Рабочая программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту, составлена на основе авторской программы Т.А. Ладыженской и обеспечена учебниками «Риторика» для 11 кл., под ред. Т.А. Ладыженской (Учебники для 11-го класса утверждены Министерством образования Российской Федерации). Этот предмет выполняет важный социальный заказ – учит успешному общению, то есть взаимодействию людей в самых различных сферах деятельности.Предлагаемый курс школьной риторики направлен на формирование коммуникативных (риторических) умений.
ПРОГРАММА И ПЛАНИРОВАНИЕ 10.doc
ПРОГРАММА И ПЛАНИРОВАНИЕ
РИТОРИКА
10 КЛАСС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа
государственному
образовательному стандарту, составлена на основе авторской программы Т.А.
Ладыженской и обеспечена учебниками «Риторика» для 11
кл., под ред. Т.А.
Ладыженской (Учебники для 11го класса утверждены Министерством образования
Российской Федерации).
соответствует Федеральному
Предлагаемый курс школьной риторики направлен на формирование
коммуникативных (риторических) умений. Этот предмет выполняет важный социальный
заказ – учит успешному общению, то есть взаимодействию людей в самых различных
сферах деятельности.
Современная школьная риторика учитывает достижения лингвистической науки (в
частности, лингвистики текста), психологии восприятия и порождения речи, теории
общения и других смежных наук. Вместе с тем современная школьная риторика –
самостоятельный учебный предмет. У этого предмета свои задачи – обучение умелой,
искусной, а точнее – эффективной речи. Поэтому в центре риторики – обучение
эффективному общению, общающийся человек.
Может возникнуть вопрос: что же понимается под эффективным общением (какое
общение можно считать эффективным). Безусловно, эффективное общение предполагает
следование нормам литературного языка. Однако этого недостаточно. Эффективное
общение – это результативное общение, при котором реализуется коммуникативное
намерение, коммуникативная задача (интенция) как практического, так и духовного плана.
Например: я прошу о чемто (практическая коммуникативная задача) и получаю то, о чем я
прошу. Я хочу разделить горе человека, утешить его (коммуникативная задача духовного
плана), и мне это удается.
В сущности, в классической риторике всегда имелась в виду эффективность речи,
когда давались рекомендации, как следует готовиться к выступлению, учитывать
аудиторию и устанавливать с нею контакт, как реализовывать свой замысел, оценить свою
речь и т.д.
Главное внимание уделяется формированию риторических умений двух типов:
первые (У–1) связаны с умением анализировать и оценивать общение (например,
степень его эффективности, корректность поведения, уровень владения языком);
вторые (У–2) – с умением общаться – в пределах, обозначенных в блоке «Речевые
жанры», когда оценивается умение ориентироваться в ситуации, например,
учитывать адресата, аудиторию; формулировать свое коммуникативное намерение;
определять свои неудачи и промахи и т.п.
Методы и приемы преподавания
Курс риторики в школе – сугубо практический. Если мы действительно хотим
научить эффективному общению, т.е. такому общению, при котором говорящий достигает
своей коммуникативной задачи – убедить, утешить, склонить к какомунибудь действию и
т.д., то на уроках риторики дети должны как можно больше сами говорить и писать.
Большая часть времени уделяется практике.
Конечно, на уроках риторики имеют место и такие методы и приемы преподавания,
как вступительное и заключительное слово учителя, беседа и т.д. Однако на уроках
риторики особое место занимают специфические приемы работы, а именно:
риторический анализ устных и письменных текстов, речевой ситуации;
риторические задачи;
риторические игры. Курс школьной риторики должен вестись так, чтобы вызвать у учеников размышления
о том, что такое взаимопонимание, контакт между людьми, как важно владеть словом в
современном мире, о том, какое это бесценное богатство.
Эти размышления, связанные с проблемами эффективности общения, составят основу
для формирования у выпускников школы взглядов, вкусов, идей, имеющих
общекультурную ценность. Поэтому в разработанную нами программу мы включаем такой
компонент, как риторические идеи.
Виды работ на уроках риторики.
Цель заданий из рубрики «Наедине с собой» заключается в том, чтобы
стимулировать желание, потребность выпускников не только анализировать, но и – главное
– предвидеть возможный результат собственных речевых поступков. Эти задания
направлены на рефлексию речевого поведения. Во – первых, для того, чтобы
старшеклассник, оказавшись впоследствии в определённой ситуации общения мог избежать
ошибок. Во – вторых, для того, чтобы выпускник школы мог максимально объективно
соотнести собственные убеждения и ситуацию общения. В – третьих. Для того, чтобы
старшеклассник задумался над своими собственными нравственными качествами.
Предлагаемые тесты так или иначе выявляют отношение детей к окружающим.
Большинство заданий этой рубрики предлагаются школьникам для размышлений в
домашней обстановке, наедине с собой – неслучайно и рубрика названа именно так, однако
некоторые из заданий могут быть рассмотрены и в классе.
