УМК "Планета знаний " Авторы Башмаков, Нефедова, рабочая программа по математике. Разработана на 136 часов, 4 часа в неделю. Курс направлен на реализацию целей обучения математики в начальном звене. к программе прилагается календарно-тематическое планирование. Требования ФГОС и планируемые результаты учащихся
матем..docx
Математика
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике составлена на основе Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования и Программы общеобразовательных учреждений.
Начальная школа.1-4 классы. – Москва: АСТ: Астрель, 2011год «Планета знаний». Программа курса
«Математика» 1-4 классы. Авторы М. И. Башмаков, М. Г. Нефёдова.
Программа по математике в начальной школе относится к образовательной области «Математика».
Место учебного предмета в учебном плане
Количество часов в неделю по учебному плану - 4
Учебных недель - 34
Общее количество часов -136
Ценностные ориентиры
Ценностные ориентиры изучения предмета «Математика» в целом ограничиваются ценностью истины,
однако данный курс предлагает как расширение содержания предмета (компетентностные задачи, где
математическое содержание интегрировано с историческим и филологическим содержанием параллельных
предметных курсов Образовательной системы «Планета знаний» ), так и совокупность методик и технологий (в
том числе и проектной), позволяющих заниматься всесторонним формированием личности учащихся
средствами предмета «Математика» и, как следствие, расширить набор ценностных ориентиров.
сущности бытия, мироздания.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы,
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к
естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
страны и государства.
России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Общая характеристика учебного предмета.
Курс направлен на реализацию целей обучения математике в начальном звене, сформулированных в
Федеральном государственном стандарте начального общего образования. В соответствии с этими целями и методической концепцией авторов можно сформулировать три группы задач, решаемых в рамках данного
курса и направленных на достижение поставленных целей.
Учебные:
— формирование на доступном уровне представлений о натуральных числах и принципе построения
натурального ряда чисел, знакомство с десятичной системой счисления;
— формирование на доступном уровне представлений о четырех арифметических действиях: понимание
смысла арифметических действий, понимание взаимосвязей между ними, изучение законов арифметических
действий;
— формирование на доступном уровне навыков устного счета, письменных вычислений, использования
рациональных способов вычислений, применения этих навыков при решении практических задач (измерении
величин, вычислении количественных характеристик предметов, решении текстовых задач).
моделирование) и способами представления информации;
(текст, рисунок, схема, символическая запись, модель, таблица, диаграмма);
воображения, мышления, в том числе математических способностей школьников;
предметам;
понятиях, способах представления информации, способах решения задач.
Развивающие:
— развитие пространственных представлений учащихся как базовых для становления пространственного
— развитие логического мышления — основы успешного освоения знаний по математике и другим учебным
— формирование на доступном уровне обобщенных представлений об изучаемых математических
Общеучебные:
— знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, сравнение, измерение,
— формирование на доступном уровне умений работать с информацией, представленной в разных видах
— формирование на доступном уровне навыков самостоятельной познавательной деятельности;
— формирование навыков самостоятельной индивидуальной и коллективной работы: взаимоконтроля и
самопроверки, обсуждения информации, планирования познавательной деятельности и самооценки.
Сформулированные задачи достаточно сложны и объёмны. Их решение происходит на протяжении всех лет
обучения в начальной школе и продолжается в старших классах. Это обусловливает концентрический принцип
построения курса: основные темы изучаются в несколько этапов, причем каждый возврат к изучению той или
иной темы сопровождается расширением понятийного аппарата, обогащением практических навыков, более
высокой степенью обобщения.
несколько крупных разделов, которые, в свою очередь, подразделяется на несколько тем.
При этом учитываются необходимость преемственности с дошкольным периодом и основной школой,
Учебный материал каждого года обучения выстроен по тематическому принципу — он поделен на
Отбор содержания опирается на Федеральный государственный стандарт начального общего образования. Использование опережающего обучения позволяет в соответствии с принципом целостности включать
При отборе содержания учитывался принцип целостности содержания, согласно которому новый материал,
индивидуальные потребности школьников и обеспечение возможностей развития математических
способностей учащихся.
если это уместно, органично и доступно для учащихся, включается в систему более общих представлений по
изучаемой теме. Принцип целостности способствует установлению межпредметных связей внутри комплекта
«Планета знаний». Так, тема «Величины, измерение величин» в начале 2-го класса поддерживается в курсе
«Окружающий мир» изучением темы «Приборы и инструменты». Знакомство с летоисчислением и так
называемой «лентой времени» в курсе математики 3 класса обусловлено необходимостью её использования
при изучении исторической составляющей курса «Окружающий мир».
Важное место в курсе отводится пропедевтике как основного изучаемого материала, традиционного для
начальной школы, так и материала, обеспечивающего подготовку к продолжению обучения в основной школе.
Поэтому активно используются элементы опережающего обучения на уровне отдельных структурных единиц
курса: отдельных упражнений, отдельных уроков, целых тем.
новый материал, подлежащий обязательному усвоению, в систему более общих представлений. Это
способствует осмысленному освоению обязательного материала, позволяет вводить элементы
исследовательской деятельности в процесс обучения. На уровне отдельных упражнений: наблюдения над
свойствами геометрических фигур, формулирование (сначала с помощью учителя, а позже самостоятельно)
выводов, проверка выводов на других объектах. На уровне отдельных уроков: сопоставление и различение
свойств предметов, количественных характеристик (сопоставление периметра и площади, площади и объёма и
др.), выявление общих способов действий (например, «открытие» правила умножения чисел на 10, 100, 1000).
вариативности — который реализуется через деление материала учебников на инвариантную и вариативную
части.
материал, изучаемый на пропедевтическом уровне, но обязательный для ознакомления с ним всех учащихся.
