Рабочая программа по риторике для 5 класса составлена на основе программы по риторике для основной школы в рамках образовательной программы «Школа 2100» под редакцией Т. А. Ладыженской.
На изучение программного материала выделяется 35 ч, в неделю – 1 ч. В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения риторики на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по риторике. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся.Рабочая программа по риторике для 5 класса составлена на основе программы по риторике для основной школы в рамках образовательной программы «Школа 2100» под редакцией Т. А. Ладыженской.
5 кл., риторикаПояснительная записка.docx
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по риторике для 5 класса составлена на основе
программы по риторике для основной школы в рамках образовательной
программы «Школа 2100» под редакцией Т. А. Ладыженской.
На изучение программного материала выделяется 35 ч, в неделю – 1 ч.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения риторики на
ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к
Примерной программе по риторике. В ней также заложены возможности
предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных
умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых
компетенций.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с
преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях
обучения,
а также возрастными
особенностями развития учащихся.
логикой внутрипредметных связей,
Учебное и учебнометодическое обеспечение
1. Васильева, Т. В. Упражнения по дикции : согласные звуки : учеб. пособие/ Т. В.
Васильева. – М. : Просвещение, 1988.
2. Дородных, А. И. Грамматика речевого общения / А. И. Дородных. – Харьков : Издво
Харьковского унта, 1987.
3. Иванова, С. Ф. Говори!.. : уроки развивающей риторики / С. Ф. Иванова. – М. : Школа
Пресс, 1997. – 400 с.
4. Корнилова, Е. Н. Риторика – искусство убеждать. Своеобразие публицистики античной
эпохи : учеб. пособие / Е. Н. Корнилова. – М. : Издательство Московского университета, 2010.
5. Сопер, Поль Л. Основы искусства речи / Поль Л.Сопер ; пер. с англ. С. Д. Чижовой ;
под ред. К. Д. Чижова, Л. М. Яхнича. – Ростов н/Д. : Феникс, 2005. – 448 с.
6. Школьная риторика. 5 класс : учеб. пособие для общеобразоват. школы : в 2 ч. / под ред.
Т. А. Ладыженской. – 2е изд. – М. :Баласс, 2013.
7. Школьная риторика. 5 класс : метод. рекомендации / под ред. Т. А. Ладыженской. –
М. :Баласс, 2004. Учебнотематический план
Тема
Колво
часов
Общение
Виды общения
Главный секрет Демосфена
Речь правильная и хорошая
Учимся писать и редактировать
Будьте вежливы
Учимся слушать
Учимся читать
Текст
Вторичные тексты
Давайте говорить друг другу комплименты
Объявления
«Что произошло хоть раз»
Спорить или ссориться?
Сочините сказку
Начало моей биографии
Распределение часов на основе
Примерной программы основного общего образования
2
2
2
3
1
2
2
2
4
1
1
2
2
1
6
2
по годам обучения (5–6 кл.)
Всего
часов
разделов
Наименование
5 класс
6 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
№
п/п
2
1
Общение
1
Виды общения
2
Голос
3
4 Жесты
5
6
Учимся слушать
Побеседуем
4
2
2
1
1
2
3
4
4
2
2
4
2
5
2
2
1
1
2
2 .
2
Речевые жанры
Учимся читать
Учимся отвечать
Речь правильная и хорошая
1
7
8
9
10 Учимся редактировать
11 Будь вежлив
12
13 Вторичные тексты
14 Объявления
15 Что произошло хоть раз
16 Спор
17 Сказки
18 Личное письмо
19 Интервью
20 Дневниковые записи
4
2
3
1
2
4
1
2
2
1
6
3
4
3
4
1
3
6
4
2
5
2
8
2
2
2
5
2
3
1
1
2
3
3
1
2
2
2
2
Тематика соответствуют Примерной программе по риторике основного
общего образования (базовый уровень).
Учет межпредметных связей в преподавании риторики позволяет более
рационально использовать изучение нового материала путем устранения
дублирования между новым и уже изученным содержанием. Межпредметные
связи прослеживаются как вертикальные (между ступенями образования), так и
горизонтальные (на одной ступени обучения) между риторикой и другими
предметами.
в риторике: звук, антоним, переносное
значение слова, фразеологизм, чтение
текстов
в риторике: развитие языка, сведения о
великих мыслителях Древней Греции
в риторике: звук, диапазон,
благозвучность, гибкость, артикуляция,
дикция
в риторике: звуки речи, функция языка,
речь
в литературе: звукопись, рифма,
антитеза, устойчивое выражение, чтение
текстов
в истории: развитие общества, великие
мыслители Древней Греции
в музыке: голос, тон, речитатив, тембр
в анатомии: речевой аппарат в риторике: редактирование текста
в информатике: текстовый редактор,
редактирование и форматирование текста,
создание Webстраниц
Наиболее распространенной является интеграция риторики с литературой,
биологией, изобразительным искусством, музыкой, информатикой. А также эти
связи могут переплетаться еще теснее, где интегрируются не два предмета, а три
и даже больше. Такие уроки способствуют глубокому «проникновению учащихся
в слово», помогают формированию грамотной устной и письменной речи
учащихся, ее развитию и обогащению, развивают эстетический вкус, умение
понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной
природы.
