Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России
Оценка 4.9
Образовательные программы
doc
окружающий мир
1 кл
04.05.2018
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена на основе Федерального Закона «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ ст.2,п.9, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования(ФГОС НОО), утвержденного приказом Минобрнауки России от 06.10.2009г №373,требованиями «Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №1 п.Клетня, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и авторской программы А. Плешакова «Окружающий мир» //Сборник рабочих программ «Школа России»//. 1-4 классы .М.: Просвещение, 2012г .
Программа адресована обучающимся первых классов общеобразовательных школ.
переделка1 кл. окруж. мир рабоч. программа.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 п. Клетня Брянской области
Рассмотрено
на заседании МО
Согласовано
Утверждено
Заместитель директора
Приказ №________
учителей начальных классов
по УР МБОУ СОШ№1 п.Клетня
от «_____»___________2017г
Руководитель МО
________Кравцова С.В
Кравцова С.В.________
Директор МБОУ СОШ№1
п.Клетня Брянской области
«______» ____________2017г.
_________Касацкая Н.В
от «___» ___________2017г.
.
Рабочая программа
учебного предмета
«Окружающий мир»
1 класс
Программу разработала
учитель начальных классов
Соловьева О.В.
педстаж 20 лет
высшая квалификационная категория
п.Клетня
20172018 учебный год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена на основе Федерального Закона «Об образовании в РФ» от
29 декабря 2012 года №273ФЗ ст.2,п.9, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования(ФГОС НОО), утвержденного приказом Минобрнауки России от 06.10.2009г №373,требованиями
«Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №1 п.Клетня, Концепции духовно
нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и
авторской программы А. Плешакова «Окружающий мир» //Сборник рабочих программ «Школа России»//. 14 классы .М.:
Просвещение, 2012г .
Программа адресована обучающимся первых классов общеобразовательных школ.
Цель изучения курса «Окружающий мир» для обучаемых 1 класса – помочь ученику в формировании личностного
восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, подготовить поколение
нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на
созидательное обустройство родного города, родной страны и планеты Земля.
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально
научного познания и эмоциональноценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовнонравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и
конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к
России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и
чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного
взаимодействия в социуме.
Планируемые результаты освоения курса. Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1м классе является формирование следующих умений:
Знать домашний адрес, имена и отчества родителей. Проявлять уважение к своей семье,родственникам, любовь к
родителям.
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных
ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
Освоить начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире (настоящее, прошлое, будущее).
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы
общечеловеческих нравственных ценностей). Объяснять и оценивать конкретнее поступки как хорошие или плохие.
Использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила пове
дения в общественных местах.
Выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту.
Освоить роли ученика; формирование интереса к учению;
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок
совершить.
Развивать экологоэтическую деятельность (анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нем; оценка
поступков других людей в природе).
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир»
в 1м классе является формирование следующих УУД:
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться выстраивать проблемный диалог (ситуации), коллективное решение проблемных вопросов; Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Учиться технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию,
полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания;
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
Моделировать экологические связи с помощью графических и динамических схем.
Уметь передать мысль не словом, а образом, моделью,
рисунком – схемой.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или
небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им (основные формы приветствия,
просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах).
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика; осваивать ролевые игры).
Формировать умение работать в группах и парах.
Составлять небольшой рассказ на тему «Кем ты хочешь стать»; Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1м классе является сформированность следующих
умений.
государственную символику России: флаг, герб, гимн;
государственные праздники;
основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;
общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
уметь определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
вести наблюдения в природе.
• название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);
•
•
•
•
•
•
• различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы; называть их роль в жизни человека;
• называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
• называть основные особенности каждого времени года, уметь определять своё отношение к миру, знать названия дней
недели;
вырабатывать соответствующие нормы и правила по экологической этике;
выполнять посильную деятельность по охране окружающей среды;
•
•
• объяснить, какое значение имеет окружающая природа для людей;
•
группы растений и животных; деревья, кустарники, травы; насекомых, рыб, птиц, зверей;
• различать основные части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами; отображать их на рисунке (схеме);
•
•
различать овощи и фрукты;
выполнять простейшие правила ухода за комнатными растениями, домашними животными (кошкой, собакой);
• особенности труда людей наиболее распространённых профессий.
• оценивать правильность поведения в быту (правила общения);
• правила ОБЖ, уличного движения:
o знать безопасную дорогу от дома до школы; o знать важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора,
o правила перехода улицы;
o знать правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств) и
соблюдать их;
• назначение основных средств передвижения: автомобиль, поезд, самолет, пароход;
•
правила сохранения и укрепления здоровья;
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.
Человек и природа.
Природа – это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком.
Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года,
снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, ветер, закат, дождь, гроза.
Звёзды и планеты. Созвездия. Формы и размеры звёзд. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для
всего живого на Земле. Земля – планета; общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли, Луна
– естественный спутник Земли.
Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.
