Рабочая программа по окружающему миру 2 класс УМК "Начальная школа 21 века". Разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом Начального Общего Образования, учебным планом МОУ СОШ р.п. Пинеровка, основной образовательной программой НОО МОУ СОШ р.п.Пинеровка, рассчитана на 2 часа в неделю.
RP2OKRMIR2015-2016SHVETSOVA.doc
МОУ «Средняя общеобразовательная школа р.п. Пинеровка Балашовского района Саратовской области»
Утверждаю
Приказ № от " " августа 2015 г.
Директор школы
_______________С.А.Фандина_
Рассмотрено
на заседании ШМО учителей
начальных классов
Протокол № 1от " " августа 2015 г.
Согласовано
" " августа 2015г.
Принята
на педагогическом совете
Рук.ШМО
_______________Т.Н.Швецова
Зам.директора по УВР
____________Е.А.Акользина
Протокол №1 от " " августа 2015 г.
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
О К Р У Ж А Ю Щ И Й М И Р
2 класс
2 ч в неделю, всего 68 ч.
Учитель
Татьяна Николаевна
Швецова 20142015 учебный год
Пояснительная записка
Предмет – окружающий мир, класс 2 Б.
Количество часов: всего 68 ч, в неделю 2 ч.
Плановых контрольных работ – 5.
Настоящая рабочая
программа разработана в соответствии с
Федеральным
государственным образовательным стандартом Начального Общего Образования (приказ
Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373), учебным планом сош
р.п.Пинеровка, основной образовательной программой НОО сош р.п.Пинеровка, на основании
программы УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой и
ориентирована на работу по учебнику «Окружающий мир» 2 класс Н.Ф.Виноградовой.
Основная цель обучения предмету Окружающий мир в начальной школе —
представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с
природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание
общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила
взаимодействия во всех сферах окружающего мира. В данном контексте к общечеловеческим
ценностям относятся: экологически ценные правила взаимодействия со средой обитания;
нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества; исторический
аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь
и взаимодействие культур народов России.
Общая характеристика курса
В основе построения курса лежат следующие принципы:
1. Принцип интеграции – соотношение между естественнонаучными знаниями и
знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему
общественных отношений.
2. Педоцентрический принцип – определяет наиболее актуальные для ребенка
этого возраста
знаний, необходимых для его индивидуального, психического и
личностного развития, а также последующего успешного обучения; предоставление
каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить
свои склонности и таланты.
3. Культурологический принцип – понимается как обеспечение широкого
эрудиционного фона обучения, что дает возможность развивать общую культуру
школьника, его возрастную эрудицию. В программе 34 классов для реализации этого
принципа введен специальный раздел «Расширение кругозора школьников».
5. Принцип поступательности
4. Принцип экологизации – определяется социальной значимостью решения
задачи экологического образования младшего школьника при ознакомлении его с
окружающим миром. Этот принцип реализуется через формирование у школьников
элементарного умения предвидеть последствия своего поведения, сравнивать свои
действия с установленными нормами поведения в окружающей среде.
– обеспечивает
постепенность,
последовательность и перспективность обучения, возможность успешного изучения
соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.
6. Краеведческий принцип – обязывает учителя при изучении природы и
общественных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на
природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический музей и
т.п.
2 Отбор конкретного естественнонаучного и обществоведческого содержания обучения
подчинялся определенным требованиям.
1. Центральной идеей, на которой строится интеграция разных знаний, является
раскрытие роли человека в природе и обществе, прослеживание становления трудовой
деятельности людей, история развития культуры общества. Эти знания от класса к классу
расширяются и углубляются, наполняются новыми понятиями и терминами.
2. При отборе понятий, которые должен усвоить младший школьник к концу обучения
в начальной школе, учитывалось следующее:
уровень представлений, накопленных ребенком на эмпирической уровне, в том
числе в дошкольном детстве;
необходимость постепенного и последовательного перевода ученика с этапа
общей ориентировки в термине или понятии на этап осознания существенных его
характеристик;
зависимость усвоения понятия от уровня сформированности логической
связной речи, коммуникативных умений, обеспечивающих развитие у младших
школьников представлений о языке науки конкретной образовательной области,
осознанное оперирование усвоенными терминами и понятиями;
преемственность и перспективность в предъявлении терминологии и
понятийного аппарата, то есть реализацию пропедевтического значения этапа
начального образования, формирование готовности к дальнейшему усвоению научных
понятий.
