Рабочая программа по окружающему миру

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 28.05.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная рабочая программа составлена на основе программы по окружающему миру автора Поглазовой О.Т., в соответствии с учебно-методическим комплектом «Гармония», с учетом федерального государственного стандарта начального общего образования. На изучение курса «Окружающий мир» в 3 классе на¬чальной школы отводится 2 ч в неделю. Программа рассчита¬на на 68 ч (34 учебных недели)Данная рабочая программа составлена на основе программы по окружающему миру автора Поглазовой О.Т., в соответствии с учебно-методическим комплектом «Гармония», с учетом федерального государственного стандарта начального общего образования. На изучение курса «Окружающий мир» в 3 классе на¬чальной школы отводится 2 ч в неделю. Программа рассчита¬на на 68 ч (34 учебных недели)
Иконка файла материала Окр мир.docx
1. Планируемые результаты освоения курса   Данная рабочая программа составлена на основе программы по окружающему миру   автора   Поглазовой   О.Т.,   в   соответствии   с   учебно­методическим комплектом «Гармония», с учетом федерального государственного стандарта начального общего образования. На   изучение   курса   «Окружающий   мир»   в   3     классе   начальной   школы отводится 2 ч в неделю. Программа рассчитана на  68 ч  (34 учебных недели) Предметные  Раздел «Человек и природа» Ученик научится: – различать понятия:   природное   явление,   погода,   осадки,   ветер,   температура,   молния, молниеотвод, равноденствие, солнцестояние;   тело,   вещество,   твёрдое,   жидкое,   газообразное   состояние   вещества, молекула,   клетка,   бактерии,   испарение,   конденсация,   таяние,   замерзание, туман, иней, роса, снежинка, круговорот, почва, перегной, чернозём;   метель,   ледостав,  оттепель,   гололедица,  изморозь,  морозобоина,  прорубь, холоднокровные и теплокровные животные, линька, спячка;   организм   человека,   опорно­двигательная,   кровеносная,   дыхательная, пищеварительная, выделительная и нервная системы органов, скелет, кости, мышцы, суставы, связки, сухожилия, осанка, органы чувств;  проталина, капель, ледоход, сокодвижение, первоцветы, гнездование; стадии развития и превращения животных, растительный организм, корневая система, стебель, лист, цветок, плод; – наблюдать предметы и явления в неживой и живой природе, вести дневник наблюдений; – обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы; –   характеризовать   погодные   явления   в   разные   времена   года,   сезонные изменения в жизни растений и животных; – называть части термометра, объяснять их назначение; –   проводить   измерения   температуры   воздуха   и   воды,   определять   пульс, пользоваться лупой; – называть основные виды облаков (кучевые, слоистые, перистые), природные явления, связанные с переходом воды из одного состояния в другое; – исследовать опытным путём свойства веществ (воздуха, воды, почвы, снега, льда), процессы перехода воды из одного агрегатного состояния в другое, процесс развития растения из семени;  – характеризовать состав и свойства воздуха, воды, почвы; – рассказывать,   как   происходит   круговорот   воды   в   природе;   об   органах растений, их значении, о способах размножения растений;стадиях развития разных групп животных; – объяснять значение солнца, воздуха, воды, почвы для всего живого на Земле; значение растений, животных, бактерий в природе и в жизни человека; –   приводить   примеры   тел   и   веществ,   находящихся   в   твёрдом,   жидком, газообразном состояниях; примеры использования энергии воды и ветра; –   характеризовать   строение   и   функции   систем   органов   человека,   способы сохранения   их   здоровья,   профилактические   меры   предупреждения заболеваний, вредные и полезные привычки; –   соблюдать   правила   сохранения   и   укрепления   здоровья,   выполнять элементарные правила личной гигиены; – проводить самонаблюдения за работой некоторых органов своего организма; – характеризовать условия, необходимые для жизни и развития растений и животных; –   характеризовать   отличительные   признаки   некоторых   групп   растений, особенности их размножения и развития; – характеризовать отличительные признаки млекопитающих, птиц, насекомых, рыб,   земноводных,   пресмыкающихся,   