Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики модули: ОСЭ,ОПК и ОМРК для 4х классов
Оценка 4.9

Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики модули: ОСЭ,ОПК и ОМРК для 4х классов

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
религиоведение
4 кл
31.05.2017
Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики модули: ОСЭ,ОПК и ОМРК для 4х классов
Представлена разработка рабочей программы по курсу ОРКСЭ. Содержит основные необходимые требования к рабочей программе, календарно - тематическое планированиеУчебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.
Боровик ОРКСЭ 4кл.docx
Муниципальное общеобразовательное учреждение "Турочакская средняя общеобразовательная школа" "Рассмотрено" "Согласовано" "Утверждено" Руководитель ШМО Протокол №____ От «__» __________ 2016г.         Методический совет   От «___»________2016г  _________ (Барышникова И.М.) Приказ №____ от «__» _______ 2016г. _______________ (Шкарина Н.И.) Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики модули: ОСЭ,ОПК и ОМРК для 4х классов на 2016 ­ 2017 учебный год                                                                                                                                                                                                                              Учитель:                                                                                                                Боровик Т.Н 1 Турочак, 2016 Рабочая программа по курсу Основы религиозных культур и светской этики 4 класс,   модули: «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» и "ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ" 1.Пояснительная записка Нормативно­правовой   основой   разработки   и   введения   в   учебный   процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г.   (Пр­2009   ВП­П44­4632)   и   Распоряжение   Председателя   Правительства   Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП­П44­4632).   Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули:  1. Основы православной культуры; 2. Основы исламской культуры; 3. Основы буддийской культуры; 4. Основы иудейской культуры; 5. Основы мировых религиозных культур 6. Основы светской этики В образовательном учреждении МОУ "Турочакская СОШ" на основе  образовательных, культурных и религиозных потребностей обучающихся и их родителей  (законных представителей), а также возможностей организации образовательного процесса  определены модули учебного курса ОРКСЭ в 2016­2017 учебном году, предлагаемые для  изучения:  Основы светской этики, Основы православной культуры и Основы мировых и  религиозных культур. С   учетом   психо   ­   физических   особенностей   обучающихся   с   ОВЗ   и   Письма Министерства образования и Науки РФ от 18.04.2015 №АФ­ 150/06 " о создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и с детьми инвалидами" (прил.1) Учебный   курс   ОРКСЭ   является   единой   комплексной   учебно­воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям   к   результатам   освоения   учебного   содержания,   достижение   которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также   в   системе   содержательных,   понятийных,   ценностно­смысловых   связей   учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.  Учебный   курс   ОРКСЭ   является   культурологическим   и   направлен   на   развитие   у школьников  10­11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу   религиозных   и   светских   традиций   многонациональной   культуры   России,   на 2 понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Учебный план по программе ­ 1 час в неделю, 34 часа в год (для каждого модуля). Данный   курс   ориентирован  на   учебные   пособия:   "Основы   светской   этики"   4   класс.   М.Т. Студеникин     М:"Русское   слово"2012,"Основы   православной   культуры".   А.В.   Кураев М:"Просвещение" 2012 и "Основы мировых и религиозных культур" Е.В. Саплина Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в  расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции,   готового   к   межкультурному   и   межконфессиональному   диалогу   во   имя социального сплочения. Цель и задачи комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных   традиций   многонационального   народа   России,   а   также   к   диалогу   с представителями других культур и мировоззрений.  Задачи учебного курса ОРКСЭ: 1. познакомить обучающихся с основами православной культуры и  светской этики;  2. развивать   представления   младшего   подростка   о   значении   нравственных   норм   и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; 3. обобщить знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися   в   начальной   школе,   и   формирование   у   них   ценностно­смысловых мировоззренческих   основ,   обеспечивающих   целостное   восприятие   отечественной истории   и   культуры   при   изучении   гуманитарных   предметов   на   ступени   основной школы; 4. развивать   способности   младших   школьников   к   общению   в   полиэтнической   и многоконфессиональной   среде   на   основе   взаимного   уважения   и   диалога   во   имя общественного мира и согласия. Место комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в  программе обучения Курс, раскрывающий основы православной культуры и светской этики изучается на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы.   