Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Орловской области Кромского района «Короськовская средняя общеобразовательная школа»
ПРИНЯТО К УТВЕРЖДЕНИЮ УТВЕРЖДАЮ
решением педагогического совета Директор школы
от ________ 2016 года __________ Е. А. Савостикова
протокол № __ Приказ № __ от _______
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
факультатива
«Мой друг – немецкий язык»
класс 4
с. Короськово
2016 год
СОГЛАСОВАНО ИО заместителя директора
по УВР
________ Савостикова Г. Н.
Пояснительная записка
Изучение иностранного языка в начальной школе благодаря возрастным особенностям младшего школьного возраста является желательным и перспективным. В базисном учебном плане на изучение иностранного языка во 2-4 классах отводится 2 часа в неделю. Такое количество учебных часов на начальном этапе недостаточно. Поэтому проблему дефицита времени можно решить в рамках внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность, связанная с изучением немецкого языка в начальной школе направлена на достижение следующих целей:
-осознание языка как явления культуры и основного средства общения с носителями немецкого языка; формирование позитивного отношения к иностранному языку;
-знакомство с иностранным языком с целью решения коммуникативных задач;
-овладение учебными действиями с единицами иностранного языка, умение практического использования знаний.
В факультативном курсе «Мой друг – немецкий язык» особое внимание уделено формированию у школьников интереса к изучению немецкого языка.
Основной целью занятий факультатива «Мой друг – немецкий язык» является формирование элементарных коммуникативных умений и навыков в четырех видах речевой деятельности - аудировании, говорении, чтении и письме, с учетом интересов и возрастных особенностей детей.
Особенности содержания обучения
1. Социокультурная направленность, подразумевающая воспитание толерантности через диалог культур.
2. Развитие способности и готовности к межкультурной коммуникации. Важнейшими составляющими развивающего процесса в кружке немецкого языка для младших школьников является знакомство учащихся с различными укладами жизни, культурой и менталитетом народа страны изучаемого языка. Межкультурная компетенция рассматривается в современной системе образования, в том числе и в кружковой работе, как существенная черта формирования зрелой личности. Развитие иноязычной компетенции осуществляется в процесс знакомства с условиями жизни в немецкоязычных странах, с речевым этикетом, а также с традициями проведения немецких национальных праздников. В условиях современной глобализации это предполагает:
- чуткое отношение к традициям, обычаям, иной культуре, умение воспринимать и понимать их, находить различия и общность;
- умение ориентироваться в явлениях иного образа жизни, иного образа сознания и системы чувств, что обогащает собственную картину мира;
усвоение детьми знаний о повседневной культуре;
проведение немецких национальных праздников.
3. Коммуникативная направленность занятий в кружке по немецкому языку. Под коммуникативной компетентностью понимается способность и готовность учащихся вести на немецком языке диалог с конкpeтными собеседниками в естественных ситуaциях общения, а также способность извлекать социокультурную информацию из текста. При этом содержательный аспект речевого общения (о чем сообщается в устном или письменном тексте), является приоритетным по отношению к языковому.
В качестве дополнения отметим, что дети усваивают иностранный язык в процессе заинтepecовaннoгo общения и взаимодействия друг с другом, учителем, куклами, персонажами любимых сказок и мультфильмов. Дети должны четко представлять цели своего речевого и неречевого поведения, чтобы достичь конечного результата: что именно я узнаю, если прочитаю текст, решу кроссворд, отгадаю загадку, задам вопросы учителю или своему другу.
В основе развития умения общаться на немецком языке на начальном этапе лежит игра.
Во время чтения главное внимание уделяется содержательно-смысловой стороне текста как источника социокультурной информации. Для детей, посещающих школьный кружок, текст не рассматривается как образец возможного использования лексикограмматических средств, которые следует выучить. Языковые средства представляют собой материал, из которого строятся речевые высказывания и с помощью которых дети понимают устную и письменную речь. Oтбор языковых средств общения осуществляется с учетом:
- тем и ситуаций, интересных для детей,
- основных речевых задач и коммуникативных намерений, реализуемых детьми в процессе овладения немецким языком в условиях кружка,
- частотности употребления определенных языковых средств в устной и письменной речи, а также их аутентичности.
