Рабочая программа по окружающему миру 3 класс Школа Росии
Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
естествознание
3 кл
09.08.2018
Рабочая программа составлена к учебнику "Окружающий мир" под редакцией А. А. Плешакова для обучающихся 3 класса по системе Школа России. В программе указаны цели и задачи, разделы и темы. К каждой теме указаны планируемые результаты (УУД ) и основные виды деятельности обучающихся.
РП окр. мир.doc
Рабочая программа полностью соответствует Федеральному государственному
образовательному стандарту НОО и составлена на основе авторской программы А.А.
Плешакова «Окружающий мир и ориентирована на работу по учебнометодическому
комплекту «Школа России»:
Плешаков А. А. Окружающий мир: учебник для 3 класса: в 2 частях – М.:
Просвещение, 2017
Плешаков А. А. Рабочие тетради «Окружающий мир» для 3 класса в 2 частях М.:
Просвещение,2017
Плешаков А. А. Тесты «Окружающий мир» для 3 класса М.: Просвещение, 2017
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение
следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на
основе единства рациональнонаучного познания и эмоциональноценностного осмысления
ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовнонравственное развитие и воспитание личности гражданина России в
условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в
котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира,
своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в
различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения
эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный
интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие,
исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально
гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его
важнейших взаимосвязях.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная
основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы.
Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на
уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства,
технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально
научному и эмоциональноценностному постижению окружающего мира.
Общая характеристика курса
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих
ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира; 3) идея уважения к миру.
Ценностные ориентиры содержания курса
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и
общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём
многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к
познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное
сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в
любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовнонравственного развития и воспитания личности, залог
преемственности культурноценностных традиций народов России от поколения к
поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой
личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое,
психическое, духовно и социальнонравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко
культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Место курса «Окружающий мир» в учебном плане
На изучение учебного предмета «Окружающий мир» в третьем классе отводится 68
часов (2 часа в неделю, всего 34 учебные недели). Программой предусмотрено проведение
входного и итогового контроля.
В соответствии с постановлением Правительства РФ № 756 от 04.08.2016года «О
переносе выходных дней в 2017 году», приказом управления образования администрации
г.Белгорода №909/14/1579 от 30.03.2017 г. «О сроках каникул в 2017/2018 учебном году»,
приказом по школе № 534 от 31.08.2017 г. «Об утверждении учебных планов, планов
внеурочной деятельности, планов дополнительного образования МБОУ СОШ № 37 на
20172018 учебный год» годового календарного графика работы рабочая программа,
рассчитанная на 68 учебных часа, в том числе на проведение проверочных и
административных контрольных работ, скорректирована за счёт уплотнения учебного
материала.
Результаты изучения курса
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение
личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за
свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского
общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
2 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том
числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении
метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия
в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаковосимволических средств представления информации для
создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических
задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных
задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными
и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно
следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать
своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов,
процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических
и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
3 13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного
предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные
результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за
национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей
семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической
грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей,
норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись,
измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных
архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинноследственные связи в
окружающем мире.
В процессе освоения предметного содержания окружающего мира у обучающихся
формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности,
предусматриваемые стандартом начального общего образования:
наблюдать объекты окружающего мира;
работать с учебником, энциклопедиями;
работать с памятками, алгоритмами, схемамиопорами;
рассуждать, участвовать в беседе, дискуссии;
уметь работать в паре, группе, индивидуально;
уметь оценить себя, товарища;
формировать коммуникативные умения;
развивать познавательные, интеллектуальноучебные умения;
уметь пользоваться приобретенными знаниями в повседневной практической жизни.
3 класс
К концу 3 класса учащиеся должны знать:
–
–
–
–
–
–
человек — часть природы и общества;
что такое тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы;
основные свойства воздуха и воды, круговорот воды в природе;
основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии); группы растений
(водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); группы животных (насекомые,
рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); съедобные и несъедобные грибы;
взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между
растениями и животными, между различными животными);
взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека,
отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране
природы, правила личного поведения в природе);
строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме;
–
– правила гигиены; основы здорового образа жизни;
– правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров
транспортных средств);
4 – правила безопасного поведения в быту и на улице, основные дорожные знаки; правила
противопожарной безопасности, основы экологической безопасности;
– потребности людей; товары и услуги;
–
роль природных богатств в экономике; основные отрасли сельского хозяйства и
промышленности; роль денег в экономике, основы семейного бюджета;
некоторые города России, их главные достопримечательности; страны, граничащие с
Россией (с опорой на карту); страны зарубежной Европы, их столицы (с опорой на
карту).
–
–
–
–
–
–
Учащиеся должны уметь:
распознавать природные объекты с помощью атласаопределителя; различать наиболее
распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные
грибы;
– проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические
работы, фиксировать их результаты;
объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой
и человеком;
соблюдать правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и
пассажиров транспортных средств);
выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость;
выполнять посильную работу по охране природы;
выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при
небольших повреждениях кожи; обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;
владеть элементарными приемами чтения карты;
–
– приводить примеры городов России, стран – соседей России, стран зарубежной Европы
и их столиц.
3 класс (68 ч)
Как устроен мир (7 ч)
Содержание учебного предмета
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой
природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и
т. д.). Роль природы в жизни людей.
Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека.
Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком
окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества.
Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях
между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении
природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и
положительное). Меры по охране природы.
Экскурсия: Что нас окружает?
Эта удивительная природа (19ч)
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и
газы.
Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники
загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
5 Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды
для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Эконо
мия воды в быту.
Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы.
Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы
для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной
деятельности людей. Охрана почвы.
Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники,
хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие
растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный
мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные,
пресмыкающиеся, птицы, звери и др.)
Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания.
Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль
животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из
Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в
природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир
грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмыпроизводители,
организмыпотребители, организмыразрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
Экскурсии: Разнообразие растений: экскурсия в краеведческий музей. Разнообразие
животных: экскурсия в краеведческий музей.
Практические работы: Тела, вещества, частицы. Состав и свойства воздуха. Свойства
воды. Круговорот воды. Состав почвы. Размножение и развитие растений.
Мы и наше здоровье (10 ч)
Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в
организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и
гигиена.
Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах,
ожогах, обмораживании.
Опорнодвигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и
физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная
система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их
предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.
Практические работы: Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет ударов пульса.
Наша безопасность (8 ч)
Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии
водопровода, утечке газа.
Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов
и пассажиров транспортных средств). Правила безопасного поведения пешехода на улице.
Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные
знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков:
предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационноуказательные, знаки
сервиса.
6 Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт,
стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на
улице, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза –
опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные
животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от
загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование.
Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Экскурсия: Дорожные знаки в окрестностях школы.
Чему учит экономика (12 ч)
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое
товары и услуги.
Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для
производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда
от образования и здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи
полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства.
металлургия,
Промышленность и ее основные отрасли:
электроэнергетика,
машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро).
Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство
тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия
хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической
катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной
экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке.
Практические работы: Полезные ископаемые. Знакомство с культурными растениями.
Знакомство с различными монетами.
Путешествие по городам и странам (12 ч)
Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и
настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы,
основные достопримечательности,
экономики,
особенности природы,
знаменитые люди разных стран.
культуры,
Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и
культуры разных стран (например, ТаджМахал в Индии, пирамиды в Египте и др.).
Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и
каждого человека
Перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и других видов
работ
3 класс
Экскурсии:
Природа, ее разнообразие.
Разнообразие растений: экскурсия в краеведческий музей.
7 Разнообразие животных: экскурсия в краеведческий музей.
Дорожные знаки в окрестностях школы.
Практические работы:
Тела, вещества, частицы.
Состав и свойства воздуха.
Свойства воды.
Круговорот воды.
Состав почвы.
Размножение и развитие растений.
Знакомство с внешним строением кожи.
Подсчет ударов пульса.
Полезные ископаемые.
Знакомство с культурными растениями.
Знакомство с различными монетами.
8 Календарнотематическое планирование
УМК «Школа России» «Окружающий мир» автор А.А. Плешаков
3 класс – 68 часов
№
п/п
№
те
мы
Дата
план факт
Тема разделов, тем
Колво
часов
Характеристика
деятельности
основных видов
Планируемые
результаты (УУД)
Как устроен мир 7 часов
9
выполнение
задания с целью
поиска ответа на
вопрос
взаимосвязь
природы и человека
способы
взаимодействия с
окружающим
миром и оценка
достижений
на
уроке
формирование
личного отношения
к окружающему
миру
1
1
05.09
Природа. Ценность природы
для человека
1
Знакомиться с учебником и учебными
пособиями по курсу «Окружающий мир» для 3
класса, с целями и задачами раздела «Как
устроен мир»,
понимать учебную задачу урока и стремиться
ее выполнить,
пользуясь иллюстрацией
доказывать,
учебника,
что природа удивительно
разнообразна, раскрывать ценность природы
для людей,
анализировать текст учебника, извлекать из
него необходимую информацию, сравнивать
объекты неживой и живой природы, предлагать
к рисунку учебника и оценивать
задание
классифицировать
ответы одноклассников,
объекты живой природы,
осуществлять
самопроверку,
работать в паре,
формулировать выводы из изученного
материала, отвечать на итоговые вопросы и
оценивать достижения на уроке.
10 2
2
07.09
Человек
1
3
3
12.09
Наши проекты «Богатства,
отданные людям»
1
понимать учебную задачу урока и стремиться
ее выполнить,
находить сходство человека и живых существ
и отличия его от животных,
различать внешность человека и его
внутренний мир, анализировать проявления
внутреннего мира человека в его поступках,
взаимоотношениях с людьми, отношении к
природе, оценивать богатство внутреннего
мира человека,
работать в паре: наблюдать и описывать
проявления внутреннего мира человека,
обсуждать,
богатство
внутреннего мира человека,
моделировать ступени познания человеком
окружающего мира в ходе ролевых игр,
формулировать выводы из изученного
материала, отвечать на итоговые вопросы и
оценивать достижения на уроке.
как возникает
В ходе выполнения дети учатся:
определять цель проекта,
распределять обязанности по проекту в
группах,
собирать материал в дополнительной
литературе, Интернете,
подбирать иллюстративный материал
(фотографии,
слайды),
изготавливать недостающие иллюстрации
(фотографии, рисунки),
оформлять стенд, презентовать проект,
открытки,
11 4
4
14.09
Общество
1
оценивать результаты работы
понимать учебную задачу урока и стремиться
ее выполнить,
определять место человека в мире,
характеризовать семью, народ, государство
как части общества,
обсуждать вопрос о том, почему семья
является важной частью общества,
сопоставлять формы правления
государствах мира,
работать в группе: анализировать таблицу с
целью извлечения необходимой информации.
фотографиям
Описывать
по
достопримечательности
стран,
соотносить страны и народы, осуществлять
самопроверку, рассуждать о многообразии и
единстве стран и народов в современном мире,
формулировать выводы из изученного
материала, отвечать на итоговые вопросы и
оценивать достижения на уроке.
разных
в
12 5
5
19.09
Что такое экология
1
6
6
21.09
Природа в опасности! Охрана
природы
1
понимать учебную задачу урока и стремиться
ее выполнить
анализировать текст учебника, извлекать из
него необходимую информацию о взаимосвязях
в природе, между природой и человеком,
рассказывать о них опираясь на схемы,
работать в паре: анализировать схемы
учебника, классифицировать экологические
связи, моделировать связи организмов,
формулировать выводы из изученного
материала, отвечать на итоговые вопросы и
оценивать достижения на уроке.
понимать учебную задачу урока и стремиться
ее выполнить,
устанавливать причинно – следственные связи
между поведением людей, их деятельностью и
состоянием окружающей среды, различать
положительное и отрицательное влияние
человека на природу,
сравнивать заповедники и национальные
парки как виды особо охраняемых природных
территорий;
сопоставлять(по
работать в
фотографиям в учебнике)
примеры
отрицательно и положительного воздействия
человека на природу; рассуждать о том, почему
люди не могут полностью прекратить
использование природных богатств; объяснять,
какое отношение к природе можно назвать
ответственным, приводить примеры такого
группе:
13 отношения из современной жизни;
моделировать в виде схемы воздействие
человека на природу;
обсуждать, как каждый может помочь
природе;
работать со взрослыми: готовить сообщение о
заповедниках и национальных парках в своём
регионе, о природоохранных мероприятиях в
своём
в
природоохранительной деятельности;
формулировать выводы из изученного
материала, отвечать на итоговые вопросы и
оценивать достижения на уроке.
участвовать
городе;
7
7
26.09
Обобщение знаний по теме
«Как
мир».
Проверочная работа»
устроен
1
выполнять тесты с выбором ответа,
оценивать правильность работы;
оценивать
предложенных ответов;
адекватно оценивать свои знания в
соответствии с набранными баллами.
правильность/неправильность
Эта удивительная природа19 часов
14 8
1
28.09
Тела, вещества, частицы
1
понимать учебную задачу урока и стремиться
ее выполнить,
характеризовать понятия «тела», «вещества»,
«частицы»,
классифицировать тела и вещества,
приводить примеры естественных и
искусственных тел, твердых, жидких и
газообразных веществ
наблюдать опыт с растворением вещества
высказывать предположения
результат опыта
доказывать на основе опыта, что тела и
вещества состоят из частиц,
работать в группе, проверять с помощью
учебника
приведённых
утверждений; различать тела и вещества,
осуществлять самопроверку; моделировать
процесс растворения, расположение частиц в
твердом, жидком и газообразном веществах,
формулировать выводы из изученного
материала, отвечать на итоговые вопросы и
оценивать достижения на уроке.
