Рабочая программа по подготовке старшеклассников к олимпиаде по географии
Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
география
9 кл—11 кл
30.01.2017
Рабочая программа разработана для подготовки учеников-старшеклассников к разноуровневым олимпиадам по географии.
Программа направлена на развитие и успешность, ребята имеют хорошие и отличные результаты по всем предметам, проявляют настойчивость в достижении поставленной цели.
Цель: обеспечение доступного и качественного образования, формирование среды, благоприятствующей становлению и росту развивающейся личности в соответствии со своими способностями и потребностями в условиях современного общества.Высокий уровень учебной мотивации для участия в олимпиадах по географии.
ОЛИМП география.doc
Рабочая программа
по подготовке старшеклассников
к олимпиаде по географии
для учащихся 9 – 11 классов
136 часов Пояснительная записка
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это,
прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности.
Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну
их главных задач совершенствования системы образования. Бытует мнение, что одаренные
дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу
личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности,
поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают
отношения и связи. Одаренный ребенок склонен к критическому отношению не только к
себе, но и к окружающему миру. Одаренные дети достаточно требовательны к себе, часто
ставят перед собой не осуществимые в данный момент цели, что приводит к
эмоциональному расстройству и дестабилизации поведения. Очень важно, что возможность
индивидуального образование дает большие возможности для развития детской
одаренности. Чем раньше у ребенка обнаруживаются способности к той или иной
деятельности, чем больше внимания будет уделено их развитию, тем легче будет ему найти
свое призвание. Для развития одаренности одаренной личности необходимы
индивидуальные формы обучения,
организации работы по индивидуальной
образовательной программе основана на следующих принципах:
индивидуальный, дифференцированный подход к учебно
воспитательному процессу, продуктивной, творческой деятельности ученика и
учителя;
вариативность программ, учебных курсов, что позволяющих
реализовывать образовательные потребности обучающихся, их родителей;
качественное обучение, развитие и воспитание учащихся без ущерба
для детского здоровья.
Главное в построенном таким образом учебном процессе – признание за каждым
учеником права на значительную автономию, свой темп работы,
специфические способы овладения знаниями.
Данная программа ориентирована на поддержку и развитие одаренных детей 9 11
классов, занимающихся научно исследовательской работой и участвующих в олимпиадах
по географии на всех уровнях. Программа направлена на развитие и успешность, ребята
имеют хорошие и отличные результаты по всем предметам, проявляют настойчивость в
достижении поставленной цели. Высокий уровень учебной мотивации.
Цель: обеспечение доступного и качественного образования, формирование среды,
благоприятствующей становлению и росту развивающейся личности в соответствии со
своими способностями и потребностями в условиях современного общества
Целевое назначение: создание условий для формирования и развития у
обучающихся интеллектуальных и практических знаний, умений, творческих
способностей, умения самостоятельно приобретать и применять знания для его
последующего профессионального образования.
Задачи:
предложение ученикам альтернативных способов получения образования в
зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей;
создание комфортной обстановки для получения образования; организация психологопедагогического сопровождения;
создание условий для углубления предметных знаний по программе географии 9
11 классов;
предоставление обучающимся возможности соотнести уровень своих
знаний с уровнем заданий олимпиад и заданий частей В и С из ЕГЭ;
формирование умения применять теоретические знания по географии для
решения олимпиадных задач (нестандартных задач);
овладение алгоритмами и приёмами решения географических задач повышенного
уровня сложности;
развитие интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения
географических задач.
Этапы реализации.
Реализация индивидуальной программы: 20162017 учебный год
Первый этап – диагностикопрогностический .
Второй этап – деятельностный .
Третий этап констатирующий.
Формы работы:
индивидуальные занятия;
групповые занятия
участие в олимпиадах по географии;
самостоятельная работа.
Ожидаемый результат: успешное освоение учебной дисциплины география
в объеме, предусмотренном выбранным общим учебным планом. Овладение
навыками самостоятельной работы. Развитие привычки к самоконтролю и самооценке.
Содержание программы
I Углубление базисного курса («Общая география») 36 часов
Тема 1. «География России» 14 часа
Необходимо знать и понимать: специфику географического положения и
административнотерриториального устройство России; особенности географии
рельефа, климата, вод, растительности и животного мира, населения, основных
отраслей хозяйства, природнохозяйственных зон и районов; культурно
исторические особенности народов России, их самобытность; различия в типах
хозяйственной деятельности на территории страны; роль и место отдельных
территорий в системе географического разделения труда; уникальные объекты и
явления на территории России.
