Рабочая программа по окружающему миру

  • Документация
  • docx
  • 19.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программа по окружающему миру, 2 класс, программа Школа России. Состоит из следующих разделов: Пояснительная записка, Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения предмета во 2 классе, Содержание учебного предмета, Тематическое планирование и Диагностический инструментарий. Данная рабочая программа написана на 2016-2017 учебный год.
Иконка файла материала Рабочая программа по окружающему миру.docx
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР Пояснительная записка. I. Рабочая программа по окружающему миру  составлена на основе следующих нормативных документов и методических материалов 1.   Федерального   государственного   образовательного   стандарта   начального   общего образования, Приказ №373 от 06.10.2009г; 2. Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №6, Приказ №281от 31.08.2016г. 3. Концепции духовно­нравственного развития и воспитания личности гражданина России; 4. Планируемых результатов начального общего образования; 5.   Учебно­методического   комплекта   "Школа   России",   а   именно   авторской   программы А.А.Плешакова «Окружающий мир»; 6. Положения о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) НОО,  утвержденного приказом  №310 от 30.08.2013г. Изучение предмета «Окружающий мир»  направлено на достижение следующих целей: — формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства   рационально­научного   познания   и   эмоционально­ценностного   осмысления   ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; — духовно­нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества. Основными задачами реализации содержания курса являются: 1)  формирование   уважительного   отношения   к   семье,   населённому   пункту,   региону,   в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни; 2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём; 3)  формирование   модели   безопасного   поведения   в   условиях   повседневной   жизни   и   в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный   характер,   соединяет   в   равной   мере   природоведческие,   обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально­гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях. Предмет «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно  и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля. Существенная особенность предмета состоит в том, что в нём заложена содержательная основа   для   широкой   реализации  межпредметных  связей  всех   дисциплин   начальной   школы. Прослеживается  тесная   связь   с     внеурочными   занятиями   «К   тайнам   нашей   речи»,   «Клуб будущих отличников».  В   основе   методики   преподавания   предмета   «Окружающий   мир»   лежит   системно   ­ деятельностный подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно­об­ разовательную   среду.  Учащиеся  ведут  наблюдения  явлений   природы   и  общественной  жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие   задания.   Проводятся   дидактические   и   ролевые   игры,   учебные   диалоги,моделирование объектов и явлений окружающего мира. Развитию умения планировать учебные действия, работать на результат служит реализация проектной деятельности, предусмотренной в рубрике   «Наша   проекты».   В   методическом   аппарате   каждой   темы   имеются   задания   для осуществления контрольно­оценочной деятельности.       В программу включён этнокультурный компонент, нацеленный на  приобщение  второклассников к традиционным ценностям на основе патриотического, духовно –  нравственного воспитания, развитие познавательных интересов, представлений о природе,  климатическом, этнографическом своеобразии Республики Хакасия, воспитание гражданской  активности, толерантного отношения к представителям других культур.  Включено знакомство с природой Хакасии, животным миром, праздниками. II. Результаты изучения курса. 1.Личностные Оценивать ситуации и поступки  (ценностные установки,  нравственная ориентация)  Объяснять смысл своих оценок,  мотивов, целей  (личностная саморефлексия,  способность к саморазвитию  мотивация к познанию, учёбе)  Ученик научится: Самоопределяться в жизненных  ценностях (на словах) и поступать в  соответствии с ними, отвечая за свои поступки. (личностная позиция,  российская и гражданская  идентичность) Оценивать простые ситуации и  однозначные поступки как  «хорошие» или «плохие» с  позиции:  – общепринятых нравственных правил человеколюбия, уважения к труду, культуре и т.п. (ценностей);  – важности исполнения роли «хорошего ученика»;  – важности бережного отношения к своему здоровью и здоровью всех живых существ;  – важности различения «красивого» и «некрасивого».  Постепенно понимать, что жизнь не похожа на «сказки» и невозможно разделить людей на «хороших» и «плохих»  ОСМЫСЛЕНИЕ  Объяснять, почему  конкретные однозначные  поступки можно оценить как  «хорошие» или «плохие»  («неправильные», «опасные»,  «некрасивые») с позиции  известных и общепринятых  правил.  САМООСОЗНАНИЕ  Объяснять самому себе:  – какие собственные  привычки мне нравятся и  не нравятся (личные  качества),  – что я делаю с  удовольствием, а что –  нет (мотивы),  – что у меня получается хорошо, а что нет  (результаты)  САМООПРЕДЕЛЕНИЕ  Осознавать себя ценной частью большого  разнообразного мира (природы и общества). В том числе:  объяснять, что связывает меня:  – с моими близкими, друзьями,  одноклассниками;  – с земляками, народом;  – с твоей Родиной;  – со всеми людьми;  – с природой;  испытывать чувство гордости за «своих» ­ близких и друзей.  