Рабочая программа по окружающему миру, 2 класс, программа Школа России. Состоит из следующих разделов: Пояснительная записка, Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения предмета во 2 классе, Содержание учебного предмета, Тематическое планирование и Диагностический инструментарий. Данная рабочая программа написана на 2016-2017 учебный год.
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Пояснительная записка.
I.
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе следующих нормативных
документов и методических материалов
1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, Приказ №373 от 06.10.2009г;
2. Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №6,
Приказ №281от 31.08.2016г.
3. Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России;
4. Планируемых результатов начального общего образования;
5. Учебнометодического комплекта "Школа России", а именно авторской программы
А.А.Плешакова «Окружающий мир»;
6. Положения о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) НОО,
утвержденного приказом №310 от 30.08.2013г.
Изучение предмета «Окружающий мир» направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе
единства рациональнонаучного познания и эмоциональноценностного осмысления ребёнком
личного опыта общения с людьми и природой;
— духовнонравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях
культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в
котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего
места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в
различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный
интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие,
исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социальногуманитарных
наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.
Предмет «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия,
эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает
нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё
место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны
и планеты Земля.
Существенная особенность предмета состоит в том, что в нём заложена содержательная
основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы.
Прослеживается тесная связь с внеурочными занятиями «К тайнам нашей речи», «Клуб
будущих отличников».
В основе методики преподавания предмета «Окружающий мир» лежит системно
деятельностный подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение
различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и
формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационнооб
разовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни,
выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные
творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги,моделирование объектов и явлений окружающего мира. Развитию умения планировать учебные
действия, работать на результат служит реализация проектной деятельности, предусмотренной в
рубрике «Наша проекты». В методическом аппарате каждой темы имеются задания для
осуществления контрольнооценочной деятельности.
В программу включён этнокультурный компонент, нацеленный на приобщение
второклассников к традиционным ценностям на основе патриотического, духовно –
нравственного воспитания, развитие познавательных интересов, представлений о природе,
климатическом, этнографическом своеобразии Республики Хакасия, воспитание гражданской
активности, толерантного отношения к представителям других культур. Включено знакомство с
природой Хакасии, животным миром, праздниками.
II. Результаты изучения курса.
1.Личностные
Оценивать ситуации и поступки
(ценностные установки,
нравственная ориентация)
Объяснять смысл своих оценок,
мотивов, целей
(личностная саморефлексия,
способность к саморазвитию
мотивация к познанию, учёбе)
Ученик научится:
Самоопределяться в жизненных
ценностях (на словах) и поступать в
соответствии с ними, отвечая за свои
поступки. (личностная позиция,
российская и гражданская
идентичность)
Оценивать простые ситуации и
однозначные поступки как
«хорошие» или «плохие» с
позиции:
– общепринятых нравственных
правил человеколюбия, уважения
к труду, культуре и т.п.
(ценностей);
– важности исполнения роли
«хорошего ученика»;
– важности бережного отношения к
своему здоровью и здоровью всех
живых существ;
– важности различения «красивого»
и «некрасивого».
Постепенно понимать, что жизнь
не похожа на «сказки» и
невозможно разделить людей на
«хороших» и «плохих»
ОСМЫСЛЕНИЕ
Объяснять, почему
конкретные однозначные
поступки можно оценить как
«хорошие» или «плохие»
(«неправильные», «опасные»,
«некрасивые») с позиции
известных и общепринятых
правил.
САМООСОЗНАНИЕ
Объяснять самому себе:
– какие собственные
привычки мне нравятся и
не нравятся (личные
качества),
– что я делаю с
удовольствием, а что –
нет (мотивы),
– что у меня получается
хорошо, а что нет
(результаты)
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
Осознавать себя ценной частью большого
разнообразного мира (природы и общества).
В том числе:
объяснять, что связывает меня:
– с моими близкими, друзьями,
одноклассниками;
– с земляками, народом;
– с твоей Родиной;
– со всеми людьми;
– с природой;
испытывать чувство гордости за «своих»
близких и друзей.
ПОСТУПКИ
Выбирать поступок в однозначно
оцениваемых ситуациях на основе:
– известных и простых общепринятых
правил «доброго», «безопасного»,
«красивого», «правильного» поведения;
– сопереживания в радостях и в бедах за
«своих». близких, друзей, одноклассников;
– ссопереживания чувствам других не похожих
на тебя людей, отзывчивости к бедам всех
живых существ.
