Рабочая программа по окружающему миру (4 класс)

  • Разработки курсов
  • doc
  • 24.04.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная рабочая программа предназначена учителям начальных классов, работающим по программе "Школа России". Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС. В программе указан национально-региональный компонент Республики Калмыкия. Программа содержит следующие разделы: пояснительная записка, цели, задачи предмета, место предмета в изучении курса, планируемые результаты изучения курса, блоки, модули, измерители, тематическое планирование.
Иконка файла материала раб прогр окр.мир 4 класс.doc
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА           Рабочая   программа  по   предмету  «Окружающий   мир»  составлена   на   основе   Федерального   государственного   стандарта   начального   общего   образования   (2010   года),  Концепции   духовно­ нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего   образования,   авторской   программы   А.А.Плешакова  «Окружающий   мир»   (Сборник   рабочих программ 1­4 классы, М.: Просвещение, 2011г) (учебно­методический комплект «Школа России»)       Программа соответствует  требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы. Программа   составлена   на   основе   примерной   основной   образовательной   программы   НОО, определяет   содержание   и   организацию   образовательного   процесса   на   ступени   начального   общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно­нравственное, социальное,   личностное   и   интеллектуальное   развитие,   на   создание   основы   для   самостоятельной реализации   учебной   деятельности,   обеспечивающей   социальную   успешность,   развитие   творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.   Цель рабочей программы       Реализация рабочей программы по предмету «Окружающий мир» в начальной школе направлена на достижение следующих целей:  формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально­научного   познания   и   эмоционально­ценностного   осмысления   ребёнком     личного опыта общения с людьми и природой; духовно­нравственное   развитие   и   воспитание   личности   гражданина   России   в   условиям культурного и конфессионального многообразия российского общества.    Задачи реализации программы      Основными задачами реализации содержания программы являются:          1)   формирование  уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;      2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своре места в нём;          3)   формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;           4)   формирование   психологической   культуры   и   компетенции   для   обеспечения   эффективного   и безопасного взаимодействия в социуме. Нормативно ­ правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа: 1. Приказ Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 года№ 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». 2. Приказ Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в Федеральный государственный   образовательный   стандарт   начального   общего   образования,   утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 6 октября 2009 года». 3. Приказ Минобрнауки от 22 сентября 2011 г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный   образовательный   стандарт   начального   общего   образования,   утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»; 4. Нормы   СанПиН, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24 ноября 2015г. №81 «О внесении изменений №3 в Санпин 2.4.2.2821­10 «Санитарно­ эпидемические   требования   к   условиям   и   организации   обучения,   содержания   в общеобразовательных   организациях»   (зарегистрированы     Министерством     юстиции   РФ   от   18 декабря   2015г., регистрационный № 40154 5. Приказ  Министерства образования и науки Республики Калмыкия от 17.07.2015 г.. № 967 «Об утверждении   регионального (примерного) учебного плана   для образовательных   организаций,реализующих программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, расположенных на территории Республики Калмыкия,  на  2015­2016 учебный  год»  Авторская рабочая программа учебного предмета А.А.