Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России
Оценка 4.9

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России

Оценка 4.9
Образовательные программы
doc
окружающий мир
1 кл
04.05.2018
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена на основе Федерального Закона «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ ст.2,п.9, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования(ФГОС НОО), утвержденного приказом Минобрнауки России от 06.10.2009г №373,требованиями «Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №1 п.Клетня, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и авторской программы А. Плешакова «Окружающий мир» //Сборник рабочих программ «Школа России»//. 1-4 классы .М.: Просвещение, 2012г . Программа адресована обучающимся первых классов общеобразовательных школ.
переделка1 кл. окруж. мир рабоч. программа.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа №1 п. Клетня Брянской области Рассмотрено на заседании МО            Согласовано Утверждено Заместитель директора  Приказ №________ учителей начальных классов по УР МБОУ СОШ№1 п.Клетня от «_____»___________2017г Руководитель МО  ________Кравцова С.В Кравцова С.В.________ Директор МБОУ СОШ№1 п.Клетня Брянской области «______»  ____________2017г. _________Касацкая Н.В от «___» ___________2017г. . Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» 1 класс                                                                                                                               Программу разработала                                                                                                                       учитель начальных классов                                                                                                    Соловьева О.В.                                                                                                педстаж 20 лет                                                                                                                                           высшая квалификационная категория п.Клетня 2017­2018 учебный год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена на основе Федерального Закона «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года №273­ФЗ ст.2,п.9, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального  общего   образования(ФГОС   НОО),  утвержденного  приказом  Минобрнауки   России  от  06.10.2009г   №373,требованиями «Основной   образовательной   программы   начального   общего   образования   МБОУ   СОШ   №1   п.Клетня,   Концепции   духовно­ нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и авторской   программы   А.   Плешакова   «Окружающий   мир»   //Сборник   рабочих   программ   «Школа   России»//.   1­4   классы   .М.: Просвещение, 2012г . Программа адресована обучающимся первых классов общеобразовательных школ. Цель изучения курса «Окружающий мир» для обучаемых 1 класса – помочь ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, подготовить поколение нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родного города, родной страны и планеты Земля. Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей: — формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства  рационально­ научного познания и эмоционально­ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; —   духовно­нравственное   развитие   и   воспитание   личности   гражданина   России   в   условиях   культурного   и конфессионального многообразия российского общества. Основными задачами реализации содержания курса являются: 1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни; 2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём; 3)   формирование   модели   безопасного   поведения   в   условиях   повседневной   жизни   и   в   различных   опасных   и чрезвычайных ситуациях; 4)   формирование   психологической   культуры   и   компетенции   для   обеспечения   эффективного   и   безопасного взаимодействия в социуме. Планируемые результаты освоения курса. Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир»   в 1­м классе является формирование следующих умений:  Знать домашний адрес, имена и отчества родителей. Проявлять уважение к своей семье,родственникам, любовь к  родителям.  Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных  ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.  Освоить начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире (настоящее, прошлое, будущее).  Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы  общечеловеческих нравственных ценностей). Объяснять и оценивать конкретнее поступки как хорошие или плохие.  Использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила пове­ дения в общественных местах.  Выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту.  Освоить роли ученика; формирование интереса к учению;  В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок  совершить.  Развивать эколого­этическую деятельность (анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нем; оценка  поступков других людей в природе). Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1­м классе является формирование следующих УУД:      Регулятивные УУД:  Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.  Проговаривать последовательность действий на уроке.  Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.  Учиться работать по предложенному учителем плану.  Учиться выстраивать проблемный диалог (ситуации), коллективное решение проблемных вопросов;  Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.  Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.  