Признавать свои плохие поступки
Ученик получит возможность научиться:
Оценивать простые ситуации и
однозначные поступки как
«хорошие» или «плохие» с
позиции:
– общечеловеческих ценностей (в
т.ч. справедливости, свободы,
демократии);
– российских гражданских
ценностей (важных для всех
ОСМЫСЛЕНИЕ
Объяснять, почему конкретные
однозначные поступки можно
оценить как «хорошие» или
«плохие» («неправильные»,
«опасные», «некрасивые»), с
позиции общечеловеческих и
российских гражданских
ценностей.
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ:
Осознавать себя гражданином
России, в том числе:
объяснять, что связывает меня с
историей, культурой, судьбой твоего
народа и всей России,
испытывать чувство гордости за свой
народ, свою Родину, сопереживать им
в радостях и бедах и проявлять этиграждан России);
– важности учёбы и познания
нового;
– важности бережного отношения к
здоровью человека и к природе);
– потребности в «прекрасном» и
отрицания «безобразного».
Отделять оценку поступка от
оценки самого человека (плохими
и хорошими бывают поступки, а
не люди).
Отмечать поступки и ситуации,
которые нельзя однозначно
оценить как хорошие или плохие
САМООСОЗНАНИЕ
Объяснять самому себе:
– что во мне хорошо, а что
плохо (личные качества,
черты характера),
– что я хочу (цели, мотивы),
–что я могу (результаты)
чувства в добрых поступках.
Осознавать себя ценной частью
многоликого мира, в том числе
уважать иное мнение, историю и
культуру других народов и стран,
не допускать их оскорбления,
высмеивания.
Формулировать самому простые
правила поведения, общие для всех
людей, всех граждан России (основы
общечеловеческих и российских
ценностей).
ПОСТУПКИ
Выбирать поступок в однозначно
оцениваемых ситуациях на основе
правил и идей (ценностей) важных
для:
– всех людей,
– своих земляков, своего народа, своей
Родины, в том числе ради «своих», но
вопреки собственным интересам;
– уважения разными людьми друг друга,
их доброго соседства.
Признавать свои плохие поступки и
отвечать за них
Регулятивные
Определять и формулировать
цель деятельности
Составлять план действий по
решению проблемы (задачи)
Осуществлять действия по
реализации плана
Соотносить результат своей
деятельности с целью и
оценивать его
Ученик научится
Работая по предложенному плану,
использовать необходимые
средства (учебник, простейшие
приборы и инструменты)
Определять успешность
выполнения своего задания в
диалоге с учителем
Определять цель учебной
деятельности с помощью учителя
и самостоятельно.
Учиться совместно с учителем
обнаруживать и формулировать
учебную проблему совместно с
учителем.
Учиться планировать учебную
деятельность на уроке.
Высказывать свою версию,
пытаться предлагать способ её
проверки
Ученик получит возможность научиться
Определять цель учебной
деятельности с помощью
учителя и самостоятельно,
искать средства её
осуществления.
Самостоятельно
формулировать цели урока после
предварительного обсуждения.
Учиться обнаруживать и
формулировать учебную
Работая по плану, сверять свои
действия с целью и, при
необходимости, исправлять
ошибки с помощью учителя
В диалоге с учителем учиться
вырабатывать критерии оценки
и определять степень
успешности выполнения своей
работы и работы всех, исходя из
имеющихся критериев.
Понимать причины своего
неуспеха и находить способы
выхода из этой ситуациипроблему совместно с учителем.
Составлять план выполнения
задач, решения проблем
творческого и поискового
характера совместно с
учителем
Познавательные
Извлекать информацию.
Ориентироваться в своей
системе знаний и осознавать
необходимость нового знания.
Делать предварительный отбор
источников информации для
поиска нового знания.
Добывать новые знания
(информацию) из различных
источников и разными способами
Понимать, что нужна
дополнительная информация
(знания) для решения учебной
задачи в один шаг.
Понимать, в каких источниках
можно найти необходимую
информацию для решения учебной
задачи.
Находить необходимую
информацию как в учебнике, так и
в предложенных учителем
словарях и энциклопедиях
Перерабатывать информацию
для получения необходимого
результата, в том числе и для
создания нового продукта
Преобразовывать информацию
из одной формы в другую и
выбирать наиболее удобную для
себя форму
Составлять простой план
небольшого текстаповествования
Ученик научится
Сравнивать и группировать
предметы по нескольким
основаниям.
Находить закономерности в
расположении фигур по значению
двух и более признаков.
Приводить примеры
последовательности действий в
быту, в сказках.
Отличать высказывания от других
предложений, приводить примеры
высказываний, определять
истинные и ложные высказывания.
Наблюдать и делать
самостоятельные выводы
Ученик получит возможность научиться
Представлять информацию в
виде текста, таблицы, схемы, в
том числе с помощью ИКТ
Самостоятельно предполагать,
какая информация нужна для
решения учебной задачи в один
шаг.
