рабочая программа по речевому развитию в детском саду

  • Образовательные программы
  • docx
  • 27.05.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

рабочая программа по речевому развитию во второй младшей группе детского сада для воспитателей детских садов по образовательной программе "От рождения до школы". в моей программе разработаны формы, методы и приемы обучения, воспитанников, а также перспективное планирование занятий на учебный год.рабочая программа по речевому развитиюво второй младшей группе детского сада для воспитателей детских садов по образовательной программе "От рождения до школы". в программе разработаны методы и приемы обучения, воспитанников, а также перспективное планирование занятий на учебный год.
Иконка файла материала речевое развитие.docx
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Ростова­на­Дону «Детский сад №175» (МБДОУ) Рабочая программа по развитию речи   для детей 3­4лет  (младшая группа)  авторы    (в рамках основной образовательной программы  «От рождения до школы») Авторы – составители: Городецкая С. В.                                         2015 – 2016 уч. годНормативные основания рабочей программы: Рабочая       программа   разработана   в   соответствии   с   нормативно   – правовыми документами, регламентирующими деятельность МБДОУ № 175:  Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273­ ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";   Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования"   (приказ   Министерства   образования   и   науки   РФ   от   17 октября 2013 г. № 1155);  Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по   основным   общеобразовательным   программам   ­   образовательным программам   дошкольного   образования   (приказ   Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014);  Методические   рекомендации   по   использованию   Примерной   основной образовательной программы дошкольного образования при разработке образовательной   программы   дошкольного   образования   в образовательной   организации   (письмо   Министерства   общего   и профессионального образования Ростовской области от 14.08.2015 г. № 24/4.1.1­5025/М);  «Санитарно­эпидемиологические требования к устройству содержанию и   организации   режима   работы   дошкольных   образовательных организаций»   (постановление   Главного   государственного   санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 г. № 26);  Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. Письмо по вопросам составления рабочих программ от 03.11.2015 № 02­501. Лицензия на осуществление образовательной деятельности (серия 61Л01   №0003141, регистрационный № 5549 от 19.08.2015 г.);  Устав МБДОУ № 175  Адаптированная основная образовательная программа МБДОУ № 175Пояснительная записка  «Речевое развитие включает владение речью как средством общения и  культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически  правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого  творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи,  фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской  литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской  литературы; формирование звуковой аналитико­синтетической активности  как предпосылки обучения грамоте»1. Основные цели и задачи  I. II. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение  конструктивными способами и средствами взаимодействия с  окружающими. Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя  речи, связной речи — диалогической и монологической форм;  формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи. III. Практическое овладение воспитанниками нормами речи. IV. V. Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи.  Воспитание желания и умения слушать художественные произведения,  следить за развитием действия. Развивающая речевая среда. Продолжать помогать детям общаться со  знакомыми взрослыми и сверстниками посредством поручений (спроси,  выясни, предложи помощь, поблагодари и т. п.). Подсказывать детям образцы  обращения к взрослым, зашедшим в группу («Скажите: „Проходите,  пожалуйста“», «Предложите: „Хотите посмотреть...“», «Спросите:  „Понравились ли наши рисунки?“»). В быту, в самостоятельных играх  помогать детям посредством речи взаимодействовать и налаживать контакты  друг с другом («Посоветуй Мите перевозить кубики на большой машине»,  «Предложи Саше сделать ворота пошире», «Скажи: „Стыдно драться! Ты уже  большой“»). В целях развития инициативной речи, обогащения и уточнения  представлений о предметах ближайшего окружения предоставлять детям для  самостоятельного рассматривания картинки, книги, наборы предметов.  