Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса
Оценка 4.6

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
окружающий мир
2 кл
12.03.2017
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса
Рабочая программа разработана на основе: * Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения, * авторской программы Плешакова А. А. по окружающему миру(2 класс); * базисного учебного плана МБОУ гимназия с. с учетом возможностей учебно-методической системы «Перспектива» и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту: 1. Плешаков, А. А. Окружающий мир. 2 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая ; Рос. акад. наук ; Рос. акад. образования ; изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2012. 2. Плешаков, А. А. Окружающий мир. 2 класс. Рабочая тетрадь: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений: в 2 ч. / А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. - М.: Просвещение, 2012. 3. Анастасова, Л. П. Окружающий мир. Основы безопасности жизнедеятельности. 2 класс. Рабочая тетрадь: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова; под ред. А. А. Плешакова. - М.: Просвещение, 2011. 4. Плешаков, А. А. Уроки по окружающему миру. 2 класс: Пособие для учителя / А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. - М. : Просвещение, 2012. 5. Ижевский, П. В. Окружающий мир. Основы безопасности жизнедеятельности: метод, пособие. 2 класс : пособие для учителя / П. В. Ижевский под ред. А. А. Плешакова; Рос. акад. наук ; Рос. акад. образования ; изд-во «Просвещение». -М.: Просвещение, 2008.
РП окруж мир.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия села Месягутово муниципального района Дуванский район Республики Башкортостан Рассмотрено на заседании ШМО Утверждаю  Протокол №__     от «___» ______________г Руководитель ШМО ___________  ______________        Подпись           И.О.Ф.                                                                                                          Директор МБОУ гимназия  с. Месягутово _________________  «___» ______________г Образовательная программа по  окружающему миру для 2 класса Месягутово ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 2 КЛАСС УМК «ПЕРСПЕКТИВА» Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе: * Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения,  *  авторской программы Плешакова  А. А. по окружающему миру(2 класс);           * базисного учебного плана МБОУ гимназия с. с учетом возможностей учебно­ методической   системы   «Перспектива»   и   ориентирована   на   работу  п о   у ч е б н о ­ м е т о д и ч е с к о м у  к о м п л е к т у : 1. Плешаков, А. А. Окружающий мир. 2 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая ; Рос. акад. наук ; Рос. акад. образования ; изд­во «Просвещение». ­ М.: Просвещение, 2012. 2. Плешаков, А. А. Окружающий мир. 2 класс. Рабочая тетрадь: пособие для учащихся общеобразоват.   учреждений:   в   2   ч.   /   А.   А.   Плешаков,   М.   Ю.   Новицкая.   ­   М.: Просвещение, 2012. 3. Анастасова,   Л.   П.  Окружающий   мир.   Основы   безопасности   жизнедеятельности.   2 класс. Рабочая тетрадь: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Л. П. Анастасова,   П.   В.   Ижевский,   Н.   В.   Иванова;   под   ред.   А.   А.   Плешакова.   ­   М.: Просвещение, 2011. 4. Плешаков, А. А. Уроки по окружающему миру. 2 класс: Пособие для учителя / А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. ­ М. : Просвещение, 2012. 5. Ижевский, П. В. Окружающий мир. Основы безопасности жизнедеятельности: метод, пособие. 2 класс : пособие для учителя / П. В. Ижевский под ред. А. А. Плешакова; Рос.   акад.   наук   ;   Рос.   акад.   образования   ;   изд­во   «Просвещение».  ­ М . : Просвещение, 2008.                                                                                             Цели курса Изучение окружающего мира в образовательных учреждениях направлено на достижение следующих целей:  развитие  умений   наблюдать,   характеризовать,   анализировать,   обобщать   объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;  освоение  знаний   об   окружающем   мире,   единстве   и   различиях   природного   и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;  воспитание  позитивного   эмоционально­ценностного   отношения   к   окружающему миру,   экологической   и   духовно­нравственной   культуры,   патриотических   чувств; потребности   участвовать   в   творческой   деятельности   в   природе   и   в   обществе, сохранять и укреплять здоровье. Задачи курса  Формировать в сознании ученика ценностно­окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого.  Воспитывать любовь к своему городу (селу), к своей Родине.  Формировать опыт экологически и эстетически обоснованного поведения в природе и социальной среде.  Развивать интерес к познанию самого себя и окружающего мира. Место предмета в базисном учебном плане В   соответствии   с   федеральным   базисным   учебным   планом   рабочая   программа составлена из расчета  2 часа в неделю, 68 часов в год.  Программа состоит из разделов курса,  темы различных учебных занятий. Каждый раздел темы имеет свою комплексно ­ дидактическую   цель,  в   которой   заложены   специальные   знания   и   умения.   Принцип построения   рабочей   программы   предполагает   целостность   и   завершенность,   полноту   и логичность   построения   единиц   учебного   материала   в  виде   разделов,  внутри   которых учебный   материал   распределен   по   темам.   Из   разделов   формируется   учебный   курс   по предмету.                                                                                           Основные содержательные линии Время и календарь (12ч + 1ч экскурсия в музей + 2 ч практическая работа с термометром и компасом) Наша планета во Вселенной. Солнце — источник тепла и света на Земле. Луна — спутник  Земли. Смена дня и ночи. Смена времен года. Наблюдение за небесными телами — основа измерения времени и  создания календаря. Способы измерения времени; старинные и современные часы. Календарь. Названия месяцев и дней недели. Народный календарь. Наши праздники.  Экологический календарь. Осень (16 ч +2 ч экскурсии­прогулки + 1 ч подвижные старинные осенние игры) Народные названия осенних месяцев. «Осенний» Новый год — проводы лета. Три встречи  осени по народному календарю. Вспомним о лете: труд людей и народные праздники конца  лета. Неживая природа летом и осенью (высота солнца над горизонтом, температура, дожди,  грозы, заморозки и т. д.). Круговорот воды в природе. Загадки о солнце, земле, воде, дожде, грозе. Осенние дни­погодоуказатели. Особая пора  осеннего равноденствия в природе и культуре. 26 сентября — «Корнильев день на дворе, всяк корешок в своей норе». Части растения —  корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Разнообразие стеблей, листьев, плодов  растений. Луковица, клубень, корнеплод. Загадки о культурных растениях. Травянистые растения ближайшего природного окружения. Осенние изменения в жизни  травянистых растений. Народные осенние приметы и присловья. Деревья и кустарники родного края. Загадки о деревьях и кустарниках. Осенняя окраска листьев. Листопад, его значение для растений.  Взаимосвязи деревьев и кустарников с животными. Приспособленность плодов и семян  растений к распространению с помощью животных и с помощью ветра. «Тит последний гриб растит». Грибы, их строение на примере шляпочных грибов, роль в  лесу (взаимосвязи с растениями и животными леса). Съедобные и несъедобные грибы.  Правила сбора грибов. Загадки о грибах. Насекомые и пауки, их жизнь летом и осенью. Важнейшее внешнее различие между  насекомыми и пауками: шесть ножек у насекомых, восемь у пауков. Представление о  развитии насекомых; личинка и взрослое насекомое. Необходимость бережного отношения  к паукам. Наблюдение за поведением пауков в осенних народных прогнозах погоды. Птицы, их жизнь летом и осенью. Перелетные и зимующие птицы. Уменьшение  продолжительности дня осенью — сигнал к началу перелета. 