рабочая программа по речевому развитию во второй младшей группе детского сада для воспитателей детских садов по образовательной программе "От рождения до школы". в моей программе разработаны формы, методы и приемы обучения, воспитанников, а также перспективное планирование занятий на учебный год.рабочая программа по речевому развитиюво второй младшей группе детского сада для воспитателей детских садов по образовательной программе "От рождения до школы". в программе разработаны методы и приемы обучения, воспитанников, а также перспективное планирование занятий на учебный год.
муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение
города РостованаДону «Детский сад №175»
(МБДОУ)
Рабочая программа по развитию речи
для детей 34лет
(младшая группа)
авторы
(в рамках основной образовательной программы
«От рождения до школы»)
Авторы – составители:
Городецкая С. В.
2015 – 2016 уч. годНормативные основания рабочей программы:
Рабочая программа разработана в соответствии с нормативно –
правовыми документами, регламентирующими деятельность МБДОУ № 175:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273
ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования" (приказ Министерства образования и науки РФ от 17
октября 2013 г. № 1155);
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам образовательным
программам дошкольного образования (приказ Министерства
образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. №
1014);
Методические рекомендации по использованию Примерной основной
образовательной программы дошкольного образования при разработке
образовательной программы дошкольного образования в
образовательной организации (письмо Министерства общего и
профессионального образования Ростовской области от 14.08.2015 г. №
24/4.1.15025/М);
«Санитарноэпидемиологические требования к устройству содержанию
и организации режима работы дошкольных образовательных
организаций» (постановление Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 15.05.2013 г. № 26);
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. Письмо
по вопросам составления рабочих программ от 03.11.2015 № 02501.
Лицензия на осуществление образовательной деятельности (серия 61Л01
№0003141, регистрационный № 5549 от 19.08.2015 г.);
Устав МБДОУ № 175
Адаптированная основная образовательная программа МБДОУ № 175Пояснительная записка
«Речевое развитие включает владение речью как средством общения и
культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически
правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого
творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи,
фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской
литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской
литературы; формирование звуковой аналитикосинтетической активности
как предпосылки обучения грамоте»1.
Основные цели и задачи
I.
II.
Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение
конструктивными способами и средствами взаимодействия с
окружающими.
Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя
речи, связной речи — диалогической и монологической форм;
формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.
III. Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
IV.
V.
Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи.
Воспитание желания и умения слушать художественные произведения,
следить за развитием действия.
Развивающая речевая среда. Продолжать помогать детям общаться со
знакомыми взрослыми и сверстниками посредством поручений (спроси,
выясни, предложи помощь, поблагодари и т. п.). Подсказывать детям образцы
обращения к взрослым, зашедшим в группу («Скажите: „Проходите,
пожалуйста“», «Предложите: „Хотите посмотреть...“», «Спросите:
„Понравились ли наши рисунки?“»). В быту, в самостоятельных играх
помогать детям посредством речи взаимодействовать и налаживать контакты
друг с другом («Посоветуй Мите перевозить кубики на большой машине»,
«Предложи Саше сделать ворота пошире», «Скажи: „Стыдно драться! Ты уже
большой“»). В целях развития инициативной речи, обогащения и уточнения
представлений о предметах ближайшего окружения предоставлять детям для
самостоятельного рассматривания картинки, книги, наборы предметов.
1Продолжать приучать детей слушать рассказы воспитателя о забавных
случаях из жизни.
Формирование словаря. На основе обогащения представлений о
ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать
словарный запас детей. Уточнять названия и назначение предметов одежды,
обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта. Учить детей
различать и называть существенные детали и части предметов (у платья —
рукава, воротник, карманы, пуговицы), качества
(цвет и его оттенки, форма, размер), особенности поверхности (гладкая,
пушистая, шероховатая), некоторые материалы и их свойства (бумага легко
рвется и размокает, стеклянные предметы бьются, резиновые игрушки после
сжимания восстанавливают первоначальную форму), местоположение (за
окном, высоко, далеко, под шкафом). Обращать внимание детей на некоторые
сходные по назначению предметы (тарелка — блюдце, стул — табурет —
скамеечка, шуба — пальто — дубленка). Учить понимать
обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т.
п.); называть части суток (утро, день, вечер, ночь); называть домашних
животных и их детенышей, овощи и фрукты.
