Рабочая программа по Основам духовно – нравственной культуры народов России (модуль «Основы светской этики») для 5 класса (17 часов)
Оценка 4.8

Рабочая программа по Основам духовно – нравственной культуры народов России (модуль «Основы светской этики») для 5 класса (17 часов)

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
религиоведение
5 кл
22.05.2018
Рабочая программа по Основам духовно – нравственной культуры народов России (модуль «Основы светской этики») для 5 класса (17 часов)
Рабочая программа курса «Основы светской этики». 5 класс / авт.-сост. М.Т. Студеникин. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. —160 с. — (ФГОС. Инновационная школа).- 17 часов - Для реализации программы используется : учебник М.Т. Студеникин.- основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений.- М.: ООО «Русское слово – учебник»,2012.-192 с
РП 5 ОДКНР.docx
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по Основам духовно – нравственной культуры народов России (модуль «Основы светской этики») для 5 класса разработана на основе:  Требований Федерального  государственного  образовательного стандарта основного общего образования 2010 г;  Концепции   духовно­нравственного   развития   и   воспитания   личности   гражданина   России,   которая   разработана   в   соответствии   с   Конституцией Российской Федерации, Законом РФ «Об образовании», Конвенции о правах ребёнка, на основе Поручения Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр­2009 ВП­П44­4632) и Распоряжения Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП­П44­ 4632.  Не противоречит федеральным законам №124 « Основные гарантии   …» и №125 «О свободе и совести и о религиозных объединениях».  Программа  курса «Основы светской этики». 5 класс / авт.­сост. М.Т. Студеникин. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. —160 с. — (ФГОС. Инновационная школа).  Для реализации используется : учебник М.Т. Студеникин.­ основы духовно­нравственной культуры народов России. Основы светской этики: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений.­ М.: ООО «Русское слово – учебник»,2012.­192 с Место предмета в базисном учебном плане Федеральный базисный учебный план отводит в 5 классе на предметную область «Основы духовно­нравственной культуры народов России» 17 часов. Данная программа рассчитана на 17 учебных часов: вводный урок, 15 тем, итоговое повторение. На каждую тему выделяется один урок (один час).   Характеристика и цели предметной области «Основы духовно­нравственной культуры народов России» В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования 2010 г. имеется обязательная предметная область «Основы духовно­ нравственной культуры народов России». Изучение основ духовно­нравственной культуры предполагает дальнейшее развитие учащихся; воспитание патриотизма,  любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа; формирование готовности к нравственному  самосовершенствованию, духовному саморазвитию; ознакомление с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании  конструктивных отношений в семье и обществе; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; формирование первоначальных  представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в  становлении российской государственности; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной  на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; осознание ценности человеческой жизни. Системно–деятельностный подход, лежащий в основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего  образования, предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям построения демократического гражданского общества на основе  толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества. В соответствии со  Стандартом, на ступени основного общего образования осуществляется дальнейшее формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; духовно­нравственное развитие и воспитание, предусматривающее принятие подростками  моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; укрепление духовного здоровья обучающихся. Характеристика и цели модуля «Основы светской этики» Модуль «Основы светской этики» в рамках предметной области «Основы духовно­нравственной культуры народов России» предполагает изучение духовно­ нравственной культуры и призван ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать первичные представления о морали. Поставлена задача  нравственного развития школьников, воспитания культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей. В процессе учебной  деятельности предстоит дать детям новые нравственные ориентиры и упорядочить уже имеющиеся у них. Поставлены также задачи: (cid:149)  формировать нормы светской морали; (cid:149)  дать представления о светской этике; (cid:149)  познакомить учащихся с основами культур; (cid:149)  развивать представления о значении нравственных норм; (cid:149)  обобщить знания о духовной культуре и морали; (cid:149)  развивать способности к общению; (cid:149)  формировать этическое самосознание; (cid:149)  улучшать взаимоотношения детей и родителей; (cid:149)  противодействовать суициду детей. Данный модуль выступает в качестве связующего звена всего учебно­воспитательного процесса, расширяя знания об этике и этикете, полученные в начальной школе.  Он призван обеспечить общественно значимую мотивацию поведения детей, их поступков. Школьникам следует научиться адекватно оценивать собственное  поведение и поведение других учеников.   