Данная рабочая программа составлена на основе программы по окружающему миру автора Поглазовой О.Т., в соответствии с учебно-методическим комплектом «Гармония», с учетом федерального государственного стандарта начального общего образования.
На изучение курса «Окружающий мир» в 3 классе на¬чальной школы отводится 2 ч в неделю. Программа рассчита¬на на 68 ч (34 учебных недели)Данная рабочая программа составлена на основе программы по окружающему миру автора Поглазовой О.Т., в соответствии с учебно-методическим комплектом «Гармония», с учетом федерального государственного стандарта начального общего образования.
На изучение курса «Окружающий мир» в 3 классе на¬чальной школы отводится 2 ч в неделю. Программа рассчита¬на на 68 ч (34 учебных недели)
1. Планируемые результаты освоения курса
Данная рабочая программа составлена на основе программы по окружающему
миру автора Поглазовой О.Т., в соответствии с учебнометодическим
комплектом «Гармония», с учетом федерального государственного стандарта
начального общего образования.
На изучение курса «Окружающий мир» в 3 классе начальной школы
отводится 2 ч в неделю. Программа рассчитана на 68 ч (34 учебных недели)
Предметные
Раздел «Человек и природа»
Ученик научится:
– различать понятия:
природное явление, погода, осадки, ветер, температура, молния,
молниеотвод, равноденствие, солнцестояние;
тело, вещество, твёрдое, жидкое, газообразное состояние вещества,
молекула, клетка, бактерии, испарение, конденсация, таяние, замерзание,
туман, иней, роса, снежинка, круговорот, почва, перегной, чернозём;
метель, ледостав, оттепель, гололедица, изморозь, морозобоина, прорубь,
холоднокровные и теплокровные животные, линька, спячка;
организм человека, опорнодвигательная, кровеносная, дыхательная,
пищеварительная, выделительная и нервная системы органов, скелет, кости,
мышцы, суставы, связки, сухожилия, осанка, органы чувств;
проталина, капель, ледоход, сокодвижение, первоцветы, гнездование; стадии
развития и превращения животных, растительный организм, корневая система,
стебель, лист, цветок, плод;
– наблюдать предметы и явления в неживой и живой природе, вести дневник
наблюдений;
– обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой,
делать выводы;
– характеризовать погодные явления в разные времена года, сезонные
изменения в жизни растений и животных;
– называть части термометра, объяснять их назначение;
– проводить измерения температуры воздуха и воды, определять пульс,
пользоваться лупой;
– называть основные виды облаков (кучевые, слоистые, перистые), природные
явления, связанные с переходом воды из одного состояния в другое;
– исследовать опытным путём свойства веществ (воздуха, воды, почвы, снега,
льда), процессы перехода воды из одного агрегатного состояния в другое,
процесс развития растения из семени;
– характеризовать состав и свойства воздуха, воды, почвы;
– рассказывать, как происходит круговорот воды в природе; об органах
растений, их значении, о способах размножения растений;стадиях развития разных групп животных;
– объяснять значение солнца, воздуха, воды, почвы для всего живого на Земле;
значение растений, животных, бактерий в природе и в жизни человека;
– приводить примеры тел и веществ, находящихся в твёрдом, жидком,
газообразном состояниях; примеры использования энергии воды и ветра;
– характеризовать строение и функции систем органов человека, способы
сохранения их здоровья, профилактические меры предупреждения
заболеваний, вредные и полезные привычки;
– соблюдать правила сохранения и укрепления здоровья, выполнять
элементарные правила личной гигиены;
– проводить самонаблюдения за работой некоторых органов своего организма;
– характеризовать условия, необходимые для жизни и развития растений и
животных;
– характеризовать отличительные признаки некоторых групп растений,
особенности их размножения и развития;
– характеризовать отличительные признаки млекопитающих, птиц, насекомых,
рыб, земноводных, пресмыкающихся, способы их передвижения, питания,
размножения и развития;
– приводить примеры признаков приспособляемости растений и животных к
условиям жизни при смене сезонов;
– моделировать последовательность круговорота воды в природе, этапы
развития разных групп животных, процесс развития цветкового растения;
– различать стадии развития насекомых, рыб, птиц, земноводных;
– различать части растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена) и
характеризовать их функции;
– объяснять, что смена времён года связана с обращением Земли вокруг
Солнца и наклоном её оси вращения, что изменение положения Солнца над
горизонтом является причиной изменений в неживой природе, от которых, в
свою очередь, зависят сезонные изменения в жизни растений, животных,
человека;
– понимать, что окружающий мир изменяется с течением времени; что
изменения, происходящие в природе, в жизни людей и общества, доступны
наблюдению и изучению;
– осознавать необходимость бережного отношения к природе, экологически
грамотного и безопасного поведения в ней, важность участия в
природоохранных мероприятиях.
