Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Школа юного географа"
Оценка 4.9

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Школа юного географа"

Оценка 4.9
Культурные мероприятия +2
docx
воспитательная работа +1
5 кл
07.04.2018
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Школа юного географа"
Программа «Школа юного географа» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, в свободном общении формировать у учащихся интерес к естественно-научным дисциплинам, экологическую культуру. Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика.программа
программа.docx
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Школа юного географа» Возраст обучающихся: 11 – 12 лет Срок реализации программы: 1 год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа  «Школа юного географа» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся,   в   свободном   общении   формировать   у   учащихся   интерес   к   естественно­ научным   дисциплинам,   экологическую   культуру.   Знакомство   с   целостной   картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика. Рассчитана для учащихся 5 класса. Программа строится на основе принципов: целостности   окружающей   среды,   направленный   на   формирование   у школьников   понимания   неразрывной   связи   составляющих   элементов   окружающей среды и выработку стратегии поведения человека в ней; междисциплинарности,   который   предполагает   логическое   включение   и объединение знаний различных наук: биологии, экологии, географии; взаимосвязи   краеведческого,   регионального   и   глобального   подходов   к отражению экологических проблем; соответствия   содержания,   форм   и   методов,   психолого­возрастным потребностям учащихся. Рабочая   программа   курса   «Школа   юного     географ»   разработана   на   основе следующих нормативных документов:   Закона РФ «Об образовании» (в действующей редакции);   Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»;   Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897, зарегистрированного в Министерстве юстиции РФ 01 февраля 2011 года № 19644 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;  Приказа Министерства образования и науки РФ от 04 октября 2010 г. № 986 "Об утверждении   федеральных   требований   к   образовательным   учреждениям   в   части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений", зарегистрирован в Минюсте РФ 8 февраля 2010 г., регистрационный N 16299;   Постановления   Главного   государственного   санитарного   врача   Российской Федерации   от   29   декабря   2010   г.   №   189   г.   Москва   "Об   утверждении   СанПиН 2.4.2.2821­10 "Санитарно­эпидемиологические требования к условиям и  организации обучения в общеобразовательных учреждениях", зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г., регистрационный № 19993;   письма   Министерства   образования   и   науки   Российской   Федерации   от  12  мая 2011   г.   №   03­296   «Об   организации   внеурочной   деятельности   при   введении Федерального образовательного стандарта общего образования»;   Фундаментального ядра содержания общего образования;   Основной   образовательной   программы   МБОУ   Высочинской   основной общеобразовательной школы.  В   программе   учтены   идеи   и   положения   Концепции   духовно­нравственного развития и воспитания личности гражданина России;  программы развития и формирования универсальных учебных действий.  Программа «Школа юного географа» строится с учетом приобретенных базовых знаний по окружающему миру и экологии в начальной школе, географии и биологии в 5 классе. Предполагаемая структура учебного материала позволяет расширять знания, полученные   в   школе,   обеспечивает   возможность   разнопланового   их   применения. Логическая   связь   между   теоретическими   и   практическими   занятиями   позволяет связывать новый материал с предыдущим, предоставляется возможность для развития нужных   умений,   обеспечивает   различными   видами   деятельности,   познавательный интерес и дает возможность самим учащимся оценить свои успехи. За   пределами   круга   знаний,   определенного   школьной   программой,   остается немало   увлекательных,   ярких   страниц   географической   науки.   Знакомство   с   ними является   источником   духовного   обогащения   учащихся,   дает   наиболее   полное представление о мире, в котором они живут. А познание окружающего мира требует использования   таких   методов,   как   наблюдения,   работа   на   местности,   умение использовать различные источники информации. Развитие навыков осуществляется от простого к сложному, от развития умений наблюдать, анализировать и обобщать. Все практические   работы   имеют   четко   выраженный   характер   познания   ближайшего природного окружения и создают условия для принятия конкретных решений.              Цель:  Формирование географической культуры   мышления, воспитание чувства патриотизма граждан России.        Задачи:  Образовательные: Создать   условия   для   формирования   целостного   научного   мировоззрения, 1. экологического мышления и гуманистической направленности личности школьников. Теоретически   и   практически   обучить   школьников   основам   исследовательской 2. деятельности в полевых и лабораторных условиях. Познакомить с основами экологических знаний и понимания их взаимосвязи с 3. основными естественнонаучными и гуманитарными дисциплинами.  