Рабочая программа по математике 1 - 4 классы УМК "Перспектива"
Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
математика
1 кл—4 кл
02.09.2017
Рабочая программа по математике для 1 - 4 классов УМК "Перспектива" содержит: планируемые результаты освоения учебного предмета, курса; содержание учебного предмета, курса; тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы; календарно - тематическое планирование для 3 класса.рабочая программа по математике
математика раб. прог. 1 - 4.docx
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1 класс
У обучающегося будет сформировано:
положительное отношение к учёбе в школе, к предмету математики;
интерес к урокам математики;
представление о причинах успеха в учёбе;
общее представление о моральных нормах поведения;
осознание сути новой социальной роли ученика: положительное отношение к учебному предмету «Математика», умение отвечать на
вопросы учителя (учебника), активно участвовать в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности, принимать нормы и правила
школьной жизни, ответственно относиться к урокам математики (ежедневно быть готовым к уроку), бережно относиться к учебнику и
рабочей тетради;
развитие навыков сотрудничества: освоение положительного и позитивного стиля общения со сверстниками и взрослыми в школе и
дома; соблюдение элементарных правил работы в группе, проявление доброжелательного отношения к сверстникам, бесконфликтное
поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
элементарные навыки самооценки результатов своей учебной деятельности (начальный этап) и понимание того, что успех в учебной
деятельности в значительной мере зависит от самого ученика.
Обучающийся получит возможность для формирования:
начальной стадии внутренней позиции школьника, положительного отношения к школе;
первоначального представления о знании и незнании;
понимания значения математики в жизни человека;
первоначальной ориентации на оценку результатов собственной учебной деятельности;
уважения к мыслям и настроениям другого человека, доброжелательного отношения к людям;
первичных умений оценки ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Регулятивные
Обучающийся научится:
принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
адекватно воспринимать предложения учителя;
проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
осуществлять первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности;
оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя;
составлять план действий для решения несложных учебных задач, проговаривая
последовательность выполнения действий; выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной
форме;
осознавать результат учебных действий, описывать результаты действий, используя математическую терминологию.
Обучающийся получит возможность научиться:
принимать разнообразные учебнопознавательные задачи и инструкции учителя;
в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;
первоначальному умению выполнять учебные действия в устной и письменной речи;
осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя;
адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами.
Познавательные
Обучающийся научится:
ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск необходимой информации при работе с учебником;
использовать рисуночные и простые символические варианты математической записи;
читать простое схематическое изображение;
понимать информацию в знаковосимволической форме в простейших случаях, под руководством учителя кодировать информацию (с
использованием 2—5 знаков или символов, 1—2 операций);
на основе кодирования строить простейшие модели математических понятий;
проводить сравнение (по одному из оснований, наглядное и по представлению);
выделять в явлениях несколько признаков, а также различать существенные и несущественные признаки (для изученных
математических понятий);
под руководством учителя проводить классификацию изучаемых объектов (проводить разбиение объектов на группы по выделенному
основанию);
под руководством учителя проводить аналогию;
понимать отношения между понятиями (родовидовые, причинноследственные);
понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения,
выделения цветом, оформление в рамки и пр.);
строить элементарное рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока рассматриваемого вопроса;
осознавать смысл межпредметных понятий: число, величина, геометрическая фигура.
Обучающийся получит возможность научиться:
строить небольшие математические устной форме (2—3 предложения);
строить рассуждения о доступных наглядно воспринимаемых математических отношениях;
выделять несколько существенных признаков объектов;
под руководством учителя давать характеристики изучаемым математическим объектам на основе их анализа;
понимать содержание эмпирических обобщений; с помощью учителя выполнять эмпирические обобщения на основе сравнения
изучаемых математических объектов и формулировать выводы;
проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;
адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами.
Коммуникативные
Обучающийся научится:
принимать участие в работе парами и группами;
воспринимать различные точки зрения;
воспринимать мнение других людей о математических явлениях;
понимать необходимость использования правил вежливости;
использовать простые речевые средства;
контролировать свои действия в классе;
включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активность в
стремлении высказываться, задавать вопросы;
слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит
собеседник;
интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над
другими, вежливо общаться;
совместно со сверстниками определять задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при
выполнении заданий, проекта;
признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
употреблять вежливые слова в случае неправоты: «Извини. пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я
его обязательно учту» и др.
Обучающийся получит возможность научиться:
использовать простые речевые средства для передачи своего мнения, выражать свою точку зрения;
следить за действиями других участников учебной деятельности;
строить понятные для партнёра высказывания;
адекватно использовать средства устного общения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Числа и величины
Обучающийся научится:
различать понятия «число» и «цифра»; читать и записывать числа в пределах 20 с помощью цифр; понимать отношения между
числами («больше», «меньше», «равно»); сравнивать изученные числа с помощью знаков «больше» («>»), «меньше» («<»), «равно»
(«=»); упорядочивать натуральные числа и число нуль в соответствии с указанным порядком; понимать десятичный состав чисел от
11 до 20; понимать и использовать термины: предыдущее и последующее число; различать единицы величин: сантиметр, дециметр,
килограмм, литр, практически измерять длину.
Обучающийся получит возможность научиться:
практически измерять величины: массу, вместимость.
Арифметические действия
Обучающийся научится:
понимать и использовать знаки, связанные со сложением и вычитанием; — складывать и вычитать числа в пределах 20 без перехода
через десяток; — складывать два однозначных числа, сумма которых больше, чем 10, выполнять соответствующие случаи
вычитания; применять таблицу сложения в пределах 20; выполнять сложение и вычитание с переходом через десяток в пределах 20;
вычислять значение числового выражения в одно—два действия на сложение и вычитание (без скобок).
Обучающийся получит возможность научиться:
понимать и использовать терминологию сложения и вычитания; применять переместительное свойство сложения; понимать
взаимосвязь сложения и вычитания; сравнивать, проверять, исправлять выполнение действий в предлагаемых заданиях; выделять
неизвестный компонент сложения или вычитания и вычислять его значение; составлять выражения в одно–два действия по описанию в
задании.
Работа с текстовыми задачами
Обучающийся научится:
восстанавливать сюжет по серии рисунков; составлять по рисунку или серии рисунков связный математический рассказ; изменять
математический рассказ в зависимости от выбора недостающего рисунка; различать математический рассказ и задачу; выбирать
действие для решения задач, в том числе содержащих отношения «больше на...», «меньше на...»; составлять задачу по рисунку, схеме;
понимать структуру задачи, взаимосвязь между условием и вопросом; различать текстовые задачи на нахождение суммы, остатка,
разностное сравнение, нахождение неизвестного слагаемого, увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц; решать задачи в
одно действие на сложение и вычитание;
Обучающийся получит возможность научиться:
рассматривать один и тот же рисунок с разных точек зрения и составлять по нему разные математические рассказы; соотносить
содержание задачи и схему к ней; составлять по тексту задачи схему и, обратно, по схеме составлять задачу; составлять разные задачи
по предлагаемым рисункам, схемам, выполненному решению; рассматривать разные варианты решения задачи, дополнения текста до
задачи, выбирать из них правильные, исправлять неверные.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры Обучающийся научится:
понимать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше — ниже, слева — справа, сверху — снизу, ближе —
дальше, между и др.); — распознавать геометрические фигуры: точка, линия, прямая, кривая, замкнутая или незамкнутая линия,
отрезок, треугольник, квадрат; — изображать точки, прямые, кривые, отрезки; — обозначать знакомые геометрические фигуры
буквами русского алфавита; — чертить отрезок заданной длины с помощью измерительной линейки.