1 октября — день­ погодоуказатель: «Арина — журавлиный лёт». Запасание корма зимующими птицами —  одна из черт их приспособленности к сезонным изменениям в природе. Подкормка птиц  зимой; различные виды кормушек. День птиц­зимников по народному календарю. Звери, их жизнь летом и осенью. Загадки о зверях. Осенние изменения в жизни лягушек, жаб, змей, ящериц. Правила поведения в природе, направленные на сбережение растений, насекомых, птиц,  зверей, грибов. Укрепление и охрана здоровья летом и осенью. Летние и осенние игры. Труд людей осенью (уход за домашними животными, уборка урожая, осенняя вспашка и  озимый сев, домашние осенние заготовки и т. д.). Народные праздники осенью. Проводы  осени. Зима  (13 ч +2ч экскурсии­прогулки) Предметные умения  • Рассказывать: — о зимних природных явлениях в неживой и живой природе;  — о способах приспособления к зимним условиям зверей и птиц, о питании животных в  зимнюю пору;  — об истории украшения  рождественской ёлки и о зимних традиционных праздниках;  — о деятельности людей на селе и в городе в зимнее время.  Личностные умения  • Проявлять:  — интерес к изучению темы;  — бережное отношение к природе;  — интерес к закаливанию организма в зимний период;  — инициативу и позитивное отношение к одноклассникам во время игры;  — эмоционально­ценностное отношение к семейным праздникам Новый год и Рождество.  Метапредметные умения   Познавательные умения: — определять зависимость зимних изменений в неживой природе от положения земной  поверхности по отношению к Солнцу;  — определять день зимнего солнцестояния и обосновывать своё мнение;  — определять различие гражданского и православного календарей и обосновывать своё  мнение;  — определять невидимые связи между животными и растениями в зимнем лесу и  обосновывать своё мнение;  — использовать приобретённые знания при создании макета газеты «Зимушка­зима»;  Регулятивные умения:  — выполнять учебные действия в соответствии с целью;  — выполнять взаимопроверку учебного задания;  — выполнять самопроверку учебного задания;  — контролировать во время игры своё поведение по отношению к сверстникам, соблюдать  правила игры.  Коммуникативные умения:  — формулировать собственное высказывание, используя термины;  — пользоваться речью для регуляции своего действия;  — строить понятные для партнёра высказывания. Народные названия зимних месяцев. Зимние приметы и присловья. Зимние дни­погодоуказатели. «Анна Зимняя» — самый короткий день в году. Особая пора зимнего солнцеворота. Зимнее новолетие. Зима — время сказок. Неживая природа зимой. Свойства снега и льда. Загадки о снеге и льде. Жизнь деревьев и кустарников зимой. Строение почки дерева и кустарника; защитная роль  чешуек почки. Взаимосвязи лиственных и хвойных деревьев с животными. Травянистые растения зимой, значение снега в их жизни. Насекомые зимой (рассматриваются примеры, показывающие, что насекомые могут  зимовать на стадии яиц, личинок, куколок, взрослых животных). Птицы зимой. Образование стаек зимующих птиц как пример приспособления к суровым  условиям жизни. Представление о сезонной смене корма (на примере дятла). Зимнее  гнездование клестов. Птицы, проводящие зиму вблизи человеческого жилья (воробьи,  синицы, вороны, галки и др.). Подкормка птиц зимой. Жизнь зверей зимой: полевки и мыши, ласки, лисы, зайца, волка, кабана, лося и др. (по  выбору учителя). Следы зверей на снегу. Подкормка диких зверей зимой. Загадки и сказки о диких животных. Взаимосвязи в природе (на примере зимней жизни леса). Культура поведения в природе зимой. Укрепление и охрана здоровья зимой. Зимние игры. Труд людей зимой (снегозадержание; ремонтные работы; труд в зернохранилищах и  овощехранилищах; уход за домашними животными; прядение и т. д.). Главные народные  зимние праздники. Проводы зимы. Весна и лето (15ч +2 ч экскурсии + 2ч подвижные игры) Народные названия весенних месяцев. Три встречи весны. Весенние приметы и присловья. Весенние дни­погодоуказатели. 1 (14) марта—«Авдотья  Весновка»: весеннее новолетие. Неживая природа весной (высота солнца над горизонтом, температура, таяние снега,  ледоход, половодье и т. д.). Народные песни в пору ледохода. Деревья и кустарники весной: начало сокодвижения, цветение, набухание почек и  распускание листьев. Охрана деревьев и кустарников весной. Загадки о березе. Раннецветущие травянистые растения, их разнообразие, особенности строения,  эстетическое значение. Необходимость бережного отношения к раннецветущим растениям.  Загадки о раннецветущих растениях. Насекомые весной. Представление об относительности вреда и пользы от насекомых; их  роль в природе. Красота насекомых. Необходимость бережного отношения к ним. Жизнь птиц весной и их охрана. Особая пора весеннего равноденствия: народная традиция  закликания птиц. Весенние изменения в жизни зверей, лягушек и жаб, ящериц и змей. Представление о развитии лягушек и жаб, о ядовитых и неядовитых змеях. Необходимость  бережного отношения к животным, которых люди не любят. Образ лягушки и ужа в  народном искусстве. Правила поведения в природе, направленные на сбережение растений, насекомых, птиц,  зверей, лягушек, жаб, ящериц, змей. Труд людей весной (весенняя вспашка и сев яровых; посадка культурных растений в саду и огороде; уход за домашними животными; ткачество и беление холстов и т. д.). Укрепление и охрана здоровья весной. Весенние игры. Народные весенние праздники. Проводы весны. Народные названия летних месяцев. Летние приметы и присловья. Летние дни­ погодоуказатели. Особая пора летнего солнцеворота: самые длинные дни в году. Летнее  новолетие в календаре северных народов России. Труд людей летом. Народные летние праздники. Лекарственные травы, правила их сбора. Народные рецепты и «зеленая аптека». Экскурсии в краеведческий музей для знакомства с культурой сезонного труда и  календарных праздников, характерных для народов своего края.  Календарно — тематическое планирование уроков окружающего мира УМК «ПЕРСПЕКТИВА»(2 часа в неделю, 68 часов в год) Дата провед. Факт. провед. Форма организации учебной деятельности Примечания  3.09 Путешествуют   в   сказочный   сад   (политическая   карта мира,   России).   Знакомство   с   официальным   названием страны,   в   которой   живут.   Обозначение   на   карте крупнейших   городов   Российской   Федерации. Выполняют     задания   №   2   и   №   3   на   стр.   4   рабочей тетради.   Рассматривают     рисунки   и   по   характеру костюмов   предполагают,   в   каких   областях   (на   севере или на юге) живут изображенные в учебнике народы, кто в   основном   занимается   охотой,   а   кто   — № Тема урока 1 четверть 1 (15час) Мы — союз народов России. Я ­гражданин Башкортост ана.(РК) землепашеством,   в   каких   ремеслах   искусны. Рассказывают о тех предметах домашнего обихода или одежды,   которые   они   принесли   из   дома   на   урок. Выполняют   задание   №   1   на   с.   3   рабочей   тетради   и делают   вывод   о   многообразии   культур   народов Российской   Федерации.   Читают   параграф   учебника   о государственном   языке.   Обсуждают   с   детьми,   какие языки   являются   родными   для   народов   региона,   в котором они живут. Повторения   изученного   в   1   классе   материала   по вопросам   учебника   на   с.   8.   Объяснение   нового материала   по   настенной   таблице   строения   Солнечной системы   и   слайдам   мультимедийного   проектора. Рассказ об изобретении подзорной трубы и телескопа. Рассматривая   с   их   помощью   звездное   небо,   ученые поняли, что звезды и планеты — это совершенно разные небесные тела. В чем же их различие?  Самостоятельное чтение об этом  на с. 8—9 учебника.  Повторить материал предыдущего урока о Вселенной, Солнечной   системе.   Решение   проблемного   вопроса: «Почему Землю иногда называют нашим «космическим кораблем»?»   Знакомство   с   изображениями   Земли   в древности.  Рассматривают рисунок  на с.  12 учебника, находят   линию   горизонта   и   узнают,   что   эта   линия особенно хорошо видна в чистом поле или над морем. Читается материал учебника, рассматривается рисунок на с. 13 учебника и проводится практическая работа с компасом. Далее рассматривается рисунок сторон света на с. 13 учебника, выполняются задания № 3 и № 4 на с. 9—10   рабочей   тетради   и   подводятся   итоги   урока   по пройденному материалу. Повторяется материал предыдущего урока о горизонте, линии   горизонта,   сторонах   горизонта   и   способах   их определения   без   компаса   и   с   помощью   компаса. Знакомство   о   древних   способах   изображения   Земли. Кругосветные   путешественники.   