Данная рабочая программа по развитию речи 4 класс создана на основе факультативной программы Соколовой. Может быть использована учителями начальных классов в качестве факультативного курса. Программа содержит пояснительную записку, планируемые результаты деятельности обучающихся , а так же критерии оценки и календарно-тематическое планирование.Рабочая программа по развитию речи 4 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Марковская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
На заседании МС «31» августа 2015г. Приказ № 229 от 02.09.2015г.
Протокол № 1 от «28» августа 2015г. Зам. директора по УВР Директор МБОУ «Марковская СОШ»
Председатель МС Радченко Т.Г._________ _________ Тараева Т.Н.
Зам. директора по УМР
Смирнова С.Н.__________
Рабочая программа
по развитию речи
4в класс
20152016 учебный год
разработана на основе авторской программы Т.Н. Соколовой
учитель Буторина Ирина Владимировнап. Марковский, 20152016 гПояснительная записка.
Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой
информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка
должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом – инструментом общения, мышления – это
первооснова интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период –
одна из наиболее важных ступеней в овладении речью.
Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно
создавать условия для речевой деятельности детей. Наиболее слабым звеном в общей системе обучения родному языку
является работа по развитию связной речи учащихся.
Современная школа ставит своей целью повышение уровня нравственного воспитания учащихся, подготовки их к
активному участию в общественной и трудовой деятельности. Формирование духовно богатой активной личности помогает и
предусматривает в качестве одной из задач владение языком, как средством общения в различных сферах жизнедеятельности.
Указанную задачу нельзя решить без своевременного и адекватного возрастным особенностям школьников формирования
различных речевых умений, позволяющих детям осуществить доступную своему возрасту учебную, общественнополезную,
трудовую и иную деятельность. Неисчерпаемыми возможностями в формировании личности обладают уроки развития речи.
Цель курса: формирование и развитие речевых умений, необходимых для общения в устной и письменной формах в
разных сферах деятельности.
Задачи курса: обеспечение правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических
конструкций;
создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;
формирование речевых интересов и потребностей младших школьников.
Место учебного предмета в учебном плане
Программа создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. В
соответствии с учебным планом на занятия по развитию речи в 4 классе отводится 1 час в неделю. Программа
рассчитана на 34 часа на год. (1 час в неделю).
Содержание учебного предмета.
Культура речи
Основные качества речи: правильность, точность, богатство, выразительность. Умение совершенствовать (исправлять,
редактировать) свою речь, работать над наиболее распространенными грамматическими и речевыми ошибками.
Монолог и диалог как разновидность речи. Умение составлять текст – монолог и текст – диалог, правильно их оформлять на
письме. Драматические импровизации.
Выразительное чтение, интонация. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение
импровизировать. Умение инсценировать диалог.
СловоПовторение изученного в 1 – 3 классах.
Лексическое значение слова. Многозначные слова и омонимы. Каламбуры. Умение определять значение многозначного
слова и омонимов с помощью толкового словаря; отличать многозначные слова от омонимов.
Прямое и переносное значение слова. Тропы. Сравнение, метафора, олицетворение, эпитет – сравнительная
характеристика. Крылатые слова и выражения. Пословицы , поговорки, афоризмы.
Иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы.
Умение выделять в тексте стилистически окрашенные слова; определять стили речи с учетом лексических особенностей
текста.
Лингвистические словари. Умение пользоваться толковым словарем.
Речевой этикет: формы обращения.
Предложение и словосочетание
Предложение. Простое и сложное предложение. Предложение со сравнительным оборотом.
Умение редактировать простое и сложное предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно
употребленные слова, распространять предложение…
Умение составлять простое сложносочиненное и сложноподчиненное предложение с определительной, изъяснительной,
причинно – следственной, сравнительной связью. Умение интонационно правильно читать предложения разных типов.
Текст
Текст. Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова и ключевые предложения. План. Виды плана
(вопросный, цитатный, картинный, мимический).Стили речи: разговорный, книжные (научный, публицистический, деловой), художественный. Умение определять
стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.
Типы текста: повествование, описание, рассуждение, оценка действительности. Соотношение типа текста и стиля речи.
Умение составлять художественное описание природы с элементами оценки действительности, описание животного в научно
– публицистическом стиле, художественное повествование с элементами описания.
Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Лексические, тематические, грамматические и
интонационные средства связи. Умение определять средства связи предложений в тексте. Временная соотнесенность
глаголов. Использование глагольного времени в переносном значении. Умение конструировать текст по заданной временной
схеме, проводить лексическое и грамматическое редактирование. Умение преобразовывать текст с параллельным
построением в предложение с однородными членами и наоборот.
Композиция текста. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Умение определять элементы композиции в
данном тексте, составлять текст заданной композиционной структуры. Умение восстанавливать деформированный текст с
опорой на знание композиции и средств межфразовой связи.
знать:
многозначные слова, омонимы, омоформы, каламбуры;
изобразительновыразительные средства языка: тропы, метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты; крылатые слова и
выражения;
иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы.
уметь:
распознавать типы текстов; устанавливать связь предложений в тексте;
распознавать предложение со сравнительным оборотом; составлять простое, сложносочинённое и сложноподчинённое
предложение.
определять стилистическую принадлежность текстов; определять средства связи предложений в тексте; преобразовывать
текст с параллельным построением в предложение с однородными членами и наоборот.
восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средств межфразовой связи.
Тематический план
Содержание
тематического блока
Слово.
Всего
часов
10
Умения, вырабатываемые в результате деятельности учащихся
«Общие понятия» (ч)
Представление о слове как комплексе звуков, имеющем лексическое значение;
понятия о прямом и переносном значении слова.
