Рабочая программа по литературе и русскому языку
Оценка 4.9

Рабочая программа по литературе и русскому языку

Оценка 4.9
Образовательные программы
doc
русская литература +1
5 кл
16.04.2018
Рабочая программа по литературе и русскому языку
текст программы
Публикация является частью публикации:
Пояснительная записка КЕА.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 имени С.А. Красовского посёлка Монино Щёлковского муниципального района Московской области УТВЕРЖДАЮ  Директор МБОУ СОШ № 3 им. С.А. Красовского п. Монино ЩМР МО ____________О.Г. Ефимова  «___»__________ 2014 г.  Рабочая программа  по литературе для 5­х классов 1 2015 год Пояснительная записка Настоящая   рабочая   программа   по   литературе   для   5   класса  разработана   в   соответствии   с основными   положениями   Федерального   государственного   образовательного   стандарта   основного общего   образования,   планируемыми   результатами   основного   общего   образования   по   литературе, Примерной   программы   по   литературе   для   5   класса,   требованиями     Основной   образовательной программы ООО МБОУ СОШ №3 имени С.А. Красовского ЩМР МО, Учебного плана школы.  Данная рабочая программа ориентирована на содержание авторской программы и  на учебник­ хрестоматию В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина (М.: Просвещение, 2014 г.).  Обоснованием   выбора   авторской   программы   является   соответствие   содержания   программы, целей  и задач обучения требованиям федерального  государственного образовательного стандарта, который определяет стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета   в   соответствии   с   целями   изучения   литературы.   Изменения,   внесённые   в   авторскую программу,   не   затрагивают   изучаемые   дидактические   единицы   (содержание   предмета)   и распределение   количества   часов   на   изучаемые   разделы,   а   также   порядок   изучения   материала. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания   и   развития   обучающихся   средствами   учебного   предмета   в   соответствии   с   целями изучения литературы, которые определены стандартом, что нашло отражение в выборе технологий, используемых в обучении, основных видов деятельности, методов и форм обучения, основных форм и видов контроля знаний, умений и навыков. Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования, признающего приоритетной духовно­нравственную ценность литературы для школьника – будущего гражданина своей страны, любящего свой народ, язык и культуру и уважающего традиции и культуру других народов. Главная отличительная особенность  программы в том, что изучение литературы как эстетического   и   национально­исторического   явления   рассматривается   не   столько   как   цель преподавания, сколько как средство  развития личности. Рабочая   программа   включает   разделы:   «Пояснительная   записка»   с   требованиями   ФГОС   к результатам обучения, «Содержание курса», «Требования к   уровню подготовки учащихся за курс литературы  5 класса»,  «Календарно­тематическое  планирование»  с определением  основных видов учебной деятельности школьников, «Учебное и учебно­методическое обеспечение по литературе» (5 класс). Содержание литературного образования разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы, что соотносится с задачей формирования у учащихся представления о логике развития литературного   процесса.   Программа   включает   в   себя   перечень   выдающихся   произведений художественной   литературы   с   аннотациями   к   ним.   Таким   образом,   детализируется   обязательный минимум   содержания   литературного   образования:   указываются   направления   изучения   творчества писателя,   важнейшие   аспекты   анализа   конкретного   произведения     (раскрывается   идейно­ художественная   доминанта   произведения);   включаются   историко­литературные   сведения   и теоретико­литературные понятия, помогающие освоению литературного материала. Теоретико­литературные понятия предложены в программе в аннотации к предлагаемым для изучения   произведениям   и   рассматриваются   в   процессе   изучения   конкретных   литературных 2 произведений. Данная   программа   составлена   с   учетом   преемственности   с   программой   начальной   школы, закладывающей   основы   литературного   образования.   На   ступени   основного   общего   образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного   чтения,   развитию   восприятия   литературного   текста,   формированию   умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы. Важнейшее   значение   в   формировании   духовно   богатой,   гармонически   развитой   личности   с высокими   нравственными   идеалами   и   эстетическими   потребностями   имеет   художественная литература. В основу курса школьной литературы положены  принципы  связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, а также историзма, традиций новаторства. Задачей курса является осмысление   историко­культурных   сведений,   нравственно­эстетических   представлений,   усвоение основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные   произведения,   овладение   богатейшими   выразительными   средствами   русского литературного языка.  Цели обучения  Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:   воспитание   духовно   развитой   личности,   формирование   гуманистического   мировоззрения, гражданского   сознания,   чувства   патриотизма,   любви   и   уважения   к   литературе   и   ценностям   оте­ чественной культуры;   развитие   эмоционального   восприятия   художественного   текста,   образного   и   аналитического мышления,   творческого   воображения,   читательской   культуры   и   понимания   авторской   позиции: формирование   начальных   представлений   о   специфике   литературы   в   ряду   других   искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;   освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко­литературных сведений и теоретико­литературных понятий;   овладение умениями: чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих   понятий   и   необходимых   сведений   по   истории   литературы;   выявления   в произведениях   конкретно­исторического   и   общечеловеческого   содержания;   грамотного использования   русского   литературного   языка   при   формулировании   собственных   устных   и письменных высказываний. Данные цели обусловливают решение следующих задач: Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательным учреждением основной   образовательной   программы   основного   общего   образования   предусматривает  решение следующих основных задач:   обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям ФГОС;   обеспечение   преемственности   начального   общего.   основного   общего,   среднего   (полного) общего образования;   обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми­инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;   установление   требований:   к   воспитанию   и   социализации   обучающихся   как   части   образо­ 3 вательной   программы,   к   соответствующему   усилению   воспитательного   потенциала   школы,   к обеспечению индивидуального психолого­педагогического сопровождения каждого обучающегося, к формированию   образовательного   базиса   с   учетом   не   только   знаний,   но  и  соответствующего культурного уровня развития личности, созданию необходимых условий для ее самореализации;   обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образователь­ ного процесса, в:заимодействия всех его участников;   взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной про­ граммы с социальными партнерами; выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одаренных   детей,   детей   с   ограниченными   возможностями   здоровья   и   инвалидов,   их профессиональных   склонностей   через   систему   клубов,   секций,   студий   и   кружков,   организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием учреждений дополнительного образования детей;   организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно­технического творчества, проектной и учебно­исследовательской деятельности;   участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в создании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;   включение   обучающихся   в   процессы   познания   и   преобразования   внешкольной   социальной среды   (населенного   пункта,   района,   города)   дня   приобретения   опыта   реального   управления   и действия;   социальное   и   учебно­исследовательское   проектирование,   профессиональная   ориентация обучающихся   при   поддержке   педагогов,   психологов,   социальных   педагогов   в   сотрудничестве   с базовыми   предприятиями,   учреждениями   профессионального   образования,   центрами   профес­ сиональной работы;   сохранение   и   укрепление   физического,   психологического   и   социального   здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.  