Рабочая программа по литературному чтению на родном языке"(2 класс).
Оценка 4.9

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке"(2 класс).

Оценка 4.9
Разработки курсов
docx
русская литература
2 кл
13.05.2019
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке"(2 класс).
Программа учебного предмета Литературному чтению на родном языке составлена на основе авторской программы Л.Ф. Климановой «Русский язык».В программе соблюдены все разделы требуемые по ФГОС НОО на все 4 года обучения в начальной школе с тематическим планированием.Реализация национально – регионального компонента осуществляется путём включения в урок материала, отражающего региональные и этнокультурные особенности Республики Башкортостан.
РП ПО РОД ЛИТЕРАТУРЕ.docx
Планируемые результаты освоения учебного предмета  Рабочая   программа   по   учебному   предмету   «Литературное   чтение   на родном   языке»   направлена   на   достижение   младшими   школьниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов: Личностные результаты 1.Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.  2. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. 3.   Развитие   мотивов   учебной   деятельности   и   личностного   смысла учения. 4.   Развитие   самостоятельности,   личной   ответственности   за   свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.  5. Формирование эстетических чувств 6.   Развитие   этических   чувств,   доброжелательности   и   эмоционально­ нравственной   отзывчивости,   понимания   и   сопереживания   чувствам   других людей. 7.   Развитие   навыков   сотрудничества;   формирование   стремления овладеть   положительной,   гуманистической   моделью   доброжелательного общения; развитие умения находить выходы из спорных ситуаций. 8. Наличие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. Метапредметные результаты  1. Овладение   навыками   смыслового   чтения   текстов   различных   видов   и жанров,   осознанно   строить   речевое   высказывание   в   соответствии   с задачами коммуникации  и составлять тексты в устной и письменной форме. 2. Активное использование речевых средств для решения познавательных и коммуникативных задач. 3. Готовность   слушать   собеседника   и   вести   диалог,   признавать возможность   существования   различных   точек   зрения,   излагать   своё мнение и аргументировать свою точку зрения.   Овладение   логическими   действиями   сравнения,   анализа,   синтеза, обобщения,   классификации,   установление   аналогий   и   причинно­ следственных связей, построения рассуждений. 4. 5. Овладение   базовыми   предметными   и   межпредметными   понятиями, отражающими   существенные   связи   между   объектами   и   процессами (общение,   содержание; художественный   текст   и   др.);   осознание   связи   между   предметами гуманитарно­эстетического цикла.   творчество;   культура,   книга,   автор, 6. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства их осуществления. 7. Формирование   умений   планировать,   контролировать   и   оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата. Предметные результаты  1.   Понимание   литературы   как   явления   национальной   и   мировой культуры,   средства   сохранения   и   передачи   нравственных   ценностей   и традиций. 2.   Формирование   отношения   к   книге   как   важнейшей   культурной ценности. 3. Формирование   отношения   к   художественным   произведениям   как искусству слова. 4. Осознание   духовно­нравственных   ценностей   великой   русской литературы и литературы народов многонациональной России.  5.   Осознание   значимости   систематического   чтения   для   личностного развития;   формирование   представлений   о   мире,   российской   истории   и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности;   успешности   обучения   по   всем   учебным   предметам; формирование потребности в систематическом чтении. 6. Понимание   роли   чтения;   использование   разных   видов   чтения (ознакомительное,   изучающее,   выборочное,   поисковое);   умение   осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных видов текстов, участвовать   в   обсуждении,   давать   и   обосновывать   нравственную   оценку поступков героев. 7. Достижение   необходимого   для   продолжения   образования   уровня читательской   компетентности,   общего   речевого   развития,   т.   е.   овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа   и   преобразования   художественных,   научно­популярных   и   учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий. 8. Умение выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на   тематический   и   алфавитный   каталоги   и   рекомендательный   список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы,   пользоваться   справочными   источниками   для   понимания   и получения дополнительной информации.  1 КЛАСС ­ положительное отношение к урокам литературного чтения. ЛИЧНОСТНЫЕ У учащихся будет сформировано: учащиеся приобретают опыт: 2 ­ ­ ­ внимательного отношения к нравственному содержанию поступков; внимательного   отношения   к   собственным   переживаниям   и переживаниям других людей; У учащихся может быть сформировано: внимание к красоте окружающего мира. ПРЕДМЕТНЫЕ Речевая и читательская деятельность Учащиеся научатся: воспринимать на слух художественное произведение; сознательно, плавно, правильно читать целыми словами; ­ ­ ­ объяснять смысл названия произведения; ­ читать вслух осмысленно, передавая нужную интонацию; ­ отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.  Учащиеся получат возможность научиться: высказывать   свое   отношение   к   героям   произведения   с   помощью учителя, опираясь на личный опыт. Творческая деятельность Учащиеся научатся: выразительно читать и учить наизусть стихотворения. Учащиеся  получат возможность научиться: сочинять рассказы по рисункам; сочинять короткие истории на заданную тему по вопросам педагога. Литературоведческая пропедевтика Учащиеся получат возможность научиться: выделять рифмы в тексте стихотворения; ­ ­ чувствовать ритм стихотворения (прохлопывать ритм); ­ различать сказки, стихотворения, рассказы. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ Учащиеся научатся: ­      ориентироваться в учебнике (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание); ­    находить значения отдельных слов в толковом словаре, помещённом в учебнике (под руководством учителя); ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­    участвовать в диалоге; ­ сравнивать героев разных произведений. Учащиеся  получат возможность научиться: выбирать задание, тему проекта из предложенных, основываясь на своих интересах; знакомиться с новой книгой, ее автором, названием, иллюстрациями; внимательно слушать собеседника и оценивать его высказывание; сравнивать свой ответ с ответами одноклассников 3 ЛИЧНОСТНЫЕ У учащихся будут сформированы: 2 КЛАСС ­ положительное отношение и интерес к урокам литературного чтения. ­ Учащиеся приобретают опыт: внимательного   отношения   к   собственным   переживаниям,   вызванным восприятием   природы,   собственных поступков, действий других людей;   произведения   искусства, ­ оценки   своих   эмоциональных   реакций,   поступков   и   действий   других людей. У учащихся могут быть сформированы: ­ представление о добре и зле, общих нравственных категориях; ­ умение   соотносить   жизненные   наблюдения   с   читательскими впечатлениями; ­ ориентация   в   нравственном   содержании   собственных   поступков   и поступков других людей; ­ умения оценивать свое отношение к учебе; ­ ­ внимание к переживаниям других людей, чувство сопереживания; эстетическое   чувство   на   основе   знакомства   с   разными   видами искусства,   наблюдений   за   природой.   (внимательное   и   вдумчивое отношение к произведениям искусства, явлениям природы) ПРЕДМЕТНЫЕ Речевая и читательская деятельность   Учащиеся научатся: воспринимать   на   слух   художественное   произведение,   определять произведенное им впечатление; ­ ­ читать вслух осмысленно, передавая нужную интонацию; ­ пересказывать   произведение   кратко,   выборочно,   используя соответствующую лексику; ­ объяснять смысл названия произведения, связь его с содержанием; ­ вычленять   фрагменты   текста,   нужные   для   ответа   на   поставленные вопросы; ­ объяснять действия персонажей; ­ делить   произведения   на   части,   озаглавливать   их   (под   руководством ­ ­ ­ учителя); сравнивать героев разных произведений; ставить вопросы к тексту. Учащиеся  получат возможность научиться: в   процессе   размышления   над   произведением   привлекать   опыт собственных переживаний, жизненных впечатлений. 4 Творческая деятельность  Учащиеся научатся: создавать рассказ по циклу картинок; ­ ­ рассказывать прочитанную сказку от лица персонажа по данному плану ­ с помощью учителя; выразительно читать стихотворение и фрагменты прозаического текста перед группой.  