Данная рабочая программа составлена на основе программы по окружающему миру автора Поглазовой О.Т., в соответствии с учебно-методическим комплектом «Гармония», с учетом федерального государственного стандарта начального общего образования.
На изучение курса «Окружающий мир» в 3 классе на¬чальной школы отводится 2 ч в неделю. Программа рассчита¬на на 68 ч (34 учебных недели)Данная рабочая программа составлена на основе программы по окружающему миру автора Поглазовой О.Т., в соответствии с учебно-методическим комплектом «Гармония», с учетом федерального государственного стандарта начального общего образования.
На изучение курса «Окружающий мир» в 3 классе на¬чальной школы отводится 2 ч в неделю. Программа рассчита¬на на 68 ч (34 учебных недели)
Окр мир.docx
1. Планируемые результаты освоения курса
Данная рабочая программа составлена на основе программы по окружающему
миру автора Поглазовой О.Т., в соответствии с учебнометодическим
комплектом «Гармония», с учетом федерального государственного стандарта
начального общего образования.
На изучение курса «Окружающий мир» в 3 классе начальной школы
отводится 2 ч в неделю. Программа рассчитана на 68 ч (34 учебных недели)
Предметные
Раздел «Человек и природа»
Ученик научится:
– различать понятия:
природное явление, погода, осадки, ветер, температура, молния,
молниеотвод, равноденствие, солнцестояние;
тело, вещество, твёрдое, жидкое, газообразное состояние вещества,
молекула, клетка, бактерии, испарение, конденсация, таяние, замерзание,
туман, иней, роса, снежинка, круговорот, почва, перегной, чернозём;
метель, ледостав, оттепель, гололедица, изморозь, морозобоина, прорубь,
холоднокровные и теплокровные животные, линька, спячка;
организм человека, опорнодвигательная, кровеносная, дыхательная,
пищеварительная, выделительная и нервная системы органов, скелет, кости,
мышцы, суставы, связки, сухожилия, осанка, органы чувств;
проталина, капель, ледоход, сокодвижение, первоцветы, гнездование; стадии
развития и превращения животных, растительный организм, корневая система,
стебель, лист, цветок, плод;
– наблюдать предметы и явления в неживой и живой природе, вести дневник
наблюдений;
– обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой,
делать выводы;
– характеризовать погодные явления в разные времена года, сезонные
изменения в жизни растений и животных;
– называть части термометра, объяснять их назначение;
– проводить измерения температуры воздуха и воды, определять пульс,
пользоваться лупой;
– называть основные виды облаков (кучевые, слоистые, перистые), природные
явления, связанные с переходом воды из одного состояния в другое;
– исследовать опытным путём свойства веществ (воздуха, воды, почвы, снега,
льда), процессы перехода воды из одного агрегатного состояния в другое,
процесс развития растения из семени;
– характеризовать состав и свойства воздуха, воды, почвы;
– рассказывать, как происходит круговорот воды в природе; об органах
растений, их значении, о способах размножения растений; стадиях развития разных групп животных;
– объяснять значение солнца, воздуха, воды, почвы для всего живого на Земле;
значение растений, животных, бактерий в природе и в жизни человека;
– приводить примеры тел и веществ, находящихся в твёрдом, жидком,
газообразном состояниях; примеры использования энергии воды и ветра;
– характеризовать строение и функции систем органов человека, способы
сохранения их здоровья, профилактические меры предупреждения
заболеваний, вредные и полезные привычки;
– соблюдать правила сохранения и укрепления здоровья, выполнять
элементарные правила личной гигиены;
– проводить самонаблюдения за работой некоторых органов своего организма;
– характеризовать условия, необходимые для жизни и развития растений и
животных;
– характеризовать отличительные признаки некоторых групп растений,
особенности их размножения и развития;
– характеризовать отличительные признаки млекопитающих, птиц, насекомых,
рыб, земноводных, пресмыкающихся, способы их передвижения, питания,
размножения и развития;
– приводить примеры признаков приспособляемости растений и животных к
условиям жизни при смене сезонов;
– моделировать последовательность круговорота воды в природе, этапы
развития разных групп животных, процесс развития цветкового растения;
– различать стадии развития насекомых, рыб, птиц, земноводных;
– различать части растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена) и
характеризовать их функции;
– объяснять, что смена времён года связана с обращением Земли вокруг
Солнца и наклоном её оси вращения, что изменение положения Солнца над
горизонтом является причиной изменений в неживой природе, от которых, в
свою очередь, зависят сезонные изменения в жизни растений, животных,
человека;
– понимать, что окружающий мир изменяется с течением времени; что
изменения, происходящие в природе, в жизни людей и общества, доступны
наблюдению и изучению;
– осознавать необходимость бережного отношения к природе, экологически
грамотного и безопасного поведения в ней, важность участия в
природоохранных мероприятиях.
