Рабочая программа по литературному чтению по ФГОС "Перспектива" 1-4 классы
Оценка 5

Рабочая программа по литературному чтению по ФГОС "Перспектива" 1-4 классы

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
чтение
1 кл—4 кл
23.01.2017
Рабочая программа по литературному чтению по ФГОС "Перспектива" 1-4 классы
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса Программа 1 класса обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты: Учащиеся 1 класса научатся: • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения; • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах; • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания их чувствам; понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности; • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликты и находить выход из спорных ситуаций. Учащиеся 1 класса получат возможность научиться: • выражать свои эмоции посредством выразительного чтения; • оценивать поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения морали и ценностей; • стремиться к успешной учебной деятельности. Метапредметныерезультаты: В сфере метапредметных учебных действий будут сформированы регулятивные умения. Учащиеся научатся:  понимать, принимать и сохранять учебную задачу;  составлять план действий решения учебной задачи под руководством учителя;  составлять план действий на основе заявленной в методическом аппарате учебника системы условных обозначений под руководством учителя;  оценивать результат своей деятельности в соответствии с заданными критериями или образцом;  принимать позицию читателя и слушателя в соответствии с решаемой учебной задачей. Учащиеся 1 класса получат возможность научиться:  понимать цель и смысл выполняемых заданий;  самостоятельно составлять план действий решения учебной задачи;  самостоятельно составлять план действий на основе заявленной в методическом аппарате учебника системы условных обозначений; самостоятельно определять критерии оценки достигнутых результатов
Планируемые результаты.docx
1. Планируемые  результаты освоения учебного предмета, курса Программа 1 класса обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты: Учащиеся 1 класса научатся:  • формирование   основ   российской   гражданской   идентичности,   чувства   гордости   за   свою   Родину,   российский   народ   и   историю   России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения; • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах; • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально­нравственной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания их чувствам; понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности; • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликты и находить выход из спорных ситуаций. Учащиеся 1 класса получат возможность научиться:  • • • выражать свои эмоции посредством выразительного чтения;  оценивать поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения морали и ценностей;  стремиться к успешной учебной деятельности. Метапредметныерезультаты: В сфере метапредметных учебных действий будут сформированы регулятивные умения. Учащиеся научатся:  понимать, принимать и сохранять учебную задачу;   составлять план действий решения учебной задачи под руководством учителя;   составлять план действий на основе заявленной в методическом аппарате учебника системы условных обозначений под руководством  учителя;   оценивать результат своей деятельности в соответствии с заданными критериями или образцом;   принимать позицию читателя и слушателя в соответствии с решаемой учебной задачей.  Учащиеся 1 класса получат возможность научиться:   понимать цель и смысл выполняемых заданий;  самостоятельно составлять план действий решения учебной задачи;  1  самостоятельно составлять план действий на основе заявленной в методическом аппарате учебника системы условных обозначений;  самостоятельно определять критерии оценки достигнутых результатов.  Результатом формирования познавательных универсальных учебных действий будут являться умения:   работать с учебником, ориентироваться в учебнике на основе системы условных обозначений;  читать текст, выделять фактическую информацию в тексте (события, поступки, герои);  определять в художественном тексте последовательность событий, их причинно­следственную связь;  представлять книги, группировать их на основе существенных признаков;  осуществлять поиск необходимой информации  для выполнения заданий в пространстве библиотеки; в справочной литературе для детей;  использовать знаково­символические средства, в том числе словесные  модели  для создания высказывания. Учащиеся 1 класса получат возможность научиться:   самостоятельно работать с учебником литературного чтения как источником информации; находить заданное произведение разными  способами;  выделять в тексте основные части; определять микротемы, создавать устные словесные иллюстрации на основе выделенной микротемы;  группировать тексты по заданному основанию (по теме, главной мысли, героям);  сравнивать разные тексты (по теме, главной мысли, героям). Результатом формирования коммуникативных универсальных учебных действий будут являться умения:  слушать и воспринимать высказывания учителя и товарищей по классу;  принимать участие в обсуждении прочитанного;  принимать различные точки зрения на прочитанное произведение;  работать  в паре, в группе; договариваться о совместном выполнении заданий.  Учащиеся 1 класса получат возможность научиться:   задавать вопросы и отвечать  на вопросы по прочитанному произведению;  следить за действиями участников пары и группы в процессе коллективной творческой деятельности; проявлять интерес к общению.  Предметные результаты: Предметные результаты обучающихся рассматриваются в соответствии с основными  разделами Примерной программы по литературному чтению и Рабочей программы по литературному чтению:  виды речевой и читательской деятельности (аудирование, чтение, слушание; работа с разными видами текстов, библиографическая культура, речевая культура);  круг детского чтения; 2  литературоведческая пропедевтика;  творческая деятельность.  Результатом формирования  предметных действий  (раздел «Виды речевой и читательской деятельности»)  будут являться  следующие  умения:  воспринимать  на слух чтение учителя и товарищей по классу;  читать плавно, по слогам и целыми словами вслух (в соответствии с индивидуальным темпом);  читать выразительно, орфоэпически правильно, с сохранением интонации конца предложения;  самостоятельно определять тему произведения и под руководством учителя главную мысль прочитанного или прослушанного произведения;  вычерпывать актуальную информацию текста (герои, поступки героев, события);  участвовать в коллективном обсуждении прочитанного или прослушанного произведения; отвечать на вопросы учителя;  пересказывать текст подробно с опорой на картинный  план, на иллюстрацию; на основе опорных слов (словесная модель текста);  представлять выбранную в библиотеке книгу (автор, заголовок, тема выбранной книги). Учащиеся 1 класса получат возможность научиться:   читать текст про себя с постепенным увеличением скорости чтения в соответствии с индивидуальным темпом;   самостоятельно определять главную мысль произведения;   задавать самостоятельно вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;   пересказывать текст на основе плана, составленного под руководством учителя;  находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам.  Результатом формирования  предметных действий  (раздел «Круг детского чтения») будут являться  следующие  умения:  называть авторов и заголовки прочитанных или прослушанных произведений в классе;  находить в учебнике произведение в соответствии с заданными параметрами (тема, автор, название). Учащиеся 1 класса получат возможность научиться:   участвовать в организации выставки книг в классе;   находить книгу по заданным параметрам в домашней библиотеке.   