Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Горельская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрена на заседании Методического
совета школы и рекомендована к
утверждению
Протокол № 1 от 26 августа 2016 года
Руководитель МС:________ /Г.Н.
Мещерякова/
Утверждена
Приказ № 327 от 29 августа 2016 года
Директор школы:______/Е.И. Колодина/
Рабочая программа
по учебному курсу «Русский язык»
для 9 класса
основного общего образования
на 2017 2018 учебный год
Составитель: Инякина Тамара Михайловна,
учитель русского языка и литературы
1ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе Федерального
компонента государственного стандарта среднего общего образования,
примерной программы основного общего образования по русскому языку и
авторской программы под редакцией М.М.Разумовской.
Составитель рабочей программы. Инякина Тамара Михайловна, учитель
высшей категории.
Рабочая программа конкретизирует содержание стандарта,
дает
распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения
тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики
учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся. В рабочей
программе определен перечень работ по развитию речи, тестовых и контрольных
заданий.
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 9 классов и
реализуется на основе следующих документов:
Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №
273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, с изменениями,
внесёнными приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577;
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных)
Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в
образовательном процессе в общеобразовательных школах;
Примерной программы учебного предмета;
Авторской программы по предмету (авторы Программы М. М.
Разумовская, В. И. Капинос, С. И. Львова, Г. А. Богданова, В. В. Львов).
Основной образовательной программы основного общего образования
МБОУ «Горельская СОШ»;
федерального компонента государственного стандарта основного общего
образования.
Рабочая программа выполняет две основные функции.
Информационнометодическая функция позволяет всем участникам
образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей
2стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами данного
учебного предмета.
структурирование учебного материала,
Организационнопланирующая функция предусматривает выделение этапов
обучения,
определение его
количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том
числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации
обучающихся.
Рабочая программа содействует сохранению единого образовательного
пространства и предоставляет широкие возможности для реализации различных
подходов к построению курса русского языка в основной школе.
Структура документа
Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку; основное
содержание с распределением учебных часов по разделам курса,
последовательность изучения тем и разделов; учебнотематический план;
требования к уровню подготовки обучающихся; литература и средства
обучения; календарнотематическое планирование.
Цель
Изучение русского языка в основной школе направлено на достижение
следующих целей:
1. освоение важнейших знаний о русском языке, его устройстве и
функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о
стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского
литературного языка; о русском речевом этикете;
2. овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать
языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности,
соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом,
осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать
необходимую информацию.
3. развитие речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и
навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным
языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение
словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие
готовности и способности к речевому взаимодействию и
взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
4. воспитание
гражданственности и патриотизма,
сознательного
отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения
и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
воспитание интереса и любви к русскому языку;
35. применение полученных знаний и умений в собственной речевой
практике; в речевой культуре, орфографической и пунктуационной
грамотности.
Задачи:
овладеть умениями и навыками использования языка в различных сферах и
ситуациях общения, основными нормами русского литературного языка;
применять полученные знания и умения в собственной речевой практике;
повышать
и
языковедческую
коммуникативную,
культуроведческую компетенции;
осуществлять применение полученных знаний на практике .
Основные методы, используемые в различных сочетаниях:
2. Частичнопоисковый,
1. Объяснительноиллюстративный, сочетающий словесные методы (рассказ,
объяснение, работа с литературными источниками) с иллюстрацией
различных по содержанию источников (справочники, картины, схемы,
диаграммы, натуральные объекты, др.).
основанный на использовании знаний о химии,
жизненного и познавательного опыта учащихся. Конкретным проявлением
этого метода является беседа, которая в зависимости от дидактических
целей урока может быть проверочной, эвристической, повторительно –
обобщающей.
Исследовательский метод как один из ведущих способов организации
поисковой деятельности обучающихся в учебной работе, привития им
умений и навыков самостоятельной работы.
Основные формы и виды организации учебного процесса
Основной формой организации учебного процесса является классно
урочная система.
В качестве дополнительных форм организации
образовательного процесса в школе используется система консультационной
поддержки, индивидуальных занятий, лекционные, семинарские занятия,
самостоятельная работа учащихся с использованием современных
информационных технологий.