Обучающийся получит возможность научиться:
различать геометрические формы в окружающем мире: круглая, треугольная, квадратная; — распознавать на чертеже замкнутые и
незамкнутые линии; — изображать на клетчатой бумаге простейшие орнаменты, бордюры;
Геометрические величины
Обучающийся научится:
определять длину данного отрезка с помощью измерительной линейки; — применять единицы длины: метр (м), дециметр (дм),
сантиметр (см) – и соотношения между ними: 10 см = 1 дм, 10 дм = 1 м; — выражать длину отрезка, используя разные единицы её
измерения (например, 2 дм и 20 см, 1 м 3 дм и 13 дм).
Работа с информацией
Обучающийся научится:
получать информацию из рисунка, текста, схемы, практической ситуации и интерпретировать её в виде текста задачи, числового
выражения, схемы, чертежа; дополнять группу объектов с соответствии с выявленной закономерностью; изменять объект в
соответствии с закономерностью, указанной в схеме;
Обучающийся получит возможность научиться:
читать простейшие готовые схемы, таблицы; выявлять простейшие закономерности, работать с табличными данными. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
2 класс
У обучающегося будут сформированы:
элементарные навыки самооценки и самоконтроля результатов своей учебной деятельности;
основы мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения, понимание необходимости расширения знаний;
интерес к освоению новых знаний и способов действий, положительное отношение к предмету математики;
стремление к активному участию в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности;
элементарные умения общения (знание правил общения и их применение);
понимание необходимости осознанного выполнения правил и норм школьной жизни;
правила безопасной работы с чертёжными и измерительными инструментами;
понимание необходимости бережного отношения к демонстрационным приборам, учебным моделям и пр.
Обучающийся получит возможность для формирования:
потребности в проведении самоконтроля и в оценке результатов учебной деятельности;
интереса к творческим, исследовательским заданиям на уроках математики;
умения вести конструктивный диалог с учителем, товарищами по классу в ходе решения задачи, выполнения групповой работы;
уважительного отношение к мнению собеседника;
восприятия особой эстетики моделей, схем, блиц, геометрических фигур, диаграмм, математических символов и рассуждений;
умения отстаивать собственную точку зрения, проводить простейшие доказательные рассуждения;
понимания причин своего успеха или неуспеха в учёбе.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные
Обучающийся научится:
понимать, принимать и сохранять учебную задачу и решать её в сотрудничестве с учителем в коллективной деятельности;
составлять под руководством учителя план выполнения учебных заданий, проговаривая последовательность выполнения действий;
соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем;
сравнивать различные варианты решения учебной задачи, под руководством учителя осуществлять поиск разных способов решения
учебной задачи;
выполнять план действий и проводить пошаговый контроль его выполнения в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
в сотрудничестве с учителем находить несколько способов решения учебной задачи, выбирать наиболее рациональный.
Обучающийся получит возможность научиться:
определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно;
предлагать возможные способы решения учебной задачи, воспринимать и оценивать предложения других учеников по её решению;
выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме;
осознавать результаты учебных действий, описывать результаты действий, используя математическую терминологию;
подводить итог урока, делать выводы и фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворенность своей
работой с помощью смайликов, разноцветных фишек), позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата;
контролировать ход совместной работы и оказывать помощь товарищам в случаях затруднений;
оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя;
оценивать задания по следующим критериям: "Легкое задание», «Возникли трудности при выполнении", «Сложное задание».
Познавательные
Обучающийся научится:
осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от учителя, взрослых;
использовать различные способы кодирования условия текстовой задачи (схема, таблица, рисунок, краткая запись, диаграмма);
понимать учебную информацию, представленную в знаковосимволической форме;
кодировать учебную информацию с помощью схем, рисунков, кратких записей, математических выражений;
моделировать вычислительные приёмы с помощью палочек, пучков палочек, числового луча;
проводить сравнение (по одному или нескольким основаниям), понимать выводы, сделанные на основе сравнения;
выделять в явлениях несколько признаков, а также различать существенные и несущественные признаки (для изученных
математических понятий);
выполнять под руководством учителя действия анализа, синтеза, обобщения при изучении нового понятия, разборе задачи,
ознакомлении с новым вычислительным приёмом и т. д.;
проводить аналогию и на её основе строить выводы;
проводить классификацию изучаемых объектов;
строить простые индуктивные и дедуктивные рассуждения;
приводить примеры различных объектов или процессов, для описания которых используются межпредметные понятия: число,
величина, геометрическая фигура;
пересказывать прочитанное или прослушанное (например, условие задачи), составлять простой план;
выполнять элементарную поисковую познавательную деятельность на уроках математики.
Обучающийся получит возможность научиться:
ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг
своего незнания;
определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания;
находить необходимую информацию как в учебнике, так и в справочной или научнопопулярной литературе;
понимать значимость эвристических приёмов (перебор, подбор, рассуждение по аналогии, классификация, перегруппировка и т. д.) для
рационализации вычислений, поиска решения нестандартной задачи.
Коммуникативные
Обучающийся научится:
использовать простые речевые средства для выражения своего мнения;
строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
участвовать в диалоге, слушать и понимать других;
участвовать в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности;
взаимодействовать со сверстниками в группе, коллективе на уроках математики;
принимать участие в совместном с одноклассниками решении проблемы (задачи), выполняя различные роли в группе.
Обучающийся получит возможность научиться:
вести конструктивный диалог с учителем, одноклассниками в ходе решения задачи, выполнения групповой работы;
корректно формулировать свою точку зрения;
строить понятные для собеседника высказывания и аргументировать свою позицию;
излагать свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
контролировать свои действия в коллективной работе;
наблюдать за действиями других участников в процессе коллективной познавательной деятельности;
конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Числа и величины
Обучающийся научится:
моделировать ситуации, требующие умения считать десятками;
выполнять счёт десятками в пределах 100, как прямой, так и обратный; образовывать круглые десятки в пределах 100 на основе принципа умножения (30 — это 3 раза по 10) и все другие числа от 20 до 100
из десятков и нескольких единиц (67 — это 6 десятков и 7 единиц);
сравнивать числа в пределах 100, опираясь на порядок их следования при счёте;
читать и записывать числа первой сотни, объясняя, что обозначает каждая цифра в их записи;
упорядочить натуральные числа от 0 до 100 в соответствии с заданным порядком;
выполнять измерение длин предметов в метрах;
выражать длину, используя различные единицы измерения: сантиметр, дециметр, метр;
применять изученные соотношения между единицами длины (1м — 100 см, 1 м = 10 дм);
сравнивать величины, выраженные в метрах, дециметрах и сантиметрах;
заменять крупные единицы длины мелкими (5 м = 50 дм) и наоборот (100 см = 1 дм);
сравнивать промежутки времени, выраженные в часах и минутах;
использовать различные инструменты и технические средства для проведения измерений времени в часах и минутах;
использовать основные единицы измерения величин и соотношения между ними (час — минута, метр дециметр, дециметр —
сантиметр, метр — сантиметр), выполнять арифметические действия с этими величинами.
