Раздел "Речевое развитие" включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой и детской литературой.
Принято
на педагогическом совете,
протокол № 1
от «01» сентября 2017г.
Утверждаю:
Заведующий МБДОУ
Боровихинский
д/с о/в «Солнышко»
________Л.А. Колчанова
приказ № 56 от «01» сентября 2017г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по образовательной области
«РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»
во второй младшей группе «Умка»
на 201620167 уч. год
Составлена:
Семёновой И. В.
Терпуговой Н. В.
1Пояснительная записка
Этот раздел включает владение речью как средством общения и
культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически
правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого
творчества,
развитие звуковой и интонационной культуры речи,
фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской
литературой.
Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение
конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи,
связной речи; воспитание звуковой культуры речи. Воспитание интереса и
любви к чтению; развитие литературной речи.
Развивающая речевая среда
Продолжать помогать детям, общаться со знакомыми взрослыми и
сверстниками посредством поручений (спроси, выясни, предложи помощь,
поблагодари и т. п.).
Подсказывать детям образцы обращения к взрослым, зашедшим в группу
«Скажите: «Проходите, пожалуйста», «Предложите: «Хотите посмотреть…»
В быту, в самостоятельных играх помогать детям посредством речи
взаимодействовать и налаживать контакты друг с другом («Посоветуй Мите
перевозить кубики на большой машине»).
В целях развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений
о предметах ближайшего окружения предоставлять детям для
самостоятельного рассматривания картинки, книги, наборы предметов.
Продолжать приучать детей слушать рассказы воспитателя о забавных
случаях из жизни.
Формирование словаря и иллюстративного материала. Знакомство и
разучивание стихов, потешек, загадок, пословиц и поговорок. Изучение
словестных игр и упражнений, которые создают эмоциональный фон.
Звуковая культура речи. Продолжать учить детей внятно произносить в
словах гласные и некоторые согласные звуки.
2Развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие,
речевой слух и речевое дыхание. Вырабатывать правильный темп речи,
интонационную выразительность.
Грамматический строй речи.
учить детей
согласовывать прилагательные с
Продолжать
существительными в роде числе и падеже; употреблять существительные с
предлогами, употреблять в речи имена существительные в форме
единственного и множественного числа, форму множественного числа
существительных в родительном падеже.
Связная речь. Развивать диалогическую форму речи.
Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, картин,
иллюстраций, наблюдений за живыми объектами, после просмотра
спектаклей, мультфильмов.
Обучать умению вести диалог с педагогом.
Напоминать детям о необходимости говорить «спасибо», «здравствуйте», «до
свидания», «спокойной ночи».
Помогать доброжелательно общаться друг с другом.
Занятие по развитию речи проводится один раз в неделю продолжительностью
1015 минут, в течении года проводится 19 занятий.
3Развитие речи
Колво
часов
1.
Форма
занятие
Дата
проведения
07.09.17
1.
Занятие
14.09.17
1
1
Занятие
21.09.17
Занятие
28.09.17
№ Тема
1
2
3
4
«Птица и птенчики»
Цель: Вырабатывать четкую и
правильную артикуляцию при
произношении звука «А»; развивать
активную речь детей, побуждая
слушать, отвечать на вопросы;
формировать интерес к речевой
деятельности, самостоятельности.
Е. В. Колесникова. Развитие звуковой
культуры речи у детей 34 лет. Стр. 10
«Звук «У», игра «Узнай, какой игрушки
не стало, заучивание потешки»
Цель: Упражнять детей в правильном
произношении звука «У» в
звукоподражаниях, в словах и во
фразовой речи; развивать умение
пользоваться громким и тихим голосом
Е. В. Колесникова. Развитие звуковой
культуры речи у детей 34 лет. Стр. 12
«Звук «О», рисование дождика из
тучки, заучивание потешки»
Цель: Вырабатывать четкую и
правильную артикуляцию при
произношении звука «О»; развивать
умение отгадывать загадки.
