Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №16 имени В.П.Неймышева»
г. Тобольска Тюменской области
Рассмотрено «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании МО Заместитель директора Директор МАОУ СОШ№16
Руководитель МО по УВР имени В.П.Неймышева
______М.В.Сабаева ______О.Н.Трегубова ______С.В.Корепанов
Протокол №1 от Приказ № от
«23» августа 2017г. «23» августа 2017г. «30» августа 2017г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Сергеевой Ольги Владимировны,
первая квалификационная категория,
по литературе, 6 класс 2017 2018 учебный год
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
совершенствование духовнонравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к
русской литературе, к культурам других народов;
самоопределение и самопознание, ориентация в системе личностных смыслов на основе соотнесения своего «я» с художественным миром авторов и
судьбами их героев;
совершенствование готовности и способности учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированности их мотивации к обучению
и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно – смысловых установок,
отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание;
совершенствование способности ставить цели и строить жизненные планы; способности к осознанию российской идентичности в поли культурном
социуме.
Метапредметные результаты:
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать
мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознано выбирать наиболее эффективные способы решения учебных
и познавательных задач;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
определять понятия, создавать обобщение, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основание и критерии для
классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по
аналогии) и делать выводы;
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать, отстаивать свое мнение;
осознано использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникаций для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты:
Устное народное творчество
По окончании изучения курса учащийся 6 класса научится:
2 осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться фольклорным образам,
«традиционным» фольклорным приемам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и ее интерпретацию средствами
других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народа,
формирования представлений о русском национальном характере;
видеть черты русского национального характера в героях русских сказок, видеть черты национального характера своего народа в героях народных
сказок;
учитывая жанровородовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
выразительно читать сказки, соблюдая соответствующий интонационный рисунок «устного рассказывания»;
пересказывать сказки, четко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для
народных сказок художественные приемы;
выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку
от фольклорной.
По окончании изучения курса учащийся 6 класса получит возможность научиться:
сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с
идеалом русского и своего народов);
рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, обосновывая свой выбор;
сочинять сказку (в том числе и по пословице), и/или придумывать сюжетные линии;
сравнивая произведения героического эпоса разных народов (легенду, предание, сказание), определять черты национального характера;
выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми
установками;
устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и
различия).
Древнерусская литература. Русская литература XVIII века. Русская литература XIX–XX веков. Зарубежная литература.
По окончании изучения курса учащийся 6 класса научится:
осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его
смысловой анализ, интерпретировать прочитанное, устанавливать поле «читательских ассоциаций», отбирать произведения для чтения;
воспринимать художественный текст как произведение искусства, «послание» автора читателю, современнику и потомку;
определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы, выбирать произведения для самостоятельного чтения;
выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя свое к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные
ориентации:;
3 определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя свое отношение к прочитанному;
создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
работать с разными источниками информации и владеть основными способами ее обработки и презентации.
По окончании изучения курса учащийся 6 класса получит возможность научиться:
выбирать путь анализа произведения, адекватный жанровородовой природе художественного текста;
дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их,
оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;
сопоставлять произведения русской и мировой литературы, самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая
аспект для сопоставительного анализа;
вести самостоятельную проектноисследовательскую деятельность и оформлять ее результаты в разных форматах (работа исследовательского
характера, реферат, проект).
Содержание учебного предмета 102 часа
Введение 1час
О литературе, писателе и читателе. Литература и другие виды искусства.
Мифология 4 часа ( в т.ч. 1 час развития речи )
Понятие о мифе. Миф «Герои». Отражение в древнегреческих мифах представлений о времени, человеческой истории, стремление познать мир. Миф
«Прометей». Отражение в древнегреческих мифах представлений о героизме. Миф «Яблоки Гесперид». Стремление познать мир и реализовать
мечту в мифе.
РР Выборочное изложение по мифу «Яблоки Гесперид».
Теория литературы: мифологический сюжет.
Развитие речи: чтение и различные виды пересказа, дискуссия, изложение с элементами сочинения.
Устное народное творчество 5 часов ( в т.ч. 1 час развития речи, 1 час внеклассного чтения)
Предание и его художественные особенности. Предание «Солдат и смерть» Герои преданий. Предание «Как Бадыноко победил одноглазого
великана». Художественные особенности предания. Сказка и её художественные особенности. «Сказка о молодильных яблоках и живой воде»
Народные представления о добре и зле в сказке.
Вн. чт. Сказка «Два Ивана солдатских сына». Выражение общенародного идеала в фольклорной сказке.
РР Сочинение бытовой ( волшебной) сказки.
4 Теория литературы: предание, структура волшебной сказки, мифологические элементы в волшебной сказке.