Речь. Техника и
выразительность речи.
6
Основные качества речи. Умение совершенствовать свою речь, работать над наиболее
распространенными грамматическими и речевыми ошибками. Умение составлять
текст.
Текст.
18
Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в
заданном стиле. Умение определять средства связи предложений в тексте. Умение
восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средства
межфразовой связи.
Предложение и
словосочетание.
в течение
всего
Умение редактировать простое и сложное предложение. Умение интонационно
правильно читать предложения разных типов.курса
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ.
коммуникативные:
Изучение курса формирует следующие универсальные учебные действия:
Учащиеся научатся:
вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
владеть монологической и диалогической формами речи.
познавательные:
Учащиеся научатся:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;
моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)
выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; пользоваться словарями, справочниками;
строить рассуждения.
личностные:
У учащихся будут сформированы:
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей(на уровне,
соответствующем возрасту);
осознание роли речи в общении людей;
понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной
звучащей речи;
устойчивой учебнопознавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи.
чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;
интерес к изучению языка.
Учащиеся научатся на доступном уровне:
адекватно воспринимать оценку учителя;
вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и
того, что еще неизвестно.
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в
соответствии с этими критериями.
Регулятивные
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
В процессе реализации программы используются различные виды контроля:а) входной – в начале обучения (беседа, анкетирование, тест), который определяет уровень развития речи ребенка.
б) текущий – на каждом занятии (оценка и качество работы, система усвоения приемов и т.д.)
в) промежуточный – окончание работы над отдельными разделами программы (слово, предложение, текст и т,д)
в) итоговый – в конце учебного года (беседа, анкетирование, тест, творческая работа), определяет уровень усвоения
программы, навыки, полученные детьми.
Формы контроля полученных результатов:
1.Самостоятельные работы (творческие работы, проекты).
2.Наблюдение.
3.Презентации проектных работ, КВН.
4. Самооценка и самоконтроль. Определение учеником границ своего знаниянезнания, своих потенциальных возможностей, а
так же осознание тех проблем, которые ещё предстоит решать в ходе осуществления деятельности.
В данном курсе отсутствует оценочная система. По итогам выполнения работ выставляется зачёт/незачёт.
ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММНОГО СОДЕРЖАНИЯ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ
УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ И УЧЕБНОМЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА.
1. Соколова Т.Н. «Школа развития речи. 4 класс. Рабочая тетрадь + методичка М.: РОСТкнига, 2013
2. Соколова Т.Н. «Учимся писать изложение и сочинение. 4 класс. Рабочая тетрадь. В 2х частях
3.
Львов М. Р. Риторика. Культура речи. Издательсикй центр Академия. – М. – 2004, с. 272
4.
Львов М. Р. Методика развития речи младших школьников: пособие для учителей начальных классов. М., 2011.
5. Словари, энциклопедии, справочники, художественные альбомы
6. Репродукции произведений живописи.
7. Портреты писателей, поэтов, художников, музыкантов.МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА.
1. компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор;
2. набор ЦОР по программе.
3. Выход в интернет.
Календарнотематическое планирование
Дат
а
№
п/
п
Тема
занятий
05.0
1. Сокровища
9
родного
языка.
Беседа о
богатстве
русского
Элементы
содержани
я основных
понятий
Побеседова
ть о
сокровищах
русского
языка.
Тип урока
Универсальные
учебные действия.
Комбинир. Личностные УУД
уметь соблюдать
самые простые, общие
для всех людей
правила поведения при
общении и
Практи
ческая
часть
тест
Средств
Вид
Дом.
а
контроля
задание
наглядн
ости
презента
ция
текущий
Вып.
Зад. В
тетрадиязыка.
сотрудничестве;
формировать
положительную
учебную мотивацию,
навыки самооценки,
понимать смысл
учебной деятельности.
Регулятивные УУД
понимать, принимать и
сохранять различные
учебные задачи;
выполнять учебные
действия в устной и
письменной форме.
Коммуникативные
УУД принимать
участие в обсуждении ,
высказывать свою
позицию; строить
речевое высказывание
в устной форме.
Познавательные УУД
– развитие
познавательного
интереса в познании
языка.12.0
2. Почему их
9
так
называют?
(Происхожде
ние слов).
Познакомит
ь с наукой
этимологие
й.
текущий
Вып.
Задание.
(Карточ
ка)
Карточк
и с
задания
ми,
презента
ция
Предметные УУД
обогащать словарный
запас.
Комбинир. Личностные УУД
тест
мотивация к учению и
изучению русского
языка, обеспечивать
значимость решения
учебных задач,
связывая их с
реальными
жизненными
ценностями и
ситуациями, развитие
познавательных
интересов, учебных
мотивов,
формирование
адекватного
понимания причин
успеха ,формирование
самоуважения и
самопонимания.
Регулятивные УУД
соотносить
правильностьвыполнения действия с
требованиями
конкретной задачи,
формировать
действия
целеполагания,
контроля, коррекции,
оценки , планировать
учебное
сотрудничество,
Коммуникативные
УУД осознанно
строить речевое
высказывание в устной
и письменной форме,
слушать
одноклассников,
приходить к общему
решению в совместной
деятельности,
выражение своих
мыслей, аргументация
своего мнения, учёт
разных мнений
Познавательные УУД
осуществлять поискнеобходимой
информации для
выполнения учебных
заданий с
использованием
учебного материала,
устанавливать
причинно
следственные связи,
развивать умение
классифицировать
слова по группам
Предметные УУД
анализировать
высказывания о языке.