В   основе   реализации   основной   образовательной   программы   лежит   системно­деятельностный подход, который предполагает:   воспитание и развитие личности, отвечающей требованиям современного общества, иннова­ ционной экономики, способной решать задачи построения российского  гражданского общества на основе   принципов   толерантности,   диалога   культур   и   уважения   его   многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;   формирование   соответствующей   целям   общего   образования   социальной   среды   развития обучающихся,   переход   к   стратегии   социального   проектирования   и   конструирования   на   основе разработки   содержания   и   технологий   образования.   определяющих   пути   и   способы   достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;   ориентацию на достижение основного результата образования – развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно­познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;   признание решающей роли содержания  образования, способов организации  образовательной деятельности   и   учебного   сотрудничества   в   достижении   целей   ЛИЧНОСТНОГО   и   социального развития обучающихся;   учет   индивидуальных   возрастных,   психологических   и   физиологических   особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно­воспитательных целей и путей их достижения;   разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуальное развитие каждо­ 4 го   обучающегося,   в   том   числе   одаренных   детей,   детей­инвалидов   и   детей   с   ограниченными   воз­ можностями здоровья.  Цели   изучения   литературы   могут   быть   достигнуты   при   обращении   к   художественным произведениям,   которые   давно   и   всенародно   признаны   классическими   и   стали   достоянием отечественной   и   мировой   литературы.   Следовательно,   цель   литературного   образования   в   школе состоит   и   в   том,   чтобы   познакомить   учащихся   с   классическими   образцами   мировой   словесной культуры,   обладающими   высокими   художественными   достоинствами,   выражающими   жизненную правду, обще гуманистические идеалы и воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.  Общая характеристика программы Курс   литературы   опирается   на   следующие  виды   деятельности  по    освоению   содержания художественных произведений и теоретико­литературных понятий:   осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;   выразительное чтение художественного текста; различные виды пересказа (подробный, крат­ кий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);   ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;   заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;   анализ и интерпретацию произведения;   составление планов и написание отзывов о произведениях:   написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений:   целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними;   индивидуальную и коллективную проектную деятельность.  Содержание деятельности по предмету в 5 классе  Данная программа разработана для учащихся пятых классов и учитывает особенности этого возраста.  В этой возрастной группе формируются представления о специфике литературы как искусства слова,   развивается   умение   осознанного   чтения,   способность   общения   с   художественным   миром произведений   разных   жанров   и   индивидуальных   стилей.   Отбор   текстов   учитывает   возрастные особенности учащихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико­литературные   понятия   связаны   с   анализом   внутренней   структуры   художественного произведения – от метафоры до композиции.  Пятиклассники активно воспринимают прочитанный текст, но недостаточно владеют собственно техникой  чтения, именно  поэтому  на уроках  важно  уделять  внимание  чтению   вслух,  развивать  и укреплять стремление к чтению художественной литературы, проектной деятельности учащихся.  Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.  Содержание стандарта  будет реализовано следующими  видами  усложняющейся  учебной деятельности:          ­ рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы); 5 ­  репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий,  характеров, реалий  (осуществляется  в виде  разного типа  пересказов  (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими  лексико ­ стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);      ­ продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных   текстов,   устное   словесное   рисование,   инсценирование   произведения,   составление киносценария;           ­  поисковая   деятельность:   самостоятельный   поиск   ответа   на   проблемные   вопросы,   установление   ассоциативных   связей   с комментирование   художественного   произведения, произведениями других видов искусства;           ­  исследовательская   деятельность:   анализ   текста,   сопоставление   произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт. Основные виды устных и письменных работ, предусмотренные рабочей программой Устно: ­ правильное,  беглое выразительное  чтение вслух художественных  и учебных текстов, в том числе и чтение наизусть; ­ устный   пересказ   ­   подробный,   выборочный,   сжатый   (   или   краткий   )   от   другого   лица, художественный ( с использованием художественных особенностей текста ) ­ небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки; ­ развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характеристика героя ( в том числе групповая, сравнительная ); отзыв   на   самостоятельно   прочитанное   произведение,   звукозапись,   актерское   чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллюстрацию; ­ подготовка сообщения, доклада, эссе, интервью на литературную тему, диалог литературных героев ( воображаемый, на основе прочитанного ); создание собственного текста (сказки, частушки, рассказа, сценки и т. д.); ­ владение   монологической   и   диалогической   речью   в   объеме   изучаемых   произведений   (в процессе беседы, интервью, сообщений, докладов и т.д. ); ­ использование   словарей   (орфографических,   орфоэпических,   литературных, энциклопедических, мифологических, словарей имен и т.д., каталогов). Письменно: ­ письменный развернутый   и точный ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением,   сочинение­миниатюра,   сочинение   на   литературную   и   свободную   тему   небольшого объема в соответствии с чтением и изучением литературы; ­ создание письменного рассказа­характеристики одного из героев или группы героев (групповая характеристика), двух героев (сравнительная характеристика); ­ создание   небольшого   письменного   отзыва   на   самостоятельно   прочитанную   книгу,   картину, фильм, спектакль; ­ создание письменного плана будущего сочинения, доклада ( простого и сложного ); ­ создание письменного оригинального произведения (сказки, частушки, рассказа); ­ владение письменной речью в объеме курса литературы, изучаемого школьниками в 5 классе. Общая характеристика учебного предмета 6 Литература   –   базовая   учебная   дисциплина,   формирующая   духовный   облик   и   нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и   эстетическом   развитии   школьника,   в   формировании   его   миропонимания   и   национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного   предмета   определяется   сущностью   литературы   как   феномена   культуры:   литература эстетически   осваивает   мир,   выражая   богатство   и   многообразие   человеческого   бытия   в художественных образах. Она обладает большой силой  воздействия на читателей, приобщая их к нравственно­эстетическим ценностям нации и человечества. Курс   литературы   в   школе   основывается   на   принципах   связи   искусства   с   жизнью,   единства формы   и   содержания,   историзма,   традиций   и   новаторства,   осмысления   историко­культурных сведений, нравственно­эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы,   формирование   умений   оценивать   и   анализировать   художественные   произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка. Основу   содержания   литературы   как   учебного   предмета   составляют   чтение   и   текстуальное изучение   художественных   произведений,   составляющих   золотой   фонд   русской   классики.   Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает,   что   национальная   самобытность   раскрывается   в   широком   культурном   контексте. Целостное   восприятие   и   понимание   художественного   произведения,   формирование   умения анализировать   и   интерпретировать   художественный   текст   возможно   только   при   соответствующей эмоционально­эстетической   реакции   читателя.   Ее   качество   непосредственно   от   читательской компетенции,   включающей   способность   наслаждаться   произведениями   словесного   искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко­ и теоретико­литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.  Одна   из   составляющих   литературного   образования   –   литературное   творчество   учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально­нравственные ориентиры. Цель   изучения   литературы   в   школе   –   приобщение   учащихся   к   искусству   слова,   богатству русской   классической   и   зарубежной   литературы.   