объясняющие
правильность
15
осмысление
умение выполнять
задания
в
соответствии
с
целью отвечать на
поставленные
вопросы
взаимосвязи
внешнего
вида
человека и его
внутреннего мира,
осознания
себя
творческой
личностью,
способной изменить
мир к лучшему
умение выражать
личное восприятие
мира и настроение,
умение работать в
и
паре
со
взрослыми 9
2
03.10
Разнообразие веществ
1
формирование
Я тесно
образа
связано
миром
природы, культуры
окружающих людей
понимать учебную задачу урока и стремиться
ее выполнить,
наблюдать и характеризовать свойства
поваренной соли, сахара, крахмала, кислоты;
практическая работа: ставить опыты по
обнаружению крахмала в продуктах питания,
использовать лабораторное оборудование,
фиксировать результаты исследования в
рабочей тетради,
работать в паре: описывать изучаемые
вещества по предложенному плану:
использовать информацию в тексте учебника
для объяснения содержания рисунков;
работать со взрослыми: различать сахар, соль,
крахмал по характерным признакам;
формулировать выводы из изученного
материала, отвечать на итоговые вопросы и
оценивать достижения на уроке.
16 10
3
05.10
Воздух и его охрана
1
11
4
10.10
Вода
1
понимать учебную задачу урока и стремиться
ее выполнить;
анализировать схему(диаграмму) с целью
определения состава воздуха;
исследовать с помощью опытов свойств
воздуха; различать цель опыта, ход опыта,
вывод; фиксировать результаты исследования в
рабочей тетради,
работать в паре: объяснять свойства воздуха,
используя знания о частицах; осуществлять
самопроверку; извлекать из текста учебника
информацию в соответствии с заданием;
работать со взрослыми: интервьюировать
взрослых о мерах охраны чистоты воздуха в
родном городе;
формулировать выводы из изученного
материала, отвечать на итоговые вопросы и
оценивать достижения на уроке.
понимать учебную задачу урока и стараться её
выполнить;
практическая работа: исследование свойств
воды по инструкции учебника (определять и
называть цель каждого опыта, устно описывать
его ход,
и
фиксировать результаты исследования в
рабочей тетради,
работать в паре: находить главные мысли
учебного текста, раскрывать их, используя
информацию в тексте; анализировать схемы
учебника и применять их для объяснения
формулировать выводы
17 12
5
12.10
Превращения и круговорот
воды
1
свойств воды; рассказывать об использовании в
быту воды как растворителя, сравнивать свой
опыт с ответами одноклассников, обобщать
информацию.
работать со взрослыми: проводить мини
исследование об использовании питьевой воды
в семье
формулировать выводы из изученного
материала, отвечать на итоговые вопросы и
оценивать достижения на уроке.
понимать учебную задачу урока и стремиться
ее выполнить,
высказывать предположения о состояниях
воды в природе; различать три состояния воды;
наблюдать в ходе учебного эксперимента
образование капель при охлаждении пара;
формулировать на основе наблюдения вывод о
причинах образования облаков и выпадении
дождя;
работать в паре: анализировать рисуноксхему,
объяснять с его помощью особенности
образования льда, рассказывать по схеме о
круговороте воды в природе, моделировать его,
осуществлять само и взаимопроверку,
формулировать выводы из изученного
материала, отвечать на итоговые вопросы и
оценивать достижения на уроке.
13
6
17.10
Берегите воду!
1
понимать учебную задачу урока и стремиться
18 ее выполнить,
высказывать предположения о том, почему
надо беречь воду, находить цифровые данные
из учебника;
работать в паре: извлекать из текста учебника
информацию в соответствии с заданием;
анализировать схему в учебнике, сопоставлять
полученные сведения с информацией из текста;
рассматривать фотодокументы и высказывать
соответствующие суждения; моделировать в
виде динамической схемы источники
загрязнения воды, рассказывать о загрязнении
воды с помощью модели; обсуждать способы
экономии использования воды;
работать со взрослыми: интервьюирование
взрослых о мерах по охране воды с помощью
модели; обсуждать способы экономного
использования воды;
формулировать выводы из изученного
материала, отвечать на итоговые вопросы и
оценивать достижения на уроке.
понимать учебную задачу урока и стремиться
ее выполнить;
анализировать рисунок учебника по
предложенным заданиям и вопросам;
высказывать предположения о том, почему
почва плодородна, обосновывать их;
практическая работа: исследователь состав
почвы в ходе учебного эксперимента,
использовать полученные данные для проверки
выдвинутых гипотез;
19
14
7
19.10
Что такое почва
1 15
8
24.10
Разнообразие растений
1
анализировать схему связей почвы и растения;
на основе схемы моделировать связи почвы и
растений;
обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и
неживого в почве;
характеризовать процессы образования и
разрушения почвы; меры по охране почвы от
разрушений (на основе материала учебника о
деятельности В.В.Докучаева)
обсуждать рассказ
«Уважайте жизнь
дождевого червя из книги «Великан на
планете»
формулировать выводы из изученного
материала, отвечать на итоговые вопросы и
оценивать достижения на уроке.
понимать учебную задачу урока и стремиться
ее выполнить;
доказывать, используя свои знания и рисунок
учебника, что растения очень разнообразны;
знакомиться с группами растений по
материалам учебника;
работать в группе: классифицировать растения
из предложенного списка, предлагать подобные
задания одноклассникам,
проверить и
оценивать их ответы; знакомиться по учебнику
с понятием «виды растений»; использовать
предложенную
при
характеристике групп растений; определять
растения с помощью атласа определителя,
осуществлять взаимопроверку;
информацию
20 16
9
26.10
Солнце, растения и мы с вами
Размножение и развитие
растений
1
17
10
26.10
Размножение и развитие
растений
1
приводить примеры растений разных групп и
видов с помощью атласа – определителя;
используя книгу «Зелёные страницы»,
подготавливать сообщение об одном из видов
растений любой группы;
формулировать выводы из изученного
материала, отвечать на итоговые вопросы и
оценивать достижения на уроке.
понимать учебную задачу урока и стремиться
ее выполнить;
выявлять с помощью схемы сходства и
различия процессов питания и дыхания
растений;
моделировать процессы дыхания и питания
растений, рассказывать об этих процессах с
помощью выполненной схемы;
выявлять роль листьев, стебля и корня в
питании растений;
доказывать, что без растений невозможна
жизнь животных и человека;
формулировать выводы из изученного
материала, отвечать на итоговые вопросы и
оценивать достижения на уроке.
