рабочая программа по ознакомлению с природой во второй младшей группе детского сада для воспитателей детских садов по образовательной программе "От рождения до школы". в программе разработаны формы, методы и приемы обучения, воспитанников, а также перспективное планирование занятий на учебный год.рабочая программа по ознакомлению с природой во второй младшей группе детского сада для воспитателей детских садов по образовательной программе "От рождения до школы".
муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение
города РостованаДону «Детский сад №175»
(МБДОУ)
Рабочая программа
по ознакомлению с природой в детском саду
для детей 3 4 лет
(младшая группа)
Автор О.А.Соломенникова
(в рамках основной образовательной программы
«От рождения до школы»)
Авторы – составители:
Городецкая С В.
2015 – 2016 уч. годНормативные основания рабочей программы:
Рабочая программа разработана в соответствии с нормативно –
правовыми документами, регламентирующими деятельность МБДОУ № 175:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273
ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования" (приказ Министерства образования и науки РФ от 17
октября 2013 г. № 1155);
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам образовательным
программам дошкольного образования (приказ Министерства
образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. №
1014);
Методические рекомендации по использованию Примерной основной
образовательной программы дошкольного образования при разработке
образовательной программы дошкольного образования в
образовательной организации (письмо Министерства общего и
профессионального образования Ростовской области от 14.08.2015 г. №
24/4.1.15025/М);
«Санитарноэпидемиологические требования к устройству содержанию
и организации режима работы дошкольных образовательных
организаций» (постановление Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 15.05.2013 г. № 26);
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. Письмо
по вопросам составления рабочих программ от 03.11.2015 № 02501.
Лицензия на осуществление образовательной деятельности (серия 61Л01
№0003141, регистрационный № 5549 от 19.08.2015 г.);
Устав МБДОУ № 175
Адаптированная основная образовательная программа МБДОУ № 175Направленность программы – познавательное развитие.
Пояснительная записка
Целью ознакомления детей с природой является:
формирование человека с новым экологическим мышлением, способного
осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и
умению жить в относительной гармонии с природой.
Основные цели и задачи.
Ознакомление с природой и природными явлениями.
Развитие умения устанавливать причинноследственные связи между
природными явлениями.
Формирование первичных представлений о природном многообразии планеты
Земля.
Формирование элементарных экологических представлений. Формирование
понимания того, что человек — часть природы, что он должен беречь,
охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека
на Земле во многом зависит от окружающей среды.
Воспитание умения правильно вести себя в природе. Воспитание любви к
природе, желания беречь ее.
Расширять представления детей о растениях и животных. Продолжать
знакомить с домашними животными и их детенышами, особенностями их
поведения и питания.
Знакомить детей с аквариумными рыбками и декоративными птицами
(волнистыми попугайчиками, канарейками и др.).
Расширять представления о диких животных (медведь, лиса, белка, еж и др.),
о земноводных (на примере лягушки).
Учить наблюдать за птицами, прилетающими на участок (ворона, голубь,
синица, воробей, снегирь и др.), подкармливать их зимой.Расширять представления детей о насекомых (бабочка, майский жук, божья
коровка, стрекоза и др.).
Учить отличать и называть по внешнему виду: овощи (огурец, помидор,
морковь, репа и др.), фрукты (яблоко, груша, персики и др.), ягоды (малина,
смородина и др.).
Дать элементарные представления о растениях данной местности: деревьях,
цветущих травянистых растениях (одуванчик, матьимачеха и др.). Показать,
как растут комнатные растения (фикус, герань и др.). Дать представления о
том, что для роста растений нужны земля, вода и воздух.
Знакомить с характерными особенностями следующих друг за другом времен
года и теми изменениями, которые происходят в связи с этим в жизни и
деятельности взрослых и детей.
Дать представления о свойствах воды (льется, переливается, нагревается,
охлаждается), песка (сухой — рассыпается, влажный — лепится), снега
(холодный, белый, от тепла — тает).
Учить отражать полученные впечатления в речи и продуктивных видах
деятельности.
Формировать умение понимать простейшие взаимосвязи в природе (чтобы
растение росло, нужно его поливать и т. п.).
Знакомить с правилами поведения в природе (не рвать без надобности
растения, не ломать ветки деревьев, не трогать животных и др.).
Сезонные наблюдения
Осень. Учить замечать изменения в природе: становится холоднее, идут
дожди, люди надевают теплые вещи, листья начинают изменять окраску и
опадать, птицы улетают в теплые края.