Погода, её составляющие (облачность, осадки, ветер).
Водоёмы (река, море, озеро); их использование человеком. Водоёмы родного края (названия, краткая характеристика
на основе наблюдений).
Вода. Состояния воды. Использование в хозяйственной жизни человека. Полезные ископаемые. Камни, их
разнообразие (по форме, размерам, цвету) и красота. Гранит, кремень, известняк. Их значение в хозяйственной
деятельности человека.
Растения, их разнообразие. Части растений (корень стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для
жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Знакомство с отдельными представителями растений (комнатные растения, растения цветника, деревья). Бережное
отношение человека к растениям.
Грибы (съедобные и ядовитые).
Животные и их разнообразие. Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных.
Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным.
Животные родного края.
Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Положительное и отрицательное влияние
деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности).
Правила поведения в природе.
Человек и общество.
Человек – член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому
мнению.
Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов
семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Имена и фамилии членов семьи.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив,
совместная учёба, игры, отдых. Друзья. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в
школе и других общественных местах. Режим дня школьника. Чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена.
Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Основы правильного
питания.
Правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной
безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.
Значение труда в жизни человека и общества. Профессии людей.
Общественный транспорт. Наземный, воздушный, водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства
связи: почта, телеграф, телефон.
Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, интернет. Наша родина – Россия, Российская Федерация. Государственная символика России: герб, гимн, флаг. Правила
поведения при прослушивании гимна. Конституция – основной закон РФ. Права ребёнка.
Президент РФ – глава государства.
Праздник в жизни общества. Основные праздники: Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День
Весны и Труда, День Победы, День России, День защиты детей, День семьи и др.
Москва – столица России.
Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта.
Уважительное отношение к своему и другим народам.
Родной край – частица России. Родной город, регион: название, основные достопримечательности. Особенности труда
людей родного края, профессии. Важные сведения из истории родного края.
Название
раздела
Количество
часов
Кто и что?
Как, откуда и
Где и когда?
Почему и зачем?
20 ч
куда?
12 ч
11 ч
22 ч
Распределение учебного материала по четвертям
Период
обучения
1 четверть
Количество
Диагностический и практический
часов
18 часов
материал
Практических работ – 4 экскурсии – 1;
2 четверть
14 часов
Практических работ – 4,проверочных
проектов1
3 четверть
4 четверть
Итого:
10 часов
14 часов
66 часов
Проверочных работ – 1; проектов1
Проверочных работ – 2; проектов1
Практических работ – 8; проверочных
(2 часа в неделю)
работ – 4; проектов3,экскурсии4
работ – 1 Дата
по плану фактическ
и
Номер
урока
1.
Тематическое планирование.
Наименование разделов, тем
отдельных уроков
Колво
часов
Основные виды учебной деятельности
обучающихся
Урокэкскурсия «Знакомство со
школой»
Задавайте вопросы!
1
Учащиеся осваивают первоначальные умения:
задавать вопросы;
вступать в учебный диалог;
пользоваться условными обозначениями учебника;
различать способы и средства познания
окружающего мира. 2.
3.
4.
Что такое Родина?
Раздел «Что и кто?» 20 ч
1
Что мы знаем о народах России?
1
Что мы знаем о Москве?
1
Понимать учебную задачу и стремиться её
выполнить:
работать с картинной картой России,
актуализировать имеющиеся знания о природе и
городах страны, занятиях жителей;
сравнивать, различать и описывать герб и флаг
России;
рассказывать о малой родине и Москве как
столице государства;
отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои
достижения на уроке.
Понимать учебную задачу урока и стремиться её
выполнить;
рассматривать иллюстрации учебника, сравнивать
лица и национальные костюмы представителей
разных народов;
— работать в паре: рассказывать (по
фотографиям и личным впечатлениям) о
национальных праздниках;
— обсуждать, чем различаются народы России и
что связывает их в единую семью;
— работать со взрослыми: находить информацию
о народах своего края;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои
достижения на уроке.
Понимать учебную задачу урока и стремиться её
выполнить;
рассматривать иллюстрации учебника, извлекать
из них нужную информацию о Москве;
— узнавать достопримечательности столицы;
— работать в паре: рассказывать по
фотографиям о жизни москвичей — своих 5.
6.
7.
Проект «Моя малая Родина»
Инструктаж по ТБ поведения во
время экскурсии.
Что у нас над головой?
Урокэкскурсия «Что у нас под
ногами?»
Практическая работа. Определение
образцов камней.
1
1
1
сверстников;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои
достижения на уроке.
В ходе выполнения проекта первоклассники с
помощью взрослых учатся:
фотографировать наиболее значимые досто
примечательности своей малой родины;
— находить в семейном фотоархиве
соответствующий материал;
интервьюировать членов своей семьи об истории и
достопримечательностях своей малой родины;
— составлять устный рассказ;
— выступать с подготовленным сообщением,
опираясь на фотографии (слайды);
— оценивать результаты собственного труда и
труда товарищей.
