Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
c редняя общеобразовательная школа № 43 имени М.Н.Тараринаг.Шахты
Ростовской области
«Утверждаю»
Директор МБОУ
СОШ № 43
Приказ от 28.08.2017г.
№
Подпись
руководителя________
________
Поддашкина М.А.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по математике
Уровень общего образования (класс) : основное общее , 5 А, 5Б
класс
Количество часов 170
Учитель Падафет Наталья Николаевна
Программа разработана на основе Федерального Государственного
образовательного стандарта основного общего образования и «Примерные
программы основного общего образования. Математика» М.: Просвещение,
2016, учебного плана на текущий учебный год, с учетом авторской программы
по математике С.М. Никольского, М.К. Потапова, Н.Н. Решетникова, А.В.
Шевкина. 20172018 учебный год
Рабочая программа по математике для 5 класса разработана на основе примерной
Раздел 1. Пояснительная записка
программы по математике основного общего образования.
В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовнонравственного
развития и воспитания личности гражданина России, программы развития и формирования
универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской
гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу
для саморазвития обучающихся, коммуникативных качеств личности. При разработке
рабочей программы по математике на 20162017учебный год использовались следующие
нормативные документы:
Конституция РФ;
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об образовании в
Российской Федерации».
«Типовое положение об общеобразовательном учреждении», утверждено
постановлением Правительства РФ от 19.03.01 № 196
«Федеральный базисный учебный план общего образования», утверждён
приказом Минобразования России от 9 марта 2004 года № 1312.
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального
общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ
Минобразования России от 05.03.2004 №1089);
Приказ Министерства образования РФ № 253 от 10.08.2017 г. «Об утверждении
федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию
в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих
образовательные программы общего образования и имеющих государственную
аккредитацию на 20162017 учебный год».
Приказ Министерства образования и науки Ростовской области от 30.04.2014 №
263 «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений
Ростовской области на 2017-2018учебный год».
Приказ Министерства образования и науки Ростовской области от 08.08.2014 №
24/4.11485« О примерном порядке утверждения и примерной структуре рабочих
программ» .
Приказ Министерства образования и науки Ростовской области от 05.08.2014 №
503 « О признании утратившим силу приказа минобразования Ростовской
области» .
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №
189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.282110 «Санитарноэпидемиологические
требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных
учреждениях».
Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней
общеобразовательной школы № 43 имени М.Н. Тарарина г. Шахты Ростовской
области ( новая редакция).
Образовательная программа МБОУ СОШ№ 43 г. Шахты.
2 Учебный план МБОУ СОШ № 43 г. Шахты на 2017-2018учебный год.
Положение «О структуре, содержании, порядке разработки и утверждения рабочих
программ учебных курсов, предметов, дисциплин в МБОУ СОШ №43 », решение
педсовета МБОУ СОШ №43 г. Шахты от 29 августа 2017 г.
Перечень программно методического комплекса МБОУ СОШ №43 г. Шахты на
20172018
1. Пояснительная записка к рабочей программе учебного курса
Выбор данной авторской программы и учебнометодического комплекса обусловлен
с преемственностью целей образования, логикой внутрипредметных связей, а также с
возрастными особенностями развития учащихся, и опираются на вычислительные умения и
навыки учащихся, полученные на уроках математики 1 – 4 классов, на знания учащимися
основных свойств на все действия.
Рабочая программа имеет целью обновление требований к уровню подготовки
школьников в системе естественноматематического образования, отражающее важнейшую
особенность педагогической концепции государственного стандарта переход от суммы
«предметных результатов» к « метапредметным результатам». Способствует решению
следующих задач изучения математики ступени основного образования:
приобретение математических знаний и умений:
овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельности:
рефлексивной,
освоение компетенций учебнопознавательной,
личностного саморазвития, ценностноориентационной и профессиональнотрудового
выбора
коммуникативной,
Новизна данной программы определяется тем, что в основе построения данного
курса лежит идея гуманизации обучения, соответствующая современным представлениям о
целях школьного образования и уделяющая особое внимание личности ученика, его
интересам и способностям. Предлагаемый курс позволяет обеспечить формирование как
предметных умений, так и универсальных учебных действий школьников, а также
способствует достижению определённых во ФГОС личностных результатов, которые в
дальнейшем позволят учащимся применять полученные знания и умения для решения
различных жизненных задач.
