Рабочая программа по музыке (3 класс) Школа России
Оценка 4.7

Рабочая программа по музыке (3 класс) Школа России

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
музыка
3 кл
11.02.2017
Рабочая программа по музыке  (3 класс) Школа России
В программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
рабочая программа по музыке 3 класс.docx
Рабочая   программа  по   музыке   для   3   класса  разработана   на   основе  следующих ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА нормативных документов:  Федеральный   государственный   образовательный   стандарт   начального   общего образования (от 26. 11. 2010г. № 1241),    Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»,  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 № 1241,   от   22.09.2011   №   2357   «О   внесении   изменений   в   федеральный   государственный образовательный стандарт начального общего образования»,  Концепция   духовно­нравственного   развития   и   воспитания   личности   гражданина России. Проект (А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков) // Вестник образования.­ № 17. ­ сентябрь 2009,  Порядок организации и осуществления образовательной деятельности   по основным общеобразовательным   программам   –   образовательным   программам   начального   общего, основного   общего   и   среднего   общего   образования,   утвержденным   приказом   Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015.  Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821­10 «Санитарно­эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».  Примерная   основная   образовательная   программа   образовательного   учреждения. Начальная школа/ состав. Е.С.Савинов. – М.: Просвещение, 2010. – 204с. (Стандарты второго поколения). – ISBN 978­5­09­022564 – 9,   Основная   образовательная   программа   начального   общего   образования   МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением иностранных языков № 4» г. Курчатова  Положение   о   рабочей   программе   по   учебному   предмету   (курсу)   педагога, реализующего ФГОС второго поколения Данная программа составлена на основе авторской программы для общеобразовательных  учреждений :   Е.Д.Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагина, «Музыка». 1­4 класс» (учебно­ методический комплект «Школа России  Сборник рабочих программ «Школа России». 1–4 классы:  пособие для учителей общеобразовательных учреждений / С. В. Анащенкова [и др.]. М.:  Просвещение, 2011 Основной формой организации учебно­воспитательного процесса является урок. В  содержании урока должны находить конкретное воплощение «и человеческая жизнь, и правила  нравственности, и философские системы, словом все науки» (Л.В.Горюнова). Прочувствованы,  познаны, личностно присвоены школьником они могут быть только через художественный образ.  Поэтому для каждого урока необходимо выделять художественно­педагогическую идею, которая  определяет целевые установки урока, содержание, конкретные задачи обучения, технологии,  адекватные природе самого искусства, а также драматургию урока, его форму­композицию в целом.  Наряду с уроком в учебном процессе рекомендуется активно использовать внеурочные формы  работы: экскурсии в художественные и краеведческие музеи, архитектурные заповедники, культурные центры, на выставки, посещение театров, кино и концертных залов. На уроках искусства  рекомендуется использовать современные педагогические технологии: уровневую  дифференциацию, коллективные способы обучения, театральную деятельность, развивающие и  проектные технологии и др. Осуществление различных типов проектов: исследовательских,  творческих, практико­ориентированных, ролевых, информационных и т.п. – становится  неотъемлемой частью системы воспитательной работы с учащимися. Особое значение в организации  урочных и внеурочных форм работы с учащимися должны приобрести информационные и  компьютерные технологии, аудио­ и видеоматериалы. При   изучении   отдельных   тем   программы   большое   значение   имеет   установление межпредметных   связей  с   уроками   литературы,   истории,   биологии,   математики,   физики, технологии,   информатики.   Знания   учащихся   об   основных   видах   и   о   жанрах   музыки, пространственных   (пластических),   экранных   искусств,   об   их   роли   в   культурном   становлении человечества и о значении для жизни отдельного человека помогут ориентироваться в основных явлениях   отечественного   и   зарубежного   искусства.   Узнавать   наиболее   значимые   произведения; эстетически оценивать явления окружающего мира, произведения искусства и высказывать суждения о них; анализировать содержание, образный язык произведений разных жанров и видов искусства; применять художественно­выразительных средства различных видов искусств в своем творчестве. Примерный художественный материал, рекомендованный программой, предполагает его вариативное использование в учебно­воспитательном процессе, дает возможность актуализировать знания, умения и   навыки,   способы   творческой   деятельности,   приобретенные   учащимися   на   предыдущих   этапах обучения   по   предметам   художественно­эстетического   цикла.   При   отборе   художественного материала   авторы   программы   опирались   на   такие   критерии,   как   его   художественная   ценность, воспитательная   значимость,   педагогическая   целесообразность,   востребованность   современными школьниками, множественность его интерпретации учителем и учащимися. Цель  массового   музыкального   образования   и   воспитания   —   формирование   музыкальной культуры   как  неотъемлемой   части  духовной  культуры  школьников   —  наиболее   полно  отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения. Введение детей в многообразный мир музыкальной культуры через знакомство с  музыкальными произведениями, доступными их восприятию и способствует решению следующих  задач:  формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;  воспитание  эмоционально ­ ценностного отношения к искусству, художественного вкуса,  нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к  истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;  развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно – творческих способностей  в различных видах музыкальной деятельности;  освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;  овладение практическими умениями и навыками в учебно­творческой деятельности: пении,  слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально ­ пластическом  движении и импровизации.  обогащение знаний  о музыкальном искусстве;  развитие эмоционально­осознанного отношения к музыкальным произведениям;  понимание их жизненного и духовно­нравственного содержания;  освоение музыкальных жанров – простых (песня, танец, марш) и более сложных (опера, балет, симфония, музыка из кинофильмов);  изучение особенностей музыкального языка;  формирование музыкально­практических умений и навыков музыкальной деятельности  (сочинение, восприятие, исполнение), а также – творческих способностей детей воспитание  художественного вкуса;  приобретение культурно­познавательной, коммуникативной и социально­эстетической  компетентности;  формирование учений и навыков художественного самообразования.                Цель, задачи и содержание данной программы отражают  следующие методы  музыкального обучения:  ­ художественного, нравственно­эстетического познания  музыки; ­ интонационно­стилевого постижения музыки; ­ эмоциональной драматургии; ­ концентричности организации музыкального материала; ­ забегания вперед и возвращения к пройденному (перспективы и ретроспективы в обучении); ­ создание «композиций», (в форме диалога, музыкальных ансамблей и др.); ­ игры; ­ художественного контекста (выхода за пределы музыки). В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у  обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых  компетенций.  Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с  преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой  внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Специфика уроков музыки в начальной школе.  Музыкальное искусство обращено ко всем и каждому в отдельности. Чтобы музыка стала исповедью души,  необходимо сочетание принципов коллективного обучения с индивидуальными.  Музыка непосредственно связана с психологическими движениями и прямо адресована душе каждого школьника, тотчас же вызывая ее резонанс.   Специфика   уроков   музыки   у   младших   школьников   связана   также   с   их   возрастной особенностью   –   особой   художественной   одаренностью,   в   уникальным   творческим   потенциалом, эмоциональной отзывчивостью на прекрасное: детям изначально присуща талантливость. И важно не упустить   уникальной   возможности   детского   возраста   для   развития   художественно­творческих способностей, так как позднее компенсировать их невозможно.  Музыка пробуждает и стимулирует творческий потенциал детей, ибо эмоциональная сфера и воображении тесно взаимосвязаны с творческими способностями. Музыкально­творческая деятельность – это деятельность школьника в  области  искусства, направленная   на   создание   новых   духовных   ценностей,   материализованных   в   художественных произведениях. Творческий потенциал – это чувство нового художественного ценного, связанное с высокой степенью развития мышления и способностью быстро действовать в новой ситуации. Общая характеристика учебного предмета   Музыка   в   начальной   школе   является   одним   из   основных   предметов,   обеспечивающих освоение   искусства   как   духовного   наследия,   нравственного   эталона   образа   жизни   всего человечества. Опыт эмоционально­образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при   ее   изучении,   начальное   овладение   различными   видами   музыкально­творческой   деятельности обеспечат   понимание   неразрывной   взаимосвязи   музыки   и   жизни,   постижение   культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно­нравственного воспитания   школьников,   последовательного   расширения   и   укрепления   их   ценностно­смысловой сферы, формирование способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе и другим людям, Отечеству, миру в целом.  