понимать учебную задачу урока и стремиться
ее выполнить;
характеризовать условия, необходимые для
размножения растений и их распространения;
наблюдать в природе, как распространяются
семена деревьев;
выявлять роль животных в размножении
развитии растений;
21 18
11
09.11
Охрана растений
1
19
12
14.11
Разнообразие животных
1
характеризовать с помощью схем стадии
развития растений из семени;
работать с терминологическим словариком;
формулировать выводы из изученного
материала, отвечать на итоговые вопросы и
оценивать достижения на уроке
понимать учебную задачу урока и стремиться
ее выполнить;
актуализировать сведения. полученные в 12
классах, об исчезающих и редких растениях,
Красной книге, правилах поведения в природе;
характеризовать факторы отрицательного
воздействия человека на мир растений;
обсуждать материалы книги «Великан на
поляне» с целью выяснения правил поведения
человека в природе;
оформлять памятку (книжку) «Берегите
растения»;
формулировать выводы из изученного
материала, отвечать на итоговые вопросы и
оценивать достижения на уроке
понимать учебную задачу урока и стремиться
ее выполнить;
актуализировать знания о животном мире,
полученные в 12 классах;
классифицировать животных
предложенного одноклассниками;
приводить примеры животных разных групп;
с помощью атласа – определителя «О земли до
неба» определять животных, изображённых на
рисунках, и соотносить их к определённой
из списка,
22 20
13
16.11
Кто что ест
1
21
14
21.11
Наши проекты «Разнообразие
природы родного края»
1
группе;
обсуждать рассказ «История с пиявкой» из
книги « Великан на поляне»
работать с электронным приложением к
учебнику;
работать с терминологическим словарём;
формулировать выводы из изученного
материала, отвечать на итоговые вопросы и
оценивать достижения на уроке.
понимать учебную задачу урока и стремиться
ее выполнить;
характеризовать животных по типу питания,
приводить примеры животных по типу
питания;
анализировать схемы цепей питания;
характеризовать защитные приспособления
растений и животных;
обсуждать материал книги « Зелёные
страницы» о божьих коровках;
обсуждать роль хищников в поддержании
равновесия в природе;
формулировать выводы из изученного
материала, отвечать на итоговые вопросы и
оценивать достижения на уроке.
В ходе выполнения проекта дети учатся:
определять цель и этапы работы;
распределять обязанности;
совместно со взрослыми определять с
помощью атласа – определителя растения,
23 22
15
23.11
Размножение и развитие
животных
1
23
16
28.11
Охрана животных
1
птиц, другие природные объекты, делать
фотографии, зарисовки;
находить в краеведческой литературе
материалы о природе родного края;
составлять и презентовать «Книгу природы
родного края»
понимать учебную задачу урока и стремиться
ее выполнить;
характеризовать животных разных групп по
способу размножения.
моделировать стадии размножения животных
разных групп;
рассказывать как заботятся домашние
животные о своём потомстве;
обсуждать материалы книг «Зелёные
страницы» и «Великан на поляне» о
размножении животных;
работать с терминологическим словариком;
формулировать выводы из изученного
материала, отвечать на итоговые вопросы и
оценивать достижения на уроке.
понимать учебную задачу урока и стремиться
ее выполнить;
актуализировать знания о редких и
исчезающих животных, Красной книге России,
полученные в 12 классах;
характеризовать факторы отрицательного
воздействия человека на животный мир;
с помощью атласа – определителя м
электронного
определять
приложения
24 24
17
30.11
В царстве грибов
1
25
18
05.12
Великий круговорот жизни
1
животных. занесённых в Красную книгу;
обсуждать меры по охране животных;
обсуждать материалы книги «Великан на
поляне» об исчезновении насекомых;
формулировать с помощью экологических
знаков правил поведения в природе;
с помощью дополнительной литературы
готовить сообщение о животных, занесённых в
Красную книгу, которые не изучались ранее;
формулировать выводы из изученного
материала, отвечать на итоговые вопросы и
оценивать достижения на уроке
понимать учебную задачу урока и стремиться
ее выполнить;
характеризовать понятия строение шляпочных
грибов;
с помощью иллюстраций учебника и атласа
определителя различать
съедобные,
несъедобные, ядовитые грибы;
обсуждать материал рассказа «Кому нужен
мухомор» из книги «Великан на поляне»;
моделировать различия грибовдвойников;
формулировать выводы из изученного
материала, отвечать на итоговые вопросы и
оценивать достижения на уроке.
понимать учебную задачу урока и стремиться
ее выполнить,
характеризовать
производители, потребители, разрушители;
обсуждать опасность исчезновения хотя бы
одного звена цепи круговорота веществ в
организмы
понятия
25 26
19
07.12
Обобщение знаний по теме
«Эта удивительная природа».
Проверочная работа
1
природе;
моделировать круговорот веществ в природе;
рассказывать о круговороте веществ на земле;
формулировать выводы из изученного
материала, отвечать на итоговые вопросы и
оценивать достижения на уроке.
выполнять тесты с выбором ответа,
оценивать правильность работы
27
1
12.12
Организм человека
Мы и наше здоровье10 ч
1
человеческого
понимать учебную задачу урока и стремиться
ее выполнить;
актуализировать знания по анатомии и
физиологии
организма,
полученные во 2 классе;
характеризовать системы органов тела( их
части и назначения);
обсуждать взаимосвязь наук анатомии,
физиологии, гигиены;
анализировать схемы расположения органов
тела человека, уметь показывать расположение
внутренних органов на своём теле и теле
собеседника;
практическая работа в паре: измерение роста
и массы тела человека;
работать с терминологическим словариком;
формулировать выводы из изученного
материала, отвечать на итоговые вопросы и
оценивать достижения на уроке.
умение понимать
учебную задачу и
стремиться ее
выполнить
характеризовать
системы органов
человека,
стремиться
выполнять правила
по сохранению
своего здоровья
отвечать на
итоговые вопросы,
формулировать
выводы, работать
со словарем,
работать в паре
конкретизировать
представления о
26 28
2
14.12
Органы чувств
1
29
3
19.12
Надёжная защита организма
1
30
4
21.12
Опора тела и движения
1
человеке и
окружающем его
мире
понимать учебную задачу урока и стремиться
ее выполнить;
работать в группе: самостоятельно изучать
материал темы и готовить рассказы по
предложенному плану;
распознавать предметы на ощупь и по запаху в
ходе учебного эксперимента;
формулировать правила гигиены органов
чувств,
работать с терминологическим словариком;
формулировать выводы из изученного
материала, отвечать на итоговые вопросы и
оценивать достижения на уроке.
понимать учебную задачу урока и стремиться
ее выполнить;
практическая работа: изучить свойства кожи;
характеризовать средства гигиены и уход за
кожей;
характеризовать меры первой помощи при
повреждениях кожи;
работать в паре: осваивать приёмы оказания
первой помощи при повреждениях кожи
подготовить рассказ об уходе за кожей;
работать с терминологическим словариком;
формулировать выводы из изученного
материала, отвечать на итоговые вопросы и
оценивать достижения на уроке.
понимать учебную задачу урока и стремиться
ее выполнить,
характеризовать роль скелета и мышц в
27 31
5
26.12
Наше питание.
Наши проекты «Школа
кулинаров»
1
жизнедеятельности организма
раскрыть роль правильной осанки для
здоровья человека;
следить за правильной осанкой на уроке и вне
его;
выполнять физкультминутки;
работать с терминологическим словарём;
формулировать выводы из изученного
материала, отвечать на итоговые вопросы и
оценивать достижения на уроке.