Учиться технологии оценивания образовательных  достижений (учебных успехов). Познавательные УУД:  Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.  Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении).  Добывать   новые   знания:   находить   ответы   на   вопросы,   используя   учебник,   свой   жизненный   опыт   и   информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания;  Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.  Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.  Моделировать экологические связи с помощью графических и динамических схем.  Уметь передать мысль не словом, а образом, моделью,  рисунком – схемой.  Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему. Коммуникативные УУД:  Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).  Слушать и понимать речь других.  Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.  Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им (основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах).  Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика; осваивать ролевые игры).  Формировать умение работать в группах и парах.  Составлять небольшой рассказ на тему «Кем ты хочешь стать»; Предметными результатами  изучения курса «Окружающий мир» в 1­м классе является сформированность следующих умений. государственную символику России: флаг, герб, гимн;  государственные праздники;  основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;  общие условия, необходимые для жизни живых организмов;  уметь    определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);  вести наблюдения в природе.  • название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села); • • • • • • • различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы; называть их роль в жизни человека; • называть окружающие предметы и их взаимосвязи; • называть основные особенности каждого времени года, уметь определять своё отношение к миру, знать названия дней  недели; вырабатывать соответствующие нормы  и правила по экологической этике; выполнять   посильную деятельность по охране окружающей среды; • • • объяснить,  какое значение имеет окружающая природа для людей; • группы растений и животных;  деревья, кустарники, травы; насекомых, рыб, птиц, зверей; • различать основные части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами; отображать их на рисунке (схеме); • •  различать овощи и фрукты; выполнять простейшие правила ухода за комнатными растениями, домашними животными (кошкой, собакой); • особенности труда людей наиболее распространённых профессий.  • оценивать правильность поведения в быту (правила общения); • правила ОБЖ, уличного движения: o знать безопасную дорогу от дома до школы; o знать важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, o правила перехода улицы; o знать правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств) и  соблюдать их; • назначение основных средств передвижения: автомобиль, поезд, самолет, пароход;  •  правила сохранения и укрепления здоровья; СОДЕРЖАНИЕ КУРСА. Человек и природа. Природа – это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Признаки     предметов   (цвет,   форма,   сравнительные   размеры   и   др.).   Примеры   явлений   природы:   смена   времён   года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, ветер, закат, дождь, гроза. Звёзды и планеты. Созвездия. Формы и размеры звёзд. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля – планета; общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли, Луна – естественный спутник Земли. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.  Погода, её составляющие (облачность, осадки, ветер). Водоёмы (река, море, озеро); их использование человеком. Водоёмы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений). Вода.   Состояния   воды.   Использование   в   хозяйственной   жизни   человека.   Полезные   ископаемые.   Камни,   их разнообразие   (по   форме,   размерам,   цвету)   и   красота.   Гранит,   кремень,   известняк.   Их   значение   в   хозяйственной деятельности человека.  Растения, их разнообразие. Части растений (корень стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Знакомство с отдельными представителями растений (комнатные растения, растения цветника, деревья). Бережное отношение человека к растениям. Грибы (съедобные и ядовитые). Животные и их разнообразие. Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края.  Человек   –   часть   природы.   Зависимость   жизни   человека   от   природы.   Положительное   и   отрицательное   влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Человек и общество. Человек – член общества. Взаимоотношения человека   с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению.  Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Имена и фамилии членов семьи. Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Друзья. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Режим дня школьника. Чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Основы правильного питания. Правила   безопасного   поведения   на   дорогах,   в   лесу,   на   водоёме   в   разное   время   года.   Правила   противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Значение труда в жизни человека и общества. Профессии людей. Общественный транспорт. Наземный, воздушный, водный транспорт. Правила пользования транспортом.   Средства связи: почта, телеграф, телефон. Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, интернет. Наша   родина   –   Россия,   Российская   Федерация.   Государственная   символика   России:   герб,   гимн,   флаг.   