Отличительная особенность программы ­ охват широкого культурологического пространства, которое   подразумевает   постоянные   выходы   за   рамки   музыкального   искусства   и   включение   в контекст   уроков   музыки   сведений   из   истории,   произведений   литературы   (поэтических   и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально­эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения.   Основой   развития   музыкального   мышления   детей   становятся   неоднозначность   их восприятия,   множественность   индивидуальных   трактовок,   разнообразные   варианты   «слышания», «видения»,   конкретных   музыкальных   сочинений,   отраженные,   например,   в   рисунках,   близких   по своей   образной   сущности   музыкальным   произведениям.   Все   это   способствует   развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения». Постижение музыкального искусства учащимися  подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности.  В сферу исполнительской деятельности учащихся входят:  хоровое и ансамблевое пение;   пластическое интонирование   музыкально­ритмические движения;   игра на музыкальных инструментах;   инсценирование   (разыгрывание)   песен,   сюжетов   сказок,   музыкальных   пьес   программного характера;   освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.  Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.            Процесс обучения музыке опирается на два принципиальных положения:  1) целостный подход к музыкальной деятельности  2) объединение всех видов деятельности музыкальными темами.  Целостный   подход  включает   в   себя:   исполнение,   слушание   и   импровизирование   музыки. Каждый   из   этих   видов   деятельности   имеет   свое   линейное   развитие,   т.е.   постепенное   и последовательное усложнение музыкального материала и навыков его освоения. При этом одни и те же навыки по возможности осваиваются в разных видах деятельности, в том числе и в импровизации. Все   виды   музыкальной   деятельности   направлены   на   осознание   учащимися   языка   музыкального искусства   и   протекают   как   творческий   познавательный   процесс,   в   ходе   которого   раскрываются индивидуальные возможности ребенка, проявляется его творческая активность.  Тематизм   программы  отражает   содержание   музыкального   искусства:   сказочные   сюжеты, образы   природы,   исторические   сюжеты,   героические   образы   в   музыке;   русское   народное музыкальное   творчество   и   творчество   других   народов;   исполнительское   мастерство инструменталистов и вокалистов. Такой тематизм несет в себе возможности для реализации задач воспитания детей, развития их нравственных чувств и переживаний. Кроме того, в условиях данного тематизма   легче   возникают   аналогии   между   музыкальными   произведениями   и   произведениями других искусств. Привлечение рисунков, поэтических строк, художественной прозы, ярких по своей образности и отвечающих теме музыкальных занятий, помогают детям обобщать свои жизненные наблюдения и глубже чувствовать настроение и характер музыкальных произведений, которые они слушают и исполняют. Темы усложняются от класса к классу.  Творческое развитие, на которое направлен процесс обучения,  ­ это развитие музыкальности,  комплекса музыкальных способностей ребенка и его творческой активности. Комплекс музыкальных способностей включает в себя эмоциональную отзывчивость на музыку и познавательные  музыкальные способности (мелодический, тембровый, динамический и гармонический компоненты  интонационного музыкального слуха и чувство ритма), творческое мышление и воображение,  музыкальную память.              Творческая активность ребенка проявляется в суждениях о музыке, в поисках нужных  исполнительских красок, в попытках импровизирования, т.е. создания собственного музыкального  продукта в виде ритмов, мелодий, театрализации, движений под музыку.               Таким образом, возможности музыкального воспитания детей реализуются при такой  организации процесса обучения, которая создает условия для наиболее полного и эффективного  музыкального развития школьников. Музыкальное искусство обращено к духовному миру ученика,  поэтому цель курса заключается в закладывании основ музыкальной культуры школьника как части  его духовной культуры.                                          Характеристика организации учебного процесса При организации учебного процесса используются:   Информационно ­ коммуникационные технологии;    проблемно­диалогическая технология;  организации учебного сотрудничества;  проектно­исследовательская деятельность.          Формы организации учебного процесса     групповые, коллективные, классные, внеклассные. Методы организации учебного процесса  методы организации учебно­познавательной деятельности:  – словесные, наглядные, практические;  –   проблемно­поисковый,   обеспечивающий   «открытие»   детьми   нового   знания   и   активное освоение различных способов   познания окружающего: наблюдения за явлениями природы и общественной   жизни;   выполнение   практических   работ   и   опытов,   в   том   числе исследовательского характера; – методы самостоятельной работы и работы под руководством;   методы стимулирования и мотивации:  –   методы   стимулирования   интереса   к   учению   (познавательные   игры,   учебные   дискуссии, создание эмоционально­нравственных ситуаций);  –   методы   стимулирования   долга   и   ответственности   (убеждения,   предъявление   требований, «упражнения» в выполнении требований, поощрения, порицания);   методы контроля и самоконтроля   интерактивные методы обучения   Основные виды учебной деятельности обучающихся  Слушание   музыки.  Опыт   эмоционально­образного   восприятия   музыки,   различной   по содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности. Обогащение музыкально­ слуховых представлений об интонационной природе музыки во всём многообразии её видов, жанров и форм.  Пение. Самовыражение ребёнка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и   исполнении  произведений.   Освоение  вокально­хоровых  умений  и   навыков  для   передачи музыкально­исполнительского замысла, импровизации.  Инструментальное   музицирование.  Коллективное   музицирование   на   элементарных музыкальных   инструментах.   Участие   в   исполнении   музыкальных   произведений.   Опыт индивидуальной творческой деятельности (сочинение, импровизация).  Музыкально­пластическое   движение.  Общее   представление   о   пластических   средствах выразительности. Индивидуально­личностное выражение образного содержания музыки через пластику.   Коллективные   формы   деятельности   при   создании   музыкально­пластических композиций. Танцевальные импровизации.  Драматизация   музыкальных   произведений.  Театрализованные   формы   музыкально­ творческой   деятельности.   Музыкальные   игры,   инсценирование   песен,   танцев,   игры­ драматизации.   Выражение   образного   содержания   музыкальных   произведений   с   помощью средств выразительности различных искусств.                                  Контроль знаний, умений и навыков учащихся по предмету  музыки проводится в форме   беседы,   фронтального   и   индивидуального   опроса,   работы   по   карточкам,   подготовки творческих работ, тестирования. В   качестве   форм   промежуточного     и   итогового   контроля   могут   использоваться музыкальные викторины на определение жанров песни, танца и марша; анализ музыкальных произведений   на   определение   эмоционального   содержания;   тестирование,   разработанное автором. Описание места учебного предмета в учебном плане Учебный курс «Музыка » в 3 классе соответствует образовательным областям «Искусство» базисного учебного плана. На изучение курса «Музыка» в каждом классе начальной школы отводится 1 ч в неделю.  Программа рассчитана на 135  ч за 4 года обучения.  В 3 классе — 34 ч за год (34 учебные недели). Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя всем детям  возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и  плодотворной взаимосвязь  образования, культуры и искусства. Освоение музыки как духовного наследия человечества  предполагает:     формирование опыта эмоционально­образного восприятия; начальное овладение различными видами музыкально­творческой деятельности; приобретение знаний и умении; овладение УУД Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно­ эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через  эмпатию, идентификацию, эмоционально­эстетический отклик на музыку. Школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно­ нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого  человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и  искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Содержание   обучения   ориентировано   на   целенаправленную   организацию   и   планомерное   способствующей   личностному, формирование   музыкальной   учебной   деятельности, коммуникативному,   познавательному   и   социальному   развитию   растущего   человека.   Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета        В основе метапрограмности лежит мыслительный тип интеграции учебного материала.  Говоря о каком­либо предмете, явлении, понятии  ученик не запоминает какие­ либо определения, а  осмысливает, прослеживает происхождение важнейших понятий, которые определяют данную  предметную область знания. Он как бы заново открывает эти понятия. И через это как следствие  перед ним разворачивается процесс возникновения того или иного  знания, он «переоткрывает»  открытие, некогда сделанное в истории, восстанавливает и выделяет форму существования данного  знания. Осуществив работу на разном предметном материале, он делает предметом своего  осознанного отношения уже не определение понятия, но сам способ своей работы с этим понятием на разном предметном материале. Создаются условия для того, чтобы ученик начал рефлексировать  собственный процесс работы: что именно он мысленно  проделал, как он мысленно «двигался», когда восстанавливал генезис того или другого понятия. И тогда ученик обнаруживает, что, несмотря на  разные предметные материалы, он в принципе проделывал одно и то же, потому что он работал с  одной и той же организованностью мышления.               