ПОСТУПКИ  Выбирать поступок в однозначно  оцениваемых ситуациях на основе:  – известных и простых общепринятых  правил «доброго», «безопасного»,  «красивого», «правильного» поведения;  – сопереживания в радостях и в бедах за  «своих». близких, друзей, одноклассников;  – ссопереживания чувствам других не похожих  на тебя людей, отзывчивости к бедам всех  живых существ.  Признавать свои плохие поступки  Ученик получит возможность научиться: Оценивать простые ситуации и  однозначные поступки как  «хорошие» или «плохие» с  позиции:  – общечеловеческих ценностей (в  т.ч. справедливости, свободы,  демократии);  – российских гражданских  ценностей (важных для всех  ОСМЫСЛЕНИЕ  Объяснять, почему конкретные  однозначные поступки можно  оценить как «хорошие» или  «плохие» («неправильные»,  «опасные», «некрасивые»), с  позиции общечеловеческих и  российских гражданских  ценностей.  САМООПРЕДЕЛЕНИЕ:  Осознавать себя гражданином  России, в том числе:  объяснять, что связывает меня с  историей, культурой, судьбой твоего  народа и всей России,  испытывать чувство гордости за свой народ, свою Родину, сопереживать им в радостях и бедах и проявлять этиграждан России);  – важности учёбы и познания  нового;  – важности бережного отношения к  здоровью человека и к природе);  – потребности в «прекрасном» и  отрицания «безобразного».  Отделять оценку поступка от  оценки самого человека (плохими  и хорошими бывают поступки, а  не люди).  Отмечать поступки и ситуации,  которые нельзя однозначно  оценить как хорошие или плохие  САМООСОЗНАНИЕ  Объяснять самому себе:  – что во мне хорошо, а что  плохо (личные качества,  черты характера),  – что я хочу (цели, мотивы),  –что я могу (результаты)  чувства в добрых поступках.  Осознавать себя ценной частью  многоликого мира, в том числе  уважать иное мнение, историю и  культуру других народов и стран,  не допускать их оскорбления,  высмеивания.  Формулировать самому простые  правила поведения, общие для всех  людей, всех граждан России (основы  общечеловеческих и российских  ценностей).  ПОСТУПКИ  Выбирать поступок в однозначно  оцениваемых ситуациях на основе  правил и идей (ценностей) важных  для:  – всех людей,  – своих земляков, своего народа, своей  Родины, в том числе ради «своих», но  вопреки собственным интересам;  – уважения разными людьми друг друга, их доброго соседства.  Признавать свои плохие поступки и  отвечать за них  Регулятивные  Определять и формулировать  цель деятельности  Составлять план действий по  решению проблемы (задачи)  Осуществлять действия по  реализации плана  Соотносить результат своей  деятельности с целью и  оценивать его                                                                            Ученик научится Работая по предложенному плану,  использовать необходимые  средства (учебник, простейшие  приборы и инструменты)  Определять успешность  выполнения своего задания в  диалоге с учителем  Определять цель учебной  деятельности с помощью учителя  и самостоятельно.  Учиться совместно с учителем  обнаруживать и формулировать  учебную проблему совместно с  учителем.  Учиться планировать учебную  деятельность на уроке.  Высказывать свою версию,  пытаться предлагать способ её  проверки  Ученик получит возможность научиться Определять цель учебной  деятельности с помощью  учителя и самостоятельно,  искать средства её  осуществления.  Самостоятельно  формулировать цели урока после предварительного обсуждения.  Учиться обнаруживать и  формулировать учебную  Работая по плану, сверять свои  действия с целью и, при  необходимости, исправлять  ошибки с помощью учителя  В диалоге с учителем учиться  вырабатывать критерии оценки  и определять степень  успешности выполнения своей  работы и работы всех, исходя из  имеющихся критериев.  Понимать причины своего  неуспеха и находить способы  выхода из этой ситуациипроблему совместно с учителем. Составлять план выполнения  задач, решения проблем  творческого и поискового  характера совместно с  учителем  Познавательные  Извлекать информацию.  Ориентироваться в своей  системе знаний и осознавать  необходимость нового знания.  Делать предварительный отбор  источников информации для  поиска нового знания.  Добывать новые знания  (информацию) из различных  источников и разными способами  Понимать, что нужна  дополнительная информация  (знания) для решения учебной  задачи в один шаг.  Понимать, в каких источниках  можно найти необходимую  информацию для решения учебной задачи.  Находить необходимую  информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем  словарях и энциклопедиях  Перерабатывать информацию  для получения необходимого  результата, в том числе и для  создания нового продукта  Преобразовывать информацию  из одной формы в другую и  выбирать наиболее удобную для себя форму  Составлять простой план  небольшого текста­повествования  Ученик научится  Сравнивать и группировать  предметы по нескольким  основаниям.  Находить закономерности в  расположении фигур по значению  двух и более признаков.  Приводить примеры  последовательности действий в  быту, в сказках.  Отличать высказывания от других  предложений, приводить примеры  высказываний, определять  истинные и ложные высказывания.  Наблюдать и делать  самостоятельные выводы  Ученик получит возможность научиться Представлять информацию в  виде текста, таблицы, схемы, в  том числе с помощью ИКТ  Самостоятельно предполагать,  какая информация нужна для  решения учебной задачи в один  шаг.  Отбирать необходимые для  решения учебной задачи  источники информации среди  предложенных учителем  словарей, энциклопедий,  справочников.  Извлекать информацию,  представленную в разных  формах (текст, таблица, схема,  иллюстрация и др.)  Сравнивать и группировать  факты и явления.  Относить объекты к известным  понятиям.  Определять составные части  объектов, а также состав этих  составных частей.  