Организация сопровождения учащихся
направлена на:
1. создание оптимальных условий обучения;
2. исключение психотравмирующих факторов;
3. сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;
4. развитие положительной мотивации к освоению гимназической
программы;
5. развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка.
Типы урока
41. Урок усвоения новых знаний или нового материала.
2. Повторительнообобщающий урок.
3. Урок развития речи.
4. Урок закрепления изученного материала.
5. Урок контроля.
6. Урок обобщающего контроля.
Формы организации работы учащихся:
1. индивидуальная.
2. коллективная:
2.1. фронтальная;
2.2.
2.3.
парная;
групповая.
Особенности организации учебного процесса. Используемые технологии
Организация учебновоспитательного процесса должна соответствовать
принципам развивающего обучения (нарастание самостоятельности, поисковой
деятельности обучающихся. Выполнение заданий, ведущих от воспроизводящей
деятельности к творческой, а также, личностноориентированному и
дифференцированному подходам.
В учебновоспитательном процессе используются современные
учебное
проблемное обучение,
образовательные технологии (ИКТ,
исследование, проблемнопоисковые технологии).
Интеграция традиционной, алгоритмической, модульной, игровой,
компьютерной технологий и развивающего обучения.
Формы учебных занятий
1. Лекции;
2. Семинары;
3. Диалоги и беседы;
4. Практические работы;
5. Исследовательские проекты.
Виды деятельности учащихся
1. Устные сообщения;
2. Обсуждения;
3. Работа с источниками;
4. Доклады;
5. Защита презентаций;
6. Рефлексия.
5Общая характеристика учебного предмета
Русский язык в общеобразовательной подготовке школьников имеет
стратегическое значение: от уровня владения языком зависят успехи в учёбе по
всем учебным дисциплинам; уровень владения языком в значительной мере
определяет социальное лицо человека, его культурные и интеллектуальные
показатели; его общественную активность, стремление к самообразованию.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык»
является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство
познания действительности русский язык обеспечивает развитие
интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его
абстрактное мышление,
формирует навыки
самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации
личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык
влияет на качество усвоения всех школьных предметов.
память и воображение,
Межпредметные и внутрипредметные связи
Реализация программы по русскому языку на ступени основного общего
образования предполагает широкое использование межпредметных и
внутрипредметных связей.
Реализация программы лингвистического образования на ступени
основного общего образования предполагает широкое использование
межпредметных связей. Интегративное взаимодействие курсов языкознания,
литературы, истории и обществоведения позволяет учащимся сформировать
целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности
современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую
социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения,
существующих в современном многокультурном,
многонациональном,
многоконфессиональном обществе. Использование потенциала межпредметных
связей курсов русского языка и литературы, истории, искусства расширяет
знания учащихся о закономерностях пространственной организации мира,
закрепляет умение оперировать лингвистическим материалом. Формирование
системы интегративных связей истории и предметов образовательной области
«Филология» значительно повышает коммуникативный потенциал процесса
обучения, позволяет учащимся на более высоком уровне освоить
стилистические и образновыразительные особенности родного и иностранных
языков. Знание учащимися исторического контекста процесса духовного
творчества расширяет их возможности при изучении курса литературы, а также
предметов образовательной области «Искусство».)
Место предмета в базисном учебном плане
6Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений
Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского
(родного) языка на этапе основного общего образования в объеме 735 часов.
Для обязательного изучения учебного предмета «Русский язык» в 9 классе
федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений
Российской Федерации отводит 102 часа, из расчета 3 часа в неделю.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются
следующие общеучебные умения:
Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся
общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и
ключевых компетенций.
коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и
основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками
использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях
общения),
интеллектуальные (сравнение и сопоставление,
обобщение,
абстрагирование, оценивание и классификация),
информационные (умение осуществлять библиографический поиск,
извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом),
организационные (умение формулировать цель деятельности,
планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Русский язык»
являются:
Познавательная деятельность:
1.
Использование для познания окружающего мира различных методов
(наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование и др.). Определение
структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных
связей и отношений между частями целого. Умение разделять процессы на
этапы, звенья; выделение характерных причинноследственных связей.
2. Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе
заданных алгоритмов.
Комбинирование известных алгоритмов
деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение
одного из них.
3. Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по
одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Умение
различать факт, мнение, доказательство, гипотезу, аксиому.
74. Исследование несложных практических ситуаций,
выдвижение
предположений, понимание необходимости их проверки на практике.
5. Творческое решение учебных и практических задач: умение
мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения;
самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в
проектной деятельности.
Информационнокоммуникативная деятельность:
1. владение монологической и диалогической речью, развитие способности
понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
2. использование для решения познавательных и коммуникативных задач
различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
1. владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением
предвидеть возможные результаты своих действий:
2. организация учебной деятельности: постановка цели, планирование,
определение оптимального соотношения цели и средств.
Система контроля и оценки учебных достижений обучающихся
Виды контроля
1. вводный;
2. промежуточный;
3. текущий;
4. тематический;
5. итоговый.
Методы контроля
1. письменный;
2. устный.
Формы контроля
1. тесты;
2. зачеты;
3. устный опрос;
4. самостоятельные работы.
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
1. Активность участия.
2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
4. Самостоятельность.
5. Оригинальность суждений.
8Результаты обучения
Учащиеся должны знать:
• роль русского языка как национального языка русского народа,
государственного языка Российской Федерации и средства
межнационального общения;
• смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и
ситуация речевого общения;
• основные признаки разговорной речи, научного, публицистического,
официальноделового стилей, языка художественной литературы;
• особенности основных жанров научного,
официальноделового стилей и разговорной речи;
• признаки текста и его функциональносмысловых типов (повествования,
описания, рассуждения);
• основные единицы языка, их признаки;
• основные нормы русского литературного языка (орфоэпические,
лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы
речевого этикета;
публицистического,
Учащиеся должны уметь:
• различать разговорную речь, научный, публицистический, официально
деловой стили, язык художественной литературы;
• определять тему, основную мысль текста, функциональносмысловой тип и
стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
• опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
• объяснять с помощью словаря значение слов с национальнокультурным
компонентом;
говорение и письмо
• воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ,
изложение, конспект);
• создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат,
выступление, письмо, расписка, заявление);
• осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с
темой, целями, сферой и ситуацией общения;
• владеть различными видами монолога (повествование, описание,
рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями,
установление и регулирование межличностных отношений);
• свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме,
соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность,
связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к
9фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному,
услышанному, увиденному;
• соблюдать в практике речевого общения основные произносительные,
лексические, грамматические нормы современного русского литературного
языка;
• соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
• соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать
паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
• осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её
правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты,
исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
Учащиеся должны использовать приобретённые знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни для:
• осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и
творческих способностей личности; значения родного языка в жизни
человека и общества;
• развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к
родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления
культуры;
• удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых,
социальнокультурных ситуациях общения;
• увеличения словарного запаса; расширения круга используемых
грамматических средств; развития способности к самооценке на основе
наблюдения за собственной речью;
• использования родного языка как средства получения знаний по другим
учебным предметам и продолжения образования.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (102 часа)
О языке (1 час)
Русский язык – национальный язык русского народа.
В результате изучения темы обучающиеся должны
знать / понимать:
1. особенности национального языка, его назначение, развитие;
2. основные формы существования национального русского языка:
русский литературный язык, территориальные диалекты (народные
говоры), социальные диалекты (жаргоны) и просторечия
уметь
10читать лингвистические тексты и создавать собственные высказывания на
лингвистические темы.
использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
1. сопоставления, классификации языковых явлений и фактов с учетом их
различных интерпретаций;
2. оценивания языковых явлений и фактов с точки зрения нормативности,
соответствия сфере и ситуации общения;
3. разграничивания вариантов норм и речевых нарушений;
4. применение полученных учащимися знаний и умений в собственной
речевой практике.
Обобщение изученного в 58классах (13 часов)
Основные единицы языка и их особенности (звуки, морфемы, слова,
словосочетания, предложения). Лексическое и грамматическое значение слова.
Части речи и их смысловые, морфологические и синтаксические признаки.
Основные правила правописания.
