Рабочая программа по литературе 5 класс. По учебнику Г. С. Меркина
Оценка 4.8

Рабочая программа по литературе 5 класс. По учебнику Г. С. Меркина

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
русская литература
5 кл
01.03.2017
Рабочая программа по литературе 5 класс. По учебнику  Г. С. Меркина
Учебно-тематическое планирование на 70 учебных часов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литерауре 5 класс Меркин.docx
Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных  документов: 1.Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» 2.Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации,  утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004. 3.Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный  Приказом Минобразования РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897; 4.Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного  образовательного стандарта; 5.Программы общеобразовательных учреждений   по литературе для 5,6,7,8 классов(автор­ составитель Г.С.Меркин, М «Русское слово»2008) 6.Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования  Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в  общеобразовательных учреждениях на 2016­2017 учебный год;  7.Учебный  план  МБОУ СОШ№1  на 2016­2017 учебный год. Рабочая   программа   по   литературе   для   5   класса   разработана   на   основе   федерального компонента   государственного   стандарта   основного   общего   образования   для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения, программы по литературе для общеобразовательных школ (5­9 классы), автор программы  Г. С. Меркин, С. И. Зинин, В. А. Чалмаев – М.: «Русское слово», 2010 г.   Принцип построения программы концентрический на хронологической основе. Цели Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей: воспитание  духовно   развитой   личности,   формирование   гуманистического   мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления,   творческого   воображения,   читательской   культуры   и   понимания   авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся; освоение текстовхудожественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко­литературных сведений и теоретико­литературных понятий; овладение   умениями  чтения   и   анализа   художественных   произведений   с   привлечением базовых   литературоведческих   понятий   и   необходимых   сведений   по   истории   литературы; выявления   в   произведениях   конкретно­исторического   и   общечеловеческого   содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний. Для   достижения   поставленных   целей   и   в   соответствии   с   образовательной   программой школы используется учебно­методический комплект под редакцией Г. С. Меркина, С. А. Зинина, В. А. Чалмаева.   Требования к уровню подготовки учащихся. Важнейшими умениямив 5 классе является следующее: произведений; —умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических —выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть; —осмысление   и   анализ   изучаемого   в   школе   или   прочитанноюсамостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.); —умение определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика,   драма),   к   одному  из   жанров   или   жанровых   образований   (эпические   и   драматические тексты); —умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении; —умение выявлять роль  героя, портрета, описания,  детали, авторской  оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения; —умение составлять простой и сложный планы изучаемого произведения; —умение   объяснять   роль   художественных   особенностей   произведения   и   пользоваться справочным аппаратом учебника; — умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов; — умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы; — умение   выявлять   авторское   отношение   к   героям,   сопоставлять   высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения; умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях. Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков,   универсальных   способов   деятельности   и   ключевых   компетенций.   