которые
изменения,
понимать учебную задачу урока и стремиться
ее выполнить;
практическая работа: определять наличие
питательных веществ в продуктах питания;
характеризовать
происходят с пищей в процессе пищеварения;
моделировать строение пищеварительной
системы;
обсуждать правила рационального питания;
составлять меню здорового питания;
работать с терминологическим словариком;
формулировать выводы из изученного
материала, отвечать на итоговые вопросы и
оценивать достижения на уроке;
готовится к выполнению проекта «Школа
кулинаров»
32
6
11.01
Дыхание и кровообращение
1
понимать учебную задачу урока и стремиться
ее выполнить;
актуализировать знания о лёгких и сердце,
28 33
7
16.01
Умей предупреждать болезни 1
полученные во 2 классе;
характеризовать строение дыхательной
системы и ее роль в организме;
моделировать строение дыхательной системы;
характеризовать
строение кровеносной
системы и роль крови и кровеносной системы в
организме;
обсуждать взаимосвязь кровеносной и
дыхательной систем;
практическая работа в паре: измерять пульс на
запястье и просчитывать количество его ударов
в минуту при разной нагрузке;
работать с терминологическим словарём;
работать со взрослыми: измерять пульс у
членов своей семьи;
формулировать выводы из изученного
материала, отвечать на итоговые вопросы и
оценивать достижения на уроке.
понимать учебную задачу урока и стремиться
ее выполнить;
характеризовать факторы закаливания;
формировать правила закаливания;
составлять памятку по закаливанию;
оставлять инструкцию по предупреждению
инфекционных заболеваний;
работать с терминологическим словарём;
регулярно проводить закаливание своего
организма;
формулировать выводы из изученного
материала, отвечать на итоговые вопросы и
оценивать достижения на уроке.
29 34
8
18.01
Здоровый образ жизни
35
9
23.01
36
10
25.01
Обобщение знаний по теме «
Мы и наше здоровье».
Проверочная работа
Презентация проектов
«Богатства, отданные
людям», «Разнообразие
природы родного края»,
«Школа кулинаров».
1
1
1
понимать учебную задачу урока и
стремиться ее выполнить;
различать факторы, укрепляющие здоровье, и
факторы, негативно на него влияющие;
обсуждать и формулировать правила ЗОЖ и
стараться их соблюдать;
работать с терминологическим словарём;
формулировать выводы из изученного
материала, отвечать на итоговые вопросы и
оценивать достижения на уроке.
выполнять тесты с выбором ответа,
оценивать
предложенных ответов;
адекватно оценивать свои знания в
соответствии с набранными баллами
выступать с подготовленными сообщениями,
иллюстрировать их наглядными материалами,
обсуждать выступления учащихся,
оценивать свои достижения и достижения
других учащихся.
правильность/неправильность
Наша безопасность 8 часов
30 37
1
30.01
Огонь, вода и газ
1
понимать учебную задачу урока и стремиться
ее выполнить;
актуализировать знания об опасности в быту,
полученные в 12 классах;
характеризовать действия при пожаре, аварии
водопровода, утечке газа,
моделировать действия при этих ситуациях в
виде схем и ролевой игры;
называть наизусть телефоны экстренного
вызова, родителей, соседей;
работать с терминологическим словарём;
анализировать схему эвакуации из школы и
моделировать её в ходе учебной тревоги;
формулировать выводы из изученного
материала, отвечать на итоговые вопросы и
оценивать достижения на уроке.
умение
самостоятельно
составлять план
действий в
экстренных
ситуациях,
выбирать
безопасный путь
движения
уметь слаженно
действовать в
ситуациях
опасности
усвоение
действий
31 38
2
01.02
Чтобы путь был счастливым
1
при пожаре, аварии
водопровода и т.д.
усвоение основных
правил дорожного
движения,
оценивать
результаты своей
деятельности
правила
понимать учебную задачу урока и стремиться
ее выполнить;
актуализировать
безопасного
поведения на улице, полученные в 12 классах;
работать в группах: изучать по материалам
учебника правила поведения на улице и в
транспорте готовить сообщения;
обсуждать предложенные ситуации, которые
являются потенциально опасными;
выполнять тесты с выбором варианта ответа о
правильном/неправильном поведении на улице
и в транспорте;
моделировать свои действия в ходе ролевой
игры;
формулировать выводы из изученного
материала, отвечать на итоговые вопросы и
оценивать достижения на уроке.
32 39
3
06.02
Дорожные знаки
1
40
4
08.02
Наши проекты «Кто нас
защитит»
1
понимать учебную задачу урока и стремиться
ее выполнить;
актуализировать знание дорожных знаков,
полученные в 12 классах;
анализировать разные типы знаков, обсуждать,
как они помогают пешеходам;
выполнять тесты с выбором ответа,
требующего знания дорожных знаков;
моделировать в виде схемы безопасный путь
от дома до школы с обозначением имеющихся
дорожных знаков;
работать с терминологическим словарём;
формулировать выводы из изученного
материала, отвечать на итоговые вопросы и
оценивать достижения на уроке.
В ходе выполнения проекта дети учатся:
находить в Интернете и других источниках
информации сведения о Вооружённых силах
России,
службы
пожарной охраны. МЧС;
интервьюировать
ВОВ,
военнослужащих, МЧС, сотрудников полиции.
пожарной охраны;.
оформлять собранные материалы в виде
стендов, альбомов и т.д.
презентовать и оценивать результаты
проектной деятельности
деятельности полиции,
ветеранов
33 41
5
13.02
Опасные места
1
42
6
15.02
Природа и наша безопасность
1
43
7
20.02
Экологическая безопасность
1
понимать учебную задачу урока и стремиться
ее выполнить;
актуализировать полученные ранее знания о
потенциально опасных местах;
обсуждать потенциально опасные места в доме
и вне его;
работать со взрослыми: составлять схему
своего двора и окрестности с указанием
опасных мест;
формулировать выводы из изученного
материала, отвечать на итоговые вопросы и
оценивать достижения на уроке.
понимать учебную задачу урока и стремиться
ее выполнить;
характеризовать опасности природного
характера;
находить в атласе – определителе «От земли
до неба» информацию о ядовитых ягодах и
грибах;
обсуждать рассказ «Опасные двойники» из
книги « Зелёные страницы»;
характеризовать правила гигиены при общении
с домашними животными;
отличать гадюку от ужа;
формулировать выводы из изученного
материала, отвечать на итоговые вопросы и
оценивать достижения на уроке.
понимать учебную задачу урока и стремиться
ее выполнить;
анализировать по схеме цепь загрязнения;
приводить примеры цепей загрязнения;
34 проблему
моделировать пути поступления загрязнения
веществ в организм;
обсуждать
экологической
безопасности и меры по охране окружающей
среды;
практическая работа:
знакомство с
устройством и работой бытового фильтра для
очистки воды;
работать с терминологическим словарём;
формулировать выводы из изученного
материала, отвечать на итоговые вопросы и
оценивать достижения на уроке.
44
8
22.02
Обобщение знаний по теме
«Наша
безопасность».
Проверочная работа
1
понимать учебную задачу урока и стремиться
ее выполнить;
формулировать выводы из изученного
материала, отвечать на итоговые вопросы и
оценивать достижения на уроке.
