируем. фактич. 1. Россия ­ наша Родина. 2. Культура и религия. 3. Человек и Бог в православии. 4. Православная молитва. 5. Библия и Евангелие. 6. Проповедь Христа. 7. Христос и Его Крест. 8. Пасха. 9. Творческие работы учащихся. 10. Православное учение о человеке. 11. Совесть и раскаяние. 12. Заповеди. 13. Милосердие и сострадание. 14. Милосердие и сострадание. 15. Золотое правило этики. 16. Творческие работы учащихся. 17. Храм. 18. Икона. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Православие в России (16 часов) 19. Как христианство пришло на Русь. 20. Подвиг. 21. Заповеди блаженства. 22. Зачем творить добро? 23. Чудо в жизни христианина. 24. Православие в Божием суде. 25. Таинство Причастия. 1 1 1 1 1 1 1 26. Творческие работы учащихся. 27. Монастырь. 28. Отношение христианина к природе. 29. Христианская семья. 30. Защита Отечества. 31. Христианин в труде. 32. Любовь и уважение к Отечеству. 33. Творческие работы учащихся. 34. Творческие работы учащихся. 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" (4 класс)

Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" (4 класс)

Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" (4 класс)

Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" (4 класс)

Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" (4 класс)

Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" (4 класс)

Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" (4 класс)

Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" (4 класс)

Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" (4 класс)

Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" (4 класс)

Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" (4 класс)

Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" (4 класс)

Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" (4 класс)

Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" (4 класс)

Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" (4 класс)

Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" (4 класс)

Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" (4 класс)

Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" (4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.02.2017