В   этом направлении   приоритетами   для   учебного   предмета   «Литература»   на   этапе   основного   общего образования являются: - выделение характерных причинно­следственных связей; - сравнение и сопоставление; - умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома; - самостоятельное выполнение различных творческих работ; - способность   устно   и   письменно   передавать   содержание   текста   в   сжатом   или развернутом виде; - осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.); - владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор  и  использование  выразительных  средств  языка  и  знаковых  систем  (текст,  таблица, схема, аудиолвизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей; - составление плана, тезиса, конспекта; - подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности; - использование   для   решения   познавательных   и   коммуникативных   задач   различных источников   информации,   включая   энциклопедии,   словари,   Интернет­   ресурсы   и   др.   базы данных; - самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.  В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать - - - - - образную природу словесного искусства; содержание изученных литературных произведений; основные факты жизни и творческого пути А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя; изученные теоретико­литературные понятия; уметь воспринимать и анализировать художественный текст; - - - - - - - - - - - - - - - выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного; определять род и жанр литературного произведения; выделять   и   формулировать   тему,   идею,   проблематику   изученного   произведения;   давать характеристику героев,  характеризовать   особенности   сюжета,   композиции,   роль   изобразительно­выразительных средств; сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев; выявлять авторскую позицию; выражать свое отношение к прочитанному; выразительно   читать   произведения   (или   фрагменты),   в   том   числе   выученные   наизусть, соблюдая нормы литературного произношения; владеть различными видами пересказа; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; участвовать   в   диалоге   по   прочитанным   произведениям,   понимать   чужую   точку   зрения   и аргументировано отстаивать свою; писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения). использовать   приобретенные   знания   и   умения   в   практической   деятельности   и повседневной жизни для: создания   связного   текста   (устного   и   письменного)   на   необходимую   тему   с   учетом   норм русского литературного языка; определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;  поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета). Учебно­тематический план - Наименование раздела и тем Введение:  Из мифологии: Из устного народного творчества: Из древнерусской литературы: Басни народов мира: Русская басня: Из литературы XIX века: А.С.Пушкин Поэзия XIX века о родной природе М.Ю.Лермонтов Н.В.Гоголь И.С.Тургенев Н.А. Некрасов Л.Н. Толстой А.П.Чехов Из литературы XX века: И.А. Бунин А.Н. Андреев А.А. Блок  И.А. Куприн С.А. Есенин А.П. Платонов П.П. Бажов Е.И. Носов  В.П.. Астафьев  В.Белов. В.Г. Распутин  Из зарубежной литературы: Даниэль Дефо. Х.К.Андерсен. М.Твен. Ж. Верн В. Гюго Ж. Рони­Старший. Джек Лондон. А. Линдгрен Итоговый  урок. Часы учебного времени 1 3 5 1 2 5 24 4 1 3 2 4 2 4 2 19 2 2 1 1 2 2 2 1 1 1 1 10 2 1 2 1 1 1 1 1 1 Содержание программы учебного предмета 5 класс Введение (1 час) Книга — твой друг. Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества (родина, край, искусство, нравственная память). Литература как искусство слова. Писатель — книга — читатель. Книга художественная и учебная. Особенности работы с учебной хрестоматией (сведения  о  писателях, художественные произведения, вопросы и задания, статьи, справочный аппарат, иллюстрации и т. д.). Из мифологии (3 часа) Рассказ о мифе и мифологии. Миф — своеобразная форма мироощущения древнего человека,   стремление   к   познанию   мира.   Миф   как   явление   эстетическое.   Основные категории мифов. Возникновение мифов. Мифологические герои и персонажи. Античный миф: происхождение мира и богов: «Рождение Зевса», «Олимп». Античная лирика. Овидий «Поэзия бессмертна», «Триумф амура». Представления древних греков о сотворении   Вселенной,   богов   и   героев.   Гомер.  «Одиссея»   («Одиссей   на   острове циклопов.Полифем»).Рассказ о Гомере. Сюжет мифа. Образы Одиссея и Полифема. Славянский миф. Рождение мира. Теория литературы:миф, легенда, предание; мифологический сюжет; мифологический герой; мифологический персонаж. Развитие речи:подбор ключевых слов и словосочетаний, различные виды пересказа, словесное рисование, выборочное чтение отдельных эпизодов и их пересказ. Связь с другими искусствами:гомеровские сюжеты в изобр­ном искусстве и книжной графике. Краеведение:легенды, мифы и предания в регионе. Возможные   виды   внеурочной   деятельности:час   поэзии   (или   вечер   одного стихотворения) — чтение наизусть стихотворений из античной поэзии. Из устного народного творчества (5 часов) Истоки устного народного творчества, его основные виды. Пословицы, поговорки и загадки. Сказки.  