Результатом формирования  предметных действий  (раздел «Литературоведческая пропедевтика»)  будут являться  следующие  умения:  ориентироваться в литературных понятиях: читатель, автор, художественное произведение, тема, герой, рифма;  различать жанры произведений: сказка, рассказ, стихотворение;  различать малые фольклорные жанры: потешка, песенка, загадка, пословица, поговорка;  находить слова в тексте, которые помогают услышать представляемых в произведении героев (звукопись). Учащиеся 1 класса получат возможность научиться:   определять особенности сказочного текста;  характеризовать героя произведения;  самостоятельно определять в художественном тексте звукопись как средство создания образа. 3 Результатом формирования  предметных действий  (раздел «Творческая деятельность»)  будут являться  следующие  умения:  создавать небольшое  высказывание на основе прочитанных или прослушанных произведений;  придумывать сказочные тексты по аналогии с прочитанными;  создавать свои собственные творческие  объекты: фотогазета, плакат и др.;  иллюстрировать прочитанное или прослушанное произведение;  разыгрывать произведение по ролям, используя мимику, жест, интонацию под руководством учителя. Учащиеся 1 класса получат возможность научиться:   придумывать рассказ по аналогии с прочитанными или прослушанными произведениями;  читать стихотворение, передавая настроение с помощью различных выразительных средств;  инсценировать произведения самостоятельно, используя различные средства выразительности. Программа     2класса направлена на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов: Личностные результаты. В  результате формирования личностных универсальных учебных действий  к окончанию   2   класса  у ребенка будут сформированы:  внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения,  ориентация на  содержательные моменты школьной действительности;   мотивация обращения к художественной книге как источнику эстетического наслаждения;   первоначальные представления о нравственных понятиях («добро», «доброжелательность», «терпение», «уважение», «дружба, друг»,  «товарищ», «приятель»), отраженных в литературных произведениях;   умение отвечать  на  следующие жизненно важные для себя и других вопросы  «Кого можно назвать другом», «Что такое настоящая  дружба»; «Как найти друзей»; «Что значит поступить по совести»;  умение свято хранить   традиции своей семьи; своей родины;  умение видеть и наслаждаться  красотой родного края благодаря произведениям литературы и живописи известных писателей и  художников; гордиться красотой своей страной; любить свою страну.  умение понимать ценность книги;  нравственный и исторический смысл возникновения книг на земле;   умения оценивать поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения морали и ценностей;  оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;  способность выражать свои эмоции посредством выразительного чтения;   стремление  к успешной учебной деятельности;  умение проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.  Учащиеся 2  класса получат возможность для формирования:  4  умения определять конкретный смысл нравственных понятий: поступок, честность, верность слову;  умения понимать, что значит поступать  по совести, жить по совести, с чистой совестью;  умения понимать поступки героев произведения; соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями; делать свой  нравственный выбор. Метапредметныерезультаты. Результатом формирования регулятивных универсальных учебных действий будут являться умения:   ориентироваться в учебнике по литературному чтению; находить нужную главу в содержании учебника;  знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий;   предполагать на основе чтения названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном  разделе;  понимать, принимать и сохранять учебную задачу: проговаривать вслух возможный план решения задачи; определять  систему вопросов, на  которые предстоит ответить при чтении содержания раздела;  принимать позицию читателя и слушателя в соответствии с решаемой  самостоятельно поставленной на основе вопросов учебной задачей.  проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:   самостоятельно формулировать тему и цели урока; систему  вопросов, рассматриваемую на уроке;  составлять  возможный план решения  вопросов  совместно с учителем;  умения работать   в соответствии с заявленным планом;  умения  корректировать свою деятельность в соответствии с возможно допущенными ошибками;  в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения задания.  Результатом формирования познавательных универсальных учебных действий будут являться умения:  самостоятельно работать с учебником литературного чтения как источником информации; находить заданное произведение разными  способами;  выделять в тексте основные части; определять микротемы, создавать устные словесные иллюстрации на основе выделенной микротемы;  группировать тексты по заданному основанию (по теме, главной мысли, героям);  сравнивать разные тексты (по теме, главной мысли, героям);  осуществлять поиск необходимой информации  для выполнения заданий  на основе алфавитного каталога; в справочной литературе для  детей, с помощью друзей и родителей.  Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:   умение находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять свое высказывание;  5  самостоятельно составлять план к прочитанному или прослушанному произведению; на основе плана самостоятельно представлять героев,  событие.  Результатом формирования коммуникативных универсальных учебных действий будут являться умения:  задавать вопросы и отвечать  на вопросы по прочитанному произведению;  следить за действиями участников пары и группы в процессе коллективной творческой деятельности; проявлять интерес к общению;  допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственным мнением.  Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:   составлять высказывание под руководством учителя в устной и письменной форме;  умения владеть монологической и диалогической формами речи.  высказывать и обосновывать свою точку зрения;  слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Предметные результаты: Результатом формирования  предметных умений  (раздел «Виды речевой и читательской деятельности»)  будут являться  следующие  умения:  читать текст про себя с постепенным увеличением скорости чтения в соответствии с индивидуальным темпом;   самостоятельно определять  тему   прочитанного произведения;  под руководством учителя определять главную мысль произведения;   задавать самостоятельно  и под руководством учителя вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;   пересказывать текст на основе картинного  плана, простого плана, составленного под руководством учителя;  характеризовать героя произведения под руководством учителя (кто он?Какой он?);  делить текст на части под руководством учителя;  определять микротемы, озаглавливать части, готовить текст к пересказу;   находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам;  сравнивать произведения живописи и произведения литературы;  сравнивать прозаический и поэтический текст;  наблюдать, как с помощью красок автор передает свои чувства и настроения, выраженные в репродукции картин известных художников. Учащиеся 2  класса получат возможность для формирования:   читать текст про себя  и понимать прочитанное;   самостоятельно определять главную мысль произведения на основе выбранной пословицы;  6  задавать самостоятельно  вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;   самостоятельно делить текст на части; озаглавливать части;   пересказывать текст на основе плана подробно, кратко;  самостоятельно давать характеристику героям произведения; сравнивать героев одного произведения;  находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам; называть выставку книг; классифицировать и группировать книги в  соответствии с заданными параметрами.  