Данная рабочая программа по развитию речи 4 класс создана на основе факультативной программы Соколовой. Может быть использована учителями начальных классов в качестве факультативного курса. Программа содержит пояснительную записку, планируемые результаты деятельности обучающихся , а так же критерии оценки и календарно-тематическое планирование.Рабочая программа по развитию речи 4 класс
Развитие речи.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Марковская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
На заседании МС «31» августа 2015г. Приказ № 229 от 02.09.2015г.
Протокол № 1 от «28» августа 2015г. Зам. директора по УВР Директор МБОУ «Марковская СОШ»
Председатель МС Радченко Т.Г._________ _________ Тараева Т.Н.
Зам. директора по УМР
Смирнова С.Н.__________
Рабочая программа
по развитию речи
4в класс
20152016 учебный год
разработана на основе авторской программы Т.Н. Соколовой
учитель Буторина Ирина Владимировна п. Марковский, 20152016 г Пояснительная записка.
Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой
информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка
должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом – инструментом общения, мышления – это
первооснова интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период –
одна из наиболее важных ступеней в овладении речью.
Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно
создавать условия для речевой деятельности детей. Наиболее слабым звеном в общей системе обучения родному языку
является работа по развитию связной речи учащихся.
Современная школа ставит своей целью повышение уровня нравственного воспитания учащихся, подготовки их к
активному участию в общественной и трудовой деятельности. Формирование духовно богатой активной личности помогает и
предусматривает в качестве одной из задач владение языком, как средством общения в различных сферах жизнедеятельности.
Указанную задачу нельзя решить без своевременного и адекватного возрастным особенностям школьников формирования
различных речевых умений, позволяющих детям осуществить доступную своему возрасту учебную, общественнополезную,
трудовую и иную деятельность. Неисчерпаемыми возможностями в формировании личности обладают уроки развития речи.
Цель курса: формирование и развитие речевых умений, необходимых для общения в устной и письменной формах в
разных сферах деятельности.
Задачи курса: обеспечение правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических
конструкций;
создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;
формирование речевых интересов и потребностей младших школьников.
Место учебного предмета в учебном плане
Программа создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. В
соответствии с учебным планом на занятия по развитию речи в 4 классе отводится 1 час в неделю. Программа
рассчитана на 34 часа на год. (1 час в неделю).
Содержание учебного предмета.
Культура речи
Основные качества речи: правильность, точность, богатство, выразительность. Умение совершенствовать (исправлять,
редактировать) свою речь, работать над наиболее распространенными грамматическими и речевыми ошибками.
Монолог и диалог как разновидность речи. Умение составлять текст – монолог и текст – диалог, правильно их оформлять на
письме. Драматические импровизации.
Выразительное чтение, интонация. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение
импровизировать. Умение инсценировать диалог.
Слово Повторение изученного в 1 – 3 классах.
Лексическое значение слова. Многозначные слова и омонимы. Каламбуры. Умение определять значение многозначного
слова и омонимов с помощью толкового словаря; отличать многозначные слова от омонимов.
Прямое и переносное значение слова. Тропы. Сравнение, метафора, олицетворение, эпитет – сравнительная
характеристика. Крылатые слова и выражения. Пословицы , поговорки, афоризмы.
Иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы.
Умение выделять в тексте стилистически окрашенные слова; определять стили речи с учетом лексических особенностей
текста.
Лингвистические словари. Умение пользоваться толковым словарем.
Речевой этикет: формы обращения.
Предложение и словосочетание
Предложение. Простое и сложное предложение. Предложение со сравнительным оборотом.
Умение редактировать простое и сложное предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно
употребленные слова, распространять предложение…
Умение составлять простое сложносочиненное и сложноподчиненное предложение с определительной, изъяснительной,
причинно – следственной, сравнительной связью. Умение интонационно правильно читать предложения разных типов.
Текст
Текст. Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова и ключевые предложения. План. Виды плана
(вопросный, цитатный, картинный, мимический). Стили речи: разговорный, книжные (научный, публицистический, деловой), художественный. Умение определять
стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.
Типы текста: повествование, описание, рассуждение, оценка действительности. Соотношение типа текста и стиля речи.
Умение составлять художественное описание природы с элементами оценки действительности, описание животного в научно
– публицистическом стиле, художественное повествование с элементами описания.
Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Лексические, тематические, грамматические и
интонационные средства связи. Умение определять средства связи предложений в тексте. Временная соотнесенность
глаголов. Использование глагольного времени в переносном значении. Умение конструировать текст по заданной временной
схеме, проводить лексическое и грамматическое редактирование. Умение преобразовывать текст с параллельным
построением в предложение с однородными членами и наоборот.
Композиция текста. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Умение определять элементы композиции в
данном тексте, составлять текст заданной композиционной структуры. Умение восстанавливать деформированный текст с
опорой на знание композиции и средств межфразовой связи.
знать:
многозначные слова, омонимы, омоформы, каламбуры;
изобразительновыразительные средства языка: тропы, метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты; крылатые слова и
выражения;
иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы.
уметь:
распознавать типы текстов; устанавливать связь предложений в тексте;
распознавать предложение со сравнительным оборотом; составлять простое, сложносочинённое и сложноподчинённое
предложение.
определять стилистическую принадлежность текстов; определять средства связи предложений в тексте; преобразовывать
текст с параллельным построением в предложение с однородными членами и наоборот.
восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средств межфразовой связи.
Тематический план
Содержание
тематического блока
Слово.
Всего
часов
10
Умения, вырабатываемые в результате деятельности учащихся
«Общие понятия» (ч)
Представление о слове как комплексе звуков, имеющем лексическое значение;
понятия о прямом и переносном значении слова.
Речь. Техника и
выразительность речи.
6
Основные качества речи. Умение совершенствовать свою речь, работать над наиболее
распространенными грамматическими и речевыми ошибками. Умение составлять
текст.
Текст.
18
Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в
заданном стиле. Умение определять средства связи предложений в тексте. Умение
восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средства
межфразовой связи.