способы   их   передвижения,   питания, размножения и развития; – приводить примеры признаков приспособляемости растений и животных к условиям жизни при смене сезонов; –   моделировать   последовательность   круговорота   воды   в   природе,   этапы развития разных групп животных, процесс развития цветкового растения; – различать стадии развития насекомых, рыб, птиц, земноводных; – различать части растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена) и характеризовать их функции; –   объяснять,   что   смена   времён   года   связана   с   обращением   Земли   вокруг Солнца и наклоном её оси вращения, что изменение положения Солнца над горизонтом является причиной изменений в неживой природе, от которых, в свою   очередь,   зависят   сезонные   изменения   в   жизни   растений,   животных, человека; –   понимать,   что   окружающий   мир   изменяется   с   течением   времени;   что изменения, происходящие в природе, в жизни людей и общества, доступны наблюдению и изучению; – осознавать необходимость бережного отношения к природе, экологически грамотного   и   безопасного   поведения   в   ней,   важность   участия   в природоохранных мероприятиях. Ученик может научиться: –   понимать   информацию,   представленную   в   виде   текста,   схемы,   таблицы, диаграммы;– устанавливать взаимосвязи между компонентами живой и неживой природы, причины сезонных изменений в жизни растений и животных; – различать метеорологические приборы; – предсказывать погоду по местным признакам; – рассказывать о строении веществ, о расположении молекул твёрдом,  жидком,  газообразном  состоянии вещества;  об образовании росы, снежинок, изморози, гололедицы; о разнообразии видов почв; – приводить примеры очистных сооружений; –   определять   состав   и   строение   семени,   строение   цветка,   тип   корневой системы, расположение листьев на стебле; –   рассказывать     о   мире   невидимых   живых   организмов   (простейшие   и бактерии), их роли в распространении болезней; о клетках крови (лейкоцитах, эритроцитах, тромбоцитах) и их роли в жизни человека; – сохранять здоровье  своего организма, его  внутренних органов и органов чувств; – следовать правилам здорового образа жизни; – формулировать познавательную задачу перед проведением наблюдения или опыта,   подбирать   оборудование,   планировать   ход   работы,   осуществлять целенаправленные   наблюдения,   делать   вы­воды   по   их   результатам   и фиксировать их в предложенной (или выбранной самим учеником) форме; – выращивать растение одним из изученных способов; – собирать краеведческий материал о природе родного края, обобщать его и представлять одноклассникам. Раздел «Человек и общество» Ученик научится: – различать понятия: прошлое и настоящее, предки, веще­ственный,  письменный, устный исторический источник, исторический центр, утварь,  светец, трапеза, оберег, крестьянин, ремесленник, купец, ярмарка, волок,  деньги, лапти, кокошник, мундир, национальная одежда, школьная форма; – характеризовать исторические источники, исторические па­мятники,  старинные предметы быта и орудия труда, занятия крестьян и ремесленников  в прошлом, старинные города;  – описывать изменения, происходящие в жизни людей с течением времени (в  течение года, столетий); – выявлять отличия деревни от города, старинного города от современного,  труда крестьянина от ремесленника; – рассказывать об обычаях и традициях своего народа, о занятиях детей в  старину и сейчас; – приводить примеры старинных и современных предметов быта, элементов  одежды, школьных принадлежностей, орудий труда и приспособлений для  обработки земли, освещения жилищ;– заботливо относиться к младшим, уважать старших, быть внимательным к  людям с нарушением здоровья. Ученик может научиться: – использовать дополнительную литературу (словари, энциклопедии, научно­ популярную, и художественную литературу) с целью поиска ответов на  вопросы, извлечения познавательной информации (об образе жизни, обычаях и верованиях народов, населяющих родной край) для создания собственных  устных и письменных сообщений; – рассказывать по рисункам, схематическому плану об устройстве старинной избы, старинного города, о предметах быта, одежды; – описывать культурные достопримечательности родного города (села,  районного центра, области); – ценить опыт предыдущих поколений