Рабочая программа по природоведению (5 класс)
Оценка 4.7

Рабочая программа по природоведению (5 класс)

Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
естествознание
5 кл
01.04.2018
Рабочая программа по  природоведению (5 класс)
Рабочая программа по природоведению составлена на основе Программы основного общего образования по природоведению под редакцией В.В. Пасечника М., «Дрофа», 2009, полностью отражающей содержание примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся. Программа отражает базовый уровень подготовки школьников и адаптирована для детей с тяжелыми нарушениями речи. В соответствии с учебным планом МКОУ «Школа - интернат для обучающихся с ТНР» на изучение природоведения в 5 классе отводится 2 часа в неделю, 70 часов в год соответственно.
Рабочая программа по природоведению 5 класс 2017-18 год.doc
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Школа­интернат для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи» городского округа Подольск Московской области                                                     УТВЕРЖДАЮ                                                             «____»___________________2017   Директор____________ Рабочая программа по природоведению для 5 класса на 2017/2018учебный год Составитель Молоканова Лариса  Владимировна            учитель высшей категории 2017 год Пояснительная записка                                                                 5 класс            Рабочая программа разработана на основе федерального компонента государственных  образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного)  общего образования, утвержденного приказом Минобразования России от 05.03.2004       №1089.  Рабочая программа по природоведению составлена на основе Программы основного общего  образования по природоведению под редакцией  В.В. Пасечника М., «Дрофа», 2009,  полностью отражающей содержание примерной программы с дополнениями, не  превышающими требования к уровню подготовки обучающихся. Программа  отражает  базовый уровень подготовки школьников и адаптирована  для детей с тяжелыми нарушениями речи. В соответствии с учебным планом МКОУ «Школа ­ интернат для обучающихся с ТНР»   на изучение  природоведения в 5 классе отводится 2 часа в неделю, 70 часов в год  соответственно.  В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения природоведения на  ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной  программе. В ней также заложены возможности формирования у обучающихся общеучебных  умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.    Из   курса природоведения обучающиеся    узнают, чем живая природа отличается от неживой, из чего состоят  живые и неживые тела, что такое вещество и какое строение оно имеет, получают   новые   знания   о   строении   веществ,   их  физических   и   химических   свойствах,   об электрических, химических явлениях в неживой природе.    Учащиеся впервые узнают о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии организмов. Особое внимание уделяется растениям и животным, играющим большую роль в жизни человека, его хозяйственной деятельности. Курс «Природоведение» является пропедевтическим по отношению к биологическому курсу,   курсам   физики,   химии,   физической   географии   в  основной   школе   и   направлено   на достижение следующих целей:  Освоение знаний  о многообразии объектов и явлений природы, о связи мира живой и неживой природы, об изменениях природной среды под воздействием человека;   Овладение   начальными   естественнонаучными   умениями  проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;  Развитие  интереса   к   изучению   природы,   интеллектуальных   и   творческих способностей в процессе решения познавательных задач;  Воспитание положительного эмоционально­ценностного отношения к природе, стремления   действовать   в   окружающей   среде   в   соответствии   с   экологическими   нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;  Применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказание простейших видов первой медицинской помощи. Отбор содержания этой программы проведен с учетом культуросообразного подхода, в  соответствии с которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для  2 формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья,  востребованные в повседневной жизни и практической деятельности.           Все демонстрации,  лабораторные опыты и практические занятия взяты из  примерной и авторской программ  с некоторыми изменениями.  Для приобретения  практических навыков и повышения уровня знаний  в  рабочую программу включены  лабораторные, самостоятельные и практические работы, предусмотренные Примерной  программой. Все лабораторные и практические работы являются этапами  комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.  Для   текущего   тематического   контроля   и   оценки   знаний   в   системе   уроков предусмотрены уроки контроля.   