Ученик может научиться:
– понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы,
диаграммы;– устанавливать взаимосвязи между компонентами живой и неживой природы,
причины сезонных изменений в жизни растений и животных;
– различать метеорологические приборы;
– предсказывать погоду по местным признакам;
– рассказывать о строении веществ, о расположении молекул
твёрдом, жидком, газообразном состоянии вещества; об образовании росы,
снежинок, изморози, гололедицы; о разнообразии видов почв;
– приводить примеры очистных сооружений;
– определять состав и строение семени, строение цветка, тип корневой
системы, расположение листьев на стебле;
– рассказывать о мире невидимых живых организмов (простейшие и
бактерии), их роли в распространении болезней; о клетках крови (лейкоцитах,
эритроцитах, тромбоцитах) и их роли в жизни человека;
– сохранять здоровье своего организма, его внутренних органов и органов
чувств;
– следовать правилам здорового образа жизни;
– формулировать познавательную задачу перед проведением наблюдения или
опыта, подбирать оборудование, планировать ход работы, осуществлять
целенаправленные наблюдения, делать выводы по их результатам и
фиксировать их в предложенной (или выбранной самим учеником) форме;
– выращивать растение одним из изученных способов;
– собирать краеведческий материал о природе родного края, обобщать его и
представлять одноклассникам.
Раздел «Человек и общество»
Ученик научится:
– различать понятия: прошлое и настоящее, предки, вещественный,
письменный, устный исторический источник, исторический центр, утварь,
светец, трапеза, оберег, крестьянин, ремесленник, купец, ярмарка, волок,
деньги, лапти, кокошник, мундир, национальная одежда, школьная форма;
– характеризовать исторические источники, исторические памятники,
старинные предметы быта и орудия труда, занятия крестьян и ремесленников
в прошлом, старинные города;
– описывать изменения, происходящие в жизни людей с течением времени (в
течение года, столетий);
– выявлять отличия деревни от города, старинного города от современного,
труда крестьянина от ремесленника;
– рассказывать об обычаях и традициях своего народа, о занятиях детей в
старину и сейчас;
– приводить примеры старинных и современных предметов быта, элементов
одежды, школьных принадлежностей, орудий труда и приспособлений для
обработки земли, освещения жилищ;– заботливо относиться к младшим, уважать старших, быть внимательным к
людям с нарушением здоровья.
Ученик может научиться:
– использовать дополнительную литературу (словари, энциклопедии, научно
популярную, и художественную литературу) с целью поиска ответов на
вопросы, извлечения познавательной информации (об образе жизни, обычаях и
верованиях народов, населяющих родной край) для создания собственных
устных и письменных сообщений;
– рассказывать по рисункам, схематическому плану об устройстве старинной
избы, старинного города, о предметах быта, одежды;
– описывать культурные достопримечательности родного города (села,
районного центра, области);
– ценить опыт предыдущих поколений людей, нравственноэтические нормы
отношения людей, поведения в обществе;
– понимать, что, изучая законы природы, человек преобразует её, изобретает
более совершенные приборы, создаёт устройства и орудия, облегчающие труд,
что деятельность человека может приводить к загрязнению окружающей
среды;
– прогнозировать негативные последствия деятельности человека, стараться
избегать их;
– осознавать важность культурного поведения в обществе;
– конструировать из бумаги, пластилина, глины и других материалов
старинную одежду, предметы быта;
– понимать, что быт и культура людей менялись с течением времени, что
опыт предков необходимо изучать, чтобы научиться жить в гармонии с
природой;
– рассказывать по результатам экскурсий о достопримечательностях,
памятных местах, исторических памятниках родного города (села, районного
центра);
– собирать краеведческий материал о занятиях, быте и культуре народов,
населяющих родной край, и представлять его одноклассникам.