В результате изучения темы обучающиеся должны
знать / понимать:
1. основные нормы русского литературного языка;
2. понятия о звуках речи, соотношении звука и буквы, связь фонетики с
графикой и орфографией, основные орфоэпические нормы;
3. виды морфем, чередование звуков в морфемах, основные способы
образования слов, определение синонимов, антонимов, паронимов,
омонимов, историзмов, архаизмов, старославянизмов, диалектизмов,
профессионализмов, фразеологизмов, словари русского языка и их роль;
4. признаки частей речи, особенно их функции, отличие служебных частей
речи от знаменательных, их грамматическое значение;
5. понятие о словосочетаниях (согласование, управление, примыкание) и
предложениях
наличии
грамматических основ, видам связи между частями, виды сказуемых, виды
односоставных предложений), отделяющие и выделяющие знаки
препинания;
(по цели высказывания,
интонации,
6. признаки текста и его функциональносмысловые типы, способы и
средства связи в тексте.
уметь
1. производить фонетический и орфоэпический разбор слов;
2. пользоваться словарями русского языка;
3. определять части речи (различать предлоги, наречия, существительные);
114. производить полный синтаксический разбор словосочетаний и
предложений;
5. свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
6. соблюдать нормы построения текста
7. совершенствовать и редактировать собственный текст.
использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
5. сопоставления, классификации языковых явлений и фактов с учетом их
различных интерпретаций;
6. оценивания языковых явлений и фактов с точки зрения нормативности,
соответствия сфере и ситуации общения;
7. разграничивания вариантов норм и речевых нарушений;
8. применение полученных учащимися знаний и умений в собственной
речевой практике.
Синтаксис сложного предложения
Сложное предложение. Сложносочиненное предложение (9 ч.+1ч. р/р)
Сложное предложение и его признаки. Сложные предложения с союзами и
без союзов. Классификация сложных предложений: сложносочиненные,
сложноподчиненные, бессоюзные.
Строение сложносочиненного предложения и средства связи в нем:
интонация и сочинительные союзы (соединительные, разделительные и
противительные). Смысловые отношения между частями сложносочиненного
предложения. Запятая между частями сложносочиненного предложения.
В результате изучения темы обучающиеся должны
знать / понимать:
1. признаки разграничения простых и сложных предложений, понятие
сложного предложения, иметь представление о средствах связи
частей сложного предложения и соответствующих знаках
препинания;
2. знать классификацию сложных предложений;
3. разряды сочинительных союзов и соответствующие им виды
сложносочиненных предложений;
4. понятие ССП как такого единства его предикативных частей,
которое образуется на основе сочинительной связи и разных
смысловых отношений.
уметь
121. на уровне первичных навыков разграничивать сложные предложения
разных типов, ставить знаки препинания между частями на письме;
2. производить
синтаксический разбор
сложносочиненных
предложений;
использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
1. сопоставления, классификации языковых явлений и фактов с учетом их
различных интерпретаций;
2. оценивания языковых явлений и фактов с точки зрения нормативности,
соответствия сфере и ситуации общения;
3. разграничивания вариантов норм и речевых нарушений;
4. применение полученных учащимися знаний и умений в собственной
речевой практике.
Сложноподчиненное предложение (29ч + 8 р/р)
Строение сложноподчиненного предложения: главное и придаточное
предложение в его составе; средства связи в сложноподчиненном предложении.
Основные виды придаточных предложений: определительные, изъяснительные,
обстоятельственные (места, времени, образа действия и степени, цели, условия,
причины, уступительные, сравнительные, следствия). Место придаточного
предложения по отношению к главному. Предложения с несколькими
придаточными.
Знаки препинания между главным и придаточным
предложениями.
В результате изучения темы обучающиеся должны
знать / понимать:
1. отличительные признаки ССП, средства связи главного с придаточным;
2. отличия союзов и союзных слов;
3. особенности присоединения придаточного предложения к главному;
4. виды придаточных предложений;
уметь
1. правильно ставить знаки препинания, производить синтаксический разбор
и составлять схемы сложноподчиненных предложений;
2. определять вид придаточного, находить указательное слово, определять
вид связи между главным и придаточным, составлять вертикальные и
горизонтальные схемы;
3. правильно употреблять СПП в речи;
4. употреблять в собственном высказывании синонимичные синтаксические
конструкции
использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
131. сопоставления, классификации языковых явлений и фактов с учетом их
различных интерпретаций;
2. оценивания языковых явлений и фактов с точки зрения нормативности,
соответствия сфере и ситуации общения;
3. разграничение вариантов норм и речевых нарушений;
4. применение полученных учащимися знаний и умений в собственной
речевой практике.