При проведении  контрольно – обобщающих уроков для проверки знаний  по пройденным темам проводятся проверочные работы. Учитывая психофизические особенности: специфику школы ­ интерната для обучающихся с  тяжелыми нарушениями речи, программный материал  спланирован таким образом, что  прохождение его сводится к 10 годам вместо 9 лет основной общеобразовательной школы. Распределение   часов   по   темам   составлено   по   авторской   программе,   с   некоторыми изменениями:  Изменения проведены следующим образом:  • В тему 1  «Вселенная» добавлен 1 час.  Обоснование: час необходим для проведения контрольно – обобщающего урока.  •В тему 4   «Вода» добавлен 1час.  Обоснование: для проведения обобщающего урока по теме: «Вода».       В тему 5  «Горные породы» добавлен  1 час. Обоснование: этот час необходим для  изучения металлов, использования металлов  человеком, их экономии.  В тему 6  «Почва» добавлен 1 час  Обоснование: для подробного изучения обработки почвы, значения и внесения органических и минеральных удобрений.    В тему 8  « Растения» добавлен 1 час  Обоснование:  для проведения экcкурсии  № 3 «Распознавание  различных видов растений  Московской области на живых и гербарных образцах».   В тему 13 « Человек, его здоровье и безопасность жизни» добавлен 1 час. Обоснование: на проведение заключительного урока по курсу природоведения 5 класса. Так  как в 2017/2018  учебном году 34 учебных недели, то тематическое планирование  составлено на 68 часов, сокращение часов произведено за счет резерва. Изменения отражены в календарно ­ тематическом плане. В целях обеспечения наибольшей активности учащихся (детей с тяжелыми  нарушениями речи), учитывая их индивидные особенности: память, внимание, воображение,  мышление, уровень работоспособности, темп деятельности, темперамент) и повышения  продуктивности курса рекомендуются следующие виды деятельности учащихся:    заданий;  выписывание в тетрадь основных терминов и понятий; работа с иллюстрацией учебника; парная и групповая работа при выполнении лабораторных и практических  индивидуальные доклады и сообщения, в том числе подготовка презентаций,  фотоальбомов и виртуальных экскурсий по имеющимся  материалам и с использованием  близлежащих природных объектов;  проведение викторин и опросов; 3  заполнение таблиц и схем по материалу, приведенному в учебнике и  самостоятельно. Предлагаемые формы контроля знаний и умений учащихся:            устный ответ учащегося у доски (рассказ на заданную тему); решение  задачи (устно или письменно); коллективное заполнение таблицы или схемы на доске; устный ответ по таблице; письменный ответ с указанием частей на рисунке; сравнение признаков объекта; индивидуальные сообщения учащихся  (результаты опыта, презентация и т.д.); обсуждение индивидуального сообщения товарища; письменный программированный опрос; письменный диктант по терминам; творческий отчет по экскурсии. Коррекционно­развивающие задачи:  Корректировать  и развивать  мыслительную деятельность учащихся (операции анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно­ следственных связей) при работе с дидактическим и наглядным материалом, работе с  учебником.  Корригировать внимание, переключение внимания, увеличение объема внимания путем выполнения различных заданий, демонстрации видеоматериалов, живого объекта.  Корректировать  и развивать  связную  устную речь учащихся (правильное  произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса,  развитие диалогической и монологической речи) через составление ответов на  вопросы, знакомство с новыми терминами и понятиями.   Коррекция и развитие зрительного и тактильного восприятия при наблюдении за  живым объектом природы.  Активизировать познавательную деятельность учащихся через использование   различных форм работы.  Коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально­волевой сферы  (навыков самоконтроля, усидчивости, умение выражать свои чувства) при  самостоятельной работе и работе в парах.  Продолжать формировать организационные качества личности (выдержанность,  дисциплинированность).  Способствовать сохранению здоровья учащихся через проведение динамических пауз,  осуществление контроля посадки учащихся, созданию оптимального воздушно­ светового режима. Уроки Лабораторные и практические занятия. Исследовательская деятельность. Экскурсии   Формы организации образовательного процесса; • • • •   Технологии обучения: 1. Игровые. 2. ИКТ. 4 3. Тестовые. 4. Проблемное обучение. 5. Групповые. Формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения:    устный опрос; контрольная работа; тестирование. Планируемый уровень подготовки учащихся   на конец учебного года    «Требования к  уровню подготовки обучающихся» полностью соответствуют требованиям, установленными   федеральными государственными образовательными стандартами. Требования направлены на  реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися  интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями,  необходимыми в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире,  значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. Программа ориентирована на использование учебника: Пакулова В.