Содержание тем учебного курса(35 ч)
Содержание тем учебного курса
Общение (2 ч)
Общение. Степень эффективности общения. Уровень владения языком. Корректность
поведения. Коммуникативная задача. Адресат – кто он? Содержание речи.
Слово ритора меняет ход истории
Виды общения (2 ч)
Виды общения по количеству общающихся. Общение словесное – несловесное. Жесты,
мимика, интонация. Невербальные средства общения. Вербальный, интонационный и
кинетический (жестомимическое поведение) компоненты индивидуального стиля. «Язык
внешнего вида» (язык телодвижений и жестов). Функции жестов в общении (изобразительная,
реагирующая, указательная, регулирующая). Взаимодействие жестов и мимики, жестов и
телодвижений в процессе общения
Главный секрет Демосфена (2 ч)
Демосфен – греческий оратор. Качества голоса: благозвучность (чистота и ясность тембра);
широкий диапазон по высоте, громкости и тембру, гибкость, подвижность; выносливость
(стойкость); адаптивность (приспособление к условиям общения); помехоустойчивость.
Развлекательные и поучительные жанры. Скороговорки и докучные сказки – произведения
устного народного творчества. Суггестивность (способность голоса внушать эмоции и влиять
на поведение адресата)
Речь правильная и хорошая (3 ч)
Речь правильная и речь хорошая. Правильность и чистота речи. Выразительность речи.
Проявление выразительности в текстах различных жанров и стилей. Условия и средства
создания выразительности. Тавтология. Нормы русского литературного языка. Норма как
социальное явление. Типы выразительности (содержательная, структурная, интонационная,
эмоциональная и др.), формы их проявления. Виды точности (фактическая, предметная, понятийная, образная) Окончание табл.
Учимся писать и редактировать (1 ч)
Правки текста. Виды правки
Будьте вежливы (2 ч)
Культура речевого поведения. Этикетные правила речевого поведения. Максимы такта,
одобрения, скромности, согласия. Средства их выражения. Речевая этика
Учимся слушать (2 ч)
Слушание. Правила для слушающего. Рефлексивное и нерефлексивное слушание. Основные
способы слушания: немолчаливое (рефлекторное) и молчаливое (нерефлекторное)
Учимся читать (2 ч)
Чтение и его суть. Значение установки. Вид чтения. Прогнозирование характера текста по его
названию, эпиграфу, фамилии автора. План текста
Текст (4 ч)
Текст (высказывание) как единица общения, как продукт социального взаимодействия. Текст
как динамическая единица. Основные признаки текста. Ключевые слова. Типы заголовков.
Типология текстов. Тема и микротема. Правила осмысленного чтения. Социальная функция
текстов. Категории текста (информативность, цельность и связность, завершенность,
модальность и др.)
Вторичные тексты (1 ч)
Первичные и вторичные тексты. Переложение, пересказ, изложение
Давайте говорить друг другу комплименты (1 ч)
Комплимент, похвала, похвальба. Виды речевых действий, направленных на подбадривание
собеседника
Объявления (2 ч)
Речь деловая. Объявления. Характерная особенность объявлений. Способы восприятия.
Афишаобъявление. Особенности афиши
Рассказ. Структурные части рассказа. Письменный рассказ. Адресат
«Что произошло хоть раз» (2 ч)
Спор – ссора
Спорить или ссориться? (1 ч)
Сочините сказку (6 ч)
Художественная речь, сказочная речь. Волшебные сказки. Сюжет волшебной сказки,
сказочные элементы. Сказки в «заданном ключе». Сказки «наизнанку»
Автобиография. Родословная. Родословное древо. Рассказ о своих предках
Начало моей биографии (2 ч) Средства обучения
1. Информационнокоммуникационные средства:
Обучающие программы* (см. Примечание):
Обучающая программа по риторике «Тропы и риторические фигуры».
Обучающая программа по риторике «Речевые ошибки. Дидактическая игра и
тестирование по теме».
Компьютерный слайдфильм по теме «Невербальное общение».
Компьютерная обучающая система «Топика».
2. Технические средства обучения:
Компьютер мультимедийный.
Мультимедийный проектор.
Экран проекционный.
Рабочая программа по риторике для 5 класса.
Рабочая программа по риторике для 5 класса.
Рабочая программа по риторике для 5 класса.
Рабочая программа по риторике для 5 класса.
Рабочая программа по риторике для 5 класса.
Рабочая программа по риторике для 5 класса.
Рабочая программа по риторике для 5 класса.
Рабочая программа по риторике для 5 класса.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.