Развитие речи: сказывание сказки, запись фольклорных произведений, сочинение сказки.
Древнерусская литература 4 часа ( в т. ч. 1 контрольная работа )
Древнерусская литература и её жанры. «Сказание о белгородских колодцах». Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных
представлений о событиях и людях. «Повесть о разорении Рязани Батыем». Поучительный характер произведения. «Поучение» Владимира
Мономаха. Нравственная проблематика произведения.
КР Контрольная работа по теме «Мифология. Устное народное творчество. Древнерусская литература»
Русская литература XVIII века 1 час
М. В. Ломоносов
М. В. Ломоносов. Годы учения. «Стихи, сочинённые на дороге в Петергоф». Отражение мыслей учёного, поэта, гражданина.
Литература XIX века 45 часов (в т.ч.12 часов развития речи, 4 часа внеклассного чтения , 2 контрольные работы)
В. А. Жуковский 2 часа
В. А. Жуковский. Краткие сведения о писателе. Жанр баллады в творчестве В. А. Жуковского. Баллада «Светлана».Фантастическое и реальное в
балладе. В. А. Жуковский. Баллада «Светлана». Особенности языка и образов. Тема любви в балладе.
А.С. Пушкин 10 часов ( в т.ч. 4 часа развития речи)
А. С. Пушкин. Лицей в жизни и творческой биографии писателя. Стихотворения: «Редеет облаков летучая гряда…», «Зимнее утро». Мотивы
единства красоты природы и красоты человека в стихотворениях. Жанр элегии. А.С. Пушкин. Стихотворение «Деревня». Антитеза как основной
художественный приём стихотворения.
РР А.С. Пушкин. Стихотворения: «Ещё дуют холодные ветры», «Зимний вечер». Обучение анализу стихотворения
РР Стихотворные размеры. Двусложные размеры стиха. Стихотворный ритм. (На примере стихотворений А.С.Пушкина).
А. С. Пушкин. Роман «Дубровский».История создания романа. Образы Троекурова и Дубровского на страницах романа. А.С. Пушкин. Роман
«Дубровский». Основной конфликт в романе. Понятие об эпитете и метафоре. А. С. Пушкин. Роман «Дубровский».Протест Владимира
Дубровского против беззакония и несправедливости. Понятие о композиции.
РР Обучающее изложение с элементами рассуждения «Какую роль сыграл Шабашкин в судьбе Дубровских»?»
А. С. Пушкин. Роман «Дубровский». Романтическая история любви Маши и Владимира в романе. Авторское отношение к героям.
РР Сочинение – рассуждение по роману А. С. Пушкина «Дубровский».
М.Ю. Лермонтов 3 часа ( в т.ч. 1 час развития речи)
М. Ю. Лермонтов. Годы учения. Ссылка на Кавказ. Стихотворение «Парус». Жажда борьбы и свободы основной мотив стихотворения.
М. Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Тучи», «Листок». Вольнолюбивые мотивы в стихотворениях.
РР М. Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Утёс», «Три пальмы».Тема красоты гармонии природы и красоты человека в стихотворениях Обучение
анализу стихотворения.
Н. В Гоголь 7 часов ( в т.ч. 2 часа развития речи, 1 час внеклассного чтения)
5 Н. В Гоголь. Повесть «Тарас Бульба».История создания повести. Тарас и его сыновья в повести. Н. В Гоголь. Повесть «Тарас Бульба».Образ
Запорожской Сечи в повести. Тарас Бульба и его сыновья в Запорожской Сечи. Н. В Гоголь. Повесть «Тарас Бульба».Осада польского города. РР
Н. В Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Остап и Андрий: составление сравнительной характеристики.
Н. В Гоголь.Повесть «Тарас Бульба». Героизм и самоотверженность Тараса Бульбы и запорожцев в борьбе за родную землю в повести. Трагедия
Тараса.
РР Сочинение рассуждение по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» на тему «Тарас Бульба патриот Русской земли».
Вн. чт. Н. В. Гоголь. «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».
И. С. Тургенев 4 часа ( в т.ч. 1 час внеклассного чтения)
И. С. Тургенев. «Записки охотника». Творческая история создания и своеобразие композиции. Рассказ «Бирюк». Проблематика и своеобразие
рассказа. И.С.Тургенев. Рассказ «Бирюк». Образ лесника. Позиция писателя.
Вн. чт. И.С.Тургенев. Рассказ «Хорь и Калиныч». Духовная красота героев рассказа.
И.С. Тургенев. Стихотворение «В дороге»: выразительность и точность поэтического звучания.
Н.А.Некрасов 3 часа ( в т.ч.1 час развития речи)
Н.А.Некрасов Стихотворение «В полном разгаре страда деревенская…». Тема народного труда и женской доли. Н.А. Некрасов. Стихотворение
«Великое чувство ! у каждых дверей…». Разоблачение социальной несправедливости.