Формировать у учащихся навыки информационной культуры с использованием 4. интернет – ресурсов в изучении родного края. Обогатить ребят знаниями, отражающими различные стороны жизни, природы. 5. Развивающие: 1. 2. Развивать   познавательный   интерес   и   мотивацию   к   обучению   и   творчеству, опираясь на способности и дарования детей.  Развивать   у   школьников   самостоятельность,   целеустремленность,   умение организовывать свою деятельность. Воспитательные: 1. Совершенствовать   нравственные   основы   культуры   учащихся:   экономической, экологической, художественной, культуры жизненного определения. 2. Воспитывать у детей бережное отношение к природе и историческому наследию родного края. 3. Воспитывать чувство ответственности за слова, дела, поступки. Программа «Школа юного географа» рассчитана на 1 год обучения в объеме 68 часов. СОДЕРЖАНИЕ  курса «Школа юного географа» 5 класс. Тема 1.  География – наука комплексная ­   представление   людей   о   Земле   с   древности   до   наших   дней:   «Их   позвала   терра инкогнита», российские исследователи и землепроходцы, фенологические наблюдения, как   наблюдать   за   погодой,   приборы   для   наблюдения.   Выдающиеся   географические открытия. Тема 2. Первая карта – план местности. ­ план местности, условные знаки, ориентирование по плану местности, способы  ориентирования на местности.  Тема 3. Географическая карта ­ легенда карты, градусная сетка, определение географических координат по карте и  глобусу. Тема 4.  Оболочки Земли. Литосфера ­   происхождение   горных   пород   и   минералов,   горные   породы   и   минералы   нашей местности,   движение   земной   коры,   вулканизм,   горы   и   равнины,   рельеф   нашей местности. Тема 5. Гидросфера. ­ моря и океаны, описание внутренних вод нашей местности Тема 6. Путешествие по планете Земля (10 часов) Особенности природы и населения материков Земли.  Тема 7. Человек на Земле. ­  земля людей, расы, почему мы разные, теория аббата Мальтуса, идеи  Н.Н.Миклухо­ Маклая,   Д.Ливингстона,   типы   населенных   пунктов,   природа   и   человек,   стихийные природные явления, природные и техногенные катастрофы.  Личностные, Метапредметные и предметные результаты освоения курса   «Школа юного географа» 5 класс Личностные  результаты Учащиеся смогут:   Развивать ­ Метапредметные   результаты Учащиеся научатся: 1.   Овладевать   способами 1. Предметные  результаты Учащиеся должны:   ценностно­ В любознательность и формировать   интерес   к изучению природы методами естественных наук.   интеллектуальные творческие способности. Учащиеся получат Развивать и ­     возможность: ­   Воспитать   ответственное отношение к природе ­   Осознать   необходимость защиты окружающей среды. ­   Развивать   мотивацию   к изучению различных естественных наук.     ориентационной   сфере   ­ формировать представление об одном из способов важнейших познания человеком окружающего мира.  2. элементарные исследовательские умения.  Формировать     Учащиеся получат возможность:   для   полученные Применять знания и умения:  а) решения   практических   задач   в повседневной жизни;  б)   для   осознанного соблюдения норм и правил безопасного   поведения   в природной   и   социальной среде.      Осваивать   приемы   ставить   цели   и личную самоорганизации   учебной деятельности:  а) планировать учебную деятельность;  б)   оценивать   собственный вклад   в   деятельность группы;  в)   проводить   самооценку уровня   личных   учебных достижений  2. исследовательской деятельности:  а)   формулировать   цели учебного исследования  (опыта, наблюдении);    план, б) фиксировать   результаты, использовать простые измерительные приборы;  в)   формулировать   выводы по результатам исследования.  составлять       II Учащиеся получат   возможность научиться: 1.   Формировать   приемы работы с информацией, т.е. уметь:  а)   искать   и   отбирать источники   информации (справочные   издания   на печатной   основе   и   в   виде СД, периодические издания, Интернет и т. д.) в соответствии   с   учебной задачей   или   реальной жизненной ситуацией;  б) информацию;  в) понимать информацию в различной   знаковой   форме ­ в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т.д.  2. межличностной   Овладевать   опытом систематизировать коммуникации, корректным ведением   диалога   и   участием   в дискуссии;   участвовать   в в группы работе   соответствии с обозначенной целью. Календарно­тематическое планирование. Дата № п\п Тема  занятия Кол­во часов Содержание деятельности Теоретическая часть/форма организации деятельности Практическая часть/ форма организации деятельности Тема 1.  География – наука комплексная (8 ч) 1 2 3 ­ 4 ­ 5 ­ 6 7 8 Представление о Земле с древности до наших дней. Географические знания в Древней Европе. Эпоха Великих географических открытий. 5.09 6.09 12.09 13.09 19.09 20.09 26.09 Российские исследователи и землепроходцы. 27.09 Как наблюдать за погодой.  Приборы для наблюдения. 1 1 4 1 1 Работа с географической литературой, энциклопедиями, тематическими картами. Практическое занятие, оформление альбома. Просмотр фильма «Эпоха великих географических открытий» Просмотр фильма «Великие географические открытия Д.