В   результате   изучения   курса   «Музыка»   в   начальной   школе   должны   быть   достигнуты определённые результаты. Личностные результаты Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся,  которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»: ­ чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей  этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора,  шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки русской православной церкви,  различных направлений современного музыкального искусства России; ­ целостный, социально­ориетированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии  природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и  музыки других стран, народов, национальных стилей; ­ умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной  деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии  окружающей действительности; ­ уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических  потребностей, ценностей и чувств; ­ развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками  сотрудничества с учителем и сверстниками; ­ ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной   жизни класса, школы, города и др.; ­ формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально – нравственной  отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; ­ развитие музыкально – эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально – ценностном  отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества. Метапредметные результаты        Регулятивные УУД: умение ставить учебные задачи при восприятии и исполнении музыкальных сочинений разных  жанров и стилей музыки (народной и профессиональной); планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения музыки; прогнозирование результатов музыкальной деятельности: форма выполнения, осмысленность,  обобщенность действий, умение применять знания в новой учебной и жизненной ситуациях; понимание и оценка воздействия музыки разных жанров и стилей; формирование  эмоционально­осознанного отношения к музыкальному искусству, к собственной музыкально­ творческой деятельности и деятельности одноклассников в разных формах взаимодействия; совершенствование действий контроля, коррекции и оценки действий партнера в  коллективной и групповой музыкальной деятельности.          Познавательные УУД: поиск и использование в практической деятельности информации о музыке (жанры, стили, язык),  композиторах, исполнителях, музыкальных инструментах; познание разнообразных явлений окружающей действительности, мира человеческих отношений,  музыкальной культуры, обычаев и традиций своего региона, России, мира в процессе  эмоционально­осознанного восприятия жизненного содержания музыкальных сочинений; владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе  размышлений о музыке и словарем музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия  музыки; выполнение диагностических тестов, самостоятельных и контрольных работ; владение формами рефлексивной оценки восприятия и исполнения музыкальных произведений  разных жанров, стилей, эпох; знаний о музыке и музыкантах. понимание знаково­символических средств воплощения содержания (информации)  в музыке;  соотнесения графической записи с музыкальным образом.           Коммуникативные УУД: формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в  процессе музыкальной деятельности; развитие навыков постановки проблемных вопросов в процессе восприятия и музицирования,  а также поиска и сбора информации о музыке и музыкантах; формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки (с  использованием музыкальных терминов и понятий), ее оценки и представления в творческих  формах работы; поиск способов разрешения конфликтных ситуаций в процессе восприятия музыки,  ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ размышлений о ней, ее исполнения. Предметные результаты          ­ формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно – нравственном  развитии;          ­ формирование общего представления о музыкальной картине мира;          ­ знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений; ­ формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры  родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и  музыкальной деятельности;          ­ формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому­ либо виду)  музыкально ­ творческой деятельности;          ­ умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;          ­ умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору,  музыке религиозной, классической и современной; понимать содержание, интонационно –  образный смысл произведений разных жанров и стилей;          ­ умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально –  пластических композиций, исполнение вокально­хоровых произведений. Требования к уровню подготовки обучающихся    В результате изучения музыки ученик 3 класса должен знать/понимать: Слова и мелодию Гимна России;   Выразительность и изобразительность музыкальной интонации;  Смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель»;  Названия изученных жанров и форм музыки;  Образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края  (праздники, обряды);  Названия изученных произведений и их авторов;  Наиболее популярные в России музыкальные инструменты; певческие голоса, виды оркестров и хоров. Творчески изучая музыкальное искусство, к концу 3 класса учащиеся должны уметь:   Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;  Определять на слух основные жанры музыки (песня, танец, марш);  Определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности (мелодия,  ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах);  Передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально­пластическом движении;  Исполнять в хоре вокальные произведения с сопровождением и без него, одноголосные и с  элементами двухголосия;  Исполнять несколько народных и композиторских песен (по выбору учащихся).  Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности для:: ­участия в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом  интонировании, импровизации); ­ участия в музыкально­эстетической деятельности класса (школы). Содержание курса  (135ч)        Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в  жизни человека»,«Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина  мира».  Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческих  чувств. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.  Обобщенное представление об основных образно­эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность,  маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл. Отечественные народные  музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни,  танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры­драматизации. Историческое прошлое в  музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных  композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов. Основные закономерности музыкального искусства.               Интонационно­образная природа музыкального искусства. Выразительность и  изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей.  Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация – источник музыкальной речи.  Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.). Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие. Композитор –  исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее  выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной  грамоты. Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и  контраст). Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно­образного  содержания произведений. Формы одночастные, двух и трехчастные, вариации, рондо и др. Музыкальная картина мира.               Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни  страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся  исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и  фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD,  DVD). Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая.  Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный.  Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов. Народное  и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных,  исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально­поэтические традиции: содержание,  образная сфера и музыкальный язык.  Ниже представлено тематическое планирование в соответствии с учебниками для  общеобразовательных учреждений авторов Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной:  «Музыка. 1 класс», «Музыка. 2 класс», «Музыка. 3 класс», «Музыка. 4 класс». Содержание  учебного предмета  3 класс (34 ч) Тема раздела: «Россия – Родина моя» (5 ч.) Мелодия  ­ душа музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Интонационно­образная   природа   музыкального   искусства.   Интонация   как   внутреннее   озвученное состояние,   выражение   эмоций   и   отражение   мыслей.   Основные   средства   музыкальной выразительности (мелодия). Песенность, как отличительная черта русской музыки. Углубляется понимание мелодии как основы музыки – ее души. Природа и музыка (романс). Звучащие картины. Выразительность и изобразительность в музыке. Различные   виды   музыки:   вокальная,   инструментальная.   Основные   средства   музыкальной выразительности (мелодия, аккомпанемент).  Романс. Лирические образы в романсах и картинах русских композиторов и художников.    «Виват, Россия!»(кант). «Наша слава – русская держава».  