Обучение математике в основной школе направлено на достижение следующих
целей:
в направлении личностного развития:
формирование представлений о математике, как части общечеловеческой культуры,
развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к
формирование интеллектуальной честности и объективности, способности к
•
о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
•
умственному эксперименту;
•
преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
•
ность принимать самостоятельные решения;
•
информационном обществе;
•
развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
в метапредметном направлении:
воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способ
формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном
3 •
развитие представлений о математике как форме описания и методе познания
действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта
математического моделирования;
•
формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для
математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных
сфер человеческой деятельности;
в предметном направлении:
• овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолже
ния образования, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
• создание фундамента для математического развития, формирования механизмов
мышления, характерных для математической деятельности.
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается
применением следующих педагогических технологий обучения:
личностно
ориентированная (педагогика сотрудничества), позволяющую увидеть уровень обученности
каждого ученика и своевременно подкорректировать её; технология уровневой
дифференциации, позволяющая ребенку выбирать уровень сложности, информационно
коммуникационная технология, обеспечивающая формирование учебнопознавательной и
информационной деятельности учащихся.
Внеурочная деятельность по предмету предусматривается в формах: факультатив,
элективный курс по предмету, участие в конкурсах, творческие проекты.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом ОУ в форме в
форме годовых контрольных работ.
2. О
бщ
ая характеристик
а учебного предмета
Содержание математического образования применительно к основной школе
представлено в виде следующих содержательных разделов. Это арифметика; алгебра;
функции; вероятность и статистика; геометрия. Наряду с этим в содержание основного
общего образования включены два дополнительных методологических раздела: логика и
множества; математика в историческом развитии, что связано с реализацией целей
общеинтеллектуального и общекультурного развития учащихся. Содержание каждого из
этих разделов разворачивается в содержательнометодическую линию, пронизывающую все
основные разделы содержания математического образования на данной ступени обучения.
При этом первая линия – «Логика и множества» – служит цели овладения учащимися
некоторыми элементами универсального математического языка, вторая – «Математика в
историческом развитии» – способствует созданию общекультурного, гуманитарного фона
изучения курса.
Содержание раздела «Арифметика» служит базой для дальнейшего изучения
учащимися математики, способствует развитию их логического мышления, формированию
умения пользоваться алгоритмами, а также приобретению практических навыков,
необходимых в повседневной жизни. Развитие понятия о числе в основной школе связано с
рациональными и иррациональными числами, формированием первичных представлений о
действительном числе. Завершение числовой линии (систематизация сведений о
действительных числах, о комплексных числах), так же как и более сложные вопросы
арифметики (алгоритм Евклида, основная теорема арифметики), отнесено к ступени
общего среднего (полного) образования.
Содержание раздела «Алгебра» способствует формированию у учащихся
математического аппарата для решения задач из разных разделов математики, смежных
4 предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение математики как
языка для построения математических моделей процессов и явлений реального мира. В
задачи изучения алгебры входят также развитие алгоритмического мышления,
необходимого, в частности, для освоения курса информатики, овладение навыками
дедуктивных рассуждений. Преобразование символьных форм вносит специфический
вклад в развитие воображения учащихся, их способностей к математическому творчеству.
В основной школе материал группируется вокруг рациональных выражений, а вопросы,
связанные с иррациональными выражениями, с тригонометрическими функциями и
преобразованиями, входят в содержание курса математики на старшей ступени обучения в
школе.
Содержание раздела «Функции» нацелено на получение школьниками конкретных
знаний о функции как важнейшей математической модели для описания и исследования
разнообразных процессов. Изучение этого материала способствует развитию у учащихся
умения использовать различные языки математики (словесный, символический,
графический), вносит вклад в формирование представлений о роли математики в развитии
цивилизации и культуры.
Раздел «Вероятность и статистика» — обязательный компонент школьного
образования, усиливающий его прикладное и практическое значение. Этот материал
необходим, прежде всего, для формирования у учащихся функциональной грамотности –
умения воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в
различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей,
производить простейшие вероятностные расчеты. Изучение основ комбинаторики позволит
учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчет числа вариантов, в том
числе в простейших прикладных задачах. При изучении статистики и вероятности
обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования,
формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации
и закладываются основы вероятностного мышления.