Личностные и метапредметные
У ученика могут быть сформированы следующие личностные качества:
– способность различать нравственные и безнравственные поступки, давать
адекватную оценку своим поступкам;
– положительное отношение и интерес к изучению природы, человека и
общества;
–
любознательность;
познавательная активность,
наблюдательность,
внимательность,– интерес к исследовательской деятельности;
– творческие способности, воображение, фантазия;
– способность к самооценке, желание улучшать результаты своего учебного
труда;
– экологическая культура, готовность следовать этическим, экологически
грамотным и безопасным правилам поведения в школе,
классе, на улице, дома, в общественных местах, на природе;
– чувство прекрасного, восхищение красотой объектов природы и культуры;
понимание того, что природа нужна человеку не только для жизни, но и для
проявления эстетических чувств, создания произведений искусства;
– желание вести здоровый образ жизни.
Регулятивные УУД
Ученик может научиться:
– осознавать границы собственных знаний и понимать перспективы
дальнейшей учебной работы, определять познавательные задачи на усвоение
новых знаний;
– по значкамзаголовкам, по заданиям (в словесной и графической форме)
понимать и принимать учебную задачу (перед чтением текста, перед
выполнением задания, перед проверкой знаний и умений в рабочей тетради и
тетради для тестовых заданий);
– планировать свои учебные действия (самостоятельно, с одноклассниками, с
помощью учителя) для решения учебнопознавательных, учебнопрактических
задач;
– проверять правильность выполнения действий, вносить необходимые
коррективы в ходе решения поставленных задач;
– осуществлять самоконтроль за усвоением предметных и метапредметных
знаний и умений;
– оценивать успехи своего учебного труда (и одноклассников).
Познавательные УУД
Ученик может научиться:
– воспринимать чтение, а также слушание учителя и одноклассников как
способ получения информации (заголовки с установками на цель чтения и
вопросы после текста для осмысления прочитанного);
– понимать информацию, представленную в разных формах: словесной,
изобразительной, схематической, модельной, условнознаковой;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую;
– осознанно читать, критически оценивать получаемую информацию,
соотносить её с ранее полученными знаниями, собственным опытом;
– использовать словари и другую справочную литературу;выполнять логические операции
– характеризовать, описывать объекты и явления окружающего мира,
выделяя их существенные и несущественные признаки;
–
сравнения,
анализа,
классификации, обобщения, подведения под понятие, установления
причинноследственных связей, построения рассуждений, фиксации выводов
в различной форме;
синтеза,
–
выполнять начальные формы проектной исследовательской
деятельности, осуществлять поиск необходимой информации для решения
учебных задач, в том числе с использованием различных средств ИКТ;
– представлять результаты учебной работы в разных формах (рассказ,
сообщение, предметная или графическая модель, таблица, диаграмма, схема,
демонстрация опыта и др.);
– осуществлять кодирование
знаковосимволической форме;
– пользоваться моделями для изучения строения природных объектов,
объяснения природных явлений.
декодирование
и
информации
Коммуникативные УУД
Ученик может научиться:
– осознавать речь как способ общения людей;
– участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя при этом принятые нормы
культуры речи;
– высказывать своё мнение по вопросам, обсуждаемым в классе,
группе учащихся, отстаивать его, аргументируя свою позицию, принимать
мнение других участников беседы, если оно оказывается более правильным;
– составлять небольшие монологические сообщения и представлять их
одноклассникам;
– вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками,
осуществлять совместную деятельность в больших и малых группах, осваивая
различные способы взаимной помощи партнёрам по общению.
