Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса. Автор А. А. Плешаков.
Оценка 4.9

Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса. Автор А. А. Плешаков.

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
окружающий мир
4 кл
29.05.2017
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса. Автор А. А. Плешаков.
Рабочая программа по окружающему разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов основной образовательной программы начального общего образования «Школа России». Сборник рабочих программ.1-4 классы. Пособие для учителей образовательных учреждений. (Школа России) М.: «Просвещение», 2011 г., авторской программы А.А. Плешакова Окружающий мир, к завершенной предметной линии учебников «Окружающий мир» (автор А.А. Плешаков).
Программа по окружающему миру 4 класс.docx
Пояснительная записка Рабочая   программа   по   окружающему   разработана   на   основе   Федерального   государственного   образовательного   стандарта   начального общего   образования,   Концепции   духовно­нравственного   развития   и   воспитания   личности   гражданина   России,   планируемых   результатов основной образовательной программы начального общего образования «Школа России». Сборник рабочих программ.1­4классы. Пособие для учителей образовательных учреждений. (Школа России) М.: «Просвещение», 2011г., авторской программы А.А. Плешакова Окружающий мир, к завершенной предметной линии учебников «Окружающий мир» (автор А.А. Плешаков).  Изучение курса «Окружающий мир: Мир вокруг нас» в начальной школе направлено на достижение следующих целей: —   формирование   целостной   картины   мира   и   осознание   места   в   нем   человека   на   основе   единства   рационально­научного   познания   и   эмоционально­ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;  —  духовно­нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества. Основными задачами реализации содержания курса являются: 1)   формирование   уважительного   отношения   к   семье,   населённому   пункту,   региону,   в   котором   проживают   дети,   к   России,   её   природе   и   культуре,   истории   и современной жизни; 2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём; 3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; 4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.          Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально­научному и эмоционально­ценностному постижению окружающего мира.       В  авторскую  программу  внесены  следующие  изменения: ­ увеличено   количество   часов  на   изучение   раздела «Земля и человечество» (на   1   час – это 1 природная экскурсия из раздела «Родной край – часть большой страны»), «Природа России» (на 1 час – это 1 природная экскурсия из раздела «Родной край – часть большой страны»). ­ уменьшено   количество   часов   на   изучение   раздела   «Родной край – часть большой страны»   (на   2 ч ­ две экскурсии проведены ранее в соответствии с климатическими условиями региона) Основными формами организации  учебного  процесса: наблюдение за интеллектуальными способностями детей, тест, проверочная работа, практические задания, контрольная работа, контрольный диктант, словарный диктант, фронтальная  работа, самостоятельная, работа  в  парах, в  малых  группах.      Контроль осуществляется в форме проектов, проверочных работ, тестирования, контрольной работы. Формы организации учебной деятельности ­ индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.        Планируемые  сроки освоения  рабочей  программы  по  предмету  «Окружающий мир» с  01.09.2015 г.  по  25.05.2016 г. Общая характеристика учебного предмета        Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлен на основе следующих ведущих идей: 1) идея многообразия мира; 2) идея целостности мира; 3) идея уважения к миру.         В  основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно­поисковый подход, обеспечивающий «Открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно­образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего   мира.   Для   успешного   решения   задач   курса   важны   экскурсии   и   учебные   прогулки,   встречи   с   людьми   различных   профессий,   организация   посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы. В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа­определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3)   эколого­этическая   деятельность,   включающая   анализ   собственного   отношения   к   миру   природы   и   поведения   в   нем,   оценку   поступков   других   людей,   выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике. На изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе выделяется 270 ч. В 4 классе на изучение предмета отводится по 68 ч (2 ч в неделю, 34 Описание места учебного предмета в учебном плане учебные недели). Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета • Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества. • Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм. • Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума. • Человечество как многообразие народов, культур, религий. • Международное сотрудничество как основа мира на Земле. • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. • Семья как основа духовно­нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно­ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества. • Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности. • Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно и социально­нравственное. • Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко­культурному наследию, к самому себе и окружающим людям. Личностные, метапредметные  и предметные результаты освоения учебного предмета, курса         Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно: 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей   этнической   и   национальной   принадлежности;   формирование   ценностей   многонационального   российского   общества;   становление гуманистических и демократических ценностных ориентации; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально­нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.          Изучение курса предмета играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3)  формирование   умения  планировать,  контролировать  и   оценивать  учебные  действия   в  соответствии   с  поставленной  задачей   и  условиями   ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 6) использование знаково­символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки,   анализа,   организации,   передачи   и   интерпретации   информации   в   соответствии   с   коммуникативными   и   познавательными   задачами   и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»; 9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно­следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 11)   определение   общей   цели   и   путей   ее   достижения;   умение   договариваться   о   распределении   функций   и   ролей   в   совместной   деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 12)   овладение   начальными   сведениями   о   сущности   и   особенностях  объектов,  процессов   и  явлений   действительности   (природных,   социальных, культурных, технических и др.), в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»; 13)   овладение   базовыми   предметными   и   межпредметными   понятиями,   отражающими   существенные   связи   и   отношения   между   объектами   и процессами; 14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».         При изучении предмета достигаются следующие предметные результаты: 1. усвоение   первоначальных   сведений   о   сущности   и   особенностях   объектов,   процессов,   явлений,   характерных   для   природной   и   социальной действительности 2. сформированность целостного, социально­ориентированного взгляда на окружающий мир в его ограниченном единстве и разнообразии природы, народов, культуры, религии 3. владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшего школьника) необходимым для получения дальнейшего образования в области естественно­научных и социально­гуманитарных дисциплин 4. понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; 5. сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни; 6.  осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; 7. освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); 8. развитие навыков устанавливать и выявлять причинно­следственные связи в окружающем мире. Планируемые результаты освоения программы по окружающему миру 4 класс Личностные результаты У обучающегося будут сформированы: основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, ответственного за сохранение её природного и культурного наследия; умение осознанно использовать обществоведческую лексику для выражения своих представлений о правах и обязанностях гражданина России, о правах ребёнка, о государственном устройстве Российской Федерации;  чувства сопричастности к отечественной истории через историю своей семьи  и гордости за свою Родину, российский народ, историю России посредством знакомства с достижениями страны, вкладом соотечественников в её развитие;  осознание своей этнической принадлежности в контексте принципа российской гражданственности «Единство в многообразии»;  понимание себя наследником ценностей многонационального российского общества и всего человечества, в том числе на основе формирования понятий «Всемирное природное наследие» и «Всемирное культурное наследие»; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, в том числе на основе построения и сопоставления картины мира с точки зрения астронома, географа, историка, эколога; уважительное   отношение   к   истории   и   культуре   народов   России   и   мира   через   понимание   их   взаимной   связи   и   представление   о   необходимости   исторической преемственности в жизни общества; начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире, в том числе на основе представлений об историческом развитии родной страны, изменениях в её современной жизни и возможностях собственного участия в построении её будущего; осознанная готовность к выполнению социальной роли ученика (действовать в соответствии с нормами и правилами школьной жизни), мотивационная основа учебной деятельности и личностный смысл учения; самостоятельность и личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы, будущее России; эстетические потребности, ценности и чувства через восприятие природы России и родного края, знакомство с культурой регионов России, развитием культуры страны и родного края в различные периоды истории; этические чувства, доброжелательность и эмоционально­нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей в ходе знакомства с историей Отечества, образами великих соотечественников, картинами жизни людей в разные исторические периоды;  навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности; установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о природном разнообразии России и зависимости труда и быта людей от природных условий;  мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям на основе знакомства с природным и культурным достоянием России, вкладом людей многих поколений в создание материальных и духовых ценностей родной страны и родного края. Метапредметные результаты Регулятивные  Обучающийся научится:  понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу; сохранять учебную задачу в течение всего урока; ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока; выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;                                                       планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры, делать обобщение); планировать свои действия.  Обучающийся получит возможность научиться: фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость неудовлетворённость своей работой на уроке, объективно относиться к своим успехам и неуспехам; самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности. Познавательные  Обучающийся научится: понимать, толковать и организовывать свою деятельность в соответствии с условными знаками и символами, используемыми в учебнике и других образовательных ресурсах для передачи информации; осуществлять поиск необходимой информации из различных источников (библиотека, Интернет и пр.) для выполнения учебных заданий;  выделять существенную информацию из текстов и литературы разных типов и видов (художественных и познавательных); использовать знаково­символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач; понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц, схем, рисунков, моделей и пр.; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям; устанавливать причинно­следственные связи; строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях. Обучающийся получит возможность научиться: строить доказательство своей точки зрения по теме урока в соответствии с возрастными нормами; проявлять творческие способности при выполнении рисунков, схем, составлении рассказов, оформлении итогов проектных работ и пр.; ориентироваться на разнообразие способов решения познавательных и практических задач, владеть общими приёмами решения учебных задач; моделировать экологические связи в природных сообществах. Коммуникативные   Обучающийся научится: включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять  инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы; формулировать ответы на вопросы; слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме; аргументировать свою позицию; понимать различные позиции других людей, отличные от собственной  и ориентироваться на позицию партнера в общении; признавать свои ошибки, озвучивать их; употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.; понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий. Обучающийся получит возможность научиться: строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);   готовить сообщения, выполнять проекты по теме; составлять рассказ на заданную тему. осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;                                    строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; достаточно точно, последовательно и полно передавать информацию, необходимую партнёру. Предметные результаты Обучающийся научится: понимать особую роль России в мировой истории; рассказывать о национальных свершениях, открытиях, победах, вызывающих чувство гордости за свою страну;  находить и показывать на карте России государственную границу, субъекты Российской Федерации, свой регион, его главный город, другие города современной России, узнавать по фотографиям и описывать достопримечательности регионов и городов России;  называть элементы государственного устройства России, объяснять их роль в жизни страны;  называть имя действующего Президента Российской Федерации и его полномочия как главы государства; понимать, в чём различия между государственным устройством современной России и государственным устройством нашей страны в другие периоды её истории; объяснять, что такое  права человека, как законы страны и самый главный из них — Конституция Российской Федерации — защищают наши права, приводить конкретные примеры прав ребёнка; раскрывать значение государственных символов России, находить их среди государственных символов других стран; называть главные праздники России, объяснять их значение в жизни страны, рассказывать о традициях и праздниках народов России; рассказывать о мире с точки зрения астронома, географа, историка, эколога; проводить несложные астрономические наблюдения. Обучающийся получит возможность научиться: изготавливать модели планет и созвездий; использовать глобус и карту мира для получения информации о Земле; анализировать экологические проблемы планеты и предлагать способы их решения; приводить примеры объектов Всемирного наследия и животных из Международной Красной книги; находить и показывать на физической карте России различные географические объекты, на карте природных зон России — основные природные зоны; объяснять, почему происходит смена природных зон в нашей стране, давать характеристику природной зоны по плану, сравнивать различные природные зоны; приводить примеры растений и животных разных природных зон, в том числе внесённых в Красную книгу России; выявлять экологические связи в разных природных