РР Стихотворные размеры (метры). Трёхсложные размеры стиха. (На примере стихотворений Н.А.Некрасова).
Л.Н.Толстой 7 часов( в т.ч. 1 контрольная работа, 2 часа развития речи, 1 час внеклассного чтения)
Л.Н.Толстой в 30—50 гг. XIX в. Автобиографическая трилогия Л.Н. Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность». Главы повести «Детство»:
Maman», «Что за человек был мой отец ?» Взаимоотношения детей и взрослых в семье. Л.Н. Толстой. Главы повести «Детство»: «Детство»,
«Папа».Взаимоотношения детей и взрослых в семье.
РР Л.Н. Толстой. Главы повести «Детство»: «Наталья Савишна», «Горе», «Письмо». Обучение анализу прозаического произведения.
КР Контрольная работа за I полугодие: тест по изученным произведениям русской литературы 19 века.
Вн. чт. Л.Н. Толстой Глава повести «Детство» «Последние грустные воспоминания». Проблематика главы.
РР Сочинение рассуждение «Главные качества родителей в раскрытии внутреннего мира ребёнка». (По главам повести Л. Н. Толстого
«Детство»). Л. Н.Толстой. Рассказ «Бедные люди». Проблематика рассказа.
А. П.Чехов 4 часа ( в т.ч.1 час развития речи, 1 час внеклассного чтения)
А. П.Чехов. Врач, учитель, человек. Рассказ «Толстый и тонкий». Смех писателя над самоуничижением и чинопочитанием. А. П.Чехов. Рассказы:
«Шуточка», «Налим». Приёмы создания характеров героев в рассказе.
Вн.чт. А. П.Чехов. Рассказ «Лошадиная фамилия». Добродушный смех писателя над малодушием в рассказе.
РР Сочинение юмористического рассказа на тему «Смешной случай из моей жизни».
В.Г.Короленко 5 часов ( в т.ч. 1 контрольная работа, 1 час развития речи)
6 В.Г.Короленко. Краткие сведения о писателе. Повесть «В дурном обществе». Дети и взрослые в повести. В.Г.Короленко. Повесть «В дурном
обществе». Новые знакомые Васи. В.Г.Короленко. Повесть «В дурном обществе». Тыбурций Драб герой повести.
РР Сочинение рассказ «Встреча повзрослевших Валека и Васи» (По повести В.Г.Короленко «В дурном обществе».
КР Контрольная работа по литературе 19 века
Литература XX века 23 часа ( в т.ч.1 контрольная работа 2 часа развития речи, 2 часа внеклассного чтения)
И.А. Бунин 3 часа
И.А. Бунин. Судьба и творчество писателя. Стихотворение «Не видно птиц. Покорно чахнет...» Картины родной природы в стихотворении. И.А. Бунин.
Рассказ «Лапти». Душевный мир крестьянина в изображении писателя. И. А. Бунина. Рассказ «Лапти». Самостоятельный анализ эпизода рассказа.
А. И. Куприн 4 часа (в т.ч.1 час развития речи)
А. И. Куприн. Детские годы писателя. Повесть « Белый пудель». Проблематика повести. Внутренний мир человека и приёмы его художественного
раскрытия в рассказе .А.И. Куприн. Повесть «Белый пудель». Художественная идея рассказа.А.И. Куприн. Рассказ «Тапёр». Внутренний мир человека
и приёмы его художественного раскрытия в рассказе.
РР Отзыв об эпизоде прочитанного произведения . И. А. Бунина (А. И. Куприна).
А. Г. Алексин 1 час
Вн..чт А. Г. Алексин. Рассказ «Домашнее сочинение»: герои и события.
Е. А.Есенин 3 часа ( в т.ч.1 час внеклассного чтения)
Е. А.Есенин. Краткие сведения о поэте. Стихотворение «Песнь о собаке». Пафос и тема стихотворения. Е. А.Есенин. Стихотворение «Разбуди
меня завтра рано…». Лирический герой и мир природы в стихотворении.
Вн.чт. Е.А.Есенин. Стихотворения: «Задремали звёзды золотые», «Пороша». Картины родной природы в стихотворениях поэта.
А.А.Ахматова 2 часа
А.А.Ахматова. Краткие сведения о поэтессе. Стихотворения: «Перед весной бывают дни такие…», «Мужество» . Основные темы и образы
стихотворений. А.А.Ахматова. Стихотворения «Победа», «Родная земля». Тема Родины в стихотворениях
М. М. Пришвин 4 часа (в т.ч. 1 час развития речи)
М. М. Пришвин. Личность писателя. Сказка быль «Кладовая солнца».Человек в окружающем его мире. М. М. Пришвин. Сказка быль «Кладовая
солнца». Значение истории Травки для идеи произведения. Правда Антипыча. М. М. Пришвин. Сказка быль «Кладовая солнца».
Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Сказка и быль в произведении . Смысл названия произведения .
РР Сочинение повествование по сказке –были М.М. Пришвина «Кладовая солнца».
Русская проза второй половины XX века –
В.П. Астафьев 4 часа ( в т.ч. 1 час развития речи)
В.П. Астафьев. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные
голы. В.П. Астафьев. Рассказ «Конь с розовой гривой». Герой рассказа и Санька Левонтьев. Юмор в рассказе. В.П. Астафьев. Рассказ «Конь с
розовой гривой». Нравственные проблемы рассказа. Бабушка Катерина Петровна.
7 РР Сочинение – рассуждение на тему «Какие уроки из рассказа В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой» я извлёк?»
Русская поэзия второй половины XX века
Н.М.Рубцов – 2 часа
Н.М.Рубцов. Краткие сведения о писателе. Стихотворение «Звезда полей» Человек и природа в стихотворении. Н.М. Рубцов. Стихотворение «Тихая моя
родина». Лирический герой и его мировосприятие.
Поэзия Великой Отечественной войны – 4 часа ( в т.ч. 1 контрольная работа , 1 час внеклассного чтения)
Изображение войны в стихотворениях С. С Орлова «Его зарыли в шар земной», К.М. Симонова «Жди меня и я вернусь».
Проблема подвига и бессмертия в стихотворениях Р. Г.Гамзатова «Журавли», Д.С.Самойлова «Сороковые», М. В.Исаковского «В лесу
прифронтовом».
Вн. чт. В.П. Катаев. Повесть «Сын полка». Образы детей в произведениях о Великой Отечественной войне.
КР Контрольная работа по литературе второй половины 20 века.
Зарубежная литература 15 часов ( в т.ч. 1 контрольная работа , 4 часа развития речи, 1 час внеклассного чтения)
«Сказка о Синдбаде мореходе» из книги «Тысяча и одна ночь». История создания, тематика, проблематика. "Сказка о Синдбаде мореходе" из книги
"Тысяча и одна ночь». Торжество правды, осуждение пороков на страницах произведения.
Вн. чт. «Песнь о Роланде», «Песнь о нибелунгах». Роль гиперболы в создании образа героя эпоса. Культурный герой.
Братья Гримм. Краткие сведения о писателях. Сказка «Снегурочка». История создания, тематика, проблематика.
РР Сходство и различия народных и литературных сказок. Сказка братьев Гримм «Снегурочка» и «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.
Пушкина. Повторение изученного по теме «Зарубежные сказки».
О.Генри
Слово об О.Генри: краткие сведения о писателе. Рассказ «Вождь краснокожих»: о детстве – с улыбкой и всерьез (дети и взрослые в рассказе).
О.Генри «Дары волхвов». Воспитательный смысл произведения.
РР Сочинение рассуждение на тему « Истинные дарители» ( «Лучший подарок в моей жизни» ).
Дж. Лондон
Дж. Лондон. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Любовь к жизни». Сюжет и основные образы рассказа Дж. Лондон Рассказ «Любовь к жизни».
Изображение силы человеческого духа в рассказе.
РР Сочинение размышление «Уроки жизни Дж.Лондона».
Повторение изученного за курс литературы 6 класса. Подготовка к контрольной работе.
КР Контрольная работа за курс литературы 6 класса: тестирование. Анализ выполненных контрольных работ.
РР Читательская конференция «Современный урок литературы».
Тематическое планирование
8 Тематическое планирование разработано на основе:
1.Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года №273ФЗ;
2.Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897; в ред. от 29.12.2014 №1644);
3. Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015
г. N
1577 "О внесении изменений в федеральный государственный
образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 декабря 2010 г. N
1897";
4.СанПиН 2.4.2.282110 "Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
(Постановление от 29.12.2010 г. №189 зарегистрировано в Минюсте России №19993 от 03.03.2011);
5. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. №1067 «Об утверждении федерального перечня
учебников…» ;
6. Основной образовательной программы основного общего образования, утвержденной приказом директора МАОУ СОШ №16 имени В.П. Неймышева
от 29.08.2014 года № 281;
7.Учебного плана МАОУ СОШ №16 имени В.П. Неймышева на 20162017 учебный год (утвержден приказом директора МАОУ СОШ №16 имени В.П.
Неймышева от 07.06.2017 года № 45 ).
Учебнометодический комплект:
1.Программа курса «Литература». 5 – 9 классы/ авт. – сост. Г.С.Меркин, С.А.Зинин. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012г. – 208 с. – (ФГОС.