3. Конструирование содержания программы предполагало связь теоретических
сведений с деятельностью по их практическому применению, что определило необходимость
дать в программе перечень экскурсий, опытов, практических работ.
В учебном плане школы на изучение окружающего мира во втором классе отводится 2
час в неделю. Всего – 68 часов.
Требования к уровню подготовки
Изучение Окружающего мира позволяет достичь личностных,
предметных и
метапредметных результатов обучения, т.е. реализовать социальные и образовательные
цели естественнонаучного и обществоведческого образования младших школьников.
Личностные цели представлены двумя группами целей. Одна группа относится к
личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым
статусом ребенка как ученика и школьника. Это:
готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
личностные качества,
деятельность и взаимодействие с ее участниками.
позволяющие успешно осуществлять учебную
Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его
ценностного взгляда на окружающий мир. Это:
формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой
роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в
развитии общемировой культуры; понимание особой роли
России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;
3 понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в
воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к
родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям,
независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой
жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды
обитания.
В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и
конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных
результатов естественнонаучного и обществоведческого образования. Достижения в
области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как
ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в
его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел
«Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и
универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди
метапредметных результатов особое место занимают интеллектуальные, регулятивные и
коммуникативные действия:
интеллектуальные как способность применять для решения учебных и
практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ,
доказательства и др.);
регулятивные как владение способами организации, планирования различных
видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой),
понимание специфики каждой;
коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме
речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение
рассуждением, описанием повествованием.
Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы
получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, чтение и др.),
методы представления полученной информации (моделирование, конструирование,
рассуждение, описание и др.).
развивающая,
образовательная,
На основе установленных целей изучения предмета Окружающий мир были
воспитывающая.
определены его функции:
Образовательная функция заключалась в создании условий для формирования у школьников
разнообразных сведений о природе, обществе,
человеке, развития способности
ориентироваться в изменяющемся мире, освоения доступных для понимания младшим
школьником терминов и понятий. Развивающая функция обеспечивала формирование
научных взглядов школьника на окружающий мир, психическое и личностное развитие
обучающегося, формирование его общей культуры и эрудиции. Воспитывающая функция
предмета связана с решением задач социализации ребенка, принятием им гуманистических
норм жизни в природной и социальной среде.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего,
осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его
образовательных задач:
сторонах и объектах;
обществе;
(наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и
овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира
4 использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей
расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения
деятельности;
воспринимать мир не только рационально, но и образно.
Планируемые результаты
Предметные результаты обучения.
Ученик научится:
составлять небольшие тексты о семье, труде, отдыхе, взаимоотношениях членов
называть основные права и обязанности граждан России, права ребенка;
оценивать жизненную ситуацию, а также представленную в художественном
произведении с точки зрения этики и правил нравственности;
различать (соотносить) прошлое – настоящее будущее; год – век (столетие);
соотносить событие с его датой;
семьи;
планет;
характеризовать кратко Солнечную систему; называть отличия Земли от других
называть царства природы;
описывать признаки животного и растения как живого существа;
моделировать жизнь сообщества на основе цепи питания;
различать состояния воды как вещества, приводить примеры различных
состояний воды;
обитания.
устанавливать основные признаки разных сообществ, сравнивать сообщества;
описывать представителей растительного и животного мира разных сообществ;
сравнивать представителей растительного и животного мира по условиям их
Метапредметные результаты обучения:
Ученик может научиться:
«читать» информацию, представленную в виде схемы;
воспроизводить в небольшом рассказе повествовании (рассказеописании)
изученные сведения из истории Москвы;
ориентироваться в понятиях: «Солнечная система», «сообщество», «деревья»,
«кустарники», «травы», «лекарственные растения», «ядовитые растения», «плодовые
культуры», «ягодные культуры»;
проводить несложные опыты и наблюдения (в соответствии с программой);
приводить примеры растений и животных из Красной книги России (на примере
своей местности).
Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 2 года обучения:
В области познавательных УУД:
ученик научится проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя
простейшее лабораторное оборудование, делать выводы на основе полученных результатов
использовать определители (гербарий растений и т.д.), дополнительный
материал из интернета в процессе изучения нового материала или при составлении плана
рассказа, доклада, презентации;
проводить сравнение, сериацию, классификации;
строить объяснение в устной форме по предложенному плану;
использовать готовые модели (условные знаки, глобус, планкарту и др.) для
5 наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов
использовать знания о строении и функционировании организма человека для
сохранения и укрепления своего здоровья.
В области коммуникативных УУД:
группе.
В области регулятивных УУД:
ученик научится взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в
ученик научится контролировать свою деятельность по ходу и результатам
выполнения заданий на основе выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью
таблицы, инструментов, рисунков
В области личностных УУД:
ученик получит возможность научиться проявлять познавательную инициативу;
определять характер взаимоотношений человека с природой.
Содержание учебного предмета во 2 классе
Введение. Что окружает человека
Окружающий мир: неживая природа (солнце, воздух, вода и др.); живая природа (животные,
растения, люди); предметы и изделия, созданные человеком. Настоящее, прошлое, будущее.
Кто ты такой
Чем люди похожи. Что отличает одного человека от другого. Каким родится человек. Что
природа даёт человеку при рождении. Зачем нужно знать, какой я, каковы другие люди.
Можно ли изменить себя.
Ты и твое здоровье. Что такое здоровье. Почему здоровье нужно беречь. Наши помощники —
органы чувств.
Значение режима дня, гигиены и закаливания. Определение времени по часам (арабские и
римские цифры).
Физическая культура. Закаливание. Твое здоровье и питание. Культура поведения за столом.
Воспитание у себя организованности, любознательности, желания изменить себя.
ОБЖ: здоровье и осторожность. Правила поведения на дороге. Правила поведения при
опасных жизненных ситуациях (обращение с водой, огнём, электричеством). Помощь
человеку, попавшему в беду. Правила поведения при плохом самочувствии и несчастном
случае.
Кто живет рядом с тобой
Что такое семья. Что объединяет членов семьи, поколения в семье. Семейное «древо», имена
и отчества членов семьи, их семейные обязанности. Как семья трудится, проводит свободное
время. Характер взаимоотношений в семье: любовь, привязанность, взаимопомощь,
внимательность, доброта. Твоё участие в жизни семьи. Забота о старших и младших членах
семьи.
Правила поведения. Какие бывают правила. Значение их выполнения для благополучия
человека. Правила культурного поведения в общественных местах: в транспорте, на природе,
в учреждениях культуры. Проявление внимательного и заботливого отношения к пожилым,
старым, больным людям, маленьким детям. Доброта, справедливость, честность,
внимательность, уважение к чужому мнению — правила взаимоотношений и дружбы. Твои
друзьяодноклассники.
Внешнее проявление чувств. Внимание человека к используемым жестам и мимике. Как
управлять своими эмоциями, как научиться «читать» выражения лица, мимику и жесты.
Ссоры, их предупреждение.
6 Путешествие в прошлое (исторические сведения). Когда и почему появились правила.
Игровой и потешный семейный фольклор.
Россия — твоя Родина
Что такое Родина. Почему человек любит свою Родину, как выражает свою любовь. История
рассказывает о прошлом.
Москва – столица Российской Федерации,
крупнейший культурный центр.
Достопримечательности Москвы, труд и отдых москвичей. Как Москва возникла и
строилась. Юрий Долгорукий, Иван Калита, Дмитрий Донской. Их роль в возникновении и
процветании Москвы. СанктПетербург — северная столица России. Достопримечательности
СанктПетербурга. «Золотое кольцо» России. Достопримечательности древних городов.
Путешествие в прошлое (исторические сведения). Наши предки. Первое упоминание о
славянах. Славянское поселение в У1Х веках. Занятия славян. Первые орудия
сельскохозяйственного труда. Особенности быта славян. Русская трапеза. Образование
городов.
Родной край — частица Родины. Особенности родного края, отличающие его от других мест
родной страны. Достопримечательности родного края. Труд, быт людей. Культурные
учреждения. Знаменитые люди родного края.