зонах, изображать эти связи с помощью моделей; оценивать деятельность людей в разных природных зонах, раскрывать возникающие экологические проблемы и способы их решения, приводить примеры заповедников и национальных парков России; давать краткую характеристику своего края; различать и описывать изученные природные объекты своего края, пользоваться атласом­определителем для распознавания (определения) объектов неживой  и живой природы; давать краткую характеристику природных сообществ своего края; выявлять экологические связи в природных сообществах, изображать эти  связи с помощью моделей; рассказывать об охране природы в своём крае; различать отрасли растениеводства и животноводства, представленные в экономике своего края; приводить примеры исторических источников, различать и сравнивать источники информации о прошлом; соотносить дату исторического события с веком, находить место события на «ленте времени»; перечислять эпохи истории человечества в правильной последовательности, кратко характеризовать каждую эпоху, узнавать историческую эпоху по знаменитым сооружениям прошлого, сохранившимся до наших дней;  с помощью глобуса рассказывать, как человек открывал планету Земля; описывать некоторые выдающиеся достижения и изобретения людей прошлого по иллюстрациям, высказывать суждения об их значении в истории человечества; показывать на карте границы, территорию, столицу, другие города России в разные периоды истории, места некоторых важных исторических событий;         рассказывать по исторической карте, иллюстрациям учебника об изученных событиях истории России; соотносить даты и события, определять последовательность и значение некоторых важных событий в истории России; составлять исторические портреты выдающихся людей прошлого, высказывать суждения о них; описывать облик Москвы и Санкт­Петербурга в разные века, узнавать их достопримечательности; называть и описывать некоторые выдающиеся памятники истории и культуры России; раскрывать связь современной России с её историей;  использовать  дополнительную литературу, Интернет для получения информации и подготовки собственных сообщений о природе Земли, России и родного края, о жизни общества в прошлом и  настоящем. мире. Земля и человечество (9 ч) Содержание учебного предмета. 4 класс (68 часов) Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля ­ планета Солнечной системы. Луна ­ естественный спутник  Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времён года. Звёздное небо ­ великая «книга» природы. Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние  на живую природу. Мир глазами историка. Что изучает истерия. Исторические источники. Счёт лет в истории. Историческая карта. Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды ­ задача всего человечества.  Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга. Практические работы: движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, знакомство с картой звёздного мира, поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и  географической карте, знакомство с историческими картами.  Природа России (10 ч) Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озёр реки нашей страны. Природные зоны нашей страны. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям  обитай в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон,  охрана природы, виды растений и животных, внесённые в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила  безопасного поведения  отдыхающих у моря. Представление об экологическом равновесии и необходимости его учёта в процессе хозяйственной деятельности людей. Практические работы: поиск и показ на физической карте равнин и гор России; поиск и показ на физической карте морей, озёр и рек России; поиск и показ на карте  природных  зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в Арктике, в тундре, в зоне лесов, в  зоне степей, в зоне пустынь, в зоне субтропиков. Родной край ­ часть большой страны (15 ч) Наш край на карте Родины. Карта родного края. Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края. Водоёмы края, их значение в  природе и жизни человека. Изменение водоёмов в результате деятельности человека. Охрана водоёмов нашего края. Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае. Ознакомление с важнейшими видами почв края. Охрана почв в нашем крае. Природные сообщества. Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ. Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями Растениеводство в нашем крае, его отрасли. Сорта культурных растений. Представление о  биологической защите урожая, её значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания. Животноводство в нашем крае, его отрасли. Породы домашних животных. Экскурсии1: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа­определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа­определителя; знакомство с растениями и животными пресного водоёма, их распознавание в  природных условиях с помощью атласа­определителя. Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных  экземпляров растений разных сообществ, их распознавание с помощью атласа­определителя; знакомство с культурными растениями края. Страницы Всемирной истории (5 ч) Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения ­ свидетельства прошлого Средние  века; о чём рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время: достижения науки и техники, объединившие весь мир:  пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен XX в. достижения науки  и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете. Страницы истории России (20 ч) Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования. Века Древней Руси. Территория и население Древней  Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь ­ страна городов. Киев ­ столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и  нравы Древней Руси.Наше Отечество в ХШ­Х\/ вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо­западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья ­ собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы  страны в ХШ­ХУ вв. Наше Отечество в 15­ 17 вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение  Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в 15­ 17 вв. Россия в XVIII в. Пётр Первый ­ царь­преобразователь. Новая столица России ­ Петербург. Провозглашение  России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в. Россия в XIX ­  начале XX вв. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М.И. Кутузов. Царь­освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX ­­начале XX  вв.Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй ­ последний император России. Революция 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь  страны в 20­30­е гг. Великая Отечественная война 1941­1945 гг. Героизм и патриотизм народа День Победы ­ всенародный праздник. Наша страна в 1945­1991 гг. Достижения  учёных: запуск первого искусственного спутника Земли полёт в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир». Преобразования в России в 90­е гг. XX в. Культура России  в XX в.Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, посёлков, улиц, в памяти народа, семьи. Экскурсия: знакомство с историческими  достопримечательностями родного края (города, села),Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах. Современная Россия (9 ч) Мы ­ граждане России. Конституция России ­ наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребёнка.  Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство. Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные  праздники Многонациональный состав населения России. Регионы России: Дальний Восток, Сибирь. Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг  Европейской России. Природа, хозяйство крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.                                                                                          