Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Горельская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрена на заседании Методического
совета школы и рекомендована к
утверждению
Протокол № 1 от 26 августа 2016 года
Руководитель МС:________ /Г.Н.
Мещерякова/
Утверждена
Приказ № 327 от 29 августа 2016 года
Директор школы:______/Е.И. Колодина/
Рабочая программа
по учебному курсу «Русский язык»
для 9 класса
основного общего образования
на 2017 2018 учебный год
Составитель: Инякина Тамара Михайловна,
учитель русского языка и литературы
1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе Федерального
компонента государственного стандарта среднего общего образования,
примерной программы основного общего образования по русскому языку и
авторской программы под редакцией М.М.Разумовской.
Составитель рабочей программы. Инякина Тамара Михайловна, учитель
высшей категории.
Рабочая программа конкретизирует содержание стандарта,
дает
распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения
тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики
учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся. В рабочей
программе определен перечень работ по развитию речи, тестовых и контрольных
заданий.
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 9 классов и
реализуется на основе следующих документов:
Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №
273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, с изменениями,
внесёнными приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577;
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных)
Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в
образовательном процессе в общеобразовательных школах;
Примерной программы учебного предмета;
Авторской программы по предмету (авторы Программы М. М.
Разумовская, В. И. Капинос, С. И. Львова, Г. А. Богданова, В. В. Львов).
Основной образовательной программы основного общего образования
МБОУ «Горельская СОШ»;
федерального компонента государственного стандарта основного общего
образования.
Рабочая программа выполняет две основные функции.
Информационнометодическая функция позволяет всем участникам
образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей
2 стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами данного
учебного предмета.
структурирование учебного материала,
Организационнопланирующая функция предусматривает выделение этапов
обучения,
определение его
количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том
числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации
обучающихся.
Рабочая программа содействует сохранению единого образовательного
пространства и предоставляет широкие возможности для реализации различных
подходов к построению курса русского языка в основной школе.
Структура документа
Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку; основное
содержание с распределением учебных часов по разделам курса,
последовательность изучения тем и разделов; учебнотематический план;
требования к уровню подготовки обучающихся; литература и средства
обучения; календарнотематическое планирование.
Цель
Изучение русского языка в основной школе направлено на достижение
следующих целей:
1. освоение важнейших знаний о русском языке, его устройстве и
функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о
стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского
литературного языка; о русском речевом этикете;
2. овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать
языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности,
соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом,
осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать
необходимую информацию.
3. развитие речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и
навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным
языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение
словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие
готовности и способности к речевому взаимодействию и
взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
4. воспитание
гражданственности и патриотизма,
сознательного
отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения
и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
воспитание интереса и любви к русскому языку;
3 5. применение полученных знаний и умений в собственной речевой
практике; в речевой культуре, орфографической и пунктуационной
грамотности.
Задачи:
овладеть умениями и навыками использования языка в различных сферах и
ситуациях общения, основными нормами русского литературного языка;
применять полученные знания и умения в собственной речевой практике;
повышать
и
языковедческую
коммуникативную,
культуроведческую компетенции;
осуществлять применение полученных знаний на практике .
Основные методы, используемые в различных сочетаниях:
2. Частичнопоисковый,
1. Объяснительноиллюстративный, сочетающий словесные методы (рассказ,
объяснение, работа с литературными источниками) с иллюстрацией
различных по содержанию источников (справочники, картины, схемы,
диаграммы, натуральные объекты, др.).
основанный на использовании знаний о химии,
жизненного и познавательного опыта учащихся. Конкретным проявлением
этого метода является беседа, которая в зависимости от дидактических
целей урока может быть проверочной, эвристической, повторительно –
обобщающей.
Исследовательский метод как один из ведущих способов организации
поисковой деятельности обучающихся в учебной работе, привития им
умений и навыков самостоятельной работы.