Как сегодня трудятся россияне. Зачем человек трудится. Ценности, которые человек создает
в процессе труда. Хлеб — главное богатство России. Труд хлебороба, фермера. Профессии
людей, занятых в промышленности, на транспорте. Профессии, значение которых возросло в
последние годы (экономист, программист).
Мы – граждане России. Как возникло и что обозначает слово «гражданин». Флаг и герб
России. Конституция — главный закон России. Права граждан России. Права детей России.
Россия — многонациональная страна. Жизнь разных народов России (труд, быт, культура,
язык) на примере двухтрёх народов.
Мы — жители Земли
Солнечная «семья». Звезда по имени Солнце. Земля — планета. Чем Земля отличается от
других планет Солнечной системы.
Царства природы. Бактерии и грибы. Животное и растение — живые существа. Какие
животные обитают на Земле. Разнообразие животных и растений.
Природные сообщества
Среда обитания. Природные сообщества. Жизнь леса. Этажи леса. Леса России: хвойные,
лиственные; дубрава, березняк, осинник и др. Леса родного края. Травянистые растения леса,
лекарственные, ядовитые. Млекопитающие (звери), насекомые, пресмыкающиеся, птицы —
обитатели леса, их жизнь в разные времена года. Использование леса человеком. Правила
поведения в лесу. Охрана растений и животных леса.
Жизнь водоема. Вода как одно из главных условий жизни. Свойства воды. Три состояния
воды: пар, твёрдая и жидкая вода. Водоёмы, особенности разных водоёмов (пруд, озеро,
океан, море, болото). Типичные представители растительного и животного мира разных
водоёмов (пруда, болота). Река как водный поток. Типичные представители растительного и
животного мира реки.
Использование водоёмов и рек человеком. Правила поведения на водоёмах и реках. Охрана
водоёмов и рек.
Жизнь луга. Растения и животные луга. Характеристика типичных представителей луга (с
учётом принципа краеведения). Лекарственные растения луга. Использование и охрана лугов
человеком.
Жизнь поля. Какие бывают поля, разнообразие культур, выращиваемых на полях: зерновые,
овощные, технические и др. Животные поля.
Жизнь сада и огорода. Растения сада и огорода. Плодовые и ягодные культуры. Сезонный
труд людей. Вредители сада и огорода.
7 Природа и человек.
Природа как источник пищи, здоровья, различных полезных предметов для людей. Красота
природы. Отражение явлений природы в искусстве и литературе.
Роль человека в сохранении природных объектов. Правила поведения в природе. Охранные
мероприятия. Красная книга. «Черная» книга Земли.
Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек одомашнил животных.
Экскурсии. В лес (лесопарк), поле, на луг, водоем; в краеведческий музей.
Практические работы. Составление режима дня для будней и выходных. Первая помощь при
ожогах, порезах, ударах. Составление семейного «древа». Работа с натуральными объектами,
гербариями, муляжами (съедобные и ядовитые грибы; редкие растения своей местности;
растения разных сообществ).
Программнометодическое обеспечение учебного процесса
УМК «Окружающий мир» для 2класса включает в себя: учебник, рабочую тетрадь,
методические рекомендации для учителя, технологические карты уроков.
Содержание УМК соответствует Федеральному государственному образовательному
стандарту; УМК рекомендован Министерством образования и науки РФ к использованию в
общеобразовательных учреждениях на 20152016 учебный год.
Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир. 2 класс : учебник для учащихся общеобразоват.
учреждений : в 2 ч. / Н. Ф. Виноградова. – М. : ВентанаГраф, 2012.
Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир. 2 класс : рабочая тетрадь для учащихс
общеобразоват. Учреждений. Н. Ф. Виноградова. – М. : ВентанаГраф, 2015.
Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир. 1–2 классы : методика обучения / Н. Ф.
Виноградова. – М. : ВентанаГраф, 2010.
Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир в произведениях живописи : дидактические
материалы для начальной школы / Н. Ф. Виноградова. – М. : ВентанаГраф, 2007.
