рабочая программа по ознакомлению с окружающим во второй младшей группе детского сада для воспитателей детских садов по образовательной программе "От рождения до школы". в программе разработаны формы, методы и приемы обучения, воспитанников, а также перспективное планирование занятий на учебный год.рабочая программа по ознакомлению с окружающим во второй младшей группе детского сада для воспитателей детских садов по образовательной программе "От рождения до школы".
муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение
города РостованаДону «Детский сад №175»
(МБДОУ)
по ознакомлению с предметным и социальным окружением
Рабочая программа
для детей 34 лет
(младшая группа)
автор О.В.Дыбина
(в рамках основной образовательной программы
«От рождения до школы»)
Авторы – составители:
Городецкая С В.
2015 – 2016 уч. годНормативные основания рабочей программы:
Рабочая программа разработана в соответствии с нормативно –
правовыми документами, регламентирующими деятельность МБДОУ № 175:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273
ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования" (приказ Министерства образования и науки РФ от 17
октября 2013 г. № 1155);
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам образовательным
программам дошкольного образования (приказ Министерства
образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. №
1014);
Методические рекомендации по использованию Примерной основной
образовательной программы дошкольного образования при разработке
образовательной программы дошкольного образования в
образовательной организации (письмо Министерства общего и
профессионального образования Ростовской области от 14.08.2015 г. №
24/4.1.15025/М);
«Санитарноэпидемиологические требования к устройству содержанию
и организации режима работы дошкольных образовательных
организаций» (постановление Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 15.05.2013 г. № 26);
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. Письмо
по вопросам составления рабочих программ от 03.11.2015 № 02501.
Лицензия на осуществление образовательной деятельности (серия 61Л01
№0003141, регистрационный № 5549 от 19.08.2015 г.);
Устав МБДОУ № 175
Адаптированная основная образовательная программа МБДОУ № 175Пояснительная записка
Направленность программы – познавательное развитие, социально
коммуникативное развитие.
Основные цели и задачи
Ознакомление с предметным миром (название, функция, назначение, свойства
и качества предмета); восприятие предмета как творения человеческой
мысли и результата труда.
Формирование первичных представлений о многообразии предметного
окружения; о том, что человек создает предметное окружение, изменяет и
совершенствует его для себя и других людей, делая жизнь более удобной и
комфортной. Развитие умения устанавливать причинноследственные связи
между миром предметов и природным миром.
Ознакомление с окружающим социальным миром, расширение кругозора
детей, формирование целостной картины мира. Формирование первичных
представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социо
культурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и
праздниках. Формирование гражданской принадлежности; воспитание любви
к Родине, гордости за ее достижения, патриотических чувств.
Ознакомление с предметным окружением.
Продолжать знакомить детей с предметами ближайшего окружения
(игрушки, предметы домашнего обихода, виды транспорта), их функциями и
назначением.
Побуждать вычленять некоторые особенности предметов домашнего обихода
(части, размеры, форму, цвет), устанавливать связи между строением и
функцией. Понимать, что отсутствие какойто части нарушает предмет,
возможность его использования.Расширять представления детей о свойствах (прочность, твердость, мягкость)
материала (дерево, бумага, ткань, глина). Способствовать овладению
способами обследования предметов, включая простейшие опыты (тонет — не
тонет, рвется — не рвется). Предлагать группировать (чайная, столовая,
кухонная посуда) и классифицировать (посуда — одежда) хорошо знакомые
предметы.
Рассказывать о том, что одни предметы сделаны руками человека (посуда,
мебель и т. п.), другие созданы природой (камень, шишки). Формировать
понимание того, что человек создает предметы, необходимые для его жизни и
жизни других людей (мебель, одежда, обувь, посуда, игрушки и т. д.).
Ознакомление с социальным миром.
Образ Я. Постепенно формировать образ Я. Сообщать детям разнообразные,
касающиеся непосредственно их сведения (ты мальчик, у тебя серые глаза, ты
любишь играть и т. п.), в том числе сведения о прошлом (не умел ходить,
говорить; ел из бутылочки) и о происшедших с ними изменениях (сейчас
умеешь правильно вести себя за столом, рисовать, танцевать; знаешь
«вежливые» слова).