1Продолжать приучать детей слушать рассказы воспитателя о забавных  случаях из жизни. Формирование словаря. На основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать  словарный запас детей. Уточнять названия и назначение предметов одежды,  обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта. Учить детей  различать и называть существенные детали и части предметов (у платья —  рукава, воротник, карманы, пуговицы), качества (цвет и его оттенки, форма, размер), особенности поверхности (гладкая,  пушистая, шероховатая), некоторые материалы и их свойства (бумага легко  рвется и размокает, стеклянные предметы бьются, резиновые игрушки после  сжимания восстанавливают первоначальную форму), местоположение (за  окном, высоко, далеко, под шкафом). Обращать внимание детей на некоторые  сходные по назначению предметы (тарелка — блюдце, стул — табурет —  скамеечка, шуба — пальто — дубленка). Учить понимать обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т.  п.); называть части суток (утро, день, вечер, ночь); называть домашних  животных и их детенышей, овощи и фрукты. Звуковая культура речи. Продолжать учить детей внятно произносить в словах гласные (а, у, и, о, э) и некоторые согласные звуки:п — б — т — д — к  — г; ф — в; т — с — з — ц.  Развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять  артикуляцию звуков. Вырабатывать правильный темп речи, интонационную  выразительность. Учить отчетливо произносить слова и короткие фразы,  говорить спокойно, с естественными интонациями. Грамматический строй речи. Продолжать учить детей согласовывать  прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; употреблять  существительные с предлогами (в, на, под, за, около). Помогать употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей (утка — утенок — утята); форму  множественного числа существительных в родительном падеже (ленточек,  матрешек, книг, груш, слив). Относиться к словотворчеству детей как к этапу  активного овладения грамматикой, подсказывать им правильную форму  слова. Помогать детям получать из нераспространенных простых  предложений (состоят только из подлежащего и сказуемого)  распространенные путем введения в них определений, дополнений,  обстоятельств; составлять предложения с однородными членами («Мы  пойдем в зоопарк и увидим слона, зебру и тигра»). Связная речь. Развивается диалогическая форма речи. Вовлекать детей в  разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций;  наблюдений за живыми объектами; после просмотра спектаклей,  мультфильмов. Обучать умению вести диалог с педагогом: слушать ипонимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном  темпе, не перебивая говорящего взрослого. Напоминать детям о  необходимости говорить «спасибо», «здравствуйте», «до свидания»,  «спокойной ночи» (в семье, группе). Помогать доброжелательно общаться  друг с другом. Формировать потребность делиться своими впечатлениями с  воспитателями и родителями.  Количество занятий в неделю ­ 1, в месяц – 4. Всего 36 занятий (с учетом  праздников и каникул, занятие подающие на эти дни переносятся в  совместную деятельность). Академический час = 15 минут Образовательная деятельность по речевому развитию с детьми младшей группы осуществляется в первой половине дня в соответствии с расписанием. В   середине   непосредственно   образовательной   деятельности   проводятся физкультурные минутки. Образовательная область «Речевое развитие» включает в себя – развитие речи  и художественную литературу. Развитие речи реализуется в непосредственно  образовательной деятельности. Чтение художественной литературы  осуществляется в режимных моментах. Формы реализации: Система работы включает: 1. НОД (занятия) 2. беседы,  3. наблюдения,  4. игровые занятия,  5. экскурсии, 6. проблемно – игровые ситуации, 7. викторины, сочинение загадок и сказок, 8. Рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций   к   знакомым   сказкам,   произведений   искусства (народного,   изобразительного, книжной графики и пр.).   декоративно­прикладного, Условия реализации: Средства развития коммуникации:  общение взрослых и детей; культурная языковая среда; обучение родной речи  на занятиях; художественная литература; изобразительное искусство, музыка, театр.