Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК "Школа России"
Оценка 5

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК "Школа России"

Оценка 5
Образовательные программы
doc
окружающий мир
4 кл
17.01.2017
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК "Школа России"
Рабочая программа предмета «Окружающий мир» для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений автора А.А. Плешакова «Окружающий мир" 4 класс» (учебно-методический комплект «Школа России»). Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных, предметных и метапредметных результатов начального образования.
окр. мир.doc
Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение «Богородская средняя общеобразовательная школа» Пестречинского муниципального района Республики Татарстан «Рассмотрено» на заседании ШМО  учителей___________________ Руководитель ШМО __________________________ «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР _____________ «____»____________201  г. Протокол № ___ от  «____»____________201__ г. «Утверждаю» Директор школы __________ Приказ № ___ от «___»________ 201___ г. Рабочая программа                По предмету (курсу и т.д.) – Окружающий мир        Класс ­  4        Учитель ­  Носкова Л.И.   Рассмотрено  на заседании педагогического совета школы протокол №____ от «__» __________ 2016 года ОКРУЖАЮЩИЙ  МИР 2016 – 2017  учебный год Рабочая программа предмета «Окружающий мир» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования (2010 года), Примерной программы начального общего образования по окружающему миру для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений автора А.А. Плешакова «Окружающий мир. 1­4 классы»  В соответствии с Образовательной программой школы, на изучение курса «Окружающий мир» отведено 70 часов в год, 2 часа в неделю. (учебно­методический комплект «Школа России»).  1.Результаты изучения курса «Окружающий мир» Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно: 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей   этнической   и   национальной   принадлежности;   формирование   ценностей   многонационального   российского   общества;   становление гуманистических и демократических ценностных ориентации; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально­нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 2 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 6)   использование   знаково­символических   средств   представления   информации   для   создания   моделей   изучаемых   объектов   и   процессов,   схем решения учебных и практических задач; 7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки,   анализа,   организации,   передачи   и   интерпретации   информации   в   соответствии   с  коммуникативными   и   познавательными   задачами   и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»; 9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно­следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 11) определение  общей  цели и  путей её  достижения;  умение  договариваться  о распределении  функций  и ролей  в  совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»; 13)   овладение   базовыми   предметными   и   межпредметными   понятиями,   отражающими   существенные   связи   и   отношения   между   объектами   и процессами; 14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир». При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:  1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; 2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни; 3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; 3 4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); 5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно­следственные связи в окружающем мире.                             Человек и природа Выпускник научится: узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;   описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;  сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую  классификацию изученных объектов природы; проводить   несложные   наблюдения   в   окружающей   среде   и   ставить   опыты,   используя   простейшее   лабораторное   оборудование   и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;   использовать естественнонаучные тексты (на бумажных  и электронных носителях, в том числе в контролируемом  Интернете) с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний; использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;  использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;  обнаруживать   простейшие   взаимосвязи   между   живой   и  неживой   природой,   взаимосвязи   в   живой   природе;   использовать   их   для   объяснения необходимости бережного отношения к природе; определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;  понимать   необходимость   здорового   образа   жизни,   соблюдения   правил   безопасного   поведения;   использовать   знания   о   строении   и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья. Выпускник получит возможность научиться:  использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото­  и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки   информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;  моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора; 4  осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;  пользоваться   простыми   навыками   самоконтроля   самочувствия   для   сохранения   здоровья;   осознанно   соблюдать   режим   дня,   правила рационального питания и личной гигиены;  выполнять правила безопасного поведения в доме, на  улице, природной среде, оказывать первую помощь принесложных несчастных случаях;  планировать, контролировать и оценивать учебные  действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Человек и общество Выпускник научится:  узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;  различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;  используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;  оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития   этических   