людей, нравственно­этические нормы  отношения людей, поведения в обществе; – понимать, что, изучая законы природы, человек преобразует её, изобретает  более совершенные приборы, создаёт устройства и орудия, облегчающие труд, что деятельность человека может приводить к загрязнению окружающей  среды; – прогнозировать негативные последствия деятельности человека, стараться  избегать их; – осознавать важность культурного поведения в обществе; – конструировать из бумаги, пластилина, глины и других материалов  старинную одежду, предметы быта; – понимать, что быт и культура людей менялись с течением времени, что  опыт предков необходимо изучать, чтобы научиться жить в гармонии с  природой; – рассказывать по результатам экскурсий о достопримечательностях,  памятных местах, исторических памятниках родного города (села, районного  центра); – собирать краеведческий материал о занятиях, быте и культуре народов,  населяющих родной край, и представлять его одноклассникам. Личностные и метапредметные У ученика могут быть сформированы следующие личностные качества: –  способность  различать нравственные и безнравственные поступки, давать адекватную оценку своим поступкам; –  положительное отношение и интерес  к изучению природы, человека и общества; – любознательность;  познавательная   активность,   наблюдательность,   внимательность,– интерес к исследовательской деятельности; – творческие способности, воображение, фантазия; – способность к самооценке, желание улучшать результаты своего учебного труда; –  экологическая   культура,   готовность   следовать   этическим,   экологически грамотным и безопасным правилам поведения в школе, классе, на улице, дома, в общественных местах, на природе; – чувство прекрасного, восхищение красотой объектов природы и культуры; понимание того, что природа нужна человеку не только для жизни, но и для проявления эстетических чувств, создания произведений искусства; – желание вести здоровый образ жизни. Регулятивные УУД Ученик может научиться: –  осознавать   границы  собственных   знаний   и   понимать   перспективы дальнейшей учебной работы, определять познавательные за­дачи на усвоение новых знаний; –  по значкам­заголовкам, по заданиям (в словесной и графической форме) понимать  и  принимать  учебную   задачу   (перед   чтением   текста,   перед выполнением задания, перед проверкой знаний и умений в рабочей тетради и тетради для тестовых заданий); – планировать свои учебные действия (самостоятельно, с одноклассниками, с помощью учителя) для решения учебно­познавательных, учебно­практических задач; –  проверять  правильность   выполнения   действий,   вносить   необходимые коррективы в ходе решения поставленных задач; – осуществлять самоконтроль за усвоением предметных и метапредметных знаний и умений; – оценивать успехи своего учебного труда (и одноклассников). Познавательные УУД Ученик может научиться: –  воспринимать чтение, а также слушание учителя и одноклассников как способ получения информации (заголовки с установками на цель чтения и вопросы после текста для осмысления прочитанного); –  понимать   информацию,   представленную   в   разных   формах:   словесной, изобразительной, схематической, модельной, условно­знаковой; – преобразовывать информацию из одной формы в другую; –  осознанно   читать,   критически   оценивать   получаемую   информацию, соотносить её с ранее полученными знаниями, собственным опытом; – использовать словари и другую справочную литературу;выполнять   логические   операции  –  характеризовать,   описывать   объекты   и   явления   окружающего   мира, выделяя их существенные и несущественные признаки; –   сравнения, анализа, классификации,   обобщения,   подведения   под   понятие,   установления причинно­следственных связей, построения рассуждений, фикса­ции выводов в различной форме;   синтеза, –  выполнять   начальные   формы   проектной   исследовательской деятельности, осуществлять поиск необходимой информации для  решения учебных задач, в том числе с использованием различных средств ИКТ; –  представлять   результаты  учебной   работы   в   разных   формах   (рассказ, сообщение, предметная или графическая модель, таблица, диаграмма, схема, демонстрация опыта и др.); – осуществлять кодирование знаково­символической форме; –  пользоваться   моделями  для   изучения   строения   природных   