Цель программы: Оздоровление обучающихся и гармоничное физическое и функциональное совершенствование.
Задачи:
• формировать правильную осанку;
• развивать мышечную силу, гибкость, выносливость;
• Формировать навыки самостоятельного выражения движений под музыку.
На изучение программного материала первого года обучения отведено 72 часа в год. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.
Особенность программы заключается в том, что она компенсирует недостаток двигательной активности, избавляет от последствий малоподвижного образа жизни.
Формой организации учебного процесса являются - традиционные формы: групповые, практические.
Требования к уровню подготовки обучающихся
- умение выполнять основные гимнастические движения в ритме музыки;
- постановка корпуса, рук, ног, головы;
- музыкальный слух;
- навыки координации движений;
- правильность и чистота исполнения движений;
- умение работать в коллективе.Цель программы: Оздоровление обучающихся и гармоничное физическое и функциональное совершенствование.
Задачи:
• формировать правильную осанку;
• развивать мышечную силу, гибкость, выносливость;
• Формировать навыки самостоятельного выражения движений под музыку.
На изучение программного материала первого года обучения отведено 72 часа в год. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.
Особенность программы заключается в том, что она компенсирует недостаток двигательной активности, избавляет от последствий малоподвижного образа жизни.
Формой организации учебного процесса являются - традиционные формы: групповые, практические.
Требования к уровню подготовки обучающихся
- умение выполнять основные гимнастические движения в ритме музыки;
- постановка корпуса, рук, ног, головы;
- музыкальный слух;
- навыки координации движений;
- правильность и чистота исполнения движений;
- умение работать в коллективе.
Рабочая программа
по ритмической гимнастике
Возраст обучающихся – 14 лет
Пояснительная записка.
Оздоровление обучающихся и гармоничное
Цель программы:
физическое и функциональное совершенствование.
Задачи:
музыку.
формировать правильную осанку;
развивать мышечную силу, гибкость, выносливость;
Формировать навыки самостоятельного выражения движений под
На изучение программного материала первого года обучения
отведено 72 часа в год. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.
Особенность программы заключается в том, что она компенсирует
недостаток двигательной активности, избавляет от последствий
малоподвижного образа жизни.
Формой организации учебного процесса являются
традиционные формы: групповые, практические.
-
Требования к уровню подготовки обучающихся
- умение выполнять основные гимнастические движения в ритме
музыки;
- постановка корпуса, рук, ног, головы;
- музыкальный слух;
- навыки координации движений;
- правильность и чистота исполнения движений;
- умение работать в коллективе.
Материально-технические условия реализации программы.
Для успешной реализации программы используются:
Музыкальный центр
DVD – проигрыватель (плеер)
Телевизор
Фитболы
Гимнастические коврики
тренажерыКалендарно-тематический план
на 2011-2012 учебный год 1 год обучения
ЧАСЫ IX X
1час
1
XI XI
I
I
II
III
IV V
1
1
1час
1час
1час
1
НАЗВАНИЕ ТЕМЫ
Тема №1
Вводное
занятие
Тема №2
История
ритмическ
ой
гимнастик
и
Тема №3
Влияние
ритмическ
ой
гимнастик
и на
организм
человека
Тема №4
Основы
ритмическ
ой
гимнастик
и
Теория
Понятие «Ритмическая
гимнастика».
Режим
занятий. Форма одежды
для занятий,
личная
гигиена.
Техника
безопасности во время
учебного
занятия.
Первая помощь при
травмах и ушибах.
Теория
Танец-модерн: Айседора
Дункан. Физическое
воспитание в Древней
Греции. Бытовые танцы
крестьян в средние века
и др.
Теория
Профилактика
заболеваний (опорно-
двигательного аппарата,
сердечнососудистой
системы, избыточного
веса ) средствами
ритмической гимнастики,
повышение
работоспособности,
положительные эмоции.
Теория
Выбор режима занятий.
Уровни нагрузки в
ритмической гимнастике,
измерение пульса,
самоконтроль за
переносимостью
нагрузки. Понятия «темп,
амплитуда,
напряжённость
действий, количество
повторений».Тема №5
Комплексы
ритмическ
ой
гимнастик
и
Тема №6
Итоговое
занятие
Тема №6
Участие в
массовых
мероприят
иях
Всего
часов:
Практика
Комплекс № 1
1 -разучивание
упражнений;
2 - приобретение
навыков в выполнении
упражнений;
3- выполнение комплекса
с полной нагрузкой и в
высоком темпе.