Е. В. Колесникова. Развитие звуковой
культуры речи у детей 34 лет. Стр. 14
Чтение русской народной сказки
«Колобок»
Цель: Познакомить со сказкой
«Колобок». Упражнять детей в
образовании слов по аналогии.
В. В. Гербова. Развитие речи в детском
саду. Младшая группа. Стр.38
45
6
7
8
9
10.
«Закрепление звуков «А», «У», «О».
Развитие моторики, повторение
потешек.
Цель: развитие речевого дыхания;
способствовать развитию силы голоса,
развитию кратковременной зрительной
памяти.
Е. В. Колесникова. Развитие звуковой
культуры речи у детей 34 лет. Стр. 16
«Звук «Ы», заучивание стихотворения,
рисование дорожек»
Цель: упражнять детей в правильном
произношение звука «Ы»; развивать
умение отгадывать загадки, выделяя
характерные признаки.
Е. В. Колесникова. Развитие звуковой
культуры речи у детей 34 лет. Стр. 18
«Звук «Э»
Цель: упражнять детей в правильном
произношение звука «Э»; развивать
графические навыки; побуждать читать
стихотворение наизусть, не спеша,
четко выговаривая каждое слово.
Е. В. Колесникова. Развитие звуковой
культуры речи у детей 34 лет. Стр. 20
Чтение русской народной сказки «Кот,
петух, лиса»
Цель: познакомить детей со сказкой
«Кот, петух лиса».
В. В. Гербова. Развитие речи в детском
саду. Младшая группа. Стр.31
«Звук «И», рисование зернышек»
Цель: вырабатывать четкую и
правильную артикуляцию при
произношение звука «И»; развивать
внимание, Нагляднообразное и
логическое мышление.
Е. В. Колесникова. Развитие звуковой
культуры речи у детей 34 лет. Стр. 22
«Закрепление звуков «Ы», «Э», «И»,
развитие моторики, повторение
стихотворений.
5
1
Занятие
05.10.17
1.
Занятие
12.10.17
1
1
1
Занятие
19.10.17
Занятие
26.10.17
Занятие
02.11.17
1
Занятие
09.11.1711
12
13.
14.
Цель: упражнять детей в правильном
произношении звуков «Ы» «Э» «И» в
словах и во фразовой речи; развивать
активную речи детей умение отвечать
на вопросы.
Е. В. Колесникова. Развитие звуковой
культуры речи у детей 34 лет. Стр. 24
«Звуки «ММЬ», Заучивание
стихотворения
Цель: упражнять детей в правильном
произношении звуков «ММЬ»,
Звукоподражаниях, словах и во
фразовой речи; Развивать умения
сравнивать, анализировать,
распределять и переключать внимание;
способствовать развитию памяти
Е. В. Колесникова. Развитие звуковой
культуры речи у детей 34 лет. Стр. 26
«Звуки «ННЬ», Рисование ниточек к
шариком
Цель: упражнять детей в правильном
произношении звуков «ННЬ»,
вырабатывать четкую и правильную
артикуляцию; развивать связную речь,
её выразительности, произвольной
памяти; развивать графические навыки
Е. В. Колесникова. Развитие звуковой
культуры речи у детей 34 лет. Стр. 28
«Звук «ББЬ» развитее моторики,
заучивание потешки, рисование дрожки
Цель: упражнять детей в правильном
произношении звуков «ББЬ»,
развивать умение управлять пальцами,
добиваясь произвольности движений
Е. В. Колесникова. Развитие звуковой
культуры речи у детей 34 лет. Стр. 30
«Звуки «ППЬ», рисование колес с
вагончиками, заучивание
стихотворения
Цель: упражнять детей в правильном
произношении звуков «ППЬ»;
Помогать осваивать длинный ротовой
6
1.
Занятие
16.11.17
1
Занятие
23.11.17
1
1
Занятие
30.11.17
Занятие
07.12.17выдох; развивать графические навыки
Е. В. Колесникова. Развитие звуковой
культуры речи у детей 34 лет. Стр. 32
«Звуки «ББЬ», «ППЬ» рисование
окошек в вагончиках, игра «Кто
внимательный?»