Обучающийся получит возможность научиться:
устанавливать закономерность ряда чисел и дозанять его в соответствии с этой закономерностью;
составлять числовую последовательность по указанному правилу;
группировать числа по заданному или самостоятельно выявленному правилу.
Арифметические действия
Обучающийся научится:
составлять числовые выражения на нахождение суммы одинаковых слагаемых и записывать их с помощью знака умножения и
наоборот;
понимать и использовать знаки и термины, связанные с действиями умножения и деления;
складывать и вычитать однозначные и двузначные числа на основе использования таблицы сложения, выполняя записи в строку или в
столбик;
выполнять умножение и деление в пределах табличных случаев на основе использования таблицы умножения;
устанавливать порядок выполнения действий в выражениях без скобок и со скобками, содержащих действия одной или разных
ступеней;
выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных и двузначных чисел в случаях, сводимых к знанию таблицы
сложения и таблицы умножения в пределах 20 (в том числе с нулём и единицей);
выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;
вычислять значения выражений, содержащих два три действия со скобками и без скобок;
понимать и использовать термины выражение и значение выражения, находить значения выражений в однодва действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
моделировать ситуации, иллюстрирующие действия умножения и деления;
использовать изученные свойства арифметических действий для рационализации вычислений;
выполнять проверку действий с помощью вычислений.
Работа с текстовыми задачами
Обучающийся научится:
выделять в задаче условие, вопрос, данные, искомое;
выбирать и обосновывать выбор действий для решения задач на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, на нахождение
неизвестного компонента действия;
решать простые и составные (в два действия) задачи на выполнение четырёх арифметических действий.
Обучающийся получит возможность научиться:
дополнять текст до задачи на основе знаний о структуре задачи;
выполнять краткую запись задачи, используя условные знаки;
составлять задачу, обратную данной;
составлять задачу по рисунку, краткой записи, схеме, числовому выражению;
выбирать выражение, соответствующее решению задачи, из ряда предложенных (для задач в однодва действия );
проверять правильность решения задачи и исправлять ошибки;
сравнивать и проверять правильность предложенных решений или ответов задачи (для задач в два действия ).
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Обучающийся научится:
распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (луч, угол, ломаная, прямоугольник, квадрат);
обозначать буквами русского алфавита знакомые геометрические фигуры (луч, угол, ломаная, многоугольник);
чертить отрезок заданной длины с помощью измерительной линейки;
чертить на клетчатой бумаге квадрат и прямоугольник с заданными сторонами.
Обучающийся получит возможность научиться:
описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;
соотносить реальные предметы и их элементы с изученными геометрическими линиями и фигурами;
распознавать куб, пирамиду, различные виды пирамид: треугольную, четырёхугольную и т. д.;
находить на модели куба, пирамиды их элементы: вершины, грани, ребра;
находить в окружающей обстановке предметы в форме куба, пирамиды.
Геометрические величины
Обучающийся научится:
определять длину данного отрезка с помощью измерительной линейки;
находить длину ломаной;
находить периметр многоугольника, в том числе треугольника, прямоугольника и квадрата;
применять единицу измерения длины — метр (м) и соотношения: 10 см = 1 дм, 10 дм = 1 м, 100 мм = 1 дм, 100 см = 1 м.
Учащийся получит возможность научиться:
выбирать удобные единицы длины для измерения длины отрезка, длины ломаной; периметра многоугольника;
оценивать длину отрезка приближённо (на глаз).
Работа с информацией
Обучающийся научится:
читать несложные готовые таблицы;
заполнять таблицы с пропусками на нахождение неизвестного компонента действия;
составлять простейшие таблицы по результатам выполнения практической работы;
понимать информацию, представленную с помощью диаграммы.
Обучающийся получит возможность научиться:
строить простейшие высказывания с использованием логических связок «если..., то...», «верно/неверно, что...»;
составлять схему рассуждений в текстовой за даче от вопроса к данным;
находить и применять нужную информацию, пользуясь данными диаграммы.
3 класс
К концу 3 класса по предмету Математика обучающиеся научатся использовать начальные математические знания для описания
окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных и пространственных отношений, будут сформированы
универсальные действия, отражающие учебную самостоятельность и познавательные интересы.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У обучающегося будут сформированы:
навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности;
понимание практической значимости математики для собственной жизни;
принятие и усвоение правил и норм школьной жизни, ответственного отношения к урокам математики;
умение адекватно воспринимать требования учителя;
навыки общения в процессе познания, занятия математикой;
понимание красоты решения задачи, оформления записей, умение видеть и составлять красивые геометрические конфигурации из
плоских и пространственных фигур;
элементарные навыки этики поведения;
правила общения, навыки сотрудничества в учебной деятельности;
навыки безопасной работы с чертёжными и измерительными инструментами.
Обучающийся получит возможность для формирования:
осознанного проведения самоконтроля и адекватной самооценки результатов своей учебной деятельности — умения анализировать
результаты учебной деятельности;
интереса и желания выполнять простейшую исследовательскую работу на уроках математики;
восприятия эстетики математических рассуждений, лаконичности и точности математического языка;
принятия этических норм;
принятия ценностей другого человека;
навыков сотрудничества в группе в ходе совместного решения учебной познавательной задачи;
умения выслушать разные мнения и принять решение;
умения распределять работу между членами группы, совместно оценивать результат работы;
чувства ответственности за порученную часть работы в ходе коллективного выполнения практикоэкспериментальных работ по
математике;
ориентации на творческую познавательную деятельность на уроках математики.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные.
Обучающийся научится:
понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи; осуществлять поиск средств для достижения учебной цели;
находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические
термины, символы и знаки;
самостоятельно или под руководством учителя составлять план выполнения учебных заданий, проговаривая последовательность
выполнения действий;
определять правильность выполненного задания на основе сравнения с аналогичными предыдущими заданиями, или на основе
образцов;
самостоятельно или под руководством учителя находить и сравнивать различные варианты решения учебной задачи.
Обучающийся получит возможность научиться:
самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных заданий в процессе обучения математике;
корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе
решения;
самостоятельно выполнять учебные действия в практической и мыслительной форме;
осознавать результат учебных действий, описывать результаты действий, используя математическую терминологию;
адекватно проводить самооценку результатов своей учебной деятельности, понимать причины неуспеха на том или ином этапе;
самостоятельно вычленять учебную проблему, выдвигать гипотезы и оценивать их на правдоподобность;
подводить итог урока: чему научились, что нового узнали, что было интересно на уроке, какие задания вызвали сложности и т. п.;
позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата;
оценивать результат выполнения своего задания по параметрам, указанным в учебнике или учителем.
Познавательные.
Обучающийся научится:
самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации при работе с учебником, в справочной литературе и дополнительных
источниках, в том числе под руководством учителя, используя возможности Интернет;
использовать различные способы кодирования условия текстовой задачи (схемы, таблицы, рисунки, чертежи, краткая запись,
диаграмма);
использовать различные способы кодирования информации в знаковосимволической или графической форме;
моделировать вычислительные приёмы с помощью палочек, пучков палочек, числового луча;
проводить сравнение (последовательно по нескольким основаниям, самостоятельно строить выводы на основе сравнения);
осуществлять анализ объекта (по нескольким существенным признакам);
проводить классификацию изучаемых объектов по указанному или самостоятельно выявленному основанию;
выполнять эмпирические обобщения на основе сравнения единичных объектов и выделения у них сходных признаков;
рассуждать по аналогии, проводить аналогии и делать на их основе выводы;
строить индуктивные и дедуктивные рассуждения;
понимать смысл логического действия подведения под понятие (для изученных математических понятий);
с помощью учителя устанавливать причинноследственные связи и родовидовые отношения между понятиями;
самостоятельно или под руководством учителя анализировать и описывать различные объекты, ситуации и процессы, используя
межпредметные понятия: число, величина, геометрическая фигура;
под руководством учителя отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем справочников,
энциклопедий, научнопопулярных книг.
