Рабочая программа по Основам духовно – нравственной культуры народов России (модуль «Основы светской этики») для 5 класса (17 часов)
Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
религиоведение
5 кл
22.05.2018
Рабочая программа курса «Основы светской этики». 5 класс / авт.-сост. М.Т. Студеникин. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. —160 с. — (ФГОС. Инновационная школа).- 17 часов - Для реализации программы используется : учебник М.Т. Студеникин.- основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений.- М.: ООО «Русское слово – учебник»,2012.-192 с
РП 5 ОДКНР.docx
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по Основам духовно – нравственной культуры народов России (модуль «Основы светской этики») для 5 класса разработана на основе:
Требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2010 г;
Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России, которая разработана в соответствии с Конституцией
Российской Федерации, Законом РФ «Об образовании», Конвенции о правах ребёнка, на основе Поручения Президента Российской Федерации от
2 августа 2009 г. (Пр2009 ВПП444632) и Распоряжения Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВПП44
4632. Не противоречит федеральным законам №124 « Основные гарантии …» и №125 «О свободе и совести и о религиозных объединениях».
Программа курса «Основы светской этики». 5 класс / авт.сост. М.Т. Студеникин. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. —160 с. — (ФГОС.
Инновационная школа).
Для реализации используется : учебник М.Т. Студеникин. основы духовнонравственной культуры народов России. Основы светской этики:
учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. М.: ООО «Русское слово – учебник»,2012.192 с
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план отводит в 5 классе на предметную область «Основы духовнонравственной культуры народов России» 17 часов.
Данная программа рассчитана на 17 учебных часов: вводный урок, 15 тем, итоговое повторение. На каждую тему выделяется один урок (один час).
Характеристика и цели предметной области «Основы духовнонравственной культуры народов России»
В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования 2010 г. имеется обязательная предметная область «Основы духовно
нравственной культуры народов России». Изучение основ духовнонравственной культуры предполагает дальнейшее развитие учащихся; воспитание патриотизма,
любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа; формирование готовности к нравственному
самосовершенствованию, духовному саморазвитию; ознакомление с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании
конструктивных отношений в семье и обществе; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; формирование первоначальных
представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в
становлении российской государственности; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной
на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; осознание ценности
человеческой жизни. Системно–деятельностный подход, лежащий в основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования, предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям построения демократического гражданского общества на основе
толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества. В соответствии со
Стандартом, на ступени основного общего образования осуществляется дальнейшее формирование
основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; духовнонравственное развитие и воспитание, предусматривающее принятие подростками
моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; укрепление духовного здоровья обучающихся.
Характеристика и цели модуля «Основы светской этики»
Модуль «Основы светской этики» в рамках предметной области «Основы духовнонравственной культуры народов России» предполагает изучение духовно
нравственной культуры и призван ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать первичные представления о морали. Поставлена задача
нравственного развития школьников, воспитания культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей. В процессе учебной
деятельности предстоит дать детям новые нравственные ориентиры и упорядочить уже имеющиеся у них. Поставлены также задачи: (cid:149) формировать нормы светской морали;
(cid:149) дать представления о светской этике;
(cid:149) познакомить учащихся с основами культур;
(cid:149) развивать представления о значении нравственных норм;
(cid:149) обобщить знания о духовной культуре и морали;
(cid:149) развивать способности к общению;
(cid:149) формировать этическое самосознание;
(cid:149) улучшать взаимоотношения детей и родителей;
(cid:149) противодействовать суициду детей.
Данный модуль выступает в качестве связующего звена всего учебновоспитательного процесса, расширяя знания об этике и этикете, полученные в начальной школе.
Он призван обеспечить общественно значимую мотивацию поведения детей, их поступков. Школьникам следует научиться адекватно оценивать собственное
поведение и поведение других учеников.
На уроках светской этики в 5 классе учащимся предстоит выяснить, кто такой гражданин, в чем состоят его права и обязанности; раскрываются важнейшие
нравственные понятия: честь и достоинство, совесть и порядочность, сострадание и милосердие, правда и ложь и многие другие.
Насущным проблемам современного российского общества посвящены темы: «Терпимость и терпение», «Мужество», «Равнодушие и жестокость». При изучении
этих тем ученики убеждаются в ценности самого дорогого, что есть у человека, — жизни. Развитию и совершенствованию личности подростка, его организованности
и самостоятельности помогут темы: «Самовоспитание», «Учись учиться».
Особое внимание обращается на формирование спаянного и дружного коллектива класса, умения избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций. На
уроках светской этики осуществляется развитие у детей терпимого отношения к другим народам, понимания особенностей их культуры, ведь культура каждого
народа ценна сама по себе и к ней следует относиться уважительно. Модуль «Основы светской этики» вносит также вклад в формирование у детей коммуникативной
и социальной компетентности, социокультурной идентичности, национального самосознания — чувства принадлежности к своей стране и народу.
На уроках светской этики ученики знакомятся с Конституцией Российской Федерации, определяющей нормы и правила жизни нашего общества и государства. В
преамбуле к Конституции говорится: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, объединенный общей судьбой…» Задача школы — воспитать будущее
поколение россиян, которые должны обеспечить устойчивость, консолидацию, целостность нашего общества и государства.
Изучая основы светской этики, следует воспользоваться благоприятными возможностями для знакомства детей с основами этикета. Они узнают много полезного о
правилах поведения за столом и общении с гостями, о поведении в музее и театре, о культуре внешнего вида и многом другом. Этикет не обременяет основной курс,
а делает его более интересным и полезным для учащихся, особенно если сложится стиль взаимоотношения учителя с учениками, основанный на нормах этики и
этикета. Ученикам интересно будет познакомиться с историей возникновения и развития этикета, его особенностями в разные эпохи у разных народов, узнать о
происхождении тех или иных правил
поведения, уяснить смысл, казалось бы, хорошо знакомых всем терминов и понятий.
