Рабочая программа по учебной дисциплине разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 09.02.05 «Прикладная информатика в экономике». Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании по повышению квалификации и переподготовки специалистов по специальностям. Учебная дисциплина «Менеджмент» относится к профессиональному циклу (общепрофессиональные дисциплины) учебного плана по специальности 09.02.05 «Прикладная информатика (по отраслям)»
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса»
ППССЗ 09.02.05 – ОП.03 2017
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБПОУ
«Сахалинский техникум отраслевых
________________ Д.А. Мартынов
«_____» ______________ 2017 г.
технологий и сервиса»
ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
ОП.03 МЕНЕДЖМЕНТ
(название дисциплины/предмета/модуля)
специальности (специальностей) среднего профессионального образования
___09.02.05 «Прикладная информатика (по отраслям) в экономике____
код, наименование специальности(ей) / профессии2017 г.
2ОДОБРЕНА Разработана на основе
Предметной, цикловой комиссией Федерального государственного
______________________________ образовательного стандарта по
название ЦМК специальности 09.02.05
«Прикладная информатика в
экономике»
Председатель ЦМК Заместитель директора по УР
Давыденко Л.И _________ ______________Л.С.Панькова
«_____»_________________20___г. «_____»______________20____ г.
РАЗРАБОТЧИК/И:
_________________________________________________
ФИО, должность
_________________________________________________
ФИО, должность
_________________________________________________
ФИО, должность
РЕЦЕНЗЕНТЫ:
_________________________________________________
ФИО, должность внутреннего рецензента
_________________________________________________
ФИО, должность, место работы внешнего рецензента с предприятия или
организации
3Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности
09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям) среднего профессионального
образования (далее СПО)
Организацияразработчик: ГБПОУ «Сахалинский техникум отраслевых технологий
и сервиса»
Разработчики:
Сафина В.Г., заместитель директора по НМР ГБПОУ «СТОТиС»
Мартынов В.Ю , преподаватель ГБПОУ «СТОТиС»
4СОДЕРЖАНИЕ
1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
стр.
4
5
11
12
51. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы
«МЕНЕДЖМЕНТ»
Программа учебной дисциплины «Менеджмент» является частью основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по
специальности 09.02.05 «Прикладная информатика (по отраслям)»
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в
дополнительном профессиональном образовании по повышению квалификации и
переподготовки специалистов по специальностям
19.02.10 «Технология продукции общественного питания»
22.02.06 «Сварочное производство»
09.02.05 «Прикладная информатика (по отраслям)»
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Учебная дисциплина «Менеджмент» относится к профессиональному циклу
(общепрофессиональные дисциплины) учебного плана по специальности 09.02.05
«Прикладная информатика (по отраслям)»
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения
учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
применять в профессиональной деятельности приемы делового общения;
принимать эффективные решения.
использовать на практике методы планирования и организации
работы подразделения;
применять в профессиональной деятельности приемы делового и
управленческого общения;
6 учитывать особенности менеджмента (по отраслям);
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
функции менеджмента;
процесс принятия и реализации управленческих решений;
методы управления конфликтами;
особенности менеджмента в области профессиональной
деятельности;
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студента 69 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 46 часов;
самостоятельной работы обучающегося 23 часов.
72.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лабораторные занятия
практические занятия
контрольные работы
курсовая работа (проект)
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
Итоговая аттестация в форме:
Объем часов
69
46
23
зачёт
8Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса»
ППССЗ 09.02.05 – ОП.03 2017
a. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Менеджмент»
Наименование
разделов и тем
1
Раздел1
Основы
менеджмента
Тема 1.1.
Сущность
современного
менеджмента
Тема 1.2.
Организация и её
среда
Раздел 2.
Функции
менеджмента
Тема 2.1.
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся
2
Содержание учебного материала
1. Сущность и характерные черты современного менеджмента. Цели и задачи менеджмента.
Принципы управления. Объекты и субъекты управления.
2. История развития менеджмента.
Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности (по отраслям
Самостоятельная работа обучающихся:
Содержание учебного материала
1. Организация, как форма существования людей. Условия возникновения организации.