2. Содержание программы
Разнообразие изменений в окружающем мире – 8 ч.
Наблюдения – источник знаний о природе и обществе, способ их изучения.
Разнообразие изменений, происходящих в природе, в жизни человека, в
обществе. Смена дня и ночи, смена времён года как пример периодически
повторяющихся природных явлений. Изменение положения Солнца на небе и
длительности светового дня в течение года как причина изменений в неживойи живой природе. Календарное и астрономическое начало сезонов, особые дни
года: 21 марта, 22 июня, 23 сентября, 22 декабря. Отличие годового
календаря земледельца, составленного нашими предками, от современного
календаря.
Атмосферные явления (облачность, осадки, радуга, ветер), наблюдения за
ними, их условные обозначения. Погода и её составляющие: температура
воздуха, состояние облачности, осадки, скорость ветра. Термометр.
Измерение температуры воздуха.
Общее представление о чрезвычайных погодных явлениях (грозы, ураганы,
цунами и др.). Правила безопасного поведения во время грозы.
Прогноз погоды и его важность для жизнедеятельности человека. Профессия
метеоролог. Современная метеослужба. Дневник наблюдений за погодой.
Систематические наблюдения за природными явлениями, их отражение в
народных приметах, поговорках (на местном материале).
Сезонные изменения в природе – 12 ч.
Сезонные явления в природе. Осенние месяцы. Осенние изменения в неживой
и живой природе (снижение высоты Солнца над горизонтом, уменьшение
продолжительности дня, похолодание, заморозки, дожди, изменение окраски
листьев, листопад, перелёты птиц, линька животных). Осенние заботы в жизни
человека.
Изменения в неживой и живой природе в зимние месяцы: низкое положение
Солнца над горизонтом, короткая продолжительность дня; мороз, снегопад,
снеговой покров, ледостав, изморозь. Зимний период в жизни растений и
животных. Забота человека о сохранности растений и животных зимой.
Изменения в неживой и живой природе весной: более высокое положение
Солнца над горизонтом, увеличение продолжительности дня; повышение
температуры воздуха, таяние снега и льда, сокодвижение растений,
развёртывание листьев, первоцветы, появление потомства у диких и домашних
животных, прилёт и гнездование птиц, высиживание птенцов. Весенние заботы
человека. Изменения в неживой и живой природе с приходом лета.
Осень, зима, весна в жизни наших предков, их повседневные заботы,
традиции, обычаи, праздники.Времена года в произведениях литературы и искусства
Тела и вещества, их свойства – 14 ч.
Понятия «тело» и «вещество». Разнообразие тел и веществ. Свойства веществ.
Твёрдое, жидкое, газообразное состояния вещества. Общее представление о
строении веществ, их мельчайших частицах. Увеличительные приборы (лупа,
микроскоп), открытия, сделанные с их помощью. Клеточное строение
живых организмов. Простейшие, бактерии.
Защита организма от
болезнетворных бактерий.
Воздух и его значение для живых существ. Физические свойства воздуха, его
состав. Воздух – смесь газов (азот, кислород, углекислый газ и другие газы).
Примеси в воздухе. Источники загрязнения воздуха.
Вода в природе, её значение для всего живого. Физические свойства воды.
Вода – растворитель. Твёрдое, жидкое, газообразное состояния воды (лёд,
вода, пар). Процессы перехода воды из одного состояния в другое.
Образование тумана, росы, инея, изморози.
Круговорот воды в природе. Источники загрязнения воды, меры по охране её
чистоты. Очистка воды в природе, в быту, в городе. Необходимость
бережного использования воды.
Почва и её значение для живого. Как образуется почва. Состав почвы.
Плодородие почвы – главное отличие от горной породы.
Взаимосвязь растений и почвенных животных.
Обитатели почвы – участники круговорота веществ в ней.
Разрушение почвы водой, ветрами, в результате деятельности человека. Меры
по охране почвы от разрушения и загрязнения. Правила гигиены при работе с
почвой.