Расширять представления о том, что осенью собирают урожай овощей и
фруктов. Учить различать по внешнему виду, вкусу, форме наиболее
распространенные овощи и фрукты и называть их.
Зима. Расширять представления о характерных особенностях зимней
природы (холодно, идет снег; люди надевают зимнюю одежду).Организовывать наблюдения за птицами, прилетающими на участок,
подкармливать их. Учить замечать красоту зимней природы: деревья в
снежном уборе, пушистый снег, прозрачные льдинки и т.д.; участвовать в
катании с горки на санках, лепке поделок из снега, украшении снежных
построек.
Весна. Продолжать знакомить с характерными особенностями весенней
природы: ярче светит солнце, снег начинает таять, становится рыхлым,
выросла трава, распустились листья на деревьях, появляются бабочки и
майские жуки.
Расширять представления детей о простейших связях в природе: стало
пригревать солнышко — потеплело — появилась травка, запели птицы, люди
заменили теплую одежду на облегченную.
Показать, как сажают крупные семена цветочных растений и овощей на
грядки.
Лето. Расширять представления о летних изменениях в природе:
жарко, яркое солнце, цветут растения, люди купаются, летают бабочки,
появляются птенцы в гнездах.
Дать элементарные знания о садовых и огородных растениях. Закреплять
знания о том, что летом созревают многие фрукты, овощи и ягоды.
Объем программы составляет 9
проводятся 1 раз в месяц по 15 минут.
(академических) часов, занятия
Образовательная деятельность по познавательному развитию с детьми
младшей группы осуществляется в первой половине дня в соответствии с
расписанием. В середине непосредственно образовательной деятельности
проводятся физкультурные минутки.
Формы реализации:
Система работы включает:
1. НОД (занятия)
2. беседы,
3. наблюдения,
4. игровые занятия,
5. элементарные опыты,
6. экскурсии,
7. проблемноигровые ситуации,
8. викторины, сочинение загадок и сказок,
9. рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок,
репродукций пейзажной живописи, иллюстраций к знакомым сказкам,произведений искусства (народного,
декоративноприкладного,
изобразительного, книжной графики и пр.), обсуждение средств
выразительности.
10.Экспериментальная, исследовательская деятельность.
Условия реализации:
Предметнопространственная развивающая среда в группе, организованная в
виде разграниченных зон: центр игровой деятельности (все виды игр,
предметызаместители);
деятельности
(экспериментирование, растения); В работе центров царит атмосфера
психологической творческой свободы, возможности проявить свою
индивидуальность, реализовать свой выбор. Выбор ребёнком развивающей
среды – стимул саморазвития не только ребенка, но и педагога.
исследовательской
Центры оснащены развивающими материалами:
центр
Набор игровых материалов для игровой, продуктивной,
конструктивной деятельности,
Набор материалов и оборудования для познавательно
исследовательской деятельности: объекты для исследования в
действии, образносимволический материал и т.д.
Методы и приемы ознакомление с природой:
1 группа методов
формирование нравственных представлений, суждений,
оценок:
решение маленьких логических задач, загадок;
приучение к размышлению, эвристические беседы;
беседы на этические темы;
чтение художественной литературы;
задачи на решение коммуникативных ситуаций;
рассказывание и обсуждение картин, иллюстраций;
просмотр телепередач, диафильмов, видеофильмов;
рассматривание иллюстраций.
2 группа методов
создание у детей практического опыта трудовой деятельности:
приучение к положительным формам общественного поведения;
показ действий;
пример взрослого и детей;
разыгрывание коммуникативных ситуаций;
целенаправленное наблюдение;
приучение к положительным формам общественного поведения;
создание контрольных педагогических ситуаций;
организация интересной деятельности, которая носит общественно
полезный характер.Совместная деятельность педагога с детьми направлена на поддержку
инициативы ребенка. Для этого созданы следующие условия:
условия для свободного выбора деятельности;
условия для принятия детьми решений, выражения своих чувств;
не директивная помощь детям, поддержка детской инициативы;
создание разных пространств предъявления детских продуктов:
легко сменяемые стенды и демонстрационные столы, полки, на
которых ребенок может поместить свою работу
праздники или иные события, как демонстрация детских
достижений.
детское портфолио, которое создает сам ребенок, принимая
решение о том, какие работы будут включаться в портфолио.
