Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе для 10 - 11 классов под редакцией В.Я. Коровиной. Программа рассчитана на 102 часа в год (3 часа в неделю). Составлена к учебнику "Литература. 11 класс." под редакцией В.П. Журавлёва. Формы и средства обучения: устные и письменные опросы, сообщения, доклады, письменный анализ эпизодов произведений, сочинения в форме "эссе".
Раб. прогр по лит. 11 кл. + уч. тем. план..docx
МКОУ «Журавлихинская СОШ»
«Рассмотрено»
на педагогическом совете
Протокол № 7
от « 30 » августа 2018 г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
МКОУ «Журавлихинская СОШ»
___________ / Т. Б. Винокурова /
Ф.И.О.
от « 30 » августа 2018 г.
«Утверждаю»
Директор МКОУ
«Журавлихинская СОШ»
_______________ / А. И. Вагапова /
Приказ № 60/1
от « __30__ » _августа 2018 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе
11 класс
Составитель: Мартынова Тамара Фёдоровна,
учитель русского языка и литературы
высшая квалификационная категория
Период реализации программы: 2018 – 2019 учебный год 2018
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе для 11 класса составлена на основе:
Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования по литературе;
Примерной программы среднего общего образования по литературе (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.2004 г №
1312);
Авторской программы «Литература. 10 – 11 классы» под редакцией В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2010.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения учебного
предмета «Литература» на этапе среднего общего образования в ХХI классах выделяет по 102 часа (из расчета 3 учебных часа в неделю).
Рабочая программа рассчитана на 102 часа, 3 часа в неделю, из расчёта 34 учебные недели в году.
Цели:
Изучение литературы на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
• воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в
современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального
самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
• развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного
текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического
мышления, литературнотворческих способностей, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
• освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, историколитературных сведений и теоретико
литературных понятий; создание общего представления об историколитературном процессе и его основных закономерностях, о множественности
литературнохудожественных стилей; • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко
литературной обусловленности и культурном контексте с использованием понятийного языка литературоведения; выявления
взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного произведения; формирование умений сравнительносопоставительного
анализа различных литературных произведений и их научных, критических и художественных интерпретаций; паписания сочинений различных
типов; определения и использования необходимых источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в ресурсах Интернета и
др.
Задачи литературного образования – способствовать духовному становлению личности, формированию нравственных позиций, эстетического
вкуса, совершенному владению речью.
Рабочая программа по литературе 11 класса составлена к учебнику «Литература 11 класс» в двух частях под редакцией В. П. Журавлева.
/М. «Просвещение», 2011 г. Учебник рекомендован Министерством образования и науки РФ.
Содержание литературного образования разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы, что соответствует принципу
построения курса на историколитературной основе. Программа включает в себя перечень произведений художественной литературы с
аннотациями к ним. Таким образом, детализируется обязательный минимум содержания литературного образования: указываются направления
изучения творчества писателя, важнейшие аспекты анализа конкретного произведения; включаются историколитературные сведения и теоретико
литературные понятия, помогающие освоению литературного материала. Произведения малых эпических жанров и лирические произведения чаще
всего сопровождаются одной общей аннотацией.
Содержание программы:
• Литература второй половины XIX века (10 класс).
• Литература первой половины XX века (11 класс).
• Литература второй половины XX века (11 класс).
Произведения литературы народов России и зарубежной литературы изучаются в связи с русской литературой. Рабочая программа среднего (полного) общего образования сохраняет преемственность с рабочей программой для основной школы,
опираясь на традицию рассмотрения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы
эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в
школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие
задачам его развития и возрастным особенностям, также культурноисторические традиции и богатый опыт отечественного образования.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и
теоретиколитературных понятий:
осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
выразительное чтение;
различные виды пересказа;
заучивание наизусть стихотворных текстов;
определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;
анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и
сущности конфликта;
произведения;
устные и письменные интерпретации художественного произведения;
выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейнотематического содержания
самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование художественного текста, установление связи литературы с
другими видами искусств и историей;
участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента;
подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и
ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета "Литература" на этапе среднего (полного) общего образования
являются:
• поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинноследственных
связей,
• сравнение, сопоставление, классификация, самостоятельное выполнение различных творческих работ;
• способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде,
• осознанное беглое чтение, проведение информационносмыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное,
просмотровое, поисковое и др.),
• владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знако
вых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей,
• составление плана, тезисов, конспекта,
• подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности,
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Ин
тернетресурсы и др. базы данных,
• самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы
своих интересов и возможностей.
Результаты обучения
Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью
соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного
подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной
жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваиваются и воспроизводятся учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: воспроизводить
содержание текста, анализировать и интерпретировать произведение, используя сведения по истории и теории литературы; соотносить
художественную литературу с общественной жизнью и культурой; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы;
соотносить произведение с литературным направлением эпохи; определять род и жанр произведения; выявлять авторскую позицию, оценивать и
сопоставлять, выделять и формулировать, характеризовать и определять, выразительно читать и владеть различными видами пересказа, строить
устные и письменные высказывания, участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою, составлять планы и
тезисы статей на литературные темы, писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
Художественная литература как искусство слова.
ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОНЯТИЯ сентиментализм,
Литературные направления и течения: классицизм,
Художественный образ. Художественное время и пространство.
Содержание и форма.
Художественный вымысел. Фантастика.
Историколитературный процесс.
модернизм( символизм, акмеизм, футуризм).
Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей Х1ХХХ веков.
Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: романэпопея, роман, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое
стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.
Авторская позиция. Пафос. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация,
развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Авторповествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система
образов.
Деталь. Символ.
Психологизм. Народность. Историзм.
Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.
Язык художественного произведения. Изобразительновыразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет,
метафора, метонимия. Гипербола. Аллегория.
Стиль.
Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа.
Литературная критика.
Итого в Х XI классе 204 часа (10 кл. – 102 ч, 11 кл. – 102 ч.)
романтизм,
реализм,
Формы, методы, технологии обучения:
Главным при изучении предмета «Литература» остается работа с художественным текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в
преподавании предмета, а также сочинение на литературную тему, доклад, выразительное чтение наизусть, анализ эпизода художественного
произведения, тест, создание оригинальных произведений.
Содержание рабочей программы реализуется через уроки лекции, урокибеседы, урокипрактикумы, эвристические беседы, уроки
дискуссии, урокисеминары, традиционный урок, проблемный урок, урок–творческая мастерская; метод проектов, интерактивный метод;
технология личностноориентированного обучения, логикоинформационный подход, компьютерные технологии. Формы и средства обучения: устные и письменные опросы, сообщения, доклады, письменный анализ произведений, чтение лирических
произведений наизусть.
Учебнотематическое планирование
Литература. 11 класс
№
урока
№ урока
в теме
Название тем и уроков
Элементы содержания
Средства обучения в том
числе ИКТ
ВВЕДЕНИЕ – 1 час
1
1
Русская литература в контексте мировой
художественной культуры XX столетия. Три
основных направления, темы и проблемы.