Цель содержания раздела «Геометрия» — развить у учащихся пространственное
воображение и логическое мышление путем систематического изучения свойств
геометрических фигур на плоскости и в пространстве и применения этих свойств при
решении задач вычислительного и конструктивного характера. Существенная роль при
этом отводится развитию геометрической интуиции. Сочетание наглядности со строгостью
является неотъемлемой частью геометрических знаний. Материал, относящийся к блокам
«Координаты» и «Векторы», в значительной степени несет в себе межпредметные знания,
которые находят применение как в различных математических дисциплинах, так и в
смежных предметах.
Особенностью раздела «Логика и множества» является то, что представленный в
нем материал преимущественно изучается при рассмотрении различных вопросов курса.
Соответствующий материал нацелен на математическое развитие учащихся, формирование
у них умения точно, сжато и ясно излагать мысли в устной и письменной речи.
Раздел «Математика в историческом развитии» предназначен для формирования
представлений о математике как части человеческой культуры, для общего развития
школьников, для создания культурноисторической среды обучения. На него не выделяется
специальных уроков, усвоение его не контролируется, но содержание этого раздела
органично присутствует в учебном процессе как своего рода гуманитарный фон при
рассмотрении проблематики основного содержания математического образования.
3. Место учебного предмета в учебном плане
5 Программа рассчитана на 170 часов при 5 часах в неделю.
Класс
56
79*
Предмет
математического цикла
Математика
Алгебра
Геометрия
Количество часов
5
3
2
4. Личностные, метапредметные, предметные результаты
освоения учебного предмета
Изучение математики в 59 классе позволяет достичь следующих результатов
в личностном направлении:
1) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи,
понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и
контрпримеры;
2) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные
высказывания, отличать гипотезу от факта;
3) представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об
этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
4) креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении
математических задач;
5) умение контролировать процесс и результат учебной математической
деятельности;
6) способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач,
решений, рассуждений;
в метапредметном направлении:
1) первоначальные представления об идеях и о методах математики как об
универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
2) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в
других дисциплинах, в окружающей жизни;
3) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для
решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать
решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
4) умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики,
диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
5) умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать
необходимость их проверки;
6) умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть
различные стратегии решения задач;
7) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в
соответствии с предложенным алгоритмом;
8) умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для
решения учебных математических проблем;
9) умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение
задач исследовательского характера;
в предметном направлении:
6 1) овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура,
уравнение, функция, вероятность) как важнейших математических моделях, позволяющих
описывать и изучать реальные процессы и явления;
2) умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать
необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной
речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные
языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства
математических утверждений;
3) развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до
действительных чисел; овладение навыками устных, письменных, инструментальных
вычислений;
4) овладение символьным языком алгебры, приемами выполнения тождественных
преобразований рациональных выражений, решения уравнений, систем уравнений,
неравенств и систем неравенств; умение использовать идею координат на плоскости для
интерпретации уравнений, неравенств, систем; умение применять алгебраические
преобразования, аппарат уравнений и неравенств для решения задач из различных разделов
курса;
5) овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и
символикой; умение использовать функциональнографические представления для
описания и анализа реальных зависимостей;
6) овладение основными способами представления и анализа статистических
данных; наличие представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о
различных способах их изучения, о вероятностных моделях;
7) овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания
предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений и
изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
8) усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на
наглядном уровне – о простейших пространственных телах, умение применять
систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
9) умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для
нахождения периметров, площадей и объемов геометрических фигур;
10) умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач
практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при
необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
5. Содержание тем учебного курса.
1
2
Натуральные числа и ноль (38 ч).
Десятичная система счисления. Римская нумерация. Ряд натуральных чисел.
Десятичная запись, сравнение, сложение и вычитание натуральных чисел. Законы
сложения. Умножение, законы умножения. Степень с натуральным показателем. Деление
на цело, деление с остатком. Числовые выражения. Решение текстовых задач.
Измерение величин (30 ч).
Прямая, луч, отрезок. Измерение отрезков и единицы длины. Представление
натуральных чисел на координатном луче. Окружности и круг, сфера и шар. Углы,
измерение углов. Треугольник, прямоугольник, квадрат, прямоугольный параллелепипед.
Площадь прямоугольника, объем прямоугольного параллелепипеда. Единицы массы,
7 времени. Решение текстовых задач.