Знакомство учащихся с жанром канта. Народные музыкальные традиции Отечества. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Песенность, маршевость. Солдатская песня. Патриотическая тема в русских народных песнях. Образы защитников Отечества в различных жанрах музыки.  Кантата   «Александр   Невский».  Обобщенное   представление   исторического   прошлого   в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Кантата С.С.Прокофьева «Александр Невский». Образы защитников Отечества в различных жанрах музыки.  Опера   «Иван   Сусанин».  Обобщенное   представление   исторического   прошлого   в   музыкальных образах. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Интонация как внутреннее озвученное состояние,   выражение   эмоций   и   отражение   мыслей.  Образ   защитника   Отечества   в   опере М.И.Глинки «Иван Сусанин».   Тема раздела: «День, полный событий» (3 ч.) Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Песенность.  Выразительность и изобразительность в музыкальных произведениях П.Чайковского «Утренняя  молитва» и Э.Грига «Утро».  Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей.  Портрет в музыке. «В детской». Игры и игрушки. На прогулке. Вечер. Выразительность и изобразительность в  музыке. Интонационная выразительность. Детская тема в произведениях М.П.Мусоргского.                                            Тема раздела: «В музыкальном театре» (8 ч.) Опера   «Руслан   и   Людмила».  Опера.   Музыкальное   развитие   в   сопоставлении   и   столкновении человеческих   чувств,  тем,   художественных   образов.   Формы   построения  музыки   как   обобщенное выражение   художественно­образного   содержания   произведения.   Певческие   голоса.  Музыкальные темы­характеристики   главных   героев.   Интонационно­образное   развитие   в   опере   М.Глинки «Руслан и Людмила». Опера   «Орфей   и   Эвридика».  Опера.   Музыкальное   развитие   в   сопоставлении   и   столкновении человеческих   чувств,   тем,   художественных   образов.   Основные   средства   музыкальной выразительности. Интонационно­образное развитие в опере К. Глюка «Орфей и Эвридика». Опера   «Снегурочка».  Интонация   как   внутренне   озвученное   состояние,   выражение   эмоций   и отражений мыслей. Музыкальные темы­характеристики главных героев. Интонационно­образное развитие в опере Н.Римского­Корсакова «Снегурочка»           «Океан   –   море   синее».  Музыкальное   развитие   в   сопоставлении   и   столкновении   человеческих чувств, тем, художественных образов. вступлении к опере «Садко» «Океан – море синее». Балет   «Спящая   красавица».  Балет.   Музыкальное   развитие   в   сопоставлении   и   столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Интонационно­образное развитие в балете П.И.Чайковского «Спящая красавица». Контраст. В современных ритмах (мюзиклы). Обобщенное представление об основных образно­ эмоциональных сферах музыки и многообразии музыкальных жанров. Мюзикл. Мюзикл как жанр  легкой музыки. Тема раздела: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4 ч.) «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» «Настрою гусли на старинный лад» (былины).   Музыкальный и поэтический фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества.  Былина о Садко и Морском царе.    Музыкальный и поэтический фольклор России. Народная и профессиональная музыка. Певцы – гусляры. Образы былинных сказителей, народные традиции и обряды в музыке русских композиторов (М.Глинки, Н.Римского­Корсакова). «Лель, мой Лель…» Музыкальный и поэтический фольклор России. Народная и профессиональная  музыка. Певцы – гусляры. Образы былинных сказителей, народные традиции и обряды в музыке  русских композиторов (М.Глинки, Н.Римского­Корсакова). Звучащие картины. «Прощание с Масленицей». Музыкальный и поэтический фольклор России:  обряды. Народная и профессиональная музыка. Народные традиции и обряды в музыке русского   композитора  Н.Римского­Корсакова. Тема раздела: «О России петь – что стремиться в храм» (4 ч.) Радуйся, Мария! «Богородице Дево, радуйся!»  Введение учащихся в художественные образы духовной музыки. Музыка религиозной традиции.  Интонационно­образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ матери в музыке, поэзии, Древнейшая песнь материнства. «Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!»  Интонационно­ образная природа  музыкального  искусства.  Духовная  музыка  в творчестве  композиторов.  Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Вербное воскресенье. Вербочки.  Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ праздника в искусстве. Вербное воскресенье. Святые  земли Русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. Святые земли Русской.   Тема раздела: «В концертном зале » (2 ч.) Музыкальное состязание (концерт). Различные виды музыки: инструментальная.  Концерт.  Композитор – исполнитель – слушатель. Жанр инструментального концерта. Музыкальные   инструменты   (флейта   и   скрипка).   Звучащие   картины.  Музыкальные инструменты. Выразительные возможности флейты и скрипки.  Тема раздела: «В концертном зале » (2 ч.) Сюита   «Пер   Гюнт».  Формы   построения   музыки   как   обобщенное   выражение   художественно­ образного   содержания   произведений.   Развитие   музыки   –   движение   музыки.   Песенность, танцевальность, маршевость. Контрастные образы сюиты Э.Грига «Пер Гюнт».    «Героическая» (симфония). Мир Бетховена. Симфония.  Формы построения музыки как  обобщенное выражение художественно­образного содержания произведений. Контрастные образы  симфонии Л.Бетховена. Музыкальная форма (трехчастная). Темы, сюжеты и образы музыки  Бетховена.  Тема раздела: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (6 ч.)  «Чудо­музыка». Острый ритм – джаза звуки. Обобщенное представление об основных образно­ эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Композитор­  исполнитель – слушатель. Джаз – музыка ХХ века. Известные джазовые музыканты­ исполнители. Музыка – источник вдохновения и радости.  «Люблю я грусть твоих просторов». Мир Прокофьева и Свиридова. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Сходство и различие музыкальной речи Г.Свиридова, С.Прокофьева, Э.Грига, М.Мусоргского. Певцы   родной   природы   (Э.Григ,   П.Чайковский).  Интонация   как   внутреннее   озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкальная речь как сочинения композитров, передача информации, выраженной в звуках. Выразительность и изобразительность в музыке. Сходство и различие музыкальной речи Э.Грига и П.Чайковского. Прославим   радость   на   земле.  Музыкальная   речь   как   способ   общения   между   людьми,   ее эмоциональное   воздействие   на   слушателей.   Музыкальная   речь   как   сочинения   композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Композитор – исполнитель – слушатель.         «Радость   к   солнцу   нас   зовет».  Музыкальная   речь   как   способ   общения   между   людьми,   ее эмоциональное   воздействие   на   слушателей.   Музыкальная   речь   как   сочинения   композиторов, передача информации, выраженной в звуках.  Музыка – источник вдохновения и радости. Заключительный  урок – концерт. Обобщение музыкальных впечатлений третьеклассников за 4  четверть и год. Составление афиши и программы концерта. Исполнение  выученных и  полюбившихся  песен  всего учебного  года  Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета. Критерии оценивания                         Система   оценки   достижения   планируемых   результатов   изучения   предмета предполагает  комплексный  уровневый  подход  к оценке результатов  обучения. Объектом  оценки предметных   результатов   служит   способность   второклассников   решать   учебно­познавательные   и учебно­практические   задачи.   Оценка   индивидуальных   образовательных   достижений   ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.        В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стандартизированных работ по предмету. Остальные работы подобраны так, чтобы   их   совокупность   демонстрировала   нарастающие   успешность,   объём   и   глубину   знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.          Критериями оценивания являются:  соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных  результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС;  динамика результатов предметной обученности, формирования универсальных учебных действий.  Критерии уровня музыкального развития учащихся: ­  насколько ярко и устойчиво проявляется у учащихся интерес к музыке, увлеченность ею, любовь к  ней; ­  умеют ли учащиеся размышлять о музыке, оценивать ее эмоциональный характер и определять  образное содержание; ­  умеют ли учащиеся применять знания, полученные в процессе музыкальных занятий, по отношению к музыке, звучащей вокруг них; ­ каков уровень исполнительской культуры, насколько развита способность творчески, ярко и  эмоционально передавать в пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, в музыкально­ ритмических движениях содержание и характер исполняемых произведений. Оценка предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного  оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ.           Виды контроля:     входной, текущий, итоговый   фронтальный, комбинированный, устный. Формы (приемы) контроля:    наблюдение,    самостоятельная работа,    работа по карточке,    тест. Критерии и нормы оценки предметных результатов обучающихся применительно к различным формам контроля по музыке Слушание музыки. На уроках проверяется и оценивается умение учащихся слушать музыкальные произведения,   давать словесную характеристику их содержанию и средствам музыкальной выразительности,    умение  сравнивать,   обобщать;  знание музыкальной литературы. Учитывается: ­степень раскрытия эмоционального содержания музыкального произведения через средства  музыкальной выразительности; ­самостоятельность в разборе музыкального произведения; ­умение учащегося сравнивать произведения и делать самостоятельные обобщения на основе  полученных знаний.        