Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования по окружающему миру в соответствии ФГОС НОО.
Разработанная рабочая программа реализуется по учебнику: Плешаков, А. А. Окружающий мир. 3 класс: в 2 ч. / А. А. Плешаков учебник для общеобразовательных организаций – М. : Просвещение, 2017 год, рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю) и направлена на базовый (общеобразовательный) уровень изучения предмета.
Рабочая программа по окружающему миру для 3А класса составлена на основе
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, примерной программы начального общего образования по окружающему
миру в соответствии ФГОС НОО.
Разработанная рабочая программа реализуется по учебнику: Плешаков, А. А. Окружающий
мир. 3 класс: в 2 ч. / А. А. Плешаков учебник для общеобразовательных организаций – М. :
Просвещение, 2017 год, рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю) и направлена на базовый
(общеобразовательный) уровень изучения предмета.
Планируемые результаты освоения учебного предмета:
Предметными результатами изучения предмета «Окружающий мир» являются следующие:
понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за
национальные свершения, открытия, победы;
сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье,
истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности,
элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм
здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись,
измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных
архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
развитие навыков устанавливать и выявлять причинноследственные связи в окружающем
мире.
Личностными результатами изучения предмета «Окружающий мир» являются:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою
Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной
принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном
единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.
Метапредметными результатами изучения предмета «Окружающий мир» являются:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств её осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование знаковосимволических средств представления информации для создания
моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных
задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с ком
муникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета
«Окружающий мир»;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно
следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё
мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении
функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в
совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в
соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного
предмета «Окружающий мир».
К концу 3 класса учающиеся должны знать:
человек — часть природы и общества;
что такое тела и вещества, твёрдые вещества, жидкости и газы;
основные свойства воздуха и воды, круговорот воды в природе;
основные группы живого: растения, животные, грибы, бактерии;
группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые;
2
1.
группы животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери;
съедобные и несъедобные грибы;
взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы: между растениями и
животными, между различными животными;
взаимосвязи между природой и человеком: значение природы для человека, отрицательное и
положительное воздействие людей на природу, меры по oxpaне природы, правила личного
поведения в природе;
строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме,
правила гигиены; основы здорового образа жизни;
правила безопасного поведения в быту и на улице, основные дорожные знаки, правила
противопожарной безопасности, основы экологической безопасности;
потребности людей, товары и услуги;
роль природных богатств в экономике;
основные отрасли сельского хозяйства и промышленности;
роль денег в экономике и основы семейного бюджета;
некоторые города России, их главные достопримечательности;
страны, граничащие с Россией (с опорой на карту);
страны зарубежной Европы, их столицы ( с опорой на карту).
К концу 3 класса учающиеся должны уметь:
распознавать природные объекты с помощью атласаопределителя; различать наиболее
распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные
грибы;
проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические
работы, фиксировать их результаты;
объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и
человеком;
выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость;
выполнять посильную работу по охране природы;
выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при
небольших повреждениях кожи;
правильно обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;
владеть элементарными приемами чтения карты;
приводить примеры городов России, стран соседей России, стран зарубежной Европы и
их столиц.
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и в повседневной жизни.
3Основное содержание программы
Окружающий мир, 3 А класс
Тема 1. Как устроен мир (7часов)
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии — царства живой природы.
Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль
природы в жизни людей.
Человек — часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память,
мышление,
воображение — ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство — части общества. Человек — часть общества.
Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология — наука о связях между
живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома
человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране
природы.
Тема 2. Эта удивительная природа (19 часов)
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.
Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники
загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для
живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в
быту.
Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы.
Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для
живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности
людей. Охрана почвы.
Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные,
цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений.
Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из
Красной книги России. Охрана растений.
Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные,
пресмыкающиеся, птицы, звери и др.).
Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть
питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в
природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги
России. Охрана животных.
4Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и
жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из
Красной книги России. Охрана грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмыпроизводители, организмы
потребители, организмы разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
Тема 3. Мы и наше здоровье (10 часов)
Организм человека. Органы и системы органов.
Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус,
осязание), их значение и гигиена.
Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах,
обмораживании.
Опорнодвигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и
физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее
роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их
предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.
Тема 4. Наша безопасность (8 часов)
Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода,
утечке газа.
Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде,
автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного
движения.
запрещающие,
предписывающие, информационноуказательные, знаки сервиса.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт,
стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на
улице, водоеме — источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза — опасное
явление природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные
животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной
воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от
продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Основные группы дорожных знаков: предупреждающие,
Тема 5. Чему учит экономика (12 часов)
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и
услуги.
Природные богатства — основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства
товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и
здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных
ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство — отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее
основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность,
пищевая промышленность и др.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная
5плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит
деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи.
Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью
как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение.
Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества в ХХI веке.
Тема 6. Путешествие по городам и странам (12 часов)
с
граничащие
Россией, —
Города Золотого кольца России — слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее,
основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны,
соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности
природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных
стран
Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры
разных стран (например, ТаджМахал в Индии, пирамиды в Египте и др.).
Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и
каждого человека.
ближайшие
наши
6Календарнотематическое планирование
Окружающий мир, 3А класс
Изучаемая тема
Характеристика деятельности учащихся
УУД
По
плану
По
факту
«Как устроен мир» (7 ч)
№
1
Природа.
Ценность природы
для людей
2
Человек
Р. выполнение задания с целью поиска
ответа на вопрос
П. взаимосвязь природы и человека
К. формирование личного отношения к
окружающему миру
Р. выполнение задания с целью поиска
ответа на вопрос
П. взаимосвязь природы и человека
К. формирование личного отношения к
окружающему миру
Знакомиться с учебником и учебными пособиями по курсу
«Окружающий мир» для 3 класса, с целями и задачами раздела
«Как устроен мир»,
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
доказывать, пользуясь иллюстрацией учебника, что природа
удивительно разнообразна, раскрывать ценность природы для
людей,
анализировать текст учебника, извлекать из него
необходимую информацию, сравнивать объекты неживой и
живой природы, предлагать задание к рисунку учебника и
оценивать ответы одноклассников, классифицировать объекты
живой природы, осуществлять самопроверку,
работать в паре,
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на
итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
находить сходство человека и живых существ и отличия его
от животных,
различать внешность человека и его внутренний мир,
анализировать проявления внутреннего мира человека в его
поступках, взаимоотношениях с людьми, отношении к
природе, оценивать богатство внутреннего мира человека,
моделировать ступени познания человеком окружающего
мира в ходе ролевых игр,
работать в паре: наблюдать и описывать проявления
внутреннего мира человека, обсуждать, как возникает
богатство внутреннего мира человека,
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на
73
Наши проекты:
«Богатства,
отданные людям»
4
Общество
.
5
Что такое экология
итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
В ходе выполнения дети учатся:
определять цель проекта,
распределять обязанности по проекту в группах,
собирать материал в дополнительной литературе,
ИНТЕРНЕТЕ,
подбирать иллюстративный материал (фотографии,
открытки, слайды), изготавливать недостающие иллюстрации
(ФОТОГРАФИИ, рисунки),
оформлять стенд, презентовать проект,
оценивать результаты работы
Проект о своей семье
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
определять место человека в мире,
характеризовать семью, народ, государство как части
общества,
обсуждать вопрос о том, почему семья является важной
частью общества,
сопоставлять формы правления в государствах мира,
работать в группе: анализировать таблицу с целью извлечения
необходимой информации. Описывать по фотографиям
достопримечательности разных стран, соотносить страны и
народы, осуществлять самопроверку, рассуждать о
многообразии и единстве стран и народов в современном мире,
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на
итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить
анализировать текст учебника, извлекать из него
необходимую информацию о взаимосвязях в природе, между
природой и человеком, рассказывать о них опираясь на схемы,
работать в паре: анализировать схемы учебника,
классифицировать экологические связи, моделировать связи
организмов,
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на
8
Р. выполнение задания с целью поиска
ответа на вопрос
П. взаимосвязь природы и человека
К. формирование личного отношения к
окружающему миру
Р. выполнение задания с целью поиска
ответа на вопрос
П. взаимосвязь природы и человека
К формирование личного отношения к
окружающему миру
Р. выполнение задания с целью поиска
ответа на вопрос
П. взаимосвязь природы и человека
К. формирование личного отношения к
окружающему миру6
Природа в
опасности! Охрана
природы
7.
8.
Обобщение знаний
по теме «Как
устроен мир».
Тестовая
проверочная работа
Тела, вещества,
частицы.
9.
Разнообразие
веществ.
итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
устанавливать причинно – следственные связи между
поведением людей, их деятельностью и состоянием
окружающей среды, различать положительное и отрицательное
влияние человека на природу,
готовить сообщение о заповедниках и национальных парках
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на
итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
Р. Выполнение задания с целью поиска
ответа на вопрос
П. взаимосвязь природы и человека
К. Формирование личного отношения к
окружающему миру
Эта удивительная природа (19 ч)
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы»,
классифицировать тела и вещества,
приводить примеры естественных и искусственных тел,
твердых, жидких и газообразных веществ
наблюдать опыт с растворением вещества
высказывать предположения объясняющие результат опыта
доказывать на основе опыта, что тела и вещества состоят из
частиц,
работать в группе, моделировать процесс растворения,
расположение частиц в твердом, жидком и газообразном
веществах,
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на
итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы»,
наблюдать и характеризовать свойства поваренной соли,
сахара, крахмала, различать их по характерным признакам,
наблюдать опыт по обнаружению крахмала в продуктах
9
Р:умение выполнять задания в
соответствии с целью отвечать на
поставленные вопросы
П: осмысление взаимосвязи внешнего
вида человека и его внутреннего мира,
осознания себя творческой
личностью, способной изменить мир к
лучшему
К. формирование образа Я тесно
связан с природой, культурой
окружающих людей
Р:умение выполнять задания в
соответствии с целью отвечать на
поставленные вопросы
П: осмысление взаимосвязи внешнего
вида человека и его внутреннего мира,10. Воздух и его
охрана.