3
4
5
6
Делимость натуральных чисел (18 ч).
Свойства и признаки делимости. Простые и составные числа. Делители
натурального числа. Наибольший общий делитель, наименьшее общее кратное.
Обыкновенные дроби (67 ч).
Понятие дроби, равенство дробей (основное свойство дроби). Приведение дробей
к общему знаменателю. Сравнение, сложение и вычитание любых дробей. Законы
сложения. Умножение дробей, законы умножения. Деление дробей. Смешанные дроби и
действия с ними. Представления дробей на координатном луче. Решение текстовых
задач.
Теория множеств (8 ч).
Множество, элемент множества. Пустое множество. Подмножество. Объединение
и пересечение множеств. Иллюстрация отношений между множествами с помощью
диаграмм Эйлера–Венна.
Повторение (9 ч)
7. Описание учебнометодического и материальнотехнического
обеспеченияобразовательного процесса.
Задания для устного счета.
Эти задания дают возможность в устном варианте отрабатывать различные вопросы
теории и практики, применяя принципы наглядности, доступности. Их можно использовать
на любом уроке в режиме учитель – ученик, взаимопроверки, а также в виде
тренировочных занятий.
Тренировочные упражнения.
Включают в себя задания с вопросами и наглядными ответами, составленными с
помощью анимации. Они позволяют ученику самостоятельно отрабатывать различные
вопросы математической теории и практики.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ПРОЦЕССЕ
ОБУЧЕНИЯ:
технология коммуникативного обучения;
технология личностноориентированного обучения;
технология проблемного обучения;
информационнокоммуникационная технология;
здоровьесберегающие технологии.
8 ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ПРОЦЕССЕ
ОБУЧЕНИЯ:
зарядка для глаз;
смена видов деятельности;
эмоциональная разрядка;
построение урока в соответствии с динамикой внимания, учитывая время каждого
задания.
8. Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты
Личностные универсальные учебные действия
В рамках когнитивного компонента будут сформированы:
• представления о фактах, иллюстрирующих важные этапы развития математики
(изобретение десятичной нумерации, старинные системы записи чисел, старинные системы
мер; происхождение геометрии из практических потребностей людей);
• ориентация в системе требований при обучении математике;
В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:
• позитивное, эмоциональное восприятие математических объектов, рассуждений,
решений задач, рассматриваемых проблем.
В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:
• готовность и способность к выполнению норм и требований, предъявляемых на
уроках математики.
Ученик получит возможность для формирования:
• выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации и интереса к
изучению математики;
• умение выбирать желаемый уровень математических результатов;
• адекватной позитивной самооценки и Яконцепции.
Метапредметные образовательные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
• совместному с учителем целеполаганию на уроках математики и в математической
деятельности;
• анализировать условие задачи (для нового материала на основе учёта выделенных
учителем ориентиров действия);
• действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, составлять несложные
алгоритмы вычислений и построений;
• применять приемы самоконтроля при решении математических задач;
• оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы
на основе имеющихся шаблонов.
Ученик получит возможность научиться:
• самостоятельно ставить учебные цели;
• видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ
решения;
9 • основам саморегуляции в математической деятельности в форме осознанного
управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение
поставленных целей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
• строить речевые конструкции с использованием изученной терминологии и
символики, понимать смысл поставленной задачи, осуществлять перевод с естественного
языка на математический и наоборот;
• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать.
Ученик получит возможность научиться:
• брать на себя инициативу в решении поставленной задачи;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности
взаимодействия с другими;
• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать
решения и делать выбор;
• отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых
действий.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
• основам реализации проектноисследовательской деятельности под руководством
учителя (с помощью родителей);
• осуществлять поиск в учебном тексте, дополнительных источниках ответов на
поставленные вопросы; выделять в нем смысловые фрагменты;
• анализировать и осмысливать тексты задач, переформулировать их условия
моделировать условие с помощью схем, рисунков, таблиц, реальных предметов, строить
логическую цепочку рассуждений;
• формулировать простейшие свойства изучаемых математических объектов;
• с помощью учителя анализировать, систематизировать, классифицировать
изучаемые математические объекты.
Ученик получит возможность научиться:
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий;
• самостоятельно давать определение понятиям;
• строить простейшие классификации на основе дихотомического деления (на
основе отрицания).