Оценка «5» ставится, если: ­дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального  произведения,  средств музыкальной выразительности,  ответ самостоятельный.        Оценка  «4»   ставится, если: ­ ответ правильный,   но неполный: ­  дана характеристика содержания музыкального произведения,      средств музыкальной  выразительности с наводящими вопросами учителя.       Оценка  «3»  ставится, если: ­ответ правильный,   но неполный,  средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно,   допустимы несколько наводящих вопросов учителя.        Оценка  «2»   ставится, если: ­ ответ обнаруживает незнание и непонимание учебного материала.        Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку  подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени,  т.е.  за  сумму ответов,  данных учеником на протяжении урока  (выводится поурочный балл),   при условии,  если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике. Хоровое пение. Для оценивания качества выполнения учениками певческих заданий необходимо предварительно  провести индивидуальное прослушивание каждого ребёнка, чтобы иметь данные о диапазоне его  певческого голоса. Учёт полученных данных,  с одной стороны, позволит дать более объективную оценку качества  выполнения учеником певческого задания, с другой стороны, учесть при выборе задания индивидуальные особенности его музыкального развития и, таким образом, создать наиболее  благоприятные условия опроса.    Так, например,  предлагая ученику исполнить песню, нужно знать рабочий диапазон его голоса и, если он не соответствует диапазону  песни, предложить ученику исполнить его в другой,  более удобной для него тональности или  исполнить только фрагмент песни: куплет, припев, фразу.       Оценка «5»   ставится, если: ­наблюдается знание мелодической линии и текста песни; ­чистое интонирование и ритмически точное исполнение; ­выразительное исполнение.       Оценка «4»  ставится,  если: ­наблюдается знание мелодической линии и текста песни; ­ в основном чистое интонирование,   ритмически правильное; ­  пение недостаточно выразительное.       Оценка «3»  ставится, если: ­допускаются отдельные неточности в исполнении мелодии и текста песни;   ­неуверенное и не  вполне точное,  иногда фальшивое исполнение, есть ритмические неточности; ­ пение не выразительное.       Оценка «2» ставится, если: ­исполнение не уверенное, фальшивое. Выполнение тестовых заданий оценивается следующим образом: Оценка «5» ставится, если верно выполнено 86­100% заданий; Оценка «4» ставится, если верно выполнено 71­85 заданий; Оценка «3» ставится, если верно выполнено 40­70% заданий; Оценка «2» ставится, если верно выполнено менее 40% заданий Используемая   в   школе   система   оценки   ориентирована   на   стимулирование   стремления третьеклассника   к   объективному   контролю,   а   не   сокрытию   своего   незнания   и   неумения,   на формирование потребности в адекватной и конструктивной самооценке. Тематическое планирование с определением основных видов  учебной деятельности обучающихся Наименование  раздела  программы, тема «Россия­Родина моя!» Мелодия  ­ душа музыки Природа и музыка (романс). Звучащие  картины..   «Виват, Россия!»(кант). «Наша слава –  русская держава».  Кантата «Александр Невский». Опера  «Иван Сусанин».  На прогулке. Вечер. «День, полный событий»  Утро. Портрет в музыке. В каждой интонации  спрятан человек.  Характеристика деятельности учащихся (основные учебные умения и действия) ­ воплощать   характер   песен   о   Родине   в своём   исполнении   через   пение,   слово, пластику движений.  ­ знать   что   такое   звукоряд,   длительности нот.   определять   размер   музыкального произведения. ­ знать   что   такое   интонация,   ритм,   темп, лад, динамика, тембр, регистр. ­ уметь   объяснять   значение   интонации   в музыке. ­ распознавать и эмоционально откликаться на   выразительные   особенности   музыки, выявлять различные по смыслу музыкальные интонации. Кол­во  часов 5 3 «В детской». Игры и игрушки. На  прогулке. Вечер.  «В музыкальном театре»  Опера «Руслан и Людмила».  Опера «Орфей и Эвридика».  Опера «Снегурочка».   «Океан – море синее».  Балет «Спящая красавица В современных ритмах (мюзиклы).  Обобщающий  урок 2 четверти.    «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»  «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»  «Настрою гусли на старинный лад»  (былины).  .  Былина о Садко и Морском царе.   «Лель, мой Лель Звучащие картины. «Прощание с  Масленицей».   «О России петь – что стремиться в  храм»  Радуйся, Мария! «Богородице Дево,  радуйся!»  Древнейшая песнь материнства. «Тихая  моя, нежная моя, добрая моя мама!». Вербное воскресенье. Вербочки Святые  земли Русской. Княгиня Ольга.  Князь Владимир. «В концертном зале »  Музыкальное состязание (концерт).  Музыкальные инструменты (флейта и  скрипка). Звучащие картины.  Сюита «Пер Гюнт».          развития развития   изученные особенности особенности ­ соотносить графическую запись музыки с её   жанром   и   музыкальной   речью композитора,  ­ воплощать   эмоциональное   состояние   в различных видах музыкально – творческой деятельности,   выполнять   творческие задания,  ­ передавать в движениях содержание муз. произведений,   производить   оценку   своих действий и действий одноклассников ­ выявлять музыкальных образов. ­ определять   музыкальные   и   речевые интонации. ­ выявлять музыкальных образов.  ­ узнавать   музыкальные произведения и называть имена их авторов, определять на слух основные жанры (песня, танец, марш), ­   определять   и   сравнивать   характер, настроение, выразительные средства музыки ­ оценивать   собственную   музыкально   – творческую деятельность ­ общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого и коллективного воплощения различных образов русского фольклора.  ­ передавать   настроение   музыки   и   его изменение   в   пении,   музыкально­   игре   на пластическом   движении, музыкальных   инструментах,   исполнять несколько народных песен ­ умение   работать   с   учебно­методическим комплектом (учебник, творческая тетрадь), понимать специальные слова, обозначающие звучание колокольных звонов. ­ углубление   понимания   музыкального искусства и его глубокое проникновение в жизнь человека. ­ установить   связь   музыки   с   жизнью   и изобразительным искусством через картины художников,   передавать   свои   собственные впечатления   от   музыки   с   помощью музыкально   –   творческой   деятельности (пластические   и   музыкально   –ритмические движения) ­ определять   и   сравнивать   характер, настроение   и   средства   музыкальной выразительности музыкальных произведениях,  ­ узнавать   музыкальные изученные   в     8 4 4 4 «Героическая» (симфония). Мир  Бетховена. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье»   «Чудо­музыка». Острый ритм – джаза  звуки  «Люблю я грусть твоих просторов».  Мир Прокофьева и Свиридова.  Певцы родной природы (Э.Григ,  П.Чайковский). Прославим радость на земле.  «Радость к солнцу нас зовет».  Обобщающий  урок 4 четверти.  Заключительный  урок – концерт     выразительности произведения   и   называть   их   авторов, демонстрировать понимание интонационно­ образной природы музыкального искусства, взаимосвязи и изобразительности в музыке. ­ передавать свои музыкальные впечатления в устном речевом высказывании ­ узнавать   и   называть   изученные   муз. произведения и их авторов. ­ передавать   настроение   музыки   и   его изменение:   музыкально­   в   пении, пластическом   движении,   игре   на элементарных музыкальных инструментах. характер, ­ определять настроение   и   средства   выразительности   в музыкальных произведениях. ­ участвовать   в   подготовке   и   проведении школьных   концертов   и   фестивалей, проявлять   стойкий   интерес   к   занятиям музыкальным творчеством. сравнивать     6 Виды контрольно­ измерительных материалов №  урока 8 16 26 34 Тема Тема №2. “День, полный событий” Обобщающий урок по теме Тема №3. “О России петь – что стремиться в храм” Тестирование Тема №5. “В музыкальном театре” Обобщающий урок по теме Тема №7. “Чтоб музыкантом быть, так надобно  уменье” Тестирование Кол­во часов 1 1 1 1 Описание        учебно­методического        и       материально­технического обеспечения        образовательного        процесса. Методические пособия: Критская  Е.Д.,  Сергеева  Г.П., Шмагина  Т.С.  Музыка.  3  кл.  ­М.: Просвещение, 2013. (ФГОС  «Школа России») Для учителя: Критская  Е.Д.  Музыка.  Хрестоматия  музыкального  материала.  Пособие  для  учителя. 3 класс.  ­ М.: Просвещение, 2014.  Литература, рекомендованная для учащихся: 1.Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя­музыканта\ М.2000 2.Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей \ М.2004 3.Гудилина С.И. Интернет на уроках искусства: педагогическая технология создания и  использования информационно­коммуникационной среды \ М.2004 4.Кабалевский Д.Б.  Как рассказывать детям о музыке? \ М.2005 5.Школяр Л.В. Теория и методика музыкального образования детей: научно­методическое пособие \  Л.В. Школяр, М.С.Красильникова, Е.Д.Критская  6. Учебно­методический комплект «Музыка 1­4 классы» авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.  Шмагиной 7. «Искусство в школе»   ­ методический журнал 8. «Искусство» ­ приложение к методической газете «1 сентября» Экранно­звуковые пособия 1. Нотная хрестоматия 2. Фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» 3 класс», М., Просвещение,  2007г. 3.  Учебно­методический комплект (Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Шмагина Т.С. «Музыка» 3 класс) 4. Дополнительные аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке MULTIMEDIA – поддержка предмета 1. Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2011.(CD ROM) 2. Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при  издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров  (НФПК) 3. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн». 