И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный   курс   ОРКСЭ   дополняет   обществоведческие   аспекты   предмета   «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся начальной школы. С другой стороны, этот курс предваряет   начинающееся   в   5   классе   изучение   предмета   «История».   Таким   образом, 3 ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций   России   происходит   в   контексте,   отражающем   глубинную   связь   прошлого   и настоящего. Основное   культурологическое   понятие   учебного   курса   –   «российская   религиозно­ культурная традиция». Его можно рассматривать как категорию, интегрирующую в своем семантическом пространстве понятия «традиция», «религиозная традиция», «культурная традиция». Отечественная религиозно­культурная традиция несовместима с унификацией содержания разных религий и этических учений. Ее принцип – общность в многообразии, «многоединство»   –   отражает   культурную,   социальную,   этническую,   религиозную сложность как нашей страны, так и современного мира.  Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры»,   «Основы   буддийской   культуры»,   «Основы   иудейской   культуры»,   «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики». Содержание  каждого   из   шести  модулей  учебного  курса  организуется   вокруг  трех базовых национальных ценностей: Отечество, семья, религия – и представляется четырьмя основными тематическими блоками (разделами). Учебный   курс,   в   содержании   которого   представлены   четыре   отечественные религиозные традиции и сущностно связанная с ними этика, создает мировоззренческую и ценностную основу для интеграции разнопредметного гуманитарного учебного содержания в   основной   школе.   Российскую   историю,   литературу,   искусство   легче   понять   и, следовательно,   принять,   зная   их   религиозно­культурологические   основы,   понимая   те идеалы,  ценности,  жизненные  приоритеты,  которые  разделяли  и  к  которым  стремились наши   предки.   Учебный   курс   создает   начальные   условия   для   освоения   обучающимися российской   культуры   как   целостного,   самобытного   феномена   мировой   культуры; понимания   религиозного,   культурного   многообразия   и   исторического,   национально­ государственного, духовного единства российской жизни.                                                   Ценностные ориентиры учебного курса: 1) Ценность жизни ­ признание человеческой жизни и существования живого в природе в  целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания. 2) Ценность природы,основанная на ценности жизни, на осознании себя частью  природного мира, живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего,  бережное отношение к ней как к среде обитания, а также переживание чувства красоты,  гармонии, осознание совершенства природы, желание сохранить и приумножить её  богатство. 3) Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и  самосовершенствованию, означающая необходимость соблюдения здорового образа жизни  в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально­нравственном  здоровье. 4) Ценность добра, направленность человека на развитие и сохранение жизни, через  сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви. 4 5) Ценность истины ­  ценность научного познания как части культуры человечества,  разума, понимания сущности бытия, мироздания. 6) Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и  образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов  России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества. 7) Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни,  нормального существования личности и общества. 8) Ценность патриотизма одно из проявлений духовной зрелости человека,  выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить  отечеству. 9) Ценность человечества  ­ осознание человеком себя как части мирового сообщества,  для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и  уважение к многообразию их культур.                  Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам. Требования к личностным результатам: ­формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; ­формирование   образа   мира   как   единого   и   целостного   при   разнообразии   культур, национальностей,   религий,   воспитание   доверия   и   уважения   к   истории   и   культуре   всех народов; ­развитие   самостоятельности   и   личной   ответственности   за   свои   поступки   на   основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; ­развитие этических чувств как регуляторов морального поведения; —   воспитание   доброжелательности   и   эмоционально­нравственной   отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний; ­развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; ­наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.   