Находить слова,
значение которых
требует уточнения.
Определять значение
слова по тексту или
уточнять с помощью
толкового словаря.
Объяснять принцип
построения толкового
словаря. Определять
(выписывать) значение19.0
3. Слово одно,
9
а значений
несколько. О
многозначны
х словах.
Познакомит
ь учащихся
с
многозначн
остью слов.
Комбин.
слова, пользуясь
толковым словарём
(сначала с помощью
учителя, затем само
стоятельно).
Составлять
собственные толковые
словарики, внося в них
слова, значение
которых ранее было
неизвестно.
Личностные УУД
осознавать значимость
изучения темы
Регулятивные УУД
искать пути решения
проблемы.
Осуществлять
познавательную и
личностную
рефлексию.
Коммуникативные
УУД правильно и
точно излагать свою
точку зрения по
поставленной
тест
презента
ция
текущий
тестпроблеме.
Строить
продуктивное речевое
взаимодействие в
группе.
Познавательные УУД
производить анализ и
синтез
Предметные УУД
распознавать
многозначные слова,
слова в прямом и
переносном значениях,
устаревшие и
заимствованные слова.
Анализировать и
определять значения
многозначного слова,
его употребление в
прямом и переносном
значениях. Сравнивать
прямое и переносное
значения слов,
выбирать из текста
предложение, в
котором слово26.0
4. Слова –
9
тезки.
(Омонимы).
Продолжит
ь
знакомство
с
омонимами.
употреблено в прямом
или переносном
значении. Работать с
таблицей
«Заимствованные
слова». Наблюдать за
словами, пришедшими
к нам из других
языков. Работать со
словарём иностранных
слов.
Комбинир. Личностные УУД
тест
сохранять
доброжелательное,
уважительное отно
шение к собеседнику.
Регулятивные УУД
понимать и сохранять
в памяти учебную за
дачу урока
,планировать свои
действия в
соответствии с
поставленной учебной
задачей для ее
решения. Оценивать
презента
ция
текущий
Вып.
Зад. В
тетрадирезультаты своей
деятельности
Коммуникативные
УУД точно и
правильно выражать
свои мысли; работать в
сотрудничестве,
слушать собеседника;
договариваться и
приходить к общему
мнению (решению)
внутри малой группы,
учитывать разные
точки зрения внутри.
Познавательные УУД
– развитие
познавательного
интереса в познании
русского языка.
Предметные УУД
распознавать омонимы
среди слов других
лексических групп.
Контролировать
уместность
использования слов в03.1
0
5. Одно и то
же, но по
разному.
(Синонимы).
О различиях
слов
синонимов.
Продолжит
ь
знакомство
с
омонимами.
предложениях, нахо
дить случаи
неудачного выбора
слова, корректировать
обнаруженные
ошибки. Работать с
лингвистическими
словарями учебника
( омонимов), находить
в них нужную
информацию о слове.
Комбинир. Личностные УУД
сохранять
доброжелательное,
уважительное отно
шение к собеседнику.
Регулятивные УУД
понимать и сохранять
в памяти учебную за
дачу урока
,планировать свои
действия в
соответствии с
поставленной учебной
задачей для ее
решения. Оценивать
тест
презент
ация
Текущий
тестрезультаты своей
деятельности
Коммуникативные
УУД точно и
правильно выражать
свои мысли; работать в
сотрудничестве,
слушать собеседника;
договариваться и
приходить к общему
мнению (решению)
внутри малой группы,
учитывать разные
точки зрения внутри.
Познавательные УУД
– развитие
познавательного
интереса в познании
русского языка.
Предметные УУД
распознавать
синонимы среди слов
других лексических
групп. Подбирать к
слову антонимы.
Контролироватьуместность
использования слов в
предложениях, нахо
дить случаи
неудачного выбора
слова, корректировать
обнаруженные
ошибки, подбирая
наиболее точный
синоним. Работать с
лингвистическими
словарями учебника
(синонимов,
антонимов, омонимов),
находить в них
нужную информацию о
слове.
10.1
6. Слова с
0
противополо
жным
значением.
(Антонимы).
Продолжит
ь
знакомство
с
антонимами
.
Комбинир. Личностные УУД
тест
сохранять
доброжелательное,
уважительное отно
шение к собеседнику.
Регулятивные УУД
понимать и сохранять
в памяти учебную за
дачу урока
презента
ция
фронтальный Вып. Зад
в
тетради,планировать свои
действия в
соответствии с
поставленной учебной
задачей для ее
решения. Оценивать
результаты своей
деятельности
Коммуникативные
УУД точно и
правильно выражать
свои мысли; работать в
сотрудничестве,
слушать собеседника;
договариваться и
приходить к общему
мнению (решению)
внутри малой группы,
учитывать разные
точки зрения внутри.
Познавательные УУД
– развитие
познавательного
интереса в познании
русского языка.
Предметные УУД 17.1
7. Устаревшие
0
слова.
Познакомит
ь со
словами –
архаизмами.
распознавать анто
нимы, среди слов
других лексических
групп. Работать с
лингвистическими
словарями учебника
(синонимов,
антонимов, омонимов),
находить в них
нужную информацию о
слове.
Комбинир. Личностные УУД
проявлять
уважительное
отношение к окружаю
щим при обращении.
Регулятивные УУД
понимать и сохранять
в памяти учебную
задачу урока.
Осуществлять поиск
средств для
выполнения учебной
задачи; планировать
свои действия в
соответствии с постав
презента
ция
Текущий
тестленной учебной
задачей для ее
решения. Оценивать
результаты своей
деятельности
КоммуникативныеУУ
Д понимать
различные позиции в
подходе к решению
учебной задачи,
задавать вопросы для
их уточнения, четко и
аргументированно
высказывать свои
оценки и предложения.