Ученик может научиться:
– понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы,
диаграммы; – устанавливать взаимосвязи между компонентами живой и неживой природы,
причины сезонных изменений в жизни растений и животных;
– различать метеорологические приборы;
– предсказывать погоду по местным признакам;
– рассказывать о строении веществ, о расположении молекул
твёрдом, жидком, газообразном состоянии вещества; об образовании росы,
снежинок, изморози, гололедицы; о разнообразии видов почв;
– приводить примеры очистных сооружений;
– определять состав и строение семени, строение цветка, тип корневой
системы, расположение листьев на стебле;
– рассказывать о мире невидимых живых организмов (простейшие и
бактерии), их роли в распространении болезней; о клетках крови (лейкоцитах,
эритроцитах, тромбоцитах) и их роли в жизни человека;
– сохранять здоровье своего организма, его внутренних органов и органов
чувств;
– следовать правилам здорового образа жизни;
– формулировать познавательную задачу перед проведением наблюдения или
опыта, подбирать оборудование, планировать ход работы, осуществлять
целенаправленные наблюдения, делать выводы по их результатам и
фиксировать их в предложенной (или выбранной самим учеником) форме;
– выращивать растение одним из изученных способов;
– собирать краеведческий материал о природе родного края, обобщать его и
представлять одноклассникам.
Раздел «Человек и общество»
Ученик научится:
– различать понятия: прошлое и настоящее, предки, вещественный,
письменный, устный исторический источник, исторический центр, утварь,
светец, трапеза, оберег, крестьянин, ремесленник, купец, ярмарка, волок,
деньги, лапти, кокошник, мундир, национальная одежда, школьная форма;
– характеризовать исторические источники, исторические памятники,
старинные предметы быта и орудия труда, занятия крестьян и ремесленников
в прошлом, старинные города;
– описывать изменения, происходящие в жизни людей с течением времени (в
течение года, столетий);
– выявлять отличия деревни от города, старинного города от современного,
труда крестьянина от ремесленника;
– рассказывать об обычаях и традициях своего народа, о занятиях детей в
старину и сейчас;
– приводить примеры старинных и современных предметов быта, элементов
одежды, школьных принадлежностей, орудий труда и приспособлений для
обработки земли, освещения жилищ; – заботливо относиться к младшим, уважать старших, быть внимательным к
людям с нарушением здоровья.
Ученик может научиться:
– использовать дополнительную литературу (словари, энциклопедии, научно
популярную, и художественную литературу) с целью поиска ответов на
вопросы, извлечения познавательной информации (об образе жизни, обычаях и
верованиях народов, населяющих родной край) для создания собственных
устных и письменных сообщений;
– рассказывать по рисункам, схематическому плану об устройстве старинной
избы, старинного города, о предметах быта, одежды;
– описывать культурные достопримечательности родного города (села,
районного центра, области);
– ценить опыт предыдущих поколений людей, нравственноэтические нормы
отношения людей, поведения в обществе;
– понимать, что, изучая законы природы, человек преобразует её, изобретает
более совершенные приборы, создаёт устройства и орудия, облегчающие труд,
что деятельность человека может приводить к загрязнению окружающей
среды;
– прогнозировать негативные последствия деятельности человека, стараться
избегать их;
– осознавать важность культурного поведения в обществе;
– конструировать из бумаги, пластилина, глины и других материалов
старинную одежду, предметы быта;
– понимать, что быт и культура людей менялись с течением времени, что
опыт предков необходимо изучать, чтобы научиться жить в гармонии с
природой;
– рассказывать по результатам экскурсий о достопримечательностях,
памятных местах, исторических памятниках родного города (села, районного
центра);
– собирать краеведческий материал о занятиях, быте и культуре народов,
населяющих родной край, и представлять его одноклассникам.
