Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности (8 класс)
Оценка 4.7

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности (8 класс)

Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
ОБЗР
8 кл
28.01.2017
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности  (8  класс)
Рабочая программа по «Основам безопасности жизнедеятельности» для учащихся 8 классов, в соответствии с нормативными документами: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253/Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.
обж.doc
Пояснительная записка Рабочая программа по «Основам безопасности жизнедеятельности»    для учащихся 8  классов,  в соответствии с нормативными документами: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273­ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23.07.2013). 2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253/Об утверждении Федерального перечня учебников,   рекомендуемых   к   использованию   при   реализации   имеющих   государственную   аккредитацию   образовательных   программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.  3. Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 69 / О пожарной безопасности.   4. Федеральный закон от 10.12.1995 г. № 196 / О безопасности дорожного движения. 5. Федеральный закон от 09.01.1996 г. № 3 / О радиационной безопасности населения.  с учетом 6.Примерной программы среднего (полного) общего образования по основам безопасности жизнедеятельности;  7.Программы к завершённой предметной линии учебников «Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений» А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, под  редакцией    А. Т. Смирнова. – М: Просвещение, 2012г. Цели образования на данной ступени, задачи по реализации цели с учетом специфики учебного предмета Цели: ­ формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения «фактора риска» в деятельности человека и общества ­ выработка умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им; ­ формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях,  а  также развитие  способностей оценивать опасные  ситуации, принимать решения и  действовать безопасно  с  учетом  своих возможностей. Задачи: ­ усвоение знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях;  о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства;    о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях;  3 о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности; ­ развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение  в различных опасных и чрезвычайных  ситуациях природного, техногенного и социального характера;  ­ развитие  умений предвидеть возникновение опасных  ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе Логическим продолжением курса является внеурочная работа, которая включает в себя мероприятия направленные на формирование навыков безопасного поведения и навыков здорового образа жизни, проведение тренировочных эвакуаций по различным вводным. Описание места учебного предмета в учебном плане Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации предусматривает изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 8 классе в течение 35 часов учебного времени в год. Минимальное   количество учебных часов в неделю – 1 час. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета Личностные результаты: Результаты изучения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки   выпускников».   Требования   направлены   на   формирование   знаний   и   умений,   востребованных   в   повседневной   жизни, позволяющих предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать. Метапредметные результаты:  познавательные решать творческие и поисковые задачи в процессе учебной деятельности; владеть   логическими   действиями   сравнения,   устанавливать   аналогии   и   причинно­следственные   связи, строить рассуждения на заданную тему; интерпретировать текст (умение сравнить и противопоставить заключённую в нём информацию разного характера,   обнаружить   в   нём   доводы   в   подтверждение   выдвинутых   тезисов,   сделать   выводы   из сформулированных посылок, вывести заключение о намерении автора или главной мысли текста); рефлексировать содержание текста (умение связать информацию, обнаруженную в тексте, с собственным жизненным,   оценить   утверждения,   сделанные   в   тексте,   исходя   из   своих   представлений   о   мире,   найти доводы в защиту своей точки зрения). принимать и сохранять цели и задач учебной деятельности, искать средства её осуществления в процессе чтения и изучения литературных произведений; уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять эффективные способы достижения результата; 4 регулятивные коммуникативные уметь определять причины успеха/неуспеха учебной деятельности, конструктивно действовать в ситуации неуспеха. слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; формулировать   и   высказывать   собственное   мнение,   аргументируя   его,   при   чтении   и   обсуждении художественных произведений; соблюдать правила ведения дискуссии; участвовать в диалоге по прочитанным произведениям; уметь договариваться  о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Предметные результаты:  учащиеся будут иметь представление о: соблюдении мер пожарной безопасности в быту; организации дорожного движения правилах безопасного поведения на дороге велосипедиста и водителя мопеда; оказании само ­ и взаимопомощи терпящим бедствие на воде; мероприятиях,  проводимых по защите здоровья населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой; Ч.