Старинный и современный способы возделывания почвы и сохранения её
плодородия.
Организм человека и его здоровье – 12 ч.
Ценность здоровья и здорового образа жизни. Науки, изучающие организм
человека и условия сохранения его здоровья. Общее представление об
организме человека, его внешних и внутренних органах, о дыхательной,опорнодвигательной,
нервной системах.
пищеварительной,
кровеносной,
выделительной,
Рождение и развитие человека.
Основные части скелета человека, их назначение. Свойства костей и функции
суставов. Важность правильной осанки, предупреждения искривления
позвоночника. Мышцы, их назначение. Важность укрепления и тренировки
мышц.
Первая помощь при переломах, растяжении связок.
Органы дыхания. Газообмен в лёгких. Инфекционные и простудные
заболевания органов дыхания, их предупреждение. Вред табачного дыма,
воздействие ядовитых газов на органы дыхания. Важность пребывания на
свежем воздухе.
Органы кровообращения: сердце, кровеносные сосуды. Необходимость
тренировки и бережного отношения к сердцу. Пульс, его измерение. Кровь и
её роль в организме.
Функции красных и белых кровяных телец, кровяных пластинок. Первая
помощь при кровотечениях.
Питание и состав пищи. Витамины, их значение для организма. Органы
пищеварения, их функции. Уход за зубами. Источники пищевых отравлений.
Предупреждение заболеваний органов пищеварения.
Органы очистки организма. Функции почек и кожи. Гигиена кожи.
Первая помощь при обморожениях и ожогах.
Нервная система, её значение для организма. Роль головного и спинного
мозга.
Что такое память, какой она бывает.
Роль природы в сохранении и укреплении нервной системы.
Органы чувств, их гигиена. Предупреждение заболеваний органов зрения,
слуха, вкуса, обоняния, осязания. Элементарные представления о строении
органов чувств.Личная ответственность за состояние своего здоровья и здоровье
окружающих людей. Уважительное отношение к людям с нарушениями
здоровья и забота о них.
Традиционная пища, способы закаливания и лечения наших предков,
отношение к курению.
Развитие животных и растений – 9 ч.
Многообразие животных. Условия, необходимые для роста и развития
животных. Размножение разных групп животных. Стадии развития птиц,
насекомых, рыб, земноводных. Важность знаний о стадиях развития
животных.
минеральные вещества).
Многообразие растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые).
Условия, необходимые для роста и развития растений (влага, тепло, воздух,
свет,
Теплолюбивые и холодостойкие,
светолюбивые и теневыносливые, влаголюбивые и засухоустойчивые
растения. Общее представление о растении как о живом организме. Органы
цветкового растения. Значение корневой системы, листьев, стебля, цветка для
растения.
Функции корня, стебля, листа, цветка, плода. Разнообразие плодов и семян
цветковых растений. Способы размножения растений и распространение
семян. Вегетативное размножение растений (листом, черенком, клубнем,
луковицей, корневой порослью).
Изменение быта и культуры наших предков – 11 ч.
Наука история. Важность исторических знаний для людей. Вещественные,
устные и письменные исторические источники. Значение археологических
раскопок. Родной язык и народный фольклор как источники знаний о быте и
культуре народа.
Старинный уклад жизни наших предков. Природа в их жизни и верованиях.
Собирательство, охота, рыболовство, бортничество. Начало земледелия и
животноводства. Народы, населяющие регион, некоторые их обычаи и
характерные особенности быта. Повседневные заботы, обряды, обычаи в
течение года.Жизнь на селе в старину. Жилища наших предков. Устройство старинной
избы. Домашняя утварь. Занятия сельских жителей. Традиции семьи,
воспитание детей.
Возникновение городов на Руси. Старинный городкрепость.
Знаменитые старинные города. Исторические центры современных городов –
архитектурные памятники России. Занятия горожан в старину. Гончарное,
кузнечное, художественная роспись и другие ремёсла наших предков.
Значение дерева в жизни наших предков.
Деревянное зодчество.
Знаменитые памятники деревянного зодчества.