Тема 2. «География населения мира» 6 часов
Учащимся необходимо знать и понимать: особенности распределения
населения мира и их закономерности, состав и структуру населения (уметь
сравнивать по регионам и странам), религиозный состав населения, языковые
семьи мира, основные принципы миграционных потоков в мире, уметь
характеризовать мировой процесс урбанизации.
Тема 3. «Экономическая география мира» 15 часов
Учащимся необходимо знать и уметь: особенности формирования
политической карты мира,
особенности развития
промышленности и сельского хозяйства по регионам мира и странам,
специализацию стран мира, уметь характеризовать государства с различным
типологию стран, уровнем экономического развития, анализировать обеспеченность стран мира
ресурсами, уметь работать со статистическими материалами, анализировать
диаграммы, работать с картами.
Тема 4. «Глобальные проблемы человечества»1 час
Необходимо знать и уметь: анализировать глобальные проблемы, причины и
последствия, выявлять причинноследственные связи между явлениями.
II Практическая и индивидуальная работа (в том числе научно
исследовательская и проектная деятельность) 32 часа
Практические работы 10 часов
1.Особенности административнотерриториального устройства России,
характеристика геополитического положения.
2.Составление схемы производственных связей на примере одного из
районов.
3.Определение по картам главных факторов размещения
полезных
ископаемых и крупнейших баз.
46.Решение практических олимпиадных задач по теме «География России»
79. Определение по картам и статистическим материалам закономерностей
в размещении населения, религий мира, языковых семей. Анализ диаграмм и
графиков.
10. Анализ изменений на политической карте мира, типология стран.
Решение олимпиадных заданий и задач повышенной сложности 15
часов
Проектноисследовательская деятельность 7 часов
Необходимо знать и уметь: особенности проектноисследовательской
работы, навыки работы с научной литературой, методиками исследований,
особенностями обработки результатов, формы и методы работы, уметь
систематизировать и оформлять результаты работы, представлять работы на
конференциях, конкурсах и т.д.
№
п/п
1
2
3
4
Наименование тем
Всего
часов
Лекции Практика
Формы контроля
География России
География
населения мира
Экономическая
география мира
Глобальные
проблемы
14
6
15
1
4
2
5
1
10
4
10
Тестирование
Тестирование
Тестирование,
контурная карта
Тестирование человечества
5 Практическая и
индивидуальная
работа
32
32
68
12
56
Тестирование,
решение задач,
исследовательская
работа
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Эксперимент,
демонстрация,
опыт,
задачи
повышенной
сложности
решение задач
повышенной
сложности по
теме;
интерактивные
карты и схемы;
интерактивные
схемы и
таблицы
Дата
№
Тема занятия
Изучаемые
вопросы
I Углубление
базисного курса
(«Общая география»)
36 часов
Тема 1. «География
России» 14 часов
Россия на
географической карте.
Рельеф, геологическое
строение и полезные
ископаемые России.
Особенности
геологических и
тектонических карт.
Климат и
климатические ресурсы
России.
Водные ресурсы.Почвы
и почвенные ресурсы.
Природные зоны
Часовые пояса. Разница
во времени на
территории России
Народы России.
Основные языковые
группы..
Основные
демографические
показатели населения
России.
Принципы, особенности
и факторы размещения
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
специфика
географического
положения и
административно
территориального
устройство
России;
особенности
географии
рельефа, климата,
вод,
растительности и
животного мира,
населения,
основных отраслей
хозяйства,
природно
хозяйственных зон
и районов;
культурно
исторические
особенности
народов России, их
самобытность;
различия в типах
хозяйственной
деятельности на 12
13
14
15
16,
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
88
29
30
производства в России
ТЭК
Машиностроительный
комплекс
Черная и Цветная
металлургия
Агропромышленный
комплекс. Транспорт.
Тема 2. «География
населения мира» 6
часов
Основные
демографические
показатели населения
мира
Расовый, этнический и
религиозный состав
населения мира.
Крупнейшие в мире
языковые семьи.
Урбанизация
Миграции населения
территории
страны; роль и
место отдельных
территорий в
системе
географического
разделения труда;
уникальные
объекты и явления
на территории
России
особенности
распределения
населения мира и
их
закономерности,
состав и структуру
населения (уметь
сравнивать по
регионам и
странам),
религиозный
состав населения,
языковые семьи
мира, основные
принципы
миграционных
потоков в мире,
уметь
Тема 3.