Кука». Просмотр фильма «Великие географические открытия Ф. Магеллана». Работа с географической литературой, энциклопедиями, тематическими картами, подготовка презентаций Создание альбома «Представление о земле в древности» Альбом  «Важнейшие географические открытия» Альбом «Русские исследователи и землепроходцы» Практическое занятие, составление  памяток: 9 ­ 10 11 ­ 12 13 ­ 14. 15 ­ 16. 17 ­ 18. 19 ­ 20 3.10 4.10 10.10 11.10 17.10 18.10 24.10 25.10 31.10 1.11 14.11 15.11 Тема 2. Первая карта – план местности (4ч) «Правила поведения в природе». План местности. Условные знаки.  Ориентирование на местности. Способы ориентирования на местности. 2 2 Беседа, работа с планом местности, источниками географической информации Практическое занятие, определение расстояний и азимутов на местности Тема 3. Географическая карта (8ч) Картография: Древний мир.  Картография: Средневековье. Картография: Эпоха Возрождения и Новое время. Географическая карта.  2 2 2 2 Работа с географической литературой, энциклопедиями, тематическими картами. Работа с географической литературой, энциклопедиями, тематическими картами. Работа с географической литературой, энциклопедиями, тематическими картами. Работа с географической литературой, энциклопедиями, тематическими картами. Тема 4. Оболочки Земли. Литосфера  (11 ч) 21.11 22.11 28.11 29.11 5.12 6.12 12.12 13.12 19.12 20.12 26.12 27.12 16.01 17.01 23.01 24.01 30.01 21 ­ 22 23 ­ 24 25 ­ 26 27 ­ 28 29 ­ 30 31. 32 ­ 33. 34 ­ 35 36 ­ 37 Происхождение горных пород и минералов. Движения земной коры. Вулканы Земли. Горы суши. Равнины суши. Пустыни мира. Тема 5. Гидросфера  (8 ч) Мировой океан и его части. Течения в Океане. Путешествие по морям и океанам. Реки, озёра мира. 2 2 2 2 2 1 2 2 2 Практическое занятие, изучение коллекции образцов минералов и горных пород. Просмотр фильма «Гибель Помпеи». Практическое занятие, оформление альбома «Действующие вулканы Земли» Подготовка презентаций, работа на контурных картах Подготовка презентаций, работа на контурных картах Подготовка презентаций, работа на контурных картах Характеристика океана и моря по картам. Работа на контурных картах по теме. Работа на контурных картах. Игра по карте: «Путешествие по морям и океанам». Работа с источниками географической информации, подготовка альбома. Кластер. Плакат  «Действующие вулканы Земли» Кластер.  Кластер.  Плакат  «Пустыни  Земли» Кластер. Кластер. Альбом. 38 31.01 Водопады мира. 39. 06.02 Игра «Морской бой» по теме «Гидросфера». 1 1 Работа с источниками географической информации, подготовка альбома. Командная  игра­конкурс Тема 6. Путешествие по планете Земля (7 ч) 40 ­ 41 42 07.02 13.02 14.02 Путешествие по Евразии. Путешествие по Африке. 43. 20.02 Путешествие по Северной Америке. Путешествие по Южной Америке. Путешествие по Австралии. 44 ­ 45. 46. 47 48. 21.02 27.02 28.02 6.03 7.03 Альбом. Альбом. Альбом. Альбом. Альбом. Альбом. 2 1 1 2 1 Работа с источниками географической информации, подготовка альбома. Работа с источниками географической информации, подготовка альбома. Работа с источниками географической информации, подготовка альбома. Работа с источниками географической информации, подготовка альбома. Работа с источниками географической информации, подготовка альбома. Описание населенного пункта село Высочино. Беседа. Работа с дополнительной литературой по географии Типы населённых пунктов. Тема 7. Человек на Земле ( ч) 1 Стихийные природные явления в нашей местности, меры защиты 1 Азов тысячелетий. Атлантида:  Таинственные астрономы исчезнувшего мира. Работа над проектом. Итоговое занятие. Защита проектов. и ОБЖ 2 2 10 3 49 ­ 50 51 ­ 52 53 ­ 62 63 ­ 68 13.03 14.03 20.03 21.03 03.04 04.04 10.04 11.04 17.04 18.04 24.04 25.04 02.05 15.05 16.05 22.05 23.05 29.05 30.05 Как люди представляли Землю в древности Представления древних о Земле опирались прежде всего на мифологические представления. Некоторые народы считали, что Земля плоская и держится на трех китах, которые плавают и безбрежном всемирном океане. Следовательно, эти киты и были в их глазах основной основ, подножием всего мира. Увеличение географических сведений связано прежде всего с путешествиями и мореплаванием, а также с развитием простейших астрономических наблюдений. Древние греки представляли себе Землю плоской. Такого мнения придерживался, например, древнегреческий философ Фалес Милетский, живший в VI веке до н.э .Землю он считал плоским диском, окруженным недоступным человеку морем, из которого каждый вечер выходят и в которое каждое утро садятся звезды. Из восточного моря в золотой колеснице поднимался каждое утро бог Солнца Гелиос (отождествленный позднее с Аполлоном) и совершал свой путь по небу. Мир в представлении древних египтян: внизу — Земля, над ней — богиня неба; слева и справа — корабль бога Солнца, показывающий путь Солнца по небу от восхода до заката. Древние индийцы представляли Землю в виде полусферы, которую держат четыре слона. Слоны стоят на огромной черепахе, а черепаха на змее, которая, свернувшись кольцом, замыкает околоземное пространство. Жители Вавилона представляли Землю в виде горы, на западном склоне которой находится Вавилония. Они знали, что к югу от Вавилона раскинулось море, а на востоке расположены горы, через которые не решались переходить. Поэтому им и казалось, что Вавилония расположена на западном склоне «мировой» горы. Гора эта окружена морем, а на море, как опрокинутая чаша, опирается твердое небо — небесный мир, где, как и на Земле, есть суша, вода и