Рабочая программа по музыке для 1 класса
Оценка 4.6

Рабочая программа по музыке для 1 класса

Оценка 4.6
Образовательные программы +2
docx
музыка
1 кл
12.02.2017
Рабочая программа по музыке для 1 класса
Рабочая программа начального общего образования по музыке для 1-го класса разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) нового поколения начального общего образования на основе учебной программы основного образования, утверждённой Министерством образования РФ, программы «Музыка» для 1-4 классов, авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак, имеющей гриф «Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации».Рабочая программа начального общего образования по музыке для 1-го класса разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) нового поколения начального общего образования на основе учебной программы основного образования, утверждённой Министерством образования РФ, программы «Музыка» для 1-4 классов, авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак, имеющей гриф «Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации».
Рабочая программа по музыке для 1 класса - Хамуева Екатерина Владимировна.docx

 

Рабочая программа

по  музыке

1-й класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                            Хамуева Екатерина Владимировна

 

Пояснительная записка

Рабочая  программа начального общего образования по  музыке для 1-го класса разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта  (ФГОС)  нового   поколения начального общего образования на основе  учебной программы основного образования, утверждённой  Министерством  образования РФ, программы «Музыка»  для 1-4 классов, авторы  В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н.  Кичак, имеющей гриф  «Допущено Министерством образования и науки Российской  Федерации». Курс  нацелен на изучение   целостного  представления  о  мировом  музыкальном  искусстве,  постижения  произведений  золотого  фонда  русской  и  зарубежной  классики,  образцов  музыкального  фольклора, духовной  музыки,  современного  музыкального  творчества. Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние

При отборе и выстраивании музыкального репертуара в программе предусматривается его ориентация: на развитие эмоциональной отзывчивости учащихся на музыку и их личностного отношения к искусству; на раскрытие содержания музыки через ее интонационную сущность; на последовательное и целенаправленное расширение музыкально-слухового фонда знакомой уча­щимся музыки, включения в него музыки различных направлений, стилей и школ.

В рабочей программе учитываются концептуальные положения программы, разработанной под научным руководством Д. Б. Кабалевского, в частности тот ее важнейший объединяющий момент, который связан с введением темы года.

Рабочая программа показывает, как с учетом конкретных условий, образовательных потреб­ностей и особенностей развития обучающихся учитель создает индивидуальную модель образо­вания на основе государственного образовательного стандарта.

В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

В  1 классе в соответствии с предложенной программой реализуется содержание по теме «Музыка, музыка всюду нам слышна». Оно  раскрывает картину звучащего мира, окружающего ребёнка. На протяжении этого года учащиеся узнают, что музыка звучит повсюду – в природе, в дни праздников, в сказках, обрядах, в мультфильмах и театральных постановках.

Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».

В календарно-тематическое планирование внесены  дополнения   при  изучении   тем,  учитывая   региональный  компонент  (использование   краеведческого  материала)   Далее – Региональный компонент  ( РК)

Целью уроков музыки в 1 классе  является формирование основ духовно-нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного развития личности.

Реализация задач осуществляется через различные виды музыкальной деятельности:

- хоровое пение;

- слушание музыки и размышление о ней;

- игра на детских музыкальных инструментах;

- музыкально-ритмические движения;

- пластическое интонирование;

- импровизация;

- музыкально-драматическая театрализация.

Организация видов деятельности предполагает участие всех компонентов учебно-методического комплекта – учебника, рабочей тетради, нотной хрестоматии для учителя, музыкальной фонохрестоматии, каждый из видов деятельности непременно соотносится с содержанием учебника

 

.Требования к уровню подготовки учащихся по итогам 1 класса заключаются:

 в наличии интереса к предмету «Музыка»;

-    в умении определять характер и настроение музыки с учетом терминов и образных опреде­лений, которые представлены в учебнике для 1 класса;

-    во владении некоторыми основами нотной грамоты: названия нот, темпов (быстро, медлен­но),  динамики (громко, тихо);

-    в узнавании некоторых музыкальных инструментов (рояль, пианино, скрипка,  флейта,  ар­фа),  а также народных инструментов (гармонь, баян, балалайка);

-    в проявлении навыков вокально-хоровой деятельности  (вовремя начинать и заканчивать
пение, уметь петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные ударения, четко
и ясно произносить слова при исполнении, понимать дирижерский жест).

 

Общая характеристика учебного предмета

Концепция предметной линии учебников по музыке   предлагает новый вектор развития музыкальной культуры школьников, направленный на интенсификацию музыкального мышления и творческое проявление ребенка во всех формах общения с музыкой в процессе целостного постижения произведений мировой и отечественной классики.

