Рабочая программа по предмету "Ансамбль"
Оценка 4.6

Рабочая программа по предмету "Ансамбль"

Оценка 4.6
Руководства для учителя
doc
музыка +1
Взрослым
24.03.2017
Рабочая программа по предмету "Ансамбль"
Программа составлена в соответствии с учебными планами. В ее основе лежит типовая программа. Данная программа предполагает взаимосвязь учебно -воспитательной работы и концертной деятельности, при которой детский талант раскрывается полнее, оттачивается исполнительское мастерство и поддерживается интерес учащихся к предмету. 7 лет обучения.Рабочая программа "Ансамбль" по классу баян-аккордеон
Ансамбль 7 лет обучения.doc

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Детская школа искусств» р.п Излучинск

 

 

 

Согласовано: ____________

Педагогический совет

УТВЕРЖДАЮ:

Протокол №_______

«____»_____2010 г

 

Директор МОУДОД «ДШИ»

 

Т.И.Солонина ____________

 

 

 

 

 

 

 

АНСАМБЛЬ

(БАЯН-АККОРДЕОН)

Образовательная (Рабочая)

программа

 

 

1-7 классы

 

 

 

 

Составитель: преподаватель

Демидова Т.В.

 

 

 

 

 

 

п. Излучинск, 2010 год,

Пояснительная записка.

 

Класс ансамбля –  звено в процессе формирования музыкально-эстетических представлений у учащихся, а для наиболее одаренных – важнейшая форма занятий,  способствующая повышению качества их профессиональной подготовки для поступления в музыкальные училища.                                                                                                               

Программа составлена в соответствии с действующими  учебными планами для инструментальных классов  ДШИ. В ее основе лежит типовая программа.

 Баян  и аккордеон являются  любимыми и популярными в народе музыкальными инструментами. Их достоинства общеизвестны: большой диапазон, богатое тембровое звучание, значительные технические, динамические и художественные возможности.

В класс принимаются дети в возрасте 8-9 лет. Заканчивают обучение  учащиеся в  возрасте 15-16 лет. Срок реализации данной программы: 7 лет.

Данная программа предполагает  взаимосвязь  учебно-воспитательной работы и концертной деятельности, при которой детский талант раскрывается полнее, оттачивается исполнительское мастерство и поддерживается интерес учащихся к предмету.

Актуальность программы

   Большинство детей занимается в музыкальной школе в плане общего музыкального образования и лишь очень незначительная часть готовится к дальнейшему музыкальному образованию, поэтому главный акцент ставится на музицирование, исполнение популярной музыки,  творческое развитие учащихся с тем, чтобы в конечном итоге они приобрели навыки самостоятельного музицирования на баяне (аккордеоне).

 

Настоящая программа опирается на принципы общей педагогики:        

-системность

-доступность

-наглядность

Активизации учебной деятельности способствуют следующие методы обучения:

-практический \игра на инструменте\

-наглядный \демонстрация,показ\

-словесный\объяснение, беседа,контроль\

 

Основной принцип работы:

  Актуальность и профессионализм.

  Учитывая, что в детской музыкальной школе обучаются дети самых различных способностей, необходимо разумное составление плана работы и сугубо индивидуальный метод обучения каждого ребёнка.

  Программа должна подбираться по силам учащихся.

  Технический рост и приобретение необходимых исполнительских навыков должно сочетаться с развитием навыка чтения с листа, умения самостоятельной работы с текстом. Поэтому крайне желательно сочетать изучение небольшого количества сложных произведений, с прохождением большого количества относительно легких произведений, доступных для быстрого разучивания, закрепляющих усвоенные навыки и доставляющих удовольствие от музицирования.

  Наряду с народными наигрышами и обработками, ученики исполняют различные переложения классической и популярной музыки: детские песни, песни и романсы, эстрадные мелодии.

  Желательно привить ученикам любовь к сценическим выступлениям, больше проводить музыкальных тематических вечеров, классных и школьных концертов, участие в которых можно засчитывать как зачёт. Участие в концертах, где дети получают удовольствие от общения с музыкой, видят, как приятно для окружающих их умение играть на баяне  (аккордеоне), служит формированию мотивации, благодаря которой возрастает интерес к учёбе и усердие в занятиях музыкой.