объектов, объяснения природных явлений. декодирование и информации Коммуникативные УУД Ученик может научиться: – осознавать речь как способ общения людей; – участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя при этом принятые нормы культуры речи; – высказывать своё мнение по вопросам, обсуждаемым в классе, группе   учащихся,   отстаивать   его,   аргументируя   свою   позицию,   принимать мнение других участников беседы, если оно оказывается более правильным; –   составлять   небольшие   монологические   сообщения   и   представлять   их одноклассникам; –   вступать   в   учебное   сотрудничество   с   учителем   и   одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в больших и малых группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению. 2. Содержание программы Разнообразие изменений  в окружающем мире – 8 ч. Наблюдения – источник знаний о природе и обществе, способ их изучения. Разнообразие   изменений,   происходящих   в   природе,   в   жизни   человека,   в обществе. Смена дня и ночи, смена времён года как пример периодически повторяющихся природных явлений. Изменение положения Солнца на небе и длительности светового дня в течение года как причина изменений в неживойи живой природе. Календарное и астрономическое начало сезонов, особые дни года:   21   марта,   22   июня,   23   сентября,   22   декабря.  Отличие   годового календаря земледельца, составленного нашими предками, от современного календаря.  Атмосферные   явления   (облачность,   осадки,   радуга,   ветер),   наблюдения   за ними,   их   условные   обозначения.   Погода   и   её   составляющие:   температура воздуха,   состояние   облачности,   осадки,   скорость   ветра.   Термометр. Измерение температуры воздуха.  Общее  представление  о   чрезвычайных  погодных  явлениях (грозы,  ураганы, цунами и др.). Правила безопасного поведения во время грозы. Прогноз погоды и его важность для жизнедеятельности человека. Профессия метеоролог.  Современная   метеослужба.  Дневник   наблюдений   за   погодой. Систематические наблюдения за природными явлениями, их отражение в народных приметах, поговорках (на местном материале). Сезонные  изменения в природе – 12 ч. Сезонные явления в природе. Осенние месяцы. Осенние изменения в неживой и   живой   природе   (снижение   высоты   Солнца   над   горизонтом,   уменьшение продолжительности дня, похолодание, заморозки, дожди, изменение окраски листьев, листопад, перелёты птиц, линька животных). Осенние заботы в жизни человека.  Изменения в неживой и живой природе в зимние месяцы: низкое положение Солнца над горизонтом, короткая продолжительность дня; мороз, снегопад, снеговой   покров,   ледостав,   изморозь.   Зимний   период   в   жизни   растений   и животных. Забота человека о сохранности растений и животных зимой. Изменения   в   неживой   и   живой   природе   весной:   более   высокое   положение Солнца   над   горизонтом,   увеличение   продолжительности   дня;   повышение температуры   воздуха,   таяние   снега   и   льда,   сокодвижение   растений, развёртывание листьев, первоцветы, появление потомства у диких и домашних животных, прилёт и гнездование птиц, высиживание птенцов. Весенние заботы человека. Изменения в неживой и живой природе с приходом лета. Осень,   зима,   весна   в   жизни   наших   предков,   их   повседневные   заботы, традиции, обычаи, праздники.Времена года в произведениях литературы и искусства   Тела и вещества, их свойства – 14 ч. Понятия «тело» и «вещество». Разнообразие тел и веществ. Свойства веществ. Твёрдое, жидкое, газообразное состояния вещества.  Общее представление о строении веществ, их мельчайших частицах. Увеличительные приборы (лупа, микроскоп),   открытия,   сделанные   с   их   помощью.   Клеточное   строение живых   организмов.   Простейшие,   бактерии.  Защита   организма   от болезнетворных бактерий. Воздух и его значение для живых существ. Физические свойства воздуха, его состав. Воздух – смесь газов (азот, кислород, углекислый газ и другие газы). Примеси в воздухе. Источники загрязнения воздуха. Вода в природе, её значение для всего живого. Физические свойства воды. Вода –  растворитель.  Твёрдое,  жидкое, газообразное  состояния воды (лёд, вода,   пар).   Процессы   перехода   воды   из   одного   состояния   в   другое. Образование тумана, росы, инея, изморози.  