Инновационная школа).
2. Рабочая программа к учебникам Г.С.Меркина «Литература. 6 класс», «Литература. 6 класс»/ авт. – сост. Ф.Е Соловьёва. – М.: ООО «Русское слово –
учебник», 2012г.. – 152 с. – (ФГОС. Инновационная школа).
3. Литература: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ авт. – сост. Г.С.Меркин. – 9 – е изд. М.: ООО «Русское слово – учебник»,
2011г.
По учебному плану МАОУ СОШ №16 имени В.П. Неймышева на 2017 2018 учебный год (утвержден приказом директора МАОУ СОШ №16 имени
В.П. Неймышева от 03.06.2017 года № ) на обучение литературе в 6 классе отводится 102часа в год (3 часа в неделю), из них
уроки развития речи – 19
контрольные работы 4
уроки внеклассного чтения – 9
№
Тема урока
урока
Введение 1 час
Количество
часов
Дата проведения
урока по плану
Дата проведения
урока по факту
1
О литературе, писателе и читателе. Литература и другие виды искусства.
1
9 Мифология 4 часа: 3 часа изучения материала, 1 час развития речи
2
3
4
5
Понятие о мифе. Миф «Герои». Отражение в древнегреческих мифах представлений о
времени, человеческой истории, стремление познать мир.
Миф «Прометей». Отражение в древнегреческих мифах представлений о героизме.
Миф«Яблоки Гесперид». Стремление познать мир и реализовать мечту в мифе
РР Выборочное изложение по мифу «Яблоки Гесперид»
1
1
1
1
Устное народное творчество – 5 часов: 3 часа изучения материала, 1 час развития речи, 1 час внеклассного чтения
6
7
8
9
10
Предание и его художественные особенности. Предание «Солдат и смерть» Герои
преданий.
Предание «Как Бадыноко победил одноглазого великана». Художественные
особенности предания.
Сказка и её художественные особенности. «Сказка о молодильных яблоках и
живой воде» .Народные представления о добре и зле в сказке.
Вн. чт. Сказка «Два Ивана солдатских сына». Выражение общенародного идеала
в фольклорной сказке
РР Сочинение бытовой ( волшебной) сказки
1
1
1
1
1
Древнерусская литература – 4 часа: 3 часа изучения произведений, 1 контрольная работа
11
12
13
14
Древнерусская литература и её жанры. «Сказание о белгородских колодцах».
Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о
событиях и людях.
«Повесть о разорении Рязани Батыем». Поучительный характер произведения.
«Поучение» Владимира Мономаха. Нравственная проблематика произведения.
КР Контрольная работа по теме «Мифология. Устное народное творчество. Древнерусская
литература»
1
1
1
1
Русская литература XVIII века 1 час
15 М.В. Ломоносов. Годы учения. «Стихи, сочинённые на дороге в Петергоф».
1
Отражение мыслей учёного, поэта, гражданина.
Литература XIX века – 45 часов: 27 часов изучения материала , 10 часов развития речи, 4 часа внеклассного чтения , 1 контрольная работа
16
В. А. Жуковский. Краткие сведения о писателе. Жанр баллады в творчестве В. А.
1
В. А. Жуковский – 2 часа
10 Жуковского. Баллада «Светлана».Фантастическое и реальное в балладе.
В. А. Жуковский. Баллада «Светлана». Особенности языка и образов. Тема любви в
балладе.
1
А.С.Пушкин – 10 часов: 6 часов изучения материала, 4 часа развития речи
А.С.Пушкин. Лицей в жизни и творческой биографии писателя. Стихотворения:
«Редеет облаков летучая гряда…», «Зимнее утро».Мотивы единства красоты
природы и красоты человека в стихотворениях.
19 Жанр элегии. А.С. Пушкин. Стихотворение «Деревня». Антитеза как основной
17
18
20
21
22
23
24
25
26
27
художественный приём стихотворения.
РР А.С. Пушкин. Стихотворения: «Ещё дуют холодные ветры», «Зимний вечер».
Обучение анализу стихотворения.
РР Стихотворные размеры. Двусложные размеры стиха. Стихотворный ритм. (На
примере стихотворений А.С.Пушкина).
А.С. Пушкин. Роман «Дубровский». История создания романа. Образы Троекурова и
Дубровского на страницах романа.
А.С. Пушкин. Роман «Дубровский». Основной конфликт в романе. Понятие об
эпитете и метафоре.
А. С. Пушкин. Роман «Дубровский». Протест Владимира Дубровского против
беззакония и несправедливости. Понятие о композиции.
РР Обучающее изложение с элементами рассуждения «Какую роль сыграл Шабашкин
в судьбе Дубровских»?»