Понимать учебную задачу урока и стремиться её
выполнить;
— наблюдать и сравнивать дневное и ночное
небо, рассказывать о нём;
— моделировать форму Солнца;
— работать в паре: моделировать форму
созвездий;
— работать со взрослыми: находить на ночном
небе ковш Большой Медведицы; проводить
наблюдения за созвездиями, Луной, погодой (по
заданиям рабочей тетради);
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои
достижения на уроке.
Понимать учебную задачу урока и стремиться её
выполнить;
— группировать объекты неживой природы
(камешки) по разным признакам; 8.
9.
Что общего у разных растений?
Практическая работа. Определение
частей растений.
Инструктаж по ТБ при работе с
растениями.
Что растёт на подоконнике?
1
1
— практическая работа: определять образцы
камней по фотографиям, рисункам атласа
определителя;
— различать гранит, кремень, известняк;
— работать в паре: использовать представленную
информацию для получения новых знаний,
осуществлять самопроверку;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои
достижения на уроке.
Понимать учебную задачу урока и стараться её
выполнить;
рассматривать иллюстрации учебника, извлекать
из них нужную информацию;
— практическая работа в группе: находить у
растений их части, показывать и называть;
— работать в паре: использовать представленную
информацию для получения новых знаний,
различать цветки и соцветия, осуществлять са
мопроверку;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои
достижения на уроке.
Понимать учебную задачу урока и стараться её
выполнить;
— наблюдать комнатные растения в школе и
узнавать их по рисункам;
— практическая работа: определять комнатные
растения с помощью атласаопределителя;
— различать изученные растения;
— работать в паре: использовать представленную
информацию для получения новых знаний о родине
комнатных растений, осуществлять "самопроверку;
— приводить примеры комнатных растений;
— рассказывать об особенностях любимого ра 10.
11.
12.
Урокэкскурсия
Что растёт на клумбе?
Урокэкскурсия.
Что это за листья?
Что такое хвоинки? Инструктаж по
ТБ при работе с частями хвойных
растений.
1
1
1
стения;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои
достижения на уроке.
Понимать учебную задачу урока и стараться её
выполнить;
— наблюдать растения клумбы и дачного участка
и узнавать их по рисункам;
— практическая работа: определять растения
цветника с помощью атласаопределителя;
— работать в паре: узнавать по фотографиям
растения цветника, осуществлять самопроверку;
— рассказывать о любимом цветке;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои
достижения на уроке.
Понимать учебную задачу урока и стараться её
выполнить;
— наблюдать осенние изменения окраски листьев
на деревьях;
— узнавать листья в осеннем букете, в гербарии,
на рисунках и фотографиях;
— сравнивать и группировать листья по раз
личным признакам;
— практическая работа в группе: определять
деревья по листьям;
— описывать внешний вид листьев какоголибо
дерева;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои
достижения на уроке.
Понимать учебную задачу урока и стараться её
выполнить;
— различать лиственные и хвойные деревья;
— практическая работа в группе: определять
деревья с помощью атласаопределителя; 13.
14.
15.
Кто такие насекомые?
Кто такие рыбы?
Кто такие птицы?
Практическая работа. Изучение
— сравнивать ель и сосну;
— описывать дерево по плану;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои
достижения на уроке.
Понимать учебную задачу урока и стремиться её
выполнить;
рассматривать иллюстрации учебника, извлекать
из них информацию о строении насекомых,
сравнивать части тела различных насекомых;
— работать в паре: узнавать насекомых на ри
сунке, определять насекомых с помощью атласа
определителя, осуществлять самопроверку, при
водить примеры насекомых;
— сочинять и рассказывать сказочные истории 1
по рисункам;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои
достижения на уроке.
Понимать учебную задачу урока и стремиться её
выполнить;
рассматривать иллюстрации учебника, извлекать
из них нужную информацию;
моделировать строение чешуи рыбы с помощью
монет или кружочков из фольги;
— работать в паре: узнавать рыб на рисунке,
осуществлять самопроверку;
— описывать рыбу по плану;
— приводить примеры речных и морских рыб с
помощью атласаопределителя;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои
достижения на уроке.
Понимать учебную задачу урока и стремиться её
выполнить;
1
1
1 строения птичьих перьев.
Кто такие звери?
Практическая работа. Изучение
строения шерсти животных
Что окружает нас дома?
рассматривать иллюстрации учебника, извлекать
из них нужную информацию;
— практическая работа: исследовать строение
пера птицы;
— работать в паре: узнавать птиц на рисунке,
определять птиц с помощью атласаопределителя,
проводить самопроверку;
— описывать птицу по плану;
— сочинять и рассказывать сказочную историю
по рисунку;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои
достижения на уроке.