Практика - Комплекс №
2
1-разучивание
упражнений;
2-приобретение навыков
в выполнении
упражнений;
3-выполнение комплекса
с полной нагрузкой и в
высоком темпе.
Практика – Комплекс №
3
1-разучивание
упражнений;
2-приобретение навыков
в выполнении
упражнений;
3-выполнение комплекса
с полной нагрузкой и в
высоком темпе.
Теория
Тестирование. Ведение
индивидуального
«Дневника здоровья»
Практика
Участие в концертных
программах учреждения.
64час
а
20час
ов
2часа
10час
ов
8часо
в
24час
а
2 часа
12час
ов
10час
ов
20час
ов
2 часа
10час
ов
8
часов
2
часа
2
часа
72 Теория:6ч
Практика:66ч
2
2
2
2
2
2
3
2
3
2
2
2
2
1
1
2
2
2
1
1
2
2
1
1
2
3
1
1
2
1
1
1
1
2
3
1
3
1
1
Содержание программы. 1-год обучения
Вводное занятие – 1 час.гимнастики,
Теория. Понятие «Ритмическая гимнастика» (танцевальная терапия),
её особенности и содержание. Режим занятий. Форма одежды для
занятий, личная гигиена. Техника безопасности во время учебного
занятия. Первая помощь при травмах и ушибах.
История ритмической гимнастики – 1час.
Теория. Ритуальные пляски первобытных людей. Физическое
воспитание в Древней Греции. Бытовые танцы крестьян в средние
века. Системы Ж.Демени, Ф.Дельсарта, Э.Ж.Далькроза. Танец-модерн:
Айседора Дункан, Марта Трахем, Хосе Лиман. Развитие ритмической
гимнастики в России - «Институт ритма» С.Волконского, «Студия
пластического движения» З.Г.Вербовой, школа ритмопластического
движения в Московском театральном техникуме им. Луначарского,
Центральный институт физической культуры. Деятельность Л.Матис-
Лансона, С.В.Краминой, В.В.Матова, Т.С.Лисицкой. Массовое развитие
ритмической гимнастики в конце 20 века. Ритмическая гимнастика на
телевидении.
Влияние ритмической гимнастики на организм человека – 1 час.
Теория. Профилактика заболеваний (опорно-двигательного аппарата,
сердечнососудистой системы, избыточного веса ) средствами
ритмической
повышение работоспособности,
положительные эмоции. Медицинские противопоказания к занятиям
ритмической гимнастикой. Процесс регуляции различных функций
организма во время занятий. Ритмическая гимнастика как средство
для снижения веса.
Основы ритмической гимнастики -1час.
Теория. Выбор режима занятий. Уровни нагрузки в ритмической
гимнастике, измерение пульса, самоконтроль за переносимостью
нагрузки. Понятия «темп, амплитуда, напряжённость действий,
количество повторений».
структура
комплексов (движения отдельными звеньями тела типа сгибаний и
разгибаний, поворотов и вращений, махи. Разновидности ходьбы и
бега, подскоки, прыжки; элементы вольных упражнений и
художественной
танцевально-хореографические
элементы) и особенности их выполнения. Схема занятия (разминка,
основная часть,
расслабляющие,
упражнения на гибкость,
дыхательные).
Комплексы ритмической гимнастики – 64 часа.
Практика.
Комплекс № 1 -20 часов
-разучивание упражнений -2 часа
-приобретение навыков в выполнении упражнений -10 часов
-выполнение комплекса с полной нагрузкой и в высоком темпе -8 часов
Комплекс № 2 -24 часа
-разучивание упражнений -2 часа
-приобретение навыков в выполнении упражнений -12 часов
-выполнение комплекса с полной нагрузкой и в высоком темпе -10
часов
Комплекс № 3 -20 часов
Назначение упражнений,
гимнастики;-разучивание упражнений -2 часа
-приобретение навыков в выполнении упражнений -10 часов
-выполнение комплекса с полной нагрузкой и в высоком темпе -8 часов
Итоговое занятие – 2 часа
Тестирование. Ведение индивидуального «Дневника здоровья»
Участие в массовых мероприятиях – 2 часа
Участие в концертных программах учреждения.
В каждой группе проводится вводный, промежуточный и
Средства контроля
итоговый контроль.