Семья. Беседовать с ребенком о членах его семьи (как зовут, чем
занимаются, как играют с ребенком и пр.).
Детский сад. Формировать у детей положительное отношение к детскому
саду. Обращать их внимание на красоту и удобство оформления групповой
комнаты, раздевалки (светлые стены, красивые занавески, удобная мебель,
новые игрушки, в книжном уголке аккуратно расставлены книги с яркими
картинками).
Знакомить детей с оборудованием и оформлением участка для игр и занятий,
подчеркивая его красоту, удобство, веселую, разноцветную окрас ку
строений.
Обращать внимание детей на различные растения, на их разнообразие и
красоту.
Вовлекать детей в жизнь группы, воспитывать стремление поддерживать
чистоту и порядок в группе, формировать бережное отношение к игрушкам,
книгам, личным вещам и пр. Формировать чувство общности, значимости
каждого ребенка для детского сада.Совершенствовать умение свободно ориентироваться в помещениях и на
участке детского сада.
Формировать уважительное отношение к сотрудникам детского сада
(музыкальный руководитель, медицинская сестра, заведующая, старший
воспитатель и др.), их труду; напоминать их имена и отчества.
Родная страна. Формировать интерес к малой родине и первичные
представления о ней: напоминать детям название города (поселка), в котором
они живут; побуждать рассказывать о том, где они гуляли в выходные дни (в
парке, сквере, детском городке) и пр.
Культурногигиеническиенавыки. Совершенствовать культурногигие
нические навыки, формировать простейшие навыки поведения во время еды,
умывания.
Приучать детей следить за своим внешним видом; учить правильно
пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться
после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой и
носовым платком.
Формировать элементарные навыки поведения за столом: умение правильно
пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить
хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.
Самообслуживание. Учить детей самостоятельно одеваться и раздеваться в
определенной последовательности (надевать и снимать одежду, расстегивать
и застегивать пуговицы, складывать, вешать предметы одежды и т. п.).
Воспитывать навыки опрятности, умение замечать непорядок в одежде и
устранять его при небольшой помощи взрослых.
Общественнополезный труд. Формировать желание участвовать в
посильном труде, умение преодолевать небольшие трудности. Побуждать
детей к самостоятельному выполнению элементарных поручений: готовить
материалы к занятиям (кисти, доски для лепки и пр.), после игры убирать на
место игрушки, строительный материал.
Приучать соблюдать порядок и чистоту в помещении и на участке детского
сада.Во второй половине года начинать формировать у детей умения,
необходимые при дежурстве по столовой (помогать накрывать стол к обеду:
раскладывать ложки, расставлять хлебницы (без хлеба), тарелки, чашки и т.
п.).
Труд в природе. Воспитывать желание участвовать в уходе за растениями и
животными в уголке природы и на участке: с помощью взрослого кормить
рыб, птиц, поливать комнатные растения, растения на грядках, сажать лук,
собирать овощи, расчищать дорожки от снега, счищать снег со скамеек.
Уважение к труду взрослых. Формировать положительное отношение к
труду взрослых. Рассказывать детям о понятных им профессиях
(воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач,
продавец, повар, шофер, строитель), расширять и обогащать представления о
трудовых действиях, результатах труда.
Воспитывать уважение к людям знакомых профессий. Побуждать оказывать
помощь взрослым, воспитывать бережное отношение к результатам их труда.
Объем программы составляет 27 (академических) часов, занятия
проводятся 3 раза в месяц по 15 минут (с учетом праздников и каникул,
занятия подающие на эти дни переносятся в совместную
деятельность).Образовательная деятельность по познавательному развитию с
детьми младшей группы осуществляется в первой половине дня в
соответствии с расписанием. В середине непосредственно образовательной
деятельности проводятся физкультурные минутки.
Формы реализации:
Система работы включает:
1. НОД (занятия)
2. беседы,
3. наблюдения,
4. игровые занятия,
5. элементарные опыты,
6. экскурсии,
7. проблемноигровые ситуации,
8. викторины, сочинение загадок и сказок,
9. рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок,
иллюстраций к знакомым сказкам, произведений искусства
(народного,
изобразительного,
книжной графики и пр.), обсуждение средств выразительности.