Предложение и
словосочетание.
в течение
всего
Умение редактировать простое и сложное предложение. Умение интонационно
правильно читать предложения разных типов. курса
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ.
коммуникативные:
Изучение курса формирует следующие универсальные учебные действия:
Учащиеся научатся:
вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
владеть монологической и диалогической формами речи.
познавательные:
Учащиеся научатся:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;
моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)
выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; пользоваться словарями, справочниками;
строить рассуждения.
личностные:
У учащихся будут сформированы:
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей(на уровне,
соответствующем возрасту);
осознание роли речи в общении людей;
понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной
звучащей речи;
устойчивой учебнопознавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи.
чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;
интерес к изучению языка.
Учащиеся научатся на доступном уровне:
адекватно воспринимать оценку учителя;
вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и
того, что еще неизвестно.
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в
соответствии с этими критериями.
Регулятивные
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
В процессе реализации программы используются различные виды контроля: а) входной – в начале обучения (беседа, анкетирование, тест), который определяет уровень развития речи ребенка.
б) текущий – на каждом занятии (оценка и качество работы, система усвоения приемов и т.д.)
в) промежуточный – окончание работы над отдельными разделами программы (слово, предложение, текст и т,д)
в) итоговый – в конце учебного года (беседа, анкетирование, тест, творческая работа), определяет уровень усвоения
программы, навыки, полученные детьми.
Формы контроля полученных результатов:
1.Самостоятельные работы (творческие работы, проекты).
2.Наблюдение.
3.Презентации проектных работ, КВН.
4. Самооценка и самоконтроль. Определение учеником границ своего знаниянезнания, своих потенциальных возможностей, а
так же осознание тех проблем, которые ещё предстоит решать в ходе осуществления деятельности.
В данном курсе отсутствует оценочная система. По итогам выполнения работ выставляется зачёт/незачёт.
ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММНОГО СОДЕРЖАНИЯ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ
УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ И УЧЕБНОМЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА.
1. Соколова Т.Н. «Школа развития речи. 4 класс. Рабочая тетрадь + методичка М.: РОСТкнига, 2013
2. Соколова Т.Н. «Учимся писать изложение и сочинение. 4 класс. Рабочая тетрадь. В 2х частях
3.
Львов М. Р. Риторика. Культура речи. Издательсикй центр Академия. – М. – 2004, с. 272
4.
Львов М. Р. Методика развития речи младших школьников: пособие для учителей начальных классов. М., 2011.
5. Словари, энциклопедии, справочники, художественные альбомы
6. Репродукции произведений живописи.
7. Портреты писателей, поэтов, художников, музыкантов. МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА.
1. компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор;
2. набор ЦОР по программе.
3. Выход в интернет.
Календарнотематическое планирование
Дат
а
№
п/
п
Тема
занятий
05.0
1. Сокровища
9
родного
языка.
Беседа о
богатстве
русского
Элементы
содержани
я основных
понятий
Побеседова
ть о
сокровищах
русского
языка.
Тип урока
Универсальные
учебные действия.
Комбинир. Личностные УУД
уметь соблюдать
самые простые, общие
для всех людей
правила поведения при
общении и
Практи
ческая
часть
тест
Средств
Вид
Дом.
а
контроля
задание
наглядн
ости
презента
ция
текущий
Вып.
Зад. В
тетради языка.
сотрудничестве;
формировать
положительную
учебную мотивацию,
навыки самооценки,
понимать смысл
учебной деятельности.
Регулятивные УУД
понимать, принимать и
сохранять различные
учебные задачи;
выполнять учебные
действия в устной и
письменной форме.
Коммуникативные
УУД принимать
участие в обсуждении ,
высказывать свою
позицию; строить
речевое высказывание
в устной форме.
Познавательные УУД
– развитие
познавательного
интереса в познании
языка. 12.0
2. Почему их
9
так
называют?
(Происхожде
ние слов).
Познакомит
ь с наукой
этимологие
й.
текущий
Вып.
Задание.
(Карточ
ка)
Карточк
и с
задания
ми,
презента
ция
Предметные УУД
обогащать словарный
запас.
Комбинир. Личностные УУД
тест
мотивация к учению и
изучению русского
языка, обеспечивать
значимость решения
учебных задач,
связывая их с
реальными
жизненными
ценностями и
ситуациями, развитие
познавательных
интересов, учебных
мотивов,
формирование
адекватного
понимания причин
успеха ,формирование
самоуважения и
самопонимания.
Регулятивные УУД
соотносить
правильность выполнения действия с
требованиями
конкретной задачи,
формировать
действия
целеполагания,
контроля, коррекции,
оценки , планировать
учебное
сотрудничество,
Коммуникативные
УУД осознанно
строить речевое
высказывание в устной
и письменной форме,
слушать
одноклассников,
приходить к общему
решению в совместной
деятельности,
выражение своих
мыслей, аргументация
своего мнения, учёт
разных мнений
Познавательные УУД
осуществлять поиск необходимой
информации для
выполнения учебных
заданий с
использованием
учебного материала,
устанавливать
причинно
следственные связи,
развивать умение
классифицировать
слова по группам
Предметные УУД
анализировать
высказывания о языке.
Находить слова,
значение которых
требует уточнения.
Определять значение
слова по тексту или
уточнять с помощью
толкового словаря.
Объяснять принцип
построения толкового
словаря. Определять
(выписывать) значение 19.0
3. Слово одно,
9
а значений
несколько. О
многозначны
х словах.
Познакомит
ь учащихся
с
многозначн
остью слов.
Комбин.
слова, пользуясь
толковым словарём
(сначала с помощью
учителя, затем само
стоятельно).
Составлять
собственные толковые
словарики, внося в них
слова, значение
которых ранее было
неизвестно.
Личностные УУД
осознавать значимость
изучения темы
Регулятивные УУД
искать пути решения
проблемы.
Осуществлять
познавательную и
личностную
рефлексию.
Коммуникативные
УУД правильно и
точно излагать свою
точку зрения по
поставленной
тест
презента
ция
текущий
тест проблеме.