11. Вода.
12. Превращения и
круговорот воды.
питания, использовать лабораторное оборудование,
фиксировать результаты исследования в рабочей тетради,
работать в группе,
работать в паре,
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на
итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
анализировать схему с целью определения состава воздуха
наблюдать опыт о свойствах воздуха, фиксировать
результаты исследования в рабочей тетради,
высказывать предположения
работать в паре: работать с текстом учебника с целью
извлечения необходимой информации, объяснять свойства
воздуха, используя знания о частицах,
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на
итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
Практическая работа понимать учебную задачу урока и
стремиться ее выполнить,
практическая работа: исследование свойств воды по
инструкции учебника фиксировать результаты исследования в
рабочей тетради,
работать в паре: работать с текстом учебника с целью
извлечения необходимой информации, объяснять свойства
воды,
проводить миниисследование об использовании питьевой
воды в семье
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на
итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
наблюдать в ходе научного эксперимента образование капель
при охлаждении пара
высказывать предположения о состояниях воды в природе
формулировать на основе опыта вывод о причинах
образования облаков и выпадении дождя
работать в паре: анализировать рисуноксхему, объяснять с
осознания себя творческой
личностью, способной изменить мир к
лучшему
К:формирование образа Я тесно
связан с природой, культурой
окружающих людей
Р:умение выполнять задания в
соответствии с целью отвечать на
поставленные вопросы
П: осмысление взаимосвязи внешнего
вида человека и его внутреннего мира,
осознания себя творческой
личностью, способной изменить мир к
лучшему
К:формирование образа Я тесно
связан с природой, культурой
окружающих людей
Р:умение выполнять задания в
соответствии с целью отвечать на
поставленные вопросы
П: осмысление взаимосвязи внешнего
вида человека и его внутреннего мира,
осознания себя творческой
личностью, способной изменить мир к
лучшему
К:формирование образа Я тесно
связан с природой, культурой
окружающих людей
Р:умение выполнять задания в
соответствии с целью отвечать на
поставленные вопросы
П: осмысление взаимосвязи внешнего
вида человека и его внутреннего мира,
осознания себя творческой
личностью, способной изменить мир к
1013. Берегите воду!
14. Что такое почва
15.
Разнообразие
растений
его помощью особенности образования льда, рассказывать по
схеме о круговороте воды в природе, моделировать его,
осуществлять само и взаимопроверку,
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на
итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
наблюдать опыт фильтрация воды
высказывать предположения о том, почему надо беречь воду,
находить цифровые данные
доказывать на основе опыта необходимость бережного
отношения к водным ресурсам,
работать в паре: работать с текстом учебника с целью
извлечения необходимой информации, моделировать в виде
схемы источники загрязнения воды, о
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на
итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
приводить примеры путем фотографирования проявления
разрушения горных пород (замерзание воды в трещинах, рост
растений в них)
наблюдать процесс расширения твердых тел, моделировать в
виде схемы увеличение расстояний между частицами твердых
тел при нагревании и уменьшение – при охлаждении
высказывать предположения о причинах разрушения горных
пород
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на
итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
характеризовать процессы образования и разрушения почвы,
анализировать рисунок учебника, схему связей почвы и
растения, обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого
в почве, рассказ «Уважайте жизнь дождевого червя из книги
«Великан на планете»
приводить примеры
наблюдать опыт
высказывать предположения о плодородии почвы,
лучшему
К:формирование образа Ятесно
связан с природой, культурой
окружающих людей
Р:умение выполнять задания в
соответствии с целью отвечать на
поставленные вопросы
П: осмысление взаимосвязи внешнего
вида человека и его внутреннего мира,
осознания себя творческой
личностью, способной изменить мир к
лучшему
К. формирование образа Я тесно
связан с природой, культурой
окружающих людей
Р:умение выполнять задания в
соответствии с целью отвечать на
поставленные вопросы
П: осмысление взаимосвязи внешнего
вида человека и его внутреннего мира,
осознания себя творческой
личностью, способной изменить мир к
лучшему
К:формирование образа Я тесно
связан с природой, культурой
окружающих людей
Р:умение выполнять задания в
соответствии с целью отвечать на
поставленные вопросы
П: осмысление взаимосвязи внешнего
вида человека и его внутреннего мира,
осознания себя творческой
личностью, способной изменить мир к
лучшему
К:формирование образа Я тесно
1116
Солнце, растения и
мы с вами
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на
итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
классифицировать группы растений
приводить примеры разнообразия растений
работать в группе определение растения с помощью «Атласа
определителя»
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на
итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
17
Размножение и
развитие растений
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
характеризовать процессы питания и дыхания растений.