А. С.Пушкин. Роман «Дубровский». Романтическая история любви Маши и
Владимира в романе. Авторское отношение к героям.
РР Сочинение – рассуждение по роману А. С. Пушкина «Дубровский».
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
М. Ю.Лермонтов – 3 часа: 2 часа изучения лирических произведений, 1 час развития речи
28 М. Ю.Лермонтов. Годы учения. Ссылка на Кавказ. Стихотворение «Парус». Жажда
борьбы и свободы основной мотив стихотворения.
29 М. Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Тучи», «Листок». Вольнолюбивые мотивы в
30
стихотворениях.
РР М. Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Утёс», «Три пальмы».Тема красоты гармонии
природы и красоты человека в стихотворениях. Обучение анализу стихотворения.
1
1
1
11 Н. В Гоголь 7 часов: 4 часа изучения художественного произведения, 2 часа развития речи, 1 час внеклассного чтения
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
Н. В Гоголь. Повесть «Тарас Бульба».История создания повести. Тарас и его сыновья
в повести.
Н.В Гоголь. Повесть «Тарас Бульба».Образ Запорожской Сечи в повести. Тарас
Бульба и его сыновья в Запорожской Сечи.
Н. В Гоголь. Повесть «Тарас Бульба».Осада польского города Дубно в повести.
РР Н. В Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Остап и Андрий: составление сравнительной
характеристики.
Н. В Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Героизм и самоотверженность Тараса Бульбы
и запорожцев в борьбе за родную землю в повести. Трагедия Тараса.
РР Сочинение рассуждение по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» на тему
«Тарас Бульба патриот Русской земли».
Вн. чт. Н. В. Гоголь. «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном
Никифоровичем».
1
1
1
1
1
1
1
И. С. Тургенев – 4 часа: 3 часа изучения произведений, 1 час внеклассного чтения
И. С. Тургенев. «Записки охотника». Творческая история создания и своеобразие
композиции. Рассказ «Бирюк». Проблематика и своеобразие рассказа
И.С.Тургенев. Рассказ «Бирюк». Образ лесника. Позиция писателя.
Вн. чт. И.С.Тургенев. Рассказ «Хорь и Калиныч».Духовная красота героев рассказа.
И.С. Тургенев. Стихотворение «В дороге»: выразительность и точность поэтического
звучания
1
1
1
1
Н.А.Некрасов 3 часа: 2 часа изучения лирических произведений, 1 час развития речи
Н.А.Некрасов. Стихотворение «В полном разгаре страда деревенская…». Тема
народного труда и женской доли.
Н.А. Некрасов. Стихотворение «Великое чувство ! у каждых дверей…».
Разоблачение социальной несправедливости.
РР Стихотворные размеры (метры). Трёхсложные размеры стиха. (На примере
стихотворений Н.А.Некрасова).
1
1
1
Л.Н. Толстой – 7 часов: 3 часа изучения художественного произведения, 1 контрольная работа, 2 часа развития речи, 1 час внеклассного чтения
45
Л.Н. Толстой в 30—50 гг. XIX в. Автобиографическая трилогия Л.Н. Толстого
«Детство», «Отрочество», «Юность». Главы повести «Детство»: Maman», «Что за
1
12 человек был мой отец ?» Взаимоотношения детей и взрослых в семье.
Л.Н. Толстой. Главы повести «Детство»: «Детство», «Папа».Взаимоотношения детей
и взрослых в семье.
РР Л.Н. Толстой. Главы повести «Детство»: «Наталья Савишна», «Горе», «Письмо».
Обучение анализу прозаического произведения.
КР Контрольная работа за I полугодие: тест по изученным произведениям русской
литературы 19 века.
Вн. чт. Л.Н. Толстой Глава повести «Детство» «Последние грустные воспоминания».
Проблематика главы.
РР Сочинение рассуждение «Главные качества родителей в раскрытии
внутреннего мира ребёнка».(По главам повести Л. Н. Толстого «Детство»)
Л. Н.Толстой. Рассказ «Бедные люди». Проблематика рассказа.
1
1
1
1
1
1
А. П.Чехов – 4 часа: 2 часа изучения произведений, 1 час развития речи, 1 час внеклассного чтения
А. П.Чехов. Врач, учитель, человек. Рассказ «Толстый и тонкий». Смех писателя
над самоуничижением и чинопочитанием.
А. П.Чехов. Рассказы: «Шуточка», «Налим».Приёмы создания характеров героев в
рассказе.
Вн.чт. А. П.Чехов. Рассказ «Лошадиная фамилия».Добродушный смех писателя над
малодушием в рассказе.