М., Иванова Н.В.  Природа. Неживая и живая. 5 кл. М.: Дрофа, 2013. Предлагаемый учебник входит в учебно­методический комплект по биологии для основной  школы, созданный на основе  авторской программы под руководством В. В. Пасечника. В нем  присутствует  неформальный язык, который для ребенка ближе и понятнее.  Особый интерес представляет материал о живой природе. Структура учебника  методически верна тем, что начинается с рассмотрения неживой природы, а заканчивается  изучением разнообразия растительного и  животного мира, и только потом дается общий  обзор строения человека, образ жизни человека и его здоровье, вредные привычки и их  профилактика (курение, употребление алкоголя, наркотиков и др.). Имеется доступный  материал по правилам поведения человека в опасных природных  ситуациях (во время грозы, ливней, под градом и др.); о травмах человека; об оказании первой доврачебной помощи при травмах.                                   Учебно­тематический план:   Разделы /темы курса Введение  Тема 1.Вселенная  Тема 2.Строение и свойства вещества     Тема3. Воздух Тема 4. Вода Тема 5. Горные породы Тема 6 .Почва Тема 7. Организмы Тема 8. Растения Тема 9. Грибы Тема 10.Животные Тема11.Ваши любимые растения и  животные Тема12. Природа едина Тема13. Человек, его здоровье и  безопасность жизни Рабочая программа 2ч                 5 + 1 ч    11ч 6 ч 3 + 1 ч 3 + 1 ч                 4+1 ч 6 ч 7+ 1  ч 2ч 5ч 3ч 2ч 3+ 1  ч 5 Резервное время Итого: Лабораторные работы Практические работы Экскурсии Обобщение 2 ч 70 часов 14 4 3 6                              Основное содержание программы                                               Природоведение                                         5 класс                                       (70 часов, 2 часа в неделю)                                                    Введение (2 часа) Природа. Неживая и живая природа. Человек и природа. Зачем и как изучают природу. 1. Вселенная (6 часов) Вселенная. История развития представлений о Вселенной. Звезды на небе, размеры  звезд. Созвездия. Полярная звезда и созвездия Большая и Малая Медведица. Расстояние до  звезд, их яркость и движение. Солнце раскаленное небесное тело, источник света и тепла. Солнечная энергия.  Значение солнечной энергии для жизни на Земле. Планета Земля. Строение Земли. Сферы Земли (литосфера, гидросфера, атмосфера,  биосфера). Суточное и годовое движение Земли. Луна — спутник Земли. Солнечная система. Планеты, метеоры и метеориты. Спутники планет, их движение.  Освоение космоса. Наблюдения за звездным небом, за изменением высоты полуденного солнца в 20­х  числах каждого месяца. • Лабораторные работы Работа с картой, звездной картой, атласами, глобусом: определение на них экватора,  полюсов, Северного и Южного полушарий, созвездий Северного полушария. Практические работы   Ориентирование на местности с помощью компаса, Полярной звезды, солнца и  местных признаков. 2. Строение и свойства вещества (11 часов) Тела и вещества. Строение твердых, жидких и газообразных тел. Свойства жидких и  газообразных тел. Молекулы. Взаимодействие молекул в твердых, жидких, газообразных телах.  Диффузия. Вещества чистые и смеси, простые и сложные. Явления природы. Физические (электрические, механические, тепловые, световые),  химические явления, химические реакции. Использование человеком физических и  химических явлений природы в повседневной жизни. Демонстрация опытов по электризации тел путем трения. • Лабораторная работа Определение физических свойств твердых, жидких и газообразных тел. 3. Воздух (6 часов) Состав воздуха. Физические свойства воздуха (упругость, давление). Значение воздуха  для живых организмов. Изменение состава воздуха. Плотность и разреженность воздуха. Атмосферное давление. Барометр. 6 Нагревание воздуха от поверхности Земли. Изменение температуры воздуха с высотой. Образование облаков. Осадки и их виды. Снеговая линия в горах, снеговые вершины, ледники. Ветер. Работа ветра в природе. Погода. Типичные признаки погоды. Предсказание погоды. Влияние погоды на  организм человека. Значение воздуха в природе. Охрана воздуха. Демонстрация модели флюгера (определение направления ветра с помощью модели  флюгера). Наблюдения систематические фенологические и ежедневные за погодой; за  состоянием своего здоровья при различных погодных условиях. • Лабораторные работы Определение местонахождения гор со снежными вершинами (работа с картой). Описание погоды за месяц и сезон. 4. Вода (4 часа) Три состояния воды. Изменение объема воды при нагревании. Вода — растворитель. Растворимые и нерастворимые вещества. Растворы в природе. Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий. Значение воды в  природе. Использование воды человеком. Охрана воды. • Экскурсия Результаты работы текущих вод и ветра. 5. Горные породы (4 часа) Горные породы. Разнообразие горных пород. Обломочные горные породы (гравий,  галька, песок, глина, щебень). Использование человеком обломочных пород. Полезные ископаемые. Рудные и нерудные полезные ископаемые. Металлы.  