Учащиеся получат возможность научиться: ­ читать по ролям художественное произведение; ­ сочинять   рассказы,   загадки,   сказки,   продолжения   прочитанных произведений; ­ придумывать иллюстрации к прочитанным произведениям; ­ ­ участвовать в инсценировании литературных произведений. создавать рассказ на заданную тему по личным впечатлениям; Литературоведческая пропедевтика Учащиеся научатся: выделять рифмы в тексте стихотворения;  Учащиеся получат возможность научиться: ­ ­ объяснять переносное значение отдельных слов, фразеологизмов; ­ находить сравнения в тексте произведения; ­ определять особенности жанра отдельных произведений фольклора; ­ определять   отношение   автора   к   персонажам,   определять,   как   оно ­ выражено; выделять   слова   действующих   лиц,   автора,   описание   внешности, поступков героев, описание пейзажа; ­ определять ритм стихотворения путем прохлопывания. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ Регулятивные Учащиеся приобретают опыт: выполнения учебных действий в устной и письменной форме; самостоятельной оценки правильности выполненных действия, внесения корректив; ­ ­ ­ планирования   своих   действий   в   соответствии   с   поставленной   целью (например, участие в проектной деятельности). Познавательные Учащиеся научатся: ­ прогнозировать содержание произведения по его названию, ключевым ­ ­ словам; самостоятельно находить значения отдельных слов в толковом словаре, помещённом в учебнике, в сносках к тексту; Учащиеся получат возможность научиться: сравнивать произведения и героев; 5 ­ устанавливать причинно­следственные связи между поступками героев; ­ находить объяснение незнакомых слов в словаре; ­ находить нужные книги в библиотеке. Коммуникативные Учащиеся научатся: ­ работая   в   паре,   высказывать   свое   мнение,   выслушивать   мнение ­ ­ партнёра; задавать вопросы по тексту произведения; сотрудничать с одноклассниками, участвуя в групповой деятельности (под руководством взрослого).  Учащиеся получат возможность научиться: ­ обсуждать   героев   литературных   произведений:   высказывать   свое отношение,   оценивать   высказывание   партнера,   вырабатывать   общую позицию; аргументировать собственную позицию; ­ ­ получать нужную информацию, задавая вопросы старшим; сопоставлять полученные ответы. ЛИЧНОСТНЫЕ У  учащихсябудут сформированы: 3 КЛАСС ­ умение   соотносить   жизненные   наблюдения   с   читательскими впечатлениями; ­ ориентация   в   нравственном   содержании   собственных   поступков   и поступков других людей; ­ умение оценивать свое отношение к учебе; ­ уважение к культуре разных народов. У учащихся могут быть сформированы: ­ представление об общих нравственных категориях у разных народов; ­ нравственное чувство и чувственное сознание; ­ умение анализировать свои переживания и поступки; ­ ­ ­ бережное отношение к живой природе; ­ способность к самооценке; эмпатия, способность к сопереживанию другим людям; эстетическое   чувство   на   основе   знакомства   с   разными   видами искусства, наблюдениями за природой. ПРЕДМЕТНЫЕ Речевая и читательская деятельность  Учащиеся научатся: ­ правильно выбирать нужную интонацию, темп и громкость прочтения, определять место логического ударения; 6 ­ пересказывать   произведение   близко   к   тексту,   кратко,   от   лица персонажа; ­ рассказывать   по   предложенному   или   самостоятельно   составленному плану; ­ привлекать читательский и жизненный опыт для анализа конкретного произведения, поставленной проблемы; выявлять тему и главную мысль произведения; сопоставлять героев, идеи разных произведений; составлять план рассказа; ­ определять и оценивать позиции литературных героев; ­ ­ ­ ­ определять свое и авторское отношение к героям; ­ формулировать вопросы к тексту, составлять план текста. ­  Учащиеся получат возможность научиться: составлять личное мнение о произведении, выражать его на доступном уровне; ­ ориентироваться в научно­популярном и учебном тексте; ­ делать   подборку   книг   определенного   автора,   представлять   книгу, опираясь на титульный лист, оглавление, предисловие. Творческая деятельность  Учащиеся научатся: ­ читать по ролям художественное произведение; ­ продолжать сюжет произведения, историю героя; ­ участвовать в инсценировании произведения. ­ ­  Учащиеся получат возможность научиться: создавать устно и письменно произведения разных жанров по аналогии с прочитаным,   на   заданную   тему,   по   репродукции   картины,   серии иллюстраций, по результатам наблюдений; выражать   свое   отношение   к   литературным   произведениям,   явлениям природы в устной и письменной форме, рисунках. Литературоведческая пропедевтика Учащиеся  научатся: ­ различать жанры (фольклор, басню, стихотворение, рассказ);  ­ выделять   слова   автора,   действующих   лиц,   описание   их   внешности, поступков, бытовой обстановки, природы; ­ находить   в   тексте   сравнения,   эпитеты,   олицетворения,   подбирать синонимы, антонимы к предложенным словам.  Учащиеся получат возможность научиться: ­ определять   приемы,   использованные   писателем   для   создания литературного персонажа и выражения, своего отношения к нему. ­ использовать   изученные   выразительные   средства   в   собственных творческих работах. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ 7 Регулятивные Учащиеся научатся: соотносить свои действия с поставленной целью; выполнять учебные действия в устной и письменной форме.  Учащиеся получат возможность научиться: ­ ­ ­ учитывать   выделенные   учителем   ориентиры   действия   при   освоении нового художественного текста; ­ планировать свои учебные действия; ­ анализировать   результаты   своей   деятельности,   вносить   необходимые поправки; составлять   план   научно­популярной   статьи,   использовать   его   при пересказе; ­ ­ планировать свою читательскую деятельность; ­ планировать свою  деятельность при реализации проекта. Познавательные Учащиеся научатся: сравнивать произведения и героев; ­ ­ устанавливать причинно­следственные связи между поступками героев произведений; свободно ориентироваться в аппарате учебника; ­ ­ находить   нужную   информацию   в   словарях   и   справочниках   в   конце учебника. Учащиеся  получат возможность научиться: ­ ­ сравнивать и классифицировать жизненные явления; выявлять   аналогии   между   героями,   произведениями,   жизненными явленими;  ­ находить нужную информацию в школьном толковом словаре, детской ­ энциклопедии; сопоставлять информацию, полученную из научно­популярной статьи, с художественным произведением; ­ ориентироваться   в   аппарате   книжного   издания   (название,   автор, предисловие, оглавление, выходные сведения); ­ находить в библиотеке книги по заданной тематике, ориентироваться в сборниках произведений; ­ извлекать информацию из произведений изобразительного искусства; ­ знакомиться с детской периодической литературой. Коммуникативные Учащиеся научатся: ­ участвовать   в   коллективном   обсуждении   художественных ­ произведений; сотрудничать с одноклассниками в ходе проектной деятельности. Учащиеся получат возможность научиться: 8 ­ работая   в   паре,   аргументировать   свою   позицию,   учитывать   мнение партнера; ­ осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе; ­ овладевать диалогической формой речи; ­ формулировать   и   задавать   вопросы,   необходимые   для   достижения конкретных результатов при работе в группе. ЛИЧНОСТНЫЕ У  учащихсябудут сформированы: 4 КЛАСС ­ ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; ­ ­ чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознание способность к самооценке; этнической принадлежности;  ­ представления   об   общих   нравственных   категориях   (добре   и   зле)   у разных народов, моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках; ­ ориентация в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков других людей; ­ регулирование   поведения   в   соответствии   с   познанными   моральными ­ ­ нормами и этическими требованиями; эмпатия,   понимание   чувств   других   людей   и   сопереживание   им, выражающееся в конкретных поступках; эстетическое   чувство   на   основе   знакомства   с   художественной культурой; ­ познавательная мотивация учения; могут быть сформированы: ­ чувство понимания и любви к живой природе, бережное отношение к ней; ­ устойчивое стремление следовать в поведении моральным нормам; ­ толерантное отношение к представителям разных народов и конфессий. ПРЕДМЕТНЫЕ Речевая и читательская деятельность  Учащиеся научатся: ­ читать   (вслух   и   про   себя)   со   скоростью,   позволяющей   осознавать (понимать) смысл прочитанного (вслух — примерно 90 слов в минуту, про себя — примерно 120 слов в минуту); ­ читать произведения разных жанров с соблюдением норм литературного произношения,   использованием логических ударений и темпа речи, выражая таким образом понимание прочитанного;   правильным   интонированием, ­ прогнозировать   содержание   произведения   по   его   заглавию, иллюстрациям; 9 ­ находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать её своими словами; ­ различать   последовательность   