Рабочая программа по литературе в 8 классе
Оценка 4.8

Рабочая программа по литературе в 8 классе

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
русская литература
8 кл
15.01.2017
Рабочая программа по литературе в 8 классе
Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 8(68 часов) класса разработана в соответствии со следующими нормативными документами: 1. Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". 2. Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования от 17 декабря 2010 г. 3. Авторской программой по литературе к учебникам для 5 – 9 классов (авторы программы Г. С. Меркин, С. А. Зинин).
литература 8_klass.docx
МБОУ Павловская СШ     Рассмотрено                                                        Утверждаю   директор школы на педсовете                                                                                Л.И. Емельянцева протокол №1                                                                 Приказ №___ от __.2016г. от 31.08.2016г.   Рабочая программа по литературе в 8 классе Составил рабочую программу учитель высшей категории Берлинская Парасковия Васильевна 2016 – 2017 учебный год. Планируемые  результаты изучения учебного предмета   Личностными результатами являются: • совершенствование духовно­нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов; • самоопределение и самопознание, ориентация в системе личностных смыслов на основе соотнесения своего «я» с художественным миром ав­ торов и судьбами их героев.  Ученик научится: - Понимать литературу как одну из национально­культурных ценностей русского народа. - Уважительно относиться к родной литературе, испытывать гордость за неё. - Оценивать свои и чужие поступки. - Проявлять внимание, удивление, желание больше узнать. Ученик получит возможность научиться: - Понимать   определяющую   роль   родной   литературы   в   развитии   интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности. - Анализировать   и   характеризовать   эмоциональные   состояния   и   чувства   окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом. Регулятивные универсальные учебные действия Ученик научится: - Планированию пути достижения цели. - Установлению целевых приоритетов. - Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»). Ученик получит возможность научиться: - Учитывать условия выполнения учебной задачи. - Выделять альтернативные способы достижения цели. - Осуществлять   итоговый   контроль   деятельности   («что   сделано»)   и   пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»). Метапредметные   результаты  изучения   предмета   «Литература»   в   основной   школе проявляются в: • умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять   причинно­следственные   связи   в   устных   и   письменных   высказываниях, формулировать выводы; •   умении   самостоятельно   организовывать   собственную   деятельность,   оценивать   ее, определять сферу своих интересов; •   умении   работать   с   разными   источниками   информации,   находить   ее,   анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем: 1) в познавательной сфере: • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, ли­ тературы   XVIII   в.,   русских   писателей   XIX—XX   вв.,   литературы   народов   России   и зарубежной литературы; •   понимание   связи   литературных   произведений   с   эпохой   их   написания,   выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравст­ венных ценностей и их современного звучания; •   умение   анализировать   литературное   произведение:   определять   его   принадлежность   к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать   тему,   идею,   нравственный   пафос   литературного   произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; •   определение   в   произведении   элементов   сюжета,   композиции,   изобразительно­ выразительных средств языка, понимание их роли в раскры­ тии   идейно­художественного   содержания   произведения   (элементы   филологического анализа); • владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения; 2) в ценностно­ориентационной сфере: •   приобщение   к   духовно­нравственным   ценностям   русской   литературы   и   культуры, сопоставление их с духовно­нравственными ценностями других народов; •   формулирование   собственного   отношения   к   произведениям   русской   литературы,   их оценка; •   собственная   интерпретация   (в   отдельных   случаях)   изученных   литературных произведений; • понимание авторской позиции и свое отношение к ней; 3) в коммуникативной сфере: • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие; •   умение   пересказывать   прозаические   произведения   или   их   отрывки   с   использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать   на   вопросы   по   прослушанному   или   прочитанному   тексту;   создавать   устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог; •   написание   изложений   и   сочинений   на   темы,   связанные   с   тематикой,   проблематикой изученных произведений, классные и домашние твор­ ческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы  Ученик научится: - Устанавливать и вырабатывать разные точки зрения. - Аргументировать свою точку зрения. - Задавать вопросы. - Осуществлять контроль. - Составлять план текста. Ученик получит возможность научиться: - Продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска   и   оценки   альтернативных   способов   разрешения   конфликтов;   договариваться   и приходить к общему решению в совместной деятельности. - Брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство). 