Формы подведения итогов:
- тестирование;
- выступления;
- контрольные нормативы ОФП.
Учебно–методические средства обучения
1. Обучающие программы на DVD-дисках:
1. Классическая аэробика
2. Худеем танцуя.
3.Стрит-Дэнс.
-Подборка современной музыки на CD и DVD-дисках.
-Конспекты занятий
- Электронные книги по ритмической гимнастике. Лекционный
материал.
Беседы: Об истории ритмической гимнастики. О влиянии ритмической
гимнастики на организм человека.
2. Материалы по индивидуальному сопровождению развития
обучающихся:
- тесты по итоговой аттестации обучающихся;
- материалы по работе с родителями (тесты, памятки, рекомендации,
анкета
«Степень удовлетворённости воспитанников и родителей
образовательным
процессом»).
- Методические рекомендации для обучающихся:
• выполнение упражнений;
• от простых движений к сложным;
• определение физической нагрузки путём подсчета пульса;
• определение оптимального режима занятий;
3. Материалы по работе с детским коллективом:
Методики диагностики сформированности коллектива:
(Методика Р.С. Немова);
- «Социально-психологическая
самоаттестация коллектива»- «Какой у нас коллектив» (методика А. Н. Лутошкина);
- «Наши отношения» (методика Л. М. Фридмана);
Жедуновой);
- Анкета для старшеклассников.
классного
руководителя. - Волгоград: Учитель, 2005.)
Анкеты
- «Изучение познавательных потребностей»;
- «Изучение дружеского окружения школьника».
- «Определение уровня воспитанности школьника»;
выступлений.
Конспекты открытых занятий,
Список использованной литературы
программы показательных
- «Психологическая атмосфера в коллективе» (методика Л. Г.
(Из книги: Панченко Н. А. Педагогическая диагностика в работе
1. Баженова, Н.А. Музыкальное сопровождение на уроках
физической культуры / Н.А. Баженова. – Барнаул: изд-во БГПИ,
1992. – 31 с.
2. Баженова, Н.А. Ритмическая гимнастика/ Н.А. Баженова. –
Барнаул: изд-во БГПИ, 1993. – 56 с.
3. Баженова, Н.А. Аэробика. Спортивный фитнесс / Н.А. Баженова. –
Барнаул: изд-во БГПУ, 2003. – 55 с.
4. Барканова, Е.А. Степ-аэробика на занятиях по физической
культуре. Методические рекомендации / Е.А. Барканова; Бийский
пед. гос. ун-т им. В.М.Шукшина. – Бийск: БПГУ имени
В.М.Шукшина, 2006. – 31
5. Боген, М.М Обучение двигательным действиям/ Боген, М.М. – М.:
Физкультура и спорт, 1985. – 192 с.
6. Казакевич, Н.В. Ритмическая гимнастика: метод. пособие. /
Н.В Казакевич, Е.Г Сайкина, Ж.Е Фирилёва. – СПб., 2001. – 205с.
7. Коричко, Ю.В. Методика применения ритмической гимнастики на
уроках физической культуры в 5-7 классах / Ю.В. Коричко. – Омск,
2000. – 215 с.
8. Коровкин, Ф.Я. «Йога - закалка тела, воспитание души,
врачевание недугов» / Ф.Я.Коровкин – Ярославль, 1991. -193с
9. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. 9-е изд./ Г. Крайг, Д.
Бокум - СПб.: Питер, 2005. – 321с.
методика
Аэробика:
оздоровительных занятий / Е.С. Крючек. - М.: Терра-спорт:
Олимпия - Пресс, 2001. – 61 с.
11. Крючек, Е.С., Нетрадиционные виды гимнастики в массовой
физкультурно-оздоровительной работе: Учебное пособие./ Е.С.
Крючек, Л.Т. Кудашева, А.А. Сомкин, О.М.Малышева. - СПб., 1994.-
211 с.
12. Кряж, В.Н., Гимнастика. Ритм. Пластика./ Кряж В.Н – Минск. 1987.
13. Кудра,Т.А., Аэробика и здоровый образ жизни: Учебное
содержание,
10.
Крючек,
Е.С.22.
24.
25.
23. Назаренко,
Л.Д.,
пособие./Т.А. Кудра. Владивосток. 2001.-219с.
14. Купер К. Аэробика для хорошего самочувствия / К.Купер. - 2-е
изд., доп., перераб. - М.: Физкультура и спорт, 1989. - 224 с.