выявлять роль листьев, стебля и корня в питании растений
доказывать, что без растений невозможна жизнь животных и
человека,
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на
итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
18
Охрана растений.
характеризовать условия, необходимые для размножения
растений и их распространения
приводить примеры распространения семян в природе,
выявлять роль животных в распространении семян
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на
итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
19
Разнообразие
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
12
связан с природой, культурой
окружающих людей
Р:умение выполнять задания в
соответствии с целью отвечать на
поставленные вопросы
П: осмысление взаимосвязи внешнего
вида человека и его внутреннего мира,
осознания себя творческой
личностью, способной изменить мир к
лучшему
К:формирование образа Я тесно
связан с природой, культурой
окружающих людей
Р:умение выполнять задания в
соответствии с целью отвечать на
поставленные вопросы
П: осмысление взаимосвязи внешнего
вида человека и его внутреннего мира,
осознания себя творческой
личностью, способной изменить мир к
лучшему
К:формирование образа Я тесно
связан с природой, культурой
окружающих людей
Р:умение выполнять задания в
соответствии с целью отвечать на
поставленные вопросы
П: осмысление взаимосвязи внешнего
вида человека и его внутреннего мира,
осознания себя творческой
личностью, способной изменить мир к
лучшему
К:формирование образа Я тесно
связан с природой, культурой
окружающих людей
Р: умение выполнять задания вживотных.
характеризовать группы животных
классифицировать животных из предложенного списка,
приводить примеры животных разных групп.
работать с электронным приложением к учебнику
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на
итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
соответствии с целью, отвечать на
поставленные вопросы
П: осмысление взаимосвязи внешнего
мира и человека, осознания себя
творческой личностью .способной
изменить мир к лучшему
К: формирование образа Я тесно
связан с природой, культурой
окружающих людей
20 Кто что ест.
Проект:
«Разнообразие
природы нашего
края».
21 Кто что ест.
Проект:
«Разнообразие
природы нашего
края».
22.
Размножение и
развитие животных.
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
характеризовать животных по типу питания,
классифицировать животных по типу питания
приводить примеры цепей питания
наблюдать опыт
высказывать предположения
доказывать на основе опыта
работать в группе
работать в паре
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на
итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
характеризовать животных по типу питания,
классифицировать животных по типу питания
приводить примеры цепей питания
наблюдать опыт
высказывать предположения
доказывать на основе опыта
работать в группе
работать в паре
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на
итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
характеризовать животных разных групп по способу
размножения.
моделировать стадии размножения животных разных групп
приводить примеры как заботятся домашние животные о
13
Р: умение выполнять задания в
соответствии с целью, отвечать на
поставленные вопросы
П: осмысление взаимосвязи внешнего
мира и человека, осознания себя
творческой личностью .способной
изменить мир к лучшему
К: формирование образа Я тесно
связан с природой, культурой
окружающих людей
Р:умение выполнять задания в
соответствии с целью отвечать на
поставленные вопросы
П: осмысление взаимосвязи внешнего
вида человека и его внутреннего мира,своем потомстве
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на
итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
23 Охрана животных.
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
характеризовать факторы отрицательного воздействия
человека на животный мир,
обсуждать меры по охране животных,
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на
итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
24
В царстве грибов.
25
Великий
круговорот жизни.
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
характеризовать понятия строение шляпочных грибов.
классифицировать съедобные, несъедобные, ядовитые грибы
приводить примеры грибовдвойников,
наблюдать опыт
высказывать предположения и обсуждать материал рассказа
«Кому нужен мухомор» из книги «Великан на поляне»,
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на
итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
характеризовать понятия организмыпроизводители,
потребители, разрушители
приводить примеры круговорота веществ,
наблюдать опыт
обсуждать опасность исчезновения хотя бы одного звена цепи
круговорота веществ,
14
Я тесно
культурой
осознания себя творческой
личностью, способной изменить мир к
лучшему
К:формирование образа
связан с природой,
окружающих людей
Р:умение выполнять задания в
соответствии с целью отвечать на
поставленные вопросы
П: осмысление взаимосвязи внешнего
вида человека и его внутреннего мира,
осознания себя творческой
личностью, способной изменить мир к
лучшему
К:формирование образа Я тесно
связан с природой, культурой
окружающих людей
Р: умение выполнять задания в
соответствии с целью, отвечать на
поставленные вопросы
П: осмысление взаимосвязи внешнего
мира и человека, осознания себя
творческой личностью .способной
изменить мир к лучшему
К: формирование образа Я тесно
связан с природой, культурой
окружающих людей
Р: умение выполнять задания в
соответствии с целью, отвечать на
поставленные вопросы
П: осмысление взаимосвязи внешнего
мира и человека, осознания себя
творческой личностью .способной
изменить мир к лучшему
К: формирование образа Я тесно26. Обобщение знаний
по теме «Эта
удивительная
природа». Тестовая
проверочная работа
27 Организм человека.