 

Цель дисциплины: приобщение детей и подростков к музыкальной  культуре, формирование у детей профессиональных знаний, умений и навыков, художественных вкусов на лучших образцах народного творчества, воспитание коллективной творческой и исполнительской дисциплины.

При создании  ансамбля ставится художественная цель: вести широкую концертную работу среди населения и педагогическая цель: у менее подготовленных учащихся возникает стремление  лучшего освоения инструмента и выступления перед слушателями.

 

Задачи дисциплины:

- формирование музыкально-исполнительских умений и навыков ансамблевой игры;

-  воспитание эстетического вкуса, музыкальной выразительности;

- развитие музыкальных способностей, мышления, воображения;

- формирование концертмейстерских умений (аккомпанирование; пение под собственный аккомпанемент; чтение с листа и транспонирование;  подбор по слуху);  

Рекомендуется проходить ансамбль  на всем протяжении преподавания дисциплины и включать в программу  зачета. Игра одного произведения в ансамбле может стать частью программы государственного экзамена по музыкальному инструменту.

 

 Требования к уровню освоения содержания дисциплины

 

В процессе работы  над музыкальными произведениями учащиеся должны:    

·        научиться слушать музыку, исполняемую ансамблем в целом, и  отдельные голоса партий произведения;

·         ориентироваться в звучании темы, сопровождения,  подголосков и т. п.           

·           исполнять свою партию в соответствии с художественной трактовкой произведения в целом;

·         творчески применять в совместном исполнении музыкально- исполнительские навыки, полученные в специальных классах;

·        получать навыки чтения с листа;

·        быть активным пропагандистом музыкального искусства в обществе, используя форму публичных выступлений.

Коллективный  характер работы при разучивании и исполнении произведений, общность целей и задач, формирование сознательного  отношения к делу и чувство ответственности перед исполнительским коллективом, делают класс ансамбля наиболее эффективной формой учебно-воспитательного процесса.

Особое внимание в работе класса ансамбля следует уделить реализации принципов последовательности и постепенности, принципа технической и художественной доступности учебного материала с учетом возрастного фактора и степени продвинутости учащихся.

Индивидуальные, практические занятия проводятся один раз в неделю по одному академическому часу.                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно –тематический план

1 год обучения

п/п

 

Наименование тем

Количество часов

 

Теория

Практика

Всего

 

1.

Донотный период работы

2

2

4

 

 

2.

Игра по нотам, каждой рукой отдельно

1

2

3

 

 

3.

Игра по нотам двумя руками

2

6

8

 

 

4.

Работа над техникой

2

2

4

 

 

5.

Подготовка к выступлению

1

2

3

 

 

6.

Игра в ансамбле

1

11

12

 

 

Всего:

25ч

34 ч

 

 

 

Содержание программы 1-го года обучения

 

1.Донотный период работы

Теория и практика:  

 

    Развивающие игры, знакомство с инструментом: клавиатура, деление на октавы, название звуков клавиш, понятия о нотах. Пение со словами, подбор по слуху. Слушание музыки: ознакомление с разными жанрами, развитие слуха. Определение музыкальных стилей: полька, песня, вальс, марш. Организация игрового аппарата.

 

2.Игра по нотам каждой рукой отдельно

Теория и практика:

 

    Нотный стан. Скрипичный ключ, запись нот в пределах первой октавы. Понятие о счёте и различной длительности нот, такт и тактовая черта, знакомство со знаками альтерации. Знакомство с длительностями: целая, половинная, четвертная, восьмая. Паузы. Организация игрового аппарата. Посадка за инструментом. Работа над штрихами. Исполнение пьес приёмами: легато, стаккато, нон легато. Игра поочередно каждой рукой с использованием всех штрихов.