Чему учит экономика12 часов
35 45
1
27.02
Для чего нужна экономика
1
понятия
«экономика»,
понимать учебную задачу урока и стремиться
ее выполнить;
раскрывать
«потребности», «товары», «услуги»;
различать товары и услуги, приводить
примеры товаров и услуг;
характеризовать роль труда в создании
товаров и услуг;
работать с терминологическим словарём;
работать со взрослыми: прослеживать, какие
товары и услуги были нужны семье в течение
дня;
формулировать выводы из изученного
материала, отвечать на итоговые вопросы и
оценивать достижения на уроке.
умение понимать
учебную задачу и
стремиться ее
выполнить
знать о
потребностях своей
семьи, о
профессиях
родителей,
о продуктах
растениеводства и
животноводства,
используемых в
каждой семье
формулировать
выводы из
36 46
2
01.03
Природные богатства и труд
людей основа экономики
1
изученного
материала,
оценивать
достижения на
уроке
понимать учебную задачу урока и стремиться
ее выполнить;
раскрыть роль природных богатств и труда
людей в экономике по предложенному плану;
приводить примеры использования природных
богатств и труда в процессе производства
товаров;
прослеживать взаимосвязь труда людей разных
профессий;
раскрывать роль науки в экономическом
развитии;
работать со взрослыми: выяснять роль
профессий родителей в экономике;
работать с терминологическим словарём;
формулировать выводы из изученного
материала, отвечать на итоговые вопросы и
оценивать достижения на уроке.
37 47
3
06.03
Полезные ископаемые
1
понимать роль
труда в создании
товаров и услуг,
выяснять роль
профессий
родителей в
экономике
особенности
знания о полезных
понимать учебную задачу урока и стремиться
ее выполнить;
актуализировать
ископаемых, полученные в 12 классах;
определять полезные ископаемые с помощью
атласа – определителя « От земли до неба»;
выявлять, при производстве, каких товаров
применяются изучаемые полезные ископаемые;
характеризовать
добычи
некоторых полезных ископаемых (шахты,
карьеры, нефтяные вышки)
с помощью атласа – определителя готовить
сообщение,
полезном
ископаемом;
работать с терминологическим словарём;
работать со взрослыми в краеведческом музее,
выяснять,
какие полезные ископаемые
добываются в регионе;
формулировать выводы из изученного
материала, отвечать на итоговые вопросы и
оценивать достижения на уроке.
о какомлибо
38 48
4
13.03
Растениеводство
1
роль
занимаются
понимать учебную задачу урока и стремиться
ее выполнить;
актуализировать знания о дикорастущих и
культурных растениях, полученные в 12
классах;
практическая работа в паре: исследовать
выданное учителем сельскохозяйственное
растение и описывать его по плану;
обсуждать,
зачем люди
растениеводством;
различать и классифицировать культурные
растения;
характеризовать
выращивания
культурных растений в экономике и труде
растениеводов;
выявлять
промышленности;
работать с терминологическим словарём;
исследовать, какие продукты растениеводства
используются в семье в течение дня;
работать со взрослыми: интервьюировать
работников сельского хозяйства;
формулировать выводы из изученного
материала, отвечать на итоговые вопросы и
оценивать достижения на уроке.
растениеводства
связь
и
39 49
5
15.03
Животноводство
1
роль
домашних
понимать учебную задачу урока и стремиться
ее выполнить;
актуализировать знания о диких и домашних
животных, полученные в 12 классах;
классифицировать
сельскохозяйственных животных;
характеризовать
разведения
сельскохозяйственных животных в экономике и
труд животноводства;
выявлять взаимосвязь растениеводства,
животноводства и промышленности;
работать с терминологическим словарём;
исследовать, какие продукты животноводства
использует семья в течение дня;
работать со взрослыми: интервьюировать
работников животноводства;
формулировать выводы из изученного
материала, отвечать на итоговые вопросы и
оценивать достижения на уроке.
40 50
6
20.03
Какая
промышленность
бывает
взаимосвязь
отраслей
продукцию и отрасли
понимать учебную задачу урока и стремиться
ее выполнить;
характеризовать отрасли промышленности по
их роли в производстве товаров;
соотносить
промышленности;
выявлять
промышленности;
характеризовать труд работников отрасли
промышленности;
работать с терминологическим словарём;
работать со взрослыми: найти в краеведческой
литературе или выяснить у взрослых членов
семьи, какие отрасли промышленности, какие
крупные предприятия есть в регионе;
формулировать выводы из изученного
материала, отвечать на итоговые вопросы и
оценивать достижения на уроке.
51
7
22.03
Наши проекты: «Экономика
родного края»
В ходе выполнения проекта дети учатся:
собирать информацию об экономике своего
города;
оформлять собранные материалы в виде
фотовыставки, стенгазеты, альбома и т.д;
коллективно составлять книгу – справочник
«Экономика родного края»;
презентовать и оценивать результаты
проектной деятельности.
41 52
8
03.04
Что такое деньги
53
9
05.04
Государственный бюджет
понимать учебную задачу урока и стремиться
ее выполнить;
характеризовать виды обмена товарами
(бартер и купля – продажа); моделировать
ситуации бартера и купли продажи;
раскрывать роль денег в экономике;
различать денежные единицы разных стран;
практическая работа в паре: рассматривать и
сравнивать монеты России по внешнему виду,
устно описывать их;
работать с терминологическим словарём;
формулировать выводы из изученного
материала, отвечать на итоговые вопросы и
оценивать достижения на уроке.
понимать учебную задачу урока и стремиться
ее выполнить;
характеризовать государственный бюджет, его
доходы и расходы;
определять, люди каких профессий получают
зарплату из государственного бюджета;
выявлять взаимосвязь между доходами и
расходами государства;
моделировать доходы и расходы государства в
идее математических задач;
работать с терминологическим словарём;
формулировать выводы из изученного
материала, отвечать на итоговые вопросы и
оценивать достижения на уроке.
42 54
10
10.04
Семейный бюджет
и
его
сходства
понимать учебную задачу урока и стремиться
ее выполнить;
характеризовать семейный бюджет,
доходы и расходы;
различия
выявлять
государственного и семейного бюджета и их
взаимосвязь;
определять, какие доходы и из каких
источников может иметь семья;
обсуждать, какие расходы семьи являются
первостепенными, а какие – менее важными;
моделировать семейный бюджет;
работать с терминологическим словарём;
формулировать выводы из изученного
материала, отвечать на итоговые вопросы и
оценивать достижения на уроке.
43 55
11
12.04
Экономика и экология
56
12
17.04
Обобщение знаний по теме «
Чему учит экономика».
Проверочная работа
вредное
понимать учебную задачу урока и стремиться
ее выполнить;
актуализировать знания о влиянии человека на
окружающую среду, полученные в 12 классах;
характеризовать
воздействие
различных отраслей
экономики на
окружающую среду;
обсуждать, почему при осуществлении любого
экономического проекта в настоящее время
осуществляется экономическая экспертиза;
приводить примеры изменения экономических
проектов под влиянием экологов;
моделировать экологические прогнозы;
работать с терминологическим словарём;
работать со взрослыми: выяснять, какие меры
экологической безопасности предпринимаются
в регионе;
формулировать выводы из изученного
материала, отвечать на итоговые вопросы и
оценивать достижения на уроке.