Основные формы и виды организации учебного процесса
Основной формой организации учебного процесса является классно
урочная система.
В качестве дополнительных форм организации
образовательного процесса в школе используется система консультационной
поддержки, индивидуальных занятий, лекционные, семинарские занятия,
самостоятельная работа учащихся с использованием современных
информационных технологий.
Организация сопровождения учащихся
направлена на:
1. создание оптимальных условий обучения;
2. исключение психотравмирующих факторов;
3. сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;
4. развитие положительной мотивации к освоению гимназической
программы;
5. развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка.
Типы урока
4 1. Урок усвоения новых знаний или нового материала.
2. Повторительнообобщающий урок.
3. Урок развития речи.
4. Урок закрепления изученного материала.
5. Урок контроля.
6. Урок обобщающего контроля.
Формы организации работы учащихся:
1. индивидуальная.
2. коллективная:
2.1. фронтальная;
2.2.
2.3.
парная;
групповая.
Особенности организации учебного процесса. Используемые технологии
Организация учебновоспитательного процесса должна соответствовать
принципам развивающего обучения (нарастание самостоятельности, поисковой
деятельности обучающихся. Выполнение заданий, ведущих от воспроизводящей
деятельности к творческой, а также, личностноориентированному и
дифференцированному подходам.
В учебновоспитательном процессе используются современные
учебное
проблемное обучение,
образовательные технологии (ИКТ,
исследование, проблемнопоисковые технологии).
Интеграция традиционной, алгоритмической, модульной, игровой,
компьютерной технологий и развивающего обучения.
Формы учебных занятий
1. Лекции;
2. Семинары;
3. Диалоги и беседы;
4. Практические работы;
5. Исследовательские проекты.
Виды деятельности учащихся
1. Устные сообщения;
2. Обсуждения;
3. Работа с источниками;
4. Доклады;
5. Защита презентаций;
6. Рефлексия.
5 Общая характеристика учебного предмета
Русский язык в общеобразовательной подготовке школьников имеет
стратегическое значение: от уровня владения языком зависят успехи в учёбе по
всем учебным дисциплинам; уровень владения языком в значительной мере
определяет социальное лицо человека, его культурные и интеллектуальные
показатели; его общественную активность, стремление к самообразованию.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык»
является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство
познания действительности русский язык обеспечивает развитие
интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его
абстрактное мышление,
формирует навыки
самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации
личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык
влияет на качество усвоения всех школьных предметов.
память и воображение,
Межпредметные и внутрипредметные связи
Реализация программы по русскому языку на ступени основного общего
образования предполагает широкое использование межпредметных и
внутрипредметных связей.
Реализация программы лингвистического образования на ступени
основного общего образования предполагает широкое использование
межпредметных связей. Интегративное взаимодействие курсов языкознания,
литературы, истории и обществоведения позволяет учащимся сформировать
целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности
современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую
социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения,
существующих в современном многокультурном,
многонациональном,
многоконфессиональном обществе. Использование потенциала межпредметных
связей курсов русского языка и литературы, истории, искусства расширяет
знания учащихся о закономерностях пространственной организации мира,
закрепляет умение оперировать лингвистическим материалом. Формирование
системы интегративных связей истории и предметов образовательной области
«Филология» значительно повышает коммуникативный потенциал процесса
обучения, позволяет учащимся на более высоком уровне освоить
стилистические и образновыразительные особенности родного и иностранных
языков. Знание учащимися исторического контекста процесса духовного
творчества расширяет их возможности при изучении курса литературы, а также
предметов образовательной области «Искусство».)
Место предмета в базисном учебном плане
6 Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений
Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского
(родного) языка на этапе основного общего образования в объеме 735 часов.
Для обязательного изучения учебного предмета «Русский язык» в 9 классе
федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений
Российской Федерации отводит 102 часа, из расчета 3 часа в неделю.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются
следующие общеучебные умения:
Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся
общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и
ключевых компетенций.
коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и
основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками
использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях
общения),
интеллектуальные (сравнение и сопоставление,
обобщение,
абстрагирование, оценивание и классификация),
информационные (умение осуществлять библиографический поиск,
извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом),
организационные (умение формулировать цель деятельности,
планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Русский язык»
являются:
Познавательная деятельность:
1.
Использование для познания окружающего мира различных методов
(наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование и др.). Определение
структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных
связей и отношений между частями целого. Умение разделять процессы на
этапы, звенья; выделение характерных причинноследственных связей.
2. Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе
заданных алгоритмов.
Комбинирование известных алгоритмов
деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение
одного из них.
3. Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по
одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Умение
различать факт, мнение, доказательство, гипотезу, аксиому.
7 4. Исследование несложных практических ситуаций,
выдвижение
предположений, понимание необходимости их проверки на практике.
5. Творческое решение учебных и практических задач: умение
мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения;
самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в
проектной деятельности.
Информационнокоммуникативная деятельность:
1. владение монологической и диалогической речью, развитие способности
понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
2. использование для решения познавательных и коммуникативных задач
различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
1. владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением
предвидеть возможные результаты своих действий:
2. организация учебной деятельности: постановка цели, планирование,
определение оптимального соотношения цели и средств.
Система контроля и оценки учебных достижений обучающихся
Виды контроля
1. вводный;
2. промежуточный;
3. текущий;
4. тематический;
5. итоговый.
Методы контроля
1. письменный;
2. устный.
Формы контроля
1. тесты;
2. зачеты;
3. устный опрос;
4. самостоятельные работы.
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
1. Активность участия.
2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
4. Самостоятельность.
5. Оригинальность суждений.
8 Результаты обучения
Учащиеся должны знать:
• роль русского языка как национального языка русского народа,
государственного языка Российской Федерации и средства
межнационального общения;
• смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и
ситуация речевого общения;
• основные признаки разговорной речи, научного, публицистического,
официальноделового стилей, языка художественной литературы;
• особенности основных жанров научного,
официальноделового стилей и разговорной речи;
• признаки текста и его функциональносмысловых типов (повествования,
описания, рассуждения);
• основные единицы языка, их признаки;
• основные нормы русского литературного языка (орфоэпические,
лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы
речевого этикета;
публицистического,
Учащиеся должны уметь:
• различать разговорную речь, научный, публицистический, официально
деловой стили, язык художественной литературы;
• определять тему, основную мысль текста, функциональносмысловой тип и
стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
• опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
• объяснять с помощью словаря значение слов с национальнокультурным
компонентом;
говорение и письмо
• воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ,
изложение, конспект);
• создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат,
выступление, письмо, расписка, заявление);
• осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с
темой, целями, сферой и ситуацией общения;
• владеть различными видами монолога (повествование, описание,
рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями,
установление и регулирование межличностных отношений);
• свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме,
соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность,
связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к
9 фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному,
услышанному, увиденному;
• соблюдать в практике речевого общения основные произносительные,
лексические, грамматические нормы современного русского литературного
языка;
• соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
• соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать
паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
• осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её
правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты,
исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
Учащиеся должны использовать приобретённые знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни для:
• осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и
творческих способностей личности; значения родного языка в жизни
человека и общества;
• развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к
родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления
культуры;
• удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых,
социальнокультурных ситуациях общения;
• увеличения словарного запаса; расширения круга используемых
грамматических средств; развития способности к самооценке на основе
наблюдения за собственной речью;
• использования родного языка как средства получения знаний по другим
учебным предметам и продолжения образования.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (102 часа)
О языке (1 час)
Русский язык – национальный язык русского народа.