Правила поведения при прослушивании гимна. Конституция – основной закон РФ. Права ребёнка. Президент РФ – глава государства. Праздник в жизни общества. Основные праздники: Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День Весны и Труда, День Победы, День России, День защиты детей, День семьи и др. Москва – столица России. Россия   –   многонациональная   страна.   Народы,   населяющие   Россию,   их   обычаи,   характерные   особенности   быта. Уважительное отношение к своему и другим народам. Родной край – частица России. Родной город, регион: название, основные достопримечательности. Особенности труда людей родного края, профессии. Важные сведения  из истории родного края. Название  раздела Количество  часов Кто и что? Как, откуда и Где и когда? Почему и зачем? 20 ч куда? 12 ч 11 ч 22 ч Распределение учебного материала по четвертям Период обучения 1 четверть Количество Диагностический  и практический часов 18 часов материал Практических работ – 4 экскурсии – 1; 2 четверть 14 часов Практических работ – 4,проверочных проектов­1 3 четверть 4 четверть Итого: 10 часов 14 часов 66 часов  Проверочных работ – 1; проектов­1 Проверочных работ – 2; проектов­1 Практических работ – 8; проверочных (2 часа в неделю) работ – 4; проектов­3,экскурсии­4 работ – 1 Дата по плану фактическ и Номер урока 1. Тематическое планирование. Наименование разделов, тем отдельных уроков Кол­во часов Основные виды учебной деятельности обучающихся Урок­экскурсия «Знакомство со  школой» Задавайте вопросы! 1 Учащиеся осваивают первоначальные умения: ­задавать вопросы; ­вступать в учебный диалог; ­пользоваться условными обозначениями учебника; ­различать способы и средства познания  окружающего мира. 2. 3. 4. Что такое Родина? Раздел «Что и кто?» 20 ч 1 Что мы знаем о народах России? 1 Что мы знаем о Москве? 1 Понимать учебную задачу и стремиться её  выполнить: ­работать с картинной картой России,  актуализировать имеющиеся знания о природе и  городах страны, занятиях жителей; ­сравнивать, различать и описывать герб и флаг  России; ­рассказывать о малой родине и Москве как  столице государства; ­отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои  достижения на уроке. Понимать учебную задачу урока и стремиться её  выполнить;  рассматривать иллюстрации учебника, сравнивать  лица и национальные костюмы представителей  разных народов;  — работать в паре: рассказывать (по  фотографиям и личным впечатлениям) о  национальных праздниках;  — обсуждать, чем различаются народы России и  что связывает их в единую семью;  — работать со взрослыми: находить информацию о народах своего края;  — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.  Понимать учебную задачу урока и стремиться её  выполнить;  рассматривать иллюстрации учебника, извлекать  из них нужную информацию о Москве;  — узнавать достопримечательности столицы;  — работать в паре: рассказывать по  фотографиям о жизни москвичей — своих 5. 6. 7. Проект   «Моя   малая   Родина» Инструктаж   по   ТБ   поведения   во время экскурсии. Что у нас над головой? Урок­экскурсия «Что у нас под  ногами?» Практическая работа. Определение  образцов камней. 1 1 1 сверстников;  — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. В ходе выполнения проекта первоклассники с  помощью взрослых учатся:  фотографировать наиболее значимые досто­ примечательности своей малой родины;  — находить в семейном фотоархиве  соответствующий материал;  интервьюировать членов своей семьи об истории и достопримечательностях своей малой родины;  — составлять устный рассказ;  — выступать с подготовленным сообщением,  опираясь на фотографии (слайды);  — оценивать результаты собственного труда и  труда товарищей.  Понимать учебную задачу урока и стремиться её  выполнить;  — наблюдать и сравнивать дневное и ночное  небо, рассказывать о нём;  — моделировать форму Солнца;  — работать в паре: моделировать форму  созвездий; — работать со взрослыми: находить на ночном  небе ковш Большой Медведицы; проводить  наблюдения за созвездиями, Луной, погодой (по  заданиям рабочей тетради);  — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.  Понимать учебную задачу урока и стремиться её  выполнить;  — группировать объекты неживой природы  (камешки) по разным признакам; 8. 9. Что общего у разных растений? Практическая работа. Определение  частей растений. Инструктаж по ТБ при работе с  растениями. Что растёт на подоконнике? 1 1 — практическая работа: определять образцы  камней по фотографиям, рисункам атласа­ определителя;  — различать гранит, кремень, известняк;  — работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний,  осуществлять самопроверку;  — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Понимать учебную задачу урока и стараться её  выполнить;  рассматривать иллюстрации учебника, извлекать  из них нужную информацию;  — практическая работа в группе: находить у  растений их части, показывать и называть; — работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний,  различать цветки и соцветия, осуществлять са­ мопроверку;  — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Понимать учебную задачу урока и стараться её  выполнить;  — наблюдать комнатные растения в школе и  узнавать их по рисункам;  — практическая работа: определять комнатные  растения с помощью атласа­определителя;  — различать изученные растения;  — работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний о родине  комнатных растений, осуществлять "самопроверку;  — приводить примеры комнатных растений;  — рассказывать об особенностях любимого ра­ 10. 11. 12. Урок­экскурсия  Что растёт на клумбе? Урок­экскурсия. Что это за листья? Что такое хвоинки? Инструктаж по ТБ при работе с частями хвойных растений. 