Инвариантная часть обеспечивает усвоение предметных умений на уровне требований, обязательных для всех
учащихся. В учебниках ориентиром обязательного уровня освоения предметных умений могут служить
упражнения в рубрике «Проверочные задания» (1, 2 классы) и «Проверяем, чему мы научились» (3-4 классы).
дополнительное закрепление обязательного материала; материал, обеспечивающий индивидуальный подход в
обучении; материал, направленный на развитие познавательного интереса учащихся.
Своевременное развитие пространственных представлений помогает ребенку успешно адаптироваться в
социальной и учебной среде и влияет на усвоение базисных алгоритмов, которые облегчают его
взаимодействие с лавиной информации, которая обрушивается на него в современном обществе. Психологами
Вариативная часть включает материал на расширение знаний по изучаемой теме; задания на
Значительное место в курсе отводится развитию пространственных представлений учащихся.
Один из центральных принципов организации учебного материала в данном курсе — принцип
Инвариантная часть содержит новый материал, обязательный для усвоения его всеми учащимися, и Неравномерный темп развития дошкольников, индивидуальные особенности развития детей порождают
Особое значение задача развития пространственных представлений младших школьников получает в связи
установлено, что развитие пространственных представлений особенно эффективно для развития ребенка до
достижения им 9-летнего возраста.
с проблемами обучения так называемых правополушарных детей, к которым относятся не только левши, но и
дети, одинаково хорошо владеющие и левой, и правой рукой, а также правши с семейным левшеством.
Психологические программы коррекции развития этих детей во многом опираются на развитие
пространственных представлений.
большие сложности при обучении 6-летних детей. В целях обеспечения условий для развития каждого
первоклассника в курсе математики выделен длительный адаптационный период, соответствующий по
времени 1-й четверти обучения. В учебнике для 1 класса этот период представлен системой заданий,
нацеленных на развитие пространственных представлений учащихся. Адаптационный период дает учителю
возможность выровнять уровень дошкольной подготовки учащихся и подготовить их к дальнейшему обучению,
интенсивной учебной нагрузке.
В учебниках развитие пространственных представлений реализуется через систему графических
упражнений (1 класс), широкое использование наглядных моделей при изучении основного учебного
материала, обучение моделированию условий текстовых задач, повышенному вниманию к геометрическому
материалу.
двойственной природы числа и практического применения) отводится важная роль в развитии
пространственных представлений учащихся. Важную развивающую функцию имеют измерения в реальном
пространстве, моделирование изучаемых единиц измерения, развитие глазомера, измерение и вычисление
площади и объёма реальных предметов, определение скорости пешехода и других движущихся объектов и т.
д., а также решение задач прикладного характера.
округления измеряемых величин (до целого количества сантиметров, метров) позволяют учащимся
ориентироваться в окружающем мире, создают базу для формирования навыков самостоятельной
исследовательской деятельности.
содержанием традиционно составляет ядро математического образования младших школьников. В курсе
большое внимание уделяется формированию навыков сравнения чисел и устных вычислений, без которых
невозможно эффективное усвоение письменных алгоритмов вычислений.
В процессе обучения формируются следующие навыки устных вычислений: сложение и вычитание
однозначных чисел (таблица сложения); умножение однозначных чисел (таблица умножения) и
соответствующие случаи деления; вычисления в пределах 100; сложение и вычитание круглых чисел;
Изучению величин помимо традиционного для начального курса математики значения (раскрытие
Измерение реальных предметов связано с необходимостью округления величин. Элементарные навыки
Формирование вычислительных навыков и применение этих навыков для решения задач с практическим Обучение по данной программе нацелено на осознанный выбор способа решения конкретной задачи, при
умножение круглых чисел на однозначное число; умножение и деление на 10, 100, 1000; деление круглых
чисел в случаях, сводимых к таблице умножения (например, 240 : 30).
Обучение письменным алгоритмам вычислений не отменяет продолжения формирования навыков устных
вычислений, а происходит параллельно с ними. Особое внимание при формировании навыков письменных
вычислений уделяется прогнозированию результата вычислений и оценке полученного результата. При этом
используются приёмы округления чисел до разрядных единиц, оценка количества цифр в результате и
определение последней цифры результата и другие.
Учебники предоставляют широкие возможности для освоения учащимися рациональных способов
вычислений. Особое внимание уделяется оценке возможности применения разных способов вычислений и
выбору наиболее подходящего способа вычислений.
Большое значение уделяется работе с текстовыми задачами. Обучение решению текстовых задач имеет
огромное практическое и развивающее значение. Необходимо отметить, что развивающее значение имеют
лишь новые для учащихся типы задач и задачи, решение которых не алгоритмизируется. При решении таких
задач важную роль играют понимание ситуации, требующее развитого пространственного воображения, и
умение моделировать условие задачи (подручными средствами, рисунком, схемой). Обучение моделированию
ситуаций начинается с самых первых уроков по математике (еще до появления простейших текстовых задач) и
продолжается до конца обучения в начальной школе.
этом осваиваются как стандартные алгоритмы, так и обобщенные способы решения типовых задач, а также
универсальный подход, предполагающий моделирование условия и планирование хода решения задачи в
несколько действий.
При изучении геометрического материала учащиеся овладевают навыками работы с чертёжной линейкой,
угольником, циркулем, учатся изображать плоские и пространственные геометрические фигуры на клетчатой
бумаге. Сравнивая геометрические фигуры, учатся классифицировать их, выдвигать гипотезы о свойствах
фигур, проверять свои гипотезы. Используют геометрические представления при решении задач практического
содержания и при моделировании условий текстовых задач.
В целом материал инвариантной и вариативной частей нацелен на освоение не только предметных умений,
но и метапредметных умений (коммуникативных, регулятивных, познавательных).