Методы развития речи и коммуникации: Метод непосредственного наблюдения и его разновидности:  1. Наглядные, словесные, практические. 2. наблюдение в природе,  3. экскурсии 4. чтение и рассказывание художественных произведений. 5. Дидактические игры 6. Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность): 7. рассматривание игрушек и картин,  8. рассказывание по игрушкам и картинам  9. Заучивание наизусть 10.Игры­драматизации 11.Пересказ 12.Инсценировки 13.Обобщающая беседа 14.Дидактические упражнения 15.Рассказывание без опоры на наглядный материал 16.Пластические этюды 17.Хороводные игры Предметно­пространственная развивающая среда в группе, организованная в виде разграниченных зон – центров.  Центры оснащены развивающими материалами:  Набор   игровых   материалов   для   игровой, конструктивной деятельности,   продуктивной,  Набор   материалов   и   оборудования   для   познавательно­ исследовательской   деятельности:  объекты   для   исследования   в действии,  образно­символический материал и т.д.  Наборы   картинок,   репродукций,   букв,   речевые   домино   и   др. дидактические игры, направленные на развитие речи детей. Совместная   деятельность   педагога   с   детьми   направлена   на  поддержку инициативы ребенка. Для этого созданы следующие условия: условия  для свободного выбора деятельности; условия для принятия детьми решений, выражения своих чувств; не директивная помощь детям, поддержка детской инициативы; создание  разных пространств предъявления детских продуктов: ­легко   сменяемые   стенды   и   демонстрационные   столы,   полки,   на которых ребенок может поместить свою работу ­презентации   или   иные   формы   собрания   группы   или   её   части,   на которых дети­ по желанию­ рассказывают о своем опыте или иным способом  представляют продукты собственной деятельности.  ­праздники или иные события, как демонстрация детских продуктов.­детское   портфолио,   которое   создает   сам   ребенок,   принимая решение о том, какие работы будут включаться в портфолио. В рамках реализации Программы используется проектная деятельность детей:   творческие,   исследовательские   проекты,   нормативные   проекты   – направление проектной деятельности, развивающее позитивную социализацию и коммуникацию детей.  Самостоятельная деятельность детей; Контроль   за   уровнем   освоения   данной   программы   планируется   в   ходе диагностики учителей логопедов.  Для   реализации   программы   используются   технические   средства: инструменты   интерактивной   доски,  CD­проигрыватель,   фотоаппарат, видеокамера. Конструктивное   взаимодействие  с     семьей   предполагает   объединение усилий   по   обеспечению   развития   и   обучения   ребенка,  использование традиционных   форм   работы   с   родителями:   родительские   собрания, совместные   проекты,   консультации,   беседы,   дни   открытых   дверей, тематические встречи  и др., а так же интернет технологии: электронная почта, сайт детского сада, сетевые сообщества. Планируемые результаты  По своей инициативе и при заинтересованной поддержке взрослого  рассказать о том, что видели, куда ходили, что случилось.  Отвечать на разнообразные вопросы взрослого, касающиеся  ближайшего окружения, используя в речи практически все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с  однородными членами.  С помощью взрослого, используя фигурки настольного театра,  инсценировать отрывки из знакомых сказок. Дата Содержательный раздел Название темы Кол- во часов Примечани е 01.09.2015 ­ 15.09.2015 17.09.1 5 Диагностические задания Сентябрь. 1. «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий?», чтение стихотворения С. Черного «Приставалка». 1 124.09.1 5 01.10.1 5 08.10.1 5 15.10.1 5 22.10.1 5 29.10.1 5 05.11.1 5 12.11.1 5 19.11.1 5 26.11.1 5 2. Чтение РНС «Кот, петух и лиса». Октябрь . 1. ЗКР: звуки (а); (у). Дидактическая игра «Не ошибись». 2. ЗКР: звук (у). 3. Дидактическая игра «Чья вещь?». Рассматривание сюжетных картин (по выбору педагога). 4. Чтение РНС «Колобок». Дидактическое упражнение 5. ЗКР: звук (о). Рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок» Ноябрь. 1. Чтение стихотворения А. Блока «Зайчик». Заучивание стихотворения А. Плещеева «Осень наступила…». 2. Чтение стихотворений об осени. Дидактическая игра «Что из чего получается». 3. ЗКР: звук (и). 4. Рассматривание сюжетной картины «Коза с козлятами». Декабрь. 