— Понимать учебную задачу урока и стремиться
её выполнить;
рассматривать иллюстрации учебника, извлекать
из них нужную информацию;
— практическая работа: исследовать строение
шерсти зверей;
— работать в паре: узнавать зверей на рисунке,
определять зверей с помощью атласаопре
делителя, проводить самопроверку;
устанавливать связь между строением тела зверя и
его образом жизни;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои
достижения на уроке.
Понимать учебную задачу урока и стремиться её
выполнить;
характеризовать назначение бытовых предметов;
— находить на рисунке предметы определённых
групп;
— работать в паре: группировать предметы
домашнего обихода; проводить взаимопроверку;
1
1
16.
17. 18.
19.
20.
Что умеет компьютер?
Инструктаж по ТБ при работе с
компьютером.
Что вокруг нас может быть
опасным?
1
1
На что похожа наша планета?
1
— приводить примеры предметов разных групп;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои
достижения на уроке.
Понимать учебную задачу урока и стремиться её
выполнить;
— определять составные части компьютера;
характеризовать назначение частей компьютера;
— сравнивать стационарный компьютер и ноут
бук;
— работать в паре: рассказывать (по рисунку
схеме) о возможностях компьютера, обсуждать
значение компьютера в нашей жизни;
— моделировать устройство компьютера;
— соблюдать правила безопасного обращения с
компьютером;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои
достижения на уроке.
Понимать учебную задачу урока и стремиться её
выполнить;
— выявлять потенциально опасные предметы
домашнего обихода;
характеризовать опасность бытовых предметов;
— работать в паре: формулировать правила
перехода улицы, проводить самопроверку;
— моделировать устройство светофора;
— оценивать своё обращение с предметами до
машнего обихода и поведение на дороге;
— сочинять и рассказывать сказку по рисунку
учебника;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои
достижения на уроке.
Понимать учебную задачу урока и стремиться её 21.
22.
Проверим себя и оценим свои
достижения по разделу «Что и
кто?»
Презентация проекта «Моя малая
Родина»
1
Раздел «Как, откуда и куда?» (12 ч)
Как живёт семья? Проект «Моя
семья»
1
выполнить;
— выдвигать предположения и доказывать их;
— использовать глобус для знакомства с формой
нашей планеты;
— работать в паре: рассматривать рисунки
схемы и объяснять особенности движения Земли;
— моделировать форму Земли;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои
достижения на уроке.
Выполнять тестовые задания учебника;
— выступать с сообщениями, иллюстрировать их
наглядными материалами;
— обсуждать выступления учащихся;
— оценивать свои достижения и достижения
других учащихся.
Понимать учебную задачу данного урока и
стремиться её выполнить;
— рассказывать о жизни семьи по рисункам
учебника;
— называть по именам (отчествам, фамилиям)
членов своей семьи;
— рассказывать об интересных событиях в жизни
своей семьи;
— оценивать значение семьи для человека и
общества.
В ходе выполнения проекта дети с помощью
взрослых учатся:
— отбирать из семейного архива фотографии
членов семьи во время значимых для семьи со
бытий;
интервьюировать членов семьи; 23.
24.
25.
Откуда в наш дом приходит вода и
куда она уходит?
Практическая работа «Выполняем
опыты с водой»
Откуда в наш дом приходит
электричество?
Практическая работа «Собираем
электрическую цепь»
Как путешествует письмо?
— оценивать значение семейных альбомов для
укрепления семейных отношений;
— составлять экспозицию выставки;
— оценивать результаты собственного труда и
труда товарищей.
Понимать учебную задачу урока и стремиться её
выполнить;
— прослеживать по рисункусхеме путь воды;
— обсуждать необходимость экономии воды;
— выяснять опасность употребления загрязнённой
воды;
— практическая работа: проводить опыты,
показывающие загрязнение воды и её очистку;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои
достижения на уроке.
Понимать учебную задачу урока и стремиться её
выполнить;
— отличать электроприборы от других бытовых
предметов, не использующих электричество;
— запомнить правила безопасности при обращении
с электричеством и электроприборами;
анализировать схему выработки электричества и
способа его доставки потребителям; обсуждать
необходимость экономии электроэнергии;
— практическая работа в паре: собирать
простейшую электрическую цепь;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои
достижения на уроке.
Понимать учебную задачу урока и стремиться её
выполнить;
— наблюдать за работой почты и рассказывать о
ней;
— работать в паре: строить из разрезных деталей
1
1
1 26.
27.
схему доставки почтовых отправлений, рас
сказывать по схеме о путешествии письма, про
водить взаимопроверку;
— различать почтовые отправления: письма,
бандероли, посылки, открытки; работать в группе:
высказывать предположения о содержании
иллюстраций и осуществлять самопроверку;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои
достижения на уроке.
Понимать учебную задачу урока и стремиться её
выполнить;
— прослеживать по рисункусхеме путь воды из
реки в море;
— сравнивать реку и море;
— различать пресную и морскую воду;
— практическая работа в паре: рассматривать
морскую соль и проводить опыт по «изго
товлению» морской воды;
— сочинять и рассказывать сказочную историю
по рисунку;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои
достижения на уроке.