Разделы тематического планирования № 1. Наименование  разделов Количество  часов (авторская программа) Количество  часов (рабочая программа) Земля и человечество 1   2 Природа России 3 4 5 6 Родной край­ часть большой страны Страницы всемирной истории Страницы истории России Современная Россия Всего за год: 9 10 15 5 20 9 68 9 10 15 5 20 9 68 Тематическое планирование  с определением основных видов учебной деятельности обучающихся 4 класс № п/п Дата 3 а 3 б Тема урока Основные виды учебной деятельности 1 2 3 4 Мир глазами астронома. Планеты Солнечной  системы. Звёздное небо – Великая  книга Природы. Мир глазами географа. Раздел «Земля и человечество» (9 часов) Знакомиться с учебником и учебными пособиями по «Окружающему мирку» для 4 класса, с  разворотом «Наши проекты» в 1 части учебника, выбирать проекты для выполнения. Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить. Рассказывать о мире, с точки зрения астронома. Работать в паре: изучать по схеме и строение Солнечной системы, перечислять планеты в  правильной последовательности, моделировать строение Солнечной системы. Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.  На основе схемы строения Солнечной системы характеризовать планеты, перечислять их в  порядке увеличения и уменьшения размеров, осуществлять самопроверку.  Различать планеты и их спутники. Анализировать схемы вращения Земли вокруг своей оси и  обращения вокруг Солнца.  Устанавливать причинно­следственные связи между движением Земли и сменой дня и ночи,  сменой времён года.  Работать со взрослыми: наблюдать луну невооружённым глазом и с помощью бинокля  (телескопа). Извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию об  исследованиях астрономов и готовить сообщения.  Изучать по учебнику правила наблюдения звёздного неба, соотносить их с собственным  практическим опытом, находить на карте звёздного неба знакомые созвездия. Моделировать изучаемые созвездия.  Определять направление на север по Полярной звезде.  Выполнять задания электронного приложения к учебнику.  Работать с терминологическим словариком. Сравнивать глобус и карту полушарий. Находить условные знаки на карте полушарий. 5 6 7 8*  9 Мир глазами историка  Когда и где? Мир глазами эколога  Природное сообщество  «Водоем» Сокровища Земли под  охраной человечества. Всемирное наследие  10 Сокровища Земли под  Обсуждать значение глобуса и карт в жизни человечества.  Составлять рассказ о географических объектах с помощью глобуса и карты полушарий. Извлекать информацию о географических объектах из дополнительных источников и Интернета и готовить сообщения о них.  Работать с терминологическим словариком  Составлять рассказы о мире с точки зрения историка.  Характеризовать роль исторических источников для понимания событий прошлого. Обсуждать роль бытовых предметов для понимания событий прошлого.  Посещать краеведческий музей и готовить рассказ на основании его экспонатов о прошлом  своего региона, города (села).  Работать с терминологическим словариком.  Готовить сообщение о прошлом своего региона, города (села) Определять по «ленте времени» век, в котором происходили упоминавшиеся ранее  исторические события.  Обсуждать сроки начала года в разных летоисчислениях.  Анализировать историческую карту, рассказывать по ней об исторических событиях  Рассказывать о мире с точки зрения эколога.  Анализировать современные экологические проблемы, предлагать меры по их решению. Знакомиться с международным сотрудничеством в области охраны окружающей среды.  Находить в Интернете информацию о способах решения экологических проблем и  экологических организациях в России, готовить сообщения. Изучать экологический календарь Наблюдать объекты и явления природы. Определять природные объекты с помощью атласа­определителя. Фиксировать результаты наблюдений. Сравнивать результаты наблюдений, сделанных в разных природных сообществах Рассказывать о причинах появления Списка Всемирного наследия.  Различать объекты Всемирного природного и культурного наследия.  Знакомиться по карте­схеме с наиболее значимыми объектами Всемирного наследия,  определять их по фотографиям.  Читать в учебнике текст об одном из объектов Всемирного наследия, использовать его как  образец для подготовки собственных сообщений. Извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию об объектах Всемирного  наследия и готовить о них сообщения  Знакомиться по рисунку учебника с животными из Международной Красной книги. охраной человечества. Международная Красная  книга 11 Равнины и горы России. Моря, озёра и реки  России. Природные зоны России. 12 13 14 Читать в учебнике текст о животном из Международной Красной книги и использовать его как образец для подготовки собственных сообщений.  Извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию о животных из  Международной Красной книги и готовить о них сообщения.  Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать  достижения на уроке Раздел «Природа России» (10 часов)   Находить и показывать на физической карте России изучаемые географические объекты,  рассказывать о них по карте. Различать холмистые и плоские равнины.  Характеризовать формы земной поверхности России, рассказывать о них по личным  впечатлениям. Извлекать из дополнительной литературы, Интернета сведения об изучаемых  географических объектах, готовить сообщения.  Выполнять на компьютере задания из электронного приложения к учебнику.  Готовить материалы к выставке «Где мы были»  Находить и показывать на физической карте России изучаемые моря, озёра, реки,  рассказывать о них по карте. Различать моря Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов.  Характеризовать особенности изучаемых водных объектов.  Находить в Интернете сведения о загрязнении воды в морях, озёрах, реках и о мерах борьбы с  загрязнениями.  Готовить и оформлять выставку «Где мы были». Готовить сочинения по теме урока  Знакомиться  с картой природных зон России,  сравнивать  её с физической картой России; определять  на   карте   природные   зоны   России,  высказывать  предположения   о   причинах   их смены, осуществлять самопроверку. Устанавливать  причинно­следственные   связи   между   освещённостью   Солнцем   поверхности Земли и сменой природных зон; работать со схемой освещённости Земли солнечными лучами. Находить на карте природных зон области высотной поясности  Зона арктических пустынь. Находить и показывать на карте зону арктических пустынь, осуществлять взаимопроверку.  Выявлять взаимосвязь природных особенностей зоны арктических пустынь и её оснащённости  солнечными лучами. Определять по рисунку учебника, какие организмы обитают в зоне арктических пустынь,  объяснять, как они приспособлены к условиям жизни; рассказывать по рисунку об  экологических связях в изучаемой природной зоне, моделировать характерные цепи питания. Рассказывать об освоении природных богатств в зоне арктических пустынь и возникших 15 Тундра. 16 Леса России. вследствие этого экологических проблемах, о природоохранных мероприятиях и заповедниках. Характеризовать зону арктических пустынь по плану. Извлекать из дополнительной литературы, Интернета сведения о животном мире изучаемой  зоны, готовить сообщения. Сравнивать общий вид тундры и арктической пустыни, описывать тундру по фотографии;  находить и показывать на карте природных зон зону тундры, рассказывать о ней по карте. Выявлять взаимосвязь природных особенностей зоны тундры и её освещённости солнечными  лучами. Рассматривать в гербарии и на рисунке растения тундры, выявлять черты их  приспособленности к условиям жизни; знакомиться по рисунку учебника с животным миром  тундры, обнаруживать экологические связи в зоне тундры, рассказывать о них, моделировать характерные цепи питания. Рассказывать об освоении природных богатств в зоне тундры и возникших вследствие этого  экологических проблемах, о природоохранных мероприятиях и заповедниках. Характеризовать зону тундры по плану; сравнивать природу тундры и арктических пустынь. Изготавливать макет участка тундры. Извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию о растениях и животных  тундры, готовить сообщения  Находить и показывать на карте зону тайги, зону смешанных и широколиственных лесов,  рассказывать о них по карте. Устанавливать зависимость особенностей лесных зон распределения тепла и влаги. Знакомиться с природой лесных зон; определять с помощью атласа­определителя растения  лесов; моделировать характерные цепи питания. Сравнивать природу тундры и лесных зон. Находить в Интернете информацию о растениях и животных лесных зон, готовить сообщения  17* 18 Растения и животные леса. Наблюдать объекты и явления природы.  