понимать учебную задачу урока и стремиться
ее выполнить;
формулировать выводы из изученного
материала, отвечать на итоговые вопросы и
оценивать достижения на уроке.
Путешествие по городам и странам12 часов
44 57
1
19.04
Золотое кольцо России
58
2
19.04
понимать учебную задачу урока и стремиться
ее выполнить;
прослеживать маршрут путешествия по карте
в учебнике и настенной карте России;
рассказывать о достопримечательностях
городов Золотого кольца;
узнавать достопримечательности городов
Золотого кольца по фотографиям;
составлять вопросы к викторине по Золотому
кольцу;
моделировать маршрут золотого кольца,
используя
фотографии,
достопримечательности, сувениры и т.д.
выполнять
приложения к учебнику;
с помощью Интернета готовить сообщение о
любом городе Золотого кольца;
формулировать выводы из изученного
материала, отвечать на итоговые вопросы и
оценивать достижения на уроке.
электронного
задания из
59. 3
24.04
Наши проекты «Музей
путешествий»
В ходе проекта дети учатся:
собирать экспонаты для музея (фотографии,
открытки, значки и др.), составлять этикетки
(кем, когда и где собран материал);
оформлять экспозицию музея;
готовить сообщения (экскурсия по музею);
презентовать свои сообщения с демонстрацией
экспонатов
45
умение
самостоятельно
планировать свои
действия при
подготовке
сообщения на
заданную тему
конкретизировать
представления о
городах нашей
страны и
зарубежных
достопримечательн
остях
формирование
уважительного
отношения к иному
мнению. Развитие
этических чувств,
доброжелательност
и
становление
гуманистических и
демократических
ценностных
ориентаций,
формирование
уважительного
отношения к 60. 4
24.04
Наши ближайшие соседи
истории и культуре
других народов,
понимать учебную задачу урока и стремиться
ее выполнить;
показывать на карте России её границы и
пограничные государства, их столицы, в том
числе страны,
граничащие только с
Калининградской областью или имеющие с
Россией только морские границы;
обсуждать, почему с государствами соседями
нужно иметь добрососедские отношения;
выполнять
приложения к учебнику;
работать с терминологическим словарём;
с помощью дополнительной литературы
готовить сообщения о странах, граничащих с
Россией;
формулировать выводы из изученного
материала, отвечать на итоговые вопросы и
оценивать достижения на уроке.
электронного
задания из
46 61. 5
26.04
На севере Европы
понимать учебную задачу урока и стремиться
ее выполнить;
работать в группе: самостоятельно изучать
материал учебника о странах севера Европы
(каждой группе по одной стране), подготовить
сообщения с показом местоположения страны и
её столицы на политической карте Европы;
выступать одному из представителей группы
или распределять материал на несколько
сообщений;
соотносить государства и их флаги;
фотографиям
узнавать
достопримечательности изучаемых стран; их
замечательных людей;
составлять вопросы к викторине по странам
севера Европы;
работать со взрослыми: в магазине выяснять,
какие товары поступают из стран севера
Европы;
формулировать выводы из изученного
материала, отвечать на итоговые вопросы и
оценивать достижения на уроке.
по
47 62
6
03.05
Что такое Бенилюкс
понимать учебную задачу урока и стремиться
ее выполнить;
работать в группе: самостоятельно изучить
материал о странах Бенилюкса (каждой группе
по одной стране), подготовить сообщение с
показом местоположения страны и её столицы
на политической карте Европы; выступать
одному из представителей группы или
распределять материал на несколько
сообщений;
составлять вопросы к викторине по странам
Бенилюкса;
описывать достопримечательности стран
Бенилюкса по фотографиям;
выполнять задания электронного приложения
к учебнику;
используя дополнительную литературу,
находить интересных фактов по изучаемым
странам;
работать со взрослыми: в магазинах выяснять,
какие товары поступают из Бельгии,
Голландии, Люксембурга;
формулировать выводы из изученного
материала, отвечать на итоговые вопросы и
оценивать достижения на уроке.
48 63
7
08.05
В центре Европы
понимать учебную задачу урока и стремиться
ее выполнить;
работать в группе: самостоятельно изучить
материал о странах в центе Европы (каждой
группе по одной стране),
подготовить
сообщение с показом местоположения страны и
её столицы на политической карте Европы;
выступать одному из представителей группы
или распределять материал на несколько
сообщений;
узнавать и описывать достопримечательности
по фотографиям;
моделировать достопримечательности из
пластилина;
выполнять
приложению к учебнику;
работать со взрослыми: в магазинах выяснять,
какие товары поступают из Германии, Австрии,
Швейцарии;
формулировать выводы из изученного
материала, отвечать на итоговые вопросы и
оценивать достижения на уроке.
задания по электронному
49 64
8
10.05
По
Великобритании
Франции
и
с
сообщение
понимать учебную задачу урока и стремиться
ее выполнить;
работать в группе: самостоятельно изучить
материал о Франции и Великобритании,
подготовить
показом
местоположения стран и её столиц на
политической карте Европы;
выступать одному из представителей группы
или распределять материал на несколько
сообщений;
описывать достопримечательности по
фотографиям;
составлять вопросы для викторины о Франции
и Великобритании;
выполнять
приложению к учебнику;
в дополнительной литературе и Интернете
находить интересные факты о Франции и
Великобритании;
работать со взрослыми: в магазинах выяснять,
какие товары поступают из Франции и
Великобритании;
формулировать выводы из изученного
материала, отвечать на итоговые вопросы и
оценивать достижения на уроке.
задания по электронному
50 65
9
15.05
На юге Европы
понимать учебную задачу урока и стремиться
ее выполнить;
работать в группе: самостоятельно изучать
материал учебника о Греции и Италии (каждой
группе по одной стране),
подготовить
сообщения с показом местоположения страны и
её столицы на политической карте Европы;
выступать одному из представителей группы
или распределять материал на несколько
сообщений;
описывать достопримечательности Греции и
Италии по фотографиям;
составлять вопросы к викторине по странам
севера Европы;
выполнять задания электронного приложения
к учебнику;
используя дополнительную литературу,
находить интересные факты об изучаемых
странах;
работать со взрослыми: в магазине выяснять,
какие товары поступают из Греции и Италии;
формулировать выводы из изученного
материала, отвечать на итоговые вопросы и
оценивать достижения на уроке.
51 66
10
17.05
По знаменитым местам мира
67
11
22.05
Проверочная работа
понимать учебную задачу урока и стремиться
ее выполнить;
соотносить памятники архитектуры и
искусства с той страной, в которой они
находятся;
определять цели международного туризма;
работать с картой;
описывать по фотографиям изучаемые
достопримечательности;
находить в дополнительной литературе и в
Интернете материал о достопримечательностях
разных стран, готовить сообщения;
формулировать выводы из изученного
материала, отвечать на итоговые вопросы и
оценивать достижения на уроке.
выполнять тесты с выбором ответа;
оценивать
предложенных ответов;
адекватно оценивать свои знания в
соответствии с набранными баллами.
правильность/неправильность
68
12
24.05
Обобщение знаний по теме
«Путешествие по городам и
странам».