чувств,   доброжелательности   и   эмоциональнонравственной   отзывчивости,   понимания   чувств   других   людей   и сопереживания им;  использовать различные справочные издания (словари,  энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний. Выпускник получит возможность научиться:   осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами; ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы; 5  наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательной организации, социума, этноса, страны;  проявлять   уважение   и   готовность   выполнять   совместно   установленные   договорённости   и   правила,   в   том   числе   правила   общения   со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;  определять   общую   цель   в   совместной   деятельности  и   пути   её   достижения;   договариваться   о   распределении   функций   и   ролей; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. 2.Содержание учебного предмета                                                                IV КЛАСС  Земля и человечество (10 ч) Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля — планета Солнечной системы. Луна —  естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо — великая  «книга» природы. Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на  земле и его влияние на живую природу. Миг глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта. Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды — задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга. Практические работы: знакомство с картой звездного неба; поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте; знакомство с  историческими картами. Природа России (11 ч) Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте  России). Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон  России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных  6 зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон,  охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха  населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря. Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей. Практические работы: поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов; поиск и показ изучаемых объектов на карте  природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к  условиям жизни. Родной край — часть большой страны (13 ч) Наш край на карте Родины. Карта родного края.  Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности  человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы  края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края. • Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае. Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае. Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ. Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство,  овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для  сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания. Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство,  пчеловодство и др.). Породы домашних животных. Экскурсии: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа­определителя; знакомство с  растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа­определителя; знакомство с растениями и животными  пресного водоема, их распознавание в природных условиях с помощью атласа­определителя. Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание  гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа­определителя; знакомство с культурными растениями  края. Страницы всемирной истории (5 ч) Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения — свидетельства  прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время;  достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические  7 открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за  сохранение мира на планете. Страницы истории Отечества (20 ч) Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.    Века Древней Руси. Территория и  население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь — страна городов. Киев — столица Древней Руси. Господин Великий Новгород.  Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси. Наше Отечество в XIII—XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо­западных рубежей Руси. Князь Александр Невский.  Московская Русь. Московские князья — собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII—XV вв. Наше Отечество в XVI — XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии  Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI—XVII вв. Россия в XVIII в. Петр Первый — царь­преобразователь. Новая столица России — Петербург. Провозглашение России империей. Россия при  Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в. Россия в XIX — начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь­освободитель Александр Второй.  Культура, быт и нравы России в XIX ­ начале XX в. Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй — последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война.  Образование СССР. Жизнь страны в 20—30­е гг. Великая Отечественная война 1941 — 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы —  всенародный праздник. Наша страна в 1945 — 1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая  станция «Мир». Преобразования в России в 90­е гг. XX в. Культура России в XX в. Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи. Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села). Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах. Современная Россия ( 11 ч) Мы — граждане России. Конституция России — наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина.  Права ребенка. Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство. Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники. Многонациональный состав населения России. 