воздух. Небесная суша — это пояс 12 созвездий Зодиака: Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей, Рыбы. В каждом из созвездий Солнце ежегодно бывает приблизительно в течение месяца. По этому поясу суши движутся Солнце, Луна и пять планет. Под Землей находится бездна — ад, куда спускаются души умерших. Ночью Солнце проходит через это подземелье от западного края Земли к восточному, чтобы утром опять начать свой дневной путь по небу. Наблюдая заход Солнца за морской горизонт, люди думали, что оно уходит в море и восходит также из моря. Таким образом, в основе представлений древних вавилонян о Земле лежали наблюдения за явлениями природы, однако ограниченность знаний не позволяла правильно их объяснить. Земля по представлению древних вавилонян. Когда люди начали совершать далекие путешествия, постепенно стали накапливаться доказательства, что Земля не плоская, а выпуклая. Великий древнегреческий ученый Пифагор Самосский (в VI веке до н. э.) впервые высказал предположение о шарообразности Земли. Пифагор оказался прав. Но доказать гипотезу Пифагора, и тем более определить радиус земного шара удалось значительно позже. Считается, что эту идею Пифагор заимствовал у египетских жрецов. Когда об этом знали египетские жрецы, можно только догадываться, поскольку они в отличие от греков скрывали свои знания от широкой публики. Сам же Пифагор, возможно ещё опирался на свидетельства простого моряка Скилака Кариандского, который в 515 году до н.э. сделал описание своих плаваний по Средиземноморью. Знаменитый древнегреческий ученый Аристотель (IV в. до н. э.) первым использовал для доказательства шарообразности Земли наблюдения за лунными затмениями. Вот три факта: тень от Земли, падающая на полную Луну, всегда круглая. Во время затмений Земля бывает повернута к Луне разными сторонами. Но только шар всегда отбрасывает круглую тень. некоторые звёзды можно увидеть только из определённых частей Земли, а для других наблюдателей они не видны 1. 2. 3. никогда. Корабли, удаляясь в море от наблюдателя, не постепенно теряются из виду за счёт далёкого расстояния, а почти мгновенно как бы "тонут", исчезая за линией горизонта. Клавдий Птолемей (2 в. н. э.) - древнегреческий астроном, математик, оптик, теоретик музыки и географ. В период с 127 по 151 год жил в Александрии, где проводил астрономические наблюдения. Он продолжил учение Аристотеля относительно шарообразности Земли. Он создал свою геоцентрическую систему мироздания и учил, что все небесные тела движутся вокруг Земли в пустом мировом пространстве. Впоследствии систему Птолемея признала христианская церковь. Вселенная по представлению Птолемея: планеты вращаются в пустом пространстве. Наконец, выдающийся астроном древнего мира Аристарх Самосский (конец IV — первая половина III в. до н. э.) высказал мысль о том, что не Солнце вместе с планетами движется вокруг Земли, а Земля и все планеты вращаются вокруг Солнца. Однако в его распоряжении было очень мало доказательств. И прошло еще около 1700 лет, прежде чем это удалось доказать польскому ученомуКопернику. Форма Земли. О том, что форма у нашей планеты шарообразная, люди узнали не сразу. Представления наших далёких предков о Земле в основном опирались на мифы, предания, легенды. Древние греки считали, что планета — это выпуклый диск, похожий на Представления древних народов о мире щит воина, омываемый со всех сторон рекой Океан. А индийцы представляли Землю в виде полусферы, опирающейся на слонов. Слоны стоят на огромной черепахе, а черепаха лежит на змее, которая, свернувшись кольцом, замыкает околоземное пространство. В Древней Руси представляли Землю в виде плоскости, покоящейся на трёх китах. В Китае тоже когда­то думали, что Земля — это плоский диск. Когда люди начали совершать далёкие путешествия, постепенно стали накапливаться доказательства, что Земля не плоская, а шарообразная. Знаменитый древнегреческий учёный Аристотель (IV век до н. э.) первым использовал для доказательства шарообразности Земли наблюдения за лунными затмениями: тень от Земли, падающая на полную Луну, всегда круглая. Но только шар отбрасывает круглую тень. Его теория, что Земля, как и Солнце и Луна, является шарообразной, впоследствии подтвердилась. Это открытие стало важным этапом в развитии географических представлений человека о Земле и других планетах Солнечной системы. Главным  источником  географических  знаний  о  Земле  в то  время оставались  рассказы путешественников. Это  были обширные повествования, которые тщательно записывались и собирались в специальные книги­описания под названием «Объезды Земли». Причём нередко они обрастали невероятными легендами и выдумками. «Объезды» дополнялись рисунками предполагаемого вида Земли со слов рассказчиков. Мелкие детали чаще всего не вырисовывали, показывались только основные контуры предмета, очень похожие на знаки. Позднее такие знаки стали называть условными. Случалось и так, что переписчик ради красы добавлял в книгу всякие причудливые изображения несуществующих гор и лесов, рек и озёр. Сочетание таких рисунков­чертежей и условных знаков в описании 5. Древнегреческий учёный Аристотель. 6. Система мира по Аристотелю оказалась ошибочной. Земли   едва   ли   можно   назвать   достоверным.   