1 1 1 стения;  — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.  Понимать учебную задачу урока и стараться её  выполнить;  — наблюдать растения клумбы и дачного участка  и узнавать их по рисункам;  — практическая работа: определять растения  цветника с помощью атласа­определителя;  — работать в паре: узнавать по фотографиям  растения цветника, осуществлять самопроверку;  — рассказывать о любимом цветке;  — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.  Понимать учебную задачу урока и стараться её  выполнить;  — наблюдать осенние изменения окраски листьев  на деревьях;  — узнавать листья в осеннем букете, в гербарии,  на рисунках и фотографиях;  — сравнивать и группировать листья по раз­ личным признакам;  — практическая работа в группе: определять  деревья по листьям;  — описывать внешний вид листьев какого­либо  дерева;  — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.  Понимать учебную задачу урока и стараться её  выполнить;  — различать лиственные и хвойные деревья;  — практическая работа в группе: определять  деревья с помощью атласа­определителя; 13. 14. 15. Кто такие насекомые? Кто такие рыбы? Кто такие птицы? Практическая   работа.   Изучение — сравнивать ель и сосну;  — описывать дерево по плану;  — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.  Понимать учебную задачу урока и стремиться её  выполнить;  рассматривать иллюстрации учебника, извлекать  из них информацию о строении насекомых,  сравнивать части тела различных насекомых;  — работать в паре: узнавать насекомых на ри­ сунке, определять насекомых с помощью атласа­ определителя, осуществлять самопроверку, при­ водить примеры насекомых;  — сочинять и рассказывать сказочные истории 1  по рисункам;  — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.  Понимать учебную задачу урока и стремиться её  выполнить;  рассматривать иллюстрации учебника, извлекать  из них нужную информацию;  моделировать строение чешуи рыбы с помощью  монет или кружочков из фольги;  — работать в паре: узнавать рыб на рисунке,  осуществлять самопроверку;  — описывать рыбу по плану;  — приводить примеры речных и морских рыб с  помощью атласа­определителя;  — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.  Понимать учебную задачу урока и стремиться её  выполнить;  1 1 1 строения птичьих перьев. Кто такие звери? Практическая   работа.   Изучение строения шерсти животных Что окружает нас дома? рассматривать иллюстрации учебника, извлекать  из них нужную информацию;  — практическая работа: исследовать строение  пера птицы;  — работать в паре: узнавать птиц на рисунке,  определять птиц с помощью атласа­определителя,  проводить самопроверку;  — описывать птицу по плану; — сочинять и рассказывать сказочную историю  по рисунку;  — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. — Понимать учебную задачу урока и стремиться  её выполнить;  рассматривать иллюстрации учебника, извлекать  из них нужную информацию;  — практическая работа: исследовать строение  шерсти зверей;  — работать в паре: узнавать зверей на рисунке,  определять зверей с помощью атласа­опре­ делителя, проводить самопроверку;  устанавливать связь между строением тела зверя и его образом жизни;  — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Понимать учебную задачу урока и стремиться её  выполнить;  характеризовать назначение бытовых предметов; — находить на рисунке предметы определённых  групп;  — работать в паре: группировать предметы  домашнего обихода; проводить взаимопроверку;  1 1 16. 17. 18. 19. 20. Что умеет компьютер?  Инструктаж   по   ТБ   при   работе   с компьютером. Что   вокруг   нас   может   быть опасным? 1 1 На что похожа наша планета? 1 — приводить примеры предметов разных групп;  — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.  Понимать учебную задачу урока и стремиться её  выполнить;  — определять составные части компьютера;  характеризовать назначение частей компьютера;  — сравнивать стационарный компьютер и ноут­ бук;  — работать в паре: рассказывать (по рисунку­ схеме) о возможностях компьютера, обсуждать  значение компьютера в нашей жизни;  — моделировать устройство компьютера;  — соблюдать правила безопасного обращения с  компьютером;  — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Понимать учебную задачу урока и стремиться её  выполнить;  — выявлять потенциально опасные предметы  домашнего обихода;  характеризовать опасность бытовых предметов;  — работать в паре: формулировать правила  перехода улицы, проводить самопроверку;  — моделировать устройство светофора;  — оценивать своё обращение с предметами до­ машнего обихода и поведение на дороге;  — сочинять и рассказывать сказку по рисунку  учебника;  — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Понимать учебную задачу урока и стремиться её 21. 22. Проверим   себя   и   оценим   свои достижения   по   разделу   «Что   и кто?»  Презентация   проекта   «Моя   малая Родина» 1 Раздел «Как, откуда и куда?» (12 ч) Как   живёт   семья?   Проект   «Моя семья» 1 выполнить;  — выдвигать предположения и доказывать их;  — использовать глобус для знакомства с формой  нашей планеты;  — работать в паре: рассматривать рисунки­ схемы и объяснять особенности движения Земли; — моделировать форму Земли;  — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Выполнять тестовые задания учебника;  — выступать с сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;  — обсуждать выступления учащихся;  — оценивать свои достижения и достижения  других учащихся. Понимать учебную задачу данного урока и  стремиться её выполнить;  — рассказывать о жизни семьи по рисункам  учебника;  — называть по именам (отчествам, фамилиям)  членов своей семьи;  — рассказывать об интересных событиях в жизни  своей семьи;  — оценивать значение семьи для человека и  общества.  