Цель: упражнять детей в правильном
произношении звуков «ББЬ», «ППЬ»
вырабатывать пользоваться громким,
тихим голосом
Е. В. Колесникова. Развитие звуковой
культуры речи у детей 34 лет. Стр. 34
Чтение русской народной сказки
«Гусилебеди»
Цель: познакомить детей со сказкой.
Вызвать желание послушать ее еще раз,
поиграть в сказку.
В. В. Гербова. Развитие речи в детском
саду. Младшая группа. Стр.54
«Звук «ДДЬ», рисование домика.
Цель: упражнять детей в правильном
произношении звуков «ДДЬ»;
развивать графические навыки;
развивать активную речь детей
побуждая отвечать на вопросы.
Е. В. Колесникова. Развитие звуковой
культуры речи у детей 34 лет. Стр. 36
«Звуки
заучивание
стихотворений
Цель: упражнять детей в правильном
произношении звуков «ТТЬ»;
развивать умение разгадывать загадки
выделяя характерные признаки.
Е. В. Колесникова. Развитие звуковой
культуры речи у детей 34 лет. Стр.38
«Звуки «ДДЬ», «ТТЬ», рисование
шариков на елке,
повторение
стихотворений
Цель: упражнять детей в правильном
«ТТЬ»,
7
15
16
17
18
19
1.
Занятие
14.12.17
1
Занятие
21.12.17
1
Занятие
28.12.17
1
1
Занятие
11.01.18
Занятие
18.01.1820
21
22
23
24
произношении звуков «ДДь», «ТТЬ;
вырабатывать умение воспринимать
стихотворение, развивать поэтический
слух, подбирать слова, подходящие по
смыслу.
Е. В. Колесникова. Развитие звуковой
культуры речи у детей 34 лет. Стр. 40
«Звуки ГГЬ»
Цель: упражнять детей в правильном
произношении звуков «ГГЬ»;
способствовать развитию зрительного
внимания.
Е. В. Колесникова. Развитие звуковой
культуры речи у детей 34 лет. Стр. 42
«Звуки «ККЬ»
Цель: упражнять детей в правильном
произношение звука «К»; понимать
поэтические сравнения, лежащие в
основе загадки.
Е. В. Колесникова. Развитие звуковой
культуры речи у детей 34 лет. Стр. 44
«Звуки «Г», «К», рисование дорожек
Цель: упражнять детей в правильном
произношении звуков «Г», «К»;
развивать графические навыки,
зрительное внимание.
Е. В. Колесникова. Развитие звуковой
культуры речи у детей 34 лет. Стр.46
Чтение русской народной сказки «Лиса
и заяц»
Цели: познакомить детей со сказкой,
помочь понять смысл произведения.
В. В. Гербова. Развитие речи в д/с.
Младшая группа. Стр.59
«Звуки «ВВЬ»
Цель: упражнять детей в правильном
произношении звуков «ВВЬ»
изолированно, в словах и во фразовой
речи; развивать речевое дыхание,
связную и активную речь детей.
Е. В. Колесникова. Развитие звуковой
культуры речи у детей 34 лет. Стр. 48
8
1
1
1
1
25.01.18
Занятие
Занятие
01.02.18
Занятие
08.02.18
Занятие
15.02.18
1.
Занятие
22.02.1825
26
27
28
29
30
1
Занятие
01.03.18
1
1
Занятие
15.03.18
Занятие
22.03.18
1.
Занятие
29.03.18
«ФФЬ»,
закрашивание
«Звуки
предметов.
Цель: упражнять детей в правильном
произношении звуков «ФФЬ»; учить
внимательно слушать предложение и
заканчивать его самостоятельно,
называя слово, подходящее по смыслу
Е. В. Колесникова. Развитие звуковой
культуры речи у детей 34 лет. Стр. 50
«Звуки «ВВЬ», «ФФЬ», рисование
дорожек»
Цель: упражнять детей в правильном
произношении звуков «ВВЬ», «ФФЬ»
в звукоподражаниях, в словах и во
фразовой речи; способствовать
развитию долговременной памяти.