Плешакова «Окружающий мир» 6. Общая характеристика учебного предмета     Программа охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний   о   нашей   планете,   о   странах   и   народах   мира.   При   этом   человек,   природа   и   общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.       Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере.   На   основе   интеграции   естественно­научных,   географических,   исторических   сведений   в   курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов.                     Курс   «Окружающий   мир»   для   третьего   класса   обладает   широкими   возможностями   для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей: умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни.         Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса.  Значение курса состоит также в том,  что   в   ходе   его  изучения   школьники   овладевают   основами   практико­ориентированных   знаний   о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно­следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы культуры родного края.            Существенная  особенность курса  состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства,  технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально­научному и эмоционально­ценностному постижению окружающего мира.       В основе методики преподавания курса "Окружающий мир" лежит проблемно ­ поисковый подход, обеспечивающий "открытие" детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно­образовательную среду. Основными   формами   организации   образовательного   процесса  по   окружающему   миру являются: ­ традиционный урок; ­ урок в нетрадиционной форме (урок­игра, урок­исследование, урок театрализации, урок ­проект, урок­практика, урок­конференция, урок­путешествие и др.) ­ экскурсия; ­ другие.  В процессе реализации рабочей программы применяются технологии обучения: ­ технология формирования учебной самооценки; ­ технология продуктивного чтения; ­ технология формирования критического мышления; ­ технология проблемного обучения; ­ информационно­коммуникационные технологии; ­ проектная технология; ­ технологии личностно­ориентированного обучения и др.                          Виды и формы контроля­ текущий   контроль (устный опрос, письменная самостоятельная работа, диктанты, тестовые задания, графическая работа, изложение, проект, практические работы); ­   промежуточный   (тематический)   контроль   (контрольные   и   проверочные   работы,   тестирование, защита проектов, контрольное чтение и т.д.); Описание места учебного предмета в учебном плане Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ на изучение  предмета «Окружающий мир» в начальной школе выделяется 270 ч, из них в 1 классе 66 ч (2 ч в неделю,  33 учебные недели), во 2,3,4 классах по 68 ч (2 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе). Ценностные ориентиры содержания учебного предмета • Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества. • Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм. •   Наука   как   часть   культуры,   отражающая   человеческое   стремление   к   истине,   к   познанию закономерностей окружающего мира природы и социума. • Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле. •   Патриотизм   как   одно   из   проявлений   духовной   зрелости   человека,   выражающейся   в   любви   к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. • Семья как основа духовно­нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно­ценностных   традиций   народов   России   от   поколения   к   поколению   и   жизнеспособности российского общества. • Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности. • Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно­ и социально­нравственное. • Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко­культурному наследию, к самому себе и окружающим людям. Планируемые результаты изучения курса Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении  метапредметных результатов начального образования. У  четвероклассника   продолжают   формироваться   регулятивные,   познавательные   и   ком­ муникативные универсальные учебные действия. Регулятивные УУД: ­ Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. ­ Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. ­ Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. ­ Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять  ошибки с помощью учителя. ­ В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы остальных учеников, исходя из имеющихся критериев. Познавательные УУД: ­ Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. учителем словарей, энциклопедий, справочников. ­ Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных ­ Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). ­ Перерабатывать   полученную   информацию:   сравнивать   и   группировать   факты   и   явления;определять причины явлений, событий. ­ Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. ­ Преобразовывать   информацию   из   одной   формы   в   другую:   составлять   простой   план   учебно­ ­ Преобразовывать   информацию   из   одной   формы   в   другую:   представлять   информацию   в   виде научного текста. текста, таблицы, схемы. ­ Работать с текстом: осознанное чтение текста с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использование информации; достаточно полно и доказательно строить устное высказывание; описывать   объекты   наблюдения,   выделять   в   них   существенные   признаки;   устанавливать последовательность   основных   исторических   событий   в   России   в   изучаемый   период;   оформлять результаты исследовательской работы; составлять план текста и небольшое письменное высказывание; формулировать   выводы,   основываясь   на   тексте;   находить   аргументы,   подтверждающие   вывод; приобретение первичного опыта критического отношения к получаемой информации, сопоставление её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом; делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования. Коммуникативные УУД: ­ Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. ­ Донести   свою   позицию   до   других:  высказывать  свою   точку   зрения   и   пытаться  обосновать, приводя аргументы. зрения. ­ Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку ­ Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести "диалог с автором" (прогнозировать будущее   чтение,   ставить   вопросы   к   тексту   и   искать   ответы,   проверять  себя),   отделять   новое   от известного, выделять главное, составлять план. ­ Договариваться   с  людьми:  выполняя   различные  роли  в  группе,   сотрудничать  совместном решении проблемы (задачи). ­ Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. У четвероклассника продолжится формирование предметных результатов обучения: 1) понимать особую роль России в мировой истории, переживать чувство гордости национальные свершения, открытия, победы; нашей страны, её современной жизни; 2) уважительно относиться к России, родному краю, своей семье, истории, культуре,  природе 3) осознавать   целостность   окружающего   мира,   осваивать   основы   экологической   грамотности, элементарных   правил   нравственного   поведения   в   мире   природы   и   людей  здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; 4) осваивать доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, за измерение, опыт, сравнение, классификация  и др. с получением информации из се  архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); 5) устанавливать и выявлять причинно­следственные связи в окружающем мире. У четверклассника продолжится формирование ИКТ­компетентности:    оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных . и самостоятельной познавательной   деятельности;   определять   возможные   источники   ее  лучения;   критически относиться к информации и к выбору источника информации; создавать   текстовые   сообщения   с  использованием   средств   ИКТ:   редактировать,   оформлять   и сохранять их: готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации.Содержание учебного материала  Земля и человечество (9 ч).  Мир  глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля ­ планета Солнечной системы. Луна ­ естественный спутник Земли. Движение  в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо ­  «книга» природы.  Мир  глазами   географа.   Что   изучает   география.   Изображение   Земли   с   помощью   глобуса   и географической   карты.   Распределение   солнечного   тепла   на   Земле   и   его   влияние   на   живую природу.  Мир  глазами   историка.   