Волшебная   сказка:  «Царевна­лягушка».  Сюжет  в  волшебной   сказке:   зачин, важное событие, преодоление препятствий, поединок со злой силой, победа, возвращение, преодоление   препятствий,   счастливый   финал.   Сказочные   образы.   Нравственная проблематика сказки: добрая и злая сила в сказках. Бытовая сказка:  «Чего на свете не бывает». Сказки о животных: «Журавль и лисица»Отличие бытовой сказки от волшебной. Сюжеты и реальная основа бытовых сказок. Своеобразие лексики в сказках. Сказка и миф: сходства и различия. Теория   литературы:загадки,   пословицы,   поговорки   (развитие   представлений); антитеза, антонимы, иносказание. Сказка. Типы сказок (о животных, волшебные, бытовые). Особенности сказок (присказка, зачин, повтор, концовка, постоянные эпитеты, сравнения и пр.). Сказочный персонаж. Типы сказочных персонажей. Образы животных, образ­пейзаж. Развитие речи:работа со словарями, составление словарной статьи; сказывание сказки; сочинение собственной сказки. Связь   с   другими   искусствами:работа   с   иллюстрациями,   книжная   выставка, кинофильмы и мультипликации по мотивам сказочных сюжетов. Краеведение:сказки и другие жанры фольклора в регионе. Возможные   виды   внеурочной   деятельности:  вечер   сказок,   фольклорный   праздник, предметная неделя и др. Из древнерусской литературы (1 часа) Создание первичных представлений о древнерусской литературе. Из  «Повести временных лет »  («Расселение славян», «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам»  —   по   выбору).   История:   исторические   события,   факты   жизни   государства   и отдельных   князей   и   их   отражение   в   древнерусской   литературе   (право   на   вымысел   у древнерусского   автора);   нравственная   позиция   автора   в   произведениях   древнерусской литературы. Теория литературы:начальное понятие о древнерусской литературе; летопись. Развитие речи:пересказ текстов древнерусской литературы. Связь с другими  искусствами: работа с иллюстрациями. Краеведение: родной край в произведениях  древнерусской литературы. Басни народов мира (2 час) Эзоп. Краткие сведения о баснописце. «Лиса и виноград », «Ворон и Лисица»;  Жан де Лафонтен.«Лисица и виноград».  Краткие сведения о писателе. Раскрытие характера персонажей в баснях: ум, хитрость, сообразительность, глупость, жадность; элементы дидактизма в басне. Теория литературы:басня, притча, эзопов язык. Развитие речи:выразительное чтение, письменный ответ на вопрос. Связь с другими искусствами:работа с иллюстрациями, рисунки учащихся. Русская басня (5 часов) Русские басни.  Русские баснописцы  XVIII  века. Нравственная проблематика басен,   невежество, злободневность. самонадеянность; просвещение и невежество — основные темы басен.   недостатки,   Пороки,   ум,   глупость,   хитрость, В.К. Тредиаковский. Краткие сведения о писателе. «Воронаи Лиса». А.П. Сумароков.Краткие сведения о писателе. «Воронаи Лиса». М.В. Ломоносов. Краткие сведения о писателе. «Случилисьвместе два Астронома в  пиру... » «Бродячие   сюжеты»   в   баснях.   Различные   способы   реализации   одного   и   того   же сюжета. Своеобразие пафоса басен (комические и поучительные элементы). Своеобразие басни М.В. Ломоносова (связь с научной деятельностью писателя). И.А. Крылов.Краткие сведения о писателе. Детство. Отношение к книге. «Ворона и Лисица», «Демьянова уха», «Волк на псарне», «Свинья под Дубом»  и др. по выбору. Тематика басен И.А. Крылова. Сатирическое и нравоучительное в басне. Образный мир басен. Теория литературы:басенный сюжет; мораль, аллегория, сравнение, гипербола. Развитие   речи:различные   типы   чтения   (в   том   числе   чтение   наизусть,   конкурс   на лучшее чтение, чтение по ролям); инсценирование басни. Связь с другими искусствами:работа с иллюстрациями; мультипликации басен И.А. Крылова. Краеведение:заочная экскурсия («У памятника И.А. Крылову»); сбор материалов о баснописцах региона. Возможные виды внеурочной деятельности: «В литературной гостиной» — конкурс на лучшую инсценировку басни; устный журнал «Дедушка Крылов ». Из литературы XIX века (24 часов) А.С. Пушкин Краткие   сведения   о   детстве   и   детских   впечатлениях   поэта.  Пушкин   и  книга.   А.С. Пушкин   и   няня   Арина   Родионовна.   Стихотворение  «Няне».  Образы   природы   в стихотворениях поэта  «Зимняя дорога», «Бесы». «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».  «Пушкинская   сказка   —   прямая   наследница   народной».   