Широкий спектр заданий направлен на формирование умений работать с информацией. Учащиеся
выделяют существенную информацию из текста, получают информацию из рисунков, таблиц, схем, диаграмм,
дополняют таблицы данными, достраивают диаграммы, сопоставляют информацию, представленную в разных
видах, находят нужную информацию при выполнении заданий на информационный поиск и в процессе
проектной деятельности.
контролировать свою и чужую деятельность, осуществлять пошаговый и итоговый контроль, используя
разнообразные приёмы; моделировать условия задач; планировать собственную вычислительную деятельность,
Учащиеся учатся сотрудничать при выполнении заданий в паре и в группе (проектная деятельность); решение задачи, участие в проектной деятельности; выявлять зависимости между величинами, устанавливать
аналогии и использовать наблюдения при вычислениях и решении текстовых задач; ориентироваться в
житейских ситуациях, связанных с покупками, измерением величин, планированием маршрута, оцениванием
временных и денежных затрат.
рубрики «Умеешь ли ты…».
Оценить достижения учащихся в освоении метапредметных умений к концу каждого года помогут задания
Учебники предоставляют возможности и для личностного развития школьников.
Большое значение для воспитания адекватной самооценки имеет возможность свободного выбора заданий
(задания из вариативной части учебника, материалы рубрик «Выбираем, чем заняться», «Играем с Кенгуру»).
Поначалу учащиеся выбирают задания, основываясь на своих интересах, но со временем обучаются оценивать
трудность предлагаемых заданий и выбирать задания с учетом собственных возможностей.
Строчки литературных произведений, репродукции картин известных художников, используемые в
учебниках, помимо знакомства с именами их создателей, дают возможность пробудить в ребёнке ощущение
единства, неразрывности мировой культуры, помогают создать представление о математике как части
общечеловеческой культуры и ощутить себя причастным к ней, дают пищу воображению, интуиции,
творческому импульсу.
Программа обеспечивается следующими учебными и методическими пособиями.
4 класс
М. И. Башмаков, М. Г. Нефёдова. Математика 4 класс. Учебник. В 2 ч. — М., АСТ, Астрель.
М. И. Башмаков, М. Г. Нефёдова. Математика 4 класс. Рабочие тетради № 1, 2. — М., АСТ, Астрель.
М. И. Башмаков, М. Г. Нефёдова. Обучение в 4 классе по учебнику «Математика». Методическое пособие. — М.,
АСТ, Астрель.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
освоения программы по математике
к концу 4 класса
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
o положительное отношение и интерес к изучению математики;
o ориентация на понимание причин личной успешности/неуспешности в освоении материала;
o умение признавать собственные ошибки;
o умение оценивать трудность предлагаемого задания;
могут быть сформированы: o адекватная самооценка;
o чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе (в ходе проектной
o восприятие математики как части общечеловеческой культуры;
o устойчивая учебно-познавательная мотивация учения.
деятельности);
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
o читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1 000 000;
o представлять многозначное число в виде суммы разрядных слагаемых;
o правильно и уместно использовать в речи названия изученных единиц длины (метр, сантиметр,
миллиметр, километр), площади (квадратный сантиметр, квадратный метр, квадратный километр),
вместимости (литр), массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), времени (секунда, минута, час, сутки,
неделя, месяц, год, век); единицами длины, площади, массы, времени;
метрических соотношений между ними; выражать величины в разных единицах измерения;
o сравнивать и упорядочивать изученные величины по их числовым значениям на основе знания
o выполнять арифметические действия с величинами;
o правильно употреблять в речи названия числовых выражений (сумма, разность, произведение,
частное); названия компонентов сложения (слагаемые, сумма), вычитания (уменьшаемое,
вычитаемое, разность), умножения (множители, произведение) и деления (делимое, делитель,
частное);
порядка выполнения действий;
o находить неизвестные компоненты арифметических действий;
o вычислять значение числового выражения, содержащего 3-4 действия на основе знания правил
o выполнять арифметические действия с числами 0 и 1;
o выполнять простые устные вычисления в пределах 1000;
o устно выполнять простые арифметические действия с многозначными числами;
o письменно выполнять сложение и вычитание многозначных чисел; умножение и деление
o проверять результаты арифметических действий разными способами;
o использовать изученные свойства арифметических действий при вычислении значений выражений;
o осуществлять анализ числового выражения, условия текстовой задачи и устанавливать зависимости
o понимать зависимости между: скоростью, временем движением и длиной пройденного пути;
между компонентами числового выражения, данными текстовой задачи;
стоимостью единицы товара, количеством купленных единиц товара и общей стоимостью покупки;
многозначных чисел на однозначные и двузначные числа; производительностью, временем работы и общим объёмом выполненной работы; затратами на
изготовление изделия, количеством изделий и расходом материалов;
o решать текстовые задачи в 2–3 действия: на увеличение/уменьшение/ количества; нахождение
суммы, остатка, слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого; нахождение произведения, деления на
части и по содержанию, нахождение множителя, делимого, делителя; на стоимость; движение
одного объекта; разностное и кратное сравнение;
o задачи в 1-2 действия на нахождение доли числа и числа по доле; на встречное движение и
движение в противоположных направлениях: на производительность; на расход материалов;
o распознавать изображения геометрических фигур и называть их (точка, отрезок, ломаная, прямая,
треугольник, четырёхугольник, многоугольник, прямоугольник, квадрат, куб, шар);
o различать плоские и пространственные геометрические фигуры;
o изображать геометрические фигуры на клетчатой бумаге;
o строить прямоугольник с заданными параметрами с помощью угольника;
o решать геометрические задачи на определение площади и периметра прямоугольника.
o выполнять умножение и деление на трёхзначное число;
o вычислять значения числовых выражений рациональными способами, используя свойства
арифметических действий;
o прогнозировать результаты вычислений; оценивать результаты арифметических действий разными
способами;
o решать текстовые задачи в 3–4 действия: на увеличение/уменьшение/ количества; нахождение
суммы, остатка, слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого; произведения, деления на части и по
содержанию; нахождение множителя, делимого, делителя; задачи на стоимость; движение одного
объекта; задачи в 1-2 действия на движение в одном направлении;
o видеть прямо пропорциональную зависимость между величинами и использовать её при решении
текстовых задач;
o решать задачи разными способами.