8 Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа,  хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах 3. КАЛЕНДАРНО­ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № ур о ка 1 2 Дата план факт Тема урока Тип урока / форма организации учебных занятий Примерные виды учебной деятельности обучающихся Раздел I. Земля и человечество (10 ч) 1.09 1.09 Мир глазами астронома  Урок «открытия»  нового знания / беседа 6.09 6.09 Планеты Солнечной  Урок «открытия»  нового знания / беседа Знакомиться с учебником и учебными пособиями, с целями и задачами раздела.  Извлекать из текста учебника цифровые данные о Солнце, выписывать их в рабочую  тетрадь. Изучать по схеме строение Солнечной системы, перечислять планеты в  правильной последовательности, моделировать строение Солнечной системы.  Работать со взрослыми; находить в дополнительной литературе, Интернете научные  сведения о Солнце и Солнечной системе, кометах, астероидах, готовить сообщения   Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. На основе схемы строения Солнечной системы характеризовать планеты, перечислять их в порядке увеличения и  9 системы  8.09 8.09 Звездное небо – Великая  книга природы  Урок «открытия»  нового знания /беседа 3 4 13.09 13.09 Мир глазами географа  уменьшения размеров, осуществлять самопроверку. Различать планеты и их спутники.  Анализировать схемы вращения Земли вокруг своей оси и обращения вокруг Солнца.  Устанавливать причинно­следственные связи между движением Земли и сменой дня и  ночи, сменой времён года. Работать со взрослыми: наблюдать луну невооружённым  глазом и с помощью бинокля (телескопа). Извлекать из дополнительной литературы,  Интернета информацию об исследованиях астрономов и готовить сообщения Изучать по учебнику правила наблюдения звёздного неба, соотносить их с  собственным практическим опытом, находить на карте звёздного неба знакомые  созвездия. Моделировать изучаемые созвездия. Определять направление на север по  Полярной звезде. Выполнять задания электронного приложения к учебнику. Работать с терминологическим словариком Сравнивать глобус и карту полушарий.Находить условные знаки на карте полушарий. Обсуждать значение глобуса и карт в жизни человечества. Составлять рассказ о  географических объектах с помощью глобуса и карты полушарий.Извлекать  информацию о географических объектах из дополнительных источников и Интернета и готовить сообщения о них. Работать с терминологическим словариком Составлять рассказы о мире с точки зрения историка. Характеризовать роль  исторических источников для понимания событий прошлого. Обсуждать роль  бытовых предметов для понимания событий прошлого. Посещать краеведческий  музей и готовить рассказ на основании его экспонатов о прошлом своего региона,  города (села). Работать с терминологическим словариком. Готовить сообщение о  прошлом своего региона, (села)  Определять по «ленте времени» век, в котором происходили упоминавшиеся ранее  исторические события. Обсуждать сроки начала года в разных летоисчислениях.  Анализировать историческую карту, рассказывать по ней об исторических событиях Рассказывать о мире с точки зрения эколога. Анализировать современные  экологические проблемы, предлагать меры по их решению. Знакомиться с  международным сотрудничеством в области охраны окружающей среды. Находить в  Интернете информацию о способах решения экологических проблем и экологических организациях в России, готовить сообщения. Изучать экологический календарь Наблюдать объекты и явления природы. Определять природные объекты с помощью  атласа­определителя.  Фиксировать результаты наблюдений. Сравнивать результаты  наблюдений, сделанных в разных природных сообщества Рассказывать о причинах появления Списка Всемирного наследия. Различать объекты Всемирного природного и культурного наследия. Знакомиться по карте­схеме с  наиболее значимыми объектами Всемирного наследия, определять их по  10 Урок общеметодологической  направленности / беседа Урок общеметодологической  направленности / беседа Урок общеметодологической  направленности / беседа Урок общеметодологической  направленности / беседа Урок общеметодологической  направленности /экскурсия Урок общеметодологической  направленности / беседа 5 15.09 15.09 Мир глазами историка  6 7 8 9 20.09 20.09 Когда и где? 22.09 22.09 Мир глазами эколога  27.09 27.09 29.09 29.09 Природное сообщество  «Водоем». Экскурсия Сокровища Земли под  охраной человека 10 4.10 4.10 Урок развивающего  контроля / проект Проверим себя и оценим  свои достижения по теме «Земля и человечество» Проект на тему  «Сокровища Земли под  охраной человека.  Красная книга России»                                                                                    Раздел «Природа России» (11 часов) 11 Равнины и горы России  6.10 6.10 Урок общеметодологической  направленности / беседа 12 11.10 11.10 Моря, озера и реки  России Урок «открытия»  нового знания / беседа 13 13.10 13.10 Природные зоны России  Урок «открытия»  нового знания / беседа фотографиям. Читать в учебнике текст об одном из объектов Всемирного наследия,  использовать его как образец для подготовки собственных сообщений. Извлекать из  дополнительной литературы, Интернета информацию об объектах Всемирного  наследия и готовить о них сообщения  Знакомиться по рисунку учебника с животными из Международной Красной книги.  Читать в учебнике текст о животном из Международной Красной книги и  использовать его как образец для подготовки собственных сообщений. Извлекать из  дополнительной литературы, Интернета информацию о животных из Международной  Красной книги и готовить о них сообщения. Подготовка сообщения о животных из  Международной Красной книги. Моделирование в виде схемы воздействие человека  на природу Находить и показывать на физической карте России изучаемые географические  объекты, рассказывать о них по карте. Различать холмистые и плоские равнины.  