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на
итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
связан с природой, культурой
окружающих людей
«Мы и наше здоровье» (10 часов)
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
характеризовать системы органов тела
обсуждать взаимосвязь наук анатомии, физиологии, гигиены,
работать в паре во время проведения опыта
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на
итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
Р:умение понимать учебную задачу и
стремиться ее выполнить
П: характеризовать системы органов
человека, стремиться выполнять
правила по сохранению своего
здоровья
К: конкретизировать представления о
человеке и окружающем его мире
Р:умение выполнять задания в
соответствии с целью отвечать на
поставленные вопросы
П: осмысление взаимосвязи внешнего
вида человека и его внутреннего мира,
осознания себя творческой
личностью, способной изменить мир к
лучшему
К. формирование образа Я тесно
связан с природой, культурой
окружающих людей
28
Органы чувств.
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
формулировать правила гигиены органов чувств,
работать в группе
работать в паре
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на
итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
1529 Надежная защита
организма.
30 Опора тела и
движение.
31 Наше питание.
32
Наши проекты:
«Школа кулинаров»
33
Дыхание и
кровообращение.
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
характеризовать средства гигиены и уход за кожей,
формулировать правила первой помощи при повреждениях
кожи
работать в паре
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на
итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
характеризовать роль скелета и мышц в жизнедеятельности
организма
доказывать необходимость правильной осанки для здоровья
человека
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на
итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
характеризовать изменения, которые происходят с пищей в
процессе пищеварения
моделировать строение пищеварительной системы
приводить примеры правильного питания
составлять меню здорового питания
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на
итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
характеризовать строение дыхательной системы и ее роль в
организме, строение кровеносной системы и ее роль в
организме,
доказывать на основе опыта взаимосвязь кровеносной и
дыхательной системы,
работать в паре
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на
итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
16
Р:умение выполнять задания в
соответствии с целью отвечать на
поставленные вопросы
П: осмысление взаимосвязи внешнего
вида человека и его внутреннего мира,
осознания себя творческой
личностью, способной изменить мир к
лучшему
К:формирование образа Я тесно
связан с природой, культурой
окружающих людей
Р:умение выполнять задания в
соответствии с целью отвечать на
поставленные вопросы
П: осмысление взаимосвязи внешнего
вида человека и его внутреннего мира,
осознания себя творческой
личностью, способной изменить мир к
лучшему
К:формирование образа Я тесно
связан с природой, культурой
окружающих людей
Р:умение выполнять задания в
соответствии с целью отвечать на
поставленные вопросы
П: осмысление взаимосвязи внешнего
вида человека и его внутреннего мира,
осознания себя творческой
личностью, способной изменить мир к
лучшему
К:формирование образа Я тесно34 Умей побеждать
болезни.
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
характеризовать факторы закаливания,
приводить примеры факторов закаливания, составлять
памятку,
работать в паре: составлять инструкцию по предупреждению
инфекционных заболеваний,
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на
итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
35
Здоровый образ
жизни.
Тесты
выполнять тесты с выбором ответа,
оценивать правильность работы
36 Обобщение знаний
по теме «Мы и
наше здоровье».
Проверочная
работа
понимать учебную задачу урока и
стремиться ее выполнить,
характеризовать понятие ЗОЖ,
формулировать правила ЗОЖ
приводить примеры факторов влияющих на укрепление
здоровья и наоборот,
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на
итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
17
связан с природой, культурой
окружающих людей
Р:умение выполнять задания в
соответствии с целью отвечать на
поставленные вопросы
П: осмысление взаимосвязи внешнего
вида человека и его внутреннего мира,
осознания себя творческой
личностью, способной изменить мир к
лучшему
К:формирование образа Я тесно
связан с природой, культурой
окружающих людей
Р:умение выполнять задания в
соответствии с целью отвечать на
поставленные вопросы
П: осмысление взаимосвязи внешнего
вида человека и его внутреннего мира,
осознания себя творческой
личностью, способной изменить мир к
лучшему
К. формирование образа Я тесно
связан с природой, культурой
окружающих людей
Р:умение выполнять задания в
соответствии с целью отвечать на
поставленные вопросы
П: осмысление взаимосвязи внешнего
вида человека и его внутреннего мира,
осознания себя творческой
личностью, способной изменить мир к
лучшему
К:формирование образа Я тесно
связан с природой, культурой
окружающих людейНаша безопасность (8 ч)
37 Огонь, вода и газ.