Презентация «Русская
литература начала XX века».
Литература и глобальные
исторические потрясения в
судьбе России XX веке. Три
основных направления, в русле
которых протекало развитие
русской литературы: русская
советская литература;
литература, официально не
признанная властью, литература
Русского зарубежья. Различное и
общее: что противопоставляло и
что объединяло разные потоки
русской литературы. Проблема нравственного выбора человека и
проблема ответственности. Тема
исторической памяти,
национального самосознания.
Поиск нравственного и
эстетического идеалов.
ЛИТЕРАТУРА НАЧАЛА XX века – 1 час
2
1
Развитие художественных и идейнонравственных
традиций русской классической литературы.
Своеобразие реализма в русской литературе
начала XX века.
Презентация «Литературные
направления начала XX века».
Человек и эпоха – основная
проблема искусства.
Направления философской
мысли начала столетия,
сложность отражения этих
направлений в различных видах
искусства. Реализм и модернизм,
разнообразие литературных
стилей, школ, групп.
ПИСАТЕЛИРЕАЛИСТЫ НАЧАЛА XX ВЕКА – 17 часов
Иван Алексеевич Бунин 6 часов
3
4
5
6
1
2
3
4
И.А. Бунин. Жизнь и творчество. Стихотворения:
«Крещенская ночь», «Собака», «Одиночество».
Философичность и лаконизм поэтической мысли.
Традиции русской классической поэзии в лирике
Бунина.
Рассказы: «Господин из СанФранциско»,
«Чистый понедельник». Своеобразие лирического
повествования в прозе И.А. Бунина.
Рассказ «Господин из СанФранциско».
Портрет И.А. Бунина.
Презентация «Лирика И.А.
Бунина».
Тонкий лиризм пейзажной поэзии
Бунина, изысканность словесного
рисунка, колорита, сложная
гамма настроений.
Чтение стихотворений наизусть
(по выбору учащихся).
Мотив увядания и запустения
дворянских гнёзд. Предчувствие
гибели традиционного
крестьянского уклада.
Психологизм бунинской прозы и Иллюстрации к произведению.
Портрет И.А. Бунина.
Портрет И.А. Бунина. 7
8
5
6
Обращение И.А. Бунина к широчайшим
социальнофилософским обобщениям.
Рассказ «Чистый понедельник». Тема любви в
рассказах писателя. Поэтичность женских
образов.
Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению по
творчеству Бунина И.А.
особенности «внешней
изобразительности».
Мотив памяти и тема России в
бунинской прозе. Своеобразие
художественной манеры И.А.
Бунина.
Подготовка плана.
Психологизм пейзажа в
художественной литературе.
Александр Иванович Куприн 4 часа
А.И. Куприн. Жизнь и творчество.
Дискуссия.
Музыкальное оформление к
рассказу.
Презентация «Размышляя,
пишем…».
Портрет А.И. Куприна.
Презентация.
Портрет А.И. Куприна.
Портрет А.И. Куприна.
Иллюстрации к рассказу.
Литературный тест.
Презентация «Жизнь и
творчество А.М. Горького».
Иллюстрации к рассказу.
Портрет М. Горького.
Трагизм любовной темы в
повести «Олеся».
Трагическая история любви
Желткова и пробуждение души
Веры Шеиной. Роль сюжета в
повестях и рассказах писателя.
Сюжет и фабула эпического
произведения (углубление
представлений).
Очерк жизни и творчество А.М.
Горького. Обзор.
Народнопоэтические истоки
романтической прозы писателя.
Смысл противопоставления
Данко и Ларры. Особенности
композиции рассказа «Старуха
Изергиль».
Социальнофилософская драма
9
10
11
12
1
2
3
4
А.И. Куприн. Повесть «Олеся». Поэтическое
изображение в повести, богатство духовного мира
героини. Мечты Олеси и реальная жизнь деревни и
её обитателей.
Любовь как высшая ценность мира в рассказе
«Гранатовый браслет». Поэтика рассказа.
Символическое звучание детали в прозе Куприна.
Традиции русской психологической прозы в
творчестве А.И. Куприна.
Тест по творчеству И.А.Бунина и А.И.Куприна.
Максим Горький (А.М. Горький) – 7 часов
13
14
15
1
2
3
М. Горький. Жизнь и творчество.
А.М. Горький. Рассказ «Старуха Изергиль».
Романтический пафос и суровая правда рассказов.
Проблема героя в рассказе М. Горького.
М. Горький. Пьеса «На дне». Социально 16
17
18
19
4
5
6
7
философская драма. Смысл названия
произведения.
М. Горький. Пьеса «На дне». Атмосфера
духовного разобщения людей
«Три правды» в пьесе и их трагическое
столкновение. Новаторство Горькогодраматурга
М. Горький. Сценическая судьба пьесы «На дне»
Р. Р. Письменная работа по творчеству М.
Горького.
как жанр драматургии (начальные
представления).
Проблема мнимого и реального
преодоления унизительного
положения, иллюзий и активной
мысли, сна и пробуждения души.
Правда факта (Бубнов), правда
утешительной лжи (Лука), правда
веры в человека (Сатин).
Сценическая судьба пьесы.
Прослушивание текста. Выбор
опорных слов. Составление
плана.
Написание текста. Проверка.
Иллюстрации к пьесе.
Портрет М. Горького.
Иллюстрации к пьесе.
Портрет М. Горького.
Компьютерное тестирование.
Портрет М. Горького.
Портрет М. Горького.
СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ – 6 часов + 7 часов: ВСЕГО – 13 часов
С И М В О Л И З М – 4 часа
20
21
1
2
«Старшие символисты»: Н. Минский, Д.
Мережковский, З. Гиппиус, В. Брюсов,
К. Бальмонт, Ф. Сологуб.
В.Я. Брюсов. Слово о поэте. Стихотворения:
«Творчество», «Юному поэту», «Каменщик»,
«Грядущие гунны». Сквозные темы поэзии
В. Брюсова.
Презентация
«Поэтысимволисты».
Портрет В.Я. Брюсова.
Иллюстрации к
стихотворениям.
Этот мир очарований, этот мир из
серебра» (терминология,
основные понятия и течения,
представители).
Символизм. «Мучительный дар»
Валерия Брюсова.
Основоположник символизма в
русской поэзии. Темы поэзии:
урбанизм, история, смена
культур, мотивы научной поэзии.
Рационализм, отточенность
образов и стиля. 22
3
К.Д. Бальмонт. Слово о поэте. Поэзия как
выразительница «говора стихий». Тема России в
эмигрантской лирике К. Бальмонта.
23
4
Андрей Белый. Слово о поэте. Философские
раздумья поэта (сборник «Урна»).
А К М Е И З М – 1 час
24
1
Статья Н.С. Гумилёва «Наследие символизма и
акмеизм» как декларация акмеизма. Слово о
поэте. Стихотворения: «Жираф», цикл
«Капитаны», «Заблудившийся трамвай».
