Рабочая программа по литературному чтению. 1 класс (Начальная школа XXI век»).
Оценка 5

Рабочая программа по литературному чтению. 1 класс (Начальная школа XXI век»).

Оценка 5
Документация
docx
чтение
1 кл
02.10.2017
Рабочая программа по литературному чтению. 1 класс  (Начальная школа XXI век»).
Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса по программе Начальная школа XXI век» содержит пояснительную записку, тематическое планирование по предмету. В пояснительной записке описаны цели и задачи курса, общая характеристика и место учебного предмета в учебном плане, результаты освоения.Рабочая программа по литературному чтению. 1 класс (Начальная школа XXI век»).
РП литер чтение .docx
1.Пояснительная   записка,   в   которой   конкретизируются   общие   цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета Программа   по   литературному   чтению   разработана   в   соответствии   с нормативно­правовыми   документами   Российской   Федерации,   на   основе Федерального   государственного   образовательного   стандарта   начального   общего образования, по материалам авторских программ «Начальная школа XXI век» для 1­4 классов: «Обучение грамоте» (автор Журова Л.Е.), «Литературное чтение» (автор Ефросинина Л.А.) под общей ред. Н.Ф. Виноградовой. Курс литературного чтения является одним из основных предметов в системе начального   общего   образования,   закладывающим   основы   интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно­нравственного развития младших школьников, их умения пользоваться устным и письменным литературным языком. Данный курс обеспечивает   достижение   необходимых   личностных,   предметных   и метапредметных результатов освоения программы литературного чтения, а также успешность изучения других предметов в начальной школе. Основная  цель  курса   литературного   чтения   —   помочь   ребенку   стать читателем:   подвести   к   осознанию   богатого   мира   отечественной   и   зарубежной детской   литературы,   обогатить   читательский   опыт.   Развитие   читателя предполагает   овладение   основными   видами   устной   и   письменной   литературной речи:   способностью   воспринимать   текст   произведения,   слушать   и   слышать художественное слово, читать вслух и молча, понимать читаемое не только на уровне   фактов,   но   и   смысла   (иметь   свои   суждения,   выражать   эмоциональное отношение);   воссоздавать   в   своем   воображении   прочитанное   (представлять мысленно   героев,   события)   и  уметь   рассказывать   текст   произведения   в   разных вариантах — подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации. Задачи курса «Литературное чтение»: • обеспечивать   полноценное   восприятие   учащимися   литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы; • научить   учащихся   понимать   точку   зрения   писателя,   формулировать   и выражать свою точку зрения (позицию читателя); • систематически   отрабатывать   умения   читать   вслух,   молча,   выразительно, пользоваться   основными   видами   чтения   (ознакомительным,   изучающим, поисковым и просмотровым); • включать   учащихся   в   эмоционально­творческую   деятельность   в   процессе чтения, учить работать в парах и группах; • формировать   литературоведческие   представления,   необходимые   для понимания литературы как искусства слова; • расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее   возрастным   особенностям   и   уровню   подготовки   учащихся   и обеспечивающее   условия   для   формирования   универсальных   учебных   действий. Читательское   пространство   в   программе   формируется   произведениями   для изучения   на   уроке  (даны   в   учебнике),  для   дополнительного   чтения   (в  учебной хрестоматии),  для   самостоятельного   чтения   по   изучаемой   теме   или   разделу  (в рубрике «Книжная полка» в конце изучаемого раздела или нескольких разделов). 2. Общая характеристика учебного предмета Данный курс построен с учётом следующих положений:    Изучение должно обеспечивать развитие личности ребёнка, формирование его интеллекта и основных видов речевой деятельности;    В   результате   обучения   формируется   читательская   деятельность школьников, компоненты учебной деятельности, УУД;    Дифференцированное   обучение   обеспечивает   учёт   индивидуальных возможностей каждого ребёнка.  Характерной   чертой   программы   является   «нерасчлененность»   и «переплетенность»   чтения   произведения   и   работы   с   книгой.   При   изучении произведений одного жанра или темы постоянно идет обучение работе с учебной, художественной   и   справочной   детской   книгой,   развивается   интерес   к самостоятельному чтению и книге. В программе не выделяются уроки обучения чтению   и   работе   с   книгой,   а   есть   уроки   литературного   чтения,   на   которых решаются   комплексно   все   задачи   литературного   образования   младших школьников.  Основные принципы построения курса «Литературное чтение»    системности   –   обеспечивает   комплексное   решение   задач   обучения, воспитания   и  развития   младшего   школьника,  а  так   же   создание   литературного пространства   на   основе   взаимодействия   и   интеграции   различных   форм дополнительного   образования   (библиотечные   часы,   самостоятельная   работа   в группах продлённого дня);    эстетический – обуславливает требование к произведениям, вошедшим в курс литературного чтения. Постоянное общение младших школьников с лучшими образцами   детской   литературы   создаёт   условия   для   формирования   их эстетического вкуса и читательских предпочтений;    эмоциональности – учитывает воздействие художественного произведения на   эмоционально­чувственную   сферу   начинающего   читателя,   развитие эмоциональной   отзывчивости,   сопереживания   чувствам   героев,   способности воспринимать художественный мир автора;    преемственности   –   обеспечивает   связь   разных   уровней   (этапов) литературного образования и уроков литературного чтения с уроками русского языка, окружающего мира, музыки и изобразительного искусства.  Данными принципами определяются следующие требования к содержанию и организации   процесса   обучения,   направленного   на   литературное   развитие школьников:  ­ создание на уроке возможностей для успешной работы каждого ученика в соответствии с его уровнем развития; ­ доступность учебного материала, позволяющая содержанием произведения, художественными и выразительными средствами языка осуществлять нравственно­ эстетическое   воспитание   школьников   с   учетом   их   возрастных   особенностей   и уровня сформированности учебных и читательских умений;  ­   последовательное   изменение   и   усложнение   курса,   формирование необходимых   читательских   умений   и   навыков,   обеспечивающих   литературное развитие учащихся;  ­ постепенное обучение школьников нормам литературного произношения и выразительности речи;  ­ обеспечение готовности учащегося к дальнейшему литературному развитию на каждом возрастном этапе;     ­   создание   возможностей   для   формирования   у   каждого   ребёнка универсальных учебных действий, необходимых для успешного решения любых учебных и жизненных задач, развитие личности и интеллекта ребёнка;   ­ использование на уроках разнообразных методов и средств обучения для активизации деятельности учащегося. 3. Описание места учебного предмета в учебном плане На изучение литературного чтения в начальной школе выделяется 642 часа:  в 1 классе  132 часа (4 часа в неделю, 33 учебных недели),  во 2 ­ 4 классах по 136 часов (4 часа в неделю, 34 учебных недели).  Внеурочные формы ­ 20%. 4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета Ценностные   ориентиры   начального   общего   образования   конкретизируют личностный,   социальный   и   государственный   заказ   системе   образования, выраженный   в   Требованиях   к   результатам   освоения   основной   образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:   формирование основ гражданской идентичности личности на основе:   чувства   сопричастности   и   гордости   за   свою   Родину,   народ   и   историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;   восприятия   мира   как   единого   и   целостного   при   разнообразии   культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;   формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:  доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого   на   собственное   мнение   и   принимать   решения   с   учетом   позиций   всех участников;  развитие ценностно­смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма: принятия и уважения ценностей семьи и образовательной организации, коллектива и общества и стремления следовать им; ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения; формирования   эстетических   чувств   и   чувства   прекрасного   через   знакомство   с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;  развитие   умения   учиться   как   первого   шага   к   самообразованию   и самовоспитанию, а именно: развитие   широких   познавательных   интересов,   инициативы   и   любознательности, мотивов познания и творчества; формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);  развитие   самостоятельности,   инициативы   и   ответственности   личности   как условия ее самоактуализации: формирование самоуважения и эмоционально­положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать; развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты; формирование   целеустремленности   и   настойчивости   в   достижении   целей, готовности к преодолению трудностей, жизненного оптимизма; формирование   умения   противостоять   действиям   и   влияниям,   представляющим угрозу   жизни,   здоровью,   безопасности   личности   и   общества,   в   пределах   своих возможностей,   в   частности   проявлять   избирательность   к   информации,   уважать частную жизнь и результаты труда других людей. Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования   общих   учебных   умений,   обобщенных   способов   действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития учащихся.      5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы   следующих   личностных,   метапредметных   и   предметных   результатов   в соответствии с требованиями ФГОС НОО:            Личностные результаты:  1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление   гуманистических   и   демократических   ценностных   ориентации многонационального российского общества;  2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) воспитание художественно­эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;  4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально­нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;  5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других   народов,   выработка   умения   терпимо   относиться   к   людям   иной национальной принадлежности;  6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;  7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;  8)   развитие   самостоятельности   и   личной   ответственности   за   свои   поступки   на основе представлений о нравственных нормах общения;  9)   развитие   навыков   сотрудничества   со   взрослыми   и   сверстниками   в   разных социальных   ситуациях,   умения   избегать   конфликтов   и   находить   выходы   из спорных   ситуаций,   умения   сравнивать   поступки   героев   литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев; 10)   наличие   мотивации   к   творческому   труду   и   бережному   отношению   к материальным  и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.              Метапредметные результаты:  1)   овладение   способностью   принимать   и   сохранять   цели   и   задачи   учебной деятельности, поиска средств её осуществления; 2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;   4)   формирование   умения   понимать   причины   успеха/неуспеха   учебной деятельности   и   способности   конструктивно   действовать   даже   в   ситуациях неуспеха;  5)   использование   знаково­символических   средств   представления   информации   о книгах;  6)   активное   использование   речевых   средств   для   решения   коммуникативных   и познавательных задач;   7)   использование   различных   способов   поиска   учебной   информации   в справочниках,   словарях,   энциклопедиях   и   интерпретации   информации   в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;   8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами,   осознанного   построения   речевого   высказывания   в   соответствии   с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;  9)   овладение   логическими   действиями   сравнения,   анализа,   синтеза,   обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно­следственных связей, построения рассуждений; 10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;  11)   умение   договариваться   о   распределении   ролей   в   совместной   деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;  12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.              Предметные результаты:  1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; 2)   осознание   значимости   чтения   для   личного   развития;   формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; выработка потребности в систематическом чтении;  3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития.  4)   использование   речевых   видов   чтения   (изучающее   (смысловое),   выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных   текстов,   участвовать   в   их   обсуждении,   давать   и   обосновывать нравственную оценку поступков героев;  5)   умение   самостоятельно   выбирать   интересующую   литературу,   пользоваться справочными источниками для понимания дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;   6)умение   использовать   простейшие   виды   анализа   различных   текстов; устанавливать   причинно­следственные   связи   и   определять   главную   мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;  7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно­познавательных, учебных и художественных произведений;  8)   развитие   художественно­творческих   способностей,   умение   создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, иллюстраций личного опыта.                    Планируемые результаты освоения учебного предмета                      Выпускники начальной школы осознáют значимость чтения для своего дальнейшего   развития   и   успешного   обучения   по   другим   предметам   на   основе осознания   и   развития   дошкольного   и   внешкольного   опыта,   связанного   с художественной литературой. У обучающихся будет формироваться потребность в систематическом   чтении   как   средстве   познания   мира   и   самого   себя.   Младшие школьники   будут   с   интересом   читать   художественные,   научно­популярные   и учебные тексты, которые помогут им сформировать собственную позицию в жизни, расширят кругозор. Обучающиеся   получат   возможность   познакомиться   с   культурно­ историческим наследием России и общечеловеческими ценностями для развития этических чувств и эмоционально­нравственной отзывчивости.                       Младшие   школьники   будут   учиться   полноценно   воспринимать художественную   литературу,   воспроизводить   в   воображении   словесные художественные образы, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника.             Они получат возможность воспринимать художественное произведение как особый   вид   искусства,   соотносить   его   с   другими   видами   искусства   как источниками формирования эстетических потребностей и чувств, познакомятся с некоторыми коммуникативными и эстетическими возможностями родного языка,   используемыми   в   художественных   произведениях,   научатся   соотносить собственный жизненный опыт с художественными впечатлениями.            К концу обучения в начальной школе дети будут готовы к дальнейшему обучению   и   систематическому   изучению   литературы   в   средней   школе,   будет достигнут необходимый уровень читательской компетентности, речевого развития, сформированы универсальные действия, отражающие учебную самостоятельность и познавательные интересы, основы элементарной оценочной деятельности.                    Выпускники овладеют техникой чтения (правильным плавным чтением, приближающимся к темпу нормальной речи), приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, элементарными приемами анализа, интерпретации и преобразования художественных, научно­популярных и учебных текстов. Научатся самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться словарями и справочниками, осознают себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.                           Школьники научатся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях,   соблюдая   правила   речевого   этикета,   участвовать   в   обсуждении прослушанного  (прочитанного)   произведения.   Они   будут   составлять   несложные монологические   высказывания   о   произведении   (героях,   событиях);   устно передавать   содержание   текста   по   плану;   составлять   небольшие   тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания.                                 Выпускники научатся декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения.   Они   получат   возможность   научиться   выступать   перед   знакомой аудиторией   (сверстников,   родителей,   педагогов)   с   небольшими   сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).                Выпускники начальной школы приобретут первичные умения работы с учебной   и   научно­популярной   литературой,   будут   находить   и   использовать информацию для практической работы.                            Выпускники овладеют основами коммуникативной деятельности, на практическом   уровне   осознают   значимость   работы   в   группе   и   освоят   правила групповой работы. № Раздел  Выпускник научится  Выпускник   получит п/п 1.  Виды   речевой   и читательской деятельности          возможность научиться  ­ осмысливать эстетические и нравственные   ценности художественного текста и высказывать суждение;  осмысливать ­ эстетические и нравственные   ценности художественного текста и высказывать   собственное суждение; ­ высказывать собственное суждение   о   прочитанном (прослушанном) произведении,   доказывать и   подтверждать   его фактами   со   ссылками   на текст; ­ устанавливать ассоциации   с   жизненным опытом,   с   впечатлениями от   восприятия   других видов искусства; ­   составлять   по   аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).               (вслух)   читать   произведения   ­   осознавать   значимость   чтения   для дальнейшего   обучения,   саморазвития; воспринимать   чтение   как   источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса   и   приобретение   опыта чтения,   поиск   фактов   и   суждений, аргументации, иной информации; ­   прогнозировать   содержание   текста художественного   произведения   по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения; ­   читать   со   скоростью,   позволяющей понимать смысл прочитанного; ­   различать   на   практическом   уровне виды   текстов   (художественный, учебный,   справочный),   опираясь   на особенности каждого вида текста; ­   выразительно доступные   для   данного   возраста прозаические и декламировать стихотворные произведения   после   предварительной подготовки; ­ использовать различные виды чтения: выборочное изучающее, ознакомительное, выборочное поисковое,   выборочное   просмотровое в   соответствии   с   целью   чтения   (для всех видов текстов); ­   ориентироваться   в   содержании художественного,   учебного   и   научно популярного   текста,   понимать   его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании): ­   для   художественных   текстов: определять   главную   мысль   и   героев произведения;   воспроизводить   в воображении словесные художественные   образы   и   картины жизни, автором; поступки этически   персонажей,   свое отношение   к   героям   произведения; определять   основные   события   и устанавливать их последовательность; озаглавливать   текст,   передавая   в заголовке   главную   мысль   текста;   изображенные оценивать   формировать находить   в   тексте   требуемую информацию   (конкретные   сведения, факты,   описания),   заданную   в   явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения   и   отвечать   на   них, подтверждая   ответ   примерами   из текста;   объяснять   значение   слова   с опорой на контекст, с использованием словарей   и   другой   справочной литературы; ­   для   научно­популярных   текстов: определять   основное   содержание текста; озаглавливать текст, в краткой форме   отражая   в   названии   основное содержание текста; находить в тексте требуемую   информацию   (конкретные сведения,   факты,   описания   явлений, процессов),   заданную   в   явном   виде; задавать   вопросы   по   содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием   словарей   и   другой справочной литературы; ­   использовать   простейшие   приемы анализа различных видов текстов: ­   для   художественных   текстов: устанавливать   взаимосвязь   между событиями,   поступками (мотивы,       героев, текста; ­   для   научно­популярных   текстов: устанавливать   взаимосвязь   между отдельными   фактами,   событиями, явлениями, описаниями, процессами и между   отдельными   частями   текста, опираясь на его содержание; ­   использовать   различные   формы интерпретации содержания текстов: ­   для   художественных   текстов: формулировать   простые   выводы, основываясь   на   содержании   текста; составлять характеристику персонажа; интерпретировать   текст,   опираясь   на некоторые его жанровые, структурные, языковые   особенности;   устанавливать связи,   отношения,   не   высказанные   в тексте например,   последствия),   мыслями,   чувствами   опираясь   на   содержание   фактами,   напрямую, природы, соотносить   ситуацию   и   поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев,   опираясь   на   содержание текста; ­   для   научно­популярных   текстов: формулировать   простые   выводы, основываясь на тексте; устанавливать связи,   отношения,   не   высказанные   в тексте напрямую, например, объяснять явления пояснять описываемые   события,   соотнося   их   с содержанием текста; ­   ориентироваться   в   нравственном содержании прочитанного, самостоятельно   делать   выводы, соотносить   поступки   героев   с нравственными нормами (только для   художественных текстов); ­   различать   на   практическом   уровне виды   текстов   (художественный   и научно­популярный),   опираясь   на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов); ­ передавать содержание прочитанного или   прослушанного   с   учетом специфики   текста   в   виде   пересказа (полного   или   краткого)   (для   всех видов текстов); –   участвовать   в   обсуждении прослушанного/прочитанного   текста (задавать   вопросы,   высказывать   и обосновывать   собственное   мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов). ­   осуществлять   выбор   книги   в библиотеке   (или   в   контролируемом Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию;  ­   вести   список   прочитанных   книг   с целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения; ­   составлять   аннотацию   и   краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу.  ­ работать с тематическим каталогом;  ­   работать   с   детской периодикой;  ­   самостоятельно   писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).  2.  Круг   детского чтения   (для   всех видов текстов) 3.  Литературоведческа пропедевтика для я (только художественных текстов)          распознавать   ­ некоторые отличительные особенности художественных   произведений   (на примерах   художественных   образов   и средств художественной выразительности);  ­   отличать   на   практическом   уровне прозаический текст  от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов; ­ художественные произведения разных жанров (рассказ, басня,   сказка,   загадка,   пословица), приводить   этих произведений; ­   находить   средства   художественной выразительности (метафора,   олицетворение, эпитет). различать примеры       4.  Творческая деятельность (только для   художественных текстов)  ­   создавать   по   аналогии   собственный текст в жанре сказки и загадки;  ­ восстанавливать текст, дополняя его начало   или   окончание,   или   пополняя его событиями;  ­   составлять   устный   рассказ   по репродукциям   картин   художников и/или на основе личного опыта;  ­ составлять устный рассказ на основе прочитанных   произведений   с   учетом коммуникативной   задачи   (для   разных адресатов).                и воспринимать сравнивать,   делать анализ   текстов, ряд ­ художественную литературу   как   вид искусства, приводить проявления примеры художественного вымысла в произведениях;  ­ сопоставлять, элементарный различных используя литературоведческих понятий   (фольклорная   и авторская   литература, структура   текста,   герой, автор) средств   художественной выразительности (иносказание,   метафора, олицетворение, сравнение, эпитет); ­   определять   позиции героев   художественного текста,   позицию   автора художественного текста. ­   вести   рассказ   (или повествование)   на   основе сюжета известного литературного   дополняя произведения, его и/или   изменяя     например, содержание, рассказывать   известное литературное произведение   от   имени одного   из   действующих лиц   или   неодушевленного предмета;  ­   писать   сочинения   по поводу   прочитанного   в виде читательских аннотации или отзыва;  ­ серии иллюстраций с короткими текстами   по   содержанию прочитанного (прослушанного) произведения;  ­ создавать проекты в виде создавать с   и книжек­самоделок, презентаций   аудиовизуальной поддержкой пояснениями;  ­   работать   в   группе, создавая   сценарии   и инсценируя   прочитанное (прослушанное,   созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в виде мультимедийного продукта (мультфильма).                    6. Содержание учебного предмета             Виды речевой и читательской деятельности              Аудирование (слушание)                    Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных   текстов).  Адекватное   понимание   содержания   звучащей   речи,  умение отвечать   на   вопросы   по   содержанию   услышанного   произведения,   определение последовательности   событий,   осознание   цели   речевого   высказывания,   умение задавать   вопрос   по   услышанному   учебному,   научно­познавательному   и художественному произведению.               Чтение           Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным   темпом   чтения),   постепенное   увеличение   скорости   чтения. Установка   на   нормальный   для   читающего   темп   беглости,   позволяющий   ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения, чтение предложений   с   интонационным   выделением   знаков   препинания.   Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.                    Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных   по   объему   и   жанру   произведений).   Определение   вида   чтения (изучающее,   ознакомительное,   просмотровое,   выборочное).   Умение   находить   в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.                      Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста:   художественных,   учебных,   научно­популярных   –   и   их   сравнение. Определение   целей   создания   этих   видов   текста.   Особенности   фольклорного текста. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.             Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.                       Участие  в  коллективном обсуждении: умение  отвечать  на  вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы,   Привлечение   справочных   и   иллюстративно­   используя   текст. изобразительных материалов.              Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания   (общее   представление).   Книга   учебная,   художественная, справочная.   Элементы   книги:   содержание   или   оглавление,   титульный   лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно­иллюстративный материал).                         Типы книг (изданий): книга­произведение, книга­сборник, собрание сочинений,   периодическая   печать,   справочные   издания   (справочники,   словари, энциклопедии).              Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог.  Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.               Работа с текстом художественного произведения.                          Понимание   заглавия   произведения,  его   адекватное   соотношение   с содержанием.   Определение   особенностей   художественного   текста:   своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений.             Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия   «Родина»,   представления   о   проявлении   любви   к   Родине   в   литературе разных   народов   (на   примере   народов   России).   Схожесть   тем,   идей,   героев   в фольклоре   разных   народов.   Самостоятельное   воспроизведение   текста   с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.                      Характеристика героя произведения с использованием художественно­ выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа.   Сопоставление   поступков   героев   по   аналогии   или   по   контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев.            Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).                      Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение   опорных   или   ключевых   слов,   озаглавливание,   подробный   пересказ эпизода;   деление   текста   на  части,  определение   главной   мысли   каждой  части   и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания.                       Самостоятельный   выборочный   пересказ   по   заданному   фрагменту: характеристика   героя   произведения   (отбор   слов,   выражений   в   тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение   и   сопоставление   эпизодов   из   разных   произведений   по   общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.             Работа с учебными, научно­популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей   учебного   и   научно­популярного   текста   (передача   информации). Понимание   отдельных,   наиболее   общих   особенностей   текстов   былин,   легенд, библейских   рассказов   (по   отрывкам   или   небольшим   текстам).   Знакомство   с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно­ следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение   микротем.   Ключевые   или   опорные   слова.   Построение   алгоритма деятельности   по   воспроизведению   текста.  Воспроизведение   текста   с   опорой   на ключевые   слова,  модель, схему. Подробный   пересказ   текста. Краткий  пересказ текста (выделение главного в содержании текста).                 Говорение (культура речевого общения)              Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно­познавательному, художественному тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного   общения.   Знакомство   с   особенностями   национального   этикета   на основе фольклорных произведений.               Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.                 Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учетом специфики   научно­популярного,   учебного   и   художественного   текста.   Передача впечатлений   (из   повседневной   жизни,   художественного   произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное   построение   плана   собственного   высказывания.   Отбор   и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учетом особенностей монологического высказывания.                                Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.                 Письмо (культура письменной речи)                 Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы,   места   действия,   характеров   героев),   использование   в   письменной   речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) в мини­сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв.                Круг детского чтения                Произведения устного народного творчества разных народов России. Произведения   классиков   отечественной   литературы   XIX–ХХ   вв.,   классиков детской   литературы,   произведения   современной   отечественной   (с   учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников.                Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая,   научно­популярная,   справочно­энциклопедическая   литература; детские периодические издания (по выбору).                Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.                 Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)                 Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью   учителя)   средств   выразительности:   синонимов,   антонимов,   эпитетов, сравнений, метафор, гипербол.                 Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.                              Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев).                Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).               Фольклор и авторские художественные произведения (различение).                            Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные   песни,   потешки,   пословицы   и   поговорки,   загадки)   –   узнавание, различение,   определение   основного   смысла.   Сказки   (о   животных,   бытовые, волшебные).   Художественные   особенности   сказок:   лексика,   построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.                               Рассказ, стихотворение, басня – общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах. Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)                              Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное   рисование,   знакомство   с   различными   способами   работы   с деформированным   текстом   и   использование   их   (установление   причинно­ следственных   связей,   последовательности   событий:   соблюдение   этапности   в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта. 7.   Тематическое   планирование   с   определением   основных   видов   учебной деятельности   учащихся,   с   указанием   количества   часов,   отводимых   на освоение каждой тем.  Обучение грамоте (литературное чтение ­ 1 класс). 1 класс №п/п Раздел Тема учебного занятия Основные виды учебной деятельности учащихся 1 четверть – 34 часа 1 Добукварный период (14 ч) Введение понятия «предложение». Урок ­ игра (1 ч). Выделять   предложения   из   речевого   потока:   определять   на   слух   границы   предложения, обозначать каждое предложение полоской. 2 Введение понятия «предложение». Составление рассказа по сюжетной картинке (1 ч). Составление рассказов по сюжетным картинкам. Выделять   предложения   из   речевого   потока:   определять   на   слух   границы   предложения, обозначать каждое предложение полоской (с. 4 ­5). 3 Составление рассказа по сюжетной картинке. Отработка понятий предложение. Мультимедиа ­ урок (1 ч). Составление рассказа с опорой на картинки и обозначение каждого предложения полоской. Составлять предложения с заданным словом с последующим распространением предложений (с. 5 ­ 6). 4 Развитие восприятия художественного произведения. Е. Серова «Мой дом» (урок слушания)  (1 ч). Слушание   литературного   произведения.   Работа   над   осознанностью   восприятия.   Ответы   на вопросы по содержанию прослушанного произведения.  5 Деление предложения на слова. Рассказ по сюжетной картинке Мультимедиа ­ урок  (1 ч). Установление пространственных отношений между объектами (за, перед, между и .д.). Составление рассказа по сюжетной картинке. (Б. с. 10 ­ 11) 6 Интонационное выделение первого звука в словах. Русская народная сказка «Репка» (1 ч). Отработка   пространственных   отношений   между   объектами.   Пересказ   сказки   «Репка». Интонационное выделение первого звука в словах  репка, дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка. (Б. с. 12 ­ 13) 7 Интонационное выделение первого звука в словах. Сравнение звуков. Урок ­ викторина (1 ч). Дифференцированная работа: выделение первого звука в каждом слове и сравнение звуков по твёрдости­мягкости. (Б. с. 14 ­ 15) 8 Развитие восприятия художественного произведения. В. Белов «Родничок» (урок слушания)  (1 ч). Слушание   литературного   произведения.   Работа   над   осознанностью   восприятия.   Ответы   на вопросы по содержанию прослушанного произведения. 9 Звуковой анализ слова мак.  Урок ­ игра (1 ч). Определять место заданного звука в слове (начало, середина, конец слова). Классификация предметов (фрукты, овощи). (Б. с. 18 ­ 19) 10 Звуковой анализ слов сыр, нос   (1 ч). Сравнение слов по звуковой структуре.  Дифференцированная работа: поиск слов со звуком [ы]. Устанавливать количество и последовательность звуков в слове. (Б. с. 20 ­ 21) 11 Рассказ по сюжетным картинкам. С. Маршак «Усатый полосатый». Урок ­ инсценировка (1 ч).  Придумывание   рассказа   по   серии   картинок.   Выделять   предложения   из   речевого   потока: определять на слух границы предложения, обозначать каждое предложение полоской. (Б. с. 23 ­ 24) 12 Развитие   восприятия   художественного   произведения.   