Строить
продуктивное речевое
взаимодействие в
группе.
Познавательные УУД
производить анализ и
синтез
Предметные УУД
распознавать
многозначные слова,
слова в прямом и
переносном значениях,
устаревшие и
заимствованные слова.
Анализировать и
определять значения
многозначного слова,
его употребление в
прямом и переносном
значениях. Сравнивать
прямое и переносное
значения слов,
выбирать из текста
предложение, в
котором слово 26.0
4. Слова –
9
тезки.
(Омонимы).
Продолжит
ь
знакомство
с
омонимами.
употреблено в прямом
или переносном
значении. Работать с
таблицей
«Заимствованные
слова». Наблюдать за
словами, пришедшими
к нам из других
языков. Работать со
словарём иностранных
слов.
Комбинир. Личностные УУД
тест
сохранять
доброжелательное,
уважительное отно
шение к собеседнику.
Регулятивные УУД
понимать и сохранять
в памяти учебную за
дачу урока
,планировать свои
действия в
соответствии с
поставленной учебной
задачей для ее
решения. Оценивать
презента
ция
текущий
Вып.
Зад. В
тетради результаты своей
деятельности
Коммуникативные
УУД точно и
правильно выражать
свои мысли; работать в
сотрудничестве,
слушать собеседника;
договариваться и
приходить к общему
мнению (решению)
внутри малой группы,
учитывать разные
точки зрения внутри.
Познавательные УУД
– развитие
познавательного
интереса в познании
русского языка.
Предметные УУД
распознавать омонимы
среди слов других
лексических групп.
Контролировать
уместность
использования слов в 03.1
0
5. Одно и то
же, но по
разному.
(Синонимы).
О различиях
слов
синонимов.
Продолжит
ь
знакомство
с
омонимами.
предложениях, нахо
дить случаи
неудачного выбора
слова, корректировать
обнаруженные
ошибки. Работать с
лингвистическими
словарями учебника
( омонимов), находить
в них нужную
информацию о слове.
Комбинир. Личностные УУД
сохранять
доброжелательное,
уважительное отно
шение к собеседнику.
Регулятивные УУД
понимать и сохранять
в памяти учебную за
дачу урока
,планировать свои
действия в
соответствии с
поставленной учебной
задачей для ее
решения. Оценивать
тест
презент
ация
Текущий
тест результаты своей
деятельности
Коммуникативные
УУД точно и
правильно выражать
свои мысли; работать в
сотрудничестве,
слушать собеседника;
договариваться и
приходить к общему
мнению (решению)
внутри малой группы,
учитывать разные
точки зрения внутри.
Познавательные УУД
– развитие
познавательного
интереса в познании
русского языка.
Предметные УУД
распознавать
синонимы среди слов
других лексических
групп. Подбирать к
слову антонимы.
Контролировать уместность
использования слов в
предложениях, нахо
дить случаи
неудачного выбора
слова, корректировать
обнаруженные
ошибки, подбирая
наиболее точный
синоним. Работать с
лингвистическими
словарями учебника
(синонимов,
антонимов, омонимов),
находить в них
нужную информацию о
слове.
10.1
6. Слова с
0
противополо
жным
значением.
(Антонимы).
Продолжит
ь
знакомство
с
антонимами
.
Комбинир. Личностные УУД
тест
сохранять
доброжелательное,
уважительное отно
шение к собеседнику.
Регулятивные УУД
понимать и сохранять
в памяти учебную за
дачу урока
презента
ция
фронтальный Вып. Зад
в
тетради ,планировать свои
действия в
соответствии с
поставленной учебной
задачей для ее
решения. Оценивать
результаты своей
деятельности
Коммуникативные
УУД точно и
правильно выражать
свои мысли; работать в
сотрудничестве,
слушать собеседника;
договариваться и
приходить к общему
мнению (решению)
внутри малой группы,
учитывать разные
точки зрения внутри.
Познавательные УУД
– развитие
познавательного
интереса в познании
русского языка.
Предметные УУД 17.1
7. Устаревшие
0
слова.
Познакомит
ь со
словами –
архаизмами.
распознавать анто
нимы, среди слов
других лексических
групп. Работать с
лингвистическими
словарями учебника
(синонимов,
антонимов, омонимов),
находить в них
нужную информацию о
слове.
Комбинир. Личностные УУД
проявлять
уважительное
отношение к окружаю
щим при обращении.
Регулятивные УУД
понимать и сохранять
в памяти учебную
задачу урока.
Осуществлять поиск
средств для
выполнения учебной
задачи; планировать
свои действия в
соответствии с постав
презента
ция
Текущий
тест ленной учебной
задачей для ее
решения. Оценивать
результаты своей
деятельности
КоммуникативныеУУ
Д понимать
различные позиции в
подходе к решению
учебной задачи,
задавать вопросы для
их уточнения, четко и
аргументированно
высказывать свои
оценки и предложения.
Познавательные УУД
– развитие
познавательного
интереса в познании
русского языка,
умение отличать
известное от
неизвестного в
специально созданной
ситуации учителем.
Предметные УУД 24.1
8. Новые слова. Познакомит
Комбинир.
0
ь со
словами –
неологизма
ми.
презента
ция
Текущий.
тест
познакомиться с
устаревшими словами;
учиться видеть
устаревшие слова в
художественных
текстах; определять
лексическое значение
устаревших слов.
Личностные УУД
проявлять
уважительное
отношение к окружаю
щим при обращении.
Регулятивные УУД
понимать и сохранять
в памяти учебную
задачу урока.
Осуществлять поиск
средств для
выполнения учебной
задачи; планировать
свои действия в
соответствии с постав
ленной учебной
задачей для ее
решения. Оценивать результаты своей
деятельности
КоммуникативныеУУ
Д понимать
различные позиции в
подходе к решению
учебной задачи,
задавать вопросы для
их уточнения, четко и
аргументированно
высказывать свои
оценки и предложения.
Познавательные УУД
– развитие
познавательного
интереса в познании
русского языка,
умение отличать
известное от
неизвестного в
специально созданной
ситуации учителем.