Это выражается:

– в реализации интонационно-стилевого подхода к отбору музыкального материала, к освоению содержания музыкальных произведений, изучению особенностей музыкального языка;

– в построении творческого диалога ребенка с композитором и исполнителем посредством проектирования музыкальных характеристик «героев» и драматургического развития произведения в опоре на собственный жизненный и музыкальный опыт детей, их воображение, интуицию и фантазию;

– в методическом подходе к освоению музыкального произведения в процессе создания его моделей: вербальной, графической, пластической, звуковой.

         Процесс введения учащихся в мир высокой музыки строится на основе следующих методических принципов:

- адекватность постижения каждого музыкального произведения природе музыкального искусства, специфике его стиля, жанра, драматургии;

- освоение интонационного языка музыки как «родного», понятного без перевода;

- взаимодействие визуального, аудиального и кинестетического каналов восприятия как фактор индивидуализации процесса освоения ребенком музыкальных произведений.

 

Место предмета в базисном учебном плане.

Для обязательного изучения учебного предмета «Музыка» на этапе начального общего обра­зования в 1 классе федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит 33 часа в год (1 час в неделю).

Логика изложения и содержание программы полностью соответствуют требованиям феде­рального компонента государственного стандарта среднего общего образования, поэтому в про­грамму не внесено изменений.

 

Рабочая программа по музыке для 1 класса предполагает определенную специфику межпредметных связей, которые просматриваются через взаимодействия музыки с предметами: «Литера­турное чтение», «Изобразительное искусство», «Русский язык», «Окружающий мир». В качестве главных методов программы избраны метод междисциплинарных взаимодействий (В. Алеев), сти­левой подход, творческий метод (Л. Предтеченская), системный подход от частного к общему.

 

Реализация задач

Осуществляется через различные виды музыкальной деятельности, главны­ми из которых являются хоровое пение, слушание музыки и размышления о ней, игра на детских музыкальных инструментах, а также музыкально- ритмические движения, пластическое интони­рование, импровизация и музыкально-драматическая театрализация.

 

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Российская музыкальная культура - одна из самых ярких страниц мирового музыкального искусства, аккумулирует духовный опыт предшествующих поколений, их представления о красоте, долге, чести, любви к Родине. Раскрытие огромного воспитательного потенциала отечественной музыки обеспечивает приоритет духовно-нравственного развития учащихся, является эффективным путем воспитания национального и гражданского самосознания - гордости за непреходящие художественные ценности России, признанные во всем мире.

Основными ценностными ориентирами содержания предмета являются:

1. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке в процессе освоения содержания музыкальных произведений как опыта обобщения и осмысления жизни человека, его чувств и мыслей.

2. Формирование музыкальной картины мира во взаимодействии народного и профессионального творчества, композиторских, национальных и эпохальных стилей, музыкальных произведений разных жанров, форм и типов драматургии.

3. Развитие гибкого интонационно-образного мышления, позволяющего школьникам адекватно воспринимать произведения разнообразных жанров и форм, глубоко погружаться в наиболее значимые из них, схватывать существенные черты, типичные для ряда произведений.

4. Разнообразие видов исполнительской музыкальной деятельности помогает учащимся войти в мир музыкального искусства, развить музыкальную память, воспитать художественный вкус.

6. Воспитание потребности школьников в музыкальном творчестве как форме самовыражения на основе импровизации и исполнительской интерпретации музыкальных произведений.

7. Формирование у учащихся умения решать музыкально-творческие задачи не только на уроке, но и во внеурочной деятельности, принимать участие в художественных проектах класса, школы, культурных событиях села,  района и др.

Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей развитию личностных, коммуникативных, познавательных и предметных компетенций младшего школьника.

Программа рассчитана на учащихся русских школ и поэтому в программу внесены некоторые изменения, связанные с тем, что мы живём в многонациональной республике, где живут и трудятся народы разной национальности. Основным направлением программы является формирование интереса к национальной культуре средствами музыкального искусства.

С  января  2012 года наша школа является Казачьей кадетской, и поэтому в предметы и дополнительное образование включён так называемый «казачий компонент».  Министерство образования и науки РФ занялось поиском формулировок и методических указаний для единой интерпретации термина «казачий компонент» в системе образования. Была создана рабочая группа по взаимодействию с органами исполнительной и законодательной власти субъектов РФ по совершенствованию регионального казачьего компонента. Таким образом, как явление, официально, казачий этнокультурный компонент в учебном процессе появился совсем недавно. Но, неофициально - патриотизм, служение государству, историческая память и приверженность православной вере всегда лежали в основе культуры казачества. Образование с казачьим акцентом – это усвоение систематизированных знаний и навыков по казачьей тематике в основном в гуманитарной сфере обучения. Целенаправленное воспитание высоких духовных, морально-нравственных, служебно-деловых качеств и патриотического духа.