1. Чтение стихотворений из цикла С. Маршака «Детки в клетке». 2. Чтение РНС «Снегурушка и лиса». 3. Повторение РНС «Снегурушка 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 103.12.1 5 10.12.1 5 17.12.1 5 24.12.1 5 31.12.1 5 14.01.1 6 21.01.1 6 28.01.1 6 04.02.1 6 11.02.1 6 6 18.02.1 25.02.1 и лиса». Дидактический игры «Эхо». «Чудесный мешочек». 4. Чтение рассказа Л. Воронковой «Снег идет», стихотворения А. Босева «Трое». 5. Игра – инсценировка «У Матрешки – новоселье». Январь. 1. Чтение РНС «Гуси – лебеди». 2. Рассматривание иллюстраций к РНС «Гуси – лебеди» и сюжетной картины «Зимой на прогулке». 3. ЗКР: звуки (м), (мь). Дидактическое упражнение «Вставь словечко». Февраль. 1. ЗКР: звуки (п), (пь). Дидактическая игра «Ярмарка». 2. Чтение РНС «Лиса и заяц». 3. ЗКР: звуки (б), (бь). 4. Заучивание стихотворения В. Берестова «Петушки распетушились». Март. 1. Беседа на тему «Что такое хорошо и что такое плохо». 2.Чтение стихотворения И. Косякова «Все она». Дидактическое упражнение «Очень мамочку люблю, потому что…». 3. ЗКР: звуки (т), (п), (к). 4. Чтение РНС «У страха глаза 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 11 1 1 1 1 1 1 велики». 5. Рассматривание сюжетной картины «Дети играют в кубики». Дидактическое упражнение на звукопроизношение (дидактическая игра «Что изменилось?») Апрель. 1. Чтение стихотворения А. Плещеева «Весна». Дидактическое упражнение «Когда это бывает?». 2. ЗКР: звук (ф). 3. Чтение и драматизация народной песенки «Курочка – рябушечка». Рассматривание сюжетной картины «Дети кормят курицу с цыплятами». 4. ЗКР: звук (с). Май. 1. Чтение РНС «Бычок – черный бочок, белые копытца». Литературная викторина. 2.ЗКР: звук (з). 3. Повторение стихотворений. Заучивание стихотворения И. Белоусова «Весенняя гостья». 4. ЗКР: звук (ц). 6 03.03.1 6 10.03.1 6 17.03.1 24.03.1 6 6 31.03.1 6 07.04.1 6 14.04.1 6 21.04.1 628.04.1 6 05.05.1 6 12.05.1 19.05.1 6 6 26.05.1 6 Реализация рабочей программы обеспечена демонстрационным и раздаточным материалом: Игровые, здоровье формирующие технологии, технологии развивающих игр, ИКТ (ОБЖ для малышей), «Утренняя зарядка», «Времена года», «Уроки хорошего   поведения»   и   др,   демонстрационные   и   раздаточные   материалы, Серия   наглядно­дидактических   пособий   «Животные»,   «Посуда», «Безопасность», «Цветы» и др. I. II. Серия «16 обучающих картинок».  «Овощи, фрукты»  «Еда и напитки»  «Дикие животные»  «Обитатели морей и океанов»  «Цвета»  «Одежда»  «Земноводные и пресмыкающиеся»  «Птицы»  «Алфавит». Плакаты обучающие:  Транспорт   Бытовая техника  Одежда  Инструменты  Еда и напитки Деревья  Грибы, ягоды  Овощи  Фрукты  Мебель  Космос  Природные явления  Времена года  Времена года: осень, зима, весна, лето.  Дорожная азбука  Один дома  Уроки безопасности  Правила поведения за столом  Хорошие манеры  Рыбы  Земноводные  Животные Австралии  Млекопитающие  Животные Африки  Животные Арктики  Птицы  Насекомые  Дикие животные  Домашние животные  Мамы и детки III. Сюжетные картины для рассматривания:  «Ежиха с ежатами»  «Лиса с лисятами»  «Медвежья семья»  «Зайцы»  «Белка с бельчатами»  «Волчица с волчатами»  «Семья оленей»  «Коза с козлятами»  «Собака с щенятами»  «Свинья с поросятами»  «Корова с теленком»  «Лошадь с жеребенком»  «Кошка с котятами»  «Река замерзла»  «Овощи»  «Куры»IV. «Беседы по картинкам»  «Я и другие»  «Учусь управлять собой»  «Чувства и эмоции»  «12 месяцев» V. «Мир в картинках»  «Времена года»  Транспорт»  «Животные средней полосы» Развивающие карточки «Познаем мир» VI. VII. «Лото»   «Мой дом»  «Хорошо и плохо»  «Во саду ли, в огороде»  «Животные»  «Домашние и дикие животные»   «Магазин «Р», «Л».  «Магазин «С», «Ш». VIII. Тематические картинки «Мой дом». IX. X. XI. «Умные книжки 2 – 4 года».      «Альбом по развитию речи для самых маленьких». «Развитие речи детей от 2­х лет» (сюжетные картинки). Педагогическая диагностика. Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью  детей в спонтанной и специально­организованной деятельности.  Инструментарий для педагогической диагностики – карты наблюдений  детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и  перспективы развития каждого ребенка. Список литературы: Примерная образовательная программа дошкольного образования «От  рождения до школы»  Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А.  Васильевой. – М.:МОЗАИКА­СИНТЕЗ, 2015. Гербова В.В.  Развитие речи в детском саду. Младшая группа. –  М.МОЗАИКА­СИНТЕЗ, 2015