рабочая программа по ознакомлению с окружающим в детском саду

  • Образовательные программы
  • docx
  • 27.05.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

рабочая программа по ознакомлению с окружающим во второй младшей группе детского сада для воспитателей детских садов по образовательной программе "От рождения до школы". в программе разработаны формы, методы и приемы обучения, воспитанников, а также перспективное планирование занятий на учебный год.рабочая программа по ознакомлению с окружающим во второй младшей группе детского сада для воспитателей детских садов по образовательной программе "От рождения до школы".
Иконка файла материала ознакомление с окружающим.docx
муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение города Ростова­на­Дону «Детский сад №175» (МБДОУ)  по ознакомлению с предметным и социальным окружением Рабочая программа для детей 3­4 лет  (младшая группа)  автор О.В.Дыбина  (в рамках  основной образовательной программы  «От рождения до школы») Авторы – составители: Городецкая С В.   2015 – 2016 уч. годНормативные основания рабочей программы:  Рабочая       программа   разработана   в   соответствии   с   нормативно   – правовыми документами, регламентирующими деятельность МБДОУ № 175:  Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273­ ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";   Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования"   (приказ   Министерства   образования   и   науки   РФ   от   17 октября 2013 г. № 1155);  Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по   основным   общеобразовательным   программам   ­   образовательным программам   дошкольного   образования   (приказ   Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014);  Методические   рекомендации   по   использованию   Примерной   основной образовательной программы дошкольного образования при разработке образовательной   программы   дошкольного   образования   в образовательной   организации   (письмо   Министерства   общего   и профессионального образования Ростовской области от 14.08.2015 г. № 24/4.1.1­5025/М);  «Санитарно­эпидемиологические требования к устройству содержанию и   организации   режима   работы   дошкольных   образовательных организаций»   (постановление   Главного   государственного   санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 г. № 26);  Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. Письмо по вопросам составления рабочих программ от 03.11.2015 № 02­501. Лицензия на осуществление образовательной деятельности (серия 61Л01   №0003141, регистрационный № 5549 от 19.08.2015 г.);  Устав МБДОУ № 175  Адаптированная основная образовательная программа МБДОУ № 175Пояснительная записка Направленность программы – познавательное развитие, социально­ коммуникативное развитие. Основные цели и задачи  Ознакомление с предметным миром (название, функция, назначение, свойства и качества предмета); восприятие предмета как творения человеческой  мысли и результата труда.  Формирование первичных представлений о многообразии предметного  окружения; о том, что человек создает предметное окружение, изменяет и  совершенствует его для себя и других людей, делая жизнь более удобной и  комфортной. Развитие умения устанавливать причинно­следственные связи  между миром предметов и природным миром. Ознакомление с окружающим социальным миром, расширение кругозора  детей, формирование целостной картины мира. Формирование первичных  представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социо­ культурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и  праздниках. Формирование гражданской принадлежности; воспитание любви  к Родине, гордости за ее достижения, патриотических чувств.  Ознакомление с предметным окружением.   Продолжать знакомить детей с предметами ближайшего окружения  (игрушки, предметы домашнего обихода, виды транспорта), их функциями и  назначением.  Побуждать вычленять некоторые особенности предметов домашнего обихода  (части, размеры, форму, цвет), устанавливать связи между строением и  функцией. Понимать, что отсутствие какой­то части нарушает предмет,  возможность его использования.