Требования к метапредметным результатам: ­овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления; ­формирование   умений   планировать,   контролировать   и   оценивать   учебные   действия   в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение   на   основе   оценки   и   с   учётом   характера   ошибок;   понимать   причины успеха/неуспеха учебной деятельности; ­адекватное использование речевых средств и средств информационно­коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; ­умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; ­овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; ­овладение   логическими   действиями   анализа,   сравнения,   обобщения, классификации,   установления   аналогий   и   причинно­следственных   связей,   построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;   синтеза, 5 ­готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; — определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.   Требования к предметным результатам: ­знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие,   миролюбие,   как   основы   культурных   традиций   многонационального   народа России; ­знакомство   с   основами   светской   и   религиозной   морали,   понимание   их   значения   в выстраивании конструктивных отношений в обществе; ­формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России; ­осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни. Освоение учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:  понимание   значения   духовности,   нравственности,   морали,   морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества;   знание основных норм светской и религиозной морали, религиозных заповедей; понимание их значения в жизни человека, семьи, общества;    формирование   первоначальных   представлений   об   исторических   и культурологических основах традиционных религий и светской этики в России;  формирование   уважительного   отношения   к   традиционным   религиям   и   их представителям;  формирование   первоначального   представления   об   отечественной   религиозно­ культурной традиции как духовной основе многонационального  многоконфессионального народа России;   знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия ­ как основы традиционной культуры многонационального народа России;    укрепление веры в Россию; укрепление средствами образования духовной преемственности поколений. 2. Учебно ­ тематическое планирование:                     Содержание учебного модуля "Светской этики" 1ый раздел: Основы светской этики (28 часов) 2ой раздел: Любовь и уважение к Отечеству (2 часа) 3й раздел : Проектная деятельность учащихся (4 часа) 6 Всего : 34 часа Россия – наша Родина.  Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека. Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества. Ценность родства и семейные ценности. Семейные праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах   разных   народов.   Нравственный   образец   богатыря.     Мораль   защитника Отечества.  Порядочность. Интеллигентность. Трудовая мораль.  Нравственные традиции предпринимательства. Что значит «быть нравственным» в наше время? Добро и зло. Долг и совесть. Честь и достоинство. Смысл жизни и счастье. Высшие нравственные ценности. Идеалы.   Принципы   морали.   Методика   создания   морального   кодекса   в   школе.   Нормы морали. Этикет. Этикетная сторона костюма. Школьная форма – за и против. Образование как   нравственная   норма.   Человек   –   то,   что   он   из   себя   сделал.   Методы   нравственного самосовершенствования.   Любовь   и   уважение   к   Отечеству.   Патриотизм   многонационального   и многоконфессионального народа России.                        1ый раздел: "Основы православной культуры" (25 часов)        2ой раздел: "Любовь и уважение к Отечеству" (5 часов)        3й раздел: "Проектная деятельность" (4 часа)                      Содержание учебного модуля "Основы православной культуры" Россия ­ наша Родина. Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и  религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое  правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность.  Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни.  Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное  пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её  ценности. Цель : Формировать       общественно     –  значимую     мотивацию     детей,  их   поступков,    адекватную оценку собственного поведения и поведения товарищей.   Изучить  основные  категории  этики, к которым  относятся:  добро  и зло,  дружба  и   порядочность,    честность   и   искренность,   честь   и  достоинство,и другое.  7 Задачи:      Формировать целостное восприятие мира, представления о культурном и историческом  единстве России и российского народа и важности сохранения культурно­национального  единства.      Способствовать целенаправленному включению обучающихся в обсуждение и  самостоятельное исследование вопросов, связанных с изучением истоков представлений о  морали и нравственности в контексте отечественной культурной традиции.      Создавать условия для познавательной активности школьников, позитивной  самостоятельной деятельности обучающихся.    Способствовать нравственному, моральному и  патриотическому воспитанию  школьников.    Познакомить с особенностями церковного искусства.    