Введение казачьего компонента в учебные планы позволит реализовать в практической деятельности принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в Законе об образовании:

·         воспитание гражданственности и любви к Родине.

·         защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства.

·         формирование мировоззренческой нравственной культуры.

·         гуманизация и гуманитаризация процесса образования.

 

И поскольку наша школа  и является Казачьей кадетской,  актуальным представляется включение  музыкального фольклора в процесс воспитания и образования современных кадет-казаков и учитель музыки может творчески подходить к содержанию данных тем, используя элементы казачьей музыкальной культуры.  казачьи традиции.

Обучающиеся будут мотивированы на развитие личностного потенциала, приобретение более прочных знаний, воспитание чувства гордости к малой Родине, формирование  гражданственности, патриотизма,  воспитания чувства гордости за свой народ, его историю,  наследие и традиции.

Программа «Музыка», разработанная под научным  руководством Алеева и т.д. в содержание учебного процесса  по предмету казачий этнокультурный компонент практически не вводится. Это происходит в силу ряда причин: недостатка соответствующего программно-методического обеспечения,  неготовности образовательных структур к обеспечению целостного включения в музыкальную культуру казачества, недостаточной разработанности  педагогических технологий для реализации педагогического потенциала  казачьего музыкального фольклора, незнание учителями музыкальных  традиций,  отсутствие методического опыта по их введению в учебный процесс,  неумения анализировать музыкально-педагогическую действительность.

Моя тема самообразования «Технология проблемного обучения как средство патриотического воспитания»  соответствует методической теме работы школы: « Использование в образовательном  процессе культуры и традиций казачества».    

Патриотическое  воспитание  на  моих  уроках  осуществляется через: 

- постижение основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора  и духовной музыки, произведений композиторов-классиков;

-  введение ребенка в мир музыки посредством интонаций, образов русской музыкальной культуры “от родного порога”;

- знакомство с народной музыкой, историей народа, его традициями и обычаями;

- знакомство с историей Отечества, символикой, историческим наследием;

- знакомство с культурой ,  традициями  Забайкальского казачества.

  В начальных классах в процессе реализации  темы «Взаимодействие песенности, танцевальности и маршевости» обращаюсь к строевым казачьим песням, которые исполнялись в строю во время походов, военных смотров и учений. Они связаны с условиями своего исполнения: «пешие» («пехотные») поются «под шаг»; «кавалерийские»  – поются под ход коня.

Раскрывая тему жанрового многообразия музыки,  обращаюсь  к жанру танца, его значению в жизни человека, разнообразию танцев разных времен и народов. Обязательно  указываю  на казачью хореографию, отличавшуюся большим своеобразием ,  где есть   элементы военной (боевой) гимнастики, скачек, пешего хода, джигитовки и т.д.

 

Главная тема 1 класса - «Музыка, музыка всюду нам слышна...».

Виды музыкальной деятельности, используемые на уроке, весьма разнообразны и направлены на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой. В сферу исполнитель­ской деятельности учащихся входит: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое инто­нирование и музыкально-ритмические движения; различного рода импровизации (ритмические, вокальные, пластические и т. д.), инсценирование (разыгрывание песен, сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства). Помимо испол­нительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полю­бившихся музыкальных произведений), самостоятельной индивидуальной и коллективной ис­следовательской (проектной) деятельности и др.

В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты.

 

Содержание учебного предмета «Музыка»

Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Отражение в музыкальных звуках явлений природы, настроений, чувств и характера человека.

Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки. Сходство и различие. Многообразие музыкальных жанров и стилей. Песня, танец и марш и их разновидности. Песенность,  танцевальность,  маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл.

Отечественные народные музыкальные традиции. Музыкальный и поэтический фольклор народов России: песни, танцы, действа, обряды, игры-драматизации и др. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. Изучение казачьей музыкальной культуры, традиций и обрядов.

 

 

 

 

 

 

Содержание программы

1 класс (33 часа)

Тема года:» «Музыка, музыка всюду нам слышна…»

1.«Нас в школу приглашают задорные звонки»   (урок-экскурсия)

2.«Музыка, музыка всюду нам слышна»  (урок-путешествие)

Музыка   как  вид  искусства.  Значение  песни  в  жизни  человека. Знакомство  с  музыкальным  жанром – песня. Песня — наиболее простая, но распространенная форма вокальной музыки, объединяющая поэтический текст с  мелодией.  Песня может исполняться как одним певцом, так и хором. Мелодия – главная  мысль песни.       Характер  музыки  (задорно, весело, радостно, звонко).