4) в эстетической сфере: •   понимание   образной   природы   литературы   как   явления   словесного   искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; форми­ рование эстетического вкуса; •   понимание   русского   слова   в   его   эстетической   функции,   роли   изобразительно­ выразительных языковых средств в создании художествен­ ных образов литературных произведений Предметные результаты обучения Ученик научится: - видеть черты русского национального характера в героях русских былин; - учитывая   жанрово­родовые   признаки   произведений   устного   народного   творчества,   выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения; - выразительно   читать   былины,   соблюдая   соответствующий   интонационный   рисунок   устного рассказывания; - пересказывать былины, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для былин художественные приёмы; - осознанно   воспринимать   художественное   произведение   в   единстве   формы   и   содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; - воспринимать   художественный   текст   как   произведение   искусства,   послание   автора   читателю, современнику и потомку; - определять   для   себя   актуальную   и   перспективную   цели   чтения   художественной   литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения; - анализировать   и   истолковывать   произведения   разной   жанровой   природы,   аргументировано формулируя своё отношение к прочитанному; - создавать   собственный   текст   аналитического   и   интерпретирующего   характера   в   различных форматах; - сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах; Ученик получит возможность научиться: - рассказывать о самостоятельно прочитанной былине, обосновывая свой выбор; - сочинять былину и/или придумывать сюжетные линии; - сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера; - выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками; - устанавливать   связи   между   фольклорными   произведениями   разных   народов   на   уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия). - выбирать   путь   анализа   произведения,   адекватный   жанрово­родовой   природе художественного текста; - сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их; - оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств; Контроль и диагностика достижений предметных и метапредметных  результатов в форме тестирования. Предусмотрена промежуточная  аттестация. Содержание учебного предмета В в е д е н и е ( 1 ч . ) Своеобразие   курса   литературы   в   8   классе.   Художественная   литература   и   история. Значе­ние   художественного   произведения   в     культурном   наследии   страны.   Творческий процесс. Теория литературы: литература и история, писатель и eё роль в развитии литературного процесса, жанры и роды литературы. Из у с т н о г о   н а р о д н о г о   т в о р ч е с т в а   ( 2 ч . ) Исторические песни: «Иван Грозный молится по сыне», «Возвращение Филарета», «Царь требует   выдачи   Разина»,   «Разин   и   девка­астраханка»  (на   выбор),  «Солдаты   готовятся штурмовать   Орешек»,   «Солдаты   освобождают   Смоленск»  («Как   повыше   было   города Смолен­ска...»).  Связь   с   представлениями   и   исторической   памятью   и   отражение   их   в народной   песне;   песни­плачи,   средства   выразительности   в   исторической  песне; нравственная проблематика в исторической песне и песне­плаче. Теория   литературы:   песня   как   жанр   фольклора,   историческая   песня,   отличие исторической песни от былины, песня­плач. Развитие речи: различные виды чтения, составление словаря  одной из исторических песен. Связь с другими искусствами: прослушивание музыкальных записей песен. Краеведение: донской фольклор в произведениях М.Шолохова Возможные виды внеурочной деятельности: встреча с фольклорным коллективом, вечер народной песни. Из древнерусской литературы (3ч.) «Слово о погибели Русской земли»,  из  «Жития Александра Невского», «Сказание о Борисе   и   Глебе»  (в   сокращении)  «Житие   Сергия   Радонежского».  Тема   добра   и   зла   в произведениях   русской   литературы.   Глубина   и   сила   нравственных   представлений   о человеке; благочестие, доброта, открытость, неспособность к насилию, святость, служение Богу, мудрость,  готовность к подвигу во имя Руси — основные нравственные проблемы житийной литературы; тематическое многообразие древнерусской литературы. Теория   литературы:   житийная   литература;   сказание,   слово   и   моление       как   жанры древнерусской литературы, летописный свод. Развитие речи:  различные виды чтения и пересказа, формулировки     и запись выводов, наблюдения над лексическим составом произведений. Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями. Из л и т е р а т у р ы   X V I I I   века ( 3 ч.) Г. Р. ДЕРЖАВИН  (1ч.) Поэт  и государственный чиновник. Отражение в творчестве фактов и биографии и личных представлений.   Стихотворения:  «Памятник»,   «Вельможа»  (служба,   служение,   власть   и народ, поэт и власть — основные мотивы стихотворений). Тема поэта и поэзии. Теория литературы: традиции классицизма в лирическом тексте. Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на     вопрос, запись ключевых слов и словосочетаний. Н.М. КАРАМЗИН (2ч.) Основные   вехи   биографии.   Карамзин   и   Пушкин.   Повесть   «Бедная  Лиза»  —   новая эстетическая   реальность.   Основная   проблематика   и   тематика,   новый   тип   героя,   образ Лизы. Теория  литературы:  сентиментализм  как  литературное направление, сентиментализм и классицизм   (чувственное   направление   в   противовес   рациональному),   жанр сентиментальной повести. Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, формулировка    и запись выводов, похвальное слово историку и писателю. Защита реферата     «Карамзин     на     страницах романа Ю.