Обучающийся получит возможность научиться:
ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг
своего незнания; планировать свою работу по изучению нового материала;
совместно с учителем или в групповой работе предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения нового
материала;
представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ;
самостоятельно или в сотрудничестве с учителем использовать эвристические приёмы (перебор, метод подбора, классификация,
исключение лишнего, метод сравнения, рассуждение по аналогии, перегруппировка слагаемых, метод округления и т. д.) для
рационализации вычислений, поиска решения нестандартной задачи.
Коммуникативные.
Обучающийся научится:
активно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач при изучении математики;
участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;
оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
читать вслух и про себя текст учебника, рабочей тетради и научнопопулярных книг, понимать прочитанное;
сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи), выполняя различные роли в группе;
участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом;
выполнять свою часть работы в ходе коллективного решения учебной задачи, осознавая роль и место результата этой деятельности в
общем плане действий.
Обучающийся получит возможность научиться:
участвовать в диалоге при обсуждении хода выполнения задания и выработке совместного решения;
формулировать и обосновывать свою точку зрения;
критично относиться к собственному мнению, стремиться рассматривать ситуацию с разных позиций и понимать точку зрения другого
человека;
понимать необходимость координации совместных действий при выполнении учебных и творческих задач; стремиться к пониманию
позиции другого человека;
согласовывать свои действия с мнением собеседника или партнёра в решении учебной проблемы;
приводить необходимые аргументы для обоснования высказанной гипотезы, опровержения ошибочного вывода или решения;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Числа и величины.
Обучающийся научится:
моделировать ситуации, требующие умения считать сотнями;
выполнять счёт сотнями в пределах 1000 как прямой, так и обратный;
образовывать круглые сотни в пределах 1000 на основе принципа умножения (300 — это 3 раза по 100) и все другие числа от 100 до
1000 из сотен, десятков и нескольких единиц (267 – это 2 сотни, 6 десятков и 7 единиц);
сравнивать числа в пределах 1000, опираясь на порядок их следования при счёте;
читать и записывать трёхзначные числа, объясняя, что обозначает каждая цифра в их записи;
упорядочивать натуральные числа от 0 до 1000 в соответствии с заданным порядком;
выявлять закономерность ряда чисел, дополнять его в соответствии с этой закономерностью;
составлять или продолжать последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу;
работать в паре при решении задач на поиск закономерностей;
группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;
измерять площадь фигуры в квадратных сантиметрах, квадратных дециметрах, квадратных метрах;
сравнивать площади фигур, выраженные в разных единицах;
заменять крупные единицы площади мелкими: (1 дм2 = 100 см2) и обратно (100 дм2 = 1 м2);
используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм — грамм; час — минута; километр — метр,
метр — дециметр, дециметр — сантиметр, метр — сантиметр), сравнивать названные величины, выполнять арифметические действия с
этими величинами.
Обучающийся получит возможность научиться:
классифицировать изученные числа по разным основаниям;
использовать различные мерки для вычисления площади фигуры;
выполнять разными способами подсчёт единичных квадратов (единичных кубиков) в плоской (пространственной) фигуре,
составленной из них.
Арифметические действия.
Обучающийся научится:
выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 1000;
выполнять умножение и деление трёхзначных чисел на однозначное число, когда результат не превышает 1000;
выполнять деление с остатком в пределах 1000;
письменно выполнять умножение и деление на однозначное число в пределах 1000;
выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трёхзначных чисел в случаях, сводимых к
действиям в пределах 100 (в том числе с нулем и единицей);
выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;
находить значения выражений, содержащих два–три действия со скобками и без скобок.
Обучающийся получит возможность научиться:
оценивать приближённо результаты арифметических действий;
использовать приёмы округления для рационализации вычислений или проверки полученного результата.
Работа с текстовыми задачами.
Обучающийся научится:
выполнять краткую запись задачи, используя различные формы: таблицу, чертёж, схему и т. д.;
выбирать и обосновывать выбор действий для решения задач на кратное сравнение, на нахождение четвёртого пропорционального
(методом приведения к единице, методом сравнения), задач на расчёт стоимости (цена, количество, стоимость), на нахождение
промежутка времени (начало, конец, продолжительность события);
составлять задачу по её краткой записи, представленной в различных формах (таблица, схема, чертёж и т. д.);
оценивать правильность хода решения задачи;
выполнять проверку решения задачи разными способами.
Обучающийся получит возможность научиться:
сравнивать задачи по фабуле и решению;
преобразовывать данную задачу в новую с помощью изменения вопроса или условия;
находить разные способы решения одной задачи.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры.
Обучающийся научится:
описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;
находить равные фигуры, используя приёмы наложения, сравнения фигур на клетчатой бумаге;
классифицировать треугольники на равнобедренные и разносторонние, различать равносторонние треугольники;
строить квадрат и прямоугольник по заданным значениям длин сторон с помощью линейки и угольника;
распознавать прямоугольный параллелепипед, находить на модели прямоугольного параллелепипеда его элементы: вершины, грани,
ребра;
находить в окружающей обстановке предметы в форме прямоугольного параллелепипеда.
Обучающийся получит возможность научиться:
копировать изображение прямоугольного параллелепипеда на клетчатой бумаге;
располагать модель прямоугольного параллелепипеда в пространстве, согласно заданному описанию;
конструировать модель прямоугольного параллелепипеда по его развёртке. Геометрические величины.
Обучающийся научится:
определять длину данного отрезка с помощью измерительной линейки;
вычислять периметр многоугольника, в том числе треугольника, прямоугольника и квадрата;
применять единицу измерения длины километр и соотношения: 1 км = 1000 м, 1 м = 1000 мм;
вычислять площадь прямоугольника и квадрата;
использовать единицы измерения площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, и соотношения между
ними: 1 см² = 100 мм², 1 дм² = 100 см², 1 м² = 100 дм²;
оценивать длины сторон прямоугольника; расстояние приближённо (на глаз).
Обучающийся получит возможность научиться:
сравнивать фигуры по площади;
находить и объединять равновеликие плоские фигуры в группы;
находить площадь ступенчатой фигуры разными способами.
Работа с информацией.
Обучающийся научится:
устанавливать закономерность по данным таблицы;
использовать данные готовых столбчатых и линейных диаграмм при решении текстовых задач;
заполнять таблицу в соответствии с выявленной закономерностью;
находить данные, представлять их в виде диаграммы, обобщать и интерпретировать эту информацию;
строить диаграмму по данным текста, таблицы;
понимать выражения, содержащие логические связки и слова («... и...», «... или...», «не», «если.., то... », «верно/неверно, что...»,
«каждый», «все».