Познавательные УУД
– развитие
познавательного
интереса в познании
русского языка,
умение отличать
известное от
неизвестного в
специально созданной
ситуации учителем.
Предметные УУД 24.1
8. Новые слова. Познакомит
Комбинир.
0
ь со
словами –
неологизма
ми.
презента
ция
Текущий.
тест
познакомиться с
устаревшими словами;
учиться видеть
устаревшие слова в
художественных
текстах; определять
лексическое значение
устаревших слов.
Личностные УУД
проявлять
уважительное
отношение к окружаю
щим при обращении.
Регулятивные УУД
понимать и сохранять
в памяти учебную
задачу урока.
Осуществлять поиск
средств для
выполнения учебной
задачи; планировать
свои действия в
соответствии с постав
ленной учебной
задачей для ее
решения. Оцениватьрезультаты своей
деятельности
КоммуникативныеУУ
Д понимать
различные позиции в
подходе к решению
учебной задачи,
задавать вопросы для
их уточнения, четко и
аргументированно
высказывать свои
оценки и предложения.
Познавательные УУД
– развитие
познавательного
интереса в познании
русского языка,
умение отличать
известное от
неизвестного в
специально созданной
ситуации учителем.
Предметные УУД
познакомиться с
новыми словами;
учиться видеть словаТекущий
Работа
со
словаре
м
Карточк
и со
словами
,
толковы
й
словарь
Вып.
Задание
в тетр.
Проект
«Слово»
31.1
9. Слова –
0
пришельцы.
Познакомит
ь с
заимствован
ными
словами.
в художественных
текстах; определять
лексическое значение
новых слов.
Комбинир. Личностные УУД
проявлять
уважительное
отношение к окружаю
щим при обращении.
Регулятивные УУД
понимать и сохранять
в памяти учебную
задачу урока.
Осуществлять поиск
средств для
выполнения учебной
задачи; планировать
свои действия в
соответствии с постав
ленной учебной
задачей для ее
решения. Оценивать
результаты своей
деятельности
КоммуникативныеУУ
Д пониматьразличные позиции в
подходе к решению
учебной задачи,
задавать вопросы для
их уточнения, четко и
аргументированно
высказывать свои
оценки и предложения.
Познавательные УУД
– развитие
познавательного
интереса в познании
русского языка,
умение отличать
известное от
неизвестного в
специально созданной
ситуации учителем.
Предметные УУД
познакомиться с
заимствованными
словами; учиться
видеть слова в
художественных
текстах; определять
лексическое значение21.1
1
10
.
Крылатые
слова и
выражения.
Познакомит
ь с
крылатыми
выражениям
и.
Текущ.
тест
Работа
со
словаре
м
Словар
ь
крылат
ых слов
и
карточ
ки с
задания
ми
слов.
Комбинир. Личностные УУД
проявлять
уважительное
к
отношение
окружающим при
обращении.
Регулятивные УУД
понимать и сохранять
в памяти учебную
задачу урока.
Осуществлять поиск
средств для
выполнения учебной
задачи; планировать
свои действия в
соответствии с постав
ленной учебной
задачей для ее
решения. Оценивать
результаты своей
деятельности
КоммуникативныеУУ
Д понимать
различные позиции в
подходе к решениюучебной задачи,
задавать вопросы для
их уточнения, четко и
аргументированно
высказывать свои
оценки и предложения.
Познавательные УУД
– развитие
познавательного
интереса в познании
русского языка,
умение отличать
известное от
неизвестного в
специально созданной
ситуации учителем.
Предметные УУД
наблюдать за
значениями крылатых
выражений.
Составлять текст по
выражению
28.1
1
11
.
Фразеологиз
мы.
Продолжит
ь
знакомство
с
Комбинир. Личностные УУД
проект
проявлять
уважительное
отношение к окружаю
Словарь
фразеол.
Текущий
презента
цияфразеологи
ческими
оборотами.
щим при обращении.
Регулятивные УУД
понимать и сохранять
в памяти учебную
задачу урока.
Осуществлять поиск
средств для
выполнения учебной
задачи; планировать
свои действия в
соответствии с постав
ленной учебной
задачей для ее
решения. Оценивать
результаты своей
деятельности
КоммуникативныеУУ
Д понимать
различные позиции в
подходе к решению
учебной задачи,
задавать вопросы для
их уточнения, четко и
аргументированно
высказывать свои
оценки и предложения.Познавательные УУД
– развитие
познавательного
интереса в познании
русского языка,
умение отличать
известное от
неизвестного в
специально созданной
ситуации учителем.
Предметные УУД
наблюдать за
значениями
фразеологизмов.
Составлять текст по
рисунку и данному
фразеологизму.
Работать с
лингвистическим
словарём фра
зеологизмов, находить
в нём нужную ин
формацию о слове.
Личностные УУД
сохранять
доброжелательное,
презента
ция
Текущий
проект
05.1
2
12
.
Словарное
богатство
родного
Обогащение
словаря и
развитие
Комбинир.языка.
речи
учащихся.
уважительное отно
шение к собеседнику.