4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства  «Кирилл и Мефодий» 5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо» 6. Электронный  образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП), издательство РГПУ им.      А.И.Герцена  7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи» 8.Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве" 9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2010г.» 10.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов» 11.Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CD  ROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008.  Оборудование и приборы:       ученические столы двухместные с комплектом стульев; стол учительский с тумбой; классная доска. персональный компьютер  мультимедийный проектор. Интернет. Медио­ресурсы: 1.Единая коллекция ­http://collection.crossedu.ru/catalog/rubr/f544b3b7­f1f4­5b76­f453­552f31d9b164 2.Российский общеобразовательный портал     ­ http://music.edu.ru/ 3.Детские электронные книги и   презентации ­ http://viki.rdf.ru/ КАЛЕНДАРНО­ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО МУЗЫКЕ    (приложение к рабочей программе по музыке 3 класс  «Школа России») Тема урока № п/п Тип  урока Основные виды учебной деятельности Планируемые  предметные результаты  освоения материала Вид контроля Универсальные учебные  действия Дата  по  плану по  факту 1 четверть  Тема раздела: «Россия – Родина моя»  (5 ч.) 1 2 3 4 Мелодия  ­  душа музыки Вводный Учить слушать музыку. Природа и  музыка.   Звучащие  картины.  (романс). Виват,  Россия!»(кант).  «Наша слава –  русская  держава». Сообщени е и  усвоение  новых  знаний Расширен ие и  углублени е знаний С. С.  Прокофьев.  Кантата  «Александр  Невский». Расширен ие и  углублени е знаний Отражение в музыке  человеческих чувств,  характеров, идей, образов  природы. Выразительные и  изобразительные средства  музыки. Песенность,  танцевальность, маршевость.  Практический опыт  постижения музыкального  языка (мелодия, ритм, тембр,  темп, динамика). Отличать кантату от канта;  выявлять значимость  трехчастного построения  музыки; передавать в пении  героический характер  музыки; «исполнять» партию  колокола Научатся: ориентироваться в  музыкальных жанрах; выявлять  жанровое начало  музыки;  оценивать эмоциональный  характер музыки и определять  ее образное содержание;  определять средства  музыкальной выразительности. Оценивать эмоциональный  характер музыки и определять  ее образное содержание; Текущий Выражать свое  эмоциональное отношение к  искусству в процессе  исполнения музыкального  произведения. Текущий Представлять образ Родины,  историческое прошлое,  культурное наследие России. Научатся:  выявлять настроения  и чувства человека, выраженные  в музыке. Текущий Воспитание чувства любви и  гордости за свою Родину,  российский народ и  историческое прошлое  России; осознание своей  этнической и национальной  принадлежности;  Научатся:  выявлять настроения  и чувства человека, выраженные  в музыке. Текущий Проявлять эмоциональную  отзывчивость на музыкальные произаедения различного  образного содержания. 04 09 11 09 18 09 25 09 5 6 7 8 9 М. И. Глинка.  Опера «Иван  Сусанин». Утро.    Портрет в  музыке.  В детской.  Игры в  игрушки. На  прогулке. Вечер Расширен ие и  углублени е знаний Изучение  нового  материала ;  путешеств ие. Расширен ие и  углублени е знаний;  экскурсия в  музыкальн ый театр. Расширен ие и  углублени е знаний;  игра. Проводить интонационно­ образный анализ  прослушанной музыки. Проводить интонационно­ образный анализ  инструментального  произведения. Текущий Проявлять эмоциональное  отношение к искусству,  активный интерес к музыке,  эстетический взгляд на мир. Тема раздела: «День, полный событий» (3 ч.) Проводить интонационно­ образный анализ  прослушанной музыки. Научатся:  проводить  интонационно­образный анализ   инструментального  произведения; эмоционально  сопереживать музыку. Текущий Принимать позицию  слушателя (исполнителя)  музыкальных произведений,  владеть навыками оценки и  самооценки музыкально­ творческой деятельности. Проводить интонационно­ образный анализ  произведения. Проводить интонационно­ образный  и сравнительный  анализ прослушанных  произведений; определять  песенность, танцевальность и  маршевость в музыке. Текущий Тематиче ский Научатся воплощать  эмоциональные состояния в  различных видах музыкально­ творческой  деятельности;  проводить интонационно­ образный анализ  инструментального  произведения. Научатся: воспринимать музыку различных жанров, размышлять  о музыкальных произведениях  как способе выражения чувств и  мыслей человека;  выражать свое отношение к  музыкальным произведениям;  эмоционально и осознанно  относиться к музыке Воспитание этических чувств доброжелательности и  эмоционально­нравственной  отзывчивости, понимания и  сопереживания чувствам  других людей; осмысление  интонационной  выразительности музыки. Развитие этических чувств  доброжелательности и  эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания  чувствам других людей;   формирование эстетических  потребностей; эмоциональная отзывчивость;  М. Глинка   опера «Руслан и Людмила» Освоение  нового  материала Проводить интонационно­ образный анализ музыки. Научатся воплощать  эмоциональные состояния в  различных видах музыкально­ творческой  деятельности;  Текущий Формирование  уважительного отношения к  истории и культуре.  Осознание своей этнической  Тема раздела: «В музыкальном театре» (8 ч.) 02 10 09 10 16 10 23 10 30 10 2 четверть 10 К .В .Глюк   опера «Орфей  и Эврика» Изучение  и  обобщени е  полученны х знаний Проводить сравнительный  анализ. 11 Н.А. Римский­ Корсаков опера  «Снегурочка».  Освоение  нового  материала . Размышлять о музыкальных  произведениях, и выражать  свое отношение в процессе  исполнения, драматизации  отдельных музыкальных  фрагментов. 12 Океан – море  синее.  Расширен ие и  углублени е знаний;  путешеств ие. Проводить интонационно­ образный анализ музыки;  через пластическое  интонирование передать  образы моря. проводить интонационно­ образный анализ  инструментального  произведения. Научатся: воспринимать музыку различных жанров, размышлять  о музыкальных произведениях  как способе выражения чувств и  мыслей человека;  выражать свое отношение к  музыкальным произведениям;  эмоционально и осознанно  относиться к музыке Научатся: воплощать  музыкальные образы при  создании театрализованных и  музыкально­пластических  композиций, исполнении  вокально­хоровых  произведений, в импровизациях;  исполнять музыкальные  произведения разных форм и  жанров. Научатся:  проводить  интонационно­образный анализ   инструментального  произведения; эмоционально  сопереживать музыку. принадлежности. Текущий Формирование  смыслов   учебной  деятельности  ребенка  через  развитие  его   творческого потенциала в  игровой музыкальной  деятельности. Текущий Формирование интонационно­ стилевого слуха; понимание  образов добра и зла в сказке и в жизни; участвовать в  сценическом воплощении  отдельных фрагментов  музыкального спектакля. Текущий Осознание триединства  композитор­исполнитель­ слушатель и роли каждого из  них в создании и бытовании  музыки; участвовать в  сценическом воплощении  отдельных фрагментов  музыкального спектакля; 13 Балет П.  Чайковского  «Спящая  красавица».  Изучение  нового  материала Проводить интонационно­ образный анализ развития  музыки Научатся воплощать  эмоциональные состояния в  различных видах музыкально­ творческой  деятельности;  проводить интонационно­ Текущий Формирование  уважительного отношения к  истории и культуре.  Осознание своей этнической  принадлежности. 13 11 20 11 27 11 04 12 14 Балет П.  Чайковского  «Спящая  красавица».  15 В современных  ритмах.  16 Обобщающий  урок 2 четверти Обобщени е  полученны х знаний;  экскурсия в  музыкальн ый театр. Освоение  нового  материала ;  путешеств ие. Урок  контроля  и  коррекции знаний 3 четверть  17  «Гори, гори  ясно, чтобы не  Освоение  нового  образный анализ  инструментального  произведения. Научатся воплощать  эмоциональные состояния в  различных видах музыкально­ творческой  деятельности;  проводить интонационно­ образный анализ  инструментального  произведения. Научатся: воспринимать музыку различных жанров, размышлять  о музыкальных произведениях  как способе выражения чувств и  мыслей человека;  выражать свое отношение к  музыкальным произведениям;  эмоционально и осознанно  относиться к музыке Научатся воспринимать музыку  и выражать свое отношение к  музыкальным произведениям. Размышлять о музыкальных  произведениях, и выражать  свое отношение. Продемонстрировать все  свои знания и умения в  качестве исполнителя и  слушателя. Продемонстрировать знания  о музыке, охотно участвовать в коллективной творческой  деятельности при  воплощении различных  музыкальных образов;  личностно­окрашенное,  эмоционально­образное  восприятие музыки;  увлеченность музыкальными  занятиями и музыкально­ творческой деятельностью. 11 12 18 12 25 12 Текущий Формирование  смыслов   учебной  деятельности  ребенка  через  развитие  его   творческого потенциала в  игровой музыкальной  деятельности. Текущий Осознание триединства  композитор­исполнитель­ слушатель и роли каждого из  них в создании и бытовании  музыки; участвовать в  сценическом воплощении  отдельных фрагментов  музыкального спектакля. Итоговый Формирование навыков  коммуникации,  сотрудничества; участвовать  в  коллективном воплощении  музыкальных образов  (пластические этюды, игра в  дирижера, драматизация);   рассуждать о значении  дирижера в создании  музыкального спектакля;  рассуждать  о смысле и  значении вступления к опере. Определение былины, ее  историю развития и  Тема раздела: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4 ч.) Текущий Научатся: напевно, используя  цепное дыхание, исполнить  Развитие музыкальной  памяти, слуха, чувства ритма, 15 01 погасло!»  «Настрою гусли на старинный  лад» (былины).  