3. «Я хочу увидеть музыку, я хочу услышать музыку»  (урок-прогулка)

Роль  музыки  в  отражении  различных  явлений  жизни.  Каждое  жизненное  обстоятельство  находит  отклик  в  музыке. Музыка - мир красоты, фантазии и глубоких чувств. Но не каждому дано войти в этот мир. Жить в мире музыки и правильно понимать его может лишь тот человек, который наделен такими качествами, как образованность, воспитанность, чувствительность и искренняя доброта.  Характер музыки – спокойно, нежно, задумчиво, ярко, звонко, радостно.

4. Краски осени.   (урок- виртуальное  путешествие)  (РК)

Незаметно промелькнуло беззаботное знойное лето, и сентябрь стал полноправным хозяином в лесах, полях, на речках и озерах.  Людей  искусства  по-прежнему  неудержимо  влечет  к себе природа.  Погружение в мир красоты особой осенней поры — золотой осени. Характерные  особенности и  отличия  осенней  природы на  просторах центральной  части  России  от  природы  Забайкалья..   Музыкальный  образ  осени.  Характер музыки: спокойно, светло, нежно, плавно, напевно, протяжно.

5  «Что ты рано в гости, осень, к нам пришла?» (урок-игра)  (РК)   (2 часа)

Продолжение   темы  об осенней природе в Забайкалье.  Во всем чувствуется холодное дыхание осени.  Образ осени в музыке, живописи и поэзии.  Осеннее  настроение  передают  в  своей  музыке  композиторы.   Интонационно-образная природа осени  в музыкальном искусстве. Характер музыки: грустно, печально, жалобно, уныло.

6  Музыкальное эхо  (урок-загадка)

Эхо – явление  природы, имитация  эхо  в  музыке.  Разновидность  динамики  (громко - тихо) – в музыке.  Средства  музыкальной   выразительности  тесно связаны с исполнительскими средствами — выполнением того или иного технического приема, или способа воспроизведения звука. Восприятие и  слушание изменения  динамических  оттенков  как способ выражения характера музыки. 

7. Мои первые в жизни каникулы: будем веселиться!  (урок-концерт)  (2 часа)

Первые  каникулы   в  жизни  школьника. Музыкальные  средства  выразительности. Темп  (быстрый - медленный). Восприятие  темпа  как способ выражения характера музыки, ощущение  роли темпа и его изменений, восприятие  темпа  как организующее  начало в  музыке. 

8.  «Встанем скорей с друзьями в круг – пора танцевать…»

Знакомство  с  музыкальным  жанром – танец. Танец — вид искусства, в котором художественный образ создается посредством ритмичных пластических движений и смены выразительных положений человеческого тела. Танец неразрывно связан с музыкой, эмоционально-образное содержание, которой находит свое воплощение в его движениях, фигурах, композиции. Характерные  особенности и разновидности  танца. Вальс (тихо, нежно, плавно), полька (громко, быстро), карнавал. 

9.  Ноги сами в пляс пустились.  (РК)

Особенности и разновидности музыкального жанра танец. Казачьи пляски. Хоровод, пляска (весело, быстро, задорно).

Хорово́д - «групповой танец с песней», древний народный круговой массовый обрядовый танец, содержащий в себе элементы драматического действа. Хороводом  называются также молодёжные игры на открытом воздухе, сопровождаемые исполнением танца-хоровода. Пляска — производимая более или менее быстрыми движениями ног, рук и всего тела и часто сопровождаемая криками и пением, сводится в первоначальном своем происхождении к свободному выражению охватывающих человека сильных ощущений: радости, гнева, любовной страсти, когда человек, подобно ребенку, прыгает от веселья, топает ногами от злости, кружится на месте. 

10.  Русские народные музыкальные инструменты. Оркестр русских народных музыкальных инструментов.

Русские   народные  музыкальные   инструменты  – гармошка, баян, балалайка, бубен, свирель,  рожок, колокольчики, ложки (внешний вид, тембр). Оркестр – коллектив музыкантов-исполнителей, играющих на различных музыкальных инструментах. Состав оркестра русских народных инструментов.

11. Марш деревянных солдатиков.

Знакомство  с  жанром  марш. Характерные  особенности марша. Марш  и его разновидности. Марши  бывают  разные. Мелодическое родство дает возможность точнее определить признаки, отличающие один марш от другого, и подчеркнуть то общее, что объединяет все виды маршей — равномерность, четкость пульсации

12. Детский альбом П.И. Чайковского.