XV   век   –   была построена   и   шарообразная   модель   Земли   —   глобус. Практическая работа с глобусом. Рассматривают   рисунки   на   с.   16—17   учебника   и обсуждают   приметы   времени   в   них.   Обсуждение фотографий рубрики «Заглянем в семейный альбом» на с.   17   учебника.   Рассказы   детей   о     добрых   делах   и поступках (своих и своих земляков), благодаря которым и   будущее   должно   стать   светлым,   радостным.   Затем предлагает   выполнить   задание   №   1   на   с.   12   рабочей тетради.   Минута   —   единица   измерения   времени. Объяснение детям, что каждому необходимо знать себя и учиться рассчитывать время так, чтобы все успевать. Далее   выполняется   задание   №   2   на   с.   12   рабочей тетради. Слушают   рассказ   экскурсовода   о   становлении   и развитии   родного   села.   Рассматривают,   как   менялись предметы   домашнего   обихода,   как   развивалось производство. 6.09 10.09 2 Мы — жители Вселенной. Я – гражданин России.(РК) 3 Наш «косми­ ческий корабль»   — Земля. Практичес­ кая работа с компасом 4 Наш  13.09 «космически й корабль»  — Земля. Я  – гражданин  России.(РК) 5 Время 17.09 20.09 6 Экскурсия   в музей.   Я   – гражданин Башкортост 7 ана.(РК) Сутки и неделя 24.09 8 Месяц и год 27.09 9 Времена года 1.10 4.10 10 Погода (практи­ ческая работа с термо­ метром) Слушают   отрывок   из   стихотворения   Г.   Новицкой «Сказка о найденном времени». Пробуют догадаться, о какой   единице   измерения   времени   говорится   в стихотворении.   С   глубокой   древности   люди   искали ответ   на   вопрос,   почему   же   сменяются   день   и   ночь. Читают, какой ответ предлагали древние греки (миф на с.21   учебника).   Рассказывают,     какие   еще   волшебные объяснения   чередования   дня   и   ночи   им   известны. Читают текст на с. 20—21 учебника о вращении Земли вокруг   воображаемой   оси,   смотрят   опыт,   в   котором вращающийся   глобус   освещается   статичным фонариком. Рассматривают схему в учебнике на с. 20, которая   подсказывает   правильный   ответ   на   вопрос   о причинах смены дня и ночи, и обсуждают ее.  Рассматривают круглый хлеба и краюшку, сравнивают с серпом. Узнают, что для разной видимой формы Луны на   небе   люди   издавна   используют   два   разных   слова. пробуют разобраться, почему же Луна на небе выглядит по­разному   и   почему   у   слова   «месяц»   есть   второе значение   —   единица   времени,   которая   состоит   из четырех недель. Учатся определять, убывает месяц или растёт.   Рассматривают   схему   на   с.   24—25   учебника, разбираются   в   ней   и   слушают   научное   объяснение лунному   циклу,   между   фазами   которого  проходит   по неделе. Сравнивают фотографии двух пейзажей с Луной в   разных   фазах,   называют   эти   фазы,   определив, «стареет»   или   «растет»   Луна,   изображенная   на фотографии   слева   от   схемы,   привести   доказательства своему   утверждению.   Для   закрепления   материала выполняют задание № 1 на с. 18 (РТ). Рассматривают   изображение   годового   круга,   ищут причину, по которой художник изобразил годовой круг разноцветным. Определяют, какие цвета характерны для каждого времени года. Сравнивают свои  ответы с тем, что   изображено   на   фотографиях   учебника   (с.   28). Описывают   с   помощью   слов   свои     впечатления   от мысленной прогулки. Определяют, на какое время суток похоже   каждое   время   года.   Выполняют   задание   № 2(с.20, РТ) Знакомятся с новым понятием – «явления природы».   (с.   32—33)учебника   и Слушают     текст   учебника   проводят   практическую   работу   по   изучению   видов термометров и особенностей работы с ними по пунктам 1—5   задания   №   1   рабочей   тетради   (с.   22—23). Рассматривают   термометры,   их   устройство   (корпус, шкала, стеклянная трубочка, наполненная жидкостью), уясняют   назначение   каждого   из   видов   термометров, наблюдают разницу в градуировке их шкал. Выполняют практическую работу:  определяют температуру воздуха в классе и на улице, а также температуру в сосудах с нагретой   водой   и   водой   комнатной   температуры. Результаты записывают в таблицу (пункт 4 задания № 1, 11 Погода 8.10 18.10 12 Календарь — хранитель времени, страж памяти 13 Красные дни календаря.  22.10 14 Народный календарь 25.10 15 Экологи­ ческий календарь 29.10 с. 23 РТ). Изучения теоретического материала учебника (с. 32— 35) и выполнения заданий № 2,№ 3 и № 4 на с. 24—25 (РТ). Слушают   отрывок   из   стихотворения   Петера   Хакса «Долгий день великанов». Определяют, как называется та   чудесная   вещь,   в   которой   собраны   все   дни   года, хранитель   времени   в   течение   года?   Для   чего   служит календарь?   Какие   бывают   календари?   Есть   ли   у   вас дома   календари?   Как   они   выглядят?     Какое   время живет,   хранится   в   календаре?»   Рассказывают,   как можно, пользуясь календарем, заглянуть в прошлое или будущее.   Определяет   по   календарю,   на   какой   день недели приходятся воображаемые дни рождения кукол­ помощников.   Для   закрепления   материала   дети выполняют задание № 4 на с. 27 (РТ). Знакомятся на с. 122   учебника   (на   «Страничках   Умного   Совенка»)   с особенностями   лунного   календаря,   благодаря   чему мусульманские праздники передвигаются из года в год по   календарному   кругу.   Читают   текст   на   с.   38—39 учебника.   Определяют,   чем   похож   праздник   Ураза­ байрам на те, которые знакомы детям, а чем отличается от них. Отправляются путешествовать по календарю, выясняют, почему   некоторые   дни   отмечены   красным   цветом. читает   текст   (с.   40—41).     Слушают   о   конкретных праздниках, находят расположение их дат в календаре. Предполагают, какие праздничные дни запечатлены на фотографиях рубрики «Заглянем в семейный  альбом» (с.   41—42).   Называют   приметы   праздника,   которые помогли ответить на вопрос. Рассказывают, как принято встречать праздник в их семьях. Отвечают   на   вопросы   рубрики   «Вспомним»   на   с.   44 учебника. Читают текст на с. 44—45 учебника. После прочтения   берет   кукол   и   предлагает   ученикам подсказать   им   подходящие   приметы   из   тех,   которые только   что   прозвучали.   Выбранные   рисунки «подчеркивают» счетной палочкой. Выполняют задание № 1 на с. 30 рабочей тетради, обращая внимание на то, какому   народу   принадлежат   приведенные   в   задании приметы   на   погоду.   Знакомятся   с   православным календарём.   Рассматривают   рисунки   внизу   с.   46 учебника   и   рассказывают,   о   каких   днях   народного календаря   хотел   рассказать   нам   художник;   как     это поняли.   Предполагают,   какую   зиму   обещают   людям улетающие журавли и почему. Составляют рассказы по картинкам. Повторяют материал предыдущих уроков о календарях. Рассматривают   рисунок   на   с.   48—49   учебника. Определяют,   какие   животные,   растения   вам   знакомы. Думают, где у каждого из   этих животных дом, какой дом у оленя,  у жука, у улитки. Рассуждают и приходят к   выводу,   что   вся   планета   Земля   как   огромный многоквартирный дом. В этом доме соседствуют самые разные животные и растения. Леса и озера, горы, поля и реки   —   это   все   «квартиры»   с   прекрасными   и удивительными   жильцами.   Делают   обобщение,   что   и человек всему живому на Земле — сосед. Наша планета Земля   —   большой   гостеприимный   дом,   в   котором человек — только один из жильцов наряду с другими многочисленными   и   равноправными   жителями. Изучением отношений и связей между всеми жильцами на планете Земля, между живой и неживой природой, растениями   и   животными,   природой   и   человеком занимается наука экология. С помощью текста на с. 50 —51 учебника дети и учитель называют экологические дни, обсуждают их смысл. Наблюдают за погодой, за изменениями в окружающем мире. Выполняют задание № 1 на с. 36 рабочей тетради и   узнают,   откуда   в   русский   язык   пришли   наши современные названия осенних месяцев. Рассматривают изображения   произведений   декоративно­прикладного искусства (например, хохломского промысла) или сами предметы домашнего быта. Обсуждают цветовую гамму этих   предметов   и   говорят,   что   красота   осени   всегда вдохновляла   художников,   музыкантов,   поэтов   на создание   произведений   искусства.   