В результате изучения темы обучающиеся должны
знать / понимать:
1. особенности национального языка, его назначение, развитие;
2. основные формы существования национального русского языка:
русский литературный язык, территориальные диалекты (народные
говоры), социальные диалекты (жаргоны) и просторечия
уметь
10 читать лингвистические тексты и создавать собственные высказывания на
лингвистические темы.
использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
1. сопоставления, классификации языковых явлений и фактов с учетом их
различных интерпретаций;
2. оценивания языковых явлений и фактов с точки зрения нормативности,
соответствия сфере и ситуации общения;
3. разграничивания вариантов норм и речевых нарушений;
4. применение полученных учащимися знаний и умений в собственной
речевой практике.
Обобщение изученного в 58классах (13 часов)
Основные единицы языка и их особенности (звуки, морфемы, слова,
словосочетания, предложения). Лексическое и грамматическое значение слова.
Части речи и их смысловые, морфологические и синтаксические признаки.
Основные правила правописания.
В результате изучения темы обучающиеся должны
знать / понимать:
1. основные нормы русского литературного языка;
2. понятия о звуках речи, соотношении звука и буквы, связь фонетики с
графикой и орфографией, основные орфоэпические нормы;
3. виды морфем, чередование звуков в морфемах, основные способы
образования слов, определение синонимов, антонимов, паронимов,
омонимов, историзмов, архаизмов, старославянизмов, диалектизмов,
профессионализмов, фразеологизмов, словари русского языка и их роль;
4. признаки частей речи, особенно их функции, отличие служебных частей
речи от знаменательных, их грамматическое значение;
5. понятие о словосочетаниях (согласование, управление, примыкание) и
предложениях
наличии
грамматических основ, видам связи между частями, виды сказуемых, виды
односоставных предложений), отделяющие и выделяющие знаки
препинания;
(по цели высказывания,
интонации,
6. признаки текста и его функциональносмысловые типы, способы и
средства связи в тексте.
уметь
1. производить фонетический и орфоэпический разбор слов;
2. пользоваться словарями русского языка;
3. определять части речи (различать предлоги, наречия, существительные);
11 4. производить полный синтаксический разбор словосочетаний и
предложений;
5. свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
6. соблюдать нормы построения текста
7. совершенствовать и редактировать собственный текст.
использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
5. сопоставления, классификации языковых явлений и фактов с учетом их
различных интерпретаций;
6. оценивания языковых явлений и фактов с точки зрения нормативности,
соответствия сфере и ситуации общения;
7. разграничивания вариантов норм и речевых нарушений;
8. применение полученных учащимися знаний и умений в собственной
речевой практике.
Синтаксис сложного предложения
Сложное предложение. Сложносочиненное предложение (9 ч.+1ч. р/р)
Сложное предложение и его признаки. Сложные предложения с союзами и
без союзов. Классификация сложных предложений: сложносочиненные,
сложноподчиненные, бессоюзные.
Строение сложносочиненного предложения и средства связи в нем:
интонация и сочинительные союзы (соединительные, разделительные и
противительные). Смысловые отношения между частями сложносочиненного
предложения. Запятая между частями сложносочиненного предложения.
В результате изучения темы обучающиеся должны
знать / понимать:
1. признаки разграничения простых и сложных предложений, понятие
сложного предложения, иметь представление о средствах связи
частей сложного предложения и соответствующих знаках
препинания;
2. знать классификацию сложных предложений;
3. разряды сочинительных союзов и соответствующие им виды
сложносочиненных предложений;
4. понятие ССП как такого единства его предикативных частей,
которое образуется на основе сочинительной связи и разных
смысловых отношений.
уметь
12 1. на уровне первичных навыков разграничивать сложные предложения
разных типов, ставить знаки препинания между частями на письме;
2. производить
синтаксический разбор
сложносочиненных
предложений;
использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
1. сопоставления, классификации языковых явлений и фактов с учетом их
различных интерпретаций;
2. оценивания языковых явлений и фактов с точки зрения нормативности,
соответствия сфере и ситуации общения;
3. разграничивания вариантов норм и речевых нарушений;
4. применение полученных учащимися знаний и умений в собственной
речевой практике.
