Цели:
- развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
- освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.Рабочая программа
окруж.мир 4 класс.doc
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Замзорская средняя общеобразовательная школа»
«РАССМОТРЕНО»
Школьным МО
Руководитель ШМО
___________/_Трусова Т.А._/
Протокол №___ от_____2017г.
«Согласовано»
Зам. директора по УВР
________/Шандалёва Т.А./
ФИО
«Утверждаю»
Директор МКОУ «Замзорская
СОШ»______/Н.В. Корчагина/
ФИО
от «__»_________2017г.
Приказ №___ от«__»___ 2017г.
Рабочая программа
составлена на основе ФГОС начального общего образования
по (предмету) ____окружающий мир________
Класс____4_______
Всего часов на учебный год___68_____
Количество часов в неделю_____2______
Составлена в соответствии с примерной программой по учебным предметам. Начальная
школа. В 2 ч. Ч. 1. – 5е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2014. – 400 с. – (Стандарты второго
поколения).
название программы с указанием автора и сборника, год издания
Учебник «Окружающий мир» 4 класс. А.А.Плешаков, М., «Просвещение», в 2х ч.,_ 2015г.
Учитель:
Фамилия__Зуева____________
Имя_Галина_________________
Отчество_Сайфулловна_______
Категория______I_____________
Стаж работы____10 лет_________
1 Срок действия программы: 2017 2018 учебный год
п.Замзор
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса разработана на основе следующих
документов:
1. Федеральный государственный стандарт начального общего образования, утверждён приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897.
2. Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273ФЗ от 29.12.12г.
3. Учебный план МКОУ «Замзорской СОШ» на 20172018 учебный год.
4. Примерная программа по учебным предметам, «Начальная школа» в 2х частях (Стандарты
второго поколения), М.: Просвещение, 2011 г.
5. Приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014 года №253 «Об утверждении федерального
перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации программ начального
общего. Основного общего и среднего общего образования»
6. Приказ Минообрнауки России от 08 июня 2015 года №576 «О внесении изменений в
федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, среднего общего,
основного общего образования».
Рабочая программа адресована учащимся 4 класса МКОУ «Замзорская средняя
общеобразовательная школа».
Рабочая программа по окружающему миру разработана в соответствии с основным
положением ФГОС НОО и ООП НОО МКОУ «Замзорская СОШ».
Программа составлена в соответствии с примерной программой по учебным предметам
«Начальная школа» в двух частях (стандарты второго поколения) Москва, Просвещение 2011 год.
Программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с
учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных
особенностей младших школьников.
Срок реализации программы 1 год
Предметная область «Обществознание и естествознание»
Актуальность и перспективность
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему,
основанного на признании самооценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения
не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию
народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемнопоисковый
подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных
способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы
обучения с применением системы средств, составляющих единую информационнооб
разовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни,
выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные
творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование
2 объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и
учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической
деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное
взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но
и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых
результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в
каждом разделе программы.
Цели:
формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства
рациональнонаучного познания и эмоциональноценностного осмысления ребёнком личного
опыта общения с людьми и природой;
формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и
нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде
духовнонравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях
культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Задачи:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором
проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в
нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных
опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и
безопасного взаимодействия в социуме.
Общая характеристика учебного предмета
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих
идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в
социальной сфере. На основе интеграции естественнонаучных, географических, исторических
сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие
природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание
уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое
рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно
существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её
реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и
живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается
значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и
отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания
детьми единства природы и общества,
целостности самого общества, теснейшей
взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики,
истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы
имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:
1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной
3 школы атласаопределителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и
динамических схем (моделей); 3) экологоэтическая деятельность, включающая анализ
собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей,
выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально
разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов
начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми
окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за
её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого
процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или
иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также
стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми,
поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и
конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от
взрослых.
Ценностные ориентиры содержания курса
Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её
форм.
Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию
закономерностей окружающего мира природы и социума.
Человечество как многообразие народов, культур, религий, Международное сотрудничество
как основа мира на Земле.
Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к
России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Семья как основа духовнонравственного развития и воспитания личности, залог
преемственности культурноценностных традиций народов России от поколения к поколению и
жизнеспособности российского общества.
Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое,
духовно и социальнонравственное.
Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко
культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
На изучение курса русский язык в 4 классе начальной школы отводится 2 ч в неделю 68 ч (34
учебные недели).
Место курса в учебном плане
I четверть — 16 ч,
II четверть — 15 ч,
III четверть — 21 ч,
IV четверть — 16 ч
В рабочей программе выстроена система учебных занятий (уроков) и педагогических средств,
с помощью которых формируются универсальные учебные действия.
Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою
Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной
Результаты изучения курса
4 принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном
единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся
мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной
справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8)
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эф
фективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаковосимволических средств представления информации для создания
моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7)
активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном
информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи
и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и
технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9)
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных
связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении
функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в
соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
5 13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного
предмета «Окружающий мир».
Предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за
национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье,
истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности,
элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм
здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись,
измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов,
от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинноследственные связи в окружающем
мире.
Выпускники обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю,
осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей
многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических
ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской идентичности;
приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и
культуры; ознакомятся с началами естественных и социально гуманитарных наук в их единстве и
взаимосвязях, что даст учащимся ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволит сделать
восприятие явлений окружающего мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми,
определить своё место в ближайшем окружении.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (270ч)
Человек и природа
Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и
предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма,
сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад,
перелёты птиц, смена,, времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие
веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела,
жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.
Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего
живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли.
Глобус
как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение
на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на
местности. Компас.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года,
их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены
времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.
Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за
погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное
обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая
характеристика на основе наблюдений).
6 Водные богатства, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование
человеком. Водные богатства родного края (названия, краткая характеристика на основе
наблюдений).
Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных,
человека.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых
организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.
Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека,
бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3
примера).
Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.
Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя).
Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста
растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные
растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям.
Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и ядовитые грибы.
Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода,
тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных
(хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (на примере насекомых, рыб,
птиц, зверей). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное
отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на
основе наблюдений.
Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода,
почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения
— пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений.
Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера
на основе наблюдений).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (природные
условия, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на
природу изучаемых зон, охрана природы).
Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и
эстетическое значение природы в жизни человека. Положительное и отрицательное влияние
деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности).
Экологические проблемы и способы их решения. Правила поведения в природе. Охрана
природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира.
Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение,
отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране
природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.
Всемирное наследие. Международная Красная книга. Международные экологические
организации (2—3 примера). Международные экологические дни, их значение, участие детей в их
проведении.
Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорнодвигательная,
пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в
жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека,
частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и
здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с
ограниченными возможностями здоровья.
Человек и общество
7 Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с
другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовнонравственные и культурные
ценности — основа жизнеспособности общества.
Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как
складывается и развивается культура общества и каждого её члена. Общее представление о
вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов.
Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных
национальностей,
умения
прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о
человеческих свойствах и качествах.
социальных групп: проявление уважения,
взаимопомощи,
Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в
семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях,
престарелых, больных — долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и
фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно
нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю.
Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня
школьника.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи.
Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других
общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским
языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.
Экономика, её составные части: промышленность, сельское хозяйство, строительство,
транспорт, торговля. Товары и услуги. Роль денег в экономике. Государственный и семейный
бюджет. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Простейшие
экологические прогнозы. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач
общества.
Природные богатства и труд людей — основа экономики. Значение труда в жизни человека
и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира.
Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и
профессиональное мастерство.
Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный
транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон,
электронная почта.
Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность
при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовнонравственного
здоровья.
Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностносмысловое содержание
понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб
России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при
прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.
Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы
государства за социальное и духовнонравственное благополучие граждан.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и
упрочения духовнонравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День
защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты
детей, День народного единства, День Конституции. Оформление плаката или стенной газеты к
общественному празднику.
Россия на карте, государственная граница России.
Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности
Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных
8 исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.).
Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.
Города России. СанктПетербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник
Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России
(по выбору). Святыни городов России.
Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи,
характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие,
ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии,
культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр
народов своего края.
Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика):
название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр.
Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в
данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории
родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.
История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и
культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское
государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно
нравственных и культурных традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди
разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и
культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная
ответственность каждого человека за сохранность историкокультурного наследия своего края.
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на
Земле. Знакомство с несколькими странами: название, расположение на политической карте,
столица, главные достопримечательности. Бережное отношение к культурному наследию
человечества — долг всего общества и каждого человека.
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена.
Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления
здоровья.
Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического
и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких
травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в
разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом,
электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник,
лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила безопасности при контактах с незнакомыми
людьми.
Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасности при обращении с кошкой
и собакой.
Экологическая безопасность. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и
использование.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого
человека.
Планируемые результаты
В результате изучения окружающего мира третьеклассники научатся:
определять место человека в мире;
распознавать тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы;
называть основные свойства воздуха и воды;
9 объяснять круговорот воды в природе;
определять основные группы живого (растений, животные, грибы, бактерии); группы растений
(водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); группы животных (насекомые, рыбы,
земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); съедобные и несъедобные грибы.
устанавливать взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между
растениями и животными, между различными животными);
устанавливать взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека,
отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила
личного поведения в природе);
характеризовать системы органов человека (их части и назначение); правилам гигиены; основам
здорового образа жизни;
правилам безопасного поведения в быту и на улице,
распознавать основные дорожные знаки;
правилам противопожарной безопасности, основам экологической безопасности' называть
потребности людей, товары и услуги;
определять роль природных богатств в экономике, роль денег в экономике; узнают
основы семейного бюджета.
Третьеклассники получат возможность научиться:
распознавать природные объекты с помощью атласаопределлтеля; различать наиболее
распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;
проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы,
фиксировать их результаты;
объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и
человеком;
выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять
посильную работу по охране природы;
выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших
повреждениях кожи; правильно обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;
владеть элементарными приемами чтения карты;
приводить примеры городов России, стран соседей России, стран зарубежной Европы и их
столиц.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных
результатов начального образования.
У третьеклассника продолжают формироваться регулятивные, познавательные и ком
муникативные универсальные учебные действия.
Регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с
помощью учителя.
В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности
выполнения своей работы и работы остальных учеников, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация
нужна для решения учебной задачи в один шаг.
предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст,
таблица, схема, иллюстрация и др.).
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди
10 Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления;
определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять лростой план учебно
научного текста.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде
текста, таблицы, схемы.
Работать с текстом: осознанное чтение текста с целью удовлетворения познавательного
интереса, освоения и использование информации; достаточно полно и доказательно строить
устное высказывание; описывать объекты наблюдения, выделять в них существенные признаки;
устанавливать последовательность основных исторических событий в России в изучаемый период;
оформлять результаты исследовательской работы; составлять план текста и небольшое
письменное высказывание; формулировать выводы, основываясь на тексте; находить аргументы,
подтверждающие вывод; приобретение первичного опыта критического отношения к получаемой
информации, сопоставление её с информацией из других источников и имеющимся жизненным
опытом; делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования,
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменно." речи с
учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать,
приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку
зрения.
Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором
(прогнозировать будущее чтение, ставить вопросы к тексту и искать ответы, проверять себя),
отделять новое от известного, выделять главное, составлять план.
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном
решении проблемы (задачи).