Расширять представления детей о свойствах (прочность, твердость, мягкость) материала (дерево, бумага, ткань, глина). Способствовать овладению  способами обследования предметов, включая простейшие опыты (тонет — не  тонет, рвется — не рвется). Предлагать группировать (чайная, столовая,  кухонная посуда) и классифицировать (посуда — одежда) хорошо знакомые  предметы. Рассказывать о том, что одни предметы сделаны руками человека (посуда,  мебель и т. п.), другие созданы природой (камень, шишки). Формировать  понимание того, что человек создает предметы, необходимые для его жизни и жизни других людей (мебель, одежда, обувь, посуда, игрушки и т. д.). Ознакомление с социальным миром.  Образ Я. Постепенно формировать образ Я. Сообщать детям разнообразные, касающиеся непосредственно их сведения (ты мальчик, у тебя серые глаза, ты любишь играть и т. п.), в том числе сведения о прошлом (не умел ходить,  говорить; ел из бутылочки) и о происшедших с ними изменениях (сейчас  умеешь правильно вести себя за столом, рисовать, танцевать; знаешь  «вежливые» слова).  Семья. Беседовать с ребенком о членах его семьи (как зовут, чем  занимаются, как играют с ребенком и пр.). Детский сад. Формировать у детей положительное отношение к детскому  саду. Обращать их внимание на красоту и удобство оформления групповой  комнаты, раздевалки (светлые стены, красивые занавески, удобная мебель,  новые игрушки, в книжном уголке аккуратно расставлены книги с яркими  картинками).  Знакомить детей с оборудованием и оформлением участка для игр и занятий,  подчеркивая его красоту, удобство, веселую, разноцветную окрас ку  строений.  Обращать внимание детей на различные растения, на их разнообразие и  красоту.  Вовлекать детей в жизнь группы, воспитывать стремление поддерживать  чистоту и порядок в группе, формировать бережное отношение к игрушкам,  книгам, личным вещам и пр. Формировать чувство общности, значимости  каждого ребенка для детского сада.Совершенствовать умение свободно ориентироваться в помещениях и на  участке детского сада.  Формировать уважительное отношение к сотрудникам детского сада  (музыкальный руководитель, медицинская сестра, заведующая, старший  воспитатель и др.), их труду; напоминать их имена и отчества. Родная страна. Формировать интерес к малой родине и первичные  представления о ней: напоминать детям название города (поселка), в котором  они живут; побуждать рассказывать о том, где они гуляли в выходные дни (в  парке, сквере, детском городке) и пр.      Культурно­гигиеническиенавыки. Совершенствовать культурно­гигие нические навыки, формировать простейшие навыки поведения во время еды,  умывания. Приучать детей следить за своим внешним видом; учить правильно  пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться  после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой и  носовым платком. Формировать элементарные навыки поведения за столом: умение правильно  пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить  хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом. Самообслуживание. Учить детей самостоятельно одеваться и раздеваться в  определенной последовательности (надевать и снимать одежду, расстегивать  и застегивать пуговицы, складывать, вешать предметы одежды и т. п.).  Воспитывать навыки опрятности, умение замечать непорядок в одежде и  устранять его при небольшой помощи взрослых. Общественно­полезный труд. Формировать желание участвовать в  посильном труде, умение преодолевать небольшие трудности. Побуждать  детей к самостоятельному выполнению элементарных поручений: готовить  материалы к занятиям (кисти, доски для лепки и пр.), после игры убирать на  место игрушки, строительный материал. Приучать соблюдать порядок и чистоту в помещении и на участке детского  сада.Во второй половине года начинать формировать у детей умения,  необходимые при дежурстве по столовой (помогать накрывать стол к обеду:  раскладывать ложки, расставлять хлебницы (без хлеба), тарелки, чашки и т.  п.). Труд в природе. Воспитывать желание участвовать в уходе за растениями и  животными в уголке природы и на участке: с помощью взрослого кормить  рыб, птиц, поливать комнатные растения, растения на грядках, сажать лук,  собирать овощи, расчищать дорожки от снега, счищать снег со скамеек. Уважение к труду взрослых. Формировать положительное отношение к  труду взрослых. Рассказывать детям о понятных им профессиях  (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач,  продавец, повар, шофер, строитель), расширять и обогащать представления о  трудовых действиях, результатах труда. Воспитывать уважение к людям знакомых профессий. Побуждать оказывать  помощь взрослым, воспитывать бережное отношение к результатам их труда.  