Гуманистическая направленность пушкинской сказки. Герои и персонажи в «Сказке...». Лит­рная сказка и ее отличия от фольклорной; добро и зло в сказке А.С. Пушкина; чувство благодарности; верность,   преданность,   зависть,   подлость;   отношение   автора   к   героям.  «Руслан   и Людмила» (отрывок). Сказочные элементы. Богатство выразительных средств. Теория   литературы:первое   представление   о   пейзажной   лирике;   риторическое обращение; фольклорные элементы. Развитие   речи:выразительное   чтение,   в   том   числе   наизусть;   письменный   ответ   на вопрос; рассказ о герое; словесное рисование. Связь  с   другими   искусствами:работа   с   иллюстрациями,   портреты   поэта. Кинематографические и музыкальные произведения на сюжеты сказок А.С. Пушкина. Краеведение: литературная викторина («Пушкинские места в Москве и Петербурге»). Возможные формы внеурочной деятельности:конкурс на лучшее знание сказок А.С. Пушкина, вечер пушкинской сказки, час поэзии «Поэзия XIX века о родной природе»: П.А. Вяземский.«Метель»; А.А. Фет. «Чудная картина...»; М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива...»; Ф.И. Тютчев.«Есть в осени первоначальной...», «Весенние воды »; Е.А.  Баратынский.«Весна, весна! как воздух чист!..» М.Ю. Лермонтов Краткие   сведения   о   детских   годах   писателя.  «Бородино».  История   создания стихотворения. Бородинская битва и русский солдат в изображении М.Ю. Лермонтова. Художественное   богатство   стихотворения.   История   и   литература;   любовь   к   родине, верность долгу. Теория литературы:эпитет, сравнение, метафора (развитие представлений о тропах); звукопись. Развитие речи:выразительное чтение наизусть, письменный ответ на вопрос учителя, творческая   работа   «На   Бородинском   поле»,   составление   кадров   кинофильма (мультфильма). Связь   с   другими   искусствами:портрет,   работа   с   иллюстрациями,   в   том   числе   с материалами о Бородинской панораме в Москве. Краеведение:литературная   игра   «Что?   Где?   Когда?»   или   викторина   («Тарханы   — Москва»; «На поле Бородина»). Н.В.Гоголь Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судьбе Н.В. Гоголя. «Ночь перед Рождеством»,   «Вечера   на   хуторе   близ   Диканьки».Отражение   в   повести   славянских преданий и легенд; образы и события повести. Суеверие, злая сила, зло и добро в повести. Теория   литературы:мифологические   и   фольклорные   мотивы   в   художественном   речевая произведении;   фантастика;   сюжет;   художественная   деталь, характеристика.   портрет, Развитие   речи:краткий   выборочный   пересказ,   подбор   материала   для   изложения   с творческим   заданием,   формулировка   учащимися   вопросов   для   творческой   работы, словесное рисование. Связь с другими искусствами:выставка «Различные издания повести Н.В. Гоголя». Краеведение: литературная викторина «На родине Н.В. Гоголя». Возможные  виды  внеурочной  деятельности:написание  сценария,  инсценирование фрагментов повести. И.С. Тургенев Детские   впечатления   И.С.   Тургенева.   Спасское­Лутовиново   в   представлениях   и творческой   биографии   писателя.  «Муму»,   «Русский   язык»   «Щи».  Современники   о рассказе   «Муму».   Образы   центральные   и   второстепенные;   образ   Муму.   Тематика   и социальная проблематика рассказа. Внутренняя связь рассказа «Муму» и стихотворения в прозе «Щи». Отношение автора к событиям. Социальная несправедливость, бесправие, беззаконие,   добродетельность,   добросердечие,   добродушие,   доброта,   добронравие, гуманность, сострадание в рассказе и стихотворении в прозе. И.С. Тургенев о языке: стихотворение в прозе «Русский язык». Теория   литературы:  рассказ;   углубление   представлений   о  теме   художественного произведения; стихотворение в прозе; эпитет, сравнение (развитие представлений). Развитие  речи:краткий выборочный пересказ, сопоставление персонажей, рассказ о герое   по   плану,   письменный   отзыв   на   эпизод,   словесное   рисование   (портрет   героя), составление вопросов и заданий для литературной викторины (конкурс), чтение наизусть. Связь  с   другими   искусствами:работа   с   иллюстрациями,   рисунки   учащихся, экранизация рассказа И.С. Тургенева. Краеведение:  заочная   литературно­краеведческая   экскурсия   «Спасское­ Лутовиново». Н.А. Некрасов Детские   впечатления   поэта.  «Орина,   мать   солдатская»,   «Забытая   деревня».  Темы крестьянской   жизни.   Труд,   судьба,   народные   страдания   в   изображении   поэта. Характеристика персонажа. Элементы народной поэтики в поэме. Н.А. Некрасов — поэт для детей.  «Крестьянские дети».  