 

3. Игра по нотам двумя руками

Теория и практика:

 

    Скрипичный и басовый ключ. Понятие знак при ключе. Понятие f и p. Аппликатура. Игра двумя руками. Разбор лёгких пьес и работа над штрихами, аппликатурой, динамическими оттенками.3-6 пьес различного характера: народные песни, танцы, пьесы

4. Работа над техникой

Теория и практика:

    Обращать внимание на свободу игрового аппарата. Работа над первым и пятым пальцем. Игра упражнений на разные штрихи: легато, стаккато.

 

5. Подготовка к выступлению

Теория и практика:

   Подбор индивидуальной программы для выступления.

Развитие памяти, игра наизусть выученных произведений, проигрывание готовых, выученных пьес на контрольном уроке или прослушивании.

 

6.Игра в ансамбле

Теория и практика:

   Знакомство с произведением. Творческая работа, связанная  со слушанием музыки, повторение пройденных и выученных пьес, подготовка к выступлению.

 

 

 

                                      Учебно-тематический план

2-7й год обучения

 

№ п/п

Разделы и темы дисциплины

Практические занятия

1

Чтение с листа и транспонирование

8

2.

Подбор по слуху

5

3.

Навыки концертного исполнительства

4

4.

Игра в ансамбле

17

ИТОГО

34ч

 

Содержание разделов дисциплины

 

Чтение с листа и транспонирование

Свободное чтение нотного текста с листа нацеливает учащихся на  « слепую» ориентацию на правой и левой клавиатуре и учит играть, не отрывая взгляда от нотного текста. Самостоятельно и под контролем преподавателя ознакомление с различной музыкальной литературой, пополнение исполнительского репертуара, расширение музыкального кругозора. Посильность и постепенность усложнения репертуара при чтении с листа. Опережение взглядом процесса игры. Охватывание всего текста и выделение главного.

При чтении с листа и транспонировании допускаются упрощения фактуры: не исполняются подголоски и украшения, облегчаются и перемещаются аккорды и т.д.

Подбор по слуху

Подбор по слуху и транспонирование развивает музыкальный слух, ускоряет процесс овладения инструментом. В подборе по слуху на первом этапе определяется план произведения, его стилистические и жанровые особенности, вычленяются главные элементы сопровождения. На втором этапе песня фактурно оформляется. Затем на основе определенных жанровых особенностей обогащается звучание мелодии в правой руке: добавляются подголоски, двойные ноты. Партия левой руки делится на бас и аккорд. Умение самостоятельно подобрать мелодию и развернутый аккомпанемент к ней. Умение сыграть песню в различных тональностях, что продиктовано практической деятельностью в школе.

 

Навыки концертного исполнительства

Подготовка пьесы к публичному исполнению – заключительный этап работы над произведением. Желание самовыразиться перед публикой, необычность, значительность событий, при должной подготовке, способствует выявлению артистического начала в ученике.

 

Игра в ансамбле

Процесс работы ансамбля над произведением можно условно разделить на 3 этапа:

1.   знакомство с произведением в целом;

2.   техническое  освоение  выразительных  средств; понимание и раскрытие художественного образа;

3.   подготовка пьесы к публичному выступлению.

 

  Контроль результатов обучения:

Обязательным компонентом процесса обучения является контроль и проверка результатов обучения. Виды контроля:                                                                                                                                -текущий/ поурочный/,                                                                                                                         -итоговый / академический концерт  1 раз в полугодие /                                                                                                   -концертное выступление.

 

 

 

Материально-техническое обеспечение дисциплины

Средства обеспечения освоения дисциплины предусматривает наличие: аудиозаписи и видеозаписи.

Техническое обеспечение дисциплины предполагает наличие: нотной  библиотеки, аудитории для индивидуальных занятий с музыкальными инструментами, концертного зала.

 

 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

 

8.1. Методические рекомендации преподавателю

В основе организации  работы в ансамбле - выбор индивидуальной программы  ученика и контроль за ее выполнением.

Самостоятельная работа предусматривает работу над деталями исполнения (звуком,  динамикой), техническим освоением произведения, осмысление художественных задач аккомпанемента и т.д. Знакомство с методической литературой, прослушивание звукозаписей, чтение музыки с листа и транспонирование.