событий   и   последовательность   их ­ изложения; выделять смысловые части текста, составлять простой и сложный планы изложения   текста   с   помощью   учителя,   формулировать   вопросы   ко всему тексту и отдельным его частям; ­ пересказывать   текст   сжато,   подробно,   выборочно,   с   включением описаний,   с   заменой   диалога   повествованием,   с   включением рассуждений; ­   энциклопедиях, ­ обращаться   к   титульным   данным,   аннотациям,   предисловию   и послесловию; ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке; составлять   краткие   аннотации   к   рекомендованным   книгам; ориентироваться   в   справочниках,   детских периодических журналах; соотносить поступки героев с нравственными нормами; ­ ­ ориентироваться в научно­популярном и учебном тексте, использовать ­ ­ ­ ­ полученную информацию. Учащиеся  получат возможность научиться: составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне в устной и письменной речи; высказывать своё суждение об эстетической и нравственной ценности художественного текста; высказывать   своё   отношение   к   героям   и   к   авторской   позиции   в письменной и устной форме; создавать текст по аналогии и ответы на вопросы в письменной форме. Творческая деятельность  Учащиеся научатся: ­ читать по ролям художественное произведение; ­ ­ придумывать   рассказы   по   результатам   наблюдений   с   включением создавать текст на основе плана; описаний, рассуждений, анализом причин происшедшего; ­ писать   (на   доступном   уровне)   сочинение   на   заданную   тему,   отзыв   о прочитанной книге, кинофильме, телевизионной передаче; ­ участвовать в драматизации произведений, читать наизусть лирические ­ ­ произведения, отрывки прозаических текстов; создавать сочинения по репродукциям картин и серии иллюстраций. Учащиеся  получат возможность научиться: создавать   творческий   пересказ   произведения   или   его   фрагмента   от имени одного из героев, придумывать продолжение истории персонажа и сюжета; 10 ­ ­ ­ создавать иллюстрации к произведениям; создавать в группе сценарии и проекты. Литературоведческая пропедевтика  Учащиеся научатся: выделять   выразительные   средства   языка   и   на   доступном   уровне объяснять их  эмоционально­смысловые значения; ­ определять (на доступном уровне) основные особенности малых жанров фольклора, народных сказок, мифов, былин, стихотворений, рассказов, повестей, басен; выделять слова автора, действующих лиц, описание пейзажа, внешности героев, их поступков, бытовые описания; вводить   в   пересказ   элементы   описания,   рассуждения,   использовать цитирование; ­ ­ ­ определять   отношение   автора   к   персонажам,   рассказывать,   как   оно выражено; ­ различать жанры, преимущественно путём сравнения (сказка – басня, сказка – былина, сказка – рассказ и др.);  ­ находить   рифмы,   примеры   звукописи,   образные   слова   и   выражения, объяснять их смысл.  Учащиеся получат возможность научиться: ­ ­ делать элементарный анализ литературных текстов, используя понятия фольклорная и авторская литература, структура текста, автор, герой; средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора); создавать   прозаический   и   поэтический   текст   по   аналогии,   используя средства художественной  выразительности, включённые в конкретное произведение. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ Регулятивные Учащиеся научатся: ­ планировать   собственные   действия   и   соотносить   их   с   поставленной целью; ­ учитывать   выделенные   учителем   ориентиры   действия   при   освоении ­ ­ ­ ­ нового художественного текста; выполнять учебные действия в устной и письменной форме; вносить   коррективы   в   действие   после   его   завершения,   анализа результатов и их оценки. Учащиеся получат возможность научиться: ставить   новые   задачи   для  освоения   художественного   текста   в сотрудничестве с учителем; самостоятельно оценивать правильность выполненных действия как по ходу их выполнения так и в результате проведенной работы; 11 ­ планировать собственную читательскую деятельность. Познавательные Учащиеся научатся: ­ находить   нужную   информацию,   используя   словари,   помещённые   в ­ ­ учебнике (толковый, синонимический, фразеологический); выделять существенную информацию из текстов разных видов; сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по заданным критериям; ­ устанавливать причинно­следственные связи между поступками героев произведений; ­ устанавливать аналогии. Учащиеся  получат возможность научиться: ­ осуществлять   поиск   необходимой   информации,   используя   учебные ­ ­ пособия, фонды библиотек и Интернет; сравнивать и классифицировать жизненные явления, типы литературных произведений, героев, выбирая основания для классификации; строить логические рассуждения, включающие определение причинно­ следственных связей в устной и письменной форме, в процессе анализа литературного произведения и на основании собственного жизненного опыта; ­ работать с учебной статьёй (выделять узловые мысли, составлять план статьи). Коммуникативные Учащиеся научатся: ­ работая   в   группе   учитывать   мнения   партнёров,   отличные   от ­ ­ собственных; аргументировать собственную позицию и координировать её с позицией партнёров при выработке решения; точно   и   последовательно   передавать   партнёру   необходимую информацию; ­ оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль; владеть диалогической формой речи; ­ ­ корректно строить речь при решении коммуникативных задач. Учащиеся получат возможность научиться: ­ понимать относительность мнений и подходов к решению поставленной проблемы; задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе. ­ Содержание учебного предмета 12 Виды речевой и читательской деятельности Аудирование.  Восприятие   на   слух   звучащей   речи   (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей   речи,   умение   отвечать   на   вопросы   по   содержанию   услышанного произведения,   определение   последовательности   событий,   осознание   цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по услышанному учебному, научно­познавательному и художественному произведениям. Чтение вслух.  Сознательное, правильное чтение слов, предложений и текстов без пропусков и перестановок букв и слогов в словах. Постепенный переход   от   слогового   чтения   к   осмысленному,   плавному   чтению   целыми словами, интонационное объединение слов в словосочетания; увеличение от класса к классу скорости чтения, позволяющей читающему осмыслить текст. Установка   на   смысловое   чтение,   позволяющее   связать   звучащее   слово (словосочетание   и   предложение)   с   его   значением.   Выразительное   чтение небольшого   текста:   соблюдение   орфоэпических   и   интонационных   норм чтения;   понимание   пели   чтения,   использование   интонации,   передающей отношение   читающего   к   прочитанному   произведению,   и   темпа   чтения, замедляя   его   или   ускоряя   в   соответствии   с   речевой   задачей   и   целями общения.   Чтение   предложений   с   интонационным   выделением   знаков препинания.   Понимание     смысловых   особенностей   разных   по   виду   и   типу текстов. Чтение про себя. Постепенный переход от чтения вслух к чтению про себя   произведений,   доступных   по   объёму   и   жанру.   Осознание   смысла прочитанного   текста,  использование   приёмов   контроля   и  коррекции   путём воспроизведения его содержания и ответов на вопросы. Умение находить информацию в учебном или научно­познавательном тексте,   используя   различные   виды   чтения:   изучающее,   выборочное, просмотровое. Понимание   особенностей   разных   видов   чтения:   факта,   описания, дополнения высказывания и др. Работа   с   разными   видами   текста.  Общее   представление   о   разных видах   текста:   художественном,   учебном,   научно­популярном   —   и   их сравнение.   Определение   целей   создания   этих   видов   текста.   Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Самостоятельное   определение   темы   и   главной   мысли   текста; установление причинно­следственных связей; деление текста на смысловые части.   Определение   главной   мысли   каждой   части   и   всего   текста,   их озаглавливание; составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде   вопросов   или   самостоятельно   сформулированного   высказывания. Пересказ   текста   (подробно,   выборочно,   кратко)   по   опорным   словам   или самостоятельно составленному плану. Соблюдение при пересказе логической последовательности   и   точности   изложения   событий.   Составление   текстов 13 разного   типа:   описание,   рассуждение,   повествование   (по   аналогии   с прочитанным   текстом,   по   предложенному   образцу).   Определение   целей использования   их   в   общении.   