Что   изучает   история.   Исторические   источники.   Счет   лет   в   истории. Историческая карта.  Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды ­ задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красин книга.  Природа России (10 ч).  Разнообразие  и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки на­ шейстраны (в форме путешествия по физической карте России).  Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона пустынь, субтропики.   Карта   природных   зон   России.   Особенности   природы   каждой  зон.  Взаимосвязи   в природе,   приспособленность   организмов   к   условиям   обитания   в   разных  природных  зонах. Особенности   хозяйственной   деятельности   людей,   связанные   с   природными  зонами. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.  Представление   об   экологическом   равновесии   и   необходимости   его   учета   в   процессе хозяйственной  деятельности людей.  Родной край ­ часть большой страны (15 ч).  Наш  край  на   карте  Родины.   Карта  родного   края.  Формы   земной   поверхности   в  нашем   крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (вос­ становление  земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы   края,  их   значение   в   природе   и   жизни   человека.   Изменение   водоемов   в   результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края. Полезные ископаемые нашего края, их ос­ новные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.  Ознакомление  с   важнейшими   видами   почв   края   (подзолистые,   черноземные   и   т.   д.).   Охрана водоемов в нашем крае.  Природные  сообщества   (на   примере   леса,   луга,   пресного   водоема).   Разнообразие   растений   и животных  различных   сообществ.   Экологические   связи   в   сообществах.   Охрана   природных   со­ обществ.  Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем  крае,   его   отрасли   (полеводство,   овощеводство,   плодоводство,   цветоводство).   Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохране­ ния окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.  Животноводство   в нашем  крае,  его отрасли  (разведение   крупного  и  мелкого  рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.  Страницы всемирной истории (5 ч).  Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения ­ свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказываютхристианский   храм,   мусульманская   мечеть,   замок   феодала,   дом   крестьянина.   Новое   время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, элек­ тричество,   телеграф.   Великие   географические   открытия.   Новейшее   время.   Представление   о скорости   перемен   в   XX   веке.   Достижения   науки   и   техники.   Осознание   человечеством ответственности за сохранение мира на планете.   Страницы истории Отечества (20 ч).   Кто   такие   славяне.   Восточные   славяне.   Природные   условия   жизни   восточных   славян,   их быт,нравы,верования.  Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь   ­  страна   городов.   Киев   ­   столица   Древней   Руси.   Господин   Великий   Новгород.   Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.  Наше Отечество в XIII­XVвеках. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо­ западных  рубежей  Руси.  Князь  Александр   Невский.  Московская  Русь.   Московские  князья  ­ собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Иван Третий. Образование то| единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII­XVвеках.  Наше   Отечество   в  XVI­XVIIвеках.   Иван   Грозный   и   его   правление.   Патриотический   подвиг Кузьмы   Минина   и   Дмитрия   Пожарского.   Утверждение   новой   царской   династии   Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI­XVIIвеках.  Россия в XVIII веке Петр Первый ­ царь­преобразователь. Новая столица России ­ Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII веке.  Россия в XIX ­ начале XX века. Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение.  М. И. Кутузов. Царь­освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX ­ начале XX века.  Россия в XX веке. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй ­ последний им­ ператор России. Революции 1917 года. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны т в 20­30­е годы. Великая Отечественная война 1941­1945 годов. Героизм и патриотизм народа. День Победа ­ всенародный праздник.  Наша страна в 1945­1991 годах. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полётв космосIO. А. Гагарина, космическая станция «Мир».Преобразования в России в 90­е   годы   XX   века.   Культура   России   XX   века.   Прошлое   родного   края.   История   страны   и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.   Современная Россия (9 ч).  Мы ­ граждане России. Конституция России ­ наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.  Государственное устройство России: Президент, Федеральное Собрание, Правительство.  Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.  Многонациональный состав населения России.  Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России,   Юг   Европейской   России.   Природа,   хозяйство,   крупные   города,   исторические   места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах Блоки. Модули.  № 1 2 3 Тема  Земля и человечество   Природа России   Родной край ­ часть большой страны   Количество часов 9 10 154 5 6 Страницы всемирной истории   Страницы истории Отечества    Современная Россия   Измерители  № 1 2 3 Вид контроля Практическая работа Тест Итоговая комплексная работа 5 20 9  Количество часов 15 7 1 Тематическое  планирование предметной линии « Окружающий мир» в 4 классе в рамках УМК «Школа России» (68 ч. – 2 ч в неделю) Контроль   НРК Интернет­ресурс Природа  Калмыкии CD­ROM. http://www.uchportal.ru/ Сайт znaika/ Домашнее     задание с. 4­8, задание  1­3 CD­ROM.  http://www.uchportal.ru/ Сайт znaika/ CD­ROM.  http://www.uchportal.ru/ Сайт znaika/  с. 9­15,  задание 1­4 с. 16­21,  задание 1­2 Карта Калмыкии CD­ROM.  http://www.uchportal.ru/ Сайт znaika с. 22­28,  задание 1­3 CD­ROM.  http://www.uchportal.ru/ Сайт znaika с. 29­35,  задание 1­2 Кол­ во  час. 1 1 1 1 № Название темы  1 2 3 Инструктаж по  технике  безопасности. Мир глазами  астронома Планеты  Солнечной  системы. Звёздное небо –  Великая книга  Природы. Практическая  работа:  знакомство с  картой звёздного  неба. 4 Мир глазами  географа. Практическая  работа: показ  изучаемых  объектов на  глобусе и  географической  карте. 5 Мир глазами  1 историка.  Практическая  работа:  знакомство с  историческими  картами.1 1 2 1 1 1 6 Когда и где? 7 Мир глазами  эколога. 8­9 Сокровища Земли  под охраной  человечества. Тест «Проверим  себя и оценим  свои достижения» 10 Обобщающий урок по разделу «Земля и человечество»   Тест «Проверим  себя и оценим  свои достижения» 11 1 Равнины и горы  России. Практическая  работа: поиск и  показ на  физической карте  изучаемых  объектов. 12 Моря,  озёра и  1 реки России. Практическая  работа: поиск и  показ на  физической карте  изучаемых  объектов. 13 Природные зоны  России. 14 15 Зона арктических  пустынь. Практическая  работа: поиск и  показ арктических пустынь на  физической карте  и карте природных зон. Тундра. Практическая  работа: поиск и  1 1 1 Экология  Калмыкии CD­ROM.  http://www.uchportal.ru/ Сайт znaika CD­ROM.  http://www.uchportal.ru/ Сайт znaika CD­ROM.  http://www.uchportal.ru/ Сайт znaika с. 36­40,  задание 1­2 с. 41­47,  задание 1­2 с. 48­56,  задание  по  энциклопедии  CD­ROM.  http://www.uchportal.ru/ Сайт znaika  Красная  книга России Равнины и  возвышенности  Калмыкии CD­ROM.  http://www.uchportal.ru/ Сайт znaika с. 60­65,  задание 1­2 Моря,  озёра и  реки Калмыкии CD­ROM.  http://www.uchportal.ru/ Сайт znaika с. 66­70,  задание 1­3 Природные зоны   Калмыкии CD­ROM.  http://www.uchportal.ru/ Сайт znaika CD­ROM.  http://www.uchportal.ru/ Сайт znaika с. 71­75,  задание  с.75 с. 76­83,  задание 1­2 CD­ROM.  http://www.uchportal.ru/ Сайт znaika с. 84­94,  задание 1­3показ тундры  на  физической карте  и карте природных зон. 16 Леса России. Практическая  работа: поиск и  показ  зоны лесов   на физической  карте и карте  природных зон. 17 Лес и человек. 