Портрет К.Д. Бальмонта.
Презентация о поэте.
Портрет А. Белого
Портрет Н.С. Гумилёва.
Презентация о творчестве
поэта.
Поэзия «младосимволистов».
Шумный успех ранних книг К.
Бальмонта.
Стихотворения (по выбору)
«Будем как солнце», «Только
любовь», «Семицветник».
Цветопись и звукопись поэзии.
Интерес к древнеславянскому
фольклору. Стихотворения
«Злые чары», «Жарптица».
Знакомство со стихотворениями
А. Белого. Влияние философии
Вл. Соловьёва на мировоззрение
А. Белого. Ликующее
мироощущение (сборник «Золото
в лазури»). Резкая смена
ощущения мира художником
(сборник «Пепел»).
Сборник «Урна».
Романтический герой лирики
Гумилёва. Яркость,
праздничность восприятия мира.
Активность, действенность
позиции героя, неприятие
серости, обыденности
существования. Трагическая
судьба поэта после революции.
Влияние поэтических образов и
ритмов Гумилёва на русскую
поэзию XX века.
Ф У Т У Р И З М – 1 час
25
1
Манифесты футуризма. Группы футуризма.
Стихотворения из сборников
Таблица «Футуризм Эгофутуризм Игоря Северянина. Стихотворения
из сборников «Громокипящий кубок»,
«Романтические розы», «Медальоны».
Александр Александрович Блок – 7 часов
А.А. Блок. Жизнь и творчество. Циклы
лирических произведений: «Стихи о Прекрасной
Даме», «Распутья» (стихи «Предчувствую тебя»,
«Фабрика»).
Мир стихий в поэзии Блока (стихи «Незнакомка»,
«О, весна без конца и без краю…» ).
«Страшный мир» в поэзии Блока (стихи «Ночь,
улица, фонарь, аптека…», «О доблестях, о
подвигах, о славе…»).
«Россия в лирике Блока» (стихи «На поле
Куликовом», «Россия», «На железной дороге»).
Поэма «Скифы».
26
27
28
29
30
1
2
3
4
5
«Громокипящий кубок»,
«Ананасы и шампанское»,
«Романтические розы»,
«Медальоны».
Поиски новых поэтических форм.
Фантазия автора как сущность
поэтического творчества.
Поэтические неологизмы
Северянина. Грёзы и ирония
поэта.
Стихотворения: «Незнакомка»,
«Россия», «Ночь, улица, фонарь,
аптека…», «В ресторане», «Река
раскинулась. Течёт, грустит
лениво…», «На железной
дороге».
Литературные и философские
пристрастия юного поэта.
Влияние Жуковского, Фета,
Полонского, философии Вл.
Соловьёва. Темы и образы ранней
поэзии. Романтический мир
раннего Блока.
Образы «страшного мира», идеал
и действительность в
художественном мире поэта.
Тема Родины в поэзии Блока.
Исторический путь России в
цикле «На поле Куликовом».
Поэт и революция.
Серебряного века».
Портрет И. Северянина.
Портрет А.А. Блока.
Презентация о жизни и
творчестве поэта.
Портрет А.А. Блока.
Иллюстрация к
стихотворению.
Портрет А.А. Блока.
Иллюстрация к
стихотворению.
Портрет А.А. Блока.
Иллюстрация к
стихотворению.
Презентация «Россия в лирике
А. Блока».
Портрет А.А. Блока.
А.А. Блок. Поэма «Двенадцать». История
Символическое и конкретно создания поэмы и её восприятие современниками.
Многоплановость, сложность художественного
мира поэмы.
31
32
6
7
А.А. Блок. Поэма «Двенадцать». Герои поэмы,
сюжет, композиция. Авторская позиция и
способы её выражения в поэме.
Тест по творчеству А.А. Блока.
реалистическое в поэме.
Гармония несочетаемого в
языковой и музыкальной стихиях
произведения. Многозначность
финала. Неутихающая полемика
вокруг воэмы. Влияние Блока на
русскую поэзию XX века.
Многозначность финала.
Неутихающая полемика вокруг
воэмы. Влияние Блока на
русскую поэзию XX века.
Верлибр (свободный стих).
Иллюстрации к поэме.
Портрет А.А. Блока.
Иллюстрации к поэме.
Этимологический словарь.
Компьютерное тестирование.
НОВОКРЕСТЬЯНСКАЯ ПОЭЗИЯ (ОБЗОР) – 1 час + 5 часов: ВСЕГО – 6 часов
Николай Алексеевич Клюев – 1 час
33
1
Новокрестьянская поэзии. Н.А. Клюев. Жизнь и
творчество. Стихотворения: «Рождество избы»,
«Вы обещали нам сады…», «Я посвящённый от
народа».
Презентация.
Духовные и поэтические истоки
новокрестьянской поэзии:
русский фольклор,
древнерусская книжность,
традиции Кольцова, Никитина,
Майкова, Мея. Интерес к
художественному богатству
славянского фольклора. Клюев и
Блок, Клюев и Есенин. Полемика
новокрестьянских поэтов с
пролетарской поэзией.
Художественные и идейно
нравственные аспекты этой
полемики.
Сергей Александрович Есенин – 5 часов
34
1
С.А. Есенин. Жизнь и творчество. (Обзор).
Песенная основа его поэтики.
Традиции Пушкина и Кольцова,
Портрет С.А. Есенина.
Презентация «Очерк жизни и 35
36
37
38
39
2
3
4
5
1
Всепроникающий лиризм – специфика поэзии
Есенина. Россия, Русь как главная тема всего его
творчества. Тема родины и природы в лирике С.А.
Есенина.
Любовная тема в лирике С.А. Есенина.
Исповедальность стихотворных посланий
родным и любимым людям.
Есенин и имажинизм. Богатство поэтического
языка. Цветопись в поэзии Есенина. Поэтика
есенинского цикла. «Персидские мотивы».
Чтение наизусть стихотворений С.А. Есенина
«Письмо матери», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..»,
«Не жалею, не зову, не плачу…».
влияние Блока и Клюева.
Фольклоризм литературы.
Анализ стихотворений: «Гой ты,
Русь моя родная!..», «Не бродить,
не мять в кустах багряных…»,
«Письмо матери», «Спит ковыль.
Равнина дорогая…», «Русь
советская», «Я покинул родимый
дом…»
Идея «узловой связи» природы и
человека.
«Шаганэ ты моя, Шаганэ!..»,
«Гори звезда моя, не падай», «Мы
теперь уходим понемногу» и др.
Имажинизм. Сквозные образы
есенинской лирики. Трагическое
восприятие революционной
ломки традиционного уклада
русской деревни. Лирический
стихотворный цикл.
Пушкинские мотивы в развитии
темы быстротечности
человеческого бытия.
Биографическая основа
литературного произведения.
творчества поэта».
Иллюстрации к
стихотворению.
Аудиозапись стихотворений.