Коммуникативные умения реализуются в тесной связи с овладением детьми языковыми средствами и страноведческой информацией. Ведущую роль при этом играет развитие социальной активности детей и осознание ими процесса усвоения языка как творческой деятельности.
В условиях кружка особое значение имеют следующие речевые задачи и коммуникативные намерения:
- представиться самому, представить своих друзей, родственников, поприветствовать, попрощаться, поблагодарить;
- запрашивать или сообщать какую-либо информацию (назвать что-либо, объяснить что-либо);
- выражать свою позицию (мнение, опасение, радость и т.п.)
- побуждать кого-либо к чему-либо (попроситъ, разрешить, запретить, посоветовать и т. п.);
-рассказать что-либо о ком-либо или о чем-либо.
4. Формирование навыков автономной (самостоятельной) работы детей в кружке.
Принцип автономности связан с формированием у ребёнка гoтoвности и привычки самостоятельно работать. С этой целью активно используются подходы, которые оптимизируют самостоятельную работу ребенка. Это творческие задания, проектная работа, групповые задания и тому подобное. Все это создает благоприятный климат для формирования навыков самостоятельного обучения (Lernen lernen).
5. Развитие и воспитание ребенка через кружок немецкого языка как творческий и когнитивный процесс.
В зависимости от возраста детей, от используемого материала работа в кружке по немецкому языку организуется, прежде всего, как игра, инсценировка сказки, разработка проектного задания и т. п. Главной целью при этом является обращение к интеллектуальной и эмоциональной сфере личности ребенка, предоставление ему возможности для индивидуального самовыражения. Этот процесс стимулирует способность детей к свободному творческому мышлению, формирует их картину мира.
Инструментарий для оценивания результата – творческие работы (открытки, кроссворды, поделки к праздникам), проекты.
Содержание программы
Мой дом. Учимся говорить свой адрес и описывать дом (квартиру). Мебель в комнатах.
День рождения - чудесный праздник. Пишем приглашение на день рождения. Накрываем на стол.
Немецкая дорога сказок. Братья Гримм. Чтение сказки «Бременские музыканты».
У нас в школе много дел. Расписание уроков. Мой любимый школьный предмет.
Свободное время. Мои увлечения, хобби.
Ура, каникулы! Мы уже много знаем и умеем.
Календарно-тематическое планирование.
№ |
Тема |
Кол-во часов |
Дата проведения |
|
план |
факт |
|||
I. Мой дом. 6 часов |
||||
1. |
Мой адрес, мой дом. |
1 |
8.09 |
|
2. |
Описание дома, квартиры. |
1 |
15.09 |
|
3. |
Мебель. |
1 |
22.09 |
|
4. |
Волшебные карандаши «Моя комната» |
1 |
29.09 |
|
5. |
Интерактивные задания по теме «У меня дома» |
1 |
6.10 |
|
6. |
Мы строим (мастерим) свой дом. |
1 |
13.10 |
|
II. Немецкая дорога сказок. 6 часов |
||||
7. |
Немецкая дорога сказок. Знакомство с городами. |
1 |
20.10 |
|
8. |
Братья Гримм - знаменитые немецкие сказочники. |
1 |
27.10 |
|
9. |
Чтение сказки « Бременские музыканты». |
1 |
3.11 |
|
10. |
Чтение сказки « Бременские музыканты». |
1 |
17.11 |
|
11. |
Изготовление мини-книжки с картинками «Бременские музыканты» |
1 |
24.11 |
|
III. Новый год и Рождество - чудесные праздники. 5 часов |
||||
12. |
Новый год – самый лучший праздник. Традиции в России и Германии. |
1 |
1.12 |
|
13. |
Подарки. Накрываем на стол. |
1 |
8.12 |
|
14. |
Изготовление открытки с Новым годом и Рождеством. |
1 |
15.12 |
|
15. |
Работа с компьютером. Пишем E-Mailпоздравление с Новым годом. |