Результатом формирования  предметных умений  (раздел «Круг детского чтения»)  будут являться  следующие  умения:  характеризовать представленную на выставке книгу;   умение  организовывать  выставку книг в классе по заданным учителем параметрам и под руководством учителя;   находить книгу по заданным параметрам в домашней библиотеке Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:   Составлять рассказ о книге на основе аннотации и содержания;  Самостоятельно составлять аннотацию;  Самостоятельно заполнять на книгу каталожную карточку;  Пользовать алфавитным и систематическим каталогом. Результатом формирования  предметных умений  (раздел «Литературоведческая пропедевтика»)  будут являться  следующие   умения:  Определять особенности сказочного текста; находить отличия сказки от сказки о животных;  Характеризовать героя произведения;  Самостоятельно определять в художественном тексте звукопись как средство создания образа;  Отличать произведения живописи и произведения литературы;  Отличать  прозаический и поэтический текст;  Наблюдать, как с помощью художественных средства автор передает читателю свои чувства  и настроение, выраженные в прозаическом и  поэтическом тексте;  Находить в тексте сравнения  с помощью слов будто, как;  Находить в тексте лирического стихотворения средства художественной выразительности: эпитеты,  олицетворения под руководством  учителя.  Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:   Сравнивать научно­познавательный и художественный текст; определять отличительные особенности;  Выявлять особенности  героя художественного рассказа;  7  Выявить особенности юмористического произведения;  Определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения;  Наблюдать противоположные картины в художественном тексте; находить слова, которые помогают увидеть эти картины;  Выявлять развитие настроения в художественном тексте. Результатом формирования  предметных умений  (раздел «Творческая деятельность»)  будут являться  следующие  умения:  Придумывать рассказ по аналогии с прочитанными или прослушанными произведениями;  Читать стихотворение, передавая настроение с помощью различных выразительных средств;  Инсценировать произведения самостоятельно, используя различные средства выразительности Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:   Умения выразительно читать, выявляя  авторское отношение к изображаемому,  передавать настроение при чтении;  Умения составлять самостоятельно тексты разных жанров;  Умения  писать отзыв на книгу. Программа3 класса направлена на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов: Личностные УУД: В  результате формирования личностных универсальных учебных действий  к окончанию   3   классау ребенка будут сформированы:  внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения,  ориентация  на содержательные моменты школьной действительности; принятие образа «хорошего ученика»;   мотивация обращения к художественной книге как источнику эстетического наслаждения; мотивация обращения к справочной и  энциклопедической литературе как источнику получения информации;  первоначальные представления о нравственных понятиях («поступок», «честность», «верность слову»), отраженных в литературных  произведениях;  умение отвечать на  следующие жизненно важные для себя и других вопросы  «Что значит поступать  по совести, жить по совести»,  «Жить  с чистой совестью»; умения самостоятельно понимать поступки героев произведения; соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями;  делать свой нравственный выбор; способность к самооценке своей работы  на основе самостоятельно выбранных критериев или образца.     Учащиеся 3  класса получат возможность для формирования:    умения осознавать  роль книги в мировой культуре; рассматривать книгу как нравственную ценность; умения осознавать, что такое  «тщеславие»; «гнев», «самообладание»;  8   умение осознавать  нравственный  смысл понятий: поступок, подвиг. умение понимать, что для меня значит «моя родина». Метапредметные  результаты Результатом формирования регулятивных универсальных учебных действий будут являться умения:       самостоятельно формулировать тему и цели урока; систему  вопросов, рассматриваемую на уроке; составлять  возможный план решения  вопросов  совместно с учителем; учитывать правило в планировании и контроля решения;  работать   в соответствии с заявленным планом; умения  корректировать свою деятельность в соответствии с возможно допущенными ошибками; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения задания.  Учащиеся 3 класса получат возможность для формирования:  учитывать учителем выделенные ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем  плане; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; выполнять учебные действия  в материализованной, громкоречевой и умственной форме. Результатом формирования познавательных универсальных учебных действий будут являться умения:              осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и справочной  литературы;  устанавливать причинно­следственные связи в тексте; создавать высказывание (пересказ); собственное высказывание по  аналогии;  проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;  умение находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять свое высказывание;  самостоятельно составлять план к прочитанному или прослушанному произведению; на основе плана самостоятельно  представлять героев, событие. умения использовать  разные виды чтения: изучающее, просмотровое, ознакомительное и выбирать разные виды чтения в  соответствие с поставленным заданием; умение находить разные виды информации посредством разных объектов: книга, предложение, текст, иллюстрация, схема,  таблица;  умение преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлятьплан, таблицу, схему); Учащиеся 3 класса получат возможность для формирования:  9  умение пользоваться  справочной и энциклопедической литературой. Результатом формирования коммуникативных универсальных учебных действий будут являться умения: составлять высказывание под руководством учителя в устной и письменной форме; умения владеть монологической и диалогической формами речи. высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; строить понятные для партнера (собеседника) высказывание.  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Учащиеся 3 класса получат возможность для формирования:  участвовать в работе пары, группы; планировать работу группы в соответствии с поставленным заданием; готовитьсамостоятельнопроекты; создавать письменное высказывание с обоснованием своих действий.           Предметные УУД. Результатом формирования  предметных умений  (раздел «Виды речевой и читательской деятельности»)  будут являться  следующие   умения:       осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения;  понимать цель чтения;  использовать простейшие приемы анализа различных видов текста; самостоятельно определять главную мысль произведения  на основе выбранной пословицы;  устанавливать причинно­следственные связи; задавать самостоятельно  вопросы по прочитанному или прослушанному  произведению;  самостоятельно делить текст на части; озаглавливать части;  пересказывать текст на основе плана подробно, кратко;  самостоятельно давать характеристику героям произведения; сравнивать героев одного произведения; находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам; называть выставку книг; классифицировать и  группировать книги в соответствии с заданными параметрами.  Учащиеся 3  класса получат возможность для формирования:     умения составлять рассказы на тему; представлять свои рассказы в группе; оценивать в соответствии с представленными  образцами; умения сравнивать  произведения разных жанров; группировать их по заданным признакам,  определять отличительные  особенности;  умения сравнивать произведения художественной и научно­познавательной литературы; находить необходимую информацию в научно­познавательном тексте для подготовки сообщения;   10  умения сравнивать произведения живописи и литературы; готовить рассказ о картине на основе выделения объектов картины.  