Личностные и метапредметные
У ученика могут быть сформированы следующие личностные качества:
– способность различать нравственные и безнравственные поступки, давать
адекватную оценку своим поступкам;
– положительное отношение и интерес к изучению природы, человека и
общества;
–
любознательность;
познавательная активность,
наблюдательность,
внимательность, – интерес к исследовательской деятельности;
– творческие способности, воображение, фантазия;
– способность к самооценке, желание улучшать результаты своего учебного
труда;
– экологическая культура, готовность следовать этическим, экологически
грамотным и безопасным правилам поведения в школе,
классе, на улице, дома, в общественных местах, на природе;
– чувство прекрасного, восхищение красотой объектов природы и культуры;
понимание того, что природа нужна человеку не только для жизни, но и для
проявления эстетических чувств, создания произведений искусства;
– желание вести здоровый образ жизни.
Регулятивные УУД
Ученик может научиться:
– осознавать границы собственных знаний и понимать перспективы
дальнейшей учебной работы, определять познавательные задачи на усвоение
новых знаний;
– по значкамзаголовкам, по заданиям (в словесной и графической форме)
понимать и принимать учебную задачу (перед чтением текста, перед
выполнением задания, перед проверкой знаний и умений в рабочей тетради и
тетради для тестовых заданий);
– планировать свои учебные действия (самостоятельно, с одноклассниками, с
помощью учителя) для решения учебнопознавательных, учебнопрактических
задач;
– проверять правильность выполнения действий, вносить необходимые
коррективы в ходе решения поставленных задач;
– осуществлять самоконтроль за усвоением предметных и метапредметных
знаний и умений;
– оценивать успехи своего учебного труда (и одноклассников).
Познавательные УУД
Ученик может научиться:
– воспринимать чтение, а также слушание учителя и одноклассников как
способ получения информации (заголовки с установками на цель чтения и
вопросы после текста для осмысления прочитанного);
– понимать информацию, представленную в разных формах: словесной,
изобразительной, схематической, модельной, условнознаковой;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую;
– осознанно читать, критически оценивать получаемую информацию,
соотносить её с ранее полученными знаниями, собственным опытом;
– использовать словари и другую справочную литературу; выполнять логические операции
– характеризовать, описывать объекты и явления окружающего мира,
выделяя их существенные и несущественные признаки;
–
сравнения,
анализа,
классификации, обобщения, подведения под понятие, установления
причинноследственных связей, построения рассуждений, фиксации выводов
в различной форме;
синтеза,
–
выполнять начальные формы проектной исследовательской
деятельности, осуществлять поиск необходимой информации для решения
учебных задач, в том числе с использованием различных средств ИКТ;
– представлять результаты учебной работы в разных формах (рассказ,
сообщение, предметная или графическая модель, таблица, диаграмма, схема,
демонстрация опыта и др.);
– осуществлять кодирование
знаковосимволической форме;
– пользоваться моделями для изучения строения природных объектов,
объяснения природных явлений.
декодирование
и
информации
Коммуникативные УУД
Ученик может научиться:
– осознавать речь как способ общения людей;
– участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя при этом принятые нормы
культуры речи;
– высказывать своё мнение по вопросам, обсуждаемым в классе,
группе учащихся, отстаивать его, аргументируя свою позицию, принимать
мнение других участников беседы, если оно оказывается более правильным;
– составлять небольшие монологические сообщения и представлять их
одноклассникам;
– вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками,
осуществлять совместную деятельность в больших и малых группах, осваивая
различные способы взаимной помощи партнёрам по общению.
2. Содержание программы
Разнообразие изменений в окружающем мире – 8 ч.
Наблюдения – источник знаний о природе и обществе, способ их изучения.