Лес и человек. Проверочная работа №1 Определять природные объекты с помощью атласа­определителя. Фиксировать результаты наблюдений. Сравнивать результаты наблюдений, сделанных в разных природных сообществах  С помощью схемы и текста учебника раскрывать роль леса в природе и жизни людей.  Обсуждать экологические проблемы леса, предлагать меры по его охране. Обсуждать правила поведения в лесу с использованием книги «Великан на поляне». Извлекать из дополнительной литературы и Интернета сообщения о растениях и животных из  Красной книги России.  Готовить сообщения. 19 Зона степей. 20 Пустыни. 21 У Чёрного моря. Тест № 2   Совершать виртуальную экскурсию с помощью Интернета в национальный парк «Лосиный  остров», обсуждать экологические проекты этого парка. Характеризовать лесные зоны по плану. Сравнивать общий вид леса и степи, описывать степь по фотографиям. Находить и показывать на карте природных зон зону степей, рассказывать о ней по карте. Устанавливать зависимость особенностей степной зоны от распределения тепла и влаги. Знакомиться с растительным и животным миром степей, рассказывать об экологических  связях в степи, моделировать характерные цепи питания. Сравнивать природу зоны степей с природой лесов и тундры. Обсуждать экологические проблемы зоны степей и пути их решения. Извлекать из дополнительной литературы и Интернета информацию о растениях и животных  степей, готовить сообщения. Совершать виртуальные экскурсии с помощью Интернета в степные заповедники, обсуждать  экологические проекты учёных в этих заповедниках  Сравнивать общий вид степи и пустыни, описывать пустыню по фотографиям. Находить и показывать на карте природных зон полупустыни и пустыни, рассказывать о них  по карте. Устанавливать зависимость природы полупустынь от распределения тепла и влаги. Знакомиться с растительным и животным миром пустынь, рассказывать об экологических  связях в пустыне, моделировать характерные цепи питания. Сравнивать природу зоны пустынь с природой степей. Обсуждать экологические проблемы полупустынь и пустынь и пути их решения. Изготавливать макет участка пустынь  Находить и показывать на карте природных зону субтропиков, рассказывать о них по карте. Устанавливать причины своеобразия природы субтропической зоны Знакомиться с растительным и животным миром Черноморского побережья Кавказа,  рассказывать об экологических связях, моделировать характерные цепи питания. Обсуждать правила безопасности во время отдыха у моря, экологические проблемы  Черноморского побережья Кавказа. Совершать виртуальные экскурсии с помощью Интернета на курорты Черноморского  побережья Кавказа, в Дендрарий  г. Сочи, в национальный парк «Сочинский». Обсуждать рассказ «В пещере» из книги «Великан на поляне». Работать с терминологическим словариком  Раздел «Родной край – часть большой страны» (15 часов) 22 23 24 25 26 27 Родной край – часть  большой страны.   Наш край. Наблюдать объекты и явления природы. Определять природные объекты с помощью атласа­определителя. Фиксировать результаты наблюдений. Сравнивать результаты наблюдений, сделанных в разных природных сообществах  Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Знакомиться с политико­административной картой России; находить на политико­ административной карте России свой регион; знакомиться с картой своего региона,  рассказывать по ней о родном крае. Характеризовать родной край по предложенному плану.  Водные богатства нашего  края  Поверхность нашего края  Описывать по своим наблюдениям формы земной поверхности родного края; находить на  карте региона основные формы земной поверхности, крупные овраги и балки; извлекать из  краеведческой литературы необходимую информацию о поверхности края.  Обсуждать меры по охране поверхности своего края. Изготавливать макет знакомого участка поверхности родного края.  Интервьюировать взрослых о формах поверхности рядом с городом (селом), о наличии  оврагов и истории их возникновения . Составлять список водных объектов своего региона; описывать одну из рек по плану;  составлять план описания другого водного объекта (озера, пруда).  Моделировать значение водных богатств в жизни людей. Выявлять источники загрязнения близлежащих водоёмов. Участвовать в водоохранных мероприятиях в городе (селе)  Находить на физической карте России условные обозначения полезных ископаемых. Определять полезное ископаемое, изучать его свойства, находить информацию о применении,  местах и способах добычи полезного ископаемого; описывать изученное полезное ископаемое по плану; готовить сообщение и представлять его классу. Сравнивать изученные полезные ископаемые.  Выяснять в краеведческом музее, какие полезные ископаемые имеются в регионе.  Извлекать из краеведческой литературы сведения о предприятиях региона по переработке  полезных ископаемых. Различать типы почв на иллюстрациях учебника и образцах. Извлекать из краеведческой литературы информацию о типах почв своего региона;  изготавливать макет разреза почвы; доказывать огромное значение почвы для жизни на Земле,  осуществлять самопроверку. Извлекать из краеведческой литературы информацию об охране почв в регионе  Наши подземные  богатства. Земля ­ кормилица 28 Жизнь леса. 29 Жизнь луга. 30 Жизнь в пресных водах. 31 Растениеводство в нашем  крае. Определять с помощью атласа­определителя растения смешанного леса в гербарии; узнавать  по иллюстрациям в учебнике представителей лесного сообщества; выявлять экологические  связи в лесу. Рассказывать по своим наблюдениям о том, какие растения, животные, грибы встречаются в  лесах родного края. Моделировать цепи питания, характерные для лесного сообщества региона. Обсуждать нарушения экологических связей в лесном сообществе по вине человека,  предлагать пути решения экологических проблем. Характеризовать лесное сообщество  региона по данному в учебнике плану. Наблюдать за жизнью леса, определять его обитателей с помощью атласа­определителя.  Описывать луг по фотографии, определять растения луга в гербарии; знакомиться с  животными луга по иллюстрации учебника; выявлять экологические связи на лугу.  Рассказывать по своим наблюдениям о луговых растениях, животных и грибах своего региона. Моделировать цепи питания на лугу, осуществлять взаимопроверку и коррекцию. Характеризовать луговое сообщество по плану. Сравнивать природные особенности леса и луга. Приводить примеры правильного и неправильного поведения человека на лугу, выявлять  нарушения экологических связей по вине человека, предлагать пути решения экологических  проблем. Составлять памятку «Как вести себя на лугу». Наблюдать за жизнью луга, определять его обитателей с помощью атласа­определителя.  Описывать водоём по фотографии; определять с помощью атласа­определителя растения  пресного водоёма; узнавать по иллюстрациям учебника живые организмы пресных вод;  выявлять экологические связи в пресном водоёме. Рассказывать по своим наблюдениям об обитателях пресных вод родного края. Моделировать цепи питания в пресноводном сообществе своего региона. Характеризовать пресноводное сообщество своего региона по плану. Обсуждать способы приспособления растений и животных к жизни в воде. Наблюдать за жизнью пресного водоёма, определять его обитателей с помощью атласа­ определителя  Выявлять зависимость растениеводства в регионе от природных условий. Знакомиться по материалам учебника и краеведческой литературе с одной из отраслей  растениеводства, готовить сообщения, представлять их классу. Определять с помощью иллюстраций учебника полевые культуры в гербарии; различать зёрна  зерновых культур. Проверим себя и оценим свои  достижения. Животноводство в нашем  крае  Презентация проектов.   