Понимать учебную задачу урока и стремиться её
выполнить;
— практическая работа в группе: проводить опыты
по исследованию снега и льда в соответствии с
инструкциями, формулировать выводы из опытов;
— наблюдать форму снежинок и отображать её в
рисунках;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои
достижения на уроке.
1
1
Куда текут реки?
Практическая
«Приготовление «морской» воды»
работа.
Откуда берутся снег и лёд?
Практическая работа «Изучение
свойств снега и льда»
Инструктаж по ТБ при работе со
снегом и льдом. 28.
29.
30.
Как живут растения? Инструктаж
по ТБ при работе с комнатными
растениями.
Как живут животные?
Как зимой помочь птицам?
1
1
1
Понимать учебную задачу урока и стремиться её
выполнить;
— наблюдать за ростом и развитием растений,
рассказывать о своих наблюдениях;
— прослеживать по рисункусхеме этапы жизни
растения;
формулировать выводы об условиях, необхо
димых для жизни растений;
— практическая работа в паре: ухаживать за
комнатными растениями;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои
достижения на уроке.
Понимать учебную задачу урока и стремиться её
выполнить;
— наблюдать за жизнью животных, рассказывать
о своих наблюдениях;
— работать в группе: выполнять задания, фор
мулировать выводы, осуществлять самопроверку;
— практическая работа в паре: ухаживать за
животными живого уголка;
— оценивать свои достижения на уроке.
Понимать учебную задачу урока и стремиться её
выполнить;
— наблюдать зимующих птиц, различать зиму
ющих птиц по рисункам и в природе;
— обсуждать формы кормушек и виды корма для
птиц;
— практическая работа в паре: изготавливать
простейшие кормушки и подбирать из предло
женного подходящий для птиц корм;
— запомнить правила подкормки птиц;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои
достижения на уроке. 31.
32.
33.
Откуда берётся и куда девается
мусор?
Откуда в снежках грязь?
Проверим себя и оценим свои
достижения по разделу «Как,
откуда и куда?» Презентация
проекта «Моя семья»
1
1
1
Понимать учебную задачу урока и стремиться её
выполнить;
— определять с помощью рисунков учебника
источники возникновения мусора и способы его
утилизации;
— обсуждать важность соблюдения чистоты в
быту, в городе и в природном окружении;
необходимость раздельного сбора мусора;
— практическая работа в группе: сортировать
мусор по характеру материала;
— сочинять и рассказывать сказочную историю
по рисунку;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои
достижения на уроке.
Понимать учебную задачу урока и стремиться её
выполнить;
— практическая работа в паре: исследовать
снежки и снеговую воду на наличие загрязнений;
— обсуждать источники появления загрязнений в
снеге;
формулировать предложения по защите
окружающей среды от загрязнений;
— сочинять и рассказывать сказку на предло
женную тему;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои
достижения на уроке.
Выполнять тестовые задания учебника;
— выступать с подготовленными сообщениями,
иллюстрировать их наглядными материалами;
— обсуждать выступления учащихся;
— оценивать свои достижения и достижения
других учащихся. 34.
35.
36.
Когда учиться интересно?
Раздел «Где и когда?» (11ч)
1
Проект «Мой класс и моя школа»
1
Когда придёт суббота?
1
Понимать учебную задачу урока и стремиться её
выполнить;
анализировать иллюстрации учебника, обсуждать
условия интересной и успешной учёбы;
— работать в паре: сравнивать фотографии в
учебнике, рассказывать о случаях взаимопомощи в
классе;
— рассказывать о своём учителе; формулиро
вать выводы из коллективного обсуждения;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои
достижения на уроке.
В ходе выполнения проекта дети с помощью
взрослых учатся: фотографировать наиболее
интересные события в классе, здание школы,
классную комнату и т. д.
— коллективно составлять рассказ о школе и
классе;
— презентовать итоги коллективного проекта,
сопровождая рассказ фотографиями (слайдами);
— оформлять фотовыставку;
— оценивать результаты собственного труда и
труда товарищей.
Понимать учебную задачу урока и стремиться её
выполнить;
анализировать иллюстрации учебника, различать
прошлое, настоящее и будущее;
— работать в паре: отображать с помощью
карточек последовательность дней недели, называть
дни недели в правильной последовательности,
проводить взаимоконтроль;
— называть любимый день недели и объяснять,
почему именно он является любимым; 37.
Когда наступит лето?
38.
Где живут белые медведи?
1
1
— сочинять и рассказывать сказочную историю
по рисунку;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои
достижения на уроке.
Понимать учебную задачу урока и стремиться её
выполнить;
анализировать схему смены времён года и
месяцев; называть времена года в правильной
последовательности, соотносить времена года и
месяцы; использовать цветные фишки для вы
полнения заданий; характеризовать природные
явления в разные времена года;
— называть любимое время года и объяснять,
почему именно оно является любимым;
— работать в паре: находить несоответствия в
природных явлениях на рисунках учебника;
— наблюдать сезонные изменения в природе и
фиксировать их в рабочей тетради;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои
достижения на уроке.