Регулятивные УУД
понимать и сохранять
в памяти учебную за
дачу урока
,планировать свои
действия в
соответствии с
поставленной учебной
задачей для ее
решения. Оценивать
результаты своей
деятельности
Коммуникативные
УУД точно и
правильно выражать
свои мысли; работать в
сотрудничестве,
слушать собеседника;
договариваться и
приходить к общему
мнению (решению)
внутри малой группы,
учитывать разные
точки зрения внутри.Познавательные УУД
– развитие
познавательного
интереса в познании
русского
языка.Предметные
УУД проследить,
какие лексические
средства и средства
образной
выразительности
используются
авторами, с какой
целью; развивать
умение, пользуясь
образцами и
самостоятельно
подобранными
материалами,
создавать
оригинальные тексты;
сделать вывод о
словарном богатстве
русского языка.
Личностные УУД
осознавать
Сочинен
ие
Муз.
сопрово
Индивид.
тест
12.1
2
13
.
Сочинение –
миниатюра
Написать
сочинение
Контроль и
учет знаний«Осенний
листок».
на заданную
тему.
ждений
Вивальд
и
эстетические
потребности, ценности
и чувства.
Регулятивные УУД
самостоятельно
планировать и
контролировать
учебные действия в
соответствии с
поставленной целью;
находить способ
решения учебной
задачи.
Коммуникативные
УУД контролировать
свои действия и
соотносить их с
поставленными
целями.
Познавательные УУД
самостоятельно
находить
необходимую
информацию.
Предметные УУД
высказывать своёсочинен
ие
Презент
ация
Индивид.
проект
19.1
2
14
.
Сочинение в
рисунках.
(Пиктографи
я).
Контроль и
учет знаний
Познакомит
ь с
пиктографи
ей. Учить
сочинять
рассказ в
рисунках.
суждение и сочинять
собственный текст
миниатюру.
Личностные УУД
осознавать
эстетические
потребности, ценности
и чувства.
Регулятивные УУД
самостоятельно
планировать и
контролировать
учебные действия в
соответствии с
поставленной целью;
находить способ
решения учебной
задачи.
Коммуникативные
УУД контролировать
свои действия и
соотносить их с
поставленными
целями.
Познавательные УУД
самостоятельноКомбин.
26.1
2
15
.
Средства
выразительно
сти языка
(рифма,
эпитет,
олицетворен
ие, сравнение
и др.).
Продолжит
ь
знакомство
с
выразительн
ыми
средствами
языка.
находить
необходимую
информацию.
Предметные УУД
уточнить и закрепить
умение
ориентироваться с
помощью
пиктографических
изображений.
Сочинять свой текст.
Личностные УУД
осознавать
эстетические
потребности, ценности
и чувства.
Регулятивные УУД
самостоятельно
планировать и
контролировать
учебные действия в
соответствии с
поставленной целью;
находить способ
решения учебной
задачи.
текущий
проект
Сказки
Пушкин
а А.С.Коммуникативные
УУД контролировать
свои действия и
соотносить их с
поставленными
целями.
Познавательные УУД
самостоятельно
находить
необходимую
информацию.Предмет
ные УУД учиться
видеть в тексте
изобразительно
выразительные
средства и определять
их роль.
Комбинир. Личностные УУД
делать осознанный
выбор на основе
адекватной оценки
собственной
деятельности.
Регулятивные УУД
выполнять
самоконтроль и
11.0
1
16
.
Обучение
сочинению
стихов.
Учить
сочинять
стихи.
сочинен
ие
Сборник
стихов
фронтальный стихсамооценку
результатов своей
учебной деятельности
на уроке и по
результатам изучения
темы.
Коммуникативные
УУД строить
самостоятельные
высказывания в
соответствии с
учебной ситуацией.
Познавательные УУД
самостоятельно
находить
необходимую
информацию.
Предметные УУД
учиться создавать
рифмы и сочинять
стихотворения
миниатюры.
16.0
1
17
.
Письмо –
текст.
Поздравлени
е к
Научить
писать
письмо –
поздравлени
Комбинир. Личностные УУД
осознавать
потребность в
выражении эмоций,
сочинен
ие
Презент
ация
текущий
открытк
апразднику.
е.
чувств и настроения
при рассматривании
новогодних сюжетов.
Регулятивные УУД
формировать умение
учиться и
способность к
организации своей
деятельности;
способность
принимать сохранять
цели и следовать ей в
учебной деятельности;
умение планировать
свою деятельности и
сложность; умение
взаимодействовать со
сверстниками в
учебной деятельности;
целеустремленность и
настойчивость в
достижении цели;
готовность к
преодолению
трудностей.
КоммуникативныеУУД развитие
умения
конструктивного
взаимодействия,
обучая правилам
взаимодействия в
группе: говорить по
очереди, не
перебивать, слушать
собеседника; учить
понимать
возможности
различных позиций и
точек зрения.
Познавательные УУД
развитие
познавательных
интересов; готовности
к принятию и решению
учебных и
познавательных задач;
учиться выделять
главное.
Предметные УУД
научиться писать
письмо – текст.Презент
ация
текущий
Вып.
Задание
в тетр.
23.0
1
18
.
Речь,
предложение
, текст.
Признаки
предложения
, текста.
Повторить
и обобщить
знания о
речи,
предложени
и, тексте.
Комбинир. Личностные УУД –
тест
проявлять учебно
познавательный
интерес к новому
учебному материалу.
Регулятивные УУД
планировать свои
действия в
соответствии с
поставленной учебной
задачей для ее
решения.
Коммуникативные
УУД точно и
правильно выражать
свои мысли; работать в
сотрудничестве,
слушать собеседника;
договариваться и
приходить к общему
мнению (решению)
внутри малой группы,
учитывать разные
точки зрения внутри.
Познавательные УУД
– развитиепознавательного
интереса в познании
русского языка.
Предметные УУД
осмысливать
содержание читаемого
текста, различать
текст по его
признакам.