Предметные УУД
познакомиться с
новыми словами;
учиться видеть слова Текущий
Работа
со
словаре
м
Карточк
и со
словами
,
толковы
й
словарь
Вып.
Задание
в тетр.
Проект
«Слово»
31.1
9. Слова –
0
пришельцы.
Познакомит
ь с
заимствован
ными
словами.
в художественных
текстах; определять
лексическое значение
новых слов.
Комбинир. Личностные УУД
проявлять
уважительное
отношение к окружаю
щим при обращении.
Регулятивные УУД
понимать и сохранять
в памяти учебную
задачу урока.
Осуществлять поиск
средств для
выполнения учебной
задачи; планировать
свои действия в
соответствии с постав
ленной учебной
задачей для ее
решения. Оценивать
результаты своей
деятельности
КоммуникативныеУУ
Д понимать различные позиции в
подходе к решению
учебной задачи,
задавать вопросы для
их уточнения, четко и
аргументированно
высказывать свои
оценки и предложения.
Познавательные УУД
– развитие
познавательного
интереса в познании
русского языка,
умение отличать
известное от
неизвестного в
специально созданной
ситуации учителем.
Предметные УУД
познакомиться с
заимствованными
словами; учиться
видеть слова в
художественных
текстах; определять
лексическое значение 21.1
1
10
.
Крылатые
слова и
выражения.
Познакомит
ь с
крылатыми
выражениям
и.
Текущ.
тест
Работа
со
словаре
м
Словар
ь
крылат
ых слов
и
карточ
ки с
задания
ми
слов.
Комбинир. Личностные УУД
проявлять
уважительное
к
отношение
окружающим при
обращении.
Регулятивные УУД
понимать и сохранять
в памяти учебную
задачу урока.
Осуществлять поиск
средств для
выполнения учебной
задачи; планировать
свои действия в
соответствии с постав
ленной учебной
задачей для ее
решения. Оценивать
результаты своей
деятельности
КоммуникативныеУУ
Д понимать
различные позиции в
подходе к решению учебной задачи,
задавать вопросы для
их уточнения, четко и
аргументированно
высказывать свои
оценки и предложения.
Познавательные УУД
– развитие
познавательного
интереса в познании
русского языка,
умение отличать
известное от
неизвестного в
специально созданной
ситуации учителем.
Предметные УУД
наблюдать за
значениями крылатых
выражений.
Составлять текст по
выражению
28.1
1
11
.
Фразеологиз
мы.
Продолжит
ь
знакомство
с
Комбинир. Личностные УУД
проект
проявлять
уважительное
отношение к окружаю
Словарь
фразеол.
Текущий
презента
ция фразеологи
ческими
оборотами.
щим при обращении.
Регулятивные УУД
понимать и сохранять
в памяти учебную
задачу урока.
Осуществлять поиск
средств для
выполнения учебной
задачи; планировать
свои действия в
соответствии с постав
ленной учебной
задачей для ее
решения. Оценивать
результаты своей
деятельности
КоммуникативныеУУ
Д понимать
различные позиции в
подходе к решению
учебной задачи,
задавать вопросы для
их уточнения, четко и
аргументированно
высказывать свои
оценки и предложения. Познавательные УУД
– развитие
познавательного
интереса в познании
русского языка,
умение отличать
известное от
неизвестного в
специально созданной
ситуации учителем.
Предметные УУД
наблюдать за
значениями
фразеологизмов.
Составлять текст по
рисунку и данному
фразеологизму.
Работать с
лингвистическим
словарём фра
зеологизмов, находить
в нём нужную ин
формацию о слове.
Личностные УУД
сохранять
доброжелательное,
презента
ция
Текущий
проект
05.1
2
12
.
Словарное
богатство
родного
Обогащение
словаря и
развитие
Комбинир. языка.
речи
учащихся.
уважительное отно
шение к собеседнику.
Регулятивные УУД
понимать и сохранять
в памяти учебную за
дачу урока
,планировать свои
действия в
соответствии с
поставленной учебной
задачей для ее
решения. Оценивать
результаты своей
деятельности
Коммуникативные
УУД точно и
правильно выражать
свои мысли; работать в
сотрудничестве,
слушать собеседника;
договариваться и
приходить к общему
мнению (решению)
внутри малой группы,
учитывать разные
точки зрения внутри. Познавательные УУД
– развитие
познавательного
интереса в познании
русского
языка.Предметные
УУД проследить,
какие лексические
средства и средства
образной
выразительности
используются
авторами, с какой
целью; развивать
умение, пользуясь
образцами и
самостоятельно
подобранными
материалами,
создавать
оригинальные тексты;
сделать вывод о
словарном богатстве
русского языка.
Личностные УУД
осознавать
Сочинен
ие
Муз.
сопрово
Индивид.
тест
12.1
2
13
.
Сочинение –
миниатюра
Написать
сочинение
Контроль и
учет знаний «Осенний
листок».
на заданную
тему.
ждений
Вивальд
и
эстетические
потребности, ценности
и чувства.
Регулятивные УУД
самостоятельно
планировать и
контролировать
учебные действия в
соответствии с
поставленной целью;
находить способ
решения учебной
задачи.
Коммуникативные
УУД контролировать
свои действия и
соотносить их с
поставленными
целями.
Познавательные УУД
самостоятельно
находить
необходимую
информацию.
Предметные УУД
высказывать своё сочинен
ие
Презент
ация
Индивид.
проект
19.1
2
14
.
Сочинение в
рисунках.
(Пиктографи
я).
Контроль и
учет знаний
Познакомит
ь с
пиктографи
ей. Учить
сочинять
рассказ в
рисунках.
суждение и сочинять
собственный текст
миниатюру.
Личностные УУД
осознавать
эстетические
потребности, ценности
и чувства.
Регулятивные УУД
самостоятельно
планировать и
контролировать
учебные действия в
соответствии с
поставленной целью;
находить способ
решения учебной
задачи.
Коммуникативные
УУД контролировать
свои действия и
соотносить их с
поставленными
целями.