Разнообразие изменений, происходящих в природе, в жизни человека, в
обществе. Смена дня и ночи, смена времён года как пример периодически
повторяющихся природных явлений. Изменение положения Солнца на небе и
длительности светового дня в течение года как причина изменений в неживой и живой природе. Календарное и астрономическое начало сезонов, особые дни
года: 21 марта, 22 июня, 23 сентября, 22 декабря. Отличие годового
календаря земледельца, составленного нашими предками, от современного
календаря.
Атмосферные явления (облачность, осадки, радуга, ветер), наблюдения за
ними, их условные обозначения. Погода и её составляющие: температура
воздуха, состояние облачности, осадки, скорость ветра. Термометр.
Измерение температуры воздуха.
Общее представление о чрезвычайных погодных явлениях (грозы, ураганы,
цунами и др.). Правила безопасного поведения во время грозы.
Прогноз погоды и его важность для жизнедеятельности человека. Профессия
метеоролог. Современная метеослужба. Дневник наблюдений за погодой.
Систематические наблюдения за природными явлениями, их отражение в
народных приметах, поговорках (на местном материале).
Сезонные изменения в природе – 12 ч.
Сезонные явления в природе. Осенние месяцы. Осенние изменения в неживой
и живой природе (снижение высоты Солнца над горизонтом, уменьшение
продолжительности дня, похолодание, заморозки, дожди, изменение окраски
листьев, листопад, перелёты птиц, линька животных). Осенние заботы в жизни
человека.
Изменения в неживой и живой природе в зимние месяцы: низкое положение
Солнца над горизонтом, короткая продолжительность дня; мороз, снегопад,
снеговой покров, ледостав, изморозь. Зимний период в жизни растений и
животных. Забота человека о сохранности растений и животных зимой.
Изменения в неживой и живой природе весной: более высокое положение
Солнца над горизонтом, увеличение продолжительности дня; повышение
температуры воздуха, таяние снега и льда, сокодвижение растений,
развёртывание листьев, первоцветы, появление потомства у диких и домашних
животных, прилёт и гнездование птиц, высиживание птенцов. Весенние заботы
человека. Изменения в неживой и живой природе с приходом лета.
Осень, зима, весна в жизни наших предков, их повседневные заботы,
традиции, обычаи, праздники. Времена года в произведениях литературы и искусства
Тела и вещества, их свойства – 14 ч.
Понятия «тело» и «вещество». Разнообразие тел и веществ. Свойства веществ.
Твёрдое, жидкое, газообразное состояния вещества. Общее представление о
строении веществ, их мельчайших частицах. Увеличительные приборы (лупа,
микроскоп), открытия, сделанные с их помощью. Клеточное строение
живых организмов. Простейшие, бактерии.
Защита организма от
болезнетворных бактерий.
Воздух и его значение для живых существ. Физические свойства воздуха, его
состав. Воздух – смесь газов (азот, кислород, углекислый газ и другие газы).
Примеси в воздухе. Источники загрязнения воздуха.
Вода в природе, её значение для всего живого. Физические свойства воды.
Вода – растворитель. Твёрдое, жидкое, газообразное состояния воды (лёд,
вода, пар). Процессы перехода воды из одного состояния в другое.
Образование тумана, росы, инея, изморози.
Круговорот воды в природе. Источники загрязнения воды, меры по охране её
чистоты. Очистка воды в природе, в быту, в городе. Необходимость
бережного использования воды.
Почва и её значение для живого. Как образуется почва. Состав почвы.
Плодородие почвы – главное отличие от горной породы.
Взаимосвязь растений и почвенных животных.
Обитатели почвы – участники круговорота веществ в ней.
Разрушение почвы водой, ветрами, в результате деятельности человека. Меры
по охране почвы от разрушения и загрязнения. Правила гигиены при работе с
почвой.
Старинный и современный способы возделывания почвы и сохранения её
плодородия.
Организм человека и его здоровье – 12 ч.
Ценность здоровья и здорового образа жизни. Науки, изучающие организм
человека и условия сохранения его здоровья. Общее представление об
организме человека, его внешних и внутренних органах, о дыхательной, опорнодвигательной,
нервной системах.
пищеварительной,
кровеносной,
выделительной,
Рождение и развитие человека.