Определять тему и
главную мысль текста.
Подбирать заголовок к
тексту. Соотносить
заголовок и текст. Вы
делять части текста и
обосновывать пра
вильность их
выделения.
Составлять план
текста.
30.0
1
19
.
Составление
текстов
разного типа
(описание,
рассуждение,
повествовани
Учить
составлять
тексты
разного
типа.
Комбинир. Личностные УУД –
ориентироваться на
понимание причин
успеха в уч.
деятельности,
способность к
Тексты
Фронтальн.
Карточк
а с
задание
ме).
самооценке на основе
критериев успешности
учебной деятельности.
Регулятивные УУД
осуществлять поиск
средств для
выполнения учебной
задачи; планировать
свои действия в
соответствии с постав
ленной учебной
задачей для ее
решения.
КоммуникативныеУУ
Д понимать
различные позиции в
подходе к решению
учебной задачи,
задавать вопросы для
их уточнения, четко и
аргументированно
высказывать свои
оценки и предложения
Познавательные УУД
– развитие
познавательногоинтереса в познании
русского языка.
Предметные УУД
определять алгоритм
подготовительной
работы к написанию
текстов.
Подготовиться к на
писанию текстов
разных видов(либо по
памятке, либо под
руководством
учителя). Подробно
излагать содержание
повествовательного,
описательного текста,
соблюдать при письме
нормы построения
текста (логичность,
последовательность,
связность,
соответствие теме и
др.), проверить
написанное.
Личностные УУД –
проявлять учебно
Редакти
рование
Тексты
Индивид.
Ред.
текста
07.0
1
20
.
Редактирова
ние текста.
Учить
редактиров
Развитие.
речиать текст.
текста
познавательный
интерес к новому
учебному материалу.
Регулятивные УУД
организовывать
рабочее место, свою
деятельность.Принима
ть и ставить учебно
познавательную
задачу. Строить
логические
рассуждения.
Планировать свои
действия.
Коммуникативные
УУД. уметь
использовать речь при
объяснении своих
действий.
Осуществлять
взаимный контроль и
оказывать
необходимую помощь
товарищам.
Познавательные УУД
– развитиепознавательного
интереса в познании
русского языка,
умение отличать
известное от
неизвестного в
специально созданной
ситуации учителем.
Предметные УУД
продолжить работу
над развитием устной
русской речи, учиться
грамотно составлять
предложения,
редактировать текст,
работать со словарём.
Разв. речи Личностные УУД
осознавать
потребность в
выражении эмоций,
чувств и настроения
при чтении стихов и
рассказов.
Регулятивные УУД
формировать умение
учиться и
14.0
1
21
.
Сочинение –
отзыв по
любимым
стихотворени
ям, рассказу.
Научить
писать
сочинение –
отзыв.
сочинен
ие
Индивид.
Состави
ть план
изл.способность к
организации своей
деятельности;
способность
принимать сохранять
цели и следовать ей в
учебной деятельности;
умение планировать
свою деятельности и
сложность; умение
взаимодействовать со
сверстниками в
учебной деятельности;
целеустремленность и
настойчивость в
достижении цели;
готовность к
преодолению
трудностей.
Коммуникативные
УУД развитие
умения
конструктивного
взаимодействия,
обучая правилам
взаимодействия вгруппе: говорить по
очереди, не
перебивать, слушать
собеседника; учить
понимать
возможности
различных позиций и
точек зрения.
Познавательные УУД
развитие
познавательных
интересов; готовности
к принятию и решению
учебных и
познавательных задач;
учиться выделять
главное.
Предметные УУД
составлять текст по
прочитанным стихам и
рассказам. Письменно
передавать
содержание
повествовательного
текста по
самостоятельно21.0
2
22
.
Изложение
текста по
готовому
плану.
Учить
писать
изложение
по готовому
плану.
Контроль и
учет знаний
изложен
ие
Текст
излож.
Индивид.
План
излож.
составл. плану.
Личностные УУД –
ориентироваться на
понимание причин
успеха в уч.
деятельности,
способность к
самооценке на основе
критериев успешности
учебной деятельности.
Регулятивные УУД
осуществлять поиск
средств для
выполнения учебной
задачи; планировать
свои действия в
соответствии с постав
ленной учебной
задачей для ее
решения.
КоммуникативныеУУ
Д понимать
различные позиции в
подходе к решению
учебной задачи,
задавать вопросы дляих уточнения, четко и
аргументированно
высказывать свои
оценки и предложения
Познавательные УУД
– развитие
познавательного
интереса в познании
русского языка.
Предметные УУД
определять алгоритм
подготовительной
работы к написанию
изложения.
Подготовиться к на
писанию изложения по
готовому плану.
Подробно излагать
содержание
повествовательного
текста, соблюдать при
письме нормы
построения текста
(логичность, последо
вательность,
связность,28.0
2
23
.
Подробное
изложение по
измененному
плану.
Контроль и
учет знаний
Учить
писать
подробное
изложение
по готовому
плану.
излож
Текст
изложен
ия
Индивид.
План в
рисунка
х
соответствие теме и
др.), проверить
написанное изложение.
Личностные УУД –
проявлять учебно
познавательный
интерес к новому
учебному материалу.
Регулятивные УУД
организовывать
рабочее место, свою
деятельность.
Принимать и ставить
учебно
познавательную
задачу. Строить
логические
рассуждения.
Планировать свои
действия.
Коммуникативные
УУД. уметь
использовать речь при
объяснении своих
действий.