РР Сочинение юмористического рассказа на тему «Смешной случай из моей жизни»
1
1
1
1
В.Г.Короленко 5 часов: 3 часа изучения художественного произведения, 1 контрольная работа, 1 час развития речи
В.Г.Короленко. Краткие сведения о писателе. Повесть «В дурном обществе». Дети и
взрослые в повести.
В.Г.Короленко. Повесть «В дурном обществе». Новые знакомые Васи.
В.Г.Короленко. Повесть «В дурном обществе». Тыбурций Драб герой повести.
РР Сочинение рассказ «Встреча повзрослевших Валека и Васи» (По повести
В.Г.Короленко «В дурном обществе».
КР Контрольная работа по литературе 19 века
1
1
1
1
1
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
Литература XX века – 23 часа: 18 часов изучения произведений, 1 контрольная работа 2 часа развития речи, 2 часа внеклассного чтения
61
И.А. Бунин. Судьба и творчество писателя. Стихотворение «Не видно птиц. Покорно
1
И.А. Бунин – 3 часа
13 62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
чахнет...» Картины родной природы в стихотворении.
И.А. Бунин. Рассказ «Лапти». Душевный мир крестьянина в изображении писателя.
И. А. Бунина. Рассказ «Лапти». Самостоятельный анализ эпизода рассказа.
1
1
А. И. Куприн 4 часа: 3 часа изучения художественного произведения , 1 час развития речи
А. И. Куприн. Детские годы писателя. Повесть « Белый пудель». Проблематика
повести. Внутренний мир человека и приёмы его художественного раскрытия в
рассказе.
А.И. Куприн. Повесть «Белый пудель». Художественная идея рассказа.
А.И. Куприн.Рассказ «Тапёр». Внутренний мир человека и приёмы его
художественного раскрытия в рассказе.
РР Отзыв об эпизоде прочитанного произведения И. А. Бунина (А. И. Куприна) .
А. Г. Алексин 1 час
Вн..чт А. Г. Алексин Рассказ «Домашнее сочинение»: герои и события.
1
1
1
1
1
С. А.Есенин 3 часа: 2 часа изучения лирических произведений, 1 час внеклассного чтения
С. А.Есенин. Краткие сведения о поэте. Стихотворение «Песнь о собаке». Пафос и
тема стихотворения.
С. А.Есенин. Стихотворение «Разбуди меня завтра рано…». Лирический герой и
мир природы в стихотворении.
Вн.чт. Е.А.Есенин. Стихотворения: «Задремали звёзды золотые», «Пороша». Картины
родной природы в стихотворениях поэта.
А.А.Ахматова – 2 часа изучения стихотворных произведений
А.А.Ахматова. Краткие сведения о поэтессе. Стихотворения: «Перед весной бывают
дни такие…», «Мужество» . Основные темы и образы стихотворений.
А.А.Ахматова. Стихотворения «Победа», «Родная земля». Тема Родины в
стихотворениях.
М. М. Пришвин 4 часа: 3 часа изучения художественного произведения, 1 час развития речи
74 М. М. Пришвин. Личность писателя. Сказка быль «Кладовая солнца».Человек в
окружающем его мире.
75 М. М. Пришвин. Сказка быль «Кладовая солнца». Значение истории Травки для
идеи произведения. Правда Антипыча .
76 М. М. Пришвин. Сказка быль «Кладовая солнца».
14 Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши .Сказка и быль в
произведении . Смысл названия произведения .
РР Сочинение повествование по сказке –были М.М. Пришвина «Кладовая солнца».
77
В.П. Астафьев 4 часа: 3 часа изучения художественного произведения, 1 час развития речи
78
79
80
81
В.П. Астафьев. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Конь с розовой гривой».
Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные голы.
В.П. Астафьев. Рассказ «Конь с розовой гривой».
Герой рассказа и Санька Левонтьев. Юмор в рассказе.
В.П. Астафьев. Рассказ «Конь с розовой гривой».
Нравственные проблемы рассказа. Бабушка Катерина Петровна.
РР Сочинение – рассуждение на тему «Какие уроки из рассказа В. П. Астафьева
«Конь с розовой гривой» я извлёк?»
Н.М.Рубцов – 2 часа
82
83
Н.М.Рубцов. Краткие сведения о писателе.
Стихотворение «Звезда полей» Человек и природа в стихотворении.
Н.М. Рубцов. Стихотворение «Тихая моя родина». Лирический герой и его
мировосприятие.
Поэзия Великой Отечественной войны – 4 часа: 2 часа изучения лирических произведений, 1 контрольная работа , 1 час внеклассного чтения
84
85
86
87
Изображение войны в стихотворениях С. С Орлова «Его зарыли в шар земной»,
К.М. Симонова «Жди меня и я вернусь».
Проблема подвига и бессмертия в стихотворениях Р. Г.Гамзатова «Журавли»,
Д.С.Самойлова «Сороковые», М. В.Исаковского «В лесу прифронтовом».