На уроках светской этики в 5 классе учащимся предстоит выяснить, кто такой гражданин, в чем состоят его права и обязанности; раскрываются важнейшие  нравственные понятия: честь и достоинство, совесть и порядочность, сострадание и милосердие, правда и ложь и многие другие. Насущным проблемам современного российского общества посвящены темы: «Терпимость и терпение», «Мужество», «Равнодушие и жестокость». При изучении  этих тем ученики убеждаются в ценности самого дорогого, что есть у человека, — жизни. Развитию и совершенствованию личности подростка, его организованности  и самостоятельности помогут темы: «Самовоспитание», «Учись учиться». Особое внимание обращается на формирование спаянного и дружного коллектива класса, умения избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций. На  уроках светской этики осуществляется развитие у детей терпимого отношения к другим народам, понимания особенностей их культуры, ведь культура каждого  народа ценна сама по себе и к ней следует относиться уважительно. Модуль «Основы светской этики» вносит также вклад в формирование у детей коммуникативной и социальной компетентности, социокультурной идентичности, национального самосознания — чувства принадлежности к своей стране и народу. На уроках светской этики ученики знакомятся с Конституцией Российской Федерации, определяющей нормы и правила жизни нашего общества и государства. В  преамбуле к Конституции говорится: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, объединенный общей судьбой…» Задача школы — воспитать будущее  поколение россиян, которые должны обеспечить устойчивость, консолидацию, целостность нашего общества и государства. Изучая основы светской этики, следует воспользоваться благоприятными возможностями для знакомства детей с основами этикета. Они узнают много полезного о  правилах поведения за столом и общении с гостями, о поведении в музее и театре, о культуре внешнего вида и многом другом. Этикет не обременяет основной курс,  а делает его более интересным и полезным для учащихся, особенно если сложится стиль взаимоотношения учителя с учениками, основанный на нормах этики и  этикета. Ученикам интересно будет познакомиться с историей возникновения и развития этикета, его особенностями в разные эпохи у разных народов, узнать о  происхождении тех или иных правил поведения, уяснить смысл, казалось бы, хорошо знакомых всем терминов и понятий. Детский возраст важен для социализации ребенка, когда дети познают одобряемые и неодобряемые формы поведения. У них еще слишком мал собственный опыт, и  задача школы на уроках светской этики — помочь им усвоить положительный опыт поведения других людей. Содержание курса дает детям возможность на  «физиологическом уровне» легко и прочно усвоить ценные знания поведенческого характера, которые могут и должны стать стержнем их позитивного поведения в  последующей жизни. У учеников формируется положительное, доброжелательное отношение к окружающим людям и обществу в целом, к духовным и культурным  ценностям. У них возникает потребность выполнять в повседневной жизни социальные нормы и правила поведения. В связи с этим важен деятельностный подход в обучении, проявление  активности и самостоятельности учащихся в получении новых знаний. Большое внимание обращается на деятельность ученика по анализу текста, его логической  обработке при составлении плана, решению практических задач. В процессе деятельности у учеников возникают положительные эмоции, им нравится, хочется  работать, появляется чувство удовольствия от умственной деятельности, формируются познавательные потребности. В ходе изучения светской этики и этикета у учеников вырабатываются социально­коммуникативные умения: говорить и слушать, участвовать в беседе,  дискутировать, аргументированно обосновывать свою точку зрения. Итогом этой работы станет завершающая тема курса «Речевой этикет». На уроках светской этики учитель устанавливает и реализует межпредметные связи с русским языком, литературой, историей, изобразительным искусством,  музыкой. Межпредметные связи присутствуют как в основных и дополнительных текстах, так в вопросах и заданиях к ним. Ученики, например, определяют части  речи, находят однокоренные слова, вспоминают героев произведений детской литературы, рассматривают положительные и отрицательные стороны их поступков. В  ходе диалога­беседы ученики оценивают поступки героев, выясняют свою собственную позицию.  Курс этики считается светским, однако он небезразличен к религиозным ценностям верующих людей. В ознакомительном порядке учащиеся узнают об основных  религиях россиян. Требования к результатам обучения и освоения содержания модуля «Основы светской этики» Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования определяет как знаниевый компонент содержания образования, так и  формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к  организации самостоятельной учебной деятельности ученика. Стандарт ориентирует на становление следующих характеристик школьника: Личностные результаты (cid:149)  Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; знание  культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей  многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; (cid:149)  формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, а также на основе положительного отношения к труду; (cid:149)  осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; (cid:149)  формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; (cid:149)  формирование целостного мировоззрения, учитывающего духовное многообразие современного мира; (cid:149)  формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми; (cid:149)  формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, к истории,  культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми достигать в нем  взаимопонимания. Предметные результаты (cid:149)  Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным  чувствам, взглядам людей или их отсутствию; (cid:149)  самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; (cid:149)  формирование представлений об основах светской этики; (cid:149)  понимание значения нравственности в жизни человека, семьи и общества. Метапредметные результаты (cid:149)  Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать  мотивы и интересы своей познавательной деятельности; (cid:149)  умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и  познавательных задач; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; (cid:149)  умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; (cid:149)  (cid:149)  умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее  решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; (cid:149)  умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и  регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.       СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Введение (1 час) Знакомство с новым учебником. Повторение пройденного в 4 классе. Тема 1. Гражданин России (1 час) Понятия гражданин и гражданство. Конституция — Основной закон РФ. Основные права и обязанности граждан РФ. Выполнение обязанностей — гражданский  долг каждого гражданина России. Управление государством. Президент, Председатель Правительства, министр. Федеральное Собрание. Совет Федерации.  Государственная Дума. Столица, герб, флаг, гимн Российской Федерации. Уважительное отношение к символам государства. Тема 2. Порядочность (1 час) Понятие порядочности. Связь слов порядочность и порядок. Качества порядочного человека: справедливость, внутренняя стойкость, смелость, решительность.  Взаимосвязь порядочности, благородства, достоинства, великодушия. Общественная ценность порядочности. Тема 3. Совесть (1 час) Понятие совести. Совесть — важнейшая составная часть порядочности человека. Чувство угрызения совести. Развитие чувства совести. Умение понять и простить.  Правдивость и ее цена. Взаимосвязь совести и сострадания, совести и стыда. Совесть — «внутренний голос человека». Жить по законам совести. Несовместимость совести с  эгоизмом и корыстолюбием. Кодекс взаимоотношений одноклассников. Тема 4. Доверие и доверчивость (1 час) Доверие — важнейшее качество личности. Понятие доверия. Признаки личного доверия. Возникновение доверительных отношений. Доверие и доверчивость.  Правила установления дове­ рительных отношений. Что значит потерять доверие. Понятие самодоверия. Как следует поступить в экстренных случаях. Телефон доверия. Психологическая  помощь. Тема 5. Милосердие и сострадание (1 час) Понятие милосердия. Общественная ценность милосердия. Взаимосвязь сострадания и милосердия, милосердия и жалости. Антиподы милосердия. Обязанности  учащихся по отношению к другим людям. Проявление интереса к жизни другого человека, стремление ему помочь. Человеколюбие. Правила милосердия.  Воспитание милосердия. Умение понять и простить. Тема 6. Правда и ложь (1 час) Правда и неправда, полуправда, ложь. Правда — то, что соответствует действительности. Ложь — намеренное искажение действительности. Искренность.  Честность. Взаимосвязь правдивости и душевного покоя. Святая ложь. Из истории лжи. Тема 7. Традиции воспитания (1 час) Традиция. Сословия: крестьяне, казаки, купцы, дворяне. Традиции воспитания у разных сословий. Дворяне России, их традиции и правила поведения. Требования к  воспитанию и домашнему обучению мальчиков и девочек. Дворянский этикет. Тема 8. Честь и достоинство (1 час) Родовая и сословная честь. Представление рыцарей средневековой Европы о чести. Дворянская честь. Дуэль — способ решения вопросов чести. Цена честного слова. Чувство долга. Поступки достойные и недостойные. Достоинство. Благородство — высшее проявление человеческого достоинства. Герои Великой Отечественной  войны 1941—1945 гг. и наших дней. Патриоты России. Проявление патриотизма учащихся.   Тема 9. Терпимость и терпение (1 час) Отношение к людям иной национальности, религии, культуры, привычек и убеждений. Российское многонациональное государство. Что такое терпимость  (толерантность). Уважение свободы другого человека, проявление великодушия и расположенности к другим людям. Роль мигрантов в жизни наших городов.  Правила толерантного общения. Различие понятий терпение и терпимость. Тема 10. Мужество (1 час) Понятие мужества. Смелость и решительность, сила духа, продуманность действий, самоконтроль, преодоление чувства страха и неуверенности. Убежденность в  необходимости и полезности действий в чрезвычайных обстоятельствах. Повседневное проявление мужества. Взаимосвязь вечных ценностей — чести, достоинства, благородства, доброты, дружбы. Примеры мужества. Умение защитить своих близких и себя. Тренировка мужества. Героизм — высшее проявление мужества.  Кавалеры ордена Мужества. Тема 11. Равнодушие и жестокость (1 час) Проявления жестокости детей и их последствия. Умение и желание контролировать свои поступки. Равнодушие и жестокость. Жизнь человека — высшая  ценность. Насилие в отношении детей — нарушение прав человека. Вред сквернословия. Тема 12. Самовоспитание (1 час) Соблюдение норм нравственности — важнейшее общественное требование. Дисциплинированность и сознательная дисциплина. Умение контролировать свои дела и поступки. Правила учебной работы в группе. Умение осознать ошибки и больше их не повторять. Воспитание воли. Познание своих положительных и отрицательных  качеств. Планирование предполагаемых действий, оценка результатов. Пути самообразования и самовоспитания. Воспитание чувства самоуважения. Тема 13. Учись учиться (1 час) Цель обучения в школе. Приемы работы учащихся со школьным учебником. Выработка у учеников уверенности в себе и своих делах. Приемы работы учеников на  уроке. Рекомендации по развитию воли. Умение распределять внимание. Совершенствование памяти подростка. Правила и приемы запоминания. Сочетание труда  умственного и физического. Тема 14. Речевой этикет (1 час) Средства речи и правила их использования в разных жизненных ситуациях. Начало, основная часть и завершение беседы. Употребление личных местоимений ты и  вы. Правила знакомства детей и взрослых. Обращения с просьбой к незнакомым людям в магазине, на транспорте. Формы обращения. Правила общения подростков.  Что значит быть эрудированным собеседником. Значимость излагаемой информации. Правила беседы. Человека красят не столько слова, сколько дела. Этикет  разговора по телефону. Тема 15. Мои права и обязанности (1 час) Права и обязанности учащихся. Соблюдение правил школьного распорядка. Обязанность посещения учащимися школьных занятий, добросовестного учебного  труда. Участие в самообслуживающем труде. Единство действий классного руководителя и родителей учащихся. Требования к поведению учащихся в школе. Комиссии по делам  несовершеннолетних и защите их прав. Итоговое повторение (1 час) Список   литературы 1.