Сложноподчиненное предложение (29ч + 8 р/р)
Строение сложноподчиненного предложения: главное и придаточное
предложение в его составе; средства связи в сложноподчиненном предложении.
Основные виды придаточных предложений: определительные, изъяснительные,
обстоятельственные (места, времени, образа действия и степени, цели, условия,
причины, уступительные, сравнительные, следствия). Место придаточного
предложения по отношению к главному. Предложения с несколькими
придаточными.
Знаки препинания между главным и придаточным
предложениями.
В результате изучения темы обучающиеся должны
знать / понимать:
1. отличительные признаки ССП, средства связи главного с придаточным;
2. отличия союзов и союзных слов;
3. особенности присоединения придаточного предложения к главному;
4. виды придаточных предложений;
уметь
1. правильно ставить знаки препинания, производить синтаксический разбор
и составлять схемы сложноподчиненных предложений;
2. определять вид придаточного, находить указательное слово, определять
вид связи между главным и придаточным, составлять вертикальные и
горизонтальные схемы;
3. правильно употреблять СПП в речи;
4. употреблять в собственном высказывании синонимичные синтаксические
конструкции
использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
13 1. сопоставления, классификации языковых явлений и фактов с учетом их
различных интерпретаций;
2. оценивания языковых явлений и фактов с точки зрения нормативности,
соответствия сфере и ситуации общения;
3. разграничение вариантов норм и речевых нарушений;
4. применение полученных учащимися знаний и умений в собственной
речевой практике.
Бессоюзное сложное предложение (13ч + 1 р/р)
Смысловые отношения между простыми предложениями в составе
бессоюзного сложного предложения. Интонация бессоюзного сложного
предложения. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
В результате изучения темы обучающиеся должны
знать / понимать:
основные признаки БСП;
правила постановки запятой, точки с запятой, двоеточия, тире в БСП;
выразительные особенности БСП;
уметь
соблюдать основные правила пунктуации;
нормы построения БСП;
употребления в речи БСП;
выполнять пунктуационный и синтаксический разбор СБП.
использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
1. сопоставления, классификации языковых явлений и фактов с учетом их
различных интерпретаций;
2. оценивания языковых явлений и фактов с точки зрения нормативности,
соответствия сфере и ситуации общения;
3. разграничивания вариантов норм и речевых нарушений;
4. применение полученных учащимися знаний и умений в собственной
речевой практике.
Сложное предложение с разными видами связи (6ч + 4 р/р)
Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи.
Знаки препинания в нем.
В результате изучения темы обучающиеся должны
знать / понимать:
1. отличительные особенности предложений с разными видами связи
уметь
2. правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях с разными
видами связи;
14 3. выполнять синтаксический разбор и составлять схемы.
использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
1. сопоставления, классификации языковых явлений и фактов с учетом их
различных интерпретаций;
2. оценивания языковых явлений и фактов с точки зрения нормативности,
соответствия сфере и ситуации общения;
3. разграничивания вариантов норм и речевых нарушений;
4. применение полученных учащимися знаний и умений в собственной
речевой практике.
Итоговое повторение (10ч + 3р/р)
Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия. Морфология и орфография.
Морфология и синтаксис. Орфография и пунктуация. Стили и типы речи.
В результате изучения темы обучающиеся должны
знать / понимать:
1. сведения о звуках речи, особенностях произношения гласных и
согласных звуков;
2. признаки стилей и типов речи, их характерные особенности,
способы определения;
уметь
1. из вариантов ударения выбирать правильный, выразительно читать
текст; оценивать свою и чужую речь с точки зрения соблюдения
орфоэпической нормы; производить элементарный звуковой анализ
текста; находить особенности звукописи текста (аллитерацию,
ассонанс);
2. распознавать изученные части речи на основе общего
грамматического
морфологических признаков,
синтаксической роли, использовать их в речи, соблюдая
грамматические нормы, делать правильный выбор орфограмм,
написание которых зависит от морфологических условий;
значения,
3. признаки стилей и типов речи;
4. применять все способы сжатия текста, сохранять микротемы,
выполнять задания по тексту.
использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
1. сопоставления, классификации языковых явлений и фактов с учетом их
различных интерпретаций;
2. оценивания языковых явлений и фактов с точки зрения нормативности,
15 соответствия сфере и ситуации общения;
3. разграничивания вариантов норм и речевых нарушений;
4. применение полученных учащимися знаний и умений в собственной
речевой практике.
Резервные уроки (4ч.)
УЧЕБНОТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
Название темы, раздела
Количество
часов
Русский язык национальный язык
русского народа
Повторение и систематизация изученного в
58 классах
Сложное предложение.Сложносочиненное
предложение
Сложноподчиненное предложение
Бессоюзное сложное предложение
Сложные предложения с различными
видами союзной и бессоюзной связи
Итоговое повторение и систематизация
изученного в 9 классе
Резервные уроки
1
2
3
4
5
6
7
8
Итого:
1
13
10
37
14
10
13
4
102
Количество
проверочных
работ
1
1
2
1
1
1
7
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения русского языка обучающиеся 9 класса должны
знать / понимать
1. роль русского языка как национального языка русского народа,
государственного языка Российской Федерации и средства
межнационального общения;
2. смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и
ситуация речевого общения;
3. основные признаки разговорной речи, научного, публицистического,
официальноделового стилей, языка художественной литературы;
16 4. особенности основных жанров научного, публицистического,
официальноделового стилей и разговорной речи;
5. признаки текста и его функциональносмысловых типов
(повествования, описания, рассуждения);
6. основные единицы языка, их признаки;
7. основные нормы русского литературного языка (орфоэпические,
лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные);
нормы речевого этикета;
уметь
1. различать разговорную речь,
научный,
публицистический,
официальноделовой стили, язык художественной литературы;
2. определять тему, основную мысль текста, функционально
смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые
особенности текста;
3. опознавать языковые единицы, проводить различные виды их
анализа;
4. объяснять с помощью словаря значение слов;
аудирование и чтение
1. адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения
(цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую
информацию);
2. читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами
чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
3. извлекать информацию из различных источников, включая средства
массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими
словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
1. воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план,
пересказ, изложение, конспект);
2. создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация,
реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);
3. осуществлять выбор и организацию языковых средств в
соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
4. владеть различными видами монолога (повествование, описание,
рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями,
установление и регулирование межличностных отношений);
5. свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной
форме, соблюдать нормы построения текста (логичность,
последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно
выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей
действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
17 6. соблюдать в практике речевого общения основные
нормы
произносительные,
современного русского литературного языка;
грамматические
лексические,
7. соблюдать в практике письма основные правила орфографии и
пунктуации;
8. соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать
паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
9. осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки
зрения её правильности, находить грамматические и речевые
ошибки,
совершенствовать и
редактировать собственные тексты;
исправлять их;
недочеты,
использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для:
1. осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и
творческих способностей личности; значения родного языка в жизни
человека и общества;
2. развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к
родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления
культуры;
3. удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных,
бытовых, социальнокультурных ситуациях общения;
4. увеличения словарного запаса; расширения круга используемых
грамматических средств; развития способности к самооценке на
основе наблюдения за собственной речью;
5. использования родного языка как средства получения знаний по
другим учебным предметам и продолжения образования.
ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Литература для учителя
Программа рекомендована
Методические рекомендации «Русский язык. 9 класс» под редакцией
1
Программа по русскому языку для 9 класса общеобразовательного
учреждения. Авторы программы М.М. Разумовская, В.И. Капинос, С.И. Львова,
Г.А. Богданова, В.В. Львов.