Характеризовать формы земной поверхности России, рассказывать о них по личным  впечатлениям. Извлекать из дополнительной литературы, Интернета сведения об  изучаемых географических объектах, готовить сообщения. Выполнять на компьютере задания из электронного приложения к учебнику. Готовить материалы к выставке  «Где мы были»  Находить и показывать на физической карте России изучаемые моря, озёра, реки,  рассказывать о них по карте. Различать моря Северного Ледовитого, Тихого и  Атлантического океанов. Характеризовать особенности изучаемых водных  объектов. Находить в Интернете сведения о загрязнении воды в морях, озёрах, реках и о мерах  борьбы с загрязнениями. Готовить и оформлять выставку «Где мы были». Готовить  сочинения по теме урока  Знакомиться с картой природных зон России, сравнивать её с физической картой  России; определять на карте природные зоны России, высказывать предположения о  причинах их смены, осуществлять самопроверку. Устанавливать причинно­ следственные связи между освещённостью Солнцем поверхности Земли и сменой  природных зон; работать со схемой освещённости Земли солнечными лучами.  Находить на карте природных зон области высотной поясности  11 14 18.10 18.10 Зона арктических  пустынь  Урок «открытия»  нового знания / беседа 15 20.10 20.10 Тундра  Урок «открытия»  нового знания / беседа 16 25.10 25.10 17 27.10 27.10 Леса России.  Контрольное  тестирование за 1  четверть по темам  «Земля и человечество»,  «Природа России» Растения и животные  леса. Экскурсия Урок развивающего  контроля / контрольное  тестирование Находить и показывать на карте зону арктических пустынь, осуществлять  взаимопроверку. Выявлять взаимосвязь природных особенностей зоны арктических  пустынь и её оснащённости солнечными лучами. Определять по рисунку учебника,  какие организмы обитают в зоне арктических пустынь, объяснять, как они  приспособлены к условиям жизни; рассказывать по рисунку об экологических связях  в изучаемой природной зоне, моделировать характерные цепи питания. Рассказывать  об освоении природных богатств в зоне арктических пустынь и возникших вследствие этого экологических проблемах, о природоохранных мероприятиях и заповедниках.  Характеризовать зону арктических пустынь по плану. Извлекать из дополнительной  литературы, Интернета сведения о животном мире изучаемой зоны, готовить  сообщения  Сравнивать общий вид тундры и арктической пустыни, описывать тундру по  фотографии; находить и показывать на карте природных зон зону тундры,  рассказывать о ней по карте. Выявлять взаимосвязь природных особенностей зоны  тундры и её освещённости солнечными лучами.  Рассматривать в гербарии и на  рисунке растения тундры, выявлять черты их приспособленности к условиям жизни;  знакомиться по рисунку учебника с животным миром тундры, обнаруживать  экологические связи в зоне тундры, рассказывать о них, моделировать характерные  цепи питания. Рассказывать об освоении природных богатств в зоне тундры и  возникших вследствие этого экологических проблемах, о природоохранных  мероприятиях и заповедниках. Характеризовать зону тундры по плану; сравнивать  природу тундры и арктических пустынь. Изготавливать макет участка тундры.  Извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию о растениях и  животных тундры, готовить сообщения  Находить и показывать на карте зону тайги, зону смешанных и широколиственных  лесов, рассказывать о них по карте.Устанавливать зависимость особенностей лесных  зон распределения тепла и влаги.Знакомиться с природой лесных зон; определять с  помощью атласа­определителя растения лесов; моделировать характерные цепи  питания.Сравнивать природу тундры и лесных зон.Находить в Интернете  информацию о растениях и животных лесных зон, готовить сообщения  Урок общеметодологической  направленности /экскурсия Наблюдать объекты и явления природы.Определять природные объекты с помощью  атласа­определителя.Фиксировать результаты наблюдений.Сравнивать результаты  наблюдений, сделанных в разных природных сообществах 12 18 8.11 8.11 Лес и человек  Урок общеметодологической  направленности / беседа 19 10.11 10.11 Зона степей  Урок «открытия»  нового знания / беседа 20 15.11 15.11 Пустыни  Урок «открытия»  нового знания / беседа 21 17.11 17.11 У Чёрного моря.  Урок общеметодологической  направленности / беседа С помощью схемы и текста учебника раскрывать роль леса в природе и жизни  людей.Обсуждать экологические проблемы леса, предлагать меры по его  охране.Обсуждать правила поведения в лесу с использованием книги «Великан на  поляне».Извлекать из дополнительной литературы и Интернета сообщения о  растениях и животных из Красной книги России. Готовить сообщения. Совершать  виртуальную экскурсию с помощью Интернета в национальный парк «Лосиный  остров», обсуждать экологические проекты этого парка. Сравнивать общий вид леса и степи, описывать степь по фотографиям.Находить и  показывать на карте природных зон зону степей, рассказывать о ней по  карте.Устанавливать зависимость особенностей степной зоны от распределения тепла и влаги.Знакомиться с растительным и животным миром степей, рассказывать об  экологических связях в степи, моделировать характерные цепи питания.Сравнивать  природу зоны степей с природой лесов и тундры.Обсуждать экологические проблемы зоны степей и пути их решения.Извлекать из дополнительной литературы и  Интернета информацию о растениях и животных степей, готовить  сообщения.Совершать виртуальные экскурсии с помощью Интернета в степные  заповедники, обсуждать экологические проекты учёных в этих заповедниках Сравнивать общий вид степи и пустыни, описывать пустыню по  фотографиям.Находить и показывать на карте природных зон полупустыни и  пустыни, рассказывать о них по карте.Устанавливать зависимость природы  полупустынь от распределения тепла и влаги.Знакомиться с растительным и  животным миром пустынь, рассказывать об экологических связях в пустыне,  моделировать характерные цепи питания.Сравнивать природу зоны пустынь с  природой степей.Обсуждать экологические проблемы полупустынь и пустынь и пути  их решения Находить и показывать на карте природных зону субтропиков, рассказывать о них по  карте.Устанавливать причины своеобразия природы субтропической  зоны.Знакомиться с растительным и животным миром Черноморского побережья  Кавказа, рассказывать об экологических связях, моделировать характерные цепи  питания. Обсуждать правила безопасности во время отдыха у моря, экологические  проблемы Черноморского побережья Кавказа.