Учащиеся получат возможность научиться:
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
o удерживать цель учебной и внеучебной деятельности;
o учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала;
o использовать изученные правила, способы действий, приёмы вычислений, свойства объектов при
выполнении учебных заданий и в познавательной деятельности; o самостоятельно планировать собственную вычислительную деятельность и действия, необходимые
для решения задачи;
o осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов вычислений с опорой на знание
алгоритмов вычислений и с помощью освоенных приемов контроля результата (определение
последней цифры ответа при сложении, вычитании, умножении, первой цифры ответа и количества
цифр в ответе при делении);
o вносить необходимые коррективы в собственные действия по итогам самопроверки;
o сопоставлять результаты собственной деятельности с оценкой её товарищами, учителем;
o адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать её в работе над
ошибками.
Учащиеся получат возможность научиться:
o планировать собственную познавательную деятельность с учётом поставленной цели (под
o использовать универсальные способы контроля результата вычислений (прогнозирование
руководством учителя);
результата, приёмы приближённых вычислений, оценка результата).
Познавательные
Учащиеся научатся:
задачи;
o выделять существенное и несущественное в тексте задачи, составлять краткую запись условия
o моделировать условия текстовых задач освоенными способами;
o сопоставлять разные способы решения задач;
o использовать обобщённые способы решения текстовых задач (например, на пропорциональную
o устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий (продолжать ряд,
o осуществлять синтез числового выражения (восстановление деформированных равенств), условия
o конструировать геометрические фигуры из заданных частей; достраивать часть до заданной
o сравнивать и классифицировать числовые и буквенные выражения, текстовые задачи,
o понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграммы; дополнять
o находить нужную информацию в учебнике.
зависимость);
заполнять пустые клетки в таблице, составлять равенства и решать задачи по аналогии);
текстовой задачи (восстановление условия по рисунку, схеме, краткой записи);
геометрической фигуры; мысленно делить геометрическую фигуру на части;
геометрические фигуры по заданным критериям;
таблицы недостающими данными, достраивать диаграммы;
Учащиеся получат возможность научиться: действий;
и осваивать новые приёмы вычислений, способы решения задач;
o моделировать условия текстовых задач, составлять генеральную схему решения задачи в несколько
o решать задачи разными способами;
o устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, проводить аналогии
o проявлять познавательную инициативу при решении конкурсных задач;
o выбирать наиболее эффективные способы вычисления значения конкретного выражения;
o сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать её, использовать при
o находить нужную информацию в детской энциклопедии, Интернете;
o планировать маршрут движения, время, расход продуктов;
o планировать покупку, оценивать количество товара и его стоимость;
o выбирать оптимальные варианты решения задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями
выполнении заданий; переводить информацию из одного вида в другой;
(измерение величин, планирование затрат, расхода материалов).
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
o сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий;
осуществлять взаимопроверку; обсуждать совместное решение (предлагать варианты, сравнивать
способы вычисления или решения задачи); объединять полученные результаты (при решении
комбинаторных задач);
Учащиеся получат возможность научиться:
o задавать вопросы с целью получения нужной информации.
o учитывать мнение партнёра, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё
o выполнять свою часть обязанностей в ходе групповой работы, учитывая общий план действий и
o задавать вопросы с целью планирования хода решения задачи, формулирования познавательных
решение;
конечную цель;
целей в ходе проектной деятельности.
Содержание программы
4 класс (136 ч)
Числа и величины
Названия, запись, последовательность чисел до 1 000 000. Классы и разряды. Сравнение чисел. Масса, единицы массы (центнер). Метрические соотношения между изученными единицами массы. Сравнение
и упорядочивание величин по массе.
Время, единицы времени (век). Метрические соотношения между изученными единицами времени. Сравнение
и упорядочивание промежутков времени по длительности.
Арифметические действия
Сложение и вычитание в пределах 1 000 000. Умножение и деление на двузначные и трехзначные числа.
Рациональные приёмы вычислений (разложение числа на удобные слагаемые или множители; умножение на 5,
25, 9, 99 и т.д.). Оценка результата вычислений, определение числа цифр в ответе. Способы проверки
правильности вычислений.
Числовые и буквенные выражения. Нахождение значения выражения с переменной. Обозначение
неизвестного компонента арифметических действий буквой. Нахождение неизвестного компонента
арифметических действий (усложненные случаи).
Действия с величинами.
Текстовые задачи
Моделирование условия задач на движение. Решение задач, содержащих однородные величины.
Решение текстовых задач: разностное и кратное сравнение, движение в противоположных направлениях;
определение объёма работы, производительности и времени работы, определение расхода материалов.
Геометрические фигуры и величины
Плоские и пространственные геометрические фигуры. Куб. Изображение геометрических фигур на
клетчатой бумаге.
Метрические соотношения между изученными единицами длины. Сравнение и упорядочивание величин по
длине.
Единицы площади (ар, гектар). Метрические соотношения между изученными единицами площади.
Сравнение и упорядочивание величин по площади.
Формулы периметра и площади прямоугольника. Решение задач на определение периметра и площади. Работа с данными
Информация, способы представления информации, работа с информацией (сбор, передача, хранение). Виды
диаграмм (столбчатая, линейная, круговая). Планирование действий (знакомство с понятием «алгоритм»).
Учебно тематический план
На уроки
9
Всего часов
10
Контрольные
работы
1
№п/
п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Наименование раздела
Сложение и вычитание
многозначных чисел.