Понимать учебную задачу урока и стремиться её
выполнить;
— практическая работа в паре: находить на
глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду,
характеризовать их, осуществлять самоконтроль;
рассматривать и сравнивать иллюстрации
учебника, извлекать из них информацию о
животном мире холодных районов;
— приводить примеры животных холодных
районов;
— устанавливать связь между строением, образом
жизни животных и природными условиями;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои 39.
40.
41.
Где живут слоны?
Где зимуют птицы?
Когда появилась одежда?
1
1
1
достижения на уроке.
Понимать учебную задачу урока и стремиться её
выполнить;
— практическая работа в паре: находить на
глобусе экватор и жаркие районы Земли, харак
теризовать их, осуществлять самопроверку;
— работать в группе: анализировать рисунок
учебника, рассказывать по плану о полученной
информации;
— приводить примеры животных жарких районов;
— устанавливать связь между строением, образом
жизни животных и природными условиями;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои
достижения на уроке.
Понимать учебную задачу урока и стремиться её
выполнить;
— различать зимующих и перелётных птиц;
группировать (классифицировать) птиц с ис
пользованием цветных фишек;
— работать в паре: выдвигать предположения о
местах зимовок птиц и доказывать их, осу
ществлять самопроверку;
— объяснять причины отлёта птиц в тёплые края;
— приводить примеры зимующих и перелётных
птиц;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои
достижения на уроке.
Понимать учебную задачу урока и стремиться её
выполнить;
— прослеживать с помощью иллюстраций
учебника историю появления одежды и развития
моды; описывать одежду людей по рисунку; 42.
43.
Когда изобрели велосипед?
Когда мы станем взрослы
ми?
1
1
— отличать национальную одежду своего народа
от одежды других народов;
— работать в паре: различать типы одежды в
зависимости от её назначения, подбирать одежду
для разных случаев;
— работать со взрослыми: изготавливать ма
скарадный костюм;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои
достижения на уроке.
Понимать учебную задачу урока и стремиться её
выполнить;
— сравнивать старинные и современные велоси
педы;
— работать в паре: извлекать из учебника ин
формацию об устройстве велосипеда, осущест
влять самопроверку;
— обсуждать роль велосипеда в нашей жизни;
— запомнить правила безопасной езды на вело
сипеде;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои
достижения на уроке.
Понимать учебную задачу урока и стремиться её
выполнить;
— сравнивать жизнь взрослого и ребёнка;
— определять по фотографиям в учебнике про
фессии людей, рассказывать о профессиях ро
дителей и старших членов семьи, обсуждать, какие
профессии будут востребованы в будущем;
— работать в паре: сравнивать рисунки учебни
ка, формулировать выводы в соответствии с за
данием;
— рассуждать о том, что в окружающем мире 44.
45.
Проверим себя и оценим свои
достижения по разделу «Где и
когда?» Презентация проекта «Мой
класс и моя школа»
1
Раздел « Почему и зачем?» (22 ч)
Почему Солнце светит днём, а
звёзды ночью?
1
46.
Почему Луна бывает разной?
1
зависит от наших поступков; — отвечать на
итоговые вопросы и оценивать свои достижения на
уроке.
Выполнять тестовые задания учебника;
— выступать с подготовленными сообщениями,
иллюстрировать их наглядными материалами;
— обсуждать выступления учащихся;
— оценивать свои достижения и достижения
других учащихся.
Понимать учебную задачу урока и стремиться её
выполнить;
— сопоставлять видимые и реальные размеры
звёзд, в том числе и Солнца;
— работать в паре: моделировать форму, цвет,
сравнительные размеры некоторых звёзд
(Альдебаран, Регул, Солнце, Сириус), проводить
взаимопроверку;
— использовать атласопределитель для полу
чения нужной информации; моделировать со
звездие Льва;
— работать со взрослыми: наблюдать картину
звёздного неба, находить на нём созвездие Льва;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои
достижения на уроке.
— Понимать учебную задачу урока и стремиться
её выполнить;
— анализировать схемы движения Луны вокруг
Земли и освещения её поверхности Солнцем;
формулировать выводы о причинах изменения
внешнего вида Луны;
— моделировать из пластилина форму Луны; 47.
48.
Почему идёт дождь и дует ветер?
1
Почему звенит звонок?
Разнообразие звуков в окружающем
мире. Причина возникновения и
способ распространения звуков.
Необходимость беречь уши.
1
— рассказывать с помощью рисунков в учебнике
об изучении Луны учёными, осуществлять са
мопроверку;
— работать со взрослыми: наблюдать за
изменениями внешнего вида Луны, фиксировать
результаты наблюдений в рабочей тетради;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои
достижения на уроке.