Вн. чт. В.П. Катаев. Повесть «Сын полка». Образы детей в произведениях о Великой
Отечественной войне.
КР Контрольная работа по литературе второй половины 20 века.
Зарубежная литература – 15 часов: 9 часов изучения произведений , 1 контрольная работа , 4 часа развития речи, 1 час внеклассного чтения
88
89
90
«Сказка о Синдбадемореходе» из книги «Тысяча и одна ночь». История создания,
тематика, проблематика
"Сказка о Синдбаде мореходе" из книги "Тысяча и одна ночь». Торжество правды,
осуждение пороков на страницах произведения.
Вн. чт. «Песнь о Роланде», «Песнь о нибелунгах». Роль гиперболы в создании образа
15 героя эпоса. Культурный герой.
Братья Гримм. Краткие сведения о писателях. Сказка «Снегурочка». История
создания, тематика, проблематика.
РР Сходство и различия народных и литературных сказок. Сказка братьев Гримм
«Снегурочка» и «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина
Повторение изученного по теме «Зарубежные сказки»
Слово об О.Генри: краткие сведения о писателе. Рассказ «Вождь краснокожих»: о
детстве – с улыбкой и всерьез (дети и взрослые в рассказе).
О.Генри «Дары волхвов». Воспитательный смысл произведения.
РР Сочинение рассуждение на тему « Истинные дарители» ( «Лучший подарок в
моей жизни» )
Дж. Лондон. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Любовь к жизни». Сюжет и
основные образы рассказа.
Дж. Лондон Рассказ «Любовь к жизни». Изображение силы человеческого духа в
рассказе.
РР Сочинение размышление «Уроки жизни Дж.Лондона».
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100 Повторение изученного за курс литературы 6 класса. Подготовка к контрольной
101
102
работе.
КР Контрольная работа за курс литературы 6 класса: тестирование.
Анализ выполненных контрольных работ.
РР Читательская конференция «Современный урок литературы».
Приложение
Приложение 1
Разделы
Фольклор
Темы проектов
Темы проектов
«Фольклорная шкатулка»
«Сказка ложь, да в ней намек.»
«Образ волка(лисы) в народных сказках ив баснях Крылова»
«Произведения в интерпретации иллюстраторов»
16 Литература XIX века
«Фольклор моей семьи»
«Мы в зеркале пословиц»
Быт и нравы русского дворянства (на примере романа А.С. Пушкина «Дубровский» и «Повестях Белкина»).
Мотив игры в повести А.С. Пушкина «Барышнякрестьянка» и в одноименной экранизации А.Сахарова.
Семейная тема в произведениях А.С. Пушкина на примере романа «Дубровский» и повести «Барышня
Крестьянка».
Образ морской волны в поэзии М.Ю. Лермонтова.
Роль пейзажа в стихотворениях М.Ю. Лермонтова.
Мистика и реальность в повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».
Роль мистики в творчестве Н.В. Гоголя.
«Цветные» прилагательные в произведении Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»
Жанры бытовой, деловой и художественной речи в ранних рассказах А.П. Чехова.
“Значащие” имена и фамилии литературных персонажей в ранних юмористических рассказах А.П. Чехова.
Новаторство Чехова в литературе и задачи его творчества
17
Рабочая программа по литературе с учётом требований ФГОС для учащихся 6 класса
Рабочая программа по литературе с учётом требований ФГОС для учащихся 6 класса
Рабочая программа по литературе с учётом требований ФГОС для учащихся 6 класса
Рабочая программа по литературе с учётом требований ФГОС для учащихся 6 класса
Рабочая программа по литературе с учётом требований ФГОС для учащихся 6 класса
Рабочая программа по литературе с учётом требований ФГОС для учащихся 6 класса
Рабочая программа по литературе с учётом требований ФГОС для учащихся 6 класса
Рабочая программа по литературе с учётом требований ФГОС для учащихся 6 класса
Рабочая программа по литературе с учётом требований ФГОС для учащихся 6 класса
Рабочая программа по литературе с учётом требований ФГОС для учащихся 6 класса
Рабочая программа по литературе с учётом требований ФГОС для учащихся 6 класса
Рабочая программа по литературе с учётом требований ФГОС для учащихся 6 класса
Рабочая программа по литературе с учётом требований ФГОС для учащихся 6 класса
Рабочая программа по литературе с учётом требований ФГОС для учащихся 6 класса
Рабочая программа по литературе с учётом требований ФГОС для учащихся 6 класса
Рабочая программа по литературе с учётом требований ФГОС для учащихся 6 класса
Рабочая программа по литературе с учётом требований ФГОС для учащихся 6 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.