Обучающийся получит возможность научиться:
читать несложные готовые столбчатые диаграммы, анализировать их данные;
составлять простейшие таблицы, диаграммы по результатам выполнения практической работы;
рисовать столбчатую диаграмму по данным опроса; текста, таблицы, задачи;
определять масштаб столбчатой диаграммы;
строить простейшие умозаключения с использованием логических связок: («... и...», «... или...», «не», «если.., то... », «верно/неверно,
что...», «каждый», «все»);
вносить коррективы в инструкцию, алгоритм выполнения действий и обосновывать их.
4 класс
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У выпускника будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентация на содержательные моменты школьной
действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ
соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и
других людей;
способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за
свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической
принадлежности;
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие
морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню;
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
установка на здоровый образ жизни;
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам
природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости
учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения;
устойчивого учебнопознавательного интереса к новым общим способам решения задач;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего
ученика»;
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в
общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и
обеспечение благополучия.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные
Выпускник научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды
решения задачи);
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям
данной задачи и задачной области;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок,
использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой
форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной форме.
Выпускник получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне
произвольного внимания;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу
его реализации, так и в конце действия.
Познавательные
Выпускник научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы,
энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе,
контролируемом пространстве Интернета;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов
ИКТ;
использовать знаковосимволические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для
решения задач;
строить сообщения в устной и письменной форме;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений
разных видов (в первую очередь текстов);
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе
выделения сущностной связи;
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
устанавливать аналогии;
владеть рядом общих приёмов решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.
Коммуникативные
Выпускник научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить
монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой
коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и
ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
задавать вопросы;
контролировать действия партнёра;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание,
владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в
совместной деятельности;
продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как
ориентир для построения действия;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
В результате изучения курса математики обучающиеся на ступени начального общего образования:
научатся использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки
количественных и пространственных отношений;
овладеют основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, приобретут
необходимые вычислительные навыки;
научатся применять математические знания и представления для решения учебных задач, приобретут начальный опыт применения
математических знаний в повседневных ситуациях;
получат представление о числе как результате счёта и измерения, о десятичном принципе записи чисел; научатся выполнять устно и
письменно арифметические действия с числами; находить неизвестный компонент арифметического действия; составлять числовое
выражение и находить его значение; накопят опыт решения текстовых задач;
познакомятся с простейшими геометрическими формами, научатся распознавать, называть и изображать геометрические фигуры,
овладеют способами измерения длин и площадей;
приобретут в ходе работы с таблицами и диаграммами важные для практикоориентированной математической деятельности умения,
связанные с представлением, анализом и интерпретацией данных; смогут научиться извлекать необходимые данные из таблиц и диаграмм,
заполнять готовые формы, объяснять, сравнивать и обобщать информацию, делать выводы и прогнозы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Числа и величины
Выпускник научится:
устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять
последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько
единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз);
группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;
читать, записывать и сравнивать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения
величин и соотношения между ними (килограмм — грамм; час — минута, минута — секунда; километр — метр, метр —
дециметр, дециметр — сантиметр, метр — сантиметр, сантиметр — миллиметр).
Выпускник получит возможность научиться:
классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия; выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы, площади, времени), объяснять свои действия.
Арифметические действия
Выпускник научится:
выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное,
двузначное числа в пределах 10∙000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных
арифметических действий (в том числе деления с остатком);
выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трёхзначных чисел в случаях,
сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулём и числом 1);
выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;
вычислять значение числового выражения (содержащего 2—3 арифметических действия, со скобками и без скобок).
Выпускник получит возможность научиться:
выполнять действия с величинами;
использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия и др.).
Работа с текстовыми задачами
Выпускник научится:
анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами, взаимосвязь между условием и вопросом задачи,
определять количество и порядок действий для решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
решать учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью, арифметическим способом (в 1—2 действия);
оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи.
Выпускник получит возможность научиться:
решать задачи на нахождение доли величины и величины по значению её доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть);
решать задачи в 3—4 действия;
находить разные способы решения задачи.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Выпускник научится:
описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости; распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник,
прямоугольник, квадрат, окружность, круг);
выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;
распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);
соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.
Выпускник получит возможность научиться:
распознавать, различать и называть геометрические тела: параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус.
Геометрические величины
Выпускник научится:
измерять длину отрезка;
вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;
оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближённо (на глаз).
Выпускник получит возможность научиться:
вычислять периметр многоугольника, площадь фигуры, составленной из прямоугольников.
Работа с информацией
Выпускник научится:
устанавливать истинность (верно, неверно) утверждений о числах, величинах, геометрических фигурах;
читать несложные готовые таблицы;
заполнять несложные готовые таблицы;
читать несложные готовые столбчатые диаграммы.
Выпускник получит возможность научиться:
читать несложные готовые круговые диаграммы;
достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму;
сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;
понимать простейшие выражения, содержащие логические связки и слова («и», «если то», «верно/неверно, что», «каждый», «все»,
«некоторые», «не»);
составлять, записывать и выполнять инструкцию (простой алгоритм), план поиска информации;
распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (таблицы и диаграммы);
планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;
интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать
выводы и прогнозы).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Числа и величины
Счёт предметов. Чтение и запись чисел от нуля до миллиона. Классы и разряды. Представление многозначных чисел в виде
суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения. Чётные и нечётные числа.
Измерение величин; сравнение и упорядочение величин. Единицы массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), вместимости (литр),
времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век). Соотношения между единицами измерения однородных величин.
Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная). Дроби.
Арифметические действия
Сложение, вычитание, умножение и деление. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица
сложения. Таблица умножения. Связь между сложением и вычитанием, умножением и делением. Нахождение неизвестного компонента
арифметического действия. Деление с остатком.
Числовое выражение. Установление порядка выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок.
Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий в вычислениях (перестановка и
группировка слагаемых в сумме, множителей в произведении; умножение суммы и разности на число).
Алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел. Способы проверки правильности
вычислений (алгоритм, обратное действие, оценка достоверности, прикидка результата, вычисление на калькуляторе).
Работа с текстовыми задачами
Составление задач по предметным картинкам. Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование хода решения задачи.
Представление текста задачи (таблица, схема, диаграмма и другие модели). Задачи на
раскрытие смысла арифметического действия (на нахождение суммы, остатка, произведения и частного).
Задачи,
величинами,
характеризующими процессы движения, работы, куплипродажи и др. Скорость, время, путь; объём работы, время, производительность
труда; количество товара, его цена и стоимость и др.
содержащие отношения «больше (меньше) на…», «больше (меньше) в…». Зависимости между
Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле. Задачи на приведение к единице, сравнение, нахождение неизвестного по
двум суммам, нахождение неизвестного по двум разностям. Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше — ниже, слева — справа, сверху — снизу, ближе — дальше,
между и др.). Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), замкнутая линия, незамкнутая линия,
отрезок, ломаная, направление, луч, угол, многоугольник (вершины, стороны и диагонали многоугольника), треугольник,
прямоугольник, квадрат, окружность, круг, центр и радиус окружности, круга. Использование чертёжных инструментов для
выполнения построений.
Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние геометрических тел (куб, шар, параллелепипед,
пирамида, цилиндр, конус) и их элементов (вершины, грани и рёбра куба, параллелепипеда, пирамиды; основания цилиндра; вершина
и основание конуса).