Аудиозапись стихотворений.
Иллюстрации, музыкальное
оформление.
ЛИТЕРАТУРА 20х годов XX века – 4 часа + 4 часа: ВСЕГО – 8 часов
Общая характеристика литературного процесса
20х годов XX века. Литературные объединения.
Литературные объединения:
«Пролеткульт», «Кузница», ЛЕФ,
«Перевал», конструктивисты,
ОБЭРИУ, «Серапионовы
братья».
Презентация. 40
41
42
2
3
4
Обзор русской литературы 20х годов. Тема
России и революции: трагическое осмысление
темы в творчестве поэтов старшего поколения.
Поиски поэтического языка новой эпохи,
эксперименты со словом. В. Хлебников. Тема
революции и Гражданской войны в творчестве
писателей нового поколения.
Поэзия 20х годов. Русская эмигрантская сатира,
её направленность. А. Аверченко. «Дюжина
ножей в спину революции. Тэффи «Ностальгия».
Обзор творчества: З. Гиппиус, А.
Белый, В. Ходасевич, Д.
Мережковский.
Поиски нового героя эпохи: Б.
Пильняк «Голый год», Д.
Фурманов «Чапаев».
Русская эмигрантская сатира, её
направленность. Орнаментальная
проза.
Орнаментальная проза.
Владимир Владимирович Маяковский – 4 часа
Портреты поэтов.
Портреты поэтов и писателей.
Презентация.
43
44
45
46
1
2
3
4
В.В. Маяковский. Жизнь и творчество.
Художественный мир ранней лирики поэта. «А вы
могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и
немножко нервно».
Пафос революционного переустройства мира.
Поэтическое новаторство В.В. Маяковского.
Сатирический пафос лирики: «Прозаседавшиеся»
и др.
Своеобразие любовной лирики В.В. Маяковского.
«Лиличка!», «Письмо товарищу Кострову из
Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне
Яковлевой».
Тема поэта и поэзии в творчестве В.В.
Маяковского. «Юбилейное», «Разговор с
фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину».
Начало творческого пути: дух
бунтарства и эпатажа. Поэзия и
живопись. Маяковский и
футуризм. Поэт и революция.
Космическая масштабность
образов.
Портрет В.В. Маяковского.
Презентация.
Широта жанрового диапазона
творчества поэтановатора.
Иллюстрации к
стихотворениям.
Компьютерное тестирование.
Тоническое стихосложение.
Развитие представлений о рифме:
рифма составная, рифма
ассонанская.
Подготовка к домашнему
сочинению по лирике А.А. Блока,
С.А. Есенина, В.В. Маяковского.
ЛИТЕРАТУРА 30х годов XX века (ОБЗОР) – 1 час + 24 часа: ВСЕГО – 25 часов 47
1
Литература 30х годов. Обзор. Сложность
творческих поисков и писательских судеб в 30е
годы. Судьба человека и его призвание в поэзии
30х годов.
Михаил Афанасьевич Булгаков – 6 часов
48
49
50
51
52
53
1
2
3
4
5
6
М.А. Булгаков. Жизнь и творчество. М. Булгаков
и театр. Судьбы людей в революции в романе
«Белая гвардия» и пьесе «Дни Турбиных».
История создания романа «Белая гвардия».
Своеобразие жанра и композиции.
Система образов.
М.А. Булгаков. Роман «Белая гвардия». Проблема
выбора нравственной и гражданской позиции в
эпоху смуты.
М.А. Булгаков. Роман «Белая гвардия». Образ
Дома, семейного очага в бурном водовороте
исторических событий, социальных потрясений.
М.А. Булгаков. Роман «Белая гвардия».
Символическое звучание образа Города.
Смысл финала романа.
Итоговая зачётная работа по творчеству М.А.
Булгакова. Подготовка к написанию домашнего
сочинения по творчеству М.А. Булгакова.
Понимание миссии поэта и
значения поэзии в творчестве А.
Ахматовой, М. Цветаевой, Б.
Пастернака, О. Мандельштама.
Новая волна поэтов. Тема
русской истории в литературе
30х годов. Утверждение пафоса
и драматизма в творчестве М.
Шолохова, Н. Островского и др.
(обзор).
Анализ эпизодов произведений.
Многомерность исторического
пространства.
Презентация.
Портрет писателя.
Презентация.
Портрет писателя.
Анализ эпизодов произведения.
Компьютерное тестирование.
Эпическая широта изображённой
панорамы и лиризм размышлений
повествователя.
Разнообразие типов романа в
русской прозе XX века.
Традиции и новаторство в
литературе.
Эпиграф. Составление плана.
Выбор эпизодов для анализа.
Иллюстрации к произведению.
Презентация.
Тесты.
Андрей Платонович Платонов – 2 часа
54
1
А. П. Платонов. Жизнь и творчество. Повесть
Индивидуальный стиль писателя. Портрет А.П. Платонова. 55
2
«Котлован». Высокий пафос и острая сатира
платоновской прозы.
А.П. Платонов. Повесть «Котлован». Тип
платоновского героя – мечтателя и
правдоискателя. Философская многозначность
названия повести.
Анна Андреевна Ахматова – 4 часа
А.А. Ахматова. Жизнь и творчество.
Художественное своеобразие и поэтическое
мастерство любовной лирики. «Песня последней
встречи», «Сжала руки под тёмной вуалью…».
Судьба России и судьба поэта в лирике А.А.
Ахматовой. «Мне ни к чему одические рати…»,
Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная
земля», «Приморский сонет» и др. стихотворения.
56
57
58
59
1
2
3
4
Презентация о жизни и
творчестве писателя.
Презентация по повести
«Котлован».
Портрет А.А. Ахматовой.
Презентация о жизни и
творчестве.
Портрет А.А. Ахматовой.
Аудиозапись.
Авторские неологизмы (развитие
представлений).
Возвеличивание страдания,
аскетичного бытия, благородства
детей. Утопические идеи «общей
жизни» как основа сюжета
повести. Необычность языка и
стиля Платонова. Связь его
творчества с традициями русской
сатиры (М.Е. СалтыковЩедрин).
Искренность интонации и
глубокий психологизм
ахматовской лирики. Любовь как
возвышенное и прекрасное,
всепоглощающее чувство в
поэзии Ахматовой.
Анализ стихотворения «Я
научилась просто, мудро
жить…». Прцесс
художественного творчества как
тема ахматовской поэзии.
Разговорность интонации и
музыкальность стиха. Слиянность
темы России и собственной
судьбы в исповедальной лирике.
А.А. Ахматова. Поэма «Реквием». Трагедия
народа и поэта. Смысл названия поэмы.
Библейские мотивы и образы в поэме.
А.А. Ахматова. Трагическое звучание
«Реквиема». Тема суда времени и исторической
памяти. Особенности жанра и композиции поэмы.
Широта эпического обобщения и
благородства скорбного стиха.
Аудиозапись.
Лирическое и эпическое в поэме
как жанре литературы.
Сюжетность лирики.