М.   Михайлов   «Лесные   хоромы»   (урок слушания) (1 ч). Слушание   литературного   произведения.   Работа   над   осознанностью   восприятия.   Ответы   на вопросы по содержанию прослушанного произведения.  13 Введение понятия «гласный звук». Обозначение гласных звуков на схеме фишками красного цвета. Урок ­ игра (1 ч). Моделировать звуковой состав слова: отражать в модели качественные характеристики звуков, используя фишки разного цвета. (Б. с. 27) 14 Введение понятия «согласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук»  (1 ч). Звуковой анализ слова Нина. Обозначение согласных звуков в модели слова. Различать звуки: гласные и согласные, согласные твёрдые и мягкие. (Б. с. 28 ­ 29) 15 Букварный период (48 ч) Знакомство с буквой А (а). Урок ­ сказка (1 ч). Моделировать звуковой состав слова Анюта, луна. Определять   место   заданного   звука   в   слове   (начало,   середина,   конец   слова).   Разгадывание кроссворда. (Б. с. 30 ­ 31) 16 Развитие   восприятия   художественного   произведения.   Муса   Гали   «Земные   краски»   (урок слушания) (1 ч). Слушание   литературного   произведения.   Работа   над   осознанностью   восприятия.   Ответы   на вопросы по содержанию прослушанного произведения.  17 Буква я в начале слова (обозначение звуков [й,] и [а]). Урок ­ исследование (1 ч). Звуковой анализ слова «рой», выделение звука [й,]. Звуковой анализ слова  яхта.   Буква  я  в начале слова (обозначение звуков [й,] [а]). Обозначать буквами е, ё, ю, я звук [й’] и последующие гласные звуки. (Б. с. 34 ­ 35) 18 Знакомство с буквой О (о) (1 ч). Звуковой анализ полка. Составление (по схеме) различных имен с изученными буквами. Соотносить звуко­буквенную модель (модель звукового состава слова с проставленными в ней гласными буквами) со словами — названиями картинок (Б. с. 36 ­ 37) 19 Знакомство с буквой Ё (ё). Урок – сказка (1 ч). Звуковой анализ слов клён, пёс, утёнок. Обозначать согласные звуки буквами. Разгадывание кроссворда. 20 Развитие восприятия художественного произведения. А. Барто «В школу» (урок слушания) (1 ч). Воспринимать на слух литературные произведения Осознавать   смысл   текста   при   его   прослушивании.   Ответы   на   вопросы   по   содержанию прослушанного произведения.  21 Знакомство с буквой У (у). Урок – игра (1 ч). Звуковой   анализ   слов  труба,   стул.  Составление   рассказа   по   серии   сюжетных   картинок. Характеризовать заданный звук: называть его признаки. (Б. с. 42 ­ 43) 22 Знакомство с буквой Ю (ю) (1 ч). Звуковой анализ слов ключ, утюг. Разгадывание кроссворда. Анализировать деформированные буквы, определять недостающие элементы, реконструировать буквы. (Б. с. 44 ­ 45) 23 Буква ю в начале слова (обозначение звуков [й,] и [у]). Урок – исследование  (1 ч). Звуковой анализ слов юла, юнга. Соотносить звуко­буквенную модель (модель звукового состава слова с проставленными в ней гласными буквами) со словами — названиями картинок (Б. с. 46 ­ 47) 24 Развитие восприятия художественного произведения. В. Железников «История с азбукой» (урок слушания) (1 ч). Воспринимать на слух литературные произведения Осознавать   смысл   текста   при   его   прослушивании.   Ответы   на   вопросы   по   содержанию прослушанного произведения.  25 Знакомство с буквой Е (е). Урок игра (1 ч). Звуковой анализ слов лев, белка. Упражнение в словоизменении. Воспринимать слово как объект изучения, материал для анализа. (Б. с. 50 ­ 51) 26 Буква е в начале слова (обозначение звуков [й,] и [э]) (1 ч). Звуковой анализ слов ели, ежата. Построение звуковых цепочек: последний звук предыдущего слова должен быть первым звуком последующего слова. (Б. с. 52 ­ 53) 27 Знакомство с буквой ы. Урок ­ конкурс (1 ч). Звуковой   анализ   слов  рыба,   усы,   дым.  Определять   место   заданного   звука   в   слове   (начало, середина, конец слова). Преобразование слов. Разгадывание кроссворда. (Б. с. 54 ­ 55) 28 Развитие   восприятия   художественного   произведения.   Л.   Пантелеев   «Буква   «ты»   (урок слушания) (1 ч). Воспринимать на слух литературные произведения Осознавать   смысл   текста   при   его   прослушивании.   Ответы   на   вопросы   по   содержанию прослушанного произведения.  29 Повторение правил обозначения буквами гласных звуков после твердых и мягких согласных звуков. Урок ­  игра (1 ч). Звуковой анализ слов нос, мел, лук, составление моделей этих слов с помощью жёлтых фишек и   букв   разрезной   азбуки.   Преобразование   одного   слова   в   другое   путем   замены   буквы. Классификация предметов по заданному признаку. (Б. с. 58 ­ 59) 30 Чтение слов, образующихся при изменении буквы, обозначающей гласный звук (1 ч). Чтение слов, образующихся при изменении буквы, обозначающей гласный звук. Сопоставление первых звуков в словах. Объяснять значение слова. (Б. с. 60 ­ 61) 31 Знакомство с буквой М (м). Мультимедиа ­  урок (1 ч). Звуковой анализ слов Маша, Миша. Показ способа чтения прямого слога с помощью «окошек». Отработка способа чтения прямого слога. Чтение слогов, слов. Составление словосочетаний с местоимениями.  (Б. с. 62 ­ 63) 32 Развитие   восприятия   художественного   произведения.   Я.   Аким   «Мой   верный   чиж»   (урок слушания) (1 ч). Воспринимать на слух литературные произведения Осознавать   смысл   текста   при   его   прослушивании.   Ответы   на   вопросы   по   содержанию прослушанного произведения.  33 Знакомство с буквой Р (р).  Мультимедиа ­  урок (1 ч). Звуковой анализ  слов  рысь, речка. Чтение  слогов,  слов, предложений (дифференцированная работа). Отрабатывать способ чтения прямых слогов с использованием пособия «окошечки». (Б. с. 66 ­ 68) 34 Знакомство с буквой Л (л) (1 ч). Звуковой   анализ   слов  луна,   лиса.  Чтение   слогов   с   буквой  л  с   использованием   пособия «окошки». Чтение слогов, слов и предложений. Чтение слов по таблице слов,   полученных в результате замены одной буквы. (Б. с. 69 ­ 70) 1 (35) Знакомство с буквой Й (й). Урок ­ игра (1 ч). Звуковой анализ слов  чайка, гайка.  Определение лексических значений слов­омонимов   рой, мой.  Чтение слов, предложений. Придумывание предложений к иллюстрации.   Чтение слов по таблице при замене одной буквы.  (Б. с. 71 ­ 73) 2 (36) Развитие   восприятия   художественного   произведения.   Е.   Ильина   «Шум   и   Шумок»   (урок слушания) (1 ч). Воспринимать на слух литературные произведения Осознавать   смысл   текста   при   его   прослушивании.   Ответы   на   вопросы   по   содержанию прослушанного произведения.  3 (37) Знакомство с буквой Г (г).  Мультимедиа ­  урок (1 ч). Звуковой анализ слов рога, флаги. Чтение слогов с использованием пособия «окошки». Чтение слогов, слов. Классификация объектов (растения, насекомые).  (Б. с. 77 ­ 80) 4 (38) Знакомство с буквой К (к) (1 ч). Звуковой анализ слов  карта, брюки.  Деление слов на слоги. Чтение слогов с использованием пособия «окошки». Поиск слов, в которых на одну букву больше (меньше), чем в слове крот. (Б. с. 81 ­ 83) 5 (39) Сопоставление звуков [г] и [к] по звонкости­глухости, отражение этой характеристики звуков в модели слова. Урок – практикум (1 ч). Знакомство   с   характеристикой   согласных   звуков   по   звонкости­глухости,   отражение   этой характеристики   звуков   в   модели   слова.   Чтение   слов   и   предложений.   Сравнение   слов   по твердости ­ мягкости, звонкости­глухости  первых звуков в именах: Кира, Коля и т.д.    (Б. с. 84 ­ 87)  6  (40) Развитие восприятия художественного произведения. Е. Благинина «Тюлюлюй» (урок слушания) (1 ч). Воспринимать на слух литературные произведения Осознавать   смысл   текста   при   его   прослушивании.   Ответы   на   вопросы   по   содержанию прослушанного произведения.  7 (41) Знакомство с буквой К (к). Урок ­ игра (1 ч). Звуковой анализ слов  гуси, сумка.  Деление слов на слоги. Чтение слогов, слов, предложений. Расшифровка «зашифрованных» слов. (Б. с. 91 ­ 93) 8 (42) Сопоставление звуков [з] и [с] по звонкости­глухости, отражение этой характеристики звуков в модели слова (1 ч). Сопоставление   звуков   [з]   и   [с]   по   звонкости­глухости.   Чтение   слов,   маленьких   рассказов, «зашифрованного» слова.  (Б. с. 94 ­ 97)  9 (43) Знакомство с буквой Д (д). Мультимедиа ­  урок  (1 ч). Звуковой   анализ   слов  душ,   дятел.  Чтение   слогов,   слов,   предложений,   стихотворения (дифференцированная работа). Расшифровка «зашифрованных» слов. (Б. с. 98 ­ 101) 10 (44) Развитие восприятия художественного произведения. Русская народная сказка «Кот, петух и лиса» (урок слушания) (1 ч). Воспринимать на слух литературные произведения Осознавать   смысл   текста   при   его   прослушивании.   Ответы   на   вопросы   по   содержанию прослушанного произведения.  11 (45) Сопоставление звуков [д] и [т] по звонкости­глухости. Урок ­ практикум (1 ч). Чтение слов, полученных при замене звонкого согласного[д]  его глухой парой. Чтение слов и классификация их на две группы. Чтение слов по таблице при замене одной буквы. (Б. с. 105 ­ 108) 12 (46) Знакомство с буквой Б (б) (1 ч). Звуковой анализ слов  бант, бинт.  Сравнение звуков по твердости­мягкости. Чтение слогов, слов   и   предложений.   Сравнение   слов   по   твердости­мягкости,   звонкости­глухости   указанных звуков. Расшифровка «зашифрованных» слов. (Б. с. 109 ­ 112) 13 (47) Знакомство с буквой П (п). Мультимедиа ­  урок  (1 ч). Звуковой анализ слов  печка, пушка.  