Понимать учебную задачу урока и стремиться её
выполнить;
— наблюдать за дождями и ветром;
— работать в группе: рассказывать по рисунку
учебника о видах дождя (ливень, косохлёст, сит
ничек); отбирать из списка слов те, которые
подходят для описания ветра; объяснять причины
возникновения дождя и ветра; осуществлять
самопроверку;
— сочинять и рассказывать сказку по рисунку;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои
достижения на уроке.
Понимать учебную задачу урока и стремиться её
выполнить;
— анализировать рисунок учебника и передавать
голосом звуки окружающего мира;
— практическая работа в паре: исследовать
возникновение и распространение звуков;
— обсуждать, почему и как следует беречь уши;
— высказывать предположения о причине
возникновения эха, осуществлять самопроверку;
— сочинять и рассказывать сказку по рисунку;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои
достижения на уроке. 49.
Почему радуга разноцветная?
1
50.
Почему мы любим кошек и
собак?
1
51.
Проект «Мои домашние питомцы»
1
Понимать учебную задачу урока и стремиться её
выполнить;
— описывать чувства, возникающие при виде
радуги; называть цвета радуги по своим наблю
дениям и рисунку учебника;
— запомнить последовательность цветов радуги с
помощью мнемонического приёма;
— высказывать предположения о причинах воз
никновения радуги, осуществлять самопроверку;
— работать в паре: отображать последователь
ность цветов радуги с помощью цветных полосок,
осуществлять взаимопроверку;
— сочинять и рассказывать сказочную историю
по рисунку;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои
достижения на уроке.
Понимать учебную задачу урока и стремиться её
выполнить;
— описывать по плану своего домашнего питомца
(кошку, собаку);
— обсуждать наше отношение к домашним пи
томцам;
— рассказывать по рисункам учебника об уходе за
кошкой и собакой;
— практическая работа в паре: познакомиться с
предметами ухода за кошкой и собакой и их
назначением;
— участвовать в ролевой игре, моделирующей
взаимоотношения хозяина и домашнего любимца;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои
достижения на уроке.
В ходе выполнения проекта дети с помощью
взрослых учатся: 52.
53.
Почему мы не будем рвать цветы и
ловить бабочек?
.
1
Почему в лесу мы будем соблюдать
тишину?
1
— наблюдать за домашним любимцем и фик
сировать результаты наблюдений;
— фотографировать свою кошку (собаку) в
наиболее интересных ситуациях;
— составлять рассказ о своей кошке (собаке), её
характере, повадках, играх;
— презентовать свой проект с демонстрацией
фотографий (слайдов);
— оформлять фотовыставку;
— оценивать результаты собственного труда и
труда товарищей.
Понимать учебную задачу урока и стремиться её
выполнить;
— работать в паре: определять цветы и бабочек с
помощью атласаопределителя, осуществлять
самопроверку;
— рассматривать и сравнивать рисунки учеб
ника, оценивать поступки других людей и свои
собственные по отношению к природе, форму
лировать правила поведения в природе, сопо
ставлять их с эталоном;
— устанавливать взаимосвязь цветов и бабочек на
основе информации учебника;
— сочинять и рассказывать сказочную историю
по рисунку;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои
достижения на уроке.
Понимать учебную задачу урока и стремиться её
выполнить;
— определять лесных обитателей по звукам, кото
рые они издают; передавать голосом звуки леса;
— объяснять (с опорой на рисунок учебника), 54.
Зачем мы спим ночью?
1
55.
Почему нужно есть много овощей и
фруктов?
1
почему в лесу нужно соблюдать тишину;
— работать в паре: устанавливать причинно
следственные связи (на основе информации
учебника), осуществлять самопроверку;
— оценивать своё поведение в лесу и поведение
других людей на основании чтения (прослушива
ния) рассказов из книги «Великан на поляне»;
— формулировать правила поведения в природе;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои
достижения на уроке.
Понимать учебную задачу урока и стремиться её
выполнить;
— сравнивать рисунки учебника, делать выводы о
значении сна в жизни человека;
— работать в паре: рассказывать о правилах
подготовки ко сну, использовать для выполнения
задания цветные фишки, осуществлять вза
имопроверку;
— оценивать правильность своей подготовки ко
сну;
— рассказывать (на основе наблюдений) о сне
животных; обсуждать информацию о животных,
которые ночью не спят, содержащуюся в книге
«Зелёные страницы»;
— определять по рисункам профессии людей и
рассказывать об их работе;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои
достижения на уроке.
Понимать учебную задачу урока и стремиться её
выполнить;
— различать овощи и фрукты; группировать
(классифицировать) их с использованием цветных
фишек, осуществлять самопроверку; 56.
Почему нужно чистить зубы и
мыть руки?
1
57.
Зачем нам телефон и телевизор?
1
— работать в группе: находить в учебнике ин
формацию о витаминах в соответствии с заданием;
сравнивать роль витаминов А, В и С в жиз
недеятельности организма;
— сочинять и рассказывать сказочную историю
по рисунку;
— запомнить правила гигиены при употреблении
овощей и фруктов;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои
достижения на уроке.
