рабочая программа по ознакомлению с природой в детском саду

  • Образовательные программы
  • docx
  • 27.05.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

рабочая программа по ознакомлению с природой во второй младшей группе детского сада для воспитателей детских садов по образовательной программе "От рождения до школы". в программе разработаны формы, методы и приемы обучения, воспитанников, а также перспективное планирование занятий на учебный год.рабочая программа по ознакомлению с природой во второй младшей группе детского сада для воспитателей детских садов по образовательной программе "От рождения до школы".
Иконка файла материала ознакомление с природой.docx
муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение города Ростова­на­Дону «Детский сад №175» (МБДОУ) Рабочая программа  по ознакомлению с природой в детском саду для детей 3­ 4 лет  (младшая группа)  Автор О.А.Соломенникова   (в рамках  основной образовательной программы  «От рождения до школы») Авторы – составители:  Городецкая С В.     2015 – 2016 уч. годНормативные основания рабочей программы:  Рабочая       программа   разработана   в   соответствии   с   нормативно   – правовыми документами, регламентирующими деятельность МБДОУ № 175:  Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273­ ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";   Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования"   (приказ   Министерства   образования   и   науки   РФ   от   17 октября 2013 г. № 1155);  Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по   основным   общеобразовательным   программам   ­   образовательным программам   дошкольного   образования   (приказ   Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014);  Методические   рекомендации   по   использованию   Примерной   основной образовательной программы дошкольного образования при разработке образовательной   программы   дошкольного   образования   в образовательной   организации   (письмо   Министерства   общего   и профессионального образования Ростовской области от 14.08.2015 г. № 24/4.1.1­5025/М);  «Санитарно­эпидемиологические требования к устройству содержанию и   организации   режима   работы   дошкольных   образовательных организаций»   (постановление   Главного   государственного   санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 г. № 26);  Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. Письмо по вопросам составления рабочих программ от 03.11.2015 № 02­501. Лицензия на осуществление образовательной деятельности (серия 61Л01   №0003141, регистрационный № 5549 от 19.08.2015 г.);  Устав МБДОУ № 175  Адаптированная основная образовательная программа МБДОУ № 175Направленность программы – познавательное развитие. Пояснительная записка  Целью ознакомления детей с природой является: ­ формирование человека с новым экологическим мышлением, способного  осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и  умению жить в относительной гармонии с природой.                Основные цели и задачи.        Ознакомление с природой и природными явлениями.  Развитие умения устанавливать причинно­следственные связи между  природными явлениями.  Формирование первичных представлений о природном многообразии планеты  Земля.  Формирование элементарных экологических представлений. Формирование  понимания того, что человек — часть природы, что он должен беречь,  охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды.  Воспитание умения правильно вести себя в природе. Воспитание любви к  природе, желания беречь ее.        Расширять представления детей о растениях и животных. Продолжать  знакомить с домашними животными и их детенышами, особенностями их  поведения и питания. Знакомить детей с аквариумными рыбками и декоративными птицами  (волнистыми попугайчиками, канарейками и др.). Расширять представления о диких животных (медведь, лиса, белка, еж и др.),  о земноводных (на примере лягушки). Учить наблюдать за птицами, прилетающими на участок (ворона, голубь,  синица, воробей, снегирь и др.), подкармливать их зимой.