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
У третьеклассника продолжится формирование предметных результатов обучения:
1) понимать особую роль России в мировой истории, переживать чувство гордости за
национальные свершения, открытия, победы;
2) уважительно относиться к России, родному краю, своей семье, истории, культуре природе
нашей страны, её современной жизни;
3) осознавать целостность окружающего мира, осваивать основы экологической грамотности,
элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм
здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) осваивать доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись измерение,
опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от
окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) устанавливать и выявлять причинноследственные связи в окружающем мире.
У третьеклассника продолжится формирование ИКТкомпетентности:
1) оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и
самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники её получения;
критически относиться к информации и к выбору источника информации;
2) создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать оформлять и
сохранять их:
3) готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать плат презентации,
выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
11 ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Основная цель контроля по окружающему миру проверка знания фактов учебного материала,
умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения приводить примеры
из дополнительных источников, применять комплексные знания.
Система оценки достижения планируемых результатов изучения предмета предполагает
комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения. Объектом оценки предметных
результатов служит способность третьеклассников решать учебнопознавательные и учебно
практические задачи. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом
сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня v его превышение.
В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достижений
являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных
работ по предмету. Остальные работы подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала
нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней
формируемых учебных действий.
Итоговая оценка выводится на основе результатов итоговых комплексных работ системы
заданий различного уровня сложности по чтению, русскому языку, математике и окружающему
миру.
В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических
работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы
учащимися. Проводится мониторинг результатов выполнения итоговой работы по окружающему
миру и итоговой комплексной работы на межпредметной основе.
Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках
накопительной системы, которая:
• является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки
достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества
образования;
• реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных
стандартов общего образования второго поколения формирование универсальных учебных
действий;
• позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий
учащихся младших классов; лучшие достижения российских школ на этапе начального обучения;
а также педагогические ресурсы учебных предметов образовательного плана;
• предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на
основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.
Критериями оценивания являются:
•
соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов
обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального
общего образования ФГОС;
• динамика результатов предметной обученное™, формирования универсальных учебных
действий.
Используемая в школе система оценки ориентирована на стимулирование стремления
второклассника к объективному контролю, а не сокрытию своего незнания и неумения, на
формирование потребности в адекватной и конструктивной самооценке.
Текущий контроль по окружающему миру осуществляется в письменной и устной форме.
Письменные работы для текущего контроля проводятся не реже одного раза в неделю в форме
тестов и практических работ. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных
заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного
определенного умения.
Тематический контроль по окружающему миру проводится в устной форме. Для тематических
проверок выбираются узловые вопросы программы.
12 незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры,
неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия
Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за
повседневной работой учеников, устного опроса, текущих, тестовых и практических работ,
итоговой диагностической работы.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки Ошибки:
несущественной;
нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является
существенной;
неправильное раскрытие (в рассказерассуждении) причины, закономерности, условия
протекания того или иного изученного явления;
ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
подтверждающие высказанное суждение;
отсутствие умения выполнять рисунок, схему; неправильное заполнение таблицы; неумение
подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных
объектов (природоведческих и исторических).
Недочеты:
преобладание при описании объекта несущественных его признаков;
неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющие отрицатель: на результат
работы; отсутствие обозначений и подписей;
отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта не приводящие к
неправильному результату;
неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляема» после
наводящих вопросов;
неточности при нахождении объекта на карте.
Характеристика цифровой оценки (отметки)
«5» («отлично») уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного:
отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу: не более одного
недочета; логичность и полнота изложения.
«4» («хорошо») уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование
дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; caмостоятельность
суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 23 ошибок или 46
недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному
материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование
нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.
«3» («удовлетворительно») достаточный минимальный уровень выполнения требований,
предъявляемых к конкретной работе; не более 46 ошибок или 10 недочетов по текущему
учебному материалу; не более 35 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному
материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполно; раскрытия вопроса.