Совершать виртуальные экскурсии с  помощью Интернета на курорты Черноморского побережья Кавказа, в Дендрарий  г.  Сочи, в национальный парк «Сочинский».Работать с терминологическим словариком 22 22.11 22.11 Наш край. Практическая работа  «Знакомство с картой  Раздел «Родной край – часть большой страны» (13 часов) Урок общеметодологической  направленности /  Наблюдать объекты и явления природы. Определять природные объекты с помощью  атласа­определителя. Фиксировать результаты наблюдений. Сравнивать результаты  наблюдений, сделанных в разных природных сообществах 13 23 24.11 24.11 родного края» Поверхность нашего края Урок практическая работа общеметодологической  направленности / беседа 24 29.11 29.11 Водные богатства нашего края  25 1.12 1.12 Наши подземные   богатства Урок общеметодологической  направленности / беседа Урок «открытия»  нового знания /  беседа 26 6.12 6.12 Земля – кормилица  Урок «открытия»  нового знания / беседа 27 8.12 8.12 Жизнь леса  Урок общеметодологической  направленности / беседа 28 13.12 13.12 Жизнь луга  Урок  общеметодологической  направленности / беседа Знакомиться с политико­административной картой России; находить на политико­ административной карте России свой регион; знакомиться с картой своего региона,  рассказывать по ней о родном крае. Характеризовать родной край по предложенному  плану Составлять список водных объектов своего региона; описывать одну из рек по плану;  составлять план описания другого водного объекта (озера, пруда).Моделировать  значение водных богатств в жизни людей. Выявлять источники загрязнения  близлежащих водоёмов. Участвовать в водоохранных мероприятиях в селе Находить на физической карте России условные обозначения полезных ископаемых.  Определять полезное ископаемое, изучать его свойства, находить информацию о  применении, местах и способах добычи полезного ископаемого; описывать изученное  полезное ископаемое по плану; готовить сообщение и представлять его классу.  Сравнивать изученные полезные ископаемые. Извлекать из краеведческой литературы сведения о предприятиях региона по переработке полезных ископаемых Различать типы почв на иллюстрациях учебника и образцах. Извлекать из  краеведческой литературы информацию о типах почв своего региона; изготавливать  макет разреза почвы; доказывать огромное значение почвы для жизни на Земле,  осуществлять самопроверку. Извлекать из краеведческой литературы информацию  об охране почв в регионе Определять с помощью атласа­определителя растения смешанного леса в гербарии;  узнавать по иллюстрациям в учебнике представителей лесного сообщества; выявлять  экологические связи в лесу. Рассказывать по своим наблюдениям о том, какие  растения, животные, грибы встречаются в лесах родного края. Моделировать цепи  питания, характерные для лесного сообщества региона. Обсуждать нарушения  экологических связей в лесном сообществе по вине человека, предлагать пути  решения экологических проблем. Характеризовать лесное сообщество региона по  данному в учебнике плану. Наблюдать за жизнью леса, определять его обитателей с  помощью атласа­определителя  Описывать луг по фотографии, определять растения луга в гербарии; знакомиться с  животными луга по иллюстрации учебника; выявлять экологические связи на лугу.  Рассказывать по своим наблюдениям о луговых растениях, животных и грибах своего  региона. Моделировать цепи питания на лугу, осуществлять взаимопроверку и  коррекцию. Характеризовать луговое сообщество по плану. Сравнивать природные  особенности леса и луга. Приводить примеры правильного и неправильного  поведения человека на лугу, выявлять нарушения экологических связей по вине  человека, предлагать пути решения экологических проблем. Составлять памятку  «Как вести себя на лугу».Наблюдать за жизнью луга, определять его обитателей с  14 29 15.12 15.12 Жизнь  в пресных водах  Урок  общеметодологической  направленности / беседа 33 20.12 22.12 31 22.12 Природные сообщества  родного края   (экскурсия)  Растениеводство  в нашем крае  Урок  общеметодологической  направленности /экскурсия Урок  общеметодологической  направленности / беседа 32 30 Животноводство  в нашем крае  Уроки  общеметодологической  направленности / беседа Урок развивающего  контроля  / контрольное тестирование 20.12 Проверим себя и оценим  свои достижения за  первое полугодие.  Контрольное  тестирование за 2  четверть по теме  «Родной край –часть  большой страны»  Обобщающий урок по  разделам «Земля и  помощью атласа­определителя  Описывать водоём по фотографии; определять с помощью атласа­определителя  растения пресного водоёма; узнавать по иллюстрациям учебника живые организмы  пресных вод; выявлять экологические связи в пресном водоёме. Рассказывать по  своим наблюдениям об обитателях пресных вод родного края. Моделировать цепи  питания в пресноводном сообществе своего региона. Характеризовать пресноводное  сообщество своего региона по плану. Обсуждать способы приспособления растений и животных к жизни в воде. Наблюдать за жизнью пресного водоёма, определять его  обитателей с помощью атласа­определителя Фронтальная – применение вербальных и невербальных форм общения с учителем,  друг с другом, соблюдение правила общения. Групповая – обсуждение и выведение правил позитивного общения, решений, путей  разрешения ситуаций; выполнение заданий  Выявлять зависимость растениеводства в регионе от природных условий.  Знакомиться по материалам учебника и краеведческой литературе с одной из  отраслей растениеводства, готовить сообщения, представлять их классу. Определять  с помощью иллюстраций учебника полевые культуры в гербарии; различать зёрна  зерновых культур. Различать сорта культурных растений (на примерах, характерных  для региона)  Наблюдать за весенними работами в поле, огороде, саду, участвовать в  посильной работе по выращиванию растений Выявлять зависимость животноводства в регионе от природных условий.  