Детский возраст важен для социализации ребенка, когда дети познают одобряемые и неодобряемые формы поведения. У них еще слишком мал собственный опыт, и
задача школы на уроках светской этики — помочь им усвоить положительный опыт поведения других людей. Содержание курса дает детям возможность на
«физиологическом уровне» легко и прочно усвоить ценные знания поведенческого характера, которые могут и должны стать стержнем их позитивного поведения в
последующей жизни. У учеников формируется положительное, доброжелательное отношение к окружающим людям и обществу в целом, к духовным и культурным
ценностям. У них возникает
потребность выполнять в повседневной жизни социальные нормы и правила поведения. В связи с этим важен деятельностный подход в обучении, проявление
активности и самостоятельности учащихся в получении новых знаний. Большое внимание обращается на деятельность ученика по анализу текста, его логической
обработке при составлении плана, решению практических задач. В процессе деятельности у учеников возникают положительные эмоции, им нравится, хочется
работать, появляется чувство удовольствия от умственной деятельности, формируются познавательные потребности. В ходе изучения светской этики и этикета у учеников вырабатываются социальнокоммуникативные умения: говорить и слушать, участвовать в беседе,
дискутировать, аргументированно обосновывать свою точку зрения. Итогом этой работы станет завершающая тема курса «Речевой этикет».
На уроках светской этики учитель устанавливает и реализует межпредметные связи с русским языком, литературой, историей, изобразительным искусством,
музыкой. Межпредметные связи присутствуют как в основных и дополнительных текстах, так в вопросах и заданиях к ним. Ученики, например, определяют части
речи, находят однокоренные слова, вспоминают героев произведений детской литературы, рассматривают положительные и отрицательные стороны их поступков. В
ходе
диалогабеседы ученики оценивают поступки героев, выясняют свою собственную позицию.
Курс этики считается светским, однако он небезразличен к религиозным ценностям верующих людей. В ознакомительном порядке учащиеся узнают об основных
религиях россиян.
Требования к результатам обучения и освоения содержания модуля «Основы светской этики»
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования определяет как знаниевый компонент содержания образования, так и
формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к
организации самостоятельной учебной деятельности ученика. Стандарт ориентирует на становление следующих характеристик школьника:
Личностные результаты
(cid:149) Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; знание
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
(cid:149) формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, а также на основе
положительного отношения к труду;
(cid:149) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
(cid:149) формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
(cid:149) формирование целостного мировоззрения, учитывающего духовное многообразие современного мира;
(cid:149) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми;
(cid:149) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми достигать в нем
взаимопонимания.
Предметные результаты
(cid:149) Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным
чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
(cid:149)
самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
(cid:149) формирование представлений об основах светской этики;
(cid:149) понимание значения нравственности в жизни человека, семьи и общества.
Метапредметные результаты
(cid:149) Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать
мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
(cid:149) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
(cid:149) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
(cid:149)
(cid:149) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
(cid:149) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение (1 час)
Знакомство с новым учебником. Повторение пройденного в 4 классе.
Тема 1. Гражданин России (1 час)
Понятия гражданин и гражданство. Конституция — Основной закон РФ. Основные права и обязанности граждан РФ. Выполнение обязанностей — гражданский
долг каждого гражданина России. Управление государством. Президент, Председатель Правительства, министр. Федеральное Собрание. Совет Федерации.
Государственная Дума. Столица, герб, флаг, гимн Российской Федерации. Уважительное отношение к символам государства.
Тема 2. Порядочность (1 час)
Понятие порядочности. Связь слов порядочность и порядок. Качества порядочного человека: справедливость, внутренняя стойкость, смелость, решительность.
Взаимосвязь порядочности, благородства, достоинства, великодушия. Общественная ценность порядочности.
Тема 3. Совесть (1 час)
Понятие совести. Совесть — важнейшая составная часть порядочности человека. Чувство угрызения совести. Развитие чувства совести. Умение понять и простить.
Правдивость и ее
цена. Взаимосвязь совести и сострадания, совести и стыда. Совесть — «внутренний голос человека». Жить по законам совести. Несовместимость совести с
эгоизмом и корыстолюбием.
Кодекс взаимоотношений одноклассников.
Тема 4. Доверие и доверчивость (1 час)
Доверие — важнейшее качество личности. Понятие доверия. Признаки личного доверия. Возникновение доверительных отношений. Доверие и доверчивость.
Правила установления дове
рительных отношений. Что значит потерять доверие. Понятие самодоверия. Как следует поступить в экстренных случаях. Телефон доверия. Психологическая
помощь.
Тема 5. Милосердие и сострадание (1 час)
Понятие милосердия. Общественная ценность милосердия. Взаимосвязь сострадания и милосердия, милосердия и жалости. Антиподы милосердия. Обязанности
учащихся по отношению к другим людям. Проявление интереса к жизни другого человека, стремление ему помочь. Человеколюбие. Правила милосердия.
Воспитание милосердия. Умение понять и простить.
Тема 6. Правда и ложь (1 час)
Правда и неправда, полуправда, ложь. Правда — то, что соответствует действительности. Ложь — намеренное искажение действительности. Искренность.
Честность. Взаимосвязь правдивости и душевного покоя. Святая ложь. Из истории лжи.