Основная тема и способы ее раскрытия. Отношение автора к персонажам стихотворения. Теория   литературы:  поэма;   фольклорные   элементы   в   художественном произведении; строфа; эпитет, сравнение (развитие представлений). Развитие речи:выразительное чтение, рассказ о герое, работа со словарями. Связь с другими искусствами:иллюстрации к поэме. Краеведение: страницы устного  журнала о Н.А. Некрасове. («Грешнево — Карабиха».) Л.Н. Толстой Сведения   о   писателе.  Л.Н.  Толстой   в   Ясной   Поляне.   Яснополянская   школа. «Кавказский пленник».  Творческая история. Тема и основные проблемы: смысл жизни, справедливость; свобода, неволя в повести. Две жизненные позиции (Жилин и Костылин). Любовь   как   высшая   нравственная   основа   в   человеке.   Своеобразие   сюжета.   Речь персонажей   и   отражение   в   ней   особенностей   характера   и   взгляда   на   жизнь   и   судьбу. Отношение писателя к событиям. Теория литературы:повесть (развитие представлений); портрет; завязка, кульминация, развязка. Развитие речи:различные виды чтения, письменный отзыв на эпизод, рассказ по плану, письменная формулировка вывода, дискуссия. Связь с другими искусствами:выставка­конкурс рисунков учащихся. Краеведение:материалы к выставке о Л.Н. Толстом («Ясная Поляна»). А.П. Чехов Детские и юношеские годы писателя. Семья А.П. Чехова. Врач А.П. Чехов и писатель Антоша   Чехонте.   Книга   в   жизни   А.П.   Чехова.  «Пересолил»:  тема   рассказа;   осмеяние страха,   трусости;   приемы   создания   характеров   и   ситуаций;   отношение   писателя   к персонажам. Жанровое своеобразие рассказа. Теория литературы:юмор (юмористическая ситуация), комическая ситуация, ирония; роль детали в создании художественного образа; антитеза, метафора, градация. Развитие речи:чтение по ролям, пересказ юмористического произведения, отзыв об эпизоде, подготовка учащимися вопросов и заданий для экспресс­опроса. Связь с другими искусствами:рисунки учащихся. Краеведение: создание диафильма «По чеховским местам (Мелихово)». Из литературы XX века (19 часов) И.А. Бунин Детские   годы   И.А.   Бунина.   Семейные   традиции   и   их   влияние   на   формирование личности.   Книга   в   жизни   И.А.   Бунина.  «Густой   зеленый   ельник   у   дороги...   »:  тема природы и приемы ее реализации; художественное богатство стихотворения; второй план в   стихотворении.  слияние   с   природой;   нравственно­эмоциональное состояние персонажа. Выразительные средства создания образов.  «В   деревне»: Теория литературы:  стихотворение­размышление, образ­пейзаж, образы животных (развитие представлений). Развитие речи:  пересказ и чтение наизусть, цитатный план, письменной ответ на вопрос. Краеведение: заочная литературно­краеведческая экскурсия «Литературный Орел». Л.Н. .Андреев Краткие сведения о писателе.  «Петька на дане»:  основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжелое детство; «сострадание, чуткость, доброта). Роль эпизода в создании oбразa героя; природа в жизни мальчика. Значение финала. Теория литературы: тема, эпизод, финал. Развитие речи:  пересказ краткий, выборочный; составление вопросов; письменный ответ на вопрос. А.А. Блок Детские впечатления А. Блока. Книга в жизни юного А. Блока. Блоковские места (Петербург,   Шахматово).  «Летний   вечер»­  умение   чувствовать   красоту   природы   и сопереживать ей­ «Полный месяц встал над лугом...»: образная система, художественное своеобразие стихот­ния. Теория литературы: антитеза. Развитие   речи:  выразительное   чтение,   рассказ   с   использованием  ключевых  слов, альтернативное изложение. Краеведение: подбор материала о блоковском Петербурге и имений Шахматово. А.И. Куприн Краткие сведения о писателе. Детские впечатления и их отражение в художественных  произведениях А.И.Куприна. «Детский сад». Цель личная и общественная, отцовская  любовь, преданность, честность, смелость — основные нравственные проблемы рассказа.  Особенности создания образа. Теория   литературы:  рассказ   (расширение   и   углубление   представлений); характеристика персонажа, портрет героя. Развитие речи: пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде. Связь с другими искусствами: рисунки учащихся. С.А. Есенин Детские годы С. Есенина. В есенинском Константинове.  «Ты запой мне ту песню, что прежде...», «Поет зима — аукает...», «Нивы сжаты, рощи голы...» — по выбору. Единство человека и природы. Малая и большая родина. Теория   литературы:  эпитет,   метафора,   сравнение,   олицетворение   (развитие представлений о понятиях). Развитие речи: чтение наизусть, цитатный план. Связь   с   другими   искусствами:  работа   с   иллюстрациями,   художественными   и документальными фотографиями. Краеведение:  заочная   литературно­краеведческая   экскурсия   «Константиново   — Москва». А.