Круговорот воды в природе. Источники загрязнения воды, меры по охране её чистоты.   Очистка   воды   в   природе,   в   быту,   в   городе.   Необходимость бережного использования воды. Почва   и   её   значение   для   живого.   Как   образуется   почва.   Состав   почвы. Плодородие почвы – главное отличие от горной породы.  Взаимосвязь растений и почвенных животных. Обитатели почвы – участники круговорота веществ в ней.  Разрушение почвы водой, ветрами, в результате деятельности человека. Меры по охране почвы от разрушения и загрязнения. Правила гигиены при работе с почвой. Старинный и современный способы возделывания почвы и сохранения её плодородия. Организм человека и его здоровье – 12 ч. Ценность   здоровья   и   здорового   образа   жизни.  Науки,  изучающие   организм человека   и   условия   сохранения   его   здоровья.   Общее   представление   об организме   человека,   его   внешних   и   внутренних   органах,   о   дыхательной,опорно­двигательной, нервной системах.   пищеварительной,   кровеносной,   выделительной, Рождение и развитие человека. Основные части скелета человека, их назначение. Свойства костей и функции суставов.   Важность   правильной   осанки,   предупреждения   искривления позвоночника.   Мышцы,   их   назначение.   Важность   укрепления   и   тренировки мышц.  Первая помощь при переломах, растяжении связок. Органы   дыхания.   Газообмен   в   лёгких.   Инфекционные   и   простудные заболевания   органов   дыхания,   их   предупреждение.   Вред   табачного   дыма, воздействие   ядовитых   газов   на   органы   дыхания.   Важность   пребывания   на свежем воздухе. Органы   кровообращения:   сердце,   кровеносные   сосуды.   Необходимость тренировки и бережного отношения к сердцу. Пульс, его измерение. Кровь и её роль в организме. Функции красных и белых кровяных телец, кровяных пластинок.  Первая помощь при кровотечениях. Питание   и   состав   пищи.   Витамины,   их   значение   для   организма.   Органы пищеварения, их функции. Уход за зубами. Источники пищевых отравлений. Предупреждение заболеваний органов пищеварения. Органы очистки организма. Функции почек и кожи. Гигиена кожи.  Первая помощь при обморожениях и ожогах.  Нервная   система,   её   значение   для   организма.  Роль   головного   и   спинного мозга.  Что такое память, какой она бывает.  Роль природы в сохранении и укреплении нервной системы. Органы   чувств,   их   гигиена.   Предупреждение   заболеваний   органов   зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания. Элементарные представления о строении органов чувств.Личная   ответственность   за   состояние   своего   здоровья   и   здоровье окружающих   людей.   Уважительное   отношение   к   людям   с   нарушениями здоровья и забота о них.  Традиционная   пища,   способы   закаливания   и   лечения   наших   предков, отношение к курению.  Развитие животных и растений – 9 ч. Многообразие   животных.   Условия,   необходимые   для   роста   и   развития животных.  Размножение   разных   групп   животных.  Стадии   развития   птиц, насекомых,   рыб,   земноводных.  Важность   знаний   о   стадиях   развития животных.   минеральные   вещества). Многообразие растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые). Условия, необходимые для роста и развития растений (влага, тепло, воздух, свет,  Теплолюбивые   и   холодостойкие, светолюбивые   и   теневыносливые,   влаголюбивые   и   засухоустойчивые растения. Общее представление о растении как о живом организме. Органы цветкового растения. Значение корневой системы, листьев, стебля, цветка для растения. Функции корня, стебля, листа, цветка, плода. Разнообразие плодов и семян цветковых   растений.  Способы   размножения   растений   и   распространение семян. Вегетативное размножение растений (листом, черенком, клубнем, луковицей, корневой порослью).  Изменение быта и культуры наших предков – 11 ч. Наука   история.   Важность   исторических   знаний   для   людей.   Вещественные, устные   и   письменные   исторические   источники.   Значение   археологических раскопок. Родной язык и народный фольклор как источники знаний о быте и культуре народа. Старинный уклад жизни наших предков. Природа в их жизни и верованиях. Собирательство,   охота,   рыболовство,   бортничество.   Начало   земледелия   и животноводства.   