Использование металлов человеком, их экономия. Охрана недр. Демонстрация коллекций горных пород и минералов, полезных ископаемых. • Лабораторные работы Описание минералов и горных пород (по 3—4 признакам) и определение их свойств.  Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их физическими свойствами. 6. Почва (5 часов) Почва, ее образование. Разнообразие почв. Структура почвы. Состав почвы и ее свойства: влагопроницаемость, воздухопроницаемость. Плодородие почвы. Обработка почвы. Почва и растения. Эрозия почв, ее виды. Охрана почв. Демонстрация почв своей местности, почв с разной структурой; опытов по  определению свойств почвы. 7. Организмы (6 часов) Организм. Свойства живых организмов (биологические явления). Условия жизни  организмов: среда обитания, факторы среды обитания. Приспособленность растений и  животных к жизни в разных условиях среды обитания. Экология — наука о взаимоотношении организмов с условиями среды обитания. Клеточное строение организмов. Клетка. Знакомство с увеличительными приборами. Разнообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Царства  организмов. Причины сокращения организмов. Демонстрация микропрепарата растительной клетки, муляжей, коллекций,  гербарного материала. Наблюдения за растениями, животными, факторами неживой природы по сезонам  года. Описание наблюдаемых растений и животных по плану. 7 • Экскурсия Разнообразие организмов. Относительная приспособленность организмов к условиям  внешней среды. 8. Растения (8 часов) Характерные признаки растений. Растения цветковые и нецветковые. Цветковые  растения, их органы. Дикорастущие и культурные растения. Дикорастущие растения, условия их жизни. Многообразие дикорастущих растений. Значение дикорастущих растений в природе и жизни  человека. Лекарственные растения. Ядовитые растения. Правила обращения с ядовитыми растениями. Охрана растений, растения Красной книги. Культурные растения, условия их жизни. Многообразие культурных растений:  полевые, овощные, цветочно­декоративные, плодово­ягодные, комнатные и др. Значение культурных растений в жизни человека. Демонстрация живых растений, гербарных образцов, таблиц. Наблюдения различных способов размножения растений в природе, на учебно­ опытном участке, в уголке живой природы. • Лабораторные работы Распознавание органов цветкового растения на живых и гербарных образцах. Определение названий растений с помощью атласа­определителя. Постановка опытов по выявлению влияния температуры, воздуха и влажности на  прорастание семян культурных растений. • Экскурсия Распознавание различных видов растений Московской области (в том числе редких,  охраняемых и ядовитых). 9. Грибы (2 часа) Грибы. Разнообразие грибов. Значение грибов в природе. Шляпочные грибы. Грибы съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов. Демонстрация свежих, консервированных шляпочных грибов и их муляжей. • Лабораторная работа Узнавание наиболее распространенных в данной местности съедобных и ядовитых  грибов. 10. Животные (5 часов) Характерные признаки животных, сходство с растениями и отличия от них. Животные  дикие и домашние. Дикие животные и условия их жизни. Приспособленность  диких животных к жизни в  водной,  воздушной,  наземной и почвенной средах обитания. Многообразие диких животных, их значение в природе и жизни человека. Ядовитые  животные. Правила поведения при встрече с ядовитыми животными. Животные Красной книги. Охрана  диких животных. Домашние животные, условия их жизни. Многообразие домашних животных, уход за  ними, создание благоприятных условий жизни. Демонстрация живых животных, коллекций, чучел, муляжей, влажных препаратов  животных. Наблюдения за жизнью животных в водной, почвенной,  воздушно­наземной средах  обитания.             • Лабораторная работа 8 Узнавание различных видов животных своей местности (в том числе редких,  охраняемых и ядовитых) с использованием коллекций, чучел, рисунков, муляжей. 11. Ваши любимые растения и животные (3 часа) Растения и животные — ваши любимцы. Создание благоприятных условий для жизни,  уход за ними. Демонстрация комнатных растений, домашних животных. Наблюдения за развитием комнатных растений и жизнью животных в домашних  условиях. • Лабораторная работа Составление рекомендаций по уходу за комнатными растениями и домашними  животными. 12. Природа едина (2 часа) Связи неживого и живого. Цепи питания. Пищевые сети. Природа — наш друг. Охрана природы. Правила поведения в природе. 13. Человек, его здоровье и безопасность жизни (4 часа) Общий обзор строения человека. Образ жизни человека и его здоровье. Вредные  привычки и их профилактика (курение, употребление алкоголя, наркотиков и др.). Правила поведения человека в опасных природных ситуациях (во время грозы, ливней,  под градом и др.). Травмы человека. Оказание первой доврачебной помощи при травмах. Наблюдения за работой сердца и дыхательной системы человека до и после  дозированной физической нагрузки. • Лабораторные работы Овладение простейшими способами оказания первой помощи при травмах. Измерение роста, температуры, массы тела; сравнение показателей своего развития с  возрастными нормами. Резерв времени — 2 часа. • Летние задания.  