Знакомство  с  творчеством  русского  композитора  П.И.Чайковского. Музыка  для  детей  «Детский альбом». Компози́тор -  составитель, сочинитель, автор музыкальных произведений; человек, сочиняющий  музыку. Профессия композитора предполагает наличие музыкально-творческого дарования и требует специального обучения композиции.

13. Волшебная страна звуков. В гостях у сказки.  (РК)

В. Одоевский «Городок в табакерке». Любой музыкальный инструмент имеет свой механизм. Нужно бережно с ним обращаться. Малые жанры фольклора — это небольшие по объёму фольклорные произведения – заклички, прибаутки  (от баять, то есть рассказывать) — стихотворная короткая весёлая история, которую рассказывает мама своему ребёнку. Казачья сказка «Петрусь- мальчонка русский»

14. «Новый год! Новый год! Закружился хоровод…»

Любимый  праздник  детворы – Новый  год.  Именно  на зиму приходились дорогие сердцу праздники: Новый год, Рождество, Крещение.  Новогодний хоровод – традиция старая, ей уже больше двух веков. Традиция водить хороводы – один из самых древних обычаев на Руси. В русском хороводе кружились все: и женщины и девы,  юноши, и старики. Особенно  хороводы любили  дети.  Новогодние хороводы стали своеобразным продолжением старинной традиции.  Музыкальный инструмент - челеста. 

15.Зимние игры.       (РК)  .     (2 часа)

Зимние  игры  на  каникулах.  Русская зима с её щедрыми снегопадами и трескучими морозами неслучайно стала одним из символов России. Славяне издавна любили зиму, в народном творчестве ей посвящено множество пословиц и поговорок, загадок и считалок. После ритуальных песен и плясок начинались игры. Любимые зимние забавы – катания на санях – приходились именно на морозные дни, когда яркое солнце освещает украшенные серебром поля и леса, а скрипучий под ногами снег так и зовет детей  на веселую прогулку! Казачьи зимние игры

          Особенности казачьих игр.

 

16. « Водят ноты хоровод…»

Музыкальная   азбука- это начало большого путешествия в страну музыки. Постепенно знакомясь со всеми жителями этой страны, можно много  узнать и многому  научиться. В  музыке  есть  свои  музыкальные  буквы,  которые  называются  нотами.  Элементы музыкальной  грамоты: ноты, звукоряд.

 

17. «Кто-кто в теремочке живёт?»

Пение, театрализация, игра на детских музыкальных инструментах. Инструменты погремушка, кастаньеты, бубен, треугольник, духовая гармошка, металлофон, аккордеон.  Встреча  с главными  героями  русской  народной  сказки «Теремок»   (мышка,  лягушка, лисичка, зайка, медведь).

18. Весёлый праздник Масленица.    ( 2 часа)

Народный праздник на Руси – Масленица. Ма́сленица — народный праздничный цикл, сохранившийся на Руси с языческих  времён. Обряд связан с проводами зимы и встречей весны. Дата начала Масленицы каждый год меняется в зависимости от того, когда начинается Великий пост. Главные традиционные атрибуты народного празднования Масленицы в России — блины и гулянья.

18. Где живут ноты?

Путешествие в музыкальную страну  «Музыкальной  азбуки». Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Система графических знаков для записи музыки.

Элементы музыкальной грамоты: ноты, нотоносец, (скрипичный ключ).

19. Весенний вальс.   (РК)

Музыка, литература и живопись живут очень дружно и охотно помогают друг другу. В искусстве есть великие, вечные темы. Тема материнства от века к веку волновала музыкантов, писателей, художников всех народов. Эта тема близка каждому человеку.  Образ матери – великая тема искусства. Образ  матери-казачки в искусстве..

20. Природа просыпается.

 Весеннее  настроение и  единая  мысль  в разных  областях произведений  искусства. Соотношение и  осмысление содержания, построенное  на сопоставлении  поэзии,  живописи  и  музыки. Образ весны через разные жанры искусства: художественный, поэтический, музыкальный. Музыкальность  картин.

21. В детском музыкальном театре.

Путешествие  первоклассников  в мир музыкального театра. Музыкальный театр – это сказка детства!  В  детском  музыкальном  театре  всегда  оживленно  и  весело. Артисты  показывают  детям  сказочные  музыкальные  представления: они  играют,  танцуют  и  поют.  Перед  сценой  находится  оркестровая  яма,  в которой  располагается оркестр. Руководит  оркестром  дирижер  (артисты, оркестр, дирижёр, антракт). Правила поведения в театре.