Звуковая культура речи. Продолжать учить детей внятно произносить в
словах гласные (а, у, и, о, э) и некоторые согласные звуки:п — б — т — д — к
— г; ф — в; т — с — з — ц. Развивать моторику речедвигательного аппарата,
слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять
артикуляцию звуков. Вырабатывать правильный темп речи, интонационную
выразительность. Учить отчетливо произносить слова и короткие фразы,
говорить спокойно, с естественными интонациями.
Грамматический строй речи. Продолжать учить детей согласовывать
прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; употреблять
существительные с предлогами (в, на, под, за, около). Помогать употреблять в
речи имена существительные в форме единственного и множественного числа,
обозначающие животных и их детенышей (утка — утенок — утята); форму
множественного числа существительных в родительном падеже (ленточек,
матрешек, книг, груш, слив). Относиться к словотворчеству детей как к этапу
активного овладения грамматикой, подсказывать им правильную форму
слова. Помогать детям получать из нераспространенных простых
предложений (состоят только из подлежащего и сказуемого)
распространенные путем введения в них определений, дополнений,
обстоятельств; составлять предложения с однородными членами («Мы
пойдем в зоопарк и увидим слона, зебру и тигра»).
Связная речь. Развивается диалогическая форма речи. Вовлекать детей в
разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций;
наблюдений за живыми объектами; после просмотра спектаклей,
мультфильмов. Обучать умению вести диалог с педагогом: слушать ипонимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном
темпе, не перебивая говорящего взрослого. Напоминать детям о
необходимости говорить «спасибо», «здравствуйте», «до свидания»,
«спокойной ночи» (в семье, группе). Помогать доброжелательно общаться
друг с другом. Формировать потребность делиться своими впечатлениями с
воспитателями и родителями.
Количество занятий в неделю 1, в месяц – 4. Всего 36 занятий (с учетом
праздников и каникул, занятие подающие на эти дни переносятся в
совместную деятельность).
Академический час = 15 минут
Образовательная деятельность по речевому развитию с детьми младшей
группы осуществляется в первой половине дня в соответствии с расписанием.
В середине непосредственно образовательной деятельности проводятся
физкультурные минутки.
Образовательная область «Речевое развитие» включает в себя – развитие речи
и художественную литературу. Развитие речи реализуется в непосредственно
образовательной деятельности. Чтение художественной литературы
осуществляется в режимных моментах.
Формы реализации:
Система работы включает:
1. НОД (занятия)
2. беседы,
3. наблюдения,
4. игровые занятия,
5. экскурсии,
6. проблемно – игровые ситуации,
7. викторины, сочинение загадок и сказок,
8. Рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок,
иллюстраций к знакомым сказкам, произведений искусства
(народного,
изобразительного,
книжной графики и пр.).
декоративноприкладного,
Условия реализации:
Средства развития коммуникации:
общение взрослых и детей; культурная языковая среда; обучение родной речи
на занятиях; художественная литература; изобразительное искусство, музыка,
театр.Методы развития речи и коммуникации:
Метод непосредственного наблюдения и его разновидности:
1. Наглядные, словесные, практические.
2. наблюдение в природе,
3. экскурсии
4. чтение и рассказывание художественных произведений.
5. Дидактические игры
6. Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность):
7. рассматривание игрушек и картин,
8. рассказывание по игрушкам и картинам
9. Заучивание наизусть
10.Игрыдраматизации
11.Пересказ
12.Инсценировки
13.Обобщающая беседа
14.Дидактические упражнения
15.Рассказывание без опоры на наглядный материал
16.Пластические этюды
17.Хороводные игры
Предметнопространственная развивающая среда в группе, организованная в
виде разграниченных зон – центров.
Центры оснащены развивающими материалами:
Набор игровых материалов для игровой,
конструктивной деятельности,
продуктивной,
Набор материалов и оборудования для познавательно
исследовательской деятельности: объекты для исследования в
действии, образносимволический материал и т.д.
Наборы картинок, репродукций, букв, речевые домино и др.
дидактические игры, направленные на развитие речи детей.
Совместная деятельность педагога с детьми направлена на поддержку
инициативы ребенка. Для этого созданы следующие условия:
условия для свободного выбора деятельности;
условия для принятия детьми решений, выражения своих чувств;
не директивная помощь детям, поддержка детской инициативы;
создание разных пространств предъявления детских продуктов:
легко сменяемые стенды и демонстрационные столы, полки, на
которых ребенок может поместить свою работу
презентации или иные формы собрания группы или её части, на
которых дети по желанию рассказывают о своем опыте или иным
способом представляют продукты собственной деятельности.