Чтение слогов, слов, рассказа.   Чтение слов по таблице. Составление   слов   по   выделенным   звукам.     Обсуждение   смыслоразличительной   функции ударения.  (Б. с. 113 ­ 115) 14 (48) Развитие восприятия художественного произведения. В. Сутеев «Дядя Миша» (урок слушания) (1 ч). Воспринимать на слух литературные произведения Осознавать   смысл   текста   при   его   прослушивании.   Ответы   на   вопросы   по   содержанию прослушанного произведения.  15 (49) Знакомство с буквой Ф (ф). Урок ­ игра (1 ч). Звуковой анализ слов фонарь, филин. Чтение слогов, слов, рассказа.  Чтение слов по таблице. Смыслоразличительная функция ударения. Формулировать и обосновывать собственное мнение. (Б. с. 119 ­ 121) 16(50) Знакомство с буквой Ж (ж) (1 ч). Звуковой анализ слов  лыжи, пирожок.  Выяснение особенностей звука [ж]   (звук [ж] всегда твердый согласный,  у него нет мягкой пары). Чтение слогов, слов, предложений, отгадывание загадок.  Чтение слов по таблице.  (Б. с. 122 ­ 124) 17 (51) Знакомство с буквой Ш (ш). Урок ­ игра (1 ч). Звуковой анализ слов  груша, катушка.  Выяснение особенностей звука [ш]   (звук [ш] всегда твердый согласный,   у него нет мягкой пары). Чтение слогов, слов, рассказа.   Чтение слов, полученных в результате замены одной буквы. (Б. с. 125 ­ 128) 18 (52) Развитие   восприятия   художественного   произведения.   С.   Маршак   «Тихая   сказка»   (урок слушания) (1 ч). Воспринимать на слух литературные произведения Осознавать   смысл   текста   при   его   прослушивании.   Ответы   на   вопросы   по   содержанию прослушанного произведения.  19 (53) Знакомство с буквой Щ (щ). Мультимедиа ­  урок  (1 ч). Звуковой анализ слов ящик, клещи. Выяснение особенностей звука [щ,] (звук [щ,] всегда мягкий согласный,   у него нет твердой пары). Чтение слогов, слов, предложений.   Списывать слова с буквосочетаниями  ча — ща, чу — щу, жи — ши. Составление слов по схемам. (Б. с. 132 ­ 134) 20 (54) Знакомство с буквой Х (х) (1 ч). Звуковой   анализ   слов  хобот,   хвост.  Называние   слов   с   мягкой   парой   согласного   звука   [х]. Составление словосочетаний. Нахождение слова в слове. Расшифровка зашифрованного слова.    (Б. с. 135 ­ 137) 21 (55) Знакомство с буквой Ц (ц).  Мультимедиа ­  урок  (1 ч). Звуковой анализ слов синица , цапля. Выяснение особенностей звука [ц] (звук [ц] всегда твердый согласный,   у него нет мягкой пары). Чтение слов в единственном и множественном числе. Разгадывание кроссвордов и отгадывание загадок. (Б. с. 138 ­ 141) 22 (56) Развитие восприятия художественного произведения. Шарль Перро  «Красная Шапочка» (урок слушания) (1 ч). Воспринимать на слух литературные произведения Осознавать   смысл   текста   при   его   прослушивании.   Ответы   на   вопросы   по   содержанию прослушанного произведения.  23 (57) Знакомство с разделительной функцией мягкого знака. Урок ­ практикум (1 ч). Знакомство с разделительной функцией буквы ь. Различие функций буквы ь. Образование форм множественного числа с использованием буквы ь. Чтение слов, полученных в результате замены одной буквы. (Б. с. 145 ­ 147) 24 (58) Знакомство с особенностями буквы ъ (1 ч).  Знакомство   с   особенностями   буквы   ъ.   Сравнение   слов.   Чтение   учителем   стихотворений   с фиксацией внимания на буквах ь и ъ.  (Б. с. 148 ­ 151) 25 (59) Практическое пользование изученными буквами. Звуковой и звуко­буквенный анализ. Урок – практикум (1 ч). Анализировать   звуковой   состав   слов.   Определять   особенности   звуков.   Составлять словосочетания. Читать слова по таблице слов, полученные в результате замены одной буквы. Формулировать   собственное   мнение.     Выявлять   положительное   отношение   к   учебной деятельности.  Принимать учебную задачу. 26 (60) Развитие   восприятия   художественного   произведения.   М.   Пришвин     «Лисичкин   хлеб»   (урок слушания) (1 ч). Воспринимать на слух литературные произведения Осознавать   смысл   текста   при   его   прослушивании.   Ответы   на   вопросы   по   содержанию прослушанного произведения.   27 (61) Практическое   пользование   изученными   буквами.   Работа   над   выразительным   чтением стихотворения. Урок – практикум (1 ч). Воспринимать на слух литературные произведения Осознавать   смысл   текста   при   его   прослушивании.   Ответы   на   вопросы   по   содержанию прослушанного произведения.  Выразительное чтение стихотворения. 28 (62) Развитие   восприятия   художественного   произведения.   А.   Блок   «Зайчик».   Контрольный   урок «Проверь себя» (1 ч). Определять   фамилию   автора   и   название   произведения   по   модели   обложки.  Работать   над осознанностью   восприятия.  Называть    героев   произведений.  Аргументировать   свою   точку зрения. Уважать мнение других. Принимать учебную задачу. 1 (63) Послебукварный период (38 ч) Практическое пользование изученными буквами. Словообразование (1 ч). Анализировать звуковой состав слов. Определять особенности звуков. Читать слова по таблице слов,   полученные   в   результате   замены   одной   буквы   или   нескольких   букв.   Формулировать собственное мнение.  Выявлять положительное отношение к учебной деятельности.  Принимать учебную задачу. 2(64) Практическое пользование изученными буквами. Скороговорки. Фразеологизмы (1 ч). Характеризовать согласные звуки по глухости звонкости, отражать эту характеристику в модели слова   (знак   «звоночек»   расположен   над   звонким   звуком).   Сравнивать   слова   по   твёрдости­ мягкости, звонкости­глухости первых звуков.   Доброжелательное отношение к окружающим. Принимать оценку взрослого и сверстников 3 (65) Алфавит. С.Я. Маршак "Ты эти буквы заучи..." В. Голявкин «Спрятался» (1 ч). Алфавит.  Проблемная ситуация   «Чего больше  в  русском  языке:  букв  или  звуков?».  Чтение стихотворения.   Ответы   на вопросы по содержанию прочитанного. Определять и объяснять значение   слова   в   контексте.   Умение   ставить   себя   на   место   героя   и   определять   свою нравственную   позицию.    Уважать   мнение   собеседника.     Адекватно   воспринимать   оценку учителя. 4 (66) В. Сутеев «Три котенка»; А. Шибаев «Беспокойные соседки» (1 ч). Чтение рассказа и выполнения задания к нему. Чтение стихотворения и обсуждение вопроса о том, как превратить буквы в предложение. Проявлять интерес к жизни животных. Адекватно воспринимать оценку учителя; оценивать правильность выполнения действия. 5 (67) Е. Пермяк «Про нос и язык»; Г. Остер «Меня нет дома» (1 ч). Чтение   рассказов.   Выполнение   заданий   к   рассказам.   Обсуждение   с   детьми   справедливости бабушкиного   шутливого   ответа.   Ролевое   чтение.   Выбор   пословицы   по   содержанию прочитанного. Проявлять эмоциональную отзывчивость на прочитанное. Оценивать правильность выполнения действия. 6(68) Развитие восприятия художественного произведения. Г Скребицкий «Пушок» (1 ч). Воспринимать на слух литературные произведения Осознавать   смысл   текста   при   его   прослушивании.   Ответы   на   вопросы   по   содержанию прослушанного произведения.   7 (69) А. Шибаев  «На зарядку – становись!»; А. Шибаев «Познакомились» (1 ч). Чтение и обсуждение  прочитанного. Чтение по ролям. Выбор нужной интонации и настроения при чтении. Инсценирование произведений. Совершенствование диалогической речи. Выражать положительное отношение к учебной деятельности. Адекватно воспринимать оценку учителя; оценивать правильность выполнения действия. 8 (70) Е. Чарушин  «Как Никита играл в доктора» (1 ч). Чтение рассказа хорошо читающими учениками. Обсуждение ситуации: прав ли Никита, можно ли так играть с собакой, а если нельзя, то почему. Уважать мнение других. 9 (71) А. Шибаев «Всегда вместе» (1 ч). Ответы   на   вопросы   по   содержанию   прочитанного.   Осознавать   текст,   выделять   его   главную мысль. Обсуждать ситуацию, описанную в рассказе. Делать выводы.   Проявлять эмоциональную отзывчивость на прочитанное.  Принимать учебную задачу. 10 (72) Развитие восприятия художественного произведения. Е. Трутнева «Когда это бывает?» (1 ч). Воспринимать   художественное   произведение. схематический план.   Моделировать   обложку.   Составлять Участвовать   в   диалоге.   Адекватно воспринимать оценку учителя и окружающих.   Выражать   положительное   отношение   к   учебной   деятельности. 11 (73) Г. Цыферов «Маленький тигр»; С. Чёрный «Кто?» (1 ч). Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Читать сказки по ролям. Работать в парах и обсуждать   вопросы.   Проявлять   эмоциональную   отзывчивость   на   прочитанное.     Принимать учебную задачу. 12 (74) Г. Остер «Середина сосиски»; Я. Аким «Жадина» (1 ч). Читать   по   ролям.   Сравнивать   прочитанные   ситуации   по   сюжету.   Формировать   приёмы мыслительной   деятельности.     Обсуждать   комичность   ситуации.     Проявлять   отзывчивость. Оценивать правильность выполнения действия. 13 (75) Э. Успенский  «Если был бы я девчонкой…»; украинская народная сказка  «Рукавичка»  (1 ч). Отвечать   на   вопросы.   Определять   жанр   произведения.   Сравнивать   сказки   (народная   и авторская).   Выделять   отдельные   признаки   предметов   с   помощью   сравнения.   Высказывать суждения на основе сравнения.   Проявлять уважение к культуре другого народа.   Принимать учебную задачу. 14 (76) Развитие восприятия художественного произведения. А. Пушкин «Сказка о Царе Салтане…» отрывок (1 ч). Осознавать   воспринятое.   