18 Зона степей. Практическая  работа: поиск и  показ  зоны степей на физической  карте и карте  природных зон. 19 Пустыни. Практическая  работа: поиск и  показ  зон  полупустынь и  пустынь  на  физической карте  и карте природных зон. 20 У Чёрного моря. Практическая  работа: поиск и  показ  зоны  субтропиков  на  физической карте  и карте природных зон. 21 Обобщающий урок по разделу  «По  природным зонам   России» Тест «Проверим  себя и оценим  свои достижения» 1 1 1 1 1 CD­ROM.  http://www.uchportal.ru/ Сайт znaika с. 95­102,  задание 1­2 Степи Калмыкии CD­ROM.  http://www.uchportal.ru/ Сайт znaika с. 103­109,  задание 1­3 с. 110­117,  задание 1­3 Пустыни и  полупустыни  Калмыкии CD­ROM.  http://www.uchportal.ru/ Сайт znaika с. 118­125,  задание 1­2 CD­ROM.  http://www.uchportal.ru/ Сайт znaika с. 126­134,  задание 1­4 1 1 CD­ROM.  http://www.uchportal.ru/ Сайт znaika ­ 1 22 Наш край. Экскурсия  «Формы  поверхности  нашей земли» Формы  поверхности    земли в  Калмыкии CD­ROM.  http://www.uchportal.ru/ Сайт znaika с. 136­138,23 Поверхность  нашего края. 24 Водные богатства  нашего края. 25 Наши подземные  богатства. Практическая  работа: свойства  полезных  ископаемых. Земля –  кормилица. 26 27 Жизнь леса. Практическая  работа: работа с  гербарием  растений леса. 28 Жизнь луга.  Практическая  работа: работа с  гербарием  растений луга. 29 Жизнь в пресных   водах.  Практическая  работа: работа с  гербарием  растений пресного водоёма. Растениеводство в нашем крае. Практическая  работа: работа с  гербарием   полевых культур. 31 Животноводство в 30 нашем крае. 32 Проверим себя и  оценим свои  достижения за  первое полугодие. Тест «Проверим  себя и оценим  свои достижения» 33 Экскурсия в  1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Поверхность   Калмыкии Водные богатства Калмыкии Подземные   богатства  Калмыкии CD­ROM.  http://www.uchportal.ru/ Сайт znaika CD­ROM.  http://www.uchportal.ru/ Сайт znaika CD­ROM.  http://www.uchportal.ru/ Сайт znaika с. 139­144,  задание 1­3 с. 145­148,  задание 1­3 с. 149­159,  задание 1­3 Калмыцкая земля – кормилица. CD­ROM.  http://www.uchportal.ru/ Сайт znaika CD­ROM.  http://www.uchportal.ru/ Сайт znaika с. 160­163,  задание с.163 с. 164­169,  задание 1­3 CD­ROM.  http://www.uchportal.ru/ Сайт znaika с. 170­177,  задание 1­3 Пресные водоемы Калмыкии CD­ROM.  http://www.uchportal.ru/ Сайт znaika с. 178­186,   Растениеводство  в нашем крае –  Калмыкия  CD­ROM.  http://www.uchportal.ru/ Сайт znaika с. 187­194,  задание 1­3 Животноводство  в нашем крае­  Калмыкия CD­ROM.  http://www.uchportal.ru/ Сайт znaika с. 195­203,   задание 1­3 1 CD­ROM.  http://www.uchportal.ru/ Сайт znaika ­­­­­­­­­­­­­ CD­ROM.  ­­­­­­­­­­­­­краеведческий  музей. 34 Начало истории  человечества. 35 Мир древности  ȅ дал кий и  близкий. 36 Средние века:  время рыцарей и  замков. 37 Новое время:  встреча Европы и  Америки. 38 Новейшее время:  история  продолжается  сегодня. 1 1 1 1 1 39 Обобщающий урок 1 1 по разделу  «Страницы  всемирной  истории»  Тест «Проверим  себя и оценим  свои достижения» Игра   «Путешествие на  «машине  времени».  40 Жизнь древних  41 славян. Работа с картой. Во времена  Древней Руси. (столица Древний  Киев) 42 Страна городов. Работа с картой и  со схемами. 43 Из книжной  44 45 сокровищницы  Древней Руси. Трудные времена  на Русской земле. Работа с картой. Русь расправляет  крылья. Работа с картой. 1 1 1 1 1 1 http://www.uchportal.ru/ Сайт znaika CD­ROM.  http://www.uchportal.ru/ Сайт znaika CD­ROM.  http://www.uchportal.ru/ Сайт znaika CD­ROM.  http://www.uchportal.ru/ Сайт znaika CD­ROM.  http://www.uchportal.ru/ Сайт znaika CD­ROM.  http://www.uchportal.ru/ Сайт znaika CD­ROM.  http://www.uchportal.ru/ Сайт znaika с. 4­7,  задание 1­3 с. 8­14,   задание 1­2 с. 15­21,   задание 1­2 с. 22­27,   задание 1­2 с. 28­32,   задание 1­4 ­­­­­­­­­­­­­ Жизнь калмыков  в древности   CD­ROM.  http://www.uchportal.ru/ Сайт znaika CD­ROM.  http://www.uchportal.ru/ Сайт znaika CD­ROM.  http://www.uchportal.ru/ Сайт znaika CD­ROM.  http://www.uchportal.ru/ Сайт znaika CD­ROM.  http://www.uchportal.ru/ Сайт znaika CD­ROM.  http://www.uchportal.ru/ Сайт znaika с. 34­39,   задание 1­3 с. 40­45,   задание 1­2 с. 46­54,   задание 1­2 с. 55­58,   задание 1  с. 59­64,   задание 1­2 с. 65­69,   задание 1­246 Куликовская  битва. Работа с картой. 47 Иван  Третий. 48 Мастера печатных дел. 49 Патриоты России. 50 П тр Великий. ȅ Работа с картой. 51 Михаил  Васильевич  Ломоносов. Екатерина  Великая. 52 53 Отечественная  война 1812 года. Работа с картой. 