Знакомиться по материалам учебника и краеведческой литературе с одной из  отраслей животноводства, готовить сообщения, представлять их классу. Различать  породы домашних животных (на примерах, характерных для региона). Наблюдать за  трудом животноводов, участвовать в посильной работе по уходу за домашними  сельскохозяйственными животными Выполнять тесты с выбором ответа. Оценивать правильность/неправильность  предложенных ответов. Адекватно оценивать свои знания в соответствии с  набранными баллами  15 34 35 36 37 38 человек», «Природа  России», «Родной край –  часть большой страны» Презентация проектов  по теме «Красная книга  нашего края. Охрана  природы в нашем крае» Начало истории  человечества. ( Учебник, ч. 2 ) Мир древности: далекий  и близкий    Урок «открытия»  нового знания / беседа Средние века: время  рыцарей и замков  Урок «открытия»  нового знания / беседа Новое время: встреча  Европы и Америки  Урок «открытия»  нового знания / беседа Урок развивающего  контроля / презентация проектов Извлекать информацию из дополнительных источников. Интервьюировать старших  членов семьи, других взрослых. Готовить иллюстрации для презентации проекта  (фотографии, слайды, рисунки).Готовить тексты сообщений. Выступать с  сообщением в классе.Оценивать свои достижения по выполнению проекта и  достижения товарищей. Раздел «Страницы Всемирной истории» (5 часов) Урок «открытия»  нового знания /  беседа Знакомиться с разворотом «Наши проекты», выбирать проекты для выполнения.  Определять по «ленте времени» длительность периода первобытной истории.  Обсуждать роль огня и приручения животных. Рассказывать на основе экскурсии в  краеведческий музей о жизни, быте и культуре первобытных людей на территории  региона Определять по «ленте времени» длительность Древнего мира.Находить на карте  местоположение древних государств.Извлекать информацию из учебника,  анализировать иллюстрации, готовить сообщения и презентовать их в  классе.Обобщать сведения о древних государствах, их культуре, религиях, выявлять  общее и отличия.Понимать роль появления и развития письменности в древности для  развития человечества, сопоставлять алфавиты древности  Сопоставлять длительность исторических периодов Древнего мира и средневековья,  определять по «ленте времени» длительность средневековья. Находить на карте  местоположение крупных городов, возникших в средневековье. Описывать по  фотографиям средневековые достопримечательности современных городов.  Сопоставлять исторические источники по изучению Древнего мира и средневековья  Развивать воображение, реконструируя быт и рыцарские турниры средневековья.  Сопоставлять мировые религии, выявлять их сходство и различия: место и время их  возникновения, особенности храмов  Определять по «ленте времени» длительность периода Нового времени, сопоставлять её с длительностью Древнего мира и средневековья. Сопоставлять жизненную  философию людей в средневековье и в Новое время. Обсуждать методы изучения  истории Древнего мира и Нового времени. Выявлять по фотографиям различия в  архитектуре городов Древнего мира, средневековья и Нового времени. Обсуждать  роль великих географических открытий в истории человечества. Развивать  воображение, реконструируя историю технических изобретений в Новое время  16 39 40 41 42 43 44 45 Новейшее время:  история продолжается  сегодня  Урок «открытия»  нового знания / беседа Находить на «ленте времени» начало Новейшего времени. Характеризовать значение  исследования Арктики и Антарктики для развития науки .Рассказывать о развитии  парламентаризма и республиканской формы правления. Рассказывать о об освоении  космоса, об изобретении ядерного оружия, Первой и Второй мировой войнах . Раздел «Страницы истории России» (20 часов) Жизнь древних славян   Урок «открытия»  нового знания / беседа Во времена Древней Руси Урок «открытия»  нового знания / беседа Страна городов  Урок  общеметодологической  направленности / беседа Из книжной  сокровищницы Древней  Руси  Урок «открытия»  нового знания / беседа Трудные времена  на Русской земле  Урок «открытия»  нового знания / беседа Русь расправляет крылья Урок  общеметодологической  направленности / беседа Анализировать карту расселения племён древних славян. Выявлять взаимосвязь  жизни древних славян и их занятий с природными условиями того  времени.  Характеризовать верования древних славян. Моделировать древнеславянское  жилище  Прослеживать по карте Древней Руси путь «из варяг в греки» и расширении  территории государства в IХ – ХI веках. Характеризовать систему государственной  власти в IХ – ХI веках в Древней Руси. Отмечать на «ленте времени» дату Крещения  Руси.  Обсуждать причину введения на Руси христианства и значение Крещения.  Анализировать былину об Илье Муромце как отражение борьбы Древней Руси с  кочевниками  Анализировать карты Древнего Киева и Древнего Новгорода, характеризовать их  местоположение, оборонительные сооружения, занятия горожан, систему правления,  находки берестяных грамот в Новгороде. Развивать воображение, реконструируя  жизнь древних новгородцев. Обсуждать, почему былина о Садко могла появиться  только в Новгороде. Характеризовать значение летописи об основании Москвы как  исторического источника  Обсуждать роль создания славянской письменности для распространения культуры в  Древней Руси. Характеризовать состояние грамотности на Руси после создания  славянской азбуки. Выявлять роль летописей для изучения истории России.  Характеризовать оформление рукописных книг как памятников древнерусского  искусства. Сопоставлять оформление древнерусских книг с современными.  