Презентации проектов
«Кто нас защищает»,
«Экономика родного края»,
«Музей путешествий»
Выступать с подготовленными сообщениями,
иллюстрировать их наглядным материалом;
обсуждать выступление учащихся;
оценивать свои достижения и достижения
других учащихся.
52 53 ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Критерии оценивания знаний, умений и навыков учащихся:
Особенности организации контроля по окружающему миру
Основная цель контроля проверка знания фактов учебного материала, умения учащихся
классифицировать, сравнивать объекты окружающей действительности, делать простейшие
выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительной
литературы.
Ошибки и недочеты, влияющие на снижение оценки по предмету “Окружающий мир”
Ошибки:
неправильное определение понятий, замена существенной характеристики понятия
несущественной;
нарушение последовательности в описании объектов (явлений), если она является
существенной;
неправильное раскрытие причины, закономерности, условия протекания того или иного
явления, процесса;
неумение сравнивать объекты, производить их классификацию на группы по
существенным признакам;
незнание фактического материала, неумение самостоятельно привести примеры,
подтверждающие высказанное суждение;
отсутствие умения выполнять схемы, графические рисунки, заполнять таблицы,
неумение использовать материал схем, таблиц, рисунков при ответе;
ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
неумение ориентироваться на карте и плане, правильно показывать изучаемые объекты
(природоведческие и исторические).
Недочеты:
преобладание при описании объекта несущественных признаков;
несущественные неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, отсутствие
обозначений и подписей;
отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не
приводящие к неправильному результату;
неточности в определении назначения прибора, его использование осуществляется
после наводящих вопросов;
неточности при нахождении объектов на карте.
Характеристика цифровой отметки (оценки) при устном ответе:
54 "5" /отлично/ выставляется, если учебный материал излагается полно, логично, отсутствуют
ошибки или имеется один недочет, ученик может привести примеры из дополнительной
литературы.
"4" /хорошо/ ответ полный, но имеются незначительные нарушения логики изложения
материала.
"3" /удовлетворительно/ ответ раскрыт не полно, осуществляется по наводящим вопросам,
имеются отдельные нарушения в логике изложения материала.
"2" /плохо/ ответ не раскрывает обсуждаемый вопрос, отсутствует полнота и логика
изложения учебного материала.
Нормы оценок при письменном контроле соответствуют общим требованиям.
Для письменного контроля используются письменные проверочные работы, не требующих
развернутого ответа с большой затратой времени, проверочные практические работы с
картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.
Целесообразно при проведении письменного контроля использовать тестовые задания.
Тестовые работы должны включать задания, в которых ученик должен продемонстрировать
разные виды учебных умений. Для определения фактических знаний по предмету необходимы
тесты на выбор ответа, поиск ошибки, продолжение или исправление высказывания.
Р е к о м е н д а ц и и п о о ц е н и в а н и ю р е з у л ь т а т о в тестирования
Каждое верно выполненное задание уровня А оценивается в 1 балл,
уровня В – в 2 балла, уровня С – в 3 балла.
13–16 баллов (80–100%) – оценка «5»;
10–13 баллов (60–80%) – оценка «4»;
6–10 баллов (40–60%) – оценка «3»;
0–6 баллов (0–40%) – оценка «2».
ИНФОРМАЦИОННОМЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Наименование объектов и средств
материальнотехнического обеспечения
Книгопечатная продукция
Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие
программы. 1 – 4 классы. М.: Просвещение.
2011
Примечание
В программе определены цели начального
обучения русскому языку; рассмотрены
подходы к структурированию учебного
материала и к организации деятельности
учащихся; представлены результаты изучения
55 Учебники
1.Плешаков А. А.
Окружающий мир. 1 класс. Учебник для
общеобразовательных учреждений. В двух
частях. Часть 1, 2.
2.Плешаков А. А.
Окружающий мир. 2 класс. Учебник для
общеобразовательных учреждений. В двух
частях. Часть 1, 2.
3. Плешаков А. А.
Окружающий мир. 3 класс. Учебник для
общеобразовательных учреждений. В двух
частях. Часть 1, 2.
4. Плешаков А. А.
Окружающий мир. 4 класс. Учебник для
общеобразовательных учреждений. В двух
частях. Часть 1, 2.
Рабочие тетради
1.Плешаков А. А.
Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1класс.
Пособие для учащихся общеобразовательных
учреждений. В двух частях. Части 1, 2
2.Плешаков А. А.
Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2класс.
Пособие для учащихся общеобразовательных
учреждений. В двух частях. Части 1, 2
3. Плешаков А. А.
Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3класс.
Пособие для учащихся общеобразовательных
учреждений. В двух частях. Части 1, 2
4. Плешаков А. А.
Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс.
Пособие для учащихся общеобразовательных
учреждений. В двух частях. Части 1, 2
Тесты
Плешаков А. А., Гара Н. Н., Назарова З. Д.
Окружающий мир. Тесты. 1 класс.
Плешаков А. А., Гара Н. Н., Назарова З. Д.
Окружающий мир. Тесты. 2 класс.
Плешаков А. А., Гара Н. Н., Назарова З. Д.
Окружающий мир. Тесты. 3 класс.
Плешаков А. А., Гара Н. Н., Назарова З. Д.
Окружающий мир. Тесты. 4 класс.
предмета, основное содержание курса,
тематическое планирование с
характеристикой основных видов
деятельности учащихся; описано
материальнотехническое обеспечение
образовательного процесса.
56 Методические пособия
1.Плешаков А. А.
Мир вокруг нас. Поурочные разработки. 1
класс
2. Плешаков А. А.
Мир вокруг нас. Поурочные разработки. 2
класс
Плешаков А. А., Румянцев А. А.
Великан на поляне, или первые уроки
экологической этики.
Плешаков А. А.
От земли до неба: Атласопределитель.
Плешаков А. А.
Зеленые страницы.
57
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс Школа Росии
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс Школа Росии
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс Школа Росии
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс Школа Росии
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс Школа Росии
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс Школа Росии
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс Школа Росии
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс Школа Росии
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс Школа Росии
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс Школа Росии
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс Школа Росии
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс Школа Росии
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс Школа Росии
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс Школа Росии
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс Школа Росии
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс Школа Росии
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс Школа Росии
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс Школа Росии
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс Школа Росии
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс Школа Росии
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс Школа Росии
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс Школа Росии
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс Школа Росии
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс Школа Росии
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс Школа Росии
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс Школа Росии
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс Школа Росии
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс Школа Росии
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс Школа Росии
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс Школа Росии
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс Школа Росии
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс Школа Росии
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс Школа Росии
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс Школа Росии
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс Школа Росии
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс Школа Росии
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс Школа Росии
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс Школа Росии
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс Школа Росии
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс Школа Росии
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс Школа Росии
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс Школа Росии
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс Школа Росии
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс Школа Росии
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс Школа Росии
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс Школа Росии
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс Школа Росии
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс Школа Росии
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс Школа Росии
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс Школа Росии
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс Школа Росии
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс Школа Росии
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс Школа Росии
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс Школа Росии
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс Школа Росии
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс Школа Росии
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс Школа Росии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.