Умение   работать   с   разными   видами информации. Участие   в   коллективном   обсуждении:   умение   отвечать   на   вопросы, выступать  по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Справочные и иллюстративно­изобразительные материалы. Воспроизведение содержания текста с элементами описания (природы, внешнего   вила   героя,   обстановки)   и   рассуждения,   с   заменой   диалога высказыванием (о чём говорили собеседники, основная мысль беседы). Сравнение   художественных   и   научно­   познавательных   произведений. Наблюдение и различение целей их использования в общении (воздействовать на чувства читателя и сообщить что­то, объяснить читателю). Библиографическая   культура.  Книга   как   особый   вид   искусства. Книгакак источник знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее   представление).   Книга   учебная,   художественная,   справочная. Элементы   книги:   содержание   или   оглавление,   обложка,   титульный   лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с   опорой   на   внешние   показатели   книги,   её   справочно­иллюстративный материал).        Типы книг (изданий): книга­произведение, книга­сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).         Выбор   книг   на   основе   рекомендованного   списка,   картотеки, открытого   доступа   к   детским   книгам   в   библиотеке.   Алфавитный   каталог. Самостоятельное   пользование   соответствующими   возрасту   словарями   и справочной литературой.     Определение (с помощью учителя) особенностей учебного (передача информации) и научно­популярного (сообщение, объяснение) текстов. Работа   с   художественным   произведением.  Понимание   содержания художественного произведения, умение эмоционально откликаться на него. Понимание   заглавия   произведения,   его   адекватное   соотношение   с содержанием.     Определение особенностей художественного текста, понимание цели его  создания (воздействовать на читателя с помощью изображённых картин и выразительных   средств   языка).   Анализ   слова   со   стороны   звучания   и   его значения, прямое и переносное значение слов. Умение мысленно нарисовать (воссоздать) картины, созданные писателем.         Самостоятельное   воспроизведение   текста   художественного произведения   (эпизода)   с   использованием   выразительных   средств   языка. Составление   рассказа   по   рисункам   и   иллюстрациям;   нахождение   в 14 художественном   произведении   фрагментов,   созвучных   иллюстрациям. Словесное рисование по эпизодам и фрагментам прочитанных текстов.        Характеристика героя произведения (портрет, характер, поступки, речь),анализ   его   поступков   и   мотивов   поведения.   Освоение   разных   видов пересказа   художественного   текста:   подробный,   выборочный   и   краткий (передача основных мыслей). Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту; нахождение в тексте соответствующих слов и выражений. Выявление   авторского   отношения   к   герою   на   основе   анализа   текста   (с помощью  учителя); понимание главной мысли произведения.         Выбор   фрагментов   текста:   описание   природы,   места   действия, поступка   героя.   Самостоятельный   выборочный   пересказ   по   заданному фрагменту,     отбор   слов   и   выражений   в   тексте,   позволяющих   составить рассказ.         Сопоставление   эпизодов   из   разных   произведений   по   общности   эмоциональной   окраске,   характеру   поступков   героев;   их ситуаций,   обобщение и формулировка выводов.         Заучивание   наизусть   небольших   стихотворений   и   произведений игрового фольклора (потешек, скороговорок, песенок, загадок).      Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к ней  в  литературных  произведениях  разных народов  России.  Схожесть тем, идей,  героев, нравственных оценок в фольклоре разных народов. Приобщение к культурным, духовно­нравственным традициям России.         Осмысление   нравственно­этических   понятий,   раскрытых   в литературно­   художественных   произведениях:   добро,   честность,   смелость, дружба, вражда, зло, достоинство, справедливость. Обсуждение и толкование значения этих   понятий на примере  поступков и отношений  литературных героев к людям, природе, окружающему миру.        Размышление о законах нравственно­духовного общения людей: не делай другому того, чего не желаешь себе, люби другого человека, как самого себя;   умение   применить   их   в   повседневном   общении;   желание   избегать проявлений   эгоизма,   зависти,   недоброжелательности.   Схожесть   сюжетов, поступков   литературных   персонажей,   доказывающих   неэффективность общения, основанного на вражде, агрессии, эгоизме, неуважении к личности и жизни другого человека.        Умение приводить примеры общения героев из рассказов и сказок, которые   строят   свои   отношения   с   друзьями   (близкими   и   родными)   на позитивной   модели   общения,   на   чувстве   любви,   терпения,   взаимопомощи, сострадания   и   милосердия,   умеют   выручить   из   беды,   держат   своё   слово, избегают нечестности и обмана.         Понимание   хороших   и   плохих   поступков   героев   произведений, умение   обосновывать   своё   мнение   (с   помощью   учителя).   Анализ   своих 15 собственных поступков, желание подражать любимым положительным героям литературных произведений. Работа   с   учебными,   научно­популярными   и   другими   текстами. Понимание   заглавия   произведения,   адекватное   соотношение   с   его содержанием.   Определение   особенностей   учебного   и   научно­популярного текстов   (передача   информации).   Понимание   отдельных,   наиболее   общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов   текста:   установление   причинно­следственных   связей.   Определение главной   мысли   текста.   Деление   текста   на   части.   Определение   микротем. Ключевые   или   опорные   слова.   Построение   алгоритма   деятельности   по воспроизведению   текста.   Воспроизведение   текста   с   опорой   на   ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение говорить (культура речевого общения).  Осознание диалога как   вида   речи,   в   которой   говорящие   обмениваются   высказываниями. Особенности   диалогического   общения:   понимать   его   цель,   обдумывать вопросы   и   ответы,   выслушать,   не   перебивая,   собеседника,   поддерживая разговор с ним вопросами и репликами; в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемой теме или произведению с опорой на текст и личный опыт.    Использование норм речевого этикета. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.         Осознание   монолога   как   формы   речевого   высказывания.  Умение строить   речевое   высказывание   небольшого   объёма   с   опорой   на   текст (заданную тему или поставленный вопрос), отражение в нём основной мысли и её доказательство (объяснение). Передача прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно­популярного, учебного и художественного текстов.     Самостоятельное построение плана собственного высказывания (что скажу   сначала,   что   скажу   затем   и   чем   закончу   своё   высказывание);   отбор речевых средств языка в соответствии с целью высказывания. Составление устного короткого рассказа по рисункам, прочитанному тексту или заданной теме с соблюдением последовательности и связности изложения, культурных норм речевого высказывания. Письмо (культура письменной речи).  Соблюдение норм письменной речи:   соответствие   содержания   заголовку,   отражение   в   нём   темы   (места действия, характера героя). Использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения). Контроль и корректировка письменного текста.     Написание сочинений­миниатюр (на заданную тему, по наблюдениям или   прочитанному   произведению),   отзывов   о   книге,   небольших   рассказов 16 (повествований о случаях из жизни) с использованием приёмов описания и рассуждения. Круг детского чтения         Произведения   устного   народного   творчества   разных   народов. Произведения   классиков   отечественной   (с   учётом   многонационального характера России) и зарубежной литературы ХIХ—ХХ вв., классиков детской литературы,   произведения   современных   писателей   народов   России   и зарубежных стран, доступные для восприятия младшими школьниками. Книги художественные,   приключенческие, справочно­энциклопедическая   литература,   детские   периодические   издания. Жанровое   разнообразие   произведений,   предназначенных   для   чтения   и слушания в классе, самостоятельного и семейного чтения, для совместного обсуждения детьми и родителями в кругу семьи (русские народные сказки, сказки народов России; загадки, песенки, скороговорки, пословицы; рассказы и стихи; мифы и былины).   научно­популярные,   исторические,         Основные   темы   детского   чтения:   фольклор   разных   народов, произведения   о   Родине,   её   истории   и   природе;   о   детях,   семье   и   школе; братьях наших меньших; о добре, дружбе, справедливости; юмористические произведения.         