"Жизнь коротка , искусство вечно!". Действительно, непревзойденные шедевры мировой искусства, которым суждена вечная жизнь, создавались на протяжении многих тысячелетий. Произведения искусства, принадлежащие различным культурно -историческим эпохам, раскрывают суть нравственных понятий о Жизни и Человек. Учитель с этой программой поможет школьника в этом разобраться.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Леньковская средняя общеобразовательная школа №2»
Благовещенского района
Алтайского края
«Рекомендовать к
утверждению»
Руководитель МО
_______Ильиных Г.В.
Протокол № ___ от
« » августа 2018 г.
«Согласовано»
Заместитель
директора школы по
УВР
_______Яковлева Н.Г.
« » августа 2018 г.
«Утверждаю»
Директор МБОУ ЛСОШ
№2
____ Матюшенкова И.А.
Приказ №___
от « » августа 2018 г.
Рабочая программа
По предмету Мировая художественная культура
Класс 10
Учитель Ильиных Галина Васильевна
Сроки реализации программы 2018 2019 учебный год
Количество часов по программе 35
Рабочая программа составлена на основе авторской программы
Г.И.Даниловой .
Издательство «Дрофа» 2010 года
Леньки
2018 год
1Структура программы
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета________стр.
2. Содержание учебного предмета____________________________стр.
3. Тематическое планирование _______________________________стр.
4. Лист коррекции__________________________________________стр.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
Предпологаемые результаты обучения
Результаты изучения курса «Мировая художественная культура»
приведены в разделе «Требования к уровню подготовки
выпускников»,
который полностью соответствует стандарту.
Требования направлены на реализацию личностно ориентированного,
2деятельностного и практикоориентированного подходов; освоение
учащимися интеллектуальной и практической деятельности;
овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной
жизни,
позволяющими ориентироваться в окружающем мире,
значимыми для сохранения окружающей среды и собственного
здоровья.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному
материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных
видах деятельности, в том числе творческой: соотносить изученные
произведения с определённой эпохой,
направлением,
устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями
разных видов искусств, пользоваться различными источниками
информации, выполняя учебные и творческие задания.
стилем,
В рубрике «Использовать приобретённые знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни» представлены
требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на
решение разнообразных жизненных задач.
В результате освоения курса мировой и отечественной
художественной культуры формируются основы эстетических
потребностей,
развивается толерантное отношение к миру,
актуализируется способность воспринимать свою национальную
культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в
результате более качественно оценивать её уникальность и
неповторимость, развиваются навыки оценки и критического освоения
классического наследия и современной культуры, что весьма
необходимо для успешной адаптации в современном мире, выбора
индивидуального направления культурного развития, организации
личного досуга и самостоятельного художественного творчества.
В результате изучения мировой художественной культуры ученик
должен:
Знать / понимать:
• основные виды и жанры искусства;
• изученные направления и стили мировой художественной культуры;
• шедевры мировой художественной культуры;
3• особенности языка различных видов искусства.
Уметь:
• узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной
эпохой, стилем, направлением.
• устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями
разных видов искусства;
• пользоваться различными источниками информации о мировой
художественной культуре;
• выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения).
Использовать приобретенные знания в практической деятельности и
повседневной жизни для:
• выбора путей своего культурного развития;
• организации личного и коллективного досуга;
• выражения собственного суждения о произведениях классики и
современного искусства;
• самостоятельного художественного творчества.
4ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА МХК 10 класс
(35 часов)
Художественная культура Древнего мира (6 часов). Особенности
художественной культуры Месопотамии:
монументальность и
красочность ансамблей Вавилона (зиккурат Этеменанки, ворота
Иштар, дорога Процессий свидетельство продолжения и завершения
традиций древних цивилизаций Шумера и Аккада). Древний Египет
культура, ориентированная на идею Вечной жизни после смерти.
Ансамбли пирамид в Гизе и храмов в Карнаке и Луксоре
(мифологическая образность пирамиды, храма и их декора).
Гигантизм и неизменность канона. Модель Вселенной Древней
Индии ступа в Санчи и храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо как
синтез ведических, буддийских и индуистских религиозных и
художественных систем.