Иллюстрации к
стихотворению. Осип Эмильевич Мандельштам – 2 часа
60
61
1
2
О.Э. Мандельштам. Жизнь и творчество.
Культурологические истоки творчества поэта.
Слово, словообраз в поэтике. Стихотворение:
«Notre Dame».
О.Э. Мандельштам. Музыкальная природа
эстетического переживания в стихотворениях
поэта. Описательноживописная манера и
философичность поэзии.
Марина Ивановна Цветаева – 2 часа
62
63
1
2
М.И. Цветаева. Жизнь и творчество. Тема
творчества, миссии поэта, значения поэзии в
творчестве Цветаевой. «Моим стихам,
написанным так рано…», «Стихи к Блоку».
М.И. Цветаева. Тема Родины. Фольклорные
истоки поэтики. Трагичность поэтического мира
Цветаевой, определяемая трагичностью эпохи.
«Тоска по родине! Давно…».
Анализ стихотворений:
«Бессонница. Гомер. Тугие
паруса…», «За гремучую
доблесть грядущих веков…».
Стих, строфа, рифма, способы
рифмовки.
Анализ стихотворений: «Я
вернулся в мой город, знакомый
до слёз…», «Silentium», «Мы
живём, под собою не чуя
страны…». Импрессионизм.
Импрессионистическая
символика цвета. Ритмо
интонационное многообразие.
Поэт и «векволкодав». Поэзия
Мандельштама в конце XX –
начале XXI века.
Уникальность поэтического
голоса Цветаевой. Искренность
лирического монологаисповеди.
Стихотворения: «Стихи к Блоку»
«Имя твоё – птица в руке…»,
«Кто создан из камня, кто создан
из глины», «Стихи к Пушкину»
Этический максимализм поэта и
приём резкого контраста в
противостоянии поэта, творца и
черни, мира обывателей,
«читателей газет». Образы
Пушкина, блока, Ахматовой,
Маяковского, Есенина в
Портрет поэта.
Презентация «Поэтический
мир О.Э. Мандельштама».
Портрет М.И. Цветаевой.
Презентация.
Иллюстрации к
стихотворениям.
Аудиозапись. Михаил Александрович Шолохов 8 часов
64
65
66
67
68
69
70
71
1
2
3
4
5
6
7
8
М.А. Шолохов. Жизнь. Творчество. Личность.
«Донские рассказы».
М.А. Шолохов. «Тихий Дон» романэпопея о
всенародной трагедии. История создания
шолоховского эпоса.
М.А. Шолохов. Роман «Тихий Дон». Широта
эпического повествования. Герои эпопеи. Система
образов романа. Тема семейная в романе.
М.А. Шолохов. Роман «Тихий Дон». Образ
главного героя. Трагедия целого народа и судьба
одного человека.
М.А. Шолохов. Роман «Тихий Дон». Проблема
гуманизма в эпопее. Женские судьбы в романе.
М.А. Шолохов как мастер психологического
портрета. Утверждение высоких нравственных
ценностей в романе «Тихий Дон».
М.А. Шолохов. Традиции Л.Н. Толстого в прозе
Шолохова. Художественное своеобразие романа.
Художественное время и пространство.
Контрольная работа по творчеству М.А.
Шолохова.
цветаевском творчестве.
Традиции Цветаевой в русской
поэзии XX века. Стихотворения:
«Попытка ревности», «Стихи о
Москве».
Анализ эпизодов.
Романэпопея.
Семья Мелеховых, Жизненный
уклад, быт, система
нравственных ценностей
казачества.
Анализ эпизодов романа.
Портрет М.А. Шолохова.
Иллюстрации к рассказам.
Презентация «Романэпопея
М.А. Шолохова».
Иллюстрации к эпизодам
романа.
Видеофрагмент из кинофильма
по роману «Тихий Дон».
Функция пейзажа в произведении. Видеофрагмент из кинофильма
по роману «Тихий Дон».
Презентация.
Выявление художественных
особенностей, изобразительно
выразительных средств,
используемых автором при
создании психологического
портрета.
Шолоховские традиции в русской
литературе XX века.
Новаторство в художественном
творчестве.
Анализ эпизода романа.
Компьютерное тестирование.
Компьютерное тестирование. ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (ОБЗОР) – 1 час
72
1
Литература «предгрозья»: два противоположных
взгляда на неизбежно приближающуюся войну.
Человек на войне, правда о нём. Жестокие реалии
и романтика в описании войны.
Музыкальное оформление.
Аудиозапись.
Лекция.
Поэзия как самый оперативный
жанр. Лирика А. Ахматовой,
Б. Пастернака, Н. Тихонова, М.
Исаковского, А. Суркова,
А. Прокофьева, К. Симонова,
О. Берггольц, Дм. Кедрина и др.;
песни А. Фатьянова и др.
Очерки, рассказы, повести
А.Толтого, М. Шолохова, К.
Паустовского, А. Платонова, В.
Гроссмана и др. (обзор)
ЛИТЕРАТУРА 50 – 90 годов (ОБЗОР) – 3 часа + 18 часов: ВСЕГО – 21 час
73
74
1
2
Литература второй половины XX века (обзор).
Новое осмысление военной темы в литературе 50
– 90 годов. Тема плена в повести К. Воробьёва
« Это мы, Господи».
Поэзия 60х годов. Новые темы, идеи, образы в
поэзии периода «оттепели». «Городская проза».
Д. Гранин. «Деревенская» проза. В. Астафьев.
Портреты писателей.
Презентация.
Портреты поэтов.
Презентация. Аудиозапись.
Музыкальное оформление.
Ю. Бондарев, В. Богомолов, Г.
Бакланов, В. Некрасов, К.
Воробьёв, В. Быков, Б. Васильев
(по выбору). Лейтенантская
проза.
Особенности языка,
стихосложения молодых поэтов
шестидесятников. Поэзия,
развивающаяся в русле традиций
русской классики.
Стихотворения:
Б. Ахмадуллиной,
Р. Рождественского,
А. Вознесенского, Е. Евтушенко
(по выбору). 75
3
Драматургия. А. Вампилов «Старший сын».
Литература Русского зарубежья. В. Набоков.
Авторская песня. В. Высоцкий, Б. Окуджава.
Александр Трифонович Твардовский – 2 часа
76
77
1
2
А.Т. Твардовский. Жизнь и творчество. Личность.
Стихотворения: «Вся суть в одномединственном
завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой
моей вины…»
А.Т. Твардовский. Размышления о настоящем и
будущем Родины. Стихотворения: «В тот день,
когда закончилась война…», «Памяти Гагарина».
Стихотворения:
В. Соколова, В. Фёдорова,
Н. Рубцова и др. (по выбору)
Нравственная проблематика пьес.
Возвращённые в отечественную
литературу имена и
произведения. Многообразие
оценок литературного процесса в
критике и публицистике.
Авторская песня. Её место в
развитии литературного процесса
и музыкальной культуры страны.