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
характеризовать действия при пожаре, аварии водопровода,
утечке газа, моделировать их в виде ролевой игры
анализировать схему эвакуации
наизусть называть номера телефонов экстренных служб,
родителей
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на
итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
38 Чтобы путь был
счастливым.
уметь выполнять правила безопасного поведения на улицах и
дорогах
39
Дорожные знаки
знать основные дорожные знаки, уметь ориентироваться на
дороге.
Р:умение самостоятельно составлять
план действий в экстренных
ситуациях, выбирать безопасный путь
движения
П:уметь слаженно действовать в
ситуациях опасности
К:усвоение действий
при пожаре, аварии водопровода и т.д.
усвоение основных правил дорожного
движения, оценивать результаты своей
деятельности
Р:умение самостоятельно составлять
план действий в экстренных ситуациях,
выбирать безопасный путь движения
П:уметь слаженно действовать в
ситуациях опасности
К:усвоение действий
при пожаре, аварии водопровода и т.д.
усвоение основных правил дорожного
движения, оценивать результаты своей
деятельности
Р:умение самостоятельно составлять
план действий в экстренных
ситуациях, выбирать безопасный путь
движения
П:уметь слаженно действовать в
ситуациях опасности
К:усвоение действий
при пожаре, аварии водопровода и т.д.
усвоение основных правил дорожного
движения, оценивать результаты своей
деятельности
1840 Наши проекты: «Кто
нас защищает».
интервьюировать ветеранов ВОВ, МЧС, полиции и др.
Оформлять собранные материалы в виде стендов, альбомов и
т.д. Презентовать и оценивать результаты проектной
деятельности
41 Опасные места
знать опасные места для человека. Уметь предвидеть
опасность, избегать её, при необходимости действовать
решительно и чётко.
42 Природа и наша
безопасность
знать и соблюдать правила безопасности при общении с
природой.
Р:умение самостоятельно составлять
план действий в экстренных
ситуациях, выбирать безопасный путь
движения
П:уметь слаженно действовать в
ситуациях опасности
К:усвоение действий
при пожаре, аварии водопровода и т.д.
усвоение основных правил дорожного
движения, оценивать результаты своей
деятельности
Р:умение самостоятельно составлять
план действий в экстренных
ситуациях, выбирать безопасный путь
движения
П:уметь слаженно действовать в
ситуациях опасности
К:усвоение действий
при пожаре, аварии водопровода и т.д.
усвоение основных правил дорожного
движения, оценивать результаты своей
деятельности
Р:умение самостоятельно составлять
план действий в экстренных
ситуациях, выбирать безопасный путь
движения
П:уметь слаженно действовать в
ситуациях опасности
К:усвоение действий
при пожаре, аварии водопровода и т.д.
усвоение основных правил дорожного
движения, оценивать результаты своей
деятельности
1943
Экологическая
безопасность.
знать и выполнять правила личной экологической
безопасности.
Р:умение самостоятельно составлять
план действий в экстренных
ситуациях, выбирать безопасный путь
движения
П:уметь слаженно действовать в
ситуациях опасности
К:усвоение действий
при пожаре, аварии водопровода и т.д.
усвоение основных правил дорожного
движения, оценивать результаты своей
деятельности
44. Обобщение знаний
по теме «Наша
безопасность».
Тестовая
проверочная
работа
45
Для чего нужна
экономика
Р: умение понимать учебную задачу и
стремиться ее выполнить
П:знать о потребностях своей семьи,
о профессиях родителей,
о продуктах растениеводства и
животноводства, используемых в
каждой семье
К:понимать роль труда в создании
товаров и услуг, выяснять роль
профессий родителей в экономике
Р: умение понимать учебную задачу и
стремиться ее выполнить
П:знать о потребностях своей семьи,
о профессиях родителей,
о продуктах растениеводства и
животноводства, используемых в
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на
итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
Чему учит экономика (12 ч)
уметь определять понятие экономика, главную задачу
экономики.
46 Природные
богатства и труд
людей – основа
экономики.
знать основные составляющие экономики.
2047 Полезные
ископаемые.
знать основные полезные ископаемые, их значение в жизни
человека.
48
Растениеводство
уметь отличать культурные растения от дикорастущих.
Уметь различать культурные растения.
49 Животноводство
знать особенности разведения и содержания домашних
животных.