 

 

 

22 Мелодии и краски весны.

Весеннее настроение. Творческое  воображение  посредством углубления  понимания художественного  образа: поэтического,  музыкального,  живописного. Мелодия, музыкальность. Светлые,  радостные,  грустные  и печальные мелодии.

23. Мелодии дня.

Мелодии  дня  в  музыке, в  живописи, в поэзии. Светло, ласково, радостно, звонко.  Спокойно, тихо, таинственно, загадочно.

24. Музыкальные инструменты.  Тембры краски.

Каждый  музыкальный  инструмент,  как  и  любой  человеческий  голос,  имеет   свое  собственное  звучание,  собственную  окраску – тембр. Встреча с музыкальными инструментами – арфой, флейтой, скрипкой, пианино. Внешний  вид  инструментов, тембр, выразительные  возможности. 

25. Легко ли стать музыкальным исполнителем?

Н. Носов «Как  Незнайка  был музыкантом»- сказка.  Исполнитель кто это? Легко ли им стать? Для  того,  чтобы  стать  музыкальным  исполнителем,  необходимо   много  учиться  и  трудиться. 

26. На  концерте.

Новое понятие – концерт,  исполнитель. Правила поведения на концерте. Во  время концерта  полагается  спокойно,  молча  слушать  музыку. Во  время  концерта   или  спектакля  нельзя   вставать  и  уходить.  Это  очень  невежливо  по  отношению  к  артистам  и  слушателям.  

 

27. Но на свете почему-то торжествует доброта (музыка в мультфильмах).

Музыка, которая  звучит  в   мультфильмах. Мультфильмы  любят  все – и  дети,  и  взрослые. Любят  за их  юмор,  веселье,  любят  за  доброту,  которая  всегда  побеждает. Музыка  в  м /фильмах  играет  очень  важную  роль.  Она помогает  лучше  узнать    главных   героев – их  настроение,  характер,  поступки.

 

 

29. «Давайте сочиним оперу», или  Музыкальная  история про  Чиполлино  и  его друзей.

Путешествие в музыкальную страну  опера. Многие   первоклассники  знакомы  с  замечательными  и  отважными  героями  сказки  «Чиполлино». Чиполлино  и  его  друзья  храбро  сражались  за  свободу  против  злых  и  коварных  правителей  Италии – принца  Лимона, барона  Апельсина, синьора  Помидора.  Нелегкая  победа,  одержанная  верными  друзьями,  принесла  освобождение  и  радость   многим  простым  и  честным  жителям  Италии.  Опера, хор, солист.

 

Личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты освоения программы по учебному предмету «Музыка»

 

1 класс:

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов;

– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка

– умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса;

– уважительное отношение к культуре других народов;

–овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

– формирование этических чувств доброжелательностии эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Метапредметные  результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:

– овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

–определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;

– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;

–позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

– приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений в соответствии с задачами коммуникации;

Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:

– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

– формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

– умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.

 

 

Методы музыкального образования и  воспитания младших школьников:

Ø метод эмоциональной драматургии;

Ø метод концентричности организации музыкального материала;

Ø метод игры;

Ø метод создания «композиций»;

Ø метод  междисциплинарных  взаимодействий;

Ø стилевой  подход;

Ø метод  восхождения  от  частного  к  общему;

Ø творческий  метод;

Ø метод перспективы и ретроспективы;

Ø метод художественного контекста.

 

                   Формирование  универсальных  учебных  действий:

Личностные  ууд.

·        Ценностно-смысловая ориентация учащихся.

·        Действие смыслообразования.

·        Нравственно-этическое оценивание.

Коммуникативные  ууд

·        Умение выражать свои мысли.

·        Разрешение конфликтов, постановка вопросов.

·        Управление поведением партнера: контроль, коррекция.

 

Регулятивные ууд

·        Целеполагание.

·        Волевая  саморегуляция.

·        Коррекция.

·        Оценка качества и уровня усвоения.

 

Познавательные универсальные действия:

Общеучебные:

·        Умение структурировать знания.

·        Смысловое  чтение.

·        Знаково – символическое моделирование.

·        Выделение и формулирование учебной цели.

 

Логические:

·        Анализ объектов.

·        Синтез, как составление целого из частей.

·        Классификация объектов.

·        Доказательство

·        Выдвижение гипотез и их обоснование.

·        Построение  логической  цепи  рассуждения.

 

 

     Контроль осуществляется в следующих видах:

- входной, текущий, тематический, итоговый.