Познавательные УУД
самостоятельно Комбин.
26.1
2
15
.
Средства
выразительно
сти языка
(рифма,
эпитет,
олицетворен
ие, сравнение
и др.).
Продолжит
ь
знакомство
с
выразительн
ыми
средствами
языка.
находить
необходимую
информацию.
Предметные УУД
уточнить и закрепить
умение
ориентироваться с
помощью
пиктографических
изображений.
Сочинять свой текст.
Личностные УУД
осознавать
эстетические
потребности, ценности
и чувства.
Регулятивные УУД
самостоятельно
планировать и
контролировать
учебные действия в
соответствии с
поставленной целью;
находить способ
решения учебной
задачи.
текущий
проект
Сказки
Пушкин
а А.С. Коммуникативные
УУД контролировать
свои действия и
соотносить их с
поставленными
целями.
Познавательные УУД
самостоятельно
находить
необходимую
информацию.Предмет
ные УУД учиться
видеть в тексте
изобразительно
выразительные
средства и определять
их роль.
Комбинир. Личностные УУД
делать осознанный
выбор на основе
адекватной оценки
собственной
деятельности.
Регулятивные УУД
выполнять
самоконтроль и
11.0
1
16
.
Обучение
сочинению
стихов.
Учить
сочинять
стихи.
сочинен
ие
Сборник
стихов
фронтальный стих самооценку
результатов своей
учебной деятельности
на уроке и по
результатам изучения
темы.
Коммуникативные
УУД строить
самостоятельные
высказывания в
соответствии с
учебной ситуацией.
Познавательные УУД
самостоятельно
находить
необходимую
информацию.
Предметные УУД
учиться создавать
рифмы и сочинять
стихотворения
миниатюры.
16.0
1
17
.
Письмо –
текст.
Поздравлени
е к
Научить
писать
письмо –
поздравлени
Комбинир. Личностные УУД
осознавать
потребность в
выражении эмоций,
сочинен
ие
Презент
ация
текущий
открытк
а празднику.
е.
чувств и настроения
при рассматривании
новогодних сюжетов.
Регулятивные УУД
формировать умение
учиться и
способность к
организации своей
деятельности;
способность
принимать сохранять
цели и следовать ей в
учебной деятельности;
умение планировать
свою деятельности и
сложность; умение
взаимодействовать со
сверстниками в
учебной деятельности;
целеустремленность и
настойчивость в
достижении цели;
готовность к
преодолению
трудностей.
Коммуникативные УУД развитие
умения
конструктивного
взаимодействия,
обучая правилам
взаимодействия в
группе: говорить по
очереди, не
перебивать, слушать
собеседника; учить
понимать
возможности
различных позиций и
точек зрения.
Познавательные УУД
развитие
познавательных
интересов; готовности
к принятию и решению
учебных и
познавательных задач;
учиться выделять
главное.
Предметные УУД
научиться писать
письмо – текст. Презент
ация
текущий
Вып.
Задание
в тетр.
23.0
1
18
.
Речь,
предложение
, текст.
Признаки
предложения
, текста.
Повторить
и обобщить
знания о
речи,
предложени
и, тексте.
Комбинир. Личностные УУД –
тест
проявлять учебно
познавательный
интерес к новому
учебному материалу.
Регулятивные УУД
планировать свои
действия в
соответствии с
поставленной учебной
задачей для ее
решения.
Коммуникативные
УУД точно и
правильно выражать
свои мысли; работать в
сотрудничестве,
слушать собеседника;
договариваться и
приходить к общему
мнению (решению)
внутри малой группы,
учитывать разные
точки зрения внутри.
Познавательные УУД
– развитие познавательного
интереса в познании
русского языка.
Предметные УУД
осмысливать
содержание читаемого
текста, различать
текст по его
признакам.
Определять тему и
главную мысль текста.
Подбирать заголовок к
тексту. Соотносить
заголовок и текст. Вы
делять части текста и
обосновывать пра
вильность их
выделения.
Составлять план
текста.
30.0
1
19
.
Составление
текстов
разного типа
(описание,
рассуждение,
повествовани
Учить
составлять
тексты
разного
типа.
Комбинир. Личностные УУД –
ориентироваться на
понимание причин
успеха в уч.
деятельности,
способность к
Тексты
Фронтальн.
Карточк
а с
задание
м е).
самооценке на основе
критериев успешности
учебной деятельности.
Регулятивные УУД
осуществлять поиск
средств для
выполнения учебной
задачи; планировать
свои действия в
соответствии с постав
ленной учебной
задачей для ее
решения.
КоммуникативныеУУ
Д понимать
различные позиции в
подходе к решению
учебной задачи,
задавать вопросы для
их уточнения, четко и
аргументированно
высказывать свои
оценки и предложения
Познавательные УУД
– развитие
познавательного интереса в познании
русского языка.
Предметные УУД
определять алгоритм
подготовительной
работы к написанию
текстов.
Подготовиться к на
писанию текстов
разных видов(либо по
памятке, либо под
руководством
учителя). Подробно
излагать содержание
повествовательного,
описательного текста,
соблюдать при письме
нормы построения
текста (логичность,
последовательность,
связность,
соответствие теме и
др.), проверить
написанное.
Личностные УУД –
проявлять учебно
Редакти
рование
Тексты
Индивид.
Ред.
текста
07.0
1
20
.
Редактирова
ние текста.
Учить
редактиров
Развитие.
речи ать текст.
текста
познавательный
интерес к новому
учебному материалу.
Регулятивные УУД
организовывать
рабочее место, свою
деятельность.Принима
ть и ставить учебно
познавательную
задачу. Строить
логические
рассуждения.
Планировать свои
действия.
Коммуникативные
УУД. уметь
использовать речь при
объяснении своих
действий.
Осуществлять
взаимный контроль и
оказывать
необходимую помощь
товарищам.
Познавательные УУД
– развитие познавательного
интереса в познании
русского языка,
умение отличать
известное от
неизвестного в
специально созданной
ситуации учителем.