Результатом формирования  предметных умений  (раздел «Круг детского чтения»)  будут являться  следующие  умения: составлять рассказ о книге на основе аннотации и содержания; самостоятельносоставлятьаннотацию; самостоятельно заполнять на книгу каталожную карточку; пользовать алфавитным и систематическим каталогом для поиска книги, другой необходимой информации.  Учащиеся 3 класса получат возможность для формирования:  умение самостоятельно организовывать выставку по заданным параметрам;  рассказывать о книге; составлять на книгу отзыв. Результатом формирования  предметных умений  (раздел «Литературоведческая пропедевтика»)  будут являться  следующие  умения: сравнивать научно­познавательный и художественный текст; определять отличительные особенности; выявлять особенности  героя художественного рассказа;  выявитьособенностиюмористическогопроизведения; определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения; наблюдать противоположные картины в художественном тексте; находить слова, которые помогают увидеть эти картины; выявлять развитие настроения в художественном тексте. Учащиеся 3 класса получат возможность для формирования:                         определять конкретный смысл понятий: притчи, былины, мифы, литературная сказка; отличать виды устного народного творчества; выявлять особенности каждого вида; сравнивать пословицы и поговорки разных народов; группировать пословицы и поговорки по темам; сравнивать былину и сказочный текст; сравнивать поэтический и прозаический текст былины; определятьритмстихотворения. Результатом формирования  предметных умений  (раздел «Творческая деятельность»)  будут являться  следующие  умения: умения выразительно читать, выявляя  авторское отношение к изображаемому,  передавать настроение при чтении; умения составлять самостоятельно тексты разных жанров; умения  писать отзыв на книгу. Учащиеся 3 класса получат возможность для формирования:  выполнять творческий пересказ;  рассказывать от лица разных героев произведения; самостоятельно составлять рассказ на основе художественного произведения, на основе репродукций картин художников, на  основе серии иллюстраций, на основе личного опыта. Программа 4 класса обеспечивает достижение учащимися начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных  результатов 11 Личностные результаты К  окончанию 4 класса у обучающихся будут сформированы: •  внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения; • мотивация обращения к художественной книге как источнику эстетического наслаждения, к справочной и энциклопедической литературе как источнику получения информации, осознание роли книги в мировой культуре, умение  рассматривать книгу как нравственную, эстетическую, историческую ценность; первоначальные представления о нравственных понятиях (тщеславие, гнев, самообладание, поступок, подвиг), отраженных в литературных  произведениях; умение отвечать на вопросы «Что такое поступок?», «Какой поступок можно назвать героическим?»; осознание понятия Родина, ответственности за благополучие своей семьи, своей малой родины, своей страны, чувства сопричастности истории  России и гордости за нее; способность к самооценке своей работы на основе самостоятельно выбранных критериев, к адекватной оценке работы одноклассника. Обучающиеся получат возможность для формирования осознанных устойчивых эстетических предпочтений в ориентации на искусство как • • • • значимую сферу человеческой жизни, эмпатии, выражающейся в поступках школьников. Метапредметные результаты Результатом формирования регулятивных универсальных учебных действий  будут являться умения: учитывать выделенные ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов; • оценивать правильность выполнения действия. Обучающиеся получат возможность для формирования умений в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, проявлять  познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Результатом формирования познавательных универсальных учебных действий будут являться умения: использовать разные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное) и выбирать их в соответствии с поставленной задачей; находить разные виды информации посредством разных объектов (книга, предложение, текст, иллюстрация, схема, таблица); преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); пользоваться справочной и энциклопедической литературой; • обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной  связи («это произведения устного народного творчества, так как...», «это литературные сказки, так как...», «это сказки о животных, так как...» и т. д.). • • • • • • • Обучающиеся  получат возможность для формирования  умений  осуществлять расширенный поиск с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей. 12 • • • • Результатом формирования коммуникативных универсальных учебных действий будут являться умения: участвовать в работе пары, группы, планировать работу группы в соответствии с поставленной задачей; самостоятельно готовить и реализовывать проекты; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть  диалогической формой речи, создавать письменное высказывание с обоснованием своих действий. Обучающиеся получат возможность для формирования умений  учитывать позиции других людей и координировать их со своей собственной позицией, разные мнения и интересы и обосновывать собственный выбор, задавать    вопросы, необходимые для организации  своей деятельности и сотрудничества с партнерами,  осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве  необходимую помощь, адекватно использовать все речевые средства для решения коммуникативных задач. Предметные результаты К окончанию 4 класса по разделу программы «Виды речевой и читательской деятельности» у обучающихся будут сформированы следующие умения: • • • • • • осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (читательский интерес, поиск информации, приобретение опыта  чтения, поиск аргументов); осознанно воспринимать содержание различных видов текста, их особенности (специфику), самостоятельно определять тему и главную мысль  произведения; составлять рассказы на тему, представлять свои рассказы в группе, оценивать их в соответствии с образцами; сравнивать произведения разных жанров, группировать ихпо заданным признакам, определять отличительные особенности; сравнивать произведения художественной и научно­познавательной литературы, находить необходимую информацию в научно­познавательном  тексте для подготовки сообщения; сравнивать произведения литературы и живописи, составлять рассказ о картине на основе выделения ее объектов. Обучающиеся  получат  возможность  для  формирования  умений   воспринимать   литературу   как   вид   искусства,   осмысливать  эстетические   и нравственные ценности художественного текста. По разделу программы «Круг детского чтения» будут сформированы следующие умения: ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги, самостоятельно и целенаправленно  осуществлять поиск книгив библиотеке по заданному параметру, по собственному желанию; самостоятельно составлять краткую аннотацию; самостоятельно писать отзыв о выбранной книге; самостоятельно пользоваться алфавитным и тематическим каталогами, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой. • • • • Обучающиеся получат возможность для формирования умений ориентироваться в библиотечном пространстве, пользоваться интернетом как способом связи и ресурсами сети для поиска необходимой литературы. По разделу программы «Литературоведческая пропедевтика» будут сформированы следующие умения: 13 • • • • • • • давать определения понятий притча, былина, миф, литературная сказка', различать жанры