Обсуждать роль рукописной книги в развитии русской культуры  Прослеживать по карте нашествие Батыя на Русь. Обсуждать причины поражения  Древней Руси в ходе монгольского нашествия. Описывать по иллюстрациям учебника вооружение древнерусских и монгольских воинов. Находить на карте места сражений Александра Невского со шведскими и немецкими захватчиками. По иллюстрациям  учебника сравнивать вооружение русских и немецких рыцарей. Выказывать своё  отношение к личности Александра Невского  Приводить факты возрождения северо­восточных земель Руси. Рассказывать о  Москве Ивана Калиты. Прослеживать по карте объединение русских земель вокруг  Москвы. Обсуждать, какие личные качества Ивана Калиты сыграли роль в успехе его  правления  17 46 47 48 49 50 51 52 53 54 Куликовская битва  Урок «открытия»  нового знания / беседа Иван Третий  Мастера печатных дел  Патриоты России  Пётр Великий  Михаил Васильевич  Ломоносов  Екатерина Великая   Урок «открытия»  нового знания / беседа Урок «открытия»  нового знания / беседа Урок «открытия»  нового знания / беседа Урок  общеметодологической  направленности / беседа Урок  общеметодологической  направленности / беседа Урок  общеметодологической  направленности / беседа Отечественная война  1812 года  Урок  общеметодологической  направленности / беседа Страницы истории XIX  Урок  Прослеживать по карте передвижения русских и ордынских войск. Составлять план  рассказа о Куликовской битве. Отмечать на «ленте времени» дату Куликовской  битвы. Обсуждать, почему была так важна для Дмитрия Донского поддержка Сергия  Радонежского.Рассказывать о поединках богатырей  Рассказывать об изменении политики в отношении Золотой Орды. Описывать по  иллюстрациям в учебнике изменения в облике Москвы. Обсуждать значение  освобождения от монгольского ига. Отмечать на «ленте времени» даты  освобождения от монгольского ига, венчания Ивана Грозного на царство  Обсуждать, как повлияло начало книгопечатания на развитие просвещения и  культуры в России. Сопоставлять современные и первопечатные учебники по  иллюстрациям. Развивать воображение, «обучая грамоте» учеников ХVII века  Обсуждать значение организации народного ополчения и освобождения Москвы от  польской интервенции. Отмечать на «ленте времени» год освобождения Москвы.  Рассказывать об этом событии от имени участника ополчения  Извлекать из дополнительной литературы и Интернета информацию о Петре I,  которой нет в учебнике. Описывать достопримечательности Санкт­Петербурга.  Обсуждать, заслуженно ли Пётр I стал называться Великим. Отмечать на «ленте  времени» год основания Санкт­Петербурга, год, когда Россия стала империей.  Находить на карте приобретения города, основанные Петром I. Выказывать своё  отношение к личности Петра Великого  Составлять план рассказа о М.В. Ломоносове. Прослеживать по карте путь М.В.  Ломоносова из Холмогор в Москву. Обсуждать, каковы были заслуги М.В. Ломоносова в развитии науки и культуры Отмечать на «ленте времени» дату основания Московского  университета.Извлекать из Интернета сведения о современном МГУ им. М.В.  Ломоносова  Обсуждать, заслуженно ли Екатерина Вторая стала называться Великой. Описывать  достопримечательности Петербурга. Сравнивать положение разных слоёв  российского общества. Рассказывать по учебнику о крестьянской войне Е. Пугачёва.  Прослеживать по карте рост территории государства. Рассказывать по учебнику о  Ф.Ф. Ушакове и А.В. Суворове. Извлекать из Интернета сведения о Петербурге,  Москве, других городах России в ХVIII веке  Отмечать на «ленте времени» Отечественную войну 1812 года. Обсуждать, почему  война 1812 года называется Отечественной. Обсуждать, почему после Отечественной войны 1812 года был воздвигнут на Красной площади памятник Кузьме Минину и  Дмитрию Пожарскому. Извлекать из Интернета сведения о биографии героев  Отечественной войны 1812 года, готовить доклады, презентовать их в классе В ходе самостоятельной работы (по группам) над темами «Декабристы»,  18 55 56 57 58 59 60 века  общеметодологической  направленности / беседа Россия вступает в ХХ  век Урок  общеметодологической  направленности / беседа Страницы истории 1920– 1930­х годов  Урок  общеметодологической  направленности / беседа Великая война и Великая Победа  Урок «открытия»  нового знания / беседа Великая война и Великая Победа Урок «открытия»  нового знания / беседа Страна, открывшая путь  в космос  Урок «открытия»  нового знания /беседа «Освобождение крестьян», «Петербург и Москва» изучать текст учебника, готовить  сообщения и презентовать их на уроке. Работать с историческими картами, находить  на карте Транссибирскую магистраль.Сопоставлять исторические источники.  Извлекать из краеведческой литературы сведения о технических новшествах,  появившихся в XIX веке в регионе  Отмечать на «ленте времени» начало Первой мировой войны, Февральской и  Октябрьской революций. Составлять план рассказа о событиях начала XX века и  рассказывать о них по плану. Интервьюировать взрослых членов семьи о том, какую  роль сыграли Октябрьская революция и Гражданская война в судьбе семьи. Развивать воображение, составляя от лица журналиста начала XX века интервью с учёным,  каким он видит наступивший век  Знакомиться по карте СССР с административно­территориальным устройством  страны. Сравнивать гербы России и СССР по иллюстрациям, знакомиться с  символикой герба СССР. Сравнивать тексты гимнов дореволюционной России, СССР и Российской Федерации. Знакомиться по фотографиям в Интернете с обликом  довоенных станций метро. Составлять план рассказа о ходе Великой Отечественной войны, рассказывать о ней  по плану. Обсуждать, в чём значение Победы в Великой Отечественной войне для  нашей страны и всего мира. Прослушивать в записи песню «Вставай, страна  огромная» и другие песни времён войны. Делиться впечатлениями от фотографий  военных лет и от картин на тему войны и Парада Победы Выяснять в краеведческом  музее, какой вклад внёс город (село) в Победу. Интервьюировать старших членов  семьи об их участии в войне, как они встретили День Победы в 1945 году Извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию об освоении  космоса .Интервьюировать старших членов семьи о том, как они запомнили день 12  апреля 1961 года. Прослушивать в записи песни, посвящённые полёту Юрия  Гагарина. Знакомиться с репродукциями картин космонавта А.