«Скульптурное» мышление древних
индийцев. Отражение мифологических представлений майя и ацтеков
в архитектуре и рельефе. Комплекс в Паленке (дворец, обсерватория,
«Храм Надписей» как единый ансамбль пирамиды и мавзолея);
Теночтитлан (реконструкция столицы империи ацтеков по описаниям
и археологическим находкам).
5культура,
музыка,
театр,
пантомимы,
мелодия,
искусство,
Во время изучения темы «Древние цивилизации»дать понятие
терминов:
скульптура,
синкретический
характер искусства, изобразительное искусство,
реализм в искусстве, мегалиты ,дольмены,
менгиры, кромлехи,
танцы,
маскировка,
мумификация, канон, магия, рельеф, фрески, пейзаж, поэзия,
музыкальные инструменты,
пандус,
зиккураты, адоранты, погребальные маски, стадионы, конкистадоры.
пиктография,
архитектура,
клинопись,
Идеалы красоты культуры Античности( 4 часа) показаны на
примерах Древней Греции в ансамбле афинского Акрополя: синтез
архитектуры, скульптуры, цвета, ритуального и театрального
действия. Панафинейские праздники динамическое воплощение во
времени и пространстве мифологической,
идеологической и
эстетической программы комплекса. Слияние восточных и античных
традиций в эллинизме (гигантизм,
натурализм):
Пергамский алтарь. Славы и величия Рима основная идея римского
форума как центра общественной жизни. Триумфальная арка,
колонна, конная статуя (Марк Аврелий), базилика, зрелищные
сооружения (Колизей), храм (Пантеон) основные архитектурные и
изобразительные формы воплощения этой идеи.
экспрессия,
При изучении культуры Античности даются такие термины как:
античный, меандра, геометрия, Куросы, Коры, пилястры, кессоны,
триумфальная арка, акведуки, виадуки, термы, подиум, аллегория,
смальты, дифирамбы, драма, дель арте, катарсис, цирк, мелодия,
гармония, ритм, хор, рапсодия, симфония, аэды ,рапсоды, лирика.
иерархии изображений,
Художественная культура Средних веков (16 часов), сюда входит и
культура Востока (6 часов).
София Константинопольская
воплощение идеала божественного мироздания в восточном
христианстве (воплощение догматов в архитектурной, цветовой и
световой композиции,
литургическом
действе). Древнерусский крестовокупольный храм (архитектурная,
космическая,
топографическая и временная символика).
Стилистическое многообразие воплощения единого образца: киевская
(София Киевская), владимиросуздальская (церковь Покрова на
Нерли), новгородская (церковь Спаса на Ильине) и московская школы
(от Спасского собора Спас Андронниковского монастыря к храму
Вознесения в Коломенском). Икона (специфика символического языка
и образности) и иконостас. Творчество Ф. Грека (росписи церкви
Спаса Преображения на Ильине в Новгороде,
иконостас
Благовещенского собора в Кремле) и А. Рублева («Троица»).
6Ансамбль московского Кремля символ национального единения,
образец гармонии традиционных форм и новых строительных
приёмов.
Монастырская базилика как средоточие культурной жизни
романской эпохи (идеалы аскетизма, антагонизм духовного и
телесного, синтез культуры религиозной и народной). Готический
собор как образ мира. Идея божественной красоты мироздания как
основа синтеза каркасной конструкции, скульптуры, света и цвета
(витраж), литургической драмы. Региональные школы Западной
Европы (Италия, Испания, Англия и др.).
Мусульманский образ рая в комплексе Регистана (Древний
Самарканд) синтез монументальной архитектурной формы и
изменчивого, полихромного узора.
Воплощение мифологических (космизм) и религиозно
нравственных (конфуцианство, даосизм) представлений Китая в
ансамбле храма Неба в Пекине. Сплав философии (дзен буддизм) и
мифологии (синтоизм) в садовом искусстве Японии (сад камней
Реандзи в Киото).
Монодический склад средневековой музыкальной культуры
(григорианский хорал, знаменный распев).
При изучении темы «Средние века» вводятся такие понятия как:
базилика, нефы, апсида ,алтарь, атриум, интерьер, мозаика, диадема,
нимб, икона, тропарь, стихиры, гимны, нотное письмо, закомары,
плинфа, цемянка, хоры, фасад, шатровые храмы, дранка или лемех,
прирубы, светотень, скоморохи, романский и готический стиль,
донжона, нервюры, пинакли, химеры, миракли и мистерии , фарс,
мессы, псалмодия, трубадуры и труверы, миннезингеры.