Тема 7. Традиции воспитания (1 час) Традиция. Сословия: крестьяне, казаки, купцы, дворяне. Традиции воспитания у разных сословий. Дворяне России, их традиции и правила поведения. Требования к
воспитанию и домашнему обучению мальчиков и девочек. Дворянский этикет.
Тема 8. Честь и достоинство (1 час)
Родовая и сословная честь. Представление рыцарей средневековой Европы о чести. Дворянская честь. Дуэль — способ решения вопросов чести. Цена честного слова.
Чувство долга. Поступки достойные и недостойные. Достоинство. Благородство — высшее проявление человеческого достоинства. Герои Великой Отечественной
войны 1941—1945 гг. и наших дней. Патриоты России. Проявление патриотизма учащихся.
Тема 9. Терпимость и терпение (1 час)
Отношение к людям иной национальности, религии, культуры, привычек и убеждений. Российское многонациональное государство. Что такое терпимость
(толерантность). Уважение свободы другого человека, проявление великодушия и расположенности к другим людям. Роль мигрантов в жизни наших городов.
Правила толерантного общения. Различие понятий терпение и терпимость.
Тема 10. Мужество (1 час)
Понятие мужества. Смелость и решительность, сила духа, продуманность действий, самоконтроль, преодоление чувства страха и неуверенности. Убежденность в
необходимости и полезности действий в чрезвычайных обстоятельствах. Повседневное проявление мужества. Взаимосвязь вечных ценностей — чести, достоинства,
благородства, доброты, дружбы. Примеры мужества. Умение защитить своих близких и себя. Тренировка мужества. Героизм — высшее проявление мужества.
Кавалеры ордена Мужества.
Тема 11. Равнодушие и жестокость (1 час)
Проявления жестокости детей и их последствия. Умение и желание контролировать свои поступки. Равнодушие и жестокость. Жизнь человека — высшая
ценность. Насилие в отношении детей — нарушение прав человека. Вред сквернословия.
Тема 12. Самовоспитание (1 час)
Соблюдение норм нравственности — важнейшее общественное требование. Дисциплинированность и сознательная дисциплина. Умение контролировать свои дела и
поступки. Правила учебной работы в группе. Умение осознать ошибки и больше их не повторять. Воспитание воли. Познание своих положительных и отрицательных
качеств. Планирование предполагаемых действий, оценка результатов. Пути самообразования и самовоспитания. Воспитание чувства самоуважения.
Тема 13. Учись учиться (1 час)
Цель обучения в школе. Приемы работы учащихся со школьным учебником. Выработка у учеников уверенности в себе и своих делах. Приемы работы учеников на
уроке. Рекомендации по развитию воли. Умение распределять внимание. Совершенствование памяти подростка. Правила и приемы запоминания. Сочетание труда
умственного и физического.
Тема 14. Речевой этикет (1 час)
Средства речи и правила их использования в разных жизненных ситуациях. Начало, основная часть и завершение беседы. Употребление личных местоимений ты и
вы. Правила знакомства детей и взрослых. Обращения с просьбой к незнакомым людям в магазине, на транспорте. Формы обращения. Правила общения подростков.
Что значит быть эрудированным собеседником. Значимость излагаемой информации. Правила беседы. Человека красят не столько слова, сколько дела. Этикет
разговора по телефону.
Тема 15. Мои права и обязанности (1 час)
Права и обязанности учащихся. Соблюдение правил школьного распорядка. Обязанность посещения учащимися школьных занятий, добросовестного учебного
труда. Участие в
самообслуживающем труде. Единство действий классного руководителя и родителей учащихся. Требования к поведению учащихся в школе. Комиссии по делам
несовершеннолетних и защите их прав.
Итоговое повторение (1 час) Список литературы
1.Программа курса «Основы светской этики». 5 класс / авт.сост. М.Т. Студеникин.
2. Студеникин М.Т. «Основы светской этики»: учебник для 5 класса, М.: ООО «Русское словоучебник», 2012г.
Тема урока
Введение в
предмет
К
о
л
в
о
ч
ас
о
в
1
Тематическое планирование.
Тип
урок
а
Содержание
урока (уроков)
Виды учебной
деятельности
Понятия
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)
Предметные
Метапредметные
Личностны
е
Даты
провед
ения
(план/
факт)
Ввод
ный
Народы России, их
духовно
Актуализация и
формализация знаний
нравственная
культура. Учебник
«Основы духовно
нравственной
культуры народов
России.
Основы светской
этики», его
структура
учащихся о
социальных явлениях.
Формулирование
определений понятий
«духовно
нравственная
культура», «этика»,
«этикет», «светский»,
«народ», «националь
ность», «мораль»,
«нравственность».
Фиксация информации
в различных знаковых
системах
Ознакомление
с основными
общечеловечес
кими нормами
поведения,
правилами,
принятыми в
обществе.
Духовно
нравственна
я культура,
этика,
этикет,
светский,
народ,
национально
сть, мораль,
нравственно
сть
Дружелюб
ное
1
неделя
отношение
друг к
другу;
знание
практичес
кой пользы
этики и
этикета.
Регулятивные: при
помощи учителя
определить
последовательность
анализа параграфа.
Познавательные:
выразительно читать;
осуществлять;
словарную работу.
Коммуникативные:
знать правила
коллективной работы;
уметь читать по ролям и
обсуждать прочитанное.
Гражданин
России
1
Уро
к
перв
Понятие Родины.
Российская
Федерация.
Актуализация и
формализация знаний
учащихся о
Родина,
народ,
Россия,
Расширение
представлений
о Родине,
Регулятивные:
определение алгоритма
ответа по плану.