устного народного творчества, выявлятьих особенности; сравнивать былину и сказочный текст; сравнивать поэтический и прозаический тексты былины; определять ритм стихотворения; сравнивать, сопоставлять различные виды текста, называть две­три особенности прочитанного или прослушанного текста; создавать собственный прозаический или поэтический текст, используя средства художественной выразительности. Обучающиеся  получат возможность для формирования  умений свободно использовать в речи литературоведческие понятия, освоенные в ходе практической деятельности, различать позиции автора и лирического героя произведения. По разделу программы «Творческая деятельность» будут сформированы следующие умения: • • • выполнять творческий пересказ, рассказывать от лица разных героев произведения; создавать свой собственный текст на основе художественного произведения, репродукций картин, по серии иллюстраций или на основе личного  опыта; писать отзыв о книге. Обучающиеся получат возможность для формирования умений самостоятельно инсценировать прочитанные произведения, писать и  воспроизводить сценарии кинофильмов, диафильмов по прочитанным произведениям 2. Содержание учебного предмета, курса. Аудирование.  Восприятие   на   слух   звучащей   речи   (высказывание   собеседника,   чтение   различных   текстов).   Адекватное   понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание   цели   речевого   высказывания,   умение   задавать   вопросы   по   услышанному   учебному,   научно­познавательному   и   художественному произведению.                  Виды речевой и читательской деятельности Чтение вслух.  Сознательное, правильное чтение слов, предложений и текстов без пропусков и перестановок букв и слогов в словах. Постепенный переход от слогового чтения к осмысленному, плавному чтению целыми словами, интонационное объединение слов в словосочетания; увеличение от класса к классу скорости чтения, позволяющей читающему осмыслить текст. Установка на смысловое чтение, позволяющее связать звучащее   слово   (словосочетание   и   предложение)   с   его   значением.   Выразительное   чтение   небольшого   текста:   соблюдение   орфоэпических   и интонационных норм чтения; понимание цели чтения, использование интонации, передающей отношение читающего к прочитанному произведению, и темпа чтения, замедляя его или ускоряя в соответствии с речевой задачей и целями общения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов.  Чтение про себя. Постепенный переход от чтения вслух к чтению про себя произведений, доступных по объёму и жанру. Осознание смысла прочитанного текста, использование приёмов контроля и коррекции путём воспроизведения его содержания и ответов на вопросы. 14 Умение находить информацию в учебном или научно­познавательном тексте, используя различные виды чтения: изучающее, выборочное, просмотровое. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др. Работа с разными видами текста.  Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно­популярном – и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Самостоятельное определение темы и главной мысли текста; установление причинно­следственных связей; деление текста на смысловые части. Определение главной мысли каждой части и всего текста, их озаглавливание; составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов или самостоятельно сформулированного высказывания. Пересказ текста (подробно, выборочно, кратко) по опорным словам или самостоятельно составленному плану. Соблюдение при пересказе логической последовательности и точности изложения событий. Составление текстов разного типа: описание, рассуждение, повествование (по аналогии с прочитанным текстом, по предложенному образцу). Определение целей использования их в общении. Умение работать с разными видами информации. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Справочные и иллюстративно­изобразительные материалы. Воспроизведение содержания текста с элементами описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) и рассуждения, с заменой диалога высказыванием (о чём говорили собеседники, основная мысль беседы). Сравнение   художественных   и   научно­познавательных   произведений.   Наблюдение   и   различение   целей   их   использования   в   общении (воздействовать на чувства читателя и сообщить что­то, объяснить читателю).  Библиографическая   культура.  Книга   как   особый   вид   искусства.   Книга   как   источник   знаний.   Первые   книги   на   Руси   и   начало книгопечатания   (общее   представление).   Книга   учебная,   художественная,   справочная.   Элементы   книги:   содержание   или   оглавление,   обложка, титульный   лист,   аннотация,   иллюстрации.   Виды   информации   в   книге:   научная,   художественная   (с   опорой   на   внешние   показатели   книги,   её справочно­иллюстративный материал). Типы книг (изданий): книга­произведение, книга­сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии). Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой. Определение (с помощью учителя) особенностей учебного (передача информации) и научно­популярного текстов (сообщение, объяснение). Работа с художественным произведением. Понимание содержания художественного произведения, умение эмоционально откликаться на него. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста, понимание цели его создания (воздействовать на читателя с помощью изображённых картин и выразительных средств языка). Анализ слова со стороны звучания и его значения, прямое и переносное значение слов. Умение мысленно нарисовать (воссоздать) картины, созданные писателем. Самостоятельное   воспроизведение   текста   художественного   произведения   (эпизода)   с   использованием   выразительных   средств   языка. Составление рассказа по рисункам и иллюстрациям; нахождение в художественном произведении фрагментов, созвучных иллюстрациям. Словесное рисование по эпизодам и фрагментам прочитанных текстов. 15 Характеристика героя произведения (портрет, характер, поступки, речь), анализ его поступков и мотивов поведения. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту; нахождение в тексте соответствующих слов и выражений. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста (с помощью учителя); понимание главной мысли произведения. Выбор   фрагментов   текста:   описание   природы,   места   действия,   поступка   героя.   Самостоятельный   выборочный   пересказ   по   заданному фрагменту, отбор слов и выражений в тексте, позволяющих составить рассказ. Сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев; их обобщение и формулировка выводов. Заучивание наизусть небольших стихотворений и произведений игрового фольклора (потешек, скороговорок, песенок, загадок). Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к ней в литературных произведениях разных народов России. Схожесть тем, идей, героев, нравственных оценок в фольклоре разных народов. Приобщение к культурным, духовно­нравственным традициям России. Осмысление   нравственно­этических   понятий,   раскрытых   в   литературно­художественных   произведениях:   добро,   честность,   смелость, дружба,   вражда,   зло,   достоинство,   справедливость.   Обсуждение   и   толкование   значения   этих   понятий   на   примере   поступков   и   отношений литературных героев к людям, природе, окружающему миру. Размышление о законах нравственно­духовного общения людей: не делай другому того, чего не желаешь себе, люби другого человека как самого себя; умение применить их в повседневном общении; желание избегать проявлений эгоизма, зависти, недоброжелательности. Схожесть сюжетов, поступков литературных персонажей, доказывающих неэффективность общения, основанного на вражде, агрессии, эгоизме, неуважении к личности и жизни другого человека. Умение приводить примеры общения героев из рассказов и сказок, которые строят свои отношения с друзьями (близкими и родными) на позитивной модели общения, на чувстве любви, терпения, взаимопомощи, сострадания и милосердия, умеют выручить из беды, держат своё слово, избегают нечестности и обмана. Понимание хороших и плохих поступков героев произведений, умение обосновывать своё мнение (с помощью учителя). Анализ своих собственных поступков, желание подражать любимым положительным героям литературных произведений. Работа   с   учебными,   научно­популярными   и   другими   текстами.  