П. Платонов Краткие биографические сведения о писателе. «Никита». Тема рассказа. Мир глазами ребенка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире); образ Никиты. Развитие речи: рассказ о писателе, художественный пересказ фрагмента, составление словаря для характеристики предметов и явлений. Связь с другими искусствами: рисунки учащихся. П.П. Бажов Краткие сведения о писателе. «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.П. Бажова (труд и мастерство, вдохновение). Приемы создания художественного образа. Теория литературы: сказ, отличие сказа от сказки, герой повествования, афоризм. Развитие речи:пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде. Связь с другими  искусствами: рисунки учащихся. Краеведение: Екатеринбург П.П. Бажова. Е.И. Носов Краткие сведения о писателе. «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и доброта. Мир   глазами   ребенка;   юмористическое   и   лирическое   в   рассказе.   Воспитание   чувства милосердия, сострадания, участия, заботы о беззащитном. В.Г. Короленко. «В дурном обществе». Теория литературы:юмор (развитие представлений). Развитие речи: пересказ (краткий и  от другого лица), письменный ответ на вопрос, инсценированное чтение. Возможные виды внеурочной деятельности:инсценирование. Ю.В. Сотник Краткие сведения о писателе. «Гадюка». Диалог — основная художественная форма рассказа. Образ Бори и пассажиров вагона. Способность к пониманию, сочувствию, готов­ ность прийти на помощь. Развитие   речи:сравнительная   характеристика,   чтение   в   лицах,   наблюдения   над особенностями речи персонажей. Н.А.Заболоцкий Краткие сведения о писателе. Детские годы. Отношение к книге. Образы природы: «Уступи мне, скворец, уголок...» Поэтическая зоркость, наблюдательность. Теория   литературы:сравнение,   эпитет,   метафора,   олицетворение   (развитие представлений о тропах и их роли в стихотворении). Развитие речи:выразительное чтение наизусть, рассказ о детстве поэта. А.Т. Твардовский Детские годы поэта, «заветная книга». «Станция Починок»: любовь к родине, малая и большая родина. Теория литературы:эпитет, метафора. Развитие речи:выразит­ное чтение наизусть, рассказ о детстве поэта, отношении к родным. Возможные виды внеурочной деятельности:час поэзии «Поэзия и проза XX века о  родной природе»: В.Ф. Боков. «Поклон »; Н.М. Рубцов. «Северная береза»; Е.М. Винокуров.«Прозванье», «У дороги березы, стеною... »;  В.И. Белов.«Весенняя ночь». Из зарубежной литературы (10 часов) Д.Дефо Краткие   сведения   о   писателе.  «Робинзон   Крузо»  (отрывки).   Сюжетные   линии, характеристика персонажей (находчивость, смекалка, доброта), характеристика жанра. Теория литературы:притча, приключенческий роман, роман воспитания, путешествие (первичные представления о данных понятиях). Развитие речи:различные виды пересказа, изложение с элементами сочинения. Связь с другими искусствами:работа с иллюстрациями, рисунки учащихся. Х.К. Андерсен Краткие сведения о писателе, его детстве. «Снежная королева»: добро и зло, внешняя и внутренняя красота, гармония, дружба, верность, любовь, надежда, искренность, доброта; библейский и мифологический мотивы в сказке Андерсена. Теория литературы: волшебная сказка (развитие представлений), авторский замысел и способы его характеристики. Развитие речи:различные виды пересказов, письменный отзыв об эпизоде. Связь   с   другими  искусствами:работа   с   иллюстрациями,   рисунки   учащихся, экранизации «Снежной королевы». Возможные  виды  внеурочной  деятельности:написание   сценария   мультфильма, инсценирование сказки и ее постановка. М. Твен Краткие   сведения   о   писателе.   Автобиография   и   автобиографические   мотивы. «Приключения Тома Сойера» (отрывок): мир детства и мир взрослых. Теория литературы: юмор, приключения как форма детской фантазии. Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, письменный отзыв о герое. Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся. Ж. Рони­Старший Краткие сведения о писателе. «Борьба за огонь» (главы из повести). Гуманистическое изображение древнего человека. Человек и природа, борьба за выживание, эмоциональный мир доисторического человека. Развитие речи: составление плана, письменная и устная характеристика героя. Дж. Лондон Краткие   сведения   о   писателе.   Детские   впечатления.  «Сказание   о   Кише»  (период раннего   взросления   в   связи   с   обстоятельствами   жизни;   добро   и   зло,   благородство, уважение взрослых). Теория литературы: рассказ (развитие представлений). Развитие речи: различные виды пересказов, устный и письменный портрет героя. Р. Брэдбери Краткие   сведения   о   писателе.  «Все   лето   в   один   день»:  мечта   и   реальность, жизнелюбие, доброта — основные мотивы произведения. Теория литературы: фантастика и реальность, земное и космическое. Развитие речи: различные виды пересказа, цитатный план. Связь с другими искусствами: рисунки учащихся. Итоговый урок Встреча в литературной гостиной («Путешествие в мир книги»), или «Литературный  карнавал», или литературный час («Я хочу рассказать вам...»). Для заучивания наизусть И.А. Крылов. Басня — на выбор. А.С. Пушкин. Отрывок из «Сказки о мертвой царевне ио семи богатырях». М.Ю. Лермонтов. «Бородино» (отрывок). Н.А. Некрасов. Стихотворение или отрывок из поэмы«Орина, мать солдатская». Одно из стихотворений о русской природе поэтов XIX века. А.А. Блок. «Летний вечер». И.А. Бунин. Одно из стихотворений по выбору. С.А. Есенин. Одно из стихотворений по выбору. Н.А. Заболоцкий. «Уступи мне, скворец, уголок... » А.Т. Твардовский. «Станция Починок». Одно из стихотворений о русской природе поэтов XX века. Для домашнего чтения Античные мифы Ночь, Луна, Заря и Солнце. Нарцисс. Сказания русского народа Устроение мира. Первая битва Правды и Кривды. Рождение Семаргла, Стрибога. Битва Семаргла и Черного Змея. Детская Библия Русское народное творчество Сказки: «Лиса и журавль», «Ворона и рак», «Иван — крестьянский сын и чудо­юдо», «Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что». Загадки, частушки, пословицы, поговорки. Литературные сказки В.Ф. Одоевский, Л.Н. Толстой, А.Н.Толстой (1—2 по выбору). Сказки братьев Гримм, Ш. Перро, Х.К. Андерсен а (1— 2 по выбору). Из древнерусской литературы Домострой. Как детям почитать и беречь отца и мать, и повиноваться им, и утешать их во всем. Из «Хождения за три моря » Афанасия Никитина. Из литературы XVIII века М.В. Ломоносов. «Лишь только дневный шум умолк...» Из литературы XIX века И.А. Крылов. «Ларчик », «Обоз ». К.Ф. Рылеев. «Иван Сусанин». Е.А.  Баратынский. «Водопад». А.С.Пушкин. «Зимняя дорога», «Няне», «Кавказ», «Выстрел». М.Ю. Лермонтов. «Ветка Палестины», «Пленный рыцарь», «Утес». А.В. Кольцов. «Осень», «Урожай». Н.В. Гоголь. «Заколдованное место». Н.А. Некрасов.  «Накануне светлого праздника». Д.В. Григорович. «Гуттаперчевый мальчик». И.С.  Тургенев. «Бежин луг», из «Записок охотника». В.М. Гаршин.«Сказка о жабе и розе». А.А.  Фет. «Облаком волнистым...», «Печальная береза». И.С. Никитин. «Утро», «Пахарь». Я.П.  Полонский. «Утро». А.Н. Майков. «Весна», «Осенние листья по ветру кружат...». Ф.И.Тютчев. «Утро в горах». Н.С. Лесков. «Привидение в Инженерном замке. Из кадетских воспоминаний». А.Н.  Островский. «Снегурочка». Из литературы XX века М. Горький. «Дети Пармы», из «Сказок об Италии». А.И. Куприн. «Чудесный доктор». И.А. Бунин. «Шире, грудь, распахнись...», «Деревенский нищий», «Затишье», «Высоко  полный месяц стоит...», «Помню — долгий зимний вечер...».И.С. Соколов­Микитов.  «Петька», «Зима». М.М. Пришвин. «Моя родина». А.Т. Твардовский. «Лес осенью». К.М.  Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете...» Е.И. Носов. «Варька». В.П. Астафьев. «Зачем я убил коростеля?», «Белогрудка» — по выбору. Перечень учебно­методических средств обучения Основная литература 1 Программа по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы / авт.­ сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011. 2 Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч./Авт.­ сост. Г. С. Меркин – М.: «Русское слово» ­ 2008 3 Мультимедийное   приложение   к   учебнику   Г.С.   Меркина   «Литература   5   класс» (электронное издание) – М.: «Русское слово­ учебник»,2012  4 Ф.Е.Соловьёва. Рабочая тетрадь к учебнику «Литература». 5 класс, М., Русское слово,  2013. 5 О.А.Ерёмина «Поурочное планирование по литературе» 5 класс М, «ЭКЗАМЕН»,  2003 6. Таблицы: «Устное народное творчество». 5 класс.      «Сказки». 5 класс.      «Сказки. Как строится сказка». 5 класс. «Способы рифмовки». 5 класс.     «Изобразительно­выразительные средства в художественном произведении». 5 класс. Мультимедийные пособия. 1.Уроки литературы в 5 классе. Издательство Кирилла и Мефодия.  2. Презентации по творчеству русских и зарубежных писателей, писателей  народов  России. 3.Видеотека по произведениям русской и зарубежной классики 4.Цикл презентаций  к урокам, тренажёры и  «Своя игра» 5. Диск к учебнику Г.С.Меркина «Литература. 5 класс».  6. Диск «КМ­ШКОЛА» «Уроки литературы. 5­6 классы».  7..Видеоматериалы к урокам литературы