Форма контроля:

- устный опрос;

- самостоятельная работа;

- тесты-презентации;

- тест-игра.

 Контрольно-измерительные материалы.

ü Тестовые задания на знание авторов и название исполняемых музыкальных  произведений.

ü Полугодовая проверка вокального диапазона учащихся.

ü Проверка знаний текста песен.

ü Проверка ритмической основы исполняемых музыкальных  произведений.

ü Задания на определение частей в музыке.

ü Задания на знание музыкальных инструментов.

 

   По итогам освоения программы 1 класса  обучающиеся

 научатся:

 

- понимать  триединство: «композитор», «исполнитель», «слушатель»;

- воспринимать  музыку  изученных жанров (песня, танец, марш);

- узнавать музыкальные  инструменты (рояль, пианино, скрипка, флейта, арфа, гармонь, баян,

   балалайка, свирель,  рожок, колокольчики, ложки, погремушка, кастаньеты, бубен,

   треугольник, металлофон,  аккордеон);

- называть  ноты, темпы  (быстро – медленно), динамику (громко - тихо);

- узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;

- определять на слух основные жанры музыки (песня, танец, марш);

- определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях;

- передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении,

   игре на детских музыкальных инструментах;

- исполнять вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения;

- вовремя начинать и заканчивать пение, уметь петь по фразам, слушать паузы, правильно

  выполнять музыкальные ударения, четко и ясно произносить слова при исполнении, понимать

  дирижерский жест.

 

   использовать  приобретённые  знания  и  умения  в  практической  деятельности:

- исполнять  знакомые  песни;

- участвовать  в коллективном пении;

- музицировать  на детских музыкальных инструментах;

- передавать музыкальные впечатления через музыкально-пластические движения,

  импровизацию,  изобразительными средствами.

 

   По итогам освоения  программы 1 класса  обучающиеся 

 

  получат  возможность  научиться:

 

     -высказывать  собственные  наблюдения  о музыке;

     -владеть  певческим  голосом  как  инструментом духовного самовыражения; 

     -разучивать  и  исполнять образцы музыкально-поэтического твор­чества  (прибаутки,

      скороговор­ки, загадки, хороводы, игры);

     -разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях.

     -участвовать  в  коллективной  творческой    деятельности;

     -демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства,

      взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной

      речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;

      -наблюдать интонационное многообразие музыкального мира, ориентироваться в   различных

       видах  музыки.

 

Стандарты  второго  поколения

 

    Федеральный государственный образовательный  стандарт начального общего образования.

Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект /Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. 2е изд. М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения).

    Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения).

    Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова.  М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения).

   Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч. 1. 2е изд. М.: Просвещение,

2009. (Стандарты второго поколения).

   Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч. 2. 2е изд. М.: Просвещение,

2010. (Стандарты второго поколения).

   Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; под ред. А. Г. Асмолова. 2е изд. М.: Просвещение, 2010.

   Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / А. Б. Воронцов, В. М. Заславский,

С. В. Егоркина и др.; под ред. А. Б. Воронцова. М.:  Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения).

   Планируемые результаты начального общего  образования / Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова,

М. З. Биболетова и др.; под ред. Г. С. Ковалевой,  О. Б. Логиновой. М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения

 

                                                                                 Литература

 

1. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

2.Алеев В.В, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. Музыка. 1-4 кл., 5-8.: программы для общеобразовательных учреждений. 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007.

3. Гульянц Е.И. Детям о музыке: М.: «Аквариум», 1996.

4. Клёнов А. Там, где музыка живёт. М.: Педагогика, 1985.

5. Куберский И.Ю., Минина Е.В.  Энциклопедия для юных музыкантов. – СПб: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1996.

6. Могилевская С. У лиры семь струн: Научно-художественная лит-ра / художник Н. Мищенко. –М.: Дет. лит., 1981.

7. Музыка. Большой энциклопедический словарь /Гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.

 

Учебно-методическое обеспечение

1. Музыка. 1 класс : нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя : учеб.-метод, пособие / сост. В. В. Алеев, Т. Н. Кичак. - М. : Дрофа, 2007. - 144 с. : ноты.

2. Музыка. 1 класс [Электронный ресурс] : фонохрестоматия на 2 CD / В. В. Алеев. - М. : Дрофа, 2009. - 2 электрон, опт. диска (CD-Rom).

3. Музыка. 1-4 классы : конспекты уроков, рекомендации, планирование (из опыта работы) / авт.-сост. Г. В. Стюхина. - Волгоград : Учитель, 2010.