материала ;  путешеств ие. 18 Былина о  Садко и  Морском царе.  19 «Лель, мой  Лель…» Освоение  нового  материала ;  путешеств ие. Решение  частных  задач;  сказка. Повторен ие и  закреплен ие  изученног о  материала ; игра. 20 21 Звучащие  картины.  Прощание с  Масленицей.   Проводить образный и  сравнительный анализ музыки и картин русских  художников. Научатся: воплощать  музыкальные образы во время  разыгрывания песни,  импровизации. Текущий Тема раздела: «О России петь – что стремиться в храм» (4 ч.) Радуйся,  Мария!  «Богородице  Дево, радуйся!» Расширен ие и  углублени е новых  знаний. Знать молитва, произведения, в которых средствами  музыкальной  выразительности воплощен  образ матери. Уметь проводить  Научатся: воплощать  музыкальные образы во время  разыгрывания песни,  импровизации. Текущий содержательный аспект;  имена былинных сказителей;  творчество Р.Римского­ Корсакова. Уметь узнать знакомую  музыку; проявлять навыки  вокально­хоровой  деятельности. Знать названия высоких и  низких голосов певцов­ исполнителей в опере: бас,  баритон, тенор; сопрано,  меццо­сопрано.  Уметь проводить  сравнительный анализ. Уметь продемонстрировать  все свои знания и умения в  качестве исполнителя и  слушателя. былину и песню без  сопровождения; исполнять  аккомпанемент былины на  воображаемых гуслях. дикции, приемов вокального  звукообразования Научатся: воплощать  музыкальные образы во время  разыгрывания песни,  импровизации. Текущий Формирование  уважительного отношения к  истории и культуре.  Осознание своей этнической  принадлежности. Научатся воспринимать музыку  и выражать свое отношение к  музыкальным произведениям. Текущий 22 01 29 01 05 02 12 02 Развитие мотивов  музыкально­учебной  деятельности и реализация  творческого потенциала в  процессе коллективного  музицирования. Развитие мотивов  музыкально­учебной  деятельности и реализация  творческого потенциала в  процессе коллективного  музицирования;  развитие  ассоциативно­образного  мышления; Воспитание духовно­ нравственных качеств;  развитие толерантности по  отношению к культуре  других народов и стран;  формирование трепетных, Научатся: анализировать  музыкальные произведения,  выразительно исполнять музыку  религиозного содержания;  анализировать картины (икону). Текущий нежных чувств к матери,  Воспитание духовно­ нравственных качеств;  формирование трепетных,  нежных чувств к матери,  развитие ассоциативно­ образного мышления. Научатся: анализировать  музыкальные произведения,  выразительно исполнять музыку  религиозного содержания, песни о маме; анализировать картины  (икону). Текущий Воспитание духовно­ нравственных качеств;  совершенствование  представлений о музыкальной культуре своей Родины;  развитие толерантности по  отношению к культуре  других народов и стран. Текущий Приобщение к духовно­ нравственным идеалам, к  историческому прошлому  своей Родины. Древнейшая  песнь  материнства.  «Тихая моя,  нежная моя,  добрая моя  мама!» Вербное  воскресенье.  Вербочки.  интонационно­образный  анализ произведений  искусства. Знать понятие тропарь,   произведения, в которых  средствами музыкальной  выразительности воплощен  образ матери. Уметь проводить  интонационно­образный  анализ произведений  искусства. Знать историю праздника  Вербное воскресенье. Уметь проводить  интонационно­образный  анализ прослушанной  музыки. Расширен ие и  углублени е знаний. Закреплен ие нового  материала ;  импровиза ция. 22 23 24 Святые  земли  Русской.  Княгиня Ольга. Князь  Владимир..  Расширен ие и  углублени е знаний. Знать  понятие величание;  имена, жизнь и дела русских  святых – Ольги и князя  Владимира.                                Научатся: выразительно,  интонационно­осмысленно  исполнить песни; проводить  разбор музыкального  произведения; анализировать  картину (икону). 25 Музыкальное  состязание  (концерт). Тема раздела: «В концертном зале » (2 ч.) Повторен ие и  закреплен ие  изученног о  материала ; игра. Знать тембры флейты и  скрипки. Уметь размышлять о музыке,  оценивать ее эмоциональный  характер, определять  образное содержание;  проводить интонационно­ образный анализ музыки; петь легко, свободно, напевно. Научатся: узнавать тембры  музыкальных инструментов;  наблюдать за развитием музыки  разных форм и жанров;  различать на слух старинную и  современную музыку;  интонационно­осмысленно  исполнять песни. Текущий Развитие навыков постановки проблемных вопросов в  процессе поиска и сбора  информации о музыкантах;   формирование навыков  сотрудничества в процессе  различных видов  музыкальной деятельности.  19 02 26 02 05 03 12 03 26 Музыкальные  инструменты  (флейта и  скрипка).  Звучащие  картины. Закреплен ие и  обобщени е знаний;  путешеств ие. Знать понятия: песенность,  танцевальность, маршевость,  сюита; музыкальные формы. Уметь проводить  интонационно­образный  анализ музыки; петь легко,  свободно, напевно. Научатся: проводить  интонационно­образный и  жанрово­стилевой анализ  музыкальных произведений. Тематиче ский 19 03 Умение ставить учебные  задачи при восприятии и  исполнении музыкальных  сочинений разных жанров и  стилей музыки (народной и  профессиональной). 4 четверть                                       Тема раздела: «В концертном зале » (2 ч.) 27 Сюита «Пер  Гюнт».  28   «Героическая» (симфония).  Мир Бетховена. Знать понятия: песенность,  танцевальность, маршевость,  сюита; музыкальные формы. Уметь проводить  интонационно­образный  анализ музыки; петь легко,  свободно, напевно. Знать понятия: симфония,  дирижер, тема, вариации. Уметь проводить  интонационно­образный  анализ музыки. Изучение  и  закреплен ие новых  знаний;  путешеств ие. Изучение  и  закреплен ие новых  знаний;  путешеств ие. Научатся: проводить  интонационно­образный и  жанрово­стилевой анализ  музыкальных произведений. Текущий Развитие эмоциональной  сферы. 02 04 Научатся воспринимать музыку  и выражать свое отношение к  музыкальным произведениям Текущий 09 04 Развивать интонационное  чувство музыки, чувство  эмпатии, эмоциональный  отклик на музыку; развитие  ассоциативно­образного  мышления. Тема раздела: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (6 ч.) 29 «Чудо­музыка». Острый ритм –  джаза звуки. Изучение  и  закреплен ие новых  знаний;  путешеств ие. Знать понятия: музыкальная  речь, лирические чувства;  особенности музыкального  языка разных композиторов;  изобразительные и  выразительные интонации. Уметь: узнавать изученные  музыкальные произведения и  Научатся: импровизировать  мелодии в соответствии с  поэтическим содержанием в  духе песни, танца, марша. Текущий Развивать чувство эмпатии,  эмоциональное отношение к  музыке; ассоциативно­ образное мышление. 16 04 называть имена их авторов;  внимательно слушать музыку, размышлять о ней; петь  легко, свободно. Знать понятия: опера,  симфония, песня;  особенности музыкального  языка Моцарта. Уметь: узнавать изученные  музыкальные произведения  Моцарта; внимательно  слушать музыку, размышлять  о ней; петь легко, свободно. Знать понятия: ода, кант,  гимн, симфония, опера.  Уметь находить в музыке  светлые, радостные  интонации, характеризовать  средства выразительности. 30 31 «Люблю я  грусть твоих  просторов».  Мир  Прокофьева и  Свиридова Изучение  и  закреплен ие новых  знаний;  путешеств ие. Певцы родной  природы  (Э.Григ,  П.Чайковский).  Повторен ие и  обобщени е  полученны х знаний:  путешеств ие. 32 Прославим  радость на  земле.  Повторен ие и  обобщени е знаний. Уметь: через различные  формы деятельности  показать свои знания и  умения. Научатся: понимать жанрово­ стилистические особенности и  особенности  музыкального  языка музыки Г.Свиридова;  импровизировать мелодии в  соответствии с поэтическим  содержанием текста; находить  родство музыкальных и  поэтических интонаций. Научатся: понимать жанрово­ стилистические особенности и  особенности  музыкального  языка музыки С.Прокофьева;  осознанно подходить к выбору  средств выразительности для  воплощения музыкального  образа. Научатся: понимать жанрово­ стилистические особенности и  особенности  музыкального  языка музыки П.Чайковского и  Э.Грига; осознанно подходить к  выбору средств выразительности для воплощения музыкального  образа. Текущий Развивать чувство эмпатии,  эмоциональное отношение к  музыке; ассоциативно­ образное мышление. 23 04 30 04 07 05 Текущий Развитие образного,  нравственно­эстетического  восприятия произведений  мировой музыкальной  культуры Текущий Участвовать в подготовке  заключительного урока­ концерта. Развитие  образного, нравственно­ эстетического восприятия  произведений мировой  музыкальной культуры 33 «Радость к  солнцу нас  зовет».  Решение  частных  задач. Уметь: узнавать изученные  музыкальные произведения и  называть имена их авторов;  внимательно слушать музыку, размышлять о ней; петь  Научатся: оценивать  музыкальные сочинения на  основе своих мыслей и чувств. Текущий Формирование эстетических  потребностей, осознание роли природы в жизни человека. 14 05 34 Обобщающий   урок 4 четверти Обобщени е знаний легко, свободно. Уметь: через различные  формы деятельности  показать свои знания и  умения Научатся: оценивать  музыкальные сочинения на  основе своих мыслей и чувств. 35 Заключительны й  урок –  концерт.  Резервный  урок. концерт. Уметь: через различные  формы деятельности  показать свои знания и  умения Научатся: оценивать  музыкальные сочинения на  основе своих мыслей и чувств. Итоговый Наличие эмоционального  отношения к искусству.  Оценка результатов  собственной музыкально­ исполнительской  деятельности. Итоговый Наличие эмоционального  отношения к искусству.  Оценка результатов  собственной музыкально­ исполнительской  деятельности. 21 05 28 05 Примечание:  В соответствии с годовым календарно­учебным графиком общеобразовательного учреждения  на 2014 – 2015 учебный год количество  часов составляет 34. Данная программа согласно расписанию будет реализована раньше, поэтому в календарно­тематический план включен 1 резервный  урок  для повторения и закрепления пройденного материала в конце учебного года.