Основа   литературного   образования   –   чтение   и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и   историко­культурными   фактами,   необходимыми   для   понимания   включенных   в   программу произведений. Расширение   круга   чтения,   повышение   качества   чтения,   уровня   восприятия   и   глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на   всех   этапах   изучения   литературы   в   школе.   Чтобы   чтение   стало   интересным,   продуманным, воздействующим   на   ум   и   душу   ученика,   необходимо   развивать   эмоциональное   восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика. Это устремление зависит от степени эстетического, историко­культурного, духовного развития школьника.   Отсюда   возникает   необходимость   активизировать   художественно­эстетические потребности   детей,   развивать   их   литературный   вкус   и   подготовить   к   самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения. Программа выстроена с учётом специфики   класса.   Её   реализация   обеспечивает   освоение   общеучебных   умений   и   компетенций   в рамках   информационно­коммуникативной   деятельности,   в   том   числе,   способностей   передавать содержание   текста   в   сжатом   или   развёрнутом   виде   в   соответствии   с   целью   учебного   задания, 7 использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, пересказывать кратко, выборочно, полно. На уроках учащиеся могут более уверенно   овладеть   монологической   и   диалогической   речью.   Для   решения   познавательных   и коммуникативных   задач   учащимся   предлагается   использовать   различные   источники   информации, включая энциклопедии, справочники, Интернет, словари.   Точки   зрения   развития   умений   и   навыков   рефлексивной   деятельности,   особое   внимание уделено   способности   учащихся   самостоятельно   организовывать   свою   учебную   деятельность (постановка   цели,   планирование,   определение   оптимального   соотношения   цели   и   средств   и   др.), оценивать   её   результаты,   определять   причины   возникших   трудностей   и   пути   их   устранения, осознавать сферы  своих  интересов  и соотносить их  со своими  учебными  достижениями,  чертами своей личности. Цели   изучения   литературы   могут   быть   достигнуты   при   обращении   к   художественным произведениям,   которые   давно   и   всенародно   признаны   классическими   с   точки   зрения   их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель   литературного   образования   в   школе   состоит   и   в   том,   чтобы   познакомить   учащихся   с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами,  выражающими  жизненную  правду, общегуманистические  идеалы,  воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего. Содержание литературного образования разбито на разделы, согласно основным вехам развития русской литературы. Главной идеей программы является изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, а от нее к русской литературе XVIII , XIX и XX веков. Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5­9 класс и 10­11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5­6 класс, 7­8 класс и 9 класс.   В 5 классе происходит формирование представления о специфике литературы как искусства слова,   умения   осознанного   чтения,   способности   общения   с   художественным   миром   произведений разных жанров (в первую очередь лирики и эпоса). Сопоставительный анализ произведений близких по теме,   сюжету,   образам,   приучает   школьников   видеть   своеобразие   авторской   позиции.   Теоретико­ литературные   понятия,   изучаемые   в   5классе,   в   основном   охватывают   внутреннюю   структуру произведения от тропов до композиции. Творческие работы учащихся должны включать сочинения разных типов (характеристика литературного героя, сопоставление эпизодов, отзыв о прочитанной книге),   а   также   могут   включать   сочинение   загадок,   сказок,   басен,   киносценариев,   рассказов, стихотворений, баллад и др. В программе соблюдена системная направленность: в 5 классе это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведений, знакомство с отдельными сведениями по истории их создания, а также с фактами биографий писателей (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом классе (горизонталь).  Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметами   «Русский   язык»,   «Мировая   художественная   культура»,   «Музыка»,   «Изобразительное искусство»,   «История».   Специфика   учебного   предмета   «Литература»   определяется   тем,   что   он представляет   собой   единство   словесного   искусства   и   основ   науки   (литературоведения),   которая изучает это искусство.  Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.  Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 5 класс.  Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения. Именно 8 эти навыки формирует преподавание литературы в 5 классе.  Учитывая   рекомендации,   изложенные   в   «Методическом   письме   о   преподавании   учебного предмета   "Литература"   в   условиях   введения   Федерального     государственного   образовательного стандарта основного общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи (далее – Р.Р.), на уроки внеклассного чтения (далее ­ Вн. чт.), проектную деятельность учащихся.  В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные ответы на проблемный вопрос, отзывы, доклады, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, для самостоятельного чтения.  Формы и методы преподавания:   1.   Работа   с   учебной,   художественной,   научно­популярной   литературой   –   технология смыслового чтения;  2. Проблемный диалог, беседа;  3. Элементы анализа текста;  4. Лингвистический эксперимент;  5. Редактирование.  6. Объяснительно­иллюстративный. 7. Проектная деятельность;  8. Творческая мастерская;  9. Диспут, дискуссия;  10. Приёмы технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»;  11. Просмотр фрагментов кинофильмов, театральных постановок, фонохрестоматия. Методы, приёмы и виды деятельности учащихся на уроке Курс литературы опирается на следующие методы, приемы и виды учебной деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико­литературных понятий: 1. Метод творческого восприятия  (метод творческого чтения)  2. Анализирующе­интерпретирующий метод (поисковый, исследовательский)  3.Синтезирующий   метод   (реализует   двойной   аспект:   искусство   и   наука   в   преподавании литературы).  Задача учителя: Метод проявляется через приемы: Метод развивает: Виды деятельности учающихся: Развивать и  совершенствовать  глубокое, более  активное и полное, творческое  восприятие  художественного  произведения МЕТОД ТВОРЧЕСКОГО ЧТЕНИЯ 1. Выразительное  (художественное) чтение  учителя, чтение мастеров  художественного слова,  отдельных сцен в исполнении  актеров.  2. Обучение выразительному  чтению учащихся;  комментированное чтение. 3. Слово учителя, умеющее  цельно правильное и возможно более глубокое эмоциональное 1. Наблюдательность.  2.Умение видеть и  слышать явления  жизни.  3. Умение найти  верные слова и  выражения для  передачи своих  впечатлений путем  1. Чтение произведений  в доме и в классе;  2. Выразительное  чтение; 3. Заучивание наизусть;  4. Слушание  художественного  чтения;  5. Составление плана;  6. Близкие к тексту и  сжатые пересказы;  9 выполнения  различного рода  творческих заданий. восприятие произведения.  4. Беседа (цель выяснить  впечатления учащихся о  прочитанном произведении,  направляющая внимание на  идейные и художественные  особенности. 5. Постановка  художественной,  нравственной, философской  проблемы, непосредственно  вытекающей из прочитанного  произведения. 6. Слово учителя или беседа после изучения  произведения. ЭВРИСТИЧЕСКИЙ МЕТОД 1. Обучение учащихся  анализу текста  художественного  произведения, анализу  эпизода, нескольких  взаимосвязанных эпизодов  целого произведения;  образов героев; языка;  композиции произведения,  сопоставление различных  произведений.  2. Постановка системы  вопросов, причем ответ на  каждый вопрос логически  предполагает переход к  следующему вопросу или  соответствующим заданиям. 3. Самостоятельный поиск  учащимся существенной  проблемы для анализа,  попытаться ответить на  вопросы, разрешить  проблемы. 1. Способствует  дальнейшему  усвоению учащимися  метода науки: метода  анализа  художественного  произведения по  преимуществу и  некоторым приемам  историко­ литературного анализа и в процессе этой  работы овладению  предусмотренными  программой знаниями  по теории и истории  литературы. 2. Развивает научную,  критическую мысль  учащихся, развивает  их литературные  способности, учит  самостоятельному  приобретению знаний,  умений по  специальному анализу  литературного  произведения.  7. Художественное  рассказывание;  8. Устные и письменные отзывы о только что  прочитанном  произведении;  9. Инсценировка;  10. Критические  заметки;  11. Рассматривание  иллюстраций и оценка  их; 12. Сочинения разных  жанров. 