Н.Тынянова «Пушкин». Из литературы 19 века (30ч.) Поэты пушкинского круга. Предшественники и современники  (2ч.) В.А.Жуковский. «Лесной царь»,  «Море»,  «Невыразимое», «Сельское кладбище». К.Ф. Р ы л е е в .  «Я ль буду в роковое время...»,  «Смерть Ермака». К.Н.  Б а т ю ш к о в .   «Переход   русских   войск   через   Неман»,  «Надпись   к   портрету Жуковского », «Есть наслаждение в дикости лесов...», «Мой гений». Е.А. Баратынский. «Чудный град порой сольется», «Разуверение», «Муза». А.А. Д е л ь в и г .    «Русская песня» («Соловей мой, соловей»), «Романс», «Идиллия». Н.М.Языков. «Пловец», «Родина». Краткие   сведения   о   поэтах.   Основные   темы,   мотивы.   Система   образно­выразительных средств   в   балладе,   художественное   богатство   поэтических   произведений.   В   кругу собратьев по перу (Пушкин и поэты его круга). Теория литературы: баллада (развитие представлений), элегия, жанровое образование — дума, песня, «легкая» поэзия , элементы романтизма, романтизм. Развитие   речи:  составление   цитатного   или   тезисного   плана,     выразительное   чтение наизусть, запись тезисного плана. Связь с другими искусствами: работа с музыкальными произведениями. Возможные виды внеурочной деятельности: вечер в литературной гостиной «Песни и романсы на стихи поэтов начала  XIX века». А.С.ПУШКИН (6ч.) + Р.Р. (1ч.) Тематическое   богатство   поэзии   А.С.   Пушкина.   Стихотворения:  «И.И..   Пущину»,  « 1 9 октября 1825 года», «Песни о Стеньке  Разине». Повесть «Пиковая дама» (обзор). История написания   и основная проблематика.  «Маленькие трагедии»  (обзор, содержание одного произведения по выбору). Самостоятельная характеристика тематики и системы образов по  предварительно  составленному  плану.  Роман    «Капитанская  дочка»  :   проблематика (любовь и дружба, любовь и долг, вольнолюбие, осознание предначертанья, независимость, литература    и история). Система образов романа. Отношение  писателя к событиям    и героям. Новый тип исторической прозы. Теория   литературы:   послание,   песня,   художественно­выразительная     роль   частей   речи (местоимение), поэтическая интонация, исторический роман. Развитие  речи: выразительное чтение, чтение наизусть, составления  планов разных типов, подготовка тезисов, сочинение Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями и музыкальными произведениями. «Пиковая дама» и «Маленькие трагедии» в музыке, театре и кино. Краеведение:   дорогами   Гринева   и   Пугачева   (по   страницам   пушкинской   повести   и географическому атласу). Возможные   виды   внеурочной   деятельности:  встреча   в   литературной   гостиной «Адресаты лирики А.С. Пушкина». М. Ю. ЛЕРМОНТОВ (3ч.) + Р.Р. (1ч.) Кавказ в  жизни и творчестве. Поэма «Мцыри»: свободолюбие, готовность  к самопожертвованию, гордость, сила духа — основные           мотивы поэмы; художественная идея и средства ее выражения; образ­ персонаж, образ­пейзаж. «Мцыри — любимый идеал Лермонтова» (В. Белинский). Теория  литературы: сюжет  и фабула в поэме; лироэпическая  поэма; роль вступления, лирического   монолога;   романтическое   движение;   поэтический   синтаксис   (риторические фигуры). Романтические традиции. Развитие  речи: различные виды чтения, чтение наизусть, составления  цитатного плана, устное сочинение. Связь с  другими искусствами: работа с иллюстрациями. Краеведение:   заочная   литературно­краеведческая   экскурсия   «М.Ю.   Лермонтов   на Кавказе».   Возможные   виды   внеурочной   деятельности:   час   эстетического   воспитания «М.Ю.Лермонтов – художник» Н.В. ГОГОЛЬ (4ч.) + Р.Р. (1ч.) Основные  вехи   биографии   писателя.   А.С.  Пушкин и Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор»: творческая   и   сценическая  история   пьесы,   русское   чиновничество   в   сатирическом изображении   Н.В.   Гоголя:   разоблачение   пошлости,   угодливости,   чинопочитания, беспринципности, взяточничества, лживости   и авантюризма, равнодушного отношения к служебному долгу . Основной конфликт пьесы и способы его разрешения. Теория   литературы:   драма   как   род   литературы,  своеобразие   драматических произведений,   комедия,   развитие  понятий   о   юморе   и   сатире,   «говорящие»   фамилии, фантастический элемент как прием создания комической ситуации комический рассказ. Развитие речи: различные виды чтения и комментирования, цитатный план, сочинение сопоставительного характера, формулировка тем творческих работ, подготовка вопросов для  обсуждения. Связь   с   другими   искусствами:   работа   с   иллюстрациями,   инсценировка,   сценическая история пьесы. Краеведение: Петербург в жизни и судьбе Н.В. Гоголя. Возможные   виды   внеурочной   деятельности:  дискуссия     в   литературной   гостиной «Долго ли смеяться над тем, над чем смеялся еще Н.В. Гоголь?»; час     эстетического воспитания «Н.В. Гоголь и А.С. Пушкин». И.С. ТУРГЕНЕВ (2ч.) Основные вехи биографии И.С. Тургенева. Произведения   писателя о любви: повесть «Ася».  Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев. Образ Аси: любовь,   нежность,   верность,   постоянство;   цельность  характера   —   основное   в   образе героини. Теория   литературы:   лирическая   повесть,   тропы   и   фигуры   и   художественной стилистике повести. Развитие   речи:  различные   виды   пересказа,   тезисный   план,   дискуссия,   письменная характеристика персонажа, отзыв о прочитанном. Связь   с   другими   искусствами:  подбор   музыкальных   фрагментов   для   возможной инсценировки, рисунки учащихся. Возможные   виды   внеурочной   деятельности:   дискуссия   в   литературной   гостиной ( тема дискуссии формулируется учащимися) Н.А.НЕКРАСОВ (1ч.) Основные вехи биографии Н.А. Некрасова. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны», «Зеленый шум». Человек и природа в стихотворении. Теория   литературы:   фольклорные   приемы   в   поэзии;   песня;   народность     (создание первичных   представлений);   выразительные     средства   художественной   речи:   эпитет, бессоюзие;  роль глаголов и глагольных форм. Развитие    речи: выразительное чтение наизусть, составление словаря для характеристики лирического персонажа. Связь с другими искусствами: использование музыкальных записей. А. А.ФЕТ (2ч.) Краткие  сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии А.А. Фета: «Учись у них: у дуба,   у   березы...»,   «Целый   мир   от  Iкрасоты...».  Гармония   чувств,   единство   с   миром природы, духовность — основные мотивы лирики А.А. Фета. Развитие речи: выразительное чтение, устное рисование, письменный ответ на вопрос. Возможные виды внеурочной деятельности:   литературный   вечер    «Стихи   и  песни   о родине и родной природе поэтов 19 века»: Н. И.  Г и е д и ч. «Осень»;П . А . В я з е м с к и й .    «Береза», «Осень»;А . Н.П л е щ е е в. «Отчизна»;  Н.П.    «Весною»,   «Осенью»   ;  И.З.Суриков  «После   дождя»; И.Ф.Анненский « Сентябрь», «Зимний романс» и другие  О г а р е в .   А.Н. ОСТРОВСКИЙ (3ч.) Краткие сведения о писателе. Пьеса­сказка «Снегурочка» ­  своеобразие сюжета. Связь с   мифологическими   и   сказочными   сюжетами.   Образ   Снегурочки.   Народные   обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей. Теория литературы: драма. Развитие речи:  чтение по ролям, письменный отзыв на эпизод, составление цитатного плана к сочинению. Связь   с   другими   искусствами:   прослушивание   грамзаписи   ,   музыкальная   версия «Снегурочки». А.Н. Островский , Н.А. Римский­Корсаков. Л.Н. ТОЛСТОЙ (3ч.) Основные   вехи   биографии   писателя.  «Отрочество»  (главы   из   повести);   становление личности   в   борьбе   против   жестокости   и   произвола   —   рассказ  «После   бала». Нравственность   и   чувство   долга,   активный   и   пассивный   протест,   истинная   и   ложная красота, неучастие во зле, угасание любви — основные мотивы рассказа. Приемы создания образов. Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения. Теория литературы: автобиографическая проза, композиция и фабула рассказа. Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план сочинения­рассуждения. Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся. Из  л и т е р а т у р ы  XX  века М. ГОРЬКИЙ (3ч.) Основные вехи биографии писателя. Свобода и сила духа в изображении М. Горького: «Песня о Соколе»,  рассказ  «Mакар Чудра».  Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные  ценности жизни. Специфика песни и романтического рассказа . Художественное своеобразие ранней прозы   Горького. Теория   литературы:   традиции   романтизма,   жанровое   своеобразие     (песня,   сказка), образ­символ. Развитие   речи:   различные   виды   чтения   и   пересказа,   цитатный     план,   сочинение   с элементами рассуждения. Связь   с   другими   искусствами:   работа   с   иллюстрациями,   рисунки   учащихся, кинематографические версии ранних рассказов М. Горького. Краеведение: книжная выставка «От Нижнего Новгорода — по Руси» В.В.МАЯКОВСКИЙ (2ч.) Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в стихотворении В. Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям». Теория литературы: неологизмы, конфликт в лирическом стихотворении, рифма и ритм в лирическом стихотворении. Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть. Возможные   виды   внеурочной   деятельности:   вечер   в   литературной   гостиной   «В.В. Маяковский — художник и актер». Краеведение:   «Москва   В.   Маяковского».   Литературная   викторина     по   материалам конкурсных работ учащихся. Н.Л.  Т э ф ф и   «Свои   и   чужие»;  М.М.  З о щ е н к о   « О б е з ьяний   язык».  Большие проблемы   «маленьких   людей»;   человек     и   государство;   художественное   своеобразие рассказов:   от   литературного     анекдота   —   к   фельетону,   от   фельетона   —   к юмористическому  рассказу. Теория литературы: литературный анекдот, юмор, сатира, ирония, сарказм  (расширение представлений о понятиях). Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, составления  словаря лексики персонажа. Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ (2ч.) + Р.Р. (1ч.) Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Я не ищу гармонии в природе...», «Старая актриса», «Некрасивая девочка»  — по выбору. Поэт труда, красоты, духовности. Тема творчества  лирике       Н. Заболоцкого 50—60­х годов. Развитие речи: выразительное чтение наизусть, сочинение­рассуждение. Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии «Что есть красота?..». В.П. АСТАФЬЕВ  (3ч.) + ВН.ЧТ (1ч.) Краткие сведения о писателе. Человек и война, литература  и история в творчестве В.П. Астафьева: рассказ «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти в paссказе. Отношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика. Развитие речи: различные виды чтения, сложный план к cочинению, подбор эпиграфа. Краеведение:  выставка «На родине писателя» (по материалам периодики и произведений В.П. Астафьева). Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер «Музы не молчали»: А.А. А х м а т о в а .  «Нежно с девочками простились...»; Д.С. С а м о й л о в .  «Перебирая наши даты...»; М.В. И с а к о в с к и й .   «Враги сожгли родную хату»; К.М. С и м о н о в .  «Жди меня»; П.Г. А н т о к о л ь с к и й .  «Сын» (отрывки из поэмы); О.Ф. Б е р г г о л ь ц .  «Памяти защитников »; М.Джалиль. «Мои песни», «Дуб»; Е.А. Е в т у ш е н к о .  «Свадьбы»; Р.Г. Г а м з а т о в .  «Журавли» и др. А.Т.ТВАРДОВСКИЙ (2ч.) Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии А.Т.Твардовского: «За далью – даль» (главы из поэмы). Россия на страницах поэмы. Ответственность художника перед страной – один из основных мотивов. Образ автора. Художественное своеобразие изученных глав. Теория литературы: дорога и путешествие в эпосе Твардовского. Развитие речи: различные виды чтения, цитатный план. Краеведение: о России — с болью и любовью (выставка произведений А. Твардовского). Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии «Судьба Отчизны»: Л.Л. Блок.  «Есть минуты, когда не тревожит...»; В.В. Х л е б н и к о в .   «Мне мало нужно...»; Б.Л. П а с т е р н а к .  «После вьюги»; М . В . И с а к о в с к и й .   «Катюша»; М. Л. С в е т л о в .  «Веселая песня»; Л . Л . В о з н е с е н с к и й .  «Слеги»; Г.И. Р о ж д е с т в е н с к и й .     «Мне такою нравится земля» В.С.. В ы с о ц к и й .  «Яне люблю» и др. В .Г. РАСПУТИН (4ч.)+ 2 В.ч. Основные   вехи   биографии   писателя.  XX  век   на   страницах   прозы     В.   Распутина. Нравственная проблематика повести «Уроки  Французского». Новое раскрытие темы детей на страницах повести. Центральный конфликт и основные образы повествования. Взгляд на вопросы   сострадания,   справедливости,   на   границы   дозволенного.   Мотивы   милосердия, готовности   прийти   на   помощь,   способность   к   предотвращению   жестокости,   насилия   в условиях силового соперничества. Теория   литературы:   развитие   представлений   о   типах   рассказчика   в   художественной прозе.  Развитие   речи:  составление   словаря   понятий,   характеризующих     различные нравственные представления, подготовка тезисов к уроку – диспуту. Связь с другими искусствами: повесть В. Распутина на киноэкране. Из  з а р у б е ж н о й   л и т е р а т у р ы У.ШЕКСПИР (1ч.) Краткие сведения о писателе.  Трагедия «Ромео  и Джулетта».  Певец великих чувств и вечных тем ( жизнь, смерть, любовь, проблема отцов и детей). Сценическая история пьесы, «Ромео и Джульетта» на русской сцене. Теория литературы: трагедия ( основные признаки жанра). Связь с другими искусствами: история театра. М.СЕРВАНТЕС (1ч.) Краткие   сведения   о   писателе.   Роман   «Дон   Кихот»:   основная   проблематика   (идеальное   и обыденное, возвышенное и приземлённое, мечта и действительность) и художественная идея романа.   Образ   Дон   Кихота.   Позиция   писателя.   Тема   Дон   Кихота   в   русской   литературе. Донкихотство. Теория литературы: роман, романный герой. Развитие речи: дискуссия, различные формы пересказа, сообщения учащихся. № п/п Количество часов 3. Тематическое планирование Наименование раздела 1. 2. 3. Введение. Художественная литература и история Из устного народного творчества Древнерусская литература 1 2 3 4. 5.      6.       7. 8. Литература 18 века Литература 19 века Литература 20 века Зарубежная литература Итоговый урок 3 35 22 2 1 Итого 68 часов № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Дата План Факт Раздел VI. Календарно­тематическое планирование Тема урока Кол­во часов                           Художественная литература и история Исторические песни: «Возвращение Филарета», «Разин и девка­ астраханка» «Солдаты освобождают Смоленск», «Иван Грозный молиться по сыне» «Сказание о Борисе и Глебе» «Слово о погибели  Русской земли». Тема добра и зла в произведениях. «Житие Сергия Радонежского». Глубина и сила нравственных представлений о  человеке.  «Житие Александра Невского». Благочестие, доброта, открытость, святость,  служение Богу ­ основные проблемы житийной литературы. Державин   Г.Р.   Поэт   и   государственный     чиновник.     Тема   поэта   и   поэзии   в стихотворении «Памятник» Карамзин Н.М.  Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин.  «Бедная Лиза»­  новая эстетическая реальность.  Поэты круга Пушкина:   Основные темы, мотивы  лирики В.А.Жуковского   .   Поэты   круга   Пушкина.   Основные   темы   и   мотивы   лирики   К.Ф.   Рылеева. Стихотворения «К временщику», «Иван Сусанин»  Пушкин А.С. Тематическое богатство поэзии поэта. « И.И. Пущину»,  « 19 октября 1825 года».   Пушкин А.С.Повесть  «Капитанская дочка». Творческая история повести,  проблематика.  Пушкин А.С.  Повесть «Капитанская дочка». Система образов повести.  Композиция. Образ рассказчика. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32                                        Пушкин А.С. Повесть «Капитанская дочка». Формирование характера Петра  Гринева.    Пушкин А.С. Повесть «Капитанская дочка». Падение Белогорской крепости  Пушкин А.С.Повесть «Капитанская дочка» Образ Маши Мироновой.  Пушкин А.С. Повесть «Капитанская дочка». Образ Пугачева. Р.Р. Классное сочинение по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» Р.Р. Классное сочинение по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» Лермонтов М.Ю. Кавказ в жизни и в творчестве. Лермонтов М.Ю. «Мцыри»­романтическая поэма о вольнолюбивом юноше. Композиция и художественные особенности поэмы Лермонтова М.Ю. «Мцыри» «Мцыри – любимый идеал поэта»­В.Белинский. Гоголь Н.В. Интерес писателя к театру. Творческая  история комедии «Ревизор» Гоголь Н.В.»Ревизор». Хлестаков и «миражная» интрига. Гоголь Н.В. «Ревизор». Русское чиновничество в сатирическом изображении  автора. Гоголь Н.В. «Ревизор». Хлестаковщина  как общественное явление. Р.Р. Сочинение по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» Тургенев И.С. Любовь в жизни писателя. Повесть «Ася». Тургенев И.С. Повесть «Ася». Образ Аси: любовь, нежность, верность – основное в образе героини. Вн.чт. Стихи и песни о родине и родной природе поэтов 19 века: Н. Гнедич  «Осень»; П.Вяземский « Берёза»,  «Осень», А.Плещеев « Отчизна», Н.Огарёв «Весною», И.