Объем программы составляет 27 (академических) часов, занятия  проводятся 3 раза в месяц по 15 минут (с учетом праздников и каникул,  занятия подающие на эти дни переносятся в совместную  деятельность).Образовательная деятельность по познавательному развитию с  детьми младшей группы осуществляется в первой половине дня в  соответствии с расписанием. В середине непосредственно образовательной  деятельности проводятся физкультурные минутки. Формы реализации: Система работы включает: 1. НОД (занятия) 2. беседы,  3. наблюдения,  4. игровые занятия,  5. элементарные опыты, 6. экскурсии, 7. проблемно­игровые ситуации, 8. викторины, сочинение загадок и сказок, 9. рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций   к   знакомым   сказкам,   произведений   искусства (народного,   изобразительного, книжной графики и пр.), обсуждение средств выразительности.   декоративно­прикладного,Условия реализации: Предметно­пространственная   развивающая   среда   в   группе, организованная в виде разграниченных зон: центр игровой деятельности (все   виды   игр,   предметы­заместители);   центр   исследовательской деятельности   (экспериментирование,   центр конструктивной   деятельности   (все   виды   строительного,   природного материалов);   центр   продуктивных   художественно­творческих   видов деятельности   и   др.   В   работе   таких   центров   царит   атмосфера психологической   творческой   свободы,   возможности   проявить   свою индивидуальность, реализовать свой выбор. Выбор ребёнком развивающей среды – стимул саморазвития не только ребенка, но и педагога.    живые   обитатели); Центры оснащены развивающими материалами:           Энциклопедии, художественная литература Набор   игровых   материалов   для   игровой,   продуктивной, конструктивной деятельности, Набор   материалов   и   оборудования   для   познавательно­ исследовательской   деятельности:  объекты   для   исследования   в действии,  образно­символический материал и т.д. 1. Совместная деятельность педагога с детьми направлена на поддержку инициативы ребенка. Для этого созданы следующие условия: условия  для свободного выбора деятельности; условия для принятия детьми решений, выражения своих чувств; не директивная помощь детям, поддержка детской инициативы; создание  разных пространств предъявления детских продуктов: ­легко   сменяемые   стенды   и   демонстрационные   столы,   полки,   на которых ребенок может поместить свою работу ­праздники или иные события, как демонстрация детских продуктов. ­детское портфолио, которое создает сам ребенок, принимая решение о том,  какие работы будут включаться в портфолио.  Методы и приёмы . 1 группа методов ­ формирование нравственных представлений, суждений,  оценок:   ­ решение маленьких логических задач, загадок;   ­ приучение к размышлению, эвристические беседы;   ­ беседы на этические темы;   ­ чтение художественной литературы;   ­ задачи на решение коммуникативных ситуаций;   ­ рассказывание и обсуждение картин, иллюстраций. 2 группа методов ­ создание у детей практического опыта трудовой  деятельности:   ­ приучение к положительным формам общественного поведения;   ­ показ действий;­  пример взрослого и детей;   ­ разыгрывание коммуникативных ситуаций;   ­ целенаправленное наблюдение;   ­ приучение к положительным формам общественного поведения;   ­ создание контрольных педагогических ситуаций;   ­ организация интересной деятельности, которая носит общественно­ полезный характер. В рамках реализации Программы используется проектная деятельность детей:   творческие,   исследовательские   проекты,   нормативные   проекты– направление проектной деятельности, развивающее позитивную социализацию детей.  Самостоятельная деятельность детей; Контроль за уровнем освоения данной программы планируется в ходе  контрольно­диагностических занятий ежеквартально.  Для   реализации   программы   используются   технические   средства: инструменты   интерактивной   доски,  CD­проигрыватель,   фотоаппарат, видеокамера. Конструктивное взаимодействие  с   семьей предполагает объединение усилий   по   обеспечению   развития   и   обучения   ребенка,  использование традиционных   форм   работы   с   родителями:   родительские   собрания, совместные   проекты,   консультации,   беседы,   дни   открытых   дверей, тематические встречи  и др., а так же интернет технологии: электронная почта, сайт детского сада, сетевые сообщества.                                     