1. Работа над текстом  художественного  произведения, анализу  эпизода или целого  произведения; 2. Пересказ как прием  анализа; 3. Подбор цитат для  ответа на поставленный  вопрос; 4. Составление плана как  прием анализа  композиции, части или  целого произведения; 5. Анализ образа героя,  сравнительная  характеристика героев; 6. Составление плана к  своему развернутому  ответу, к докладу и  сочинению; 7. Конспективное  изложение результатов  анализа произведения,  сравнительного анализа  произведений разных  искусств, анализа  поставленной проблемы; 8. Выступление на  диспуте. 9. Сочинение на частные  темы как результат своей  работы над  произведением. 10 1. Помочь  учащимся освоить  произведение,  осмыслить его,  разрешить  возникшие  нравственные,  социальные,  художественные  проблемы.  2. Учить  анализировать  произведение,  понимать его  единство в  многообразии его  компонентов,  учить размышлять, оформлять свои  размышления в  словах, в связной,  последовательной, доказательной  речи ­ устной или  письменной. В  работе   важно,  чтобы: ­ школьники  уяснили суть  проблемы для  обсуждения; ­ сумели  обосновать свое  суждения  фактами; ­ сумели  выслушать доводы других,  обосновать свои  "за" и "против"; ­ уточняли  значение понятий  терминов ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МЕТОД (близок к эвристическому по функции и наименованию, но существенное отличие одного от другого  в различии обучающей роли учителя и учебной, познавательной деятельности учащихся) Учитель не только ставит ряд  вопросов или  проблем, но и  разъясняет пути  их решения, учит  собирать  материал,  анализировать,  систематизировать его, показывает  или разъясняет  условия или  приемы работы. Выдвижение учителем  проблемы для всего класса,  причем ряд аспектов этой  проблемы разрабатывается  группами учащихся или  отдельными из них.  (Учитель указывает  источники, предлагает ряд  тем сочинений, выдвигает  темы для семинарских  занятий) 1. Мышление  учащихся; 2. Овладение  умениями связанными  по данному учебному  предмету  1. Самостоятельный  анализ части, эпизода  изучаемого произведения,  анализ целого, не  изучаемого в школе  произведения.  2. Сопоставление в  тематическом,  проблемно­идейном,  теоретико­литературном,  историко­литературном,  планах двух или  нескольких произведений. 3. Сопоставление, анализ  высказанных в критике  нескольких точек зрения  на произведение, образа  героя с обоснованием  своего мнения;  4. Сопоставление  литературного  произведения с его экранизацией. 5. Самостоятельная  оценка литературного  произведения, героев  (доклады, семинарские  занятия, сочинения,  участие в диспутах). Формы организации образовательного процесса: классно­урочная система. Основная форма организации учебного процесса – урок. Возможна модификация традиционного урока: очная или заочная экскурсия в дом­музей писателя или по литературным местам; диспут, литературная   викторина,   творческий   конкурс.   В   планировании   учебного   материала,   а   также   в зависимости от цели урока используются следующие   формы проведения урока: 11                    уроки­лекции урок­практическая работа уроки­соревнования  уроки с групповыми формами работы уроки взаимообучения обучающихся уроки творчества, мастерские уроки­конкурсы уроки­игры  уроки­диалоги уроки­концерты уроки­презентации проектов урок изучения нового материала урок закрепления знаний, умений и навыков комбинированный урок  урок­беседа повторительно­обобщающий урок урок­исследование урок­практикум урок развития речи. Технологии,   используемые   в   обучении:  развитие   критического   мышления   через   чтение   и письмо   (РКМЧП),   деятельностного   метода,   метод   проектов,   игровые,  развивающего   обучения, обучения   в   сотрудничестве   (групповые   технологии),   развития исследовательских   навыков,   информационно­коммуникационные,   здоровьесбережения,   технология уровневой   дифференциации,   технология   мастерских   на   уроках   русского   языка   и   литературы,     и другие.   проблемного   обучения, Концепция модернизации российского образования подчеркивает необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности,   его   познавательных   и   созидательных   способностей».   Проблема   достижения   всеми обучающимися   обязательного   минимума   решается   использованием   технологии   уровневой дифференциации обучения. Уровневая дифференциация выражается в том, что обучаясь по одной программе   и   учебникам,   обучающиеся   могут   усваивать   материал   на   различных   уровнях. Определяющим при этом является уровень обязательной подготовки. На его основе формируются более высокие уровни овладения материалом. Широкое   использование   современных   технологий   обучения,   таких   как   социокультурно­ адаптивная,   здоровьесберегающая,   технология   обучения   в   сотрудничестве,   ИКТ   и   проектная методика, игровые технологии, позволяют интенсифицировать процесс обучения и сделать его более увлекательным и эффективным. Программа также предусматривает другие варианты дидактико­технологического обеспечения учебного   процесса:   таблицы,   раздаточный   материал,   материалы   для   итогового   и   промежуточного контроля, тестовые задания, видеофильмы, литературоведческие справочники и словари. Основные виды контроля:  Одно   из   требований   принципа   систематичности   и   последовательности   предполагает 12 необходимость осуществления контроля на всех этапах образовательного процесса по литературе. Этому способствует применение следующих видов контроля:  Предварительный  – диагностика начального уровня знаний обучающихся с целью выявления ими   важнейших   элементов   учебного   содержания,   полученных   при   изучении   предшествующих разделов, необходимых для успешного усвоения нового материала (беседа по вопросам; мозговой штурм; тестирование, письменный опрос). Текущий   (поурочный)  –   систематическая   диагностика   усвоения   основных   элементов содержания   каждого   урока   по   ходу   изучения   темы   или   раздела   (беседа;   индивидуальный   опрос; подготовка   сообщений,   докладов,   рефератов,   проектов;   работа   по   карточкам;   составление   схем, таблиц, рисунков, написание мини­сочинений). Промежуточный  –   по   ходу   изучения   темы,   но   по   истечении   нескольких   уроков:   пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица рассказчика, художественный), выразительное чтение (в том числе наизусть), развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, анализ стихотворения, комментирование   художественного   текста,     составление   простого   или   сложного   плана   по произведению, в том числе цитатного, конспектирование (фрагментов критической статьи, лекции учителя,   статьи   учебника),     составление   сравнительной   характеристики   литературного   героя   по заданным критериям, викторины, игры, конкурсы, сочинение на литературную тему, сообщение на литературную и историко­культурную темы, презентация проектов, сочинение синквейнов; Тематический  –   по   окончании   изучения   темы   (тестирование;   оформление   презентаций, составление тезисных планов). Итоговый  –   проводится   по   итогам   изучения   раздела   курса   «Литература»   с   целью диагностирования усвоения обучающимися основных понятий раздела и понимания их взаимосвязи (контрольные   работы,   контрольное   тестирование,   анализ   стихотворения,   письменный   развернутый ответ на проблемный вопрос, презентация проектов): анализ стихотворения, письменный развернутый ответ на проблемный вопрос, презентация проектов, сочинение на основе литературного произведения или анализ эпизода, тест, включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом, проверяющие начитанность   обучающегося,   теоретико­литературные   знания,   дифференцированный   зачет   с творческим заданием; проектная, исследовательская  работа.  Методы контроля:  устные (опрос, взаимоопрос); письменные (письменный опрос, тесты),       программированные (медиапрезентации),   комбинированные   (самоконтроль,   рефлексия,   смотр   знаний,   олимпиады, представление читательских интересов). 13 Содержание учебного предмета «Литература» 5 класс В программе представлены следующие разделы: 1. Устное народное творчество. 2. Древнерусская литература. 3. Русская литература XVIII в. 4. Русская литература XIX в. 5. Русская литература XX в. 6.  Зарубежная литература. Изучению произведений предшествует краткий обзор жизни и творчества писателя. Материалы по теории и истории литературы представлены в каждом разделе программы Введение (1ч.) Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения   другому.   Структурные   элементы   книги   (обложка,   титул,   форзац,   сноски,   оглавление); 14 создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик и др.). Учебник литературы  и работа с ним. Фольклор — коллективное устное народное творчество. Устное народное творчество (10ч.) Преображение   действительности   в   духе   народных   идеалов.   Вариативная   природа   фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Малые   жанры   фольклора.   Детский   фольклор   (колыбельные   песни,   пестушки,   приговорки, скороговорки, загадки — повторение). Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений). Русские народные сказки  Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые (анекдотические, новеллистические).   