Леонова на  космическую тему. Интервьюировать старших членов своей семьи о послевоенной  истории страны и их участии в развитии страны, о проблемах страны и семьи,  отбирать в семейном архиве необходимые фотографии, готовить сообщение и  презентовать его в классе. Раздел «Современная Россия» (11 часов) Основной закон России и права человека  Урок «открытия»  нового знания / беседа Находить на политико­административной карте РФ края, области, республики,  автономные округа, автономные области, города федерального значения. Анализировать  закреплённые в Конвенции права ребёнка. Обсуждать, как права одного человека  соотносятся с правами других людей. Готовить проекты «Декларации прав» (членов  семьи, учащихся класса, учителей и учащихся), обсуждать их в классе  19 61 62 63 64 65 66 67 68 ­ 70 Мы – граждане России  Урок «открытия»  нового знания / беседа Славные символы России Урок  общеметодологической  направленности / беседа Такие разные праздники  Урок  общеметодологической  направленности / беседа Путешествие по России  Урок  общеметодологической  направленности / беседа Путешествие по России Урок рефлексии /беседа   Путешествие по России Проверим себя и оценим  свои достижения за второе  полугодие. Контрольное   тестирование Презентация проектов  (по выбору) по темам. Урок рефлексии  /беседа  Урок развивающего  контроля /контрольное  тестирование Урок развивающего  контроля / презентация  проектов Различать прерогативы Президента, Федерального Собрания и Правительства.  Следить за государственными делами по программам новостей ТВ и печатным  средствам массовой информации. Моделировать деятельность депутата (вносить  предложения по законопроектам в ходе ролевой игры)  Знакомиться с особенностями герба Российской Федерации, его историей,  символикой, отличать герб России от гербов других государств. Знакомиться с  Государственным флагом России. Его историей, с Красным знаменем Победы.  Выучить текст гимна России, знакомиться с правилами его исполнения, с историей  гимна России, отличать гимн Российской Федерации от гимнов других государств.  Обсуждать, зачем государству нужны символы. Моделировать символы своего  класса, семьи  Знакомиться с праздниками и Памятными днями России, обсуждать их значение для  страны и каждого его гражданина. Выяснять, используя краеведческую литературу,  какие праздники отмечаются в крае. Рассказывать о своих любимых праздниках.  Работать со взрослыми: составлять календарь профессиональных праздников в  соответствии с профессиями родителей  Знакомиться по материалам учебника и дополнительной литературе с регионами,  городами, народами России. Совершать виртуальные экскурсии по Дальнему  Востоку, по просторам Сибири с помощью Интернета, посещать музеи, осматривать  памятники истории и культуры. Рассказывать по личным впечатлениям о разных  уголках России, демонстрировать фотографии, сувениры. Пользуясь информацией из различных источников, готовить сообщения (сочинения) о регионах, городах, народах России, знаменитых соотечественниках  Выполнять задания; проверять свои знания Коллективная (групповая) – обсуждение и выведение правил позитивного общения,  решений, путей разрешения ситуаций выполнение заданий; презентация готового  продукта (проекта) 4. КИМы   КИМ «Окружающий мир »  Составитель: Яценко И.Ф. Москва  «ВАКО»  2016 г. 20 Проверочная работа за 1­ю четверть: стр.23­24, 25­26. Проверочная работа за 2­ю четверть: стр.43­44, 45­46 Проверочная работа за 3­ю четверть: стр.65­66, 67­68 Проверочная работа за 4­ю четверть: стр.82­83, 84­85 Годовая контрольная работа  стр. 86­88, 89­91                    21 Лист коррекции  по предмету «_________________________» Уроки, которые требуют коррекции Уроки, содержащие коррекцию Утверждено зам. директора  Дата,  класс № урока по  КТП Тема урока Причина  коррекции Дата  Форма коррекции Варианты:  Объединение тем ( указать с какой, № урока);  домашнее изучение с последующей контрольной  работой; организация он­лайн урока; другое 22

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК "Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК "Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК "Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК "Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК "Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК "Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК "Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК "Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК "Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК "Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК "Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК "Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК "Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК "Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК "Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК "Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК "Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК "Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК "Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК "Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК "Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК "Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК "Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК "Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК "Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК "Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК "Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК "Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК "Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК "Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК "Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК "Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК "Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК "Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК "Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК "Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК "Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК "Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК "Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК "Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК "Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК "Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК "Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК "Школа России"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.01.2017