Слушают   запись музыкального   фрагмента,   относящегося   к   осени,   из цикла «Времена года» П. И. Чайковского. Под звучание музыки   рассматривают   репродукции   картин   И.   И. Левитана «Золотая  осень» и А. А. Пластова «Первый снег» на с. 54—55 учебника. Повторяют   материал   предыдущего   урока   (осенние месяцы,   их   современные   и   старинные   названия, выполнение   задания   №   4   на   с.   37   рабочей   тетради). Рассуждают, чем отличаются осенние дожди от летних. Читают   текст   третьего   абзаца   на   с.   58   учебника. Обращают   особое   внимание     на   слова   «мелкие», «моросящие», «затяжные» как характеристики осенних дождей.   Изучают   другие   осенние   явления   в   неживой природе:   увеличение   туманов,   заморозки,   образование инея   и   начало   ледостава.   Далее   говорят   о   таком погодном   феномен,   как   «бабье   лето».   Завершается данная часть урока сообщением учителя о дне осеннего равноденствия   и   выполнением   задания   №   3   на   с.   38 рабочей   тетради.     Изучают   материал   «Как   замерзает река».  Отвечают на вопросы: откуда же берется урожай? Кто нам его дарит? Какое время года называют урожайным? Почему праздник урожая приходится на время осеннего равноденствия? Вспоминают, что такое равноденствие, когда бывает осеннее равноденствие, что происходит в природе   после   этого   дня.   Сравнивают   свои   ответы   с текстом учебника. Знакомятся с гостем урока – куклой –зернушкой.   Выполняют   практическую   работу: пытаются   добыть   огонь   с   помощью   двух   деревянных палочек. Выполняют задание в рабочей тетради (стр.40, №1).   Читают   текст   о   праздниках   охотников   и 2 четверть (15час) Осенние месяцы 16 8.11 17 Осень в неживой природе 12.11 18 Народные 15.11 праздники   в пору осеннего равноденств ия 19 Звездное небо осенью 19.11 20 Экскурсия на луг   21 Трава у нашего дома 22.11 26.11 22 Старинная 29.11 женская работа 23 Деревья и  кустарники  осенью. 3.12   64—65   учебника. оленеводов   на   с.   Делятся впечатлениями   от   урока.   Один   из   учеников   читает вывод на с. 65 учебника. Знакомятся   со   сказаниями   греческого   народа   в древности ­ мифами. Вспоминают, как назвали древние римляне главного своего Бога. Слушают один из мифов о Зевсе и красавице Каллисто». Узнают, что для древних людей   наблюдение   за   звездами   имело   огромное значение,   так   как   до   изобретения   компаса   они   могли ориентироваться   по   положению   звезд,   особенно   во время   морских   путешествий,   когда   нет   никаких ориентиров, кроме звезд. Наблюдая за звездами, древние объединяли   их   в   разные   фигуры,   которые   назвали созвездиями, а имена им дали по именам героев мифов (Орион,   Андромеда,   Близнецы   Кастор   и   Поллукс, Кассиопея) или животных, на которых, как им казалось, были   похожи   очертания   созвездий   (Лев,   Рак,   Рыбы, Лебедь).   В   числе   их   была   и   Большая   Медведица. Выполняют задание № 1 на с. 42 (РТ). Рассматривают   травы,   находят   нужные   по   заданию учителя. Слушают   сообщение   учителя   о   том,   почему   трава   и листья деревьев имеют зелёную окраску. Рассматривают букеты трав, растущих  у дома, описывают их внешний вид,   запах.  Рассматривают   рисунок   на   с.   70—71 учебника,   читают   текст   о   птичьей     гречишке   и подорожнике на «Страничках Умного Совенка» (с. 124 учебника)   и   выполняют   задание   №   1   на   с.   44   (РТ). Проводится работа с рисунками на с. 72 учебника. Дети находят в атласе­определителе на с. 44—58 растения, изображенные   на   рисунках,   зачитывают   комментарии атласа к каждому растению и рассказывают, видели ли они эти травы, и если видели, то где. Знакомятся с важнейшим старинным женским трудом и сами   стараются   определить,   при   выполнении   каких работ женщины могли петь песни, рассказывать сказки, беседовать друг с другом. Изучают лоскуты ткани   на ощупь, а также называют известные ткани и описывают словами   те   из   них,   которые   понравились   (какая   это ткань:   плотная,   гладкая,   прозрачная,   теплая,   грубая). Рассматривают     изделия   из   льна,   представленные   на выставке, и находят подобный. Прослеживают с опорой на учебник, как в старину получали такую красивую и прочную   ткань.   Рассматривают     цветки   льна   на фотографии в учебнике (с. 74). Закрывают  учебник и по памяти   выполняют     задание   №   1   на   с.   46   рабочей тетради. Читают рассказ «Димитриев день» на с. 77 учебника.   Рассматривают   фотографии   рубрики   «Из музейных   коллекций»   на   с.   76   учебника,   а   затем выполняют задание № 3 на с. 47 рабочей тетради. Говорят,   какие   деревья   и   кустарники   им   известны, находят на с. 78—79 соответствующие рисунки листьев, а   на   с.   81   —   плодов.   Для   закрепления   данного материала   выполняется   задание   №   1   на   с.   48   (РТ). 24 Чудесные цветники осенью 6.12 10.12 25 Осенняя прогулка (экскурсия в лес). 13.12 26 Грибы. Редкие растения, занесённые в Красную книгу РБ. Слушают     рассказ   о   листопаде.   Зачитывается   и обсуждается   рассказ   «Разговор   в   лесу»   из   книги «Великан   на   поляне»  А.   А.   Плешакова   (с.   111—112), подводятся   итоги   урока   по   вопросам   рубрики «Проверим   себя»   и   зачитывается   вывод   на   с.   81 учебника. Слушают   запись   «Вальса   цветов»   из   балета   П.   И. Чайковского «Щелкунчик».) Вспоминают, при изучении каких   тем   нас   в   первом   классе   сопровождала   эта  же мелодия.     Формулируют   тему   урока.   Рассказывают, какие   цветы   были   у   них   в   букетах   на   1   сентября, находят называемые цветы в букетах, на фотографиях, а также   в   рисунке   на   с.   82—83   учебника.   Затем выполняют задание № 1 на стр. 50 (РТ). Рассмотреть фотографии рубрики «Заглянем в семейный альбом» на с.   84   учебника   и   определить,   с   какими   цветами   1 сентября  пришли  в  школу  дети.  На  следующем  этапе урока   дети   знакомятся   с   поверьями   и   легендами   о цветах, читая текст на с. 84—85 учебника. После этого, разбившись   на   пары   или   группы   по   3—5   человек, выполняют   задание   рубрики   «Поиграем!»   на   с.   85 учебника.   Затем   дети   отвечают   на   вопрос   рубрики «Подумаем!» Любуются   осенними   красками   расписного   лесного шатра. Считают, сколько цветов и оттенков   видят на листьях деревьев и кустарников. Обращают   внимание, что   листья   разных   деревьев   отличаются   по   цвету.   На березах и липах листья желтые, на клене, рябине, осине —   красные,   даже   с   фиолетовыми   оттенками.   А   на кустах   сирени   листья   остаются   зелеными   до   самых морозов.   Вспоминают,   как   передвигается   воробей,   и имитируют движение птицы: повернуться вокруг на пол­ оборота и попрыгать, как воробей, считая до 10, и снова вернуться в исходное положение. Затем   вспоминают, как «ходят» синички и вороны (если есть возможность, наблюдают   за   живыми   объектами),   и   сначала   быстро семенят маленькими шажками, а затем ходят по кругу вперевалочку «вороньим» шагом. Рассказывают, какие грибы знают, какие блюда готовит из грибов мама. Узнают, что, оказывается, грибы, как и растения,   имеют   надземную   и   подземную   части. Подземная   часть   (грибница)   прикрепляется   к   корням деревьев. При этом дерево отдает грибам часть своих полезных веществ, а грибы отдают деревьям часть своих полезных веществ. Дети рассматривают рисунок «Связь гриба и дерева» на с. 87 учебника. По рисункам на с. 86 —87   учебника   дети   изучают   материал   о   строении шляпочных   грибов.   С   помощью   подготовленных муляжей  грибов   учитель   дает  понятие   о  трубчатых  и пластинчатых   грибах.   