Нравоучительный   и   философский   характер   сказок.   Сказители.   Собиратели сказок. (Обзор.) «Царевна­лягушка».  Народная   мораль   в   характере   и   поступках   героев.   Образ   невесты­ волшебницы. «Величественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собою, недюжинный ум и глубокое,   полное   неиссякаемой   любви   сердце,   спокойная   готовность   жертвовать   собою   ради торжества своей мечты — вот духовные данные Василисы Премудрой...» (М. Горький). Иван Царевич —   победитель   житейских   невзгод.  Животные­помощники.   Особая   роль   чудесных   противников   — Бабы­яги, Кощея Бессмертного. Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывается. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке. «Иван   —   крестьянский   сын   и   чудо­юдо».  Волшебная   богатырская   сказка   героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван — крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки.  Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора­ народа. Особенности сюжета. «Журавль и цапля»,  «Солдатская шинель»  — народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках. Теория литературы. Сказка. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола   (начальное   представление).   Сказочные   формулы.   Вариативность   народных   сказок (начальные представления). Сравнение. Из древнерусской литературы (2ч.) Начало   письменности   у   восточных   славян   и   возникновение   древнерусской   литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси. (Обзор.) «Повесть  временных  лет» как литературный памятник. «Подвиг   отрока­киевлянина  и хитрость воеводы Претича».  Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей...» и их подвиги во имя мира на родной земле. Теория литературы. Летопись (начальные представления). Из литературы XVIII века (2ч.) Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя (детство и годы учения, начало литературной деятельности). Ломоносов — ученый, поэт, художник, гражданин. «Случились   вместе   два   астронома   в   пиру...»  —   научные   истины   в   поэтической   форме.   Юмор стихотворения. Теория литературы. Роды литературы:  эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальные представления).   15 Из литературы XIX века (42 ч.) Русские басни. Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). (Обзор.)  Иван   Андреевич   Крылов  Краткий   рассказ   о   баснописце   (детство,   начало   литературной деятельности).   «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под Дубом» (на выбор). Осмеяние пороков — грубой   силы,   жадности,   неблагодарности,   хитрости   и   т.   д.   «Волк   на   псарне»   —   отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора. Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (индивидуальное, по ролям, инсценирование). Теория литературы. Басня (развитие представлений), аллегория (начальные представления). Понятие об эзоповом языке. Василий Андреевич  Жуковский. Краткий  рассказ   о поэте  (детство  и  начало  творчества, Жуковский­сказочник). «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета. «Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады. Теория литературы. Баллада (начальные представления). Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения). Стихотворение  «Няне»  —   поэтизация   образа   няни;   мотивы   одиночества   и   грусти,   скрашиваемые любовью няни, ее сказками и песнями. «У лукоморья дуб зеленый...». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» — собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»  — ее истоки (сопоставление с русскими народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»).   Противостояние   добрых   и   злых   сил   в   сказке.   Царица   и   царевна,   мачеха   и   падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки   и  сказки   народной.   Народная  мораль,     нравственность   —  красота  внешняя   и  внутренняя, победа   добра   над   злом,   гармоничность   положительных   героев.   Поэтичность,   музыкальность пушкинской сказки. Русская литературная сказка  Антоний   Погорельский.  «Черная   курица,   или   Подземные   жители».   Сказочно­условное, фантастической   и   достоверно­реальное   в   литературной   сказке.   Нравоучительное   содержание   и причудливый сюжет произведения.  Петр   Павлович   Ершов.  «Конек   –   Горбунок».   (Для   внеклассного   чтения)   Соединение сказочных и фантастических ситуаций, художественного вымысла с реалистической правдивостью, с верным изображением картин народного быта, народный юмор, красочность и яркость языка. Всеволод   Михайлович   Гаршин.  «Attalta  Princeps».  Героическое   и   обыденное   в   сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.                 Теория   литературы.   Литературная   сказка   (начальные   представления).   Стихотворная   и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов.                    Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России). «Бородино» — отклик на 25­летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения.   Воспроизведение   исторического   события   устами   рядового   участника   сражения. Мастерство   Лермонтова   в   создании   батальных   сцен.   Сочетание   разговорных   интонаций   с патриотическим пафосом стихотворения. Теория   литературы.   Сравнение,   гипербола,   эпитет   (развитие   представлений),   метафора, звукопись, аллитерация (начальные представления). 16 Николай  Васильевич  Гоголь.   Краткий   рассказ   о   писателе   (детство,   годы   учения,   начало литературной деятельности). «Заколдованное   место»  —   повесть   из   книги   «Вечера   на   хуторе   близ   Диканьки».   Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического. «Ночь перед Рождеством». (Для внеклассного чтения) Поэтические картины народной жизни. Герои повести. Фольклорные мотивы в создании образов героев. Изображение конфликта темных и светлых сил. Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений). Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности). «На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу. «Есть   женщины   в   русских   селеньях...»  (отрывок   из  поэмы   «Мороз,   Красный   нос»). Поэтический образ русской женщины. Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение   к  труду  взрослых.   Мир   детства   —   короткая   пора   в   жизни   крестьянина.   Речевая характеристика персонажей. Теория литературы. Эпитет (развитие представлений). Иван   Сергеевич   Тургенев.   Краткий   рассказ   о   писателе   (детство   и   начало   литературной деятельности). «Муму» — повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима:   сила,   достоинство,   сострадание   к   окружающим,   великодушие,   трудолюбие.   Немота главного героя — символ немого протеста крепостных крестьян. Теория   литературы.  Портрет,  пейзаж  (начальные   представления).   Литературный   герой  (начальные представления). Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» — радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни. Лев   Николаевич   Толстой.   Краткий   рассказ   о   писателе   (детство,   начало   литературной деятельности). «Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин — два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов. Теория литературы. Сравнение (развитие понятия). Сюжет (начальное представление). Антон   Павлович   Чехов.   Краткий   рассказ   о   писателе   (детство   и   начало   литературной деятельности).   «Хирургия»   —   осмеяние   глупости   и   невежества   героев   рассказа.   Юмор   ситуации.   Речь персонажей как средство их характеристики. Теория литературы. Юмор (развитие представлений). Поэты XIX века о Родине и родной природе Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится...», «Как весел грохот летних бурь...», «Есть в осени первоначальной...»;  А. Н. Плещеев. «Весна» (отрывок);  И. С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); А. Н. Майков. «Ласточки»; И. 3. Суриков. «Зима» (отрывок); А. В. Кольцов. «В степи». Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и учащихся). Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения. Иван   Алексеевич   Бунин.   Краткий   рассказ   о   писателе   (детство   и   начало   литературной Из литературы XX века (28ч.) деятельности). 17 «Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами Русской земли, душевным складом песен и сказок, связанных между собой видимыми и тайными силами. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине. Владимир   Галактионович   Короленко.   Краткий   рассказ   о   писателе   (детство   и   начало литературной деятельности). «В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта   и   сострадание   героев   повести.   Образ   серого,   сонного   города.   Равнодушие   окружающих людей   к   беднякам.   Вася,   Валек,   Маруся,   Тыбурций.   Отец   и   сын.   Размышления   героев.   «Дурное общество» и «дурные дела». Взаимопонимание —­ основа отношений в семье. Теория   литературы.   Портрет   (развитие   представлений).   Композиция   литературного произведения (начальные понятия). Сергей   Александрович   Есенин.   Краткий   рассказ   о   поэте.   