Общие   для   каждого   класса   темы:   «Самостоятельное   чтение»   и «Читалочка­обучалочка»,   предназначенные   для   отработки   навыков   чтения; «Семейное   чтение»,   «Наш   театр»,   «Маленькие   и   большие   секреты   страны Литературии», «Мы идём в библиотеку», где приводится рекомендательный список литературы для свободного выбора чтения.     Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)     Нахождение   в   тексте   и   практическое   различение   средств выразительности,   используемых   в   художественной   речи:   синонимов, антонимов;   эпитетов,   сравнений,   метафор,   олицетворений   (с   помощью учителя).     Ориентировка   в   литературных   понятиях:   художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), тема, герой (его портрет, поступки, мысли, речь); отношение автора к герою (с помощью учителя).            Общее представление о композиционных особенностях построения повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалоги героев).         Прозаическая   и   стихотворная   речь,   выделение   особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).         Жанровое   разнообразие   произведений.   Историко­литературные понятия: фольклор и авторские художественные произведения (различение).     Малые фольклорные жанры (колыбельные песни, потешки, пословицы и   поговорки,   загадки)   —   узнавание,   различение,   определение   основного смысла. 17 Сказки   (о   животных,   бытовые,   волшебные).   Художественные особенности сказок: сказочные герои, выразительные средства, построение. Литературная (авторская) сказка.         Рассказ,   стихотворение,   басня  —   общее   представление   о   жанре, особенностях построения и выразительных средствах. Творческая деятельность         Придумывание   сказок   и   составление   рассказов   по   аналогии   с прочитанным произведением, включение в рассказ элементов описания или рассуждения; придумывание возможного варианта развития сюжета сказки (с помощью учителя)     Интерпретация текста литературного произведения: чтение по ролям, инсценирование;   выразительное   чтение,   устное   словесное   рисование; использование   различных   способов   работы   с   деформированным   текстом (установление причинно­следственных связей, последовательности событий, соблюдение   этапов   в   выполнении   действий);   изложение   с   элементами сочинения,   создание   собственного   текста   на   основе   художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.         Сопоставление   произведений   словесно­художественного, музыкального,   изобразительного   творчества;   составление   высказываний   на основе   прослушивания   музыки   и   стихов,   выражение   своего   отношения   и формулирование его в слове (с помощью учителя). 1 класс (16,5 ч) Обучение грамоте на родном языке (12 ч)         Фонетика.  Звуки   речи,   их   характеристика.   Осознание   единства   звукового состава слова и его значения.     Выделение   отдельных   звуков   в   слове.   Установление   числа   и последовательности звуков в слове, фиксирование их в звуковых и образно­ символических   схемах.   Сопоставление   слов,   различающихся   одним   или несколькими звуками.     Различение   гласных   и   согласных   звуков.   Понимание   фонемных противопоставлений:   твёрдых   и   мягких   фонем,   знаково­символическое   их обозначение. Различение согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.      Слог как минимальная произносительная единица. деление слов на слоги, открытый и закрытый слоги. Ударение. Определение места ударения в слове, различение ударных и безударных слогов, ударных и безударных гласных. Графика.  Различение   звука   и   буквы:   буква   как   знак   звука.   Овладение позиционным   способом   обозначения   звуков   буквами.   Буквы   ъ,   ь,   не обозначающие   звуков.   Гласные   буквы   е,   ё,   ю,   я;   их   двойная   роль   (в зависимости   от   места   в   слове).   Мягкий   знак   как   показатель   мягкости согласных звуков. Употребление ъ и ь как разделительных знаков. 18 Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв. Значение алфавита.   Сравнение   алфавитного   письма   (обозначение   звуков   буквами)   и письма с помощью рисунков, символов (пиктография). Понимание ценности современного письма. Чтение.  Формирование   навыка   слогового   чтения   (ориентация   на   букву, обозначающую   гласный   звук)   как   вида   речевой   деятельности.   Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному   темпу   ребёнка.  Осознанное   чтение   слов,  словосочетаний, предложений   и   коротких   текстов.   Чтение   с   интонациями   и   паузами   в соответствии   со   знаками   препинания.   Развитие   осознанности   и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Воспроизведение   прочитанного   текста   по   вопросам   учителя   и самостоятельно.        Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами).   Орфографическое   чтение   (проговаривание)   как   средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании. Слово и предложение.  Восприятие слова как объекта изучения, материала для   анализа.   Наблюдение   над   значением   слова.   Практическое   различение значения   и   звучания   слова.   Роль   слова   как   посредника   в   общении,   его номинативная функция. Правильное употребление в речи слов, называющих отдельные предметы (роза, ландыш, осока), и слов с обобщающим значением (цветы, растения).     Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Развитие   речи.  Первоначальное   представление   о   тексте   как   речевом произведении. Выделение в тексте предложений. Объединение предложений в текст. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании.         Первоначальное   представление   о   речи   с   помощью   наглядно­образных моделей.   деление   речи   на   смысловые   части   (предложения)   с   помощью рисунков и схем. Составление из предложений связного текста, его запись.     Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок по материалам собственных игр занятий наблюдений         Культура   речевого   общения.   Освоение   позитивной   модели   речевого общения,   основанной   на   доброжелательности,   миролюбии   и   уважении   к собеседнику. Литературное чтение на родном языке. (4,5 ч.) Книги – мои друзья.(1ч.) Раздел включает диалоги, пословицы, загадки, рисунки и репродукции картин,   посвященные   книге,   связанную   с   ней   историю   письма   и   разные способы записи информации, передачи ее от человека к человеку. 19 Понятия:   книга   —   писатель   —   читатель.   Способы   передачи информации: жесты, рисунки, книги, компьютер. Радуга­дуга.(1ч.) Раздел   включает   произведения   малых   фольклорных   жанров:   загадки, пословицы,   считалки   и   песенки.   Русские   фольклорные   песенки,   потешки­ считалки помещены вместе с произведениями устного народного творчества других   национальностей,   чтобы   развивать   интерес   к   мировой   культуре   и воспитывать   любовь   к   своему   народу,   к   народам,   проживающим   в Башкортостане.   Понятия:   малые   фольклорные   жанры:   песенки,   загадки,   пословицы, считалки. Здравствуй, сказка! (1ч.) В   раздел   включены   народные   сказки   о   животных   для   чтения   и драматизации. Для сопоставления с народными сказками в учебнике имеются и авторские сказки, объединенные общей темой и героями. Включить в раздел сказки башкирского народа.С тем чтобы учащиеся получили представление о сказочном герое, в учебнике введены сказки о буквах, и в отличие от азбуки буквы в этом случае выступают в новой функции — в функции сказочных героев.  Понятия: сказка, сказка о животных, сказочный герой, персонажи. Люблю всё живое.(1ч.) Этот   раздел   включает   произведения   отечественных   писателей, составляющие золотой фонд детской литературы, малые жанры фольклора, расширяющие представления обучающихся о взаимоотношениях человека с животным   миром,   формирующие   ответственное   и   бережное   отношение   к живой природе, природе родного края. Понятия:   общение,   диалог   героев,   звукоподражательные   слова, практическое сравнение стихотворных и прозаических текстов. Край родной, навек любимый. (1ч.) Цель   данного   раздела   —   познакомить   первоклассников   с художественными   произведениями   отечественных   писателей,   в   которых отражены   красота   родного   края,   любовь   к   своей   земле,   к   своей   стране. Любовь   к   Родине,   к   своей   республике   Башкортостан­   как   известно, начинается с любви к своей семье, к отцу и матери, жизнь которых неразрывно связана с тем местом, где они родились – малой Родины. Понятия:   родной   край,   главный   город   страны   (столица),   красота родного края., времена года: весна, лето, осень, зима, стихи, рифма. Любите книгу. (2ч.)  2 класс (17 ч.) 20 Определение   значения   книги   для   человека.   Знакомство   с   историей создания   книги   и  её   первыми   образцами:   книга   в   форме   свитка,  складная книга Древнего Востока, книги из пергамента и бересты. Первые рукописные книги   Древней   Руси.  Определение   значения   иллюстрации   в  книге,  детские художники­иллюстраторы, башкирские детские писатели. Краски осени. (1ч.)  