«2» («плохо») уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6
ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по
пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, не раскрытость обсуждаемого вопроса,
отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений
13 Лист изменения
№
п.п
Количество листов
Приказ
Заменённые Удалённые
Новые
Ответственный
завуч, директор,
учитель
Дата вступления
изменений в силу
14 15 УЧЕБНОТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование разделов и тем
Земля и человечество.
Природа России.
Родной край – часть большой страны.
Страницы всемирной истории.
Страницы истории России.
Современная Россия.
Итого
№
1
2
3
4
5
6
Всего часов
9
10
13
5
20
11
68
Материальнотехническое обеспечение
1. Печатные пособия:
1. Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник для 4 класса начальной
школы. В двух частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2015.
2. Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник для 4 класса начальной
школы. В двух частях. Часть 2. М.: Просвещение, 2015.
3. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь: 4 класс. Пособие для учащихся
общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2015.
4. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь: 4 класс. Пособие для учащихся
общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 2. М.: Просвещение, 2015.
5. Т.Н. Максимова. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». (к УМК А.А.
Плешакова) М.: «ВАКО» 2016.
2. Интернетресурсы.
1. Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова «Окружающий мир. 4 класс»
М.:Просвещение,2015.
3. Информационнокоммуникативные средства.
Окружающий мир: электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова, (CD).
Компьютерная техника, интерактивная доска, доска с магнитной поверхностью.
16 Календарно – тематическое планирование
по окружающему миру
предмет
Класс 4
Учитель ___Зуева Г.С.__
Количество часов:
Всего _68 часов; в неделю __2__ часа.
Плановых контрольных уроков _7_.
Планирование составлено на основе примерной программы по учебным предметам «Начальная школа в 2ч» 5изд.,
переработанное (Стандарты второго поколения) Москва «Просвещение» 2011год
программа
Учебник _ «Окружающий мир», 4 класс, А.А.Плешаков, в 2х ч., М. «Просвещение», 2015 г.
название, автор, издательство, год издания
Тема урока
Текущий и
промежуточный
контроль
№
п/п
1
УУД деятельность учащихся
Раздел 1. Земля и человечество (9 ч)
Дата
По плану
Факт
1.1 Мир глазами
астронома.
1.2 Планеты
1.3
Солнечной
системы.
Звёздное небо –
великая книга
Природы.
1.4 Мир глазами
географа.
Текущий,
самоконтроль,
взаимопроверка
Текущий,
самоконтроль,
взаимопроверка
Текущий,
самоконтроль,
взаимопроверка
Текущий,
самоконтроль,
взаимопроверка
Личностные: Оценивать жизненные ситуации; формирование личного
отношения к окружающему миру; конкретизировать представления о
человеке и окружающем его мире.
Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу; учитывать
выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем; планировать свои действия в соответствии с
поставленной за дачей и ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
осознание себя членом общества и государства , чувство гордости и любви
к родной стране.
Познавательные: определять причины явлений, событий; извлекать
информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема,
05.09
08.09
12.09
15.09
17 Текущий,
самоконтроль,
взаимопроверка
Текущий,
самоконтроль,
взаимопроверка
Текущий,
самоконтроль,
взаимопроверка
Текущий,
самоконтроль,
взаимопроверка
Текущий,
самоконтроль
1.5 Мир глазами
историка.
1.6
Когда и где?
1.7 Мир глазами
эколога.
1.8
Сокровища
Земли под
охраной
человечества.
1.9 Международная
Красная книга.
Обобщение по
разделу «Земля
и человечество».
2
2.1
Равнины и горы
России.
Текущий,
самоконтроль,
взаимопроверка
2.2 Моря, озёра и
реки России.
2.3 Природные зоны
России.