Стихотворения   «Я   покинул родимый   дом...»   и   «Низкий   дом   с   голубыми   ставнями...»   —   поэтическое   изображение   родной природы.   Образы   малой   родины,   родных   людей   как   изначальный   исток   образа   Родины,   России. Своеобразие языка есенинской лирики. Павел   Петрович   Бажов.   Краткий   рассказ   о   писателе   (детство   и   начало   литературной деятельности). «Медной   горы   Хозяйка».   Реальность   и   фантастика   в   сказе.   Честность,   добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа. Теория   литературы.   Сказ   как   жанр   литературы   (начальные   представления).   Сказ   и   сказка (общее и различное). Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе. «Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского. Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе. Сказки С. Я. Маршака. «Двенадцать месяцев» — пьеса­сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом — традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы­сказки. Теория литературы. Драма как род литературы (начальные представления). Пьеса­сказка. Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности). «Никита».   Быль   и   фантастика.   Главный   герой   рассказа,   единство   героя   с   природой, одухотворение природы в его воображении — жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира. Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений). Виктор   Петрович   Астафьев.   Краткий   рассказ   о   писателе   (детство,   начало   литературной деятельности). «Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальной ситуацииI Теория   литературы. представления).   Автобиографичность   литературного   произведения   (начальные «Ради жизни на Земле...» Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.   М.   Симонов.   «Майор   привез   мальчишку   на   лафете...»;  А.   Т.   Твардовский.   «Рассказ танкиста». Война и дети — обостренно трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.             Произведения о Родине и родной природе И.Бунин.   «Помню—долгий   зимний   вечер...»;   Прокофьев.   «Аленушка»; «Аленушка»; Рубцов. «Родная деревня», Дон­Аминадо. «Города и годы».  Д.   Кедрин. Стихотворные лирические произведения о Родине, ной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения. Конкретные 18 пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях. Писатели улыбаются Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь­Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей. Теория литературы. Юмор (развитие понятия). Из зарубежной литературы (15 ч.) Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе. «Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков. Теория литературы. Баллада (развитие представлений). Даниель Дефо. Краткий рассказ о писателе. «Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя (смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами). Гимн неисчерпаемым возможностям человека. Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе. «Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке Андерсена. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон,   олень,   Маленькая   разбойница   и   др.).   Снежная   королева   и   Герда   —   противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы. Жорж Санд. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей. Марк Твен. Краткий рассказ о писателе. «Приключения   Тома   Сойера».   Том   и   Гек.   Дружба   мальчиков.   Игры,   забавы,   находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями. Том и Бекки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций. Изобретательность в играх — умение сделать окружающий мир интересным. Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе. «Сказание о Кише» — сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших.   Уважение   взрослых.   Характер   мальчика   —   смелость,   мужество,   изобретательность, смекалка,  чувство  собственного достоинства — опора  в труднейших  жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа. Произведения для заучивания наизусть Пословицы и поговорки. В.А. Жуковский. «Спящая царевна» (отрывок). И.А. Крылов. Басни. А.С. Пушкин. «У лукоморья..» Н.А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…», отрывок из стихотворения «Крестьянские  дети» («Однажды в студёную зимнюю пору…») Ф. И. Тютчев. «Весенние воды» А.А. Фет. «Весенний дождь». М.Ю. Лермонтов. «Бородино» По теме «Война и дети» 1­2 стихотворения. По теме «О Родине и родной природе» 1­2 стихотворения. Античные мифы. Вначале был хаос. Зевс на Олимпе. Список литературы для самостоятельного чтения 19 Из древнерусской литературы А. Никитин. Из «Хождений за три моря». Из русской литературы 18 века А.Д. Кантемир. Верблюд и лисица.                                                                                                                  М.В. Ломоносов. «Лишь только дневный шум умолк…»                                                                                Басни В. Тридиаковского, А. Сумарокова, В. Майкова, И. Хемницера (на выбор) И.А. Крылов (3 ­ 4 басни на выбор)                                                                                                       К.Ф. Рылеев. Иван Сусанин.                                                                                      Из русской литературы 19 века  Е. А. Баратынский. Водопад. «Чудный град порой сольется...». А.А. Дельвиг. Русская песня. Е. А. Баратынский. Водопад. «Чудный град порой сольется...». А. С. Пушкин. Зимняя дорога. Кавказ. М. Ю. Лермонтов. Ветка Палестины. Пленный рыцарь. Утес. Ашик­Кериб (сказка). А. В. Кольцов. Осень. Урожай. Н. В. Гоголь. Страшная месть. Н. А. Некрасов. Накануне светлого праздника. Д. В. Григорович. Гуттаперчевый мальчик. И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе, рассказы. В. М. Гаршин. Сказка о жабе и розе. А. А. Фет. «Облаком волнистым...». «Печальная береза...» и др. И. С. Никитин. Утро. Пахарь. Я. П. Полонский. Утро. А. Н. Майков. Весна. «Осенние листья по ветру кружат....... Ф. И. Тютчев. Утро в горах. Н. С. Лесков. Привидение в Инженерном замке. Из кадетских воспоминаний. Л. Н. Толстой. Севастопольские рассказы (на выбор). А. Н. Островский. Снегурочка. А. П. Чехов. 3—4 рассказа на выбор. Из русской литературы XX века М. Горький. Дети Пармы. Из «Сказок об Италии». А. И. Куприн. Чудесный доктор. И. А. Бунин. «Шире, грудь, распахнись...». Деревенский нищий. Затишье. «Высоко полный месяц стоит...». «Помню — долгий зимний вечер...». А. А. Блок. «Встану я в утро туманное...». «На весеннем пути в теремок...». С. А. Есенин. Песнь о собаке. Дон Аминадо. Колыбельная. И. С. Соколов­Микитов. Зима. П. П. Бажов. Каменный цветок. М. М. Пришвин. Моя родина. С. Я. Маршак. Двенадцать месяцев. А. Т. Твардовский. Лес осенью. Е. И. Носов. Варька. В. П. Астафьев. Зачем я убил коростеля? Белогрудка. Из зарубежной литературы  Басни Эзопа, Лафонтена, Лессинга   (на выбор). Д. Дефо. Жизнь и удивительные приключения  морехода Робинзона Крузо. М. Твен. Приключения Тома Сойера. ­   Художественная литература как искусство слова.  Основные теоретико­литературные  понятия 20 ­   Художественный образ.  ­   Фольклор. Жанры фольклора. ­   Литературные роды и жанры. ­   Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм. ­   Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет композиция; стадии   развития   действия:   экспозиция,   завязка,   кульминация,   развязка,   эпилог;   лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор­повествователь, литературный герой, лирический герой.  ­    Язык художественного произведения. Изобразительно­выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория. ­   Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа. № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Учебно­тематическое планирование по литературе 5 класс Тема Количество часов КР Из них на развитие речи Введение Устное народное творчество Из древнерусской литературы  Из русской литературы XVIII века  Из русской литературы XIX века  Из русской литературы XX века  Из зарубежной литературы  Повторение  Итого 1 10 2 2  42 28 15 5 105 Место предмета 1 5 2 3 2 13 3 1 2 6 На изучение предмета отводится 3 часа в неделю, итого 105 часов за учебный год. Курс  рассчитан на 105 часов (3 часа в неделю). Требования ФГОС к результатам изучения предмета «Литература»  в основной школе (к окончанию 5 класса) Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:        1) совершенствование духовно­нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к   многонациональному   Отечеству,   уважительного   отношения   к   русской   литературе,   к   культурам других народов;       2) самоопределение и самопознание, ориентация в системе личностных смыслов на основе соотнесения своего «я» с художественным миром авторов и судьбами их героев. Личностными результатами  изучения  предмета «Литература» являются следующие умения и качества: – чувство прекрасного – умение  чувствовать  красоту и выразительность  речи,  стремиться  к 21 совершенствованию собственной речи; – любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; –  устойчивый   познавательный  интерес  к   чтению,   к   ведению   диалога   с   автором   текста; потребность в чтении. – осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия; – ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение; – эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность; – потребность в самовыражении через слово; – устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении. Средством   достижения   этих   результатов   служат   тексты   учебников,   вопросы   и   задания   к   ним, проблемно­диалогическая технология, технология продуктивного чтения. Метапредметными   результатами  изучения   курса   «Литература»   является   формирование универсальных учебных действий (УУД).  