21
каждой семье
К:понимать роль труда в создании
товаров и услуг, выяснять роль
профессий родителей в экономике
Р: умение понимать учебную задачу и
стремиться ее выполнить
П:знать о потребностях своей семьи,
о профессиях родителей,
о продуктах растениеводства и
животноводства, используемых в
каждой семье
К:понимать роль труда в создании
товаров и услуг, выяснять роль
профессий родителей в экономике
Р: умение понимать учебную задачу и
стремиться ее выполнить
П:знать
о продуктах растениеводства и
животноводства, используемых в
каждой семье
К:понимать роль труда в создании
товаров и услуг, выяснять роль
профессий родителей в экономике
Р: умение понимать учебную задачу и
стремиться ее выполнить
П:знать о потребностях своей семьи,
о профессиях родителей,
о продуктах растениеводства и
животноводства, используемых в
каждой семье
К:понимать роль труда в создании
товаров и услуг, выяснять роль
профессий родителей в экономике50. Какая бывает
промышленность
знать отрасли промышленности. Уметь различать продукцию
каждой отрасли промышленности.
51 Наши проекты:
«Экономика
родного края».
Учащиеся должны познакомиться с материалами учебника,
распределить задания, обсудить способы и сроки работы
52 Что такое деньги.
уметь определять роль денег в экономике. Знать
современные российские монеты.
53
Государственный
бюджет.
уметь оперировать терминами: бюджет, доходы, налоги,
22
Р: умение понимать учебную задачу и
стремиться ее выполнить
П:знать о потребностях своей семьи,
о профессиях родителей,
о продуктах растениеводства и
животноводства, используемых в
каждой семье
К:понимать роль труда в создании
товаров и услуг, выяснять роль
профессий родителей в экономике
Р: умение понимать учебную задачу и
стремиться ее выполнить
П:знать о потребностях своей семьи,
о профессиях родителей,
о продуктах растениеводства и
животноводства, используемых в
каждой семье
К:понимать роль труда в создании
товаров и услуг, выяснять роль
профессий родителей в экономике
Р: умение понимать учебную задачу и
стремиться ее выполнить
П:знать о потребностях своей семьи,
о профессиях родителей,
о продуктах растениеводства и
животноводства, используемых в
каждой семье
К: понимать роль труда в создании
товаров и услуг, выяснять роль
профессий родителей в экономике
Р: умение понимать учебную задачу и
стремиться ее выполнитьрасходы.
54
Семейный бюджет.
знать основы семейного бюджета.
55
Экономика и
экология.
знать задачи экологии и две стороны экономики. Уметь
составлять простейшие экологические прогнозы.
56 Обобщение знаний
по теме «Чему учит
экономика».
Тестовая
проверочная работа
знать задачи экологии и две стороны экономики. Уметь
составлять простейшие экономические прогнозы.
23
П: знать о потребностях своей семьи,
о профессиях родителей,
К: понимать роль труда в создании
товаров и услуг, выяснять роль
профессий родителей в экономике
Р: умение понимать учебную задачу и
стремиться ее выполнить
П: знать о потребностях своей семьи,
о профессиях родителей, о продуктах
растениеводства и животноводства,
используемых в каждой семье
К: понимать роль труда в создании
товаров и услуг, выяснять роль
профессий родителей в экономике
Р: умение понимать учебную задачу и
стремиться ее выполнить
П: знать о потребностях своей семьи,
о профессиях родителей, о продуктах
растениеводства и животноводства,
используемых в каждой семье
К: понимать роль труда в создании
товаров и услуг, выяснять роль
профессий родителей в экономике
Р: умение понимать учебную задачу и
стремиться ее выполнить
П: знать о потребностях своей семьи,
о профессиях родителей, о продуктах
растениеводства и животноводства,
используемых в каждой семье
К: понимать роль труда в создании
товаров и услуг, выяснять рольПутешествия по городам и странам (12 ч)
профессий родителей в экономике
57
Золотое кольцо
России – слава и
гордость страны.
знать некоторые города Золотого кольца России и их главные
достопримечательности, уметь показывать
их на карте
58
Золотое кольцо
России – слава и
гордость страны.
Р: умение самостоятельно
планировать свои действия при
подготовке сообщения на заданную
тему
П: конкретизировать представления о
городах нашей страны и зарубежных
достопримечательностях
К: становление гуманистических и
демократических ценностных
ориентаций, формирование
уважительного отношения к
истории и культуре других народов
Р: умение самостоятельно
планировать свои действия при
подготовке сообщения на заданную
тему
П: конкретизировать представления о
городах нашей страны и зарубежных
достопримечательностях
К: становление гуманистических и
демократических ценностных
ориентаций, формирование
уважительного отношения к
истории и культуре других народов
2459
Золотое кольцо
России – слава и
гордость страны.