Нумерация,состав многозначных
чисел.
Сложение и вычитание
многозначных чисел.
Длина и её измерение
Умножение многозначных чисел.
Умножение на однозначное
число
Деление на однозначное число
Геометрические фигуры
Масса и её измерение
Умножение многозначных чисел
Площадь и её измерение
Деление многозначных чисел
Время и его измерения
Работа с данными
Обзор курса математики. Числа
и величины
Арифметические действия
Фигуры и величины
Решение текстовых задач
Комплексное повторение
изученного
Итого:
14
10
7
12
8
4
12
5
14
4
6
7
7
5
6
5
136ч
13
8
6
11
7
4
12
4
13
3
5
7
6
4
6
4
122
1
2
1
1
1
0
0
1
1
1
1
0
1
1
0
1
14 Календарно тематическое планирование по математике
№ Раздел, тема урока
1
2
3
4
5
6
Десятичная система
чисел
Классы
Классы и разряды
Таблица разрядов
Сравнение
многозначных чисел
Закрепление
изученного
Кол
во
часов
1
Дата
проведени
я
04.09
1
1
1
1
1
05.09.
06.09.
07.09.
10.09
11.09.
Тип урока
Элементы содержания (понятия)
Вид, форма
контроля
Урок обобщения и
систематизации знаний
Урок повторения и
обобщения знаний и
умений
Урок повторения и
обобщения знаний и
умений
Урок повторения и
обобщения знаний и
умений
Урок повторения и
обобщения знаний и
умений
комбинированный
Принцип построения системы чисел
фронтальный
Классы единицы, тысячи, миллионы,
миллиарды
текущий
Устанавливать закономерности при разложении
чисел на разрядные слагаемые, классы, разряды
текущий
Раскладывать многозначные числа на
разрядные слагаемые и записывать
многозначные числа, таблица разрядов.
Сравнивать многозначные числа , складывать и
вычитать круглые числа с опорой на знание
разрядного состава
Выполнять вычисления устно и письменно с
многозначными числами, проверять результат
фронтальный
текущий
фронтальный 7
8.
9
Закрепление
изученного: Сколько
человек на земле?
Контрольная работа
по теме
"Многозначные числа"
Работа над ошибками,
Отработка
вычислительных
навыков
10 Сложение и вычитание
разрядных слагаемых
Сложение круглых
чисел
11
12
13 Сложение и вычитание
по разрядам
14
Закрепление
изученного по теме:
"Сложение и
вычитание
многозначных чисел"
15 Проверочная работа
16 Письменное сложение
и вычитание
многозначных чисел
17 Вычитание из
круглого числа
18 Свойства сложения
19 Использование
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
12.09
13.09
18.09
19.09
20.09
21.09
25.09
26.09
27.09
28.09
02.10
03.10
04.10
Урок повторения и
обобщения знаний и
умений
Урок повторения и
обобщения знаний и
умений
Урок контроля знаний и
умений
Урок систематизации
полученных знаний
Урок ознакомления с
новым материалом
Урок повторения и
обобщения знаний и
умений
Урок повторения и
обобщения знаний и
умений
Урок повторения и
обобщения знаний и
умений
Урок повторения и
обобщения знаний и
умений
Урок повторения и
обобщения знаний и
умений
Урок повторения и
обобщения знаний и
умений
Урок ознакомления с
Многозначные числа, классы, разряды
итоговый
Многозначные числа классы, разряды, устные и
письменные вычисления с ними, проверка
вычисления
Проверить знания учащихся по теме
текущий
итоговый
Коррекция знаний
Чтение, запись многозначных
чисел, разрядные слагаемые
Складывать и вычитать многозначные числа с
опорой на знание разрядного числа
выборочный
текущий
фронтальный
Сложение и вычитание чисел по разрядам
текущий
Классы, разряды, круглые числа, многозначные
числа
тематический
Сложение и вычитание многозначных чисел
фронтальный
Сложение и вычитание многозначных чисел
письменно
текущий
Переместительное и сочетательное свойство
сложения
тематический
Вычитание числа из суммы и суммы из числа,
текущий свойств сложения и
вычитания при
вычислениях
20 Нахождение
неизвестного
компонента сложения
и вычитания
Закрепление
изученного по теме:
"Сложение и
вычитание
многозначных чисел"
22 Контрольная работа
21
по теме:
" Сложение и
вычитание
многозначных чисел"
Работа над ошибками.
Повторение по теме: "
Сложение и вычитание
многозначных чисел"
23
24 Соотношения между
единицами
длины( метр,
километр)
Решение задач на
определение длины
пути
25
26 Соотношения между
единицами длины
27 Соотношение между
единицами длины
28 Периметр
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
05.10
09.10
10.10
11.10
12.10
16.10
17.10
18.10
19.10
новым материалом
вычитание 0
Урок повторения и
обобщения знаний и
умений
Урок повторения и
обобщения знаний и
умений
Компоненты сложения и вычитания,
нахождение неизвестного компонента
фронтальный
Компоненты сложения и вычитания
текущий
Урок контроля знаний и
умений
Выполнять вычисления по изученной теме
итоговый
Урок повторения и
обобщения знаний и
умений
Способы сложения и вычитания многозначных
чисел, решение уравнений, тестовых задач
фронтальный
Длина и её измерение 10 ч
Урок ознакомления с
новым материалом
Метр, километр, сложение и вычитание
величин
Урок ознакомления с
новым материалом
Решение задач, в которых используются
единицы длины
текущий
текущий
комбинированный
комбинированный
Урок повторения и
Сравнение величин, сложение и вычитание
величин
Сравнение величин, сложение и вычитание
величин
Решение задач на нахождение периметра
фронтальный
текущий
текущий многоугольника
29
30
Закрепление
изученного:
переводим единицы
длины
31 Контрольная работа за
32
33,
34
1 четверть
Работа над ошибками
Отработка
вычислительных
навыков
Закрепление по теме:
"Длина и её
измерение"
35 Письменное
умножение
36 Свойства умножения
37 Умножаем круглые
числа
38 Умножаем на круглые
числа
39 Площадь
прямоугольника
40 Контрольная работа
41
по теме:
" Умножение на
однозначное число"
Работа над ошибками,
Повторение по теме:"
Умножение на
однозначное число"
2
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
23.10
24.10
25.10
26.10
06.11
07.11
08.11
09.11
13.11
14.11
15.11
16.11
19.11
обобщения знаний и
умений
Урок повторения и
обобщения знаний и
умений
Урок контроля знаний и
умений
Урок повторения и
обобщения знаний и
умений
Использование мер длины при решении задач и
выражений
фронтальный
Применять полученные знания на практике:
периметр, единицы длины
Периметр, единицы длины, решение тестовых
задач
итоговый
текущий
Арифметические действия с единицами длины,
решение задач на нахождение периметра
Урок повторения и
обобщения знаний и
умений
Умножение на однозначное число 7 ч.