Понимание   заглавия   произведения,   адекватное   соотношение   с   его содержанием. Определение особенностей учебного и научно­популярного текстов (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно­следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение говорить (культура речевого общения). Осознание диалога как вида речи, в которой говорящие обмениваются высказываниями. Особенности диалогического общения: понимать его цель, обдумывать вопросы и ответы, выслушать, не перебивая, собеседника, поддерживая разговор с ним вопросами и репликами; в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемой теме или произведению с опорой на текст   и   личный   опыт.   Использование   норм   речевого   этикета.   Знакомство   с   особенностями   национального   этикета   на   основе   фольклорных произведений. 16 Осознание монолога как формы речевого высказывания. Умение строить речевое высказывание небольшого объёма с опорой на текст (заданную  тему  или  поставленный  вопрос),   отражение   в  нём  основной  мысли   и  её  доказательство  (объяснение).  Передача   прочитанного  или прослушанного с учётом специфики научно­популярного, учебного и художественного текстов.  Самостоятельное построение плана собственного высказывания (что скажу вначале, затем и чем закончу своё высказывание); отбор речевых средств языка в соответствии с целью высказывания. Составление устного короткого рассказа по рисункам, прочитанному тексту или заданной теме с соблюдением последовательности и связности изложения, культурных норм речевого высказывания. Письмо (культура письменной речи).  Соблюдение норм письменной речи: соответствие содержания заголовку, отражение в нём темы (места действия, характера героя). Использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения). Контроль и корректировка письменного текста. Написание   сочинений­миниатюр   (на   заданную   тему,   по   наблюдениям   или   прочитанному   произведению),   отзывов   о   книге,   небольших рассказов (повествований о случаях из жизни) с использованием приёмов описания и рассуждения. Круг детского чтения Произведения   устного   народного   творчества   разных   народов.   Произведения   классиков   отечественной   (с   учётом   многонационального характера России) и зарубежной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, произведения современных писателей народов России и зарубежных   стран,   доступные   для   восприятия   младшими   школьниками.   Книги   художественные,   научно­популярные,   исторические, приключенческие,   справочно­энциклопедическая   литература,   детские   периодические   издания.   Жанровое   разнообразие   произведений, предназначенных для чтения и слушания в классе, самостоятельного и семейного чтения, для совместного обсуждения детьми и родителями в кругу семьи (русские народные сказки, сказки народов России; загадки, песенки, скороговорки, пословицы; рассказы и стихи; мифы и былины). Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, её истории и природе; о детях, семье и школе; братьях наших меньших; о добре, дружбе, справедливости; юмористические произведения. Общие для каждого класса темы: «Самостоятельное чтение» и «Читалочка­обучалочка», предназначенные для отработки навыков чтения; «Семейное   чтение»,   «Наш   театр»,   «Маленькие   и   большие   секреты   страны   Литературии»,   «Мы   идём   в   библиотеку»,   где   проводится рекомендательный список литературы для свободного выбора чтения. Нахождение в тексте и практическое различение средств выразительности, используемых в художественной речи: синонимов, антонимов; эпитетов, сравнений, метафор, олицетворений (с помощью учителя). Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), тема, герой (его портрет, поступки, мысли, речь); отношение автора к герою (с помощью учителя). Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение) Общее   представление   о   композиционных   особенностях   построения   повествования   (рассказ),   описания   (пейзаж,   портрет,   интерьер), рассуждения (монолог героя, диалоги героев). Прозаическая и стихотворная речь, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). Жанровое разнообразие произведений. Историко­литературные понятия: фольклор и авторские художественные произведения (различение). 17 Малые   фольклорные   жанры   (колыбельные   песни,   потешки,   пословицы   и   поговорки,   загадки)   —   узнавание,   различение,   определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: сказочные герои, выразительные средства, построение. Литературная (авторская) сказка. Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах. Творческая деятельность Придумывание сказок и составление рассказов по аналогии с прочитанным произведением, включение в рассказ элементов описания или рассуждения; придумывание возможного варианта развития сюжета сказки (с помощью вопросов учителя). Интерпретация текста литературного произведения: чтение по ролям, инсценирование; выразительное чтение, устное словесное рисование; использование   различных   способов   работы   с   деформированным   текстом   (установление   причинно­следственных   связей,   последовательности событий,   соблюдение   этапов   в   выполнении   действий);   изложение   с   элементами   сочинения,   создание   собственного   текста   на   основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта. Сопоставление произведений словесно­художественного, музыкального, изобразительного творчества; составление высказываний на основе прослушивания музыки и стихов, выражение своего отношения и формулирование его в слове (с помощью учителя). 1класс Фонетика.Звуки речи, их характеристика. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Выделение отдельных звуков в слове. Установление числа и последовательности звуков в слове, фиксирование их в звуковых и образно­ символических схемах. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Различение гласных и согласных звуков. Понимание фонемных противопоставленнй: твердых и мягких фонем, знаково­символическое их обозначение. Различение согласных твердых и мягких, звонких и глухих. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на стога, открытый и закрытый слоги. Ударение. Определение места ударения в слове, различение ударных и безударных слогов, ударных и безударных гласных. Графика.Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы  ъ, ь,  не обозначающие звуков. Гласные буквы е, ё, ю, я; их двойная роль (в зависимости от места в слове). Мягкий знак как показатель мягкости согласных звуков. Употребление ъ и ь как разделительных знаков. Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв. Значение алфавита. Сравнение алфавитного письма (обозначение звуков буквами) и письма с помощью рисунков, символов (пиктография). Понимание ценности современного письма. Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук) как вида речевой деятельности. Плавное  слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Осознанное чтение слов,  словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности  и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Воспроизведение прочитанного текста по вопросам учителя и  самостоятельно. 18 Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании. Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Практическое различение значения и звучания слова. Роль слова как посредника в общении, его номинативная функция. Правильное употребление в речи слов, называющих отдельные предметы (роза, ландыш, осока), и слов с обобщающим значением (цветы, растения). Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Развитие   речи.  Первоначальное   представление   о   тексте   как   речевом   произведении.   Выделение   в   тексте   предложений.   Объединение предложений в текст. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Первоначальное представление о речи с помощью наглядно­образных моделей. Деление речи на смысловые части (предложения) с помощью рисунков и схем. Составление из предложений связного текста, его запись. Составление  небольших  рассказов  повествовательного  характера  по  серии  сюжетных  картинок,  по материалам  собственных  игр,  занятий, наблюдений. Культура речевого общения. Освоение позитивной модели речевого общения, основанной на доброжелательности, миролюбии и уважении к  собеседнику. Структура курса Обучение грамоте строится на коммуникативно­познавательной основе, имеющей ярко выраженную коммуникативно­речевую и  познавательную направленность, через реализацию системно­деятельностного подхода в обучении. I. Давайте знакомиться! (подготовительный этап) (20 ч). Мир общения. Введение в мир общения. Устная форма общения; умение говорить, слушать. Диалоговая форма общения, собеседники. Слово в общении. Роль слова в устном речевом общении. Слова речевого этикета (слова вежливости) и их роль в общении. Номинативная функция слова (служащая для называния чего­либо). Слова­названия конкретных предметов и слова с обобщающим значением. Помощники слова в общении. Общение без слов. Как понять животных? Разговаривают ли предметы? Слова и предметы. Культура общения. Помощники в общении: жесты, мимика, интонация. «Общение» с животными, с неодушевленными предметами, с героями литературных произведений. Общение с помощью предметов и с помощью слов. Рисунки и предметы в общении. Предыстория письменной речи. Использование в общении посредников (предметов, меток, рисунков, символов, знаков) как подготовка к осмыслению письменной речи. Рисунки, знаки­символы как способ обозначения предметов и записи сообщений. Сообщения, записанные знаками­символами. Знаки­символы в учебно­познавательной деятельности для обозначения коллективных, групповых и индивидуальных форм работы. 19 Условные знаки. Знакомство со знаками дорожного движения, бытовыми знаками­символами и др. Сообщения, количество и последовательность слов в сообщениях. Первоначальное обобщении: жесты, рисунки, знаки, слова ­ наши посредники в общении с людьми, средства общения. Слово как главное средство общения. Мир полон звуков. Гласные и согласные звуки. Твердые и мягкие согласные. Звуковая структура слова. Звуки в природе. Звуковые схемы слов. Гласные и согласные звуки. Символы для их обозначения. Мягкие и твердые согласные звуки, их обозначение. Звуковой анализ слов (определение последовательности звуков в слове, их фиксирование условными обозначениями). Звучание и значение слова. Наглядно­образная модель слова. Взаимосвязь значения и звучания слова. Слово как двусторонняя единица языка (без терминологии). Слово как сложный знак, замещающий что­либо (вещь, действие, предмет). Значение слов (как образ предмета, действия и свойства) и звучание слов (как последовательность речевых звуков). Звуковой анализ слов как  переход от устной речи к письменной. Звуковой анализ слов различной слоговой структуры, схемы слов. Слова и слоги. Ударение в слове. Слог ­ минимальная единица произношения и чтения. Слова и слоги: слово ­ номинативная (назывная) единица, слог ­ единица произношения.  Слогообразующая функция гласных. Ударение. Ударный гласный звук в слове. Образно­символическое обозначение ударения . Смыслоразличительная роль ударения (замок ­ замок, кружки ­ кружки). Слово и предложение. Первоначальное представление о предложении. Сравнение и различение предложения и слова. Модель предложения, графическое обозначение его начала и конца. Общее представление о речи на основе наглядно­образных моделей и поэтических текстов. Обобщение. Звуки и их характеристика. Слоги и деление слов на слоги. Ударение и постановка ударений в словах. Слово, его значение и  звучание. Предложение, схема предложения. II. Страна АБВГДейка (букварный (основной) этап) (64 ч). Гласные звуки и буквы. Звуковой анализ, характеристика гласных звуков, обозначение их буквами. Знакомство с шестью гласными звуками и буквами (Аа, Оо, Уу, Ии, ы, Ээ). Звучание и значение слова. Согласные звуки и буквы. Согласные звуки, обозначение их буквами. Гласные и согласные звуки, их условные обозначения на основе звукового анализа, их артикуляция. Обозначение звуков буквами. 20 Смыслоразличительная функция звуков. Мягкие и твердые согласные. Звонкие и глухие согласные. Ориентировка на гласный звук при чтении слогов и слов. Слого­звуковой анализ слов. Открытый и закрытый слоги. Роль гласных букв в открытых слогах, правила чтения открытых слогов с гласными буквами: ы­и, о­е, а­я, э­е, у­ю. Буквы е, ё, ю, я. Двойное значение букв е, ё, ю, я (в зависимости от места в слове): обозначение гласного звука и мягкости предшествующего согласного звука;  обозначение двух звуков: звука [й']и гласного а, о, у, э (в абсолютном начале слова, после гласных, после разделительных мягкого и твердого  знаков). Буквы ъ и ъ. Буквы ь и ъ, не обозначающие звуков. Обозначение мягкости согласных звуков с помощью мягкого знака. Употребление ь и ъ как разделительных знаков. Сравнение слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком как показателем мягкости согласных. Повторение ­ мать учения! Старинные азбуки и буквари. Звук, буква, слово (как знак с единством значения и звучания). Старинные азбуки, старые названия букв. Назначение азбук. Их обучающая и воспитательная роль. III. Про все на свете (послебукварный этап) (8 ч). Общение. Позитивная модель общения, основанная на доброжелательности и внимании к собеседнику. Устная и письменная речь. Слово, его звуковая (буквенная) форма и значение (содержание). Звуко­слоговой состав слов. Слово и предложение. Простейший анализ предложений. Порядок и смысл слов в предложении, их взаимосвязь. Основное внимание в период обучения грамоте (чтение) отводится изучению письменной речи и вырабатыванию фонематического слуха  учащихся. Параллельно с освоением письменных форм речевого общения (умениями читать и писать) идет совершенствование устных форм  общения (умений слушать и говорить). Поэтому ключевым понятием в содержании обучения грамоте является понятие «общение», которое  рассматривается не статично, а разворачивается в форме деятельности. После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы 21 Раздел(ч) 1. Давайте знакомиться! (подготовительный этап)  (20ч) 2. Страна АБВГДейка (букварный (основной) этап) (65ч) 3.Про все на свете (послебукварный этап) (7ч) Книги ­ мои друзья.(13ч) Любите книгу.(9ч) Книга в мировой культуре.(8ч) Радуга – дуга (4ч) Здравствуй, сказка!(9ч) Мир народной сказки(18ч) Волшебная сказка(15ч) Литературная сказка(35ч) Люблю всё живое(48ч) Хорошие соседи, счастливые друзья(5ч) Мы – друзья(10ч) Край родной, навек любимый(7ч) Сто фантазий(4ч) Краски осени(12ч) Картины русской природы(14ч) Весёлый хоровод(11ч) Здравствуй, матушка Зима!(11ч) Чудеса случаются (17ч) Мои самые близкие и дорогие(8) Жизнь дана на добрые дела(37ч) Великие русские писатели(50ч) Истоки литературного творчества(20ч) О Родине, о подвигах, о славе(14ч) Жить по совести, любя друг друга(15ч) Литература как искусство слова. Обобщение по курсу литературного чтения(2ч) Итого 488ч Класс (ч) 3 2 ­ ­ ­ ­ ­ ­ 6 ­ 9 ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ 18 ­ 15 ­ ­ 18 23 17 ­ ­ ­ 10 ­ ­ ­ ­ ­ 12 ­ 14 ­ 11 ­ 11 17 ­ ­ 8 22 15 ­ 22 ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ 4 ­ ­ ­ ­ ­ 8 ­ ­ ­ ­ 17 ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ 28 20 14 15 2 1 20 65 7 7 ­ ­ 4 9 ­ ­ ­ 8 5 ­ 7 4 ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ 22