Отвечать   на   вопросы   по   содержанию   прочитанного.       Оформлять диалогическое   высказывание.   Проявлять   интерес   к   истории   своего   народа.   Слушать литературное произведение. 15 (77) Г. Остер «Спускаться легче» (1 ч). Читать по ролям. Выделять главную мысль рассказа.  Обсуждать прочитанное.  Осознавать значимость чтения.  Принимать учебную задачу. 16 (78) В. Сутеев «Под грибом» (1 ч). Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Сравнивать сказки с похожим сюжетом. Различать   авторскую   и   народную   сказку.   Выделять   главную   мысль.   Отвечать   на   вопросы. Проявлять интерес к природе.  Оценивать свою деятельность. 17 (79) А. Шибаев «Что за шутки?»; Г. Остер «Хорошо спрятанная котлета» (1 ч). Выполнять задания к рассказу. Выделять главную мысль текста.   Обсуждать, как в рассказах Г. Остера герои­звери разговаривают друг с другом, всегда ли могут договориться.   Оценивать поступки героев.  Понимать учебную задачу. 18 (80) Развитие восприятия художественного произведения. К. Чуковский «Муха­ Цокотуха» (1 ч). Осознавать воспринятое. Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.  Высказывать своё отношение к героям. Оценивать поступки героев. Слушать литературное произведение.  19 (81) Б. Житков «Как меня называли»;  А. Кушнер «Большая новость» (1 ч). Формировать приёмы мыслительной деятельности. Обсуждать   прочитанное.   Осознавать   значимость   чтения.   Адекватно   воспринимать   оценку учителя и одноклассников. 20(82) Л. Пантелеев «Как поросёнок говорить научился»  (1 ч). Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Читать текст разного типа вслух и про себя. Высказывать своё отношение к героям.  Оценивать поступки героев.  Понимать учебную задачу. 21 (83) Е. Чарушин «Яшка»;  А. Кушнер «Что я узнал!»  (1 ч). Формировать приёмы мыслительной деятельности.  Обсуждать прочитанное. Отвечать на вопросы.  Оценивать поступки героев.  Понимать учебную задачу. 22 (84) Развитие восприятия художественного произведения. В. Сутеев «Елка». Проверь себя. (1 ч). Отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения. Выделять фамилии авторов и заголовки в книгах. Составлять схематический план.  Рассказывать сказку по плану.  Осознавать значимость чтения.  Слушать литературное произведение. 23 (85) Ю. Дмитриев  «Медвежата»;  Г. Снегирёв  «Медвежата»  (1 ч). Читать осознанно.  Работать в парах по подбору заголовков к рассказам.  Проявлять интерес к жизни животных.  Удерживать цель. 24 (86) М.  Карем «Растеряшка»; В. Драгунский «Заколдованная буква» (1 ч).  Выполнять задания к рассказу. Обсуждать вопрос: можно ли смеяться над человеком, если он не выговаривает какой­либо звук. Выбирать средства языка в соответствии с речевой ситуацией. Осознавать значимость чтения. Адекватно воспринимать оценку учителя. 25 (87) Н. Носов «Ступеньки» (1 ч). Формировать   приёмы   мыслительной   деятельности.   Отвечать   на   вопросы   по   содержанию прочитанного. Обсуждать вопрос: нужно ли доводить любое начатое дело до конца? Оценивать ситуации.  Адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников. 26(88) Развитие восприятия художественного произведения. В. Сутеев «Палочка – выручалочка» (1 ч). Воспринимать художественное произведение. Моделировать обложку.   Рассказывать по плану. Проявлять уважение к культуре своего народа.   Адекватно воспринимать оценку учителя  и одноклассников. 27 (89) О. Дриз «Горячий привет»; Г. Остер «Привет мартышке» (отрывок) (1 ч). Отвечать на вопросы. Сравнивать прочитанные произведения по жанру. Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.  Осознавать значимость чтения. Оценивать свою деятельность. 28 (90) Е. Чарушин «Зайчата»; Н. Сладков «Сорока и заяц»,  «Лиса и заяц»  (1 ч). Отвечать   на   вопросы.   Сравнивать   произведения   Сладкова   и   Чарушина.   Описывать   объекты наблюдения.   Определять   и   объяснять   значение   выражения   «заячья   душа»   в   контексте. Проявлять интерес к животным. Адекватно относиться к оценке окружающих. 29 (91) Н. Носов «Затейники». Проверочная работа (1 ч). Отвечать   на   вопросы   по   содержанию   прочитанного.   Подбирать   подходящий   заголовок   с использованием   малых   фольклорных   форм.   Выбирать   главные   мысли   текста.   Отвечать   на вопросы по содержанию прочитанного. Оценивать ситуации. Понимать учебную задачу. 30 (92) Развитие восприятия художественного произведения. Е. Пермяк «Пичугин мост» (1 ч). Воспринимать   художественное   произведение.   Отвечать   на   вопросы   по   содержанию. Моделировать   обложку.     Отвечать   на   вопросы   по   содержанию   прочитанного.     Оценивать ситуации.  Адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников. 31 (93) Г. Сапгир «Людоед и принцесса, или всё наоборот» (1 ч). Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.  Обосновывать   свою   точку   зрения.   Оценивать   ситуации   с   точки   зрения   правил   поведения. Удерживать цель деятельности. 32 (94) Дж. Родари «Про мышку, которая ела кошек» (1 ч). Отвечать   на   вопросы   по   содержанию   прочитанного.   Определять   жанр   произведения.   Читать осознанно.  Обосновывать   свою   точку   зрения.     Оценивать   поступки   героев.   Формировать   произвольное поведение. 33 (95) А. Толстой «Ёж» (отрывок); В. Лунин «Волк ужасно разъярён…»; Г. Цыферов «Зелёный заяц» (1 ч). Читать   выборочно.   Подбирать   пословицы   для   окончания   рассказа.   Определять   и   объяснять значение   слов   в   контексте.  Проявлять   интерес   к   животному   миру.   Оценивать   результат деятельности.  34 (96) Развитие восприятия художественного произведения. Н. Саконская «Мы с мамой» (1 ч). Осознавать  воспринятое.    Отвечать   на  вопросы   по  содержанию   прочитанного.   Относиться   с любовью и уважением к близким. Слушать литературное произведение. 35 (97) В. Драгунский «Он живой и светится»  (1 ч). Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Оценить правильность поступка Дениски. Проявлять интерес к животному миру.  Оценивать результат деятельности. 36 (98) Русская народная сказка «Лиса и журавль»; Н. Сладков «Лиса и мышь»  (1 ч). Подбирать подходящий заголовок с использованием малых фольклорных форм.  Обосновывать свою   точку   зрения:   правильно   ли   поступил   журавль?   Оценивать   литературных   персонажей. Проявлять интерес к культуре русского народа.  Контролировать своё поведение. 37(99) Г. Сапгир «Лошарик»; В. Берестов «Картинки в лужах»  (1 ч). Выделять   жанровые   особенности   сказки   и   рассказа.   Читать   выборочно.   Сравнивать   сказки. Отвечать   на   вопросы   по   содержанию   прочитанного.   Проявлять   положительное   отношение   к чтению. Контролировать своё поведение. 38 (100) Развитие восприятия художественного произведения. В. Чаплина «Мушка» (1 ч). Слушать   рассказ   В.   Чаплиной   "Мушка".     Работать   с   текстом:   делить   на   части,   составлять схематический   план.   Пересказывать   по   плану.     Проявлять   интерес   к   животному   миру. Оценивать результат деятельности. № п/п Раздел 39 (101) Читаем   сказки, загадки, скороговорки (4 ч) 40 (102) 1 (103) 2 (104) 3 (105) Учимся уму­разуму (4 ч) Литературные (авторские)   сказки.   А.С. Пушкин   «Сказка   о   царе Салтане…(отрывок)   (1 ч). Русская народная сказка «Пузырь,   Соломинка   и   Сутеев Лапоть». «Кораблик»,   Кир Булычев «Скороговорка» (1 ч).   В. Литературная (авторская)   сказка.   В.В. Бианки и Мышонок». Загадка (1 ч). «Лис       восприятия Развитие художественного произведения. С. Баруздин «Человечки» (1 ч).   К.Д.   «Играющие Л.Н.   «Косточка» (1 ч).   Ушинский собаки»; Толстой 4 (106) В.А. Осеева «Кто наказал его?»;   пословица;   И. Северянин «Её питомцы» (1 ч). 1 класс Литературное чтение 1 класс Тема учебного занятия Основные виды учебной деятельности учащихся         Читать выразительно. Различать авторские   и   литературные   Читать   осознанно. сказки. главную   мысль Выделять   текста.   Оформлять диалогическое   высказывание   в соответствии   с   требованиями речевого   этикета.  Проявлять интерес   к   культуре   и   истории своего   народа.   Принимать учебную задачу.  Различать   народную   сказку, выделять   зачин.   Понимать отличие   малых   фольклорных форм.   Выполнять   задание   в учебнике   и   в   тетради. Описывать   объект,   передавать его   внешние   характеристики, используя выразительные средства языка. Оценивать свои и   чужие   поступки.   Принимать учебную задачу.  Сравнивать   образы.   Находить необходимый учебный материал. Составлять небольшие устные монологические   высказывания. Проявлять   интерес   к   жанрам фольклора. Принимать учебную задачу. Воспринимать   художественное произведение.   Моделировать обложку,   рассказывать   по плану.   Отвечать   на   вопросы. Осознавать   значимость   чтения. Принимать  учебную задачу. Читать   по   частям.   Выполнять учебнике. задание в Пересказывать   прочитанное. Отвечать на вопросы по тексту. Проявлять   интерес   к   жизни домашних животных. Адекватно воспринимать оценку взрослого и сверстника. Читать выразительно ­ показать отношение   к   герою   рассказа. Определять   тему   и   жанр произведения.   Выразительно читать   и   объяснять   смысл пословицы. Сравнивать   Соотносить произведения. пословицу содержанию произведения. Объяснять смысл пословиц. Уважительное