Однако   сильные   искажения   с   лихвой   компенсировали   захватывающие   описания дальних стран, их природы и обычаев людей. Размеры Земли. Разрешив вопрос о форме Земли, греки заинтересовались вопросом о её размерах. К тому времени уже стало понятно, что Земля огромная. Но чтобы точнее представить, насколько одна территория больше другой, нужно было их сравнить. Для этого требовались единицы измерения расстояний. Проще всего было измерить расстояния в днях пути. Однако за день пешеход, всадник, конный обоз или верблюжий караван пройдут по одной и той же местности не одинаковые расстояния. Поэтому представления о величине территории, измеряемой днями пути, в рассказах разных путешественников сильно отличались. Точнее всего были такие «описания», где использовались заранее установленные единицы измерений расстояния. Древние греки измеряли длину пути в стадиях. Греческий стадий был равен расстоянию в 600 ступней Геракла. По преданию, именно столько шагов успел сделать Геракл с того момента, как первые солнечные лучи появились над холмом Крона в Олимпии, и до того, как Солнце поднялось над землёй. 1—2. Карты Древнего мира. 3. Эратосфен. 4. Так Эратосфен рассчитал окружность земного шара. В Вавилоне за стадий принимали расстояние, которое человек проходит спокойным шагом за промежуток времени от появления первого луча Солнца при восходе до того момента, когда весь солнечный диск окажется над горизонтом. Однако этот способ имел много недостатков. Было неясно, что имелось в виду под словами «спокойный шаг» и какого роста должен быть человек, шаг которого можно считать единицей измерения. Ведь чем выше человек, тем больше длина шага. К тому же продолжительность восхода Солнца в разных местностях Земли неодинакова: на экваторе, например, 2 минуты, а в умеренных широтах — 10—15 минут. Вот и получалось, что стадии на севере Египта и на севере Греции сильно различались — от 150 до 250 современных метров. Большие расстояния измерялись в Древнем Риме шагами: 2000 шагов впоследствии стали равняться одной миле, или 1,609 км. В древние времена индийцы при покупке земли использовали свою единицу измерения территории. Участок, который человек обежит за   день,   и   был   такой   единицей   измерения.   Поэтому,   чтобы   купить   побольше   земли,   покупатель   нанимал   самого   быстрого «измерителя»­бегуна. В Древней Руси, например, существовали свои меры длины — вершок, пядь, локоть. Большие расстояния измеряли полётом стрелы. Однако у разных людей были разные пяди и локти. Да и лук стрелял на разные расстояния. Понятно, что такие измерения были приблизительными и с их помощью нельзя было точно определить расстояние. Первые измерения Земли. Первым нашу Землю с математической точностью измерил древнегреческий учёный Эратосфен (III—II век до н. э.). Он обратил внимание на то, что в день летнего солнцестояния в полдень в городе Сиене (ныне Асуан) в Египте солнечные лучи достигают дна самых глубоких колодцев, куда в другие дни не доходят. (Вспомните, как называется положение Солнца, когда оно находится над головой наблюдателя.) Тогда он отправился в город, расположенный на том же меридиане, что и Сиена, — Александрию и измерил там тени, отбрасываемые предметами, и угол падения солнечных лучей на поверхность Земли. После   этого   Эратосфен   сумел   вычислить   длину   окружности   Земли.   По   его   расчётам   она   оказалась   равной   почти   40   000   км. Удивительно, но  спустя  многие   столетия  почти ту  же  цифру  получили  и учёные  с  помощью  современных  точных  приборов. В настоящее время с помощью космических исследований составлена сверхточная модель нашей планеты, в которой учтены все особенности её поверхности. Методы и расчёты Эратосфена стали великим открытием. Они положили начало развитию точных знаний человека о Земле. 1. Карта Древнего мира Геродота. 2. Английские меры длины. 3. Старинные русские меры длины. 4. Карта Эратосфена (реконструкция). Для любознательных  Наверняка многим из вас полюбился герой мультипликационного сериала о приключениях Синдбада­морехода. Коллекция  историй о его странствиях составляет целую часть «Семь путешествий Синдбада­морехода» в книге «Тысяча и одна ночь».  Они основаны на реальном опыте восточных мореплавателей, античной поэзии, индийских и персидских чудесных рассказах.  В древности каждая страна пользовалась своими способами измерения расстояния. Единицы измерения дошли до нас из  глубины веков. Однажды много­много лет назад английский король вытянул вперёд правую руку и заявил: «Расстояние от  кончика моего носа до большого пальца руки будет служить для всего моего народа мерой длины и называться "ярд"». Его  подданные тут же приготовили бронзовый прут соответствующей длины, и ярд надолго стал для всех англичан единицей  измерения длины. Длина ярда 91,44 см. В Средние века в Англии придумали ещё одну единицу измерения длины — фут, что означает «ступня». Фут равен 30,48 см.  В 1875 г. в Париже 17 государств (в том числе и Россия) подписали Метрическую конвенцию для обеспечения  международного единства измерений и усовершенствования метрической системы мер. Метрическая система мер — это система единиц физических величин, в основу которой положена единица длины — метр.  