Грибы   могут   быть   съедобными или   несъедобными   для   человека,   но   и   те   и   другие полезны для деревьев и лесных зверей. А люди часто сшибают   «поганки»,   и   особенно   мухоморы.   Слушают рассказ «Кому нужен мухомор» из книги «Великан на 27 Шести­ногие 17.12 и восьми­ ногие 28 Птичьи секреты 20.12 24.12 29 Как разные животные готовятся к зиме 30 Невидимые 27.12 нити в осеннем поляне» (с. 127—128), а затем обсуждает его с детьми по   вопросам   рубрики   «Обсудим»   на   с.   89   учебника, зачитывают вывод урока. Повторяют     материал   о   животных,   изученный     в   1 классе. Слушают сообщение о том, что зимой исчезают практически   все   насекомые,   кроме   тех,   которые обитают в домах и с которыми человек обычно борется (клопы,   тараканы,   моль).   Выполняют   задание   №   1(с. 54,РТ). Изуча­ют фазы развития насекомых по рисункам (с.92)  Изучают отличие  паукообразных  от насекомых. Вспоминают  сказку К. Чуковского  «Муха­цокотуха» и называют ее главных персонажей. Учитель читает первый абзац текста на с. 94 учебника. Дети   высказывают   свои   соображения,   куда   могут улетать   птицы.   Затем   учитель   читает   первый   абзац текста   «Птичьи   секреты»   на   «Страничках   Умного Совенка»   (с.   126   учебника).   Вместе   с   детьми   делает вывод:   ученые   узнали   с   помощью   колец,   которые надевали на лапки птиц, что птицы улетают в теплые края.   Совместно   ищут   ответ   на   вопрос:   «Почему улетают дикие утки, гуси и лебеди, а домашние — нет?» — делают вывод. Учитель  рассказывает  детям о том, как летят птицы: мелкие птицы и грачи — большими стаями, кулики — шеренгой, гуси и журавли — углом (клином).     Дети   знакомятся   с   материалом   народного календаря:   читают   текст   на   с.   96   учебника, рассматривают репродукцию картины А. С. Степанова «Журавли летят». Пошагово изучают новый материал. I шаг. Подготовка к зиме   земноводных   и   пресмыкающихся.  Зачитывается первый абзац текста на с. 98 учебника. Для закрепления этого   материала   выполняется   задание   №   1   на   с.   58 рабочей   тетради:   дети   по   описанию   определяют животное,   подписывают,   находят   в   приложении   его изображение, вырезают и вклеивают в соответствующие описанию   окошки.   Делается   вывод.   зиму   впадают   в оцепенение.  II   шаг.   Изменение   осенью   шерстного покрова   лесных   зверей.  Зачитывается   второй   абзац текста на с. 98 учебника, рассматриваются изображения белки и зайца.  III шаг. Как и какие животные делают запасы на зиму. Зачитывается третий абзац текста на с. 99   учебника.   Для   закрепления   этого   материала выполняется   задание   №   3   на   с.   59(РТ).  IV   шаг. Подготовка   животных   к   зимней   спячке.  Зачитывается четвертый   абзац   текста   на   с.   99   учебника.   Для закрепления данного материала выполняется задание № 4 на с. 59 (РТ).  V шаг. Зимняя спячка летучих мышей. Зачитывается   текст   и   рассматриваются   рисунки   и фотография на с. 100 учебника. Вспоминают, что изучает наука экология. Обсуждают по шагам  на   конкретных   примерах,   какие   связи существуют   в   природе.  I   шаг.  Дети   рассматривают лесу. Охрана природы. (РК)  3 четверть (20час) 31 Осенний труд 14.01 32 Будь здоров! 17.01 21.01 24.01 33 Будь здоров! на (игры   свежем воздухе) 34 Охрана природы осенью. Охрана природы (РК).   II   шаг. рисунок   на   с.   102   учебника   и   обсуждают   его   по вопросам,   делают   вывод:   «Дуб   является   кормильцем для мыши, белки и сойки». Затем дети рассматривают схему на с. 103 учебника, и обсуждают, почему стрелки на   схеме   двойные.     Далее   текст   на   с.   103   читается каждым ребенком про себя, после чего дети отвечают «компетентно»   на   поставленные   ранее   вопросы.   Для закрепления материала выполняется задание № 1 на с. 60(РТ),   читается   и   обсуждается   рассказ   «Большой старый  дуб»  из книги  «Великан  на  поляне»  (с.  115— 118).  Переходя   к   изучению   связей   между орешником   и   грызунами,   дети   читают   первый   абзац текста на с. 104 учебника и выполняют первую часть задания № 2 на с. 60 (РТ). III шаг. Рассмотрение связей между   рябиной   и   дроздами   начинается   со   строк   из стихотворения А. К. Толстого рассматривают рисунок на   с.   104   учебника,   находят   изображения   рябины   и птицы.   Далее   читают   до   конца   текст   на   с.   104—105 учебника и делают вывод о том, что не только рябина является   кормильцем   дрозда,   но   и   дрозд   полезен рябине, потому что рассеивает ее семена. Знакомятся с куклой – многоручкой и слушают рассказ о   работе,   которую   проделала   кукла­многоручка. Обсуждают,   почему   осень   много   работы,  по   очереди читают   абзацами   текст   на   с.   106—109   учебника. Называют самую привлекательную для каждого работу. Затем   дети   выполняют   задание   №   1   на   с.   62   (РТ). Разобрав схему в задании № 3 на с. 63 (РТ) решают, сколько  рук будут мастерить  своей  кукле,  чтобы она успела сделать все дела. Рассматривают кукол, отмечают, что они одеты не по погоде,   переодевают   кукол.  Рассматривают   рисунки разных эпох, на которых изображены дети и называют самые   удобные   на   их   взгляд   костюмы.   Слушают сообщение   о   пользе   сезонных   народных   игр   для здоровья,  обсуждают,  в  какие   игры они любят  играть летом   и   осенью.   Называют   вместе   с   учителем   те качества   характера,   которые   необходимы   для   их успешного проведения. Затем выполняют задания № 1 и № 2 на с. 64(РТ). Делятся   на   команды,   играют   в   старинные   подвижные игры. Прослушивают  записи музыки («Осенняя песня» П. И. Чайковского). Затем   рассказывают, о чем эта музыка, что в ней слышится, какое в ней настроение; к каким репродукциям на классной выставке она больше всего подходит. Отправляются в воображаемое путешествие по осеннему лесу. Находят грибы, на с. 116 учебника читают текст, посвященный этому живому   организму, знакомятся с особенностями лесных орехов. Отвечают на вопросы: Как вы охраняете природу? Что мы можем сделать   прямо   сейчас?   Как   мы   можем   осенью 35 Зимние месяцы 28.01 36 Зима — время науки и сказок 31.01 37 Зима в неживой природе 4.02   обсуждает   свои   варианты, участвовать   в   охране   животных?   Какие   правила помогают   охране   грибов?»   Делятся     на   шесть   групп. Каждой   группе   выдается   увеличенная   ксерокопия одного   из   значков­предупреждений   со   с.   114—115 учебника.   В   этих   значках   «зашифрованы»   правила охраны природы осенью. Рассказывают о них по этим рисункам.   Сначала   думают   сами,   а   потом   проверяют себя   по   учебнику.   Каждая   группа   работает   с   одним значком,   находит соответствующий абзац учебника, сообщает учителю о готовности. Вспоминают   загадку   о   городе­саде.   Три   ученика показывают  таблички   с   древнеримскими   названиями зимних   месяцев:   децембер,   януариус,   фебруариус). Нужно разгадать, как зовут этих братьев. Попробовать перевести   их   имена   на   русский   язык.     Проверяют,   в правильном   ли   порядке   стоят   наши   братья.   Хором говорят   названия   зимних   месяцев   в   правильном порядке.   Выполняют     задание   №   2   на   с.   3   (РТ). Высказывают   свои   мнения   о   том,   как   писатели   и художники   передают   красоту   окружающего   мира. Называют самое главное, что понравилось на уроке. Представляют   себя   учениками   старинной   школы. Находят   самостоятельно   в   учебнике,   когда   дети приходили в школу (с.8). Рассматривают иллюстрацию и отвечают   на   вопросы.     Учатся   узнавать   погоду   по старинным народным приметам. Рассматривают картину братьев   Ткачевых   «В   субботний   день».   Пробуют применить народную примету к картине и определить температуру воздуха на улице. Выполняют задания № 1, № 2 ( с. 6, РТ). Слушают даргинскую сказку «Скупясь, не   сбережешь»   на   с.   10   учебника,   объясняют   смысл сказки.   Затем   дети,   знающие   сказку   «Два   жадных медвежонка»,   разыгрывают   ее   с   помощью   кукол   и нарисованного на бумаге куска сыра. Дети сравнивают сказки. Слушают   обобщение, как изменилась зимой погода по сравнению с осенью: холодно, везде лежит снег, река, озеро, пруд покрыты льдом, солнце выглядывает редко, чаще   небо   закрыто   сплошными   облаками.   