декоративноприкладного,Условия реализации:
Предметнопространственная развивающая среда в
группе,
организованная в виде разграниченных зон: центр игровой деятельности
(все виды игр, предметызаместители); центр исследовательской
деятельности (экспериментирование,
центр
конструктивной деятельности (все виды строительного, природного
материалов); центр продуктивных художественнотворческих видов
деятельности и др. В работе таких центров царит атмосфера
психологической творческой свободы, возможности проявить свою
индивидуальность, реализовать свой выбор. Выбор ребёнком развивающей
среды – стимул саморазвития не только ребенка, но и педагога.
живые обитатели);
Центры оснащены развивающими материалами:
Энциклопедии, художественная литература
Набор игровых материалов для игровой, продуктивной,
конструктивной деятельности,
Набор материалов и оборудования для познавательно
исследовательской деятельности: объекты для исследования в
действии, образносимволический материал и т.д.
1. Совместная деятельность педагога с детьми направлена на поддержку
инициативы ребенка. Для этого созданы следующие условия:
условия для свободного выбора деятельности;
условия для принятия детьми решений, выражения своих чувств;
не директивная помощь детям, поддержка детской инициативы;
создание разных пространств предъявления детских продуктов:
легко сменяемые стенды и демонстрационные столы, полки, на
которых ребенок может поместить свою работу
праздники или иные события, как демонстрация детских продуктов.
детское портфолио, которое создает сам ребенок, принимая решение о том,
какие работы будут включаться в портфолио.
Методы и приёмы .
1 группа методов формирование нравственных представлений, суждений,
оценок:
решение маленьких логических задач, загадок;
приучение к размышлению, эвристические беседы;
беседы на этические темы;
чтение художественной литературы;
задачи на решение коммуникативных ситуаций;
рассказывание и обсуждение картин, иллюстраций.
2 группа методов создание у детей практического опыта трудовой
деятельности:
приучение к положительным формам общественного поведения;
показ действий; пример взрослого и детей;
разыгрывание коммуникативных ситуаций;
целенаправленное наблюдение;
приучение к положительным формам общественного поведения;
создание контрольных педагогических ситуаций;
организация интересной деятельности, которая носит общественно
полезный характер.
В рамках реализации Программы используется проектная деятельность
детей: творческие, исследовательские проекты, нормативные проекты–
направление проектной деятельности, развивающее позитивную социализацию
детей.
Самостоятельная деятельность детей;
Контроль за уровнем освоения данной программы планируется в ходе
контрольнодиагностических занятий ежеквартально.
Для реализации программы используются технические средства:
инструменты интерактивной доски, CDпроигрыватель, фотоаппарат,
видеокамера.
Конструктивное взаимодействие с семьей предполагает объединение
усилий по обеспечению развития и обучения ребенка, использование
традиционных форм работы с родителями: родительские собрания,
совместные проекты, консультации, беседы, дни открытых дверей,
тематические встречи и др., а так же интернет технологии: электронная
почта, сайт детского сада, сетевые сообщества.
Планируемые результаты
• Легко ориентироваться в ближайшем окружении: без труда
называть часто встречающиеся предметы, объяснять их
назначение, выделять ряд свойств и качеств (цвет, форма,
материал), называть их.
• Знать некоторых домашних и диких животных; совместно со
взрослыми кормить животных, птиц, рыб и поливать растения;
заботиться о чистоте помещения и участка.
• Знать некоторых домашних и диких животных; без надобности
не срывать растения, не ломать ветки деревьев и кустарников, не
пугать животных, не уничтожать гусениц, червяков, бабочек,
жуков.
• Знать название своего города (поселка, села); с доверием
относиться к взрослым, которые заботятся о них.
Дата
Содержательный раздел
Название темы
Кол- Примечаниво
часов
е
Диагностические задания
Сентябрь.
«Предметное окружение.
Занятие №1 «Транспорт».
Занятие №2 «Мебель».
Октябрь.
«Явления окружающей жизни».
Занятие №3 «Папа, мама, я – семья».
«Предметное окружение».
Занятие №4 «Одежда».