В ходе выполнения проекта дети с помощью  взрослых учатся: — отбирать из семейного архива фотографии  членов семьи во время значимых для семьи со­ бытий;  интервьюировать членов семьи; 23. 24. 25. Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Практическая   работа   «Выполняем опыты с водой» Откуда   в   наш   дом   приходит электричество? Практическая   работа   «Собираем электрическую цепь» Как путешествует письмо?  — оценивать значение семейных альбомов для  укрепления семейных отношений;  — составлять экспозицию выставки;  — оценивать результаты собственного труда и  труда товарищей.  Понимать учебную задачу урока и стремиться её  выполнить;  — прослеживать по рисунку­схеме путь воды;  — обсуждать необходимость экономии воды;  — выяснять опасность употребления загрязнённой  воды;  — практическая работа: проводить опыты,  показывающие загрязнение воды и её очистку;  — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.  Понимать учебную задачу урока и стремиться её  выполнить; — отличать электроприборы от других бытовых  предметов, не использующих электричество; — запомнить правила безопасности при обращении с электричеством и электроприборами; анализировать схему выработки электричества и  способа его доставки потребителям; обсуждать  необходимость экономии электроэнергии; — практическая работа в паре: собирать  простейшую электрическую цепь; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Понимать учебную задачу урока и стремиться её  выполнить;  — наблюдать за работой почты и рассказывать о  ней;  — работать в паре: строить из разрезных деталей  1 1 1 26. 27. схему доставки почтовых отправлений, рас­ сказывать по схеме о путешествии письма, про­ водить взаимопроверку;  — различать почтовые отправления: письма,  бандероли, посылки, открытки; работать в группе: высказывать предположения о содержании  иллюстраций и осуществлять самопроверку;  — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.   Понимать учебную задачу урока и стремиться её  выполнить;  — прослеживать по рисунку­схеме путь воды из  реки в море;  — сравнивать реку и море;  — различать пресную и морскую воду;  — практическая работа в паре: рассматривать  морскую соль и проводить опыт по «изго­ товлению» морской воды;  — сочинять и рассказывать сказочную историю  по рисунку; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.  Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;  — практическая работа в группе: проводить опыты по   исследованию   снега   и   льда   в   соответствии   с инструкциями, формулировать выводы из опытов;  — наблюдать форму снежинок и отображать её в рисунках;  — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. 1 1 Куда текут реки? Практическая «Приготовление «морской» воды» работа.   Откуда берутся снег и лёд? Практическая   работа   «Изучение свойств снега и льда»   Инструктаж по ТБ при работе со снегом и льдом. 28. 29. 30. Как   живут   растения?   Инструктаж по   ТБ   при   работе   с   комнатными растениями. Как живут животные? Как зимой помочь птицам? 1 1 1  Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;  —  наблюдать  за   ростом   и   развитием   растений, рассказывать о своих наблюдениях;  —  прослеживать  по   рисунку­схеме   этапы   жизни растения;  формулировать  выводы   об   условиях,   необхо­ димых для жизни растений;  —   практическая   работа   в   паре:  ухаживать  за комнатными растениями;  — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.  Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;  — наблюдать за жизнью животных, рассказывать о своих наблюдениях;  —  работать в группе: выполнять  задания,  фор­ мулировать выводы, осуществлять самопроверку; —   практическая   работа   в   паре:  ухаживать  за животными живого уголка;  — оценивать свои достижения на уроке.  Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;  —  наблюдать  зимующих   птиц,  различать  зиму­ ющих птиц по рисункам и в природе;  — обсуждать формы кормушек и виды корма для птиц;  —   практическая   работа   в   паре:  изготавливать простейшие   кормушки   и  подбирать  из   предло­ женного подходящий для птиц корм;  — запомнить правила подкормки птиц;  — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. 31. 32. 33. Откуда   берётся   и   куда   девается мусор? Откуда в снежках грязь? Проверим   себя   и   оценим   свои достижения   по   разделу   «Как, откуда   и   куда?»   Презентация проекта «Моя семья» 1 1 1   Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;  —  определять  с   помощью   рисунков   учебника источники   возникновения   мусора   и   способы   его утилизации;  —  обсуждать  важность   соблюдения   чистоты   в быту,   в   городе   и   в   природном   окружении; необходимость раздельного сбора мусора;  —   практическая   работа   в   группе:  сортировать мусор по характеру материала;  —  сочинять  и  рассказывать  сказочную историю по рисунку;  — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.  Понимать учебную задачу урока и стремиться её  выполнить;  — практическая работа в паре: исследовать  снежки и снеговую воду на наличие загрязнений;  — обсуждать источники появления загрязнений в  снеге;  формулировать предложения по защите  окружающей среды от загрязнений;  — сочинять и рассказывать сказку на предло­ женную тему;  — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.  Выполнять тестовые задания учебника;  — выступать с подготовленными сообщениями,  иллюстрировать их наглядными материалами; — обсуждать выступления учащихся;  — оценивать свои достижения и достижения  других учащихся. 