Рабочая программа по литературному чтению. 1 класс (Начальная школа XXI век»).

Рабочая программа по литературному чтению. 1 класс  (Начальная школа XXI век»).

Рабочая программа по литературному чтению. 1 класс (Начальная школа XXI век»).

Рабочая программа по литературному чтению. 1 класс  (Начальная школа XXI век»).

Рабочая программа по литературному чтению. 1 класс (Начальная школа XXI век»).

Рабочая программа по литературному чтению. 1 класс  (Начальная школа XXI век»).

Рабочая программа по литературному чтению. 1 класс (Начальная школа XXI век»).

Рабочая программа по литературному чтению. 1 класс  (Начальная школа XXI век»).

Рабочая программа по литературному чтению. 1 класс (Начальная школа XXI век»).

Рабочая программа по литературному чтению. 1 класс  (Начальная школа XXI век»).

Рабочая программа по литературному чтению. 1 класс (Начальная школа XXI век»).

Рабочая программа по литературному чтению. 1 класс  (Начальная школа XXI век»).

Рабочая программа по литературному чтению. 1 класс (Начальная школа XXI век»).

Рабочая программа по литературному чтению. 1 класс  (Начальная школа XXI век»).

Рабочая программа по литературному чтению. 1 класс (Начальная школа XXI век»).

Рабочая программа по литературному чтению. 1 класс  (Начальная школа XXI век»).

Рабочая программа по литературному чтению. 1 класс (Начальная школа XXI век»).

Рабочая программа по литературному чтению. 1 класс  (Начальная школа XXI век»).

Рабочая программа по литературному чтению. 1 класс (Начальная школа XXI век»).

Рабочая программа по литературному чтению. 1 класс  (Начальная школа XXI век»).

Рабочая программа по литературному чтению. 1 класс (Начальная школа XXI век»).

Рабочая программа по литературному чтению. 1 класс  (Начальная школа XXI век»).

Рабочая программа по литературному чтению. 1 класс (Начальная школа XXI век»).

Рабочая программа по литературному чтению. 1 класс  (Начальная школа XXI век»).

Рабочая программа по литературному чтению. 1 класс (Начальная школа XXI век»).

Рабочая программа по литературному чтению. 1 класс  (Начальная школа XXI век»).

Рабочая программа по литературному чтению. 1 класс (Начальная школа XXI век»).

Рабочая программа по литературному чтению. 1 класс  (Начальная школа XXI век»).

Рабочая программа по литературному чтению. 1 класс (Начальная школа XXI век»).

Рабочая программа по литературному чтению. 1 класс  (Начальная школа XXI век»).

Рабочая программа по литературному чтению. 1 класс (Начальная школа XXI век»).

Рабочая программа по литературному чтению. 1 класс  (Начальная школа XXI век»).

Рабочая программа по литературному чтению. 1 класс (Начальная школа XXI век»).

Рабочая программа по литературному чтению. 1 класс  (Начальная школа XXI век»).

Рабочая программа по литературному чтению. 1 класс (Начальная школа XXI век»).

Рабочая программа по литературному чтению. 1 класс  (Начальная школа XXI век»).

Рабочая программа по литературному чтению. 1 класс (Начальная школа XXI век»).

Рабочая программа по литературному чтению. 1 класс  (Начальная школа XXI век»).

Рабочая программа по литературному чтению. 1 класс (Начальная школа XXI век»).

Рабочая программа по литературному чтению. 1 класс  (Начальная школа XXI век»).

Рабочая программа по литературному чтению. 1 класс (Начальная школа XXI век»).

Рабочая программа по литературному чтению. 1 класс  (Начальная школа XXI век»).

Рабочая программа по литературному чтению. 1 класс (Начальная школа XXI век»).

Рабочая программа по литературному чтению. 1 класс  (Начальная школа XXI век»).

Рабочая программа по литературному чтению. 1 класс (Начальная школа XXI век»).

Рабочая программа по литературному чтению. 1 класс  (Начальная школа XXI век»).

Рабочая программа по литературному чтению. 1 класс (Начальная школа XXI век»).

Рабочая программа по литературному чтению. 1 класс  (Начальная школа XXI век»).

Рабочая программа по литературному чтению. 1 класс (Начальная школа XXI век»).

Рабочая программа по литературному чтению. 1 класс  (Начальная школа XXI век»).

Рабочая программа по литературному чтению. 1 класс (Начальная школа XXI век»).

Рабочая программа по литературному чтению. 1 класс  (Начальная школа XXI век»).

Рабочая программа по литературному чтению. 1 класс (Начальная школа XXI век»).

Рабочая программа по литературному чтению. 1 класс  (Начальная школа XXI век»).

Рабочая программа по литературному чтению. 1 класс (Начальная школа XXI век»).

Рабочая программа по литературному чтению. 1 класс  (Начальная школа XXI век»).

Рабочая программа по литературному чтению. 1 класс (Начальная школа XXI век»).

Рабочая программа по литературному чтению. 1 класс  (Начальная школа XXI век»).

Рабочая программа по литературному чтению. 1 класс (Начальная школа XXI век»).

Рабочая программа по литературному чтению. 1 класс  (Начальная школа XXI век»).

Рабочая программа по литературному чтению. 1 класс (Начальная школа XXI век»).

Рабочая программа по литературному чтению. 1 класс  (Начальная школа XXI век»).

Рабочая программа по литературному чтению. 1 класс (Начальная школа XXI век»).

Рабочая программа по литературному чтению. 1 класс  (Начальная школа XXI век»).

Рабочая программа по литературному чтению. 1 класс (Начальная школа XXI век»).

Рабочая программа по литературному чтению. 1 класс  (Начальная школа XXI век»).

Рабочая программа по литературному чтению. 1 класс (Начальная школа XXI век»).

Рабочая программа по литературному чтению. 1 класс  (Начальная школа XXI век»).

Рабочая программа по литературному чтению. 1 класс (Начальная школа XXI век»).

Рабочая программа по литературному чтению. 1 класс  (Начальная школа XXI век»).

Рабочая программа по литературному чтению. 1 класс (Начальная школа XXI век»).

Рабочая программа по литературному чтению. 1 класс  (Начальная школа XXI век»).

Рабочая программа по литературному чтению. 1 класс (Начальная школа XXI век»).

Рабочая программа по литературному чтению. 1 класс  (Начальная школа XXI век»).

Рабочая программа по литературному чтению. 1 класс (Начальная школа XXI век»).

Рабочая программа по литературному чтению. 1 класс  (Начальная школа XXI век»).

Рабочая программа по литературному чтению. 1 класс (Начальная школа XXI век»).

Рабочая программа по литературному чтению. 1 класс  (Начальная школа XXI век»).

Рабочая программа по литературному чтению. 1 класс (Начальная школа XXI век»).

Рабочая программа по литературному чтению. 1 класс  (Начальная школа XXI век»).

Рабочая программа по литературному чтению. 1 класс (Начальная школа XXI век»).

Рабочая программа по литературному чтению. 1 класс  (Начальная школа XXI век»).

Рабочая программа по литературному чтению. 1 класс (Начальная школа XXI век»).

Рабочая программа по литературному чтению. 1 класс  (Начальная школа XXI век»).
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.10.2017