Наблюдения за растениями и животными в природе, уголке живой  природы, на учебно­опытном участке. Проведение опытнической работы. Ведение дневников  опытов и наблюдений.  Рабочая  программа составлена на  основе  авторской  программы с внесенными в неё  изменениями. Изменения внесены с учетом  примерной программы по биологии  и стандарта  основного общего образования по биологии. Основные требования к знаниям и умениям учащихся 5 класса: В результате изучения природоведения ученик должен:  знать/понимать • о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях;  об отдельных методах изучения природы; • основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические  проблемы своей местности и пути их решения; уметь • узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности;  определять названия растений и животных, используя атлас­определитель; • приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, различных  способов размножения растений; приспособлений животных и растений к условиям среды  обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека; 9 • указывать на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе; • находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты; • описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия  проведения и полученные результаты; • сравнивать природные объекты не менее чем по 3—4 признакам; • описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ; • использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной  задачи; • находить значение указанных терминов в справочной литературе; • кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера;  выделять его главную мысль; • использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно  подготовленных устных сообщениях (на 2—3 минуты); • пользоваться приборами для измерения изученных физических величин; • следовать правилам безопасности при проведении практических работ. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и  повседневной жизни для: • определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных  признаков; • измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами; • определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений,  грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в  природной среде; • составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и  другими культурными растениями, домашними животными; • оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах. Календарно ­ тематическое планирование уроков по природоведению 5 класс 2 часа в неделю, 70 часов в год Учитель Молоканова Лариса Владимировна Учебник  “Природа. Неживая и живая. 5 класс” – M.:Дрофа, 2013  Авторы  В.М. Пакулова, Н.В. Иванова № урока 1 2 Название раздела/темы Введение 2часа Человек и природа. Для чего изучают природу. Методы изучения природы. Тема 1 Вселенная 6 часов Звезды на небе. Л. р. № 1. «Определение на звёздной карте  созвездий Северного полушария». Земля – наш дом. Л. р.№2 “Работа с картой, атласами,  3 4 10 Плановые Фактичес сроки проведени кие сроки я   04.09­ 09.09 04.09­ 09.09 11.09­ 16.09 11.09­ 16.09 18.09­ 23.09 18.09­ 23.09 25.09­ 30.09 25.09­ 30.09 02.10­ 07.10 02.10­ 07.10 09.10­ 14.10 09.10­ 14.10 16.10­ 21.10 16.10­ 21.10 23.10­ 28.10 23.10­ 28.10 глобусом”. Оболочки Земли. Пр. р. №1 “Ориентирование на местности с  помощью компаса». Луна – естественный спутник Земли. Пр. р. №2  “Ориентирование  на местности  по солнцу и  часам». Солнце – вечный огонь вселенной. Солнечная система.  Обобщающий урок по теме «Вселенная». Пр. р.№3  «Определение сторон горизонта по звездам». 5 6 7 8 Тема 2 Строение и свойства вещества 11часов  Тела и вещества. 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19  Свойства твердых тел, жидкостей и газов. Л. р. №3  “Определение физических свойств твердых, жидких и  газообразных тел».  Вещества и смеси.  Молекулы. Атомы. Элементы.  Движение частиц вещества.  Взаимодействие частиц.  Разнообразие веществ. Физические явления. Химические явления.  Горение.  Окисление.   Обобщение по теме “ Строение и свойства вещества”.  Тема 3 Воздух  6 часов 20 21 22 23 24 25  Воздух­смесь газов. Атмосфера. Свойства воздуха.  Вес воздуха и атмосферное давление. Изменение давления воздуха с высотой. Погода и её предсказание.  Пр. р. 4. «Описание погоды за  месяц».  Контрольно­обобщающий урок. Значение воздуха.  Загрязнение воздуха. Охрана атмосферы. Тема 4 Вода  4 часа 26 27 28 29 Тема 5 30 Три состояния воды. Тепловое расширение воды. Вода – растворитель.  Экскурсия 1. “Изучение работы текущих вод и ветра”. Работа воды в природе. Значение воды в природе. Охрана воды.    Горные породы  4 часа Внутреннее строение Земли. Горные породы.  Л. р. 4. «Описание минералов и горных пород, определение  11 их свойств». Разрушение горных пород. Полезные ископаемые.  Л. р. 5. «Ознакомление с местными  полезными ископаемыми и их физическими свойствами». Металлы. 