34. 35. 36. Когда учиться интересно? Раздел «Где и когда?» (11ч) 1 Проект «Мой класс и моя школа» 1 Когда придёт суббота? 1  Понимать учебную задачу урока и стремиться её  выполнить;  анализировать иллюстрации учебника, обсуждать  условия интересной и успешной учёбы;  — работать в паре: сравнивать фотографии в  учебнике, рассказывать о случаях взаимопомощи в классе;  — рассказывать о своём учителе; формулиро­ вать выводы из коллективного обсуждения; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. В ходе выполнения проекта дети с помощью  взрослых учатся: фотографировать наиболее  интересные события в классе, здание школы,  классную комнату и т. д.  — коллективно составлять рассказ о школе и  классе;  — презентовать итоги коллективного проекта,  сопровождая рассказ фотографиями (слайдами);  — оформлять фотовыставку;  —  оценивать  результаты   собственного   труда   и труда товарищей.  Понимать учебную задачу урока и стремиться её  выполнить;  анализировать иллюстрации учебника, различать  прошлое, настоящее и будущее;  — работать в паре: отображать с помощью  карточек последовательность дней недели, называть дни недели в правильной последовательности,  проводить взаимоконтроль;  — называть любимый день недели и объяснять,  почему именно он является любимым; 37. Когда наступит лето? 38. Где живут белые медведи? 1 1 — сочинять и рассказывать сказочную историю  по рисунку;  — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Понимать учебную задачу урока и стремиться её  выполнить;  анализировать схему смены времён года и  месяцев; называть времена года в правильной  последовательности, соотносить времена года и  месяцы; использовать цветные фишки для вы­ полнения заданий; характеризовать природные  явления в разные времена года;  — называть любимое время года и объяснять,  почему именно оно является любимым;  — работать в паре: находить несоответствия в  природных явлениях на рисунках учебника;  — наблюдать сезонные изменения в природе и  фиксировать их в рабочей тетради;  — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.  Понимать учебную задачу урока и стремиться её  выполнить;  — практическая работа в паре: находить на  глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду,  характеризовать их, осуществлять самоконтроль;  рассматривать и сравнивать иллюстрации  учебника, извлекать из них информацию о  животном мире холодных районов;  — приводить примеры животных холодных  районов;  — устанавливать связь между строением, образом  жизни животных и природными условиями;  — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои 39. 40. 41. Где живут слоны? Где зимуют птицы? Когда появилась одежда? 1 1 1 достижения на уроке. Понимать учебную задачу урока и стремиться её  выполнить;  — практическая работа в паре: находить на  глобусе экватор и жаркие районы Земли, харак­ теризовать их, осуществлять самопроверку;  — работать в группе: анализировать рисунок  учебника, рассказывать по плану о полученной  информации;  — приводить примеры животных жарких районов;  — устанавливать связь между строением, образом  жизни животных и природными условиями;  — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.  Понимать учебную задачу урока и стремиться её  выполнить;  — различать зимующих и перелётных птиц;  группировать (классифицировать) птиц с ис­ пользованием цветных фишек; — работать в паре: выдвигать предположения о  местах зимовок птиц и доказывать их, осу­ ществлять самопроверку;  — объяснять причины отлёта птиц в тёплые края;  — приводить примеры зимующих и перелётных  птиц;  — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.  Понимать учебную задачу урока и стремиться её  выполнить;  — прослеживать с помощью иллюстраций  учебника историю появления одежды и развития  моды; описывать одежду людей по рисунку; 42. 43. Когда изобрели велосипед? Когда мы станем взрослы­ ми? 1 1 — отличать национальную одежду своего народа  от одежды других народов;  — работать в паре: различать типы одежды в  зависимости от её назначения, подбирать одежду  для разных случаев;  — работать со взрослыми: изготавливать ма­ скарадный костюм; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.  Понимать учебную задачу урока и стремиться её  выполнить;  — сравнивать старинные и современные велоси­ педы;  — работать в паре: извлекать из учебника ин­ формацию об устройстве велосипеда, осущест­ влять самопроверку;  — обсуждать роль велосипеда в нашей жизни;  — запомнить правила безопасной езды на вело­ сипеде;  — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.  Понимать учебную задачу урока и стремиться её  выполнить;  — сравнивать жизнь взрослого и ребёнка;  — определять по фотографиям в учебнике про­ фессии людей, рассказывать о профессиях ро­ дителей и старших членов семьи, обсуждать, какие профессии будут востребованы в будущем;  — работать в паре: сравнивать рисунки учебни­ ка, формулировать выводы в соответствии с за­ данием; — рассуждать о том, что в окружающем мире 44. 45. Проверим   себя   и   оценим   свои достижения   по   разделу   «Где   и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа» 1 Раздел « Почему и зачем?»  (22 ч) Почему   Солнце   светит   днём,   а звёзды ночью? 1 46. Почему Луна бывает разной? 1 зависит от наших поступков; — отвечать на  итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Выполнять тестовые задания учебника;  — выступать с подготовленными сообщениями,  иллюстрировать их наглядными материалами;  — обсуждать выступления учащихся;  — оценивать свои достижения и достижения  других учащихся.  