Предметные УУД
продолжить работу
над развитием устной
русской речи, учиться
грамотно составлять
предложения,
редактировать текст,
работать со словарём.
Разв. речи Личностные УУД
осознавать
потребность в
выражении эмоций,
чувств и настроения
при чтении стихов и
рассказов.
Регулятивные УУД
формировать умение
учиться и
14.0
1
21
.
Сочинение –
отзыв по
любимым
стихотворени
ям, рассказу.
Научить
писать
сочинение –
отзыв.
сочинен
ие
Индивид.
Состави
ть план
изл. способность к
организации своей
деятельности;
способность
принимать сохранять
цели и следовать ей в
учебной деятельности;
умение планировать
свою деятельности и
сложность; умение
взаимодействовать со
сверстниками в
учебной деятельности;
целеустремленность и
настойчивость в
достижении цели;
готовность к
преодолению
трудностей.
Коммуникативные
УУД развитие
умения
конструктивного
взаимодействия,
обучая правилам
взаимодействия в группе: говорить по
очереди, не
перебивать, слушать
собеседника; учить
понимать
возможности
различных позиций и
точек зрения.
Познавательные УУД
развитие
познавательных
интересов; готовности
к принятию и решению
учебных и
познавательных задач;
учиться выделять
главное.
Предметные УУД
составлять текст по
прочитанным стихам и
рассказам. Письменно
передавать
содержание
повествовательного
текста по
самостоятельно 21.0
2
22
.
Изложение
текста по
готовому
плану.
Учить
писать
изложение
по готовому
плану.
Контроль и
учет знаний
изложен
ие
Текст
излож.
Индивид.
План
излож.
составл. плану.
Личностные УУД –
ориентироваться на
понимание причин
успеха в уч.
деятельности,
способность к
самооценке на основе
критериев успешности
учебной деятельности.
Регулятивные УУД
осуществлять поиск
средств для
выполнения учебной
задачи; планировать
свои действия в
соответствии с постав
ленной учебной
задачей для ее
решения.
КоммуникативныеУУ
Д понимать
различные позиции в
подходе к решению
учебной задачи,
задавать вопросы для их уточнения, четко и
аргументированно
высказывать свои
оценки и предложения
Познавательные УУД
– развитие
познавательного
интереса в познании
русского языка.
Предметные УУД
определять алгоритм
подготовительной
работы к написанию
изложения.
Подготовиться к на
писанию изложения по
готовому плану.
Подробно излагать
содержание
повествовательного
текста, соблюдать при
письме нормы
построения текста
(логичность, последо
вательность,
связность, 28.0
2
23
.
Подробное
изложение по
измененному
плану.
Контроль и
учет знаний
Учить
писать
подробное
изложение
по готовому
плану.
излож
Текст
изложен
ия
Индивид.
План в
рисунка
х
соответствие теме и
др.), проверить
написанное изложение.
Личностные УУД –
проявлять учебно
познавательный
интерес к новому
учебному материалу.
Регулятивные УУД
организовывать
рабочее место, свою
деятельность.
Принимать и ставить
учебно
познавательную
задачу. Строить
логические
рассуждения.
Планировать свои
действия.
Коммуникативные
УУД. уметь
использовать речь при
объяснении своих
действий.
Осуществлять взаимный контроль и
оказывать
необходимую помощь
товарищам
Познавательные УУД
– развитие
познавательного
интереса в познании
русского языка,
умение отличать
известное от
неизвестного в
специально созданной
ситуации учителем.
Предметные УУД
определять алгоритм
подготовительной
работы к написанию
изложения.
Подготовиться к на
писанию изложения по
измененному плану.
Подробно излагать
содержание
повествовательного
текста, соблюдать при Контроль и
учет знаний
24
.
Изложение
текста –
повествовани
я.
Учить
писать
изложение
текста –
повествован
ия.
письме нормы
построения текста
(логичность, последо
вательность,
связность,
соответствие теме и
др.), проверить
написанное изложение.
Личностные УУД –
ориентироваться на
понимание причин
успеха в уч.
деятельности,
способность к
самооценке на основе
критериев успешности
учебной деятельности.
Регулятивные УУД
осуществлять поиск
средств для
выполнения учебной
задачи; планировать
свои действия в
соответствии с постав
ленной учебной
задачей для ее
Излож.
Текст
изложен
ия
Индивид.
тест решения.
КоммуникативныеУУ
Д понимать
различные позиции в
подходе к решению
учебной задачи,
задавать вопросы для
их уточнения, четко и
аргументированно
высказывать свои
оценки и предложения
Познавательные УУД
– развитие
познавательного
интереса в познании
русского языка.
Предметные УУД
понимать и сохранять
в памяти учебную
задачу урока. Работать
с памяткой «Как
подготовиться к
изложению».
Определять алгоритм
подготовительной
работы к написанию изложения.
Подготовиться к на
писанию изложения
(либо по памятке,
либо под
руководством
учителя). Подробно
излагать содержание
повествовательного
текста, соблюдать при
письме нормы
построения текста
(логичность, последо
вательность,
связность,
соответствие теме и
др.), проверить
написанное изложение.
25
.
Работа над
сокращением
текста.
Учить
умению
сокращать
текст.
Комбинир. Личностные УУД –
ориентироваться на
понимание причин
успеха в уч.
деятельности,
способность к
самооценке на основе
критериев успешности
Сокращ.
текста
Карточк
и с
текстом
Фронт.
Работа с
текстом учебной деятельности.
Регулятивные УУД
осуществлять поиск
средств для
выполнения учебной
задачи; планировать
свои действия в
соответствии с постав
ленной учебной
задачей для ее
решения.
КоммуникативныеУУ
Д понимать
различные позиции в
подходе к решению
учебной задачи,
задавать вопросы для
их уточнения, четко и
аргументированно
высказывать свои
оценки и предложения
Познавательные УУД
– развитие
познавательного
интереса в познании
русского языка. Предметные УУД
определять алгоритм
подготовительной
работы к написанию
изложения
сокращенного
содержания.