 

8.2. Методические указания для учащихся

Перечень примерных  заданий для самостоятельной работы:

  Индивидуальные самостоятельные занятия предполагают разучивание:

-  Школьного репертуара, включающего произведения  для чтения с листа, транспонирования, подбора по слуху и самостоятельного изучения (для аккордеона и баяна)

-         Чтение с листа

-         Работа по овладению  навыками транспонирования

-          Развитие навыка подбора по слуху 

В репертуар создаваемых ансамблей баянистов и аккордеонистов   входят как специально ансамблевые произведения, так и переложения  музыкальных произведений, обработки народной музыки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащийся должен знать и уметь:

 

1-2 класс

 

·        правила посадки и постановки рук, устройство инструмента, запись нотных знаков и соотнесение с реальным звучанием инструмента, общие аппликатурные закономерности.

·        ориентироваться в нотной записи и в клавиатуре инструмента, давать общую характеристику исполняемых пьес, различать характер музыки, играть осмысленно простые пьесы  и песни.

 

3-4 класс

 

·        основные средства музыкальной выразительности, наиболее простые формы музыкальных произведений, выразительные особенности музыкального языка.

·        свободно разбираться в обозначениях темпа, динамики, знаков альтерации, характеризовать исполняемые музыкальные произведения, оценивать качество своего исполнения, читать с листа, уметь подбирать песни и аккомпанемент к ним по слуху, транспонировать.

 

 

5-6 класс

 

·        специфические особенности звукообразования на баяне и аккордеоне,  гамму возможных динамических оттенков, различные виды и жанры музыкального искусства, особенности художественно-образного отражения действительности с помощью музыки.

·        различать выразительные средства музыкального языка, понимать их значение в создании конкретного художественного образа, активно, осознанно и эмоционально воспринимать музыку, читать с листа, подбирать по слуху мелодию и транспонировать ее.

 

7 класс

 

·        строение музыкальных форм, различные виды туше, артикуляции, ритмические рисунки, различные жанры и виды музыкального искусства.

·        свободно владеть выученным материалом, осознанно и эмоционально воспринимать музыку, ее содержание, находить необходимые приемы работы над музыкальным произведением, читать с листа произведения на три класса ниже, подбирать по слуху мелодию и транспонировать ее.

 

Примерный репертуарный список произведений для ансамбля:

 

1 класс

 

1. В.Ребиков « Игра в солдатики»

2. Н.Лысенко «На горе, горе»

3. Е.Тиличева «Праздничный марш»

4 .М.Блантер «Марш футболистов»

5. Г.Галынин «Медведь»

6. Р.Лехтинен «Летка-енка»

7. Укр.нар.песня «Ехал казак за Дунай»

8. Г.Бойцова «Вокруг горы»

 

2 класс

 

1. А.Гречанинов р.н.т. « Сударыня-боярыня»

2. М.Мусоргский « Гопак »

               3. Н.Римский-Корсаков «Пляска скоморохов»

4. Рус.нар.песня «Вдоль по улице метелица метет»

5. В.Шаинский «Песенка про кузнечика»

6. Ф.Шуберт «Благородный вальс»

7. Р.Паулс « День растает, ночь настанет»

 

3 класс

 

1. А.Томази « Флейта и барабан»

2. В.Моцарт « Колокольчики звенят»

3. Е.Голубев « Колыбельная»

4. И.С.Бах «Волынка»

5. М.Глинка «Ходит ветер у ворот»

6. О.Островский «Спят усталые игрушки»

7. Рус.нар.песня «Перевоз Дуня держала»

8. Рус.нар.песня « Во саду ли в огороде»

 

4 класс

 

1. Бел.нар.танец «Крыжачок»

2. Г.Перселл «Вечерняя песня»

3. Бел.нар.танец «Янка»

4. Бел.нар.песня «Перепелочка»

5. П.Чайковский «Камаринская»

6. Рус.нар.песня «Полосынька»

7. Д.Шостакович «Шарманка»