Рабочая программа по литературному чтению по ФГОС "Перспектива" 1-4 классы

Рабочая программа по литературному чтению по ФГОС "Перспектива" 1-4 классы

Рабочая программа по литературному чтению по ФГОС "Перспектива" 1-4 классы

Рабочая программа по литературному чтению по ФГОС "Перспектива" 1-4 классы

Рабочая программа по литературному чтению по ФГОС "Перспектива" 1-4 классы

Рабочая программа по литературному чтению по ФГОС "Перспектива" 1-4 классы

Рабочая программа по литературному чтению по ФГОС "Перспектива" 1-4 классы

Рабочая программа по литературному чтению по ФГОС "Перспектива" 1-4 классы

Рабочая программа по литературному чтению по ФГОС "Перспектива" 1-4 классы

Рабочая программа по литературному чтению по ФГОС "Перспектива" 1-4 классы

Рабочая программа по литературному чтению по ФГОС "Перспектива" 1-4 классы

Рабочая программа по литературному чтению по ФГОС "Перспектива" 1-4 классы

Рабочая программа по литературному чтению по ФГОС "Перспектива" 1-4 классы

Рабочая программа по литературному чтению по ФГОС "Перспектива" 1-4 классы

Рабочая программа по литературному чтению по ФГОС "Перспектива" 1-4 классы

Рабочая программа по литературному чтению по ФГОС "Перспектива" 1-4 классы

Рабочая программа по литературному чтению по ФГОС "Перспектива" 1-4 классы

Рабочая программа по литературному чтению по ФГОС "Перспектива" 1-4 классы

Рабочая программа по литературному чтению по ФГОС "Перспектива" 1-4 классы

Рабочая программа по литературному чтению по ФГОС "Перспектива" 1-4 классы

Рабочая программа по литературному чтению по ФГОС "Перспектива" 1-4 классы

Рабочая программа по литературному чтению по ФГОС "Перспектива" 1-4 классы

Рабочая программа по литературному чтению по ФГОС "Перспектива" 1-4 классы

Рабочая программа по литературному чтению по ФГОС "Перспектива" 1-4 классы

Рабочая программа по литературному чтению по ФГОС "Перспектива" 1-4 классы

Рабочая программа по литературному чтению по ФГОС "Перспектива" 1-4 классы

Рабочая программа по литературному чтению по ФГОС "Перспектива" 1-4 классы

Рабочая программа по литературному чтению по ФГОС "Перспектива" 1-4 классы

Рабочая программа по литературному чтению по ФГОС "Перспектива" 1-4 классы

Рабочая программа по литературному чтению по ФГОС "Перспектива" 1-4 классы

Рабочая программа по литературному чтению по ФГОС "Перспектива" 1-4 классы

Рабочая программа по литературному чтению по ФГОС "Перспектива" 1-4 классы

Рабочая программа по литературному чтению по ФГОС "Перспектива" 1-4 классы

Рабочая программа по литературному чтению по ФГОС "Перспектива" 1-4 классы

Рабочая программа по литературному чтению по ФГОС "Перспектива" 1-4 классы

Рабочая программа по литературному чтению по ФГОС "Перспектива" 1-4 классы

Рабочая программа по литературному чтению по ФГОС "Перспектива" 1-4 классы

Рабочая программа по литературному чтению по ФГОС "Перспектива" 1-4 классы

Рабочая программа по литературному чтению по ФГОС "Перспектива" 1-4 классы

Рабочая программа по литературному чтению по ФГОС "Перспектива" 1-4 классы

Рабочая программа по литературному чтению по ФГОС "Перспектива" 1-4 классы

Рабочая программа по литературному чтению по ФГОС "Перспектива" 1-4 классы

Рабочая программа по литературному чтению по ФГОС "Перспектива" 1-4 классы

Рабочая программа по литературному чтению по ФГОС "Перспектива" 1-4 классы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.01.2017