Народы,   населяющие   регион,   некоторые   их   обычаи   и характерные   особенности   быта.  Повседневные   заботы,   обряды,   обычаи   в течение года.Жизнь   на   селе   в   старину.  Жилища   наших   предков.   Устройство   старинной избы.   Домашняя   утварь.   Занятия   сельских   жителей.   Традиции   семьи, воспитание детей. Возникновение городов на Руси. Старинный город­крепость. Знаменитые старинные города. Исторические центры современных городов – архитектурные   памятники   России.   Занятия   горожан   в   старину.   Гончарное, кузнечное,   художественная   роспись   и   другие   ремёсла   наших   предков. Значение   дерева   в   жизни   наших   предков.  Деревянное   зодчество. Знаменитые памятники деревянного зодчества. Жилища,   народные   промыслы   и   ремёсла   коренных   жителей   родного   края. Памятники старины, сохранившиеся в родном краю.  Развитие торговли на Руси. Занятия купцов. Товарообмен. Появление денег. Старинные и современные деньги. Одежда   сельских   и   городских   жителей   в   старину.   Элементы   старинной одежды   и   их   назначение.  Одежда   людей   разных   сословий.   Старинная   и современная мода. Национальные одежды жителей родного края. Общее представление об обучении детей в старину, о школьной форме, принадлежностях,   учебниках.  Появление   школ,   гимназий,   лицеев, университетов. Учреждения образования в родном краю. Важность охраны исторических памятников, памятников культуры и быта.3.Календарно – тематическое планирование  № п/п Тема урока План Факт Разнообразие изменений в окружающем мире (8 часов) 1.  Земля – наш общий дом. Р/К «Теракт в Беслане.» 2. 3. 4. 5. Разнообразие изменений в природе и в жизни людей Времена года Старинный календарь  Атмосферные явления и погода6. 7. 8.  Температура и её измерение  Прогноз погоды. Дневник наблюдений за погодой  Необычные атмосферные явления Сезонные изменения в природе. Осень (4 часа) 9. Урок­экскурсия.Р/К. Наблюдение осенних изменений в природе и жизни людей. 10 Осень в природе 11 Осень в природе Р\к «Животные Красной книги Ставрополья» 12 Осенняя пора в жизни людей. Осень в жизни наших  предков. Тела и вещества, их свойства (15 часов) 13 14 Тело и вещество. Три состояния вещества Строение вещества 15 Удивительные открытия 16 17 Воздух и его состав Свойства воздуха 18 Как используют воздух 19 Вода и её свойства Р/К «Полезные свойства минеральной воды.» 20 Очистка воды 21 Превращения воды 22 Круговорот воды в природе 23 Обобщающий урок «Свойства воздуха и воды» 24 Почва, её состав и свойства 25 Обитатели почвы 26 Почва – кормилица27 Обобщающий урок по теме «Тела и вещества» Сезонные изменения в природе. Зима (6 часов) 28 Урок­ экскурсия.Р/К Наблюдение зимних изменений в природе и жизни людей. 29 Зимние явления в неживой природе 30 Как зимуют растения 31 Зимняя пора в жизни животных 32 Как зимовали наши предки 33. Обобщающий урок. Январь – зиме середина Организм человека и его здоровье (14 часов 34 Организм человека 35 Надёжная опора и защита 36 Мышцы, их разнообразие и функции 37 Органы дыхания. Р/К «Борьба с загрязнением окружающей среды.» 38 Кровеносная система 39 Питание. Органы  пищеварения 40 Питание. Органы пищеварения 41 Органы очистки организма 42 Нервная система и её роль в организме 43 Органы чувств, их значение и гигиена 44 Органы чувств, их значение и гигиена 45 Как лечились наши предки 46 Урок­ экскурсия.Р/К  Наблюдение весенних изменений в природе и жизни людей 47 Как провожали зиму наши предки48 49 50 51 Развитие растений и животных (10 часов) Размножение животных разных групп. Развитие птиц Развитие рыб  и земноводных Стадии развития насекомых Разнообразие растений. Растение –живой организм. Р/К «Растения Ставропольского края.» 52 Органы цветкового растения 53 Корни и стебли растений   54 Разнообразие листьев растений, их функции 55 Цветок, его роль в жизни растения 56 Способы размножения растений  57 Весна воды, тепла, цвета Изменение быта и культуры наших предков (11 часов) 58 Наука история, исторические источники Р/К «Музеи Ставрополя. Краеведческий музей им. Праве.» 59 Природа в жизни наших предков 60 Образ жизни наших предков 61 Жизнь на селе в давние времена 62 Старинные города.Р/к «История п. Рыздвяного.»  63 64 Старинные ремёсла Торговое дело на Руси 65 Одежда наших предков 66 Как учились дети в старину 67 Обобщающий урок68 Контрольный урок