Виноградова Н. Ф. «Окружающий мир». Методические комментарии М.: ВентанаГраф,
2011
Окружающий мир. 2 класс : рабочая программа и технологические карты уроков по
учебнику Н.Ф. Виноградовой/ авт.сост. Т.Н. Чеботарева, Н.Н. Черноиванова. – Волглград:
Учитель, 2015
Электронные ресурсы:
1. Электронный образовательный ресурс 2 класс Окружающий мир М.: ВентанаГраф,
2012
2. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа :
http://schoolcollection.edu.ru
3. КМШкола (образовательная среда для комплексной информатизации школы). – Режим
доступа : http://www.kmschool.ru
4.
Презентация уроков «Начальная школа».
– Режим доступа
:
http://nachalka/info/about/193
5. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа :
http://nsc.1september.ru/urok
6.
Презентации уроков «Начальная школа».
– Режим доступа
:
http://nachalka.info/about/193
Тематическое планирование
8 №
п/п
1
1.
2.
3.
Тема
2
Что тебя
окружает?
Кто ты
такой?
Кто живет
рядом с
тобой?
Кол
во
часов
3
1
14
6
4.
Россия –
твоя Родина
16
5. Мы – жители
6
Земли.
6.
Природные
21
Характеристика основных видов деятельности ученика на
уровне УУД
4
Классификация объектов окружающего мира: объекты
живой/неживой природы; изделия, сделанные руками человека.
Различать прошлое — настоящее — будущее
Сравнение портретов разных людей. Коммуникативная
деятельность (описательный рассказ на тему «Какой я»).
Дидактические игры: удержание цели, соблюдение правил.
Наблюдать деятельность разных органов чувств.
Моделирование ситуаций: здоровье и осторожность
Коммуникативная деятельность (описательный рассказ на тему
«Моя семья»). Моделирование ситуаций на правила поведения
со взрослыми, сверстниками. Классификация качеств по
признаку положительное — отрицательное (добрый — жадный,
справедливый — несправедливый и др.). Сравнение поведения
героев художественных произведений, реальных лиц в разных
этических ситуациях
Характеристика понятий «Родина», «родной край».
Подбор синонимов к слову «Родина».
Характеристика прав и обязанностей граждан России.
Наблюдения труда, быта людей родного края. Моделирование
воображаемых ситуаций: путешествие по России. Узнавание
города по его достопримечательностям.
Ориентироваться в понятии «Родина».
Воспроизводить в
небольшом рассказеповествовании
(рассказерассуждении) события, связанные с историей
Москвы.
Различать основные достопримечательности родного края и
описывать их.
Ориентироваться в понятии «Конституция РФ»:
Называть основные права и обязанности граждан России,
права ребёнка.
Знать флаг и герб России.
Характеристика планет Солнечной системы.
Характеризовать кратко Солнечную систему;
выделять отличия Земли от других планет Солнечной
системы.
Называть царства природы.
Описывать признаки животного и растения как живого
существа.
Классификация объектов природы по признаку
принадлежности к царству природы.
Работа со схемой «Царства природы». Характеристика
растений и животных данного сообщества (луг, лес, поле,
водоём, сад, огород).
Коммуникативная деятельность: описательный рассказ о
9 сообщества
7.
Природа и
человек
8.
Рефлексия
учебного
года
2
2
представителях сообщества. Различение: культурные —
дикорастущие растения.
Различать этажи леса: называть особенности каждого этажа.
Узнавать в реальной обстановке и на рисунке деревья, леса (с
ориентировкой на растительность родного края). Различать
понятия (без термина): сообщества, деревья, кустарники,
травы, лекарственные и ядовитые растения.
Составлять небольшое описание на тему «Лес – сообщество».
Моделировать на примере цепи питания жизнь леса.
Конструировать в игровых и учебных ситуациях правила
безопасного поведения в лесу.
Отличать водоём как сообщество от других сообществ;
кратко характеризовать его особенности.
Различать состояния воды как вещества, приводить примеры
различных состояний воды. Проводить несложные опыты по
определению свойств воды.
Отличать водоём от реки как водного потока. Описывать
представителей растительного и животного мира луга (поля,
сада).
Приводить примеры лекарственных растений луга.
Узнавать в процессе наблюдения (по рисункам) опасные для
человека растения.
Отличать поле (луг, сад) как сообщество от других
сообществ.
Приводить примеры культур, выращиваемых на полях.