Познакомить с основными сюжетами Ветхого Завета и  содержанием Евангелия.      Изучить основы православной этики. Ожидаемый результат:           На уроках по основам религиозных культур и светской этики (основы православной  культуры) должны быть объяснены следующие понятия: религия, культура, православие,  высшие нравственные ценности: добро, совесть, справедливость, раскаяние, милосердие,  сострадание.        В результате обучения  в рамках этого модуля у учащихся должны сформироваться  мотивации к уважению своих собственных культурных и религиозных традиций, а также к  уважительному диалогу с представителями других культур и мировоззрений, знания  истории Отечества, истории православной культуры, адекватная оценка собственного  поведения и поведения товарищей.  Содержание учебного модуля "Основы мировых и религиозных культур" 1ый раздел: "Основы мировых религиозных" (17 часов) 2ой раздел: "История религии" (13 часов) 3й раздел: "Проектная деятельность" (4 часа)                          Содержание учебного модуля «Основы мировых религиозных культур» Россия – наша Родина.  Культура и религия. Возникновение религий. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира: Веды, Авеста, Трипитака, Тора, Библия, Коран. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий. 8 Любовь   и   уважение   к   Отечеству.   Патриотизм   многонационального   и многоконфессионального народа России. Особенности методики преподавания курса ОРКСЭ в школе Преподавание основ светской этики строится с учетом  таких подходов, как:  ­   целенаправленное   включение   обучающихся   в   обсуждение   и   самостоятельное исследование   вопросов,   связанных   с   изучением   истоков   представлений   о   морали   и нравственности в контексте отечественной культурной традиции; ­ активизация познавательной активности школьников;  ­ создание условий для позитивной самостоятельной деятельности обучающихся и проч. Большое   внимание   на   каждом   уроке   уделяется  мотивации  школьников   при освоении   учебного   материала.   Способы   мотивации   выбираются   в   зависимости   от конкретных   условий   организации   учебно­воспитательного   процесса,   уровня   подготовки обучающихся. Мотивационные   условия   изучения   курса   расширяются   за   счет   использования наглядности:   учебное пособие  на печатной основе;   электронное   сопровождение   курса,   имеющее   в   своем   составе   графики, таблицы, фотографии, картины,  аудио­ и видеоматериалы,   оригинальные документы,    произведения художественной литературы и т.п. . Система оценивания При преподавании курса ОРКСЭ предполагается безотметочная система оценивания  уровня подготовки обучающихся.  Оценка результатов предусмотрена в рамках последнего, завершающего раздела курса, в  форме «Зачтено» ­ «Незачтено» в графе «Оценка за год». «Зачтено» ставится в случае:  Посещения учебных занятий не менее 30% 9  Выполнения не менее 5 индивидуальных творческих работ  Выполнения 3коллективных творческих работ учащихся и их обсуждения в классе.  При оценивании достижений обучающихся во время изучении курса ОРКСЭ предлагается  качественная взаимооценка в виде создания и презентации творческих проектов.   Результаты подготовки и защиты творческих продуктов и проектов учитываются при  формировании портфолио обучающихся.                         10 3.Календарно ­ тематическое планирование                                 Основы светской этики №  п/п №  урока Дата  урока Тема урока  Тип  урока Домашнее  задание Корректиро вка  Раздел 1: "Основы светской этики" (28 часов) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 10 11 11 12 12 Россия ­Родина  моя Комбини рованный Россия ­Родина  моя Комбини рованный Этика и этикет Подарочный  этикет Вежливость Вежливые слова Добро и зло Проявление  добра в жизни Дружба и  порядоч ность Комбини рованный Комбини рованный с  элемента ми  практики Урок  изучения  нового  материал а Комбини рованный Комбини рованный Комбини рованный Изучение нового  материал а Стр.6­10 Творческое  задание Стр.12 ­16 Вопросы стр.16 устно Стр.17 ­22 Вопросы стр.22 устно Стр.22­25 Творческое  задание Стр. 27 ­32 Вопросы и  задания стр.32­ 34 устно Стр. 34 ­ 37 Вопросы стр.38 устно Стр. 39 ­44 Стр. 44­45  задания №1,3  письменно Стр.45 ­48 Творческое  задание Стр.50­55 Вопросы стр.55 ­ 56 устно Учимся дружить Комбини рованный с  элемента ми  практики Изучение нового  материал а Комбини Стр.66 ­ 69 Честность и  искренность Честность и  Стр.56 ­59 Вопросы  стр.59­60 устно Стр.61 ­64 Вопросы стр.65 ­ 66 устно 11 искренность Гордость и  гордыня Гордость и  гордыня Обычаи и  обряды русского народа Царский этикет Изучение нового  материал а Комбини рованный Комбини рованный Комбини рованный рованный Творческое  задание Стр.70­72 Стр.73 задание  №1,2,3 устно,  №4 письменно Стр.75­78 Вопросы стр.78 устно Стр.79­84 Творческое  задание Стр.85­86 Вопросы стр.86 устно Стр.87­ 91 Вопросы  стр.91­92 устно 13 13 14 15 16 17 14 15 16 17 Терпение и труд Изучение 18 18 Роль труда в  жизни человека 19 19 Семья 20 20 Этикет застолья 21 21 22 23 22 23 24 24 25 25 Семейные  традиции Традиции  годовщин  супружества Сердце матери Рассказы о  наших мамах Правила твоей  жизни нового  материал а Комбини