Осуществлятьвзаимный контроль и
оказывать
необходимую помощь
товарищам
Познавательные УУД
– развитие
познавательного
интереса в познании
русского языка,
умение отличать
известное от
неизвестного в
специально созданной
ситуации учителем.
Предметные УУД
определять алгоритм
подготовительной
работы к написанию
изложения.
Подготовиться к на
писанию изложения по
измененному плану.
Подробно излагать
содержание
повествовательного
текста, соблюдать приКонтроль и
учет знаний
24
.
Изложение
текста –
повествовани
я.
Учить
писать
изложение
текста –
повествован
ия.
письме нормы
построения текста
(логичность, последо
вательность,
связность,
соответствие теме и
др.), проверить
написанное изложение.
Личностные УУД –
ориентироваться на
понимание причин
успеха в уч.
деятельности,
способность к
самооценке на основе
критериев успешности
учебной деятельности.
Регулятивные УУД
осуществлять поиск
средств для
выполнения учебной
задачи; планировать
свои действия в
соответствии с постав
ленной учебной
задачей для ее
Излож.
Текст
изложен
ия
Индивид.
тестрешения.
КоммуникативныеУУ
Д понимать
различные позиции в
подходе к решению
учебной задачи,
задавать вопросы для
их уточнения, четко и
аргументированно
высказывать свои
оценки и предложения
Познавательные УУД
– развитие
познавательного
интереса в познании
русского языка.
Предметные УУД
понимать и сохранять
в памяти учебную
задачу урока. Работать
с памяткой «Как
подготовиться к
изложению».
Определять алгоритм
подготовительной
работы к написаниюизложения.
Подготовиться к на
писанию изложения
(либо по памятке,
либо под
руководством
учителя). Подробно
излагать содержание
повествовательного
текста, соблюдать при
письме нормы
построения текста
(логичность, последо
вательность,
связность,
соответствие теме и
др.), проверить
написанное изложение.
25
.
Работа над
сокращением
текста.
Учить
умению
сокращать
текст.
Комбинир. Личностные УУД –
ориентироваться на
понимание причин
успеха в уч.
деятельности,
способность к
самооценке на основе
критериев успешности
Сокращ.
текста
Карточк
и с
текстом
Фронт.
Работа с
текстомучебной деятельности.
Регулятивные УУД
осуществлять поиск
средств для
выполнения учебной
задачи; планировать
свои действия в
соответствии с постав
ленной учебной
задачей для ее
решения.
КоммуникативныеУУ
Д понимать
различные позиции в
подходе к решению
учебной задачи,
задавать вопросы для
их уточнения, четко и
аргументированно
высказывать свои
оценки и предложения
Познавательные УУД
– развитие
познавательного
интереса в познании
русского языка.Предметные УУД
определять алгоритм
подготовительной
работы к написанию
изложения
сокращенного
содержания.
Подготовиться к на
писанию изложения .
Подробно излагать
содержание
повествовательного
текста, соблюдать при
письме нормы
построения текста
(логичность, последо
вательность,
связность,
соответствие теме и
др.), проверить
написанное изложение.
Личностные УУД –
ориентироваться на
понимание причин
успеха в уч.
деятельности,
26
.
Сжатое
изложение
текста по
готовому или
коллективно
Учить
писать
сжатое
изложение.
Развитие
речи.
изложен
ие
Аудиоза
пись
текста
Индивид.
Вып.
Зад. В
тетр.составленно
му плану.
способность к
самооценке на основе
критериев успешности
учебной деятельности.
Регулятивные УУД
осуществлять поиск
средств для
выполнения учебной
задачи; планировать
свои действия в
соответствии с постав
ленной учебной
задачей для ее
решения.
КоммуникативныеУУ
Д понимать
различные позиции в
подходе к решению
учебной задачи,
задавать вопросы для
их уточнения, четко и
аргументированно
высказывать свои
оценки и предложения
Познавательные УУД
– развитиепознавательного
интереса в познании
русского языка.
Предметные УУД
определять алгоритм
подготовительной
работы к написанию
сжатого изложения .
Подготовиться к на
писанию изложения .
Подробно излагать
содержание
повествовательного
текста, соблюдать при
письме нормы
построения текста
(логичность, последо
вательность,
связность,
соответствие теме и
др.), проверить
написанное изложение.
Личностные УУД
самостоятельно делать
выбор, опираясь на
жизненный опыт.
27
.
Сочинение
по картине
В.Перова
«Тройка».
Написать
сочинение
на заданную
тему.
Контроль и
учет знаний
сочинен
ие
Репроду
кция
картины
Индивид.
Вып.
Задание
в тетр.Регулятивные УУД
выполнять
самоконтроль и
самооценку
результатов своей
учебной деятельности
на уроке.
Коммуникативные
УУД строить устные
высказывания в
соответствии с
учебной ситуацией;
применять изученные
правила общения,
осваивать навыки
сотрудничества в
учебной деятельности
Познавательные УУД
осуществлять
совместный
поиск
информации.
Предметные УУД
составлять небольшой
текст по репродукции
картины В. Перова «
Тройка» подИндивид.
Сочинит
ь
загадку
сочинен
ие
Сборник
загадок,
предмет
ные
картинк
и
28
.
Сочинение
загадки
наоборот.
Учить
сочинять
загадки
наоборот.
руководством учителя
и записывать его.
Комбинир. Личностные УУД
осознавать значимость
изучения темы
Регулятивные УУД
искать пути решения
проблемы.
Осуществлять
познавательную и
личностную
рефлексию.
Коммуникативные
УУД правильно и
точно излагать свою
точку зрения по
поставленной
проблеме.
Строить
продуктивное речевое
взаимодействие в
группе.