Бессоюзное сложное предложение (13ч + 1 р/р)
Смысловые отношения между простыми предложениями в составе
бессоюзного сложного предложения. Интонация бессоюзного сложного
предложения. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
В результате изучения темы обучающиеся должны
знать / понимать:
основные признаки БСП;
правила постановки запятой, точки с запятой, двоеточия, тире в БСП;
выразительные особенности БСП;
уметь
соблюдать основные правила пунктуации;
нормы построения БСП;
употребления в речи БСП;
выполнять пунктуационный и синтаксический разбор СБП.
использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
1. сопоставления, классификации языковых явлений и фактов с учетом их
различных интерпретаций;
2. оценивания языковых явлений и фактов с точки зрения нормативности,
соответствия сфере и ситуации общения;
3. разграничивания вариантов норм и речевых нарушений;
4. применение полученных учащимися знаний и умений в собственной
речевой практике.
Сложное предложение с разными видами связи (6ч + 4 р/р)
Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи.
Знаки препинания в нем.
В результате изучения темы обучающиеся должны
знать / понимать:
1. отличительные особенности предложений с разными видами связи
уметь
2. правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях с разными
видами связи;
143. выполнять синтаксический разбор и составлять схемы.
использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
1. сопоставления, классификации языковых явлений и фактов с учетом их
различных интерпретаций;
2. оценивания языковых явлений и фактов с точки зрения нормативности,
соответствия сфере и ситуации общения;
3. разграничивания вариантов норм и речевых нарушений;
4. применение полученных учащимися знаний и умений в собственной
речевой практике.
Итоговое повторение (10ч + 3р/р)
Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия. Морфология и орфография.
Морфология и синтаксис. Орфография и пунктуация. Стили и типы речи.
В результате изучения темы обучающиеся должны
знать / понимать:
1. сведения о звуках речи, особенностях произношения гласных и
согласных звуков;
2. признаки стилей и типов речи, их характерные особенности,
способы определения;
уметь
1. из вариантов ударения выбирать правильный, выразительно читать
текст; оценивать свою и чужую речь с точки зрения соблюдения
орфоэпической нормы; производить элементарный звуковой анализ
текста; находить особенности звукописи текста (аллитерацию,
ассонанс);
2. распознавать изученные части речи на основе общего
грамматического
морфологических признаков,
синтаксической роли, использовать их в речи, соблюдая
грамматические нормы, делать правильный выбор орфограмм,
написание которых зависит от морфологических условий;
значения,
3. признаки стилей и типов речи;
4. применять все способы сжатия текста, сохранять микротемы,
выполнять задания по тексту.
использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
1. сопоставления, классификации языковых явлений и фактов с учетом их
различных интерпретаций;
2. оценивания языковых явлений и фактов с точки зрения нормативности,
15соответствия сфере и ситуации общения;
3. разграничивания вариантов норм и речевых нарушений;
4. применение полученных учащимися знаний и умений в собственной
речевой практике.
Резервные уроки (4ч.)
УЧЕБНОТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
Название темы, раздела
Количество
часов
Русский язык национальный язык
русского народа
Повторение и систематизация изученного в
58 классах
Сложное предложение.Сложносочиненное
предложение
Сложноподчиненное предложение
Бессоюзное сложное предложение
Сложные предложения с различными
видами союзной и бессоюзной связи
Итоговое повторение и систематизация
изученного в 9 классе
Резервные уроки
1
2
3
4
5
6
7
8
Итого:
1
13
10
37
14
10
13
4
102
Количество
проверочных
работ
1
1
2
1
1
1
7
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения русского языка обучающиеся 9 класса должны
знать / понимать
1. роль русского языка как национального языка русского народа,
государственного языка Российской Федерации и средства
межнационального общения;
2. смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и
ситуация речевого общения;
3. основные признаки разговорной речи, научного, публицистического,
официальноделового стилей, языка художественной литературы;
164. особенности основных жанров научного, публицистического,
официальноделового стилей и разговорной речи;
5. признаки текста и его функциональносмысловых типов
(повествования, описания, рассуждения);
6. основные единицы языка, их признаки;
7. основные нормы русского литературного языка (орфоэпические,
лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные);
нормы речевого этикета;
уметь
1. различать разговорную речь,
научный,
публицистический,
официальноделовой стили, язык художественной литературы;
2. определять тему, основную мысль текста, функционально
смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые
особенности текста;
3. опознавать языковые единицы, проводить различные виды их
анализа;
4. объяснять с помощью словаря значение слов;
аудирование и чтение
1. адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения
(цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую
информацию);
2. читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами
чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
3. извлекать информацию из различных источников, включая средства
массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими
словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
1. воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план,
пересказ, изложение, конспект);
2. создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация,
реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);
3. осуществлять выбор и организацию языковых средств в
соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
4. владеть различными видами монолога (повествование, описание,
рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями,
установление и регулирование межличностных отношений);
5. свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной
форме, соблюдать нормы построения текста (логичность,
последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно
выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей
действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
176. соблюдать в практике речевого общения основные
нормы
произносительные,
современного русского литературного языка;
грамматические
лексические,
7. соблюдать в практике письма основные правила орфографии и
пунктуации;
8. соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать
паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
9. осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки
зрения её правильности, находить грамматические и речевые
ошибки,
совершенствовать и
редактировать собственные тексты;
исправлять их;
недочеты,
использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для:
1. осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и
творческих способностей личности; значения родного языка в жизни
человека и общества;
2. развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к
родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления
культуры;
3. удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных,
бытовых, социальнокультурных ситуациях общения;
4. увеличения словарного запаса; расширения круга используемых
грамматических средств; развития способности к самооценке на
основе наблюдения за собственной речью;
5. использования родного языка как средства получения знаний по
другим учебным предметам и продолжения образования.
ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Литература для учителя
Программа рекомендована
Методические рекомендации «Русский язык. 9 класс» под редакцией
1
Программа по русскому языку для 9 класса общеобразовательного
учреждения. Авторы программы М.М. Разумовская, В.И. Капинос, С.И. Львова,
Г.А. Богданова, В.В. Львов.
Министерством
образования РФ.
2
М.М.Разумовской. «Дрофа», 2015.
3
под ред. М.М.Разумовской. – М.: Просвещение, 2008.
4
русскому языку. 89 классы. М.:АРКТИ,2015.
Новикова Н. Поурочное планирование к учебнику «Русский язык. 9 класс»
Дейкина А.Д., ПахноваТ.Д. Универсальные дидактические материалы по
185
С.В. Драбкина, Д.И. Субботин. Государственная итоговая аттестация
выпускников 9 классов в новой форме. Русский язык 2015. – М.: «Интеллект
Центр», 2015.
6
вариантов /под ред. И.П. Цыбулько – М.: «Национальное образование».
7
Егораева Г.Т. Издательство: Экзамен.
ОГЭ – 2017. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36
ОГЭ 2015. Русский язык. Типовые тестовые задания по русскому языку.
Литература для обучающихся
1
Русский язык: Учеб. Для 9 кл.общеобразоват. учреждений /
М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; Под ред. М.М.Разумовской,
П.А.Леканта. – 12е изд., стереотип. – Дрофа, 2015.
Словари и справочники:
2 Е.М. Шанский, В.И. Зимин, А.Ф. Филиппов. Школьный фразеологический
словарь русского языка. – М.: «Дрофа», 2007.
3 Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка:100000 слов и
фразеологических выражений / под ред. Л.И.Скворцова, 27 издание, М.:
«ОНИКС», 2011.
4 Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2 т. М.,
1985; 2е изд., стер. М., 1990.
5 Орфографический словарь русского языка под ред. С.И. Ожегова. –
Элиста, «Джангар», 2003.
6 Учебный словарь синонимов русского языка/Авт.
В.И.Зимин,
Л.П.Александрова и др. – М.: школапресс, 1994. – 384с.
7 Михайлова О.А. Орфоэпический словарь для школьников. – Ростовна –
Дону, «Феникс», 1010.
8 Е.В. Скорлуповская, Г.П. Снетова. Школьный толковый словарь русского
языка. – М.: «Эксмо», 2007.
19