Проведение речевых разминок на уроках риторики необходимо: разминки
обеспечивают систематическую работу по технике речи и контроль за данной работой;
разминки позволяют учесть индивидуальные возможности и потребности каждого ученика;
разминки нацеливают на осмысленную самостоятельную тренировку техники речи в
дальнейшем.
Речевые разминки содержат дыхательные, дикционные и интонационные
упражнения.
Содержание курса
Умения
Понятийная часть
Диагностика (2ч.)
логоса
Анализировать тексты с точки зрения этоса
(этики),
(последовательности,
логичности),
пафоса (эмоциональности,
экспрессии).
Различать общение и псевдообщение.
Истоки древней риторики – этос, логос,
пафос. Современная риторика как наука,
которая учит общению. Псевдообщение.
Общительность. Общительный человек (1 ч.)
Различать оправданную и неоправданную
общительность.
Отличать общительность и
коммуникативную активность.
Общительность как одна из важнейших
характеристик человека. Причины не
общительности. Общительность и
коммуникативная активность, их сходство и
различия.
Герменевтика (2 ч.)
Выделять микротексты в процессе
медленного чтения.
Сформировать вдумчивого читателя,
постигающего замысел автора.
Герменевтика как наука, которая помогает
стать настоящим читателем. Медленное
чтение. Взаимосвязь микротекстов.
Наращивание смысла. Риторика уважения и сопереживания (3 ч.)
Соблюдать правила речевого общения как
выражение уважения к коммуниканту.
Уместно выражать свои чувства в процессе
общения.
Ответственно относиться к данному
обещанию.
Речевые правила поведения, их значение.
Вежливость в различных речевых ситуациях.
Эмпатия как сопереживание в процессе
общения.
Жанр «Обещание», его особенности.
Обидное общение (3 ч.)
Различать жанры обидного общения.
Пользоваться различными приёмами
реакции на обидные высказывания
коммуниканта (игнорирование,
переключение внимания, использование
формул речевого этикета, юмор и др.).
Понятие об обидном общении. Жанры
обидного общения (оскорбление, угроза,
насмешка, невежливый отказ и др.).
Приёмы предупреждения и снятия грубости,
резкости, бестактности.
Речевые жанры (3 ч.)
Определять речевые жанры, указывать их
характерные признаки.
Выбирать речевой жанр в зависимости от
цели высказывания, адресата и т. д.
Связь между общей и частной риторикой.
Роды, виды, жанры (речи).
Жанрообразующие признаки. Многообразие
речевых жанров, их типология.
Заголовочный комплекс (ЗК) (1 ч.)
Находить и определять элементы ЗК.
Разграничивать понятия «название» и
«заголовочный комплекс».
Пользоваться в своём письменном
высказывании элементами ЗК.
Структура газетной статьи; элементы ЗК
(рубрика,
подзаголовок,
надзаголовок, вставка, врезка и др.).
Заглавие и название, их соотношение.
заголовок,
Цитаты в ораторской и информационной речи (1 ч.)
Анализировать текст с чужой речью,
определять функцию цитат. Использовать
уместно цитаты в своей речи.
Цитата как разновидность речи. Автоцитата.
Функции цитат.
Прецедентные тексты (2 ч.)
Определять прецедентные («окаменевшие»,
«отточенные») тексты, их значение в
высказывании.
Уместно использовать прецедентные тексты
в своих высказываниях.
Прецедентные тексты как тексты, хорошо
известные окружению говорящего,
пишущего.
Пародийные прецедентные тексты.
Жанры несогласия (2 ч.)
Различать отказ и вежливый отказ;
возражение и вежливое возражение; протест
как категорическое возражение.
Использовать средства выражения
вежливости в жанрах несогласия.
Отказ, возражение, протест как жанры
несогласия.
Значение смягчающих словесных средств,
интонации, мимики, жестов.
Протест как категорический отказ
(требование).
Как убеждать в споре (3 ч.)
Анализировать приёмы аргументации,
различать позволительные приёмы в
аргументации оппонента.
Использовать известные приёмы разрешения
конфликтов.
Ошибки и уловки, позволительные и
непозволительные приёмы аргументации.
Конфликт и конфликтная ситуация.
Способы противостояния непозволительным
приёмам аргументации.
Проблемная статья (2 ч.)
Анализировать проблемную статью:
определять стиль, вычленять её основные
части, формулировку проблемы,
Проблема и проблемная статья.
Особенности проблемной статьи как
публицистического жанра. аргументацию выдвинутого положения
(призыв), языковые средства.
Создавать проблемную статью на
злободневные для учеников темы.
Употребление риторических фигур.
Официальный тост (1 ч.)
Анализировать ситуацию, объясняющую
употребление официального тоста; его
особенности.
Создавать официальный тост
(применительно к школьным ситуациям).
Официальная обстановка – официальное
общение – официальный тост. Особенности
официального тоста. Элементы
публицистического и разговорного стилей.