Текущий,
самоконтроль,
взаимопроверка
Текущий,
самоконтроль,
взаимопроверка
иллюстрация и др.); перерабатывать полученную информацию: сравнивать
и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Коммуникативные: высказывать свою точку зрения и пытаться её
обосновать, приводя аргументы; делать выводы на основе обобщённых
знаний; оценивать жизненные ситуации; учитывать разные мнения и
стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
Раздел 2: Природа России (10 ч)
Личностные: Осознание себя членом общества и государства , чувство
любви к родной стране, выражающееся в интересе к её природе;
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства
гордости за свою Родину; развитие самостоятельности и личной
ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности,
на основе представлений о нравственных нор мах, социальной справедливости и
свободе.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную за дачу, учитывать выделенные
учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с
учителем; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи
учебной деятельности, поиска средств её осуществления; осознание и
принятие базовых обще человеческих ценностей.
19.09
22.09
26.09
29.09
03.10
06.10
10.10
13.10
18 2.4
2.5
Зона
Арктических
пустынь.
Тундра.
2.6 Леса России.
2.7 Лес и человек.
2.8
Зона степей.
2.9 Пустыни.
Текущий,
самоконтроль,
взаимопроверка
Текущий,
самоконтроль,
взаимопроверка
Текущий,
самоконтроль,
взаимопроверка
Текущий,
самоконтроль,
взаимопроверка
Текущий,
самоконтроль,
взаимопроверка
Текущий,
самоконтроль,
взаимопроверка
2.10 У Черного моря. Текущий,
3
3.1 Наш край.
3.2
Поверхность
нашего края.
Водные
богатства
нашего края.
3.3 Наши подземные
богатства.
3.4
Земля –
кормилица.
самоконтроль,
взаимопроверка
Текущий,
самоконтроль,
взаимопроверка
Текущий,
самоконтроль,
взаимопроверка
Текущий,
самоконтроль,
взаимопроверка
Текущий,
самоконтроль,
взаимопроверка
Познавательные: выявление существенных признаков объектов, делать
выводы на основе обобщённых знаний; овладение логическими
действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения; добывать новые
знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст,
таблица, схема, иллюстрация и др.)
Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать другую точку
зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; определение общей
цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении
функций и ролей в совместной деятельности; выявление существенных
признаков объектов, делать выводы на основе обобщённых знаний.
Раздел 3: Родной край – часть большой страны (13 ч.)
Личностные: осознание себя членом общества и государства, чувство
любви к родной стране, выражающееся в интересе к её природе, её куль
туре, народам и желание участвовать в ее делах и событиях; осознание и
принятие базовых общечеловеческих ценностей; развитие этических
чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей.
Регулятивные: учитывать установленные правила в планировании и контроле
способа решения; овладение начальными сведения ми о сущности и
особенностях объектов, процессов и явлений действительности;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа
решения.
17.10
20.10
24.10
27.10
07.11
10.11
14.11
17.11
21.11
24.11
28.11
19 Текущий,
самоконтроль,
взаимопроверка
Текущий,
самоконтроль,
взаимопроверка
Текущий,
самоконтроль,
взаимопроверка
Текущий,
самоконтроль,
взаимопроверка
Самоконтроль,
взаимопроверка
Текущий,
самоконтроль,
взаимопроверка
Текущий,
самоконтроль,
взаимопроверка
Текущий,
самоконтроль
3.5 Жизнь леса.
3.6 Жизнь луга.
3.7 Жизнь в
пресных водах.
3.8
Экскурсия в
природные
сообщества
родного края.
3.9 Наши проекты.
3.10 Растениеводство
в нашем крае.
3.11 Животноводство
в нашем крае.
3.12 Проверим себя и
оценим свои
достижения за
первое
полугодие.
3.13 Презентация
проектов.
4
4.1 Начало истории
человечества.
4.2 Мир древности:
далекий и
близкий.
Самоконтроль,
взаимопроверка
Текущий,
самоконтроль,
взаимопроверка
Текущий,
самоконтроль,
взаимопроверка
добывать новые знания:
Познавательные:
извлекать информацию,
представленную в разных формах ; освоение способов решения проблем
творческого и по искового характера; перерабатывать полученную
информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять
причины явлений, событий.