В системе мира Аристотеля (IV век до н. э.) неподвижная Земля окружена снаружи семью «небесами», принадлежащими  планетам: Луне, Меркурию, Венере, Солнцу, Марсу, Юпитеру и Сатурну. Во II веке н. э. Клавдий Птолемей уточнил систему  мира Аристотеля, полагая как и его предшественник, что Земля — это центр Вселенной. И только в XVI веке великий  польский учёный Николай Коперник (1473—1543) доказал, что Земля и все другие планеты Солнечной системы вращаются  вокруг Солнца. Семен Иванович Челюскин биография кратко С. И. Челюскин – морской путешественник, исследователь, участник многолетней экспедиции, сделавший серьезные географические открытия, оставленные без внимания при его жизни. Происхождение Предки Челюскина (по документам 17 в. – Челюсткины) поначалу были вполне успешными людьми, занимали важные должности, хорошо продвигались по службе, были богаты Но при Петре Первом отец Семена Ивановича оказался в опале (он был в числе взбунтовавшихся московских стрельцов) и до конца жизни его семья прозябала в деревенской глуши, еле-еле сводя концы с концами. Точных сведений о том, где и когда родился С. И. Челюскин, до сих пор не обнаружено, примерно это 1700г. Обучение В 1714 году дворянский недоросль Семен Челюскин был принят в московскую школу, где мальчиков обучали точным и навигационным наукам. Здесь будущий исследователь постигал премудрости математики, географии, астрономии. Он был толковым и старательным учеником. В 1721г., окончив учебу, был рекомендован по аттестату на штурманскую деятельность. Начинающий моряк Челюскин В начале морской карьеры (1720-е годы) Челюскин служил на Балтийском флоте навигатором, учеником штурмана и подштурманом. Тогда же начали проявляться и его исследовательские наклонности: он описывал прибрежные территории финского залива. А позже, в 1727 г., уже преподавал морское дело балтийским гардемаринам. Несмотря на явную одаренность, ничто не сулило будущему первопроходцу хорошей карьеры, потому что все главные должности на морских судах предназначались иностранным специалистам, а в адмиралтействе у Челюскина не было влиятельных покровителей. В составе Камчатской экспедиции В апреле 1732 г., вышел указ о предстоящей Великой Северной экспедиции, которую еще называли Камчатской. В ее состав неожиданно был включен и подштурман Челюскин, которому было поручено обеспечить экспедицию всем необходимым: провизией, одеждой, оборудованием и оружием. Преодолев бюрократию и волокиту чиновников, Семен Иванович все нужное достал, хотя и с задержкой. В ходе экспедиции, которой руководил В. Беринг, помимо прочего, предстояло исследовать северный берег моря между Леной и Енисеем. Для этого был снаряжен специальный отряд под руководством Василия Прончищева, который сделал Челюскина членом своей команды. Экспедиция началась летом 1735. Невыносимые условия работы за Полярным кругом привели к тому, что отряд утратил своего руководителя. Челюскин продолжил начатое Прончищевым. Два года в Якутске Беринг отбыл на Камчатку, оставив вместо себя Челюскина. Почти два года экипаж экспедиции пребывал в Якутске, готовясь к новому плаванию и ожидая указаний и помощь из Адмиралтейства. Во льдах В середине июля 1740 экспедиция снова вышла в поход. Через месяц случилась беда. Корабль с 40 членами экипажа попал в ловушку. Стиснутый дрейфующими льдами, он не мог двигаться дальше. Для спасения людей был только один выход: высадиться с корабля. Смастерили большие сани, выгрузили провиант, снаряжение и двинулись на материк. Члены экипажа болели цингой, несколько человек умерли, но, пройдя по ледяной пустыне 700 верст, команда высадилась на берегу. Сделали две времянки и стали ждать, когда установится зимний путь. Несколько месяцев ожидания никто не сидел без дела. И хотя катастрофически не хватало провизии (выручил сибирский промышленник Сазоновский, приславший семьдесят пудов муки), одолевали болезни и холод, но группа исследователей изучала берег, описывались прибрежные территории. Неизученной осталась лишь северная часть полуострова Таймыр. В самой северной точке материка Это сделали Семен Челюскин и Харитон Лаптев. Они разделились: группа Лаптева идет на восток полуострова, а Челюскин – на запад. Туруханские жители очень серьезно помогли исследователям: собачьими и оленьими упряжками, продовольствием. В условиях 50-градусных морозов люди проходили по 30 и даже 40 верст ежедневно. Нужно было достичь северного побережья, чтобы потом идти вдоль него на запад, описывая территории. И опять же с помощью местных жителей Челюскин совершил этот труднейший переход. На крутом берегу мыса Святого Фаддея был сооружен маяк. Это была точка, где еще не ступала нога человека. А дальше – все по намеченному плану. Семен Челюскин, собачьи упряжки в самой северной части материка фото Исследования Челюскина подробно и лаконично описаны в его путевом журнале. Кроме деловых заметок, есть упоминания о замученных собаках, но – ни единого слова, которое бы выявило чувство страха, отчаяния или усталости самого Семена Ивановича. Изо дня в день велись непрерывные работы. Пережили и суровейшие морозы, и страшные метели. И вот, наконец, достигли мыса, оказавшегося самой северной точкой Евразии. Но Челюскин так и не узнал, что совершил величайшее географическое открытие, он даже не особенно впечатлился увиденным: сделал обычные записи, вычисления и отправился на юго-запад вдоль берега, пока 20.07.1742 в г. Мангазея не встретился с Х. Лаптевым. Смерть в безвестности Позже, когда уже стало известно, что Челюскин совершил небывалый подвиг и открытие, мыс был назван его именем. А при жизни он не получил за это никакой награды. Жил до смерти со своей семьей в маленьком имении Алексанского