Рабочая программа по развитию речи
Оценка 5

Рабочая программа по развитию речи

Оценка 5
Документация
docx
русский язык
1 кл—4 кл
04.03.2018
Рабочая программа по развитию речи
В рамках предмета "русский язык" в начальной школе выделили в отдельный блок "развитие речи". Предлагаю вашему вниманию рабочую программу по данному предмету. В данной программе прописаны все основные положения, пункты программы, требования к результатам. Данная разработка поможет составить свою рабочую программу.
Развите речи 1-4 программа.docx
Рабочая программа по развитию речи 1­4 класс Составила  Старшинова Н.И. Учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 16»                    Г.Саратова ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА               Данная   программа   является   адаптированной   (модифицированной),   имеет   научно­ познавательную   и   культурологическую   направленность,   реализуется   в   рамках   внеурочной деятельности ФГОС по направлению развития личности «общекультурное». Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая  программа: 1.Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. №273­ФЗ. 2.Федеральный государственный стандарт начального общего образования. (Приложение к  приказу Минобрнауки России от 06.10 2009г. №373.) 3. Примерная основная образовательная программа, созданная на основе федерального  государственного образовательного стандарта начального общего образования. 4.Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации на 2017 –  2018 учебный год. 5.Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в  образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные  программы общего образования на 2017/2018 учебный год». 7.Учебный план МБОУ  «СОШ №16» на 2017 – 2018 учебный год. 8.Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных  курсов, предметов, дисциплин (модулей) МБОУ  «СОШ №16» на 2017 – 2018 учебный год. 9.   Требования   Федерального   государственного   стандарта   основного   общего   образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 г.) 10.«Программы   общеобразовательных   учреждений.   Начальная   школа   1­4   классы»   (УМК «Планета   Знаний»):   издательство   «Астрель»,   Москва,   2017   год   и   требований   к   уровню подготовки обучающихся 4­го класса. 11. Фундаментального ядра содержания общего образования. 12. СанПиН 2.4.2.2821­10 "Санитарно­эпидемиологические требования к условиям и  организации обучения в общеобразовательных учреждениях."     Программа составлена на основе Программы курса «Речь», составленной преподавателями Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского Л.Д. Мали, О.С. Арямовой, С.А. Климовой, Н.С. Песковой. Данная программа позволяет перенести акцент с усвоения знаний, умений инавыков (как основной   цели   образования)   на   развитие   ребёнка,   на   создание   условий   полноценного проживания   детства,   для   становления   человека,   способного   и   готового   думать,   общаться, понимать другого и самого себя, принимать самостоятельные ответственные решения.        Обновление школы, переосмысление принципов и методов обучения, переход на новые федеральные   образовательные   стандарты   обуславливают   актуальность   изучения   данной проблемы и определяют необходимость разработки образовательной программы внеурочной деятельности по русскомуязыку.        Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство   усвоения   новой   информации,   новых   знаний.   Но   для   того,   чтобы   эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать  речевой культурой. Владение словом – инструментом общения, мышления – это основа интеллекта ребенка.        Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней овладения речью. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи, говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей. Поэтому данную программу назвали «Школа развития речи». Программа "Школа развития речи" имеет научно­познавательное направление. Она позволяет показать учащимся начальной школы, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слов родного языка. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы внеурочной деятельности. В основу тематического планирования программы положены следующие темы: •   Речь. •   Слово. •   Предложение и словосочетание. •   Текст. Культура общения. Новизна программы: ­Отбор содержания программы имеет культурологическую направленность: использование произведений устного народного творчества: пословиц, поговорок, скороговорок; использование произведений лучших авторов детского чтения, формирование культуры общению ­Занятия направлены на активизацию мыслительной деятельности учащихся. ­Занятия выстроены занимательно, имеют поисково­творческий характер. Кроме того, программа предусматривает возможность внесения корректив любую тему. Основные принципы реализации программы – доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех. Цель