Дети   в задании   №   4   на   с.   8—9   рабочей   тетради   отмечают состояние   облачности   в   этот   день.   Наблюдают   за температурой   воздуха.   Пользуясь   динамической моделью,   дети   вспоминают   материал   предыдущих   и связывают   угол   наклона   оси   с   температурой   воздуха. Рассматривается   таблица со схемой движения Солнца по небосводу (задание  №1,стр.8,  РТ). Узнают,  почему день   22   декабря   называется   днём   зимнего солнцестояния,   а   25   декабря   –   днём   зимнего солнцеворота. Работают с пословицами на с. 14 учебни­ ка   (текст   «Странички   народного   календаря»). Рассказывают, какие снежинки видели, как называется обильный   снегопад   и   какие   неприятности   может   он принести.   Изучается   такое   погодное   явление,   как 38 Звездное  небо зимой 7.02 39 Зимняя  прогулка  (экскурсия) 11.02 40 Зима в мире растений 14.02 41 Зимние праздники 18.02 звезда   помогала оттепель.   Рассматривают   картину   Ф.   Васильева   на «Страничках   Умного   Совенка»   (с.   120   учебника). Отгадывают загадки о зимних явлениях природы на с. 15 учебника и отвечают  на вопросы рубрики «Подумаем!». Повторяют материал урока «Звездное небо осенью» по вопросам рубрики «Вспомним» на с. 16 учебника. Под руководством   учителя   проводится   сопоставление расположения   звезд   Большой   Медведицы   осенью   и зимой.   Для   наглядности   используются   иллюстрации учебника (часть I, с. 66 и часть II, с. 16). Сопоставляют рисунок на с. 16 учебника и рисунок в рабочей тетради и   проводят   на   рисунке   в   рабочей   тетради   линию, соединяющую   звезды   Дубхе   и   Мерак   с   Полярной звездой. Слушают сообщение, что в древности именно Полярная     ориентироваться путешественникам. Заполняют пропуски в задании № 3 на   с.   10   рабочей   тетради.   Слушают   миф   об   Орионе. Затем   рассматривают иллюстрации на с. 18 учебника, находят звезды, составляющие Пояс Ориона и Сириус, обводят в задании № 4 на с. 10—11 рабочей тетради фигуру Ориона и проводят линию к звезде Сириус. Отгадывают   лесные   загадки   Зимушки   –   зимы. Рассматривают снежинки. Рассуждают, почему скрипит снег под ногами.  Раскапывают большой сугроб, чтобы получился   отвесный   срез,   и   узнают   по   чередованию плотных   и   рыхлых   слоев,   как   часто   зимой   были снегопады и оттепели. Рассматривают отпечаток лапы сороки,   серой   вороны,   следы   прыжка   белки.   Тихо любуются   красотой   зимнего   леса   и   думают,   каким должно   быть   настроение   человека,   любующегося красотой   родной   природы.   Определяют   названия деревьев   с   помощью   атласа­определителя.   Называют признаки   ели,   сосны.   Раскапывают   лопаткой   снег   и определяют,   что     под   снегом   есть   зеленые   растения: земляника,   живучка   ползучая, пастушья сумка. Слушают звуки зимнего леса.   копытень,   осока, Вспоминают экскурсию в зимний лес, рассказывают, как выглядит лес после снегопада.  Читают   стихотворения русских поэтов о красоте зимней природы. Различение лиственных   деревьев   по   их   плодам     проводят   в   ходе выполнения задания № 1 на с. 12 (РТ). Слушают текст о можжевельнике (с. 22) Различение хвойных деревьев по их шишкам  проводится при выполнении задания № 2 на с. 12 (РТ) Подводятся итоги урока по вопросам рубрики «Проверим себя». Слушают стихотворение, угадывают, о каком празднике идёт   речь.   Вспоминают,   у   каких   народов   Новый   год наступает   осенью.  Узнают   историю   о   том,   с   какого времени в России начали праздновать Новый год зимой. Поочередно   читают   тексты   «Зимний   Новый   год»   и «Старый Новый год» на с. 26—27 учебника. Узнают, кто установил празднование Нового года в России зимней порой   на   «Страничках   Умного   Совенка»   (с.   122). Рассматривают портрет на с. 26 учебника и запонают, 42 Зимние праздники. Коляда. 21.02 43 Растения в домашней аптечке 25.02 44 Зимняя жизнь птиц и зверей 28.02 45 Невидимые 4.03 нити в зимнем лесу 7.03 46 В феврале зима с весной встречается как   выглядел   царь   Петр   Алексеевич.   Слушают биографическую справку о Петре I.  Узнают,   что   Старый   Новый   год   —   это   время празднования Нового года, установленного Петром I, по православному   календарю,   который   отстает   от современного   гражданского   календаря   на   13   дней. Обращают  внимание на то,  что во время  Петра  I вся страна   жила   по   православному   календарю,   а   нового календаря   в   России   еще   не   было.   Рассматривают репродукцию   картины   Б.М.   Кустодиева   «Ёлочный торг».   Предполагают,   каким   характером   должен обладать   человек,   создавший   такую   праздничную, теплую, радостную картину. Слушают, что рассказывает об   этом   Умный   Совенок   (с.   122—123   учебника). Выполняют задание № 3 на с. 15 рабочей тетради, чтобы мысленно нарядить старинными игрушками выбранную на   елочном   торге   ель.   Слушают   рассказ   о   празднике Рождество Христово. Читают текста о рождественском вертепе на «Страничках Умного Совенка» (с. 121—122). Читают рассказ Рождественский праздник в России» на с. 25 учебника,  разыгрывается сценка колядования. Участвуют   в   игре     «Больница».   Рассказывают,     чем болеют   пациенты­куклы.  Вспоминают,   чем   лечил больных   зверей   доктор   Айболит.   Рассказывают,   как лечат   в   его   семье   кашель,   больное   горло,   простуду. Говорят о том, какие лекарства предлагает природа. Из книги   «Великан   на   поляне»   слушают   рассказ   о разнообразии лекарственных растений и о правилах их сбора.   Кто   хочет,   может   во   время   чтения   начать рисовать   летнюю   поляну,   полную   густых   трав, душистых цветов. На с. 28—29 учебника рассматривают рисунок, узнают названия этих растений. Повторяют,   какие   птицы   улетают  зимой   на  юг,   какие птицы   остаются   зимовать   и   как   они   называются. Рассматривают   иллюстрацию   на   стр.32­33   учебника, слушают рассказ об особенностях жизни  и питания птиц зимой.  Закрепляется   материал   о   зимующих   птицах выполнением   задания   №   1   на   с.   18   рабочей   тетради. Повторяют,   какие   звери   зимой   впадают   в   спячку,   а какие   бодрствуют,   но   делают   запасы.   Выполняют задания № 2 на с. 18—19 (РТ). Отвечают   на   вопросы   рубрики   «Вспомним»   на   с.   36 учебника   и   формулируют   тему   урока.   Читают   текст учебника на с. 36 с рассматриванием рисунков на с. 37. Для   закрепления   материала   этой   части   урока выполняется задание № 1 на с. 20 (РТ). Слушают текст «Как животные друг другу помогают» на с. 38 учебника. Закрепление   материала   проводится   по   вопросам рубрики «Подумаем!» на с. 39 учебника и выполнении задание № 2 на с. 21 (РТ). Слушают   прогноз   погоды   в   стихотворной   форме, определяют, к  какому зимнему месяцу подходит такой прогноз.   Вспоминают   место   февраля   среди   зимних месяцев, выполняют задание № 1 на с. 22 (РТ). Слушают впервой 47 Зимний труд 11.03 48 Будь здоров! 14.03 49 Будь здоров! (подвиж 18.03 ные игры на свежем воздухе) Охрана природы зимой. 50 21.03 группе:   42   учебника, текст   на   с.   40   учебника,   посвященный   восточному календарю. Узнают о буддизме. Слушают, как отмечают праздник Белого месяца в Бурятии. Сравнивают между собой   настроение   и   некоторые   особенности празднования   Нового   года   по   общегражданскому календарю и по старинному восточному. Слушают текст на   с.   посвященный   Масленице. Самостоятельно ищут ответ на вопрос на с. 42 учебника, выполняют задание № 2 на с. 22 (РТ). Вспоминают,  зачем   кукле­многоручке   столько   рук? Какие  осенние  работы запомнили? Как  люди летом и осенью   готовятся   к   зиме?   Рассуждают,   какие   дела необходимо сделать зимой. Узнают, что рассказывает о старинной зимней работе наш учебник и   читают текст «Старинная   работа   зимой»   (с.   44—45).   Выполняют задание   №1   (с.24,   РТ).   