уезда. Умер, вероятнее всего, в 1764 г. Где захоронен, до сих пор неизвестно. Харитон Прокофьевич Лаптев Харитон Прокофьевич Лаптев является одним из крупнейших русских полярных исследователей. Будущий покоритель Арктики родился в деревне Пекарево, расположенной недалеко от Пскова, в 1700 году. В 1715 г. юный Лаптев поступает в Петербуржскую Морскую академию, которую через три года успешно заканчивает и поступает во флот гардемарином. В 1726 г. производится в мичманы. В 1734 г. участвует в войне против Станислава Лещинского, провозглашенного годом ранее польским королем. Фрегат «Митава», на котором служил Лаптев, в ходе военных действий попадает в плен к французам, прибегнувшим для этого к обману. По возвращению на родину, Лаптев вместе с остальными офицерами «Митавы» приговаривается к смертной казни за сдачу судна без боя, однако экипаж вовремя признается невиновным. После этого недоразумения Харитон Прокофьевич возвращается на службу. В 1737 г. производится в лейтенанты, и назначается командиром отряда в Великую Северную экспедицию. Целью похода было исследование арктического побережья между Леной и Енисеем, в нем также принял участие другой великий русский полярный исследователь – Дмитрий Яковлевич Лаптев, двоюродный брат Харитона Прокофьевича. В начале весны 1738 г. члены экспедиции прибыли в Якутск. Летом следующего года экспедиция выдвинулась на лодке по направлению к Северному Ледовитому океану. 21 июля1739 г. Лаптев достигает своей цели и начинает исследование побережья. Зиму участники экспедиции проводят в Хатангской губе. С наступлением лета путешественники продолжают свои исследования. Однако из-за льдов, обогнуть морем Таймырский полуостров не удалось. Лаптев решает исследовать местность сухим путем, используя для этого собачьи упряжки. Для описания местности, Лаптев разделил отряд на три группы. Путешественники успешно провели исследования большей части полуострова, несмотря на снежную слепоту, начавшую развиваться у многих членов экспедиции. Юго-западную часть Таймыра с тех пор стали именовать берегом Харитона Лаптева. Также, в честь Харитона Прокофьевича и его двоюродного брата Дмитрия Яковлевича названо Море Лаптевых. В 1743 году экспедиция возвращается в Петербург, собрав множество ценных сведений и успешно выполнив задание. По возвращении из экспедиции, Лаптев продолжает службу в Балтийском флоте. Службу заканчивает капитаном первого ранга. Уйдя в отставку, Лаптев уехал в родное село, где умер в 1763 году. Иван Федорович Крузенштерн Иван Федорович Крузенштерн – знаменитыйрусский мореплаватель, которому было суждено оставить значимый след в русской истории и развитии морского дела в Российской Империи. Имя Крузенштерна широко известно, и, слава Богу, что не только по фразе собаки Шарика из мультика про дядю Федора. Иван Крузенштерн родился в начале ноября 1770 года. Его родители были дворянами. В возрасте 14-ти лет Крузенштерн начал обучение в Морском кадетском корпусе. Первый морской поход гардемарина Крузенштерна состоялся в 1787 году. Ходил Иван Федорович по Балтийскому морю. Спустя год Крузенштерн уже участвовал в первом для себя морском сражении. В 1793 году Иван Федорович Крузенштерн покидает Российскую Империю. В качестве волонтера путь Ивана лежит в Великобританию. Здесь, на службе, ему удается побывать в Тихом, Индийском и Атлантическом океане. Спустя шесть лет, окрепнув и набравшись опыта, Иван Федорович Крузенштерн вернется на Родину. Русское Адмиралтейство по заслуге высоко оценило знания и навыки «возвращенца». В 1802 году Иван Крузенштерн был назначен командиром первой русской кругосветной экпедиции. Кругосветное плавание под командованием Ивана Крузенштерна началось 7 августа 1803 года. Именно в тот день, в торжественной обстановке, русские парусные суда «надежда» и «Нева» отправились в нелегкое плавание. Перед членами экспедиции стояли серьезные задачи. Нужно было изучить Тихоокеанское побережье Дальнего Востока. Сделать это было необходимо для того, чтобы наладить сообщение с отдаленными территориями Российской Империи. Еще одной важной задачей экспедиции Крузенштерна была доставка русского посольства в Японию. Путь экспедиции лежал через Атлантику, вокруг Америки. Символичным стало пересечение русской экспедиции экватора, это был большой успех. В Бразилии русские суда встали на стоянку, их ждал ремонт, а команду - отдых. В марте 1804 года русские суда обогнули мс Горн и отправились к северным широтам. В Тихом океане «Надежда» и «Нева» разошлись. Встретились они только у Гавайских островов. От них суда вновь ушли в разные стороны. «Нева» к берегам Аляски, а «Надежда» в Петропавловск-Камчатский, оттуда в Японию. В конце 1806 года корабли вернулись в Кронштадт. Экспедицию Крузенштерна в столице встречали торжественно – здесь были и члены императорской фамилии, и представители Академии Наук. Первое русское кругосветное путешествие под началом Ивана Федоровича Крузенштерна имело большое значение. Русские суда побывали в самых отдаленных уголках океана, показали себя во всей красе. Где только не говорили о русском флоте и его отважных моряках. Были составлены новые карты, проложены маршруты. Иван Федорович Крузенштерн внес огромный вклад в мировую науку. Мореплавателя по достоинству оценили потомки, в честь него названы 12 населенных пунктов, один из атоллов Маршалловых островов, тех, что в Охотском море, и одна из гор в Антарктиде.