Понимать учебную задачу урока и стремиться её  выполнить;  — сопоставлять видимые и реальные размеры  звёзд, в том числе и Солнца;  — работать в паре: моделировать форму, цвет,  сравнительные размеры некоторых звёзд  (Альдебаран, Регул, Солнце, Сириус), проводить  взаимопроверку;  — использовать атлас­определитель для полу­ чения нужной информации; моделировать со­ звездие Льва;  — работать со взрослыми: наблюдать картину  звёздного неба, находить на нём созвездие Льва; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. — Понимать учебную задачу урока и стремиться  её выполнить;  — анализировать схемы движения Луны вокруг  Земли и освещения её поверхности Солнцем;  формулировать выводы о причинах изменения  внешнего вида Луны;  — моделировать из пластилина форму Луны; 47. 48. Почему идёт дождь и дует ветер? 1 Почему звенит звонок? Разнообразие   звуков   в   окружающем мире.   Причина   возникновения   и способ   распространения   звуков. Необходимость беречь уши. 1 — рассказывать с помощью рисунков в учебнике  об изучении Луны учёными, осуществлять са­ мопроверку;  — работать со взрослыми: наблюдать за  изменениями внешнего вида Луны, фиксировать  результаты наблюдений в рабочей тетради;  — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Понимать учебную задачу урока и стремиться её  выполнить;  — наблюдать за дождями и ветром;  — работать в группе: рассказывать по рисунку  учебника о видах дождя (ливень, косохлёст, сит­ ничек); отбирать из списка слов те, которые  подходят для описания ветра; объяснять причины  возникновения дождя и ветра; осуществлять  самопроверку;  — сочинять и рассказывать сказку по рисунку;  — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.  Понимать учебную задачу урока и стремиться её  выполнить;  — анализировать рисунок учебника и передавать  голосом звуки окружающего мира;  — практическая работа в паре: исследовать  возникновение и распространение звуков;  — обсуждать, почему и как следует беречь уши;  — высказывать предположения о причине  возникновения эха, осуществлять самопроверку; — сочинять и рассказывать сказку по рисунку;  — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. 49. Почему радуга разноцветная? 1 50. Почему мы любим кошек и собак? 1 51. Проект «Мои домашние питомцы» 1 Понимать учебную задачу урока и стремиться её  выполнить;  — описывать чувства, возникающие при виде  радуги; называть цвета радуги по своим наблю­ дениям и рисунку учебника;  — запомнить последовательность цветов радуги с  помощью мнемонического приёма;  — высказывать предположения о причинах воз­ никновения радуги, осуществлять самопроверку;  — работать в паре: отображать последователь­ ность цветов радуги с помощью цветных полосок,  осуществлять взаимопроверку;  — сочинять и рассказывать сказочную историю  по рисунку;  — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Понимать учебную задачу урока и стремиться её  выполнить;  — описывать по плану своего домашнего питомца  (кошку, собаку);  — обсуждать наше отношение к домашним пи­ томцам; — рассказывать по рисункам учебника об уходе за кошкой и собакой;  — практическая работа в паре: познакомиться с  предметами ухода за кошкой и собакой и их  назначением;  — участвовать в ролевой игре, моделирующей  взаимоотношения хозяина и домашнего любимца;  — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. В ходе выполнения проекта дети с помощью  взрослых учатся: 52. 53. Почему мы не будем рвать цветы и  ловить бабочек?  . 1 Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? 1 — наблюдать за домашним любимцем и фик­ сировать результаты наблюдений;  — фотографировать свою кошку (собаку) в  наиболее интересных ситуациях;  — составлять рассказ о своей кошке (собаке), её  характере, повадках, играх;  — презентовать свой проект с демонстрацией  фотографий (слайдов);  — оформлять фотовыставку;  — оценивать результаты собственного труда и  труда товарищей.  Понимать учебную задачу урока и стремиться её  выполнить;  — работать в паре: определять цветы и бабочек с  помощью атласа­определителя, осуществлять  самопроверку;  — рассматривать и сравнивать рисунки учеб­ ника, оценивать поступки других людей и свои  собственные по отношению к природе, форму­ лировать правила поведения в природе, сопо­ ставлять их с эталоном;  — устанавливать взаимосвязь цветов и бабочек на  основе информации учебника;  — сочинять и рассказывать сказочную историю  по рисунку;  — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.  Понимать учебную задачу урока и стремиться её  выполнить;  — определять лесных обитателей по звукам, кото­ рые они издают; передавать голосом звуки леса;  — объяснять (с опорой на рисунок учебника), 54. Зачем мы спим ночью? 1 55. Почему нужно есть много овощей и фруктов? 1 почему в лесу нужно соблюдать тишину;  — работать в паре: устанавливать причинно­ следственные связи (на основе информации  учебника), осуществлять самопроверку; — оценивать своё поведение в лесу и поведение  других людей на основании чтения (прослушива­ ния) рассказов из книги «Великан на поляне»;  — формулировать правила поведения в природе;  — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Понимать учебную задачу урока и стремиться её  выполнить;  — сравнивать рисунки учебника, делать выводы о значении сна в жизни человека;  — работать в паре: рассказывать о правилах  подготовки ко сну, использовать для выполнения  задания цветные фишки, осуществлять вза­ имопроверку;  — оценивать правильность своей подготовки ко  сну;  — рассказывать (на основе наблюдений) о сне  животных; обсуждать информацию о животных,  которые ночью не спят, содержащуюся в книге  «Зелёные страницы»;  — определять по рисункам профессии людей и  рассказывать об их работе; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.  