«Читать» информацию, представленную в виде схемы.
Описывать сезонный труд в саду и в огороде (по проведённым
наблюдениям).
Различать плодовые и ягодные культуры.
Моделирование ситуаций: человек и природа. Поиск
информации на тему «Роль человека в сохранении и умножении
природных богатств. Правила поведения в природе».
Составлять небольшой рассказ о роли природы в жизни
человека.
Приводить
примеры произведений живописи (музыки),
посвящённых природе, примеры растений и животных,
занесённых в Красную книгу России (на примере своей
местности).
Проводить простейшие исследования
Создавать иллюстративный текст, элекронную презентацию
Календарнопоурочное планирование
№
урока
1
Дата
урока
2
Тема урока
3
Форма
контроля
4
Примечание
5
10 1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
02.09.15
Окружающий нас мир. Бывают ли на свете
чудеса?
Я. Ты, он, она… Все мы – люди .
Наши помощники – органы чувств.
Наши помощники – органы чувств.
Поговорим о здоровье. Проект.
Поговорим о здоровье.
Режим дня.
Режим дня – залог здоровья.
Физическая культура.
«Мы ловкие, быстрые, сильные»
Почему нужно правильно питаться.
Почему нужно быть осторожным.
04.09.15
09.09.15
11.09.15
16.09.15
18.09.15
23.09.15
25.09.15
30.09.15
02.10.15
07.10.15
09.10.15
14.10.15 Можно ли изменить себя.
16.10.15
21.10.15
Кто ты такой?
Контрольная работа по теме «Твое
здоровье».
Семья – коллектив близких людей. Проект.
Кто занимается домашним хозяйством.
Чем семья занимается в свободное время.
Какие бывают правила.
О дружбе.
23.10.15
28.10.15
11.11.15
13.11.15
18.11.15
20.11.15 Могут ли обидеть жесты и мимика. Моя
25.11.15
27.11.15
семья (защита проектов)
Родина – что это значит?
Прошлое, настоящее, будущее. Как можно
узнать о прошлом?
Как Русь начиналась.
02.12.15
04.12.15 Москва – столица России.
09.12.15
Как Москва строилась.
Города России.
11.12.15
Золотое кольцо России.
16.12.15
Города России.
18.12.15
Родной край – частица Родины.
23.12.15
Достопримечательности родного края.
13.01.16
15.01.16
Зачем человек трудится?
20.01.16
О занятиях наших предков
22.01.16
Экскурсия в краеведческий музей.
27.01.16 Мы – граждане России.
29.01.16
03.02.16
Россия – многонациональная страна.
Контрольная работа по теме «Твоя
Родина».
Твое первое знакомство со звездами.
Чем земля отличается от других планет.
Царства природы. Бактерии.
05.02.16
10.02.16
12.02.16
К.р
К.р
11 41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
Грибы.
Какие животные обитают на Земле.
Условия роста и развития растений.
Среда обитания – что это такое.
Лес и его обитатели.
Кустарники леса.
Травянистые растения. Лесная аптека.
17.02.16
19.02.16
24.02.16
26.02.16
02.03.16
04.03.16
09.03.16
11.03.16 Животные леса.
16.03.16
18.03.16
Птицы – лесные обитатели.
Контрольная работа по теме «Природные
сообщества».
Пресмыкающиеся и насекомые – лесные
обитатели.
Вода и водные жители. Что мы знаем о воде.
Что такое река.
Обитатели пресных вод.
Водоплавающие – жители водоема.
Растения пресных водоемов.
Обитатели соленых водоемов.
Контрольная работа по теме «Водоем и
его обитатели»
Луг и его обитатели
Растения и животные луга.
Поле и его обитатели.
Растения и животные поля.
Сад и его обитатели.
Итоговая контрольная работа
Природа и человек.
Человек – часть природы.
Проверь себя
Россия – твоя Родина. Защита проектов.
01.04.16
06.04.16
08.04.16
13.04.16
15.04.16
20.04.16
22.04.16
27.04.16
29.04.16
04.05.16
06.05.16
11.05.16
13.05.16
18.05.16
20.05.16
25.05.16
27.05.16
27.05.16
К.р
К.р
К.р
12 13
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.