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Школа юного географа"

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Школа юного географа"

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Школа юного географа"

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Школа юного географа"

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Школа юного географа"

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Школа юного географа"

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Школа юного географа"

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Школа юного географа"

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Школа юного географа"

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Школа юного географа"

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Школа юного географа"

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Школа юного географа"

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Школа юного географа"

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Школа юного географа"

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Школа юного географа"

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Школа юного географа"

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Школа юного географа"

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Школа юного географа"

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Школа юного географа"

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Школа юного географа"

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Школа юного географа"

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Школа юного географа"

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Школа юного географа"

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Школа юного географа"

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Школа юного географа"

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Школа юного географа"

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Школа юного географа"

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Школа юного географа"

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Школа юного географа"

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Школа юного географа"

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Школа юного географа"

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Школа юного географа"

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Школа юного географа"

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Школа юного географа"

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Школа юного географа"

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Школа юного географа"

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Школа юного географа"

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Школа юного географа"

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Школа юного географа"

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Школа юного географа"

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Школа юного географа"

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Школа юного географа"

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Школа юного географа"

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Школа юного географа"

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Школа юного географа"

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Школа юного географа"

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Школа юного географа"

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Школа юного географа"

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Школа юного географа"

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Школа юного географа"

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Школа юного географа"

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Школа юного географа"

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Школа юного географа"

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Школа юного географа"

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Школа юного географа"

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Школа юного географа"

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Школа юного географа"

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Школа юного географа"

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Школа юного географа"

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Школа юного географа"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.04.2018