Программа курса «Основы светской этики». 5 класс / авт.­сост. М.Т. Студеникин.  2. Студеникин М.Т. «Основы светской этики»: учебник для 5 класса, М.: ООО «Русское слово­учебник», 2012г.     Тема урока Введение в предмет К о л­ в о  ч ас о в 1 Тематическое планирование. Тип урок а Содержание урока (уроков) Виды учебной деятельности Понятия Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) Предметные Метапредметные Личностны е Даты провед ения (план/ факт) Ввод ный Народы России, их духовно­ Актуализация и формализация знаний нравственная культура. Учебник «Основы духовно­ нравственной культуры народов России.  Основы светской этики», его структура учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «духовно­ нравственная культура», «этика», «этикет», «светский», «народ», «националь­ ность», «мораль», «нравственность». Фиксация информации в различных знаковых системах Ознакомление с основными общечеловечес кими нормами поведения, правилами, принятыми в обществе. Духовно­ нравственна я культура, этика, этикет, светский, народ, национально сть, мораль, нравственно сть Дружелюб ное 1 неделя отношение друг к другу; знание практичес кой пользы этики и этикета. Регулятивные: при помощи учителя определить последовательность анализа параграфа. Познавательные: выразительно читать; осуществлять; словарную работу. Коммуникативные: знать правила коллективной работы; уметь читать по ролям и обсуждать прочитанное.  Гражданин России 1 Уро к перв Понятие Родины. Российская Федерация. Актуализация и формализация знаний учащихся о Родина, народ, Россия, Расширение представлений о Родине, Регулятивные: определение алгоритма ответа по плану. Интерес к познанию родной 2 неделя ично го изуч ения и закр епле ния новы х знан ий Порядочность  1  Ком бини рова нный Важнейшие положения Конституции РФ. Права и обязанности граждан. Государственное устройство Понятия «этика», «мораль» (нравственность). Назначение этики, её категории. Нормы этика, их развитие и совершенствование. Порядочность: честность, надёжность, соблюдение норм морали. Достоинство и благородство  Российская Федерация, государство, гражданин, гражданство , права и обязанности , государстве нные символы, Президент, Правительст во, парламент Этика, мораль, нормы морали, порядочност ь, благородств о, достоинство , справедливо сть.  социальных явлениях. Формулирование определений понятий «родина», «Россия», «Российская Федерация», «государство», «гражданин», «гражданство», «права», «обязанности», «государственные символы», «». Обучение алгоритмизации деятельности. Извлечение информации из различных знаковых систем    Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «нормы морали», «тактичность», «порядочность», «благородство», «достоинство», «справедливость». Извлечение информации из различных знаковых систем. Моделирование поведения, требующего родном крае, патриотизме. Знакомство с Основным законом страны Познавательные: работа с отдельными статьями Конституции РФ, текстами и иллюстрациями учебника, с плакатами, ответы на вопросы викторины. Коммуникативные: взаимопомощь и доброжелательность общения среди детей различных национальностей Регулятивные: усвоение правил работы с учебником. Познавательные: чтение текстов; ответы на вопросы, выполнение заданий; работа со словарём по определению значений понятий; работа с условно графической наглядностью. Коммуникативные: культурное и вежливое общение в коллективе.  Овладение навыками культурного поведения, формирования нравственной культуры учащихся; отработка практических ситуаций проявления порядочности в повседневной жизни. Пробуждать стремление к самосовершенс твованию и страны, усвоение понятий», «государст в», «Конститу ция», «права», «обязаннос ти», 3 неделя «государст венные символы»   Разрешени е  элементов  практичес ких  ситуаций в повседневн ой жизни.  Пробужде ние  стремлени я  совершать  добрые  дела, быть  порядочны м  человеком. Совесть  1  Ком бини рова нный Доверие и доверчивость  1  Ком бини рова нный проявления тактичности, порядочности, благородства, достоинства.        Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «совесть», «стыд», «сострадание», «правдивость», «эгоизм», «корысть». Освоение навыков составления схем. Моделирование поведения, требующего проявления вежливости, доброжелательности. Обучение навыкам самоконтроля.     Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «доверие», «самодоверие», «доверчивость».  Совесть,  стыд,  порядочност ь,  сострадание ,  правдивость , эгоизм,  корысть Доверие, самодоверие , доверчивост ь.  Обучение составлению сложного плана и работе по нему. Извлечение благородству.   Воспитание вежливого поведения, доброжелатель ного отношения к окружающим, потребности оценивать свои поступки, осознавать обязанности, оценивать их выполнение, контролироват ь себя.   Формирование представлений о нравственност и человека за свои поступки. Отличие доверия от доверчивости. Воспитание доброты и милосердия, доброжелатель информации из ности, Регулятивные: определение отработки терминов и понятий. Познавательные: выполнение заданий по закреплению материала; отработка терминов и понятий; чтение текста и составление схемы.    Коммуникативные: соблюдение правил вежливости и этикета.   Регулятивные: выявление алгоритма сложного плана изучения нового, работа по этому плану. Познавательные: работа со словарём по определению терминов и понятий; практические задания. Коммуникативные: художественное чтение и обсуждение стихов; работа в парах; 4 неделя 5 неделя Компетент ность в оценивани и своих поступков, определен ии обязанност ей и оценивани е их выполнени я.  Выявлять элементы общечелов еческих ценностей; объяснять смысл пословиц и поговорок; определят ь значения слов; соотносить понятия с Способность ученика оценивать свои поступки, осознавать свои обязанности, оценивать их выполнение, контролировать себя. Ответственность за свои дела. Правила взаимоотношений учеников класса, школы.   