15. Лисицкая, Т.С. Ритмическая гимнастика, 230 упражнений / Т.С.
Лисицкая. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 96 с.
16. Лисицкая, Т.С., Аэробика: В 2 т./ Т.С. Лисицкая, Сиднева Л.В – М.
2002. - 212с.
17. Ломова, О.А. Лестница, ведущая к здоровью/ О.А. Ломова //
Физическая культура в школе. - 2003. - № 2. – С. 53-60.
18. Макланов , А. Г. Общая психология. /А. Г. Макланов- СПб.: Питер,
2001. - 592 с.
Максименко, С. Д. Общая психология./С.Д. Максименко - СПб.:
19.
Рефл-бук, 2004. - 528 с.
20. Матов, В.В., Матова, М.А. «Ритмическая гимнастика для
школьников», «Знание», Москва, 1989// «Физкультура и спорт»,
№4.
21. Менхин ,Ю.В., Менхин, А.А., Оздоровительная гимнастика: Теория
и методика./ Ю.В. Менхин, А.А. Менхин. – Ростов н/Д., 2002.-125 с.
Методические рекомендации для проведения занятий по
ритмической гимнастике с учащимися 1-11 классов средней
школы/ сост.: Г.Н. Пшеничникова, Л.В. Лебедева, А.Ф. Караваев. –
Омск: ОГИФК, 1993. – 47 с.
Оздоровительные основы физических
упражнений. /Л.Д. Назаренко – М. 2002.-234 с.
Оздоровительное воздействие движений (нетрадиционные
виды гимнастики). Методические рекомендации. - Барнаул,
1998.-212 с.
Основы подготовки и проведения занятий по ритмической
гимнастике [ Методические рекомендации для высших учебных
заведений. – М,1996.
Подласый, И. П. Педагогика. 1,2 том./И. П. Подласый - М.:
Владос, 1999.
Радугин, А. А. Психология и педагогика./ А.А. Радугин. М.:
Центр, 2002, - 256 с.
Ротерс, Т.Т. «Музыкально-ритмическое воспитание и
художественная гимнастика», «Просвещение», 1989. – 352 с.
Рыкова, Л.А. Развитие восприятия ритма средствами
ритмической гимнастики: учебно-методическое пособие для
студентов педвуза / Л.А Рыкова: Бийский пед. гос. ун-т им. В.М.
Шукшина. – Бийск: БПГУ им. В.М. Шукшина, 2006. - 62 с.
30. Тюрин, А., Самомассаж. / А. Тюрин.– СПб.. 1997.
31. Фирилёва, Ж.Е. Методическая разработка и материалы к
проведению занятий по ритмической гимнастике в школе./ Ж. Е.
Фирилева – Л. 1987.
32. Фирилёва, Ж.Е. Танцевально-игровая гимнастика «СА-ФИ-Дансе»
для детей: Учебно-методическое пособие для педагогов
дошкольных и школьных учреждений. / Фирилёва, Ж.Е., Сайкина
26.
27.
28.
29.33. Хендерсон, Л., Релаксация: Учитесь расслабляться (Советы
Ред.
Шипилина, И.А. Аэробика./ И.А. Шипилина. – Ростов н/Д.:
Е.Г.– СПб., 2000.
врача) /Перевол с англ.
Р.А.Александровой. – СПб.:2003
«Феникс»,2004.- 125 с.
34.
Н.А.
Кириленко/ Под.
Литература для детей:
1. Гуревич, И.А. «1500 упражнений для круговой тренировки». /
2. Коркин ,В.П. «Гимнастика и акробатика в семье»./ В.П. Коркин. –
3. Коровкин,
Ф.Я. «Йога - закалка тела, воспитание души,
4. Лисицкая, Т.С. Ритмическая гимнастика, 230 упражнений/
5. Михайлова, Э.И. Ритмическая гимнастика./ Э.И. Михайлова.- М.:
6. Шипилова, С.Г. Комплексы ритмической гимнастики
/
И.А. Гуревич.- Минск.: «Высшая школа», 1976.-200 с.
Минск.: «Полымя», 1986.- 137 с.
врачевание недугов». Ф.Я. Коровин.- Ярославль.: 1991.
Т.С. Лисицкая. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 96 с.
«Московская правда», 1987.
С.Г. Шипилова. – Кишинев.: Universitas, 1992. – 100 с.