Понимать учебную задачу урока и стремиться её
выполнить;
— обосновывать необходимость чистки зубов и
мытья рук,
— отбирать из предложенных нужные предметы
гигиены, объяснять их назначение;
— рассказывать по рисункам, в каких случаях
следует мыть руки;
— практическая работа в паре: осваивать приёмы
чистки зубов и мытья рук;
— запомнить, что зубная щётка и полотенце у
каждого человека должны быть личные;
— формулировать основные правила гигиены;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои
достижения на уроке.
Понимать учебную задачу урока и стремиться её
выполнить;
— различать средства связи и средства массовой
информации;
— рассказывать (с опорой на фотографии в
учебнике) о видах телефонов;
— объяснять назначение радиоприёмника, теле
визора, газет и журналов; — работать в паре: сравнивать старинные и
современные предметы (телефоны, телевизоры,
радиоприёмники);
— обсуждать назначение Интернета;
— моделировать ситуации вызова экстренной
помощи по телефону;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои
достижения на уроке.
Понимать учебную задачу урока и стремиться её
выполнить;
— классифицировать автомобили и объяснять их
назначение;
— работать в паре: по рисункусхеме знако
миться с устройством автомобиля, проводить
взаимопроверку;
— использовать представленную в учебнике ин
формацию для выполнения задания;
— сочинять и рассказывать сказочную историю
по рисунку;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои
достижения на уроке.
Понимать учебную задачу урока и стремиться её
выполнить;
— классифицировать поезда в зависимости от их
назначения;
— работать в паре: рассказывать об устройстве
железной дороги, осуществлять самоконтроль;
— использовать информацию учебника для вы
полнения задания, сравнивать старинные и со
временные поезда;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои
достижения на уроке.
Понимать учебную задачу урока и стремиться её
1
1
1
Зачем нужны автомобили?
Зачем нужны поезда?
Зачем строят корабли?
58.
59.
60. 61.
62.
Зачем строят самолёты?
Почему в автомобиле и поезде
нужно
правила
безопасности?
соблюдать
1
1
выполнить;
— классифицировать корабли в зависимости от
их назначения;
— рассказывать о своих впечатлениях от плавания
на корабле;
— работать в паре: по рисункусхеме знако
миться с устройством корабля, проводить само
проверку и взаимопроверку;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои
достижения на уроке.
Понимать учебную задачу урока и стремиться её
выполнить;
— классифицировать самолёты в зависимости от
их назначения;
— рассказывать о своих впечатлениях от полёта
на самолёте;
— работать в паре: по рисункусхеме знако
миться с устройством самолёта, проводить са
мопроверку и взаимопроверку;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои
достижения нa уроке.
— Понимать учебную задачу урока и стремиться
её выполнить;
— обобщать сведения о транспорте, полученные на
предыдущих уроках;
— обсуждать необходимость соблюдения правил
безопасности в транспорте;
— работать в группе: знакомиться с правилами
безопасности в автомобиле, поезде и на железной
дороге; рассказывать о правилах безопасности в
автобусе, троллейбусе, трамвае;
— участвовать в ролевой игре, моделирующей
правила безопасности в транспорте и действия в 63.
64.
65.
Почему на корабле и в самолёте
нужно
правила
безопасности?
соблюдать
Зачем люди осваивают космос?
Почему мы часто слышим слово
«экология»?
1
1
1
опасной ситуации;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои
достижения на уроке.
Понимать учебную задачу урока и стремиться её
выполнить;
— работать в группе: знакомиться с правилами
безопасности и спасательными средствами на
корабле и в самолёте;
— участвовать в ролевой игре, моделирующей
правила безопасности на водном и воздушном
транспорте и действия в опасной ситуации;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои
достижения на уроке.
Понимать учебную задачу урока и стремиться её
выполнить;
— рассказывать об освоении человеком космоса,
опираясь на иллюстрации учебника;
— работать в группе: высказывать предполо
жения по вопросам учебника, осуществлять Са
мопроверку;
— моделировать экипировку космонавта;
— участвовать в ролевой игре «Полёт в космос»;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои
достижения на уроке.
Понимать учебную задачу урока и стремиться её
выполнить;
— находить в тексте учебника ответы на вопросы;
— приводить примеры взаимосвязей между че
ловеком и природой;
— оценивать свои поступки по отношению к
природе и рассказывать о них;
— участвовать в конкурсе рисунков на тему
«Чудесный мир природы»; 66.
Проверим себя и оценим свои
достижения по разделу «Почему и
зачем?» Презентация проекта «Мои
дом. питомцы»
1
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои
достижения на уроке.
Выполнять тестовые задания учебника;
— выступать с подготовленными сообщениями,
иллюстрировать их наглядными материалами;
— обсуждать выступления учащихся;
— оценивать свои достижения и достижения
других учащихся.
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.