Коммуникативные: излагать своё мнение и аргументировать свою точку
зрения и оценку событий; читать вслух и про себя тексты учебника, выделять
главное, отделять новое от известного; доносить свою позицию до других:
высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя
аргументы.
Раздел 4: Страницы всемирной истории (5 ч)
Личностные: Осознание себя членом общества и государства,
чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её культуре,
истории, народам и желание участвовать в ее делах и событиях; оценивать
жизненные ситуации; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и
сверстниками в различных социальных ситуациях.
01.12
05.12
08.12
12.12
15.12
19.12
22.12
26.12
12.01
16.01
19.01
20 4.3
Средние века:
время рыцарей и
замков.
4.4 Новое время:
встреча Европы
и Америки.
4.5 Новейшее
время: история
продолжается
сегодня.
Текущий,
самоконтроль,
взаимопроверка
Текущий,
самоконтроль,
взаимопроверка
Текущий,
самоконтроль,
взаимопроверка
целостного,
формирование
Познавательные:
социально
ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и
разнообразии природы; самостоятельное определение и формулирование
цели, умение владеть диалогической речью; самостоятельное определение
и формулирование цели.
Регулятивные: приходить к общему решению в совместной
деятельности; адекватно использовать речевые средства для решения
различных коммуникативных задач; оценивание качества и уровня
усвоения знаний.
Коммуникативные: строить речевое высказывание в устной и
письменной речи; умение с достаточной полнотой и точностью выражать
свои мысли; строить речевое высказывание в устной и письменной форме,
умение владеть диалогической речью.
23.01
26.01
30.01
5
5.1 Жизнь древних
славян.
5.2
Во времена
Древней Руси.
5.3
Страна городов.
5.4 Из книжной
5.5
сокровищницы
Древней Руси.
Трудные
времена на
Русской земле.
Текущий,
самоконтроль,
взаимопроверка
Текущий,
самоконтроль,
взаимопроверка
Текущий,
самоконтроль,
взаимопроверка
Текущий,
самоконтроль,
взаимопроверка
Текущий,
самоконтроль,
взаимопроверка
Раздел 5: Страницы истории России (20 ч)
Личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за
свои поступки; осознание себя членом общества и государства,
чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её культуре,
истории, народам и желание участвовать в ее делах и событиях; принятие и
освоение социальной роли учащегося, развитие мотивов учебной деятельности
и формирование личностного смысла учения.
построение логической цепи рас суждений;
Познавательные:
самостоятельное создание алгоритмов деятельности для решения проблем
и поискового характера; выбор наиболее эффективных
творческого
способов решения задачи в зависимости от конкретных условий;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Регулятивные: формирование умения планировать, контролировать и
оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
составление плана и последовательности действий; внесение необходимых
дополнений и корректив в план и способ действия; перерабатывать
02.02
06.02
09.02
13.02
16.02
21 полученную ин формацию: сравнивать и группировать факты ; определять
причины, событий.
Коммуникативные:
владение формами речи в соответствии с
грамматическими и синтаксическими нормами языка; инициативное
владение форма ми речи в
сотрудничество с учителем и классом;
соответствии с нормами языка; построение и применение высказываний
для решения постав ленной задачи.
5.6
5.7
Русь
расправляет
крылья.
Куликовская
битва.
5.8 Иван Третий.
5.9 Мастера
печатных дел.
5.10 Патриоты
России.
5.11 Петр Великий.
5.12 Михаил
Васильевич
Ломоносов.
5.13 Екатерина
Великая.
5.14 Отечественная
война 1812 года.
5.15 Страницы
истории XIX
века.
5.16 Россия вступает
в XX век.