Суриков « После дождя», И.Анненский « Сентябрь», « Зимний романс» Некрасов Н.А.  Судьба и жизнь народная в изображении поэта. Человек и природа 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 33­ 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45­ 46 47 48 49                                  в стихотворениях Некрасова. 1) Фет А.А.  Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии поэта  «Учись у них: у дуба, у берёзы», 2)«Целый мир красоты». Гармония чувств,  единство с миром природы, духовность – основные мотивы лирики Фета. Островский А.Н. Краткие сведения о писателе. Островский А.Н. Пьеса «Снегурочка». Своеобразие сюжета.   Связь с  мифологическими  и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки Островский А.Н.  Пьеса «Снегурочка». Народные обряды, элементы фольклора в  сказке Толстой Л.Н. Вехи биографии писателя. «Отрочество». Толстой Л.Н. «После бала». Становление личности в борьбе против жестокости  и произвола.  Толстой Л.Н. «После бала». Приёмы создания образов.  Контрольная работа по теме «Литература 19 века». Горький М.  Свобода и сила духа в изображении Горького. Рассказ «Макар Чудра». Горький М. «Песня о Соколе». Специфика песни и романтического рассказа Художественное своеобразие ранней прозы Горького. Рассказ «Мой спутник» 1).Маяковский В.В. Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы» , поэт и толпа в  стихотворениях поэта.  2).Маяковский В.В. «Хорошее отношение к лошадям» Тэффи Н.А. «Свои и чужие».  Большие проблемы «маленьких» людей. Зощенко   М.М.   «Обезьяний   язык».   Человек   и   государство.   Художественное своеобразие рассказа. Заболоцкий Н.А. «Я не ищу гармонии в природе». Тема творчества в лирике поэта 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61­ 62 63 64 65 66­ 67 68 Заболоцкий Н.А. «Старая актриса», «Некрасивая девочка». Тема красоты в  лирике поэта Р.Р. «Что есть красота?» (подготовка к домашнему сочинению)  Поэзия М.В.Исаковского. « Катюша», «Враги сожгли родную хату», «Три  ровесницы» Твардовский А.Т.  Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии поэта. «За  далью – даль». Твардовский А.Т. Поэма «За далью – даль». Россия на станицах поэмы. Образ  автора.  Художественное своеобразие изученных глав Астафьев В.П.  Человек и война, литература и история в творчестве писателя. Астафьев В.П.  Рассказ «Фотография, на которой меня нет». Проблема  нравственной памяти. Вн.чт. «Музы не молчали» ( стихи поэтов 20 века о войне) Распутин В.Г.  Основные вехи биографии писателя. 20 век на страницах прозы  Распутина Распутин В.Г. Уроки доброты. Нравственная проблематика повести «Уроки  французского».  Распутин В.Г. Повесть «Уроки французского». Центральный конфликт и  основные образы повести. Взгляд на вопросы сострадания, справедливости. Внеклассное чтение по литературе 20 века Промежуточная аттестация Шекспир У. Краткие сведения о писателе. Пьеса «Ромео и Джульетта». Певец  великих чувств и вечных тем. Шекспир У. Пьеса «Ромео и Джульетта».  Основной конфликт пьесы. Сервантес М. Краткие сведения о писателе. Роман «Дон Кихот»: основная  проблематика и художественная идея романа.  Итоговый урок. Что читать летом. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 2 1 ПРИЛОЖЕНИЕ. КИМы Самостоятельная работа Цель: проверка знаний, умений, навыков учащихся  по теме «Устное народное творчество». Задания:  1. Что мы называем песней? Какие виды фольклорных песен вы знаете? 2. Какие песни можно назвать народными лирическими? В чем их своеобразие? Чему  они посвящались? 3. Что изучает наука история? Подумайте, какие повести можно назвать  историческими? 4. О каком событии русской истории идет речь в данном отрывке? Как называется вся  повесть и кто ее автор? От чьего лица ведется повествование?      Не стану описывать нашего похода и окончания войны. Скажу коротко, что  бедствие доходило до крайности. Мы проходили через селения, разоренные  бунтовщиками, и поневоле отбирали у бедных жителей то, что успели они  спасти. Правление было всюду прекращено: помещики укрывались по лесам.  Шайки разбойников злодействовали повсюду; начальники отдельных отрядов  самовластно наказывали и миловали; состояние всего обширного края, где  свирепствовал пожар, было ужасно… Не приведи Бог видеть русский бунт,  бессмысленный и беспощадный! Ответы: 1. Песня – небольшое лирическое произведение, предназначенное для пения.  Народные песни бывают лирические, исторические, обрядовые, плясовые. 2.    В лирических народных песнях повествовательное начало менее развито, в них  обычно выражаются чувства, переживания отдельного человека и в то же время  многих людей, т.к. каждая песня передавалась от поколения к поколению долгое время. Каждый исполнитель поет как бы о себе, вкладывая свою душу; от этого песня не меняется, но становится по – настоящему народной. В лирических  песнях отражаются любовные переживания, размышления о нелегкой доле,  различные события семейной и общественной жизни. Чаще всего лирические  песни протяжные, грустные, но бывают и веселые, плясовые. 3. История изучает прошлое народов и государств. В исторических повестях и  романах рассказывается о событиях, происходивших в прошлом (давнем или  недавнем) 4. Речь идет о крестьянском бунте 1772 – 1774 г.г. под предводительством  Емельяна Пугачева, провозгласившего себя царем Петром III. Отрывок взят из  повести А.С. Пушкина «капитанская дочка». Рассказывает о событиях своей  жизни главный герой повести – Петр Андреевич Гринев. Тест №1. Н.В.Гоголь «Ревизор». Цель: проверка знаний, умений, навыков  учащихся по творчеству Н.В.Гоголя. 1. Жанр этого произведения: а) трагедия; б) комедия; в) драма.                    