программы: Развитие духовно­нравственной личности, умеющей слушать и слышать собеседника, грамотно выражать свои мысли. Подготовить учащихся, грамотных в широком смысле слова, обеспечить языковое развитие учащихся, сформировать умение и навыки устной и письменной речи, коммуникативной и лингвистической компетенции Задачи: Образовательные: ­расширение и углубление программного материала; ­совершенствование навыков анализа различных фактов языка; ­пробуждение потребности к самостоятельной работе над познанием родного слова и над своей речью. Воспитательные: ­воспитание любви и уважения к великому русскому языку; ­воспитание чувства патриотизма; ­повышение общей языковой культуры учащихся; ­выявление одарённых в лингвистическом отношении учеников, а также воспитание у слабоуспевающих учащихся веры в свои силы. Развивающие: ­развитие интереса к языку как учебному предмету; ­ общего языкового развития младших школьников; ­развитие творческих способностей и психологических качеств учащихся: любознательности, активности, воли, ответственности, самостоятельности. Исходя из задач, на решение которых направлена данная программа. Мы планируем следующие результаты: 1.Каждый ученик углубит свои языковые знания, а также получит опыт самостоятельной работы над языковыми проблемами. 2.У учащихся начнет формироваться интерес к родному языку, родной культуре, а как следствие чувство патриотизма (гордости за свою Родину), чувство национальной принадлежности. 3.У учащихся начнут формироваться такие качества как активность, ответственность, самостоятельность. Формы контроля полученных результатов: 1.Самостоятельные работы (2 за год). 2.Наблюдение. 3.Презентации проектных работ, КВН. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия для учеников 1 класса ­ 35 минут, 3­4 класса ­ 45 минут. Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса «Школа развития речи». Личностные результаты: а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области языкознания; б) воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей; в) развитие самостоятельности в поиске решения различных речевых задач; г) формирование духовных и эстетических потребностей; д) воспитание готовности к отстаиванию своего мнения; ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы. Предметные результаты: а) сформированность первоначальных представлений о роли русского языка в жизни и духовно­нравственном развитии человека; Метапредметные результаты Метапредметные  результаты  освоения  курса  обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с литературой. Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД ­Проговаривать последовательность действий на уроке. ­Учиться работать по предложенному учителем плану. ­Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. ­Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений. Познавательные УУД ­Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. ­Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). ­Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках. ­Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Коммуникативные УУД ­Уметь донести свою позицию до собеседника; ­Уметь оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста). ­Уметь слушать и понимать высказывания собеседников. ­Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста. ­Учиться согласованно работать в группе: а) учиться планировать работу в группе; б) учиться распределять работу между участниками проекта; в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). ПРОГРАММА «РЕЧЬ» 1 класс. Речь и её значение в жизни. Техника речи. Речь. Устная и письменная речь. Особенности устной речи: окраска голоса, громкость, темп. Умение регулировать громкость речи, темп речи, пользоваться дыханием в процессе речи. Умение выразительно читать небольшой текст по образцу, данному учителем. Знание нескольких скороговорок. Слово. Слово. Лексическое значение слова. Толковый словарь. Однозначные и многозначные слова. Слова­«родственники». Слова­«родственники» и слова­ «друзья» (синонимы). Слова­«родственники» и слова, внешне сходные, но разные по значению (омонимы). Слова, противоположные по смыслу (антонимы). Умение выделить слова­«родственники» среди других слов, подобрать к данному слову слова­«родственники», установить общность их значения на основе элементарного словообразовательного анализа. Установить общность написания слов­«родственников». Умение определить лексическое значение слова (в том числе на основе словообразовательного анализа). Умение определить лексическое значение многозначного слова по предметным картинкам, контексту. Умение выделить синонимы, антонимы в тексте, подобрать синонимы, антонимы к данному слову. Умение отличить слова­«родственники» от синонимов, омонимов и слов с частичным графическим или звуковым» сходством. Предложение и словосочетание. Предложение. Простое предложение с точкой, вопросительным и восклицательным знаком. Умение