Интерес к
познанию
родной
2
неделя ично
го
изуч
ения
и
закр
епле
ния
новы
х
знан
ий
Порядочность
1 Ком
бини
рова
нный
Важнейшие
положения
Конституции РФ.
Права и обязанности
граждан.
Государственное
устройство
Понятия «этика»,
«мораль»
(нравственность).
Назначение этики, её
категории. Нормы
этика, их развитие и
совершенствование.
Порядочность:
честность,
надёжность,
соблюдение норм
морали. Достоинство
и благородство
Российская
Федерация,
государство,
гражданин,
гражданство
, права и
обязанности
,
государстве
нные
символы,
Президент,
Правительст
во,
парламент
Этика,
мораль,
нормы
морали,
порядочност
ь,
благородств
о,
достоинство
,
справедливо
сть.
социальных явлениях.
Формулирование
определений понятий
«родина», «Россия»,
«Российская
Федерация»,
«государство»,
«гражданин»,
«гражданство»,
«права»,
«обязанности»,
«государственные
символы», «».
Обучение
алгоритмизации
деятельности.
Извлечение
информации из
различных знаковых
систем
Актуализация и
формализация знаний
учащихся о
социальных явлениях.
Формулирование
определений понятий
«нормы морали»,
«тактичность»,
«порядочность»,
«благородство»,
«достоинство»,
«справедливость».
Извлечение
информации из
различных знаковых
систем.
Моделирование
поведения,
требующего
родном крае,
патриотизме.
Знакомство с
Основным
законом
страны
Познавательные:
работа с отдельными
статьями Конституции
РФ, текстами и
иллюстрациями
учебника, с плакатами,
ответы на вопросы
викторины.
Коммуникативные:
взаимопомощь и
доброжелательность
общения среди детей
различных
национальностей
Регулятивные:
усвоение правил работы
с учебником.
Познавательные:
чтение текстов; ответы
на вопросы, выполнение
заданий; работа со
словарём по
определению значений
понятий; работа с
условно графической
наглядностью.
Коммуникативные:
культурное и вежливое
общение в коллективе.
Овладение
навыками
культурного
поведения,
формирования
нравственной
культуры
учащихся;
отработка
практических
ситуаций
проявления
порядочности
в повседневной
жизни.
Пробуждать
стремление к
самосовершенс
твованию и
страны,
усвоение
понятий»,
«государст
в»,
«Конститу
ция»,
«права»,
«обязаннос
ти»,
3
неделя
«государст
венные
символы»
Разрешени
е
элементов
практичес
ких
ситуаций в
повседневн
ой жизни.
Пробужде
ние
стремлени
я
совершать
добрые
дела, быть
порядочны
м
человеком. Совесть
1 Ком
бини
рова
нный
Доверие и
доверчивость
1 Ком
бини
рова
нный
проявления
тактичности,
порядочности,
благородства,
достоинства.
Актуализация и
формализация знаний
учащихся о
социальных явлениях.
Формулирование
определений понятий
«совесть», «стыд»,
«сострадание»,
«правдивость»,
«эгоизм», «корысть».
Освоение навыков
составления схем.
Моделирование
поведения,
требующего
проявления
вежливости,
доброжелательности.
Обучение навыкам
самоконтроля.
Актуализация и
формализация знаний
учащихся о
социальных явлениях.
Формулирование
определений понятий
«доверие»,
«самодоверие»,
«доверчивость».
Совесть,
стыд,
порядочност
ь,
сострадание
,
правдивость
, эгоизм,
корысть
Доверие,
самодоверие
,
доверчивост
ь.
Обучение составлению
сложного плана и
работе по нему.
Извлечение
благородству.
Воспитание
вежливого
поведения,
доброжелатель
ного
отношения к
окружающим,
потребности
оценивать свои
поступки,
осознавать
обязанности,
оценивать их
выполнение,
контролироват
ь себя.
Формирование
представлений
о
нравственност
и человека за
свои поступки.
Отличие
доверия от
доверчивости.
Воспитание
доброты и
милосердия,
доброжелатель
информации из
ности,
Регулятивные:
определение отработки
терминов и понятий.
Познавательные:
выполнение заданий по
закреплению материала;
отработка терминов и
понятий; чтение текста и
составление схемы.
Коммуникативные:
соблюдение правил
вежливости и этикета.
Регулятивные:
выявление алгоритма
сложного плана
изучения нового, работа
по этому плану.
Познавательные:
работа со словарём по
определению терминов и
понятий; практические
задания.
Коммуникативные:
художественное чтение
и обсуждение стихов;
работа в парах;
4
неделя
5
неделя
Компетент
ность в
оценивани
и своих
поступков,
определен
ии
обязанност
ей и
оценивани
е их
выполнени
я.
Выявлять
элементы
общечелов
еческих
ценностей;
объяснять
смысл
пословиц и
поговорок;
определят
ь значения
слов;
соотносить
понятия с
Способность ученика
оценивать свои
поступки, осознавать
свои обязанности,
оценивать их
выполнение,
контролировать себя.
Ответственность за
свои дела. Правила
взаимоотношений
учеников класса,
школы.
Важнейшие качества
личности:
порядочность,
совесть, доверие.
Убеждённость в
честности и
порядочности
товарища, вера в
искренность и
добросовестность его
поступков.
Откровенность.
Доверие и
доверчивость. Самодоверие. Советы
в сложной жизненной
различных знаковых
систем. Развитие
ситуации.
навыков
художественного
чтения. Развитие
навыков работы в
Милосердие и
сострадание
1 Ком
бини
рова
нный
Милосердие:
готовность помочь
родным и
посторонним людям,
проявление
сострадания,
сердечного участия.
Качества настоящего
друга и их
проявление в
повседневных
отношениях.