При изучении культуры Востока даются термины: санскрит, ступа,
нирвана, якшини, чайтьи, живописцы, апсар, миниатюрная живопись,
рага, пагода, пещерные храмы, свитки, монохрамная живопись,
бидзинг, нэцкэ, театр НО, ислам, мусульманин, Коран, суры, Сунна,
мечеть, минарет, мкэдзин,медресе, худжры, арабеска, каллиграфия,
рубаи.
Художественная культура Ренессанса (9 часов). Возрождение в
Италии. Флоренция воплощение ренессансной идеи создания
«идеального» города (Данте, Джотто, Ф. Брунеллески, Л.Б. Альберти,
литературно гуманистический кружок Лоренцо Медичи). Титаны
7Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан).
Северное Возрождение. Пантеизм религиозно философская основа
Гентского алтаря Я. Ван Эйка. Идеи Реформации и мастерские
гравюры А. Дюрера. Придворная культура французского Ренессанса
комплекс Фонтенбло. Роль полифонии в развитии светских и
культовых музыкальных жанров. Театр В. Шекспира энциклопедия
человеческих страстей. Историческое значение и вневременная
художественная ценность идей Возрождения.
В период изучения темы «Возрождение» происходит знакомство с
такими понятиями как : Ренессанс, гуманизм, натура, портрет,
ракурс, колорит, контраст, декорация, автопортрет, полифоническое
исполнение, имитация, тенор, альт, бас, светская музыка, мадригал,
речитатив, профессиональное композиторское творчество, ария.
8Тематическое планирование
« Мировая художественная культура»
10 класс
№ п.п.
Тема раздела
1
2
3
4
5
Древние цивилизации
Культура Античности
Средние века
Культура Востока
Возрождение
Количество
часов
6
4
10
6
9
35
9Календарно тематическое планирование.
« Мировая художественная культура»10 класс
№ п.п. Тема раздела Коли
чество
часов
1
Древние
цивилизации
6
Тема урока
Коли
чество
часов
Дата
прове
дения
1.1. Первые
художники Земли.
1.2.1.3
Архитектура
страны фараонов.
1.4.Изобразительн
ое искусство и
музыка Древнего
Египта
1.5.Художественна
я культура
Древней Передней
Азии.
1.6.Искусство
доколумбовой
Америки
2.7. Золотой век
Афин.
1
2
1
1
1
1
1
2
Культура
Античности
43
Средние века
10
2.8.
Архитекту
ра Древнего Рима.
2.9. 2. 10.
Театральное и
музыкальное
искусство
Античности
3.11. Мир
византийской
культуры.
3.12.
Архитектурный
облик Древней
Руси.
3.13 Особенности
новгородской и
владимиро –
суздальской
архитектуры.
3.14.
Изобразительное
искусство и
музыка Древней
Руси.
3.153.16.
Архитектура
Московского
1
2
1
1
1
1
2
1княжества.
3.173.18
Архитектура
западноевропейско
го Средневековья.
3.19.Изобразитель
ное искусство
Средних веков.
3.20. Театральное
искусство и
музыка Средних
веков.
4.21. 4.22 Индия
–«страна чудес».
4.23 – 4.24.
Художественная
культура Китая.
4.25.Искусство
страны
восходящего
солнца(Япония)
4.26.
Художественная
культура ислама.
5.27.Флоренция –
колыбель
итальянского
2
1
1
2
2
1
1
1
1
4
Культура
востока.
6
5
Возрожде
9
ниеВозрождения.
5.28. Золотой век
Возрождения.
Художественный
мир Леонардо Да
Винчи.
Золотой
5.29
век Возрождения.
Бунтующий гений
Микеланджело.
5.30. Золотой век
Возрождения.
Рафаэль – «первый
равных»
5.31. Возрождение
в Венеции.
5.32 – 5.33.
Северное
Возрождение.
Живопись
нидерландских и
немецких
мастеров.
5.34 Музыка и
театр эпохи
Возрождения.
5.35 Коньрольное
тестирование за 10
класс
1
1
1
1
2
1
1
111