Е. В. Колесникова. Развитие звуковой
культуры речи у детей 34 лет. Стр. 52
«Звук «Х», рисование дорожек
Цель: упражнять детей в правильном
произношение звука «Х»; развивать
речевое дыхание, связную речь,
графические навыки.
Е. В. Колесникова. Развитие звуковой
культуры речи у детей 34 лет. Стр. 54
«Звуки «ЛЛЬ»
Цель: упражнять детей в правильном
произношении звуков «ЛЛЬ»;
развивать речевое дыхание.
Е. В. Колесникова. Развитие звуковой
культуры речи у детей 34 лет. Стр.
«Звуки «ССЬ»
Цель: упражнять детей в правильном
произношении звуков «ССЬ»;
Е. В. Колесникова. Развитие звуковой
культуры речи у детей 34 лет. Стр. 58
«Звуки «ЗЗЬ»
Цель: упражнять детей в правильном
произношении звуков «ЗЗЬ»; развивать
связную речь, ее выразительность,
1
1
9
Занятие
05.04.18
Занятие
12.04.181
Занятие
19.04.18
1.
Занятие
26.04.18
1
Занятие
03.05.18
1
Занятие
17.05.18
1.
Занятие
24.05.17
31
32
33
34
35
произвольную память
Е. В. Колесникова. Развитие звуковой
культуры речи у детей 34 лет. Стр. 60
Закрепление звуков «ССЬ», «ЗЗЬ»
Цель: упражнять детей в правильном
произношение звука «ССЬ», «ЗЗЬ»;
способствовать развитию
долговременной памяти
Е. В. Колесникова. Развитие звуковой
культуры речи у детей 34 лет. Стр. 62
«Звук «Ц», развитие моторики»
Цель: упражнять детей в правильном
произношение звука «Ц»; развивать
речевое дыхание – побуждать на одном
выдохе произносить тришесть слогов.
Е. В. Колесникова. Развитие звуковой
культуры речи у детей 34 лет. Стр. 64
«Закрепление гласных звуков,
штриховка предметов»
Цель: упражнять детей в правильном
произношение гласных звуков в
звукоподражательных упражнениях, в
словах и во фразовой речи.
Е. В. Колесникова. Развитие звуковой
культуры речи у детей 34 лет. Стр.66
«Закрепление согласных звуков,
штриховка контуров предметов»
Цель: упражнять детей в правильном
произношение согласных звуков;
способствовать развитию
долговременной памяти.
Е. В. Колесникова. Развитие звуковой
культуры речи у детей 34 лет. Стр.68
«Закрепление согласных звуков»
Цель: упражнять детей в правильном
произношении звуков.
Е. В. Колесникова. Развитие звуковой
культуры речи у детей 34 лет. Стр. 70
1036
«Закрепление»
Цель: закрепить полученные знания
Е. В. Колесникова. Развитие звуковой
культуры речи у детей 34 лет. Стр.72
1.
Занятие
31.05.17
К концу года дети второй младшей группы должны:
Правильно и четко произносить гласные звуки «А», «О», «У», «Ы»,
«И». изолированно, в словах и фразовой речи;
Правильно и четко произносить согласные звуки «ММЬ», «ББЬ», «П
ПЬ», «ТТЬ», «ДДЬ», «ННЬ», «К», «Г», «Х», «ФФЬ», «ВВЬ», «Л»,
«С», «З», «Ц» изолированно, в словах и фразовой речи;
Произвольно регулировать силу голоса, темп речи, речевое дыхание;
Выполнять упражнения для пальцев и кистей рук;
Рисовать прямые вертикальные и горизонтальные линии, округлые
линии, штриховать несложные фигуры.
Знать русские народные сказки
Список литературы:
1. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.
Комаровой, МА. Васильевой,2013г
2. Е. В. Колесникова. Развитие звуковой культуры речи у детей 34 лет.
2016 г.
3. В. В. Гербова. Развитие речи в детском саду. Младшая группа. 2015 г.
11