2. Организация как открытая система. Внешняя и внутренняя среда организации. Внутренние
элементы организации. Значение и показатели внешней среды
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу1.
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Школы менеджмента
Факторы внешней среды организации
Социальная ответственность и этика менеджмента
Объем
часов
Уровень
освоения
4
2
1
2
1
3
18
6
6
4
6
4
24
Содержание учебного материалаНаименование
разделов и тем
1
Цикл менеджмента
Тема 2.2.
Планирование и
организация
деятельности
коллектива
Тема 2.3.
Мотивация
сотрудников
Тема 2.4
Контроль в
управлении
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся
Объем
часов
Уровень
освоения
1. Функции менеджмента в рыночной экономике: организация, планирование , мотивация и
контроль деятельности экономического субъекта. Значение и содержание функций
менеджмента. .Цикл менеджмента. . Связующие процессы.
2
Самостоятельная работа обучающихся: изучить функции менеджмента
Содержание учебного материала
1. Содержание и организация стратегического планирования. Методы планирования и
организации работы подразделения.
2. Организация взаимодействий в управлении . Понятия структура управления . Принципы
построения организационной структуры управления
Практические занятия
Построение и анализ организационной структуры управления конкретного предприятия.
Использование на практике методов планирования и организации работы подразделения с
учетом особенностей менеджмента (по отраслям).
Самостоятельная работа обучающихся: изучить планирование и организацию деятельности
коллектива
Содержание учебного материала
1. Значение и основные элементы мотивации. Первичные и вторичные потребности. Основы
формирования мотивационной политики организации
Практические занятия
Выполнениеработыпомотивациитрудовойдеятельностиперсоналаипринятиярешений
Учетом особенностей менеджмента(по отраслям).
Содержание учебного материала
1 Сущностьинеобходимостьконтролядеятельностиэкономическогосубъекта. Виды
контроля. Процесс контроля: установление стандартов, сравнение результатов и
корректирующие действия.
3
6
2
6
2
6
2
6
6
6
4
3
1
3
3
3
1
1
3
2
10Наименование
разделов и тем
1
Раздел 3.
Методы управления
Тема 3.1.
Система методов
управления
Тема 3.2.
Деловое общение
Тема 3.3.
Управленческое
решение
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся
Объем
часов
Уровень
освоения
2
Самостоятельная работа
Выполнение домашнего задания по разделу 2
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Основные теории мотивации
Практика мотивации труда
Содержание учебного материала
1. Система методов управления . Экономическое, административное и социально
психологическое воздействие. Необходимость сочетания всех методов управления
2. Значение психологических методов управления . Личность и ее свойства. Социально
Психологические отношения
Практические занятия
Изучение 4 типов темперамента составление анкеты по определению характера
Содержание учебного материала
1. Значение управления информацией и требования, предъявляемые к ней. Коммуникация в
системе управления . Основные элементы и этапы коммуникации. Искусство делового
общения в работе менеджера. Принципы делового общения. Законы и приемы делового
общения.
Практические занятия
Использованиевпрофессиональнойдеятельностиприемовделовогоиуправленческого
общения, разбор ситуаций
Самостоятельная работа обучающихся: изучить тему Искусство делового общения в работе
менеджера. Принципы делового общения
Содержание учебного материала
1. Процесс принятия и реализации управленческих решений. Методика принятия решений
Практические занятия
Разборситуацийипринятиеэффективныхрешенийсиспользованиемсистемыметодов
3
2
28
8
4
6
6
2
6
6
4
1
2
3
2
3
1
3
3
11Наименование
разделов и тем
1
Тема 3.4
Руководство в
организации
Контрольная работа по разделам 13
Самостоятельная работа обучающихся по разделу 3:
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Информационные технологии в сфере управления . Барьеры общения и пути их устранения. Управление
конфликтами. Управление стрессами. Управление неформальной организацией
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. –репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
Всего:
105
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся
Объем
часов
Уровень
освоения
2
управления .
Самостоятельная работа обучающихся: изучить материал по теме принятие управленческих
решений
Содержание учебного материала
1. Сущность и элементы руководства. Стили руководства. Форма власти и влияние
Неформальный лидер и работа с ним.