Подготовиться к на
писанию изложения .
Подробно излагать
содержание
повествовательного
текста, соблюдать при
письме нормы
построения текста
(логичность, последо
вательность,
связность,
соответствие теме и
др.), проверить
написанное изложение.
Личностные УУД –
ориентироваться на
понимание причин
успеха в уч.
деятельности,
26
.
Сжатое
изложение
текста по
готовому или
коллективно
Учить
писать
сжатое
изложение.
Развитие
речи.
изложен
ие
Аудиоза
пись
текста
Индивид.
Вып.
Зад. В
тетр. составленно
му плану.
способность к
самооценке на основе
критериев успешности
учебной деятельности.
Регулятивные УУД
осуществлять поиск
средств для
выполнения учебной
задачи; планировать
свои действия в
соответствии с постав
ленной учебной
задачей для ее
решения.
КоммуникативныеУУ
Д понимать
различные позиции в
подходе к решению
учебной задачи,
задавать вопросы для
их уточнения, четко и
аргументированно
высказывать свои
оценки и предложения
Познавательные УУД
– развитие познавательного
интереса в познании
русского языка.
Предметные УУД
определять алгоритм
подготовительной
работы к написанию
сжатого изложения .
Подготовиться к на
писанию изложения .
Подробно излагать
содержание
повествовательного
текста, соблюдать при
письме нормы
построения текста
(логичность, последо
вательность,
связность,
соответствие теме и
др.), проверить
написанное изложение.
Личностные УУД
самостоятельно делать
выбор, опираясь на
жизненный опыт.
27
.
Сочинение
по картине
В.Перова
«Тройка».
Написать
сочинение
на заданную
тему.
Контроль и
учет знаний
сочинен
ие
Репроду
кция
картины
Индивид.
Вып.
Задание
в тетр. Регулятивные УУД
выполнять
самоконтроль и
самооценку
результатов своей
учебной деятельности
на уроке.
Коммуникативные
УУД строить устные
высказывания в
соответствии с
учебной ситуацией;
применять изученные
правила общения,
осваивать навыки
сотрудничества в
учебной деятельности
Познавательные УУД
осуществлять
совместный
поиск
информации.
Предметные УУД
составлять небольшой
текст по репродукции
картины В. Перова «
Тройка» под Индивид.
Сочинит
ь
загадку
сочинен
ие
Сборник
загадок,
предмет
ные
картинк
и
28
.
Сочинение
загадки
наоборот.
Учить
сочинять
загадки
наоборот.
руководством учителя
и записывать его.
Комбинир. Личностные УУД
осознавать значимость
изучения темы
Регулятивные УУД
искать пути решения
проблемы.
Осуществлять
познавательную и
личностную
рефлексию.
Коммуникативные
УУД правильно и
точно излагать свою
точку зрения по
поставленной
проблеме.
Строить
продуктивное речевое
взаимодействие в
группе.
Познавательные УУД
производить анализ и
синтез
Предметные УУД 29
.
Сочинение
сказок:
цветная
сказка,
белая,
желтая,
зеленая и т.д.
Учить
сочинять
сказки на
заданную
тему.
познакомиться с
загадкой, ее
художественными
особенностями;
учиться детей сочинять
загадки; развивать
сообразительность,
память, образное
мышление.
Комбинир. Личностные УУД
осознавать
ответственность за
результаты учебной
деятельности.
Регулятивные УУД
находить способ
решения учебной
задачи и выполнять
учебные действия в
устной и письменной
форме.
Коммуникативные
УУД
контролировать свои
действия при работе в
группе и осознавать
сочинен
ие
Индивид.
тест важность
своевременного и
качественного
выполнения взятого на
себя обязательства для
общего дела.
Познавательные УУД
проводить несложные
обобщения.
Предметные УУД
научиться планировать
свою деятельность с
перспективой на много
лет вперед.
Учиться
самостоятельно
сочинять сказки,
связывать события
между собой, завершая
сказку добрым
концом.
30
.
Оформление
классной
газеты.
Реклама.
Учить
оформлять
классную
газету,
сочинять
Комбинир. Личностные УУД
осознавать значимость
изучения темы
Регулятивные УУД
искать пути решения
Оформл
ение
газеты
Подборк
а газет и
журнало
в
Фронтальн.
Сочинит
ь
рекламу рекламу.
проблемы.
Осуществлять
познавательную и
личностную
рефлексию.
Коммуникативные
УУД правильно и
точно излагать свою
точку зрения по
поставленной
проблеме.
Строить
продуктивное речевое
взаимодействие в
группе.
Познавательные УУД
производить анализ и
синтез
Предметные УУД
развивать
коммуникативные
навыки речи ,
закреплять новые
слова: бейдж, визитная
карточка, журналист,
фотокорреспондент, Сочинен
ие
Презент
ация
Индивид.
Написат
ь
заметку
31
.
Заметка в
газету.
Учить
писать
заметку в
газету.
художникдизайнер,
редактор. научиться
оформлять газету.
Комбинир. Личностные УУД
рассуждать на
личностно
ориентированные
темы, высказывать
свою точку зрения,
делиться впечат
лениями.
Регулятивные УУД
осуществлять
самоконтроль,
фиксировать по ходу
урока и в конце его
удовлетворенность/неу
довлетворенность
своей работой на
уроке.
Коммуникативные
УУД строить устные
высказывания в
соответствии с
учебной ситуацией;
применять изученные правила общения,
осваивать навыки
сотрудничества в
учебной деятельности
Познавательные УУД
выделять из
содержания урока
известные знания и
умения, определять
круг неизвестного по
данной теме; делать
выводы по аналогии и
проверять эти выводы.
Предметные УУД
научиться составлять
связные тексты в
жанре заметки,
развивать навыки
структурирования
текста, научиться
писать заметку в
газету.
Личностные УУД
осознавать
ответственность за
собственные поступки.
Сочинен
ие
Презент
ация
Индивид.
Написат
ь
репорта
ж в
32
.
Репортаж в
газету.
Комбинир.