Урок ознакомления с
новым материалом
комбинированный
Урок ознакомления с
новым материалом
Урок повторения и
обобщения знаний и
умений
комбинированный
Умножение многозначных чисел на
однозначное число
Переместительное, сочетательное,
распределительное свойства умножения
Умножение круглого числа на многозначные
числа
Умножение круглого числа на многозначные
числа
Формула площади
Урок контроля знаний и
умений
Площадь, формула площади
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
итоговый
Урок повторения и
обобщения знаний и
умений
Длина стороны прямоугольника, площадь
текущий 42 Письменное деление
43 Письменное деление
многозначного числа
44 Свойства деления.
45
46
47
48
49
делим круглые числа.
Нахождение
неизвестного
компонента
умножения и деления
Закрепление
изученного : "
Умножение и деление
многозначных чисел
на однозначное число"
50 Деление чисел в
записи которых
встречаются нули
51 Деление чисел (случай
нуль в середине
частного)
52 Деление круглых
53
чисел
Закрепление
изученного.
54 Контрольная работа
по теме:
" Умножение и
деление многозначных
чисел"
Работа над ошибками.
Повторение по теме:"
Умножение и деление
многозначных чисел
55
20.11
21.11
22.11
27.11
28.11
29.11
30.11
04.12
05.12
06.12
07.12
11.12
12.12
13.12
1
1
1
3
2
1
1
1
1
1
1
Урок ознакомления с
новым материалом
Урок ознакомления с
новым материалом
Урок ознакомления с
новым материалом
Урок ознакомления с
новым материалом
Алгоритмы письменного деления
текущий
Деление многозначных чисел на однозначное
число
Деление суммы на число, деление с числами 0
и 1
Компоненты умножения и деления, алгоритм
нахождения неизвестных чисел
фронтальный
текущий
текущий
Урок повторения и
обобщения знаний и
умений
Компоненты умножения и деления, алгоритм
умножения и деления многозначных чисел на
однозначное число
Урок ознакомления с
новым материалом
Компоненты умножения и деления, алгоритм
деления чисел в записи которых есть нули
Урок ознакомления с
новым материалом
Деление чисел, в записи которых встречаются
нули
фронтальный
текущий
текущий
Урок ознакомления с
новым материалом
Урок повторения и
обобщения знаний и
умений
Урок контроля знаний и
умений.
Урок повторения и
обобщения знаний и
умений
Деление круглых чисел
фронтальный
Умножение и деление многозначных чисел
тематический
Умножение и деление многозначных чисел
Итоговый
Умножение и деление многозначных чисел
текущий на однозначное число"
56
Геометрические
фигуры
57 Четырехугольники
58
Решение задач на
нахождение площади
и периметра
прямоугольника
59 Треугольники
60 Куб
61
Закрепление
изученного по теме: "
Геометрические
фигуры"
62 Контрольная работа за
2 четверть
63. Работа над ошибками,
Повторение по теме "
Геометрические
фигуры"
64 Повторение
изученного
65 Центнер
66 Соотношения между
67
единицами массы
Решение текстовых
задач
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
14.12
18.12
19.12
20.12
21.12
25.12
25/12
26/12
27.12
15.01
16.01
17.01
Геометрические фигуры 8 ч.