Отбирать необходимые для
решения учебной задачи
источники информации среди
предложенных учителем
словарей, энциклопедий,
справочников.
Извлекать информацию,
представленную в разных
формах (текст, таблица, схема,
иллюстрация и др.)
Сравнивать и группировать
факты и явления.
Относить объекты к известным
понятиям.
Определять составные части
объектов, а также состав этих
составных частей.
Определять причины явлений,
событий. Делать выводы на
основе обобщения знаний.
Решать задачи по аналогии.
Строить аналогичные
закономерности.
Создавать модели с выделением
существенных характеристик
объекта и представлением их в
пространственнографической
или знаковосимволической
форме
КоммуникативныеДоносить свою позицию до
других, владея приёмами
монологической и
диалогической речи
Оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне
одного предложения или
небольшого текста).
Учить наизусть стихотворение,
прозаический фрагмент.
Вступать в беседу на уроке и в
жизни
Понимать другие позиции
(взгляды, интересы)
Ученик научится
Слушать и понимать речь других.
Выразительно читать и
пересказывать текст.
Вступать в беседу на уроке и в
жизни
Договариваться с людьми,
согласуя с ними свои интересы и
взгляды, для того чтобы сделать
чтото сообща
Совместно договариваться о
правилах общения и поведения в
школе и следовать им.
Учиться выполнять различные
роли в группе (лидера,
исполнителя, критика)
Ученик получит возможность научиться
Оформлять свои мысли в
устной и письменной речи с
учетом своих учебных и
жизненных речевых ситуаций, в
том числе с помощью ИКТ.
Высказывать свою точку зрения
и пытаться её обосновать,
приводя аргументы
Слушать других, пытаться
принимать другую точку зрения,
быть готовым изменить свою
точку зрения.
Читать вслух и про себя тексты
учебников и:
– вести «диалог с автором»
(прогнозировать будущее чтение;
ставить вопросы к тексту и
искать ответы; проверять
себя);
– отделять новое от известного;
– выделять главное; составлять
план
Работа с текстом
с
Ученик научится:
Выполняя различные роли в
группе, сотрудничать в
совместном решении проблемы
(задачи).
Учиться уважительно
относиться к позиции другого,
пытаться договариваться
Ученик
получит
возможность научиться
работать с
несколькими
источниками информации;
сопоставлять информацию,
полученную из нескольких
источников.
делать
выписки
из
прочитанных текстов с
учётом цели их дальнейшего
использования;
сопоставлять
различные
точки зрения;
соотносить позицию автора с
собственной точкой зрения;
Работа
текстом
Поиск
информации и
понимание
прочитанного
Преобразование и
интерпретация
информации
Оценка
информации
находить в тексте конкретные сведения,
факты, заданные в явном виде;
определять тему и главную мысль текста;
делить тексты на смысловые части, составлять
план текста;
использовать различные виды чтения:
ознакомительное,
поисковое,
выбирать нужный вид чтения в соответствии с
целью чтения;
изучающее,
ориентироваться в соответствующих возрасту
формулировать
словарях и справочниках.
пересказывать текст подробно и сжато, устно и
письменно;
несложные
выводы,
основываясь на тексте; находить аргументы,
подтверждающие вывод;
высказывать оценочные суждения и свою точку
зрения о прочитанном тексте;
участвовать в учебном диалоге при
обсуждении прочитанного или прослушанного
текста.
Предметные результаты
Ученик научится
находить на карте Российскую Федерацию, Москву —
получит возможность
Ученик
научиться
.Использовать при проведениипрактических работ
инструменты ИКТ
(фотоаппарат, видеокамеру)
для записи и обработки
информации;
Осознавать ценность природы
и необходимость нести
ответственность за её
сохранение, соблюдать
правила экологического
поведения дома и в быту.
Выполнять правила
безопасного поведения в доме,
на улице, природной среде.
Пользоваться простыми
правилами самоконтроля
самочувствия для сохранения
здоровья, осознанно
соблюдать режим дня.