Предметные образовательные результаты
Натуральные числа. Дроби. Рациональные числа
Ученик научится:
• понимать особенности десятичной системы счисления;
• оперировать понятиями, связанными с делимостью натуральных чисел;
• выражать числа в эквивалентных формах, выбирая наиболее подходящую в
зависимости от конкретной ситуации;
• сравнивать и упорядочивать натуральные числа, обыкновенные дроби;
• выполнять действия с натуральными числами и обыкновенными дробями, сочетая
устные и письменные приёмы вычислений;
• решать текстовые задачи арифметическим способом.
Ученик получит возможность научиться:
10 • познакомиться с позиционными системами счисления с основаниями,
отличными от 10;
• углубить и развить представления о натуральных числах и свойствах
делимости;
• научиться использовать приёмы, рационализирующие вычисления.
Измерения, приближения, оценки
Ученик научится :
• использовать в ходе решения задач элементарные представления, связанные с
приближёнными значениями величин.
Ученик получит возможность научится:
• понять, что числовые данные, которые используются для характеристики
объектов окружающего мира, являются преимущественно приближёнными.
Наглядная геометрия
Ученик научится:
• распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире линии, углы,
многоугольники, треугольники, четырехугольники, многогранники;
• распознавать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда, правильной
пирамиды;
фигуры и наоборот;
• строить развёртки куба и прямоугольного параллелепипеда;
• определять по линейным размерам развёртки фигуры линейные размеры самой
• вычислять объём прямоугольного параллелепипеда.
Ученик получит возможность научиться:
• вычислять объёмы пространственных геометрических фигур, составленных из
прямоугольных параллелепипедов;
• углубить и развить представления о пространственных геометрических
фигурах;
• применять понятие развёртки для выполнения практических расчётов.
Измерение геометрических величин
Ученик научится:
• использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на
нахождение длины отрезка, градусной меры угла;
Ученик получит возможность научиться:
• вычислять площади фигур, составленных из двух или более прямоугольников.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно методического
комплекса:
1. «Математика 5». Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений.
/С.М.Никольский, М.К.Потапов, Н.Н.Решетников, А.В.Шевкин – Изд. 5е. – М.:
Просвещение, 2011,
2. Потапов М.К., Шевкин А.В.Дидактические материалы по математике для 5 класса.
– М.: Просвещение, 4е изд. 2013.
3. Потапов М.К., Шевкин А.В.Рабочая тетрадь по математике для 5 класса. – М.:
Просвещение, 3е изд. 2011.
11 4. Жохов В.И, Митяева И.М. Математические диктанты 5 класс – М.: Мнемозима, 2е
изд. 2003.
5. Арутюнян Е.Б., Волоч М.Б., Глазков Ю.А., Левитас Г.Г. Математические диктанты
для 5 – 9 классов – М.: Просвещение, 1991.
6. Баранова И.В., Борчугова З.Г., Стефанова Н.Л. Задачи по математике для 56
классов. – М.: АСТАстрель, 2001.
7. Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Задачи на смекалку. Учебное пособие для 56 классов
общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 7е изд., 2003.
8. Спивак А.В Тысяча и одна задача по математике. Книга для учащихся 57 классов. –
М.: Просвещение, 2е изд., 2005.
9. Лысенко Ф.Ф., Калабухов С.Ю. Математика Тематический тренажер 5 класс. :
Методическое пособие. – 2е изд. –РостовнаДону:Легион.2014.
10. Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики: Пособие для
учащихся 56 классов средней школы – М.: Просвещение,1989.
12
Рабочая программа по математике в 5 классе учебник С.М.Никольского
Рабочая программа по математике в 5 классе учебник С.М.Никольского
Рабочая программа по математике в 5 классе учебник С.М.Никольского
Рабочая программа по математике в 5 классе учебник С.М.Никольского
Рабочая программа по математике в 5 классе учебник С.М.Никольского
Рабочая программа по математике в 5 классе учебник С.М.Никольского
Рабочая программа по математике в 5 классе учебник С.М.Никольского
Рабочая программа по математике в 5 классе учебник С.М.Никольского
Рабочая программа по математике в 5 классе учебник С.М.Никольского
Рабочая программа по математике в 5 классе учебник С.М.Никольского
Рабочая программа по математике в 5 классе учебник С.М.Никольского
Рабочая программа по математике в 5 классе учебник С.М.Никольского
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.