членить небольшой текст на предложения, устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов в предложении, заменять в нём неудачно подобранные слова, распространять предложение. Умение составлять простое распространённое предложение по вопросу учителя, на тему, по картинке, по схеме, по аналогии с данными. Умение интонационно правильно читать (произносить предложение с точ­ кой, вопросительным, восклицательным знаками). Текст. Понятие о тексте. Тема текста. Умение отличать текст от отдельных предложений, не объединённых общей темой. Вычленение опорных слов в тексте. Озаглавливание. Основная мысль в тексте. Выделение частей текста, составление плана. Типы текста. Коллективное составление текстов по заданной теме, сюжетным картинкам, по плану, по опорным словам. Творческое дополнение готового текста. Восстановление деформированного текста. Культура общения. Волшебные  слова.  Слова  ­  выражения  просьбы,  благодарности, извинения. Слова ­ выражения приветствия, прощания. Умение пользоваться словами ­ выражениями приветствия, прощания, извинения, благодарности в собственной речевой практике с учётом конкретной ситуации общения. 2 класс. Речь. Техника и выразительность речи. Речь. Устная и письменная речь. Выразительная речь. Умение регулировать громкость и высоту голоса. Знание скороговорок. Умение коллективно разметить текст для выразительного чтения; обсудить тембр, темп чтения, расставить паузы, выделить логически ударные слова и сочетания слов, продумать мелодику речи. Слово. Повторение изученного в 1 классе. Слово. Слово имеет значение. Синонимы. Омонимы. Многозначные слова. Изобразительные средства языка: сравнение, олицетворение. Вежливые слова. Знакомство со словарями: толковым, орфографическим. Умение определить лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа. Умение выделить слова в переносном значении в тексте, сравнить прямое и переносное значения, определить основу переноса значения. Умение сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера. Совершенствование умений, определённых программой 1 класса. Предложение и словосочетание. Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Умение  устанавливать  связи  между  словами  в  словосочетании  и предложении.  Умение  редактировать  простое  и  сложносочиненное предложение: исправлять порядок слов или порядок частей, распространять части предложения, заменять неудачно употреблённые слова. Умение интонационно правильно читать (произносить) предложения разных типов. Текст. Текст. Типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, по­ вествование. Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Восстанавливать деформированный текст. Тема,и основная мысль текста. Умение определять основную мысль текста. План текста. Виды планов. Умение составлять планы различных видов. Связь между предложениями в тексте. Умение устанавливать тип связи между предложениями в тексте, составлять цепочки связей из опорных слов. Умение писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному началу и опорным словам, по наблюдениям. Сочинение загадок. Культура общения. Волшебные слова: слова приветствия, прощания, извинения и так далее. Умение использовать вежливые слова с учётом речевой ситуации с нужной интонацией, мимикой. 3 класс. Речь. Техника и выразительность речи. Речь. Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство. Выразительность речи. Интонация: сила, темп, тембр, мелодика речи. Монолог и диалог. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение выразительно прочитать текст после самостоятельной подготовки. Слово. Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоционально окрашенные. Знакомство  со  словарём  синонимов.  Изобразительно­выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле. Крылатые слова. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации. Научные слова. Умение выделять их в тексте, объяснять значение с помощью толкового словаря, употреблять в тексте научного стиля. Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения словаря. Знакомство с элементами словообразования. Знакомство с происхождением некоторых антропонимов и топонимов. Устаревшие слова. Умение выделять их в тексте, определять значение, стилистическую принадлежность. Предложение и словосочетание. Предложение. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употреблённые слова, устранять лишние и восстанавливать недостающие слова, распространять предложения. Текст. Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана. Стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный). Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле. Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Умение составлять повествование с элементами описания. Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Средства связи при цепном построении текста. Средства связи в тексте с параллельным построением. Видо­временная соотнесённость глаголов, единообразие синтаксических конструкций. Культура общения. Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, бла­ годарности, извинения. Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации. 4 класс. Речь. Техника и выразительность речи. Речь. Культура речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство,  выразительность.  Умение  совершенствовать  (исправлять, редактировать) свою речь, работать над наиболее распространёнными грамматическими и речевыми ошибками. Монолог и диалог как разновидность речи. Умение составлять текст­ монолог и текст­диалог, правильно их оформлять на письме. Драматические импровизации. Выразительное чтение, интонация. Умение самостоятельно под­ готовиться  к  выразительному  чтению  произведения.  Умение  имп­ ровизировать. Умение инсценировать диалог. Слово. Повторение изученного в 1­3 классах. Лексическое значение слова. Многозначные слова и омонимы. Каламбуры. Умение определять значение многозначного слова и омонимов с помощью толкового словаря; отличать многозначные слова от омонимов. Прямое и переносное значение слова. Тропы. Сравнение, метафора, олицетворение, эпитет ­ сравнительная характеристика. Крылатые слова и выражения. Пословицы, поговорки, афоризмы, иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы. Умение выделять в тексте стилистически окрашенные слова; определять стили речи с учётом лексических особенностей текста. Лингвистические словари. Умение пользоваться толковым словарём. Речевой этикет: формы обращения. Предложение и словосочетание. Предложение.  Простое  и  сложное  предложение.  Предложение  со сравнительным оборотом. Умение редактировать простое и сложное предложение: исправлять порядок слов  и  порядок  частей,  заменять  неудачно  употреблённые  слова, распространять предложение и так далее. Умение составлять простое, сложносочинённое и сложноподчинённое предложение с определительной, изъяснительной, причинно­следственной, сравнительной связью. Умение интонационно правильно читать, предложения разных типов. Текст. Текст. Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова и ключевые предложения. План. Виды плана (вопросный, цитатный, картинный, мимический). Стили речи: разговорный, книжные (научный, публицистический, деловой), художественный. Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле. Типы  текста:  повествование,  описание,  рассуждение,  оценка  дей­ ствительности. Соотношение типа текста и стиля речи. Умение составлять художественное описание природы с элементами оценки действительности, описание животного в научно­публицистическом стиле, художественное повествование с элементами описания. Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Лексические, тематические, грамматические и интонационные средства связи. Умение определять средства связи предложений в тексте. Временная соотнесённость глаголов. Использование глагольного времени в переносном значении. Умение конструировать текст по заданной временной схеме, проводить  лексическое  и  грамматическое  редактирование.  Умение преобразовывать текст с параллельным построением в предложение с однородными членами и наоборот. Композиция текста. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Умение определять элементы композиции в данном тексте, составлять текст заданной  композиционной  структуры.  Умение  восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средств межфразовой связи. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ В процессе реализации программы используются следующие методы: ­игра (деловая, ролевая, познавательная) ­беседа ­метод проектов ­беседа ­экскурсия ­решение ситуационных задач ­викторина  ­конкурс В качестве учебно­методических пособий к программе для учителя используется: Соколова Т.Н. Школа развития речи: Курс «Речь»: Методическое пособие. – М.: Росткнига, 2010. Весёлая грамматика: разработки занятий, задания, игры/ авт.­сост. Ю.А. Вакуленко. ­ Волгоград: Учитель, 2011. для учащихся: Соколова Т.Н. Школа развития речи: Курс «Речь». Рабочие тетради для детей – М.: Росткнига, 2012. Львов М. Р. Словарик синонимов и антонимов. Для начальных классов. ­ 3­е изд., испр. и доп. ­ М.: Вентана­Граф, 1996.

Рабочая программа по развитию речи

Рабочая программа по развитию речи

Рабочая программа по развитию речи

Рабочая программа по развитию речи

Рабочая программа по развитию речи

Рабочая программа по развитию речи

Рабочая программа по развитию речи

Рабочая программа по развитию речи

Рабочая программа по развитию речи

Рабочая программа по развитию речи

Рабочая программа по развитию речи

Рабочая программа по развитию речи

Рабочая программа по развитию речи

Рабочая программа по развитию речи

Рабочая программа по развитию речи

Рабочая программа по развитию речи

Рабочая программа по развитию речи

Рабочая программа по развитию речи

Рабочая программа по развитию речи

Рабочая программа по развитию речи
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018