парах. Моделирование
поведения,
требующего
проявления доверия
Актуализация и
Милосердие
,
сострадание
,
бескорыстие
,
человеколю
бие.
формализация знаний
учащихся о
социальных явлениях.
Формулирование
определений понятий
«милосердие»,
«сострадание»,
«бескорыстие»,
«человеколюбие».
Освоение навыков
алгоритмизации
деятельности. Развитие
навыков поведения в
ситуации командного
соперничества.
Извлечение
информации из
различных знаковых
систем. Осознанное
формирование
групповых норм.
Моделирование
поведения,
требующего
проявления
милосердия и
сострадания.
Честность, доброта,
порядочность,
понимание,
бескорыстие,
справедливость.
Отношения в
классном коллективе.
Стремление прийти
на помощь людям.
Проявление
милосердия в классе,
школе.
уважения друг
к другу и
окружающим,
стремление
совершать
добрые дела.
Формировать
нравственные
качества
личности: быть
милосердным,
уметь
сострадать,
прийти на
помощь друг
другу в
трудную
минуту.
Воспитывать
среди
учащихся
доброжелатель
ность,
уважение друг
к другу.
применение правил
межличностного
общения.
Регулятивные:
разработка правил
поведения в классе, в
школе.
Познавательные:
ответы на вопросы и
задания к текстам;
выполнение
практических заданий;
работа с условно
графической
наглядностью,
объяснение пословиц.
Коммуникативные:
работа в парах на основе
правил соревнования
команд.
6
Неделя
определен
иями;
соотносить
текст с
рисунком;
выявлять
различие
между
доверием и
доверчиво
стью.
Выявлять
элементы
общечелов
еческих
ценностей,
сострадани
я и
милосерди
я;
соблюдать
правила
дружбы;
дружески
общаться в
коллектив
е;
проявлять
взаимопом
ощь в
классном
коллектив
е. Правда и ложь
1 Ком
бини
рова
нный
Правда – то, что
соответствует
действительности.
Ложь – намеренное
искажение
действительности.
Хитрость. Отличие
понятий «неправда»
и «ложь».
Полуправда, святая
лож
Актуализация и
формализация знаний
учащихся о
социальных явлениях.
Формулирование
определений понятий
«правда», «ложь»,
«полуправда»,
«честность»,
«искренность»,
«правдивость».
Освоение навыков
работы в группах.
Извлечение
информации из
различных знаковых
систем. Развитие
навыков
художественного
чтения. Обучение
анализу различных
высказываний по одной
теме. Моделирование
ситуаций, требующих
проявления
правдивости.
Актуализация и
формализация знаний
учащихся о
социальных явлениях.
Формулирование
определений понятий
«традиция»,
«поколение»,
Традиции
воспитания
1 Ком
бини
рова
нный
Воспитание
положительных
качеств личности.
Традиции, нормы
поведения, обычаи,
ценности,
передаваемые из
поколения в
Правда,
ложь,
полуправда,
честность,
искренность
,
правдивость
.
Формирование
умения
критически
осмысливать
свои поступки,
учиться быть
искренним и
правдивым.
Вырабатывать
потребность
быть честным и
объективным в
оценке своих
действий и
поступков.
Воспитание
нравственных
принципов
собственного
развития
Традиция,
поколение,
сословие,
манеры.
Формирование
эмоционально
положительной
концепции
развития
личности на
примерах
положительны
поколение. Сословия:
дворяне, крестьяне,
«сословие». Освоение
навыков составления
купцы, мещане,
казаки. Общее и
отличие в воспитании
схем и планов.
Извлечение
информации из
х традиций
своего народа,
реализация
межпредметны
х связей с
Регулятивные: при
помощи учителя
7
неделя
определять
нравственные принципы
собственного развития.
Познавательные:
составление схемы;
отработка терминов и
понятий; выполнение
практических заданий;
этическая беседа по
теме сказки;
соотнесение
иллюстрации с текстом,
определение заголовка
иллюстрации; работа с
пословицами и
поговорками.
Коммуникативные:
художественное чтение
и обсуждение стихов;
работа в парах;
сравнение с
сопоставление
различных
высказываний.
Регулятивные:
определение правил
составления схемы,
сложного плана.
Познавательные:
отработка терминов и
понятий; выполнение
заданий, работа по
составлению схем;
составление кроссворда;
ответы на вопросы;
работа с иллюстрациями
Концепци
и по
8
неделя
проявлени
ю
порядочно
сти и
скромност
и,
гордости
за
поступки
наших
предков; детей разных
сословий.
Воспитание в труде и
вере, уважение и
различных знаковых
систем. Развитие
навыков командной
деятельности.
литературой,
русским
языком.
помощь родителям,
Обучение составлению
старшим.
Выполнение
традиций предков.
кроссвордов.
Моделирование
ситуаций, требующих
соблюдения обычаев и
традиций.
учебника.
Коммуникативные:
применение правил
соревнования команд;
чтение и обсуждение
дополнительных
текстов; работа с
пословицами.
Честь и
достоинство
1
Ком
бини
рова
нный
Развитие
Актуализация и
Честь,
представлений о
чести и достоинстве
людей в разные
эпохи: средневековые
рыцари, дворяне.
Умение отвечать за
свои слова и дела.
Дворянский кодекс
чести. Общественное
признание человека,
его заслуг.
Достоинство
человека: доблесть,
искренность и
честность,
скромность и
простота,
благородство души,
чистая совесть. Честь
и достоинство,
патриотизм
современного
молодого человека,
ученика.
достоинство
,
нравственно
сть,
репутация,
совесть,
справедливо
сть,
доблесть,
благородств
о, уважение,
патриотизм.