Основные части скелета человека, их назначение. Свойства костей и функции
суставов. Важность правильной осанки, предупреждения искривления
позвоночника. Мышцы, их назначение. Важность укрепления и тренировки
мышц.
Первая помощь при переломах, растяжении связок.
Органы дыхания. Газообмен в лёгких. Инфекционные и простудные
заболевания органов дыхания, их предупреждение. Вред табачного дыма,
воздействие ядовитых газов на органы дыхания. Важность пребывания на
свежем воздухе.
Органы кровообращения: сердце, кровеносные сосуды. Необходимость
тренировки и бережного отношения к сердцу. Пульс, его измерение. Кровь и
её роль в организме.
Функции красных и белых кровяных телец, кровяных пластинок. Первая
помощь при кровотечениях.
Питание и состав пищи. Витамины, их значение для организма. Органы
пищеварения, их функции. Уход за зубами. Источники пищевых отравлений.
Предупреждение заболеваний органов пищеварения.
Органы очистки организма. Функции почек и кожи. Гигиена кожи.
Первая помощь при обморожениях и ожогах.
Нервная система, её значение для организма. Роль головного и спинного
мозга.
Что такое память, какой она бывает.
Роль природы в сохранении и укреплении нервной системы.
Органы чувств, их гигиена. Предупреждение заболеваний органов зрения,
слуха, вкуса, обоняния, осязания. Элементарные представления о строении
органов чувств. Личная ответственность за состояние своего здоровья и здоровье
окружающих людей. Уважительное отношение к людям с нарушениями
здоровья и забота о них.
Традиционная пища, способы закаливания и лечения наших предков,
отношение к курению.
Развитие животных и растений – 9 ч.
Многообразие животных. Условия, необходимые для роста и развития
животных. Размножение разных групп животных. Стадии развития птиц,
насекомых, рыб, земноводных. Важность знаний о стадиях развития
животных.
минеральные вещества).
Многообразие растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые).
Условия, необходимые для роста и развития растений (влага, тепло, воздух,
свет,
Теплолюбивые и холодостойкие,
светолюбивые и теневыносливые, влаголюбивые и засухоустойчивые
растения. Общее представление о растении как о живом организме. Органы
цветкового растения. Значение корневой системы, листьев, стебля, цветка для
растения.
Функции корня, стебля, листа, цветка, плода. Разнообразие плодов и семян
цветковых растений. Способы размножения растений и распространение
семян. Вегетативное размножение растений (листом, черенком, клубнем,
луковицей, корневой порослью).
Изменение быта и культуры наших предков – 11 ч.
Наука история. Важность исторических знаний для людей. Вещественные,
устные и письменные исторические источники. Значение археологических
раскопок. Родной язык и народный фольклор как источники знаний о быте и
культуре народа.
Старинный уклад жизни наших предков. Природа в их жизни и верованиях.
Собирательство, охота, рыболовство, бортничество. Начало земледелия и
животноводства. Народы, населяющие регион, некоторые их обычаи и
характерные особенности быта. Повседневные заботы, обряды, обычаи в
течение года. Жизнь на селе в старину. Жилища наших предков. Устройство старинной
избы. Домашняя утварь. Занятия сельских жителей. Традиции семьи,
воспитание детей.
Возникновение городов на Руси. Старинный городкрепость.
Знаменитые старинные города. Исторические центры современных городов –
архитектурные памятники России. Занятия горожан в старину. Гончарное,
кузнечное, художественная роспись и другие ремёсла наших предков.
Значение дерева в жизни наших предков.
Деревянное зодчество.
Знаменитые памятники деревянного зодчества.
Жилища, народные промыслы и ремёсла коренных жителей родного края.
Памятники старины, сохранившиеся в родном краю.
Развитие торговли на Руси. Занятия купцов. Товарообмен. Появление денег.
Старинные и современные деньги.
Одежда сельских и городских жителей в старину. Элементы старинной
одежды и их назначение. Одежда людей разных сословий. Старинная и
современная мода. Национальные одежды жителей родного края.
Общее представление об обучении детей в старину, о школьной форме,
принадлежностях, учебниках.