Изучение стихотворных и прозаических произведений о красоте родной природы осенью. Анализ произведений живописи и литературы, посвящённых осени. Освоение средств художественной выразительности (эпитет, сравнение, олицетворение) в литературных произведениях об осени. Изучение народных примет,   пословиц   и   поговорок,   посвящённых   осенней   природе.   Народные приметы башкирского народа. Мир народной сказки. (2ч.)  Изучение сказок народов России: о животных, бытовых и волшебных. Знакомство   с   известными   собирателями   народных   сказок.   Анализ   текста народной сказки. Освоение особенностей жанра народной сказки. Весёлый хоровод. (1ч.)  Изучение   малых   жанров   фольклора   и   его   особенностей.   Изучение элементов   народного   творчества   и   прикладного   искусства.   Знакомство   с традициями русского народа посредством освоения малых жанров фольклора. Знакомство с башкирским национальным фольклором. Мы—друзья. (2ч.) Изучение   художественных   произведений   о   дружбе.   Знакомство   с пословицами   и   поговорками   разных   народов   о   дружбе.   Формулирование правил дружеских отношений. Изучение басни как литературного жанра. Здравствуй, матушка зима!(1ч.) Изучение  лирических  произведений  русских   поэтов,  посвящённых зимней     природе.   Знакомство   с   особенностями   лирических   произведений. Анализ     художественных   произведений   о   зиме.   Произведения   о   зиме башкирских писателей.  Освоение средств художественной выразительности: эпитет, сравнение, олицетворение.  Чудеса случаются.(2ч.) Изучение   литературных   сказок     разных     авторов.     Знакомство   со сказками   А.   К.И.Чуковского, Дж.Харриса,   Э.Распе,   с   особенностями   героев   разных   сказок.   Сравнение фольклорных и авторских (литературных) сказок.   Д.Н.Мамина­Сибиряка,   С.Пушкина, «Весна, Весна! И всё ей радо!».(1ч.) Изучение художественных произведений русских  писателей и поэтов  о красоте     родной   природы   весной.   Произведения   о   весне   писателей Башкортостана. Анализ  произведений живописи и литературы, посвящённых 21 весне.   сравнение, олицетворение. Знакомство с пьесой­сказкой.   Освоение   средств   художественной   выразительности:   эпитет, Мои самые близкие и дорогие.(1ч.) Изучение произведений разных писателей о близких и родных людях. Сравнение   литературных   произведений   разных   авторов,   посвящённых одной теме. Использование библиотечного каталога для выбора необходимой книги. Презентация выбранной книги. Люблю всё живое.(2ч.) Изучение   произведений   поэтов     и   писателей   о   взаимоотношениях человека   с   природой   и   животным   миром.   Изучение   особенностей   научно­ познавательного и художественного текстов.  Освоение алгоритма сравнения научно­познавательного   и   художественного   текстов.   Анализ   произведений литературы и живописи о представителях животного мира. Жизнь дана на добрые дела.(2ч.)  Изучение   произведений   писателей   и     поэтов     о   взаимоотношениях   в семье,  со  сверстниками и взрослыми. Сравнение литературных произведений разных   авторов,   посвящённых   одной   теме.   Сопоставление   характеров   и поступков героев разных произведений. 3класс (17ч.) Книги – мои друзья.(1ч.)   Раздел   включает   диалоги,   научно­популярные   статьи,   поучительные наставления и изречения из Библии, фотографии, рисунки, материалы «Музея книги»,   рассказывающие   об   истории   создания   книги,   Башкирский   музей книги. Понятия:   рукописные   и   печатные   книги,   буквица,   красная   строка, первая печатная книга России. Жизнь дана на добрые дела.(2ч.)  В   разделе   представлены   произведения   писателей,   в   которых рассказывается о взаимоотношениях в семье, со сверстниками, со взрослыми. Авторы учебника предлагают осмыслить такие понятия, как «благородный поступок»,   «честность»,   «верность   слову».Тексты   повествовательного характера (определение главной мысли, деление текста на части, составление плана, подготовка выборочного пересказа, составление текста­отзыва). Волшебная сказка.(2ч.)  В   разделе   представлены   русские   народные   волшебные   сказки   в обработке А. Толстого, В. Булатова из сборника русских народных сказок А. Афанасьева.   Авторы   учебника   предлагают   познакомиться   с   построением сказки,   с   героями   русских   народных   сказок,   поразмышлять   над   их характерами. Понятия: 22 ­система нравственных ценностей: добро побеждает зло. В чём смысл добра? Почему сказка всегда имеет хороший конец. Какие идеалы воспевает народная сказка? ­   народная   сказка,   волшебная   сказка,   обработка   сказки,   присказка, сказочные предметы, сказочные превращения, структура сказочного текста, герой сказки. ­тексты   повествовательного   характера   (определение   главной   мысли, деление   текста   на   части,   составление   плана,   подготовка   подробного   и выборочного   пересказа,   создание   собственного   текста   по   аналогии   с изучаемыми). Люби всё живое.(3ч.)  В   разделе   представлены   художественные   произведения   о   природе   и животных известных русских писателей Д. Мамина­Сибиряка, Н. Носова, О. Полонского, К. Паустовского, М. Горького и др. Это произведения разных жанров   (литературные   сказки,   рассказы).Главная   задача   авторов   учебника состоит в том, чтобы показать, в чём отличие художественного произведения от   научно­познавательного   текста;   какие   средства   для   создания   образа использует художник, а какие — учёный. В художественном тексте читатель наблюдает, восхищается, волнуется, переживает. В научном тексте читатель получает необходимую информацию. Понятия: ­   система   нравственных   ценностей:   любовь   к   природе,   к   животным; малая родина; родители; уважение к старшим; ­художественный рассказ, познавательный текст; энциклопедия; автор­ рассказчик,   периодическая   литература,   герой   рассказа;   характер   героя; средства художественной выразительности; ­ повествовательный текст: определение главной мысли, деление текста на части, составление плана, подготовка подробного и выборочного пересказа, создание собственного текста. Картины русской природы.(2ч.)  В разделе  представлены  лирические  произведения  известных русских поэтов   и   писателей:   Н.   Некрасова,   Ф.   Тютчева,   К.   Бальмонта,   К. Паустовского, М. Пришвина, а также произведения живописи замечательных русских художников, башкирские писатели и художники. Понятия: ­система нравственных ценностей (красота родной природы; гордость за свою родину); ­лирические  произведения  (наблюдение, настроение,  пейзаж, средства художественной выразительности). Великие русские писатели.(3ч.)  В разделе представлены произведения великих русских писателей: А. С. Пушкина,   И.   С.   Крылова,   Л.   Н.   Толстого,   а   также   известного   русского 23 художника­иллюстратора И. Билибина. Высоконравственные художественные произведения   великих   мастеров   помогут   разобраться   в   вечных   ценностях, создаваемых и хранимых русским народом; оценить мотивы поступков героев; определить своё отношение к ним и героям, их совершавшим. Понятия: ­система нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну,   красота   человеческих   отношений,   уважение   к   старшим,   ценность человеческой жизни). ­литературная сказка, сказка в стихах, построение сказки, герои сказки, нравственный потенциал литературной сказки. ­басня, структура басни, мораль, герои басни, иносказание. ­лирическое   произведение,   стихотворение,   настроение,   картина природы, звукопись, средства художественной выразительности. ­иллюстрация (тема, главная мысль, содержание картины), художник­ иллюстратор. ­повествовательный текст (рассказ, события, тема, главная мысль, герои произведения, мотивы их поступков). Литературные сказки.(2ч.)  В   разделе   представлены   литературные   сказки   русских   и   зарубежных писателей. Авторы учебника предлагают поразмышлять над нравственными ценностями (терпение, трудолюбие, забота о ближнем). Понятия: ­система нравственных ценностей: добро побеждает зло. В чём смысл добра? Почему сказка всегда заканчивается хорошо? О чём мечтал народ? ­литературная   сказка,   авторская   сказка   (предисловие,   зачин,   особая структура сказки, характеристика героев сказки). ­   тексты   повествовательного   характера   (определение   главной   мысли, деление   текста   на   части,   составление   плана,   подготовка   подробного   и выборочного   пересказа,   создание   собственного   текста   по   аналогии   с прочитанными произведениями). Картины родной природы.(2ч.)  В разделе  представлены  лирические  произведения  известных русских поэтов   и   писателей   XX   века   —   Б.   Заходера,   С.   Есенина,   И.   Соколова­ Микитова,   М.   Пришвина;   а   также   произведения   живописи   замечательных русских художников. Главная задача авторов учебника состоит в том, чтобы научить   читать   литературные   тексты,   чувствовать   их   настроение,   видеть картины, нарисованные в воображении писателей, слышать звуки весеннего, летнего,   осеннего,   зимнего   леса   и   луга.   