Министерством
образования РФ.
2
М.М.Разумовской. «Дрофа», 2015.
3
под ред. М.М.Разумовской. – М.: Просвещение, 2008.
4
русскому языку. 89 классы. М.:АРКТИ,2015.
Новикова Н. Поурочное планирование к учебнику «Русский язык. 9 класс»
Дейкина А.Д., ПахноваТ.Д. Универсальные дидактические материалы по
18 5
С.В. Драбкина, Д.И. Субботин. Государственная итоговая аттестация
выпускников 9 классов в новой форме. Русский язык 2015. – М.: «Интеллект
Центр», 2015.
6
вариантов /под ред. И.П. Цыбулько – М.: «Национальное образование».
7
Егораева Г.Т. Издательство: Экзамен.
ОГЭ – 2017. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36
ОГЭ 2015. Русский язык. Типовые тестовые задания по русскому языку.
Литература для обучающихся
1
Русский язык: Учеб. Для 9 кл.общеобразоват. учреждений /
М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; Под ред. М.М.Разумовской,
П.А.Леканта. – 12е изд., стереотип. – Дрофа, 2015.
Словари и справочники:
2 Е.М. Шанский, В.И. Зимин, А.Ф. Филиппов. Школьный фразеологический
словарь русского языка. – М.: «Дрофа», 2007.
3 Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка:100000 слов и
фразеологических выражений / под ред. Л.И.Скворцова, 27 издание, М.:
«ОНИКС», 2011.
4 Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2 т. М.,
1985; 2е изд., стер. М., 1990.
5 Орфографический словарь русского языка под ред. С.И. Ожегова. –
Элиста, «Джангар», 2003.
6 Учебный словарь синонимов русского языка/Авт.
В.И.Зимин,
Л.П.Александрова и др. – М.: школапресс, 1994. – 384с.
7 Михайлова О.А. Орфоэпический словарь для школьников. – Ростовна –
Дону, «Феникс», 1010.
8 Е.В. Скорлуповская, Г.П. Снетова. Школьный толковый словарь русского
языка. – М.: «Эксмо», 2007.
19
Рабочая программа по литературе в 6 классе к учебнику В. Я. Коровиной ФГОС
Рабочая программа по литературе в 6 классе к учебнику В. Я. Коровиной ФГОС
Рабочая программа по литературе в 6 классе к учебнику В. Я. Коровиной ФГОС
Рабочая программа по литературе в 6 классе к учебнику В. Я. Коровиной ФГОС
Рабочая программа по литературе в 6 классе к учебнику В. Я. Коровиной ФГОС
Рабочая программа по литературе в 6 классе к учебнику В. Я. Коровиной ФГОС
Рабочая программа по литературе в 6 классе к учебнику В. Я. Коровиной ФГОС
Рабочая программа по литературе в 6 классе к учебнику В. Я. Коровиной ФГОС
Рабочая программа по литературе в 6 классе к учебнику В. Я. Коровиной ФГОС
Рабочая программа по литературе в 6 классе к учебнику В. Я. Коровиной ФГОС
Рабочая программа по литературе в 6 классе к учебнику В. Я. Коровиной ФГОС
Рабочая программа по литературе в 6 классе к учебнику В. Я. Коровиной ФГОС
Рабочая программа по литературе в 6 классе к учебнику В. Я. Коровиной ФГОС
Рабочая программа по литературе в 6 классе к учебнику В. Я. Коровиной ФГОС
Рабочая программа по литературе в 6 классе к учебнику В. Я. Коровиной ФГОС
Рабочая программа по литературе в 6 классе к учебнику В. Я. Коровиной ФГОС
Рабочая программа по литературе в 6 классе к учебнику В. Я. Коровиной ФГОС
Рабочая программа по литературе в 6 классе к учебнику В. Я. Коровиной ФГОС
Рабочая программа по литературе в 6 классе к учебнику В. Я. Коровиной ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.