С. техногенного характера по типам и видам их возникновения; организации защиты населения от ЧС техногенного характера; «здоровье» и факторах, влияющие на него; профилактике вредных привычек; основах медицинских знаний и оказании первой медицинской помощи. научатся: пользоваться правилами безопасного поведения при пожаре в жилом или общественном здании; правилам безопасного поведения на дорогах, в общественном транспорте, в качестве водителя велосипеда; следить за своим здоровьем в условиях неблагоприятной экологической обстановки при предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам; принимать   решения   и   грамотно   действовать,   обеспечивая   личную   безопасность   при   возникновении   чрезвычайных   ситуаций техногенного характера; пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях. 5 Система оценки достижения планируемых результатов образовательной деятельности обучающихся Преобладающей формой текущего контроля выступает устный опрос и периодически ­ письменный (самостоятельные работы или контрольное тестирование). Знания и умения учащихся оцениваются на основании устных ответов (выступлений), а также практической деятельности, учитывая их соответствие требованиям программы обучения, по пятибалльной системе оценивания. 1.     Оценку «5» получает учащийся, чей устный ответ (выступление),практическая деятельность или их результат соответствуют в полной мере требованиям программы обучения. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «5» получает учащийся, набравший 90 – 100% от максимально возможного количества баллов. 2.      Оценку   «4»   получает   учащийся,   чей   устный   ответ   (выступление),   практическая   деятельность   или   их   результат   в   общем соответствуют требованиям программы обучения, но недостаточно полные или имеются мелкие ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «4» получает учащийся, набравший 70 – 89% от максимально возможного количества баллов. 3.      Оценку «3» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), практическая деятельность или их результат соответствуют требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «3» получает учащийся, набравший 45 ­ 69% от максимально возможного количества баллов. 4.      Оценку   «2»   получает   учащийся,   чей   устный   ответ   (выступление),   практическая   деятельность   или   их   результат   частично соответствуют   требованиям   программы   обучения,   но   имеются   существенные   недостатки   и   ошибки.   Если   при   оценивании   учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «2» получает учащийся, набравший менее 44% от максимально возможного количества баллов № Основные разделы Тематический план курса 1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни 2. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и безопасность населения. 3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. I полугодие II полугодие Итого: 16 19 6 Количество часов Количество контрольных работ Количество практических работ 11 12 12 35 1 1 1 3 1 2 3 5 2 3 4 9 Итого: 35 3 9 Основное содержание курса Раздел 1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни. Тема 1. Пожарная безопасность. Пожары в жилых и общественных зданиях, их причина и последствия. Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения. Права. Обязанности и ответственность граждан  в области пожарной безопасности. Тема 2. Безопасность на дорогах. Причины дорожно­транспортных происшествий и травматизм людей. Организация  дорожного движения. Водитель. Формирование качеств безопасного водителя. Тема 3. Безопасность на водоемах. Безопасное поведение на водоемах в различных условиях. Безопасный отдых у воды. Оказание помощи терпящим бедствие на воде. Тема 4. Экология и безопасность. Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека. Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке. Раздел 2. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и безопасность населения. Тема 5. Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Аварии на радиационно­опасных объектах и их возможные последствия. Обеспечение радиационной безопасности населения. Аварии на химически опасных объектах и их возможнее последствия. Обеспечение химической защиты населения. Пожары на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия. Обеспечение защиты населения от последствий взрывопожароопасных объектах. Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия. Обеспечение защиты населения от аварий на гидротехнических сооружениях. 