54 Страницы истории XIX века. Работа с картой. Россия вступает в  XX век. 55 56 Страницы истории 57 1920 – 1930 – х  годов. Работа с картой. Великая  Отечественная   война и Великая  победа. Работа с картой. 58 Страна,  открывшая путь в  космос. 59 Обобщающий урок по разделу  «Страницы  истории России» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 CD­ROM.  http://www.uchportal.ru/ Сайт znaika CD­ROM.  http://www.uchportal.ru/ Сайт znaika CD­ROM.  http://www.uchportal.ru/ Сайт znaika CD­ROM.  http://www.uchportal.ru/ Сайт znaika CD­ROM.  http://www.uchportal.ru/ Сайт znaika CD­ROM.  http://www.uchportal.ru/ Сайт znaika CD­ROM.  http://www.uchportal.ru/ Сайт znaika CD­ROM.  http://www.uchportal.ru/ Сайт znaika с. 70­74,   задание 1­2 с. 75­81,   задание 1  с. 82­86,   задание 1­2 с. 87­93,   задание 1­3 с. 94­100,   задание 1­3 с. 101­104,   задание 1  с. 105­111,   задание 1­3 с. 112­121,   задание 1­3 CD­ROM.  http://www.uchportal.ru/ Сайт znaika CD­ROM.  http://www.uchportal.ru/ Сайт znaika CD­ROM.  http://www.uchportal.ru/ Сайт znaika с. 122­126,   задание 1  с. 127­135,   задание 1­3 с. 136­139,   задание 1­2 CD­ROM.  http://www.uchportal.ru/ Сайт znaika с. 140­146,   задание 1­3 CD­ROM.  http://www.uchportal.ru/ Сайт znaika с. 147­155,   задание 1­3 CD­ROM.  http://www.uchportal.ru/ Сайт znaika ­­­­­­­­­­­­­­­­­ Отечественная  война 1812 года,  участие  калмыков в войне Роль калмыков в  Великой  Отечественной  войнеТест «Проверим  себя и оценим  свои достижения» Игра «Что? Где?  Когда?» 60 Основной закон  России и права  человека. Работа с картой  современной  России. 61 Мы  ­ граждане  России. 62 Славные символы  России. 63 Такие разные  праздники. 64­ 66 Путешествие по  России. 67 Итоговая  комплексная  работа 1 1 1 1 3 1 68 Обобщающий урок 1 по разделу  «Современная   Россия» Тест «Проверим  себя и оценим  свои достижения» Игра «Крестики ­  нолики»  Презентация  проектов  (по  выбору). 1 Основной закон  РК – Народный  Хурал  (Парламент) Граждане РК Символы РК Праздники РК Путешествие по  Калмыкии,  Элисте CD­ROM.  http://www.uchportal.ru/ Сайт znaika с. 156­163,   задание 1­2 CD­ROM.  http://www.uchportal.ru/ Сайт znaika CD­ROM.  http://www.uchportal.ru/ Сайт znaika CD­ROM.  http://www.uchportal.ru/ Сайт znaika CD­ROM.  http://www.uchportal.ru/ Сайт znaika CD­ROM.  http://www.uchportal.ru/ Сайт znaika CD­ROM.  http://www.uchportal.ru/ Сайт znaika с. 164­167,   задание 1­2 С168­174,   задание 1­2 с. 175­179,   задание 1­3 с. 180­203,   задание 1­3 ­­­­­­­­­­­­­  ­­­­­­­­­­­­ Литература и средства обучения  Учебники и учебные пособия, используемые в учебном процессе, соответствуют федеральному перечню  учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе. Основная литература   Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная  школа / [сост. Е.С. Савинов]. – М. Просвещение, 2010. – 191 с. – (Стандарты второго поколения). Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли:  пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г.  Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с.: ил. Учебники   Плешаков  А.А,. «Окружающий мир » Учебник для  4 класса начальной школы в 2 ч.  /А.А.Плешаков,  Крючкова Е.А – М.: Просвещение, 2013.  Плешаков  А. А.,  Рабочие тетради № 1, № 2 к учебнику для 4 класса «Окружающий мир   » / А.  А. Плешаков,  Крючкова Е.А — М.: Просвещение, 2016.  Плешаков А.А., Гара Н.В., Назарова З.Д. Окружающий мир: Тесты. 4 класс. – М.: Просвещение,  2016  Контрольно­измерительные материалы, окружающий мир, 4 класс, сост. И.Ф. Яценко, Москва,  «Вако», 2015 г.  Методические пособия  Плешаков А.А. Окружающий мир. Поурочные разработки.4 класс.  Плешаков А.А. От земли до неба: Атлас­определитель: Пособие для учащихся  общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение.  Плешаков А.А.Зелёные страницы. Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение,  2013. Технические средства обучения ­ интерактивная доска; ­ персональный компьютер; ­ мультимедийный проектор; ­ мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по  окружающему миру ­ электронное приложение к учебнику  «Окружающий мир » Плешаков  А.А.                                                          Интернет ресурсы Сайт znaika/ruhttp://www.apus.ru/site.xp/, GeoMan.ru: Географическая  энциклопедия.