Изображения на клетчатой бумаге (копирование рисунков, линейные орнаменты, бордюры, восстановление фигур, построение
равной фигуры и др.).
Изготовление моделей куба, пирамиды, цилиндра и конуса по готовым развёрткам.
Геометрические величины
Геометрические величины и их измерение. Измерение длины отрезка. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр,
километр). Периметр. Вычисление периметра многоугольника.
Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр,
квадратный километр, ар, гектар). Точное и приближённое измерение площади геометрической фигуры. Вычисление площади
прямоугольника.
Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; фиксирование, анализ полученной
Работа с информацией
информации.
Построение простейших логических высказываний с помощью логических связок и слов («...и/или...», «если..., то...»,
«верно/неверно, что...», «каждый», «все», «найдётся», «не»); определение истинности высказываний.
Множество, элемент множества. Части множества. Равные множества. Группировка предметов, чисел, геометрических фигур по
указанному признаку. Выделение в множестве его части (подмножества) по указанному свойству. Составление конечной
последовательности (цепочки) предметов, чисел, геометрических фигур и др. по правилу. Составление, запись и выполнение простого
алгоритма, плана поиска информации.
Моделирование отношений и действий над числами с помощью числового отрезка и числового луча.
Чтение и заполнение таблицы. Интерпретация данных таблицы.
Чтение столбчатой диаграммы.
1 класс Сравнение и счет предметов
Признаки отличия, сходства предметов. Сравнение предметов по форме, размерам и другим признакам: одинаковые — разные; большой —
маленький, больше — меньше, одинакового размера; высокий — низкий, выше — ниже, одинаковой высоты; широкий — узкий, шире — уже,
одинаковой ширины; толстый — тонкий, толще — тоньше, одинаковой толщины; длинный — короткий, длиннее — короче, одинаковой
длины. Форма плоских геометрических фигур: треугольная, квадратная, прямоугольная, круглая. Распознавание фигур: треугольник, квадрат,
прямоугольник, круг.
Выполнение упражнений на поиск закономерностей.
Расположение предметов в пространстве: вверху — внизу, выше — ниже, слева — справа, левее — правее, под, у, над, перед, за, между,
близко — далеко, ближе — дальше, впереди — позади. Расположение предметов по величине в порядке увеличения (уменьшения).
Направление движения: вверх — вниз, вправо — влево. Упражнения на составление маршрутов движения и кодирование маршрутов по
заданному описанию. Чтение маршрутов.
Как отвечать на вопрос «Сколько?». Счет предметов в пределах 10: прямой и обратный. Количественные числительные: один, два, три и
т. д.
Распределение событий по времени: сначала, потом, до, после, раньше, позже.
Упорядочивание предметов. Знакомство с порядковыми числительными: первый, второй... Порядковый счет.
Множества и действия над ними
Множество. Элемент множества. Части множества. Разбиение множества предметов на группы в соответствии с указанными признаками.
Равные множества.
Сравнение численностей множеств. Сравнение численностей двухтрех множеств предметов: больше — меньше, столько же (поровну).
Что значит столько же? Два способа уравнивания численностей множеств. Разностное сравнение численностей множеств: На сколько
больше? На сколько меньше?
Точки и линии. Имя точки. Внутри. Вне. Между.
Подготовка к письму цифр.
Числа от 1 до10. Число 0. Нумерация
Название, образование, запись и последовательность чисел от 1 до 10. Отношения между числами (больше, меньше, равно). Знаки «>», «<»,
«=».
Число 0 как характеристика пустого множества.
Действия сложения и вычитания. Знаки «+» и «–». Сумма. Разность.
Стоимость. Денежные единицы. Монеты в 1 р., 2 р., 5 р., 10 р., их набор и размен.
Прямая. Отрезок. Замкнутые и незамкнутые линии. Треугольник, его вершины и стороны. Прямоугольник, квадрат.
Длина отрезка. Измерение длины отрезка различными мерками. Единица длины: сантиметр.
Обозначения геометрических фигур: прямой, отрезка, треугольника, четырехугольника. Сложение и вычитание
Числовой отрезок. Решение примеров на сложение и вычитание с помощью числового отрезка. Примеры в несколько действий без скобок.
Игры с использованием числового отрезка.
Способы прибавления (вычитания) чисел 1, 2, 3, 4 и 5.
Задача. Состав задачи. Решение текстовых задач в 1 действие на нахождение суммы, на нахождение остатка, на разностное сравнение, на
нахождение неизвестного слагаемого, на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц.
Сложение и вычитание отрезков.
Слагаемые и сумма. Взаимосвязь действий сложения и вычитания. Переместительное свойство сложения. Прибавление 6, 7, 8 и 9.
Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность. Нахождение неизвестного слагаемого. Вычитание 6, 7, 8 и 9.
Таблица сложения в пределах 10.
Задачи в 2 действия.
Масса. Измерение массы предметов с помощью весов. Единица массы: килограмм.
Вместимость. Единица вместимости: литр.
Числа от 11 до 20. Нумерация
Числа от 11 до 20. Название, образование и запись чисел от 11 до 20.
Десятичный состав чисел от 11 до 20. Отношение порядка между числами второго десятка.
Сложение и вычитание
Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток. Правила нахождения неизвестного уменьшаемого, неизвестного
вычитаемого. Таблица сложения до 20.
Сложение и вычитание однозначных чисел с переходом через десяток. Вычитание с переходом через десяток. Вычитание двузначных чисел.
Решение составных задач в 2 действия.
Единица длины: дециметр.
Сложение и вычитание величин.
Особенности содержания
Выделены два основных раздела:
1.Числа от 1 до 20. Число 0.
Сложение и вычитание (повторение).
Умножение и деление.
2.Числа от 0 до 100.
2 класс Нумерация.
Сложение и вычитание.
Умножение и деление круглых чисел.
РАЗДЕЛ 1
Числа от 1 до 20. Число 0
Изучение двух новых арифметических действий — умножения и деления — является основой курса математики 2 класса. Главный
залог успешного усвоения этого материала — глубокое и осмысленное понимание детьми конкретного смысла этих действий, раскрытие
связи умножения с уже изученным действием — сложением.
Подготовительная работа к введению новых действий начинается в конце первого года обучения, при изучении сложения и вычитания
чисел первого и второго десятков. Она сводится к решению соответствующих примеров и задач с опорой на действия с предметными
множествами. В процессе такой работы учащиеся осознают роль группового счёта (двойками, тройками и т. д.), усваивают его способы,
решают примеры на нахождение суммы одинаковых слагаемых.
РАЗДЕЛ 2
Числа от 0 до 100
В данном разделе обучающиеся знакомятся с устной и письменной нумерацией чисел от 21 до 100 и с приемами сложения и вычитания этих
чисел, применяя письменные способы вычислений.
Согласно принятой программе изучение нумерации чисел в пределах сотни проводится в два этапа: сначала изучается нумерация чисел от 11
до 20, а затем нумерация чисел от 21 до 100. Это обусловлено особенностями в образовании числительных, обозначающих в русском языке
числа от 21 до 100.
Для названий чисел от 11 до 20 употребляют сложные имена числительные, первая часть слова которых обозначает число отдельных единиц, а
вторая «дцать» — десяток. Образование числа происходит на основе сложения: 10 + 3 = тринадцать — три единицы да ещё десяток.