Песенное творчество А. Галича,
Ю. Визбора, Ю. Кима (по
выбору).
Лирика крупнейшего русского
эпического поэта XX века.
Традиции и новаторство в поэзии.
Гражданственность поэзии.
Элегия как жанр лирической
поэзии.
Чувство сопричастности к судьбе
страны, утверждение высоких
нравственных ценностей.
Желание понять истоки побед и
трагедий советского народа.
Искренность исповедальной
интонации поэта. Некрасовская
традиция в поэзии А.
Твардовского.
Портреты писателей и поэтов.
Аудиозапись.
Музыкальное оформление.
Портрет А.Т. Твардовского.
Презентация.
Портрет А.Т. Твардовского.
Музыкальное оформление.
Борис Леонидович Пастернак – 4 часа
78
1
Б.Л. Пастернак. Жизнь и творчество.
Анализ стихотворений:
Портрет Б.Л. Пастернака. 79
80
81
2
3
4
Стихотворения: «Февраль…», «Определение
поэзии», «Гамлет» и др. Тема поэта и поэзии в
творчестве Пастернака.
Б.Л. Пастернак. Любовная лирика поэта.
Философская глубина раздумий.
Человек и природа в поэзии Пастернака.
Б.Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго».
История создания и публикации романа.
Жанровое своеобразие и композиция.
Б.Л. Пастернак. Образ главного героя – Юрия
Живаго. Женские образы в романе. Цикл
«Стихотворения Юрия Живаго».
Александр Исаевич Солженицын – 2 часа
82
83
1
2
А.И. Солженицын. Жизнь. Творчество.
А.И. Солженицын. Повесть «Один день Ивана
Денисовича». Своеобразие раскрытия «лагерной»
темы в повести. Образ Ивана Денисовича Шухова.
«Определение поэзии», «Во всём
мне хочется дойти…», «Зимняя
ночь», «Марбург», «Быть
знаменитым некрасиво…» и др.
Пушкинские мотивы в лирике
поэта. Пастернакпереводчик.
Стремление постичь мир, «дойти
до самой сути» явлений,
удивление перед чудом бытия.
Обзорное изучение с анализом
фрагментов.
Соединение в романе прозы и
поэзии, эпического и лирического
начал. Образысимволы и
сквозные мотивы.
Цикл «Стихотворения Юрия
Живаго» и его органическая
связь с проблематикой и
поэтикой романа. Традиции
русской классической
литературы в творчестве
Пастернака.
Прототип литературного героя.
Житие как литературный
повествовательный жанр.
Нравственная прочность и
устойчивость в трясине лагерной
жизни. Проблема русского
национального характера в
Презентация.
Презентация «Главный роман
Пастернака».
Тест.
Музыкальное оформление.
Презентация о жизни и
творчестве писателя.
Иллюстрации к повести. Варлам Тихонович Шаламов – 1 час
84
1
В.Т. Шаламов. Жизнь и творчество. Рассказы «На
представку», «Сентенция». Автобиографический
характер прозы. Образ повествователя.
Новаторство Шаламовапрозаика.
Николай Михайлович Рубцов – 1 час
85
1
Н.М. Рубцов. Слово о поэте Основные темы и
мотивы лирики поэта и её художественное
своеобразие. «Видения на холме», «Русский
огонёк», «В горнице».
Портрет писателя.
Иллюстрации к
стихотворениям поэта.
контексте трагической эпохи.
Обзор жизни и творчества.
Жизненная достоверность, почти
документальность «Колымских
рассказов» и глубина проблем,
поднимаемых писателем.
Исследование человеческой
природы «в крайне важном, не
описанном ещё состоянии, когда
человек приближается к
состоянию, близкому к
состоянию зачеловечности».
Характер повествования.
Новелла.
Анализ стихотворения «Звезда
полей». РодинаРусь, её природа
и история, судьба народа,
духовный мир человека, его
нравственные ценности: красота
и любовь, жизнь и смерть,
радости и страдания. Драматизм
мироощущения поэта,
обусловленный событиями его
личной судьбы и судьбы народа.
Традиции Тютчева, Фета,
Есенина в поэзии Рубцова.
Виктор Петрович Астафьев – 2 часа
86
87
1
2
В.П. Астафьев. Взаимоотношения человека и
природы в романе «Царьрыба». «Деревенская»
проза в современной литературе.
В.П. Астафьев. Утрата нравственных ориентиров Определение круга проблем в
Чтение и комплексный анализ
эпизодов романа.
Портрет В.П. Астафьева.
Иллюстрации к произведению.
Портрет В.П. Астафьева. – главная проблема в романе «Печальный
детектив».
Валентин Григорьевич Распутин – 2 часа
88
89
1
2
В.Г. Распутин. Тема «отцов и детей» в повести
«Последний срок».
В.Г. Распутин. Народ, его история, его земля в
повести «Прощание с Матёрой».
Иосиф Александрович Бродский – 1 час
90
1
И.А. Бродский. Широта проблемно
тематического диапазона поэзии Бродского.
Стихотворения: «»Осенний крик ястреба», «На
смерть Жукова», «Сонет».
Булат Шалвович Окуджава – 1 час
91
1
Б.Ш. Окуджава. Слово о поэте. Стихотворения:
«До свидания, мальчики», «Ты течёшь, как река.
Странное название…», «Когда мне невмочь
пересилить беду…».
Юрий Валентинович Трифонов – 1 час
романе. Выявление
художественных особенностей
текста. Обзорное знакомство с
романом В.П. Астафьева.
Выявление основной проблемы,
рассматриваемой автором в
повести.
Художественные образы,
портретная характеристика
героев. Основная тема, проблема.
Анализ стихотворения «Сонет»
(«Как жаль, что тем, чем стало
для меня…»).
Традиции русской классической
поэзии в творчестве
И. Бродского.
Сонет как стихотворная форма.
Память о войне в лирике поэта
фронтовика. Поэзия «оттепели»
и песенное творчество
Окуджавы. Арбат как особая
поэтическая вселенная. Развитие
романтических традиций.
Интонации, мотивы, образы
Окуджавы в творчестве
современных поэтовбардов.
Литературная песня. Романс.
Бардовская песня.
Портрет В.Г. Распутина.
Иллюстрации к повести
«Прощание с Матёрой».
Портрет И.А. Бродского.
Портрет поэта.
Аудиозапись. 92
1
Ю.В. Трифонов. Повесть «Обмен». «Городская»
проза в повести. Проблема нравственной свободы
человека перед лицом обстоятельств.
Александр Валентинович Вампилов – 1 час
93
1
А.В. Вампилов. Пьеса «Утиная история».
Проблематика, основной конфликт и система
образов в пьесе. Своеобразие её композиции.
Осмысление вечных тем
человеческого бытия на фоне и в
условиях городского быта.
Смысловая многозначность
названия повести. Тонкий
психологизм писателя. Традиции
А.П. Чехова в прозе Ю.В.
Трифонова.
Образ Зилова как
художественное открытие
драматурга. Психологическая
раздвоенность в характере героя.