праздники или иные события, как демонстрация детских продуктов.детское портфолио, которое создает сам ребенок, принимая
решение о том, какие работы будут включаться в портфолио.
В рамках реализации Программы используется проектная деятельность
детей: творческие, исследовательские проекты, нормативные проекты –
направление проектной деятельности, развивающее позитивную социализацию
и коммуникацию детей.
Самостоятельная деятельность детей;
Контроль за уровнем освоения данной программы планируется в ходе
диагностики учителей логопедов.
Для реализации программы используются технические средства:
инструменты интерактивной доски,
CDпроигрыватель, фотоаппарат,
видеокамера.
Конструктивное взаимодействие с семьей предполагает объединение
усилий по обеспечению развития и обучения ребенка, использование
традиционных форм работы с родителями: родительские собрания,
совместные проекты, консультации, беседы, дни открытых дверей,
тематические встречи и др., а так же интернет технологии: электронная
почта, сайт детского сада, сетевые сообщества.
Планируемые результаты
По своей инициативе и при заинтересованной поддержке взрослого
рассказать о том, что видели, куда ходили, что случилось.
Отвечать на разнообразные вопросы взрослого, касающиеся
ближайшего окружения, используя в речи практически все части речи,
простые нераспространенные предложения и предложения с
однородными членами.
С помощью взрослого, используя фигурки настольного театра,
инсценировать отрывки из знакомых сказок.
Дата
Содержательный раздел
Название темы
Кол-
во
часов
Примечани
е
01.09.2015
15.09.2015
17.09.1
5
Диагностические задания
Сентябрь.
1. «Кто у нас хороший, кто у нас
пригожий?», чтение
стихотворения С. Черного
«Приставалка».
1
124.09.1
5
01.10.1
5
08.10.1
5
15.10.1
5
22.10.1
5
29.10.1
5
05.11.1
5
12.11.1
5
19.11.1
5
26.11.1
5
2. Чтение РНС «Кот, петух и
лиса».
Октябрь .
1. ЗКР: звуки (а); (у).
Дидактическая игра «Не
ошибись».
2. ЗКР: звук (у).
3. Дидактическая игра «Чья
вещь?». Рассматривание
сюжетных картин (по выбору
педагога).
4. Чтение РНС «Колобок».
Дидактическое упражнение
5. ЗКР: звук (о).
Рассматривание иллюстраций
к сказке «Колобок»
Ноябрь.
1. Чтение стихотворения А. Блока
«Зайчик». Заучивание
стихотворения А. Плещеева
«Осень наступила…».
2. Чтение стихотворений об
осени. Дидактическая игра
«Что из чего получается».
3. ЗКР: звук (и).
4. Рассматривание сюжетной
картины «Коза с козлятами».
Декабрь.
1. Чтение стихотворений из
цикла С. Маршака «Детки в
клетке».
2. Чтение РНС «Снегурушка и
лиса».
3. Повторение РНС «Снегурушка
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
103.12.1
5
10.12.1
5
17.12.1
5
24.12.1
5
31.12.1
5
14.01.1
6
21.01.1
6
28.01.1
6
04.02.1
6
11.02.1
6
6
18.02.1
25.02.1
и лиса». Дидактический игры
«Эхо». «Чудесный мешочек».
4. Чтение рассказа Л. Воронковой
«Снег идет», стихотворения А.
Босева «Трое».
5. Игра – инсценировка «У
Матрешки – новоселье».
Январь.
1. Чтение РНС «Гуси – лебеди».
2. Рассматривание иллюстраций
к РНС «Гуси – лебеди» и
сюжетной картины «Зимой на
прогулке».
3. ЗКР: звуки (м), (мь).
Дидактическое упражнение
«Вставь словечко».
Февраль.
1. ЗКР: звуки (п), (пь).
Дидактическая игра
«Ярмарка».
2. Чтение РНС «Лиса и заяц».
3. ЗКР: звуки (б), (бь).
4. Заучивание стихотворения В.
Берестова «Петушки
распетушились».
Март.
1. Беседа на тему «Что такое
хорошо и что такое плохо».