Регулятивные УУД: – самостоятельно  формулировать  проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей; – самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели; – самостоятельно составлять план решения учебной проблемы; –  работать  по   плану,   сверяя   свои   действия   с   целью,  прогнозировать,  корректировать  свою деятельность; – в диалоге с учителем  вырабатывать  критерии оценки и     определять  степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Средством   формирования   регулятивных   УУД   служат   технология   продуктивного   чтения   и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Познавательные УУД: –   самостоятельно  вычитывать  все   виды   текстовой   информации:   фактуальную,   подтекстовую, концептуальную;   адекватно  понимать  основную   и   дополнительную   информацию   текста, воспринятого на слух; – пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; – извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); – владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным); – перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); – излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно; – пользоваться словарями, справочниками; – осуществлять анализ и синтез; – устанавливать причинно­следственные связи; – строить рассуждения. Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; 22 технология продуктивного чтения. Коммуникативные УУД: – учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; – уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; – уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы; – уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; –  уметь  задавать   вопросы,   необходимые   для   организации   собственной   деятельности   и сотрудничества с партнёром; –  уметь  осуществлять   взаимный   контроль   и   оказывать   в   сотрудничестве   необходимую взаимопомощь; – осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека; –  оформлять  свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;  создавать тексты различного типа, стиля, жанра; – оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание; –  адекватно   использовать  речевые   средства   для   решения   различных   коммуникативных   задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога; – высказывать и обосновывать свою точку зрения; –  слушать  и  слышать  других,   пытаться   принимать   иную   точку   зрения,   быть   готовым корректировать свою точку зрения; – выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями; – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; – задавать вопросы. Предметными   результатами  изучения   курса   «Литература»   является   сформированность следующих умений: Ученик научится: –   осознанно  воспринимать  и  понимать  фольклорный   текст;  различать  фольклорные   и литературные   произведения,  обращаться  к   пословицам,   поговоркам,   фольклорным   образам   в различных   ситуациях   речевого   общения,  сопоставлять  фольклорную   сказку   и   её   интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм); –  выделять  нравственную   проблематику   фольклорных   текстов   как   основу   для   развития представлений   о   нравственном   идеале   народа,   для   формирования   представлений   о   русском национальном характере; – видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера других народов в героях народного эпоса; – выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения; – использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях; –   выразительно  читать  сказки   и   былины,   соблюдая   соответствующую   интонацию   «устного высказывания»; –  пересказывать  сказки,   используя   в   своей   речи   художественные   приёмы,   характерные   для народных сказок; 23 –  выявлять  в   сказках   характерные   художественные   приемы   и   на   этой   основе  определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной; – осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; – адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения; – воспринимать художественный текст как произведение искусства; –  определять  для  себя цели  чтения  художественной литературы,  выбирать  произведения  для самостоятельного чтения; – выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации; – определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями; –  создавать  собственный   текст   аналитического   и   интерпретирующего   характера   в   различных форматах; – сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах; Ученик получит возможность научиться:  –  сравнивать  сказки, принадлежащие разным народам,  видеть  в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов); – сочинять сказку (в т. ч. по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии; – сравнивать произведения героического эпоса разных народов, определять черты национального характера; –  выбирать  произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками; – устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия); –  выбирать  путь анализа произведения, адекватный жанрово­родовой природе художественного текста;  – видеть элементы поэтики художественного текста, их художественную и смысловую функцию; – сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их; – оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств; –  сопоставлять  произведения   русской   и   мировой   литературы,   самостоятельно   (или   под руководством   учителя)   определяя   линии   сопоставления,   выбирая   аспект   для   сопоставительного анализа; –  осуществлять  самостоятельную  проектно­исследовательскую   деятельность  и  оформлять  её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект). 24 Учебно­методическое и материально­техническое обеспечение Учебники  1. Коровина В. Я., Журавлев В.  П .,Коровин В. И. Литература: 5  кл.: Учеб.­хрестоматия: В 2 ч. –  М.: Просвещение, 2014.  Учебные пособия  Коровина В. Я., Коровин В. И.,  Журавлев В. П. Читаем,  думаем, спорим...: 5 кл. — М.:  Просвещение, 2014.  Методические  Коровина В. Я., Збарский И.  С. Литература: 5 кл.: Метод.  советы. — М.: Просвещение,  2014.  Для учителя:  Аркин И.И. Уроки литературы в 5­6 классах: Практическая методика: Кн. для учителя. ­ М.:  Просвещение, 2008.   Беломестных О.Б., Корнеева М.С., Золотарёва И.В. Поурочное планирование по литературе. 5  класс. – М.: ВАКО, 2002.  Беляева Н.В. Уроки литературы в 5 классе. Поурочные разработки: пособие для учителей  общеобразовательных учреждений / Н.В. Беляева. – М., Просвещение, 2013.  Ерёмина О.А. Поурочное планирование по литературе: 5 кл.: Методическое пособие к  учебнику­хрестоматии Коровиной В.Я. и др. «Литература. 5 кл.» / О.А. Ерёменко. – М.: Изд­во «Экзамен», 2006.  Золотарёва И.В., Егорова Н.В. универсальные поурочные разработки по литературе. 5 класс. – Изд. 3­е, исправл. и дополн. – М.: ВАКО, 2009.   Миронова Н.А. Тесты по литературе: 5 кл.: к учебнику В.Я. Коровиной и др. «Литература. 5  класс». – М.: Издательство «Экзамен».  Фонохрестоматия к учебнику ­ хрестоматии для 5 класса. Мультимедийные пособия  Литература: 5 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD­ROM / Сост.  В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин. ­ М.: Просвещение, 2008. Для учащихся:  Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник­хрестоматия для 5 класса: В 2ч. ­ М.: Просвещение,  2014.  Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 5  класс. ­ М.: Просвещение, 2014.  РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ В ИНТЕРНЕТЕ www  www  www  www  www  www   .  wikipedia    .  krugosvet    .  rubricon    .  slovari    .  gramota    ­  web   .  feb   .  ru Универсальная энциклопедия «Википедия».  .  ru Универсальная энциклопедия «Кругосвет».   .  ru Энциклопедия «Рубрикон».  .  ru Электронные словари.  .  ru Справочно­информационный интернет­ портал «Русский язык».  .  ru Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор». 25 www   .  myfhology    .  ru Мифологическая энциклопедия. 1.Оборудование:  классная доска с набором магнитов. 2. ТСО    компьютер; проектор;  экран. 3.    Программное обеспечение:   операционная система Windows 98/Me (2000/XP); текстовый редактор MS Word 4.    Комплекты:    портреты русских писателей; серия учебных таблиц по литературе   СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО 26 Протокол методического объединения  №_____от «___»___________2015 г. Руководитель ШМО                        ______________ (Л.А. Баранец) Заместитель директора по УВР ___________(Т.В. Шапошникова) «___»___________2015 г. 27