Расширять представления детей о насекомых (бабочка, майский жук, божья  коровка, стрекоза и др.). Учить отличать и называть по внешнему виду: овощи (огурец, помидор,  морковь, репа и др.), фрукты (яблоко, груша, персики и др.), ягоды (малина,  смородина и др.). Дать элементарные представления о растениях данной местности: деревьях,  цветущих травянистых растениях (одуванчик, мать­и­мачеха и др.). Показать, как растут комнатные растения (фикус, герань и др.). Дать представления о  том, что для роста растений нужны земля, вода и воздух. Знакомить с характерными особенностями следующих друг за другом времен  года и теми изменениями, которые происходят в связи с этим в жизни и  деятельности взрослых и детей. Дать представления о свойствах воды (льется, переливается, нагревается,  охлаждается), песка (сухой — рассыпается, влажный — лепится), снега  (холодный, белый, от тепла — тает). Учить отражать полученные впечатления в речи и продуктивных видах  деятельности. Формировать умение понимать простейшие взаимосвязи в природе (чтобы  растение росло, нужно его поливать и т. п.). Знакомить с правилами поведения в природе (не рвать без надобности  растения, не ломать ветки деревьев, не трогать животных и др.). Сезонные наблюдения Осень. Учить замечать изменения в природе: становится холоднее, идут  дожди, люди надевают теплые вещи, листья начинают изменять окраску и  опадать, птицы улетают в теплые края. Расширять представления о том, что осенью собирают урожай овощей и  фруктов. Учить различать по внешнему виду, вкусу, форме наиболее  распространенные овощи и фрукты и называть их. Зима. Расширять представления о характерных особенностях зимней  природы (холодно, идет снег; люди надевают зимнюю одежду).Организовывать наблюдения за птицами, прилетающими на участок,  подкармливать их. Учить замечать красоту зимней природы: деревья в  снежном уборе, пушистый снег, прозрачные льдинки и т.д.; участвовать в  катании с горки на санках, лепке поделок из снега, украшении снежных  построек. Весна. Продолжать знакомить с характерными особенностями весенней  природы: ярче светит солнце, снег начинает таять, становится рыхлым,  выросла трава, распустились листья на деревьях, появляются бабочки и  майские жуки. Расширять представления детей о простейших связях в природе: стало  пригревать солнышко — потеплело — появилась травка, запели птицы, люди  заменили теплую одежду на облегченную. Показать, как сажают крупные семена цветочных растений и овощей на  грядки. Лето. Расширять представления о летних изменениях в природе:  жарко, яркое солнце, цветут растения, люди купаются, летают бабочки,  появляются птенцы в гнездах. Дать элементарные знания о садовых и огородных растениях. Закреплять  знания о том, что летом созревают многие фрукты, овощи и ягоды. Объем  программы   составляет   9  проводятся 1 раз в месяц по 15 минут.  (академических)   часов,   занятия Образовательная   деятельность   по   познавательному   развитию   с   детьми младшей   группы   осуществляется   в   первой   половине   дня   в  соответствии   с расписанием.   В   середине   непосредственно   образовательной   деятельности проводятся физкультурные минутки. Формы реализации: Система работы включает: 1. НОД (занятия) 2. беседы,  3. наблюдения,  4. игровые занятия,  5. элементарные опыты, 6. экскурсии, 7. проблемно­игровые ситуации, 8. викторины, сочинение загадок и сказок, 9. рассматривание   и   обсуждение  предметных   и   сюжетных   картинок, репродукций пейзажной живописи, иллюстраций к знакомым сказкам,произведений   искусства   (народного,   декоративно­прикладного, изобразительного,   книжной   графики   и   пр.),   обсуждение   средств выразительности. 10.Экспериментальная, исследовательская деятельность. Условия реализации: Предметно­пространственная развивающая среда в группе, организованная в виде   разграниченных   зон:   центр   игровой   деятельности   (все   виды   игр, предметы­заместители); деятельности (экспериментирование,   растения);   В   работе   центров   царит   атмосфера психологической   творческой   свободы,   возможности   проявить   свою индивидуальность,   реализовать   свой   выбор.   Выбор   ребёнком   развивающей среды – стимул саморазвития не только ребенка, но и педагога.  исследовательской   Центры оснащены развивающими материалами: центр     ­   Набор   игровых   материалов   для   игровой,   продуктивной, конструктивной деятельности, ­   Набор   материалов   и   оборудования   для   познавательно­ исследовательской   деятельности:  объекты   для   исследования   в действии,  образно­символический материал и т.д. Методы и приемы ознакомление с природой: 1 группа методов  формирование нравственных представлений, суждений,  оценок: ­ решение маленьких логических задач, загадок; ­ приучение к размышлению, эвристические беседы; ­ беседы на этические темы; ­ чтение художественной литературы; ­ задачи на решение коммуникативных ситуаций;  ­ рассказывание и обсуждение картин, иллюстраций; ­ просмотр телепередач, диафильмов, видеофильмов; ­ рассматривание иллюстраций. 2 группа методов создание у детей практического опыта трудовой деятельности: ­ приучение к положительным формам общественного поведения; ­ показ действий; ­ пример взрослого и детей; ­ разыгрывание коммуникативных ситуаций; ­целенаправленное наблюдение; ­ приучение к положительным формам общественного поведения; ­ создание контрольных педагогических ситуаций; ­ организация интересной деятельности, которая носит общественно­ полезный характер.