Рассказывают,   как   сохранить собранный осенью урожай. Слушают текст «Заботимся об урожае» (с. 45) и сравнивают его со своими ответами. Работают   в     рассматривают   через увеличительное   стекло   крупу   и   делают   заключение   о качестве   зерна.   Рассуждают   на   тему,   нуждаются   ли животные   в   нашей   заботе   зимой.   Читают   текст «Заботимся о домашних животных и родном доме» (с. 46).Обсуждают,   какие   работы   необходимы   улицам города   и   села.   Сравнивают   свои   ответы     с   текстом учебника. Затем выполняют задание № 2 на с. 24 (РТ). Сеют   семена   в   заранее   приготовленные   горшочки   с землей   и   помещают   луковицу   в   банку   с   водой. Назначают   дежурных,   которые   будут   ухаживать   за сеянцами. Слушают  случай,   который   произошел   с   поэтом Даниилом   Хармсом.   Объясняют,   что   же   увидел   поэт. Определяют фотографии в учебнике (с. 48)     которые подходят к этой загадке­стихотворению. Рассказывают, как укреплять здоровье зимой, при какой зимней погоде можно   построить   снежную   крепость   и   слепить снеговика, как нужно одеваться в сильные морозы и при ветре, где можно кататься на коньках, лыжах и санках, играть в хоккей. Читает текст на с. 48—49 учебника, дополняя его информацией о старинных зимних забавах со   «Страничек   Умного   Совенка»   (с.   123   учебника). Читают на с. 49 учебника первый абзац о закаливании в зимнее   время.   Затем   один   из   учеников   пересказывает его содержание. Посещают праздники народов Севера, выполняют задание №1, № 2 (с. 26, РТ). Читают текст игры «Рукавицу гнать» на с. 50 учебника. Вспоминают правила проведения игры, договариваются об условиях игры. Белятся на команды и играют. Рассуждают о том, что значит творить, надо ли любить и охранять   своё   творение.   Играют   в   лесников   дивного леса. По рисункам ребят отправляются в путешествие Заказники РБ. 51 Весенние месяцы 1.04 52 Весна в неживой природе 4.04 53 Весна — утро года 8.04 по лесу. Повторяют правила поведения в лесу.  Читают текст на с. 52—53 учебника и рассказывают, какие еще правила   охраны   природы   зимой   можно   предложить. Слушают рассказ «Белый сказочный дворец» из книги «Великан   на   поляне»   (с.   91—92).   После   прочтения предлагают,   как   лучше   организовать   соревнования,   о которых говорится в рассказе. Рассказывают, что знают о Красной книге, каких представителях Красной книги России, какие меры охраны животных для них можно предложить и выполняют задание №4, №5 (с.29,РТ). Рассматривают  репродукции картин и рисунки на с. 58 —59   учебника.   Предполагают,   о   каком   времени   года пойдет речь. Рассказывают, что им помогло  это понять, какие   признаки   весны   они   увидели   в   рисунках   и картинах,   когда   по   народному   календарю   отмечают первую   встречу   весны.   Устно   сочиняют   рассказы   по картинам.   Выполняют   задания   №   1,   №   2   (с.32,РТ). Узнают, что больше всего раньше было имён у месяца марта   и   слушают   ещё   об   одной   особенности   месяца (текст «Весенний новый год» на с. 60 учебника). Читают последний абзац на с. 60 и текст весенней заклички на с. 61 учебника. Используя   динамическую   модель   вращения   Земли вокруг   Солнца,   дети   под   руководством   учителя отмечают,   что   весной   и   осенью   наклон   оси   вращения Земли   по   отношению   к   плоскости   орбиты   одинаков, поэтому примерно одинакова и температура воздуха, но восприятие   человеком   осени   и   весны   совершенно разное. Осенью по сравнению с летом эта температура воспринимается как похолодание, преддверие суровой зимы, замирание природы, а весной — как потепление, как   возрождение   природы.   На   настенной   таблице   или слайде   мультимедийной   проекции   дети   сравнивают положение Солнца зимой и весной и отмечают в задании № 1 на с. 34 рисунок, на котором показано положение Солнца весной. Изучают день весеннего равноденствия. Проводят   наблюдения   за   погодой   за   окном   класса   и записывают в таблицу задания № 4 на с. 34—35 (РТ) состояние облачности в данный день. Читают рассказ С. Т.   Аксакова   на   с.   64   учебника,   рассматривают репродукцию картины П. И. Петровичева «Ледоход на Волге»   и   сопоставляют   впечатления   от   рассказа   и картины. Материал о половодье читают по учебнику (с. 63) с комментариями. Рассуждают, чем похожи утро и весна, что происходит в природе утром,  что происходит в природе весной,  что можно сказать о жизни людей: что происходит утром? А что   очень   важное   происходит   с   людьми   весной? Закрепляя   понимание   детьми   того,   что   весна   — важнейшее   время   года   в   жизни   природы   и   людей, выполняют задания № 1,№ 2,с.36 (РТ). Рассматривают рисунки   и   фотографии   на   с.   66—67   учебника, определяют, образ какого существа из мира животных здесь   встречается   в   самых   разных   видах.   Выполняют 54 Звездное  небо весной. 11.04 55 Весенняя  прогулка  (экскурсия) 15.04 56 Весеннее пробужде­ ние растений 18.04 задание № 3, с. 36 (РТ). Слушают текст «Три встречи весны» на с. 66—67 учебника и наклейками отмечают в календаре дни встречи весны по народному календарю. Слушают текст «Весенний новый год в Приамурье» на с. 68.   Определяют,   что   есть   общее   с   традициями нанайского народа.  Повторение   материала   о   созвездиях,   изученных   ранее (рубрика «Вспомним» на с. 70 учебника). Обращаются к 1­й части учебника и рассматривают иллюстрацию на с. 66, где показано расположение на небе ковша Большой Медведицы осенью. Выясняют, остались ли на прежнем месте   звезды   ковша   Малой   Медведицы   (в   том   числе Полярная   звезда). Приходят к выводу, что Полярная звезда осталась на прежнем месте, а остальные звезды ковша Малой Медведицы совершили такое же круговое движение, и не только относительно друг друга, но и относительно Большой Медведицы. Узнают о том, что Вселенная   тоже   движется.   Изучают   созвездие Кассиопея:   рассматривают   фрагмент   карты   звездного неба на с. 71 учебника, в задании № 1 на с. 38 (РТ) на рисунке № 1 соединяют звезды так, чтобы получилась фигура   созвездия   Кассиопея,   слушают   текст   об   этом созвездии   на   с.   71   учебника.   Слушают   сведения   о созвездии   Лев,   используя   текст   «Царь   зверей   на звездном   небе»   на   с.   72   учебника.   На   рисунке   этого созвездия   дети   находят   фигуру   серпа,   которая составляет голову и грудь Льва. Обращают внимание, что   самая   яркая   звезда   созвездия   Лев   —   Регул   — находится в нижней части серпа. В задании № 1 на с. 38 (РТ)   на   рисунке   №   2   соединяют   звезды   так,   чтобы получилась главная фигура этого созвездия. Отправляются   в   путешествие   по   весеннему   лесу: Остановка   1.   Полянка   первоцветов.   Рассматривают жёлтый ключ­цветок, ветреницу лютиковую, медуницу, хохлатку.  Какие   деревья   можно   назвать   «старшими братьями»   раннецветущих   растений?   Оказывается,   мы остановились на перекрестке липовой и дубовой аллей. Знаете, почему именно здесь начинается весна цветов? Для растений в липовом лесу зима немножко «теплее». Листья   липы   и   дуба   плохо   проводят   тепло,   а   когда падают — сморщиваются. У них заворачиваются края, и между   ними   остается   много   воздуха.  Остановка   2. Цветущие деревья. Орешник. Слушают, почему орешник называют   «младшим   братом»   дуба.  Остановка   3. Цветущая   осина.   Остановка   4.   Красавица­береза. Остановка 5. «Солнышко на пригорке». Узнают, почему у растения странное название –  мать­и­мачеха. Обсуждают  общие   вопросы:   «Когда   зацветают   первые цветы? Сходит ли к этому времени снег в лесу (парке)? Требуется ли раннецветущим растениям много тепла? А что   же   им   требуется   для   начала   цветения?»   Если последний из этих вопросов поставит детей в тупик, то необходимо дать учащимся задание прочитать про себя первые два абзаца текста на с. 74—75 учебника, найти 57 Чудесные цветники весной 22.04 58 Весна в мире насекомых 25.04 59 Весна в мире птиц и зверей 29.04 ответ   на   вопрос   и   зачитать   его.   