Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Детская школа искусств» р.п Излучинск
Согласовано: ____________ Педагогический совет УТВЕРЖДАЮ: Протокол №_______ «____»_____2010 г
|
Директор МОУДОД «ДШИ»
Т.И.Солонина ____________
|
АНСАМБЛЬ
(БАЯН-АККОРДЕОН)
Образовательная (Рабочая)
программа
1-7 классы
Составитель: преподаватель
Демидова Т.В.
п. Излучинск, 2010 год,
Пояснительная записка.
Класс ансамбля – звено в процессе формирования музыкально-эстетических представлений у учащихся, а для наиболее одаренных – важнейшая форма занятий, способствующая повышению качества их профессиональной подготовки для поступления в музыкальные училища.
Программа составлена в соответствии с действующими учебными планами для инструментальных классов ДШИ. В ее основе лежит типовая программа.
Баян и аккордеон являются любимыми и популярными в народе музыкальными инструментами. Их достоинства общеизвестны: большой диапазон, богатое тембровое звучание, значительные технические, динамические и художественные возможности.
В класс принимаются дети в возрасте 8-9 лет. Заканчивают обучение учащиеся в возрасте 15-16 лет. Срок реализации данной программы: 7 лет.
Данная программа предполагает взаимосвязь учебно-воспитательной работы и концертной деятельности, при которой детский талант раскрывается полнее, оттачивается исполнительское мастерство и поддерживается интерес учащихся к предмету.
Актуальность программы
Большинство детей занимается в музыкальной школе в плане общего музыкального образования и лишь очень незначительная часть готовится к дальнейшему музыкальному образованию, поэтому главный акцент ставится на музицирование, исполнение популярной музыки, творческое развитие учащихся с тем, чтобы в конечном итоге они приобрели навыки самостоятельного музицирования на баяне (аккордеоне).
Настоящая программа опирается на принципы общей педагогики:
-системность
-доступность
-наглядность
Активизации учебной деятельности способствуют следующие методы обучения:
-практический \игра на инструменте\
-наглядный \демонстрация,показ\
-словесный\объяснение, беседа,контроль\
Основной принцип работы:
Актуальность и профессионализм.
Учитывая, что в детской музыкальной школе обучаются дети самых различных способностей, необходимо разумное составление плана работы и сугубо индивидуальный метод обучения каждого ребёнка.
Программа должна подбираться по силам учащихся.
Технический рост и приобретение необходимых исполнительских навыков должно сочетаться с развитием навыка чтения с листа, умения самостоятельной работы с текстом. Поэтому крайне желательно сочетать изучение небольшого количества сложных произведений, с прохождением большого количества относительно легких произведений, доступных для быстрого разучивания, закрепляющих усвоенные навыки и доставляющих удовольствие от музицирования.
Наряду с народными наигрышами и обработками, ученики исполняют различные переложения классической и популярной музыки: детские песни, песни и романсы, эстрадные мелодии.
Желательно привить ученикам любовь к сценическим выступлениям, больше проводить музыкальных тематических вечеров, классных и школьных концертов, участие в которых можно засчитывать как зачёт. Участие в концертах, где дети получают удовольствие от общения с музыкой, видят, как приятно для окружающих их умение играть на баяне (аккордеоне), служит формированию мотивации, благодаря которой возрастает интерес к учёбе и усердие в занятиях музыкой.
Цель дисциплины: приобщение детей и подростков к музыкальной культуре, формирование у детей профессиональных знаний, умений и навыков, художественных вкусов на лучших образцах народного творчества, воспитание коллективной творческой и исполнительской дисциплины.
При создании ансамбля ставится художественная цель: вести широкую концертную работу среди населения и педагогическая цель: у менее подготовленных учащихся возникает стремление лучшего освоения инструмента и выступления перед слушателями.