«Экономическая
география мира» 15
часов
Политическая карта
мира
Мировые природные
ресурсы
Машиностроительный
комплекс мира
ТЭК
Черная и Цветная
металлургия
Лесохимическая
промышленность
Сельское хозяйство
Транспорт
характеризовать
мировой процесс
урбанизации.
особенности
формирования
политической
карты мира,
типологию стран,
особенности
развития
промышленности и
сельского
хозяйства по
регионам мира и
странам,
специализацию
стран мира, уметь
характеризовать
государства с
различным
уровнем
решение задач
повышенной
сложности по
теме;
интерактивные
карты и схемы;
интерактивные
схемы и
таблицы
решение задач
повышенной
сложности по
теме;
интерактивные
карты и схемы;
интерактивные
схемы и
таблицы экономического
развития,
анализировать
обеспеченность
стран мира
ресурсами, уметь
работать со
статистическими
материалами,
анализировать
диаграммы,
работать с
картами.
решение задач
повышенной
сложности по
теме
анализ глобальных
проблем, причины
и последствия,
выявление
причинно
следственных
связей между
явлениями
31
32
33
34
35
36
Международные
экономические
отношения
Историко
географические
регионы мира
Западная Европа
Восточная Европа
Азия
Северная Америка
Южная Америка
Африка
Австралия
Тема 4.»Глобальные
проблемы
человечества»1 час
Глобальные проблемы
человечества.
Причины и
последствия.
II Практическая и
индивидуальная
работа (в том числе
научно
исследовательская и
проектная
деятельность) 32
часа интерактивные
карты и схемы;
интерактивные
таблицы
отработка
практических
навыков работы с
картами и
статистическим
материалом,
применение знаний
Отработка
навыков и умений,
углубление знаний
Практические
10часов
работы
Особенности
административно
территориального
устройства России,
характеристика
геополитического
положения.
Составление схемы
производственных
связей на примере
одного из районов.
Определение по картам
главных факторов
размещения полезных
ископаемых и
крупнейших баз.
Решение практических
олимпиадных задач по
теме «География
России»
Определение по картам
и статистическим
материалам
закономерностей в
размещении населения,
религий мира, языковых
семей.
Анализ диаграмм и
графиков.
Решение
олимпиадных
заданий и задач
повышенной
сложности
15 часов
Физическая география
мира
Природа России
Население России
Экономическая
география России
География населения
мира
Экономическая
география мира
Глобальные проблемы
человечества
1
2
3
46
7
8
9
10
1 3,
4
5
6
79
1014
15 В зависимости
от специфики и
направления
исследования
используется
весь спектр
необходимого
оборудования,
приборов,
реактивов,
карт; для
обработки
материалов
используется
компьютер,
цифровые фото
и видео
носители
особенности
проектно
исследовательской
работы, навыки
работы с научной
литературой,
методиками
исследований,
особенностями
обработки
результатов,
формы и методы
работы, уметь
систематизировать
и оформлять
результаты
работы,
представлять
работы на
конференциях,
конкурсах и т.д.
1
2
3
4
5
6
7
Проектно
исследовательская
деятельность
часов
7
Особенности
исследовательской
деятельности.
Планирование работы.
Особенности работа с
научной литературой.
Методы и методики
исследований.
Формы обработки
материалов
исследования
Особенности
оформления
реферата.
Сбор материала по
теме. Обработка
результатов.
Оформление глав «
Состояние вопроса»,
«Методика
исследований».
Оформление глав «
Результаты»,
«Выводы»
Оформление «
Приложения и списка
литературы»
Оформление
стендового
материала.
Подготовка к
конференции.
Подготовка к научно
практической
конференции при ВГУ
Подготовка к
городским и
областным конкурсам
Подведение итогов
работы.
Представление
проектов и
исследовательских
работ.
Рабочая программа по подготовке старшеклассников к олимпиаде по географии
Рабочая программа по подготовке старшеклассников к олимпиаде по географии
Рабочая программа по подготовке старшеклассников к олимпиаде по географии
Рабочая программа по подготовке старшеклассников к олимпиаде по географии
Рабочая программа по подготовке старшеклассников к олимпиаде по географии
Рабочая программа по подготовке старшеклассников к олимпиаде по географии
Рабочая программа по подготовке старшеклассников к олимпиаде по географии
Рабочая программа по подготовке старшеклассников к олимпиаде по географии
Рабочая программа по подготовке старшеклассников к олимпиаде по географии
Рабочая программа по подготовке старшеклассников к олимпиаде по географии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.