Рабочая программа по литературе и русскому языку

Рабочая программа по литературе и русскому языку

Рабочая программа по литературе и русскому языку

Рабочая программа по литературе и русскому языку

Рабочая программа по литературе и русскому языку

Рабочая программа по литературе и русскому языку

Рабочая программа по литературе и русскому языку

Рабочая программа по литературе и русскому языку

Рабочая программа по литературе и русскому языку

Рабочая программа по литературе и русскому языку

Рабочая программа по литературе и русскому языку

Рабочая программа по литературе и русскому языку

Рабочая программа по литературе и русскому языку

Рабочая программа по литературе и русскому языку

Рабочая программа по литературе и русскому языку

Рабочая программа по литературе и русскому языку

Рабочая программа по литературе и русскому языку

Рабочая программа по литературе и русскому языку

Рабочая программа по литературе и русскому языку

Рабочая программа по литературе и русскому языку

Рабочая программа по литературе и русскому языку

Рабочая программа по литературе и русскому языку

Рабочая программа по литературе и русскому языку

Рабочая программа по литературе и русскому языку

Рабочая программа по литературе и русскому языку

Рабочая программа по литературе и русскому языку

Рабочая программа по литературе и русскому языку

Рабочая программа по литературе и русскому языку

Рабочая программа по литературе и русскому языку

Рабочая программа по литературе и русскому языку

Рабочая программа по литературе и русскому языку

Рабочая программа по литературе и русскому языку

Рабочая программа по литературе и русскому языку

Рабочая программа по литературе и русскому языку

Рабочая программа по литературе и русскому языку

Рабочая программа по литературе и русскому языку

Рабочая программа по литературе и русскому языку

Рабочая программа по литературе и русскому языку

Рабочая программа по литературе и русскому языку

Рабочая программа по литературе и русскому языку

Рабочая программа по литературе и русскому языку

Рабочая программа по литературе и русскому языку

Рабочая программа по литературе и русскому языку

Рабочая программа по литературе и русскому языку

Рабочая программа по литературе и русскому языку

Рабочая программа по литературе и русскому языку

Рабочая программа по литературе и русскому языку

Рабочая программа по литературе и русскому языку

Рабочая программа по литературе и русскому языку

Рабочая программа по литературе и русскому языку

Рабочая программа по литературе и русскому языку

Рабочая программа по литературе и русскому языку

Рабочая программа по литературе и русскому языку

Рабочая программа по литературе и русскому языку
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.04.2018