Важнейшие качества личности: порядочность, совесть, доверие. Убеждённость в честности и порядочности товарища, вера в искренность и добросовестность его поступков. Откровенность. Доверие и доверчивость. Самодоверие. Советы в сложной жизненной различных знаковых систем. Развитие ситуации.   навыков художественного чтения. Развитие навыков работы в Милосердие и сострадание 1  Ком бини рова нный Милосердие: готовность помочь родным и посторонним людям, проявление сострадания, сердечного участия. Качества настоящего друга и их проявление в повседневных отношениях. парах. Моделирование поведения, требующего проявления доверия  Актуализация и Милосердие , сострадание , бескорыстие , человеколю бие.  формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «милосердие», «сострадание», «бескорыстие», «человеколюбие». Освоение навыков алгоритмизации деятельности. Развитие навыков поведения в ситуации командного соперничества. Извлечение информации из различных знаковых систем. Осознанное формирование групповых норм. Моделирование поведения, требующего проявления милосердия и сострадания.   Честность, доброта, порядочность, понимание, бескорыстие, справедливость. Отношения в классном коллективе. Стремление прийти на помощь людям. Проявление милосердия в классе, школе.  уважения друг к другу и окружающим, стремление совершать добрые дела.  Формировать нравственные качества личности: быть милосердным, уметь сострадать, прийти на помощь друг другу в трудную минуту. Воспитывать среди учащихся доброжелатель ность, уважение друг к другу.  применение правил межличностного общения.   Регулятивные: разработка правил поведения в классе, в школе. Познавательные: ответы на вопросы и задания к текстам; выполнение практических заданий; работа с условно­ графической наглядностью, объяснение пословиц. Коммуникативные: работа в парах на основе правил соревнования команд.  6 Неделя определен иями; соотносить текст с рисунком; выявлять различие между доверием и доверчиво стью.  Выявлять элементы общечелов еческих ценностей, сострадани я и милосерди я; соблюдать правила дружбы; дружески общаться в коллектив е; проявлять взаимопом ощь в классном коллектив е. Правда и ложь 1  Ком бини рова нный Правда – то, что соответствует действительности. Ложь – намеренное искажение действительности. Хитрость. Отличие понятий «неправда» и «ложь». Полуправда, святая лож  Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «правда», «ложь», «полуправда», «честность», «искренность», «правдивость». Освоение навыков работы в группах. Извлечение информации из различных знаковых систем. Развитие навыков художественного чтения. Обучение анализу различных высказываний по одной теме. Моделирование ситуаций, требующих проявления правдивости.    Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «традиция», «поколение», Традиции воспитания  1  Ком бини рова нный Воспитание положительных качеств личности. Традиции, нормы поведения, обычаи, ценности, передаваемые из поколения в Правда, ложь, полуправда, честность, искренность , правдивость .  Формирование умения критически осмысливать свои поступки, учиться быть искренним и правдивым. Вырабатывать потребность быть честным и объективным в оценке своих действий и поступков. Воспитание нравственных принципов собственного развития  Традиция, поколение, сословие, манеры.  Формирование эмоционально положительной концепции развития личности на примерах положительны поколение. Сословия: дворяне, крестьяне, «сословие». Освоение навыков составления купцы, мещане, казаки. Общее и отличие в воспитании схем и планов. Извлечение информации из х традиций своего народа, реализация межпредметны х связей с Регулятивные: при помощи учителя   7 неделя определять нравственные принципы собственного развития. Познавательные: составление схемы; отработка терминов и понятий; выполнение практических заданий; этическая беседа по теме сказки; соотнесение иллюстрации с текстом, определение заголовка иллюстрации; работа с пословицами и поговорками. Коммуникативные: художественное чтение и обсуждение стихов; работа в парах; сравнение с сопоставление различных высказываний.  Регулятивные: определение правил составления схемы, сложного плана. Познавательные: отработка терминов и понятий; выполнение заданий, работа по составлению схем; составление кроссворда; ответы на вопросы; работа с иллюстрациями  Концепци и по 8 неделя проявлени ю порядочно сти и скромност и, гордости за поступки наших предков; детей разных сословий. Воспитание в труде и вере, уважение и различных знаковых систем. Развитие навыков командной деятельности. литературой, русским языком.   помощь родителям, Обучение составлению старшим. Выполнение традиций предков.  кроссвордов. Моделирование ситуаций, требующих соблюдения обычаев и традиций.   учебника. Коммуникативные: применение правил соревнования команд; чтение и обсуждение дополнительных текстов; работа с пословицами.    Честь и  достоинство 1 Ком бини рова нный Развитие Актуализация и Честь, представлений о чести и достоинстве людей в разные эпохи: средневековые рыцари, дворяне. Умение отвечать за свои слова и дела. Дворянский кодекс чести. Общественное признание человека, его заслуг. Достоинство человека: доблесть, искренность и честность, скромность и простота, благородство души, чистая совесть. Честь и достоинство, патриотизм современного молодого человека, ученика. достоинство , нравственно сть, репутация, совесть, справедливо сть, доблесть, благородств о, уважение, патриотизм. формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «честь», «достоинство», «доблесть», «благородство», «патриотизм». Обучение навыкам составления сообщения, ведение беседы, диспута, выступление с сообщением. Моделирование ситуаций, требующих проявления достойного, благородного поведения. Раскрытие межпредметны х связей с литературой, историей. Пробуждение у учащихся интереса к вопросам нравственност и. Воспитание уважения к традициям своего народа. Регулятивные: определение с помощью учителя принципов выявления межпредметных связей. Познавательные: работа с учебником; чтение стихов, текстов дополнительного чтения, применение схем; проведение беседы; составление плана изучение нового. Коммуникативные: правила общения во время беседы и диспута; выступления учеников с сообщениями.    