Заканчивается обсуждение   общих   вопросов   ответом   на   вопрос: «Откуда   берут   питательные   вещества   для   цветения раннецветущие   растения,   если   снег   еще   не   сошел   и почва не оттаяла?» Слушают  рассказ о ветренице и ее отличии   от   чистяка   по   материалам     книги   «Зеленые страницы». Осваивают технологию поиска информации: находят   в   атласе­определителе   сведения   о   гусином луке.   Закрепляется   материал   о   травянистых раннецветущих растениях выполнением задания № 1 на с.   40   (РТ).   Слушают   текст   на   с.   76—77   учебника   и отвечают на вопросы.   Повторяют   пройденный   материал   и     демонстрируют выполнение   заданий   №   2­№   7(с.   41—43,РТ). Рассматривают   рисунок   на   с.   78—79   учебника   и называют   цветы,   которые   им   известны.   Учитель рассказывает   легенду   о   каждом   цветке.   При определении   названий   неизвестных   детям   цветов   они могут использовать атлас­определитель  (с. 34—39). Повторяют материал предыдущего урока по вопросам рубрики   «Проверим   себя»   на   с.   81   учебника.   Дети демонстрируют   также   рисунки   или   фотографии весенних цветов (задание № 3 на с. 45 рабочей тетради). 2—3   желающих   ученика   делают   доклады   о   весенних цветах   (задание   №   4   на   с.   45   рабочей   тетради). Повторяют   сведения   о   зимовке   насекомых   и   их превращениях,   которые   были   изучены   ранее,   по вопросам   рубрики   «Вспомним»   на   с.   82   учебника. Слушают   текст на с. 82—83 учебника, рассматривают рисунок   и   находят   насекомых,   о   которых рассказывается в тексте. Слушают рассказ «Гусеница на лесной тропинке» из книги «Великан на поляне» (с. 15— 16).   Закрепляется   материал   этой   части   урока   при выполнении задания № 1(с. 46, РТ). Изучается внешний вид наиболее распространенных гусениц: рассматривают рисунки   на   с.   84   учебника,   сопоставляют   их   с рисунками   на   с.   144—145   атласа­определителя, выясняют,   листьями   каких   растений   питаются   эти гусеницы.   На   примере   комаров   прослеживают   единую экосистему природы. Слушают текст «О насекомых и немного о нас с тобой» на с. 84 учебника, выполняют задание № 4 (с. 47, РТ). Беседуют о зимующих и перелетных птицах (вопросы 1 —2 рубрики «Вспомним» на с. 86 учебника). Затем под руководством учителя дети на рисунке в учебнике (с. 86 —87) находят сначала зимующих птиц (дятел, синица, воробей),   а   потом   перелетных   (ласточка,   жаворонок, скворец,   грач).   Выполняют   задание   №   1   (с.   48,   РТ). Обращаются к рисунку на с. 86—87 учебника и читают текст о гнездовании птиц на с. 87 учебника. Выполняют задание   №   1   (с.   48,   РТ):   нумеруют   рисунки   в   той последовательности, в какой эти птицы возвращаются из теплых краев. Слушают текст «Какие бывают птенцы» о выводковых   и   гнездовых   птенцах   на   «Страничках 2.05 60 Невидимые нити в весеннем лесу 61 Весенний 6.05 труд 62 Старинные весенние праздники 13.05 63 Будь здоров! 16.05 Умного Совенка» (с. 125 учебника). Обсуждают вопроса об отношении людей к птицам (рубрика «Обсудим» на с. 87   учебника).   Изучают   поведение   зверей   весной. Выполняют  задание № 3 (с. 48—49, РТ).  Участвуют в беседе по вопросам  рубрики «Вспомним» на с. 90 учебника. Усваивают, что растения с яркими цветами   и   нектаром   привлекают   к   себе   насекомых, которые,   питаясь   нектаром,   осуществляют   опыление растений.   Дети   под   руководством   учителя рассматривают схему на с. 91 учебника и делают вывод, что   польза   для   растений   и   животных   является двусторонней.   Выполняют   задание   №   1   (с.   50,   РТ). Изучают   пищевую   цепь   «растения  →насекомые  → птицы»:     под   руководством   учителя   рассматривают схему на с. 92 учебника. Закрепляется материал второй части   урока   при   выполнении   задания   №   3   на   с.   51 рабочей тетради. Вспоминают,   как   провожали   Масленицу.   Считают, сколько недель проходит между Масленицей и Пасхой. Предлагают свои объяснения о том, как  называют эти семь   недель   и     что   происходит   в   жизни   людей   и   в природе между этими праздниками. читает текст на с. 94—95   учебника   и   текст     о   Великом   посте   со «Страничек   Умного   Совенка»   (с.   125   учебника). Вспоминают,   какие   народные   приметы   зимних   и весенних   дней   предсказывают   погоду.   Отгадывают загадки о весеннем труде. Вспоминают, какие весенние работы   приходилось   детям   наблюдать   или   выполнять самим.  Отвечают   на   вопросы   рубрики   «Вспомним»     на   с.   98 учебника. Затем учитель разыгрывает весенний обряд, который   исполняли   накануне   Пасхи,   в   последнее воскресенье перед праздником — Вербное воскресенье. Слушают   объяснение   смысла   обряда,   пересказывая текст   со   с.   98   учебника.   Читают   текст   на   с.   98—99 учебника  о  народных  обычаях  вербохлеста  и  вербных базаров.   После   этого  объясняют   что   означало   похлоп читают текст на с. 98—99 учебника о народных обычаях вербохлеста и вербных базаров. Отвечают на вопросы: «Что   означало   похлопывание   вербными   прутиками детей   и   животных?   На   какой   праздник   это происходило? Что составляет главное богатство семьи? Рассказывают,   какой   пасхальный   обряд   изображен   на картине   Н.  А.   Кошелева   на   с.   98  учебника.   Слушают текст о празднике Святой Троицы. Рассказывают, много ли вы болели этой зимой? Как вы думаете, почему так получилось? Кто запомнил правила сохранения и укрепления здоровья зимой? В следующую зиму обязательно им следуйте! Слушают текст на с. 102 учебника,   а   затем   отвечают,   какое   занятие   можно назвать лучшей школой здоровья для детей? Слушают правила   игры   республики   Марий   Эл   «Бой петухов».Знакомятся с правилами татарской игры «Бой по   следу».   Выполняют   задания   №   1   и   №   2   на   с.   56 рабочей тетради.  20.05 Устанавливают правила, играют в подвижные игры. 64 Будь здоров! (подвижные игры на свежем воздухе) Охрана природы весной. 65 23.05 Заповедники РБ. 66 Лето красное 27.05 67 Летние 30.05 праздники и труд 68 Экскурсия в лес 31.05 Вспоминают   сказки   в   которых    герои   получают волшебную   возможность   слышать   и   понимать,   о   чем говорят   животные   и   деревья.   Предполагают,   о   чем могли   бы   поговорить   с   нами   животные   и   растения, окажись мы в весеннем лесу, парке, сквере? Читают, о чём   просят   насекомые,   цветы,   деревья   (с.   106­107). Выполняют   задание   №   2   на   с.   59   рабочей   тетради. Слушают  последний абзац текста на с. 107 учебника о том, как во время половодья сотрудники заповедников оказывают помощь зайцам, лисам и другим животным, оказавшимся в беде. Рассказывают о правилах охраны природы весной по рисункам на с. 106—107 учебника. Рассматривают репродукции картин, слушают рассказ о художнике   и   пробуют   определить,   о   ком   идёт   речь. Узнают,  как назывались три летних месяца у древних римлян ( читают названия в задании № 1 на с. 62 (РТ). Слушают   каким   увидел   июнь   поэт   Сергей   Козлов, находят     репродукцию   картины,   которая   точно подходит   к   этому   стихотворению.   Отмечают   на­ клейкой   на   настенном   календаре   день   летнего солнцеворота   —   25   июня.   Подберите   подходящие   к картине   старинные   названия   летних   месяцев   и выполняют задание № 2 на с. 62 рабочей тетради. Слушают   рассказ   о   якутских   обычаях   новогоднего праздника.  Рассуждают,  Почему  люди  в разных  краях нашей   страны   в   разное   время   встречали   Новый   год. Слушают текст «Странички народного календаря» на с. 115   учебника,   посвященный     августу.   Вызвавшиеся ученики отмечают наклейками на настенном календаре даты, о которых идет речь в тексте. Выполняют задание № 2 на с. 66 рабочей тетради. Отгадывают загадку и ищут   подходящее к ней орудие земледелия. Слушают стихотворение   Людмилы   Харитоновой   на   с.   116 учебника, заучивают его наизусть. Восприятие   себя   частью   окружающей   природы, способность   почувствовать   общую   для   всех   красоту мира, зарождение в душе ребенка чувства причастности   формирование   его   личной к   окружающему; ответственности   за   происходящее,   воспитание потребности в добром поступке.

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.03.2017