Появление школ, гимназий, лицеев,
университетов. Учреждения образования в родном краю.
Важность охраны исторических памятников, памятников культуры и быта. 3.Календарно – тематическое планирование
№
п/п
Тема урока
План
Факт
Разнообразие изменений в окружающем мире (8 часов)
1.
Земля – наш общий дом.
Р/К «Теракт в Беслане.»
2.
3.
4.
5.
Разнообразие изменений в природе и в жизни людей
Времена года
Старинный календарь
Атмосферные явления и погода 6.
7.
8.
Температура и её измерение
Прогноз погоды. Дневник наблюдений за погодой
Необычные атмосферные явления
Сезонные изменения в природе. Осень (4 часа)
9.
Урокэкскурсия.Р/К.
Наблюдение осенних изменений в природе и жизни людей.
10 Осень в природе
11 Осень в природе
Р\к «Животные Красной книги Ставрополья»
12 Осенняя пора в жизни людей. Осень в жизни наших
предков.
Тела и вещества, их свойства (15 часов)
13
14
Тело и вещество. Три состояния вещества
Строение вещества
15 Удивительные открытия
16
17
Воздух и его состав
Свойства воздуха
18 Как используют воздух
19
Вода и её свойства
Р/К «Полезные свойства минеральной воды.»
20 Очистка воды
21 Превращения воды
22 Круговорот воды в природе
23 Обобщающий урок
«Свойства воздуха и воды»
24 Почва, её состав и свойства
25 Обитатели почвы
26 Почва – кормилица 27 Обобщающий урок по теме «Тела и вещества»
Сезонные изменения в природе. Зима (6 часов)
28 Урок экскурсия.Р/К
Наблюдение зимних изменений в природе и жизни людей.
29
Зимние явления в неживой природе
30 Как зимуют растения
31
Зимняя пора в жизни животных
32 Как зимовали наши предки
33. Обобщающий урок.
Январь – зиме середина
Организм человека и его здоровье (14 часов
34 Организм человека
35 Надёжная опора и защита
36 Мышцы, их разнообразие и функции
37 Органы дыхания.
Р/К «Борьба с загрязнением окружающей среды.»
38 Кровеносная система
39 Питание. Органы пищеварения
40 Питание. Органы пищеварения
41 Органы очистки организма
42 Нервная система и её роль в организме
43 Органы чувств, их значение и гигиена
44 Органы чувств, их значение и гигиена
45 Как лечились наши предки
46 Урок экскурсия.Р/К
Наблюдение весенних изменений в природе и жизни людей
47 Как провожали зиму наши предки 48
49
50
51
Развитие растений и животных (10 часов)
Размножение животных разных групп. Развитие птиц
Развитие рыб и земноводных
Стадии развития насекомых
Разнообразие растений. Растение –живой организм.
Р/К «Растения Ставропольского края.»
52 Органы цветкового растения
53 Корни и стебли растений
54
Разнообразие листьев растений, их функции
55 Цветок, его роль в жизни растения
56
Способы размножения растений
57
Весна воды, тепла, цвета
Изменение быта и культуры наших предков (11 часов)
58 Наука история, исторические источники
Р/К «Музеи Ставрополя. Краеведческий музей им. Праве.»
59 Природа в жизни наших предков
60 Образ жизни наших предков
61 Жизнь на селе в давние времена
62
Старинные города.Р/к «История п. Рыздвяного.»
63
64
Старинные ремёсла
Торговое дело на Руси
65 Одежда наших предков
66 Как учились дети в старину
67 Обобщающий урок 68 Контрольный урок
Рабочая программа по окружающему миру
Рабочая программа по окружающему миру
Рабочая программа по окружающему миру
Рабочая программа по окружающему миру
Рабочая программа по окружающему миру
Рабочая программа по окружающему миру
Рабочая программа по окружающему миру
Рабочая программа по окружающему миру
Рабочая программа по окружающему миру
Рабочая программа по окружающему миру
Рабочая программа по окружающему миру
Рабочая программа по окружающему миру
Рабочая программа по окружающему миру
Рабочая программа по окружающему миру
Рабочая программа по окружающему миру
Рабочая программа по окружающему миру
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.