рованный с  элемента ми  практики Изучение нового  материал а Комбини рованный с  элемента ми  практики Изучение нового  материал а Комбини рованный Изучение нового  материал а Интеграц ия знаний Изучение нового  материал а Стр.92 ­ 95 Творческое  задание Стр.97­100 Задание №4  стр.101  письменно Стр.102­103 Творческое  задание Стр.105­107 Задание №5  стр.108  письменно Стр.110­112 Вопросы  стр.112 устно Стр.113­117 Творческое  задание Стр.118 ­ 120 Вопросы  стр.121­122  устно Стр.123 ­126 Творческое  задание 12 26 26 Транспорт­  помощник  человека 27 27 Праздники  народов России 28 Русская  Масленица Раздел 2: "Любовь и уважение к Отечеству"(2 часа) 1 2 Защитники  Отечества Защитники  Отечества Раздел 3: "Проектная деятельность"(4 часа) 1 28 29 30 31 32 2 33 3 34 4 Комбини рованный с  элемента ми  практики Изучение нового  материал а Комбини рованный Изучение нового  материал а Комбини рованный Урок ­  подведен ия  итогов,  урок  ­презента ция Урок ­  подведен ия  итогов,  урок  ­презента ция Урок ­  подведен ия  итогов,  урок ­  презента ция Урок ­  подведен ия  итогов,  урок ­  презента ция Стр.128 ­ 130 Вопросы  стр.131 устно Стр.132­136 Творческое  задание Стр.136­142 Стр.143­147 Задание №1  стр. 147  письменно Стр.149 ­ 152 Доклады 13 Творческие  пректы  обучающихся Творческие  проекты  обучающихся Творческие  проекты  обучающихся Творческие  проекты  обучающихся Основы православной культуры №  п/п №  урока Дата урока Тема урока Тип  урока          Блок 1: "Основы православной культуры" (25 часов) Домашнее задание Корректировка 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Россия ­ Родина  моя Комбини рованный Стр. 6­10,  творческое   задание Культура и  религия Комбини рованный Творческое  задание Человек и Бог в  православии Комбини рованный Творческое  задание Православная  молитва Комбини рованный Библия и  Евангелие Проповедь  Христа Христос и Его  крест Комбини рованный Пасха Комбини рованный Православное  учение о человеке Комбини рованный Комбини рованный Комбини рованный Стр. 20­23,  Вопросы  стр.23 Стр.12 ­ 15, Вопросы стр.15 Стр.16­19, Вопросы стр.19 Стр.24 ­27,  творческое  задание Стр.28­31, Вопросы стр.31 Стр.32 ­35, Творческое  задание Стр. 36­39, Вопросы стр.39 10 10 11 11 Совесть и  раскаяние Заповеди Комбини рованный Комбини рованный Стр.40­41,  Вопросы стр.41 14 12 12 13 13 14 14 15 15 16 16 Милосердие и  сострадание Комбини рованный Золотое правило  этики Храм Икона Комбини рованный с  элемента ми  практики Комбини рованный Комбини рованный Как христианство  пришло на Русь Комбини рованный Стр.42­45, Творческое  задание Стр.46 ­47,  Вопросы стр.47 Стр.48 ­51, Вопросы стр. 51 Стр.52 ­55, Вопросы стр.55 Стр.58­61, Вопросы стр.61 17 17 Подвиг Комбини рованный Стр.62­63, Творческое  задание 18 18 19 19 20 20 21 21 22 22 23 23 24 24 Заповеди  блаженств Комбини рованный Стр.64­67,  вопросы стр.67 Зачем творить  добро? Комбини рованный Стр.68­69, Вопросы стр. 69 Чудо в жизни  христианина Комбини рованный Православие о  Божием суде Комбини рованный Таинство  Причастия Монастырь Комбини рованный Комбини рованный Стр.70 ­71, Творческое  задание Стр.72 ­ 75, Вопросы стр.75 Стр.76 ­79, Вопросы стр.79 Стр.80­83, Вопросы стр.83 Отношение  христианина к  природе Комбини рованный с  Стр.84 ­85, Творческое  15 задание Стр.86­87, Вопросы стр.87 Стр.88­91, Вопросы стр.91 Стр.92­93, Творческое  задание Стр.94 ­95 Повторить  основные понятия 25 25 Христианская  семья элемента ми  практики Комбини рованный Раздел 2: "Любовь и уважение к Отечеству"(5 часов) 26 27 28 29 30 1 2 3 4 5 Защита Отечества Комбини рованный Христианин в  труде Любовь и  уважение к  Отечеству Творческие  работы  обучающихся Подведение  итогов Комбини рованный с  элемента ми  практики Комбини рованный Повторен ие и  обобщен ие Раздел 3: "Проектная деятельность обучающихся"(4 часа) 31 1 32 2 Проектная  деятельность  обучающихся Проектная  деятельность  обучающихся Урок ­  подведен ие  итогов,  урок  ­презента ция  творческ их работ Урок ­  подведен ие  итогов,  урок  ­презента 16 Проектная  деятельность  обучающихся Проектная  деятельность  обучающихся ция  творческ их работ Урок ­  подведен ие  итогов,  урок­   презента ция  творческ их работ Урок ­  подведен ие  итогов,  урок  ­презента ция  творческ их работ 33 3 34 4                           Основы мировых религиозных культур №  п/п №  урока Дата урока Тема урока Тип  урока Домашнее задание Корректировка 17 Раздел 1. Основы мировых  религиозных культур (17 часов) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 10 11 11 12 12 Россия ­ наша  родина Культура и  религия Культура и  религия Возникновение  религий Возникновение  религий. Религии  мира и их  основатели Священные книги  религий мира Изучение  нового  материала Изучение  нового  материала Комбинир ованный Изучение  нового  материала Комбинир ованный Стр4­ 6,  творческое   задание Стр. 7 ­ 9,  вопросы на стр.9 Стр.10 ­ 12,  творческое  задание Стр.13­ 15, Вопросы стр.15 Стр.16­21, Вопросы стр.21 Изучение  нового  материала Стр. 22­25,  творческое  задание Священные книги  религий мира Комбинир ованный Стр.26 ­28,  вопросы стр.28 Хранители  предания в  религиях мира Добро и зло.  