9 неделя умение раскрыват ь авторский замысел художеств енного произведен ия, выявлять в нём этические понятия. Умение подбирать нужные пословицы и поговорки; соотносить рисунок с текстом; пользовать ся словарём в конце учебника; составлять план для сообщения . Терпимость и  1 Ком Нормы морали. Актуализация и Нормы Реализация Регулятивные: Знать 10 морали, культура, религия, терпимость, толерантнос ть, мигрант, индивидуаль ность, национально сть, бескорыстие , гуманность, ксенофобия, обычай.   терпение бини рова нный Значение слов «терпимость» («толерантность») и «терпение». Способность человека уважительно относится к людям формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «культура», «религия», «терпимость», «толерантность», другой «мигрант», национальности, культуры, религии. «индивидуальность», «национальность», Способность воспринимать другого как равного себе. Уникальность – важнейшее свойство личности. Качества личности: взаимоуважение и взаимопонимание, ответственность и «бескорыстие», «гуманность», «ксенофобия». Освоение навыков работы с карточками, заполнения таблиц и схем. Освоение навыков работы с анкетами. Развитие навыков чтения по доброжелательность, коммуникабельность ролям. Моделирование ситуаций, требующих и терпимость. проявления терпимости и коммуникабельности. Мужество 1 Ком бини рова нный Значение слова «мужество». Способность и убеждение смело идти навстречу опасности. Стойкость в борьбе, духовная крепость, доблесть, храбрость, отвага и смелость в опасных ситуациях. Проявление Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «мужество», «отвага», «смелость», «дружба», «герой», «героизм». Использование элементов причинно – следственного анализа. мужества в мирное Извлечение Мужество, доблесть, смелость, отвага, честь, честность, достоинство , благородств о, доброта, дружба, герой, героизм. межпредметны х связей с определение принципов применения блок – основы поведения неделя литературой, историей. Воспитание уважительного отношения к людям другой национальност и, ответственност и за свои дела и поступки, целеустремлён ности. Формирование умения соизмерять свои слова и дела, разыгрывая жизненные ситуации, усваивать образцы поведения их героев. Уважительно пакетов на уроках этики. Познавательные: использование блок – пакетов с заданиями, работа на карточках; заполнение схем и таблиц. Коммуникативные: основы анкетирования (заполнение анкеты); сообщение учащихся; чтение текстов по ролям; аргументирование своего ответа   Регулятивные: правила анализа текстов по выявлению основ для принятия решений в конкретных ситуациях. Познавательные: ответы на вопросы, выполнение заданий; отгадывание ребуса; анализ пословиц; подбор народных сказок, былин, пословиц, воспевающих красоту и мужество в многонаци ональном коллектив е; выполнять поручения по работе с детьми другой националь ности; давать определен ия понятий, пользуясь словарём учебника Проявлять взаимопом ощь, стремитьс я совершать добрые дела; соизмерять свои потребнос ти с потребнос 11 неделя время. Умение быть самим собой, идти своим путём. Вечные ценности и добродетели: честь, честность, достоинство, благородство, доброта, дружба. Тренировка мужества. Героизм – высшее проявление мужества. Слово «равнодушие» и его синонимы. Умение прийти на помощь нуждающимся. Жестокость: насилие одной личности над другой. Связь насилия с отрицательными явлениями нашего Равнодушие и  жестокость 1 Ком бини рова нный общества. Проявление жестокости по отношению к животным, сверстникам. Цена человеческой жизни, её неповторимость, умение беречь себя, своих родных и близких. Борьба со сквернословием. Уметь хотеть делать добрые дела. информации из различных знаковых систем. Освоение навыков групповой деятельности. Моделирование ситуаций, требующих проявления мужества, отваги, смелости, дружелюбия, героизма. Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «равнодушие», «жестокость», «жизненные ценности», «нецензурные слова», «философия». Использование элементов причинно – следственного анализа. Извлечение информации из различных знаковых систем. Освоение навыков работы с карточками. Освоение правил ведения диспутов, споров, дискуссий. Освоение навыков самопрезентации (подготовки и Равнодушие, жестокость, жизненные ценности, сквернослов ие, философия. относится к героям прошлого и настоящего. Подводить учеников к мысли о важности сохранения дружеских взаимоотношен ий в классе и в школе, семье. Продолжить работу по изучению особенности семей классного коллектива. Воспитание чувства гордости за поступки героев наших дней.  тями других людей, уметь жертвоват ь своими интересам и во имя обществен ных Поддержи вать дружеские взаимоотн ошения в классе и в школе; подготови ть мини – сочинение; проанализи ровать жизненные ситуации, сделать выводы 12 неделя героев. Коммуникативные: дружеское общение, взаимопомощь учеников в ходе подготовки классных и общешкольных воспитательных мероприятий. Регулятивные: определение задач по выявлению и сохранению лучших традиций нашего общества Познавательные: работа с табличками; выполнение заданий развивающегося характера по ходу объяснения; работа с понятиями и их значениями на карточках Коммуникативные: выступление с сообщениями; умение отвечать на вопросы в логической последовательности; соблюдение правил проведения словесных споров Самовоспитание 1 Ком бини рова нный Нормы нравственности. Обычаи и традиции, законы и выступления с сообщением). Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. постановления. Дисциплинированнос Формулирование определений понятий ть, сознательная дисциплина. Самовоспитание. Воспитание воли. Ближайшие и отдалённые цели развития личности. Пути самообразования. Преодоление трудностей, самооценка. Учись учиться 1 Ком бини рова нный Учение и воспитание как составные части образования. Умение применять знания, правильно действовать в конкретной ситуации. Нравственность и её нормы. Приёмы учения. Алгоритм подготовки урока, ответа у доски. Сочетание труда умственного и «сознательная дисциплина», «самовоспитание», «самообразование», «самооценка». Развитие навыков выработки групповых норм, работа в группах. Освоение навыков работы с карточками. Использование элементов причинно – следственного анализа. Моделирование ситуаций самовоспитания Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «учение», «воспитание». Развитие навыков групповых норм, работы в группах. Развитие навыков самопрезентации (работы у доски). Нравственно сть, нормы нравственно сти, сознательна я дисциплина, самовоспита ние, самообразов ание, самооценка. Обучение детей ценить и дорожить великим даром общения, определение роли и значения самовоспитани я в этом процессе. Регулятивные: определение правил самовоспитания, самодисциплины. Познавательные: работа в группах с раздаточным материалом; анализ текста и выделение основных идей; работа с анкетой. Коммуникативные: конкретизация и определение правил работы в группах. 13 неделя Проявлять компетент ность в соблюдени е дисциплин ы и самодисци плины; анализиров ать рассказы для детей по проблеме урока Учение, воспитание, образование, коллективиз м. 14 неделя Анализ вопросов и заданий, ответы в логической последователь ности. Определение нравственных качеств личности при анализе конкретного поступка. Регулятивные: составление практических заданий по решению жизненных ситуаций. Познавательные: выполнение практических заданий на доске; работа с текстом учебника, участие в игре, отработка логических операций. Коммуникативные: определение правил Компетенц ии по выполнени ю учебных заданий в классе и дома; выполнени ю учебных заданий в классе и дома; выполнени ю правил физического. Приёмы запоминания. Использование элементов анализа Тренировка памяти. Распорядок дня ученика. Культура общения сверстников на учебном занятии Средства речи и правила их использования в различных ситуациях. Правила общения, беседы. Умение начать и поддержать беседу. Особенности речи русского языка. Этикет речи. Правила разговора по телефону. Речевой этикет 1 Уро к закр епле ния знан ий причинно – следственных связей. Развитие навыков участия в игре. Моделирование ситуаций, требующих проявления и развития навыков учения и самовоспитания. Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «речевой этикет», «общение». Развитие навыков художественного чтения. Использование элементов анализа причинно – следственных связей. Освоение навыков работы с карточками. Извлечение информации из различных знаковых систем. Моделирование ситуаций, развивающих культуру речи. работы в команде. Определение алгоритма подготовки урока, ответа у доски. Речевой этикет, общение, беседа, вежливость. Активизация знаний речевого этикета из межпредметны х связей. Воспитание желания узнавать новое о жизни своего и других народов, уважительно к ним относится. Регулятивные: усвоение основ комплексной работы с текстами, с карточками и схемами. Познавательные: анализ нового материала; чтение стихов, анализ пословиц; разыгрывание сценок; работа в группах с блок – пакетами; выполнение заданий в парах. Коммуникативные: развитие культуры речи в разных ситуациях. 15 неделя учебного труда; умение и желание соблюдать распорядо к дня. Компетенц ии: выполнять правила речевого этикета; проявлять чувство уважитель ного, терпимого отношения к людям иной националь ности, религии. Мои права и  обязанности 1 Ком бини рова нный Устав – основной документ учебного заведения. Права и обязанности ученика. Актуализация и Устав, права Реализация формализация знаний учащихся о и обязанности социальных явлениях. , нормы межпредметны х связей с другими Регулятивные: основы составления простого и сложного планов Познавательные: Знание основ школьного Устава, 16 неделя Отражение норм права и морали в школьном Уставе. Обязанность посещения занятий в школе. Что запрещено учащимся. Ответственность ученика за свои поступки. Работа комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Итоговый Обобщить и систематизировать знания учащихся по основам светской этики 1 Повт орит ельн о­ обоб щаю щий морали, правила этики и этикета Формулирование определений понятия «устав». Развитие навыков составления простого и сложного планов. Извлечение информации из различных знаковых систем. Составление собственных текстов. Развитие навыков работы в группах. Использование элементов причинно – следственного анализа. Развитие навыков самопрезентации (подготовка и выступление с сообщением). Моделирование ситуаций, требующих дисциплинами. Развитие умения находить в тексте знания этического характера, знание основных правил этики. Рассмотрение и анализ конкретных ситуаций из школьной жизни анализ нового материала; чтение стихов, анализ пословиц; разыгрывание сценок; работа в группах с блок – пакетами; выполнение заданий в парах. Коммуникативные: развитие речи в разных ситуациях. запрещающ их требовани й; проявлени е уважитель ного отношения к учителям, учащимся школы. Умение подготови ть сообщение о правах и обязанност ях школьника . осознанного выполнения обязанностей, осуществления и защиты прав Проверка знаний и умений, соответствующих требованиям к освоению курса  Основные понятия курса Выявление основных знаний и умений учащихся по курсу, проведение их актуализации. Обобщений и систематизаци я знаний по курсу этики и 17 неделя Регулятивные: составление тестового задания. Познавательные: выполнение заданий тестового характера, ответы на вопросы, соотнесение пословицы с темой. Коммуникативные: основы работы в парах и группах Компетенц ии владения основами этики и этикета: знание понятий и определен ий, соотнесени е этикета. Подготовка к восприятию и усвоению курса обществознани я   определен ия с понятиями , пословиц с изученным и темами; выполнени е тестовых заданий.