1 |
22.12 |
|
16. |
Весёлые развлечения для гостей. Игры. |
1 |
29.12 |
|
IV. У нас в школе много дел. 6 часов |
||||
17. |
Повторение по темам: «Погода зимой», «Зимние забавы». |
1 |
12.01 |
|
18. |
Что мы делаем в школе. |
1 |
19.01 |
|
19. |
Что мы делаем в школе. |
1 |
26.01 |
|
20. |
Мы учим немецкий язык. |
1 |
2.02 |
|
21. |
Расписание уроков. |
1 |
9.02 |
|
22. |
Мой любимый школьный предмет. |
1 |
16.02 |
|
23. |
Проектная работа. Составляем коллаж «На уроке немецкого языка» |
1 |
24.02 |
|
24. |
Проектная работа. Составляем коллаж «На уроке немецкого языка» |
1 |
2.03 |
|
V. Свободное время. 6 часов |
||||
25. |
Как немецкие дети проводят свои выходные. |
1 |
9.03 |
|
26. |
Как мы проводим свои выходные. |
1 |
16.03 |
|
27. |
Виртуальная экскурсия. Поход в берлинский зоопарк, театр, библиотеку. |
1 |
23.03 |
|
28. |
Мои увлечения, хобби в свободное время. |
1 |
6.04 |
|
29. |
Работа над проектом «Я и моё свободное время» |
1 |
13.04 |
|
30. |
Как немецкие дети проводят свои выходные. |
1 |
20.04 |
|
VI. Мы уже много знаем и умеем. Ура, каникулы. 4 часа |
||||
31. |
Скоро летние каникулы. Лето. |
1 |
27.04 |
|
32. |
Что я люблю делать летом. Монолог. |
1 |
4.05 |
|
33. |
Проект «Изготовление поделок из природного материала». |
1 |
11.05 |
|
34. |
Смотр – конкурс «Мы уже много знаем» |
1 |
18.05 |
|
Предметное обеспечение.
Ресурсы сети Интернет.
Занятие кружка «Первые шаги».
Инсценировка сказки «Теремок».
1 вариант
Waldhauschen.
Цели занятия:
1. развитие навыков чтения, аудирования, говорения, языковой догадки в игровой форме;
2. расширение общего кругозора учащихся;
3. развитие познавательного интереса у учащихся и значимости изучения иностранного языка.
Оснащение:
1. макет « Теремок »;
2. пальчиковые куклы героев сказки « Теремок ».
Die handelnden Personen: der Autor, die Maus, der Frosch, die Katzen, der Hahn, das Huhn, der Wolf, der Bar, der Fuchs, der Hase.
Autor: Es lebte einmal ein lustiges Mauschen
Es sah im Walde ein kleines Hauschen.
Maus: Ich bin eine kleine Maus
Und sehe hier ein Haus
Wer ist da? Komm heraus!
Niemand ist da. Hurra!
Das ist mein Haus.
Das Haus fur Maus.
Froschchen: Das bin ich, ein Froschchen
Wer wohnt im Hauschen?
Maus: Das bin ich, ein Mauschen.
Ich wohne im Hauschen.
Katzen: Wir sind die schwarzen Katzen
Die Katzen, die sehr kratzen.
Schwarze Katzen, Katzen kratzen.
Kratzen schwarze Katzen?
Miau, miau, wer wohnt hier?
Maus, Frosch: Da sind wir!
Woher kommt ihr?
Katzen: Wie schon ist e shier!
Fantastisch.
Das Haus ist modern und praktisch.
Hahn: Ko-ko-ko, ki-ke-re-ki!
Huhn: Wir laufen durch den Wald ins Dorf
Im Walde lebt ein boser Wolf
Ko-ko-ko, ki-ke-re-ki
Wer wohnt hier?
Maus, Frosch, Katzen: Das sind wir.
Und wer seid ihr?
Hahn: Ich bin ein Hahn
Huhn: Ich bin ein Huhn
Und wer seid ihr
Sagt mal bitte, nun?!
Maus: Meine Freunde und ich, die Maus
Und das ist unser Haus.
Wolf: Wer steht hier am Tor
Stellt euch bitte vor!
Alle haben Angst vor mir
Ich bin doch ein gutes Tier
Ich bin ein Wolfchen
Wer wohnt im Hauschen?
Maus: Das bin ich, ein Mauschen
Und da ist unser Hauschen.
Fuchs: Ich bin ein schones Tier,
Sagt, bitte, mir,
Wer wohnt in diesem Hauschen?
Vielleicht ein Mauschen?
Maus: Ja, ich wohne hier.
Der Hase kommt zu mir.
Hase: Guten Tag! Ich bin schon da!
Und rufe laut “ Hurra”!
Autor: Lieber Bar, komm schnell hierher
Bar: Ich bin ein Bar
Ich laufe hin und her
Ich habe gern den Honig
Ich bin im Wald der Konig!