Смысл финала пьесы.
Портрет Ю.В. Трифонова.
Портрет драматурга.
Презентация.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ (ОБЗОР) – 2 часа
Мустай Карим – 2 часа
94
95
96
1
2
1
Мустай Карим. Жизнь и творчество башкирского
поэта, прозаика, драматурга. Стихотворения:
«»Подует ветер – всё больше листьев…»,
«Тоска», «Давай, дорогая, уложим и скарб, и
одежду…».
Мустай Карим. Лирика. «»Птиц выпускаю». Тема
памяти о родных местах, мудрости предков,
запечатленных в песнях и сказаниях. Глубокий
психологизм лирики Мустая Карима.
Лирика Мустая Карима.
Отражение вечного движения
жизни, непреходящих
нравственных ценностей в лирике
поэта.
Беспамятсиво – самый тяжкий
грех как для отдельного
человека, так и для всего
человечества. Любовная лирика
поэта.
Портрет поэта.
Иллюстрации к
стихотворениям.
Презентация « Творчество
Мустая Карима».
ЛИТЕРАТУРА КОНЦА XX – НАЧАЛА XXI века – 2 часа
Общий обзор произведений последнего
десятилетия. Основные направления и тенденции
Проза (обзор): В. Белов, А.
Битов, В. Маканин, А. Ким, Е.
Книги писателей.
Презентация «Литература развития современной литературы: проза
реализма и «нереализма»
97
2
Общий обзор произведений последнего
десятилетия. Поэзия, литература Русского
зарубежья последних лет, возвращённая
литература.
начала XXI века».
Книги поэтов.
Презентация «Литература и
поэзия начала XXI века».
Носов, В. Крупин, С. Каледин, В.
Пелевин, Т. Толстая, Л.
Петрушевская, В. Токарёва, Ю.
Поляков.
Поэзия (обзор): Б. Ахмадулина,
А. Вознесенский, Е. Евтушенко,
Ю. Друнина, Л. Васильев,
Ю. Мориц, Н. Тряпкин,
А. Кушнер, О. Чухонцев,
Б. Чичибабин, Ю. Кузнецов,
И. Шкляревский, О. Фокина, Д.
Пригов, Т. Кибиров, И. Жданов,
О. Седакова и др.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ – 5 часов
Джордж Бернард ШОУ – 2 часа
98
99
1
2
Д.Б. Шоу. «Дом, где разбиваются сердца».
Влияние А.П. Чехова на драматургию Д.Б. Шоу.
Мастерство писателя в создании индивидуальных
характеров.
Д.Б. Шоу. «Пигмалион». Власть социальных
предрассудков над сознанием людей. Проблема
духовного потенциала личности и его реализации.
Парадокс как художественный
приём. «Английская фантазия на
русские темы».
Труд как созидательная и
очищающая сила.
Характеры главных героев пьесы.
Открытый финал. Сценическая
история пьесы.
Портрет Д.Б. Шоу.
Презентация
Книги Д.Б. Шоу.
Томас Стернз Элиот – 1 час
100
1
Т.С. Элиот. Слово о поэте. Стихотворение
«Любовная песнь Дж. Альфреда Пруфрока».
Тревога и растерянность человека на рубеже
новой эры, начавшейся Первой мировой войной.
Ирония автора. Пародийное
использование мотивов из
классической поэзии (Данте,
Шекспира, Дж. Донна и др.).
Портрет Т.С. Элиота.
Эрнст Миллер Хемингуэй – 1 час 101
1
Э.М. Хемингуэй. Рассказ о писателе с краткой
характеристикой романов «И восходит солнце»,
«Прощай оружие!». Повесть «Старик и море»
Эрих Мария Ремарк – 1 час
102
1
Э.М. Ремарк. Роман «Три товарища».
Трагическая концепция жизни в романа.
Своеобразие художественного стиля писателя.
Портрет Э.М. Хемингуэя.
Книга писателя.
Портрет писателя.
Анализ отдельных эпизодов
романа «Прощай, оружие!».
Повесть «Старик и море» как
итог долгих нравственных
исканий писателя.
Образ главного героя – старика
Сантьяго. Единение человека и
природы. Самообладание и сила
духа героя повести («Человека
можно уничтожить, но его нельзя
победить»).
Обзорное изучение романа.
Э.М. Ремарк как наиболее яркий
представитель «потерянного
поколения». Стремление героев
романа найти своё место в жизни,
опираясь на гуманистические
ценности: солидарность,
готовность помочь, дружбу,
любовь.
Внутренний монолог. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения литературы на базовом уровне учащиеся должны
знать/понимать:
образную природу словесного искусства;
основные факты жизни и творчества писателей;
содержание изученных произведений;
основные закономерности историко литературного процесса и черты литературных направлений;
основные теоретиколитературные понятия;
уметь:
воспроизводить содержание литературного произведения;
анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика,
нравственный пафос, систему образов, особенности композиции, изобразительновыразительные средства языка);
анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
соотносить художественное произведение с общественной жизнью и культурой;
выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; определять род и жанр произведения;
сопоставлять литературные произведения;
выявлять авторскую позицию;
выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению;
составлять планы;
темы.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Оценка сочинений
В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:
правильное понимание темы, глубина и полнота её раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев исходя
из идейнотематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для
раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих
сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними; точность и богатство лексики, умение пользоваться
изобразительными средствами языка.
Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».
Отметка “5” ставится за сочинение:
глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов,
необходимых для её раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;
стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;
написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.
Допускается незначительная неточность в содержании, один – два речевых недочёта.
Отметка “4” ставится за сочинение:
достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по
теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;
логичное и последовательное изложение содержания;
написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.
Допускаются дветри неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трёхчетырёх речевых недочётов.
Отметка “3” ставится за сочинение, в котором:
в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены
отклонения от неё или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и
обобщения;
материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;
обнаруживается владение основами письменной речи;
в работе имеется не более четырёх недочётов в содержании и пяти речевых недочётов.
Отметка “2” ставится за сочинение, которое:
не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа
отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;
характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;
отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.
Оценка устных ответов
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
знание текста и понимание идейнохудожественного содержания изученного произведения;
умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;
понимание роли художественных средств в раскрытии идейноэстетического содержания изученного произведения;
знание теоретиколитературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и
прочитанных самостоятельно;
умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;
уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и
выразительно читать художественный текст.
При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:
Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий,
характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейноэстетического содержания произведения; привлекать текст для
аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.
Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение
объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейноэстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной
речью; однако допускают 23 неточности в ответе.
Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять
взаимосвязь основных средств в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими
знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической
речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.
Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры
основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейноэстетического содержания произведения, слабое владение
монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
Оценка тестовых работ
«5» 90 – 100 %;
«4» 70 – 89 %;
«3» 50 – 69 %;
«2» менее 50 %.