Планируемые результаты • Легко   ориентироваться   в   ближайшем   окружении:   без   труда называть   часто   встречающиеся   предметы,   объяснять   их назначение,   выделять   ряд   свойств   и   качеств   (цвет,   форма, материал), называть их. • Знать   некоторых   домашних   и   диких   животных;   совместно   со взрослыми кормить животных, птиц, рыб и поливать растения; заботиться о чистоте помещения и участка. • Знать некоторых домашних и диких животных; без надобности не срывать растения, не ломать ветки деревьев и кустарников, не пугать   животных,   не   уничтожать   гусениц,   червяков,   бабочек, жуков. • Знать   название   своего   города   (поселка,   села);   с   доверием относиться к взрослым, которые заботятся о них. Дата Содержательный раздел Название темы Кол- Примечаниво часов е Диагностические задания Сентябрь. «Предметное окружение. Занятие №1 «Транспорт». Занятие №2 «Мебель». Октябрь. «Явления окружающей жизни». Занятие №3 «Папа, мама, я – семья».  «Предметное окружение». Занятие №4 «Одежда». Занятие №5 «Чудесный мешочек». Ноябрь. «Явления окружающей жизни». Занятие №6 «Кто в домике живет?». «Предметное окружение». Занятие №7 «Помоги Незнайке». Декабрь. «Предметное окружение». Занятие №8 «Теремок». 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 01.09.2015 ­ 15.09.2015 16.09.1 5 30.09.1 5 07.10.1 5 21.10.1 5 28.10.1 5 18.11.1 5 25.11.1 5 02.12.1 509.12.1 5 16.12.1 5 30.12.1 5 13.01.1 6 27.01.1 6 03.02.1 6 17.02.1 6 «Явления окружающей жизни». Занятие №9 «Варвара – краса, длинная коса». «Предметное окружение». Занятие №10 «Найди предметы  рукотворного мира».  «Явления окружающей жизни». Занятие №11 «Хорошо у нас в  детском саду». Январь. «Явления окружающей жизни». Занятие №12 «Наш зайчонок  заболел».  «Предметное окружение». Занятие №13 «Деревянный  брусочек». Февраль. «Явления окружающей жизни». Занятие №14 «Приключения в  комнате». «Предметное окружение». Занятие №15 «Радио».  «Предметное окружение». 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1Занятие №16 «Смешной рисунок». Март. «Явления окружающей жизни». Занятие №17 «Мой родной город». Занятие №18 «Вот так мама, золотая  прямо!». «Предметное окружение». Занятие №19 «Золотая мама».  «Явления окружающей жизни». Занятие №20 «Как мы с Фунтиком  возили песок». Апрель. «Явления окружающей жизни». Занятие №21 «Что мы делаем в  детском саду».  «Предметное окружение». Занятие №22 «Тарелочка из глины». «Явления окружающей жизни». Занятие №23 «Няня моет посуду». Май. «Предметное окружение». Занятие №24 «Что лучше: бумага или ткань?». 1 1 1 1 1 1 1 24.02.1 6 02.03.1 6 09.03.1 6 16.03.1 6 30.03.1 6 06.04.1 6 20.04.1 6 27.04.1 6 04.05.1 6«Предметное окружение». Занятие №25 «Подарки для  медвежонка».  «Явления окружающей жизни». Занятие №26 «Подарок для  крокодила Гены». «Предметное окружение». Занятие №27 «Опиши предмет». 11.05.1 6 18.05.1 6 25.05.1 6 Реализация рабочей программы обеспечена демонстрационным и раздаточным материалом: Игровые, здоровье формирующие технологии, технологии развивающих игр, ИКТ (ОБЖ для малышей), «Утренняя зарядка», «Времена года», «Уроки хорошего   поведения»   и   др,   демонстрационные   и   раздаточные   материалы, Серия   наглядно­дидактических   пособий   «Животные»,   «Посуда», «Безопасность», «Цветы» и др. I. II. Серия «16 обучающих картинок».  «Этикет для малышей»  «Безопасность на дорогах»  «Один дома»  «Правила поведения за столом» Плакаты обучающие:  Транспорт   Бытовая техника  Одежда  Инструменты  Еда и напитки  Мебель  Космос  Дорожная азбука  Один дома  Уроки безопасности  Правила поведения за столомIII.  Хорошие манеры  «Беседы по картинкам»  «Я и другие»  «Учусь управлять собой»  «Чувства и эмоции»  «12 месяцев» IV. «Мир в картинках»  «Транспорт» V. VI. «Развивающие карточки «Познаем мир» «Лото»   «Мой дом»  «Хорошо и плохо»  «Тематические картинки «Мой дом».       Педагогическая  диагностика. Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью  детей в спонтанной и специально­организованной деятельности.  Инструментарий для педагогической диагностики – карты наблюдений  детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и  перспективы развития каждого ребенка. Список литературы: Примерная образовательная программа дошкольного образования «От  рождения до школы»  Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А.  Васильевой. – М.:МОЗАИКА­СИНТЕЗ, 2015. Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением.  Младшая группа.­ М.:МОЗАИКА­СИНТЕЗ,2015.