Рабочая программа по Основам духовно – нравственной культуры народов России (модуль «Основы светской этики») для 5 класса (17 часов)

Рабочая программа по Основам духовно – нравственной культуры народов России (модуль «Основы светской этики») для 5 класса (17 часов)

Рабочая программа по Основам духовно – нравственной культуры народов России (модуль «Основы светской этики») для 5 класса (17 часов)

Рабочая программа по Основам духовно – нравственной культуры народов России (модуль «Основы светской этики») для 5 класса (17 часов)

Рабочая программа по Основам духовно – нравственной культуры народов России (модуль «Основы светской этики») для 5 класса (17 часов)

Рабочая программа по Основам духовно – нравственной культуры народов России (модуль «Основы светской этики») для 5 класса (17 часов)

Рабочая программа по Основам духовно – нравственной культуры народов России (модуль «Основы светской этики») для 5 класса (17 часов)

Рабочая программа по Основам духовно – нравственной культуры народов России (модуль «Основы светской этики») для 5 класса (17 часов)

Рабочая программа по Основам духовно – нравственной культуры народов России (модуль «Основы светской этики») для 5 класса (17 часов)

Рабочая программа по Основам духовно – нравственной культуры народов России (модуль «Основы светской этики») для 5 класса (17 часов)

Рабочая программа по Основам духовно – нравственной культуры народов России (модуль «Основы светской этики») для 5 класса (17 часов)

Рабочая программа по Основам духовно – нравственной культуры народов России (модуль «Основы светской этики») для 5 класса (17 часов)

Рабочая программа по Основам духовно – нравственной культуры народов России (модуль «Основы светской этики») для 5 класса (17 часов)

Рабочая программа по Основам духовно – нравственной культуры народов России (модуль «Основы светской этики») для 5 класса (17 часов)

Рабочая программа по Основам духовно – нравственной культуры народов России (модуль «Основы светской этики») для 5 класса (17 часов)

Рабочая программа по Основам духовно – нравственной культуры народов России (модуль «Основы светской этики») для 5 класса (17 часов)

Рабочая программа по Основам духовно – нравственной культуры народов России (модуль «Основы светской этики») для 5 класса (17 часов)

Рабочая программа по Основам духовно – нравственной культуры народов России (модуль «Основы светской этики») для 5 класса (17 часов)

Рабочая программа по Основам духовно – нравственной культуры народов России (модуль «Основы светской этики») для 5 класса (17 часов)

Рабочая программа по Основам духовно – нравственной культуры народов России (модуль «Основы светской этики») для 5 класса (17 часов)

Рабочая программа по Основам духовно – нравственной культуры народов России (модуль «Основы светской этики») для 5 класса (17 часов)

Рабочая программа по Основам духовно – нравственной культуры народов России (модуль «Основы светской этики») для 5 класса (17 часов)

Рабочая программа по Основам духовно – нравственной культуры народов России (модуль «Основы светской этики») для 5 класса (17 часов)

Рабочая программа по Основам духовно – нравственной культуры народов России (модуль «Основы светской этики») для 5 класса (17 часов)

Рабочая программа по Основам духовно – нравственной культуры народов России (модуль «Основы светской этики») для 5 класса (17 часов)

Рабочая программа по Основам духовно – нравственной культуры народов России (модуль «Основы светской этики») для 5 класса (17 часов)

Рабочая программа по Основам духовно – нравственной культуры народов России (модуль «Основы светской этики») для 5 класса (17 часов)

Рабочая программа по Основам духовно – нравственной культуры народов России (модуль «Основы светской этики») для 5 класса (17 часов)

Рабочая программа по Основам духовно – нравственной культуры народов России (модуль «Основы светской этики») для 5 класса (17 часов)

Рабочая программа по Основам духовно – нравственной культуры народов России (модуль «Основы светской этики») для 5 класса (17 часов)

Рабочая программа по Основам духовно – нравственной культуры народов России (модуль «Основы светской этики») для 5 класса (17 часов)

Рабочая программа по Основам духовно – нравственной культуры народов России (модуль «Основы светской этики») для 5 класса (17 часов)

Рабочая программа по Основам духовно – нравственной культуры народов России (модуль «Основы светской этики») для 5 класса (17 часов)

Рабочая программа по Основам духовно – нравственной культуры народов России (модуль «Основы светской этики») для 5 класса (17 часов)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.05.2018