Познавательные УУД
производить анализ и
синтез
Предметные УУД 29
.
Сочинение
сказок:
цветная
сказка,
белая,
желтая,
зеленая и т.д.
Учить
сочинять
сказки на
заданную
тему.
познакомиться с
загадкой, ее
художественными
особенностями;
учиться детей сочинять
загадки; развивать
сообразительность,
память, образное
мышление.
Комбинир. Личностные УУД
осознавать
ответственность за
результаты учебной
деятельности.
Регулятивные УУД
находить способ
решения учебной
задачи и выполнять
учебные действия в
устной и письменной
форме.
Коммуникативные
УУД
контролировать свои
действия при работе в
группе и осознавать
сочинен
ие
Индивид.
тестважность
своевременного и
качественного
выполнения взятого на
себя обязательства для
общего дела.
Познавательные УУД
проводить несложные
обобщения.
Предметные УУД
научиться планировать
свою деятельность с
перспективой на много
лет вперед.
Учиться
самостоятельно
сочинять сказки,
связывать события
между собой, завершая
сказку добрым
концом.
30
.
Оформление
классной
газеты.
Реклама.
Учить
оформлять
классную
газету,
сочинять
Комбинир. Личностные УУД
осознавать значимость
изучения темы
Регулятивные УУД
искать пути решения
Оформл
ение
газеты
Подборк
а газет и
журнало
в
Фронтальн.
Сочинит
ь
рекламурекламу.
проблемы.
Осуществлять
познавательную и
личностную
рефлексию.
Коммуникативные
УУД правильно и
точно излагать свою
точку зрения по
поставленной
проблеме.
Строить
продуктивное речевое
взаимодействие в
группе.
Познавательные УУД
производить анализ и
синтез
Предметные УУД
развивать
коммуникативные
навыки речи ,
закреплять новые
слова: бейдж, визитная
карточка, журналист,
фотокорреспондент,Сочинен
ие
Презент
ация
Индивид.
Написат
ь
заметку
31
.
Заметка в
газету.
Учить
писать
заметку в
газету.
художникдизайнер,
редактор. научиться
оформлять газету.
Комбинир. Личностные УУД
рассуждать на
личностно
ориентированные
темы, высказывать
свою точку зрения,
делиться впечат
лениями.
Регулятивные УУД
осуществлять
самоконтроль,
фиксировать по ходу
урока и в конце его
удовлетворенность/неу
довлетворенность
своей работой на
уроке.
Коммуникативные
УУД строить устные
высказывания в
соответствии с
учебной ситуацией;
применять изученныеправила общения,
осваивать навыки
сотрудничества в
учебной деятельности
Познавательные УУД
выделять из
содержания урока
известные знания и
умения, определять
круг неизвестного по
данной теме; делать
выводы по аналогии и
проверять эти выводы.
Предметные УУД
научиться составлять
связные тексты в
жанре заметки,
развивать навыки
структурирования
текста, научиться
писать заметку в
газету.
Личностные УУД
осознавать
ответственность за
собственные поступки.
Сочинен
ие
Презент
ация
Индивид.
Написат
ь
репорта
ж в
32
.
Репортаж в
газету.
Комбинир.
Учить
писать
репортаж в
газету.газету
Регулятивные УУД
выполнять
самоконтроль и
самооценку
результатов своей
учебной деятельности
на уроке и по
результатам изучения
темы.
Коммуникативные
УУД строить устные
высказывания в
соответствии с
учебной ситуацией;
применять изученные
правила общения,
Познавательные УУД
выделять из
содержания урока
известные знания и
умения, определять
круг неизвестного по
изученным темам;
проводить несложные
обобщения
Предметные УУД Олимпиада.
33
.
Контроль и
учет знаний
Оценить
эффективно
сть
обучения.
Индивид.
Сам.
работа
Карточк
и с
задания
ми
формировать понятие
«репортаж»;
познакомиться с
особенностями
данного жанра
журналистики.
Научиться писать
репортаж в газету.
Личностные УУД
осознавать значимость
изучения предмета;
выявлять причины
успешности
неуспешности учебной
деятельности.
Регулятивные УУД
планировать свои
действия в
соответствии с
поставленной учебной
задачей для ее
решения.
Коммуникативные
УУД задавать
вопросы для
уточнения, четко иаргументированно
делать свои оценки и
предположения в
самостоятельной
работе.
Познавательные УУД
выполнять мыслитель
ные операции анализа
и синтеза, делать
умозаключения,
устанавливать
аналогии и причинно
следственные связи,
стремиться
использовать свои
возможности.
Предметные УУД
контролировать
правильность записи в
тексте
Личностные УУД
осознавать значимость
результатов обучения
за учебный год.
Регулятивные УУД
текущий
Выстав
ка
лучших
работ
Комбинир.
34
.
Подведение
итогов.
Выставка
лучших
работ.
Подвести
итоги
работы за
год.планировать свои
действия в
соответствии с
поставленной задачей;
различать способ и
результат действия;
проявлять
познавательную
инициативу в учебном
сотрудничестве.
Коммуникативные
УУД договариваться
и приходить к общему
решению в совместной
деятельности; задавать
вопросы;
осуществлять
взаимный контроль и
оказывать в
сотрудничестве
необходимую помощь.
Познавательные УУД
осознанно строить
высказывания в устной
и письменной форме;
строить логическиерассуждения;
произвольно и
осознанно владеть
общими приёмами
решения учебных
задач;
ориентироваться на
разнообразие способов
решения этих задач.
Предметные УУД
воспроизводить
знания, полученные на
уроках развития речи
за учебный год.
Всего
34