комбинированный
Урок ознакомления с
новым материалом
Урок повторения и
обобщения знаний и
умений
Урок ознакомления с
новым материалом
Урок ознакомления с
новым материалом
Урок повторения и
обобщения знаний и
умений
Урок контроля знания и
умений
Урок повторения и
обобщения знаний и
умений
Урок повторения и
обобщения знаний и
умений
Геометрические фигуры: плоские и
пространственные
Свойства прямоугольника, стороны
прямоугольника
Усложненные задачи на нахождение площади
периметра прямоугольника
текущий
текущий
фронтальный
Виды треугольника, решение усложненных
задач на определение площади и периметра
Многогранники. Куб
текущий
текущий
Общие свойства разных четырехугольников, их
различия
фронтальный
Площадь периметр геометрических фигур
итоговый
Площадь периметр геометрических фигур
Текущий
Площадь периметр геометрических фигур
текущий
Масса и её измерение 4 ч
Урок ознакомления с
новым материалом
Урок ознакомления с
новым материалом
комбинированный
Сравнивать и переводить единицы массы
Сравнивать и переводить единицы
Решение задач, содержащих единицы массы,
решение уравнений
текущий
фронтальный 21.01
22.01
23.01
24.01
28.01
29.01
30.01
31.01
68
Закрепление
изученного по теме:
"Масса и её
измерение"
70 Умножение круглых
чисел
71 Приёмы умножения
72
73,
74
Задачи на движение в
противоположных
направлениях
Закрепление
изученного
75 Умножение на
трёхзначное число
Значение
произведения
76
77
Повторение по теме"
Умножение на
двузначное,
трехзначное число"
78 Практическая работа
79 Контрольная работа
по теме: "Умножение
многозначных чисел"
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
Урок повторения и
обобщения знаний и
умений
Арифметические действия с величинами,
решение тестовых задач
Умножение многозначных чисел 12ч
Урок ознакомления с
новым материалом
комбинированный
Алгоритм умножения на двузначное число
Умножение на двузначное число, решение
тестовых задач разными способами
текущий
текущий
текущий
выборочный
Урок ознакомления с
новым материалом
Решение задач на движение в противоположных
направлениях
текущий
Урок повторения и
обобщения знаний и
умений
Урок ознакомления с
новым материалом
Урок ознакомления с
новым материалом
Решение задач на движение в противоположных
направлениях, умножение на двузначное число
тематический
Алгоритм умножения на трёхзначное число,
нахождение значения выражения в 3 4 действия
нахождение значения выражения в 3 4
действия, решение задач на пропорциональную
зависимость
Алгоритм умножения на трехзначное число,
нахождение значения выражений, решение задач
текущий
фронтальный
тематический
04.02
комбинированный
05.02
комбинированный
Алгоритм умножения на трехзначное число,
нахождение значения выражений, решение задач
06.02
Урок контроля знаний и
умений
умножения на трехзначное число, нахождение
значения выражений, решение задач
фронтальный
итоговый 80. Работа над ошибками.
Отработка
вычислительных
навыков
1
07.02
комбинированный
умножения на трехзначное число, нахождение
значения выражений, решение задач
фронтальный
Площадь и её измерение 5 ч
81 Единицы площади
(квадратный метр)
82 Единицы площади
11.02
1
1
(квадратный метр, дм,
см)
12.02
84 Единицы площади:
85
(ар, гектар,
квадратный км)
Закрепление
изученного по теме: "
Площадь и её
измерение"
1
1
86
87
88
89
90
Деление действие,
обратное умножению 1
Деление с остатком
Нуль в середине
частного
Деление
многозначного числа
на двузначное
Закрепление
изученного
1
1
1
1
91,9
Закрепление
13.02
14.02
18.02
19.02
20.02
21.02
25.02
26.02
Урок ознакомления с
новым материалом
Урок повторения и
обобщения знаний и
умений
Урок ознакомления с
новым материалом
Квадратный метр, нахождение площади
прямоугольника
Вычислять площадь прямоугольника ,
переводить единицы площади, решать задачи на
нахождение площади
Площадь прямоугольника, действия с
именованными числами.
текущий
текущий
текущий
Урок повторения и
обобщения знаний и
умений
Площадь прямоугольника, действия с
именованными числами. решение задач на
нахождение площади
тематический
Деление многозначных чисел 14 ч
Урок ознакомления с
новым материалом
Урок повторения и
обобщения знаний и
умений
Урок ознакомления с
новым материалом
Взаимосвязь умножения и деления
Деление на двузначное число с остатком
Деление на двузначное число, расход
материалов
Урок ознакомления с
новым материалом
Выполнять деление многозначных чисел на
двузначное число
Урок повторения и
обобщения знаний и
умений
Урок повторения и
Разряд, вычисления в столбик
Деление на двузначное число, расход
текущий
фронтальный
текущий
текущий
тематический 2
93
94
95
96
97
98
99
изученного
Расширение понятия
"скорость"
Производительность
труда
Деление на
трёхзначное число
Оцениваем результат
вычислений
Повторение по теме:
" деление
многозначных чисел"
Контрольная работа
по теме: "Деление
многозначных чисел"
Работа над
ошибками,
Повторение по теме:
" деление на
многозначное число"
100
Единицы времени
101 Календарь и часы
102. Контрольная работа
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
27. 02
28.02
04.03
05.03
06.03
07.03
11.03
12.03
13.03
14.03
18.03
обобщения знаний и
умений
Урок ознакомления с
новым материалом
Урок ознакомления с
новым материалом
Урок ознакомления с
новым материалом
Урок ознакомления с
новым материалом
Урок повторения и
обобщения знаний и
умений
Урок контроля знаний и
умений
Урок повторения и
обобщения знаний и
умений
материалов, вычислять значение выражений в 3
4 действия, решение задач на движение
Моделирование условия задач на движение
Определять общий объём работы,
производительность труда
Деление на трёхзначное число, решение задач
Деление на трёхзначное число, решение задач на
производительность
Деление на трёхзначное число, решение задач на
производительность
Деление на трехзначное число, решение
тестовых задач, уравнений
Деление на трехзначное число, решение
тестовых задач, уравнений
фронтальный
текущий
текущий
текущий
фронтальный
тематический
итоговый
текущий
Время и его измерение 4 ч
Урок повторения и
обобщения знаний и
умений
Урок повторения и
обобщения знаний и
умений
Урок контроля знаний и
умений
Сравнение единиц времени, арифметические
действия с именованными числами
Век. перевод единиц времени, решение
примеров и задач
Умножение и деление на двузначные и
трехзначные числа, задачи на движение и
текущий
текущий
итоговый 19.03
комбинированный
нахождения площади, решение уравнений,
сравнение величин
Умножение и деление на двузначные и
трехзначные числа, задачи на движение и
нахождения площади, решение уравнений,
сравнение величин
фронтальный
Работа с данными 6 ч.
103. Работа над
ошибками.