В рамках реализации Программы используется проектная деятельность
детей: творческие, исследовательские проекты, проекты по созданию норм –
направление проектной деятельности, развивающее позитивную социализацию
детей.
Самостоятельная деятельность детей;
Контроль за уровнем освоения данной программы планируется в ходе
контрольнодиагностических занятий 2 раза в год.
Для реализации программы используются технические средства:
инструменты интерактивной доски,
CDпроигрыватель, фотоаппарат,
видеокамера.
Планируемые результаты
Легко ориентироваться в ближайшем окружении: без труда называть
часто встречающиеся предметы, объяснять их назначение, выделять ряд
свойств и качеств (цвет, форма, материал), называть их.
Знать некоторых домашних и диких животных; совместно со взрослыми
кормить животных, птиц, рыб и поливать растения; заботиться о чистоте
помещения и участка.
Знать некоторых домашних и диких животных; без надобности не срывать
растения, не ломать ветки деревьев и кустарников, не пугать животных, не
уничтожать гусениц, червяков, бабочек, жуков.
Знать название своего города (поселка, села); с доверием относиться ко
взрослым, которые заботятся о них.
Содержательный раздел
Ознакомление дошкольников с природой является важным средством
воспитания экологической культуры дошкольников
Дата
Название темы
Кол-
во
часов
Примечани
е
01.09.2015
Диагностические задания
15.09.2015
23.09.1
5
14.10.1
5
11.11.1
5
23.12.1
5
20.01.1
6
10.02.1
6
23.03.1
6
Сентябрь.
Занятие №1 «Овощи с огорода».
Октябрь.
Занятие №2 «Меняем воду в аквариуме».
Ноябрь.
Занятие №3 «В гостях у бабушки».
Декабрь.
Занятие №4 «Подкормим птиц зимой».
Январь.
Занятие №5 «В январе, в январе, много
снега во дворе…».
Февраль.
Занятие №6 «У меня живет котенок».
Март.
Занятие №7 «Уход за комнатными
растениями».
Апрель.
Занятие №8 «Прогулка по весеннему лесу».
Май.
Занятие №9 «Экологическая тропа».
1
1
1
1
1
1
1
1
113.04.1
6
25.05.1
6
Реализация рабочей программы обеспечена демонстрационным и
, технологии развивающих игр, ИКТ (ОБЖ для малышей), «Утренняя
зарядка», «Времена года», «Уроки хорошего поведения» и др,
демонстрационные и раздаточные материалы, Серия нагляднодидактических
пособий «Животные», «Посуда», «Безопасность», «Цветы» и др.
Серия «16 обучающих картинок». раздаточным материалом:
I.
II.
Игровые, здоровье формирующие технологии
«Овощи, фрукты»
«Дикие животные»
«Обитатели морей и океанов»
«Земноводные и пресмыкающиеся»
«Птицы»
Плакаты обучающие:
Деревья
Грибы, ягоды
Овощи
Фрукты
При родные явления
Времена года
Времена года: осень, зима, весна, лето.
Рыбы
Земноводные
Животные Австралии
Млекопитающие
Животные Африки
Животные Арктики
Птицы
Насекомые
Дикие животные
Домашние животные
Мамы и деткиIII. Сюжетные картины для рассматривания:
«Ежиха с ежатами»
«Лиса с лисятами»
«Медвежья семья»
«Зайцы»
«Белка с бельчатами»
«Волчица с волчатами»
«Семья оленей»
«Коза с козлятами»
«Собака с щенятами»
«Свинья с поросятами»
«Корова с теленком»
«Лошадь с жеребенком»
«Кошка с котятами»
«Река замерзла»
«Овощи»
«Куры»
IV.
«Беседы по картинкам»
«12 месяцев»
V.
«Мир в картинках»
«Времена года»
«Животные средней полосы»
VI.
«Лото»
«Во саду ли, в огороде»
«Животные»
«Домашние и дикие животные»
Педагогическая диагностика.
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью
детей в спонтанной и специальноорганизованной деятельности.
Инструментарий для педагогической диагностики – карты наблюдений
детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и
перспективы развития каждого ребенка.
Список литературы:
Примерная образовательная программа дошкольного образования «От
рождения до школы» Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А.
Васильевой. – М.:МОЗАИКАСИНТЕЗ, 2015.Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Младшая
группа. – М.:МОЗАИКАСИНТЕЗ, 2015.