4. Золина, Л. В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы : методическое пособие / Л. В. Золина. - М. : Глобус, 2008.

5. Затямина, Т. А. Современный урок музыки / Т. А. Затямина. - М. : Глобус, 2008.

6. Куруишна, Т. А. Музыка. 1-6 классы : творческое развитие учащихся : конспекты уроков / Т. А. Курушина. - Волгоград : Учитель, 2009.


 

7. Скачано с www.znanio.ru

Рабочая программа по музыке 1-й класс

Рабочая программа по музыке 1-й класс

Пояснительная записка Рабочая программа начального общего образования по музыке для 1-го класса разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) нового поколения начального…

Пояснительная записка Рабочая программа начального общего образования по музыке для 1-го класса разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) нового поколения начального…

В 1 классе в соответствии с предложенной программой реализуется содержание по теме «Музыка, музыка всюду нам слышна»

В 1 классе в соответствии с предложенной программой реализуется содержание по теме «Музыка, музыка всюду нам слышна»

Организация видов деятельности предполагает участие всех компонентов учебно-методического комплекта – учебника, рабочей тетради, нотной хрестоматии для учителя, музыкальной фонохрестоматии, каждый из видов деятельности непременно соотносится…

Организация видов деятельности предполагает участие всех компонентов учебно-методического комплекта – учебника, рабочей тетради, нотной хрестоматии для учителя, музыкальной фонохрестоматии, каждый из видов деятельности непременно соотносится…

Процесс введения учащихся в мир высокой музыки строится на основе следующих методических принципов : - адекватность постижения каждого музыкального произведения природе музыкального искусства, специфике его…

Процесс введения учащихся в мир высокой музыки строится на основе следующих методических принципов : - адекватность постижения каждого музыкального произведения природе музыкального искусства, специфике его…

В. Алеев), сти­левой подход, творческий метод (Л

В. Алеев), сти­левой подход, творческий метод (Л

Разнообразие видов исполнительской музыкальной деятельности помогает учащимся войти в мир музыкального искусства, развить музыкальную память, воспитать художественный вкус

Разнообразие видов исполнительской музыкальной деятельности помогает учащимся войти в мир музыкального искусства, развить музыкальную память, воспитать художественный вкус

Введение казачьего компонента в учебные планы позволит реализовать в практической деятельности принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в

Введение казачьего компонента в учебные планы позволит реализовать в практической деятельности принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в

Моя тема самообразования «Технология проблемного обучения как средство патриотического воспитания» соответствует методической теме работы школы: «

Моя тема самообразования «Технология проблемного обучения как средство патриотического воспитания» соответствует методической теме работы школы: «

Помимо испол­нительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях (сочинение стихов,…

Помимо испол­нительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях (сочинение стихов,…

Содержание программы 1 класс (33 часа)

Содержание программы 1 класс (33 часа)

Интонационно-образная природа осени в музыкальном искусстве

Интонационно-образная природа осени в музыкальном искусстве

Русские народные музыкальные инструменты

Русские народные музыкальные инструменты

Руси. В русском хороводе кружились все: и женщины и девы, юноши, и старики

Руси. В русском хороводе кружились все: и женщины и девы, юноши, и старики

Великий пост. Главные традиционные атрибуты народного празднования

Великий пост. Главные традиционные атрибуты народного празднования

Мелодии и краски весны. Весеннее настроение

Мелодии и краски весны. Весеннее настроение

Давайте сочиним оперу», или

Давайте сочиним оперу», или

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности: – овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной…

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности: – овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной…

Методы музыкального образования и воспитания младших школьников: Ø метод эмоциональной драматургии; Ø метод концентричности организации музыкального материала; Ø метод игры; Ø метод создания «композиций»; Ø…

Методы музыкального образования и воспитания младших школьников: Ø метод эмоциональной драматургии; Ø метод концентричности организации музыкального материала; Ø метод игры; Ø метод создания «композиций»; Ø…

Регулятивные ууд ·

Регулятивные ууд ·

Контроль осуществляется в следующих видах: - входной, текущий, тематический, итоговый

Контроль осуществляется в следующих видах: - входной, текущий, тематический, итоговый

По итогам освоения программы 1 класса обучающиеся получат возможность научиться : -высказывать собственные наблюдения о музыке; -владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения; -разучивать и…

По итогам освоения программы 1 класса обучающиеся получат возможность научиться : -высказывать собственные наблюдения о музыке; -владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения; -разучивать и…

Стандарты второго поколения

Стандарты второго поколения

М. З. Биболетова и др.; под ред

М. З. Биболетова и др.; под ред
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.02.2017