7 Тема 6. Организация защиты населения от ЧС техногенного характера Оповещение о ЧС техногенного характера. Эвакуация населения. Мероприятия по инженерной защите населения от ЧС техногенного характера. Раздел 3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Тема 7. Основы здорового образа жизни. Общие понятия о здоровье как основной ценности человека. Индивидуальное здоровье, его физическая, духовная и социальная сущность. Репродуктивное здоровье ­  составная  часть здоровья человека и общества. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества. Здоровый образ жизни  и профилактика основных неинфекционных  заболеваний. Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек. Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности. Тема 8. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи. Первая медицинская помощь пострадавшим и ее значение. Первая медицинская помощь при отравлении АХОВ. Первая медицинская помощь при травмах. Первая медицинская помощь при утоплении. Содержание курса полностью соответствует содержанию примерной программы по предмету и обеспечивает достижение базового уровня предметных результатов. Основная литература Школьный учебник для 8 класса «Основы безопасности жизнедеятельности» (Смирнов А.Т. Хренников Б.О. под общей редакцией Материально­техническое оснащение образовательной деятельности Смирнова А.Т. Москва. Издательство «Просвещение», 2012 г.). Дополнительная литература УМК под редакцией А.Т. Смирнова дополняют методические и справочные издания издательства «Просвещение»: Основы безопасности жизнедеятельности. 5­9 классы. Поурочные Смирнов А.Т., Хренников Б.О. разработки. Пособие для учителей и методистов. 8 Дурнев Р.А. Формирование основ культуры безопасности жизнедеятельности учащихся. 5­11 классы: Методическое пособие. ­ М.: Дрофа, 2008. ­ 156 с. Евлахов В.М. Методика проведения занятий в общеобразовательных учреждениях: Методическое пособие. ­ М.: Дрофа, 2009. ­ 272 с. ­ (Библиотека учителя). Евлахов В.М. Раздаточные материалы по основам безопасности жизнедеятельности. 5­9 классы. ­ М.: Дрофа, 2006. ­ 112 с. «Безопасность дорожного движения»  для основной школы  (под общей редакцией  Смирнова А.Т.), который  дополняет учебно­ методический комплект «Основы безопасности жизнедеятельности». УМК «Безопасность дорожного движения»: Рыбин А.Л., Маслов М.В. Под ред. Смирнова А.Т. Обучение правилам дорожного движения. Методическое пособие. 5­9 кл. Рыбин А.Л., Маслов М.В. Под. ред. Смирнова А.Т. Дорожное движение.  Безопасность пешеходов, пассажиров,  водителей.  5­9 классы. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Рыбин   А.Л.,   Хренников   Б.О.,   Маслов   М.В. Безопасность   дорожного   движения.   5­9   классы.   Учебно­наглядное   пособие   для учащихся. В 2 частях. Часть первая. (12 плакатов). Часть вторая. (12 плакатов). Соловьев С.С. Основы безопасности жизнедеятельности. Алкоголь, табак и наркотики – главные враги здоровья человека. 5­11 кл.: учебно­методическое пособие / С.С. Соловьев. 2­е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006. Справочник   классного   руководителя:   внеклассная   работа   в   школе   по   изучению   Правил   дорожного   движения   /   авт.­сост.   В.Е. Амелина. – М.: Глобус, 2006. Оборудование и приборы: 1. Плакат «Действия при техногенных авариях». 2. Плакат «Средства и способы защиты в зоне поражения». 3. Комплект плакатов «Оказание первой медицинской помощи». 4. Фильтрующие противогазы ГП­5. 5. Аптечка первой медицинской помощи. 6. Персональный компьютер. Сайты, используемые при подготовке и проведении занятий Сайты, используемые при подготовке и проведении занятий Название сайта ­ Электронный адрес Министерство здравоохранения и соцразвития РФ ­ http://www.minzdrav­rf.ru Министерство образования и науки РФ ­ http://mon.gov.ru/ Министерство природных ресурсов РФ ­ http://www.mnr.gov.ru 9 Федеральная   http://www.mecom.ru/roshydro/pub/rus/index.htm   России   служба по   гидрометеорологии   и   мониторингу   окружающей   среды   ­ Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности ­ http://www.gan.ru Русский образовательный портал ­ http://www.gov.ed.ru Энциклопедия безопасности ­ http://www.opasno.net Личная безопасность ­ http://personal­safety.redut­7.ru Образовательные ресурсы Интернета­Безопасность жизнедеятельности ­ http://www.alleng.ru «Мой компас» (безопасность ребёнка) ­ http://moikompas.ru/compas/bezopasnost_det Образовательные ресурсы Интернета – Безопасность жизнедеятельности ­ http://www.alleng.ru/edu/saf.htm Безопасность.   Образование.   Человек.   Информационный   портал   ОБЖ   и   БЖД:   Всё   о   безопасности   жизнедеятельности   ­ http://www.bezopasnost.edu66.ru 10 Тематическое планирование 8 класс № п/п Наименование № Тема урока раздела урока 1 Обеспечение 1 личной безопасности в повседневной жизни (11ч.) Пожары   в   жилых и   общественных их зданиях, причина   и последствия.    Кол­ во часов 1 Элементы содержания Вид контроля Дата план корр Пожары   в   жилых   и   общественных   зданиях,   их возможные последствия. 8А 8Б 8В 11 2 3 8А 8Б 8В 8А 8Б 8В 1 Соблюдение мер пожарной безопасности в быту. Профилактика пожаров   повседневной жизни   организация защиты населения в и 1 Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Тестировани е Права. Обязанности   и ответственность граждан     в области   пожарной безопасности. 