«Украшения» в официальных тостах.
Школьный сценарий (2 ч.)
Анализировать готовые сценарии, выделяя
их основные структурные части.
Создавать сценарии на близкие для
учеников темы.
Сценарий и инсценировка, их сходство и
различия.
Школьный сценарий, его особенности.
Дистантное общение и современная техника (2 ч.)
Анализировать дистантное деловое
общение.
Создавать деловые письма по образцам.
Пользоваться вербальными и невербальными
средствами дистантного общения.
Создавать речевые жанры дистантного
общения.
Дистантное общение, его особенности.
Деловое общение по телефону.
Компьютер в деловой переписке.
Особенности переписки по электронной
почте.
Диагностика (2 ч.)
Анализировать тексты с точки зрения этоса
(этики),
(последовательности,
логичности),
пафоса (эмоциональности,
экспрессии).
логоса
Древняя и современная риторика (2 ч.)
Резервные часы.
№
КОЛ.
ЧАСОВ
1
2
3
4
5
6
7
8
1
1
1
1
1
1
1
1
ТЕМА ЗАНЯТИЯ
СОДЕРЖАНИЕ
1. Диагностика (2ч.)
Проверим себя. Древняя и современная риторика.
Развитее риторики.
Четвёртое «К». Каким бывает псевдообщение.
2. Общительность. Общительный человек
(1 ч.)
Стр. 89, 1022
Стр. 2328
Что такое общительность (коммуникабельность)?
От чего зависит общительность?
Стр. 2930, 3136
3. Герменевтика (2 ч.)
Умеете ли вы читать? Что такое герменевтика?
Интерпретация как истолкование литературного
произведения. Читатель – интерпретатор.
Стр. 3742
Стр. 4347
4. Риторика уважения и сопереживания (3 ч.)
Риторика уважения и сопереживания. Постулаты
риторики и русские пословицы.
Для друга всё не туго. Будь своему слову господин. Стр. 5052, 5761
Я сопереживаю и … Эмпатия в речевых жанрах.
Стр. 53 56
Стр. 4849 9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
5. Обидное общение (3 ч.)
Что такое обидное общение? Почему возникает
обидное общение?
Не ножа бойся – языка! Я не угрожаю – я
предупреждаю!
Не руби с плеча! Подведём итоги.
6. Речевые жанры (3 ч.)
Вспоминаем изученное. Роды, виды, жанры.
Речевые жанры.
Типология речевых жанров.
7. Заголовочный комплекс (ЗК) (1 ч.)
Основные элементы ЗК газеты. Необязательные
элементы ЗК.
8. Цитаты в ораторской и информационной речи
(1 ч.)
Что представляет собой цитата? Функции цитат в
ораторской и информационной речи. Правила
цитирования.
9. Прецедентные тексты (2 ч.)
Стр. 6269
Стр7078
Стр. 79 88
Стр. 110 116
Стр. 116122
Стр. 122 125
Стр. 126139
Стр.140148
«Окаменевшие отточенные тексты». Тексты ли это? Стр.149154
Стр.155157
Где – то я уже это слышал… учимся использовать
прецедентный текст.
10. Жанры несогласия (2 ч.)
Вспоминаем изученное. Отказ от предложения руки
и сердца.
Возражая, оставайтесь вежливым. Когда и как мы
протестуем.
Стр. 163172
Стр.173180
11. Как убеждать в споре (3 ч.)
Что мы знаем о споре? Типичные ошибки при
выдвижении аргументов.
Конфликтная ситуация. Конфликт. Приёмы
устранения конфликтов.
Защищайтесь, сэр! Как противостоять
непозволительным приёмам аргументации.
12. Проблемная статья (2 ч.)
Что такое проблема. Вспоминаем изученное.
Пишем проблемную статью.
13. Официальный тост (1 ч.)
Неофициальные и официальные тосты. Особенности
официальных тостов. Торжественный вечер –
торжественные тосты.
14. Школьный сценарий (2 ч.)
Сценарий и инсценировка – это одно и то же?
Структурно – смысловые части сценария.
Особенности школьных сценариев.
15. Дистантное общение и современная техника
(2 ч.)
Использование факсов. Вспоминаем изученное.
Телефонный разговор или деловое письмо?
Изобретаем, располагаем, выражаем … в деловых
письмах?
Стр.181186
Стр.187194
Стр. 195203
Стр.204211
Стр.211218
Стр.218228
Стр. 228 238
Стр.238242.
Стр.243244
Стр.245256 31
32
33
34
2
2
16. Диагностика (2 ч.)
Проверим себя: ответим на вопросы, обсудим,
поразмышляем…
17. Древняя и современная риторика (2 ч.)
Резервные часы.
Стр. 257258
Рабочая программа по риторике 10 класс
Рабочая программа по риторике 10 класс
Рабочая программа по риторике 10 класс
Рабочая программа по риторике 10 класс
Рабочая программа по риторике 10 класс
Рабочая программа по риторике 10 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.