31 32 33 Тема 6 Почва 5 часов 34 35 36 37 38 Образование почв и их разнообразие. Структура почвы. Состав и свойства почвы.  Уход за почвой. Почва и растения. Разрушение почв. Охрана почв. Тема 7 Организмы 6 часов 39 40 41 42 43 44 Тема 8 45 46 47 48 49 50 51 52 Тема 9 53 54 Организм и его свойства. Среда обитания организмов. Экология. Увеличительные приборы. Клеточное строение организмов.  Экcкурсия 2  “Разнообразие организмов. Относительная  приспособленность организмов к условиям внешней среды”. Контрольно­обобщающий урок по теме: «Организмы». Растения 8 часов Признаки растений. Разнообразие растительного мира. Строение цветковых растений. Л. р. 6. «Распознавание  органов цветкового растения». Л. р. 7.«Влияние  температуры, воздуха и влажности на прорастание семян». Места обитания дикорастущих растений. Л. р. 8.  «Определение названия растений».  Лекарственные растения. Ядовитые  растения.  Охрана растений. Красная книга растений. Многообразие культурных растений. Экcкурсия 3 «Распознавание  различных видов растений  Московской области на живых и гербарных образцах». Грибы 2 часа Разнообразие грибов. Шляпочные грибы. Л. р.9 «Узнавание съедобных и ядовитых  грибов». 55 56 Тема 10 Животные 5 часов Признаки животных. Условия жизни и многообразие диких животных. Значение диких животных и их охрана.  Л. р. 10. «Узнавание животных своей местности с  использованием коллекций, чучел, рисунков». Домашние животные. Контрольно­обобщающий урок по теме: «Животные». 57 58 59 Тема 11 Ваши любимые растения и животные  3 часа 60 61 Растения и животные – ваши любимцы. Создание благоприятных условий для жизни растений.  Л. р. № 11 «Составление рекомендаций по уходу за  12 комнатными растениями». Создание благоприятных условий для жизни животных.  Л.  р. № 12 «Составление рекомендаций по уходу за  животными». 62 Тема 12 Природа едина 2часа 63 64 Связь живого и неживого. Цепи питания. Пищевые сети. Природа ­ наш друг.  Правила поведения в природе. Охрана  природы. Тема 13 Человек. Его здоровье и безопасность жизни 3часа Человек и окружающая среда. Л. р. 13. «Измерение роста,  температуры, массы тела; сравнение показателей своего  развития с возрастными нормами». Как беречь свое здоровье и жизнь? Важнейшие способы  оказания первой помощи.  Л. р. 14 «Овладение простейшими  способами оказания первой помощи при травмах». Вредные привычка и их предупреждение. Итоговое обобщение по курсу природоведения. Летние  задания. Резерв. Резерв. Итого 65 66 67 68 69 70         Перечень учебно – методического  обеспечения 70 часов В.М. Пакулова, Н.В.Иванова «Природоведение. Природа живая и неживая», 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ, 4­е издание, стереотипное, «Дрофа», Москва, 2011 год. Методические пособия для учителя:  Программы   для   общеобразовательных   учреждений   к   комплекту   учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника/ авт.­сост. Г.М.Пальдяева. ­ М.: Дрофа, 2009.­ 92 с.  Г.В.Чередникова     «Поурочное   планирование   к   учебнику   В.М.   Пакуловой, Н.В.Ивановой «Природоведение. Природа живая и неживая», 5 класс  ­ Волгоград, Учитель, 2007.­123 с. В.П. Горощенко, Л.Ф. Мельчаков, И.А. Степанов «Основы природоведения», М,: Просвещение – 2009.­ 239 с.   М.М. Боднарук, Н.В. Ковылина «Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах», Волгоград: Учитель – 2008.­174 с.  Интернет­ресурсы ­ Сайт учителя биологии. Дополнительная литература для обучающихся:  В.М.Пакулова,   Н.В.Иванова   Рабочая   тетрадь   к   учебнику   «Природоведение. Природа живая и неживая», 5 класс, 2­е издание, стереотипное, «Дрофа», Москва, 2011 г.   Биология. Энциклопедия для детей. ­ М.: «Авента+», 1994, с. 92­684 Верзилин   Н.М.   По   следам   Робинзона:   книга   для   учащихся   сред   и   ст.   шк. возраста. ­ М.: Просвещение, 1994. ­ 218с.  1997. 350с.  Гарибова Л. В., Сидорова И. И. Энциклопедия природы России. Грибы. ­М .: Головкин Б. И., О чем говорят названия растений. 2­е изд. М.: Колос, 1992.350с. 13  Губанов И. А. Энциклопедия природы России. Пищевые растения. Справочное издание. М.: 1996. ­ 556с. Интернет­ресурсы    http://school­collection.edu.ru/ http://www.fcior.edu.ru/  [email protected] Средства информационных и коммуникационных технологий Компьютер учителя Компьютер для учащихся Телевизор  Видеомагнитофон DVD – плеер Флеш ­ память Акустическая система Наглядные средства обучения         Комплект таблиц по природоведению        Портреты ученых биологов       Растения и окружающая среда       Общее знакомство с цветковыми растениями       Клеточное строение растений       Шляпочные грибы       Плесневелые грибы ­ дрожжи       Грибы – паразиты Лабораторное оборудование 1. Чашки Петри 2. Пробирки 3. Химические стаканы 4. Пинцеты 5. Предметные стекла 6. Покровные стекла 7. Микроскопы 8. Готовые микропрепараты по ботанике. 9. Воронка лабораторная 10. Зажим пробирочный 11. Ложка для сжигания веществ 12. Чаша выпарительная 13. Шпатель фарфоровый  14. Лупы  15. Компасы Гербарий растений Набор удобрений Набор "Плодовые тела шляпочных грибов" 14 15