12 4 5 1 Причины ДТП Причины дорожно­ транспортных происшествий   и травматизм людей. Организация дорожного движения.  1 Организация   дорожного   движения.   Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста и водителя мопеда 8А 8Б 8В 8А 8Б 8В 13 1 Водитель.   Формирование   качеств   безопасного водителя. Тестировани е 1 Водоемы.   Особенности   состояние   водоемов   в различное время года. Устный опрос 6 7 Водитель. Формирование качеств безопасного водителя. Безопасное поведение водоемах различных условиях.     на в 8А 8Б 8В 8А 8Б 8В 14 8 Безопасный отдых у воды. 1 Безопасный отдых у воды. 9 Оказание   помощи терпящим бедствие на воде. 1 Оказание   само­   и   взаимопомощи   терпящим бедствие на воде. Тест  8А 8Б 8В 8А 8Б 8В 15 1 Загрязнение   окружающей   природной   среды. Понятие о ПДК загрязняющих веществ. 1 Мероприятия,     проводимые   по   защите   здоровья населения   в   местах   с   неблагоприятной экологической обстановкой. Контрольная работа. 10 11 Загрязнение окружающей природной   среды и здоровье человека.   Правила безопасного поведения   при неблагоприятной экологической обстановке. 8А 8Б 8В 8А 8Б 8В 16 2 Раздел 2. 12 Чрезвычайны е ситуации техногенного характера и безопасность населения (12ч.) 13 Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера   на Аварии радиационно­ опасных   объектах и   их   возможные последствия. 1 1 Общие понятия о Ч.С. техногенного характера по типам   и   видам   их   возникновения.   Потенциально опасные объекты экономики. Аварии   на   радиационно   опасных   объектах.   их   возникновения   и   возможные Причина   последствия.   Аварии   на   гидротехнических объектах 8А 8Б 8В 8А 8Б 8В 17 14 15 Обеспечение радиационной безопасности населения 1 Основные поражающие факторы при авариях Правила поведения населения при радиоактивных авариях.   на Аварии химически опасных   объектах и   их   возможнее последствия 1 Классификация  АХОВ по  характеру  воздействия на человека. Последствия   и   причины     аварий   на   ХОО,   зона химического заражения, токсодоза 18 8А 8Б 8В 8А 8Б 8В 16 Обеспечение химической защиты населения 1 Обеспечение химической защиты населения 1 Пожары   на   взрывопожароопасных   объектах экономики и их возможные последствия. Тест 17   Пожары на взрывопожароопа сных   объектах экономики   и   их возможные последствия. 8А 8Б 8В 8А 8Б 8В 19 18 19 Обеспечение защиты населения от   последствий взрывопожароопа сных объектах.   Аварии на гидротехнических сооружениях   и   их последствия. 1 Обеспечение   защиты   населения   от   последствий взрывопожароопасных объектах. 1 Аварии на гидротехнических объектах. Причины, вызывающие гидродинамические аварии 8А 8Б 8В 8А 8Б 8В 20 1 Возможные   первичные   и   вторичные   последствия гидродинамических аварий Тестировани е 20 Обеспечение защиты населения от   аварий   на гидротехнических сооружениях  21 Оповещение о ЧС техногенного характера. 1 Способы оповещения населения о ЧС техногенного характера. 8А 8Б 8В 8А 8Б 8В 21 22 Эвакуация населения 1 Организация   защиты   населения   при   авариях   на радиационно­опасных объектах. Организация   защиты   населения   при   авариях   на радиационно­опасных объектах. Контрольная работа 23 Мероприятия   по 1 инженерной защите   населения от ЧС техногенного характера.   8А 8Б 8В 8А 8Б 8В 22 3 Раздел 3. Основы 24 медицинских знаний и здорового образа жизни (12ч.) 25 Общие   понятия   о здоровье как основной ценности человека.   1 Общие понятия о здоровье как основной ценности человека. 1 Индивидуальное   здоровье, духовная и социальная сущность.   его   физическая, его Индивидуальное здоровье,   физическая, духовная социальная сущность.   и 23 8А 8Б 8В 8А 8Б 8В 26 27 1 Репродуктивное   здоровье   ­   здоровья человека и общества.   составная     часть Зачет Репродуктивное   ­ здоровье составная     часть здоровья человека и общества.     Здоровый   образ жизни как необходимое условие сохранения укрепления здоровья человека и общества. и 1 Здоровый   образ   жизни   как   необходимое   условие сохранения   и   укрепления   здоровья   человека   и общества. 24 8А 8Б 8В 8А 8Б 8В 1 Здоровый образ жизни  и профилактика основных неинфекционных  заболеваний 1 Вредные привычки и их влияние на здоровье 28 29   Здоровый   образ жизни и   профилактика основных неинфекционных заболеваний Вредные привычки   и   их влияние на здоровье   8А 8Б 8В 8А 8Б 8В 25 30 Профилактика вредных привычек 1 Профилактика вредных привычек 1 Здоровый   образ   жизни   и   безопасность жизнедеятельности Тест 31 Здоровый   образ жизни и   безопасность жизнедеятельност и 8А 8Б 8В 8А 8Б 8В 26 32 33 Первая медицинская помощь пострадавшим   и ее значение  Первая медицинская помощь при   отравлении АХОВ 1 Общая характеристика различных повреждений и их последствия  для здоровья человека. Пр. раб 1 Правила оказания ПМП при отравлении угарным газом, хлором и аммиаком. Пр. раб 8А 8Б 8В 8А 8Б 8В 27 34 35 Первая медицинская помощь   травмах  при 1 Средства   оказания первой медицинской помощи при травмах Устный опрос Пр. раб Первая медицинская помощь   утоплении  при 1 Средства   оказания первой медицинской помощи при утоплении Контрольная работа 8А 8Б 8В 8А 8Б 8В 28