повторение
изученного
104 Представление
информации
Работа с таблицами
105
106 Диаграммы
107 Планирование
действий
108 Контроль и проверка
правильности
результатов
вычисления
Закрепление
изученного по теме:
" Работа с данными"
109
110 Чтение и запись
чисел
111 Сравнение чисел
112
Задачи на сравнение
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
20.03
21.03
03.04
04.04
05.04
06.04
10.04
11.04
Урок ознакомления с
новым материалом
Урок ознакомления с
новым материалом
Урок ознакомления с
новым материалом
Урок ознакомления с
новым материалом
Урок ознакомления с
новым материалом
Урок повторения и
обобщения знаний и
умений
Текст, таблица, схема. рисунок
Заполнение таблиц и нахождение нужной
информации
Ориентироваться в диаграммах, графиках
Ориентироваться в диаграммах, графиках,
находить нужную информацию
Проверка правильности результатов вычисления
текущий
текущий
текущий
тематический
текущий
Выполнять действия с многозначными числами,
решать задачи, уравнения
Обзор курса математики 26 ч
Числа и величины 7 ч
Урок повторения и
обобщения знаний и
умений
Урок повторения и
обобщения знаний и
умений
Урок повторения и
обобщения знаний и
умений
Чтение, запись, сравнение многозначных чисел
Разложение многозначных чисел и их сравнение
Решение задач на разностное и кратное
сравнение
итоговый
текущий
текущий
текущий 113 Масса и вместимость
114
Единицы измерения
времени
115 Контрольная работа
116
по теме:"Числа и
величины"
Работа над
ошибками.
Повторение по теме:
" Числа и величины"
117 Сложение и
вычитание
118 Умножение и
деление
1
1
1
1
1
1
Числовые выражения 1
119
120
Свойства
арифметических
действий
1
1
1
121 Способы проверки
вычислений
Контрольная работа
по теме:
"Арифметические
действия"
Работа над
ошибками,
122
123
Урок повторения и
обобщения знаний и
умений
Урок повторения и
обобщения знаний и
умений
Урок контроля знаний и
умений
Урок повторения и
обобщения знаний и
умений
Урок повторения и
обобщения знаний и
умений
Урок повторения и
обобщения знаний и
умений
Урок повторения и
обобщения знаний и
умений
Урок повторения и
обобщения знаний и
умений
Урок повторения и
обобщения знаний и
умений
Урок контроля знаний,
умений
Действия с именованными числами
Единицы времени, решение задач на
производительность
текущий
фронтальный
Переводить единицы массы. вместимости,
времени, выполнять действия с именованными
числами, решать тестовые задачи
Переводить единицы массы. вместимости,
времени, выполнять действия с именованными
числами, решать тестовые задачи
Сложение и вычитание многозначных чисел,
способы проверки, решение текстовых задач
Умножение и деление на двузначные,
трехзначные числа, решение задач
Порядок действий в числовых выражениях
Соотносить законы арифметических действий,
решение числовых выражений
Порядок действий, проверка вычислений
итоговый
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
Порядок действий, решение уравнений, задач
итоговый
Урок повторения и
обобщения знаний и
Порядок действий с именованными числами,
задачи на разностное и кратное сравнение
12.04
13.04
17.04
18.04
19.04
20.04
24.04
25.04
26.04
27.04
28.04 Свойства геометрических фигур
тематический
текущий
Нахождение периметра и площади
геометрических фигур, их построение
выборочный
Находить площадь и периметр геометрических
фигур
текущий
Проверка знаний учащихся
итоговый
повторение по теме:"
Арифметические
действия"
124
125
Распознавание
геометрических
фигур
Построение
геометрических
фигур
127 Измерение площади
128 Итоговая
комплексная работа
129
Работа над
ошибками
130
131
132
133
Решение текстовых
задач
Решение задач на
движение
Решение задач на
производительность
Решение задач на
доли
134 Итоговая
контрольная работа
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
02.05
03.05
04.05
05.05
10.05
11.05
12.05
13.05
15.05
16.05
умений
Урок повторения и
обобщения знаний и
умений
Урок повторения и
обобщения знаний и
умений
Урок повторения и
обобщения знаний и
умений
Урок повторения и
обобщения знаний и
умений
Урок повторения и
обобщения знаний и
умений
Урок повторения и
обобщения знаний и
умений
Урок повторения и
обобщения знаний и
умений
Урок повторения и
обобщения знаний и
умений
Урок повторения и
обобщения знаний и
умений
Коррекция пробелов учащихся
Задачи на нахождение доли числа и числа по
доле
Формулы движения, схемы
Решение задач на производительность
Решение задач различного содержания
текущий
текущий
текущий
выборочный
текущий
итоговый
Урок контроля знаний,
умений
Подбор заданий на прохождение программы 4
класса 135
Работа над
ошибками
Комплексное
повторение
136
17.05
21.05
1
1
Урок повторения и
обобщения знаний и
умений
Урок повторения и
обобщения знаний и
умений
Коррекция ошибок, подбор для учащихся
индивидуальных заданий
тематический
Индивидуальная работа с учащимися
тематический
Рабочая программа по математике 4 класс
Рабочая программа по математике 4 класс
Рабочая программа по математике 4 класс
Рабочая программа по математике 4 класс
Рабочая программа по математике 4 класс
Рабочая программа по математике 4 класс
Рабочая программа по математике 4 класс
Рабочая программа по математике 4 класс
Рабочая программа по математике 4 класс
Рабочая программа по математике 4 класс
Рабочая программа по математике 4 класс
Рабочая программа по математике 4 класс
Рабочая программа по математике 4 класс
Рабочая программа по математике 4 класс
Рабочая программа по математике 4 класс
Рабочая программа по математике 4 класс
Рабочая программа по математике 4 класс
Рабочая программа по математике 4 класс
Рабочая программа по математике 4 класс
Рабочая программа по математике 4 класс
Рабочая программа по математике 4 класс
Рабочая программа по математике 4 класс
Рабочая программа по математике 4 класс
Рабочая программа по математике 4 класс
Рабочая программа по математике 4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.