столицу России;
.называть субъект Российской Федерации, в котором
находится город (село), где живут учащиеся;
.различать государственные символы России — флаг,
герб, гимн;
.приводить примеры народов России;
.сравнивать город и село, городской и сельский дома;
различать объекты природы и предметы рукотворного
мира;
.оценивать отношение людей к окружающему миру;
.различать объекты и явления неживой и живой природы;
.находить связи в природе, между природой и человеком;
.проводить наблюдения и ставить опыты;
.измерять температуру воздуха, воды, тела человека;
.определять объекты природы с помощью атласа
определителя;
.сравнивать объекты природы, делить их на группы;
.ухаживать за комнатными растениями и животными
живого уголка;
.находить нужную информацию в учебнике и
дополнительной литературе;
.соблюдать правила поведения в природе, читать и
рисовать экологические знаки;
.различать составные части экономики, объяснять их
взаимосвязь;
.прослеживать производственные цепочки, изображать их
с помощью моделей;
.узнавать различные строительные машины и материалы,
объяснять их назначение;
различать виды транспорта;
.приводить примеры учреждений культуры и
образования;
.определять профессии людей по фотографиям и
описаниям, находить взаимосвязи между трудом людей
различных профессий;
.различать внешнее и внутреннее строение тела человека;
.правильно строить режим дня, соблюдать правила личной
гигиены;
.соблюдать правила безопасного поведения на улице и в
быту, на воде и в лесу;
.различать основные дорожные знаки, необходимые
пешеходу;
.соблюдать основные правила противопожарной
безопасности;
.правильно вести себя при контактах с незнакомцами;
.оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в
школе, в кругу сверстников;
приводить примеры семейных традиций;
.соблюдать правила вежливости при общении со
взрослыми и сверстниками, правила культурногоповедения в школе и других общественных местах;
.различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;
.ориентироваться на местности разными способами;
.различать формы земной поверхности, сравнивать холм и
гору;
различать водоёмы, узнавать их по описанию;
.читать карту и план, правильно показывать на настенной
карте;
.находить и показывать на глобусе и карте мира материки
и океаны;
различать физическую и политическую карты, находить и
показывать на политической карте мира разные страны.
Где мы живем
III. Содержание курса
Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета — Земля, страна — Россия, название нашего
города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.
Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные — все это окружающая нас
природа. Разнообразные вещи, машины, дома — это то, что сделано и построено руками людей.
Наше отношение к окружающему.
Природа
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце — источник тепла и света для всего
живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.
Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных
созвездиях.
Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных
кладовых.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды.
Защита воздуха и воды от загрязнения.
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки.
Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.
Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и
домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за
домашними питомцами.
Сезонные изменения в природе: осенние явления.
Экологические связи между растениями и животными: растения — пища и укрытие для
животных; животные — распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению
учителя).
Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей,
вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение
птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила
поведения в природе.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их
охраны.
Экскурсия: наблюдение осенних изменений в природе.Практические работы: знакомство с устройством термометра, измерение температуры
воздуха, воды, тела человека; знакомство с горными породами и минералами; распознавание
деревьев, кустарников и трав; знакомство с представителями дикорастущих и культурных
растений; отработка приемов ухода за комнатными растениями и животными живого уголка.
Жизнь города и села
Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.
Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в
подъезде, во дворе. Домашний адрес.
Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт,
торговля — составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления
об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических
изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя).
Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя).
Строительство в городе (селе).
Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой,
специальный. Пассажирский транспорт города.
Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).
Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору
учителя).
Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя,
других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).
Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
Экскурсии: наблюдение зимних явлений в природе; знакомство с достопримечательностями
родного города (села).
Здоровье и безопасность
Строение тела человека. Здоровье человека — его важнейшее богатство. Режим дня. Правила
личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение;
поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт,
стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.
Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми
предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.
Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в
загрязненных водоемах.
Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных
ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на
машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.
Практическая работа: отработка правил перехода улицы.
Общение
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и
отчества родителей.
Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и
девочек.
Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостейи поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах
(кинотеатре, транспорте и т. д.).
Практическая работа: отработка основных правил этикета.
Путешествия
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.
Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река,
озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.
Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе
весной и летом.
Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва — столица России.
Московский Кремль и другие достопримечательности столицы.
Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).
Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.
Экскурсии: ознакомление с формами земной поверхности и водоемами родного края;
наблюдение весенних изменений в природе.
Практические работы: определение сторон горизонта по компасу; освоение основных
приемов чтения карты.
Регионально – национальный этнокультурный компонент
Хакасия – край мой. Растительный мир Хакасии. Животный мир Хакасии. Енисей.
Национальная одежда хакасов. Охрана воздуха и воды родного края. Красная книга Хакасии.
Юрта – жилище хакасов. Учреждения культуры Хакасии.
IV. Тематическое планирование 67ч.
Тема
Где мы живём?
Природа
Жизнь города и села
Здоровье и безопасность
Общение
Путешествия
Количество часов
4ч.
20ч.
10ч.
9ч.
7ч.
18ч.
V. Диагностический инструментарий
Вид работы
Административная проверочная работа
Административная проверочная работа
Сроки
декабрь
май