Понятие греха,  раскаяния и  воздаяния Добро и зло.  Понятие греха,  раскаяния и  воздаяния Человек в  религиозных  традициях мира Священные  сооружения Изучение  нового  материала Комбинир ованный Комбинир ованный Изучение  нового  материала Изучение  нового  материала Стр.29­31, Вопросы стр.31 Стр.32 ­34, Творческое  задание Стр. 34­36, Вопросы стр.36 Стр.37­39,  Вопросы стр.39 Стр.40­43,  творческое  задание,  вопросы стр.45  18 13 13 14 14 15 15 Священные  сооружения Комбинир ованный №1 ­ 4 Стр.43 ­45,   творч. задание,  вопросы стр.45 №5­7 Искусство в  религиозной  культуре Изучение  нового  материала Стр.46 ­48,  вопросы стр.51  №1,2 Искусство в  религиозной  культуре Комбинир ованный Стр.49 ­51,  вопросы стр. 51  № 3 ­ 5 16 16 Урок семинар Семинар "Какие  религиозная  культура мне  интересна больше  всего" Подготовка к  контрольной  работе 17 17 Контрольная  работа по  разделу1.  "ОМРК" Обобщени е                                              Раздел 2. "История религий" (13 часов) 18 1 19 2 20 3 История религий  в России Изучение нового  материал а Стр.54­62,  вопросы стр.69 № 1­5 История религий  в России Комбини рованный Стр.62­68,  вопросы стр.69  №6,7 Религиозные  ритуалы. Обычаи  и обряды Изучение нового  материал Стр.70 ­74,  вопросы стр.78  №1­4 19 21 4 22 5 23 6 24 7 25 8 26 9 27 10 Паломничества и  святыни Праздники и  календари Праздники и  календари Религия и мораль. Нравственные  заповеди в  религиях мира Религия и мораль. Нравственные  заповеди в  религиях мира Милосердие,  забота о слабых,  взаимопомощь 28 11 Семья 29 12 Долг, свобода,  ответственность,  труд а Религиозные  ритуалы. Обычаи  и обряды Комбини рованный Стр.74 ­ 78,  вопросы стр.78  №5­7 Стр.79 ­84,  вопросы стр.84 Стр.85­90,  творческое  задание Стр.90 ­92, Творческое  задание Стр.93 ­ 95,  вопросы стр.98  №1 Стр.96 ­ 98,   вопросы стр. 98  №2 ­ 4 Стр.99 ­ 102,  вопросы стр. 102 Стр. 103 ­ 105,  вопросы стр.105,  творческое  задание Стр.106 ­ 108,  вопросы стр.108  Изучение нового  материал а Изучение нового  материал а Комбини рованный Изучение нового  материал а Комбини рованный Изучение нового  материал а Изучение нового  материал а Изучение нового  материал а 20 30 13 Любовь и  уважение к  отечеству Изучение нового  материал а Стр.109 ­ 111,  творческое  задание Раздел 3: "Проектная деятельность обучающихся"(4 часа) 31 1 32 2 33 3 34 4 Проектная  деятельность  обучающихся Проектная  деятельность  обучающихся Проектная  деятельность  обучающихся Проектная  деятельность  обучающихся Урок ­  подведение  итогов, урок  ­презентация  творческих  работ Урок ­  подведение  итогов, урок  ­презентация  творческих  работ Урок ­  подведение  итогов, урок  ­презентация  творческих  работ Урок ­  подведение  итогов, урок  ­презентация  творческих  работ                     4. Информационно – методическое обеспечение Литература для учителя: 1. Учебное пособие. "Основы светской этики" 4 класс. М.Т. Студеникин  М:"Русское слово"2012 2. Учебное пособие. "Основы православной культуры". А.В. Кураев М:"Просвещение" 2012 3.Учебное пособие. "Основы мимровых религиозных культур" А.Л. Беглов, Е.В. Саплина М:  "Просвещение"2016 4. Электронное приложение к учебнику А.В. Кураева 5.Методические рекомендации и указания к проведению уроков для учителя 6.Министерство образования  и науки РФ «Письмо от 8 июля 2011 г. N МД­883/03 «О  направлении методических материалов  ОРКСЭ 7.интернет­ресурсы для подготовки творческих работ 21 http://lib.pstgu.ru/icons/,  http://pravolimp.ru        http://zakonbozhiy.ru, http://azbyka.ru/tserkov/ Литература для обучающихся: 1. Учебное пособие. "Основы светской этики" 4 класс. М.Т. Студеникин  М:"Русское слово"2012 2. Учебное пособие. "Основы православной культуры". А.В. Кураев М:"Просвещение" 2012 3.Учебное пособие. "Основы мимровых религиозных культур" А.Л. Беглов, Е.В. Саплина М:  "Просвещение"2016 Оборудование и приборы: Мультимедийный проектор  Компьютер  Презентации по темам Мультимедийные пособия. Пояснительная записка    ПРИЛОЖЕНИЕ 1.                            к рабочей программе  по истории для 8 класса  по адаптации учебной  деятельности  детей с ограниченными возможностями здоровья. Программа составлена с учетом особенностей детей с ограниченными возможностями  здоровья, испытывающих стойкие трудности в обучении и требующих специальной  коррекционно­развивающей направленности образовательного процесса. Перед специальной (коррекционной) работой  с учащимися с ОВЗ стоят те же цели  обучения, которые заложены в программе основного общего образования в соответствии с   требованиями  федерального Компонента государственного образовательного стандарта  (для обучающихся 7­9 классов ) и ФГОС нового поколения (для обучающихся 5­6 классов). В содержании Программы  предполагается реализовать актуальные в настоящее время  компетентностный, личностно­ориентированный, деятельностный подходы для успешной  социализации, дальнейшего образования и трудовой деятельности учащихся с ЗПР. Задачи:    ­ выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей учащихся с  ограниченными возможностями здоровья при освоении ими основной образовательной  программы основного общего образования − формирование умения  анализировать и классифицировать