Для названий круглых десятков употребляют сложные имена числительные, обозначающие количество десятков в числе. Образование числа
происходит на основе умножения: 30 = 3 • 10 = тридцать = 3 раза по десять, или три десятка. Исключение: сорок, девяносто.
Названия остальных двузначных чисел образуются на основе употребления составных имён числительных, состоящих из двух слов: первое
слово обозначает разряд десятков, а второе — разряд единиц. Образование этих чисел происходит на основе умножения и сложения:
34 = 3 • 10 + 4 = тридцатьчетыре = 3 десятка да еще 4 единицы.
Знакомству с новой единицей длины — метром — предшествуют уроки, на которых учащиеся рассматривают старинные меры длины, учатся
пользоваться ими для измерения длин конкретных предметов и выясняя», что эти меры не являются универсальными, ибо не обеспечивают
однозначности результатов измерений. Весьма полезно на этих уроках познакомить детей с этимологией некоторых старинных русских мер длины. Например, слово сажень произошло от старославянского сажичти (протягивать руку), а слово верста — от слова вертеть, ибо
первоначально означало оборот плуга, т. е. расстояние, пропахиваемое за один раз в одну сторону; вершком на Руси называли отверстие в
избе, через которое выходил дым, возможно, поэтому как единица длины это слово означает верхнюю фалангу указательного пальца.
В конце второго полугодия несколько уроков отводится на ознакомление с задачами на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз. Эти
задачи являются, с одной стороны, объектом изучения и формирования смысла отношений «больше в...», «меньше в...», а с другой стороны —
связующим звеном между теорией и практикой обучения и средством развития познавательных способностей учащихся.
Решение задач на увеличение и уменьшение в несколько раз опирается на хорошее понимание конкретного смысла действий деления и
умножения и смысла отношений «больше в...», «меньше в...».
Раскрытие смысла отношений «больше в...», «меньше в...» и первичное ознакомление с решением простых задач на увеличение (уменьшение)
числа в несколько раз желательно провести с опорой на наглядность и действия с предметными множествами.
3 класс
Числа и действия над ними
Прибавление числа к сумме, суммы к числу. Вычитание числа из суммы, суммы из числа. Использование свойств сложения и вычитания для
рационализации вычислений.
Сотня как новая счётная единица. Счёт сотнями. Запись и названия круглых сотен и действия (сложение и вычитание) над ними. Счёт
сотнями, десятками и единицами в пределах 1000.
Название и последовательность трёхзначных чисел. Разрядный состав трёхзначного числа. Сравнение трёхзначных чисел. Приёмы сложения
и вычитания трёхзначных чисел, основанные на знании нумерации и способов образования числа.
Умножение и деление суммы на число, числа на сумму. Устные приёмы внетабличного умножения и деления. Проверка умножения и
деления. Внетабличные случаи умножения и деления чисел в пределах 100. Взаимосвязь между умножением и делением. Правила нахождения
неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя. Умножение и деление чисел в пределах 1000 в случаях, сводимых к
действиям в пределах 100. Делители и кратные. Чётные и нечётные числа. Деление с остатком. Свойства остатков.
Сложение и вычитание трёхзначных чисел с переходом через разряд (письменные способы вычислений).
Умножение и деление чисел на 10, 100. Умножение и деление круглых чисел в пределах 1000. Умножение трёхзначного числа на
однозначное (письменные вычисления). Деление трёхзначного числа на однозначное (письменные вычисления). Умножение двузначного числа
на двузначное (письменные вычисления). Деление на двузначное число. Решение простых и составных задач в 2—3 действия.
Задачи на кратное сравнение, на нахождение четвёртого пропорционального, решаемые методом прямого приведения к единице, методом
отношений, задачи с геометрическим содержанием.
Фигуры и их свойства
Обозначение фигур буквами латинского алфавита. Контуры. Равные фигуры. Геометрия на клетчатой бумаге. Фигурные числа. Задачи на восстановление фигур из частей и конструирование фигур с заданными свойствами.
Величины и их измерения
Единица длины: километр. Соотношения между единицами длины. Площадь фигуры и её измерение. Единицы площади: квадратный
сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр. Площадь прямоугольника. Единица массы: грамм. Соотношение между единицами массы.
Сравнение, сложение и вычитание именованных и составных именованных чисел. Перевод единиц величин.
4 класс
Раздел 1
ЧИСЛА ОТ 100 ДО 1000
Повторение и обобщение пройденного
Нумерация. Счет предметов. Разряды.
Четыре арифметических действия. Порядок их выполнения в выражениях, содержащих 2—4 действия.
Письменные приемы сложения и вычитания трехзначных чисел, умножения и деления на однозначное число.
Свойства диагоналей прямоугольника, квадрата.
Раздел 2
ЧИСЛА, КОТОРЫЕ БОЛЬШЕ 1000
Нумерация
Новая счетная единица — тысяча.
Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т. д.
Чтение, запись и сравнение многозначных чисел.
Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз.
Луч. Числовой луч.
Угол. Виды углов.
Величины
Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр, соотношения между ними.
Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр, ар, гектар,
соотношения между ними.
Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна, соотношения между ними.
Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век, соотношения между ними. Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности.
Сложение и вычитание
Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые сложением и вычитанием; сложение и вычитание с
числом 0; переместительное и сочетательное свойства сложения и их использование для рационализации вычислений; взаимосвязь между
компонентами и результатами сложения и вычитания; способы проверки сложения и вычитания.
Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное — в остальных случаях.
Сложение и вычитание величин.
Умножение и деление. Умножение и деление на однозначное число
Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые умножением и делением; случаи умножения с числами 1 и 0;
взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления; деление нуля и невозможность деления на нуль; переместительное,
сочетательное и распределительное свойства умножения; рационализация вычислений на основе перестановки множителей, умножения суммы
на число и числа на сумму; деления суммы на число; умножения и деления числа на произведение.
Приёмы письменного умножения и деления многозначных чисел на однозначное.
Решение задач на пропорциональное деление
Скорость, время, расстояние
Скорость. Единицы скорости.
Примеры взаимосвязей между величинами (время, скорость, путь при равномерном движении и др.)
Умножение и деление чисел, оканчивающихся нулями
Умножение числа на произведение.
Приёмы устного и письменного умножения и деления на числа оканчивающиеся нулями.
Перестановка и группировка множителей.
Умножение и деление на двузначное и трёхзначное число
Письменное умножение и деление на двузначное и трехзначное число (в пределах миллиона).
Повторение изученного
1. Нумерация и величины
Содержание работы:
Систематизация и обобщение знаний по нумерации: образование чисел в ряду; понятие числа, предшествующего данному и следующего
за ним; счёт предметов, разряды и классы, запись и чтение чисел, содержащих единицы нескольких классов, сравнение чисел.
Проверка умения записывать числа
Проверка усвоения таблиц умножения и деления и таблицы мер каждым учеником с помощью самостоятельных письменных
проверочных работ, математических диктантов и устного опроса. Учёт знаний таблиц каждым учеником, индивидуальная работа по восполнению обнаруженных пробелов.
Закрепление навыков письменных вычислений (решение на каждом уроке 2 – 3 примеров)
Закрепление знания правил о порядке выполнения действий.
2. Арифметические действия и порядок их выполнения. Сложение и вычитание. Умножение и деление.