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности (8 класс)

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности  (8  класс)

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности (8 класс)

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности  (8  класс)

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности (8 класс)

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности  (8  класс)

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности (8 класс)

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности  (8  класс)

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности (8 класс)

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности  (8  класс)

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности (8 класс)

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности  (8  класс)

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности (8 класс)

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности  (8  класс)

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности (8 класс)

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности  (8  класс)

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности (8 класс)

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности  (8  класс)

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности (8 класс)

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности  (8  класс)

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности (8 класс)

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности  (8  класс)

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности (8 класс)

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности  (8  класс)

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности (8 класс)

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности  (8  класс)

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности (8 класс)

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности  (8  класс)

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности (8 класс)

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности  (8  класс)

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности (8 класс)

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности  (8  класс)

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности (8 класс)

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности  (8  класс)

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности (8 класс)

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности  (8  класс)

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности (8 класс)

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности  (8  класс)

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности (8 класс)

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности  (8  класс)

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности (8 класс)

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности  (8  класс)

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности (8 класс)

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности  (8  класс)

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности (8 класс)

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности  (8  класс)

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности (8 класс)

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности  (8  класс)

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности (8 класс)

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности  (8  класс)

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности (8 класс)

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности  (8  класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.01.2017