Жилища, народные промыслы и ремёсла коренных жителей родного края.
Памятники старины, сохранившиеся в родном краю.
Развитие торговли на Руси. Занятия купцов. Товарообмен. Появление денег.
Старинные и современные деньги.
Одежда сельских и городских жителей в старину. Элементы старинной
одежды и их назначение. Одежда людей разных сословий. Старинная и
современная мода. Национальные одежды жителей родного края.
Общее представление об обучении детей в старину, о школьной форме,
принадлежностях, учебниках.
Появление школ, гимназий, лицеев,
университетов. Учреждения образования в родном краю.
Важность охраны исторических памятников, памятников культуры и быта.3.Календарно – тематическое планирование
№
п/п
Тема урока
План
Факт
Разнообразие изменений в окружающем мире (8 часов)
1.
Земля – наш общий дом.
Р/К «Теракт в Беслане.»
2.
3.
4.
5.
Разнообразие изменений в природе и в жизни людей
Времена года
Старинный календарь
Атмосферные явления и погода6.
7.
8.
Температура и её измерение
Прогноз погоды. Дневник наблюдений за погодой
Необычные атмосферные явления
Сезонные изменения в природе. Осень (4 часа)
9.
Урокэкскурсия.Р/К.
Наблюдение осенних изменений в природе и жизни людей.
10 Осень в природе
11 Осень в природе
Р\к «Животные Красной книги Ставрополья»
12 Осенняя пора в жизни людей. Осень в жизни наших
предков.
Тела и вещества, их свойства (15 часов)
13
14
Тело и вещество. Три состояния вещества
Строение вещества
15 Удивительные открытия
16
17
Воздух и его состав
Свойства воздуха
18 Как используют воздух
19
Вода и её свойства
Р/К «Полезные свойства минеральной воды.»
20 Очистка воды
21 Превращения воды
22 Круговорот воды в природе
23 Обобщающий урок
«Свойства воздуха и воды»
24 Почва, её состав и свойства
25 Обитатели почвы
26 Почва – кормилица27 Обобщающий урок по теме «Тела и вещества»
Сезонные изменения в природе. Зима (6 часов)
28 Урок экскурсия.Р/К
Наблюдение зимних изменений в природе и жизни людей.
29
Зимние явления в неживой природе
30 Как зимуют растения
31
Зимняя пора в жизни животных
32 Как зимовали наши предки
33. Обобщающий урок.
Январь – зиме середина
Организм человека и его здоровье (14 часов
34 Организм человека
35 Надёжная опора и защита
36 Мышцы, их разнообразие и функции
37 Органы дыхания.
Р/К «Борьба с загрязнением окружающей среды.»
38 Кровеносная система
39 Питание. Органы пищеварения
40 Питание. Органы пищеварения
41 Органы очистки организма
42 Нервная система и её роль в организме
43 Органы чувств, их значение и гигиена
44 Органы чувств, их значение и гигиена
45 Как лечились наши предки
46 Урок экскурсия.Р/К
Наблюдение весенних изменений в природе и жизни людей
47 Как провожали зиму наши предки48
49
50
51
Развитие растений и животных (10 часов)
Размножение животных разных групп. Развитие птиц
Развитие рыб и земноводных
Стадии развития насекомых
Разнообразие растений. Растение –живой организм.
Р/К «Растения Ставропольского края.»
52 Органы цветкового растения
53 Корни и стебли растений
54
Разнообразие листьев растений, их функции
55 Цветок, его роль в жизни растения
56
Способы размножения растений
57
Весна воды, тепла, цвета
Изменение быта и культуры наших предков (11 часов)
58 Наука история, исторические источники
Р/К «Музеи Ставрополя. Краеведческий музей им. Праве.»
59 Природа в жизни наших предков
60 Образ жизни наших предков
61 Жизнь на селе в давние времена
62
Старинные города.Р/к «История п. Рыздвяного.»
63
64
Старинные ремёсла
Торговое дело на Руси
65 Одежда наших предков
66 Как учились дети в старину
67 Обобщающий урок68 Контрольный урок