формализация знаний
учащихся о
социальных явлениях.
Формулирование
определений понятий
«честь»,
«достоинство»,
«доблесть»,
«благородство»,
«патриотизм».
Обучение навыкам
составления
сообщения, ведение
беседы, диспута,
выступление с
сообщением.
Моделирование
ситуаций, требующих
проявления
достойного,
благородного
поведения.
Раскрытие
межпредметны
х связей с
литературой,
историей.
Пробуждение у
учащихся
интереса к
вопросам
нравственност
и. Воспитание
уважения к
традициям
своего народа.
Регулятивные:
определение с помощью
учителя принципов
выявления
межпредметных связей.
Познавательные:
работа с учебником;
чтение стихов, текстов
дополнительного чтения,
применение схем;
проведение беседы;
составление плана
изучение нового.
Коммуникативные:
правила общения во
время беседы и диспута;
выступления учеников с
сообщениями.
9
неделя
умение
раскрыват
ь
авторский
замысел
художеств
енного
произведен
ия,
выявлять в
нём
этические
понятия.
Умение
подбирать
нужные
пословицы
и
поговорки;
соотносить
рисунок с
текстом;
пользовать
ся
словарём в
конце
учебника;
составлять
план для
сообщения
.
Терпимость и
1
Ком
Нормы морали.
Актуализация и
Нормы
Реализация
Регулятивные:
Знать
10 морали,
культура,
религия,
терпимость,
толерантнос
ть, мигрант,
индивидуаль
ность,
национально
сть,
бескорыстие
,
гуманность,
ксенофобия,
обычай.
терпение
бини
рова
нный
Значение слов
«терпимость»
(«толерантность») и
«терпение».
Способность
человека
уважительно
относится к людям
формализация знаний
учащихся о
социальных явлениях.
Формулирование
определений понятий
«культура», «религия»,
«терпимость»,
«толерантность»,
другой
«мигрант»,
национальности,
культуры, религии.
«индивидуальность»,
«национальность»,
Способность
воспринимать
другого как равного
себе. Уникальность –
важнейшее свойство
личности. Качества
личности:
взаимоуважение и
взаимопонимание,
ответственность и
«бескорыстие»,
«гуманность»,
«ксенофобия».
Освоение навыков
работы с карточками,
заполнения таблиц и
схем. Освоение
навыков работы с
анкетами. Развитие
навыков чтения по
доброжелательность,
коммуникабельность
ролям. Моделирование
ситуаций, требующих
и терпимость.
проявления
терпимости и
коммуникабельности.
Мужество
1
Ком
бини
рова
нный
Значение слова
«мужество».
Способность и
убеждение смело
идти навстречу
опасности. Стойкость
в борьбе, духовная
крепость, доблесть,
храбрость, отвага и
смелость в опасных
ситуациях.
Проявление
Актуализация и
формализация знаний
учащихся о
социальных явлениях.
Формулирование
определений понятий
«мужество», «отвага»,
«смелость», «дружба»,
«герой», «героизм».
Использование
элементов причинно –
следственного анализа.
мужества в мирное
Извлечение
Мужество,
доблесть,
смелость,
отвага,
честь,
честность,
достоинство
,
благородств
о, доброта,
дружба,
герой,
героизм.
межпредметны
х связей с
определение принципов
применения блок –
основы
поведения
неделя
литературой,
историей.
Воспитание
уважительного
отношения к
людям другой
национальност
и,
ответственност
и за свои дела
и поступки,
целеустремлён
ности.
Формирование
умения
соизмерять
свои слова и
дела,
разыгрывая
жизненные
ситуации,
усваивать
образцы
поведения их
героев.
Уважительно
пакетов на уроках этики.
Познавательные:
использование блок –
пакетов с заданиями,
работа на карточках;
заполнение схем и
таблиц.
Коммуникативные:
основы анкетирования
(заполнение анкеты);
сообщение учащихся;
чтение текстов по
ролям;
аргументирование
своего ответа
Регулятивные: правила
анализа текстов по
выявлению основ для
принятия решений в
конкретных ситуациях.
Познавательные:
ответы на вопросы,
выполнение заданий;
отгадывание ребуса;
анализ пословиц; подбор
народных сказок, былин,
пословиц, воспевающих
красоту и мужество
в
многонаци
ональном
коллектив
е;
выполнять
поручения
по работе
с детьми
другой
националь
ности;
давать
определен
ия
понятий,
пользуясь
словарём
учебника
Проявлять
взаимопом
ощь,
стремитьс
я
совершать
добрые
дела;
соизмерять
свои
потребнос
ти с
потребнос
11
неделя время. Умение быть
самим собой, идти
своим путём. Вечные
ценности и
добродетели: честь,
честность,
достоинство,
благородство,
доброта, дружба.
Тренировка
мужества. Героизм –
высшее проявление
мужества.
Слово «равнодушие»
и его синонимы.
Умение прийти на
помощь
нуждающимся.
Жестокость: насилие
одной личности над
другой. Связь
насилия с
отрицательными
явлениями нашего
Равнодушие и
жестокость
1
Ком
бини
рова
нный
общества.
Проявление
жестокости по
отношению к
животным,
сверстникам. Цена
человеческой жизни,
её неповторимость,
умение беречь себя,
своих родных и
близких. Борьба со
сквернословием.
Уметь хотеть делать
добрые дела.
информации из
различных знаковых
систем. Освоение
навыков групповой
деятельности.
Моделирование
ситуаций, требующих
проявления мужества,
отваги, смелости,
дружелюбия, героизма.
Актуализация и
формализация знаний
учащихся о
социальных явлениях.