Рабочая программа по музыке (3 класс) Школа России

Рабочая программа по музыке  (3 класс) Школа России

Рабочая программа по музыке (3 класс) Школа России

Рабочая программа по музыке  (3 класс) Школа России

Рабочая программа по музыке (3 класс) Школа России

Рабочая программа по музыке  (3 класс) Школа России

Рабочая программа по музыке (3 класс) Школа России

Рабочая программа по музыке  (3 класс) Школа России

Рабочая программа по музыке (3 класс) Школа России

Рабочая программа по музыке  (3 класс) Школа России

Рабочая программа по музыке (3 класс) Школа России

Рабочая программа по музыке  (3 класс) Школа России

Рабочая программа по музыке (3 класс) Школа России

Рабочая программа по музыке  (3 класс) Школа России

Рабочая программа по музыке (3 класс) Школа России

Рабочая программа по музыке  (3 класс) Школа России

Рабочая программа по музыке (3 класс) Школа России

Рабочая программа по музыке  (3 класс) Школа России

Рабочая программа по музыке (3 класс) Школа России

Рабочая программа по музыке  (3 класс) Школа России

Рабочая программа по музыке (3 класс) Школа России

Рабочая программа по музыке  (3 класс) Школа России

Рабочая программа по музыке (3 класс) Школа России

Рабочая программа по музыке  (3 класс) Школа России

Рабочая программа по музыке (3 класс) Школа России

Рабочая программа по музыке  (3 класс) Школа России

Рабочая программа по музыке (3 класс) Школа России

Рабочая программа по музыке  (3 класс) Школа России

Рабочая программа по музыке (3 класс) Школа России

Рабочая программа по музыке  (3 класс) Школа России

Рабочая программа по музыке (3 класс) Школа России

Рабочая программа по музыке  (3 класс) Школа России

Рабочая программа по музыке (3 класс) Школа России

Рабочая программа по музыке  (3 класс) Школа России

Рабочая программа по музыке (3 класс) Школа России

Рабочая программа по музыке  (3 класс) Школа России

Рабочая программа по музыке (3 класс) Школа России

Рабочая программа по музыке  (3 класс) Школа России

Рабочая программа по музыке (3 класс) Школа России

Рабочая программа по музыке  (3 класс) Школа России

Рабочая программа по музыке (3 класс) Школа России

Рабочая программа по музыке  (3 класс) Школа России

Рабочая программа по музыке (3 класс) Школа России

Рабочая программа по музыке  (3 класс) Школа России

Рабочая программа по музыке (3 класс) Школа России

Рабочая программа по музыке  (3 класс) Школа России

Рабочая программа по музыке (3 класс) Школа России

Рабочая программа по музыке  (3 класс) Школа России

Рабочая программа по музыке (3 класс) Школа России

Рабочая программа по музыке  (3 класс) Школа России

Рабочая программа по музыке (3 класс) Школа России

Рабочая программа по музыке  (3 класс) Школа России

Рабочая программа по музыке (3 класс) Школа России

Рабочая программа по музыке  (3 класс) Школа России

Рабочая программа по музыке (3 класс) Школа России

Рабочая программа по музыке  (3 класс) Школа России
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.02.2017