Текущий,
самоконтроль,
взаимопроверка
Текущий,
самоконтроль,
взаимопроверка
Текущий,
самоконтроль,
взаимопроверка
Текущий,
самоконтроль,
взаимопроверка
Текущий,
самоконтроль,
взаимопроверка
Текущий,
самоконтроль,
взаимопроверка
Текущий,
самоконтроль,
взаимопроверка
Текущий,
самоконтроль,
взаимопроверка
Текущий,
самоконтроль,
взаимопроверка
Текущий,
самоконтроль,
взаимопроверка
Текущий,
самоконтроль,
взаимопроверка
20.02
22.02
27.02
02.03
06.03
09.03
13.03
16.03
20.03
23.03
03.04
22 5.17 Страницы
истории 1920 –
1930х годов.
5.18 Великая
Отечественная
война и Великая
Победа.
5.19 Великая
Отечественная
война и Великая
Победа. Курская
дуга.
5.20 Страна,
открывшая путь
в космос. Наши
проекты.
6
6.1 Основной закон
России и права
человека.
6.2 Мы граждане
России.
6.3
6.4
Славные
символы России.
Такие разные
праздники.
6.5 Путешествие по
России, по
Дальнему
Востоку и
Сибири.
Текущий,
самоконтроль,
взаимопроверка
Текущий,
самоконтроль,
взаимопроверка
Текущий,
самоконтроль,
взаимопроверка
Текущий,
самоконтроль
Текущий,
самоконтроль,
взаимопроверка
Текущий,
самоконтроль,
взаимопроверка
Текущий,
самоконтроль,
взаимопроверка
Текущий,
самоконтроль,
взаимопроверка
Текущий,
самоконтроль,
взаимопроверка
Раздел 6: Современная Россия (11 ч)
Личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за
свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе
представлений о нравственных нормах; формирование целостно го,
социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и
разнообразии природы, народов, культур и религий.
Коммуникативные: оформлять свои мыс ли в устной речи с учётом
учебных и жизненных речевых ситуаций; осознанное и произвольное
построение речевого высказывания в устной и письменной форме, умение
выражать свои мысли в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные:
самостоятельное выделение и формулирование
познавательной цели, анализ, сравнение, классификация объектов по
выделенным признакам; выбор наиболее эффективных способов решения
задач в зависимости от конкретных условий.
Регулятивные: постановка учебной задачи; оценивание качества и уровня
усвоения материала; способность к мобилизации сил и энергии, к
волевому усилию.
06.04
10.04
13.04
17.04
20.04
24.04
27.04
02.05
04.05
23 Текущий,
самоконтроль,
взаимопроверка
Текущий,
самоконтроль,
взаимопроверка
Самоконтроль,
взаимопроверка
6.6 По северу
6.7
6.8
европейской
части России.
Драгоценное
ожерелье
старинных
русских
городов.
Резерв.
Проверим себя и
оценим свои
достижения за
второе
полугодие.
6.9 Презентация
проектов.
6.10 Обобщающая
игра «Крестики
– нолики».
Самоконтроль,
взаимопроверка
Самоконтроль,
взаимопроверка
6.11 Обобщающий
урок–игра. КВН.
Самоконтроль,
взаимопроверка
08.05
11.05
15.05
18.05
22.05
25.05
24 25
Рабочая программа по окружающему миру
Рабочая программа по окружающему миру
Рабочая программа по окружающему миру
Рабочая программа по окружающему миру
Рабочая программа по окружающему миру
Рабочая программа по окружающему миру
Рабочая программа по окружающему миру
Рабочая программа по окружающему миру
Рабочая программа по окружающему миру
Рабочая программа по окружающему миру
Рабочая программа по окружающему миру
Рабочая программа по окружающему миру
Рабочая программа по окружающему миру
Рабочая программа по окружающему миру
Рабочая программа по окружающему миру
Рабочая программа по окружающему миру
Рабочая программа по окружающему миру
Рабочая программа по окружающему миру
Рабочая программа по окружающему миру
Рабочая программа по окружающему миру
Рабочая программа по окружающему миру
Рабочая программа по окружающему миру
Рабочая программа по окружающему миру
Рабочая программа по окружающему миру
Рабочая программа по окружающему миру
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.