Формулирование
определений понятий
«равнодушие»,
«жестокость»,
«жизненные ценности»,
«нецензурные слова»,
«философия».
Использование
элементов причинно –
следственного анализа.
Извлечение
информации из
различных знаковых
систем. Освоение
навыков работы с
карточками. Освоение
правил ведения
диспутов, споров,
дискуссий. Освоение
навыков
самопрезентации
(подготовки и
Равнодушие,
жестокость,
жизненные
ценности,
сквернослов
ие,
философия.
относится к
героям
прошлого и
настоящего.
Подводить
учеников к
мысли о
важности
сохранения
дружеских
взаимоотношен
ий в классе и в
школе, семье.
Продолжить
работу по
изучению
особенности
семей
классного
коллектива.
Воспитание
чувства
гордости за
поступки
героев наших
дней.
тями
других
людей,
уметь
жертвоват
ь своими
интересам
и во имя
обществен
ных
Поддержи
вать
дружеские
взаимоотн
ошения в
классе и в
школе;
подготови
ть мини –
сочинение;
проанализи
ровать
жизненные
ситуации,
сделать
выводы
12
неделя
героев.
Коммуникативные:
дружеское общение,
взаимопомощь учеников
в ходе подготовки
классных и
общешкольных
воспитательных
мероприятий.
Регулятивные:
определение задач по
выявлению и сохранению
лучших традиций нашего
общества
Познавательные:
работа с табличками;
выполнение заданий
развивающегося
характера по ходу
объяснения; работа с
понятиями и их
значениями на карточках
Коммуникативные:
выступление с
сообщениями; умение
отвечать на вопросы в
логической
последовательности;
соблюдение правил
проведения словесных
споров Самовоспитание
1
Ком
бини
рова
нный
Нормы
нравственности.
Обычаи и традиции,
законы и
выступления с
сообщением).
Актуализация и
формализация знаний
учащихся о
социальных явлениях.
постановления.
Дисциплинированнос
Формулирование
определений понятий
ть, сознательная
дисциплина.
Самовоспитание.
Воспитание воли.
Ближайшие и
отдалённые цели
развития личности.
Пути
самообразования.
Преодоление
трудностей,
самооценка.
Учись учиться
1
Ком
бини
рова
нный
Учение и воспитание
как составные части
образования. Умение
применять знания,
правильно
действовать в
конкретной ситуации.
Нравственность и её
нормы. Приёмы
учения. Алгоритм
подготовки урока,
ответа у доски.
Сочетание труда
умственного и
«сознательная
дисциплина»,
«самовоспитание»,
«самообразование»,
«самооценка».
Развитие навыков
выработки групповых
норм, работа в
группах. Освоение
навыков работы с
карточками.
Использование
элементов причинно –
следственного анализа.
Моделирование
ситуаций
самовоспитания
Актуализация и
формализация знаний
учащихся о
социальных явлениях.
Формулирование
определений понятий
«учение»,
«воспитание».
Развитие навыков
групповых норм,
работы в группах.
Развитие навыков
самопрезентации
(работы у доски).
Нравственно
сть, нормы
нравственно
сти,
сознательна
я
дисциплина,
самовоспита
ние,
самообразов
ание,
самооценка.
Обучение
детей ценить и
дорожить
великим даром
общения,
определение
роли и
значения
самовоспитани
я в этом
процессе.
Регулятивные:
определение правил
самовоспитания,
самодисциплины.
Познавательные:
работа в группах с
раздаточным
материалом; анализ
текста и выделение
основных идей; работа с
анкетой.
Коммуникативные:
конкретизация и
определение правил
работы в группах.
13
неделя
Проявлять
компетент
ность в
соблюдени
е
дисциплин
ы и
самодисци
плины;
анализиров
ать
рассказы
для детей
по
проблеме
урока
Учение,
воспитание,
образование,
коллективиз
м.
14
неделя
Анализ
вопросов и
заданий,
ответы в
логической
последователь
ности.
Определение
нравственных
качеств
личности при
анализе
конкретного
поступка.
Регулятивные:
составление
практических заданий по
решению жизненных
ситуаций.
Познавательные:
выполнение
практических заданий на
доске; работа с текстом
учебника, участие в
игре, отработка
логических операций.
Коммуникативные:
определение правил
Компетенц
ии по
выполнени
ю учебных
заданий в
классе и
дома;
выполнени
ю учебных
заданий в
классе и
дома;
выполнени
ю правил физического. Приёмы
запоминания.
Использование
элементов анализа
Тренировка памяти.
Распорядок дня
ученика. Культура
общения сверстников
на учебном занятии
Средства речи и
правила их
использования в
различных ситуациях.
Правила общения,
беседы. Умение
начать и поддержать
беседу. Особенности
речи русского языка.
Этикет речи. Правила
разговора по
телефону.
Речевой этикет
1
Уро
к
закр
епле
ния
знан
ий
причинно –
следственных связей.
Развитие навыков
участия в игре.
Моделирование
ситуаций, требующих
проявления и развития
навыков учения и
самовоспитания.
Актуализация и
формализация знаний
учащихся о
социальных явлениях.
Формулирование
определений понятий
«речевой этикет»,
«общение». Развитие
навыков
художественного
чтения. Использование
элементов анализа
причинно –
следственных связей.
Освоение навыков
работы с карточками.
Извлечение
информации из
различных знаковых
систем.
Моделирование
ситуаций,
развивающих культуру
речи.
работы в команде.
Определение
алгоритма
подготовки
урока, ответа у
доски.
Речевой
этикет,
общение,
беседа,
вежливость.
Активизация
знаний
речевого
этикета из
межпредметны
х связей.