2.Чтение стихотворения И.
Косякова «Все она».
Дидактическое упражнение
«Очень мамочку люблю,
потому что…».
3. ЗКР: звуки (т), (п), (к).
4. Чтение РНС «У страха глаза
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
11
1
1
1
1
1
1
велики».
5. Рассматривание сюжетной
картины «Дети играют в
кубики». Дидактическое
упражнение на
звукопроизношение
(дидактическая игра «Что
изменилось?»)
Апрель.
1. Чтение стихотворения А.
Плещеева «Весна».
Дидактическое упражнение
«Когда это бывает?».
2. ЗКР: звук (ф).
3. Чтение и драматизация
народной песенки «Курочка –
рябушечка». Рассматривание
сюжетной картины «Дети
кормят курицу с цыплятами».
4. ЗКР: звук (с).
Май.
1. Чтение РНС «Бычок – черный
бочок, белые копытца».
Литературная викторина.
2.ЗКР: звук (з).
3. Повторение стихотворений.
Заучивание стихотворения И.
Белоусова «Весенняя гостья».
4. ЗКР: звук (ц).
6
03.03.1
6
10.03.1
6
17.03.1
24.03.1
6
6
31.03.1
6
07.04.1
6
14.04.1
6
21.04.1
628.04.1
6
05.05.1
6
12.05.1
19.05.1
6
6
26.05.1
6
Реализация рабочей программы обеспечена демонстрационным и
раздаточным материалом:
Игровые, здоровье формирующие технологии, технологии развивающих
игр, ИКТ (ОБЖ для малышей), «Утренняя зарядка», «Времена года», «Уроки
хорошего поведения» и др, демонстрационные и раздаточные материалы,
Серия нагляднодидактических пособий «Животные»,
«Посуда»,
«Безопасность», «Цветы» и др.
I.
II.
Серия «16 обучающих картинок».
«Овощи, фрукты»
«Еда и напитки»
«Дикие животные»
«Обитатели морей и океанов»
«Цвета»
«Одежда»
«Земноводные и пресмыкающиеся»
«Птицы»
«Алфавит».
Плакаты обучающие:
Транспорт
Бытовая техника
Одежда
Инструменты
Еда и напитки Деревья
Грибы, ягоды
Овощи
Фрукты
Мебель
Космос
Природные явления
Времена года
Времена года: осень, зима, весна, лето.
Дорожная азбука
Один дома
Уроки безопасности
Правила поведения за столом
Хорошие манеры
Рыбы
Земноводные
Животные Австралии
Млекопитающие
Животные Африки
Животные Арктики
Птицы
Насекомые
Дикие животные
Домашние животные
Мамы и детки
III. Сюжетные картины для рассматривания:
«Ежиха с ежатами»
«Лиса с лисятами»
«Медвежья семья»
«Зайцы»
«Белка с бельчатами»
«Волчица с волчатами»
«Семья оленей»
«Коза с козлятами»
«Собака с щенятами»
«Свинья с поросятами»
«Корова с теленком»
«Лошадь с жеребенком»
«Кошка с котятами»
«Река замерзла»
«Овощи»
«Куры»IV.
«Беседы по картинкам»
«Я и другие»
«Учусь управлять собой»
«Чувства и эмоции»
«12 месяцев»
V.
«Мир в картинках»
«Времена года»
Транспорт»
«Животные средней полосы»
Развивающие карточки «Познаем мир»
VI.
VII. «Лото»
«Мой дом»
«Хорошо и плохо»
«Во саду ли, в огороде»
«Животные»
«Домашние и дикие животные»
«Магазин «Р», «Л».
«Магазин «С», «Ш».
VIII. Тематические картинки «Мой дом».
IX.
X.
XI.
«Умные книжки 2 – 4 года».
«Альбом по развитию речи для самых маленьких».
«Развитие речи детей от 2х лет» (сюжетные картинки).
Педагогическая диагностика.
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью
детей в спонтанной и специальноорганизованной деятельности.
Инструментарий для педагогической диагностики – карты наблюдений
детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и
перспективы развития каждого ребенка.
Список литературы:
Примерная образовательная программа дошкольного образования «От
рождения до школы» Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А.
Васильевой. – М.:МОЗАИКАСИНТЕЗ, 2015.
Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Младшая группа. –
М.МОЗАИКАСИНТЕЗ, 2015