Понимать учебную задачу урока и стремиться её  выполнить;  — различать овощи и фрукты; группировать  (классифицировать) их с использованием цветных  фишек, осуществлять самопроверку; 56. Почему   нужно   чистить   зубы   и мыть руки?  1 57. Зачем нам телефон и телевизор? 1 — работать в группе: находить в учебнике ин­ формацию о витаминах в соответствии с заданием;  сравнивать роль витаминов А, В и С в жиз­ недеятельности организма;  — сочинять и рассказывать сказочную историю  по рисунку;  — запомнить правила гигиены при употреблении  овощей и фруктов;  — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.  Понимать учебную задачу урока и стремиться её  выполнить;  — обосновывать необходимость чистки зубов и  мытья рук,  — отбирать из предложенных нужные предметы  гигиены, объяснять их назначение; — рассказывать по рисункам, в каких случаях  следует мыть руки;  — практическая работа в паре: осваивать приёмы  чистки зубов и мытья рук;  — запомнить, что зубная щётка и полотенце у  каждого человека должны быть личные;  — формулировать основные правила гигиены;  — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Понимать учебную задачу урока и стремиться её  выполнить;  — различать средства связи и средства массовой  информации;  — рассказывать (с опорой на фотографии в  учебнике) о видах телефонов;  — объяснять назначение радиоприёмника, теле­ визора, газет и журналов; — работать в паре: сравнивать старинные и  современные предметы (телефоны, телевизоры,  радиоприёмники);  — обсуждать назначение Интернета;  — моделировать ситуации вызова экстренной  помощи по телефону;  — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.  Понимать учебную задачу урока и стремиться её  выполнить;  — классифицировать автомобили и объяснять их  назначение;  — работать в паре: по рисунку­схеме знако­ миться с устройством автомобиля, проводить  взаимопроверку;  — использовать представленную в учебнике ин­ формацию для выполнения задания;  — сочинять и рассказывать сказочную историю  по рисунку;  — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Понимать учебную задачу урока и стремиться её  выполнить;  — классифицировать поезда в зависимости от их  назначения;  — работать в паре: рассказывать об устройстве  железной дороги, осуществлять самоконтроль; — использовать информацию учебника для вы­ полнения задания, сравнивать старинные и со­ временные поезда; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Понимать учебную задачу урока и стремиться её  1 1 1 Зачем нужны автомобили? Зачем нужны поезда? Зачем строят корабли? 58. 59. 60. 61. 62. Зачем строят самолёты? Почему   в   автомобиле   и   поезде нужно   правила безопасности? соблюдать   1 1 выполнить;  — классифицировать корабли в зависимости от  их назначения;  — рассказывать о своих впечатлениях от плавания на корабле;  — работать в паре: по рисунку­схеме знако­ миться с устройством корабля, проводить само­ проверку и взаимопроверку;  — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Понимать учебную задачу урока и стремиться её  выполнить;  — классифицировать самолёты в зависимости от  их назначения; — рассказывать о своих впечатлениях от полёта  на самолёте;  — работать в паре: по рисунку­схеме знако­ миться с устройством самолёта, проводить са­ мопроверку и взаимопроверку;  — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения нa уроке. — Понимать учебную задачу урока и стремиться  её выполнить;  — обобщать сведения о транспорте, полученные на предыдущих уроках;  — обсуждать необходимость соблюдения правил  безопасности в транспорте;  — работать в группе: знакомиться с правилами  безопасности в автомобиле, поезде и на железной  дороге; рассказывать о правилах безопасности в  автобусе, троллейбусе, трамвае;  — участвовать в ролевой игре, моделирующей  правила безопасности в транспорте и действия в 63. 64. 65. Почему   на   корабле   и   в   самолёте нужно   правила безопасности? соблюдать   Зачем люди осваивают космос? Почему   мы   часто   слышим   слово «экология»?  1 1 1 опасной ситуации;  — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Понимать учебную задачу урока и стремиться её  выполнить;  — работать в группе: знакомиться с правилами  безопасности и спасательными средствами на  корабле и в самолёте;  — участвовать в ролевой игре, моделирующей  правила безопасности на водном и воздушном  транспорте и действия в опасной ситуации;  — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Понимать учебную задачу урока и стремиться её  выполнить;  — рассказывать об освоении человеком космоса,  опираясь на иллюстрации учебника;  — работать в группе: высказывать предполо­ жения по вопросам учебника, осуществлять Са­ мопроверку;  — моделировать экипировку космонавта;  — участвовать в ролевой игре «Полёт в космос»;  — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Понимать учебную задачу урока и стремиться её  выполнить;  — находить в тексте учебника ответы на вопросы;  — приводить примеры взаимосвязей между че­ ловеком и природой;  — оценивать свои поступки по отношению к  природе и рассказывать о них;  — участвовать в конкурсе рисунков на тему  «Чудесный мир природы»; 66. Проверим   себя   и   оценим   свои достижения по разделу «Почему и зачем?» Презентация проекта «Мои дом. питомцы» 1 — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Выполнять тестовые задания учебника;  — выступать с подготовленными сообщениями,  иллюстрировать их наглядными материалами;  — обсуждать выступления учащихся;  — оценивать свои достижения и достижения  других учащихся.

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.05.2018