Определять причины явлений,  событий. Делать выводы на  основе обобщения знаний.  Решать задачи по аналогии.  Строить аналогичные  закономерности.  Создавать модели с выделением  существенных характеристик  объекта и представлением их в  пространственно­графической  или знаково­символической  форме  КоммуникативныеДоносить свою позицию до  других, владея приёмами  монологической и  диалогической речи  Оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне  одного предложения или  небольшого текста).  Учить наизусть стихотворение,  прозаический фрагмент.  Вступать в беседу на уроке и в  жизни  Понимать другие позиции  (взгляды, интересы)  Ученик научится  Слушать и понимать речь других.  Выразительно читать и  пересказывать текст.  Вступать в беседу на уроке и в  жизни  Договариваться с людьми,  согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что­то сообща Совместно договариваться о  правилах общения и поведения в  школе и следовать им.  Учиться выполнять различные  роли в группе (лидера,  исполнителя, критика)  Ученик получит возможность научиться Оформлять свои мысли в  устной и письменной речи с  учетом своих учебных и  жизненных речевых ситуаций, в  том числе с помощью ИКТ.  Высказывать свою точку зрения  и пытаться её обосновать,  приводя аргументы  Слушать других, пытаться  принимать другую точку зрения,  быть готовым изменить свою  точку зрения.  Читать вслух и про себя тексты учебников и:  – вести «диалог с автором»  (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и  искать ответы; проверять  себя);  – отделять новое от известного; – выделять главное; составлять  план  Работа с текстом   с Ученик  научится: Выполняя различные роли в  группе, сотрудничать в  совместном решении проблемы  (задачи).  Учиться уважительно  относиться к позиции другого,  пытаться договариваться  Ученик     получит возможность научиться работать   с     несколькими источниками информации; сопоставлять   информацию, полученную   из   нескольких источников. делать     выписки из прочитанных   текстов   с учётом цели их дальнейшего использования; сопоставлять   различные точки зрения; соотносить   позицию   автора   с собственной точкой зрения; Работа текстом Поиск информации   и понимание прочитанного Преобразование   и интерпретация информации Оценка информации       находить   в   тексте   конкретные   сведения, факты, заданные в явном виде; определять тему и главную мысль текста; делить тексты на смысловые части, составлять план текста; использовать   различные   виды   чтения: ознакомительное,   поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;   изучающее,  ориентироваться в соответствующих возрасту  формулировать словарях и справочниках. пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;   несложные выводы, основываясь   на   тексте;   находить   аргументы, подтверждающие вывод; высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;    участвовать   в   учебном   диалоге   при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Предметные результаты Ученик научится находить на карте Российскую Федерацию, Москву —  получит   возможность Ученик  научиться .Использовать при проведениипрактических работ  инструменты ИКТ  (фотоаппарат, видеокамеру)   для записи и обработки  информации; Осознавать ценность природы  и необходимость нести  ответственность за её  сохранение, соблюдать  правила экологического  поведения дома и в быту.  Выполнять правила  безопасного поведения в доме, на улице, природной среде. Пользоваться простыми  правилами самоконтроля  самочувствия для  сохранения здоровья, осознанно  соблюдать режим дня. столицу России; .называть субъект Российской Федерации, в котором  находится город (село), где живут учащиеся; .различать государственные символы России — флаг,  герб, гимн; .приводить примеры народов России; .сравнивать город и село, городской и сельский дома; различать объекты природы и предметы рукотворного  мира; .оценивать отношение людей к окружающему миру; .различать объекты и явления неживой и живой природы; .находить связи в природе, между природой  и человеком; .проводить наблюдения и ставить опыты; .измерять температуру воздуха, воды, тела человека; .определять объекты природы с помощью атласа­ определителя; .сравнивать объекты природы, делить их на группы; .ухаживать за комнатными растениями  и животными  живого уголка; .находить нужную информацию в учебнике и  дополнительной литературе; .соблюдать правила поведения в природе, читать и  рисовать экологические знаки; .различать составные части экономики, объяснять их  взаимосвязь; .прослеживать производственные цепочки, изображать их  с помощью моделей; .узнавать различные строительные машины и материалы,  объяснять их назначение; различать виды транспорта; .приводить примеры учреждений  культуры и  образования; .определять профессии людей по фотографиям и  описаниям, находить взаимосвязи между трудом людей  различных профессий; .различать внешнее и внутреннее строение тела человека; .правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены; .соблюдать правила безопасного поведения на улице и в  быту, на воде и в лесу; .различать основные дорожные знаки, необходимые  пешеходу; .соблюдать основные правила противопожарной  безопасности; .правильно вести себя при контактах с незнакомцами; .оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в  школе, в кругу сверстников; приводить примеры семейных традиций; .соблюдать правила вежливости при общении со  взрослыми и сверстниками, правила культурногоповедения в школе и  других общественных местах; .различать стороны горизонта, обозначать их на схеме; .ориентироваться на местности разными  способами; .