Рабочая программа по литературе 5 класс. По учебнику Г. С. Меркина

Рабочая программа по литературе 5 класс. По учебнику  Г. С. Меркина

Рабочая программа по литературе 5 класс. По учебнику Г. С. Меркина

Рабочая программа по литературе 5 класс. По учебнику  Г. С. Меркина

Рабочая программа по литературе 5 класс. По учебнику Г. С. Меркина

Рабочая программа по литературе 5 класс. По учебнику  Г. С. Меркина

Рабочая программа по литературе 5 класс. По учебнику Г. С. Меркина

Рабочая программа по литературе 5 класс. По учебнику  Г. С. Меркина

Рабочая программа по литературе 5 класс. По учебнику Г. С. Меркина

Рабочая программа по литературе 5 класс. По учебнику  Г. С. Меркина

Рабочая программа по литературе 5 класс. По учебнику Г. С. Меркина

Рабочая программа по литературе 5 класс. По учебнику  Г. С. Меркина

Рабочая программа по литературе 5 класс. По учебнику Г. С. Меркина

Рабочая программа по литературе 5 класс. По учебнику  Г. С. Меркина

Рабочая программа по литературе 5 класс. По учебнику Г. С. Меркина

Рабочая программа по литературе 5 класс. По учебнику  Г. С. Меркина

Рабочая программа по литературе 5 класс. По учебнику Г. С. Меркина

Рабочая программа по литературе 5 класс. По учебнику  Г. С. Меркина

Рабочая программа по литературе 5 класс. По учебнику Г. С. Меркина

Рабочая программа по литературе 5 класс. По учебнику  Г. С. Меркина

Рабочая программа по литературе 5 класс. По учебнику Г. С. Меркина

Рабочая программа по литературе 5 класс. По учебнику  Г. С. Меркина

Рабочая программа по литературе 5 класс. По учебнику Г. С. Меркина

Рабочая программа по литературе 5 класс. По учебнику  Г. С. Меркина

Рабочая программа по литературе 5 класс. По учебнику Г. С. Меркина

Рабочая программа по литературе 5 класс. По учебнику  Г. С. Меркина

Рабочая программа по литературе 5 класс. По учебнику Г. С. Меркина

Рабочая программа по литературе 5 класс. По учебнику  Г. С. Меркина
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.03.2017