Учить
писать
репортаж в
газету. газету
Регулятивные УУД
выполнять
самоконтроль и
самооценку
результатов своей
учебной деятельности
на уроке и по
результатам изучения
темы.
Коммуникативные
УУД строить устные
высказывания в
соответствии с
учебной ситуацией;
применять изученные
правила общения,
Познавательные УУД
выделять из
содержания урока
известные знания и
умения, определять
круг неизвестного по
изученным темам;
проводить несложные
обобщения
Предметные УУД Олимпиада.
33
.
Контроль и
учет знаний
Оценить
эффективно
сть
обучения.
Индивид.
Сам.
работа
Карточк
и с
задания
ми
формировать понятие
«репортаж»;
познакомиться с
особенностями
данного жанра
журналистики.
Научиться писать
репортаж в газету.
Личностные УУД
осознавать значимость
изучения предмета;
выявлять причины
успешности
неуспешности учебной
деятельности.
Регулятивные УУД
планировать свои
действия в
соответствии с
поставленной учебной
задачей для ее
решения.
Коммуникативные
УУД задавать
вопросы для
уточнения, четко и аргументированно
делать свои оценки и
предположения в
самостоятельной
работе.
Познавательные УУД
выполнять мыслитель
ные операции анализа
и синтеза, делать
умозаключения,
устанавливать
аналогии и причинно
следственные связи,
стремиться
использовать свои
возможности.
Предметные УУД
контролировать
правильность записи в
тексте
Личностные УУД
осознавать значимость
результатов обучения
за учебный год.
Регулятивные УУД
текущий
Выстав
ка
лучших
работ
Комбинир.
34
.
Подведение
итогов.
Выставка
лучших
работ.
Подвести
итоги
работы за
год. планировать свои
действия в
соответствии с
поставленной задачей;
различать способ и
результат действия;
проявлять
познавательную
инициативу в учебном
сотрудничестве.
Коммуникативные
УУД договариваться
и приходить к общему
решению в совместной
деятельности; задавать
вопросы;
осуществлять
взаимный контроль и
оказывать в
сотрудничестве
необходимую помощь.
Познавательные УУД
осознанно строить
высказывания в устной
и письменной форме;
строить логические рассуждения;
произвольно и
осознанно владеть
общими приёмами
решения учебных
задач;
ориентироваться на
разнообразие способов
решения этих задач.
Предметные УУД
воспроизводить
знания, полученные на
уроках развития речи
за учебный год.
Всего
34
Рабочая программа по развитию речи 4 класс.
Рабочая программа по развитию речи 4 класс.
Рабочая программа по развитию речи 4 класс.
Рабочая программа по развитию речи 4 класс.
Рабочая программа по развитию речи 4 класс.
Рабочая программа по развитию речи 4 класс.
Рабочая программа по развитию речи 4 класс.
Рабочая программа по развитию речи 4 класс.
Рабочая программа по развитию речи 4 класс.
Рабочая программа по развитию речи 4 класс.
Рабочая программа по развитию речи 4 класс.
Рабочая программа по развитию речи 4 класс.
Рабочая программа по развитию речи 4 класс.
Рабочая программа по развитию речи 4 класс.
Рабочая программа по развитию речи 4 класс.
Рабочая программа по развитию речи 4 класс.
Рабочая программа по развитию речи 4 класс.
Рабочая программа по развитию речи 4 класс.
Рабочая программа по развитию речи 4 класс.
Рабочая программа по развитию речи 4 класс.
Рабочая программа по развитию речи 4 класс.
Рабочая программа по развитию речи 4 класс.
Рабочая программа по развитию речи 4 класс.
Рабочая программа по развитию речи 4 класс.
Рабочая программа по развитию речи 4 класс.
Рабочая программа по развитию речи 4 класс.
Рабочая программа по развитию речи 4 класс.
Рабочая программа по развитию речи 4 класс.
Рабочая программа по развитию речи 4 класс.
Рабочая программа по развитию речи 4 класс.
Рабочая программа по развитию речи 4 класс.
Рабочая программа по развитию речи 4 класс.
Рабочая программа по развитию речи 4 класс.
Рабочая программа по развитию речи 4 класс.
Рабочая программа по развитию речи 4 класс.
Рабочая программа по развитию речи 4 класс.
Рабочая программа по развитию речи 4 класс.
Рабочая программа по развитию речи 4 класс.
Рабочая программа по развитию речи 4 класс.
Рабочая программа по развитию речи 4 класс.
Рабочая программа по развитию речи 4 класс.
Рабочая программа по развитию речи 4 класс.
Рабочая программа по развитию речи 4 класс.
Рабочая программа по развитию речи 4 класс.
Рабочая программа по развитию речи 4 класс.
Рабочая программа по развитию речи 4 класс.
Рабочая программа по развитию речи 4 класс.
Рабочая программа по развитию речи 4 класс.
Рабочая программа по развитию речи 4 класс.
Рабочая программа по развитию речи 4 класс.
Рабочая программа по развитию речи 4 класс.
Рабочая программа по развитию речи 4 класс.
Рабочая программа по развитию речи 4 класс.
Рабочая программа по развитию речи 4 класс.
Рабочая программа по развитию речи 4 класс.
Рабочая программа по развитию речи 4 класс.
Рабочая программа по развитию речи 4 класс.
Рабочая программа по развитию речи 4 класс.
Рабочая программа по развитию речи 4 класс.
Рабочая программа по развитию речи 4 класс.
Рабочая программа по развитию речи 4 класс.
Рабочая программа по развитию речи 4 класс.
Рабочая программа по развитию речи 4 класс.
Рабочая программа по развитию речи 4 класс.
Рабочая программа по развитию речи 4 класс.
Рабочая программа по развитию речи 4 класс.
Рабочая программа по развитию речи 4 класс.
Рабочая программа по развитию речи 4 класс.
Рабочая программа по развитию речи 4 класс.
Рабочая программа по развитию речи 4 класс.
Рабочая программа по развитию речи 4 класс.
Рабочая программа по развитию речи 4 класс.
Рабочая программа по развитию речи 4 класс.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.