Практические занятия
Изучение основных понятий руководства. Разбор производственных ситуаций
Самостоятельная работа студента: изучить материал по теме Стили руководства.
3
1
8
6
1
4
1
2
3
1
123.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Требования к минимальному материальнотехническому
3.1.
обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета
«Менеджмент»
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
альбом наглядных пособий по «Менеджменту»
Технические средства обучения:
интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением и
Мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернетресурсов,
Дополнительной литературы
Основные источники:
1.КазначевскаяГ.Б. Менеджмент. – РостовнаДону, Феникс, 2007.
2.КорговаМ.А. Менеджмент. – РостовнаДону, Феникс, 2007.
3.МесконМ.Х. Основы менеджмента: Пер. сангл. / Мескон М.Х., Альберт
М., ХедоуриФ. – М.: Вильямс, 2007.
4.НазаровЮ.А. Основы менеджмента. Учебное пособие. М.: Глобус;
Волгоград: Альянс, 2006.
Дополнительные источники:
1.ВиханскийО.С., Наумов А.И. Менеджмент. Учебник. – 4еизд., перераб. и
доп. – М.: Экономист, 2008.
2.ГапоненкоА.Л., Панкрухин А.П. Стратегическое управление. М.: Омега
Л., 2008.
3.ДрукерП.Ф. Практика менеджмента/ Пер. сангл. – М.: Издат. дом
«Вильяме», 2006.
4.ЛомакинА.Л. Управленческие решения. – М.: Форум, ИНФРАМ, 2005.
5.ЛукашевичВ.В., Астахов Н.Н. Менеджмент. – М.: ЮНИТИДАНА, 2007.
6.МэддаксР. Успешная команда: как ее создать, мотивировать и развивать.
Пер. сангл. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2008.
7.ТомпсонА.А., Стрикленд Дж. Стратегический менеджмент: Пер. сангл.:
Вильямс, 2005.
138.Теория управления: Учебник/Подобщ.ред. ГапоненкоА.Л. и
ПанкрухинаА.П. изд. 3е, доп. и перераб. – М.: ИздвоРАГС, 2008.
9.ЧудновскаяС.Н. Управленческие решения: Учебник. – М.: Эксмо, 2007.
10.«МенеджментвРоссииизарубежом». Практический журнал.
Издательство: «Финпресс».
11.«Российский журнал менеджмента». Научноисследовательский журнал.
Издан по инициативе Высшей школы менеджмента СПбГУ.
12.«Новыйменеджмент».Научнопрактическийжурнал. Издательство:
«Новый издатель».
Интернетресурсы:
1.http://www.mevriz.ru/
2.http://www.rjm.ru/
3.http://www.newmanagement.info/
4.http://www.topmanager.ru/
144. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
осуществляется преподавателем в процессе проведения аудиторных и
практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися
индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Обучающийся должен:
уметь:
использовать на практике методы
планирования и организации работы
подразделения
анализировать организационные
структуры управления
проводить работу по мотивации трудовой
деятельности персонала
применять в профессиональной
деятельности приёмы делового и
управленческого общения
принимать эффективные решения,
используя систему методов управления
учитывать особенности менеджмента (по
отраслям)
Знать:
сущность и характерные черты
современного менеджмента
методы планирования организации
работы подразделения
основы формирования мотивационной
политики организации
особенности менеджмента в области
профессиональной деятельности (по
отраслям)
Формы и методы контроля и
оценки результатов обучения
Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие
Индивидуальные
Практическое занятие
15 внешнюю и внутреннюю среду
организации
цикл менеджмента
процесс принятия и реализации
управленческих решений
Функции менеджмента в рыночной
экономике: организацию, планирование,
мотивацию и контроль деятельности
экономического субъекта
систему методов управления
методику принятия решений
стили управления, коммуникации,
принципы делового общения
Практическое занятие
Тестирование
Индивидуальное
тестирование
Разработчики:
Заместитель директора по НМР
ГБПОУ «Сахалинский техникум
отраслевых технологий и сервиса»В.Г. Сафина
Преподаватель
ГБПОУ «Сахалинский техникум
отраслевых технологий и сервиса» Мартынов В.Ю
Эксперты:
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
1617