различать формы земной поверхности, сравнивать холм и  гору; различать водоёмы, узнавать их по описанию; .читать карту и план, правильно показывать на настенной  карте; .находить и показывать на глобусе и карте мира материки  и океаны; различать физическую и политическую карты, находить и  показывать на политической карте мира разные страны. Где мы живем  III. Содержание курса       Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета — Земля, страна   — Россия, название нашего  города (села), что мы называем родным краем (район, область и   т.   д.). Флаг, герб, гимн России.       Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные   — все это окружающая нас  природа. Разнообразные вещи, машины, дома   — это то, что сделано и построено руками людей.  Наше отношение к окружающему. Природа        Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце   — источник тепла и света для всего  живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.       Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных  созвездиях.        Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных  кладовых.       Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды.  Защита воздуха и воды от загрязнения.       Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки.  Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.       Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за  домашними питомцами.       Сезонные изменения в природе: осенние явления.       Экологические связи между растениями и животными: растения — пища и укрытие для  животных; животные — распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению  учителя).       Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей,  вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение  птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила  поведения в природе.       Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их  охраны.       Экскурсия: наблюдение осенних изменений в природе.Практические работы: знакомство с устройством термометра, измерение температуры  воздуха, воды, тела человека; знакомство с горными породами и минералами; распознавание  деревьев, кустарников и трав; знакомство с представителями дикорастущих и культурных  растений; отработка приемов ухода за комнатными растениями и животными живого уголка. Жизнь города и села        Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.       Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в  подъезде, во дворе. Домашний адрес.        Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт,  торговля — составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических  изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя).       Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя).  Строительство в городе (селе).       Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.       Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).       Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору  учителя).       Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя,  других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).       Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.       Экскурсии: наблюдение зимних явлений в природе; знакомство с достопримечательностями  родного города (села). Здоровье и безопасность        Строение тела человека. Здоровье человека — его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение;  поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт,  стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).       Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.       Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми  предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.       Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.       Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных  ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на  машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.       Практическая работа: отработка правил перехода улицы. Общение        Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.       Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и  девочек.       Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостейи поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах  (кинотеатре, транспорте и т. д.).       Практическая работа: отработка основных правил этикета. Путешествия        Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.       Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река,  озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.       Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе  весной и летом.       Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва — столица России.  Московский Кремль и другие достопримечательности столицы.       Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).       Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.       Экскурсии: ознакомление с формами земной поверхности и водоемами родного края;  наблюдение весенних изменений в природе.       Практические работы: определение сторон горизонта по компасу; освоение основных  приемов чтения карты. Регионально – национальный этнокультурный компонент Хакасия – край мой. Растительный мир Хакасии. Животный мир Хакасии. Енисей. Национальная одежда хакасов. Охрана воздуха и воды родного края. Красная книга Хакасии.  Юрта – жилище хакасов. Учреждения культуры Хакасии. IV. Тематическое планирование 67ч. Тема Где мы живём?  Природа  Жизнь города и села  Здоровье и безопасность  Общение  Путешествия  Количество часов 4ч. 20ч. 10ч. 9ч. 7ч. 18ч.   V. Диагностический инструментарий Вид работы Административная проверочная работа Административная проверочная работа Сроки декабрь май