Произведения   Башкирских живописцев. Понятия: ­система нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну). 24 ­лирические   произведения   в   стихотворной   форме   (наблюдение, настроение, пейзаж, средства художественной выразительности). ­работа с лирическим текстом: настроения (чувства), картины природы, звуки природы. 4класс (17ч.) Книга в мировой культуре.(1ч.)  В   разделе   представлены   высказывания   о   книгах   известных   людей прошлого   и   современности.   Повести   временных   лет.   О   книгах.   Летописец Нестор. Подготовка сообщений о старинных и современных книгах. Основные понятия раздела: библиотека, каталог, аннотация. Истоки литературного творчества.(2ч.)  Раздел отражает  виды устного народного творчества, пословицы разных народов.   Библия   главная   священная   книга   христиан.   Из   книги   Притчей Соломоновых (из Ветхого Завета). Былины.  Особенности былинных текстов. Притчи.   Славянский   миф.   Особенности   мифа.   Произведения   устного народного творчества. Башкирское народное творчество. Основные понятия раздела: притчи, былины, мифы. О Родине, о подвигах, о славе.(3ч.)  Раздел раскрывает смысл   текстов о Родине, их сравнение. Сравнение произведений   художественной   литературы   и   живописи.   Слово   о   побоище ледовом. Великая Отечественная война 1941—1945 годов. Р. Рождественский. Реквием.   Фотография   —   источник   получения   информации.   Историческая литература для детей. Творческий проект на тему «Нам не нужна война» Основные понятия раздела: поступок, подвиг. Пословицы о Родине. Жить по совести, любя друг друга.(3ч.)  В разделе представлены произведения известных поэтов и писателей: А.К.   Толстого,   И.   Сурикова,   А.   Гайдара,   Н.   Носова,     В.   Драгунского. Сравнение   прозаического   и   поэтического   текстов.   Создание   текста   по аналогии.   Соотнесение   содержания   текста   с   пословицей.   Особенности юмористического текста. Основные понятия раздела; ответственность, совесть. Литературная сказка.(3ч.)  Собиратели   русских   народных   сказок:   А.   Афанасьев,   В.   Даль,   К. Ушинский,   Л.Н.   Толстой,   А.К.   Толстой,   Вильгельм   и   Якоб   Гримм   — собиратели   немецких   народных   сказок.   Особенности   зарубежной литературной сказки. Герои литературной сказки. Шарль Перро — собиратель народных сюжетов. Сказки Г.­Х. Андерсена.  Сравнение зарубежной сказки  с русской литературной сказкой.   Создание сказки по аналогии. Особенности литературной сказки. Основные понятия раздела: отзыв на книгу, переводная литература. 25 Великие русские писатели.(4ч.)  Великие русские писатели. А.С. Пушкин. Стихотворения и сказки. . A. С.   Пушкин.   Сказка   о   мёртвой   царевне   и   о   семи   богатырях.   Сравнение   с народной сказкой. Особенность литературной сказки.  В. Жуковский. Спящая красавица.   Сравнение   литературных   сказок.   Сравнение   произведения живописи   и   литературы.   Средства   художественной   выразительности   для создания образа весны.  Сочинение по картине И. Левитана «Вечерний звон». М. Ю. Лермонтов.  Особенности исторической песни. М.Ю. Лермонтов. Бородино.   Особенности   художественного   и   исторического   текстов. Сообщения о Л. Толстом.  Басни. Средства художественной выразительности для создания картины. И. Никитин. Когда закат прощальными лучами... И. Левитан. Тишина. Сравнение произведения   живописи   и   литературы.   Н.   Некрасов.   Мороз,   Красный   нос. Сравнение со сказочным текстом. Основные понятия раздела: средства художественной выразительности — метафора, олицетворение, эпитет, сравнение. Литература как искусство слова.(1ч.)  Обобщение по курсу литературного чтения. Реализация национально – регионального компонента осуществляется путём  включения в урок материала, отражающего региональные и этнокультурные  особенности Республики Башкортостан. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы Раздел  Мир общения. Помощники слова в общении Слова и слоги. Ударение в слове. Слово и  предложение Мир полон звуков. Звучание и значение слова. Гласные звуки и буквы  Согласные звуки и буквы м, с, н, л, т, к Согласные звуки и буквы р, в, п, г Буквы е, ё, ю, я Согласные звуки и буквы б, д, з, ж, й, х  26 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Класс 3 2 ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ 4 ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ Согласные звуки и буквы: ш, ч, щ, ц, ф Буквы ь и ъ  Повторение — мать учения! Старинные азбуки и буквари Послебукварный период. Про все на свете. 1 1 1 1 11 Раздел  (ч.) ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ Класс (ч.) Книги — мои друзья  Радуга­дуга  Здравствуй, сказка! Люблю всё живое Край родной, навек любимый  Любите книгу  Краски осени  Мир народной сказки  Весёлый хоровод  Мы ­ друзья Здравствуй, матушка зима! Чудеса случаются  «Весна, Весна! И всё ей радо!»  Мои самые близкие и дорогие  Люблю всё живое  Жизнь дана на добрые дела  Книги — мои друзья  Жизнь дана на добрые дела  Волшебная   сказка  Люби все живое. Картины русской природы  Великие русские писатели Литературная сказка Картины родной природы  2 ­ ­ ­ ­ ­ 1 3 1 класс (5ч.) ­ 1 ­ 1 ­ 1 1 ­ 0,5 ­ 2класс (17ч.) ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ 2 1 2 1 2 1 2 1 1 2 ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ 2 ­ 3класс(17 ч.) ­ 1 2 ­ ­ 2 ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ 3 2 3 2 2 27 4 ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ Книга в мировой культуре  Истоки литературного творчества  О Родине, о подвигах, о славе  Жить по совести, любя друг друга  Литературная сказка  Великие русские писатели  Литература как искусство слова. Обобщение по  курсу литературного чтения 4класс (17ч.) ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ 1 2 3 3 3 4 1 4,5 17 17 17 28 Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа № 32»  городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан Рассмотрено                     на заседании школьного  методического  объединения Руководитель ШМО _________ Т.В.Рудакова  протокол № _____ от «____» августа  2017года                            Согласовано Заместитель директора ________  Э.Р.Уразбахтина «____»августа2017года Утверждаю  Директор МАОУ «СОШ №  32» ________ З.Я.Ишбаев Приказ о введении в действие №____ от  «____»  августа2017года КАЛЕНДАРНО­ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Предмет  «Литературное чтение на родном (русском) языке» Класс    1в Учебный год  2017­2018 Учебник:Климанова Л. Ф., Макеева С. Г. Азбука. Учебник. 1 класс. В 2 частях                   Климанова Л. Ф., Виноградская Л. А., Горецкий В. Г. Литературное чтение. Учебник. 1 класс. В 2 частях   Составила: Мацияшко Анна Юрьевна,  учитель начальных классов 2017г. 29 № уро ка Тема урока с указанием этнокультурных особенностей Республики Башкортостан Дата проведения урока Примечания Корректир овка даты проведени я урока 30 Обучение грамоте. (12ч.) 1 4 5 3 2 Введение в мир общения.  Помощники слова в общении:  жесты, мимика, интонация.  Общение без слов.  Роль слова в устном речевом  общении. Устные рассказы по  серии картинок. Звуки речи, их условное  обозначение. Модель слова,  включающая звуковую схему и  значение слова.  Звуковой анализ слов,  выделение гласных звуков и обозначение их буквами. Звуковой анализ; подбор слов с  за данным звуком. Чтение  открытых слогов с твёрдыми и  мягкими согласными . 6 Чтение слогов и слов с  твёрдыми и мягкими  согласными, звонкими и  глухими согласными. 7 Обозначение буквами е, ё, ю, я  двух звуков в начале слова и  после гласных. Чтение слов с  буквами е, ё, ю, я Составление и чтение слогов и  слов с парными согласными.  Чтение текста с ориентировкой на знак ударения. Слогозвуковой анализ слов по  звуковой схеме. 8 9 10 Смягчающая и разделительная  роль букв ь и ъ, не  обозначающих звуков. 11 Устная и письменная речь.  Различение устной и  письменной речи. Русский  алфавит. Старинные азбуки. 12 Упражнение в чтении на  13.09 27.09 18.10 01.11 15.11 06.12 20.12 10.01 24.01 07.02 28.02 14.03 31 материале небольших текстов и стихотворений. Раздел 1. Книги – мои друзья» (1 ч.) 13 Знакомство с учебником.  С. Михалков «Как бы жили мы  без книг?». А.С. Пушкин Ш. Бабич «Книга» 28.03 Раздел 2. «Радуга­дуга» (1 ч.) 14 Песенки, загадки, пословицы и  11.04 поговорки разных народов.  Устное народное творчество  башкир. Раздел 3. «Здравствуй, сказка!» (1 ч.) 15 Жили­были   буквы.   Г.   Юдин «Почему «А» первая». Т. Коти «Катя   и   буквы»  Башкирская народная   сказка   «Лиса   и беркут» 25.04 Раздел 4. Люблю всё живое.( 1 ч.) 16 Е.   Благинина   «Котенок».   В. Бианки «Разговор птиц в конце лета»   Мифтахов «Обращение к птицам»  Р. 16.06 Раздел 5.  «Край родной, навек любимый» (1  ч.) 17 Текст. Признаки текста.  Заглавие текста. Произведения русских и башкирских поэтов о природе.  23.05 32