Начало истории  человечества  Мир древности: далёкий и  близкий  Средние века: время  рыцарей и замков  Различать сорта культурных растений (на примерах, характерных для региона)  Наблюдать за весенними работами в поле, огороде, саду, участвовать в посильной работе по  выращиванию растений  Выполнять тесты с выбором ответа. Оценивать правильность/неправильность предложенных ответов. Адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами  Выявлять зависимость животноводства в регионе от природных условий. Знакомиться по материалам учебника и краеведческой литературе с одной из отраслей  животноводства, готовить сообщения, представлять их классу. Различать породы домашних животных (на примерах, характерных для региона). Наблюдать за трудом животноводов, участвовать в посильной работе по уходу за домашними  сельскохозяйственными животными  Извлекать информацию из дополнительных источников. Посещать музеи, обрабатывать материалы экскурсий.  Интервьюировать старших членов семьи, других взрослых. Готовить иллюстрации для презентации проекта (фотографии, слайды, рисунки). Готовить тексты сообщений. Выступать с сообщением в классе. Оценивать свои достижения по выполнению проекта и достижения товарищей  Раздел «Страницы Всемирной истории» (5 часов) Знакомиться с разворотом «Наши проекты», выбирать проекты для выполнения. Определять по «ленте времени» длительность периода первобытной истории. Обсуждать роль огня и приручения животных. Рассказывать на основе экскурсии в краеведческий музей о жизни, быте и культуре  первобытных людей на территории региона  Определять по «ленте времени» длительность Древнего мира. Находить на карте местоположение древних государств. Извлекать информацию из учебника, анализировать иллюстрации, готовить сообщения и  презентовать их в классе. Обобщать сведения о древних государствах, их культуре, религиях, выявлять общее и  отличия. Понимать роль появления и развития письменности в древности для развития человечества,  сопоставлять алфавиты древности  Сопоставлять длительность исторических периодов Древнего мира и средневековья, определять  по «ленте времени» длительность средневековья. 32 33 34 35 36 37 Новое время: встреча  Европы и Америки  Новейшее время: история  продолжается сегодня. Жизнь древних славян  Находить на карте местоположение крупных городов, возникших в средневековье. Описывать по фотографиям средневековые достопримечательности современных городов. Сопоставлять исторические источники по изучению Древнего мира и средневековья. Развивать воображение, реконструируя быт и рыцарские турниры средневековья. Сопоставлять мировые религии, выявлять их сходство и различия: место и время их  возникновения, особенности храмов  Определять по «ленте времени» длительность периода Нового времени, сопоставлять её с  длительностью Древнего мира и средневековья. Сопоставлять жизненную философию людей в средневековье и в Новое время. Обсуждать методы изучения истории Древнего мира и Нового времени. Выявлять по фотографиям различия в архитектуре городов Древнего мира, средневековья и  Нового времени. Обсуждать роль великих географических открытий в истории человечества. Развивать воображение, реконструируя историю технических изобретений в Новое время  Находить на «ленте времени» начало Новейшего времени. Характеризовать значение исследования Арктики и Антарктики для развития науки. Рассказывать о развитии парламентаризма и республиканской формы правления. Рассказывать  об освоении космоса, об изобретении ядерного оружия, Первой и Второй  мировой войнах  Раздел «Страницы истории России» (20 часов) Анализировать карту расселения племён древних славян. Выявлять взаимосвязь жизни древних славян и их занятий с природными условиями того  времени. Характеризовать верования древних славян. Моделировать древнеславянское жилище  Во времена Древней Руси  Прослеживать по карте Древней Руси путь «из варяг в греки» и расширении территории  Страна городов  государства в IХ – ХI веках. Характеризовать систему государственной власти в IХ – ХI веках в Древней Руси. Отмечать на «ленте времени» дату Крещения Руси.  Обсуждать причину введения на Руси христианства и значение Крещения. Анализировать былину об Илье Муромце как отражение борьбы Древней Руси с кочевниками  Анализировать карты Древнего Киева и Древнего Новгорода, характеризовать их  местоположение, оборонительные сооружения, занятия горожан, систему правления, находки  берестяных грамот в Новгороде. Развивать воображение, реконструируя жизнь древних новгородцев. 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 Из книжной  сокровищницы Древней  Руси  Обсуждать, почему былина о Садко могла появиться только в Новгороде. Характеризовать значение летописи об основании Москвы как исторического источника  Обсуждать роль создания славянской письменности для распространения культуры в Древней  Руси. Характеризовать состояние грамотности на Руси после создания славянской азбуки. Выявлять роль летописей для изучения истории России. Характеризовать оформление рукописных книг как памятников древнерусского искусства. Сопоставлять оформление древнерусских книг с современными. Обсуждать роль рукописной книги в развитии русской культуры  Прослеживать по карте нашествие Батыя на Русь. Обсуждать причины поражения Древней Руси в ходе монгольского нашествия. Описывать по иллюстрациям учебника вооружение древнерусских и монгольских воинов. Находить на карте места сражений Александра Невского со шведскими и немецкими  захватчиками. По иллюстрациям учебника сравнивать вооружение русских и немецких рыцарей.  Выказывать своё отношение к личности Александра Невского  Русь расправляет крылья  Приводить факты возрождения северо­восточных земель Руси. Рассказывать о Москве Ивана Калиты. Прослеживать по карте объединение русских земель вокруг Москвы. Обсуждать, какие личные качества Ивана Калиты сыграли роль в успехе его правления  Прослеживать по карте передвижения русских и ордынских войск. Составлять план рассказа о Куликовской битве. Отмечать на «ленте времени» дату Куликовской битвы. Обсуждать, почему была так важна для Дмитрия Донского поддержка Сергия Радонежского. Рассказывать о поединках богатырей  Рассказывать об изменении политики в отношении Золотой Орды. Описывать по иллюстрациям в учебнике изменения в облике Москвы. Обсуждать значение освобождения от монгольского ига. Отмечать на «ленте времени» даты освобождения от монгольского ига, венчания Ивана  Грозного на царство  Обсуждать, как повлияло начало книгопечатания на развитие просвещения и культуры в  России. Сопоставлять современные и первопечатные учебники по иллюстрациям. Развивать воображение, «обучая грамоте» учеников ХVII века  Трудные времена на  Русской земле  Куликовская битва  Иван Третий  Мастера печатных дел 49 50 51 52 53 54 Патриоты России  Пётр Великий  Михаил Васильевич  Ломоносов  Екатерина Великая. Отечественная война 1812  года  Страницы истории XIX  века  Обсуждать значение организации народного ополчения и освобождения Москвы от польской  интервенции. Отмечать на «ленте времени» год освобождения Москвы. Рассказывать об этом событии от имени участника ополчения  Извлекать из дополнительной литературы и Интернета информацию о Петре I, которой нет в  учебнике. Описывать достопримечательности Санкт­Петербурга. Обсуждать, заслуженно ли Пётр I стал называться Великим. Отмечать на «ленте времени» год основания Санкт­Петербурга, год, когда Россия стала  империей. Находить на карте приобретения города, основанные Петром I. Выказывать своё отношение к личности Петра Великого  Составлять план рассказа о М.В. Ломоносове. Прослеживать по карте путь М.В. Ломоносова из Холмогор в Москву. Обсуждать, каковы были заслуги М.В. Ломоносова в развитии науки и культуры. Отмечать на «ленте времени» дату основания Московского университета. Извлекать из Интернета сведения о современном МГУ им. М.В. Ломоносова  Обсуждать, заслуженно ли Екатерина Вторая стала называться Великой. Описывать достопримечательности Петербурга. Сравнивать положение разных слоёв российского общества. Рассказывать по учебнику о крестьянской войне Е. Пугачёва. Прослеживать по карте рост территории государства. Рассказывать по учебнику о Ф.Ф. Ушакове и А.В. Суворове.  