Задачи дисциплины:
- формирование музыкально-исполнительских умений и навыков ансамблевой игры;
- воспитание эстетического вкуса, музыкальной выразительности;
- развитие музыкальных способностей, мышления, воображения;
- формирование концертмейстерских умений (аккомпанирование; пение под собственный аккомпанемент; чтение с листа и транспонирование; подбор по слуху);
Рекомендуется проходить ансамбль на всем протяжении преподавания дисциплины и включать в программу зачета. Игра одного произведения в ансамбле может стать частью программы государственного экзамена по музыкальному инструменту.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В процессе работы над музыкальными произведениями учащиеся должны:
· научиться слушать музыку, исполняемую ансамблем в целом, и отдельные голоса партий произведения;
· ориентироваться в звучании темы, сопровождения, подголосков и т. п.
· исполнять свою партию в соответствии с художественной трактовкой произведения в целом;
· творчески применять в совместном исполнении музыкально- исполнительские навыки, полученные в специальных классах;
· получать навыки чтения с листа;
· быть активным пропагандистом музыкального искусства в обществе, используя форму публичных выступлений.
Коллективный характер работы при разучивании и исполнении произведений, общность целей и задач, формирование сознательного отношения к делу и чувство ответственности перед исполнительским коллективом, делают класс ансамбля наиболее эффективной формой учебно-воспитательного процесса.
Особое внимание в работе класса ансамбля следует уделить реализации принципов последовательности и постепенности, принципа технической и художественной доступности учебного материала с учетом возрастного фактора и степени продвинутости учащихся.
Индивидуальные, практические занятия проводятся один раз в неделю по одному академическому часу.
Учебно –тематический план
1 год обучения
№ п/п |
Наименование тем |
Количество часов |
|
|||
Теория |
Практика |
Всего |
|
|||
1. |
Донотный период работы |
2 |
2 |
4 |
|
|
2. |
Игра по нотам, каждой рукой отдельно |
1 |
2 |
3 |
|
|
3. |
Игра по нотам двумя руками |
2 |
6 |
8 |
|
|
4. |
Работа над техникой |
2 |
2 |
4 |
|
|
5. |
Подготовка к выступлению |
1 |
2 |
3 |
|
|
6. |
Игра в ансамбле |
1 |
11 |
12 |
|
|
Всего: |
9ч |
25ч |
34 ч |
|
|
Содержание программы 1-го года обучения
1.Донотный период работы
Теория и практика:
Развивающие игры, знакомство с инструментом: клавиатура, деление на октавы, название звуков клавиш, понятия о нотах. Пение со словами, подбор по слуху. Слушание музыки: ознакомление с разными жанрами, развитие слуха. Определение музыкальных стилей: полька, песня, вальс, марш. Организация игрового аппарата.
2.Игра по нотам каждой рукой отдельно
Теория и практика:
Нотный стан. Скрипичный ключ, запись нот в пределах первой октавы. Понятие о счёте и различной длительности нот, такт и тактовая черта, знакомство со знаками альтерации. Знакомство с длительностями: целая, половинная, четвертная, восьмая. Паузы. Организация игрового аппарата. Посадка за инструментом. Работа над штрихами. Исполнение пьес приёмами: легато, стаккато, нон легато. Игра поочередно каждой рукой с использованием всех штрихов.
3. Игра по нотам двумя руками
Теория и практика:
Скрипичный и басовый ключ. Понятие знак при ключе. Понятие f и p. Аппликатура. Игра двумя руками. Разбор лёгких пьес и работа над штрихами, аппликатурой, динамическими оттенками.3-6 пьес различного характера: народные песни, танцы, пьесы
4. Работа над техникой
Теория и практика:
Обращать внимание на свободу игрового аппарата. Работа над первым и пятым пальцем. Игра упражнений на разные штрихи: легато, стаккато.
5. Подготовка к выступлению
Теория и практика:
Подбор индивидуальной программы для выступления.
Развитие памяти, игра наизусть выученных произведений, проигрывание готовых, выученных пьес на контрольном уроке или прослушивании.
6.Игра в ансамбле
Теория и практика:
Знакомство с произведением. Творческая работа, связанная со слушанием музыки, повторение пройденных и выученных пьес, подготовка к выступлению.