исторические факты и их  последствия, оценивать их с точки зрения социальных норм;   − развивать творческое и логическое мышление; ­ обучать оценивать и анализировать важные исторических события, давать характеристику поступками действиям исторических личностей, находить причинно­следственные связи  между событиями, процессами и явлениями; ­  способствовать развитию умения работать с текстом, осуществлять информационный поиск,  извлекать и преобразовывать необходимую информацию; умения пользоваться различными  документальными источниками, в том числе и электронными; ­развивать умение работать самостоятельно и по группам,  − способствовать  совершенствованию коммуникативных умений и навыков, умений и навыков  устной и письменной речи; − формирование у обучающихся целостного восприятия мира; 22 ­ воспитывать чувства гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к истории  родной страны и истории других народов; воспитывать интерес и любовь к культуре народов  России и мира       ­ воспитывать нравственность, толерантность и патриотизм, чувство причастности к  судьбам родины и событиям мировой истории. Программа призвана создать образовательную среду и условия, позволяющие детям с  ограниченными возможностями здоровья  получить качественное образование по истории,  подготовить разносторонне развитую личность, обладающую коммуникативной, информационной  ценностно­смысловой и общекультурной компетенциями, способную использовать полученные  знания для успешной социализации, дальнейшего образования и трудовой деятельности.  Актуальность определяется прежде всего тем, что работа по данной программе дает возможность учащимся, которые  в силу своих индивидуальных психофизических особенностей не могут освоить Программу по истории в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта,  предъявляемого к учащимся общеобразовательных школ, так как испытывают затруднения при  чтении, не могут выделить главное в информации, затрудняются при анализе, сравнении,  обобщении, систематизации, обладают неустойчивым вниманием, обладают бедным словарным  запасом, нарушены фонематический слух и графомоторные навыки.  Адаптация программы  происходит за счет сокращения сложных понятий и терминов; основные  сведения в программе даются дифференцированно. По некоторым вопросам истории учащиеся  получают только общее представление. Ряд сведений по истории познается школьниками в  результате практической деятельности. Для учащихся с задержкой психического развития учебники по Новой истории и Истории  России доступны, так как в них даются краткие биографические сведения, документальные источники, отдельно выделены термины, понятия и их определения, включены  репродукции картин, портреты исторических личностей и исторические карты. Вопросы,  предлагаемые после изученного радела, сформулированы четко и доступно для понимания  учащимся с ЗПР.  При адаптации программы основное внимание обращается  на овладение детьми  практическими умениями и навыками, на уменьшение объема теоретических сведений,  обзорное  или ознакомительное  изучение  отдельных тем (слушание и посильное участие на уроке). Методы и приемы  урока: ­словесные – рассказ, объяснение, беседа, комментирование ­наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр с использованием ТСО ­практические – выполнение заданий по карточкам, тестов  и других письменных  работ,  участие в дискуссии; работа с учебником;  работа с историческим атласом и картой; работа с различными информационными и документальными источниками: учебно­научными  текстами, справочной литературой, средствами массовой информации; конспектирование.  Виды деятельности обучающихся: ­чтение исторического материала (учебник, дополнительная литература и пр.) дома и в  классе; ­ конспектирование  и заучивание исторических дат событий и терминов; ­ составление таблиц; ­ работа с историческими картами, атласами контурными картами, репродукциями картин  и другими визуальными средствами обучения;  ­ анализ исторических документов; ­ работа в группе Контроль за знаниями, умениями и навыками осуществляется в следующих формах: ­ развернутый ответ на вопрос, анализ исторических фактов, деятельности исторических  личностей и последствий исторических событий, определение понятий и терминов,  соотношение дат и событий;  23 ­ контрольный тест, включающий задания (с выбором ответа, с кратким ответом,  проверяющим знания учащихся, знание исторических  понятий, дат и событий); ­ контрольная работа; ­ практическая работа; ­ творческая работа.  Тексты, контрольно­измерительные материалы создает учитель в  соответствии с психофизическим особенностями каждого ученика.   Время,  отводимое на уроке для контроля, – 5­15 минут.  Оценка знаний обучающихся с ОВЗ.  При оценке предметных знаний учитель  осуществляет индивидуальный подход. Оценка  может носить не только контролирующий, но и стимулирующий характер, дающий  возможность формирования и развития мотивации к обучению. Домашние задания.  Объём домашних заданий должен быть оптимальным, не завышенным,  содержание ­  практико­ориентированным, с  минимумом теоретических сведений, индивидуальным. В  классном журнале домашние задания для обучающихся с ОВЗ обозначаются «*». 24

Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики модули: ОСЭ,ОПК и ОМРК для 4х классов

Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики модули: ОСЭ,ОПК и ОМРК для 4х классов

Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики модули: ОСЭ,ОПК и ОМРК для 4х классов

Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики модули: ОСЭ,ОПК и ОМРК для 4х классов

Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики модули: ОСЭ,ОПК и ОМРК для 4х классов

Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики модули: ОСЭ,ОПК и ОМРК для 4х классов

Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики модули: ОСЭ,ОПК и ОМРК для 4х классов

Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики модули: ОСЭ,ОПК и ОМРК для 4х классов

Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики модули: ОСЭ,ОПК и ОМРК для 4х классов

Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики модули: ОСЭ,ОПК и ОМРК для 4х классов

Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики модули: ОСЭ,ОПК и ОМРК для 4х классов

Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики модули: ОСЭ,ОПК и ОМРК для 4х классов

Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики модули: ОСЭ,ОПК и ОМРК для 4х классов

Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики модули: ОСЭ,ОПК и ОМРК для 4х классов

Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики модули: ОСЭ,ОПК и ОМРК для 4х классов

Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики модули: ОСЭ,ОПК и ОМРК для 4х классов

Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики модули: ОСЭ,ОПК и ОМРК для 4х классов

Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики модули: ОСЭ,ОПК и ОМРК для 4х классов

Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики модули: ОСЭ,ОПК и ОМРК для 4х классов

Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики модули: ОСЭ,ОПК и ОМРК для 4х классов

Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики модули: ОСЭ,ОПК и ОМРК для 4х классов

Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики модули: ОСЭ,ОПК и ОМРК для 4х классов

Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики модули: ОСЭ,ОПК и ОМРК для 4х классов

Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики модули: ОСЭ,ОПК и ОМРК для 4х классов

Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики модули: ОСЭ,ОПК и ОМРК для 4х классов

Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики модули: ОСЭ,ОПК и ОМРК для 4х классов

Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики модули: ОСЭ,ОПК и ОМРК для 4х классов

Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики модули: ОСЭ,ОПК и ОМРК для 4х классов

Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики модули: ОСЭ,ОПК и ОМРК для 4х классов

Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики модули: ОСЭ,ОПК и ОМРК для 4х классов

Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики модули: ОСЭ,ОПК и ОМРК для 4х классов

Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики модули: ОСЭ,ОПК и ОМРК для 4х классов

Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики модули: ОСЭ,ОПК и ОМРК для 4х классов

Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики модули: ОСЭ,ОПК и ОМРК для 4х классов

Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики модули: ОСЭ,ОПК и ОМРК для 4х классов

Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики модули: ОСЭ,ОПК и ОМРК для 4х классов

Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики модули: ОСЭ,ОПК и ОМРК для 4х классов

Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики модули: ОСЭ,ОПК и ОМРК для 4х классов

Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики модули: ОСЭ,ОПК и ОМРК для 4х классов

Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики модули: ОСЭ,ОПК и ОМРК для 4х классов

Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики модули: ОСЭ,ОПК и ОМРК для 4х классов

Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики модули: ОСЭ,ОПК и ОМРК для 4х классов

Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики модули: ОСЭ,ОПК и ОМРК для 4х классов

Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики модули: ОСЭ,ОПК и ОМРК для 4х классов

Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики модули: ОСЭ,ОПК и ОМРК для 4х классов

Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики модули: ОСЭ,ОПК и ОМРК для 4х классов

Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики модули: ОСЭ,ОПК и ОМРК для 4х классов

Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики модули: ОСЭ,ОПК и ОМРК для 4х классов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2017