60 Наши проекты:
«Музей
путешествий»
61 Наши ближайшие
соседи
знать некоторые города Золотого кольца России и их главные
достопримечательности, уметь показывать
их на карте
62 На севере Европы
Учащиеся должны познакомиться с материалами учебника,
распределить задания, обсудить способы и сроки работы
25
Р: умение самостоятельно
планировать свои действия при
подготовке сообщения на заданную
тему
П: конкретизировать представления о
городах нашей страны и зарубежных
достопримечательностях
К: становление гуманистических и
демократических ценностных
ориентаций, формирование
уважительного отношения к
истории и культуре других народов
Р: умение самостоятельно
планировать свои действия при
подготовке сообщения на заданную
тему
П: конкретизировать представления о
городах нашей страны и зарубежных
достопримечательностях
К: становление гуманистических и
демократических ценностных
ориентаций, формирование
уважительного отношения к
истории и культуре других народов
Р: умение самостоятельно
планировать свои действия при
подготовке сообщения на заданную
тему
П: конкретизировать представления о
городах нашей страны и зарубежных
достопримечательностях
К становление гуманистических и
демократических ценностных
ориентаций, формирование
уважительного отношения к63 Что такое Бенилюкс
знать государства – ближайшие соседи России, уметь
показывать их на карте.
64
В центре Европы
знать северные европейские государства. Уметь показывать
их на карте.
65 По Франции и
Великобритании
знать страны Бенилюкса, особенности их экономики. Уметь
показывать страны на карте.
26
истории и культуре других народов
Р: умение самостоятельно
планировать свои действия при
подготовке сообщения на заданную
тему
П: конкретизировать представления о
городах нашей страны и зарубежных
достопримечательностях
К: становление гуманистических и
демократических ценностных
ориентаций, формирование
уважительного отношения к
истории и культуре других народов
Р: умение самостоятельно
планировать свои действия при
подготовке сообщения на заданную
тему
П: конкретизировать представления о
городах нашей страны и зарубежных
достопримечательностях
К: становление гуманистических и
демократических
ценностных
формирование
ориентаций,
уважительного
к
истории и культуре других народов
Р: умение самостоятельно
планировать свои действия при
подготовке сообщения на заданную
тему
П: конкретизировать представления о
городах нашей страны и зарубежных
достопримечательностях
К: становление гуманистических и
демократических ценностных
ориентаций, формирование
уважительного отношения к
отношения66 На юге Европы.
знать государственное устройство, государственные языки,
флаги, достопримечательности. расположенные в центре
Европы, уметь показывать их на карте.
67 По знаменитым
местам мира
знать государственное устройство, государственные языки,
флаги, достопримечательности, расположенные в центре
Европы, уметь показывать их на карте.
68
Обобщение знаний по
теме «Путешествие по
городам и странам».
Проверочная работа
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на
итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
27
истории и культуре других народов
Р: умение самостоятельно
планировать свои действия при
подготовке сообщения на заданную
тему
П: конкретизировать представления о
городах нашей страны и зарубежных
достопримечательностях
К: становление гуманистических и
демократических ценностных
ориентаций, формирование
уважительного отношения к
истории и культуре других народов
Р: умение самостоятельно
планировать свои действия при
подготовке сообщения на заданную
тему
П: конкретизировать представления о
городах нашей страны и зарубежных
достопримечательностях
К: становление гуманистических и
демократических ценностных
ориентаций, формирование
уважительного отношения к
истории и культуре других народов
Р: умение самостоятельно
планировать свои действия при
подготовке сообщения на заданную
тему
П: конкретизировать представления о
городах нашей страны и зарубежных
достопримечательностях
К: становление гуманистических и
демократических ценностных
ориентаций, формирование
уважительного отношения кистории и культуре других народов
28Приложение 1
Учебнометодическое и информационное обеспечение программы.
1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
2.Примерная прграмма начального общего образования по окружающему миру в соответствии с
ФГОС НОО
4.Плешаков А.А., учебник Окружающий мир 3 класс .М.:«Просвещение». 2017
5. 6.Плешаков А.А. «От земли до неба»; Атласопределитель..М.:«Просвещение». 2017
7.Плешаков А.А. и др. Окружающий мир Поурочные разработки М.:«Просвещение». 2017
8.Яценко И. Ф. Контрольноизмерительные материалы. Окружающий мир: 3 класс. М.: ВАКО,
2017
9.Электронное приложение к учебнику Плешакова А.А. «Окружающий мир»
10.http://www.pedsovet.ru/
http://www.rusedu.ru/
http://metodisty.ru/
http://www.proshkolu.ru/
http://www.openclass.ru/
http://forum.inku.com/
http://www.zavuch.info/
http://schoolcollection.edu.ru
http://fcior.edu.ru
http://www.nachalka.info
http://som.fio.ru
29График контроля
Приложение 2
четверть Количество
недель
8
8
10
8
34
I
II
III
IV
Итого
Всего
часов
16
16
20
16
68
Тест
1
1
2
1
5
Виды контроля
Проект
1
2
2
1
6
30