Рабочая программа по природоведению (5 класс)

Рабочая программа по  природоведению (5 класс)

Рабочая программа по природоведению (5 класс)

Рабочая программа по  природоведению (5 класс)

Рабочая программа по природоведению (5 класс)

Рабочая программа по  природоведению (5 класс)

Рабочая программа по природоведению (5 класс)

Рабочая программа по  природоведению (5 класс)

Рабочая программа по природоведению (5 класс)

Рабочая программа по  природоведению (5 класс)

Рабочая программа по природоведению (5 класс)

Рабочая программа по  природоведению (5 класс)

Рабочая программа по природоведению (5 класс)

Рабочая программа по  природоведению (5 класс)

Рабочая программа по природоведению (5 класс)

Рабочая программа по  природоведению (5 класс)

Рабочая программа по природоведению (5 класс)

Рабочая программа по  природоведению (5 класс)

Рабочая программа по природоведению (5 класс)

Рабочая программа по  природоведению (5 класс)

Рабочая программа по природоведению (5 класс)

Рабочая программа по  природоведению (5 класс)

Рабочая программа по природоведению (5 класс)

Рабочая программа по  природоведению (5 класс)

Рабочая программа по природоведению (5 класс)

Рабочая программа по  природоведению (5 класс)

Рабочая программа по природоведению (5 класс)

Рабочая программа по  природоведению (5 класс)

Рабочая программа по природоведению (5 класс)

Рабочая программа по  природоведению (5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2018