2. Главный герой, наказывающий пороки и утверждающий положительные  идеалы:                        а) ревизор;                        б) городничий;                        в) смех                   3. Часть композиции, в которой обрисована картина жизни и нравов уездного  городка:                        а) зачин;                         б) экспозиция;                         в) эпилог.                  4. Выражение из произведения, ставшее крылатым:                         а) «Унтер – офицерская вдова, которая сама себя высекла»;                         б) «счастливые часов не наблюдают»;                          в) «минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь». 5. Действие в « Ревизоре» достигает особого напряжения, а конфликт  наибольшей остроты в сцене:                         а) в трактире;                         б) разглагольствования Хлестакова;                          в) мечтаний городничего и его жены о жизни в Петербурге.                   6. Для речи Хлестакова характерна:                          а) логичность;                          б) искрящийся юмор;                          в) бессмыслица.                    7. В основе фантастических рассказов Хлестакова:                          а) антитеза;                          б) гипербола;                          в) сравнение;                   8. Истинное стремление Хлестакова:                           а) сыграть роль повыше той, что предусмотрена его положением;                         б) жениться на Марье Антоновне;                          в) набрать как можно больше денег в долг.                  9. Глупость, пустота, фанфаронство свойственны:                         а) Ляпкину – Тяпкину;                         б) городничему;                          в) Хлестакову.                   10. Хлестаковщина – это:                            а) стремление выдавать себя за персону более важную и значимую, чем это  есть на самом деле;                           б) стремление модно одеваться;                           в) погоня за чинами. Ответы: 1 б 2 в 3 б 4 а 5 б 6 в 7 б 8 а Контрольная работа № 1. Цель: проверка знаний, умений, навыков учащихся по пройденному материалу   за I полугодие.   Задания: 1.Что называется эпиграфом? Для чего нужны эпиграфы? Какой эпиграф  выбирает А.С.Пушкин для своей повести «Капитанская дочка»? 2. Что называется поэмой? К какому роду литературы относят поэму? Почему? 3. Вспомните эпиграф к поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Как он связан с  идеей произведения? 4. Почему комедия «Ревизор» Гоголя завершается «немой сценой»? О чем, по  вашему мнению, думают ее участники? Ответы: 1.      Эпиграф – короткий текст ( цитата, изречение, поговорка и т. д.),  предпосланный художественному произведению, помещаемый перед  текстом. Эпиграф часто выражает основную мысль автора, идею или  настроение произведения, содержит авторскую оценку излагаемых событий.  «Капитанская дочка» А.С.Пушкина предваряется эпиграфом «Береги честь  смолоду».  2. 3. Эта пословица не только определяет кодекс поведения молодого человека,  но и характеризует героя, поясняет его нравственный выбор в трудные  минуты испытаний.      Поэма ­  крупное  стихотворное произведение с развернутым сюжетом.  Относят поэму обычно к лироэпическим произведениям, т.к., рассказывая о  судьбах своих героев, рисуя картины жизни, поэт высказывает в поэме  собственные мысли, чувства, переживания.      Эпиграф М.Ю.Лермонтовым  взят из Библии: «Вкушая, вкусих мало  меда, и се аз умираю». Идея – лучше три дня настоящей жизни на воле, чем  многолетнее заключение в стенах монастыря, где человек не живет  полнокровно, а существует. Для героя смерть лучше, чем жизнь в монастыре. 4.     «Немая сцена» нужна для зрителей, чтобы они представили, как же будут  действовать при сложившихся обстоятельствах все персонажи комедии. А  действовать они будут по – прежнему: лгать, давать взятки, притворяться,  льстить, говорить дурно о других, трястись от страха и т.п. Участники  «немой сцены» не только ошарашены известием о приезде истинного  ревизора, но и решают, наверное, с чего начать новую кампанию  «приручения» столичного чиновника. Самостоятельная работа                                                      8 класс Цель: проверка знаний, умений, навыков учащихся по пройденному материалу.   Вопросы и задания: 1. Что такое лирика? Какие произведения называются лирическими? 2. Что такое ритм и размер? Проиллюстрируйте примерами. 3. Вспомните стихотворение «Бородино» М.Ю. Лермонтова. Можно ли отнести его к  жанру баллады? Обоснуйте свой ответ. 4. Прочитайте стихотворный отрывок. Вдумайтесь в его содержание. Из какого  стихотворения А.С. Пушкина он взят? Соответствует ли название картине,  нарисованной в этих строчках? Для чего поэту нужно было его включить в свое  произведение? Как называется такой прием?            Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,    На мутном небе мгла носилась;    Луна, как бледное пятно,    Сквозь тучи мрачные желтела,    И ты печальная сидела…      Контрольная работа № 2                                                    8  класс Цель: проверка знаний, умений, навыков учащихся , полученных в 8 классе Вопросы и задания: 1. Вспомните, какой эпиграф  Н.В. Гоголь  предпослал комедии «Ревизор». Как вы  поняли его смысл? 2. Подумайте, как бы вы определили тему повести И.С. Тургенева «Ася». Как с  темой связано название? 3. Как вы считаете, что больше всего привлекает внимание в  Асе: внешняя  миловидность, экстравагантность поведения или богатство духовного мира,  «крылатость»? 4. Как вы думаете, почему в рассказе «После бала»  Л.Н. Толстой делает  рассказчиком прямого участника событий? Можно ли согласиться, что Иван  Васильевич в последующей жизни «никуда (…) не годился»?