Совместная деятельность педагога с детьми направлена на поддержку инициативы ребенка. Для этого созданы следующие условия: ­условия  для свободного выбора деятельности; ­условия для принятия детьми решений, выражения своих чувств; ­не директивная помощь детям, поддержка детской инициативы;       ­ создание  разных пространств предъявления детских продуктов: ­легко   сменяемые   стенды   и   демонстрационные   столы,   полки,   на которых ребенок может поместить свою работу ­праздники   или   иные   события,   как   демонстрация   детских достижений. ­детское   портфолио,   которое   создает   сам   ребенок,   принимая решение о том, какие работы будут включаться в портфолио. В рамках реализации Программы используется проектная деятельность детей: творческие, исследовательские проекты, проекты по созданию норм – направление проектной деятельности, развивающее позитивную социализацию детей.  Самостоятельная деятельность детей; Контроль   за   уровнем   освоения   данной   программы   планируется   в   ходе контрольно­диагностических занятий 2 раза в год.  Для   реализации   программы   используются   технические   средства: инструменты   интерактивной   доски,  CD­проигрыватель,   фотоаппарат, видеокамера.                    Планируемые результаты Легко ориентироваться в ближайшем окружении: без труда называть  часто встречающиеся предметы, объяснять их назначение, выделять ряд  свойств и качеств (цвет, форма, материал), называть их. Знать некоторых домашних и диких животных; совместно со взрослыми  кормить животных, птиц, рыб и поливать растения; заботиться о чистоте  помещения и участка. Знать некоторых домашних и диких животных; без надобности не срывать  растения, не ломать ветки деревьев и кустарников, не пугать животных, не  уничтожать гусениц, червяков, бабочек, жуков. Знать название своего города (поселка, села); с доверием относиться ко  взрослым, которые заботятся о них. Содержательный раздел    Ознакомление дошкольников с природой является важным средством  воспитания экологической культуры дошкольников Дата Название темы Кол- во часов Примечани е 01.09.2015 Диагностические задания­ 15.09.2015 23.09.1 5 14.10.1 5 11.11.1 5 23.12.1 5 20.01.1 6 10.02.1 6 23.03.1 6 Сентябрь. Занятие №1 «Овощи с огорода». Октябрь. Занятие №2 «Меняем воду в аквариуме». Ноябрь. Занятие №3 «В гостях у бабушки». Декабрь. Занятие №4 «Подкормим птиц зимой». Январь. Занятие №5 «В январе, в январе, много  снега во дворе…». Февраль. Занятие №6 «У меня живет котенок». Март. Занятие №7 «Уход за комнатными  растениями». Апрель. Занятие №8 «Прогулка по весеннему лесу». Май. Занятие №9 «Экологическая тропа». 1 1 1 1 1 1 1 1 113.04.1 6 25.05.1 6 Реализация рабочей программы обеспечена демонстрационным и , технологии  развивающих  игр, ИКТ (ОБЖ  для  малышей), «Утренняя зарядка»,   «Времена   года»,   «Уроки   хорошего   поведения»   и   др, демонстрационные и раздаточные материалы, Серия наглядно­дидактических пособий «Животные», «Посуда», «Безопасность», «Цветы» и др. Серия «16 обучающих картинок». раздаточным материалом: I. II. Игровые, здоровье формирующие технологии  «Овощи, фрукты»  «Дикие животные»  «Обитатели морей и океанов»   «Земноводные и пресмыкающиеся»  «Птицы» Плакаты обучающие:  Деревья  Грибы, ягоды  Овощи  Фрукты  При родные явления  Времена года  Времена года: осень, зима, весна, лето.  Рыбы  Земноводные  Животные Австралии  Млекопитающие  Животные Африки  Животные Арктики  Птицы  Насекомые  Дикие животные  Домашние животные  Мамы и деткиIII. Сюжетные картины для рассматривания:  «Ежиха с ежатами»  «Лиса с лисятами»  «Медвежья семья»  «Зайцы»  «Белка с бельчатами»  «Волчица с волчатами»  «Семья оленей»  «Коза с козлятами»  «Собака с щенятами»  «Свинья с поросятами»  «Корова с теленком»  «Лошадь с жеребенком»  «Кошка с котятами»  «Река замерзла»  «Овощи»  «Куры» IV. «Беседы по картинкам»   «12 месяцев» V. «Мир в картинках»  «Времена года»   «Животные средней полосы» VI.  «Лото»   «Во саду ли, в огороде»  «Животные»  «Домашние и дикие животные» Педагогическая  диагностика. Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью  детей в спонтанной и специально­организованной деятельности.  Инструментарий для педагогической диагностики – карты наблюдений  детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и  перспективы развития каждого ребенка. Список литературы: Примерная образовательная программа дошкольного образования «От  рождения до школы»  Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А.  Васильевой. – М.:МОЗАИКА­СИНТЕЗ, 2015.Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Младшая  группа. – М.:МОЗАИКА­СИНТЕЗ, 2015.