Воспитание
желания
узнавать новое
о жизни своего
и других
народов,
уважительно к
ним относится.
Регулятивные:
усвоение основ
комплексной работы с
текстами, с карточками
и схемами.
Познавательные:
анализ нового
материала; чтение
стихов, анализ пословиц;
разыгрывание сценок;
работа в группах с блок
– пакетами; выполнение
заданий в парах.
Коммуникативные:
развитие культуры речи
в разных ситуациях.
15
неделя
учебного
труда;
умение и
желание
соблюдать
распорядо
к дня.
Компетенц
ии:
выполнять
правила
речевого
этикета;
проявлять
чувство
уважитель
ного,
терпимого
отношения
к людям
иной
националь
ности,
религии.
Мои права и
обязанности
1
Ком
бини
рова
нный
Устав – основной
документ учебного
заведения. Права и
обязанности ученика.
Актуализация и
Устав, права
Реализация
формализация знаний
учащихся о
и
обязанности
социальных явлениях.
, нормы
межпредметны
х связей с
другими
Регулятивные: основы
составления простого и
сложного планов
Познавательные:
Знание
основ
школьного
Устава,
16
неделя Отражение норм
права и морали в
школьном Уставе.
Обязанность
посещения занятий в
школе. Что
запрещено учащимся.
Ответственность
ученика за свои
поступки. Работа
комиссии по делам
несовершеннолетних
и защите их прав
Итоговый
Обобщить и
систематизировать
знания учащихся по
основам светской
этики
1 Повт
орит
ельн
о
обоб
щаю
щий
морали,
правила
этики и
этикета
Формулирование
определений понятия
«устав». Развитие
навыков составления
простого и сложного
планов. Извлечение
информации из
различных знаковых
систем. Составление
собственных текстов.
Развитие навыков
работы в группах.
Использование
элементов причинно –
следственного анализа.
Развитие навыков
самопрезентации
(подготовка и
выступление с
сообщением).
Моделирование
ситуаций, требующих
дисциплинами.
Развитие
умения
находить в
тексте знания
этического
характера,
знание
основных
правил этики.
Рассмотрение
и анализ
конкретных
ситуаций из
школьной
жизни
анализ нового
материала; чтение
стихов, анализ пословиц;
разыгрывание сценок;
работа в группах с блок
– пакетами; выполнение
заданий в парах.
Коммуникативные:
развитие речи в разных
ситуациях.
запрещающ
их
требовани
й;
проявлени
е
уважитель
ного
отношения
к
учителям,
учащимся
школы.
Умение
подготови
ть
сообщение
о правах и
обязанност
ях
школьника
.
осознанного
выполнения
обязанностей,
осуществления и
защиты прав
Проверка знаний и
умений,
соответствующих
требованиям к
освоению курса
Основные
понятия
курса
Выявление
основных
знаний и
умений
учащихся по
курсу,
проведение их
актуализации.
Обобщений и
систематизаци
я знаний по
курсу этики и
17
неделя
Регулятивные:
составление тестового
задания.
Познавательные:
выполнение заданий
тестового характера,
ответы на вопросы,
соотнесение пословицы с
темой.
Коммуникативные:
основы работы в парах и
группах
Компетенц
ии
владения
основами
этики и
этикета:
знание
понятий и
определен
ий,
соотнесени
е этикета.
Подготовка к
восприятию и
усвоению
курса
обществознани
я
определен
ия с
понятиями
, пословиц
с
изученным
и темами;
выполнени
е тестовых
заданий.
Рабочая программа по Основам духовно – нравственной культуры народов России (модуль «Основы светской этики») для 5 класса (17 часов)
Рабочая программа по Основам духовно – нравственной культуры народов России (модуль «Основы светской этики») для 5 класса (17 часов)
Рабочая программа по Основам духовно – нравственной культуры народов России (модуль «Основы светской этики») для 5 класса (17 часов)
Рабочая программа по Основам духовно – нравственной культуры народов России (модуль «Основы светской этики») для 5 класса (17 часов)
Рабочая программа по Основам духовно – нравственной культуры народов России (модуль «Основы светской этики») для 5 класса (17 часов)
Рабочая программа по Основам духовно – нравственной культуры народов России (модуль «Основы светской этики») для 5 класса (17 часов)
Рабочая программа по Основам духовно – нравственной культуры народов России (модуль «Основы светской этики») для 5 класса (17 часов)
Рабочая программа по Основам духовно – нравственной культуры народов России (модуль «Основы светской этики») для 5 класса (17 часов)
Рабочая программа по Основам духовно – нравственной культуры народов России (модуль «Основы светской этики») для 5 класса (17 часов)
Рабочая программа по Основам духовно – нравственной культуры народов России (модуль «Основы светской этики») для 5 класса (17 часов)
Рабочая программа по Основам духовно – нравственной культуры народов России (модуль «Основы светской этики») для 5 класса (17 часов)
Рабочая программа по Основам духовно – нравственной культуры народов России (модуль «Основы светской этики») для 5 класса (17 часов)
Рабочая программа по Основам духовно – нравственной культуры народов России (модуль «Основы светской этики») для 5 класса (17 часов)
Рабочая программа по Основам духовно – нравственной культуры народов России (модуль «Основы светской этики») для 5 класса (17 часов)
Рабочая программа по Основам духовно – нравственной культуры народов России (модуль «Основы светской этики») для 5 класса (17 часов)
Рабочая программа по Основам духовно – нравственной культуры народов России (модуль «Основы светской этики») для 5 класса (17 часов)
Рабочая программа по Основам духовно – нравственной культуры народов России (модуль «Основы светской этики») для 5 класса (17 часов)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.