Wer wohnt im Hauschen?
Maus: Das bin ich ein Mauschen.
Alle: Und das sind wir
Wir wohnen glucklich hier!
Autor: Ende gut, alles gut!
2 вариант
Autor.
Die Schüler werden ihnen ein Märchen erzählen. Das Märchen heißt „Das Häuschen“.
Die handelnden Personen sind der Frosch, die Maus, der Hase, und der Baer. Also, hört bitte zu, das Märchen fängt an! In einem Wald stand ein Häuschen.
Da kommt ein Frosch.
Der Frosch.
Was ist das?
Das ist ein schönes Haus.
Wer wohnt im Haus, komm heraus!
Niemand ist hier, kein Vogel, kein Tier…
Ich werde hier wohnen.
Autor.
Und wer kommt da? Das ist eine Maus. Sie ist klein.
Die Maus.
Was ist das?
EinschönesHaus.
Wer wohnt hier? Welches Tier?
Der Frosch.
Ich bin ein Frosch aus dem Sumpf.
Immer froh und gar nicht plump!
Qua, Qua, Qua!
Und wer ist da?
Die Maus.
Ich bin eine kleine Maus.
Mir gefällt dieses Haus.
Ich esse Käse, Zucker und Brot
Und kennekeine Not!
Der Frosch.
Bittetritt ein!
Autor.
Da kommt ein Hase.
Der Hase.
Was ist das? Das ist ein schönes Haus.
Werwohnt hier, ein Vogel oder ein Tier?
Frosch und Maus. Und wer ist da?
Der Hase.
Ich bin Hase Franz
Lange Ohren, kurzerSchwanz.
Darf ich hinein?
Frosch und Maus .Bitte tritt ein!
Autor.
Da kommt ein Fuchs.
Der Fuchs.
Was ist das?
Das ist ein schönes Haus.
Wer wohnt hier, ein Vogel oder ein Tier?
Frosch, Maus und Hase. Und wer bist du?
Der Fuchs.
Ich bin ein schlaues Tier.
MeinSchwanz ist gross und fein.
Ich heiße Fuchs.
Glaubt mir, lässt mich hinein!
WirwerdenFreundesein!
Frosch, Maus und Hase. Bitte tritt ein!
Autor.
Da kommt ein Hund.
Der Hund.
Was ist das? Das ist ein schönes Haus.
Wer wohnt hier, was für ein Tier?
Frosch, Maus, Hase und Fuchs. Und wer ist da?
Der Hund.
Ich bin ein Hund.
Ich bin lustig, gar nicht dumm.
Darfichhinein?
Frosch, Maus, Hase und Fuchs. Bitte tritt ein!
Autor.
Und wer ist da? Es ist ein großer Baer.
Der Bear.
Wessen Wohnung ist dies Haus?
Alle gehen von dort hinaus!
Dieses Häuschen ist jetzt mein,
Wohnen werde ich allein!
Ich bin Frosch, Maus, Hase, Fuchs.
Wer bist du?
Ich bin der Bar
Öffnet mir nun aberschnell!
Frosch, Maus, Hase und Fuchs.
O nein, o nein, o nein!
Unser Häuschen ist zu klein!
Willstauch du beiunsverweilen,
Müssenwir von hier danneilen!
Литература:
1. Г. И. Мокроусова«Организация внеклассной работы по немецкому языку»
М., Просвещение, 1959
2. В. И. Шенелева Внеурочная работа по немецкому языку.
М. , Просвещение, 1990
3. Сборник упражнений по грамматике немецкого языка для 5-9 классов общеобразовательных учреждений. Составитель И. Л. Бим
М., Просвещение ,2005
4. Книга для чтения на немецком языке для VI класса. Составитель П. Р. Уберская
М. , Просвещение ,1969
5. Сборник стихотворений и песен на немецком языке. Составитель И. И. Серебрянникова
М., Просвещение, 1967
6. Журнал «Иностранные языки в школе».
7. Э.Я. Тураева Сборник инсценировок (пособие для кружков немецкого языка в 7-9 классах), М., 1961
8. Сборник программа внеурочной деятельности ФГОС. 1-4 классы. Под ред. Н.Ф.Виноградовой.
М. Изд. центр «Вентана –Граф», 2014
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.