Содержание работы:
Обобщение представлений об арифметических действиях и о порядке их выполнения. Систематизация знаний о действиях сложения
и вычитания – смысл действий, основные задачи, решаемые сложением и вычитанием, свойства сложения и вычитания, связь между
числами при сложении и вычитании, сложение с числом 0, вычитание 0 и с ответом 0
Обобщение и систематизация знаний о действиях умножения и деления (смысл действий, основные задачи, решаемые умножением и
делением, свойства умножения, связь между числами при умножении и делении, проверка этих действий, умножение с числом 0,
деление с числом 0, умножение и деление с числом 1)
Отработка умения выполнять письменное сложение и вычитание многозначных чисел
Проверка знания алгоритмов письменного сложения и вычитания многозначных чисел и умения применять их в практике вычислений
Закрепление навыков устных вычислений с числами в пределах 100 и в пределах 1000000 в случаях, сводимых к действиям в
пределах 100
Проверка навыков устных вычислений в пределах 100
Закрепление умения выполнять письменное умножение и деление на однозначное и двузначное число и умения выполнять проверку
вычислений
Отработка умения выполнять письменное умножение и деление многозначных чисел
Проверка знания алгоритма письменного умножения и деления на однозначное и двузначное число (все случаи) и умения применять
его на практике вычислений
Проверка навыков устных вычислений в пределах миллиона
Нахождение значений простейших выражений с буквой при заданном числовом значении буквы.
3. Решение задач изученных видов
Содержание работы:
Проверка умения решать простые задачи
Решение составных задач в два, три действия, в основе решения которых лежит знание взаимосвязи между такими величинами, как
цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние; ширина, длина прямоугольника и его площадь.
Следует отметить, что помимо включения этих основных вопросов на каждом уроке итогового повторения должна продолжаться
работа над закреплением, совершенствованием навыков письменного умножения и деления, особенно – на двузначное число, а также на более трудные случаи умножения и деления на однозначное число (с нулями во множимом, множителе, в конце записи делимого и в
середине записи частного). Отработка этих умений требует повседневных упражнений и должна осуществляться независимо от того,
какой теме посвящён данный урок. Должны также включаться упражнения, задания, вопросы, направленные на закрепление знания
нумерации (3 – 4 упражнения), совершенствование умений выполнять устные и письменные вычисления в выражениях, содержащих 2 –
4 действия (в том числе 2 – 3 примера на порядок действий с устными вычислениями и 1 – 2 – с письменными), решать как простые
задачи, так и составные (2 – 3 задачи).
Работа с информацией
Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; фиксирование, анализ полученной
информации. Построение простейших выражений с помощью логических связок и слов («и»; «не»; «если… то…»). Составление, запись и
выполнение простого алгоритма, плана поиска информации. Чтение и заполнение таблицы. Интерпретация данных таблицы. Чтение
столбчатой диаграммы.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Название темы
1 КЛАСС
№ п/п
1
2
3
Сравнение и счет предметов
Множества и действия с ними
Числа от 1 до 10. Число 0. Нумерация
Колво часов
12
9
25 4
5
1
2
3
4
5
6
7
3 КЛАСС
1
2
3
4
Числа от 1 до 10 Число 0 Сложение и вычитание
Числа от 11 до 20. Нумерация Сложение и вычитание
2 КЛАСС
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 20. ЧИСЛО 0. Сложение и вычитание (повторение)
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 20. ЧИСЛО 0. Сложение и вычитание
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 20. ЧИСЛО 0. Умножение и деление
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 100. Нумерация
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 100. Сложение и вычитание
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 100. Умножение и деление
Обобщение знаний
ЧИСЛА ОТ 0 ДО 100
Сложение и вычитание
ЧИСЛА ОТ 0 ДО 100. Умножение и деление
ЧИСЛА ОТ 100 ДО 1000. Нумерация
58
28
7
13
57
22
42
22
7
6
30
52
7 5
6
7
1
2
3
4
5
6
7
Сложение и вычитание
Умножение и деление. Устные приёмы вычислений
Умножение и деление. Письменные приёмы вычислений
4 КЛАСС
ЧИСЛА ОТ 100 до 1000. Повторение материала за курс 3 класса
ЧИСЛА ОТ 100 до 1000. Приёмы рациональных вычислений
ЧИСЛА ОТ 100 до 1000
ЧИСЛА, КОТОРЫЕ БОЛЬШЕ 1000. Нумерация
ЧИСЛА, КОТОРЫЕ БОЛЬШЕ 1000. Сложение и вычитание
ЧИСЛА, КОТОРЫЕ БОЛЬШЕ 1000. Умножение и деление.
Обобщение знаний
ИТОГО
19
8
14
18
23
18
15
14
60
11
642
Рабочая программа по математике 1 - 4 классы УМК "Перспектива"
Рабочая программа по математике 1 - 4 классы УМК "Перспектива"
Рабочая программа по математике 1 - 4 классы УМК "Перспектива"
Рабочая программа по математике 1 - 4 классы УМК "Перспектива"
Рабочая программа по математике 1 - 4 классы УМК "Перспектива"
Рабочая программа по математике 1 - 4 классы УМК "Перспектива"
Рабочая программа по математике 1 - 4 классы УМК "Перспектива"
Рабочая программа по математике 1 - 4 классы УМК "Перспектива"
Рабочая программа по математике 1 - 4 классы УМК "Перспектива"
Рабочая программа по математике 1 - 4 классы УМК "Перспектива"
Рабочая программа по математике 1 - 4 классы УМК "Перспектива"
Рабочая программа по математике 1 - 4 классы УМК "Перспектива"
Рабочая программа по математике 1 - 4 классы УМК "Перспектива"
Рабочая программа по математике 1 - 4 классы УМК "Перспектива"
Рабочая программа по математике 1 - 4 классы УМК "Перспектива"
Рабочая программа по математике 1 - 4 классы УМК "Перспектива"
Рабочая программа по математике 1 - 4 классы УМК "Перспектива"
Рабочая программа по математике 1 - 4 классы УМК "Перспектива"
Рабочая программа по математике 1 - 4 классы УМК "Перспектива"
Рабочая программа по математике 1 - 4 классы УМК "Перспектива"
Рабочая программа по математике 1 - 4 классы УМК "Перспектива"
Рабочая программа по математике 1 - 4 классы УМК "Перспектива"
Рабочая программа по математике 1 - 4 классы УМК "Перспектива"
Рабочая программа по математике 1 - 4 классы УМК "Перспектива"
Рабочая программа по математике 1 - 4 классы УМК "Перспектива"
Рабочая программа по математике 1 - 4 классы УМК "Перспектива"
Рабочая программа по математике 1 - 4 классы УМК "Перспектива"
Рабочая программа по математике 1 - 4 классы УМК "Перспектива"
Рабочая программа по математике 1 - 4 классы УМК "Перспектива"
Рабочая программа по математике 1 - 4 классы УМК "Перспектива"
Рабочая программа по математике 1 - 4 классы УМК "Перспектива"
Рабочая программа по математике 1 - 4 классы УМК "Перспектива"
Рабочая программа по математике 1 - 4 классы УМК "Перспектива"
Рабочая программа по математике 1 - 4 классы УМК "Перспектива"
Рабочая программа по математике 1 - 4 классы УМК "Перспектива"
Рабочая программа по математике 1 - 4 классы УМК "Перспектива"
Рабочая программа по математике 1 - 4 классы УМК "Перспектива"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.