Рабочая программа по литературе в 8 классе

Рабочая программа по литературе в 8 классе

Рабочая программа по литературе в 8 классе

Рабочая программа по литературе в 8 классе

Рабочая программа по литературе в 8 классе

Рабочая программа по литературе в 8 классе

Рабочая программа по литературе в 8 классе

Рабочая программа по литературе в 8 классе

Рабочая программа по литературе в 8 классе

Рабочая программа по литературе в 8 классе

Рабочая программа по литературе в 8 классе

Рабочая программа по литературе в 8 классе

Рабочая программа по литературе в 8 классе

Рабочая программа по литературе в 8 классе

Рабочая программа по литературе в 8 классе

Рабочая программа по литературе в 8 классе

Рабочая программа по литературе в 8 классе

Рабочая программа по литературе в 8 классе

Рабочая программа по литературе в 8 классе

Рабочая программа по литературе в 8 классе

Рабочая программа по литературе в 8 классе

Рабочая программа по литературе в 8 классе

Рабочая программа по литературе в 8 классе

Рабочая программа по литературе в 8 классе

Рабочая программа по литературе в 8 классе

Рабочая программа по литературе в 8 классе

Рабочая программа по литературе в 8 классе

Рабочая программа по литературе в 8 классе

Рабочая программа по литературе в 8 классе

Рабочая программа по литературе в 8 классе

Рабочая программа по литературе в 8 классе

Рабочая программа по литературе в 8 классе

Рабочая программа по литературе в 8 классе

Рабочая программа по литературе в 8 классе

Рабочая программа по литературе в 8 классе

Рабочая программа по литературе в 8 классе

Рабочая программа по литературе в 8 классе

Рабочая программа по литературе в 8 классе

Рабочая программа по литературе в 8 классе

Рабочая программа по литературе в 8 классе

Рабочая программа по литературе в 8 классе

Рабочая программа по литературе в 8 классе

Рабочая программа по литературе в 8 классе

Рабочая программа по литературе в 8 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.01.2017