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке"(2 класс).

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке"(2 класс).

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке"(2 класс).

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке"(2 класс).

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке"(2 класс).

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке"(2 класс).

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке"(2 класс).

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке"(2 класс).

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке"(2 класс).

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке"(2 класс).

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке"(2 класс).

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке"(2 класс).

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке"(2 класс).

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке"(2 класс).

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке"(2 класс).

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке"(2 класс).

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке"(2 класс).

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке"(2 класс).

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке"(2 класс).

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке"(2 класс).

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке"(2 класс).

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке"(2 класс).

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке"(2 класс).

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке"(2 класс).

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке"(2 класс).

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке"(2 класс).

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке"(2 класс).

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке"(2 класс).

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке"(2 класс).

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке"(2 класс).

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке"(2 класс).

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке"(2 класс).

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке"(2 класс).

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке"(2 класс).

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке"(2 класс).

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке"(2 класс).

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке"(2 класс).

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке"(2 класс).

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке"(2 класс).

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке"(2 класс).

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке"(2 класс).

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке"(2 класс).

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке"(2 класс).

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке"(2 класс).

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке"(2 класс).

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке"(2 класс).

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке"(2 класс).

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке"(2 класс).

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке"(2 класс).

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке"(2 класс).

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке"(2 класс).

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке"(2 класс).

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке"(2 класс).

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке"(2 класс).

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке"(2 класс).

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке"(2 класс).

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке"(2 класс).

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке"(2 класс).

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке"(2 класс).

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке"(2 класс).

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке"(2 класс).

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке"(2 класс).

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке"(2 класс).

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке"(2 класс).
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.05.2019