8. Рус.нар.песня»Ивушка»

5 класс

 

1. А.Гречанинов «Мазурка»

2. В.Селиванов «Шуточка»

3. «Волжские напевы»

4. В.Косенко «Вальс»

5. И.С.Бах «Ария»

6. П.Чайковский «Марш деревянных солдатиков»

7. П.Чайковский «Сладкая греза»

8. Обр.Н.И.Корецкого «Русский танец»

 

6 класс

 

1. А. Хачатурян «Андантино»

2. А.Лядов Прелюдия»

3. В.Агапкин «Прощание славянки»

4. В. Андреев « Грезы»

5. Д.Букстехуде « Прелюдия»

6. Е.Дрейзен « Березка»

7. К.Листов  обр. Г.Шахова « В землянке»

8. П.Чайковский «Песня жаворонка»

 

7 класс

 

1. Е.Кузнецов «Северный хоровод»

2. Е.Кузнецов « Березка»

3. Е.Кузнецов «Сударушка»

4. М. Кюсс « Амурские волны»

5. И.Шатров « Амурские волны»

6. Обр. В.Корнеева  « Вдоль по Питерской»

 

 

Примерный перечень заданий к зачету

 

1. Чтение с листа

2. Одно-два произведения

3. Подбор по слуху.

4. Транспонирование.

 

 

 

 

 

Список рекомендуемой литературы

 

1. Алексеев И. Корецкий Н. « Баян» 2 класс, 3 класс, 4 класс. Киев 1968 г.

2.Бойцова Г. Юный аккордеонист Ч.1.- 2 М. 1997 г.

3. Крылоусов А. « Хрестоматия баяниста 1-2 классы. М. 1985 г.

4. Семенов В.М  « Произведения для выборного баяна» М.1998 г.

5. Павин С. « Баян в музыкальной школе» вып. 41.

6. Кузнецов Е. « Ансамбль в музыкальной школе»

 

 

                                                                        


Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств» р

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств» р

Пояснительная записка. Класс ансамбля – звено в процессе формирования музыкально-эстетических представлений у учащихся, а для наиболее одаренных – важнейшая форма занятий, способствующая повышению качества их…

Пояснительная записка. Класс ансамбля – звено в процессе формирования музыкально-эстетических представлений у учащихся, а для наиболее одаренных – важнейшая форма занятий, способствующая повышению качества их…

Технический рост и приобретение необходимых исполнительских навыков должно сочетаться с развитием навыка чтения с листа, умения самостоятельной работы с текстом

Технический рост и приобретение необходимых исполнительских навыков должно сочетаться с развитием навыка чтения с листа, умения самостоятельной работы с текстом

Коллективный характер работы при разучивании и исполнении произведений, общность целей и задач, формирование сознательного отношения к делу и чувство ответственности перед исполнительским коллективом, делают класс…

Коллективный характер работы при разучивании и исполнении произведений, общность целей и задач, формирование сознательного отношения к делу и чувство ответственности перед исполнительским коллективом, делают класс…

Учебно –тематический план 1 год обучения № п/п

Учебно –тематический план 1 год обучения № п/п

Работа над техникой Теория и практика:

Работа над техникой Теория и практика:

Опережение взглядом процесса игры

Опережение взглядом процесса игры

Материально-техническое обеспечение дисциплины

Материально-техническое обеспечение дисциплины

1-2 класс · правила посадки и постановки рук, устройство инструмента, запись нотных знаков и соотнесение с реальным звучанием инструмента, общие аппликатурные закономерности. · ориентироваться в…

1-2 класс · правила посадки и постановки рук, устройство инструмента, запись нотных знаков и соотнесение с реальным звучанием инструмента, общие аппликатурные закономерности. · ориентироваться в…

Примерный репертуарный список произведений для ансамбля: 1 класс 1

Примерный репертуарный список произведений для ансамбля: 1 класс 1

Д.Шостакович «Шарманка» 8. Рус

Д.Шостакович «Шарманка» 8. Рус

Список рекомендуемой литературы 1

Список рекомендуемой литературы 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2017