Учебно-тематический план
2-7й год обучения
№ п/п |
Разделы и темы дисциплины |
Практические занятия |
1 |
Чтение с листа и транспонирование |
8 |
2. |
Подбор по слуху |
5 |
3. |
Навыки концертного исполнительства |
4 |
4. |
Игра в ансамбле |
17 |
ИТОГО |
34ч |
Содержание разделов дисциплины
Чтение с листа и транспонирование
Свободное чтение нотного текста с листа нацеливает учащихся на « слепую» ориентацию на правой и левой клавиатуре и учит играть, не отрывая взгляда от нотного текста. Самостоятельно и под контролем преподавателя ознакомление с различной музыкальной литературой, пополнение исполнительского репертуара, расширение музыкального кругозора. Посильность и постепенность усложнения репертуара при чтении с листа. Опережение взглядом процесса игры. Охватывание всего текста и выделение главного.
При чтении с листа и транспонировании допускаются упрощения фактуры: не исполняются подголоски и украшения, облегчаются и перемещаются аккорды и т.д.
Подбор по слуху
Подбор по слуху и транспонирование развивает музыкальный слух, ускоряет процесс овладения инструментом. В подборе по слуху на первом этапе определяется план произведения, его стилистические и жанровые особенности, вычленяются главные элементы сопровождения. На втором этапе песня фактурно оформляется. Затем на основе определенных жанровых особенностей обогащается звучание мелодии в правой руке: добавляются подголоски, двойные ноты. Партия левой руки делится на бас и аккорд. Умение самостоятельно подобрать мелодию и развернутый аккомпанемент к ней. Умение сыграть песню в различных тональностях, что продиктовано практической деятельностью в школе.
Навыки концертного исполнительства
Подготовка пьесы к публичному исполнению – заключительный этап работы над произведением. Желание самовыразиться перед публикой, необычность, значительность событий, при должной подготовке, способствует выявлению артистического начала в ученике.
Игра в ансамбле
Процесс работы ансамбля над произведением можно условно разделить на 3 этапа:
1. знакомство с произведением в целом;
2. техническое освоение выразительных средств; понимание и раскрытие художественного образа;
3. подготовка пьесы к публичному выступлению.
Контроль результатов обучения:
Обязательным компонентом процесса обучения является контроль и проверка результатов обучения. Виды контроля: -текущий/ поурочный/, -итоговый / академический концерт 1 раз в полугодие / -концертное выступление.
Материально-техническое обеспечение дисциплины
Средства обеспечения освоения дисциплины предусматривает наличие: аудиозаписи и видеозаписи.
Техническое обеспечение дисциплины предполагает наличие: нотной библиотеки, аудитории для индивидуальных занятий с музыкальными инструментами, концертного зала.
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
8.1. Методические рекомендации преподавателю
В основе организации работы в ансамбле - выбор индивидуальной программы ученика и контроль за ее выполнением.
Самостоятельная работа предусматривает работу над деталями исполнения (звуком, динамикой), техническим освоением произведения, осмысление художественных задач аккомпанемента и т.д. Знакомство с методической литературой, прослушивание звукозаписей, чтение музыки с листа и транспонирование.
8.2. Методические указания для учащихся
Перечень примерных заданий для самостоятельной работы:
Индивидуальные самостоятельные занятия предполагают разучивание:
- Школьного репертуара, включающего произведения для чтения с листа, транспонирования, подбора по слуху и самостоятельного изучения (для аккордеона и баяна)
- Чтение с листа
- Работа по овладению навыками транспонирования
- Развитие навыка подбора по слуху
В репертуар создаваемых ансамблей баянистов и аккордеонистов входят как специально ансамблевые произведения, так и переложения музыкальных произведений, обработки народной музыки.
Учащийся должен знать и уметь:
· ориентироваться в нотной записи и в клавиатуре инструмента, давать общую характеристику исполняемых пьес, различать характер музыки, играть осмысленно простые пьесы и песни.
3-4 класс
· основные средства музыкальной выразительности, наиболее простые формы музыкальных произведений, выразительные особенности музыкального языка.
· свободно разбираться в обозначениях темпа, динамики, знаков альтерации, характеризовать исполняемые музыкальные произведения, оценивать качество своего исполнения, читать с листа, уметь подбирать песни и аккомпанемент к ним по слуху, транспонировать.