Творческими видами учебной работы считается составление вопросников, сценариев, оформление газет, буклетов, подготовка сообщений,
Оценка творческих работ
докладов, презентаций, инсценировок, написание рефератов, сочинений, эссе и т.п. Все перечисленные виды работы являются проектными.
Творческая работа выявляет сформированность уровня грамотности и компетентности учащегося, является основной формой проверки
умения учеником правильно и последовательно излагать мысли, привлекать дополнительный справочный материал, делать самостоятельные
выводы, проверяет речевую подготовку учащегося. Любая творческая работа включает в себя три части: вступление, основную часть, заключение и
оформляется в соответствии с едиными нормами и правилами, предъявляемыми к работам такого уровня.
С помощью творческой работы проверяется:
умение раскрывать тему; умение использовать языковые средства, предметные понятия, в соответствии со стилем, темой и задачей
высказывания (работы);
соблюдение языковых норм и правил правописания; качество оформления работы, использование иллюстративного материала;
широта охвата источников и дополнительной литературы.
Содержание творческой работы оценивается по следующим критериям:
соответствие работы ученика теме и основной мысли;
полнота раскрытия тема;
правильность фактического материала;
последовательность изложения.
При оценке речевого оформления учитываются: o
o
o
разнообразие словарного и грамматического строя речи;
стилевое единство и выразительность речи;
число языковых ошибок и стилистических недочетов.
При оценке источниковедческой базы творческой работы учитывается
правильное оформление сносок; соответствие общим нормам и правилам библиографии применяемых источников и ссылок на них;
реальное использование в работе литературы приведенной в списке источников;
широта временного и фактического охвата дополнительной литературы; целесообразность использования тех или иных источников.
Отметка “5” ставится, если содержание работы полностью соответствует теме; фактические ошибки отсутствуют; содержание изложенного
последовательно; работа отличается богатством словаря, точностью словоупотребления; достигнуто смысловое единство текста, иллюстраций,
дополнительного материала. В работе допущен 1 недочет в содержании; 12 речевых недочета;1 грамматическая ошибка.
Отметка “4” ставится, если содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы); имеются
единичные фактические неточности; имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; имеются отдельные
непринципиальные ошибки в оформлении работы. В работе допускается не более 2х недочетов в содержании, не более 34 речевых недочетов, не
более 2х грамматических ошибок.
Отметка “3” ставится, если в работе допущены существенные отклонения от темы; работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные
нарушения последовательности изложения; оформление работы не аккуратное, есть претензии к соблюдению норм и правил библиографического и
иллюстративного оформления. В работе допускается не более 4х недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибки.
Отметка “2” ставится, если работа не соответствует теме; допущено много фактических ошибок; нарушена последовательность изложения во всех
частях работы; отсутствует связь между ними; работа не соответствует плану; крайне беден словарь; нарушено стилевое единство текста; отмечены
серьезные претензии к качеству оформления работы. Допущено до 7 речевых и до 7 грамматических ошибки.
При оценке творческой работы учитывается самостоятельность, оригинальность замысла работы, уровень ее композиционного и стилевого
решения, речевого оформления. Избыточный объем работы не влияет на повышение оценки. Учитываемым положительным фактором является
наличие рецензии на исследовательскую работу.
Перечень учебнометодических средств обучения (10 – 11 классы)
1. Лебедев Ю.В. Литература.10 кл. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. Базовый и профильный уровни. В 2 ч. – М.:
Просвещение, 2006
2. Журавлев В.П. Литература.11кл. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. Базовый и профильный уровни. В 2 ч. – М.:
Просвещение, 2010г
3. Васильева Т.Б. Иванова И.Н. Литература. Содержание образования: Сборник нормативноправовых документов и методических материалов.
М.: ВентанаГраф, 2007 4. Ильина И.Д. Предметная неделя литературы в школе. Ростов н/Д.: Феникс, 2008
5. Б.И. Турьянская, Л.Н. Гороховская «Литература в 10 классе» (урок за уроком). М., «Русское слово», 2007г.
.Лебедев Ю.В. Литература.10 кл. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. Базовый и профильный уровни. В 2 ч. – М.:
Просвещение, 2006
6. Петрович В.Г., Петрович Н.М. Литература в основной и профильной школе. 11 класс. Книга для учителя. М., 2006
7. Крутецкая В.А. Литература в таблицах и схемах. 9 – 11 класс. СПб.: Издательский дом «Литера», 2010
8. Словарь литературных персонажей в 8 т. составитель и редактор Мещеряков В.П. М.: Московский лицей, 1997
9. Н.В. Егораева. Поурочные разработки по русской литературе. 11 класс. В 2х ч. – М.: «ВАКО», 2007
10. Комплект таблиц «Теория литературы 511 классы»
11. Компактдиски «Уроки литературы КиМ» (10, 11 классы)
12. Компактдиск «Русская литература. 811 классы. Мультимедийная энциклопедия»
13. Компактдиск « Хрестоматия по русской литературе»
14. Компакт диск «Репетитор по литературе КиМ, 2009»
15. Портреты писателей 19 20 веков (портреты, справочные материалы).
1. Крутецкая В.А.
Литература в таблицах и схемах. 9 – 11 класс.
Контрольноизмерительные материалы
№ приказа директора школы, на
основе которого внесены изменения в
рабочую программу
Вид коррекции (совмещение,
использование резерва)
Номера и темы уроков, которые
подверглись коррекции
Лист коррекции рабочей программы
Рабочая программа по литературе. 11 класс.
Рабочая программа по литературе. 11 класс.
Рабочая программа по литературе. 11 класс.
Рабочая программа по литературе. 11 класс.
Рабочая программа по литературе. 11 класс.
Рабочая программа по литературе. 11 класс.
Рабочая программа по литературе. 11 класс.
Рабочая программа по литературе. 11 класс.
Рабочая программа по литературе. 11 класс.
Рабочая программа по литературе. 11 класс.
Рабочая программа по литературе. 11 класс.
Рабочая программа по литературе. 11 класс.
Рабочая программа по литературе. 11 класс.
Рабочая программа по литературе. 11 класс.
Рабочая программа по литературе. 11 класс.
Рабочая программа по литературе. 11 класс.
Рабочая программа по литературе. 11 класс.
Рабочая программа по литературе. 11 класс.
Рабочая программа по литературе. 11 класс.
Рабочая программа по литературе. 11 класс.
Рабочая программа по литературе. 11 класс.
Рабочая программа по литературе. 11 класс.
Рабочая программа по литературе. 11 класс.
Рабочая программа по литературе. 11 класс.
Рабочая программа по литературе. 11 класс.
Рабочая программа по литературе. 11 класс.
Рабочая программа по литературе. 11 класс.
Рабочая программа по литературе. 11 класс.
Рабочая программа по литературе. 11 класс.
Рабочая программа по литературе. 11 класс.
Рабочая программа по литературе. 11 класс.
Рабочая программа по литературе. 11 класс.
Рабочая программа по литературе. 11 класс.
Рабочая программа по литературе. 11 класс.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.