Извлекать из Интернета сведения о Петербурге, Москве, других городах России в ХVIII веке  Отмечать на «ленте времени» Отечественную войну 1812 года. Обсуждать, почему война 1812 года называется Отечественной. Обсуждать, почему после Отечественной войны 1812 года был воздвигнут на Красной площади  памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому. Извлекать из Интернета сведения о биографии героев Отечественной войны 1812 года,  готовить доклады, презентовать их в классе  В ходе самостоятельной работы (по группам) над темами «Декабристы», «Освобождение  крестьян», «Петербург и Москва» изучать текст учебника, готовить сообщения и  презентовать их на уроке. Работать с историческими картами, находить на карте Транссибирскую магистраль. Сопоставлять исторические источники. 55 56 57 58 59 Россия вступает в XX век  Отмечать на «ленте времени» начало Первой мировой войны, Февральской и Октябрьской  Извлекать из краеведческой литературы сведения о технических новшествах, появившихся в  XIX веке в регионе. Страницы истории 1920 –  1930­х годов  Великая война и великая  Победа  Великая война и великая  Победа  Страна, открывшая путь в  космос. революций. Составлять план рассказа о событиях начала XX века и рассказывать о них по плану. Интервьюировать взрослых членов семьи о том, какую роль сыграли Октябрьская революция и Гражданская война в судьбе семьи. Развивать воображение, составляя от лица журналиста начала XX века интервью с учёным,  каким он видит наступивший век  Знакомиться по карте СССР с административно­территориальным устройством страны. Сравнивать гербы России и СССР по иллюстрациям, знакомиться с символикой герба СССР. Сравнивать тексты гимнов дореволюционной России, СССР и Российской Федерации. Знакомиться по фотографиям в Интернете с обликом довоенных станций метро. Составлять план рассказа о ходе Великой Отечественной войны, рассказывать о ней по плану. Обсуждать, в чём значение Победы в Великой Отечественной войне для нашей страны и всего  мира. Прослушивать в записи песню «Вставай, страна огромная» и другие песни времён войны. Делиться впечатлениями от фотографий военных лет и от картин на тему войны и Парада  Победы Выяснять в краеведческом музее, какой вклад внёс город (село) в Победу. Интервьюировать старших членов семьи об их участии в войне, как они встретили День  Победы в 1945 году  Извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию об освоении космоса. Интервьюировать старших членов семьи о том, как они запомнили день 12 апреля 1961 года. Прослушивать в записи песни, посвящённые полёту Юрия Гагарина. Знакомиться с репродукциями картин космонавта А. Леонова на космическую тему. Интервьюировать старших членов своей семьи о послевоенной истории страны и их участии в  развитии страны, о проблемах страны и семьи, отбирать в семейном архиве необходимые  фотографии, готовить сообщение и презентовать его в классе  Раздел «Современная Россия» (9 часов) 60 61 62 63 64 65 66 Основной закон России и  права человека  Мы – граждане России  Славные символы России  Такие разные праздники  Проверим себя и оценим свои  достижения за второе  полугодие.  Путешествие по России (по Дальнему Востоку, на  просторах Сибири)  Путешествие по России Находить на политико­административной карте РФ края, области, республики, автономные округа, автономные области, города федерального значения. Анализировать закреплённые в Конвенции права ребёнка. Обсуждать, как права одного человека соотносятся с правами других людей. Готовить проекты «Декларации прав» (членов семьи, учащихся класса, учителей и учащихся),  обсуждать их в классе  Различать прерогативы Президента, Федерального Собрания и Правительства. Следить за государственными делами по программам новостей ТВ и печатным средствам  массовой информации. Моделировать деятельность депутата (вносить предложения по законопроектам в ходе ролевой игры)  Знакомиться с особенностями герба Российской Федерации, его историей, символикой,  отличать герб России от гербов других государств. Знакомиться с Государственным флагом России. Его историей, с Красным знаменем Победы. Выучить текст гимна России, знакомиться с правилами его исполнения, с историей гимна  России, отличать гимн Российской Федерации от гимнов других государств. Обсуждать, зачем государству нужны символы. Моделировать символы своего класса, семьи  Знакомиться с праздниками и Памятными днями России, обсуждать их значение для страны и  каждого его гражданина. Выяснять, используя краеведческую литературу, какие праздники отмечаются в крае. Рассказывать о своих любимых праздниках. Работать со взрослыми: составлять календарь профессиональных праздников в соответствии с  профессиями родителей  Выполнять задания; проверять свои знания  Знакомиться по материалам учебника и дополнительной литературе с регионами, городами,  народами России. Совершать виртуальные экскурсии по Дальнему Востоку, по просторам Сибири с помощью  Интернета, посещать музеи, осматривать памятники истории и культуры. Рассказывать по личным впечатлениям о разных уголках России, демонстрировать  фотографии, сувениры. Пользуясь информацией из различных источников, готовить сообщения (сочинения) о регионах,  городах, народах России, знаменитых соотечественниках.  Совершать виртуальные экскурсии по Уралу, по северу европейской России с помощью Интернета, (по Уралу, по северу  европейской России)  Путешествие по России (по Волге, по югу России)  Презентация проектов  67 68 посещать музеи, осматривать памятники истории и культуры. Рассказывать по личным впечатлениям о разных уголках России, демонстрировать фотографии,  сувениры. Анализировать и сравнивать гербы городов России, выяснять их символику. Пользуясь информацией из различных источников, готовить сообщения (сочинения) о регионах,  городах, народах России, знаменитых соотечественниках  Совершать виртуальные экскурсии по Волге, по югу России с помощью Интернета, посещать  музеи, осматривать памятники истории и культуры. Рассказывать по личным впечатлениям о разных уголках России, демонстрировать фотографии,  сувениры. Пользуясь информацией из различных источников, готовить сообщения (сочинения) о регионах,  городах, народах России, знаменитых соотечественниках . Извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета.  Посещать музеи, обрабатывать материалы экскурсий. Интервьюировать старших членов семьи, других взрослых. Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами.  Обсуждать выступления учащихся.  Оценивать свои достижения и достижения других учащихся                                      Описание материально­технического обеспечения образовательного процесса Авторы № п/п 1 Анащенкова С.В.  2 А.А.Плешаков 3 А.А.Плешаков 4 А.А.Плешаков 5 Н.Ю. Васильева Название Сборник рабочих программ «Школа России»  1­4 классы Окружающий мир. 4класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Окружающий мир. 4 класс: рабочая тетрадь № 1, 2 Окружающий мир. 4 класс. Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» Год издания Издательство 2011 Москва «Просвещение» 2013 Москва «Просвещение» 2013 Москва «Просвещение» 2013 Москва «Просвещение» 2013 Москва « ВАКО» Интернет ресурсы:   http://nsportal.ru/nachalnaya­shkola  ­  социальная сеть работников образования; http://school­collection.edu.ru/catalog/pupil ­ Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов; http://nsc.1september.ru/  ­ Еженедельник издательского дома «Первое сентября» «Начальная школа»; https://pedsovet.su  ­ Сообщество взаимопомощи учителей; ://   it  ­  n  .  ru ­ Сеть творческих учителей; https   http://www.openclass.ru/  – «Открытый класс» ­ сетевые образовательные сообщества; http://www.klassnye­chasy.ru/  ­ Всероссийский образовательный портал http://900igr.net/ ­ 900 детских презентаций и 20 000 презентаций для школьников http://www.proshkolu.ru/  ­ бесплатный школьный портал http://volna.org/ ­ база презентаций http://easyen.ru/  ­ современный учительский портал http://prezentacii.com/  ­ портал готовых презентаций http://infourok.ru/ ­ Библиотека методических материалов для учителя http://www.uchportal.ru/ ­ учительский портал http://shkola­abv.ru/ ­ Сайт "Школа АБВ"  для учителей начальных классов. Технические средства обучения Компьютер с программным обеспечением. Мультимедийный проектор. Интерактивная доска. Оборудование класса Ученические столы 2 местные с комплектом стульев Стол учительский с тумбой Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр. Доска.

Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса. Автор А. А. Плешаков.

Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса. Автор А. А. Плешаков.

Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса. Автор А. А. Плешаков.

Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса. Автор А. А. Плешаков.

Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса. Автор А. А. Плешаков.

Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса. Автор А. А. Плешаков.

Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса. Автор А. А. Плешаков.

Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса. Автор А. А. Плешаков.

Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса. Автор А. А. Плешаков.

Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса. Автор А. А. Плешаков.

Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса. Автор А. А. Плешаков.

Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса. Автор А. А. Плешаков.

Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса. Автор А. А. Плешаков.

Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса. Автор А. А. Плешаков.

Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса. Автор А. А. Плешаков.

Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса. Автор А. А. Плешаков.

Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса. Автор А. А. Плешаков.

Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса. Автор А. А. Плешаков.

Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса. Автор А. А. Плешаков.

Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса. Автор А. А. Плешаков.

Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса. Автор А. А. Плешаков.

Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса. Автор А. А. Плешаков.

Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса. Автор А. А. Плешаков.

Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса. Автор А. А. Плешаков.

Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса. Автор А. А. Плешаков.

Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса. Автор А. А. Плешаков.

Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса. Автор А. А. Плешаков.

Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса. Автор А. А. Плешаков.

Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса. Автор А. А. Плешаков.

Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса. Автор А. А. Плешаков.

Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса. Автор А. А. Плешаков.

Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса. Автор А. А. Плешаков.

Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса. Автор А. А. Плешаков.

Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса. Автор А. А. Плешаков.

Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса. Автор А. А. Плешаков.

Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса. Автор А. А. Плешаков.

Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса. Автор А. А. Плешаков.

Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса. Автор А. А. Плешаков.

Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса. Автор А. А. Плешаков.

Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса. Автор А. А. Плешаков.

Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса. Автор А. А. Плешаков.

Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса. Автор А. А. Плешаков.

Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса. Автор А. А. Плешаков.

Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса. Автор А. А. Плешаков.

Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса. Автор А. А. Плешаков.

Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса. Автор А. А. Плешаков.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.05.2017