Занятие №5 «Чудесный мешочек».
Ноябрь.
«Явления окружающей жизни».
Занятие №6 «Кто в домике живет?».
«Предметное окружение».
Занятие №7 «Помоги Незнайке».
Декабрь.
«Предметное окружение».
Занятие №8 «Теремок».
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
01.09.2015
15.09.2015
16.09.1
5
30.09.1
5
07.10.1
5
21.10.1
5
28.10.1
5
18.11.1
5
25.11.1
5
02.12.1
509.12.1
5
16.12.1
5
30.12.1
5
13.01.1
6
27.01.1
6
03.02.1
6
17.02.1
6
«Явления окружающей жизни».
Занятие №9 «Варвара – краса,
длинная коса».
«Предметное окружение».
Занятие №10 «Найди предметы
рукотворного мира».
«Явления окружающей жизни».
Занятие №11 «Хорошо у нас в
детском саду».
Январь.
«Явления окружающей жизни».
Занятие №12 «Наш зайчонок
заболел».
«Предметное окружение».
Занятие №13 «Деревянный
брусочек».
Февраль.
«Явления окружающей жизни».
Занятие №14 «Приключения в
комнате».
«Предметное окружение».
Занятие №15 «Радио».
«Предметное окружение».
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1Занятие №16 «Смешной рисунок».
Март.
«Явления окружающей жизни».
Занятие №17 «Мой родной город».
Занятие №18 «Вот так мама, золотая
прямо!».
«Предметное окружение».
Занятие №19 «Золотая мама».
«Явления окружающей жизни».
Занятие №20 «Как мы с Фунтиком
возили песок».
Апрель.
«Явления окружающей жизни».
Занятие №21 «Что мы делаем в
детском саду».
«Предметное окружение».
Занятие №22 «Тарелочка из глины».
«Явления окружающей жизни».
Занятие №23 «Няня моет посуду».
Май.
«Предметное окружение».
Занятие №24 «Что лучше: бумага или
ткань?».
1
1
1
1
1
1
1
24.02.1
6
02.03.1
6
09.03.1
6
16.03.1
6
30.03.1
6
06.04.1
6
20.04.1
6
27.04.1
6
04.05.1
6«Предметное окружение».
Занятие №25 «Подарки для
медвежонка».
«Явления окружающей жизни».
Занятие №26 «Подарок для
крокодила Гены».
«Предметное окружение».
Занятие №27 «Опиши предмет».
11.05.1
6
18.05.1
6
25.05.1
6
Реализация рабочей программы обеспечена демонстрационным и
раздаточным материалом:
Игровые, здоровье формирующие технологии, технологии развивающих
игр, ИКТ (ОБЖ для малышей), «Утренняя зарядка», «Времена года», «Уроки
хорошего поведения» и др, демонстрационные и раздаточные материалы,
Серия нагляднодидактических пособий «Животные»,
«Посуда»,
«Безопасность», «Цветы» и др.
I.
II.
Серия «16 обучающих картинок».
«Этикет для малышей»
«Безопасность на дорогах»
«Один дома»
«Правила поведения за столом»
Плакаты обучающие:
Транспорт
Бытовая техника
Одежда
Инструменты
Еда и напитки
Мебель
Космос
Дорожная азбука
Один дома
Уроки безопасности
Правила поведения за столомIII.
Хорошие манеры
«Беседы по картинкам»
«Я и другие»
«Учусь управлять собой»
«Чувства и эмоции»
«12 месяцев»
IV.
«Мир в картинках»
«Транспорт»
V.
VI.
«Развивающие карточки «Познаем мир»
«Лото»
«Мой дом»
«Хорошо и плохо»
«Тематические картинки «Мой дом».
Педагогическая диагностика.
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью
детей в спонтанной и специальноорганизованной деятельности.
Инструментарий для педагогической диагностики – карты наблюдений
детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и
перспективы развития каждого ребенка.
Список литературы:
Примерная образовательная программа дошкольного образования «От
рождения до школы» Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А.
Васильевой. – М.:МОЗАИКАСИНТЕЗ, 2015.
Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением.
Младшая группа. М.:МОЗАИКАСИНТЕЗ,2015.