5-6 класс
· специфические особенности звукообразования на баяне и аккордеоне, гамму возможных динамических оттенков, различные виды и жанры музыкального искусства, особенности художественно-образного отражения действительности с помощью музыки.
· различать выразительные средства музыкального языка, понимать их значение в создании конкретного художественного образа, активно, осознанно и эмоционально воспринимать музыку, читать с листа, подбирать по слуху мелодию и транспонировать ее.
7 класс
· строение музыкальных форм, различные виды туше, артикуляции, ритмические рисунки, различные жанры и виды музыкального искусства.
· свободно владеть выученным материалом, осознанно и эмоционально воспринимать музыку, ее содержание, находить необходимые приемы работы над музыкальным произведением, читать с листа произведения на три класса ниже, подбирать по слуху мелодию и транспонировать ее.
1 класс
1. В.Ребиков « Игра в солдатики»
2. Н.Лысенко «На горе, горе»
3. Е.Тиличева «Праздничный марш»
4 .М.Блантер «Марш футболистов»
5. Г.Галынин «Медведь»
6. Р.Лехтинен «Летка-енка»
7. Укр.нар.песня «Ехал казак за Дунай»
8. Г.Бойцова «Вокруг горы»
2 класс
1. А.Гречанинов р.н.т. « Сударыня-боярыня»
2. М.Мусоргский « Гопак »
3. Н.Римский-Корсаков «Пляска скоморохов»
4. Рус.нар.песня «Вдоль по улице метелица метет»
5. В.Шаинский «Песенка про кузнечика»
6. Ф.Шуберт «Благородный вальс»
7. Р.Паулс « День растает, ночь настанет»
3 класс
1. А.Томази « Флейта и барабан»
2. В.Моцарт « Колокольчики звенят»
3. Е.Голубев « Колыбельная»
4. И.С.Бах «Волынка»
5. М.Глинка «Ходит ветер у ворот»
6. О.Островский «Спят усталые игрушки»
7. Рус.нар.песня «Перевоз Дуня держала»
8. Рус.нар.песня « Во саду ли в огороде»
4 класс
1. Бел.нар.танец «Крыжачок»
2. Г.Перселл «Вечерняя песня»
3. Бел.нар.танец «Янка»
4. Бел.нар.песня «Перепелочка»
5. П.Чайковский «Камаринская»
6. Рус.нар.песня «Полосынька»
7. Д.Шостакович «Шарманка»
8. Рус.нар.песня»Ивушка»
5 класс
1. А.Гречанинов «Мазурка»
2. В.Селиванов «Шуточка»
3. «Волжские напевы»
4. В.Косенко «Вальс»
5. И.С.Бах «Ария»
6. П.Чайковский «Марш деревянных солдатиков»
7. П.Чайковский «Сладкая греза»
8. Обр.Н.И.Корецкого «Русский танец»
6 класс
1. А. Хачатурян «Андантино»
2. А.Лядов Прелюдия»
3. В.Агапкин «Прощание славянки»
4. В. Андреев « Грезы»
5. Д.Букстехуде « Прелюдия»
6. Е.Дрейзен « Березка»
7. К.Листов обр. Г.Шахова « В землянке»
8. П.Чайковский «Песня жаворонка»
7 класс
1. Е.Кузнецов «Северный хоровод»
2. Е.Кузнецов « Березка»
3. Е.Кузнецов «Сударушка»
4. М. Кюсс « Амурские волны»
5. И.Шатров « Амурские волны»
6. Обр. В.Корнеева « Вдоль по Питерской»
Примерный перечень заданий к зачету
1. Чтение с листа
2. Одно-два произведения
3. Подбор по слуху.
4. Транспонирование.
Список рекомендуемой литературы
1. Алексеев И. Корецкий Н. « Баян» 2 класс, 3 класс, 4 класс. Киев 1968 г.
2.Бойцова Г. Юный аккордеонист Ч.1.- 2 М. 1997 г.
3. Крылоусов А. « Хрестоматия баяниста 1-2 классы. М. 1985 г.
4. Семенов В.М « Произведения для выборного баяна» М.1998 г.
5. Павин С. « Баян в музыкальной школе» вып. 41.
6. Кузнецов Е. « Ансамбль в музыкальной школе»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.